Мониторинг законодательства РФ за период с 8 по 14 июля 2024 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
Госдума приняла закон о совершенствовании налоговой системы
Сегодня в окончательном - третьем чтении рассмотрен законопроект, которым вносятся изменения в НК РФ, направленные на уточнение параметров налогообложения корпоративных и личных доходов в целях справедливого и эффективного перераспределения налоговой нагрузки между различными слоями населения и секторами экономики.
Представлена актуальная редакция законопроекта о совершенствовании налоговой системы по состоянию на 09.07.2024
Текст законопроекта, вносящего масштабные изменения в НК РФ в рамках реформирования налоговой системы, подготовлен ко второму чтению. Доработанный законопроект планируется рассмотреть во втором чтении 9 июля 2024 года.
На период 2025 - 2027 годов предлагается сохранить действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания
Согласно проекту в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются, как и ранее, в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.
Также проектом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
Ко второму чтению доработан текст законопроекта, направленного на оптимизацию налогового администрирования и уточнение параметров налогообложения отдельными налогами
Так, например, в текст законопроекта включено положение, согласно которому Правительство будет вправе по 2028 год включительно издавать нормативные акты, предусматривающие, в частности, продление сроков уплаты налогов, страховых взносов и других обязательных платежей, а также сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности.
Увеличен со 100 до 400 рублей порог исчисленной налоговым органом общей суммы налогов, при котором уведомление на уплату налогов не направляется налогоплательщику в соответствии со статьей 52 НК РФ.
Также ко второму чтению внесены поправки, касающиеся применения НДС в отношении отдельных видов операций.
Включены положения, уточняющие порядок налогообложения НДФЛ материальной выгоды и некоторых иных видов доходов. Скорректирован порядок пересчета ранее исчисленной суммы НДФЛ.
Внесены уточнения в перечень не облагаемых доходов налогом на прибыль, предусмотренный ст. 251 НК РФ, а также перечень учитываемых в целях налогообложения расходов.
Ко второму чтению значительные уточнения коснулись размеров госпошлин.
Кроме того, в частности, в главу НК РФ о налогообложении налогом на имущество физических лиц предлагается также включить положения, устанавливающие дополнительные категории граждан, которым предоставляется льгота по данному налогу.
Представлена актуальная редакция законопроекта о совершенствовании налоговой системы по состоянию на 09.07.2024
Текст законопроекта, вносящего масштабные изменения в НК РФ в рамках реформирования налоговой системы, подготовлен ко второму чтению. Доработанный законопроект планируется рассмотреть во втором чтении 9 июля 2024 года.
Предлагается признать утратившими силу отдельные положения НК РФ, касающиеся предоставления инвестиционного налогового кредита резидентам зон территориального развития
С принятием закона утратят силу соответствующие положения статей 66, 67 и 68 НК РФ.
Предполагается, что федеральный закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Ко второму чтению подготовлен законопроект об оптимизации сбора и представления первичных статистических данных субъектами малого и среднего предпринимательства
В частности: на Правительство РФ возлагаются полномочия по утверждению перечня первичных статистических показателей и периодичности их сбора, а также порядка и периодичности проведения выборочных федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП; предусматривается, что сплошные федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет; вводится запрет на сбор информации у субъектов малого предпринимательства, не предусмотренной перечнями первичных статистических показателей, при этом в целях предотвращения ухудшения геополитической или экономической ситуации, оказывающей влияние на развитие отраслей экономики, а также в условиях чрезвычайной ситуации Правительство РФ будет вправе устанавливать особенности сбора информации у субъектов малого предпринимательства, предусматривающие в том числе частичную или полную отмену указанного запрета.
В целях информационного обеспечения официального статистического учета предусматривается создание государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных", посредством которой будет обеспечиваться в том числе формирование официальной статистической информации на основе первичных статистических данных и административных данных в соответствии с официальной статистической методологией, ведение личного кабинета респондента, уведомление респондента о проведении в отношении него федерального статистического наблюдения, формирование и ведение единых реестров, справочников и классификаторов в сфере официального статистического учета.
Порядок функционирования государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" устанавливается Правительством РФ. Субъекты официального статистического учета вправе создавать, развивать и эксплуатировать информационные системы, в которых осуществляются сбор, обработка и хранение первичных статистических данных, административных данных и формирование официальной статистической информации, при этом они должны быть интегрированы с государственной информационной системой "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных".
Также определено, что федеральное статистическое наблюдение проводится в том числе в отношении физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой. Указанные респонденты обязаны будут безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности либо частной практики и необходимые для осуществления официального статистического учета, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну.
Издан приказ о введении в действие на территории РФ трех новых документов Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)
Вводятся в действие:
МСФО "Соглашения о финансировании поставок (Поправки к МСФО (IAS) 7 и МСФО (IFRS) 7)";
МСФО "Международная налоговая реформа - модельные правила Компонента 2 (Поправки к МСФО (IAS) 12)";
МСФО "Отсутствие возможности обмена валют (Поправки к МСФО (IAS) 21)".
Обновлена форма представления в налоговые органы сведений о фактах первичной выдачи загранпаспорта, его замены, об изменениях содержащихся в нем персональных данных, а также о фактах подачи заявлений в случае его утраты
Утверждены также порядок заполнения указанной формы и формат ее представления в электронной форме.
Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Обновлена методика проведения оценки финансово-хозяйственного состояния юрлиц на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"
Проведение оценки осуществляется по запросу юрлица о предоставлении выписки, направляемому через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В ЛКН предусмотрен выбор шаблона выписки (формы приведены в приложениях к приказу).
Методика предусматривает проведение двухэтапной оценки юрлица, от которого поступил запрос, в соответствии с определенными критериями (это, в частности, отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет, отсутствие сведений о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, масштаб деятельности организации в зависимости от объема выручки, налоговая нагрузка и пр.).
Утвержден порядок ведения справочника рисков в целях налогового мониторинга (СРИСК)
Объектами классификации являются риски, связанные с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ в целях налогового мониторинга.
Утвержден порядок ведения Справочника этапов бизнес-процесса для целей налогового мониторинга (СЭБП)
Справочник является составной частью Системы классификации и кодирования технико-экономической информации и разработан в целях автоматизации проведения налогового мониторинга, стандартизации представляемой организациями информации об этапах бизнес-процессов и производственно-логистических цепочках.
Объектами классификации являются этапы бизнес-процесса, используемые налогоплательщиком в производственной деятельности, для передачи сведений об этапах бизнес-процесса и производственно-логистических цепочках либо цепочках по оказанию услуг, выполнению работ внутри группы компаний.
Утвержден порядок ведения Справочника видов транспорта и транспортировки товаров для целей налогового мониторинга (СВТТ)
Объектами классификации являются виды транспорта и транспортировки товаров, используемые налогоплательщиком при перемещении (транспортировке) полезных ископаемых, продуктов переработки, готовой продукции, для передачи сведений об этапах бизнес-процесса и производственно-логистических цепочках либо цепочках по оказанию услуг, выполнению работ внутри группы компаний.
Утвержден порядок ведения Справочника видов полезных ископаемых для целей налогового мониторинга (СВПИ)
Объектами классификации являются виды полезных ископаемых, используемые налогоплательщиком в производственной деятельности, для передачи сведений об этапах бизнес-процесса и производственно-логистических цепочках либо цепочках по оказанию услуг, выполнению работ внутри группы компаний.
Внесены уточнения в порядок отражения на счетах бухгалтерского учета кредитных организаций отдельных видов операций
Указанием, в частности, установлен порядок отражения в бухгалтерском учете кредиторской задолженности в виде авансовых платежей по уплате процентов по финансовому активу, а также операций по соглашениям о финансировании участия в кредите (займе) кредитной организацией - внешним участником.
Указание вступает в силу с 1 января 2025 года.
Внесены дополнения в порядок отражения кредитными организациями на счетах бухгалтерского учета операций с ценными бумагами
Внесенные дополнения, в частности, предусматривают порядок отражения в учете организации операций с цифровыми финансовыми активами.
Указание вступает в силу с 1 января 2025 года.
Установлен порядок отражения кредитными организациями в ОФР доходов и расходов по операциям с цифровыми финансовыми активами
Соответствующие дополнения внесены в главы 7 и 20 Положения Банка России от 24.11.2022 N 810-П "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями доходов, расходов и прочего совокупного дохода".
Указание вступает в силу с 1 января 2025 года.
Минфин сообщает о применении с 1 июля 2024 года НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки с привлечением для доставки товаров нескольких видов транспорта
К операциям по реализации услуг по международной перевозке товаров, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, применяется ставка НДС в размере 0 процентов.
В письме разъяснены условия применения указанной налоговой ставки НДС.
Сооружения для горнодобывающей промышленности (горные выработки) относятся к объектам недвижимого имущества и облагаются налогом на имущество организаций
Объекты, созданные для использования в производстве с целью выполнения технических функций, потребительские свойства которых с течением времени изменяются, не могут быть квалифицированы в качестве объектов природопользования для целей налогообложения.
В письме сообщается также, что сооружения для горнодобывающей промышленности и связанные с ними сооружения (включая горные выработки и их элементы) относятся к седьмой амортизационной группе.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
08.07.2024 Патентная система налогообложения не применяется к торговле по договорам, содержащим признаки договора поставки: заключены с ИП или юридическими лицами; покупатели использовали товары в предпринимательской деятельности, о чем было известно налогоплательщику
Налоговый орган начислил налогоплательщику налог по УСН, поскольку патентная система налогообложения не применяется в отношении торговли, осуществляемой по договорам поставки.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Заключенные налогоплательщиком с ИП или юридическими лицами договоры розничной купли-продажи содержали признаки договора поставки. Факт использования покупателями приобретенного у налогоплательщика товара в предпринимательской деятельности установлен в результате проверок покупателей. Количество реализованного товара, его специфика, указание в документах правового статуса контрагентов свидетельствуют об осведомленности налогоплательщика о приобретении товара покупателями не для личного использования. Сделки сопровождались выставлением счетов и счетов-фактур на отгрузку товара.
Поскольку торговля товарами на основе договоров поставки не относится к предпринимательской деятельности по ПСН, налоговым органом правомерно начислен налог по УСН.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2024 г. N Ф08-1974/24 по делу N А53-18675/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
09.07.2024 Счета-фактуры, которые налогоплательщик не отражал ни в одной из ранее поданных деклараций по НДС, не могут быть учтены налоговым органом, если пропущен трехлетний срок реализации права на вычет по НДС
Налоговый орган начислил НДС в связи с пропуском налогоплательщиком трехлетнего срока реализации права на налоговый вычет.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, при этом в книге покупок указаны счета-фактуры, которые не отражались ни в одной из ранее поданных деклараций по НДС.
Суд, принимая во внимание дату подачи уточненной декларации, даты счетов-фактур и принятия товара на учет, пришел к выводу о том, что налогоплательщик пропустил трехлетний срок реализации права на вычет по НДС.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2024 г. N Ф08-2283/24 по делу N А77-896/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
09.07.2024 Суд признал, что налоговый орган правомерно отказал в возврате переплаты по земельному налогу в связи с истечением срока давности, т. к. налогоплательщик самостоятельно исчислял и уплачивал налог за арендованный участок и не мог узнать об отсутствии у него права собственности только из письма Росреестра
Налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате переплаты по земельному налогу в связи с истечением срока давности.
Налогоплательщик полагает, что уплаченный им налог необходимо считать не "излишне уплаченным", а "ошибочно уплаченным", поскольку его не нужно было уплачивать, а об отсутствии у него права собственности на участок ему стало известно только из письма Росреестра.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Налогоплательщик самостоятельно исчислял и уплачивал земельный налог по участку, который был предоставлен ему в аренду для эксплуатации собственных объектов недвижимости. Это было установлено в рамках рассмотрения другого судебного спора.
Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что об отсутствии права собственности на участок ему стало известно только из письма Росреестра.
При этом суд отметил, что отсутствие у налогоплательщика должного контроля за исчислением и уплатой налогов в бюджет не может рассматриваться как законное основание для исчисления срока давности не с момента уплаты налогов, а с иного момента.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2024 г. N Ф08-2255/24 по делу N А32-18551/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
10.07.2024 Если налоговый орган не принимал мер бесспорного взыскания задолженности (кроме выставления требования) и срок обращения в суд пропущен, то задолженность не может быть взыскана
По мнению налоговой инспекции, с налогоплательщика следует взыскать задолженность по налогу и пени, поскольку у нее по техническим причинам отсутствовала возможность взыскать задолженность во внесудебном порядке.
Суд, исследовав материалы дела, не согласился с позицией налогового органа.
Инспекцией не было принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств в связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налога. Срок на взыскание задолженности в судебном порядке истек.
Суд пришел к выводу о том, что инспекция утратила возможность взыскания спорных сумм. При этом отсутствуют доказательства злоупотребления налогоплательщиком своими правами в рамках налоговых правоотношений, недобросовестного поведения, виновного уклонения от исполнения обязанности по уплате налога и пени.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 апреля 2024 г. N Ф05-7007/24 по делу N А40-139970/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
10.07.2024 Трехлетний срок на применение вычета НДС по несвоевременно подтвержденному экспорту не может быть исчислен с момента возникновения права на применение ставки НДС 0%
По мнению налогоплательщика, трехлетний срок на применение вычета НДС по несвоевременно подтвержденному экспорту исчисляется с момента возникновения права на применение ставки НДС 0%. Этот срок не связан с периодом отгрузки товара.
Суд, исследовав материалы дела, не согласился с позицией налогоплательщика.
В целях определения налоговой базы при осуществлении расчетов в иностранной валюте и выставлении счетов-фактур признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя. Таковыми являются товарные накладные, датированные периодами, в которых налогоплательщик произвел исчисление НДС.
Налогоплательщик вправе учесть суммы налоговых вычетов в течение установленного законом трехлетнего срока после окончания налогового периода, за который исчисляется к уплате налог. В данном случае этот срок пропущен.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 апреля 2024 г. N Ф05-3621/24 по делу N А40-151696/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
12.07.2024 Если по результатам камеральной проверки не составлен акт о нарушениях законодательства, то налоговый орган вправе не знакомить налогоплательщика с материалами
Налогоплательщик полагает, что налоговый орган необоснованно отказал в ознакомлении с материалами, послужившими поводом для оформления уведомления о вызове общества для дачи пояснений.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
По результатам анализа отчетности по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам налогоплательщику было направлено уведомление о вызове для дачи пояснений в связи с наличием информации о возможном занижении базы для начисления страховых взносов и выплаты заработной платы в "конвертах". Налогоплательщик, в свою очередь, неоднократно направлял заявления об ознакомлении с материалами проверки, на которые налоговый орган отвечал отказом.
В данном случае нарушений законодательства о налогах и сборах не было установлено, ненормативные акты инспекцией не составлялись, а уведомление было направлено для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов. Поэтому суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для ознакомления налогоплательщика с материалами, послужившими поводом для оформления уведомления (выдачи соответствующих копий, в том числе заявления гражданина).
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2024 г. N Ф04-1460/24 по делу N А70-14321/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
12.07.2024 Страхователь не подлежит ответственности, если допущенные им в форме СЗВ-М описки не привели к невозможности идентификации застрахованных лиц и к занижению базы по страховым взносам
По мнению страхователя, оснований для привлечения его к ответственности нет, поскольку допущенные им в отчете по форме СЗВ-М описки не привели к невозможности идентификации Отделением СФР застрахованных лиц и к занижению базы по страховым взносам.
Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами страхователя.
Суд установил, что исходные сведения представлены страхователем с соблюдением установленного срока, а допущенные им ошибки являются описками (опечатками), которые при правильном указании иных сведений (имени, фамилии, отчества, ИНН) позволили фонду идентифицировать застрахованное лицо.
Доказательств невозможности идентификации физического лица по иным данным, кроме номера страхового свидетельства, нет. Допущенные описки не привели к неверному исчислению страховых взносов.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2024 г. N 302-ЭС24-5776 по делу N А33-33036/2022 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
08.07.2024 Как считают налог на имущество за ПВЗ маркетплейсов
Нежилые помещения, которые относятся к торговым объектам, вносят в региональный перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости. Относятся ли к категории торговых объекты, в которых расположены пункты выдачи маркетплейсов? Такой вопрос задали Минфину.
В письме от 06.05.2024 № 03-05-04-01/45584 ведомство отмечает, что раз в НК не раскрыто понятие «торговый объект», надо обратить взор на ГОСТ Р 51303-2023 «Торговля. Термины и определения».
Торговый объект – это здание или часть здания, оснащенные оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В торговом объекте есть торговый зал, подсобные, административно-бытовые и складские помещения.
При этом четкий ответ на поставленный вопрос Минфин в своем письме не дает, но советует учитывать вышеназванные критерии, определяя, относится ли ПВЗ к торговым объектам.
Можно сделать вывод, что это не торговый объект, ведь товар там не выкладывают в витрины для демонстрации, а только выдают.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
09.07.2024 Сдать уведомления об исчисленных авансах по УСН и ЕСХН надо в течение 2 недель
До 25 июля налогоплательщики по УСН и ЕСХН должны уведомить ФНС об авансовых платежах за 6 месяцев 2024 года.
Не позднее 25 июля налогоплательщики по УСН и ЕСХН должны уведомить налоговые органы об авансовых платежах за полугодие 2024 года. Это требование обусловлено тем, что плательщики налога по УСН и ЕСХН обязаны сообщить о исчисленных суммах авансовых платежей, поскольку эти платежи не сопровождаются налоговыми декларациями.
При заполнении уведомлений необходимо указать код «34/02» и отчетный год «2024» в поле «Отчетный (налоговый) период». Если была допущена ошибка, следует отправить новое уведомление с правильными данными только по обязанности, где произошла ошибка.
Если сумма авансового платежа равна нулю, уведомление подавать не требуется. Важно учитывать, что срок подачи уведомлений о сумме налога не должен превышать 29 июля, так как 28 июля является выходным днем
Источник: Российский налоговый портал
09.07.2024 Как считать доход на УСН по договору цессии
При УСН выручка от реализации – это все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права.
Никаких особых норм для учета доходов при уступке права требования долга в НК не прописано.
Об этом сообщает ФНС в письме от 14.06.2024 № СД-4-3/6635@.
Таким образом, при цессии все поступления на счет цессионария – это доход, без уменьшения его на покупную стоимость цессии.
Ранее аналогичные разъяснения давал Минфин:
вся сумма средств, поступивших в погашение приобретенного права требования – это доход (письмо от 03.02.2021 № 03-11-06/2/6811);
расходы на приобретение имущественных прав по договору уступки прав требования не учитывают при УСН (письмо от 03.02.2021 № 03-11-06/2/6814).
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
09.07.2024 Материалы в составе работ подрядчик учитывает на счете 20
Если подрядчик привлек к выполнению строительных работ субподрядчика, то выполненные работы по акту КС-2 и справке КС-3 учитывают на затратных счетах. А вот по учету материалов в составе работ есть нюансы.
Если субподрядчик выполняет работы с использованием своих материалов, а не получает их от подрядчика как давальческие, то весь результат работ (включая и стоимость использованных им материалов) отражают записями: Д20 – К60.
Если же материалы принадлежат подрядчику, то сначала он их передает субподрядчику по давальческой схеме: Д10.7 – К 10.8, а потом уже списывает на основании отчета об использовании давальческого сырья: Д20 – К10.7.
При этом субподрядчик отражает полученные давальческие материалы на забалансовом счете 003.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
10.07.2024 Кому подойдет патентная система налогообложения
Применять ПСН могут предприниматели, которые продают продовольственные и промышленные товары, работают в общепите и оказывают услуги. Всего доступно больше 60 видов деятельности.
Патент представляет собой документальное разрешение заниматься выбранным видом деятельности в конкретном регионе. Его применять могут только предприниматели.
К плюсам патентной системы налогообложения (ПСН) относятся:
простое ведение учета;
возможность совмещать с другими системами налогообложения, например, с УСН или ОСНО;
не нужно подавать годовую декларацию;
можно привлекать наемных работников;
сумма налога не зависит от оборота;
размер платежа по патенту можно уменьшить за счет страховых взносов;
перейти на патент можно в любой момент.
Применять ПСН могут предприниматели, которые работают в сфере общепита, оказывают услуги, продают продовольственные и промышленные товары. Всего в списке больше 60 видов деятельности.
Региональные власти могут ограничить направление бизнеса, который может применять ПСН. Перед переходом на эту систему стоит узнать об ограничениях в субъектах РФ.
Если в регионе был изменен список видов деятельности для применения ПСН, ранее выданные патенты все равно будут действовать, пока их срок не закончится.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
11.07.2024 США уведомили Россию о приостановке налогового соглашения
США зеркально приостановили действие некоторых частей соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН) с РФ с 16 августа 2024 г. Кратко как это отразится на разных категориях физ лиц.
17 июня 2024 года появилось сообщение, что Соединенные Штаты направили официальное уведомление Российской Федерации для подтверждения приостановления действия некоторых положений налогового соглашения.
Речь идет про пункт 4 статьи 1 и про статьи 5-21 и 23 налогового соглашения.
Напомним, что летом прошлого года появился указ президента от 08 августа 2023 года № 585. Тогда президент приостановил действие ряда положений 38 международных договоров по вопросам налогообложения с недружественными странами.
Приостановление вступит в силу 16 августа 2024 года.
Вот какие будут последствия для российских инвесторов в США:
Дивиденды будут облагаться у источника в США по ставке 30 процентов - раньше было 10 процентов. При этом этот налог можно будет вычесть из российского НДФЛ.
Доход от продажи и погашения ценных бумаг и большинство процентных доходов не будут облагаться налогом в США, как и раньше.
В начале июня Минфин России актуализировал информацию о международных соглашениях об избежании двойного налогообложения.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
11.07.2024 С 19 июля надо выдавать новую форму справки о среднем заработке
Минтруд внес изменения в форму справки о среднем заработке. Она выдается работодателем по запросу уволенного сотрудника.
Министерство труда РФ внесло изменения в форму справки о среднем заработке приказом № 239н от 27.04.24. Данная справка выдается работодателем по запросу уволенного сотрудника и служит основанием для расчета пособия по безработице в службе занятости. Обновленная форма вступает в силу с 19 июля 2024 года.
Ранее действующая форма была утверждена приказом Минтруда № 604н от 27.07.23 и соответствовала правилам расчета среднего заработка, установленным постановлением правительства РФ № 1026 от 24.06.23.
Однако с 1 апреля 2024 года вступили в силу новые правила расчета среднего заработка для определения пособия по безработице, утвержденные приказом Минтруда № 57н от 13.02.24. В связи с этим потребовалось внести коррективы в форму справки, подготавливаемой работодателем. Изменения носят технический характер и не затрагивают структуру справки или состав содержащихся в ней сведений.
Источник: Российский налоговый портал
12.07.2024 При торговле через маркетплесы нельзя применять ПСН
Предприниматели на ПСН не могут продавать товары дистанционно: через интернет, телемагазины и по телефону.
Об этом предупреждает региональное УФНС на своем сайте.
Стоимость патента рассчитывается, исходя из площади торгового помещения и количества магазинов у ИП. Если ИП занимается дистанционной торговлей, установить площадь помещения невозможно.
На практике налоговики часто выявляют ИП, которые неправомерно применяют ПСН при торговле на маркетплейсах. Это явление будут пресекать.
При этом ИП могут создать свой сайт и продавать товар с его помощью по патенту на розничную торговлю. Это разрешено, если у предпринимателя есть торговая точка, которая одновременно служит и обычным магазином, и складом для товаров из интернет-магазина, и пунктом выдачи заказов.
Такое разъяснение давал Минфин в письме от 22.05.2020 № 03-11-11/43120. При этом в торговой точке должна быть выдача заказов.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Бухгалтерский учёт
Особенности учета и налогообложения при торговле на маркетплейсе в случае, когда площадка (агент) изменила схему работы и выступает от имени продавца
Компания производит торговые операции на маркетплейсе. При отгрузке готовой продукции на маркетплейсе оформляется форма ТОРГ-12 (УПД) с признаком 2. По окончании отчетного периода комиссионер представляет отчет о продажах, который компания обрабатывает (возникает реализация) и выставляет счет-фактуру с НДС.
В настоящее время интернет-площадка самостоятельно, но от имени компании в рандомной нумерации выставляет счета-фактуры покупателям с НДС. При этом компания уведомляет компанию о выставлении счета-фактуры посредством системы бухгалтерского и складского учета.
Как в бухгалтерском и налоговом учете отражать данные продажи? Как учитывать такие счета-фактуры? Как отражать их в налоговой отчетности - декларации по НДС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нумерация счетов-фактур, выставляемых посредником от имени принципала (доверителя), должна соответствовать системе нумерации, принятой у принципала. Однако каких-либо правил формирования номеров счетов-фактур в случае наделения посредника (поверенного) полномочиями по их выставлению покупателям не установлено. Полагаем, этот вопрос может быть решен в договорном порядке с учетом положений учетной политики налогоплательщика-продавца (принципала).
В любом случае мы не усматриваем каких-либо налоговых рисков при указанной в вопросе нумерации счетов-фактур посредником при условии идентичности счетов-фактур, зарегистрированных продавцом к книге продаж и покупателем в книге покупок.
Учет для целей налогообложения прибыли и бухгалтерский учет не зависят от вида посреднического договора и одинаковы как для случая, когда агент действует от своего имени, так и для случая, когда агент выступает от имени принципала. Нюансы в данном случае только в документальном оформлении взаимоотношений с покупателями, в частности, в особенностях формирования счетов-фактур.
Подробности ниже.
Обоснование вывода:
Как правило, отношения между продавцом и торговой площадкой (далее также - площадка, маркетплейс) регулируются посредническим договором (агентский договор, договор комиссии или поручения).
В рамках агентского договора агент всегда совершает определенные юридические действия за счет принципала, но может действовать как от своего имени, так и от имени принципала (ст. 1005 ГК РФ). Если агент действует от своего имени, то к агентскому договору применяются правила о договоре комиссии; если действует от имени принципала, то к такому агентскому договору применяются правила о договоре поручения (ст. 1011 ГК РФ).
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Отличия между агентированием, поручением и комиссией.
НДС, счет-фактура
1. При оформлении счетов-фактур посредники (далее также - агент, посредник, а также уточнения в зависимости от агентской схемы - комиссионер или поверенный) руководствуются ст. 169 НК РФ, а также постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Из вопроса следует, что до определенного момента агент действовал от своего имени, то есть правовая конструкция представляла собой комиссионную торговлю. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент. Поэтому при таком виде договора все документы, включая счета-фактуры, в адрес конечных покупателей должен был выставлять от своего имени агент (комиссионер), но без регистрации счета-фактуры в книге продаж. У агента выписанные им и полученные счета-фактуры регистрируются в журнале учета полученных и выписанных счетов-фактур (ст. 156, п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Далее принципал (комитент) на основании полученных от посредника данных о реализованных товарах перевыставляет счет-фактуру той же датой, которой агентом (комиссионером) выписан счет-фактура покупателю. Порядковые номера таких счетов-фактур присваиваются принципалом в соответствии со своей индивидуальной хронологией составления счетов-фактур.
Обращаем внимание, что при выставлении принципалом (комитентом) счета-фактуры в адрес агента (комиссионера) в строке "Покупатель" указывается наименование фактического покупателя, а не посредника (подпункты "а", "в" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, письмо ФНС России от 05.08.2013 N ЕД-4-3/14103@ и др.). Этот счет-фактура в общем порядке регистрируется принципалом в книге продаж.
Подробнее в материале: Энциклопедия решений. Оформление счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) от имени агента (комиссионера).
2. В свою очередь, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (п. 1 ст. 971, абзацы второй и третий п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Поэтому все первичные документы, а также счета-фактуры должны быть оформлены от имени принципала (доверителя), где он указан в качестве продавца.
А поскольку особых правил выставления счетов-фактур при реализации товаров через посредника от имени принципала (доверителя) не предусмотрено, счет-фактуру в общем случае должен выставлять самостоятельно принципал (доверитель) (смотрите п. 4 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@, письма Минфина России от 28.04.2018 N 03-07-09/29386, от 24.10.2017 N 03-07-08/69700). Счет-фактура выставляется на имя покупателя в общем порядке в двух экземплярах, т.е. как при обычной продаже без участия посредника. Один из них передается покупателю (либо посреднику для передачи покупателю)*(1), второй - регистрируется принципалом (доверителем) в книге продаж (смотрите третий абзац п. 20 Правил ведения книги продаж).
Поскольку при реализации счет-фактура должен быть выставлен не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (п. 3 ст. 168 НК РФ), при реализации товаров через посредника от имени принципала могут возникнуть проблемы с выставлением счета-фактуры покупателю в установленные сроки. При этом исключений для случаев реализации товаров через посредника не предусмотрено.
Для соблюдения сроков выставления счетов-фактур при реализации товаров от имени принципала (доверителя) в договоре следует предусмотреть:
- либо обязанность агента (поверенного) оперативно сообщать принципалу все данные по отгрузке, чтобы непосредственно принципал мог выставить счет-фактуру в течение пяти дней;
- либо полномочия посредника выписывать счета-фактуры.
Как мы поняли, в данном случае в договоре или условиях работы маркетплейса предусмотрен второй вариант, уполномочивающий агента (поверенного) выставлять счета-фактуры от имени принципала.
Нумерация счетов-фактур, выставляемых посредником от имени принципала (доверителя), должна соответствовать системе нумерации, принятой у последнего. Ведь именно он будет регистрировать этот счет-фактуру в своей книге продаж.
Однако каких-либо правил формирования номеров счетов-фактур в случае делегирования обязанностей по их выставлению посреднику (поверенному) не установлено. Полагаем, этот вопрос должен решаться в договорном порядке с учетом положений учетной политики налогоплательщика-продавца.
Более того, ни глава 21 НК РФ, ни Постановление N 1137 не содержат требования поддержания сплошной нумерации счетов-фактур (т.е. без пропусков и разрывов), равно как и требований, касающихся способа (принципа) нумерации счетов-фактур. Подпункт "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры требует лишь присваивать номера счетам-фактурам в хронологическом порядке (т.е. по возрастанию) в соответствии с индивидуальной хронологией налогоплательщика.
Порядковый номер и дата составления счета-фактуры являются обязательными реквизитами счета-фактуры (п. 5 ст. 169 НК РФ), позволяющие его идентифицировать. Корректно заполненный счет-фактура необходим, прежде всего, покупателю, являющемуся налогоплательщиком НДС, для принятия сумм налога к вычету (пп. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Ранее финансовое ведомство указывало на неправомерность произвольной нумерации счетов-фактур продавцом (например, ежедневная нумерация с первого порядкового номера, отдельная нумерация счетов-фактур на авансы, указание цифрового индекса через разделительный знак (за исключением ОП или доверительного управления, простых товариществ)) (письма Минфина России от 16.10.2012 N 03-07-11/427, от 11.10.2013 N 03-07-09/42466, от 10.08.2012 N 03-07-11/284, от 22.05.2012 N 03-07-09/59, от 15.05.2012 N 03-07-09/53).
В то же время обращается внимание, что ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога у покупателя (п. 1 ст. 169 НК РФ).
А, например, в письме Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-09/411 указано, что право на применение вычетов по НДС не поставлено в зависимость от порядка формирования порядковых номеров счетов-фактур, выставляемых продавцом при реализации товаров (работ, услуг).
В связи с этим мы не усматриваем каких-либо налоговых рисков у сторон при указанной в вопросе нумерации счетов-фактур агентом при условии идентичности счетов-фактур, зарегистрированных продавцом к книге продаж и покупателем в книге покупок.
Смотрите также материалы:
- Вопрос: Нумерация счетов-фактур, УПД (использование префиксов) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2024 г.);
- Вопрос: Ответственность за нарушение в нумерации при заполнении счета-фактуры, а также несовпадении в датах, указанных в счетах-фактурах принципалом и агентом (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2024 г.).
3. В данном случае принципал (продавец) регистрирует выставленные посредником счета-фактуры в своей книге продаж в том налоговом периоде, в котором произошла реализация (п. 4 ст. 166, п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 2 Правил ведения книги продаж). Очевидно, что такая информация может быть получена только из документов агента (отчетов о продажах), которые он должен формировать при любой схеме работы - от своего имени или от имени принципала (ст. 1008 ГК РФ). Счета-фактуры регистрируются в книге продаж независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями (второй абзац п. 3 Правил ведения книги продаж). Итоговые показатели книги продаж в общем порядке включаются в налоговую декларацию по НДС, в том числе в раздел 9 (п. 8 Правил заполнения книги продаж, пп. 5, 5.1 ст. 174 НК РФ, пп. 47, 48 порядка заполнения декларации по НДС).
В том случае, если информация о продажах и выставленных счетах-фактурах была получена от посредника несвоевременно, после представления декларации по НДС за налоговый период, то принципалу требуется зарегистрировать такой "опоздавший" счет-фактуру в дополнительном листе книги продаж за соответствующий период и представить уточненную налоговую декларацию (третий абзац п. 3, п. 4 Правил заполнения книги продаж, п. 1 ст. 81 НК РФ).
Смотрите Энциклопедию решений. Дополнительный лист книги продаж.
Если же ранее в книге продаж был зарегистрирован некорректный счет-фактура, (например, сформированный самостоятельно на основе отчета агента, но без учета выставленного им счета-фактуры, смотрите п. 1 данного раздела ответа), то, полагаем, организации придется его аннулировать, что также влечет уточнение декларации.
Представляется, что в данном случае итоговые показатели в сумме налога, равно как и в реквизитах покупателя, останутся неизменными (повторим, в любом случае счет-фактура должен был формироваться принципалом на имя покупателя, даже если агент ранее действовал от своего имени). Но из книги продаж и, соответственно, из налоговой декларации потребуется убрать информацию о посреднике (комиссионере), если она там ранее была отражена исходя из прежней схемы работы площадки (подп. "м" п. 7 Правил ведения книги продаж). Ну и очевидно, что требуется изменить нумерацию счетов-фактур в разделе 9 во избежание "разрывов" налоговых деклараций с покупателями и (или) заполнить Приложение 1 к разделу 9 (пп. 3, 8.1 ст. 88 НК РФ).
Дополнительно смотрите в материалах:
- Вопрос: Неверные номера в разделе 9 декларации по НДС: чем грозит? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2024 г.)
- Вопрос: Уточненная налоговая декларация по НДС при ошибке в разделе 9 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2024 г.);
- Вопрос: Требование о пояснении ошибки с кодом 2 в рамках камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2024 г.);
- Вопрос: При сверке с покупателем была выявлена ошибка: за 2022 год не проведен УПД на услуги, которые фактически были оказаны. Как правильно отразить данный документ в книге продаж, каким периодом и какие уточненные декларации нужно будет сдать в ИФНС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2024 г.)
Налог на прибыль
Учет у принципала в целях налогообложения прибыли не зависит от вида посреднической схемы.
Выручка от реализации товаров включается в доходы принципала в полном размере, указанном в отчете агента (за вычетом НДС), при методе начисления вне зависимости от оплаты (п. 1 ст. 248, ст. 249, п. 3 ст. 271, ст. 316 НК РФ). При реализации продукции собственного производства в текущие расходы включаются прямые затраты, учтенные в стоимости готовой продукции (подп. 2 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ).
Суммы посреднического вознаграждения, причитающегося интернет-площадке в соответствии с агентским договором, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и признаются при налогообложении на дату утверждения принципалом отчета агента (подп. 3 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 272, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Таким образом, налоговый учет одинаков как для случая, когда агент действует от своего имени, так и для случая, когда агент выступает от имени принципала.
Бухгалтерский учет
Что касается бухгалтерского учета, то он также не зависит от типа посреднического договора. Вне зависимости от схемы работы агента от своего имени или от имени принципала, выручка от реализации продукции включается в доходы от обычных видов деятельности на основании данных отчета посредника (п. 5, п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). В свою очередь, расходы, связанные с оказанием услуг в рамках агентского договора (в том числе сумма агентского вознаграждения), являются для принципала расходами по обычным видам деятельности (п. 5, п. 16 и п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
В итоге операции при работе с торговой интернет-площадкой могут сопровождаться записями:
- готовая продукция передана на склад маркетплейса;
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- отражена выручка от реализации продукции (основание - отчет агента);
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 45
- списана себестоимость реализованной продукции;
Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "НДС"
- начислен НДС с реализации;
Дебет 44 Кредит 76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом"
- учтено посредническое вознаграждение (основание: отчет агента);
Дебет 19 Кредит 76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом"
- выделен НДС из агентского вознаграждения;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19
- предъявленный НДС с агентского вознаграждения принят к вычету (при наличии счета-фактуры от агента);
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с маркетплейсом"
- получены денежные средства от агента (как правило, за минусом зачтенного агентского вознаграждения).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский и налоговый учет торговли через маркетплейс;
- Энциклопедия решений. Как комиссионеры и агенты составляют счета-фактуры при посреднических операциях?
- Энциклопедия решений. НДС по агентскому договору у принципала;
- Энциклопедия решений. Как в учете принципала отражать операции по агентскому договору;
- Вопрос: Оформление первичных документов и счетов-фактур при продаже через маркетплейс (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.);
- Вопрос: Документальное оформление, начисление НДС и налога на прибыль в рамках агентского договора (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2023 г.);
- Продажи. Маркетплейс. Учет и НДС (журнал "Практическая бухгалтерия", N 3, март 2023 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел контроль качества
УСН
ИП на УСН (доходы), основной ОКВЭД 49.41, в сентябре 2022 года поменял место регистрации с Чувашской Республики на Республику Калмыкию. Смена места жительства ИП произошла в сентябре 2022 года с отражением в выписке ЕГРИП в октябре 2022 года. По какой ставке необходимо уплачивать УСН при расчете налога за 2022 год? В случае неверного расчета, а именно при уплате по повышенной ставке, в какой срок можно заявить о переплате?
ИП на УСН (доходы), основной ОКВЭД 49.41, в сентябре 2022 года поменял место регистрации с Чувашской Республики на Республику Калмыкию. Смена места жительства ИП произошла в сентябре 2022 года с отражением в выписке ЕГРИП в октябре 2022 года.
По какой ставке необходимо уплачивать УСН при расчете налога за 2022 год? В случае неверного расчета, а именно при уплате по повышенной ставке, в какой срок можно заявить о переплате?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
ИП может воспользоваться правом на применение ставки в размере одного процента в 2022 году.
Осуществить возврат излишне уплаченных налогов по УСН, сформировавших положительное сальдо ЕНС, можно без ограничения срока.
Обоснование вывода:
Пункт 2 ст. 346.21 НК РФ с 01.01.2024 предусматривает, что в случае изменения места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в течение налогового периода "упрощенный" налог (авансовые платежи по нему) исчисляется по налоговой ставке, установленной законом субъекта РФ по новому месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
В 2022 году ввиду отсутствия вышеназванной нормы при разрешении данной ситуации руководствовались разъяснениями Минфина России.
Минфином России давались следующие разъяснения в части применения налоговой ставки при изменении места нахождения налогоплательщика: если в субъектах РФ установлены разные ставки налога, ИП следует применять ту ставку, которая действует на последний день налогового периода, за который подается в налоговый орган налоговая декларация по налогу (смотрите письма Минфина России от 09.03.2016 N 03-11-11/13037, от 18.07.2012 N 03-11-06/2/88, от 09.07.2012 N 03-11-06/2/86).
Налоговая декларация в указанном случае должна подаваться в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
С учетом имеющихся разъяснений можно сделать вывод, что если ставка налога для ИП в новом регионе окажется ниже, чем в регионе по прежнему месту жительства, то ИП вправе применять пониженную ставку к налоговой базе с начала года, в котором он осуществил переезд.
Однако в письме Минфина России от 09.03.2016 N 03-11-11/13037 указано, что перерасчет суммы авансового платежа по налогу, уплаченному до снятия с учета в налоговых органах одного субъекта РФ при постановке на учет в налоговых органах другого субъекта РФ, законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.
Таким образом, авансовые платежи, уплаченные до переезда, не пересчитываются, но используются при определении суммы итогового налога к уплате.
На официальном сайте ФНС России представлены следующие разъяснения:
ИП, применяющий УСН, в случае изменения в течение календарного года места жительства в результате переезда из одного региона в другой регион с разными налоговыми ставками:
1) исчисляет сумму налога (авансового платежа) - исходя из действующей к применению в субъекте РФ (субъект РФ соответствует месту жительства ИП) налоговой ставки на последний день налогового (отчетного) периода, а также с учетом ранее исчисленных и уплаченных сумм авансовых платежей, которые при этом не пересчитываются;
2) уплачивает исчисленную сумму налога (авансового платежа) - в налоговый орган субъекта РФ (субъект РФ соответствует месту жительства ИП);
3) представляет налоговую декларацию по итогу налогового периода (календарного года) - в налоговый орган субъекта РФ (субъект РФ соответствует месту жительства ИП) (Вопрос: Если индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, сменил регион места жительства в текущем календарном году, то какой порядок исчисления им сумм авансовых платежей и налога за год, если налоговые ставки в прежнем и новом регионах различаются? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", октябрь 2021 г.)).
В общем случае налоговая ставка составляет 6%, если иное не установлено пп. 1, 1.1, 3, 3.1 и 4 ст. 346.20 НК РФ.
При этом законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе снижать размер ставки вплоть до 1% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ), а в случаях, предусмотренных пп. 3, 3.1 и 4 ст. 346.20 НК РФ, до - 0% (если иное не установлено пп. 1.1 и 2.1 ст. 346.20 НК РФ).
Так, на территории Республики Калмыкии налоговые ставки на 2022 год при применении УСН для отдельных категорий налогоплательщиков установлены Законом Республики Калмыкии от 30.11.2009 N 154-IV-З "Об установлении дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" (далее - Закон от 30.11.2009).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1.2 Закона от 30.11.2009 для организаций и ИП, впервые зарегистрированных на территории Республики Калмыкии в 2020 и 2022 годах, а также налогоплательщиков, поставленных на учет в налоговых органах Республики Калмыкии в 2020 и 2022 годах в связи с переменой ими места нахождения или места жительства, налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, устанавливаются в размере 1 процента в течение налогового периода, в котором налогоплательщик впервые зарегистрировался на территории Республики Калмыкии, 2 процента в течение второго налогового периода, 3 процента в течение третьего налогового периода, 4 процента в течение четвертого налогового периода, 5 процентов в течение пятого налогового периода - в случае, если объектом налогообложения являются доходы.
Таким образом, для ИП, поставленных на учет в налоговых органах Республики Калмыкии в 2022 году, в связи с переменой ими места нахождения или места жительства, налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, устанавливаются в льготном размере вне зависимости от осуществляемого ими вида экономической деятельности (вне зависимости от сведений о кодах ОКВЭД).
В силу п. 2 ст. 1.2 Закона от 30.11.2009 налогоплательщики имеют право на применение налоговых ставок, установленных этой статьей, со дня их государственной регистрации на территории Республики Калмыкии, при условии представления в налоговый орган по месту учета в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, действующей в 2022 году книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
В п. 3 ст. 1.2 Закона от 30.11.2009 сказано, что ее действие не распространяется, в частности, на организации и ИП, указанные в статье 1 и 1.1 этого закона. В контексте этой нормы нас интересует ст. 1.1 Закона от 30.11.2009.
Так. в ст. 1.1 Закона от 30.11.2009 предусмотрено установление налоговой ставки в размере одного процента по категориям налогоплательщиков, применяющих УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
Так, если ИП осуществляет вид деятельности 49.4 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам" и выручка от реализации услуг составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки, то ИП вправе применять льготную ставку в размере 1%.
В данном случае деятельность ИП (ОКВЭД 49.41) относится к поименованному в подп. 1 п. 1 ст. 1.1 Закона от 30.11.2009 виду экономической деятельности, а именно к деятельности, указанной по коду 49.4 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам". В связи с этим ИП может воспользоваться правом на применение ставки в размере одного процента непосредственно по основанию, изложенному в этом подпункте (подп. 1 п. 1 ст. 1.1 Закона от 30.11.2009).
В рассматриваемом случае предприниматель в октябре 2022 года согласно выписке ЕГРИП уже числился по новому месту жительства. До этой даты авансовые платежи он не платил. Пунктом 6 ст. 346.21 НК РФ определено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Так как ИП не платил авансовый платеж за 3 квартал в старую ИФНС до смены места жительства, то на основании прямой нормы п. 6 ст. 346.21 НК РФ оплата должна быть произведена по новому ОКТМО в новую ИФНС. На наш взгляд, уже за 3 квартал 2022 года при расчете авансового платежа ИП имел право применять ставку в размере одного процента согласно ст. 1.1 Закона от 30.11.2009.
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица в случае подачи уточненной налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к уменьшению, со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных деклараций (расчетов); либо в течение десяти дней со дня окончания срока проведения камеральной налоговой проверки; либо со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов), если при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (подп. 3 п. 5 ст. 11.3 НК РФ, подп. 3.1 п. 5 ст. 11.3 НК РФ).).
Следовательно, при представлении в текущем году уточненной налоговой декларации по УСН за 2022 год сумма налога к уменьшению отразится в качестве переплаты на ЕНС после окончания камеральной налоговой проверки.
Сумму денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, можно вернуть (п. 1 ст. 79 НК РФ, письмо Минфина России от 31.10.2023 N 03-03-06/1/103764).
Возврат переплаты (как и зачет) возможен только при наличии положительного сальдо ЕНС. При этом положительное сальдо должно быть на дату формирования налоговым органом поручения о возврате денежных средств. В случае отсутствия положительного сальдо в возврате переплаты будет отказано. Если положительного сальдо недостаточно, то возврат будет осуществлен частично (в сумме, равной положительному сальдо) (п. 2 ст. 79 НК РФ).
Возврат переплаты осуществляется на основании (п. 1 ст. 79 НК РФ) заявления о распоряжении путем возврата.
Заявление представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов):
- по установленной форме на бумажном носителе;
- или по установленному формату в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Статья 79 НК РФ не содержит ограничительного срока на распоряжение положительного сальдо ЕНС, то есть осуществить возврат излишне уплаченных налоговых платежей, сформировавших положительное сальдо ЕНС, можно вне зависимости от даты образования данного сальдо (письма ФНС России от 17.05.2023 N БС-4-11/6167@, от 31.01.2023 N БС-3-11/1179@).
К сведению:
Иногда предприниматели осуществляют смену места жительства, чтобы применять пониженные ставки и существенно экономить на налоге. При этом ИП оформляет прописку на новом месте, а фактически находится и весь бизнес продолжает вести на старом.
Установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства и собранные доказательства позволяют налоговому органу прийти к обоснованному выводу о том, что действия налогоплательщика носят противоправный характер, поскольку направлены на получение налоговой выгоды за счет создания искусственных условий по использованию пониженной налоговой ставки, а регистрация на территории, где применяется пониженная ставка по УСН, является формальной.
Налоговые органы в судебном порядке доказывают получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
В постановлении АС Центрального округа от 24.05.2022 N Ф10-1544/22 по делу N А83-14979/2021 судом установлено, что главной целью, преследуемой ИП, являлось получение налоговой выгоды, заключающейся в применении пониженной ставки налога по УСН, без намерения получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, которая по месту регистрации налогоплательщиком не велась.
В решении АС Республики Крым от 23.08.2018 по делу N А83-6320/2018 суд согласился с доводами налогового органа о "фиктивности" переезда ИП. Предпринимателю был пересчитан налог по ставке 6%, начислены соответствующие штрафы и пени, в общей сложности ему пришлось доплатить порядка 2 млн руб.
Таким образом, арбитражную практику нельзя назвать обширной.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 мая 2023 г. N 03-11-09/46940;
- Энциклопедия решений. Как заполнить декларацию по УСН при смене адреса;
- Вопрос: Пониженная ставка УСН при переезде впервые ИП из Курганской области в Удмуртскую Республику в 2023 году (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.);
- Ставка на УСН: что важнее место регистрации ИП или место его жительства? (А.Е. Крапивина, журнал "Вестник бухгалтера Московского региона", N 2, март-апрель 2024 г.);
- Комментарий к постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2023 г. N Ф09-6360/23 по делу N А50-3019/2023 (Е. Натырова, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 6, март 2024 г.);
- Как заполнить декларацию по УСН при переезде в регион с другой налоговой ставкой (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2023 г.);
- Вопрос: ИП сменил прописку с Московской области на Удмуртскую Республику 18 декабря 2023 года. С какой даты им применяется налоговая ставка Республики Удмуртия, установленная для налогоплательщиков на УСН? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2024 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Федорова Ирина
Ответ прошел контроль качества
НДФЛ
НДФЛ при отчуждении недвижимости: дарение и продажа
Право собственности на участок и объекты недвижимости было оформлено в 1999 году (возникло из договоров купли-продажи). Гражданка планирует передать в собственность дочери и зятя данные участок и объекты.
Как гражданке оформить распоряжение имуществом? Нужно ли уплатить НДФЛ?
Если право собственности на участок и объекты недвижимости было оформлено в 1999 году (возникло из договоров купли-продажи), то предельный минимальный срок нахождения в собственности истек (п. 17.1 ст. 217 НК РФ), но все-таки настоятельно рекомендуем взять выписку из ЕГРН и посмотреть, какая дата возникновения права собственности указана там.
Варианты отчуждения:
1. Дарение.
Зять должен будет уплатить НДФЛ с кадастровой стоимости своей доли, т.к. не является близким родственником, дочь от уплаты НДФЛ освобождается как близкий родственник в силу п. 18.1 ст. 217 НК РФ.
Причем НДФЛ отдельно будет считаться с каждого объекта недвижимости, зарегистрированного в ЕГРН: отдельно с земельного участка и отдельно с дома. Например, если кадастровая стоимость земли - 700 тыс. рублей, а дома - 500 тыс. рублей, то:
а) 700 тыс. рублей / 2 (доля зятя) х 13% = 45,5 тыс. рублей;
б) 500 тыс. рублей / 2 (доля зятя) х 13% = 32,5 тыс. рублей;
в) 45,5 тыс. рублей + 32,5 тыс. рублей = 78 тыс. рублей (налог к уплате).
2. Продажа.
Если минимальный срок истек (еще раз акцентируем внимание, нужно посмотреть выписку из ЕГРН), то при продаже как земли, так и других объектов НДФЛ к уплате не будет.
Если срок не истек, плательщиком НДФЛ будет являться мама, расчет будет зависеть от кадастровой стоимости и цены продажи. В этом случае важно в договоре купли-продажи стоимость каждого объекта выделить отдельно (отдельно дом, отдельно земля).
Например, если кадастровая стоимость земли - 2 млн рублей, а дома - 3 млн рублей; земля продана за 350 тыс. рублей, дом тоже за 350 тыс. рублей, то:
а) 700 тыс. рублей х 70% = 1,4 млн рублей. 1,4 млн рублей больше чем 350 тыс. рублей, значит, дальнейший расчет идет исходя из 1,4 млн рублей;
б) 3 млн рублей х 70% = 2,1 млн рублей. 2,1 млн рублей больше чем 350 тыс. рублей, значит, дальнейший расчет идет исходя из 2,1 млн рублей;
в) 2,1 млн рублей + 1,4 млн рублей = 3,5 млн рублей;
г) 3,5 млн рублей - 1 млн рублей (вычет на продажу, положен всем) = 2,5 млн рублей;
д) 2,5 млн рублей х 13% = 325 тыс. рублей (к уплате НДФЛ).
Если в результате расчета в пункте "г" получится ноль рублей, то НДФЛ, соответственно, в бюджет уплачивать будет не нужно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: