Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 5 по 11 июня 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 03.06.2023 N 924
"О внесении изменения в приложение N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458"

Дополнен перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельхозсырья собственного производства

Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 для целей применения налогоплательщиками ЕСХН.

В перечень включен новый раздел "Продукция морского зверобойного промысла".

Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.

 

Постановление Правительства РФ от 06.06.2023 N 931
"Об установлении критериев, которым должен соответствовать налогоплательщик акциза, заключивший соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей"

Для целей применения нулевой ставки акциза установлены критерии в отношении налогоплательщика, заключившего соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей

К налогоплательщикам, соответствующим критериям, установленным настоящим постановлением, не применяется условие, предусмотренное абзацем двадцать восьмым пункта 8 статьи 193 НК РФ.

 

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности"

Предлагается установить обязанность организаций радиоэлектронной промышленности направлять средства, полученные в связи с применением налоговых льгот, на НИОКР, модернизацию рабочих мест и социальное страхование

Проектом, вносящим изменения в Правила формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, установлен перечень расходов, на финансирование которых должны направляться средства от применения льгот.

Перечень включает в том числе расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых выполнением НИОКР, и разовую материальную помощь для них, расходы на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование, расходы по договорам на проведение исследований, на изготовление опытных образцов и прочее.

Также проектом определена форма представления сведений об осуществленных расходах организации.

 

Приказ ФНС России от 28.04.2023 N ЕД-7-21/292@
"О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 27.09.2022 N ЕД-7-21/866@ "Об утверждении формы налогового уведомления"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2023 N 73749.

В форму налогового уведомления на уплату налогов внесены уточнения

Из формы уведомления исключены слова "Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции".

Добавлено упоминание о способе направления уведомления через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2023 года.


<Письмо> ФНС России от 16.05.2023 N СД-4-3/6151
"О направлении письма"

Доведена позиция Минпромторга по вопросам технических особенностей газовых двигателей

Для целей взимания акциза в отношении моторных масел для газовых двигателей ФНС направлено письмо, содержащее ответы Минпромторга на вопросы, касающиеся технических особенностей газовых двигателей.

 

<Письмо> ФНС России от 06.06.2023 N БВ-4-3/7078@
""О направлении КС по НДД""

ФНС России актуализированы на 2023 год контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДД

Уточнение контрольных соотношений связано с тем, что с 1 января 2023 года действует обновленная декларация по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) (форма утверждена Приказом ФНС России от 30.03.2021 N КВ-7-3/234@).

 

<Письмо> ФНС России от 05.06.2023 N БС-4-11/6987@
<О внесении изменений в письмо ФНС России от 10.03.2023 N БС-4-11/2773@>

Дополнен перечень контрольных соотношений к расчету по страховым взносам

В дополнение к письму от 10.03.2023 N БС-4-11/2773@ ФНС направлены внутридокументные контрольные соотношения 1.160 - 1.165 показателей формы расчета по страховым взносам, утвержденной Приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@.

 

<Письмо> ФНС России от 06.06.2023 N БС-4-11/7072@
<О подтверждении права на получение социального или имущественного налогового вычета>

ФНС сообщает о подходах и сроках проведения проверок документов, подтверждающих право на получение социального или имущественного налогового вычета

В письме, в частности, ФНС обращает внимание на необходимость проведения проверок представленных документов с применением риск-ориентированного подхода, а также сокращения сроков формирования исходящих документов о результатах рассмотрения заявления налогоплательщика до 15 рабочих дней.


Информационное сообщение Минфина России от 05.06.2023 N ИС-аудит-63
"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

Минфин информирует об изменении требований к раскрытию информации о деятельности аудиторской организации

Приказом Минфина России от 13 марта 2023 г. N 29н внесены изменения: в перечень информации, которую аудиторская организация обязана раскрывать на своем интернет-сайте; в перечень информации об аудиторской организации, раскрываемой саморегулируемой организацией аудиторов на своем интернет-сайте.

Также сообщается о ратификации Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза.

 

<Информация> Минфина России от 08.06.2023 "Россия и Оман подписали соглашение об избежании двойного налогообложения"

8 июня 2023 г. между Россией и Оманом подписано соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы

Документом устанавливаются общая ставка налога у источника на доходы в виде дивидендов в размере 15% и пониженная ставка 10% - на доходы в виде дивидендов компаний, которые владеют не менее чем 20% долей участия в капитале компании, выплачивающей указанные дивиденды, в течение года. Ставка налога на процентные доходы также устанавливается в размере 10%. При этом предусмотрено освобождение от налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов для государственных структур, госкомпаний и других форм государственных инвестиций. Налоговая ставка на роялти определена в размере 10%.

В соглашение включены положения об уплате налогов с доходов от отчуждения акций или аналогичных прав, представленных недвижимым имуществом, по месту его нахождения. Также определен порядок налогообложения доходов от международных перевозок с четким определением перечня доходов, на которые распространяется регулирование.

Ратификация протокола должна состояться до конца текущего года, чтобы его положения начали применяться с 1 января 2024 года.


<Информация> ФНС России
"До 1 июля рекомендуется предоставить дорожную карту по переходу на налоговый мониторинг"

ФНС информирует о предоставлении дорожной карты по переходу на новый формат информационного взаимодействия при проведении налогового мониторинга

Организациям, планирующим переход на налоговый мониторинг с 2024 года, рекомендуется представить дорожную карту до 1 июля 2023 года.

Для компаний с госучастием предоставление дорожной карты обязательно, она должна быть согласована с центральным аппаратом ФНС России.

Сообщается, что дорожная карта должна содержать порядок подготовки и обсуждения с налоговым органом регламента информационного взаимодействия, информацию об организации системы внутреннего контроля, рисках и контрольных процедурах, сроки демонстрации и тестирования информационного взаимодействия, а также сроки подготовки и представления документов в налоговый орган.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

05.06.2023 Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2023 N 28-П
"По делу о проверке конституционности статей 248 и 249, пункта 1 статьи 251 и статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 3 статьи 5 и пункта 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой общества с ограниченной ответственностью "Предприятие строительных работ энергетики"

Законодателю надлежит урегулировать вопросы, связанные с очередностью уплаты налога на прибыль организаций при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве

Постановлением, в частности, признаны не соответствующими Конституции отдельные положения Налогового кодекса РФ о налоге на прибыль организаций, поскольку во взаимосвязи с другими положениями законодательства о банкротстве не позволяют определенно разрешить вопрос об очередности удовлетворения требования об уплате налога от реализации имущества, составляющего конкурсную массу. Неопределенность состоит, в частности, в том, что нет единого мнения - должны ли расходы по уплате налога на прибыль в связи с продажей имущества относиться к текущей задолженности и осуществляться за счет выручки от его реализации до начала расчетов с кредиторами либо уплата налога должна производиться за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований.

Согласно постановлению впредь до внесения необходимых законодательных изменений требования об уплате налога на прибыль организаций при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве, подлежат удовлетворению в составе третьей очереди требований кредиторов, включенных в реестр.

Источник: материалы СПС Консультант Плюс

 

07.06.2023 Доход ИП от реализации недвижимого имущества, использовавшегося в предпринимательской деятельности, должен быть учтен в рамках УСН, даже если объект был приобретен до регистрации налогоплательщика в качестве ИП

Предприниматель полагает, что обоснованно не включил в налоговую базу по УСН доход от реализации нежилого помещения, т. к. оно было приобретено до регистрации в качестве ИП и отчуждено им как физическим лицом.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогоплательщика неправомерной.
Установлено, что спорный объект использовался в предпринимательской деятельности налогоплательщика (сдавался в аренду).
Доказательств того, что данное имущество исходя из своей специфики могло быть использовано в иных целях (для личных, семейных, бытовых потребностей), кроме предпринимательской деятельности, налогоплательщиком не представлено.
Поэтому доход от продажи объекта должен быть учтен при исчислении налога по УСН.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2023-03-22 № Ф06-1460/23 по делу N А65-23571/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

07.06.2023 Предприниматель не должен платить НДФЛ при реализации объекта недвижимости, не используемого в предпринимательской деятельности, если от данной сделки им получен убыток

Налоговый орган полагает, что предприниматель при реализации нежилого помещения не вправе уменьшить облагаемый НДФЛ доход на остаточную стоимость объекта, т. к. не представлены документы по ведению учета по счету 01 "Основные средства" и начислению амортизации по счету 02 "Амортизация основных средств".
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что спорное помещение использовалось в предпринимательской деятельности налогоплательщика. Налогоплательщиком доход от реализации заявлен в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ как физическим лицом.
Поскольку расходы по реализации имущества не были ранее учтены налогоплательщиком для целей налогообложения в рамках иного (общего или специального) режима налогообложения, суд посчитал, что налоговая база по НДФЛ должна определяться как финансовый результат (прибыль или убыток), полученный от произведенных налогоплательщиком вложений в приобретение основных средств.
Поскольку от реализации налогоплательщиком был получен убыток, налоговая база по НДФЛ не возникла.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2023-03-21 № Ф06-864/23 по делу N А12-3717/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

07.06.2023 Уменьшение налоговой базы на сумму убытков прошлых периодов неправомерно, если налогоплательщик не подтвердил факт их возникновения

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик незаконно уменьшил налоговую базу по налогу на прибыль на убытки прошлых периодов.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
В рамках ранее проведенной налоговой проверки было установлено неправомерное заявление налогоплательщиком расходов и вычетов по сделкам с контрагентами, в результате чего налогоплательщик сторнировал выручку.
Суд подчеркнул, что признание сделок со спорными контрагентами нереальными (формальный документооборот) не является основанием для исключения выручки от реализации товара, полученного из сырья, приобретенного у реальных производителей, и признал убытки неподтвержденными.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2023-04-06 № Ф06-1710/23 по делу N А57-9301/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

08.06.2023 Налогоплательщик при приобретении ТМЦ в розничной торговле за наличный расчет вправе заявить вычет по НДС на основании кассового чека

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком был незаконно заявлен вычет по НДС, т. к. кассовые чеки не свидетельствуют о приобретении ТМЦ в связи с предпринимательской деятельностью налогоплательщика.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
Налогоплательщик приобретал товар у продавцов, осуществляющих розничную торговлю, оплату, включая НДС, производил наличными денежными средствами и получал кассовые чеки.
Приобретенный товар использовался налогоплательщиком для операций, признаваемых объектом обложения НДС. Доказательств иного инспекцией не представлено. На все приобретенные ТМЦ подотчетными лицами оформлялись авансовые отчеты с приложением обосновывающих расходы документов (товарные/кассовые чеки, приходные ордера с приложенными к ним актами перевода наименования МПЗ и т. д.).
Суд подчеркнул, что счет-фактура не является единственным документом, дающим право на вычет НДС, и в рассматриваемой ситуации достаточно кассового чека.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2023-04-03 № Ф06-1213/23 по делу N А12-1198/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

08.06.2023 ВС РФ напомнил правила расчета стоимости доли при выходе из состава ООО

Бывший участник потребовал взыскать с ООО действительную стоимость его доли.
Три инстанции разошлись во мнениях. ВС РФ отправил дело на пересмотр.
По закону общество обязано выплатить вышедшему из его состава участнику действительную стоимость доли. Ее определяют на основании данных бухотчетности за последний отчетный период, предшествующий дате перехода доли к ООО. С согласия участника ему могут выдать в натуре имущество такой же стоимости.
С 11 августа 2020 г. доля или ее часть переходит к ООО с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. До таких поправок доля переходила к обществу с даты получения им заявления участника о выходе.
В рассматриваемом случае истец направил заявление ООО после вступления в силу упомянутых поправок. Поэтому отчетный период, исходя из данных которого рассчитывается размер действительной стоимости доли, следовало определять с учетом даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2023-05-31 № 305-ЭС23-1741 по делу N А40-931/2022 Суд отменил судебные решения и направил дело о взыскании с общества действительной стоимости доли стоимости чистых активов на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку выводов суда первой инстанции был ошибочны о превышении пассивов общества над активами и, как следствие, на отсутствие оснований для отказа истцу в удовлетворении требований

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

08.06.2023 Предприниматель не обязан уплачивать страховые взносы за период, в котором он был исключен из ЕГРИП

Налоговый орган считает, что предприниматель обязан уплачивать страховые взносы независимо от фактического осуществления им деятельности и получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде, т. к. обязанность по оплате обусловлена наличием статуса плательщика страховых взносов.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами налогового органа не согласился.
Обязанность по уплате страховых взносов обусловлена не фактическим осуществлением предпринимательской деятельности, а государственной регистрацией физического лица в качестве ИП. Поэтому уплата взносов производится с момента приобретения статуса ИП и до момента исключения плательщика из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве предпринимателя.
Поскольку в спорный период физическое лицо не являлось предпринимателем в связи с исключением из ЕГРИП, у него отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2023-03-07 № Ф07-1326/23 по делу N А56-56491/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

09.06.2023 С РФ поддержал арендатора, которому вовремя не предоставили отсрочку по оплате долга из-за COVID-19

Департамент потребовал расторгнуть с НКО договор аренды региональных помещений и взыскать долг по арендной плате. В свою очередь, ответчик пытался добиться, чтобы ему предоставили отсрочку в погашении спорных сумм.
Три инстанции поддержали позицию департамента. ВС РФ с ними не согласился.
В спорный период арендаторам нежилой недвижимости, работающим в отраслях экономики, наиболее пострадавших из-за коронавируса, предоставлялась отсрочка по внесению арендной платы. Отсрочка действовала с даты введения режима повышенной готовности или ЧС на территории региона и до 1 октября 2020 г.
Ответчик осуществляет вид деятельности, который включен в перечень упомянутых отраслей экономики. Арендодатель знал об этом, несмотря на то, что соответствующие сведения внесли в ЕГРЮЛ позже. НКО неоднократно, но безуспешно обращалась к департаменту за отсрочкой по внесению долга, который образовался в спорный период с момента введения ограничительных мер в регионе.
Обязательства сторон договора считаются измененными в части предоставления арендатору упомянутой отсрочки с даты введения режима повышенной готовности или ЧС в регионе независимо от момента заключения допсоглашения либо даты вступления в силу решения суда о понуждении арендодателя к подписанию такого допсоглашения.
Таким образом, ответчик имел право получить отсрочку по уплате испрашиваемого арендодателем долга за спорный период. Вывод о том, что срок предоставления таковой истек, ошибочен.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2023-05-18 № 305-ЭС23-7 по делу N А40-11468/2021 Суд отменил вынесенные ранее судебные акты в части расторжения договора аренды, выселения ответчика из нежилого помещения и обязания передать помещение в освобожденном виде, поскольку у арендодателя не имелось оснований требовать начисления пеней за нарушение срока внесения арендной платы, расторжения договора аренды и выселения ответчика из занимаемого помещения в связи с оплатой ответчиком долга, а также наличием права на имущественную поддержу в виде отсрочки по внесению арендной платы

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/


09.06.2023 Суд признал, что налогоплательщик вправе учесть при налогообложении услуги на доставку своей продукции покупателям, т. к. не доказано, что транспортные расходы включены в цену товара и что он доставлял товар своими силами

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не вправе учесть при налогообложении приобретение транспортных услуг, т. к. товар был доставлен им самим либо покупателями готовой продукции, а не заявленным контрагентом.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной.
Из ТТН следует, что ни спорный перевозчик, ни его контрагенты не являлись ни грузоперевозчиками, ни плательщиками транспортных услуг; плательщиками являлись покупатели налогоплательщика, а товар поставлялся автотранспортом как покупателей и третьих лиц, так и продавца.
Однако доказательств того, что обязанность по оплате транспортных расходов включалась в цену товара либо иным образом возлагалась на покупателя, не представлено. Довод налогового органа о том, что спорные услуги оказаны самим налогоплательщиком, носит предположительный характер. Убедительных доказательств того, что налогоплательщику должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентами, налоговый орган не представил.
Суд признал доначисление налогов незаконным.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2023-03-20 № Ф05-2924/23 по делу N А40-73113/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

05.06.2023 Зарезервированная сумма не входит в сальдо ЕНС

В личном кабинете на ЕНС есть раздел «Отложенная переплата». Там, в частности, отражены платежи, произведенные в 2022 году, которые зарезервированы до представления РСВ по итогам 2022 года.

Такое разъяснение дает ФНС в своем Telegram-чате в ответ на просьбу выпустить инструкцию по ЕНС в ЛК.

Зарезервированные суммы не входят в сальдо ЕНС.

Они будут разрезервированы и распределены по принадлежности после наступления сроков уплаты налогов, утверждает ФНС

Разрезервация уплаченных сумм проводится операцией «Сторно».

Между тем, бухгалтеры сталкиваются с тем, что на практике автоматическое разрезервирование при наступлении срока уплаты не происходит. Более того, поднять сумму из резерва на ЕНС не получается и через заявление о зачете.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.06.2023 Нюансы с охранниками, ПСН как ветка дерева и другие странные новости про патент: что вы могли пропустить

Собрали в одну подборку несколько новостей по ПСН за последнее время: делитесь мнениями.

ИП на ПСН получают отказы в уменьшении патента на взносы, уплаченные платежкой-02

Чтобы уменьшить налог по ПСН на фиксированные взносы, надо уплатить их и подать уведомление, способов для этого несколько. В реальности же ИП получают отказы, а их уплаченные взносы списывают в уплату налога по ПСН. Как у вас обстоят дела?

При переходе с ПСН на ОСНО нельзя принять на вычет НДС по товарам

Важный нюанс для ювелирного бизнеса.

ПСН сравнили с веткой от дерева, которая не может висеть в воздухе

Обсуждение из нашего форума: присоединяйтесь все, кто совмещает.

Частный охранник не может применять ПСН

Минфин раскрыл нюансы для ИП.

На деле же у ИП масса вопросов о том, как начать применять сейчас ПСН и что творится в личном кабинете с введением ЕНП.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

07.06.2023 Минфин подготовил законопроект о введении ИИС-3

Минфин РФ внес в кабмин проект закона о введении третьего типа индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС-3).

Министерство финансов России представило правительству законопроект о введении третьего типа индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС-3), как сообщили в пресс-службе ведомства.

Согласно предложению, физические лица смогут открыть до трех договоров ИИС-3 без ограничения по сумме внесенных средств. При этом ИИС, открытые до конца 2023 года, продолжат действовать по прежним условиям, как сообщили в Минфине.

Согласно проекту, граждане России смогут открыть договоры доверительного управления и брокерского обслуживания, однако это будет возможно только в случае отсутствия действующего договора на открытие ИИС первого и второго типов. Новый тип инвестиционных счетов планируется ввести с января 2024 года.

Инвесторам будут доступны налоговые преференции, объединяющие льготы ИИС-1 и ИИС-2. В частности, это включает право на получение налоговых вычетов как по сумме денежных средств, внесенных на ИИС-3, так и по сумме положительного финансового результата, полученного от операций, как пояснили в представительстве.

Источник: Российский налоговый портал

 

07.06.2023 Проценты на средства компенсационного фонда, размещенные на счете СРО, идут в доходы

Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада относятся к внереализационным.

Перечень необлагаемых доходов приведен в статье 251 НК РФ.

Проценты, полученные саморегулируемыми организациями в связи с размещением средств компенсационного фонда на счетах кредитных организаций, в этот перечень не входят.

Таким образом, проценты, которые платит банк, СРО должна включать в доходы и платить с них налог на прибыль.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 24.04.2023 № 03-03-07/37171.

По закону о СРО № 315-ФЗ доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением условий инвестирования этих средств.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

07.06.2023 Неоплаченные отгрузки идут в доходы при переходе с УСН на ОСНО

На УСН – кассовый метод учета доходов и расходов, на ОСНО – метод начисления. Если в период применения УСН организация отгрузила товары или оказала услуги клиентам, то такая реализация не вошла в доходы, если не была оплачена.

После перехода на ОСНО в доходах эта реализация тоже не отразится, ведь отгрузка была в прошлом году.

Но учесть доход для целей налогового учета все-таки надо. Как – прописано в подпункте 1 пункта 2 статьи 346.25 НК РФ.

При переходе с УСН на ОСНО по методу начисления надо учесть в доходах выручку от реализации товаров, работ, услуг, которая произошла при УСН и была не оплачена.

Эти доходы признаются доходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль методом начисления.

Таким образом, учесть доход надо в первом отчетном периоде применения ОСНО, то есть, в первом квартале.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 26.04.2023 № 03-03-01/1/38407.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

08.06.2023 Организация сама определяет перечень прямых расходов

Расходы для налога на прибыль подразделяются на прямые и косвенные. Перечень прямых – в п. 1 ст. 318 НК РФ. Но этот перечень открытый.

Конкретный перечень организация определяет в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.

Об этом сообщает Минфин в письме от 03.05.2023 № 03-03-06/1/40503.

При этом надо принимать во внимание Определение ВАС от 13.05.2010 № ВАС-5306/10. Там говорится, что определение перечня прямых расходов в учетной политики зависит не только от желания налогоплательщика.

Надо, чтобы расходы соответствовали изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции невозможно, то в учетной политике надо прописать механизм распределения таких расходов.

Отдельный разговор — расходы на рекламу: сейчас у бухгалтеров стало появляться много таких вопросов. Некоторые даже сами пробуют иметь дело с рекламой и обучаться маркетингу.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

09.06.2023 Работодатель не вправе выплачивать зарплату раз в месяц даже по заявлению сотрудника

Эксперты Роструда сообщили, что нельзя выплачивать зарплату один раз в месяц, если и работник, и работодатель на это согласны.

В соответствии с информацией, представленной экспертами Роструда в их телеграм-канале, нельзя выплачивать зарплату один раз в месяц, даже если работник и работодатель согласны на такой график выплат.

Роструд напоминает, что заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты определяется внутренними правилами трудового распорядка, коллективным или трудовым договором, но не позднее чем через 15 календарных дней после окончания периода, за который заработная плата начислена (согласно статье 136 Трудового кодекса РФ).

На основании этого Роструд заявляет, что работодатель не имеет права выплачивать зарплату один раз в месяц, даже если сам работник согласен на такой график выплат.

В случае нарушения срока выплаты заработной платы работодатель будет обязан уплатить работнику проценты в качестве компенсации. Размер процентов составляет не менее 1/150 от ключевой ставки Центрального банка РФ за каждый день задержки выплаты. При этом обязанность выплаты указанной компенсации возлагается на работодателя независимо от его вины в задержке выплаты (в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ).

Источник: Российский налоговый портал

 

09.06.2023 Чтобы уменьшить налог по ПСН на взносы, их можно уплатить до начала патента или после его окончания

Не обязательно платить фиксированные взносы строго в период действия патента, чтобы иметь возможность уменьшить на них налог по ПСН.

Такое разъяснение дает ФНС на своем сайте в разделе ответов на частые вопросы.

С 01.01.2023 в статье 346.51 НК РФ сказано, что налог по ПСН может быть уменьшен на сумму взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за календарный год в период действия патента.

Таким образом, при получении патента в 2023 году исчисленная сумма налога может быть правомерно уменьшена:

на сумму взносов, уплаченных в 2023 году как во время действия патента, так и до получения патента (после получения патента);

на сумму взносов, уплаченных в 2023 году за 2022 год и предыдущие годы (при наличии такой ситуации).

Смотрите в нашей таблице, как изменился пп. 1 п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ.

Было

Стало

сумма налога за налоговый период уменьшается на взносы, уплаченные (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде

сумма налога за налоговый период уменьшается на взносы, уплаченные (в пределах исчисленных сумм) за календарный год в период действия патента

Ранее Минфин в письме от 15.03.2023 № 03-11-09/21978 пояснил, что в 2023 году можно уменьшать налог по ПСН на страховые взносы за работников, уплаченные в 2023 году за 2022.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

09.06.2023 Для расчета НДФЛ доход от ценных бумаг уменьшают на расходы

Финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяют как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов (п. 12 ст. 214.1 НК РФ).

Перечень таких расходов – в п. 10 ст. 214.1 НК РФ.

В частности, к расходам относятся:

оплата услуг, оказываемых профучастниками рынка ценных бумаг, биржевыми посредниками и клиринговыми центрами;

другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами;

расходы, связанные с оказанием услуг профучастниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями.

При этом налоговая база по доходам от ценных бумаг считается по окончании года.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 02.05.2023 № 03-04-06/40374.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Малое предприятие осуществляет импорт из дальнего зарубежья. В налоговом учете прямые расходы: стоимость товара по контракту и транспортные расходы (доставка) от поставщика до склада. Все остальные расходы (таможенное оформление, таможенная пошлина и т.д.) списываются единовременно в месяце, в котором были оказаны расходы.
Имеет ли организация возможность не применять ФСБУ 5/2019 полностью?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация в данном случае имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы, установленные ФСБУ 5/2019 "Запасы", применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов).

Но в ситуации осуществления торговой деятельности отдельных правил для упрощенного учета не предусмотрено. В связи с этим в части реализации товаров ФСБУ 5/2019 несмотря на то, что организация является субъектом малого предпринимательства, имеющим право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, ей надлежит обязательно ответить на вопрос о том, будет ли она включать затраты на доставку товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, в состав расходов на продажу, или же она будет включать данные затраты в фактическую себестоимость товаров. 

Обоснование вывода:

1. Отражение в бухгалтерском учете информации о запасах организаций осуществляется на основании стандарта бухгалтерского учета "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019), разработанного на основе МСФО (IAS) 2 "Запасы" и утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н. ФСБУ 5/2019 является обязательным к применению с 2021 года (п. 2 приказа Минфина России от 15.11.2019 N 180н).

Для целей бухгалтерского учета товары являются видом запасов. В соответствии с ФСБУ 5/2019 "Запасы" запасами являются товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации (подп. "г" п. 3 ФСБУ 5/2019).

Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019 (п. 9 ФСБУ 5/2019). Порядок формирования себестоимости запасов зависит от способа и условий приобретения таких запасов.

В фактическую себестоимость запасов, в частности, включаются суммы, перечисленные в п. 11 ФСБУ 5/2019, о чем будет сказано ниже.

В силу п. 12 ФСБУ 5/2019 суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией при приобретении (создании) запасов, включаются в фактическую себестоимость запасов:

а) за вычетом возмещаемых сумм налогов и сборов;

б) с учетом всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления.

При поступлении товаров по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в фактическую себестоимость товаров включаются фактические затраты на их приобретение, приведение в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования (п. 10 ФСБУ 5/2019).

Отметим, что исходя из формулировок пп. 10-12 ФСБУ 5/2019*(1) в фактическую себестоимость приобретаемых организацией за плату товаров, по нашему мнению, на основании подп. "е" п. 11 ФСБУ 5/2019 должны включаться затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров, в частности, упомянутые в формулировке вопроса таможенные пошлины и сборы (ранее они подлежали включению на основании п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").

В общем случае, при осуществлении торговой деятельности, то есть в части реализации товаров ФСБУ 5/2019 позволяет включать затраты на доставку товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу (пп. 9, 10, подп. "б" п. 11, п. 21 ФСБУ 5/2019):

1) либо в состав расходов на продажу;

2) либо в фактическую себестоимость товаров.

Таким образом, торговым организациям предоставлено право выбирать один из вариантов учета затрат на доставку товаров.

Иначе говоря, по общему правилу торговая организация может учитывать транспортные расходы отдельно или может их отнести на фактическую себестоимость приобретенных товаров (последний способ также может быть использован в налоговом учете организацией, находящейся на основной системе налогообложения).

Кроме того, при осуществлении розничной торговли приобретенные товары допускается оценивать по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок подлежит регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями закупки и продажи товаров (п. 20 ФСБУ 5/2019).

При этом в случае осуществления торговой деятельности отдельных правил для упрощенного учета не предусмотрено.

Поскольку в ФСБУ 5/2019 не указано иное, свой выбор торговые организации могут сделать вне зависимости от того, применяются ли ими упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (о чем будет отмечено ниже).

2. Далее следует отметить, что ФСБУ 5/2019 может не применяться микропредприятием, за исключением микропредприятия, которое не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом затраты, которые в соответствии с ФСБУ 5/2019 должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходом периода, в котором были понесены (абзац второй п. 2 ФСБУ 5/2019).

Иначе говоря, микропредприятия, за исключением микропредприятий, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяя ФСБУ 5/2019, могут не формировать в учете информацию о запасах и не отражать в отчетности такие активы, как запасы.

Это означает полный отказ от применения ФСБУ 5/2019.

Таким образом, право не применять ФСБУ 5/2019 предоставлено только микропредприятиям, которые являются субъектом малого предпринимательства.

При этом к микропредприятиям относятся субъекты малого предпринимательства, среднесписочная численность работников которых за прошедший календарный год не превысила 15 человек (подп. "б" п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ), а доход за предшествующий год не превысил 120 млн рублей (без учета НДС) (п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265).

Из рассматриваемой ситуации не следует, что организация является микропредприятием, но в данном случае организация выступает субъектом малого предпринимательства, поэтому следует сделать вывод о том, что организация не имеет возможности не применять ФСБУ 5/2019 полностью, и вопрос о применении или не применении ФСБУ 5/2019 не может быть предметом учетной политики у такой организации.

Значит, организация в данном случае обязана применять ФСБУ 5/2019 и формировать в учете информацию о запасах, отражать в отчетности оборотные активы по группе статей "Запасы",

3. Вместе с тем необходимо отметить, что все субъекты малого предпринимательства, за исключением указанных в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ), вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности", информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

ФСБУ 5/2019 предусматривает особый порядок учета запасов организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Для таких организаций применительно к рассматриваемой ситуации предусмотрено в ФСБУ 5/2019 следующее. Помимо того, что указано в первом предложении п. 17 ФСБУ 5/2019*(1), организация с упрощенным учетом вправе считать себестоимостью приобретенных запасов уплаченные и (или) подлежащие уплате при приобретении запасов суммы, а затраты, указанные в подпунктах "б"-"е" пункта 11 ФСБУ 5/2019, вправе признавать расходом периода, в котором были понесены (информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5 (далее - Информационное сообщение)).

При этом:

в подп. "б" п. 11 ФСБУ 5/2019 упомянуты затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования);

в подп. "в" п. 11 ФСБУ 5/2019 затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов;

в подп. "г" п. 11 ФСБУ 5/2019 величина возникшего в связи с приобретением (созданием) запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды;

в подп. "д" п. 11 ФСБУ 5/2019 связанные с приобретением (созданием) запасов проценты, которые подлежат включению в стоимость инвестиционного актива

в подп. "е" п. 11 ФСБУ 5/2019 иные затраты, связанные с приобретением (созданием) запасов.

С учетом изложенного субъекты малого предпринимательства, которые вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, в общем случае в отличие от других организаций могут формировать фактическую себестоимость запасов только исходя из уплаченных и (или) подлежащих уплате при приобретении запасов сумм.

Частичный отказ от применения ФСБУ 5/2019 означает, что для субъектов малого предпринимательства, которые вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета в общем случае, без рассмотрения вопроса о том, являются ли они торговыми организациями, запасы могут учитываться у этих организаций исключительно по стоимости, указанной в договоре.

При этом могут не учитываться при формировании фактической себестоимости скидки, уступки, вычеты, премии, льготы, предоставляемые организации (подпункта "б" п. 12 ФСБУ 5/2019, влияние отсрочки (рассрочки) (п. 13 ФСБУ 5/2019), оценочное обязательство по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды (подп. "г" п. 11 ФСБУ 5/2019) (смотрите также сообщение Минфина России от 10.04.2020 N ИС-учет-27).

Эти обстоятельства и затраты субъекты малого предпринимательства, которые вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, вправе не учитывать при формировании фактической себестоимости запасов, но не обязаны этого делать. Подобные затраты или доходы такие организации вправе, но не обязаны относить в состав прочих расходов или доходов в том периоде, когда они возникли.

Как уже было отмечено, в формулировке п. 17 ФСБУ 5/2019 используется слово "вправе". А в норме п. 11 ФСБУ 5/2019 употребляется конструкция, содержащая слово "в частности". На наш взгляд, такое изложение позволяет утверждать, что затраты, упоминаемые в подпунктах "б"-"е" пункта 11 ФСБУ 5/2019, не обязательно все должны по единому правилу включаться или не включаться в фактическую себестоимость.

А с учетом пп. 9, 10, подп. "б" п. 11, п. 21 ФСБУ 5/2019, как уже было отмечено, по общему правилу затраты на доставку товаров до складов учитываются у торговой организации либо в составе расходов на продажу, либо включаются в фактическую себестоимость товаров.

То есть возможно, что у торговой организации, которая при этом является субъектом малого предпринимательства, имеющим право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, затраты на доставку товаров до складов будут включаться, в себестоимость товаров (по правилу норм пп. 9, 10, подп. "б" п. 11, п. 21 ФСБУ 5/2019), а затраты на уплату таможенных пошлин и сборов и другие дополнительные затраты, связанные с приобретением импортных товаров, будут учитываться упрощенно в составе расходов периода в силу нормы предложения второго п. 17 ФСБУ 5/2019.

Что же касаются использования других упрощенных способов, перечисленных в ФСБУ 5/2019, то следует отметить, что организация сама вправе самостоятельно определять, какие именно упрощенные способы бухгалтерского учета она будет использовать, предусмотрев это в учетной политике для целей бухгалтерского учета, а какие нет.

В упомянутом ранее Информационном сообщении дословно было отмечено: "Малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом необходимо руководствоваться допущениями и требованиями к учетной политике, предусмотренными Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, в частности требованиями полноты и рациональности. Кроме того, необходимо исходить из требования части 1 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений". 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства;

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет запасов;

Энциклопедия решений. Учет приобретения товаров за плату. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег 

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Могут ли расходы, связанные с приобретением права на использование Системы ГАРАНТ, быть учтены при исчислении налоговой базы по УСН (доходы минус расходы)? Расходы нужно учесть через счет 97, или это непринимаемые расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы, связанные с приобретением права на использование ЭПС "Система ГАРАНТ", а также расходы на обновление информационной базы могут быть учтены при исчислении налоговой базы по УСН.

Обоснование вывода:

Система ГАРАНТ (информационный продукт вычислительной техники) является электронным периодическим справочником, который содержит информацию о текущем состоянии законодательства РФ (далее также - ЭПС "Система ГАРАНТ").

Право на использование ЭПС "Система ГАРАНТ" предоставляется пользователю на условиях простой (неисключительной) лицензии, не влекущей за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК РФ). Лицензиат в отличие от правообладателя может использовать интеллектуальную собственность не любым способом, который не противоречит закону, а только теми способами, которые указаны в лицензионном договоре. В свою очередь, услуги по сопровождению ЭПС "Системы ГАРАНТ" можно квалифицировать как информационные, регулируемые положениями главы 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг".

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, указанный в данной норме, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением права на использование ЭПС "Система ГАРАНТ", а также расходы на информационные услуги, заключающиеся в обновлении информационной базы, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по УСН на основании подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Это подтверждается и Минфином России в письмах от 10.12.2018 N 03-11-06/2/89780, от 19.01.2016 N 03-11-06/2/1520, от 21.03.2013 N 03-11-06/2/8830, от 28.05.2012 N 03-11-06/2/70 и др.

Напомним, что при применении УСН любые расходы принимаются к учету после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Кроме того, учитываемые в целях налогообложения расходы должны соответствовать общим критериям признания расходов, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), т.е. быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода.

Стоит также заметить, что налоговый учет организуется налогоплательщиком УСН в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (ст. 346.24 НК РФ). Ведение налогового учета посредством двойной записи на счетах учета, как это установлено для целей бухгалтерского учета ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, не предусмотрено.

Что касается непосредственно бухгалтерского учета, то затраты, связанные с приобретением прав на использование ЭПС "Система ГАРАНТ", произведенные в виде фиксированного разового платежа, действительно отражаются по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" с последующим равномерным списанием в дебет счетов учета затрат (абзац 2 п. 39 ПБУ 14/2007 "Нематериальные активы", п. 7, п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Расходы на оплату услуг по сопровождению (обновлению баз данных) учитываются в общем порядке в составе расходов по обычным видам деятельности в корреспонденции с кредитом счета 60 или 76.

Подробнее смотрите в материале: Учет в коммерческих организациях операций по приобретению и сопровождению "Системы ГАРАНТ" (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина 

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Российская компания оказывает транспортно-экспедиционные услуги. В настоящее время рассматривается заключение с белорусской компанией договора о предоставлении транспортно-экспедиционных услуг. Маршрут: Китай - Минск.
Данная транспортная услуга будет относиться к международным перевозкам и облагаться НДС по ставке 0%, или российская компания будет вступать в качестве налогового агента?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Местом реализации транспортно-экспедиционных услуг признается территория Российской Федерации. Реализация услуг облагается НДС по ставке 20%.

Российская компания будет выступать в качестве налогоплательщика НДС, а не в качестве налогового агента. 

Обоснование вывода:

Согласно пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ если иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (если иное не предусмотрено п. 5.2 ст. 161 и пп. 3 и 10.1 ст. 174.2 НК РФ), реализуют на территории РФ товары (работы, услуги), то НДС по данным операциям исчисляют и уплачивают налоговые агенты. Налоговыми агентами признаются организации и ИП, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц. В данной ситуации услуги реализует российская компания, поэтому она будет выступать в качестве налогоплательщика НДС, а не в качестве налогового агента.

Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).

С учетом положений НК РФ по договорам оказания услуг с хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС порядок применения налога на добавленную стоимость определяется в соответствии с разделом IV Протокола (ст. 7 НК РФ).

Так, при выполнении работ, оказании услуг в государствах ЕАЭС налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола (п. 28 Протокола).

Место реализации работ, услуг в ЕАЭС определяется в соответствии с Протоколом. Согласно подп. 5 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подп. 1-4 п. 29 Протокола. Поскольку услуги по организации перевозки грузов не поименованы в подп. 1-4 п. 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно подп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг (письма Минфина России от 20.07.2018 N 03-07-08/50929, от 14.07.2017 N 03-07-13/1/44838, от 02.09.2015 N 03-07-13/1/50600, от 19.03.2015 N 03-07-13/1/15028).

Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС 0% применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, при которой пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами РФ. В отношении услуг по перевозке грузов между пунктом отправления и пунктом назначения, находящимися на территориях иностранных государств нулевая ставка НДС ст. 164 НК РФ не предусмотрена.

Как указано в письме Минфина России от 28.07.2021 N 03-07-13/1/60259, место реализации услуг по перевозке определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подп. 5 п. 29 Протокола. В связи с этим в целях применения НДС местом реализации услуг по перевозке, оказываемых российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом государства - члена ЕАЭС, признается территория Российской Федерации, и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке 20 процентов в соответствии с п. 3 ст. 164 НК независимо от маршрута перевозки (смотрите также письма Минфина России от 03.02.2023 N 03-07-14/8633, от 06.02.2023 N 03-07-13/1/9164, от 22.05.2019 N 03-07-13/1/36673).

Таким образом, если транспортно-экспедиционные услуги оказываются российской организацией - исполнителем организации - заказчику резиденту государства - члена ЕАЭС, местом реализации услуг будет признаваться территория РФ. При этом, по мнению Минфина России, такие услуги облагаются НДС по ставке 20%. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Вопрос: О применении НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок из Италии в Республику Беларусь и по территории Республики Беларусь по договору с российской организацией, с организацией - резидентом Республики Беларусь (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.);

Вопрос: Российская авиакомпания совершает грузовую авиаперевозку по маршруту Москва - Ереван - Эр-Рияд - Москва. Груз загружается в Ереване, разгружается в Эр-Рияде. Заказчиком перевозки могут выступать как резиденты РФ, так и резиденты Армении или Арабских Эмиратов. Как определить ставку НДС? Имеет ли значение место загрузки груза (страна Армения, член ЕАЭС)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.)

Вопрос: Российская организация предоставляет вагоны для перевозки по разным маршрутам (РФ - ЕАЭС; ЕАЭС - ЕАЭС, без пересечения границы РФ; Украина - Латвия, не пересекается РФ, РФ - Украина). Заказчиком может быть организация либо из ЕАЭС, либо из РФ либо иностранная организация не из ЕАЭС. Какую ставку НДС применять в каждом случае? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.)

Вопрос: Заказчиком перевозки грузов, находящихся на территории Казахстана, является белорусская компания. Груз (из Казахстана в Белоруссию) перевозит российская организация. Какие нюансы при исчислении НДС ей нужно учесть? (журнал "НДС: проблемы и решения", N 12, декабрь 2015 г.)

Вопрос: Налогообложение НДС услуг по перевозке грузов за пределами территории Российской Федерации (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"МеталлоПрофиль
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения