Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 5 по 11 апреля 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 05.04.2021 N 88-ФЗ
"О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги"

Подписан закон о налоговом вычете по расходам на занятия спортом

Налоговый вычет по НДФЛ предоставляется в размере расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, но не более 120 тыс. рублей за налоговый период с учетом расходов на иные социальные вычеты по НДФЛ.

Максимальный размер вычета (13% от суммы в 120 тыс. рублей), подлежащий возврату налогоплательщику, может составить 15,6 тыс. рублей.

Перечень организаций, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги, при получении которых можно будет претендовать на налоговый вычет, формируется Минспортом.


Федеральный закон от 05.04.2021 N 81-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Урегулирована процедура возврата ФСС страхователю капитализированных платежей

В случае ликвидации организация должна перечислить в ФСС РФ капитализированные платежи для выплаты страхового возмещения бывшим работникам организации, перед которыми организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Ранее, если процедура банкротства была прекращена, удовлетворение требований лиц на страховые выплаты осуществлялось за счет средств страхователя, продолжающего свою деятельность. При этом порядок возврата капитализированных платежей, переданных в ФСС, не был предусмотрен.

Законом устанавливается порядок возврата таких платежей (зачета в счет предстоящих платежей на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в случаях восстановления платежеспособности страхователей.

Законом предусмотрено, в частности, что возврат перечисленных капитализированных платежей и (или) их зачет в счет предстоящих платежей по страховым взносам производятся при условии исполнения страхователем установленной законом обязанности по уплате страховых взносов в полном объеме на дату поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления.

 

Проект Федерального закона N 1141868-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов"

В Госдуму внесен законопроект о едином налоговом платеже для юрлиц и ИП

Законопроектом вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие распространение института "единого налогового платежа" на организации и индивидуальных предпринимателей.

Это позволит осуществлять исполнение обязанностей по уплате обязательных платежей одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы РФ.

Единый налоговый платеж перечисляется на счет Федерального казначейства.

Налоговый орган на основе имеющейся у него информации (документов) самостоятельно произведет зачет средств в счет уплаты недоимки по налогам (сборам, страховым взносам), в случае ее отсутствия - в счет уплаты предстоящих платежей по налогам (авансовым платежам по налогам, сборам, страховым взносам), а в случае их отсутствия - в счет уплаты задолженности по пеням, штрафам, процентам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

 

Проект Федерального закона N 1143825-7 "О внесении изменения в статью 174.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Предлагаемые изменения в НК РФ позволят концессионерам в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, применяющим УСН, формировать тариф на коммунальный ресурс без НДС

В настоящее время тариф на коммунальный ресурс устанавливается концессионеру для группы потребителей "население" с НДС, для иных групп потребителей - без НДС.

Согласно пояснительной записке необходимость принятия законопроекта обусловлена трудностями в привлечении инвестиций через механизм концессионного соглашения в связи с отсутствием заинтересованности потенциальных инвесторов.

Это обусловлено тем, что потенциальные инвесторы-концессионеры в малых населенных пунктах находятся на упрощенной системе налогообложения (УСН). В случае заключения соответствующего концессионного соглашения на концессионера возлагаются обязанности плательщика по НДС.

После внесения изменений в статью 174.1 НК РФ тариф на коммунальный ресурс будет устанавливаться концессионеру для всех групп потребителей без НДС.

Освобождение ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на основании концессионных соглашений в "малых" городах, от обязанности исчислять НДС в случае применения ими УСН позволит повысить привлекательность института концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства на малых территориях.

 

Проект Федерального закона N 1075007-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (текст к третьему чтению)

Иностранные компании и иностранные структуры без образования юрлица будут обязаны предоставлять в налоговые органы сведения о своих участниках (учредителях, бенефициарах, управляющих)

Соответствующими положениями дополнен законопроект, вносящий изменения в НК РФ, по результатам его рассмотрения Госдумой во втором чтении.

Согласно законопроекту сведения, сформированные по состоянию на 31 декабря, необходимо будет представлять ежегодно не позднее 28 марта в налоговый орган по месту постановки на учет.

Сведения должны включать также раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физлица или публичной компании, в случае если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5%.

Данная обязанность не распространяется на иностранные организации, которые стоят на учете в налоговом органе только на основании оказания ими услуг в электронной форме при их реализации на территории РФ.

Одновременно вводится ответственность за непредставление в налоговый орган указанных сведений.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

 

Указание Банка России от 24.02.2021 N 5738-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 3 февраля 2016 года N 532-П"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2021 N 62911)

При составлении отчетности НФО за I квартал 2021 г. необходимо учитывать новые требования

Внесены изменения в Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров".

Изменения направлены на реализацию требований ФСБУ 5/2019 "Запасы".

Поправками уточнены примечания в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитной финансовой организации.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу, - с 1 января 2022 года.

 

Указание Банка России от 24.02.2021 N 5740-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2015 года N 526-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2021 N 62914)

Внесены уточнения в Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования

Изменения направлены на реализацию требований ФСБУ 5/2019 "Запасы".

Поправками уточнены примечания в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитной финансовой организации.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу, - с 1 января 2022 года.

 

Указание Банка России от 24.02.2021 N 5741-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2015 года N 527-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2021 N 62912)

Уточнены требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности НПФ. Применять некоторые из них необходимо с отчетности за первый квартал 2021 года

Вносимые изменения направлены на реализацию требований ФСБУ 5/2019 "Запасы".

Указанием уточняются примечания в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственного пенсионного фонда.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу, - с 1 января 2022 года.

 

Указание Банка России от 24.02.2021 N 5742-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 25 октября 2017 года N 614-П "О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, ломбардов и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2021 N 62913.

Уточнены примечания к бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с Положением Банка России от 25 октября 2017 года N 614-П

Положение Банка России от 25 октября 2017 года N 614-П устанавливает формы раскрытия информации в отчетности микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, ломбардов.

Изменения, вносимые в примечания в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, направлены на реализацию требований ФСБУ 5/2019 "Запасы".

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу, - с 1 января 2022 года.


<Письмо> ФНС России от 01.04.2021 N БС-4-21/4356@
"О перерасчетах имущественных налогов, уплачиваемых на основании налоговых уведомлений"

ФНС разъяснены вопросы, касающиеся перерасчетов имущественных налогов, уплачиваемых на основании налоговых уведомлений

В обзоре, подготовленном ФНС России, приведены ответы на вопросы, в частности:

- об определении периода, за который проводится перерасчет налогов (в том числе в связи с возникновением у физлица права на налоговую льготу; в случае исключения сведений об объекте налогообложения из перечня, составляемого в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ; в случае уменьшения кадастровой стоимости объекта налогообложения в связи с внесением изменений в нормативный правовой акт и пр.);

- о сроке проведения перерасчета налогов;

- об ограничении перерасчета налогов, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ.

 

Письмо ФНС России от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990
"О направлении Временного порядка проведения совместной сверки расчетов"

Обновлен порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам и иным обязательным платежам

Сверка расчетов проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

по инициативе налогоплательщика при представлении заявления о предоставлении акта сверки расчетов;

в иных установленных законодательством случаях.

Новый порядок содержит в числе прочего порядок проведения сверки расчетов по инициативе налогоплательщика на основании заявления в электронной форме, представленного по ТКС либо через личный кабинет налогоплательщика.

В этом случае после регистрации заявления должностное лицо формирует акт сверки расчетов с помощью программного обеспечения налогового органа не позднее трех рабочих дней с момента получения заявления, подписывает акт сверки расчетов усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа и направляет налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Максимальный период проведения сверки расчетов, как и ранее, составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов.

Признано утратившим силу письмо ФНС России от 16.04.2020 N АБ-4-19/6371@.

 

<Письмо> ФНС России от 06.04.2021 N БС-4-21/4573@
"О применении пункта 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении Банка России"

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся представления Банком России сведений о кадастровых номерах земельных участков, изъятых из оборота

Обязанность представления сведений о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным органам и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота, и к земельным участкам, ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, установлена пунктом 20 статьи 396 НК РФ.

Центральный банк РФ не включен в структуру федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена данная обязанность.

Вместе с тем, с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ, по мнению Минфина, положения пункта 20 статьи 396 НК РФ распространяются на Центральный банк РФ.

Банк России также отметил, что:

земельные участки, на которых размещены объекты (здания и сооружения) полевых учреждений Банка России, не признаются объектами обложения земельным налогом как изъятые из оборота;

Банк России в связи с исполнением им определенных полномочий может быть отнесен к органам государственной власти.

С учетом изложенного в отношении Банка России подлежат применению положения п. 20 ст. 396 НК РФ.

 

<Информация> ФНС России от 07.04.2021
"Какие правила применяются при перерасчете имущественных налогов физических лиц"

Сообщены основания и порядок пересчета налогов, уплачиваемых физлицами

Перерасчет имущественных налогов по направленным физлицам налоговым уведомлениям проводится при наличии установленных оснований, в том числе: оспаривание кадастровой стоимости; снижение налоговых ставок или введение налоговых льгот; получение уточненных сведений и т.д.

По общему правилу перерасчет проводится не более чем за три налоговых периода.

Перерасчет не выполняется, если он влечет увеличение ранее уплаченных сумм земельного налога или налога на имущество, а с 1 июля 2021 года - и транспортного налога.

Сообщается также, что при наличии ранее не учтенной льготы пересчет налога проводится с налогового периода, в котором у физлица возникло право на нее.

Ответы на иные вопросы, касающиеся перерасчета имущественных налогов, содержатся в письме ФНС России от 01.04.2021 N БС-4-21/4356@.

 

<Информация> ФНС России от 08.04.2021
"Даны пояснения по особенностям налогообложения доходов с дивидендов"

При определении НДФЛ в отношении доходов с дивидендов с 1 января 2021 года предусмотрен зачет налога на прибыль, удержанного в их отношении

Сообщается, что указанная сумма определяется как произведение базы для определения суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачету (Бз), на коэффициент 0,13, а также приведен порядок определения показателя Бз.

Отмечено также, что данный расчет проводится в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 214 НК РФ Федеральным законом от 17.02.2021 N 8-ФЗ. Ранее исчисление НДФЛ с дивидендов производилось по правилам статьи 275 НК РФ.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

05.04.2021 Суд признал, что налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС при приобретении товаров, т. к. доказано, что они оплачены за счет субсидий

Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2021 № 303-ЭС20-22264 по делу N А51-19750/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно принял к вычету НДС при приобретении товаров, т. к. они приобретены не за счет субсидий, а за счет иных средств. Субсидии были предоставлены не на возмещение затрат, а на другие цели. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что оплата по спорным счетам-фактурам произведена именно за счет средств субсидий, предоставленных предприятию в целях возмещения затрат, связанных с приобретением топлива для осуществления деятельности по производству пара и горячей воды (тепловой энергии). Суд указал, что налогоплательщик не вправе был принимать налог к вычету и должен восстановить его.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.04.2021 Суд признал, что оказанные иностранной организацией услуги по цифровой обработке данных облагаются НДС, т. к. они являются вспомогательными по отношению к консультационным услугам, самостоятельного значения для общества не имеют

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.02.2021 № 309-ЭС20-16872 по делу N А76-8895/2019
Дело в части доначисления налога на прибыль организаций, НДС, сумм пеней и штрафа в связи с передачей неотделимых улучшений передано на новое рассмотрение, поскольку суды не установили характера произведенных истцом неотделимых улучшений, не устранили противоречия в оценке наличия у собственника имущества обязательства по возмещению арендатору стоимости неотделимых улучшений и фактического исполнения этого обязательства

Общество полагает, что оказанные иностранной организацией услуги по цифровой обработке данных, включающие в себя, в частности, удаленное предоставление и обслуживание корпоративной почты, подключение к сервису связи и пр., не могут быть квалифицированы как связанные с обработкой информации. Иностранной компании не передавался какой-либо массив информации, и результаты ее обработки общество не получало. Соответственно, эти услуги не облагаются НДС. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Установлено, что услуги по цифровой обработке данных обеспечивали техническую возможность оказания обществу консультационных услуг в рамках одного соглашения. Консультационные услуги оказывались обществу с использованием средств связи, отраженных в актах на оказание спорных услуг. Доказательства, подтверждающие возможность и практическую необходимость приобретения услуг по цифровой обработке данных как таковых, без оказания компанией консультационных и иных предусмотренных соглашением услуг, не представлены. Поэтому спорные услуги являются вспомогательными по отношению к консультационным, и место их реализации должно определяться по месту реализации основных консультационных услуг, то есть рассматриваемые услуги в целом облагаются НДС в РФ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.04.2021 ВС разъяснил, чем можно подтвердить заем в отсутствие оригинала договора

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.02.2021 № 69-КГ20-23-К7
Дело о взыскании денежных средств, полученных в результате неосновательного обогащения, передано на новое рассмотрение, поскольку суд не дал оценки доводу ответчика о том, что истец не обращался в банк с заявлением об ошибочности перечисления денежных средств

Организация вернула гражданке долг несколькими платежами на банковскую карту. Но затем взыскала их обратно в качестве неосновательного обогащения, сославшись на ошибочное перечисление. По ее словам, договор займа не заключался. Удовлетворяя иск, суды указали на отсутствие оригинала договора. Но Верховный Суд РФ вернул дело на пересмотр. Суды не учли, что перечисляя деньги ответчице, истец в назначении платежа указывал на возврат долга по договору займа с конкретными датой и номером. Эти платежные документы относятся к допустимым доказательствам. Кроме того, ответчица представила светокопию этого договора и свидетельские показания. Истец был осведомлен о номере банковской карты ответчицы, который он мог получить только в связи с заключенным между сторонами договором займа. В банк с заявлением об ошибочности перечисления денег истец не обращался.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.04.2021 Лизингодатель не вправе начислять амортизацию, если ему известно, что имущество лизингополучателем законсервировано; договор лизинга расторгнут

Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2021 № 305-ЭС20-22168 по делу N А40-5074/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик (лизингодатель) полагает, что правомерно в соответствии с условиями договора начислял амортизацию по переданному в лизинг имуществу. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что налогоплательщику было известно о консервации лизингополучателем имущества. Договор лизинга расторгнут, в связи с чем налогоплательщик имел основания требовать возврата оборудования. Оборудование не могло использоваться в деятельности лизингополучателя с момента введения в отношении него процедуры конкурсного производства. В спорный период оборудование фактически не использовалось для извлечения дохода ни лизингополучателем, ни налогоплательщиком. Впоследствии спорное имущество приобретено взаимозависимой с налогоплательщиком организацией. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик не имел права начислять амортизацию по спорному имуществу за спорный период.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

06.04.2021 Поскольку налогоплательщик реализовал сельскохозяйственную продукцию, приобретенную у контрагента, с использованием склада последнего, суд признал неправомерным применение ЕСХН

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.02.2021 № Ф10-5773/20 по делу N А09-3298/2020
Налоговый орган доначислил налогоплательщику налоги по ОСН, поскольку он не соответствовал критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя и неправомерно применял ЕСХН. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Налогоплательщик при подаче заявления на применение ЕСХН заявил, что доля доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем объеме полученных доходов составляет более 70%. Вместе с тем судом установлено, что доход был получен только от реализации продукции, не являющейся продукцией собственного производства, которая приобреталась налогоплательщиком под заказ для конкретного контрагента, и хранение товара осуществлялось на территории поставщика. Следовательно, у налогоплательщика отсутствовали доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, в связи с чем он не имел права применять ЕСХН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

06.04.2021 В состав доходов гражданина, сдающего помещения в аренду в качестве предпринимательской деятельности, не включаются суммы компенсации арендаторами коммунальных платежей

Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2021 № 309-ЭС20-22246 по делу N А76-41591/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что гражданину, не имевшему в проверяемый период статуса ИП, правомерно доначислены НДС И НДФЛ с дохода от предпринимательской деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений, а также по операциям реализации этого имущества. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа частично необоснованной. Инспекция учла в составе доходов налогоплательщика полученную им от арендаторов переменную часть арендной платы. Учитывая, что бремя оплаты коммунальных платежей лежало на арендаторах, не заключавших отдельные договоры с поставщиками коммунальных услуг, суммы возмещения расходов по оплате коммунальных платежей не являются доходом налогоплательщика. Эти суммы компенсируют его расходы по содержанию и использованию нежилых помещений, сданных в аренду. Кроме того, налоговый орган необоснованно отказал налогоплательщику в применении профессионального вычета по НДФЛ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

06.04.2021 До окончания строительства инвестиционного объекта застройщик не может выставить инвестору сводный счет-фактуру

Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2021 № 303-ЭС20-22294 по делу N А04-7368/2017
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Истец (инвестор) полагает, что ответчик (застройщик) обязан выдать ему сводный счет-фактуру для получения вычета по НДС. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию инвестора необоснованной. Сводный счет-фактура в данном случае предполагает объединение данных по всему инвестиционному проекту, который должен был быть реализован в рамках договора о внесении вкладов в складочный капитал. Однако в рамках другого арбитражного дела установлено, что строительство инвестиционного объекта не завершено, на баланс инвесторам объект не передан, что исключает составление сводного счета-фактуры.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

07.04.2021 Обязанность предпринимателя по уплате налога не может быть признана исполненной, если платежное поручение предъявлено в банк после публикации в СМИ сведений о его проблемах и о приостановлении РКО

Определение Верховного Суда РФ  от 01.02.2021 № 306-ЭС20-22548 по делу N А65-36226/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что его обязанность по уплате налога должна быть признана исполненной, т. к. он надлежащим образом предъявил в банк соответствующее платежное поручение. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Банком с расчетного счета налогоплательщика денежные средства по платежному поручению были списаны, но в бюджет не перечислены по причине отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка. Платеж предъявлен предпринимателем к исполнению после опубликования в средствах массовой информации сведений о проблемах банка и приостановке расчетно-кассового обслуживания клиентов. Кроме того, на дату совершения платежей до окончания налогового периода налогоплательщик не мог достоверно определить налоговую базу по налогу по УСН. Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания обязанности по уплате налога в заявленном размере исполненной в связи с недобросовестностью действий предпринимателя.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

08.04.2021 Пониженная ставка земельного налога не применяется, если расположенные на участке объекты инженерной инфраструктуры изначально предназначались и фактически использовались для функционирования не жилого дома, а иного объекта

Определение Верховного Суда РФ  от 04.03.2021 № 301-ЭС20-22764 по делу N А82-12497/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно применял пониженную ставку земельного налога, поскольку расположенные на участках объекты относятся к жилищному фонду, а объекты коммунальной инфраструктуры направлены на обеспечение его деятельности. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика частично необоснованной. Доказательств того, что объекты коммунального хозяйства налогоплательщика, расположенные на некоторых земельных участках, использовались в проверяемых периодах исключительно для оказания услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, не представлено. Объекты инженерной инфраструктуры изначально предназначались и фактически использовались для функционирования не жилого дома, а иного объекта.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

09.04.2021 Часть субсидий на возмещение процентов по целевому кредиту, соответствующая сумме неверно использованного кредита, также признается использованной не по целевому назначению и включается во внереализационные доходы

Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2021 № 309-ЭС20-23043 по делу N А76-49078/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что налоговый орган неправомерно включил в состав доходов по налогу на прибыль субсидии, направленные им по назначению. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Субсидии предоставлялись с целью возмещения части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства. Установив, что часть полученных от банка кредитных средств перечислялась налогоплательщиком в адрес "проблемных" организаций, суд признал недоказанным факт использования обществом этих средств по целевому назначению. Поэтому часть субсидий, соответствующую сумме неверно использованного кредита, суд также признал использованной не по целевому назначению и подлежащей включению во внереализационные доходы.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

09.04.2021 ВС представил обзор судебной практики

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 7 апреля 2021 г.)

Верховный Суд РФ подготовил первый обзор судебной практики за 2021 год по уголовным, гражданским, хозяйственным, социальным, налоговым, процессуальным вопросам. У участника долевой собственности нет безусловной обязанности выкупать долю выделяющегося сособственника. Банк не вправе за повышенную плату совершать сомнительные операции для клиента в качестве противодействия легализации преступных доходов. Нотариус отвечает перед покупателем недвижимости за ненадлежащее установление личности гражданина, который выдает доверенность на продажу. В состав совместно нажитого имущества, подлежащего разделу между супругами, не может быть включена самовольная постройка. Мораторные проценты в банкротстве за счет взысканных с контролирующего лица средств выплачиваются после всех расчетов с кредиторами, если установлена достаточность имущества самого должника, а не контролирующего лица. Недействительной может быть признана вся предбанкротная цепочка сделок по выводу недвижимости из активов должника. Разрешение жилинспекции на установку вентканала на стене МКД не отменяет необходимость получить на это согласие жильцов дома. Права и обязанности по заключенным на торгах договорам могут быть предметом наследования. Нельзя нести двойную ответственность за экологический вред, требуя взыскания убытков одновременно с восстановительными мероприятиями. Летней кухни недостаточно для выкупа земельного участка ЛПХ из аренды в собственность. Для этого нужен жилой дом.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

05.04.2021 Крупнейший ТРЦ Воронежа требует уменьшения налогов

В случае успеха платежи могут быть снижены со 180 до 20 млн рублей в год

АО «Галерея Чижова» (основатель — депутат Госдумы от Воронежской области Сергей Чижов) пытается снизить платежи в местную казну по налогу на имущество за третью очередь крупнейшего в городе ТРЦ и комплекс элитного жилья в нем, передает газета «Коммерсантъ».

Организация обратилась с иском к региональному правительству, требуя расчета налога по кадастровой, а не балансовой стоимости. В случае успеха платежи могут быть уменьшены со 180 до 20 млн рублей в год.

Стоит отметить, что источники в региональной власти не видят у иска особых перспектив. При этом специалисты в оценке шансов компании расходятся.

Источник: Российский налоговый портал

 

05.04.2021 До апреля 2023 года посредникам разрешат не указывать код товара в чеке ККТ

Минфин разработал проект, который продлевает с 20 апреля 2021 до 20 апреля 2023 года разрешение не указывать реквизит «код товара» в чеке ККТ и БСО.

Речь идет о коде, который предусмотрен для маркированного товара.

Такой мораторий сейчас действует для юрлиц и ИП, оказывающих курьерские услуги и услуги почтовой связи, связанные с доставкой товара, подлежащего обязательной маркировке, конечным потребителям от имени продавца, в том числе с доставкой такого товара наложенным платежом в отделение почтовой связи или иные пункты выдачи и временного хранения товара.

В силу особенностей организации бизнес-процессов такие компании и ИП не имеют доступа к товару и, как следствие, возможности указывать код идентификации доставляемого товара в реквизите кассового чека «код товара».

С учетом необходимости проработки данного вопроса, решение, которое позволит реализовать данное требование, указанными организациями до настоящего временине выработано, в связи с чем необходима дополнительная отсрочка (до 20 апреля 2023 года).

При этом также предлагается расширить названный круг лиц с тех, кто действует от имени продавца, на тех, кто действует в целом по поручению продавца, уточнить перечень пунктов выдачи и временного хранения товара, указав, что в него среди прочего включаются постаматы.

Эти правила также дополнительно распространят на товары, приобретенные по образцам или дистанционным способом продажи, и на расчеты в вендинговых автоматах, оснащенных автоматическим устройством для расчетов.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.04.2021 Как для целей НДФЛ считать срок владения квартирой, унаследованной после смерти супруга

По общему правилу срок владения объектом недвижимого имущества для целей налогообложения определяется с даты государственной регистрации на него права собственности.

Между тем следует иметь в виду нормы Семейного кодекса, по которым имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

В этой связи если квартира была куплена в браке и оформлена на мужа, после его смерти для жены, вступившей в наследство, срок владения этой квартирой будет отсчитываться от даты ее покупки.

Если же квартира умершего супруга при его жизни не являлась совместной семейной собственностью, то для жены срок владения ею для целей НДФЛ будет отсчитываться от даты смерти мужа.

При этом минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, право собственности на который получено налогоплательщиком в порядке наследования, составляет 3 года.

Такие разъяснения дает Минфин в письме от 11.03.2021 № 03-04-05/17159.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

08.04.2021 НДФЛ и отчетность по дивидендам: ФНС дала разъяснения

ФНС разъяснила порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и заполнения расчета по форме 6-НДФЛ. Письмо от 30.03.2021 № БС-4-11/4206@ опубликовано на сайте налоговой службы.

При выплате физическим лицам дивидендов от долевого участия в российской организации, она признается налоговым агентом по НДФЛ. То есть такая компания должна по каждому налогоплательщику удержать сумму НДФЛ для перечисления в бюджет. При этом налоговая база определяется как денежное выражение соответствующих доходов без включения в нее других налоговых баз (подп. 2-9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ).

Вместе с тем пунктом 3.1 статьи 214 НК предусмотрено, что налог на прибыль организаций, исчисленный и удержанный в отношении дивидендов, полученных этой организацией, подлежит зачету при определении суммы налога, подлежащей уплате в отношении доходов налогоплательщика, признаваемого налоговым резидентом РФ, от долевого участия в этой российской организации, пропорционально доле такого участия.

При этом указанная сумма определяется как произведение базы для определения суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачету (Бз), на коэффициент 0,13. Первый показатель равен меньшему значению одной из следующих величин:

суммы доходов от долевого участия, в отношении которых исчислен налог;

произведения показателей К (отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению российской организацией в пользу всех получателей) общая сумма дивидендов, которые подлежат распределению организацией в пользу всех получателей) и Д2 (общая сумма дивидендов, полученных российской организацией).

Данный расчет проводится в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 214 НК РФ Федеральным законом от 17.02.2021 № 8-ФЗ. Ранее исчисление НДФЛ с дивидендов производилось по правилам статьи 275 НК РФ.

В письме приводится пример заполнения расчета 6-НДФЛ при выплате дивидендов.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

08.04.2021 Срок сдачи отчетности НКО в Минюст продлили до 15 июля

Минюст перенес с 15 апреля на 15 июля 2021 года предельный срок представления форм отчетности для НКО. Приказ министерства 31 марта 2021 г. № 50 зарегистрирован им самим и официально опубликован.

Переносится срок сдачи форм № ОН0001, № ОН0002 и № ОН0003, предусматривающих информацию об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, за 2020 год.

Решение о переносе срока скорее всего связано с подготовкой приказов об изменении форм.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

08.04.2021 Куда платить НДФЛ за дистанционного работника организации с обособками: разъяснения Минфина

Минфин выпустил два идентичных письма № 03-04-06/18686 и № 03-04-06/18696 от 17.03.2021, в которых дал разъяснения (как это часто бывает, весьма мутные) по вопросу уплаты НДФЛ за дистанционного сотрудника организацией, имеющей обособки.

В документах сообщается, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

Кроме того, по месту нахождения обособки платится налог из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам ГПХ, заключаемым с физлицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Если сотрудник организации не является работником обособки, налог уплачивается по месту нахождения головной организации.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

09.04.2021 В России решили отменить НДС для общепита

МЭР и ФНС одобрили соответствующую инициативу, начался финальный этап переговоров с Минфином

Минэкономразвития и ФНС России одобрили инициативу об отмене НДС для сферы общественного питания. Начался финальный этап переговоров с Минфином. Ранее обсуждался вопрос не полной отмены, а частичного уменьшения налога с 20% до 10%.

«Сейчас мы с Минфином до конца просчитываем, как сделать, чтобы при отмене НДС для ресторанов государство не потеряло, а приобрело. У нас получилось нарисовать схему, что при обелении ресторанного рынка налоговые сборы вырастут в несколько раз. Мы находимся на последнем этапе договоренностей с Минфином», — заявил общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов. По его мнению, при отмене НДС через год налоговые поступления вырастут примерно втрое.

В данный момент руководители общепита должны выбирать, дробить крупный бизнес или нет, так как при использовании НДС приходится платить большие налоги. А уменьшение НДС станет помощью сфере, которая особенно пострадала от пандемии коронавирусной инфекции, отметила бизнес-омбудсмен в Калининградской области Светлана Нижегородова.

Источник: Российский налоговый портал

 

09.04.2021 Налоговые долги людей не являются налоговой тайной. Их могут взыскивать через работодателя

Сведения о задолженности человека не являются налоговой тайной, а сообщение о налоговых долгах работодателю не нарушают закон о персональных данных. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС № ПА-3-24/2335@ от 29.03.2021 г.

Поясняя отсутствие налоговой тайны, налоговики ссылаются на пункт 1 статьи 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения.

Что касается персональных данных, то работодатель обязан получать согласие на их обработку в силу закона.  Поэтому получение работодателем от налогового органа таких персональных данных как фамилия, имя и отчество лица, имеющего задолженность по налогам и сборам (пеням, штрафам), не может являться неправомерным раскрытием его персональных данных, право на обработку которых уже есть.

Более того, налоговые органы могут направлять исполнительные документы о взыскании налогов с выплат работникам их работодателям после получения из судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступивших в законную силу в случае, если сумма задолженности не превышает 100 тыс. рублей.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Как применять на практике ФСБУ 5/2019 "Запасы" в учете инструментов, расходных материалов, запчастей, спецодеды и канцтоваров?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По новым правилам к запасам организации относятся расходные материалы и запасные части, порядок их учета остался прежним. Изменения коснулись в основном формирования стоимости запасов.
Канцтовары, приобретаемые для управленческих нужд, единовременно могут списываться на расходы текущего периода.
Порядок учета малоценных предметов с длительным сроком использования (спецодежда, инструмент) на текущий момент не отрегулирован. Организация должна сама установить и отразить в учетной политике выбранный подход исходя из принципов существенности информации и рациональности учета.

Обоснование позиции:
Новый стандарт ФСБУ 5/2019 "Запасы" не предусматривает ограничение в стоимости запасов. Согласно п. 5 ФСБУ 5/2019 предусмотрено всего два условия признания запасов:
- затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией;
- сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов (или приравненная к ней величина), может быть определена.
Новым в учете является то, что в состав запасов включаются только активы, потребляемые (продаваемые) в рамках обычного операционного цикла либо используемые в течение не более чем 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019).
Поэтому, если активы потребляются в рамках обычного операционного цикла либо используются в течение не более чем 12 месяцев, то независимо от их стоимости они учитываются в составе запасов. То есть вопрос о стоимостном критерии как факторе, определяющем порядок учета, возникает только после того, как в соответствии с условиями признания актив признан либо запасами, либо основным средством. Напомним, что согласно п. 4 действующего ПБУ 6/01 "Учет основных средств" актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, в частности, если объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Поэтому если критерии признания актива запасом (п. 3 ФСБУ 5/2019) выполняются, в том числе и по сроку использования, то активы стоимостью до 40 000, от 40 000 до 100 000, свыше 100 000 рублей учитываются как запасы. Для признания актива в бухгалтерском учете в качестве запасов его стоимость не имеет значения.
Помимо этого, начиная с 2021 года организация имеет право списывать канцтовары и иные запасы на расходы в момент приобретения, если они предназначены для управленческих нужд и подобный подход утвержден в учетной политике (п. 2 ФСБУ 5/2019).
Далее рассмотрим более подробно учет активов организации разных категорий.

Учет активов, классифицируемых в качестве запасов

На основании перечня активов, имеющихся в организации, в составе запасов в 2021 году учитываются расходные материалы (гайки, трубы и т.д.), а также запасные части для основных средств (подп. а) п. 3 ФСБУ 5/2019).

Формирование стоимости запасов при покупке

При покупке запасы в общем случае первоначально отражаются в учете по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).
В себестоимость запасов включаются фактические затраты на их приобретение, приведение в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования (пп. 10, 11 ФСБУ 5/2019):
- суммы, уплаченные или подлежащие уплате организацией поставщику. Суммы скидок вне зависимости от формы их предоставления, а также налоги и сборы не включаются в фактическую себестоимость (п. 12 ФСБУ 5/2019);
- затраты на заготовку и доставку материалов до места их потребления (продажи или использования);
- затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик);
- иные затраты, связанные с приобретением материалов.
В себестоимость запасов в соответствии с п. 18 ФСБУ 5/2019 не включаются:
- затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями;
- управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением таких материалов;
- расходы на хранение материалов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки материалов к потреблению или обусловлено условиями их приобретения;
- иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения материалов.
Если у организации в связи с приобретением запасов возникает обязательство по их демонтажу, утилизации и восстановлению окружающей среды, оценочная величина такого обязательства, определенная в соответствии с ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", включается в стоимость запасов (подп. г) п. 11 ФСБУ 5/2019, Вопрос: Включение согласно ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов оценочного обязательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)).
В случае приобретения запасов с отсрочкой платежа более 12 месяцев или установленный организацией меньший срок в стоимость запасов включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки. Разница между указанной суммой и номинальной величиной денежных средств, подлежащих уплате в будущем, учитывается в соответствии с ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (п. 13 ФСБУ 5/2019). Смотрите также Вопрос: Включение в фактическую себестоимость приобретаемых за плату материально-производственных запасов ряда расходов, связанных с приобретением МПЗ, в соответствии с ФСБУ 5/2019 "Запасы" (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Бухгалтерский учет запасов в соответствии с ФСБУ 5/2019

Организация может не менять установленную классификацию видов запасов и единиц учета запасов в связи с переходом на ФСБУ 5/2019. Зато теперь по новым правилам в бухгалтерском учете допускаются последующие изменения единиц учета (п. 6 ФСБУ 5/2019).
Организация должна обеспечить надлежащий контроль (в том числе с использованием забалансового учета) наличия и движения находящиеся у организации материальных ценностей других лиц, а также инструментов, инвентаря, спецодежды, тары и т.д., переданных в производство (эксплуатацию) объектов (п. 8 ФСБУ 5/2019).
Введение ФСБУ 5/2019 не повлияло на применение Плана счетов бухгалтерского учета. В учете проводки по приобретению запасов оформляются так же, как и ранее по дебету счетов 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция" и др. в корреспонденции со счетами учета расчетов (смотрите Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет поступления материалов с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019).
Согласно п. 36 ФСБУ 5/2019 организация при отпуске в производство и ином выбытии запасов может вести учет в том числе по средней себестоимости. Данные суммы относятся на расходы того периода, в котором произошло выбытие согласно п. 41, п. 43 ФСБУ 5/2019 (смотрите Энциклопедию решений. Пример списания материалов по средней себестоимости c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019, Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019).
При передаче запасных частей в ремонт следует обращать внимание на характер ремонта. Если это текущий ремонт, то стоимость запасов списывается на расходы текущего периода. Если это реконструкция или модернизация, стоимость запасов увеличивает амортизируемую стоимость основного средства (смотрите Энциклопедию решений. Учет расходов на ремонт основных средств).

Последующая оценка запасов на каждую отчетную дату

В соответствии с п. 28 ФСБУ 5/2019 запасы оцениваются на каждую отчетную дату по наименьшей из следующих величин:
- фактическая себестоимость;
- чистая стоимость продажи.
Согласно п. 30 ФСБУ 5/2019 для целей бухгалтерского учета превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи считается обесценением запасов, в частности, при моральном устаревании, потере первоначальных качеств, снижении их рыночной стоимости. В таком случае начисляется резерв под обесценение в размере превышения фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи с одновременным уменьшением балансовой стоимости запасов.
ФСБУ 5/2019 изменен порядок восстановления резерва под обесценение запасов: величина восстановления относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в связи с выбытием запасов (п. 31 ФСБУ 5/2019).
Подробнее об определении чистой стоимости продажи и порядке учета резерва смотрите в Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет выбытия (списания) морально устаревших, пришедших в негодность по истечении сроков хранения материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019.
Как мы видим, новый стандарт затронул в основном вопросы формирования стоимости расходных материалов и запасных частей и не повлиял на порядок их ведения в бухгалтерском учете.

Учет запасов, приобретаемых в управленческих целях (в частности, канцелярских товаров)

На основании абзаца второго п. 2 ФСБУ 5/2019 организация может принять решение не применять положения Стандарта в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. То есть запасы, предназначенные для управленческих нужд, списывать в расходы периода, в котором были понесены (не когда такие запасы переданы для использования, а сразу при приобретении).
Полагаем, данный способ необходимо закрепить в учетной политике, кроме того, целесообразно утвердить номенклатуру запасов, которые организация будет учитывать в качестве запасов, предназначенных для управленческих нужд.
Так как это право, но не обязанность, то организация может им и не воспользоваться и продолжать учитывать такие запасы в общем порядке, списывая их стоимость на расходы не на дату приобретения, а, как и ранее, при отпуске их в эксплуатацию.
В случае, когда управленческие расходы непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов, они включаются в себестоимость последних (подп. "б" п. 18 Стандарта).
Расходы на их приобретение будут признаваться в составе расходов от обычных видов деятельности. Как уже было упомянуто ранее, запасы, предназначенные для управленческих нужд, можно единовременно списывать на расходы в момент приобретения (п. 2 ФСБУ 5/2019). В учете могут быть оформлены следующие записи:
Дебет 26 Кредит 60, 76
- в составе общехозяйственных расходов отражена стоимость запасов, приобретенных для управленческих нужд.

Учет активов, не признаваемых запасами по новым правилам (например, спецодежда, инструменты)

В связи с применением ФСБУ 5/2019 малоценные предметы (спецодежда, инструменты и т.д.) со сроком эксплуатации более 12 месяцев или свыше обычного операционного цикла не могут учитываться в запасах. У организации есть возможность выбрать из нескольких вариантов учета:
- сохранить старый порядок учета до момента применения ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (обязательно к применению с 2022 года), не признавать данные предметы в качестве основных средств в соответствии с абзацем 4 п. 5 ПБУ 6/01 "Основные средства" и по прежнему учитывать их в составе материалов;
- перейти уже в текущем году на ФСБУ 6/2020. Согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении основных средств, имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение или создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены;
- если организация не применяет положения п. 5 ПБУ 6/01 для малоценных активов стоимостью до 40 тыс. рублей, учитывать такие активы в составе основных средств.
Выбранный подход должен быть закреплен в учетной политике на текущий год.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

 

НДФЛ

 

Облагаются ли переводы с карты на карту НДФЛ? Если облагаются, то какие карты? Какими нормативными документами это регламентируется? Что нужно знать при получении денег на карту? Как контролируют переводы налоговые органы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность по уплате НДФЛ с денежных средств, полученных физлицом на личный банковский счет (на карту), возникает только в том случае, если эти денежные средства являются его доходом (экономической выгодой), облагаемым в силу НК РФ НДФЛ, и с этого дохода ранее не был удержан и уплачен в бюджет налог. Если поступившие средства не являются облагаемым НДФЛ доходом, т.е. не могут быть признаны экономической выгодой физлица (например, возврат заемных средств) или относятся к видам доходов, освобождаемых от налогообложения (ст. 217 НК РФ), обязанностей по исчислению и уплате налога не возникает.
Налоговые органы не имеют прямого доступа к личным счетам физлиц и не могут контролировать движение средств по ним без проведения проверок. Запросить информацию об операциях по счету физического лица налоговые органы могут только в случаях проведения налоговых проверок такого лица либо контрагента физлица. Однако такие сведения могут быть запрошены только при наличии согласия руководителя регионального Управления ФНС или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Обоснование вывода:
Обязанность уплачивать законно установленные налоги возложена НК РФ на налогоплательщиков (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ).
Вместе с тем обязанность по уплате того или иного налога, в том числе НДФЛ, непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Если объект налогообложения отсутствует, то не возникает и обязанности по исчислению налога.
Объектом налогообложения по НДФЛ в силу ст. 209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ (в зависимости от наличия или отсутствия статуса налогового резидента РФ). При этом в соответствии со ст. 41 НК РФ доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Таким образом, суммы денежных средств, поступившие на банковский счет физического лица (на карту), могут облагаться НДФЛ только в том случае, если эти суммы являются доходом (экономической выгодой) физического лица. Безусловный порядок обложения НДФЛ всех средств, полученных физлицом на личный банковский счет, нормами НК РФ и иными нормативно-правовыми актами РФ не предусмотрен.
Перечень видов доходов, подлежащих обложению НДФЛ, на законодательном уровне не установлен. Из п. 1 ст. 210 НК РФ следует, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Виды доходов, полученных от источников в РФ, приведены в п. 1 ст. 208 НК РФ, однако этот перечень не является закрытым. По смыслу подп. 10 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся любые виды доходов, полученных налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.
Также следует учитывать, что в ст. 217 НК РФ приведен перечень доходов, НДФЛ не облагаемых. Например, сюда относятся различные государственные пособия, пенсии, алименты, вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь и др.
В общем случае (но не всегда) если физическое лицо получает доход, облагаемый НДФЛ от организации, то самостоятельно осуществлять перевод денежных средств в бюджет ему не нужно, за него это сделает организация, выплатившая деньги. Дело в том, что организации, от которых физические лица получают доходы, в частности в виде заработной платы, признаются в отношении данных лиц и полученных ими доходов налоговыми агентами. На налоговых агентов возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет удержанных сумм НДФЛ (п. 1 ст. 24пп. 12 ст. 226 НК РФ). Например, НДФЛ с заработной платы у физлица удерживает и перечисляет в бюджет его работодатель. В то же время на некоторых физических лиц возложена обязанность самостоятельно производить исчисление и уплату НДФЛ в бюджет, такие лица поименованы в ст. 227-228 НК РФ, сюда, например, относятся ИП, физические лица, получающие доход по договорам найма или аренды, физические лица, получающие доходы от продажи имущества, и др.
Таким образом, с учетом всего сказанного выше, если физическое лицо получает на личный банковский счет (на карту) денежные средства, которые являются облагаемым НДФЛ доходом и с которых ранее налоговым агентом не был удержан налог, с данного дохода ему в силу закона необходимо рассчитать и уплатить в бюджет НДФЛ. Если поступившие средства не являются облагаемым НДФЛ доходом, т.е. не могут быть признаны экономической выгодой физлица (например, возврат заемных средств) или относятся к видам доходов, освобождаемых от налогообложения (ст. 217 НК РФ), обязанностей по исчислению и уплате налога, соответственно, нет.
Что касается контроля, то в последнее время в сети Интернет довольно активно транслируется информация о том, что в соответствии с теми или иными изменениями в законодательные акты налоговым органам предоставляется доступ к сведениям обо всех имеющихся у физического лица банковских счетах, что налоговые органы контролируют все поступления денежных средств на такие счета, детально изучают основания, по которым они получены, а в случае обнаружения невыясненных поступлений на неопознанную сумму инспектор доначиляет НДФЛ, а также может наложить штраф за уклонение от уплаты налогов. На самом деле сведения из таких публикаций имеют мало общего с действительностью и скорее основаны на слухах и домыслах, нежели на нормах закона.
Если же обратиться к нормативно-правовой базе, то можно увидеть, что прямого доступа к банковским счетам физических лиц налоговые органы не имеют, поэтому осуществлять безусловный контроль за движением средств на этих счетах они не могут. Получить информацию об операциях по счету физического лица налоговый орган может только от банка. Так, на основании п. 2 ст. 86 НК РФ в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, банки обязаны выдавать налоговым органам:
- справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах);
- выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам);
- справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством РФ.
При этом запросить указанную информацию об операциях по счету физического лица, включая выписки по счетам, к которым привязаны платежные карты, и по электронным кошелькам физлица налоговые органы могут только в случаях проведения налоговых проверок такого лица либо контрагента физлица. Кроме того, такие сведения могут быть запрошены только при наличии согласия руководителя регионального Управления ФНС или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Смотрите письмо Минфина России от 18.07.2018 N 03-02-08/50204.
Представители ФНС России разъясняют, что проведение таких проверок возможно при возникновении у налогового органа подозрений о том, что физлицом получены доходы, с которых своевременно не осуществляется уплата НДФЛ в бюджет. Например, в налоговый орган поступила информация, что физлицо нелегально занимается предпринимательством. В этом случае его могут пригласить в налоговую инспекцию для дачи пояснений, и если будут установлены факты недекларирования доходов, предложить уточнить налоговые обязательства. При этом акцентируется внимание на том, что появившаяся в ряде СМИ информация о повсеместном вызове на допросы владельцев карт, о начислении налогов и штрафов за все невыясненные поступления на карты граждан и о том, что это связано с поправками в законодательство, не соответствует действительности. Смотрите информацию ФНС от 17.02.2020.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Ювелирный магазин (УСН с объектом налогообложения "доходы") скупает лом драгметаллов. Например, покупатель сдает золото на 10 тыс. руб., затем выбирает ювелирное изделие стоимостью 15 тыс., доплачивает 5 тыс. и покупает это изделие. Далее организация сдает лом на завод за 10 тыс. руб.
При продаже ювелирного изделия кассовый чек оформляется на 15 тыс. руб.? Возникает ли в данном случае двойное налогообложение, ведь в кассу магазина поступят только 5 тыс. руб.?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Чек при продаже ювелирного изделия следует пробить на сумму 15 000 руб.
В этом случае сумма по чеку будет совпадать с величиной дохода, признаваемой в целях налогообложения.
Двойного налогообложения при этом не возникает.

Обоснование вывода:
Пункт 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) устанавливает, что контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов (за рядом исключений).
В ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ определено, что под термином "расчеты" следует понимать прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Как видим, из дословного прочтения ст. 1.1 и п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ следует, что пробивать чек необходимо и на расходные операции.
В ст. 2 Закона N 54-ФЗ поименованы виды деятельности, при которых организации могут производить расчеты с физическими лицами без применения ККТ.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании, в частности, услуг по приему от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.
Как видим, прием от населения металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней напрямую указаны в качестве исключения из этих видов деятельности (смотрите также письма Минфина России от 23.01.2019 N 03-01-15/3436, от 05.08.2019 N 03-01-15/58810).
Из взаимосвязи приведенных выше норм Закона N 54-ФЗ можно сделать вывод, что при приеме у физического лица лома драгметалла организации следует применить ККТ. Схожее мнение нашло отражение в письмах ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@, УФНС России по г. Москве от 04.06.2018 N 17-26/2/118272@, от 10.04.2018 N 17-26/2/074079@.
Как разъясняется в письме Минфина России от 25.01.2018 N 03-01-15/4037, Законом N 54-ФЗ не предусмотрено освобождение от обязанности применять ККТ организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием от населения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Чек ККТ организации и ИП должны выдавать при приеме от населения металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ), так как в данном случае услугу по приему оказывают сами организации и ИП (письма ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@, УФНС России по г. Москва от 04.06.2018 N 17-26/2/118272@, от 10.04.2018 N 17-26/2/074079@).
В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 24.12.2018 N Ф08-10877/18 по делу N А53-36966/2017 на основании п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ судьи пришли к обоснованному выводу о том, что деятельность по приему металлолома не освобождается от применения контрольно-кассовой техники.
Отметим, что аналогичная норма также была предусмотрена Законом N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 290-ФЗ. То есть и раньше расчеты при приеме от населения металлолома должны были производиться с применением ККТ (смотрите, например, письма Минфина России от 29.10.2010 N 03-01-15/229, от 14.04.2010 N 03-01-15/2-65, от 14.11.2007 N 03-01-15/15-409, ФНС России от 17.05.2005 N 22-3-11/868, от 01.11.2004 N 33-0-14/684@, УФНС России по г. Москве от 18.06.2012 N 17-15/052888, от 11.04.2008 N 22-12/035515, от 12.09.2007 N 22-12/86707, от 06.04.2007 N 22-12/31351).
В этом случае при приобретении у физического лица лома драгметалла в кассовом чеке указывается признак расчета "расход" (тег 1054).
При продаже нового ювелирного изделия ККТ применяется в общеустановленном порядке. В силу п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ ККТ применяется в момент осуществления расчета с покупателем.
Однако в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что фактически денежные средства за лом драгметалла организацией не выплачиваются, но и покупатель, в свою очередь, не вносит часть средств за ювелирное изделие.
По нашему мнению, такие действия покупателя и продавца возможно рассматривать как зачет взаимных требований (ст. 410 НК РФ).
В отношении подобной ситуации в письме УФНС России по г. Москве от 13.08.2019 N 17-15/147887@ даны следующие пояснения:
При расчете в форме встречного представления при проведении зачета встречных однородных требований между юридическими лицами пользователю необходимо сформировать кассовый чек с обязательными реквизитами, предусмотренными ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ и Приказом от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию", в том числе с признаком расчета (тег 1054) "расход", признаком способа расчета (тег 1214) "полный расчет" и указанием суммы по чеку встречным представлением (тег 1217), равной стоимости зачета встречного однородного требования (приобретаемого товара (работы, услуги)).
Кроме того, если при проведении зачета встречных однородных требований происходит передача собственного товара (работы, услуги), то происходит реализация указанного товара (работы, услуги), в связи с чем не позднее дня передачи товара формируется кассовый чек с признаком расчета (тег 1054) "приход", признаком способа расчета (тег 1214) "полный расчет" и указанием суммы по чеку встречным представлением (тег 1217), равной стоимости передаваемого товара (работы, услуги), а также другими обязательными реквизитами.
В этой связи можно предположить, что чек ККТ пробивается на полную стоимость ювелирного изделия с признаком "Приход" (тег 1054) и признаком способа расчета (тег 1214) "полный расчет". Сумму, полученную путем зачета (10 000 руб.), на наш взгляд, следует указать с указанием тэга 1217 "Сумма по чеку (БСО) встречным предоставлением", а сумму доплаты (5 000 руб.) с указанием тэга 1031 "сумма по чеку (БСО) наличными" или тэга 1081 "сумма по чеку (БСО) безналичными".
Подобный порядок применения ККТ соответствует порядку признания дохода организацией в целях налогообложения.
Так, п. 1 ст. 346.17 НК РФ предусматривает, что датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
В результате организацией в анализируемом случае в целях налогообложения будут учтены 15 000 руб. (5000 руб. поступили в кассу и 10 000 руб. были погашены покупателем иным способом (взаимозачетом)). Чек ККТ при продаже ювелирного изделия также будет пробит на сумму 15 000 руб.
Сумма же 10 000 руб., уплаченная путем зачета взаимных требований покупателю, в целях налогообложения не учитывается, поскольку не является доходом для организации (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Что касается сдачи лома на завод, то такая операция является отдельной от операции по реализации физическому лицу ювелирного изделия. Поэтому при получении выручки в этой же сумме 10 тыс. руб. двойного налогообложения не происходит (продано ювелирное изделие физическому лицу, продан лом заводу). Если бы организация применяла УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, она могла бы учесть расход в виде стоимости приобретенного лома в составе расходов (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Невозможность учета такого расхода, по сути, является "издержками" выбранного организацией при применении УСН объекта налогообложения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Вопрос: Бухгалтерский учет при выкупе изделий из драгоценных металлов и камней у физических лиц (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.);
Вопрос: Организация принимает автомобиль с пробегом у физического лица с последующим зачетом за новый автомобиль, который передается в собственность через несколько дней. Сделка оформляется заключением двух договоров купли-продажи. Каковы особенности формирования кассовых чеков в данной сделке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.);
- Вопрос: Нужно ли оформлять кассовый чек при закупке сельхозпродукции у физического лица с целью перепродажи? Как правильно пробить такой чек? (журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 6, июнь 2019 г.);
- Вопрос: Общество получило заем от физического лица. В связи с отсутствием денег для возврата займа заключено соглашение об отступном, по которому в счет погашения долга по займу заимодавцу - физическому лицу передается автомобиль, числящийся на балансе заемщика (общества) в составе основных средств. Должно ли общество при погашении долга по займу путем передачи автомобиля оформить кассовый чек? (журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2019 г.);
- Вопрос: ООО покупает комбикорм у другого юридического лица (ООО), а также продает этому же юридическому лицу зерно по другому договору. На момент покупки комбикорма, а также продажи зерна неизвестно, будет проведен взаимозачет или нет. Взаимозачет проводится часто задним числом, например, 20.08.2019 был проведен зачет от 31.07.2019. Нужно ли оформлять кассовый чек? Если да, то как это сделать технически, какой датой пробивать чек? Обе ли стороны взаимозачета должны пробивать кассовые чеки? Какие должны быть чеки на приход, на расход? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.);
- Комментарий к письму УФНС России по г. Москве от 1 августа 2019 г. N 17-15/138092@ "О разъяснении законодательства" (В.Ю. Кирпичников, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 17, сентябрь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

 

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения