Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 1 по 7 ноября 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 28.10.2021 N 1849
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1513"

Утвержден порядок предоставления поддержки субъектам МСП и СОНКО в условиях коронавирусных ограничений

Предусмотрена единовременная выплата из расчета один МРОТ на одного сотрудника на поддержку бизнеса из наиболее пострадавших отраслей в период нерабочих дней.

Для получения гранта необходимо подать заявление в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.

Подача заявлений начнется 1 ноября, выплаты будут производиться 15 ноября и продлятся до конца 2021 года.

В перечень отраслей экономики, требующих поддержки, включены в том числе: деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений; деятельность музеев, зоопарков; деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков; предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты и др.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 28.09.2021 N ЕД-7-1/843@
"О внесении изменений в Порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденный Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2021 N 65647.

Скорректирована процедура представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2022 года.

 

Приказ ФНС России от 28.09.2021 N ЕД-7-11/844@
"О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2021 N 65648.

Уточнены перечни кодов видов доходов и вычетов по НДФЛ

Перечень кодов видов доходов дополнен новыми позициями, в том числе:

1401 "Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования жилого недвижимого имущества";

1402 "Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования недвижимого имущества, за исключением доходов, полученных от сдачи в аренду или иного использования жилого недвижимого имущества";

2015 "Суточные, превышающие 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации".

Внесены также корректировки в перечни кодов видов доходов и вычетов.

 

Приказ ФНС России от 28.09.2021 N ЕД-7-11/845@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2021 N 65629.

ФНС России обновила форму 6-НДФЛ и порядок ее заполнения и представления

Кроме этого, приказом внесены изменения в:

формат представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме;

форму справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц.

Изменения применяются начиная с представления расчета 6-НДФЛ за 2021 год.

 

Приказ ФНС России от 05.10.2021 N ЕД-7-3/869@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2021 N 65630.

Актуализированы форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения

Поправки связаны с внесением изменений и дополнений в НК РФ федеральными законами от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 17.02.2021 N 8-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2022 года и применяется начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2021 года.

 

Приказ ФНС России от 06.10.2021 N ЕД-7-11/875@
"Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2021 N 65632.

Установлены новая форма расчета по страховым взносам и порядок ее заполнения

Также утвержден формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@, регулирующий аналогичные правоотношения.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования и применяется начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период первый квартал 2022 года.

 

Приказ ФНС России от 15.10.2021 N ЕД-7-11/903@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2021 N 65631.

Утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядок ее заполнения

Установлен также формат представления налоговой декларации в электронной форме.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ ФНС России от 28.08.2020 N ЕД-7-11/615@.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2022 и применяется начиная с представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2021 года.

 

Приказ Росстата от 29.10.2021 N 753
"О внесении изменений в приложение N 1 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли", утвержденное Приказом Росстата от 30 июля 2021 г. N 458"

Скорректирована форма федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли"

Уточнены сроки предоставления формы.

В новой редакции изложены разделы 1 "Услуги по оптовой торговле товарами (продукцией)" и 2 "Услуги по розничной торговле товарами".

Внесены поправки в указания по заполнению формы.

 

<Письмо> ФНС России от 22.10.2021 N БС-4-21/15000
"Об обработке сообщений о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам (КНД 1150099)"

Разъяснен порядок обработки налоговыми органами сообщений о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам (КНД 1150099)

Сообщается, что вопросы приема и обработки указанной формы сообщения до реализации в АИС ФНС России его автоматизированного приема (ввода) разъяснены в приложении к письму ФНС России от 30.11.2020 N БС-4-21/19653@ "Об организации обработки формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества".

 

<Письмо> ФНС России от 26.10.2021 N БС-4-21/15080@
"О направлении сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога в отношении юридических лиц, признанных недействующими"

Рассмотрен вопрос о направлении сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налога в отношении юрлиц, признанных недействующими

ФНС рекомендует налоговому органу при выявлении решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ информировать регистрирующий орган о наличии переданных (направленных) такому юридическому лицу сообщений об исчисленной сумме налога за истекший налоговый период. При этом указывать цели и последствия направления сообщения об исчисленной сумме налога, в т.ч. выражающиеся в обеспечении полноты уплаты налога и обоснованного выявления недоимки по налогу до исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

 

<Письмо> ФНС России от 28.10.2021 N ПА-4-20/15207@
"О переходе ККТ на ФФД 1.2"

ФНС России разъяснила особенности перехода ККТ на форматы фискальных документов версии 1.2

В письме определено, что пользователи, осуществляющие расчеты за маркированные товары, которые обязаны формировать фискальные документы в соответствии с ФФД версии 1.2, должны безотлагательно перейти на применение ККТ, которая обеспечивает возможность формирования фискальных документов в соответствии с ФФД версии 1.2 в установленные сроки.

В случае если пользователи не могут обеспечить формирование фискальных документов в соответствии с ФФД версии 1.2 из-за неготовности внешнего кассового ПО или проведения его тестирования, они должны начать формировать фискальные документы в соответствии с ФФД версии 1.2 незамедлительно после получения ими обновленных версий внешнего кассового ПО и (или) завершения его тестирования, но не позже 1 февраля 2022 года.

 

<Информация> ФСС РФ
"Продление срока подачи заявления об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Продлен срок подачи заявления об установлении скидки к страховому тарифу на "травматизм"

Для страхователей, которым в период с 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно установлены нерабочие дни, срок подачи заявления об установлении скидки к страховому тарифу на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний переносится на 8 ноября 2021 года.

Кроме того, в случае если в субъекте РФ установлены дополнительные нерабочие дни до 30 октября 2021 г. и (или) продлены после 7 ноября 2021 г., срок подачи такого заявления переносится на ближайший рабочий день, следующий за последним нерабочим днем.

 

<Информация> ФНС России от 01.11.2021 "Разобраться в порядке получения субсидии на нерабочие дни поможет промостраница"

Информацию о субсидии на нерабочие дни для МСП и СОНКО, пострадавших от распространения COVID-19, можно получить на промостранице ФНС

На промостранице приведены формула расчета субсидии в зависимости от категории налогоплательщика, основные требования к заявителям, а также порядок ее получения.

В информации приведены критерии, при соответствии которым заявители вправе претендовать на получение субсидии.

Заявление на получение субсидии следует направить с 1 ноября по 15 декабря 2021 года через личный кабинет налогоплательщика, ТКС или по почте. Оно будет рассмотрено в течение пяти рабочих дней.

 

Информационное сообщение Минсельхоза России от 28.10.2021 N ОЛ-21-27/19857
<О единой минимальной цене табачной продукции на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 года>

На период с 1 января по 31 декабря 2022 г. значение единой минимальной цены табачной продукции определено в размере 112 руб.

Расчет произведен на основе минимального значения ставки акциза на единицу потребительской упаковки (пачку) табачной продукции, установленной НК РФ с 1 января 2022 г., ставки НДС и повышающего коэффициента.

 

<Информация> ФНС России
"Перенесен срок уплаты авансовых платежей по имущественным налогам организаций за третий квартал"

Срок внесения авансовых платежей за III квартал 2021 г. по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество организаций переносится на 8 ноября 2021 года

Продление срока уплаты авансовых платежей по имущественным налогам связано с установлением Указом Президента РФ с 30 октября по 7 ноября 2021 года включительно нерабочих дней.

 

<Информация> ФНС России
"Минюст России утвердил новую форму расчета по страховым взносам"

ФНС напоминает: с отчетного периода за первый квартал 2022 года применяется новая форма расчета по страховым взносам

В ней учтены последние законодательные изменения в порядке исчисления страховых взносов (в частности, организациям общественного питания предоставлено право на применение пониженных тарифов страховых взносов).

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

01.11.2021 Налоговый агент может быть привлечен к ответственности за представление расчетов по форме 6-НДФЛ с недостоверными сведениями, без отражения денежных средств, выплаченных учредителю в счет уменьшения уставного капитала

Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2021 № 308-ЭС21-7618 по делу N А53-15494/2019
О передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что неправомерно привлечено к налоговой ответственности за представление им как налоговым агентом по НДФЛ недостоверных сведений. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Установлено, что общество представляло в инспекцию расчеты по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ с недостоверными сведениями, не отражая выплаченные денежные средства учредителю в счет уменьшения уставного капитала. Поэтому суд признал обоснованным привлечение общества к ответственности за представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения (расчетов по форме 6-НДФЛ). Довод об отсутствии признаков дохода у возвращенной учредителю части уставного капитала из-за отсутствия экономической выгоды суд отклонил как опровергающийся имеющимися в материалах дела доказательствами.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

01.11.2021 При реализации возвратных отходов материальные расходы уменьшаются на цену реализации отходов, а не на их себестоимость

Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2021 № 310-ЭС21-12916 по делу N А36-8976/2015
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно уменьшил материальные расходы по налогу на прибыль на себестоимость реализованных возвратных отходов (сырья). Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Законодательством не предусмотрено принятие к учету по себестоимости возвратных отходов при их дальнейшей реализации. Возвратные отходы оцениваются по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону. В связи с этим суд признал доначисление налога на прибыль обоснованным.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

01.11.2021 КС указал, в каких случаях обладатели исключительных прав не возмещают ответчикам судебные расходы при снижении судом заявленной компенсации

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.10.2021 № 46-П
“По делу о проверке конституционности части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Студия анимационного кино «Мельница»

Предпринимательница торговала игрушками с изображениями персонажей известного мультфильма. Правообладатель потребовал компенсацию в минимальном размере за каждое изображение. Поскольку права на несколько объектов интеллектуальной собственности нарушены лишь одним действием ответчика, суд снизил компенсацию ниже установленного минимума. Суды истолковали это как частичное удовлетворение иска и пропорционально взыскали с истца судебные расходы ответчика, что превысило выигранную сумму. Истец счел себя фактически наказанным за реализацию права на судебную защиту. Конституционный Суд РФ признал норму о распределении судебных расходов соответствующей Конституции, так как она не требует с правообладателя, который заявил свои требования в минимальном размере, пропорционального возмещения судебных расходов ответчика при снижении судом компенсации ниже минимального предела. При нарушении исключительных прав такое снижение нельзя приравнивать к частичному удовлетворению иска, поскольку суд в этой ситуации признает требование истца правомерным полностью, а не частично. Снижение компенсации не обусловлено необоснованностью или избыточностью исковых требований. Иное толкование лишает смысла реализацию права на судебную защиту, обесценивает доступ к правосудию и может привести к злоупотреблениям со стороны нарушителей исключительных прав. Решения по делу заявителя должны быть пересмотрены.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

02.11.2021 Суд признал, что камеральная проверка уточненной декларации правомерно не была проведена, т. к. в декларации не содержится новых данных, отличных от сведений в первоначальной декларации

Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2021 № 305-ЭС21-11856 по делу N А40-40796/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что налоговый орган должен был составить акт камеральной проверки поданной им уточненной налоговой декларации. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщиком не представлено объективно новых данных, отличных от данных, указанных в первоначальной налоговой декларации. Установленный налоговым органом факт совершения налогового правонарушения по первоначальной налоговой декларации не опровергается. Поэтому удовлетворение требований налогоплательщика по рассматриваемому спору приведет к нарушению принципа однократности привлечения к юридической ответственности за правонарушение, что является недопустимым. Также налогоплательщиком не указано, как удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению его прав и какой защите они подлежат.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

02.11.2021 Здание общества не включается в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, если большая часть помещений в нем используется для обеспечения деятельности общества

Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2021 № 301-ЭС21-12071 по делу N А29-8537/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что его здание должно быть включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, т. к. оно является административным, фактически используется в целях административного назначения. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Вид разрешенного использования участка, на котором находится спорное здание, не предполагает размещения административных или торговых объектов. Установлено, что менее 20% площади здания используется для размещения объектов общественного питания; помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, отсутствуют. Помещения в рассматриваемом здании, за исключением некоторых, используются для обеспечения деятельности общества.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

02.11.2021 Управление ФНС вправе продлить срок выездной проверки на основании мотивированного запроса инспекции ввиду большого объема проверяемых и анализируемых документов

Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2021 № 305-ЭС21-13079 по делу N А40-64865/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что Управление ФНС неправомерно два раза продлевало срок проведения выездной проверки. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки до 4-х месяцев, а в дальнейшем до 6-ти месяцев приняты Управлением ФНС на основании мотивированного запроса инспекции ввиду большого объема проверяемых и анализируемых документов. Суд пришел к выводу о наличии у Управления ФНС оснований для продления срока проведения проверки. Само по себе продление срока выездной проверки не возлагает на налогоплательщика каких-либо дополнительных обязанностей и не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

03.11.2021 Несоблюдение налоговым органом сроков рассмотрения материалов выездной проверки и вынесения решения по ее результатам само по себе не нарушает права налогоплательщика

Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2021 № 307-ЭС21-10893 по делу N А56-40583/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что является незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии длительное время решения по материалам выездной налоговой проверки и дополнительного налогового контроля. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Факт нарушения инспекцией сроков рассмотрения материалов выездной проверки и вынесения решения по ее результатам сам по себе не свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика. При этом при нарушении налоговыми органами каждого отдельно взятого процессуального срока соразмерно уменьшаются сроки, предусмотренные налоговым законодательством в отношении процедур принудительного взыскания задолженности. В данном случае нет доказательств того, как соответствующее нарушение повлияло на объем налоговых обязательств налогоплательщика и нарушило его имущественные права. Поэтому суд отказал в признании бездействия налогового органа незаконным.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

03.11.2021 Рассмотрение дела в отсутствие явившегося, но не приглашенного в судебное заседание представителя стороны - основание для отмены судебного акта

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.10.2021 № 308-ЭС21-10990 по делу N А53-3622/2019
Дело о признании недействительными двух договоров дарения направлено на новое рассмотрение в арбитражный апелляционный суд, поскольку разрешение апелляционной жалобы по существу в отсутствие представителя дарителя, явившегося для участия в судебном заседании и не приглашенного в зал судебного заседания, привело к ограничению конституционного права дарителя на доступ к правосудию

Суд признал недействительными несколько сделок гражданина банкрота. В апелляции жалоба должника рассматривалась без его представителя, который находился в здании суда, но не был приглашен в зал судебного заседания. Непосредственно перед началом заседания секретарь не проверил явку представителей участвующих в деле лиц. Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр. Разрешение жалобы должника в отсутствие явившегося в суд представителя привело к ограничению права стороны спора на доступ к правосудию, что является основанием для отмены судебного акта.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

01.11.2021 За арендованное ОС налог на имущество платить не надо

При расчете налога на имущество организаций по среднегодовой стоимости имеет значение стоимость ОС на балансе компании по данным бухучета. Но по нормам ФСБУ 25/2018 одно и тоже ОС может быть на балансе двух компаний. Чтобы не было двойного налогообложения, скоро внесут поправки в НК.

ФСБУ 25/2018 регулирует учет аренды (смотрите об этом стандарте бесплатный вебинар 3 ноября. Начало в 11:00 по мск)

В зависимости от вида аренды, условий договора, предмет аренды может учитываться:

на балансе арендодателя — в качестве ОС или инвестиционного имущества;

на балансе арендатора — в качестве права пользования активом.

В отдельных случаях арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом.

Таким образом, объект аренды может быть одновременно отражен в составе ОС в балансе и арендатора, и арендодателя.

Чтобы в этом случае не было двойного налогообложения, налог на имущество платит арендодатель (собственник).

То есть арендатор налог не платит, хотя у него на балансе есть арендованный объект ОС.

Такое разъяснение дает Минфин в письме № 03-05-05-01/73425 от 10.09.2021.

А чтобы таких сомнений не возникало в принципе, планируется внести поправки в главу 30 НК и прописать там, что при аренде плательщиком по налог на имущество признается компания-арендодатель.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

02.11.2021 Компания может учесть расходы по аннулированному чеку самозанятого

Бизнес на упрощенке, ОСНО и ЕСХН может принять в расходы стоимость услуг самозанятых только при наличии чека. Без чека уменьшать налоговую базу на такие затраты нельзя.

Однако бывают такие неожиданно-скандальные ситуации, когда плательщик НПД чек сформировал, выдал его заказчику, а потом аннулировал, чтобы не платить налог с этого дохода.

Заказчик в этом не виноват. Он может принять сумму в расходы, даже если самозанятый схитрил и аннулировал чек, хотя возврата денег не было.

Об этом сообщает ФНС в письме № ПА-4-20/15213@ от 28.10.2021.

Такой поступок НПДшника привлечет внимание налоговиков и станет основанием для проверки.

Кроме того, такую проверку самозанятого может инициировать заказчик. К сообщению в ИФНС о факте незаконного аннулирования чека надо приложить документы, подтверждающие реализацию услуг, а также факт их оплаты.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

02.11.2021 Доход от продажи доли в УК уменьшается на расходы

Компания-учредитель при продаже своей доли может уменьшить доходы на сумму вклада, который был сделан в имущество.

Такое разъяснение дал Минфин в письме от 23.09.2021 № 03-03-07/77269.

Доходы от продажи доли в УК другой компании могут быть уменьшены на расходы, которые понесла компания при покупке доли или в виде денежного вклада.

Поэтому, если компания-учредитель вносила деньги в имущество другой организации, то полученный доход от продажи можно уменьшить на размер вклада.

И платить налог на прибыль надо уже с разницы между доходом и понесенными расходами, а не с полной суммы, полученной от продажи доли в УК.

Наследники доли в УК смогут учитывать расходы прошлого собственника при продаже бизнеса.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

02.11.2021 Российскому бизнесу за полгода доначислили 170 млрд рублей налогов и штрафов

Самые крупные доначисления получил бизнес в экономически развитых регионах

Бизнесу в России дополнительно начислили 170,2 млрд рублей налогов и штрафов. Об этом сообщили аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании сведений ФНС РФ, пишет ТАСС.

«В первом полугодии 2021 года в результате камеральных и выездных налоговых проверок российским предприятиям дополнительно начислили 170,2 млрд рублей налоговых платежей и штрафов. Самые крупные доначисления получил бизнес в экономически развитых регионах. Больше всего в казну обязали доплатить предприятия в Москве, Подмосковье, Нижегородской области, Санкт-Петербурге, Сахалинской области, Ставропольском крае, Самарской области, Челябинской области, Кемеровской области и Оренбургской области», — отмечается по итогам исследования.

Минимальными налоговые санкции были в субъектах РФ с невысокой деловой активностью — самые низкие совокупные недоимки и штрафы заплатили предприниматели в Еврейской автономной области, Туве, Марий-Эл, Камчатском крае, Чукотском автономном округе, Хакасии, Новгородской области, Ингушетии, Ивановской области и Адыгее.

Источник: Российский налоговый портал

 

03.11.2021 Перечень кодов ОКВЭД для разной госпомощи: сводная таблица

Некоторые компании, с точки зрения властей, недостаточно пострадали, чтобы получить субсидию за нерабочие дни, но вполне могут считаться пострадавшими для субсидии за карантин или для льготного кредита.

Собрали в одну таблицу перечень пострадавших отраслей, которым положен один из трех видов госпомощи.

Сфера деятельности

Код ОКВЭД

Субсидия за нерабочие дни

Субсидия за карантин

Льготный кредит под 3 %

Деятельность в области демонстрации кинофильмов

59.14

да

да

да

Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

90

да

да

да

Деятельность музеев

91.02

да

да

да

Деятельность зоопарков

91.04.1

да

да

да

Деятельность санаторно-курортных организаций

86.90.4

да

да

да

Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений

93

да

да

да

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

79

да

да

да

Деятельность по предоставлению мест для временного проживания

55

да

да

да

Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков

56

да

да

да

Деятельность по организации конференций и выставок

82.3

да

да

да

Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта

49.3

да

да

нет

Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам

49.4

да

да

нет

Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта

50.3

да

да

нет

Деятельность автовокзалов и автостанций

52.21.21

да

да

нет

Образование дополнительное детей и взрослых

85.41

да

да

да

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми

88.91

да

да

да

Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения

95

да

да

да

Стоматологическая практика

86.23

да

да

да

Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий

96.01

да

да

да

Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты

96.02

да

да

да

Деятельность физкультурно-оздоровительная

96.04

да

да

да

Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах

47.19

нет

да

нет

Торговля розничная информационным и коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах

47.4

нет

да

нет

Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах

47.5

нет

да

нет

Торговля розничная товарами культурно-развлекательного назначения в специализированных магазинах

47.6

нет

да

нет

Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах

47.7

нет

да

нет

Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью

47.82

нет

да

нет

Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами

47.89

нет

да

нет

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

В соответствии с ФСБУ 6/2020, вступающим в силу с 01.01.2022, должна ли организация производить переоценку основных средств? Если да, то в каких случаях? Обязательно или нет? Как это определяется?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начиная с 01.01.2022 после признания в бухгалтерском учете объекта основных средств в оценке по первоначальной стоимости организации следует сделать выбор относительно того, продолжать ли оценивать этот объект по первоначальной стоимости или оценивать его по переоцененной стоимости.
В случае, если организация приняла решение в дальнейшем оценивать отличный от инвестиционной недвижимости объект основных средств по переоцененной стоимости, ей следует проводить дооценку или уценку объекта основных средств по мере изменения его справедливой стоимости.

Обоснование вывода:
В связи с введением Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020), который применяется начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год (п. 2 приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н), с 01.01.2021 осуществляется переход на новый порядок учета основных средств (далее также - ОС).
Нормами ФСБУ 6/2020 с этой даты будут регламентироваться в том числе вопросы проведения переоценки основных средств.
Согласно п. 12 ФСБУ 6/2020 при признании в бухгалтерском учете объект основных средств оценивается по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью объекта ОС считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта ОС в бухгалтерском учете (п. 12 ФСБУ 6/2020).
После признания объект основных средств оценивается в бухгалтерском учете одним из следующих способов (п. 13 ФСБУ 6/2020):
а) по первоначальной стоимости;
б) по переоцененной стоимости.
При оценке ОС по первоначальной стоимости такая стоимость и сумма накопленной амортизации не подлежат изменению, за исключением случаев, установленных ФСБУ 6/2020 (пп. 13 и 14 ФСБУ 6/2020).
При оценке основных средств по переоцененной стоимости стоимость основного средства регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости (п. 15 ФСБУ 6/2020).
В соответствии с ФСБУ 6/2020 переоценку основных средств имеют право проводить все организации*(1).
Таким образом, организация при принятии объекта ОС к учету должна принять решение: переоценивать ли стоимость указанного объекта ОС в дальнейшем или не делать этого.
Если организация решает вести учет основного средства по переоцененной стоимости, то соответствующие положения о порядке проведения переоценки, а также группы основных средств, которые подлежат переоценке, должны быть закреплены в учетной политике.
При этом выбранный способ последующей оценки основных средств применяется ко всей группе основных средств. Напомним, что согласно абзацу второму п. 11 ФСБУ 6/2020 для целей ФСБУ 6/2020 группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования.
То есть основные средства одной и той же группы могут учитываться либо по первоначальной стоимости, либо по переоцененной стоимости: в зависимости от того, как это закреплено организацией в учетной политике.
При этом поскольку в бухгалтерском учете имеет место выбор способа оценки основного средства (группы основных средств), то осуществление переоценки первоначальной стоимости объектов ОС не выступает как обязанность организации производить такую переоценку.
Отметим, что нормы ФСБУ 6/2020 не устанавливают регулярность или интервал осуществления переоценки для отличных от инвестиционной недвижимости ОС*(2).
Однако в п. 16 ФСБУ 6/2020 уточняется, что периодичность переоценки отличных от инвестиционной недвижимости основных средств определяется организацией для каждой группы переоцениваемых основных средств исходя из того, в какой степени справедливая стоимость таких основных средств подвержена изменениям. Если организация решает проводить переоценку основных средств не чаще одного раза в год, то переоценка проводится по состоянию на конец соответствующего отчетного года*(3).
Иначе говоря, приняв решение об учете объекта ОС по переоцененной стоимости, организация принимает на себя обязательство регулярно осуществлять проверку на предмет изменения справедливой стоимости данного объекта ОС с той периодичностью, которая устанавливается в учетной политике организации.
При этом переоценка проводится по мере изменения справедливой стоимости основных средств. Соответственно, если справедливая стоимость объекта ОС не меняется, переоценка стоимости после такой проверки производиться организацией не будет.
Далее следует отметить, что для целей ФСБУ 6/2020 справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (далее - МСФО (IFRS) 13), введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2015 N 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.02.2016, регистрационный N 40940) (абзац второй п. 14 ФСБУ 5/2019).
В соответствии с п. 9 МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость - цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.
Согласно п. 10 МСФО (IFRS) 13 п. В2 Приложения В МСФО (IFRS) описывает общий подход к оценке справедливой стоимости. Цель оценки справедливой стоимости заключается в том, чтобы определить цену, по которой была бы осуществлена обычная сделка по продаже актива или передаче обязательства между участниками рынка на дату оценки в текущих рыночных условиях (п. В2 МСФО 13).
При этом рыночный подход (Приложение А) - метод оценки, в котором используются цены и другая соответствующая информация, основанная на результатах рыночных сделок, связанных с идентичными или сопоставимыми (то есть аналогичными) активами, обязательствами или группой активов и обязательств, такой как бизнес.
Следовательно, установить справедливую стоимость возможно ориентируясь на уровень цен, сложившийся на день определения справедливой стоимости актива.
Отметим, что ФСБУ предусматривает два способа переоценки основных средств, не относящихся к инвестиционной недвижимости (п. 17 ФСБУ 6/2020).
Согласно второму предложению п. 17 ФСБУ 6/2020 допустимым является способ проведения переоценки основных средств, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта основных средств. То есть переоценка возможна не только в отношении первоначальной (первый способ), но и балансовой стоимости (второй способ).
При этом в случае осуществления переоценки первым способом осуществляется пропорциональный пересчет первоначальной стоимости и накопленной амортизации объекта основных средств (смотрите также Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет переоценки основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020). Выбор способа переоценки организация осуществляет самостоятельно, закрепив его в учетной политике.
В результате проведения переоценки основных средств может быть осуществлена дооценка или уценка объектов основных средств. Порядок отражения переоценки основных средств в учете в соответствии с ФСБУ 6/2020 (пп. 18-20 ФСБУ 6/2020) существенно не изменился по сравнению с тем порядком, который применялся ранее в силу п. 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п. 48 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. Сумма дооценки отличных от инвестиционной недвижимости основных средств в общем случае относится на добавочный капитал. Сумма уценки таких основных средств в общем случае включается в прочие расходы.
Информация, связанная с переоценкой, с учетом существенности подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Так результат переоценки основных средств, включенный в доходы или расходы отчетного периода; результат переоценки основных средств, включенный в капитал в отчетном периоде; способы оценки основных средств (по группам) раскрываются с учетом существенности в бухгалтерской (финансовой) отчетности (подпункты "д", "е", "м" п. 45 ФСБУ 6/2020).
Кроме того, согласно п. 46 ФСБУ 6/2020 в отношении основных средств, оцениваемых на основе переоцененной стоимости, в дополнение к указанному в п. 45 ФСБУ 6/2020 раскрывается следующая информация:
а) дата проведения последней переоценки основных средств;
б) привлекался ли независимый оценщик к проведению переоценки;
в) методы и допущения, принятые при определении справедливой стоимости основных средств, включая информацию об использовании наблюдаемых рыночных цен;
г) балансовая стоимость переоцениваемых групп основных средств, которая была бы отражена в бухгалтерской (финансовой) отчетности при оценке их по первоначальной стоимости, на отчетную дату;
д) способы пересчета первоначальной стоимости переоцениваемых групп основных средств;
е) сумма накопленной дооценки основных средств, не списанная на нераспределенную прибыль, с указанием способа списания накопленной дооценки на нераспределенную прибыль.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Рекомендация Р-106/2019-КпР "Изменение модели оценки основных средств при переходе на ФСБУ" (принята фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учёта "Бухгалтерский методологический центр" от 27 сентября 2019 г.);
- информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29 "Новый порядок учета основных средств".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Российский гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) на общей системе налогообложения (работает с НДС). До настоящего времени вид деятельности - оптовая торговля промтарой. ИП планирует приобрести в частном порядке апартаменты и сдавать их в аренду.
Будет ли ИП в отношении доходов от сдачи апартаментов в аренду так же уплачивать НДС и НДФЛ, как и с доходов от торговли, или можно будет сдать декларацию формы 3-НДФЛ как частное лицо? Будет ли ИП уплачивать НДС и НДФЛ, если ИП как частное лицо будет сдавать в аренду не апартаменты, а свою квартиру?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В анализируемой ситуации ИП должен уплачивать в бюджет НДФЛ с доходов от сдачи апартаментов или жилой квартиры в аренду в том же порядке, как и с доходов от другой предпринимательской деятельности.
При сдаче в аренду нежилого помещения (апартаментов) ИП обязан начислять и уплачивать в бюджет НДС.
При сдаче в аренду жилого помещения (квартиры) НДС не начисляется ввиду наличия льготы, предусмотренной подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Обоснование вывода:
Нормы гражданского законодательства не разделяют имущество физического лица на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как ИП (постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П). Исходя из п. 1 ст. 2 ГК РФ, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Доход от продажи имущества, использовавшегося в предпринимательской деятельности, непосредственно связан с предпринимательской деятельностью (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 14009/09).
По мнению судов, налоговое законодательство не связывает понятие "индивидуальный предприниматель" с осуществлением определенного вида деятельности. Физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП и ведущее предпринимательскую деятельность, в целях налогообложения, рассматривается в качестве предпринимателя независимо от того, в какой деятельности оно занято. Поэтому все виды деятельности, осуществляемые ИП после госрегистрации, должны рассматриваться в качестве предпринимательской (постановление АС Поволжского округа от 15.01.2015 N Ф06-18820/2013 по делу N А72-3193/2014).

НДФЛ

Объектом налогообложения НДФЛ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, признается доход, полученный ими от источников как в РФ, так и за пределами РФ, в частности доход, полученный от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ (подп. 4 п. 1 ст. 208п. 1 ст. 209 НК РФ).
Поскольку иное не предусмотрено главой 23 НК РФ, доходом арендодателя является полученная им арендная плата (смотрите ст. 223 НК РФ), предусмотренная договором, без уменьшения на суммы каких-либо расходов. Соответственно, на основании п. 1 ст. 210 НК РФ суммы полученной арендодателем арендной платы подлежат включению в расчет налоговой базы по НДФЛ в полном объеме.
Фактически произведенные налогоплательщиками расходы, связанные с получением доходов, могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по НДФЛ на основании положений ст. 221 НК РФ, предоставляющей налогоплательщикам право на получение профессиональных налоговых вычетов. В частности, данным правом могут воспользоваться физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 1 ст. 221подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ).
Если сдача в аренду имущества является предпринимательской деятельностью, физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве ИП с указанием соответствующего вида деятельности. При этом доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, подлежат налогообложению как доходы, полученные в результате осуществления предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 22.05.2015 N 03-04-05/29499).
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно производят исчисление и уплату НДФЛ с суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.
Общая налоговая ставка в отношении доходов от деятельности предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, составляет 13% (15%) (п. 1 ст. 224 НК РФ)*(1).
Таким образом, ИП должен уплачивать в бюджет НДФЛ с доходов от сдачи апартаментов или жилой квартиры в аренду в том же порядке, как и с доходов от другой предпринимательской деятельности.

НДС

Сдача в аренду жилых квартир и других жилых помещений не подлежит обложению НДС в соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Что касается сдачи в аренду коммерческой недвижимости (например, апартаментов), льготы по НДС отсутствуют.
Верховный Суд РФ в определении от 20.07.2018 N 16-КГ18-17 подтвердил, что гражданин должен уплачивать НДС, если он занимается предпринимательской деятельностью по сдаче собственных нежилых помещений в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ указала, что объективным критерием для квалификации деятельности истца как предпринимательской является назначение нежилых помещений, а также вид разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены. Рассматриваемые объекты недвижимости не предназначались для использования в личных, семейных или домашних нуждах, и в результате деятельности гражданина по сдаче этих помещений в аренду увеличивалась его экономическая выгода (информация ФНС России от 04.10.2018).
О необходимости уплаты НДС при сдаче в аренду коммерческой недвижимости смотрите также письма ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@ и от 24.12.2015 N СА-4-7/22683@, определение Верховного Суда РФ от 25.01.2021 N 306-ЭС20-2193, постановление ФАС Поволжского округа от 27.11.2013 N Ф06-9711/13 по делу N А65-1834/2013.
Таким образом, ИП при сдаче в аренду нежилого помещения (апартаментов) обязан начислять и уплачивать в бюджет НДС.
При сдаче в аренду жилого помещения (квартиры) НДС не начисляется ввиду наличия льготы, предусмотренной подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Декларация по НДФЛ (форма 3-НДФЛ);
Энциклопедия решений. НДФЛ с доходов физических лиц от сдачи имущества в аренду (наем);
Энциклопедия решений. Исчисление, порядок и сроки уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями (лицами, занимающимися частной практикой);
Энциклопедия решений. Профессиональные вычеты по НДФЛ у предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой (адвокатов, нотариусов и др.);
Энциклопедия решений. Кто может стать плательщиком НПД?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Организация в связи с превышением среднесписочной численности может перейти из малого предприятия в среднее. Какие льготы и преференции она при этом утратит?

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 3 данного закона субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в соответствующий единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к данной ситуации, при одном и том же уровне дохода предприятие будет отнесено к средним, если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысит 100 человек (находясь при этом в диапазоне от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) (п. 2 ч. 1.1ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, смотрите также Вопрос: Как определить, к какой категории относится субъект малого и среднего предпринимательства, если по среднесписочной численности сотрудников относится к микропредприятию, а по предельному значению выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость относится к категории малого предпринимательства? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июль 2021 г.) и Вопрос: Как определить, к какой категории относится субъект малого и среднего предпринимательства? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июль 2021 г.)).
Обратите внимание: законом установлен трехлетний срок для изменения категории субъекта (ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Таким образом, несоответствие в определенном периоде критериям отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя - это случится при сохранении данной тенденции в течение трех календарных лет, следующих один за другим, а не о разовом несоответствии установленным критериям (смотрите также Вопрос: Изменение категории субъектов МСП и потеря статуса субъекта МСП (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)).
Теперь непосредственно о том, какие последствия несет смена категории с малого предприятия на среднее (исходя из базовых правил, без учета установленных специальными нормативными правовыми актами, законодательством субъектов РФ и актами органов местного самоуправления) в разрезе преференций.
Упрощенный порядок статистического контроля, который проводится в форме выборочных статистических наблюдений, проводимых 1 раз в месяц или квартал, а также в виде сплошных статистических наблюдений, проводимых раз в 5 лет (ст. 5 Закона N 209-ФЗ, ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"). Такие наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся по формируемым перечням на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Специальных форм, предназначенных именно для средних предприятий, мы оперативно не обнаружили. Полагаем, что при смене категории респонденту нужно будет заранее озаботиться получением информации о формах, которые ему предстоит представить (например, обратиться к информационно-поисковой системе http://websbor.gks.ru/online/# !/gs/statistic-codes). Но смена категории обяжет сдавать отчетность в форме электронного документа. Поскольку такая отсрочка действует для субъектов малого предпринимательства до 31.12.2021, полагаем, что возникшая обязанность не будет критичной (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 500-ФЗ).
Замена административного штрафа предупреждением в общем случае применяется к субъектам как малого, так и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 1.4ч. 3 ст. 3.4ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (подп. 17 п. 1 и п. 2.1 ст. 427 НК РФ), также применяются субъектами малого и среднего предпринимательства, без разделения такого права.
Упрощение бухгалтерского учета - все субъекты малого предпринимательства, за исключением указанных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности", информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016). Суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности:
- в отказе (частичном отказе) от применения ПБУ;
- в простой системе ведения бухгалтерского учета (без применения двойной записи);
- в сокращении количества применяемых синтетических счетов;
- в применении упрощенных вариантов учета отдельных видов хозяйственных операций;
- в упрощенной системе регистров бухгалтерского учета;
- в применении кассового метода учета доходов и расходов;
- в отказе от переоценки и обесценения активов;
- в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме и по самостоятельно разработанным формам.
То есть смена категории с малого предприятия на среднее лишит организацию права применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (смотрите, например, Вопрос: Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, субъектом среднего предпринимательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)). В частности, среднее предприятие обязано уже будет применять в своей деятельности ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности". Также оно уже не сможет по своему выбору не применять отдельные положения других стандартов учета (например, п. 6.1п. 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности") (смотрите также п. 11 Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности"). В связи с чем, возможно, потребуется внесение изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета (введя применение указанных стандартов в бухгалтерский учет организации).
Упрощенный порядок ведения кассовых операций предусмотрен для юридических лиц - субъектов малого предпринимательства; они могут не устанавливать лимит остатка наличных денег (абзац 10 п. 2 Указания N 3210-У). При этом под субъектами малого предпринимательства в целях Указания N 3210-У понимаются только юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (абзац 2 п. 1 Указания N 3210-У).
Все остальные правила ведения кассовых операций, а также иные обязанности и ограничения, связанные с оборотом денежной наличности, для юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не имеют различий.
Сокращенный срок проведения большинства выездных проверок установлен для субъектов малого предпринимательства (ч. 7 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Если проверка проводится по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", то сокращенные сроки - 50 и 15 часов (в год!) - применяются только в отношении плановых выездных проверок, при этом в исключительных случаях эти сроки могут быть продлены (пп. 23 ст. 13ст. 26.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Обратите внимание, что в 2021 году в отношении субъектов малого бизнеса установлен временный запрет на проведение плановых проверок. То есть, опять же, утрата принадлежности к малому бизнесу обусловит применение уже общего подхода проверяющих. Но и для малых предприятий запрет на проверки предусматривал много исключений (п. 7 и п. 8 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969).
Напомним:
Мораторий подразумевает запрет на проведение в 2021 году плановых проверок всех ИП и юридических лиц, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 7 Постановления N 1969).
Какие плановые проверки не подпали под мораторий-2021?
- все плановые лицензионные проверки (подп. "г" п. 8 Постановления N 1969);
- плановые проверки лиц, чья деятельность или чьи объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности ОПО, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (подп. "а" п. 8 Постановления N 1969);
- плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, по перечню конкретных видов деятельности, установленных постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (подп. "б" п. 8 Постановления N 1969, ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);
- плановые проверки СМП, которых по итогам ранее проведенной проверки дисквалифицировали либо приостанавливали их деятельность, приостанавливали или аннулировали лицензию или просто наказали за грубое (по КоАП РФ) нарушение, причем между этой ранее проведенной проверкой и моментом включения СМП в план проверок на 2021 год не прошло и трех лет (подп. "в" п. 8 Постановления N 1969);
- плановые проверки СМП в рамках федеральных госнадзоров в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии, госконтроля за обеспечением защиты гостайны; а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (подп. "д" п. 8 Постановления N 1969);
- а сверх того, все плановые проверки, проведение которых вообще не регламентируется нормами Закона N 294-ФЗ, в том числе - налоговые (включая контроль за применением онлайн-касс в расчетах и пр.), таможенные, прокурорские и т.п., перечень можно уточнить из ч. 3 и ч. 3.1. ст. 1 Закона N 294-ФЗ (смотрите письма ФНС России от 26.03.2021 N ЗГ-3-2/2273, Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2021 N 76/2-573-2018, информацию Росфинмониторинга от 29.03.2021).
Нам сложно оценить, как именно будет сформирован план проверок в данном случае, поэтому мы достоверно не готовы оценить последствия для среднего предприятия в этой части.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
Энциклопедия решений. Льготы по налогам и взносам для субъектов МСП;
Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
Энциклопедия решений. Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства;
Энциклопедия решений. Упрощенный порядок ведения кассовых операций субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами;
Энциклопедия решений. "Коронавирусный" мораторий на проверки 2021;
Энциклопедия решений. Замена административного штрафа предупреждением субъектам малого и среднего предпринимательства и НКО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"МеталлоПрофиль
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения