Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 1 по 7 августа 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 22.07.2022 N 1310
"Об утверждении перечня электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов"

Утвержден перечень электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения льготного налогообложения

Организации, которые специализируются на разработке и производстве такой продукции, вправе применять льготную ставку по налогу на прибыль в размере 3%, а также льготный тариф страховых взносов - 7,6%.

 

Постановление Правительства РФ от 22.07.2022 N 1311
"Об утверждении перечня материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов"

Правительство утвердило перечень материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей)

Разработчики соответствующих материалов и технологий смогут воспользоваться льготами по страховым взносам и налогу на прибыль.

В перечень вошли:

59 позиций технологий, в том числе: технологии сборки полупроводниковых изделий и кристаллов микросхем интегральных в корпус, в том числе в инлей и чип-модуль, производство корпусов для полупроводниковых изделий и микросхем интегральных, создание волоконно-оптических кабелей, технологии лазерной сварки кварцевого стекла и пьезоэлектрических генераторов;

более 30 видов материалов, среди которых: кварц, кварцит, рутений в виде порошка, золотые и серебряные припои.

 

Постановление Правительства РФ от 23.07.2022 N 1321
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2392"

Скорректирован порядок формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, для снижения налоговой нагрузки на указанные организации

Так, уточнены требования, которым должны соответствовать компании, включаемые в указанный реестр. В частности, организация не может быть иностранным юридическим лицом, а также находиться под контролем иностранного государства, международной организации, иностранных лиц.

Установлено, что до 3 марта 2023 года в реестр будут автоматически включены организации, числившиеся в реестре организаций, оказывающих услуги по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции. С 3 марта 2023 года в реестре останутся те компании, которые будут отобраны Минпромторгом России в порядке, установленном новыми правилами.

Кроме того, документом на Минпромторг России возложена обязанность ежеквартально направлять перечень организаций, включенных в реестр, в ФНС России.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 28.07.2022 N 1347
"О государственной поддержке российских организаций промышленности в целях компенсации затрат на транспортировку промышленной продукци
и"

Российским экспортерам стало проще получить компенсацию затрат на транспортировку промышленной продукции

Так, российским организациям промышленности не требуется заранее подавать заявку с указанием планируемого объема перевозок и проходить сложную процедуру отбора. Необходимые документы можно предоставить по факту поставки продукции на внешние рынки.

Кроме этого, документом с 11 до 25 процентов стоимости поставляемой промышленной продукции увеличен размер предоставляемой субсидии.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Со дня вступления его в силу и по 31 декабря 2024 года не осуществляется проведение конкурсов в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. N 496.

Проведение отборов (запросов предложений) в соответствии с правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется до 10 ноября 2024 года.

 

Приказ Минпромторга России от 21.07.2022 N 3042
"О внесении изменений в Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. N 1532"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2022 N 69495.

Перечень товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт, изложен в новой редакции

Указанный перечень дополнен новыми позициями, включающими в себя в числе прочего фото- и кинотовары.

Одновременно из перечня исключен ряд позиций: химические волокна, хлопок, шелк, прочие растительные текстильные волокна и др. Кроме того, из перечня исключена продукция компании Renault.

 

Приказ Росстата от 28.07.2022 N 524
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения в сфере туризма"

Обновлены формы для организации федерального статистического наблюдения в сфере туризма

Утверждены формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и введены в действие:

годовые с отчета за 2022 год (N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения", N 1-турфирма "Сведения о деятельности туристской фирмы");

месячная с отчета за январь 2023 года (N 1-КСР (основные индикаторы) "Сведения о деятельности коллективного средства размещения").

С введением в действие указанных форм признаны утратившими силу некоторые приказы Росстата и их отдельные положения.

 

Приказ Росстата от 29.07.2022 N 530
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"

Установлены новые формы для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой

В частности, утверждены следующие формы с указаниями по их заполнению и введены в действие:

для отчета в 2022 году:

N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур";

годовые с отчета за 2022 год:

N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды";

N 2-ТП (охота) "Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве";

N 1-ЛХ "Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении";

N 9-СХ "Сведения о внесении удобрений и проведении работ по химической мелиорации земель";

N 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур";

месячная с отчета за январь 2023 года:

N П-1 (СХ) "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции".

С введением в действие указанных форм признаны утратившими силу некоторые приказы Росстата и их отдельные положения.

 

Приказ Росстата от 19.07.2022 N 508
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации Федеральным агентством по рыболовству федерального статистического наблюдения за уловом рыбы и добычей других водных биоресурсов"

Утверждена новая квартальная форма федерального статистического наблюдения N 1-П (рыба) "Сведения об улове рыбы и добыче других водных биоресурсов" с указаниями по ее заполнению

Форму предоставляют юрлица и ИП (кроме субъектов малого предпринимательства), занимающиеся выловом рыбы и добычей других водных биоресурсов.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 27.06.2019 N 362.

 

Проект Приказа ФНС России "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме"

ФНС планирует утвердить новую форму налоговой декларации по налогу на имущество для применения начиная с отчетности за 2022 год

Подготовлены проект обновленной формы налоговой декларации, формат ее представления в электронном виде и порядок заполнения в связи с изменениями в НК РФ, внесенными федеральными законами от 02.07.2021 N 305-ФЗ, от 29.11.2021 N 382-ФЗ, от 28.06.2022 N 225-ФЗ.

С утверждением новой формы декларации утратит силу Приказ ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@.

 

Проект Приказа ФНС России "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в электронной форме"

ФНС России предложены форма и формат представления сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и объектов недвижимого имущества, облагаемых исходя из их кадастровой стоимости, в электронной форме

Документом также определен порядок заполнения формы указанного сообщения.

В пояснительной записке к проекту документа отмечено, что он подготовлен в целях обеспечения исполнения налогоплательщиками-организациями обязанности по представлению в налоговый орган сообщения о наличии у них транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам и в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

 

<Письмо> ФНС России от 20.07.2022 N БС-4-11/9311
"О налогообложении доходов физических лиц"

Даны разъяснения по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества

Сообщается, в частности, что согласно пункту 2.1 статьи 217.1 НК РФ доход от продажи объекта недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, если одновременно соблюдаются установленные условия.

В частности, абзацем шестым пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ установлено, что для целей применения указанного пункта должно соблюдаться условие, которым предусмотрено, что налогоплательщику, его супругу (супруге), его детям (в том числе усыновленным), не достигшим возраста 18 лет, его родителям (если налогоплательщик является лицом, не достигшим возраста, указанного в абзаце втором настоящего пункта) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение не принадлежит в совокупности более 50 процентов в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью, превышающей общую площадь в приобретенном жилом помещении, независимо от размера приобретаемой доли налогоплательщика в соответствующем праве собственности.

Исходя из изложенного, в целях соблюдения указанного условия в собственности налогоплательщика, а также членов его семьи, указанных в абзаце шестом пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ, не может находиться, в частности, иное жилое помещение общей площадью большей, чем приобретаемое жилое помещение. Общая площадь жилых помещений не суммируется.

В случае если в собственности налогоплательщика, а также членов его семьи, указанных в абзаце шестом пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ, находится иное жилое помещение общей площадью большей, чем приобретаемое жилое помещение, то совокупная доля налогоплательщика, а также членов его семьи, указанных в абзаце шестом пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ, в праве собственности на это иное жилое помещение не должна превышать 50 процентов.

 

<Письмо> ФНС России от 27.07.2022 N БС-4-11/9718@
"О направлении информации"

Дано разъяснение в связи с ростом жалоб налогоплательщиков на неправомерное начисление налоговыми органами пени по НДФЛ

Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 N 372-ФЗ скорректирован порядок заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), подлежащий применению начиная с представления декларации за налоговый период 2021 года (утвержден Приказом ФНС России от 15.10.2021 N ЕД-7-11/903@).

В случае если налогоплательщиком на основании налоговой декларации заявляется зачет суммы НДФЛ в счет погашения недоимки (задолженности по пеням и штрафам) и/или предстоящих платежей по разным налогам, то заполняется необходимое количество разделов "Сведения о налоговом органе, принимающем на учет поступления" заявления о зачете налога.

Предусмотрена возможность одновременного отражения в налоговой декларации сумм налога, подлежащих возврату из бюджета, и сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, а также возможность зачесть переплату по НДФЛ в счет суммы НДФЛ, подлежащей уплате в бюджет.

При поступлении в налоговый орган налоговых деклараций, в которых одновременно отражена как сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, так и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, необходимо своевременно производить зачет суммы переплаты по НДФЛ в счет погашения недоимки и, соответственно, не допускать случаев неправомерного начисления пени.

 

<Письмо> ФНС России от 28.07.2022 N СД-4-3/9812@
"О заполнении налоговой декларации по НДПИ"

Даны разъяснения по заполнению разделов 4 и 5 налоговой декларации по НДПИ в связи с изменением законодательства

Федеральным законом от 28.05.2022 N 142-ФЗ "О внесении изменений в статью 11.1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 142-ФЗ) изменен порядок налогообложения углеводородного сырья, добываемого из нового морского месторождения, расположенного в границах российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.

Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) в подпункте 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ выделен новый вид добытого полезного ископаемого "щебень", а также предусмотрено предоставление налоговых вычетов при добыче железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Качканарского и Нижнетуринского городских округов Свердловской области, и при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей молибден и медь, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Республики Хакасия.

Учитывая то, что форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых утверждена приказом ФНС России от 08.12.2020 N КЧ-7-3/887@ (далее - налоговая декларация по НДПИ) и не предусматривает отражение налоговых обязательств налогоплательщиков с учетом изменений, внесенных Федеральными законами N 142-ФЗ и N 323-ФЗ, до внесения соответствующих изменений в указанный приказ ФНС России рекомендуется:

- при заполнении раздела 5 налоговой декларации по НДПИ за налоговые периоды с 01.09.2022 при добыче щебня по строке 010 код вида добытых полезных ископаемых отражать - 10017;

- при заполнении раздела 5 налоговой декларации по НДПИ в случае применения налоговых вычетов при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей молибден и медь, за налоговые периоды с 01.08.2022 или при добыче железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) за налоговые периоды с 01.09.2022 указывать сумму налогового вычета по строке 165 подраздела 5.1 раздела 5 налоговой декларации по НДПИ;

- при заполнении раздела 4 налоговой декларации по НДПИ за налоговые периоды с 01.01.2022 в отношении полезного ископаемого, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, указанного в абзаце втором подпункта 5 пункта 1 статьи 11.1 НК РФ, в графе 1 указанного раздела проставляется код основания налогообложения добытых полезных ископаемых - 7000.

 

Письмо ФНС России от 15.07.2022 N КВ-3-18/7483@

В период моратория на банкротство должник вправе заявить о снятии арестов с его банковских счетов, если финансовые трудности возникли в связи с санкционной политикой недружественных государств

С 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, сроком на 6 месяцев.

В этот период, в частности, в отношении должников, на которых распространяется действие моратория, приостанавливается исполнительное производство по требованиям, возникшим до введения моратория.

По мнению ФНС России, в период приостановки исполнительного производства должник не лишен права обратиться в ФССП России и (или) суд с заявлением о снятии арестов с банковских счетов, если докажет, что финансовые трудности возникли в связи с санкционной политикой недружественных государств и что такие аресты препятствуют его реабилитации в период моратория.

 

<Информация> ФНС России
"Налоговая политика и практика: ответы на актуальные вопросы налогообложения земельных участков организаций"

Для исчисления налога дата начала применения кадастровой стоимости земельного участка определяется в соответствии со сведениями ЕГРН

Нормативный акт субъекта РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка применяется с 1 января года, следующего за годом его вступления в силу.

Для исчисления земельного налога дата начала применения кадастровой стоимости участка, содержащейся в вышеуказанном акте субъекта РФ, должна определяться в соответствии со сведениями ЕГРН. Эта дата может не соответствовать дате фактического внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Например, результаты актуализированной кадастровой оценки вступили в силу и должны применяться с 1 января 2021 года, а внесены в реестр 21 января 2021 года. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14.02.2019 N 03-05-04-01/9247.

Сообщается также об исчислении налога с применением коэффициента в отношении земельных участков, приобретенных юрлицом в собственность на условиях осуществления жилищного строительства.

 

<Информация> Минцифры России от 02.08.2022 "Итоги онлайн-встречи с отраслью по закону о поправках в Налоговый кодекс"

Состоялась онлайн-встреча Минцифры с представителями ИТ-отрасли, темой которой стали новые изменения в НК РФ

По результатам встречи представлен список наиболее интересующих отрасль вопросов, в том числе разъяснено: где найти информацию о реализации Минцифры мер поддержки IT-отрасли; какие изменения внесены и на кого они распространяются; когда поправки вступают в силу; какие условия должны соблюдаться для получения предусмотренных законом льгот и пр.

Также в информации представлен перечень основных принятых изменений: налог на прибыль - 0% до 31 декабря 2024; страховые взносы - 7,6%; количественный критерий по доле ИТ-выручки снизился с 90% до 70%; исключен критерий по количеству сотрудников организаций для получения льгот; дополнен перечень видов ИТ-деятельности, доходы от которой учитываются в ИТ-выручке для целей получения льгот.

 

<Информация> Банка России от 01.08.2022
"Банк России продлил ограничения на снятие наличной иностранной валюты еще на 6 месяцев, до 9 марта 2023 года"

Банком России до 9 марта 2023 года продлены ограничения на снятие наличной валюты

Общий лимит для снятия наличной иностранной валюты с валютного счета или вклада сохраняется - 10 тыс. долларов США или их эквивалент в евро. Сообщается, что граждане, которые с 9 марта 2022 года еще не успели воспользоваться этой возможностью, могут снять в валюте только деньги, поступившие на счет или вклад до 9 марта 2022 года.

Кроме этого, до 9 марта 2023 года:

остаются в силе ограничения на покупку иностранной валюты - банки могут продавать гражданам только евро и доллары США, поступившие в кассы после 9 апреля 2022 года;

для юридических лиц - резидентов продлеваются ограничения на получение валюты на командировочные расходы в размере не более 5 тыс. долларов США или не более такой же суммы в эквиваленте в евро, фунтах стерлингов, японских иенах.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

01.08.2022 Налогоплательщик не вправе единовременно списать расходы на разработку проектной документации, если объект незавершенного строительства не ликвидировался, документация хранится у налогоплательщика, отсутствуют правовые основания считать проект прекращенным
Определение Верховного Суда РФ от 23 мая 2022 г. N 305-ЭС22-2646 по делу N А40-98004/2020 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно списал расходы в связи с ликвидацией объекта незавершенного строительства. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Фактически налогоплательщик единовременно списал затраты, понесенные на разработку проектной и конструкторской документации по проекту, дальнейшая реализация которого не осуществлялась ввиду нецелесообразности реализации проекта и отсутствия его финансирования. При этом проектная документация не ликвидирована и находится на хранении у налогоплательщика. Первичные документы, подтверждающие ликвидацию результатов работ, не составлялись. Кроме того, отсутствуют правовые основания считать проект прекращенным. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно включил в состав расходов спорную сумму, т. к. объект незавершенного строительства не ликвидировался.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.08.2022 Неиспользование приобретенного здания для сельскохозяйственной деятельности в связи с капитальным ремонтом само по себе не является препятствием для освобождения предпринимателя на ЕСХН от уплаты налога на имущество физических лиц
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2022 г. № 67-КАД22-3-К8 Дело о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пеней передано на новое рассмотрение, поскольку то обстоятельство, что имущество непосредственно не использовалось в сельскохозяйственных целях в связи с тем, что на данном объекте недвижимости в спорный налоговый период осуществлялись мероприятия, связанные с капитальным ремонтом приобретенного нежилого здания с целью его последующего использования для выращивания грибов, само по себе не может являться безусловным препятствием для освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц

Налоговый орган полагает, что предприниматель на ЕСХН не может быть освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении объекта нежилой недвижимости, который не был введен в эксплуатацию, следовательно, не использовался в предпринимательской деятельности для производства сельскохозяйственной продукции. Суд, исследовав обстоятельства, направил дело на новое рассмотрение. Предприниматель указывает, что им осуществлялась последовательная деятельность по приведению здания в состояние, надлежащее для его использования в целях производства сельскохозяйственной продукции. То обстоятельство, что объект непосредственно не использовался в сельскохозяйственных целях в связи с капитальным ремонтом приобретенного нежилого здания с целью его последующего использования для сельскохозяйственной деятельности, само по себе не может являться безусловным препятствием для освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц. Однако указанные обстоятельства, в том числе и возможность использования такого объекта в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательством целях, нижестоящими судами не исследовались. Поэтому дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.08.2022 Предпринимателю могут быть доначислены налоги с учетом выручки созданного им общества на УСН, если их деятельность представляет собой единый производственный процесс, который ранее осуществлял один ИП; ИП распоряжается средствами общества
Определение Верховного Суда РФ от 23 мая 2022 г. N 309-ЭС22-6756 по делу N А71-16296/2020 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель считает, что ему неправомерно доначислены налоги с учетом выручки взаимозависимого лица, т. к. налоговым органом не доказано незаконное дробление бизнеса, а хозяйственная деятельность разделена по объективным причинам. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что деятельность ИП и созданного им общества составляет единый производственный процесс по изготовлению и реализации продукции. Ими использовался производственный комплекс, принадлежащий ИП; работники общества ранее состояли в трудовых отношениях с ИП, при этом выполняемые ими трудовые функции, рабочие места, руководство трудовым процессом не изменились. ИП обладал правом подписи на банковских документах общества, единолично распоряжался его денежными средствами. Между предпринимателем и обществом были организованы номинальные хозяйственные взаимоотношения. Суд согласился с выводами налогового органа о том, что реализованная схема позволила ИП получить налоговую выгоду за счет применения обществом УСН по формальным основаниям и занижения своих налогов по ОСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.08.2022 Представленные в электронном виде выписки по счетам заявителя, не удостоверенные и не подтвержденные банком, не отображающие все сведения о счетах, не являются основанием для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов
Определение Верховного Суда РФ от 25 мая 2022 г. N 305-ЭС22-10892 по делу N А40-22269/2021 Об отказе в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины, возврате кассационной жалобы без рассмотрения по существу, возврате жалобы

Общество полагает, что в связи с тяжелым финансовым положением ему должна быть предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Общество не представило доказательств, свидетельствующих, что его имущественное положение на момент подачи жалобы не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере. Представленные в электронном виде выписки по счетам, не удостоверенные и не подтвержденные банком, не отображающие все сведения о счетах, не являются доказательствами имущественного положения общества. В связи с этим суд отказал в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.08.2022 Адвокат, который приостановил свой статус, не платит страховые взносы, даже если не подал заявление в налоговый орган
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2022 г. № 39-КАД22-1-К1 Суд частично изменил решения по делу о взыскании задолженности по неуплате налогов, пени, поскольку отсутствие заявления налогоплательщика об освобождении его от уплаты страховых взносов при отсутствии на законодательном уровне периода, в течение которого такое заявление должно быть представлено, не влечет за собой утрату права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Налоговый орган потребовал взыскать с гражданина в т. ч. недоимку по страховым взносам на ОПС и ОМС. Возражая, гражданин сослался на то, что в спорный период он уже приостановил свой статус адвоката. Соответственно, взносы за это время он уплачивать не должен. Три инстанции отклонили такие доводы. Они исходили из того, что гражданин не направлял в налоговый орган заявление об освобождении от уплаты страховых взносов. ВС РФ согласился с позицией гражданина. Законодатель предусмотрел возможность освободить адвоката от уплаты страховых взносов за отдельные периоды, когда он не вел такую деятельность, без госрегистрации ее прекращения. При этом закон не закрепляет период, в течение которого налогоплательщик должен подать заявление об освобождении его от уплаты страховых взносов. Поэтому само по себе отсутствие такого заявления не влечет за собой утрату права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.08.2022 Налогоплательщик при перевозке грузов между пунктами отправления и назначения, не находящимися на территории РФ, вправе заявить к вычету НДС в связи с приобретением в российских портах товаров (работ, услуг), необходимых для функционирования водных судов
Определение Верховного Суда РФ от 30 мая 2022 г. N 121-ПЭК22 по делу N А43-25632/2019 Об отказе в передаче надзорной жалобы, отказе в передаче надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не вправе применить ставку НДС 0% и заявить налоговые вычеты при приобретении товаров (работ, услуг) в связи с не облагаемой НДС перевозкой груза, т. к. пункты отправления и пункты назначения не находятся на территории РФ. Факт захода судна в российские порты связан с расположением водных путей и вызван необходимостью таможенного оформления груза. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Заход в российские порты был обусловлен не только необходимостью прохождения надзорных процедур (в том числе таможенных), но и технологической необходимостью бесперебойного снабжения судов товарами (работами, услугами), необходимыми для их функционирования во время движения по водным путям. Основными приобретенными товарами являлись судовое топливо, мазут и судовое масло. Поэтому есть основания для применения ставки НДС 0% и применения налоговых вычетов в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных для целей осуществления транспортировки грузов. То обстоятельство, что транспортировка грузов осуществлялась обществом на основании тайм-чартеров, не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов, так как законодательство не ограничивает сферу своего применения конкретными типами гражданско-правовых договоров, на основании которых должна осуществляться транспортировка товаров.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

04.08.2022 ВС РФ напомнил, как при исчислении налога применять исправленную кадастровую стоимость
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2022 г. № 15-КАД22-3-К1 Суд отменил вынесенные ранее судебные решения и направил дело о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку у судов нижестоящих инстанций не имелось правовых оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с лица налога на имущество физических лиц исходя из налоговой базы объекта недвижимости, как его кадастровой стоимости

Налоговый орган потребовал взыскать с гражданина задолженность по налогу на имущество физлиц. Возражая, ответчик сослался на то, что налоговый орган неверно определил размер налоговой базы. ВС РФ согласился с таким доводом. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости объекта в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Между тем это общее правило не применяется к случаю, когда кадастровую стоимость изменяют с целью исправить техническую ошибку, допущенную при определении данной стоимости. Такая исправленная кадастровая стоимость применяется со дня, когда начали использовать неверную стоимость до ее корректировки.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

04.08.2022 Руководитель общества-налогоплательщика не вправе обжаловать решение налогового органа, если на момент подачи заявления в суд его полномочия были прекращены в связи с введением в отношении общества процедуры конкурсного производства
Определение Верховного Суда РФ от 1 июня 2022 г. N 310-ЭС22-7898 по делу N А54-4231/2019 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Руководитель общества-налогоплательщика полагает, что решение налогового органа, вынесенное по итогам выездной проверки, должно быть признано недействительным. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию заявителя необоснованной. По смыслу действующего законодательства право на обращение в суд имеет лицо, права и законные интересы которого непосредственно затрагиваются оспариваемым актом. Оспариваемое решение не затрагивает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него каких-либо обязанностей, поскольку вынесено в отношении общества по результатам налоговой проверки. На момент подачи заявления в суд полномочия заявителя как руководителя общества были прекращены в связи с введением в отношении общества процедуры конкурсного производства. Конкурсным управляющим общества решение инспекции в судебном порядке не обжаловалось. Самостоятельных требований об оспаривании решения налогового органа в рамках данного спора конкурсным управляющим не заявлено.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.08.2022 Минфин против, чтобы ИП на общем режиме придумал свой метод расчета НДС и закрепил его в учетной политике

Считать НДС надо либо на момент предоплаты, либо на дату отгрузки товаров. Свой порядок расчета НДС ИП на общем режиме установить не вправе, объяснили чиновники.

Предприниматель поинтересовался, вправе ли он установить в учетной политике собственный способ определить момент формирования налоговой базы по НДС.

Чиновники ответили, что пункт 1 статьи 167 НК позволяет сформировать налоговую базу только по предоплате или по отгрузке.

Прописать в учетной политике какой-либо иной порядок исчисления НДС нельзя. Налоговый кодекс такой возможности не предусматривает.

Это правило должны применять и ИП на общем режиме, разъяснил Минфин в письме от 19.07.2022 № 03-07-11/69460.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.08.2022 Оборудование, входящее в состав объекта - комплекса объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, относится к недвижимости и облагается налогом на имущество

Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2022 № 306-ЭС22-7514 по делу N А55-35398/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что он правомерно исключил из налоговой базы по налогу на имущество оборудование основного производственного объекта, относящееся к движимому имуществу. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Основной производственный объект представляет собой комплекс объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, возведенных по единому проекту и расположенных на одном земельном участке. Спорные объекты, входящие в состав объекта, являются его составной частью и относятся к сложной вещи. Суд пришел к выводу о правомерном отнесении инспекцией спорных объектов к недвижимому имуществу и законности доначисления соответствующих сумм налога.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

02.08.2022 Когда сдавать СЗВ‑М, если последний день срока приходится на выходной

Разъяснения отделения ПФР по Москве и Московской

Если последний день сдачи формы СЗВ-М выпадает на выходной и нерабочий праздничный день, то крайний срок направления сведений переносится на ближайший следующий рабочий день, поведали в отделении ПФР по Москве и Московской области в письме от 12.07.22 № Т-28423-68/35310, пишет ГАРАНТ.

Например, срок сдачи СЗВ-М за сентябрь 2022 года выпадает на выходной (15 октября). Значит в таком случае, сведения можно будет сдать до 17 октября включительно.

Источник: Российский налоговый портал

 

03.08.2022 Правила об очередных и дополнительных отпусках от 1930 года все еще действуют — Минтруд

Множество документов СССР в сфере трудовых отношений отменили с 1 января 2021 года в рамках «регуляторной гильотины». Но не «Правила об очередных и дополнительных отпусках».

Чиновники Минтруда в письме от 25.07.2022 № 14-2/ООГ-4884 сообщили, что Правилами об очередных и дополнительных отпусках (утв. Народным Комиссариатом Труда СССР 30.04.1930 № 16) по-прежнему следует руководствоваться.

ТК не устанавливает общий порядок расчета компенсации за неиспользованный отпуск. Поэтому при увольнении компенсацию необходимо рассчитать по правилам 1930 года.

Например, из тех же правил 1930 года следует, что за 10,5 месяцев работы положена компенсация отпуска, как за полный год.

Если сотрудник проработал 10 месяцев 20 дней, этот стаж округляют до 11 месяцев. А за 11 месяцев положена полная компенсация за неиспользованный отпуск.

Исключение — ст. 291 ТК, по которой работникам с трудовым договором на срок до двух месяцев компенсация выплачивают из расчета два рабочих дня за месяц работы.

Потому что при краткосрочном договоре компенсация отпуска идет в рабочих днях, а не в календарных.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

03.08.2022 Уведомление по единому налоговому платежу обновят

В форме не будет строк для указания сроков уплаты налога, аванса, взносов, но появятся новые строки: код отчетного или налогового периода; отчетный или календарный год.

Кроме того, утвердят порядок заполнения уведомления: его нужно будет заполнять по правилам для налоговой декларации по налогу или расчета по страховым взносам.

Проект уже на обсуждении.

Приказ должен вступить в силу 1 января 2023 года. С этой даты все налогоплательщики будут применять ЕНП в обязательном порядке.

Сейчас его можно применять добровольно.

При этом самозанятые не переходят на ЕНП  и  если переплатили ЕНП, то его можно будет вернуть.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

03.08.2022 Налоговики не вправе отказать в вычете по НДС, если у компании есть чеки на товары. Новое судебное решение

Счет-фактура — это не единственный документ, которым можно подтвердить расходы. К ним также относятся чеки, с выделенным НДС в отдельной строке.

Постановление АС ПО от 19.07.2022 46 Кб , 124 загрузки

Суть дела: компания принимала от сотрудников авансовые отчеты, к которым приложили кассовые чеки. После чего приходовала товары и принимала вычет по НДС.

Налоговики на камеральной проверке исключили вычет по НДС на сумму 5 707 рублей, так как у организации не было счетов-фактур, только чеки.

Компания не согласилась с таким подходом и обратилась с жалобой в Управление ФНС. Но УФНС тоже в вычете по НДС отказало. Налогоплательщик пошел в суд.

Суд первой инстанции принял сторону налоговиков, указав, что оформление счетов-фактур обязательно для получения вычета по НДС.

А вот апелляция и кассация встали на сторону компании:

товары покупали сотрудники компании как физлица и оплачивали наличными;

если у компании есть кассовый чек, то это значит, что продавец выполнил все нормы п. 7 ст. 168 НК, ведь при покупке в розницу товаров и оплате наличными можно просто выдать чек с выделенным НДС, а счет-фактуру не выдавать;

в чеке НДС выделен отдельной строкой;

товары использовались в деятельности компании.

Арбитражный суд Поволжского округа согласился с позицией апелляции и кассации и разрешил компании принять к вычету НДС по кассовым чекам без счетов-фактур.

Источник: постановление АС Поволжского округа от 19.07.2022 № А12-25769/2021.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

04.08.2022 Принудительное изъятие является основанием для прекращения налогообложения имущества

Об этом сообщила ФНС России

В НК РФ указано, что налогоплательщиками земельного налога признаются лица, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. 

При этом госрегистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Права на имущество, подлежащие госрегистрации, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в реестр. Это означает, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в реестре указано как обладающее вещным правом на земельный участок, отмечается в письме ФНС РФ от 13 июля 2022 г. № БС-4-21/8943@. Т. е. обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента госрегистрации за ним вещного права на земельный участок (внесения записи в реестр), и прекращается со дня внесения в реестр записи о вещном праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Поэтому принудительное изъятие у собственника земельного участка является основанием для прекращения его налогообложения с даты госрегистрации прекращения права собственности на земельный участок. ФНС полагает обоснованным распространить применение аналогичного порядка и для случаев принудительного изъятия у собственника иных объектов недвижимого имущества.

Источник: Российский налоговый портал

 

05.08.2022 ИП на патенте смогут не применять ККТ на рынках и ярмарках. Но есть нюанс

ККТ на рынках и ярмарках станет меньше — расширят перечень видов деятельности ИП, где касса не нужна. Поправки планируют внести в законы о ККТ и о розничных рынках.

Об этом сообщает ФНС в письме от 19.07.2022 № 20-2-04/0004@.

Правительство внесло поправки в законопроект, который Госдума в феврале приняла в первом чтении.

Новые поправки освобождают от обязанности применять ККТ на рынках и ярмарках предпринимателей на патенте, которые занимаются общепитом и некоторыми другими видами деятельности по списку.

В списке — изготовление и ремонт ключей, изделий народного художественного промысла, молочной и хлебобулочной продукции, звукозаписывающая деятельность, охота и рыболовство, сбор и заготовка лесных ресурсов, переработка овощей и фруктов, животноводство.

Также обойтись без ККТ на территории ярмарок, рынков и выставок смогут сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Куда отнести расходы при временной приостановке производства по выпуску продукции (простое) в бухгалтерском и налоговом учете (в целях налогообложения прибыли)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы (убытки), связанные с временной приостановкой производства, следует отнести в состав прочих расходов в бухгалтерском учете, в состав внереализационных расходов - в налоговом учете.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
По нашему мнению, отсутствие выпуска продукции в период простоя*(1) не позволяет отнести затраты к расходам по обычным видам деятельности. Такие расходы, а также убытки, связанные с простоем организации, следует отражать в составе прочих расходов с отнесением на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Вместе с тем в материале: - Деятельность организации временно прекращена: специфика налогообложения, бухучета и отчетности (О.Е. Черевадская, "Российский налоговый курьер", N 20, октябрь 2009 г.) автор рассуждает следующим образом: Потери от простоев, обусловленных внутренними причинами или вызванных внешними факторами, которые не связаны с чрезвычайными обстоятельствами, а также затраты, не относящиеся к простою, организации отражают по дебету счетов учета затрат на производство. При этом принято расходы, связанные с простоем по внутрипроизводственным причинам (из-за поломки оборудования и финансовых затруднений организации), относить на счет 20 "Основное производство" или на счет 25 "Общепроизводственные расходы" с последующим списанием на счет 20. Расходы, связанные с простоем по внешним причинам (из-за отсутствия подачи сторонними организациями электроэнергии, воды, пара или задержки поставки сырья), отражаются по дебету счете 91 "Прочие доходы и расходы" (смотрите также материал: - Простои: учет доходов и расходов (И. Киселева, "Налоговый учет для бухгалтера", N 9, сентябрь 2009 г.)).
В этой связи представляется, что вопрос отнесения расходов на счета затрат на производство (20-29) либо счет прочих расходов (91) зависит от вида затрат и является элементом учетной политики организации. Например, это может касаться услуг охраны, которые в любом случае несет организация вне зависимости от времени простоя.
Если производство продукции приостановлено временно и деятельность организации в дальнейшем будет продолжаться, то порядок учета общепроизводственных расходов (на счете 25 "Общепроизводственные расходы"), полагаем, следует сохранить в соответствии с принятой организацией учетной политикой (п. 9 ПБУ 10/99, подробнее смотрите в Вопросе: Организация (производственное предприятия) закрыла обособленное подразделение в связи с созданием новой производственной площадки. Обособленное подразделение располагалось в г. Санкт-Петербурге, на отдельный баланс не было выделено. Последний выпуск продукции произведен в сентябре 2011 года. Договор аренды расторгнут 31.12.2011. Ранее аренда производственной площадки со складскими помещениями учитывалась на счете 25, затем списывалась в дебет счета 20. Счет 44 организацией не использовался. На какой счет в бухгалтерском учете надо было относить расходы на аренду, если производство продукции уже фактически не велось? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2012 г.)).
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Таким образом, мы считаем, что расходы (убытки), непосредственно связанные с временной приостановкой работ по выпуску продукции (простоем), учитываются на счете 91 в том отчетном периоде, в котором они имели место (смотрите также материал: - Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет потерь от простоев).

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
На основании подп. 34 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются следующие убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде:
- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам,
- не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.
Таким образом, по нашему мнению, можно говорить о том, что потери от простоя как по внутренним, так и по внешним причинам (безотносительно к действиям (бездействию) работодателя или работника) при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ относятся к внереализационным расходам.
Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 N 13591/04 сказано, что, как установлено п. 2 ст. 265 НК РФ, к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности: потери от простоев по внутрипроизводственным причинам (подпункт 3) и не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам (подпункт 4). Таким образом, данная норма Кодекса указывает на две причины простоя - внутрипроизводственную и внешнюю, безотносительно к действиям (бездействию) работодателя или работника. Вывод инспекции о том, что учету подлежат лишь расходы, связанные с оплатой времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, не может быть признан обоснованным, поскольку названные причины дают основание для рассмотрения вопроса о применении положения подп. 4 п. 2 ст. 265 НК РФ (речь шла о несвоевременном обеспечении производства сырьем в связи с тяжелым финансовым положением). При этом суд поддержал выводы предыдущих инстанций о наличии вынужденного простоя по внутрипроизводственным причинам, об экономической оправданности затрат по оплате времени простоя и о том, что применение п. 2 ст. 265 НК РФ не поставлено в зависимость от причин возникновения простоя и не связано с критерием вины.
Вместе с тем в письмах Минфина России от 14.11.2011 N 03-03-06/4/129 и от 04.04.2011 N 03-03-06/1/206 отмечено со ссылкой на нормы ст.ст. 318319 НК РФ, что:
- затраты налогоплательщика, относимые к прямым расходам (заработная плата работников, амортизация оборудования, не переведенного на консервацию), которые он несет во время простоя, следует учитывать в составе внереализационных расходов на основании п. 2 ст. 265 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 21.02.2018 N 03-07-07/11012);
- косвенные расходы, которые налогоплательщик продолжает нести во время простоя, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе соответствующих групп расходов в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
То есть получается, что для косвенных расходов порядок их учета может не изменяться. Напомним также, что на основании п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. При следовании этой позиции ряд затрат, относимых к косвенным, может быть признан и в составе прочих расходов (например, расходы по охране (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ), смотрите также материал: - Вопрос: В деятельности компании случаются простои. В эти периоды компания все равно несет некоторые расходы (заработная плата, амортизационные отчисления, коммунальные платежи, аренда и т.д.). Можно ли их учесть для целей налогообложения прибыли? И можно ли в этом случае принять к вычету НДС, предъявленный сторонними организациями за выполненные работы (оказанные услуги, поставленные товары)? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 4, апрель 2018 г.)).
Мнение о возможности учета в целях налогообложения прибыли выплат работникам, осуществленных за время простоя, высказывают как судьи (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2005 N 13591/04, ФАС Московского округа от 20.10.2009 N КА-А40/10068-09, ФАС Поволжского округа от 24.10.2006 N А55-457/2006-53), так и представители финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/469, от 03.04.2007 N 03-03-06/1/208, от 16.01.2006 N 03-03-04/1/31). При этом специалисты Минфина России, говоря об учете расходов на выплаты работникам за время простоя, ссылаются как на ст. 255 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/469, от 03.04.2007 N 03-03-06/1/208), так и на ст. 265 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 04.04.2011 N 03-03-06/1/206, от 21.09.2010 N 03-03-06/1/601, от 15.10.2008 N 03-03-06/4/71).
По нашему мнению, расходы, понесенные организацией в период отсутствия производства продукции, можно отнести к внереализационным расходам (как не связанные с процессом производства) и учитывать в том же порядке, что и косвенные (в периоде осуществления) (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 24.10.2006 N А55-457/2006-53, ФАС Уральского округа от 04.09.2008 N Ф09-6290/08-С2).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет потерь от простоев;
Вопрос: Учет расходов, возникающих в течение простоя (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.);
- Потери от простоев можно учесть в расходах для целей налогообложения (О.Ю. Поздышева, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 7, июль 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

С 01.07.2022 услуги проживания будут облагаться НДС по ставке 0%. Как вести учет НДС с 01.07.2022 - раздельно или весь полученный НДС можно ставить к возмещению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в данном случае должна вести раздельный учет операций по реализации, облагаемой по разным налоговым ставкам. Также организация должна вести раздельный учет входящего НДС.
В рассматриваемой ситуации организация вправе принять к вычету входящий НДС, относящийся к операциям, облагаемым по ставке 0%, в момент определения налоговой базы по НДС - последнее число каждого налогового периода.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен подпунктом 19, в соответствии с которым налогообложение налогом на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.
При этом налоговая ставка в размере 0 процентов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, не включенных в реестр объектов туристской индустрии, применяется по 30 июня 2027 года включительно.
На основании п. 2 ст. 5 Федерального закона N 67-ФЗ положения п. 1-3 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона N 67-ФЗ, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Федеральный закон N 67-ФЗ опубликован 26 марта 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации в сети Интернет по адресу http://www.pravo.gov.ru.
Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал, положения п. 1-3 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2022 года.
Таким образом, с 1 июля 2022 года по 30 июня 2027 года включительно реализуемые налогоплательщиками услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2022 года и не включенных в реестр объектов туристской индустрии, будут облагаться налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов (смотрите письмо Минфина России от 22.06.2022 N 03-07-11/59461).
Пункт 1 ст. 166 НК РФ предусматривает, что сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со ст. 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Отсюда следует, что налогоплательщики, исчисляющие НДС с применением разных налоговых ставок, в том числе 20 и 0 процентов, должны вести раздельный учет операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых по разным налоговым ставкам. Порядок ведения раздельного учета при наличии реализаций, облагаемых по различным налоговым ставкам, законодательством не установлен, поэтому организация может разработать его самостоятельно (смотрите письма Минфина России от 17.11.2020 N 03-07-08/100058, от 28.10.2019 N 03-07-07/82580, от 04.02.2019 N 03-07-08/6179, от 07.12.2018 N 03-07-08/88904 и др.).
В соответствии с п. 5.5 ст. 165 НК РФ, при реализации услуг, предусмотренных подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется отчет о доходах от оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания.
Согласно п. 10 ст. 165 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов, должны отдельно определять сумму входящего НДС, относящегося к указанным операциям (в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения). При этом установлено, что данные требования не распространяются на операции по реализации товаров, указанных в подп. 16 п. 1 ст. 164 НК РФ (за исключением сырьевых товаров). Это означает, что только налогоплательщики, осуществляющие операции по производству и (или) реализации на экспорт товаров, не являющихся сырьевыми, драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центробанку, банкам, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов, не должны отдельно определять сумму входящего НДС, относящуюся к таким операциям и, соответственно, вести раздельный учет входящего НДС.
Таким образом, при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания организации необходимо отдельно определять сумму входящего НДС, относящегося к указанным операциям. Порядок раздельного учета входящего НДС также устанавливается учетной политикой организации для целей налогообложения.
В отношении операций, облагаемых по нулевой ставке (за исключением операций по реализации товаров на экспорт, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ), п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету сумм НДС. В соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг, имущественных прав) либо фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ, производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ в ст. 167 НК РФ внесено дополнение (п. 9.3 ст. 167 НК РФ), в соответствии с которым моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения является последнее число каждого налогового периода.
При этом на основании положений п. 1 ст. 154 НК РФ в налоговую базу по НДС не включается оплата (частичная оплата), полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются НДС по налоговой ставке 0%.
Таким образом, в отношении операций реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания, облагаемых по налоговой ставке 0%, моментом определения налоговой базы по НДС является последнее число каждого налогового периода. В связи с этим вычеты сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), относящихся к таким операциям, производятся на последнее число каждого налогового периода, а не сразу после их принятия на учет.
Разный порядок применения налоговых вычетов по операциям, облагаемым по нулевой ставке, и операциям, облагаемым по ставке 20%, приводит к необходимости раздельного учета сумм НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, облагаемых по разным налоговым ставкам. Порядок ведения раздельного учета в указанном случае НК РФ не установлен. В связи с этим организация должна самостоятельно определить порядок раздельного учета сумм входящего НДС, отразив его в приказе об учетной политике (абзац 3 п. 10 ст. 165 НК РФ, смотрите письмо Минфина России от 17.11.2020 N 03-07-08/100058).
Об этом же говорил налоговый орган в постановлении Пятнадцатого ААС от 01.04.2022 N 15АП-1819/22 по делу N А53-23957/2021: в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ для целей обложения НДС общество должно отдельно учитывать каждую операцию, которая в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ облагается по ставке 0 процентов. Необходимость такого ведения раздельного учета обусловлена различными правилами принятия к вычету "входного" НДС по товарам (работам, услугам), для операций, облагаемых по ставке 0 процентов, и иным товарам (работам, услугам). Таким образом, для определения сумм НДС, относящихся к таким операциям, облагаемым по нулевой ставке, налогоплательщику необходимо вести раздельный учет сумм НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, облагаемых по ставкам НДС в размере 0 и 20 процентов.
Принимая во внимание, что методика раздельного учета в отношении операций, облагаемых по ставкам 0%, 20% (или 10%), отсутствует, полагаем, организация вправе при определении сумм НДС, подлежащих вычету, руководствоваться, например, порядком, изложенным в п. 4 ст. 170 НК РФ. Однако это не обязательно, организация вправе использовать другой обоснованный метод распределения налога (смотрите письмо Минфина России от 14.03.2005 N 03-04-08/48, письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 N 19-11/19188, Вопрос: Порядок ведения раздельного учета НДС при выполнении работ, указанных в пп. 2, 6 п. 1 ст. 164 НК РФ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)).
Раздельный учет входящего НДС в связи с осуществлением операций, облагаемых по нулевой ставке, предполагает выделение следующих сумм налога:
- относящихся только к операциям, облагаемым по ставке 0%, - эти суммы НДС принимаются к вычету на последнее число каждого налогового периода;
- относящихся только к операциям, облагаемым по ставке 20%, - данные суммы НДС принимаются к вычету при постановке на учет приобретений;
- относящихся и к тем и другим операциям - данные суммы налога необходимо распределить между операциями, облагаемыми НДС по разным налоговым ставкам, исходя из пропорции, установленной в учетной политике организации.
Организовать такую группировку сумм входного НДС можно на отдельных субсчетах счета 19.
Обращаем внимание, что все вышеизложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
Энциклопедия решений. Раздельный учет НДС при совмещении экспортных и внутренних операций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья

Ответ прошел контроль качества

 

По договору экспедиции товара по международной перевозке груза получены УПД со ставкой 0% по вознаграждению экспедитора от стоимости услуг за сверхнормативное хранение груза в порту до выпуска товара таможенным органом. Экспедитор в качестве подтверждающих расходы документов предоставил акты владельцев контейнеров, в которых их услуга выставлена с НДС по ставке 20%.
Правильно ли выставил документы экспедитор по ставке 0% (т.е. получены документы на стоимость услуг владельцев контейнера за минусом НДС)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Привлеченные экспедитором в целях оказания ТЭУ лица, оказывающие услуги хранения в порту (в т.ч. сверхнормативное), предоставления контейнеров (которые также подпадают под действие подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (с учетом п. 18 Постановления N 33)) могут применять в отношении своих услуг ставку НДС 20% в случае:
- когда они не были проинформированы о том, что их привлекают для оказания услуг в рамках ТЭУ при оказании международной перевозке товара (либо услуги оказывались в отношении импортированного товара после окончания таможенной процедуры выпуска).
Если услуги оказываются в отношении товара, подлежащего вывозу в режиме экспорта, то риск в данном случае есть у экспедитора (в виде претензий о правомерности принятия им к вычету НДС 20%, предъявленного привлеченными экспедитором исполнителями услуг по хранению товара и по предоставлению контейнеров). Поскольку, по нашему мнению, услуги по хранению грузов (в т.ч. сверхнормативные) в порту имеют трансграничный характер и являются составной частью международных перевозок;
- когда они применяют п. 7 ст. 164 НК РФ (т.н. "отказ" от нулевой ставки НДС в отношении услуг, работ, связанных с экспортом).
При этом сам экспедитор в отношении услуг, оказываемых им организации-заказчику по договору транспортной экспедиции, применяет ставку НДС 0%.
Поскольку экспедитор в общем случае не является посредником и в договоре указывает стоимость экспедиторских услуг, включающих все его затраты, возможна ситуация, когда экспедитор начисляет НДС по ставке 0% в отношении стоимости ТЭУ, включающих стоимость услуг третьих лиц (облагаемых по ставке как 0%, так и 20%), которых привлекает экспедитор.
В обязанности заказчика не входит проверка правомерности применения лицами, привлеченными экспедитором и указанными в отчете экспедитора, ставки НДС 20% в отношении услуг, оказываемых ими экспедитору.
Полагаем, что представление экспедитором в данном случае подтверждающих документов само по себе не означает оказание им как посредником услуг заключения договоров хранения или предоставления контейнеров.
2. В случаях, когда дополнительные услуги (хранения, например) оказывают исполнители, с которыми экспедитор заключил договор как посредник (заключив, например, допсоглашение к основному договору на ТЭУ в отношении отдельных, не предусмотренных основным договором операций), их стоимость и предъявленный ими НДС перевыставляется экспедитором (посредником) в суммах, указанных такими исполнителями.
В таком случае НДС по ставке 20%, предъявленный собственниками контейнеров, должен быть перевыставлен посредником без изменения ставки налога. Вознаграждение посредника также облагается по ставке 20%.
Подробнее о признаках посреднического договора написано ниже.

Обоснование позиции:

1. Услуги экспедитора

Ставка НДС 0% применяется (при условии представления документов, указанных в ст. 165 НК РФ)*(1) в отношении конкретных видов работ, услуг, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ.
В частности, при международных перевозках товаров (пункт назначения или пункт отправления находится за пределами РФ), а также при оказании транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (далее - ТЭУ) (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Операции по реализации ТЭУ будут облагаться НДС по ставке 0% при одновременном выполнении следующих условий (письма ФНС России от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4588@, от 31.05.2011 N ЕД-4-3/8634@) в отношении услуг:
- услуги оказываются на основании договора, который соответствует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности";
- услуги оказываются при организации международной перевозки;
- услуги поименованы в перечне услуг, перечисленных в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (где, в частности, упоминается "обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора").
Для целей ст. 164 НК РФ перечень ТЭУ ограничен (смотрите письмо Минфина России от 21.06.2012 N 03-07-08/157 и письма ФНС от 20.06.2012 N ЕД-4-3/10120@, от 02.12.2016 N СД-4-3/22963@, от 14.06.2016 N СД-4-3/10498@).
В отношении услуг, не предусмотренных абзацем пятым подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также не поименованных в других подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ, применение ставки НДС в размере 0% НК РФ не предусмотрено и применяется ставка НДС 20% на основании п. 3 ст. 164 НК РФ (письма Минфина России от 05.02.2020 N 03-07-08/7240, от 29.01.2020 N 03-07-14/5187).

2. Услуги привлеченных экспедитором исполнителей отдельных ТЭУ

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК РФ).
При применении нормы подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. N 33 (далее - Постановление N 33) оказание вышеуказанных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
В связи с этим ставку НДС 0% применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзац первый и второй подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных ТЭУ (абзац пятый подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик ТЭУ, либо иное лицо*(2).

2.1. Услуги хранения груза

Хранение груза в порту в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не указано. Однако из п. 3.1.4 ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские" следует, что к погрузочно-разгрузочным и складским услугам, указанным в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, относят "хранение, подработку и перевалку грузов"*(3).
Кроме того, подпункт 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривает ставку НДС 0% при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ (смотрите также письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-07-08/32523, от 26.01.2018 N 03-07-08/4255).
В п. 3.1.10 ГОСТ Р 52298-2004 к прочим транспортно-экспедиторским услугам относят, в частности, сдачу в аренду контейнеров. При этом принимая во внимание норму абзаца четвертого подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, полагаем, что услуга по предоставлению экспедитором в рамках ТЭУ при организации международной перевозки в пользование контейнеров, которые являются предметом посреднического договора с их владельцами, может быть отнесена к ТЭУ, реализация которой облагается НДС по ставке 0%.
Таким образом, услуги лиц, привлеченных экспедитором для оказания ТЭУ (хранение товара и/или предоставление контейнеров), могут облагаться НДС по ставке 0% при условии, что эти лица обладали сведениями о том, что их привлекали в целях выполнения услуг, необходимых для международной перевозки*(4).
Отметим, что на основании п. 7 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (за пределы ЕАЭС), и (или) выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2.1-2.52.7 и 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении таких товаров, налогоплательщик вправе отказаться от нулевой ставки НДС и производить налогообложение таких операций по ставкам, указанным в пп. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (10% и 20%). Данный факт отражается налогоплательщиком в договоре с контрагентом (или отдельным уведомлением).
То есть привлеченные экспедитором соисполнители при выполнении ТЭУ при международной перевозке товара на экспорт могут отказаться от применения нулевой ставки НДС и применять ставку 20% на основании п. 7 ст. 164 НК РФ.

3. Налогооблагаемая база экспедитора

Таким образом, привлеченные экспедитором в целях оказания ТЭУ лица, оказывающие услуги хранения, предоставления контейнеров (которые также подпадают под действие подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (с учетом п. 18 Постановления N 33)) могут применять в отношении своих услуг ставку НДС 20% в случае:
- когда они не были проинформированы о международном характере перевозки (либо услуги оказывались в отношении импортированного товара после окончания таможенной процедуры выпуска);
- когда они применяют п. 7 ст. 164 НК РФ.
При этом сам экспедитор (применяющий нулевую ставку НДС на основании подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) в отношении услуг, оказываемых им организации-заказчику по договору транспортной экспедиции, применяет ставку НДС 0%.
Поскольку экспедитор в общем случае не является посредником (если только в договоре не указаны условия, свидетельствующие о посредническом характере услуг) и в договоре указывает стоимость экспедиторских услуг, включающих все его затраты, то в налогооблагаемую базу по НДС (по ставке 0%) экспедитор включает всю сумму, получаемую от заказчика (клиента) (письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-07-08/185, от 16.02.2009 N 03-03-06/1/65).
Стоимость услуг (работ) привлеченных третьих лиц экспедитор не перевыставляет заказчику. Соответственно, не перевыставляет и НДС, предъявленный ему третьими лицами.
Поэтому допускается ситуация, когда экспедитор начисляет НДС по ставке 0% в отношении стоимости своих ТЭУ, в целях оказания которых он привлекает третьих лиц, которые стоимость своих услуг выставляют экспедитору с НДС 20%.
При этом суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым экспедитором при оказании ТЭУ (облагаемым по ставке 0%), принимается к вычету (письмо Минфина России от 15.11.2019 N 03-07-08/88442).
В данном случае спор с налоговым органом возможен у самого экспедитора (в отношении правомерности принятия к вычету НДС, предъявленного привлеченными экспедитором исполнителями услуг по хранению товара и по предоставлению контейнеров)*(5).

3.1 Если исходя из условий договора с клиентом экспедитор является посредником

Пунктом 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ установлено, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Однако тот факт, что во исполнение своих обязанностей при оказании ТЭУ экспедитор заключает договоры с третьими лицами, сам по себе не означает, что к договору транспортной экспедиции во всех случаях применимы соответствующие нормы ГК РФ о договорах поручения, комиссии и агентирования, хотя заключение такого рода договоров экспедитором в интересах клиента и не исключено.
Экспедитор не обязан составлять отчет в случаях, когда для исполнения договора транспортной экспедиции он привлекает сторонние организации. Но в п. 15 Правил установлено, что экспедитор может предоставлять клиенту по его требованию информацию, которая включает в себя, в частности:
- перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором,
- их стоимость,
- сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг и т.д.
По смыслу п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ право требовать подтверждения фактически понесенных расходов существует, на наш взгляд, только в том случае, когда размер расходов, подлежащий возмещению клиентом, определяется не при заключении договора, а по итогам исполнения экспедитором своих обязательств (например, экспедитор понес расходы на операции (в данном случае хранение, предоставление контейнеров), которые не были оговорены изначально в договоре с клиентом.
Транспортно-экспедиционная деятельность признается по действующему законодательству самостоятельным видом деятельности и не является посреднической, а договор транспортной экспедиции не относится к посредническим договорам, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора (постановления АС Поволжского округа от 09.10.2015 N Ф06-1353/15 по делу N А12-2541/2015, Двенадцатого ААС суда от 09.12.2015 N 12АП-11946/15)*(6).
В то же время из норм п. 1 ст. 801ст. 805 ГК РФ, п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 4 Закона N 87-ФЗ, регулирующих действие договора транспортной экспедиции, следует, что подобного рода договор может содержать элементы посреднического договора и в зависимости от конкретных условий заключенного договора к нему могут быть применены соответствующие нормы о договоре поручения (глава 49 ГК РФ), комиссии (глава 51 ГК РФ) или агентирования (глава 52 ГК РФ).
Договор транспортной экспедиции (его часть, например, в отношении отдельных услуг, например, по хранению товара, предоставлению контейнеров) может быть признан посредническим, если*(7):
- вознаграждение экспедитора в договоре установлено отдельной суммой (без учета возмещаемых расходов на приобретение услуг третьих лиц) либо установлен порядок определения суммы вознаграждения;
- установлен порядок возмещения расходов на приобретение услуг третьих лиц. Как правило, такое возмещение производится на основании отчета экспедитора (посредника), к которому прилагаются копии документов, полученных, в частности, от перевозчиков, хранителей и др. (ст. 9749991008 ГК РФ).
В таком случае вознаграждение экспедитора как посредника облагается по ставке 20% (т.к. такие посреднические услуги не относятся к ТЭУ). Исполнитель (агент, комиссионер) должен перевыставить стоимость услуг поставщиков-исполнителей, привлеченных им в интересах заказчика, в т.ч. перевыставить предъявленные ими суммы НДС. Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Какой датой должны быть перевыставлены счета-фактуры экспедитором? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.).
Поэтому вопрос о том, имеются ли в конкретном случае (в т.в. в отношении дополнительных услуг экспедитора) посреднические отношения между экспедитором и его клиентом, должен решаться в зависимости от условий договора транспортной экспедиции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения