Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 1 по 7 апреля 2024 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Указ Президента РФ от 29.03.2024 N 221
"Об особом порядке совершения отдельных видов сделок (операций) с акциями (долями в уставных капиталах) некоторых хозяйственных обществ"

Установлен особый порядок совершения отдельных видов сделок с акциями некоторых компаний

Также дополнен временный порядок раскрытия и предоставления информации хозяйственными обществами, являющимися экономически значимыми организациями, и некоторыми связанными с ними лицами.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 01.04.2024 N 409
"Об особенностях неприменения ответственности в 2024 году к лицам, состоящим на учете в налоговых органах по месту нахождения (месту жительства) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области"

Установлены особенности неприменения ответственности в 2024 году к лицам, состоящим на учете в налоговых органах по месту нахождения (месту жительства) на территориях новых субъектов РФ

В отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов), которые на день принятия в РФ и образования в составе РФ новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо место жительства на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей, до 31 декабря 2024 г. включительно не применяется ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета), нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) и (или) за неуплату сумм налога (сбора, страховых взносов).

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.

 

Приказ ФНС России от 20.03.2024 N ЕД-7-15/217@
"Об утверждении форм и форматов представления в налоговый орган в электронной форме заявлений, предусмотренных статьями 74.1, 176.1, 203.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядков их заполнения и представления"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2024 N 77722.

Утверждены формы (форматы) представления в налоговый орган заявлений, предусмотренных статьями 74.1, 176.1, 203.1 НК РФ

Приказ содержит: форму заявления об уведомлении налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) об освобождении гаранта от обязательств по банковской гарантии; форму заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС (о возмещении акциза); форму заявления о замене банковской гарантии на новую или договора поручительства на новый договор; порядки заполнения и представления указанных заявлений.

 

Приказ ФНС России от 16.01.2024 N ЕД-7-15/19@
"Об утверждении перечня контрольных соотношений, применяемых для обнаружения факта нарушения порядка заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2024 N 77683.

С 1 января 2025 года устанавливается перечень контрольных соотношений, применяемых для обнаружения факта нарушения порядка заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов

В приложении приводится соответствие КБК и отчетных (налоговых) периодов, указанных в уведомлении об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, срокам уплаты, установленным соответствующими нормами части второй НК РФ.

 

Приказ ФНС России от 21.02.2024 N СД-7-2/148@
"Об утверждении формы и формата представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2024 N 77693.

Утверждены новые форма и формат представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме

Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Признается утратившим силу Приказ ФНС от 24.04.2019 N ММВ-7-2/204@, которым установлены аналогичные форма и формат.

 

Приказ ФНС России от 28.02.2024 N ЕД-7-15/162@
"Об утверждении формата и порядка направления банковской гарантии в налоговый орган в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.03.2024 N 77675.

Утверждены формат и порядок направления в налоговый орган банковской гарантии в форме электронного документа

Возможность применения электронной банковской гарантии в целях обеспечения обязанности по уплате налогов предусмотрена Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ, вступающим в силу с 1 апреля 2024 года.

Направление гарантии в налоговый орган осуществляется гарантом по ТКС в порядке, установленном Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 01.02.2019 N ММВ-7-15/45@, которым утвержден порядок уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии.

 

Приказ ФНС России от 01.03.2024 N ЕД-7-3/170@
"Об утверждении формы и формата представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2024 N 77687.

ФНС установлены форма и формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества в электронной форме

Форма и формат представления расчета финансового результата утверждены в связи с принятием Федерального закона от 10 июля 2023 года N 318-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.1 части первой и статью 278.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 04.03.2024 N ЕД-7-14/172@
"Об утверждении форм заявлений, используемых налоговыми органами для учета иностранных организаций - налоговых агентов, указанных в пункте 1.1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, порядков их заполнения и форматов их представления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2024 N 77761.

Утверждены формы заявлений для учета иностранных организаций - налоговых агентов, осуществляющих выплаты вознаграждений физлицам

Также приказ содержит порядки заполнения форм заявлений (о постановке на учет, о внесении изменений в представленные сведения, о снятии с учета) и форматы их представления в электронной форме.

Согласно общему правилу налоговыми агентами признаются иностранные организации, осуществляющие выплаты физическим лицам доходов в виде вознаграждений, указанных в подпункте 6.3 пункта 1 или подпункте 6.1 пункта 3 статьи 208 НК РФ.

 

Приказ ФНС России от 01.04.2024 N ЕД-7-19/264@
"Об утверждении перечня документов, направляемых индивидуальным предпринимателем через интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя"

ФНС утвержден перечень документов, направляемых ИП через ЛКН, с указанием периодичности и сроков их направления

Перечень содержит коды и наименования деклараций, расчетов и сведений, представляемых через интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя".

 

Приказ Росстата от 01.04.2024 N 125
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-6 "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах"

Утверждены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-6 "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах"

Первичные статистические данные по форме предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций). Форму предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

Периодичность предоставления - ежеквартально с 1-го рабочего дня по 20-е число после отчетного периода нарастающим итогом.

 

Письмо ФНС России от 26.03.2024 N ЕА-4-15/3388@
"О представлении реестров, предусмотренных пп. 1, 2, 4 - 6 п. 1, п. 2 и п. 2.1 ст. 165 НК РФ"

С отчетности за I квартал 2024 года экспортерам для подтверждения НДС 0% рекомендовано применять новые формы (форматы) реестров

В настоящее время приказ ФНС, содержащий формы и форматы реестров, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2 и 2.1 статьи 165 НК РФ, находится на регистрации в Минюсте (Приказ от 26.12.2023 N ЕД-7-15/1003@).

В целях обеспечения возможности представления в налоговые органы указанных реестров их формы, форматы и xsd-схемы размещены на сайте ФНС: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/14609594/.

 

Письмо ФНС России от 28.03.2024 N БС-4-11/3563@
"О направлении рекомендуемой формы извещения об отказе в приеме уведомления плательщика страховых взносов, получившего после 1 января 2023 года статус резидента территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или статус резидента свободного порта Владивосток, об использовании права на применение единых пониженных тарифов страховых взносов (КНД 1160297)"

Рекомендована для использования в работе форма извещения об отказе в приеме уведомлений плательщиков страховых взносов - резидентов особых зон на применение единых пониженных тарифов

Речь идет о плательщиках страховых взносов, получивших после 1 января 2023 года статус резидента ТОР, расположенной на территории ДФО, или статус резидента свободного порта Владивосток.

В извещении указываются наименование налогового органа и причины направления извещения (в т.ч. отсутствие статуса резидента особой зоны, истечение периода представления уведомления).

 

Письмо ФНС России от 29.03.2024 N СД-4-23/3609@
"О рекомендуемых формах и форматах документов, используемых при проведении налогового мониторинга в отношении участников СЗПК"

При проведении налогового мониторинга в отношении участников СЗПК рекомендованы к использованию необходимые формы и форматы документов

Формы документов адаптированы для автоматизации процессов налогового контроля.

В письме содержатся, в частности: форма уведомления о представлении организацией заявления об отказе в проведении налогового мониторинга; форма уведомления о досрочном прекращении налогового мониторинга; форма заключения о невыявленных (выявленных) фактах искажения размеров фактически понесенных организацией затрат, а также об отсутствии (о наличии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга.

 

Письмо ФНС России от 01.04.2024 N БС-4-21/3777@
"О Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов руб. для налогового периода 2024 г."

На сайте Минпромторга размещен перечень легковых автомобилей, в отношении которых к ставке транспортного налога применяется повышающий коэффициент

ФНС информирует об определении для налогового периода 2024 года перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей.

 

<Письмо> ФНС России от 28.03.2024 N ЕА-4-15/3511@
"О применении статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС сообщены условия, при которых новые положения статьи 176.1 НК РФ об отмене решений, касающихся возмещения НДС в заявительном порядке, применяться не будут

Сообщается о вступлении в силу с 01.04.2024 дополнений в пункт 24 статьи 176.1 НК РФ по вопросу отмены решений о возмещении сумм налога при предоставлении уточненной налоговой декларации, а также приведен перечень условий (в части предоставленных банковских гарантий и договоров поручительства), когда новые положения не подлежат применению.

 

<Информация> ФНС России
"Индивидуальные предприниматели могут сдавать отчетность через личный кабинет налогоплательщика ИП"

С 1 апреля 2024 через "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" можно отправить 20 форм отчетности

Сообщается, что сформировать отчетность можно бесплатно в программе "Налогоплательщик ЮЛ", а затем подписать квалифицированной электронной подписью и отправить файл.XML через ЛК ИП.

В информации приведен перечень форм отчетности, доступных к отправке через ЛК ИП.

 

<Информация> ФНС России от 29.03.2024 "С 1 апреля налоговая база по НДС при перепродаже б/у автомобилей и мотоциклов определяется по новым правилам"

С 1 апреля 2024 года при перепродаже б/у транспортных средств будет применяться новый порядок исчисления НДС

При дальнейшей перепродаже б/у транспортных средств от одного юрлица другому налоговая база по НДС будет определяться как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения транспортного средства у предыдущего продавца с учетом НДС.

Сообщается, что такой порядок исчисления НДС с межценовой разницы будет применяться на всех звеньях цепочки продаж, если последним собственником, на которого было зарегистрировано транспортное средство, являлось физическое лицо.

 

<Информация> ФНС России от 01.04.2024 "ФНС России запустила новый сервис для получения учредительных документов"

На сайте ФНС заработал в тестовом режиме сервис "Предоставление копий учредительных документов"

Теперь копии учредительных документов юридических лиц и внесенных в них изменений можно получить без посещения налоговых органов на сайте ФНС.

Использование сервиса позволит снизить временные и финансовые издержки бизнеса.

 

<Информация> ФНС России
"Для участников СЗПК расширен состав документов для налогового мониторинга"

ФНС сообщает о правилах налогового мониторинга для участников СЗПК

Участники СЗПК обязаны перейти на налоговый мониторинг. Пороговые критерии для вступления в мониторинг отменены.

В рамках мониторинга налоговый орган проверяет не только правильность исчисления налогов, сборов и страховых взносов, но и фактические затраты, по которым предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.

В связи с этим разработаны специальные формы и форматы документов, рекомендованные для участников налогового мониторинга, заключивших соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Приказ, которым утверждены формы (форматы) документов, вступает в силу с 1 мая 2024 года.

 

<Информация> Минпромторга России
"Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей (2024 год)"

Опубликован перечень легковых автомобилей стоимостью свыше 10 млн рублей для налогового периода 2024 года

В отношении легковых автомобилей, включенных в данный перечень, транспортный налог подлежит исчислению с применением повышающего коэффициента к ставке налога.


<Информация> Банка России от 29.03.2024
"Банк России продлил еще на 6 месяцев ограничения на перевод средств за рубеж"

С 1 апреля 2024 года ограничения на перевод средств за рубеж продлеваются еще на шесть месяцев - до 30 сентября 2024 года включительно

Граждане России и физлица - нерезиденты из дружественных стран по-прежнему смогут в течение месяца перевести на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн долларов США или эквивалент в другой иностранной валюте.

Сохраняются лимиты на перечисления через системы денежных переводов - за месяц не более 10 тыс. долларов США или эквивалент в другой иностранной валюте.

Сообщается, что физлица - нерезиденты, которые работают в России, могут перевести за рубеж средства в размере заработной платы.

 

Информация Банка России от 29.03.2024
"Продлены ограничения на переводы за рубеж средств нерезидентов из недружественных стран со счетов брокеров и доверительных управляющих"

С 1 апреля 2024 года вновь продлеваются ограничения на переводы за рубеж средств нерезидентов из недружественных стран со счетов брокеров и доверительных управляющих

Для поддержания финансовой стабильности Банк России еще на 6 месяцев продлил ограничения на переводы со счетов физических и юридических лиц, открытых у российских брокеров и доверительных управляющих.


 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

01.04.2024 Суд признал неправомерным начисление пени по налогу на имущество предпринимателю на УСН, т. к. он не обязан уплачивать налог в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности

Предприниматель посчитал, что требование налогового органа об уплате пеней по земельному налогу и налогу на имущество является неправомерным.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогоплательщика частично согласился.
Налогоплательщик применяет УСН, в связи с чем освобожден от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества, используемых в предпринимательской деятельности, о чем он неоднократно указывал в жалобах в управление.
Учитывая отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, суд пришел к выводу о необоснованности требования налогового органа в части уплаты пени, начисленной в связи с неуплатой налога на имущество.

 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 февраля 2024 г. N Ф10-2391/23 по делу N А08-1224/2021

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.04.2024 В случае систематической деятельности по приобретению и отчуждению земельных участков главой КФХ ему может быть доначислен НДФЛ

Налоговый орган посчитал, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства неправомерно занизил налоговую базу по НДФЛ, исключив из неё доход от продажи земельных участков.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился.
Не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами от продажи недвижимого имущества, находившегося в их собственности три года и более. Вместе с тем данное правило не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.
Согласно материалам дела налогоплательщик в проверяемый период массово получал в дар и приобретал земельные участки сельскохозяйственного назначения, изменял вид разрешенного использования и впоследствии реализовывал.
Учитывая, что деятельность налогоплательщика носила систематический характер, при этом отсутствуют доказательств того, что они использовались в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, суд пришел к выводу, что реализация участков осуществлялась в целях, направленных на систематическое получение прибыли, в связи с чем доход подлежит обложению НДФЛ.

 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 января 2024 г. N Ф10-6675/23 по делу N А54-131/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.04.2024 Если страхователь представил документы о реально осуществляемой деятельности с нарушением срока, то фонд обязан пересмотреть страховой тариф с учетом этих документов

Фонд считает, что страхователь обязан уплачивать взносы по страховому тарифу, установленному исходя из вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами фонда не согласился.
Размер страхового тарифа определяется исходя из фактически осуществляемого вида экономической деятельности, а не видов деятельности, указанных в ЕГРЮЛ.
Суд указал, что уточнение обществом сведений для подтверждения основного вида деятельности не лишает его права на пересмотр размера страхового тарифа. Довод фонда о пропуске страхователем срока на подтверждение основного вида деятельности отклонен, т. к. реализация данного права не может быть санкцией за нарушение страхователем сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 февраля 2024 г. N Ф05-34922/23 по делу N А40-161804/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.04.2024 Корректировка своевременно представленных сведений по форме СЗВ-СТАЖ, в которой отсутствуют сведения о застрахованном лице, не влечет ответственность страхователя

Фонд считает, что страхователь правомерно привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая), т. к. уточненные сведения о застрахованном лице он представил с нарушением установленного пятидневного срока.
Суд, исследовав материалы дела, не согласился с доводами фонда.
Установлено, что в своевременно представленной страхователем форме СЗВ-СТАЖ отсутствуют сведения о застрахованном лице. Фонд направил страхователю уведомление об устранении несоответствий между представленными сведениями, после чего им были представлены уточненные сведения (дополняющие).
Закон предоставляет страхователю право дополнять переданные им сведения о застрахованных лицах путем представления сведений на лиц, ошибочно не включенных в исходную форму.
При этом закон не предусматривает ответственности за нарушение срока представления скорректированных сведений о застрахованных лицах. Корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.

 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 февраля 2024 г. N Ф02-6765/23 по делу N А33-12719/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.04.2024 Расходы на неотделимые улучшения в арендованном помещении не учитываются, если ремонтные работы проводились налогоплательщиком не с целью осуществления им производственной деятельности в этом помещении, а для дельнейшей сдачи в субаренду взаимозависимому лицу на УСН

Налоговый орган доначислил налогоплательщику налоги в связи с неправомерным учетом расходов и предъявлением к вычету НДС в отношении СМР, проводимых в арендованном помещении.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Установлено, что налогоплательщик проводил неотделимые улучшения в арендованном нежилом помещении не с целью осуществления своей производственной деятельности в этом помещении, а с целью дальнейшей передачи этого объекта третьему лицу (взаимозависимому с ним) в субаренду для получения дохода от использования такого имущества.
При ремонте спорного помещения налогоплательщик преследовал цель получения вычета по НДС в отношении этих работ, поскольку ни собственник помещения, ни субарендатор, которые являются взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, не могли получить такой вычет в связи с применением УСН.
Таким образом, суд признал доначисление налогов обоснованным.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 января 2024 г. N Ф04-6913/23 по делу N А45-6504/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

04.04.2024 Наличие разных расчетов по НДС, приведенных в акте выездной налоговой проверки и решении по ее итогам, само по себе не является основанием для признания данного решения недействительным

По мнению налогоплательщика, решение по итогам выездной проверки является недействительным, потому что налоговым органом в акте проверки и решении приведены разные расчеты по НДС.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика в данной части.
Указанное налогоплательщиком обстоятельство не влияет на законность принятого по результатам проверки решения, поскольку акт налоговой проверки не обладает признаками, присущими ненормативному акту, не имеет самостоятельного характера, а носит исключительно информационный характер, не возлагает на налогоплательщика обязанность по его исполнению. Акт выездной налоговой проверки предназначен лишь для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 января 2024 г. N Ф05-30308/23 по делу N А40-10736/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.04.2024 Неизвещение налогоплательщика, самостоятельно исчисляющего налог, о наличии переплаты не влияет на исчисление срока на ее возврат

По мнению налогоплательщика, ИФНС незаконно отказала ему в возврате переплаты по налогу в связи с пропуском срока, поскольку она не предприняла действий по направлению ему извещения о факте излишней уплаты налогов.
Суд, исследовав материалы дела, согласился с позицией налогового органа. Налогоплательщик исчислял и уплачивал налог самостоятельно, в силу чего должен был знать о спорной переплате в момент подачи налоговой декларации, а также в день уплаты налога.
При этом налогоплательщиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в установленный срок.
Суд пришел к выводу о пропуске налогоплательщиком срока для обращения с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2024 г. N Ф05-33269/23 по делу N А40-108526/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.04.2024 При выполнении работ предпринимателями и юридическими лицами по договорам субподряда налогоплательщик-подрядчик не вправе применять патентную систему налогообложения

По мнению предпринимателя, он правомерно применял патентную систему налогообложения при выполнении работ.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика.
При применении патентной системы налогообложения налогоплательщик не вправе привлекать к выполнению работ предпринимателей и юридических лиц ввиду того, что данные категории лиц не соответствуют понятию "наемного работника".
Условием применения ПСН является оказание ИП услуг или выполнение работ исключительно собственными силами с использованием труда своих работников, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор.
Поэтому доход, полученный ИП от выполнения работ по договорам субподряда, не подлежит патентному налогообложению.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 января 2024 г. N Ф05-29939/23 по делу N А40-57864/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

01.04.2024 Бухотчетность надо будет заполнять по правилам из ФСБУ 4/2023

Все правила бухотчетности теперь описаны в одном документе – ФСБУ 4/2023. Он применяется с отчетности за 2025 год.

Сейчас правила составления бухотчетности регламентируют три документа:

ПБУ 4/99;

приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н;

положение о ведении бухучета по приказу Минфина от 29.07.1998 № 34н.

Вместо них будет единый нормативный акт – ФСБУ 4/2023.

Об этом новом ФСБУ рассказывает Минфин в информационном письме от 26.03.2024 № ИС-учет-50.

Вот что устанавливает ФСБУ 4/2023:

состав и содержание информации, раскрываемой в бухотчетности (ранее это определялось ПБУ 4/99, Положением № 34н, приказом № 66н);

состав приложений к балансу и отчету о финрезультатах и состав приложений к балансу и отчету о целевом использовании средств (ранее – определялись ПБУ 4/99, приказом № 66н);

состав промежуточной бухотчетности (ранее – определялся ПБУ 4/99);

образцы форм бухотчетности (ранее – определялись приказом № 66н);

условия достоверности бухотчетности (ранее – определялись ПБУ 4/99, Положением № 34н).

В новом ФСБУ описано, что такое актив и пассив баланса:

актив – совокупность показателей баланса, представляющих активы организации;

пассив – совокупность показателей баланса, представляющих обязательства и источники финансирования деятельности организации.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

01.04.2024 Уведомлять о начале ведения бизнеса и его закрытии нужно по-новому

С 1 апреля 2024 года начал действовать новый порядок подачи уведомлений о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности.

Юрлица и ИП теперь могут направить уведомления о начале отдельных видов предпринимательской деятельности только через «Госуслуги» или аналогичные региональные порталы. Это закрепил федеральный закон от 24.07.2023 № 366-ФЗ и постановление правительства от 28.02.2024 № 219 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Также нужно извещать контрольные органы о прекращении такой деятельности, что позволит сохранять актуальным соответствующий реестр.

Основные новшества:

В случае фактического ведения юрлицом или ИП заявленного вида (видов) деятельности в нескольких местах уведомление подают в отношении каждого такого места.

Уведомления подают только через Госуслуги.

Учёт уведомлений осуществляется в Едином реестре уведомлений на базе Единого реестра видов контроля.

Сокращено количество видов деятельности, по которым нужна подача уведомлений — исключены услуги по пошиву обуви по индивидуальному заказу населения; услуги по ремонту, растяжке и окраске обуви; услуги по изготовлению прочих трикотажных и вязаных изделий, не включенных в другие группировки по индивидуальному заказу населения; услуги по ремонту и подгонке/перешиву одежды и бытовых текстильных изделий; услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий; услуги в области фотографии; распиловка и строгание древесины; ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования; производство деревянной тары).

Нужно сообщать про:

изменение места нахождения юрлица и (или) места фактического ведения деятельности;

изменение места жительства ИП;

реорганизацию;

прекращение отдельных видов деятельности.

Эти сведения (кроме последнего) вносят в единый реестр уведомлений в автоматическом режиме без участия человека на основании полученной из ЕГРЮЛ, ЕГРИП информации без подачи уведомления.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

01.04.2024 С 1 апреля юрлица и ИП могут платить через СБП

С начала апреля в России началась массовая раскатка B2B-переводов через СБП между юрлицами и ИП.

С 1 апреля 2024 года банки обязаны использовать СБП для обеспечения возможности проведения платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в пользу юрлиц и ИП, за исключением платежей по поручению или в пользу юридических лиц, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства.

Об этом говорится в указании Банка России от 12 января 2023 года № 6358-У.

Технология должна давать возможность оплачивать по QR круглосуточно 24/7 с мгновенным поступлением денег на счёт и мгновенными возвратами. Пилот шёл с конца 2021 года.

Так же как в случае физлиц, банки внедряют эту возможность в обязательном порядке — в соответствии с январским постановлением ЦБ. Отличие в том, что комиссии устанавливают сами банки, а не регулятор.

Для рынка это большой плюс и понятная мотивация для инвестиций.

К 1 октября 2024 года крупные банки — участники СБП, не имеющие возможности предоставлять услугу через мобильные приложения, должны будут встроить её в свои интернет-банки.

Для предпринимателей это выгодный и быстрый способ расчётов, но будут некоторые ограничения. Переводы по СБП недоступны для платежей по поручению, в пользу юрлиц с лицевыми счетами в территориальных органах Федерального казначейства и для предпринимателей, имеющих в банке только счёт по вкладу.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

02.04.2024 В ФНС напомнили, кому надо заплатить НДФЛ с доходов по вкладам за 2023 год

В 2024 году физлицам надо уплатить НДФЛ с процентов по банковским вкладам, начисленным в 2023 году. Но обложению подлежит не вся сумма полученных процентных доходов.

В текущем году вкладчикам необходимо уплатить НДФЛ с доходов, полученных по банковским депозитам за 2023 год, но только при определенном условии, напоминают специалисты УФНС по Республике Башкортостан.

Облагаемая база по банковским процентам определяется как разница между двумя суммами. Первая сумма представляет собой сумму процентов, полученных физическим лицом в налоговом периоде по всем вкладам или остаткам на счетах. Вторая сумма равна 1 000 000 рублей, умноженным на максимальную ключевую ставку ЦБ, действовавшую на 1-е число каждого месяца в налоговом периоде (согласно п. 1 ст. 214.2 НК РФ).

Таким образом, налогом облагается только та часть процентов по депозитам за 2023 год, которая превышает 150 000 рублей (15% - максимальная ключевая ставка ЦБ РФ на начало каждого месяца 2023 года).

Необходимости отражать процентные доходы в декларации по форме 3-НДФЛ нет, согласно п. 4 ст. 229 НК РФ. Налоговики сами рассчитают сумму налога на основании информации, предоставленной банками. Эти данные будут доступны в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Сумму налога указывают в налоговом уведомлении. Налоговая инспекция направит уведомления налогоплательщикам во втором полугодии 2024 года, а оплатить НДФЛ необходимо не позднее 1 декабря 2024 года.

Источник: Российский налоговый портал

 

02.04.2024 Расходы на отделку квартиры входят в имущественный вычет, если это незавершенка

По расходам на приобретение или строительство дома или квартиры можно получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ. Максимальная сумма – 2 млн рублей.

Расходы на достройку и отделку приобретенного жилого дома либо отделку приобретенной квартиры можно включить в вычет, если договор покупки этой недвижимости предусматривает приобретение не завершенных строительством жилого дома, квартиры.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 28.02.2024 № 03-04-05/17518.

Аналогичное разъяснение Минфин также давал в письме от 23.12.2021 № 03-04-05/105255.

Если вы купили готовую квартиру или дом, вычет на стройматериалы не дадут.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.04.2024 В Налоговом кодексе появилось 2 новых штрафа

Изменения в НК в части налоговой ответственности затрагивают налоговых агентов по налогу на прибыль и социальные вычеты по НДФЛ в упрощенном порядке.

С 1 апреля 2024 года в НК введены новые основания для штрафов.

Первый — для компаний, которые платят налог на прибыль как налоговые агенты. По новой редакции п. 1 ст. 119 НК несдача расчета о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах влечет штраф 5% от суммы налога к уплате за каждый полный или неполный месяц со дня сдачи отчетности, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Второй — за недостоверные сведения, поданные в ИФНС на оформление социальных вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке, компанию или ИП, которые оказывали соответствующие услуги, оштрафуют на 20% от налогового вычета, полученного в таком порядке на основании недостоверных документов, поданных бухгалтерией.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.04.2024 Больше товаров стало облагаться НДС по ставке 10%

Правительство внесло изменения в перечни кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов.

Согласно постановлению от 08.12.2023 № 2084, кабмин расширил перечень кодов для детских товаров по ОКПД2, для которых действует ставка 10%.

С 1 апреля в перечень добавили, в частности:

детские стулья и стульчики для кормления;

двух- и трехколесные велосипеды для детей;

автокресла и бустеры;

изделия для ухода за детьми — соски, ванночки, горки для купания.

Сам перечень кодов детских товаров по ТН ВЭД ЕАЭС тоже расширили.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

06.04.2024 В ФНС сообщили, по какой форме надо сдавать 6‑НДФЛ до 9 апреля

Новая форма 6-НДФЛ вступает в силу 9 апреля 2024 года. Но налоговая рекомендует сдавать расчет за 1 квартал уже на обновленном бланке.

Официально новая форма 6-НДФЛ (утвержденная приказом ФНС от 09.01.24 № ЕД-7-11/1@) вступает в силу 9 апреля 2024 года. Но ФНС рекомендует сдавать расчет за 1 квартал уже сейчас на обновленном бланке.

Формально новый бланк 6-НДФЛ нужно использовать с 9 апреля 2024 года. Но ранее ФНС рекомендовала использовать другой бланк в письме от 04.12.23 № БС-4-11/15166@.

Какой бланк использовать до 9 апреля? ФНС рекомендует сдавать 6-НДФЛ за 1 квартал уже сейчас по новой форме, утвержденной приказом № ЕД-7-11/1@. Крайний срок сдачи расчета - 25 апреля.

Источник: Российский налоговый портал

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Как установить уровень существенности для затрат на проведение ремонта, техосмотра, техобслуживания объектов основных средств?

Как установить уровень существенности:
- в процентной доле затрат на капремонт к первоначальной стоимости ремонтируемого объекта ОС (основных средств);
- в процентной доле затрат на капремонт к первоначальной либо к балансовой стоимости соответствующей группы ОС?
Существует ли рекомендуемый процент существенности затрат на проведение ремонтов ОС, техобслуживания ОС для всех видов деятельности?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Уровень существенности затрат на проведение ремонта, техобслуживания, техосмотра определяется каждой организацией самостоятельно с учетом не только количественных, но и качественных критериев.

В связи с тем, что условия ведения деятельности хозяйствующих субъектов различаются, единый универсальный критерий существенности рассматриваемых затрат не установлен (и не может быть установлен).

Выбранный организацией уровень существенности таких затрат (как и ставший уже привычным стоимостной лимит для объектов основных средств) следует закрепить в учетной политике, утверждаемой руководителем.

Наиболее простой и менее рискованный (с точки зрения налогообложения недвижимости по среднегодовой стоимости) способ установить уровень существенности затрат на ремонт, техобслуживание, техосмотр в денежном выражении в том же размере, что и для признания приобретенных объектов в составе основных средств (например, 100 тыс. руб.).

Обоснование позиции:

Согласно п. 10 ФСБУ 6/2020 Основные средства существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, признаются самостоятельными инвентарными объектами.

При этом ни в ФСБУ 6/2020, ни в иных нормативных документах не определен критерий существенности затрат. Поэтому критерий существенности затрат на капитальный ремонт организация устанавливает самостоятельно.

Отметим, что обязанность капитализации затрат на ремонт основных средств обусловлена не переходом на применение ФСБУ 6/2020. В частности, в Рекомендациях по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01) Минфин России со ссылкой на п. 19 ПБУ 10/99, п. 7 ПБУ 1/2008 и п. 19 ПБУ 4/99 указал: регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение его ремонта и на иные аналогичные мероприятия (например, проверку технического состояния), отражаются в бухгалтерском балансе в разделе I "Внеоборотные активы" как показатель, детализирующие данные, отраженные по группе статей "Основные средства". С учетом п. 7 ПБУ 1/2008 такие затраты погашаются в течение срока указанного временного интервала.

Минфин России не пояснял, какая величина затрат понимается под регулярными крупными затратами. При этом специалисты ведомства подчеркивали, что решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения, т.е. существенность при формировании бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов (смотрите, например, письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01).

В п. 2 Рекомендации Р-51/2014-ОК Маш "Затраты на капитальный ремонт основных средств" было разъяснено, что уровень существенности может быть установлен, в частности:

- в процентной доле затрат на капитальный ремонт к первоначальной стоимости ремонтируемого объекта основных средств,

- в процентной доле затрат на капитальный ремонт к первоначальной либо остаточной (балансовой) стоимости соответствующей группы основных средств,

- в виде стоимостного критерия, определяемого для однородной группы основных средств.

Следовательно, количественно лимит затрат на проведение ремонта, техосмотра, техобслуживания объектов основных средств может выражаться непосредственно в денежной сумме либо в процентах от денежной величины соответствующих показателей. Количественное значение лимита устанавливается организацией исходя из потенциального влияния решения на показатели, характеризующие как финансовое положение организации (показатели бухгалтерского баланса и пояснений к нему), так и финансовые результаты (показатели отчета о финансовых результатах и пояснений к нему).

При установлении количественного значения лимита принимаются во внимание факторы, обусловливающие степень влияния решения на показатели бухгалтерской отчетности организации.

Таким образом, уровень существенности затрат на проведение капремонта, техосмотра, техобслуживания объектов основных средств определяется самостоятельно каждой организацией с учетом того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ О бухгалтерском учете, п. 6 ПБУ 4/99).

К сведению:

Если в период действия ПБУ 6/01 учетной политикой организации был установлен критерий существенности затрат на ремонт, то сам по себе переход на ФСБУ 6/2020 не влечет обязанности пересматривать этот лимит (смотрите ч. 5 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ). Вместе с тем организация вправе скорректировать ранее установленный лимит, например, потому, что его применение повлечет повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета или в связи с существенным изменением условий деятельности (п. 23 ч. 6 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ).

Выделение в качестве отдельного объекта основных средств компонента существенных затрат на проведение капремонта, техосмотра, техобслуживания предполагает, что к моменту осуществления повторных аналогичных существенных затрат такой отдельный инвентарный объект будет полностью самортизирован, то есть срок его полезного использования закончится к началу очередного аналогичного ремонта, техосмотра или техобслуживания.

Минфин разъясняет, что существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, признаются самостоятельными инвентарными объектами вне зависимости от стоимости и срока полезного использования объектов основных средств, в отношении которых осуществлены такие затраты. Признание самостоятельным инвентарным объектом части (частей) одного объекта основных средств, стоимость и сроки полезного использования которой существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом, осуществляется организацией применительно к признанным в составе основных средств объектам со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельным конструктивно обособленным предметам или обособленным комплексам конструктивно сочлененных предметов. Такая позиция высказана в Рекомендациях по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год (приложение к письму Минфина России от 23.12.2022 N 07-04-09/126779) и письме Минфина России от 15.04.2022 N 07-01-07/33521).

Полагаем, высказанная Минфином России позиция означает, что критерий существенности затрат не следует устанавливать исходя из стоимости самого ремонтируемого объекта основных средств (в процентах или в доле затрат на ремонт в стоимости названного объекта).

Поясним. Предположим, у организации имеются два автомобиля одной марки и модели и схожих модификаций. При этом куплены автомобили в разное время, в связи с чем их первоначальная стоимость составляет 1 млн руб. и 3 млн руб. Если организация установит лимит существенности затрат на капремонт, техосмотр и техобслуживание в размере 10% от первоначальной стоимости объекта, то для указанных автомобилей существенными будут затраты на ремонт в сумме 100 тыс. руб. и 300 тыс. руб. соответственно. Полагаем, что в разы различающийся лимит не способствует достоверности отчетности и не соответствует требованию рациональности учета.

Другой пример. Уровень существенности затрат за капремонт привязан к балансовой (остаточной) стоимости объекта основных средств. Предположим, балансовая стоимость объекта 400 тыс. руб. Если в учетной политике установлен лимит существенности в размере 10% от остаточной стоимости, то в качестве отдельного объекта основных средств придется признать затраты в сумме, превышающей 40 тыс. руб. Очевидно, что такая ситуация была бы странной, если в отношении самих объектов основных средств организация применяет лимит, равный 100 тыс. руб.

Иными словами, в отдельных случаях не может быть применен лимит существенности в процентах либо доле от первоначальной (а также балансовой) стоимости ремонтируемого объекта. То есть установление лимита существенности в процентах либо доле от стоимости объекта (и даже группы объектов) не является универсальным вариантом, применимым в любом случае и любой организацией. Устанавливая критерий существенности, следует учитывать конкретные обстоятельства.

Еще один вариант - определение стоимостного критерия существенности именно в отношении суммы затрат на ремонт, техобслуживание и техосмотр. Иными словами, организация определяет в своей учетной политике конкретную сумму, при превышении которой затраты на ремонт, техобслуживание и техосмотр признаются в качестве самостоятельного объекта основных средств. Полагаем, что при таком подходе критерий существенности затрат на указанные мероприятия должен быть сопоставимым (или даже совпадать) с установленным организацией стоимостным лимитом для признания активов объектами основных средств.

Напомним, в силу п. 5 ФСБУ 6/01 организация может принять решение не применять этот Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными п. 4, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены.

Применительно к затратам на ремонт, техобслуживание и техосмотр действует тот же принцип: существенные затраты формируют стоимость объекта основных средств, а несущественные учитываются в расходах по мере их осуществления.

Дополнительно отметим два нюанса. С одной стороны, Минфин России прямо не указывает, что критерии существенности должны быть одинаковыми.

С другой стороны, если организация установит для затрат на капремонт, техосмотр и техобслуживание значительно более высокий критерий существенности (в разы превышающий лимит стоимости основных средств, например, 100 тыс. руб. для основных средств и 1 млн руб. либо 500 тыс. руб. для затрат на ремонт), то это может привести к налоговым спорам по налогу на имущество, уплачиваемому исходя из среднегодовой стоимости недвижимости. Поэтому организация должна быть готова обосновать принятое решение (в т.ч. с учетом требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности о ее достоверности и полезности для пользователей отчетности).

В случае если организация примет решение установить уровень существенности в процентах (доле) затрат на ремонт, техосмотр, техобслуживание к первоначальной стоимости объекта основных средств (соответствующей группы основных средств), то, по нашему мнению, рискованно определять этот лимит выше, чем 5-10%.

Подведем итог. Принимая решение об установлении уровня существенности затрат на проведение ремонта, техобслуживания, техосмотра, нужно учитывать не только количественные, но и качественные критерии. Поскольку условия ведения деятельности различаются, нет и не может быть установлен единый универсальный критерий существенности рассматриваемых затрат.

Выбранный организацией уровень существенности затрат на проведение ремонта, техобслуживания, техосмотра, как и ставший уже привычным стоимостной лимит для объектов основных средств, должен быть закреплен в учетной политике.

Напомним, что на основании п. 4 ПБУ 1/2008 учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. При этом принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации (п. 8 ПБУ 1/2008).

По нашему мнению, наиболее простой и менее рискованный (с точки зрения налогообложения недвижимости по среднегодовой стоимости) способ установить уровень существенности затрат на ремонт, техобслуживание, техосмотр в денежном выражении в том же размере, что и для признания приобретенных объектов в составе основных средств. Соответственно, если последний равен 100 тыс. руб. (как и в целях налогообложения прибыли), то и лимит затрат на ремонт, техобслуживание, техосмотр тоже принять равным 100 тыс. руб.

К сведению:

При определении уровня существенности можно воспользоваться документом МСФО "Определение существенности (Поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8)", в соответствии с которым организация может установить как общий критерий существенности, так и индивидуальные критерии для отдельных (наиболее значимых для организации) статей баланса.

Также можно воспользоваться документом "Практические рекомендации N 2 по применению МСФО "Формирование суждений о существенности", текст которого размещен на сайте Минфина России.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет ремонта и содержания основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;

Энциклопедия решений. Учет расходов на ремонт основных средств;

- Вопрос: Что признается отдельным инвентарным объектом в виде ремонтов и ТО для целей п. 10 ФСБУ 6/2020? Как определить его СПИ и код ОКОФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2022 г.);

- Вопрос: Затраты на ремонт как самостоятельный инвентарный объект (п. 10 ФСБУ 6/2020) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2022 г.);

- Вопрос: Что признается отдельным инвентарным объектом в виде ремонтов и ТО для целей п. 10 ФСБУ 6/2020? Как определить его СПИ и код ОКОФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошкина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

В каком налоговом периоде покупатель должен восстановить НДС с аванса при замене поставщика по договору поставки?

Покупатель перечислил поставщику аванс. Поставщик выставил на сумму полученного аванса счет-фактуру, НДС по которому покупатель принял к вычету в 4 квартале 2023 года. В 1 квартале 2024 года произошла замена стороны по договору поставки. Поставщик передал свои обязательства по поставке новому поставщику (перевод долга).
Должен ли покупатель восстановить суммы НДС по ранее выданному счету-фактуре от поставщика? Если да, то в какой момент? Должен ли новый поставщик выставить новый счет-фактуру? Следует ли покупателю восстановить НДС с аванса, уплаченного первоначальному поставщику, с одновременным заявлением вычетов по НДС при отгрузке новым поставщиком товара в 2 и 3 кварталах 2024 года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Перевод долга на нового поставщика не приводит к обязанности покупателя восстановить НДС, ранее принятый к вычету с перечисленного аванса. Покупателю следует восстановить НДС с аванса, уплаченного первоначальному поставщику, в периоде отгрузки товара новым поставщиком.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров, подлежат вычетам. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предоплаты, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм авансов, при наличии договора, предусматривающего уплату указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ). Таким образом, при соблюдении вышеназванных условий право на вычет НДС, предъявленного в отношении сумм предварительной оплаты (частичной оплаты), возникает у покупателя в том налоговом периоде, в котором фактически получен соответствующий счет-фактура (смотрите письма Минфина России от 30.04.2021 N 03-07-11/33938от 30.12.2020 N 03-07-11/116098).

Сумму НДС, ранее принятую к вычету, покупатель должен восстановить в одном из периодов:

- в том периоде, в котором сумма НДС по приобретенным товарам подлежит вычету (то есть в периоде, когда предоплаченная покупка будет получена);

- в периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение договора и возврат соответствующих сумм аванса поставщиком (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ; Энциклопедия решений. Как восстановить НДС, ранее принятый к вычету, и отразить его в бухгалтерском учете (февраль 2024 г.)).

Гражданское законодательство предусматривает возможность замены стороны в обязательстве (гл. 24 ГК РФ "Перемена лиц в обязательстве").

Замена должника в обязательстве осуществляется путем перевода долга. Перевод долга означает, что обязанность по совершению действий в пользу кредитора в рамках обязательства переходит от одного лица к другому (Энциклопедия решений. Перемена лиц в обязательстве (февраль 2024 г.)).

Таким образом, при замене поставщика происходит замена стороны без расторжения договора поставки (смотрите Примерную форму соглашения о замене поставщика в договоре поставки (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)).

В постановлении АС Волго-Вятского округа от 26.08.2022 N Ф01-4135/22 по делу N А38-2018/2021 суд указал: Законом предусмотрено обязательное наличие двух условий для восстановления НДС (изменение или расторжение договора и реальный возврат денежных средств). Налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих налогоплательщика восстановить НДС, принятый к вычету с сумм аванса, если такой аванс не был возвращен (смотрите также постановление Тринадцатого ААС от 09.02.2024 N 13АП-41647/23 по делу N А42-1628/2023, постановление Восемнадцатого ААС от 03.09.2020 N 18АП-8400/20 по делу N А76-11718/2020, постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 N Ф04-6237/17 по делу N А27-27184/201).

То есть для возникновения у покупателя обязанности восстановить НДС с аванса в периоде, когда произошло изменение условий договора поставки (замена поставщика), необходимо, чтобы этот аванс был возвращен покупателю.

В данном случае возврат аванса покупателю не производится, следовательно, только лишь перевод долга на нового поставщика не является основанием для восстановления покупателем суммы НДС в периоде замены поставщика (в 1 квартале 2024 г.). А значит, НДС покупатель должен восстановить в периоде отгрузки новым поставщиком товара (в 2 и 3 кварталах 2024 г.) (смотрите также материалы: Энциклопедия решений. Как восстановить НДС, ранее принятый к вычету, и отразить его в бухгалтерском учете (февраль 2024 г.); Должен ли покупатель восстановить НДС с аванса, если поставщик осуществил перевод долга? (К.С. Стриж, "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 24, декабрь 2014 г.)).

В постановлении АС Поволжского округа от 03.09.2014 N Ф06-14213/13 по делу N А72-13403/2013 судом сделан вывод о том, что отсутствуют основания для восстановления НДС, предусмотренные подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ, в ситуации, когда договоры поставки свое действие не прекратили, а обязанности по исполнению договоров переданы новому должнику по соглашению о переводе долга.

В решении АС Кабардино-Балкарской Республики от 20.06.2016 по делу N А20-156/2015 также отмечено: Заключение договора перевода долга, в результате которого обязательство переходит к иному лицу, не предусмотрено налоговым законодательством в качестве основания восстановления НДС, равно как у другой стороны не возникает право на применение налоговых вычетов. Соответственно, обязанность по восстановлению НДС, ранее принятого к вычету, возникает только при возврате контрагентом сумм авансовых платежей (смотрите также решение АС Тамбовской области от 06.05.2016 по делу N А64-4782/2015).

В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 27.12.2016 N Ф08-9458/16 по делу N А20-156/2015 суд признал правомерным решение инспекции по восстановлению вычета с авансов. Дело в том, что соглашением о переводе долга договор поставки фактически перестал действовать, так как условие о поставке товаров не было включено в данное соглашение. А в дальнейшем ни первоначальный, ни новый поставщики не осуществляли поставки товара покупателю. Соответственно, несмотря на то, что аванс не был возвращен покупателю, в рассматриваемом судом случае, исходя из соглашения, авансом по договору поставки он уже не являлся.

В данной же ситуации перечисленная предоплата в счет поставки товаров после замены поставщика по-прежнему остается таковой. Поэтому факт передачи прав и обязанностей по договору новому поставщику, по нашему мнению, не влечет для покупателя дополнительных налоговых последствий.

Такой позиции придерживаются и другие эксперты. Для покупателя-кредитора соглашение о переводе долга ничего не меняет в части обложения НДС: если он и заявлял его к вычету при перечислении аванса, обязанность восстановить сумму налога к уплате в бюджет возникнет у него только в периоде исполнения обязательства (отгрузки товара или возврата аванса) новым должником (О влиянии способа прекращения обязательства на право вычета "авансового" НДС (М.С. Пархомов, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 3, март 2016 г.)).

Восстанавливать НДС с перечисленного аванса при переводе долга Компании "А" не надо, ведь при проведении этой операции не выполняются требования подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которым восстановление сумм налога производится покупателем либо в период отгрузки товара (а она еще не произведена), либо в период расторжения (изменения условий) договора, сопровождающегося возвратом соответствующих сумм оплаты (в данном случае имеет место только перемена должника в обязательстве, но само обязательство не прекращается и задолженность по возврату предоплаты погашенной не считается). Таким образом, для Компании "А" при переводе долга в части обложения НДС никаких изменений не происходит (НДС с аванса при переводе долга на нового поставщика (должника) (Т.Н. Нефедова, "НДС: проблемы и решения", N 1, январь 2014 г.)).

Обязанности восстанавливать "авансовый" НДС при переводе долга у покупателя не возникает (Вопрос: Должна ли организация-покупатель восстановить сумму "авансового" НДС, ранее принятую к вычету при перечислении предоплаты в счет будущей поставки товара, в случае, когда поставщик перевел свой долг на другую организацию? ("НДС: проблемы и решения", N 1, январь 2014 г.)).

Но налоговые органы при проверках выражали иное мнение: восстановление НДС с авансов следует производить на дату перевода долга, а не на дату принятия к вычету входного НДС по приобретенным товарам. Об этом свидетельствует само наличие арбитражной практики по данному вопросу.

Имеется также комментарий Думинской Ольги Сергеевны, советника государственной гражданской службы РФ 2 класса, данный в 2017 году: На дату подписания покупателем акта взаимозачета (или иного документа, служащего основанием для перевода долга) он обязан восстановить сумму НДС, ранее принятую к вычету при перечислении аванса первоначальному поставщику.

Однако, как указано выше, суды не соглашались с таким подходом. В решении Арбитражного суда Ульяновской области от 06.03.2014 по делу N А72-13403/2013 суд указал: Вывод налогового органа о необходимости восстановления НДС не основан на нормах права ...поскольку перевод долга влечет правопреемство (замену должника), обязательство первоначального должника переходит к новому в полном объеме. В результате совершения сделки перевода долга происходит перемена лица в обязательстве, само обязательство не прекращается, не изменяются его условия, а изменяется только его субъектный состав.

Отметим, что нам не встретилась судебная практика по аналогичному вопросу позднее 2014 года. Полагаем, это может свидетельствовать об изменении позиции налоговых органов в пользу налогоплательщиков.

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Также отметим, что суды при принятии решений в отношении необходимости восстановления НДС, ранее принятого к вычету, руководствуются достаточно буквальным прочтением норм налогового законодательства, и если основание для восстановления НДС не содержится в закрытом перечне, содержащемся в п. 3 ст. 170 НК РФ, то обязанность восстанавливать НДС, по мнению судов, у налогоплательщика не возникает.

Так, согласно решению ВАС РФ от 19.05.2011 N ВАС-3943/11 обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятых к вычету сумм НДС должна быть предусмотрена законодательством.

При этом контролирующие органы соглашаются с данной позицией. Согласно письму ФНС России от 16.04.2018 N СД-4-3/7167 в случаях, не перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, суммы НДС восстановлению не подлежат (смотрите также письмо ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@).

Что касается нового поставщика, то при переводе долга у него возникает налогооблагаемая база по НДС и обязанность составить счет-фактуру (абзац 2 п. 1 ст. 154подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 3 ст. 168 НК РФ).

При этом у покупателя не возникает права на повторное принятие к вычету суммы НДС с аванса, исчисленной новым поставщиком (смотрите также Вопрос: Возникает ли у организации-покупателя право принять к вычету НДС, отраженный в счете-фактуре нового должника, выставленном по договору поставки на сумму перечисленной ему прежним должником предварительной оплаты по данному договору после подписания соглашения о переводе долга? ("НДС: проблемы и решения", N 1, январь 2014 г.)).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Вопрос: Покупателем перечислен аванс поставщику, с него НДС принят к возмещению, далее заключен договор цессии по переуступке этого долга на другого поставщика. В какой момент возникает необходимость восстановить НДС у покупателя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2016 г.)

Энциклопедия решений. Как облагаются НДС операции по переводу долга у кредитора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Порядок создания подразделения филиала в ином городе

Организация является филиалом предприятия без образования юридического лица, работает согласно положению о филиале. Возникла необходимость представительства филиала в другом регионе.
Как можно максимально просто это оформить: через регистрацию отделения филиала или регистрацию обособленного подразделения? Если есть возможность создания отделения (без регистрации) путем формирования структурного подразделения в штатной структуре филиала, каков алгоритм действий при создании отделения? Какие есть регламентирующие этот процесс документы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Независимо от того, будет ли новое подразделение включено в структуру филиала или нет, с точки зрения налогового законодательства оно будет признаваться обособленным подразделением предприятия. Следовательно, о факте его создания необходимо будет сообщить в налоговый орган по месту нахождения предприятия.

Обоснование вывода:

Согласно п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения.

В свою очередь, в целях налогового учета и контроля любое территориально обособленное*(1) от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации (далее - ОПО). Причем признание ОПО таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (абзац двадцать четвертый п. 2 ст. 11 НК РФ).

Таким образом, независимо от того, будет ли новое подразделение включено в структуру филиала или нет, с точки зрения налогового законодательства оно будет являться ОПО.

Поскольку законодательство не содержит запрета на создание структурных подразделений филиала в иных регионах, полагаем, что это возможно. Косвенное подтверждение обоснованности этого вывода можно обнаружить и в судебной практике. Так, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в определении от 31.03.2023 по делу N 8Г-5922/2023[88-13546/2023] установил, что операционный офис банка, расположенный в другом (относительно филиала) регионе, является внутренним структурным подразделением филиала.

Процедура создания такого ОПО законом не урегулирована.

Между тем филиалы действуют на основании утвержденных организацией положений. Соответственно, структура филиала предприятия может быть определена руководителем предприятия (п. 1 ст. 53п. 3 ст. 55 ГК РФ).

На практике вопрос о том, кто определяет структуру филиала и утверждает его штатное расписание, зачастую определяется в самом положении о филиале. Таким лицом, как правило, признается руководитель организации, однако им может быть и руководитель филиала*(2).

Соответственно, если в данном случае положением предусмотрено, что структуру филиала определяет руководитель филиала, он же и принимает решение о создании подразделения филиала.

Таким образом, для создания отделения (название может быть иным) филиала предприятия в другом регионе следует осуществить следующие меры:

1) соответствующий руководитель издает распоряжение (приказ) о создании (открытии) подразделения филиала предприятия*(3);

2) в течение одного месяца со дня создания ОПО предприятие обязано подать сообщение об этом в налоговый орган по своему месту нахождения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение подается по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@, и заполняемой в соответствии с требованиями названного приказа.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Примерная форма приказа о создании обособленного подразделения организации (кроме филиалов и представительств) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);

Энциклопедия решений. Обособленные подразделения. Филиалы и представительства (февраль 2024 г.);

Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговых органах и снятие с учета филиалов, представительств, иных обособленных подразделений (февраль 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"МеталлоПрофиль
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения