Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 1 по 14 января 2024 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2392
"Об утверждении методики расчета базовой ставки экологического сбора и применения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции)"

Правительством утверждена методика расчета базовой ставки экологического сбора

Методикой устанавливаются формулы расчета базовой ставки экологического сбора и применения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции).

 

Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2406
"О значениях базовых ставок экологического сбора и коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции) на 2024 год"

Правительством определены значения базовых ставок экологического сбора за отчетный период 2024 года

Предусмотрено, что за отчетный период 2024 года значения базовых ставок экологического сбора по группам товаров, упаковки, включенных в перечень на 2024 год, утверждаемый Правительством в соответствии с пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", соответствуют значениям ставок сбора, утвержденных постановлением Правительства от 9 апреля 2016 г. N 284, по группам товаров, группам упаковки товаров, предусмотренным перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства от 28 декабря 2017 г. N 2970-р.

Кроме этого, на 2024 год утверждены значения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции).

 

Приказ ФНС России от 01.12.2023 N ЕД-7-17/914@
"Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2024 N 76805.

Обновлен перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией с РФ для целей налогообложения

В перечне указаны 88 государств и 14 территорий: исключены государства Антигуа и Барбуда, Вануату, Гана, Гренада, Мальдивы, Оман, Перу, а также территории Кюрасао и Острова Кука; включены, в частности, США, Швейцария, Германия, Латвия и Украина.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 28.10.2022 N ЕД-7-17/987@.

 

Приказ ФНС России от 01.12.2023 N ЕД-7-17/915@
"Об утверждении Перечня государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену страновыми отчетами"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2024 N 76806.

ФНС представлен перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену страновыми отчетами

Обмен страновыми отчетами для целей налогового контроля осуществляется с компетентными органами юрисдикций, перечень которых утвержден Приказом ФНС России от 20.12.2022 N ЕД-7-17/1226@. В него включено 67 государств и 8 территорий.

Согласно настоящему приказу систематически нарушают обязательства по обмену страновыми отчетами 21 государство и 1 территория (Бермуды).

 

Приказ Росстата от 26.12.2023 N 693
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"

Начиная с отчета за январь 2024 года применяются указания по заполнению форм статнаблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"

Указания содержат перечни экономических субъектов, обязанных представлять указанную отчетность, определена периодичность предоставления отчетных форм, порядок оформления титульного листа и требования к отражению показателей.

 

Приказ Минэкономразвития России от 15.12.2023 N 887
"Об утверждении формы и порядка заключения, изменения и расторжения инвестиционного соглашения о развитии виноградарства и виноделия"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2023 N 76743.

Минэкономразвития утверждены форма и порядок заключения инвестиционного соглашения о развитии виноградарства и виноделия

Инвестиционное соглашение регулирует порядок осуществления мер по реинвестированию средств, полученных в результате применения налогового вычета сумм акциза на виноград, на закладку виноградников, на создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию основных средств (кроме автомобилей легковых) для сбора, переработки и хранения продукции виноградарства, для производства и переработки продукции виноделия.

 

<Письмо> ФНС России от 27.12.2023 N БВ-4-7/16343@
"О применении положений статьи 122 НК РФ при предоставлении уточненных налоговых деклараций в порядке статьи 81 НК РФ"

ФНС даны разъяснения, касающиеся освобождения от ответственности при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, увеличивающей его налоговые обязательства

В письме сообщается об основаниях для освобождения от налоговой ответственности, предусмотренных пунктом 4 статьи 81 НК РФ, и порядке их применения.

Кроме того, в связи с введением ЕНС обращено внимание на некоторые аспекты, касающиеся решения вопроса о достаточности размера положительного сальдо для покрытия соответствующей суммы налога и пени.

Также приведены рекомендации по определению размера штрафа, назначаемого за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора, страховых взносов).

 

<Письмо> ФНС России от 27.12.2023 N ШЮ-4-17/16342@
<По вопросам определения статуса налогового резидента/нерезидента Российской Федерации, а также получения документа, подтверждающего статус налогового резидента или его отсутствие>

ФНС: наличие иностранного гражданства или иностранного вида на жительство само по себе не свидетельствует об отсутствии у физлица статуса налогового резидента РФ

Физлицо может быть признано налоговым резидентом РФ в календарном году в случае его нахождения на территории РФ не менее 183 дней в этом календарном году.

Иных критериев признания физлица налоговым резидентом РФ, в том числе наличие гражданства РФ или вида на жительство, в НК РФ не содержится.

Приведены разъяснения, касающиеся документального подтверждения фактического нахождения физического лица в Российской Федерации и за ее пределами.

Для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, налогоплательщику необходимо заполнить и направить заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.

Отмечено при этом, что отказ в выдаче документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, не является подтверждением отсутствия у заявителя статуса налогового резидента РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 09.01.2024 N БС-4-21/37@
"О применении подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации для определения налоговыми органами земельных участков, не признаваемых объектами налогообложения"

ФНС сообщены условия, при соответствии которым не подлежат налогообложению земельные участки, входящие в территорию особо ценного объекта культурного наследия

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты в том числе особо ценными объектами культурного наследия народов РФ.

Присвоение статуса особо ценного объекта культурного наследия народов РФ означает, в частности, включение объекта в государственный свод. Отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется указом Президента.

Вместе с тем, в Определении Верховного Суда РФ от 13.11.2015 N 310-КГ15-10792 указано, что сам по себе факт включения учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ не свидетельствует о наличии у организации оснований для применения указанных выше положений НК РФ.

Согласно позиции Минфина вне зависимости от факта включения учреждения в государственный свод основанием для исключения предоставленных учреждению земельных участков из объектов налогообложения земельным налогом является наличие на данных участках объектов, представляющих уникальную ценность для народов РФ и включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

 

<Письмо> ФНС России от 09.01.2024 N СД-4-3/1@
<О единой минимальной цене табачной продукции на период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года>

Единая минимальная цена табачной продукции на период с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г. установлена в размере 129 рублей

Единая минимальная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой не могут быть установлены максимальные розничные цены табачной продукции, определяемые в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Данная информация размещена на официальном сайте Минсельхоза России в сети "Интернет" по адресу: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/f0c/d15t36upeh043qfsrfkt800xizp5smkh.pdf.

 

Официальное сообщение МИД России
<О прекращении действия Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, подписанной в Москве 8 февраля 1996 года>

МИД: с 1 января 2024 года прекращено действие Конвенции между Россией и Данией об избежании двойного налогообложения

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество была подписана в Москве 8 февраля 1996 года.

 

Официальное сообщение МИД России
<О прекращении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, подписанного в Москве 20 декабря 2010 года>

МИД: с 1 января 2024 года прекращено действие Соглашения между Россией и Латвией об избежании двойного налогообложения

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал было подписано в Москве 20 декабря 2010 года.


<Информация> Минпромторга России
"Утверждены параметры переходного периода для оплаты утильсбора на автомобили, ввезенные из стран ЕАЭС"

Минпромторг напоминает об утверждении параметров переходного периода для оплаты утилизационного сбора на автомобили, ввезенные в Россию из стран ЕАЭС

Так, граждане, которые купили автомобиль для собственных нужд до 29 октября 2023 года, ввезли его из стран ЕАЭС на территорию России и оформили СБКТС/ЭПТС до 21 декабря 2023 года, имеют возможность оплатить утилизационный сбор на такой автомобиль по льготному тарифу - 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше трех лет.

Граждане, которые ввезли транспортное средство в Россию с территории стран ЕАЭС с привлечением посредников, оформили его и уже оплатили утильсбор по полной ставке, получают право на возврат уплаченной суммы с учетом новых условий.

 

<Информация> ФНС России
"С 2024 года изменяется порядок налогообложения земельных участков отдельных видов"

ФНС: с 1 января 2024 года вступили в силу изменения в НК РФ, касающиеся исчисления земельного налога

Сообщается, что:

с этого года сумма налога исчисляется на основании сведений органов Росреестра, а также иных сведений, представленных в налоговые органы (в том числе сведений, представленных органами муниципального земельного контроля);

установлен порядок определения налоговой базы для части земельного участка, приходящейся на объект недвижимости, не относящийся к жилищному фонду и (или) объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ;

определен порядок применения повышающего коэффициента 2, если разрешенное использование земельных участков, предусматривающее жилищное строительство или ИЖС, установлено после госрегистрации прав на них;

установлены особенности применения повышающего коэффициента при исчислении налога для участков, приобретенных в собственность на основании договора о комплексном развитии территории.


<Информация> ФНС России
"С 1 января обновлена форма представления расчета по страховым взносам"

Не позднее 25 января 2024 года необходимо сдать расчет по страховым взносам за 2023 год по новой форме

Обновленная форма позволяет плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих в соответствии с международными договорами РФ отдельным видам обязательного социального страхования, отражать исчисленные с указанных выплат суммы страховых взносов отдельно по соответствующим видам обязательного социального страхования. Раздел 1 расчета дополнен подразделом 4 и приложением 5.

 

<Информация> ФНС России
"С 2024 года уточнен порядок расчета среднемесячного размера выплат при применении освобождения от НДС в сфере общественного питания"

ФНС напоминает об изменении методики расчета численности организации общественного питания в целях применения освобождения от НДС

С 1 января 2024 года вступают в силу изменения в подпункт 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ, предусматривающие уточнение условий применения освобождения от НДС организациями и ИП, оказывающими услуги общепита.

С учетом внесенных поправок указанные налогоплательщики при определении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, будут использовать показатель среднесписочной численности работников, а не показатель списочной численности, как это было до внесения поправок.

Отмечено, что благодаря изменению методики расчета большее число предпринимателей в сфере общепита смогут применить освобождение от НДС.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

05.01.2024 Пособия при увольнении по соглашению сторон, матпомощь в связи с экстренными обстоятельствами, выплаты работникам на основании неправильно оформленного листка нетрудоспособности страховыми взносами не облагаются

Отделение СФР считает, что страхователь неправомерно не включил в базу по взносам пособия, выплаченные работникам при увольнении по соглашению сторон, матпомощь в связи с экстренными обстоятельствами, а также выплаты работникам на основании неправильно оформленного листка нетрудоспособности.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами фонда не согласился.
Пособие при увольнении, предусмотренное трудовым договором, следует рассматривать как выплату, установленную законодательством РФ, которая взносами не облагается.
Матпомощь имеет социальный характер, выплачивается в силу условий коллективного договора, не имеет признаков зарплаты, не относится к стимулирующим выплатам, не зависит от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения работы.
Нарушение медучреждением порядка выдачи листков нетрудоспособности не является основанием для доначисления на выплату взносов, т. к. факт наступления страхового случая доказан.
Поэтому нет оснований для включения данных выплат в базу для начисления взносов.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 ноября 2023 г. N Ф04-5838/23 по делу N А27-3431/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

08.01.2024 Налогоплательщик не вправе применять региональную пониженную ставку налога по УСН, если им не выполнено условие о среднем размере ежемесячных выплат в пользу физических лиц

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно применил пониженную ставку налога по УСН.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
По закону субъекта РФ для применения льготы средний размер начисленных ежемесячных выплат в пользу физических лиц должен быть не ниже минимальной заработной платы в субъекте. При этом в расчете участвуют все физические лица, с выплат которым исчислены страховые взносы, независимо от количества отработанного времени.
Поскольку средний размер начисленных в проверяемом периоде ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц оказался меньше минимальной заработной платы в субъекте РФ, суд пришел к выводу, что условия для применения пониженной ставки налогоплательщиком не выполнены.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2023 г. N Ф06-9499/23 по делу N А12-32968/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

10.01.2024 Налогоплательщик обязан включить суммы кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов, если контрагенты исключены из ЕГРЮЛ как недействующие юридические лица

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу на прибыль ввиду невключения в состав внереализационных доходов кредиторской задолженности перед контрагентами.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Установлено, что за налогоплательщиком числилась кредиторская задолженность перед контрагентами по договорам поставки. Контрагенты были исключены из ЕГРЮЛ как недействующие юридические лица.
Суд признал, что налогоплательщиком была допущена неполная уплата налога.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2023 г. N Ф06-9222/23 по делу N А72-12015/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

10.01.2024 Выручка ИП от продажи офисного помещения включается в состав доходов по УСН, поскольку объект не предназначен для использования в целях, не связанных с предпринимательскими

Налоговый орган полагает, что предприниматель обязан был включить в состав доходов по УСН поступления от реализации нежилого помещения.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Установлено, что спорное нежилое помещение было приобретено налогоплательщиком по договору долевого строительства и реализовано ИП.
Нежилое помещение является офисным и не предполагает его использования в личных целях. Налогоплательщик имеет статус ИП с видом деятельности "аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом".
Суд пришел к выводу, что выручка от реализации объекта подлежит налогообложению в рамках УСН.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 ноября 2023 г. N Ф06-9933/23 по делу N А12-26491/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

11.01.2024 Если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и УСН, то для целей соблюдения лимита дохода учитываются доходы по обоим специальным налоговым режимам

По мнению предпринимателя, ему неправомерно доначислен налог по УСН по мотиву того, что он утратил право на применение патентной системы налогообложения.
Суд, изучив материалы дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Предприниматель, применяющий одновременно ПСН и УСН, считается утратившим право на применение ПСН с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, если с начала календарного года доходы от реализации по обоим специальным налоговым режимам превысили 60 000 000 руб.
В данном случае лимит для использования ПСН предпринимателем превышен, поэтому ему обоснованно доначислен налог по УСН со всей суммы дохода за налоговый период.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 октября 2023 г. N Ф05-24296/23 по делу N А40-17492/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

11.01.2024 Суммы налогов, добровольно уплаченные руководителем налогоплательщика с целью прекращения уголовного дела, возврату налогоплательщику не подлежат, даже если такие же суммы были списаны с его счета в рамках процедуры бесспорного взыскания

По мнению налогоплательщика, ему должны быть возвращены излишне уплаченные налоги, т. к. они были списаны с его счета, а также уплачены его руководителем в рамках уголовного дела.
Суд, изучив материалы дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Действия налогового органа, направленные на погашение законно установленной задолженности, не могут быть признаны незаконными.
Суммы, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступлений, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату не подлежат. Спорный платеж является возмещением ущерба, что подтверждается постановлением о прекращении уголовного дела по ходатайству обвиняемого в связи с добровольным возмещением им ущерба в полном объеме.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2023 г. N Ф05-21434/23 по делу N А40-215763/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

11.01.2023 Организацию не всегда освобождают от ответственности в случае, когда ее руководителя уже оштрафовали за то же нарушение

Учреждение попыталось оспорить наложенные на него административные штрафы. Согласно его доводам его заведующую уже привлекли к ответственности за те же нарушения.
ВС РФ не поддержал позицию учреждения.
С 6 апреля 2022 г. организация не подлежит ответственности за административное правонарушение, за которое ее должностное лицо или иного работника уже привлекли к ответственности. Это правило применяют, если она приняла все меры для соблюдения правил и норм.
В данном случае учреждение не приняло все зависящие от него упомянутые меры при наличии у него такой возможности. Поэтому были основания для привлечения его к ответственности.

 Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2023 г. N 309-ЭС23-17058 по делу N А60-50367/2022 Суд отменил вынесенные ранее судебные акты по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения и за нарушение изготовителем требований технических регламентов, поскольку доказательств принятия истцом всех возможных и зависящих от него мер для соблюдения требований действующих технических регламентов в материалы дела не представлено

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

12.01.2024 Налогоплательщик не обязан уплачивать НДС с авансов, если отгрузка произошла в периоде получения предоплаты

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик обязан был уплатить НДС в периоде получения предоплаты.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
Установлено, что оплата в счет предстоящей поставки и отгрузка товара осуществлялись в одном налоговом периоде. В связи с этим суд также указал на отсутствие авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок.
Суд признал недоказанными выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы при исчислении НДС с авансов. Доказано, что реализация услуг была отражена налогоплательщиком в полном объеме в налоговых декларациях по НДС.
Кроме того, по ряду счетов-фактур с момента поступления платежа и до дальнейшей реализации в счет поступившей оплаты проходило менее 5 календарных дней, то есть у налогоплательщика отсутствовала обязанность выставлять покупателю счет-фактуру на сумму аванса.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2023 г. N Ф06-10350/23 по делу N А65-1069/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

09.01.2024 Какие выплаты сотрудникам учитывают в расходах для налога на прибыль

Выплаты по трудовому договору, предусмотренные системой оплаты труда, идут в расходы для налога на прибыль.

Разъяснение дает Минфин в письме от 20.11.2023 № 03-03-06/1/110832.

В расходах учитывают любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, в том числе:

стимулирующие начисления и надбавки;

компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;

премии и единовременные поощрительные начисления;

расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и колдоговорами.

Таким образом, в расходы идут выплаты работникам:

предусмотренные трудовым законодательством РФ;

осуществленные на основании трудового договора или колдоговора;

являющиеся системой оплаты труда, принятой на предприятии.

При этом выплаты должны быть документально подтверждены. Порядок оформления документов, касающихся оплаты труда работников, установлен Трудовым кодексом.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

10.01.2024 В базу по НДС включают акциз

При реализации товаров налоговая база по НДС – это стоимость этих товаров с учетом акцизов (если они подакцизные), но без учета НДС.

Разъяснение дает Минфин в письме от 08.12.2023 № 03-07-11/118526.

Налоговая база по НДС для подакцизных товаров определяется исходя из стоимости этих товаров, включая акциз.

Если стороны не взаимозависимые, то цены априори считаются рыночными.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

10.01.2024 Сувениры с логотипом компании учитывают в расходах в размере 1% от выручки

Есть расходы на рекламу, которые нормируются – 1% выручки от реализации. К ним относятся, в том числе, расходы на сувениры с логотипом.

При этом реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Минфин в письме от 14.12.2023 № 03-03-06/2/120821 рассмотрел ситуацию, когда банк несет расходы на изготовление сувениров с логотипом, которые вручают клиентам (то есть заранее определенному кругу лиц).

Со ссылкой на письмо ФАС Минфин сообщает, что под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.

То есть, сувениры с логотипом для клиентов – это реклама. А раз это реклама, то расходы на нее уменьшают базу по налогу на прибыль, но в пределах лимита (1% от выручки).

Ранее Минфин в письме от 27.09.2023 № 03-03-06/2/91906 также сообщал, что сувенирная продукция с логотипом фирмы может рассматриваться в качестве одной из составляющих рекламы в виде рекламного мероприятия.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.01.2024 Сверхлимитные компенсации «удаленщикам» начали облагать НДФЛ и взносами

Компенсация за использование личного имущества удаленным работником освобождена от уплаты НДФЛ и взносов только в пределах 35 рублей в день. Эти изменения в Налоговом кодексе вступили в силу с 1 января 2024 года.

Компенсация, выплачиваемая за использование личного имущества удаленным работником, освобождена от уплаты НДФЛ и взносов только в пределах 35 рублей в день. Эти изменения в Налоговый кодекс вступили в силу с 1 января 2024 года.

Дистанционный сотрудник может использовать личное или арендованное оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и другие средства с согласия и в интересах работодателя (согласно статье 312.6 Трудового кодекса РФ). В ответ работодатель обязан выплачивать компенсацию и возмещать расходы, связанные с использованием указанного имущества.

Ранее подобные выплаты были освобождены от уплаты НДФЛ и взносов. С 2024 года введен лимит необлагаемых компенсаций. Согласно новым правилам, указанные суммы не облагаются НДФЛ и взносами только в пределах 35 рублей в день «либо в сумме документально подтвержденных расходов работника».

Размер компенсации следует определить в локальном акте, коллективном или трудовом договоре, а также в дополнительном соглашении к трудовому договору. Соответствующие изменения внесены в пункт 1 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.23 № 389-ФЗ).

Организации также имеют право учитывать компенсации в расходах по налогу на прибыль. Эти затраты можно списывать двумя способами: либо в сумме документально подтвержденных расходов «удаленного» работника, либо не более 35 рублей за каждый день выполнения дистанционной работы (согласно новому подпункту 11.1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ).

Источник: Российский налоговый портал

 

11.01.2024 Что надо учесть при расчете компенсации за неиспользованный отпуск в 2024 году

При увольнении сотрудника ему надо выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск (КНО). В интернете распространяется информация, что расчет КНО с 2024 года изменился из-за поправок в статью 120 ТК РФ. Это не так.

Поправки про расчет дней для КНО (в части округления) действительно были разработаны (это было еще в 2021 году), но в итоге их так и не приняли.

Про эти планируемые поправки мы подробно рассказывали тут.

Но это и не столь важно, потому что все эти нормы действуют уже с 1930 года. Просто они не вписаны в ТК, а регламентируются другим документом.

Речь идет о таких нормах:

округление дней отпуска для компенсации в пользу работника;

расчет стажа для компенсации пропорционально отработанному периоду;

выплата полной компенсации за 28 дней при отработанных 11 месяцах, а в ряде случаев – при 6 месяцах отработанного стажа.

Например, за 4 месяцев работы сотруднику нужно компенсировать 9,33 дня отпуска (28/12 х 4). Если работодатель хочет округлить эти дни до целого числа, то делать это можно только в большую сторону. Правила математики здесь не применяются.

То есть, компенсировать надо или 9,33 дня, или 10 дней (если в компании дни принято округлять).

При расчете компенсации за отпуск в 2024 году не забудьте учесть индексацию зарплаты. Пример расчета – здесь.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.01.2024 Чтобы работать и получать пособие по уходу за ребенком, нужно выйти из отпуска по уходу

С 2024 года поменялись правила выплаты пособия по уходу за ребенком работающим женщинам. Теперь нельзя одновременно и работать неполный день, и быть в отпуске по уходу.

То есть, с 01.01.2024 работница, которая ранее работала неполный день и была в отпуске по уходу за ребенком, должна выйти из этого отпуска.

И если она захочет также продолжать работать на неполной занятости, ей надо написать отдельное заявление.

Такое разъяснение дает Роструд в своем сервисе.

Чтобы получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2024 году, можно:

быть в отпуске по уходу за ребенком и не работать;

выйти из отпуска по уходу за ребенком на неполный день;

выйти из отпуска по уходу за ребенком на дистанционку;

выйти из отпуска по уходу за ребенком и работать на дому;

выйти из отпуска по уходу за ребенком на полный день.

По новой норме для получения пособия надо именно выйти из отпуска по уходу. А чтобы оттуда выйти, туда надо сначала уйти.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.01.2024 Начала действовать новая форма расчета доходов иностранных организаций

В новая форма состоит из пяти разделов, где будут указаны суммы доходов, выплаченных иностранным организациям, и размер удержанных налогов.

С 1 января 2024 года для налогового расчета дохода иностранных компаний применяется новая форма КНД 1151056. В ней указывают доходы, выплаченные иностранным организациям, и суммы удержанных налогов. Об этом сказано на сайте ФНС.

Новая форма состоит из пяти разделов. Добавились два раздела, в которых отражаются доходы иностранной организации, не подлежащие налогообложению, — говорится в сообщении.

Из-за того, что срок уплаты налогов изменился, в разделе 1 предусмотрены строки по трем срокам его уплаты за отчетный (налоговый) период. Налоги нужно заплатить не позднее 28 числа, месяца следующего после выплаты дохода.

Поскольку сумма налога в иностранной валюте пересчитывается на дату выплаты дохода, в разделе 3 будет указан официальный курс рубля на эту дату.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.01.2024 Минтруд установил новые индикаторы риска для внеплановых проверок

Работодателей будут проверять, если средний размер оплаты труда сотрудника ниже МРОТ и если компания сокращает взносы в СФР на 50% без кадровых изменений.

С 8 января 2024 года появилось два новых основания для проведения трудовых проверок. Об этом сказано в приказе Минтруда.

В список индикаторов риска добавили два пункта:

среднее значение оплаты труда работника ниже МРОТ при соотношении размера фонда оплаты труда и количества работников у одного работодателя за квартал. Исключения — предоставление отпуска без сохранения зарплаты, отстранение от работы, установление сокращенного дня и снижение оклада;

отсутствие кадровых изменений у одного работодателя за квартал при условии сокращения обязательных отчислений в СФР на 50%.

Теперь инспекция труда имеет право проверять работодателей, которые не соответствуют этим критериям.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.01.2024 Цессионарий на УСН включает в доходы всю сумму, поступившую от должника

Право требования по договору займа можно переуступить. Тогда должник будет выплачивать как сам заем, так и проценты по нему новому кредитору. У нового кредитора на УСН (цессионария) это будет налогооблагаемый доход.

Разъяснение дает Минфин в письме от 19.01.2023 № 03-11-11/4203.

Выручка от реализации финансовых услуг – это стоимость имущества, причитающегося налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства (статья 279 НК).

При УСН доходом будет вся сумма средств, поступивших в погашение приобретенного права требования – сумма основного долга и проценты, начисленные до переуступки.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Возможность для малого предприятия отражать в бухгалтерском учете запасы обобщенно, а не в разрезе номенклатуры

Российское ООО (далее также - Организация) является частным детским садом. ООО относится к субъектам малого предпринимательства, имеет право на применение упрощенных методов бухгалтерского учета, закупает продукты для организации питания детей.
Имеет ли ООО право оприходовать продукты питания в бухгалтерском учете в составе общей группы "продукты", а не в разрезе номенклатуры?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация может учитывать запасы (в т.ч. продукты питания) обобщенно. В частности, ООО имеет право учитывать поступающие продукты в составе однородной группы "Продукты питания", а не в разрезе номенклатуры, указанной в документах поставщиков.

Принятая Организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (в том числе выбор единицы учета запасов) подлежит отражению в ее учетной политике.

Обоснование вывода:

Как мы поняли из вопроса, продукты питания для ООО являются материалами, используемыми в хозяйственной деятельности.

Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н утвержден новый стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы". Для целей бухгалтерского учета запасы определены как активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

К запасам, в частности, относятся сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг (п. 3 ФСБУ 5/2019).

Единица учета запасов устанавливается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах в бухгалтерском учете, а также надлежащий контроль наличия и движения их. В зависимости от вида запасов, характера и порядка приобретения (создания) и (или) потребления (продажи, использования) организация устанавливает единицей учета запасов номенклатурный номер, инвентарный номер, партию, однородную группу, отдельный объект или иную единицу. После признания запасов в бухгалтерском учете допускаются последующие изменения единиц их учета (п. 6 ФСБУ 5/2019). Понятие однородной группы, к сожалению, не раскрыто в ФСБУ 5/2019. Для целей бухгалтерского учета запасы подлежат классификации по видам исходя из их предназначения на каждом этапе операционного цикла организации (п. 7 ФСБУ 5/2019).

Мы видим, что единица учета материалов устанавливается Организацией самостоятельно.

Порядок ведения аналитического учета МПЗ Организации необходимо установить исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов), положений других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета.

Для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке) предназначен счет 10 "Материалы". Инструкцией по применению Плана счетов предлагается вести аналитический учет по счету 10 "Материалы" по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.). При этом следует учесть, что аналитические счета (субсчета) призваны расшифровать и детализировать информацию внутри синтетического счета. Какие аналитические счета открывать и в каком количестве, зависит от того, какая информация необходима Организации и какая ей требуется степень детализации, а также исходя из требований управления Организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности.

В связи с этим полагаем, что Организация имеет право самостоятельно установить единицу учета запасов в виде однородной группы, например "Продукты питания".

Финансовое ведомство при ответе на вопрос о допустимости отражения в автоматизированных системах управления финансово-хозяйственной деятельности предприятия наименования товарно-материальных ценностей не в точном соответствии, как указано наименование в первичном документе от поставщика, подтверждает, что организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При этом утверждаются формы первичных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правила документооборота и технология обработки учетной информации, правила контроля за хозяйственными операциями (письмо Минфина России от 28.10.2010 N 03-03-06/1/670).

Отметим, что суды при рассмотрении споров, связанных с переименованием приобретенных товаров для внутреннего учета, принимают сторону налогоплательщиков (постановления АС Центрального округа от 19.04.2017 N Ф10-1143/17 по делу N А14-18446/2015, АС Поволжского округа от 26.01.2017 N Ф06-16727/16 по делу N А65-31047/2015).

Кроме того, исходя из вопроса, ООО относится к субъектам малого предпринимательства.

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если не установлено иное (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). На основании п. 3 ст. 20 Закона N 402-ФЗ одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является упрощение способов ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Законом N 402-ФЗ. Так, ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ предусматривает возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), в частности, для субъектов малого предпринимательства.

В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. В настоящее время экономические субъекты должны руководствоваться соответствующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Принципы упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности изложены в информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015.

Различные варианты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, включая микропредприятия, рассмотрены в Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданных в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России" и рекомендованных к применению Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, созданной приказом Минфина России от 28.02.2013 N 67 (письмо Минфина России от 26.02.2014 N 07-01-06/8136).

В письме от 23.01.2015 N 03-11-06/2/1742 Минфин России информирует, что важнейшими мерами снижения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства в связи с исполнением обязанности ведения бухгалтерского учета стали:

1) предоставление права микропредприятиям вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи);

2) предоставление права экономическим субъектам самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы. В частности, для ведения бухгалтерского учета субъекты малого предпринимательства, включая микропредприятия, вправе использовать Книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности;

3) предоставление права субъектам малого предпринимательства, включая микропредприятия, составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, состав и содержание которой определены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

4) предоставление права руководителям субъектов малого предпринимательства, включая микропредприятия, принимать на себя ведение бухгалтерского учета.

Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности:

в отказе (частичном отказе) от применения ПБУ;

в простой системе ведения бухгалтерского учета (без применения двойной записи);

в сокращении количества применяемых синтетических счетов;

в применении упрощенных вариантов учета отдельных видов хозяйственных операций;

в упрощенной системе регистров бухгалтерского учета;

в применении кассового метода учета доходов и расходов;

в отказе от переоценки и обесценения активов;

в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме и по самостоятельно разработанным формам.

В сообщении Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5 разъяснено, что малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом необходимо руководствоваться допущениями и требованиями к учетной политике, предусмотренными ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", в частности, требованиями полноты и рациональности.

Следовательно, ООО в качестве малого предприятия имеет право сократить количество аналитических (и даже синтетических) счетов бухучета, и применять упрощенные варианты учета запасов. Это служит дополнительным аргументом для обоснования возможности учитывать поступающие продукты в составе однородной группы "Продукты питания", а не в разрезе номенклатуры, указанной в документах поставщиков.

Таким образом, Организация может учитывать запасы (в т.ч. продукты питания) обобщенно. При этом внутренняя номенклатура Организации может не содержать уточнений, быть обобщенной, достаточной для обеспечения контроля движения запасов с учетом технологического процесса.

Принятая Организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (в том числе выбор единицы учета запасов) подлежит отражению в ее учетной политике. При формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (пп. 2, 7 ПБУ 1/2008). При разработке Организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, позволяющих, в частности, уменьшить трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации, в учетную политику могут быть внесены соответствующие изменения, которые оформляются приказом, распоряжением руководителя. Изменение учетной политики должно быть обоснованным. По общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года (пп. 10-12 ПБУ 1/2008). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет запасов;

Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;

Энциклопедия решений. Обязательно ли наименование товара в системе учета должно соответствовать его наименованию в документах поставщика?

Вопрос: Учет материальных расходов при УСН (общественное питание) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2023 г.);

Вопрос: На балансе организации имеется система видеонаблюдения. Организация ее ремонтирует и закупает различные камеры, провода и т.д. Упомянутые камеры, провода и т.п. являются запчастями, используемыми для ремонта основного средства (системы видеонаблюдения), то есть относятся к материально-производственным запасам. Организация ведет учет по каждой приобретенной единице товара (запчасти). Номенклатура содержит много информации (разрешения, Mbit и т.д.), а организация приходует сокращенно (например "видеорегистратор" вместо "видеорегистратор с разрешением"). Возможен ли учет запчастей по сокращенным наименованиям как в бухгалтерском, так и в налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)

Вопрос: Организация является малым предприятием, находится на общей системе налогообложения. Организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, но фактически их не применяет. Аналитика по счету 10 "Материалы" не ведется, приобретенные материально-производственные запасы (МПЗ) приходуются как одна номенклатурная единица "Строительные материалы". При этом не всегда приобретенные МПЗ полностью списываются на себестоимость строительных работ, на конец отчетных периодов бывают остатки по счету 10. Вправе ли организация выбрать единицей учета МПЗ однородную группу "Строительные материалы" для целей бухгалтерского и налогового учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил 

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Возникновение обязанностей налогового агента по налогу на прибыль в 2023-2024 годах в связи с отменой соглашения об избежании двойного налогообложения с недружественным с РФ государством

 

У российской организации заключен договор транспортной экспедиции с иностранной организацией, которая является резидентом недружественного государства. Указом Президента РФ было приостановлено действие международного соглашения с данным государством. Иностранная компания в рамках договора транспортной экспедиции может оказывать услуги как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц. При выплате вознаграждения за данные услуги должна ли российская организация выступать налоговым агентом по налогу на прибыль? Оплата планируется в декабре 2023 года и январе 2024 года.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

У российской организации не возникают обязанности налогового агента при перечислении вознаграждения иностранному экспедитору. 

Обоснование позиции:

Пункт 1 ст. 7 НК РФ предусматривает, что если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

В настоящее время указом Президента РФ от 08.08.2023 N 585 приостановлено действие ряда международных договоров РФ по вопросам налогообложения.

В этой связи мы считаем, что российскому налогоплательщику - источнику дохода в рассматриваемом случае следует руководствоваться соответствующими нормами главы 25 НК РФ (п. 1 письма ФНС России от 29.11.2023 N ШЮ-4-13/14936@, письмо Минфина России от 14.11.2023 N 03-08-05/108517).

Так, в п. 1 ст. 246 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются в том числе иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.

В силу п. 3 ст. 247 НК РФ при получении иностранной организацией доходов от источников в РФ при отсутствии постоянного представительства в РФ налогообложение таких доходов осуществляется с учетом положений ст. 309 НК РФ.

В п. 1 ст. 309 НК РФ установлен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ и относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Прямо доход от оказания услуг по договору транспортной экспедиции в п. 1 ст. 309 НК РФ не поименован.

В то же время в этом перечне назван доход от международных перевозок (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Однако, по мнению представителей финансового ведомства, доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг, поэтому к ним не применяется порядок налогообложения у источника выплаты (письма Минфина России от 27.02.2017 N 03-08-05/10881, от 08.08.2016 N 03-08-05/46308, от 13.10.2014 N 03-08-05/51478, от 22.04.2013 N 03-08-05/13769).

Чиновники также отмечают, что если коммерческая деятельность иностранных организаций не приводит к образованию постоянного представительства в РФ, то получаемые ими доходы от оказания транспортно-экспедиторских услуг, не подлежат налогообложению налогом на прибыль в РФ.

Для того чтобы определить, приводит или нет деятельность иностранной компании к образованию ее постоянного представительства на территории РФ, следует обратиться к нормам ст. 306 НК РФ.

Из положений пп. 23 ст. 306 НК РФ, на наш взгляд, следует, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

Таким образом, если иностранный экспедитор фактически не имеет на территории РФ представительства, отделения, конторы и любого другого обособленного подразделения, то можно сделать вывод, что регулярная предпринимательская деятельность им через такое подразделение в РФ не ведется.

В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 N 13АП-16349/23 по делу N А56-131475/2022 также сказано, что согласно положениям НК РФ доходы от международных перевозок, указанные в подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, не включают в себя доходы от оказания экспедиторских услуг, и к таким доходам не применяется порядок налогообложения у источника выплаты. ... в настоящем случае коммерческая деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства в РФ и получаемый ею доход от оказания транспортно-экспедиторских услуг не подлежит обложению налогом на прибыль в РФ. Следовательно, обязанность по удержанию из доходов истца и перечислению в бюджет налога на прибыль согласно положениям ст. 309310 НК РФ не возникла, в связи с чем ответчик необоснованно удержал из доходов истца налог на прибыль.

Учитывая изложенное, мы придерживаемся позиции, что подобная деятельность иностранной компании к образованию ее постоянного представительства в РФ не приводит. В результате доход, полученный этим экспедитором по договору транспортной экспедиции, не подлежит налогообложению в РФ, а у российского заказчика не возникают обязанности налогового агента при перечислении вознаграждения иностранной компании в 2023 году.

Такой порядок не противоречит положениям п. 2 ст. 309 НК РФ, который предусматривает, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подп. 56 и 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ, а также имущественных прав, за исключением указанных в подп. 9.2 п. 1 ст. 309 НК РФ, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

С 01.01.2024 вступают в силу изменения, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ (далее - Закон N 539-ФЗ).

В частности, п. 2 ст. 309 НК РФ будет изложен в следующей редакции: "Доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подп. 56 и 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ), имущественных прав (за исключением указанных в подп. 9.2 п. 1 ст. 309 НК РФ), от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подп. 9.4 п. 1 ст. 309 НК РФ) на территории РФ, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ".

В свою очередь, п. 1 ст. 309 НК РФ будет дополнен подп. 9.4 следующего содержания: "доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со ст. 105.1 НК РФ. В целях настоящего подпункта работы считаются выполненными (услуги считаются оказанными) на территории РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ. Место осуществления деятельности такого покупателя определяется по месту государственной регистрации организации (месту нахождения постоянного представительства, если работы выполнены (услуги оказаны) постоянному представительству)".

Исходя из буквального прочтения приведенных норм, полагаем, что порядок налогообложения вознаграждения иностранного экспедитора в 2024 году не изменится, только если он не является взаимозависимым лицом с российской организацией-заказчиком.

В противном случае у российской организации возникнет необходимость по удержанию налога на прибыль (смотрите также подп. 11 п. 2 ст. 310 НК РФ, положения которого применяются по 31 декабря 2025 года включительно в отношении доходов, выплаченных налоговым агентом начиная с 8 августа 2023 года (п. 6 ст. 6 Закона N 539-ФЗ)).

Разъяснений уполномоченных органов применительно к 2024 году нами не обнаружено.

Данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе. В целях минимизации налоговых рисков организация вправе обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (подп. 12 п. 1 ст. 21подп. 4 п. 1 ст. 32п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также в ФНС России можно обратиться по телефону единого контакт-центра: 8-800-222-22-22. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл 

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Совмещение ПСН и УСН по виду деятельности - сдача в аренду нежилых помещений в Москве

Индивидуальный предприниматель сдает в аренду нежилые помещения в г. Москве. Может ли он совместить ПСН и УСН в 2024 году, если:
- помещения находятся в разных муниципальных образованиях г. Москвы;
- помещения находятся в одном муниципальном образовании г. Москвы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если следовать более поздней позиции Минфина России (озвучена в письме 2021 года), то индивидуальный предприниматель, сдающий в аренду нежилые помещения:

может совместить ПСН и УСН, если помещения находятся в разных муниципальных образованиях г. Москвы (другими словами, на территории, где действует полученный патент, на ПСН должна быть переведена вся деятельность по сдаче в аренду имущества, находящегося на этой территории);

не может совмещать ПСН и УСН, если помещения находятся в одном муниципальном образовании г. Москвы.

Вместе с тем полагаем, что с таким подходом можно поспорить.

С целью минимизации налоговых рисков налогоплательщик вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган или Минфин России. 

Обоснование позиции:

Согласно п. 2 ст. 346.43 НК РФ ПСН применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов РФ, за исключением видов деятельности, установленных п. 6 указанной статьи.

На основании подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ индивидуальный предприниматель вправе применять ПСН в отношении предпринимательской деятельности, связанной со сдачей в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений, а также сдачей в аренду собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков.

В силу подп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ субъекты РФ вправе в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН, дифференцировать территорию субъекта РФ по территориям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муниципальных образований). Это правило не распространяется на патенты по отдельным видам деятельности (патентная аренда к ним не относится).

Патент действует на всей территории субъекта РФ, за исключением федеральной территории "Сириус", а также случаев, когда законом субъекта РФ определена территория действия патентов в соответствии с подп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия (п. 1 ст. 346.45 НК РФ).

Также субъекты РФ вправе устанавливать ограничения для применения ПСН, предусмотренные подп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ, в частности, по виду деятельности, указанному в подп. 19 п. 2:

по общей площади сдаваемых в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений и (или) нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков;

на 1 кв. м площади сдаваемого в аренду (наем) собственного или арендованного жилого помещения и (или) нежилого помещения (включая выставочные залы, складские помещения), земельного участка.

На территории Москвы ПСН введена законом г. Москвы от 31.10.2012 N 53 "О патентной системе налогообложения". В отношении деятельности по сдаче в аренду собственных или арендованных нежилых помещений, включая выставочные залы, складские помещения, размер потенциально возможного к получению годового дохода установлен на один объект в зависимости от того, где он расположен (в каком районе) и какова его площадь.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). В связи с этим ИП может совмещать ПСН с ОСН или УСН.

Минфин России к этому добавляет: в отношении одного и того же вида предпринимательской деятельности, осуществляемого на территории одного муниципального района или на территории нескольких районов одного городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, ПСН и УСН одновременно применяться не могут. Такие разъяснения чиновники финансового ведомства представили, делая комментарии в отношении:

деятельности по разработке компьютерного программного обеспечения (письмо от 05.07.2023 N 03-11-11/62554);

розничной торговли, деятельности по сдаче в аренду (внаем) помещений и земельных участков (письмо от 15.09.2021 N 03-11-06/74685 (можно ознакомиться в сети Интернет));

розничной и оптовой торговли товарами на одной торговой площади (письмо от 06.05.2020 N 03-11-11/36539).

Вместе с тем ранее Минфин России высказывал иную позицию в части, касающейся деятельности по сдаче в аренду имущества.

Так, в письме Минфина России от 05.04.2013 N 03-11-10/11254 приведена такая точка зрения.

Если индивидуальный предприниматель получил патент на осуществление предпринимательской деятельности по передаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности, то такой патент будет действовать только в отношении передаваемых им в аренду объектов, указанных в патенте.

Если у индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН в отношении предпринимательской деятельности, предусмотренной подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, имеются в собственности иные жилые и нежилые помещения, дачи, земельные участки, которые он сдает в аренду и которые не указаны в патенте, он вправе в отношении доходов от аренды указанных объектов применять иные режимы налогообложения.

Обозначенное письмо направлено для использования в работе письмом ФНС России от 07.06.2013 N ЕД-4-3/10450, которое и по сегодняшний день на официальном сайте ФНС России включено в перечень писем, подлежащих обязательному применению налоговыми органами.

Аналогичная позиция представлена в письме ФНС России от 20.09.2017 N СД-4-3/18795@. Индивидуальный предприниматель вправе применять ПСН только в отношении тех сдаваемых в аренду нежилых помещений, которые указаны в патенте. В отношении иных объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, в том числе находящихся на территории одного субъекта РФ, он вправе применять иной режим налогообложения.

В письме Минфина России от 17.12.2019 N 03-11-11/98730 (можно ознакомиться в сети Интернет) сказано: патент на осуществление предпринимательской деятельности по передаче в аренду (внаем) нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, действует только в отношении указанных в патенте объектов, сдаваемых в аренду. В целях осуществления предпринимательской деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений, которые не указаны в патенте, индивидуальный предприниматель вправе применять УСН.

Получается, что Минфин России по изложенной проблематике сначала придерживался одной позиции, а затем ее изменил.

Писем ФНС России, из которых следовала бы, что налоговые органы также изменили свою позицию, мы не нашли. Вместе с тем на официальном интернет-сайте ФНС России в разделе "Новости" 18.11.2021 были размещены такие разъяснения (Совмещение ПСН и УСН требует соблюдения определенных условий), представленные ФНС по Республике Алтай.

УСН применяется в отношении всей деятельности ИП в целом независимо от осуществляемых им видов деятельности и количества объектов, характеризующих каждый из них. А вот ПСН разрешена только в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности. Совмещая эти спецрежимы, предприниматели обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

При осуществлении предпринимателем одного или нескольких видов деятельности на территории одного субъекта следует учитывать, что ПСН и УСН не могут одновременно применяться в отношении одного и того же вида предпринимательской деятельности, на территории одного субъекта.

Если ИП осуществляет один вид деятельности, но на территории нескольких субъектов, то он вправе применять ПСН по данному виду деятельности в одном субъекте и УСН по этому же виду деятельности в другом субъекте.

Обратим внимание, что приведенное разъяснение носит общий характер и не содержит уточнения, распространяется ли оно на ситуацию, когда применение ПСН зависит от того, какое имущество указано в патенте.

Общий характер (в отсутствии в доступе текста вопроса) носит и письмо ФНС России от 06.09.2021 N СД-4-3/12620@.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу применения ПСН и УСН в отношении одного и того же вида предпринимательской деятельности, осуществляемого на территории одного муниципального образования или на территории нескольких районов одного городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 346.43 НК РФ ПСН устанавливается Налоговым кодексом, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов.

При этом ПСН применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Налоговый кодекс не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками УСН и ПСН.

Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, при применении УСН и осуществлении только одного вида деятельности в одном субъекте РФ ИП также вправе в течение года перейти по данному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом и на УСН.

Одновременно ФНС России проинформировала, что разъяснения по вопросам, связанным с одновременным применением ИП УСН и ПСН, изложены в письме Минфина России от 16.05.2013 N 03-11-09/17358, доведенным до территориальных налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС России от 24.06.2013 N ЕД-4-3/11411@.

Также обратим внимание на то, что на официальном интернет-сайте ФНС России в разделе "Часто задаваемые вопросы" представлен ответ на следующий федеральный вопрос: Может ли ИП, имеющий в собственности несколько объектов недвижимости (жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков) и сдающий их в аренду, применять ПСН в отношении только некоторых из них.

Ответ положительный (да, может).

Если ИП получил патент на осуществление предпринимательской деятельности по передаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, то такой патент будет действовать только в отношении передаваемых им в аренду объектов, указанных в патенте.

Если у такого ИП имеются в собственности другие жилые (нежилые) помещения, дачи, земельные участки, которые он сдает в аренду и которые не указаны в патенте, он вправе в отношении доходов от аренды указанных объектов применять иные режимы налогообложения.

Таким образом, по нашему мнению, наблюдается некоторая неопределенность в вопросе возможности совмещения ПСН и УСН в отношении одного и того же вида деятельности - сдача имущества в аренду, но с использованием разных объектов (у чиновников отсутствует единая позиция).

Если следовать более поздней позиции Минфина России (обозначенной только в одном из найденных писем), то индивидуальный предприниматель, сдающий в аренду нежилые помещения:

может совместить ПСН и УСН, если помещения находятся в разных муниципальных образованиях г. Москвы (другими словами, на территории, где действует полученный патент, на ПСН должна быть переведена вся деятельность по сдаче в аренду имущества, находящегося на этой территории);

не может совмещать ПСН и УСН, если помещения находятся в одном муниципальном образовании г. Москвы.

Вместе с тем полагаем, что с таким подходом можно поспорить. Косвенным образом это подтверждает и судебная практика.

Так, в постановление АС Московского округа от 06.11.2020 N Ф05-17835/2020 по делу N А40-249844/2019 суды установили: Из анализа определения розничной торговли как отдельного вида деятельности, в отношении которой может применяться ПСН, а также формы патента на осуществление предпринимательской деятельности по розничной торговле и порядка ее заполнения следует, что патент выдается на осуществление розничной торговли на объекте или объектах, расположенных на территории одного субъекта РФ, которые указаны налогоплательщиком в заявлении о выдаче патента.

Таким образом, действие патента распространяется только на тот объект розничной торговали, который указан налогоплательщиком индивидуальным предпринимателем в заявлении. Поэтому прекращение действия патента по причине прекращения осуществления предпринимательской деятельности на конкретном объекте влечет прекращение деятельности только конкретного патента и по конкретному объекту, а не всей предпринимательской деятельности налогоплательщика по всем иным объектам (при их наличии), по которым выданы и действуют патенты.

Соответственно, правило, установленное п. 8 ст. 346.45 НК РФ о возможности перехода к ПСН в случае прекращения деятельности на определенном объекте розничной торговли до окончания срока действий патента только со следующего года, действует только в отношении этого конкретного объекта и не распространяется на иные объекты розничной торговли, в отношении которых налогоплательщик не прекращал деятельность до окончания срока действия патента.

В постановлении АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 N Ф07-1988/15 по делу N А21-3997/2015 суды указали: поскольку в спорный период ИП одновременно с ПСН применял УСН по одному и тому же виду деятельности - сдача в аренду нежилых помещений, то в связи с утратой права на применение ПСН на общий режим налогообложения или УСН должна переводиться вся предпринимательская деятельность в целом, а не отдельный ее вид, и тем более не часть вида деятельности, что имеет место в спорном случае.

Суды также обратили внимание на то, что, обязывая предпринимателя перейти на ОРН, налоговый орган не принял во внимание, что по одному и тому же виду деятельности налогоплательщик должен будет уплачивать налоги как по УСН, так и по ОРН, что является недопустимым ввиду вышеприведенных положений.

В спорном случае суды установили, что налоговый орган не представил доказательств наличия оснований для утраты предпринимателем права на применение УСН.

Чтобы минимизировать налоговые риски, рекомендуем обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган или Минфин России.

Напоминаем, что налогоплательщик вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту своего учета или непосредственно в Минфин России (подп. 12 п. 1 ст. 21подп. 4 п. 1 ст. 32ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также возможно обращение в контакт-центр ФНС России по телефону: 8-800-222-2222. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения