Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Новые штрафы

2 сентября 2010 года вступил в силу очередной федеральный закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс, а также в иные нормативно-правовые акты. В частности, этот закон повышает штрафные санкции за некоторые налоговые правонарушения и вводит новое правонарушение и ответственность за него.

Какие штрафы повышаются и какая ответственность вводится, мы рассмотрим ниже, а пока разберемся, когда будут применять новые повышенные санкции, а когда будут штрафовать "по-старому"*(1).
Если в отношении налогоплательщика уже вынесено решение о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, а сами деньги будут взыскиваться после вступления в силу изменений, то взыскать их можно будет только в пределах, не превышающих максимального размера санкций, установленных новой редакцией Налогового кодекса *(2).
Если часть 1 Налогового кодекса (в редакции Закона N 229-ФЗ) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, чем было установлено до 2 сентября, то за правонарушение, совершенное до этой даты, применяется ответственность, установленная новой редакцией Кодекса.
При этом статьей 10 Закона N 229-ФЗ установлено, что налоговые санкции за нарушение, по которому решение налогового органа было вынесено до 2 сентября, взимаются в порядке, действовавшем до этой даты. Иными словами, пересмотрен будет лишь размер санкции, а процедура взыскания останется прежней. При этом ни в Законе N 229-ФЗ, ни в Налоговом кодексе ничего не сказано о том, каким образом должен быть оформлен пересчет суммы штрафа исходя из нового порядка.
Кстати сказать, налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до 2 сентября, проводятся в порядке, действовавшем до этой даты. Результаты налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля оформляют в порядке, который действовал до 2 сентября*(3).
Возникает вопрос: исходя из каких размеров будут рассчитываться штрафы, если решение о привлечении к ответственности вынесено по результатам налоговых проверок, начатых до 2 сентября 2010 года, а законченных после этой даты? Как нам пояснили в ФНС России, при вынесении решения о привлечении компании или предпринимателя к налоговой ответственности после 2 сентября по выездным проверкам, которые были начаты до этой даты, штраф будет рассчитываться и по новым, и по старым правилам. Полученные суммы штрафов налоговый инспектор должен сравнить. Штраф налогоплательщику будет начислен в той сумме, которая окажется меньше. Обратите внимание, что в акте по итогам проверки и в решении о привлечении к ответственности должны быть приведены 2 варианта расчета штрафа.
Сгруппируем изменения, касающиеся вида и размера ответственности за налоговые правонарушения, в таблице.

Новые штрафы за нарушение налогового законодательства

Изменяемая статья Предыдущая редакция Новая редакция Комментарии Норма Закона N 229-ФЗ
ст. 116, 117 НК РФ 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
1. Нарушение налогоплательщиком, установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
По нарушению, предусмотренному п. 1 ст. 116 НК РФ, размер штрафа повысился с 5000 до 10 000 руб. Пункт 2 ст. 116 НК РФ в том виде, в котором он был до вступления в силу изменений, перестал действовать. Поэтому теперь размер штрафа не зависит от срока нарушения и составляет 10% от доходов, полученных за время ведения деятельности без постановки на учет, но не менее 40 000 руб. Также формально утратила силу ст. 117 НК РФ, однако состав правонарушения, ранее предусмотренный этой статьей, сейчас установлен п. 2 ст. 116 НК РФ. Ранее штраф, предусмотренный ст. 117 НК РФ за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе, составлял 10% от доходов, полученных за время ведения деятельности без постановки на учет, но не менее 20 000 руб.
За ведение деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней штраф составлял 20% от доходов, полученных за это время, но не менее 40 000 руб.
пп. 41, 42 ст. 1
ст. 119 НК РФ 1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Статья 119 НК РФ изложена в новой редакции. Теперь размер штрафа не зависит от времени просрочки представления декларации. Однако минимальный штраф повышен со 100 до 1000 руб. п. 43 ст. 1
ст.119.1 НК РФ Ранее такой статьи не было Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. п. 44 ст. 1
ст. 120 НК РФ 1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб.
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика
1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 000 руб.
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика
Размеры штрафов увеличены в 2 раза. Если же нарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена рассматриваемой статьей, повлекло за собой занижение налоговой базы, минимальный размер штрафа составит 40 000 руб. (ранее - 15 000 руб.). Кроме того, теперь данная статья распространяется и на нарушение правил ведения налогового учета п. 45 ст. 1
ст. 123 НК РФ Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению Теперь оштрафовать налогового агента можно, даже если он перечислил налог за налогоплательщика, но сделал это с нарушением установленного срока. Ранее, если налоговый агент перечислил налог с нарушением срока, привлечь его к ответственности было затруднительно, суды вставали на сторону налогоплательщиков указывая, что ответственность установлена только за неперечисление налога, а не за нарушение сроков перечисления. Кроме того, теперь налогового агента можно привлекать к ответственности, даже если он удержал налог с нарушением установленного срока. Также неудержание (неполное удержание) стало самостоятельным основанием для привлечения к ответственности п. 46 ст. 1
ст. 125 НК РФ Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере 30 000 руб. Новая редакция статьи теперь распространяется также и на заложенное налоговому органу имущество для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. При этом размер штрафа повышен с 10 000 до 30 000 руб. п. 47 ст. 1
ст. 126 НК РФ 1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
За непредставление документов налоговому органу размер штрафа повысился с 50 до 200 руб. за каждый непредставленный документ. А за отказ представить запрашиваемые документы размер штрафа увеличился с 5000 до 10 000 руб. п. 48 ст. 1
ст. 129 НК РФ 2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. 2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. За ложное заключение эксперт теперь заплатит 5000 вместо 1000 руб. Переводчика, осуществившего ложный перевод, также ждет штраф в размере 5000 руб. п. 49 ст. 1
ст. 129.1 НК РФ 1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.
1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.
Штраф, установленный п. 1 рассматриваемой статьи, повысился с 1000 до 5000 руб., а предусмотренный п. 2 - с 5000 до 20 000 руб. п. 50 ст. 1
ст. 19.7.6 КоАП РФ Ранее такой статьи не было Незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб. Теперь за отказ впустить инспектора в помещение при проведении налоговой проверки должностное лицо будет нести административную ответственность.
Отметим, что получить доступ в помещение налогоплательщика инспектор может только по предъявлению служебного удостоверения и решения руководителя (заместителя) налогового органа о проведении налоговой проверки
п. 1 ст. 6

Примечание
С.А. Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ III класса
При вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по налоговым правонарушениям, которые были совершены до даты вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ, будет действовать следующий алгоритм расчета штрафных санкций. Сумма штрафа будет рассчитываться исходя из положений Налогового кодекса, действовавших до даты вступления Закона N 229-ФЗ в силу а также исходя из новых норм Кодекса. Тот размер санкции, который окажется меньше, и будет являться мерой ответственности за соответствующее правонарушение.
При этом надо учитывать, что в случаях, когда Налоговым кодексом (в редакции Закона N 229-ФЗ) установлен новый состав правонарушения, за совершение до 3 сентября 2010 года такого правонарушения привлекать к ответственности неправомерно. Например, налоговые агенты могут нести ответственность за одно только неудержание налога, если факт неудержания приходится на период времени после 2 сентября 2010 года.

*(1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ)
*(2) п. 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ
*(3) п. 11 ст. 10 Закона N 229-ФЗ

С.А. Щигарев
Материал предоставлен журналом "Актуальная бухгалтерия"

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения