Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой НК РФ
Правительством Российской Федерации вносится Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой НК РФ" с целью воспрепятствования формально правомерным действиям по представлению налоговых деклараций (расчётов) с целью неисполнения (неполного исполнения) обязанностей по уплате обязательных платежей, регулируемых Кодексом, а также в целях защиты прав добросовестных налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов)
Наибольший интерес вызывает п.1 ст.4.1., который говорит о следующем:
"Налоговая декларация (расчет) не считается представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
1) в ходе проведения в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса мероприятий налогового контроля установлен факт подписания и (или) представления такой налоговой декларации (расчета) неуполномоченным в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи и (или) статьей 29 настоящего Кодекса лицом"...
Из данной формулировки не ясно, что:
- на основании показаний какого имено свидетеля (ст.90 НК РФ говорит об участии свидетеля) (руководитель, водитель, завскладом и т.д.) будет сделавн вывод о факте подписания (представления) декларации неуполномоченным лицом. Формально это может быть любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Т.е.формально, на показаниях любого лица могут быть предъявлены претензии;
- как быть, если показания свидетеля будут противоречить показаниям другого свидетеля;
- как быть если руководитель (уполномоченное лицо) фактически подписав декларацию скажет, что он ее не подписывал (так иногода поступают "номинальные руководители", уклоняясь от ответственности), но по факту подпись будет подлинной.
Т.е. налоговые органы, введением этого пункта получат право "пройти по легкому пути" и получив формальные показания "любого лица" отказать в приеме налоговой декларации.
Надеюсь, что в данной редакции этот пункт принят не будет.
Текст Законопроекта
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования)
Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2001, № 53, ст. 5016; 2003, № 23, ст. 2174; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28, 31; 2008, № 48, ст. 5519; 2010, № 31, ст. 4198; № 48, ст. 6247; 2011, № 47, ст. 6611; № 49, ст. 7014; 2012, № 27, ст. 3588; 2013, № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4081; № 40, ст. 5037; 2014, № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6657; 2015, № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; 2016, № 15, ст. 2063; № 18, ст. 2506; № 27, ст. 4176, 4177; № 49, ст. 6844; 2017, № 49, ст. 7307, 7313; 2018, № 32, ст. 5095; 2019, № 39, ст. 5375) следующие изменения:
1) в статье 80: а) в пункте 4: предложение первое и второе абзаца третьего дополнить словами «, если иное не предусмотрено пунктом 41 настоящей статьи»; абзац шестой дополнить словами «, если иное не предусмотрено пунктом 41 настоящей статьи»; дополнить абзацем следующего содержания: «В случае, если при представлении налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 41 настоящей статьи, налоговый орган отказывает в принятии такой налоговой декларации (расчета), о чем сообщается налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту).»; б) дополнить пунктами 41 и 42 следующего содержания: «41. Налоговая декларация (расчет) не считается представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств: 1) в ходе проведения в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса мероприятий налогового контроля установлен факт подписания и (или) представления такой налоговой декларации (расчета) неуполномоченным в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи и (или) статьей 29 настоящего Кодекса лицом; 2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), подписавшее такую налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления по делу об административном правонарушении, и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета); 3) в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния внесена запись акта о смерти физического лица ранее даты представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), подписанной таким физическим лицом; 4) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), подавшего налоговую декларацию (расчет), в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице в части недостоверности сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета); 5) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц или запись о прекращении деятельности юридического лица ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета); 6) в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее даты представления им в налоговый орган налоговой декларации (расчета), за исключением случаев, когда налоговая декларация (расчет) представлена за налоговый (отчетный) период, истекший до внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении указанным физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. 42. При установлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 – 6 пункта 41 настоящей статьи, налоговый орган не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.»; 2) в статье 88: а) в пункте 6: после слов «применены налоговые льготы,» дополнить словами «об отраженных в налоговой декларации (расчете) операциях, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения),», после слов «такие налоговые льготы» дополнить словами «, осуществление операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения)»; дополнить абзацем следующего содержания: «Налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок представления такого реестра в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»; б) пункт 91 изложить в следующей редакции: «91. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации (расчета), по которой налоговым органом в соответствии с пунктом 41 статьи 80 настоящего Кодекса направлено налогоплательщику сообщение о том, что такая налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, прекращается в день направления указанного сообщения. Если указанная в абзаце втором настоящего пункта налоговая декларация (расчет) были уточненными, то по ранее представленной в налоговый орган налогоплательщиком налоговой декларации (расчету) камеральная налоговая проверка возобновляется. В этом случае, в срок проведения камеральной налоговой проверки по ранее представленной налоговой декларации (расчета) не включается срок камеральной налоговой проверки, прекращенной в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
2. Положения настоящего Федерального закона применяются в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после вступления в силу настоящего Федерального закона. Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования)» Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования)» (далее - законопроект) разработан с учётом анализа правоприменительной практики, выявившего необходимость совершенствования борьбы с формально правомерными действиями по представлению налоговых деклараций (расчётов) с целью неисполнения (неполного исполнения) обязанностей по уплате обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс). Для препятствования формально правомерным действиям по представлению налоговых деклараций (расчётов) с целью неисполнения (неполного исполнения) обязанностей по уплате обязательных платежей, регулируемых Кодексом, а также в целях защиты прав добросовестных налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) предлагается в статье 80 Кодекса определить закрытый перечень случаев, при которых налоговая декларация (расчёт) будет считаться непредставленной и при выявлении которых налоговый орган будет отказывать в её принятии. Корреспондирующие изменения предусматриваются в статью 88 Кодекса. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: