Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 29 июля по 4 августа 2013 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Приказ Минфина России от 07.05.2013 N 51н
"Об утверждении Порядка расчетов финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2013 N 29119.

Минфин России определил расчет нормативов, соблюдение которых кредитными потребительскими кооперативами необходимо для обеспечения их финансовой устойчивости

К этим нормативам Федеральным законом "О кредитной кооперации" отнесены величина резервного фонда, минимальная величина паевого фонда, максимальная сумма денежных средств, привлеченных от одного члена кооператива или от нескольких членов, являющихся аффилированными лицами, максимальные суммы займов, предоставляемых одному члену кооператива и нескольким членам кооператива, являющимся аффилированными лицами, максимальная сумма денежных средств, привлеченных кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами, и т.д.

Утвержденные формулы представляют собой расчет процентного соотношения сумм, определяемых нормативами, что также предусмотрено упомянутым Федеральным законом.

 

Приказ Минэкономразвития России от 17.06.2013 N 338
"Об утверждении Порядка и условий аккредитации образовательных организаций высшего образования, осуществляющих проведение единого квалификационного экзамена"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2013 N 29143

Определен порядок аккредитации вузов, осуществляющих проведение единого квалификационного экзамена для оценщиков

Согласно закону об оценочной деятельности в РФ член саморегулируемой организации оценщиков может быть включен в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков только в случае сдачи единого квалификационного экзамена. Экзамен проводится аккредитованными образовательными организациями высшего образования, зарегистрированными на территории РФ.

Среди условий получения аккредитации для организации:

- наличие у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным образовательным программам высшего профессионального образования хотя бы по одной из специальностей "Экономика" и "Менеджмент", в том числе на осуществление образовательной деятельности в каждом филиале, по месту которого будет проводиться экзамен;

- выпуск организацией суммарно не менее 150 специалистов магистров, прошедших обучение в сфере оценочной деятельности или профессиональную переподготовку в сфере оценочной деятельности в течение предыдущих 3 лет.

Для получения аккредитации организация предоставляет в Росреестр лично или по почте с описью вложения соответствующее заявления с приложением необходимых документов.

Решение об аккредитации принимается Росреестром в течение 15 рабочих дней. Аккредитация осуществляется сроком на три года.

 

Письмо ФНС России от 25.07.2013 N ЕД-4-3/13609@
"По вопросу о порядке принятия к учету автомобиля в качестве основного средства, приобретенного физическим лицом до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность на общей системе налогообложения"

По мнению ФНС России, вне зависимости от времени приобретения основного средства индивидуальный предприниматель вправе начислять по нему амортизацию в случае использования основного средства для извлечения дохода от предпринимательской деятельности

Индивидуальный предприниматель вправе принять автомобиль к учету в качестве основного средства. Подтверждением может быть акт о приеме-передаче объекта основных средств и инвентарная карточка, введение в эксплуатацию данного автомобиля (приказ, путевые листы об использовании автомобиля и т.д.).

Согласно пункту 37 раздела IХ Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина РФ N 86н, МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (далее - Порядок), амортизируемое имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с разделами VII и VIII Порядка.

В соответствии с пунктом 44 Порядка индивидуальные предприниматели, приобретающие объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Таким образом, индивидуальный предприниматель вправе уменьшить срок полезного использования основного средства, бывшего в употреблении, на количество лет (месяцев) его эксплуатации собственником (физическим лицом), в том числе до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, должны быть документы, подтверждающие приобретение автомобиля физическим лицом (договор купли-продажи, платежные документы об оплате стоимости автомобиля), а также технический паспорт автомобиля.

 

Письмо ФНС России от 25.07.2013 N ЕД-4-3/13578

Согласно разъяснениям ФНС России, в случае если квартира, находившаяся в общей долевой собственности трех человек менее трех лет, была продана как единый объект права собственности по одному договору купли-продажи, имущественный налоговый вычет в размере 1 млн рублей распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле

Если каждый владелец доли в праве собственности на квартиру продал свою долю, находившуюся в его собственности по отдельному договору купли-продажи, то он вправе получить имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 рублей.

Сумма, превышающая размер имущественного налогового вычета, приходящегося совладельцу, подлежит налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов.

 

<Письмо> ФНС России от 26.07.2013 N ЕД-4-3/13684
"О данных, необходимых для начисления НДПИ в отношении нефти, за июнь 2013 года"

ФНС России сообщает необходимые данные для начисления НДПИ по нефти за июнь: среднее значение курса доллара к рублю - 32,2803; значение коэффициента Кц - 10,8590

В приложении к письму приведены курсы доллара, которые устанавливались ЦБ РФ на каждый день июня.

 

<Письмо> ФНС России от 26.07.2013 N ЕД-4-3/13693
"О направлении разъяснений Минфина России"

Индивидуальный предприниматель признается налогоплательщиком по патентной системе налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе (даты начала действия патента)

Дата получения патента и дата начала его действия могут не совпадать. Индивидуальный предприниматель, подавший заявление на применение патентной системы налогообложения, принявший решение о неприменении данной системы и сообщивший об этом налоговому органу до даты постановки на учет в качестве налогоплательщика по такой системе, должен уплачивать налоги в общем режиме.

После постановки на учет в качестве налогоплательщика по патентной системе налогообложения индивидуальный предприниматель обязан уплачивать налог в рамках данной системы в установленные сроки.

В случае неуплаты налога предприниматель считается утратившим право на применение данного специального режима и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент.

 

<Письмо> ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705
"О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок"

ФНС России в целях обеспечения единообразия проведения процедур налогового контроля для территориальных налоговых органов подготовлены рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок

Рекомендации касаются вопросов проведения камеральных налоговых проверок, а также контроля за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности, оформления результатов камеральной налоговой проверки и направления акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Установлено, что по истечении 10 рабочих дней после установленного срока представления налоговых деклараций отдел работы с налогоплательщиками осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении и формирует список лиц, не представивших (по состоянию на момент составления списка) налоговые декларации.

Отдельно формируются списки лиц, не представивших расчеты финансового результата инвестиционного товарищества; налоговые расчеты; сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год; бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в том числе если данная отчетность представлена не в полном объеме, в том числе не представлено аудиторское заключение).

Списки подписываются начальником отдела работы с налогоплательщиками и не позднее следующего дня передаются в отдел камеральных проверок.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

В приложении к письму приведен перечень организаций, обязанных проводить аудит, а также формы документов, используемых в процессе проведения таких проверок.

 

<Письмо> ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837
"О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками"

ФНС России для территориальных налоговых органов подготовлены рекомендации по проведению налоговых проверок для обеспечения единообразия процедур проведения мероприятий налогового контроля

Рекомендации касаются вопросов вызова налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений, инвентаризации имущества налогоплательщика, направления налоговым органом запросов в банк об информации о счетах и вкладах налогоплательщика, а также порядка проведения допроса свидетеля, порядка проведения осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов, порядка истребования документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, у контрагента и иных лиц, порядка проведения выемки, порядка назначения экспертизы и порядка привлечения специалиста, переводчика, вызова понятых.

Определено, что в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Рекомендации не распространяются на следующие мероприятия налогового контроля, проводимые в соответствии с иными специальными рекомендациями ФНС России:

- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

- сообщение налогоплательщику о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Определено также, что при производстве действий по осуществлению налогового контроля налоговые органы вправе применить технические средства для производства фото- и киносъемки, видеозаписи хода проведения мероприятий налогового контроля, копировально-множительную технику, иные технические средства. Факты применения технических средств отражаются в соответствующих протоколах, составленных при производстве действий по осуществлению налогового контроля, к ним приобщаются материалы, полученные в результате применения технических средств (фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы).

 

<Письмо> ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@
"О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок"

Для обеспечения единообразия проведения мероприятий налогового контроля ФНС России подготовила для территориальных налоговых органов рекомендации по проведению выездных налоговых проверок

Рекомендации касаются сроков и порядка проведения выездной налоговой проверки, окончания проведения выездной налоговой проверки и направления акта проверки лицу, в отношении которого она проводилась, а также места проведения выездной налоговой проверки и выездных налоговых проверок, проводимые независимо от времени и предмета проведения предыдущих проверок.

Установлено, что в случае выявления в ходе проверки фактов нарушений законодательства РФ, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. Полученные сведения используются в рамках выполнения налоговыми органами функций контроля в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности.

О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства.

Действие письма не распространяется на порядок обмена между налоговыми органами в ходе выездных налоговых проверок сведениями, отнесенными к государственной тайне.

В приложении к письму приведены формы документов, используемые в процессе проведения проверки.

 

Информация Минэкономразвития России

На III квартал 2013 года определены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ в отношении угля

Значения коэффициентов ежеквартально устанавливаются Минэкономразвития России. Ставки НДПИ в отношении угля определяются с учетом коэффициентов-дефляторов, которые учитывают изменение цен на данное полезное ископаемое.

Коэффициенты-дефляторы на III квартал 2013 года установлены в следующих размерах:

на антрацит - 0,969;

на уголь коксующийся - 0,984;

на уголь бурый - 1,012;

на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,016.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

29.07.2013 Добровольная уплата недоимки по страховым взносам до ее выявления контролерами поможет избежать ответственности

Плательщик добровольно признал свою неправоту

Учреждение образовательное учреждение представило в ПФР  уточненный расчет по страховым взносам, в котором организация дополнительно выделила и уплатила ранее не учтенные суммы страховых взносов. Учреждение было привлечено к ответственности за неуплату взносов. В чем конкретно заключается правонарушение, чиновники не пояснили. Управление фонда обратилось в суд за принудительным взысканием штрафа и пеней.  

Арбитры отметили, что презумпция невиновности требует доказательств вины юридического лица, которые должны предоставить представители ПФР.

Ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС и ФОМС» требует наличия вины со стороны организации, как условие для привлечения к ответственности.

Из материалов дела видно, что взносы уплачены учреждением добровольно, до выявления недоимки в ходе проверки, что в силу ч. 4 ст. 17 ФЗ № 212-ФЗ является основанием для освобождения плательщика от ответственности. В суд представлены платежные поручения и расчеты, что подтверждает уплату взносов и «чистоту» намерений образовательного заведения. Арбитры заняли сторону организации.

Постановление ФАС Уральского округа от 11.07.2013 г. № Ф09-6961/13

Источник: Российский налоговый портал

 

29.07.2013 Филиал юридического лица не является страхователем по обязательному социальному страхованию

Процедура проверки признана нарушенной

Региональное отделение ФСС РФ провело проверку уплаты страховых взносов в отношении филиала общества «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Новгородского производственного управления и частично признала неправомерным компенсацию расходов на выплату страхового обеспечения.

Представители компании отметили, что ее филиал не является юридическим лицом, а сама компания ни в уведомлениях, ни в акте проверки не упоминалась, и обратились в суд. Исходя из  п. 2 ст. 6 Федерального закона 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»   к числу субъектов обязательного социального страхования относятся страхователи (работодатели). Из норм закона видно, что речь идет о страхователях – юридических лицах.

Как отметили судебные инстанции, филиал, в силу прямого указания ст. 55 ГК РФ, юридическим лицом не является, а выполняет его функции. Указанное решение чиновников вынесено в отсутствие представителей общества, документы о вызове контролерами в адрес юридического лица не направлялись. Требования ФСС РФ отклонены.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2013 г. № А44-6087/2012

Источник: Российский налоговый портал

 

30.07.2013 Какими документами можно подтвердить расходы на транспортировку груза?

ФАС Дальневосточного округа признал, что расходы документально и экономически подтверждены

В отношении общества «Петросах» проведена проверка и признано незаконным отражение убытка в размере 26 млн руб. по налогу на прибыль. В нарушение п. 1 ст. 283 НК РФ, по мнению налоговиков, компания не представила «первичку» в обоснование понесенного убытка.  Правомерны ли совокупные затраты на транспортировку буровой вышки, оценивали судьи трех инстанций.

Из анализа многочисленных договоров видно, что заявитель заключил соглашения с рядом компаний, которые предусматривали весь спектр работ – от составления плана погрузки и предоставления персонала до самой транспортировки. Вопреки доводам проверяющих, «чрезмерными» данные затраты не были. Расходы были направлены на извлечение выгоды и соответствовали критериям ст. 252 НК РФ.

В материалы дела представлены: акты выполненных работ, счета-фактуры, справки к счетам-фактурам, книги продаж, оборотно-сальдовые ведомости, транспортные накладные, карточки счетов, железнодорожные квитанции о приемке грузов, расчет хранения грузов, ведомость подачи и уборки вагонов, наряд погрузки тяжеловесов на баржу. Все эти документы, по мнению кассационной инстанции, доказывают обоснованность затрат и причины образования убытка. Требования общества «Петросах» удовлетворены.

Постановление ФАС Дальневосточного округа  от 17.07.2013 г. № Ф03-2803/2013

Источник: Российский налоговый портал

 

31.07.2013 ВАС признал, что коммерческая организация вправе не платить налог с бюджетных субсидий

Все условия для получения льготы были соблюдены

Напомним, что спор возник по поводу правомерности применения обществом «Приволжскнефтепровод» льготы, предусмотренной п. 2 ст. 251 НК РФ в отношении целевых поступлений из бюджета. По мнению налоговиков и суда первой инстанции, не включать в базу по налогу на прибыль можно только целевые средства, поступающие из бюджета некоммерческим организациям на уставные виды деятельности.

Судьи апелляционной инстанции отметили, что деятельность налогоплательщика в топливно-энергетическом секторе не мешает применению данной льготы. Ведение раздельного учета подтверждено в суде, деньги были израсходованы по целевому назначению.

При передаче дела в Президиум ВАС коллегия заметила, что п. 2 ст. 251 НК РФ говорит о разных льготах: о поступлениях на содержание некоммерческих организациях и целевых средствах из бюджета. На заседании Президиума ВАС 30 июля 2013 года принято решение удовлетворить требования общества «Приволжскнефтепровод».

Определение ВАС РФ 10.06.2013 г. № ВАС-3290/13

Источник: Российский налоговый портал

 

31.07.2013 Наличие неучтенной алкогольной продукции должно подтверждаться документально и материально

Оснований для лишения общества «Сомелье» лицензии на закупку алкоголя не было

В отношении общества «Сомелье» Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка принято решение об аннулировании лицензии на право закупки и поставки алкогольной продукции, госорган обратился в суд. Как отметили проверяющие, со ссылкой на п. 3 ст. 20 и ст. 26 ФЗ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», имело место расхождение сведений о количестве закупаемого алкоголя.

Расхождение наблюдалось между данными «алкогольных» деклараций и данными Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). В деле разбирались судьи. Как было отмечено арбитрами, основания аннулирования лицензии содержатся в п. 3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ. Нарушения правил оборота этилового спирта должны быть установлены конкретными фактическими данными (наличием неучтенного товара).  

Чиновниками не представлено результатов осмотра помещений общества, выводы сделаны лишь на основании данных ЕГАИС. Исходя из товаросопроводительных документов неучтенной продукции не обнаружено. За отсутствием нарушений, в аннулировании лицензии Росалкогольрегулированию отказано.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2013 г. № А43-29518/2012

Источник: Российский налоговый портал

 

31.07.2013 Инспектор не обязан подписывать требования об уплате налога

ФАС Уральского округа установил, что общество знало, сколько и когда должно уплатить

Неуплата налога стала основанием для направления требования об его уплате в адрес общества «Пермская консалтинговая фирма «Синтез». Налогоплательщик, не согласный с процедурой направления требования, обратился в суд.

Из анализа претензий видно, что направленный в порядке ст. 69 НК РФ документ, не содержал подписи должностного лица налогового органа. Как отметили арбитры, ни в НК РФ, ни в других актах на закреплено требование о наличии подписи инспектора в требовании. В документе в наличии были и размер налога, пеней и сроки его уплаты, то есть все необходимые сведения.  

С учетом отсутствия других претензий, наличия непогашенной недоимки и свидетельств получения требования налогоплательщиком, его жалоба оставлена без удовлетворения.

Постановление ФАС Уральского округа от 15.07.2013 г. № Ф09-6992/13

Источник: Российский налоговый портал

 

01.08.2013 Оплата необлагаемых НДС операций не помешала обществу получить вычет

Установлено, что НДС исчислил и уплатил в бюджет контрагент заявителя

Обществу «Уральский завод железнодорожного машиностроения» было отказано в предоставлении вычета по НДС. Причиной налоговики назвали то, что операция по гарантийному ремонту электровозов, обязанность которого возложена на общество, освобождена от НДС на основании подп. 13 ст. 149 НК РФ. По мнению налоговиков, льгота неправомерна, поскольку счет-фактура выставлена фактическим исполнителем компанией «Уральские локомотивы».

Как единогласно отметили суды, данные факты не мешали выставить компании счет-фактуру по необлагаемым операциям, ведь согласно п. 5 ст. 173 НК РФ, выделенные суммы НДС должны быть уплачены в бюджет в любом случае.

То обстоятельство, что завод уплатил эти деньги исполнителю, свидетельствует о правомерности заявленного им вычета. Суды удовлетворили требования налогоплательщика.

Постановление ФАС Уральского округа от 17.07.2013 г. №. Ф09-7213/13

Источник: Российский налоговый портал

 

01.08.2013 Расходы на приобретение молока помогут компании обезопасить работников

Снабжение сотрудников молоком признано правомерным

Расходы по приобретению молока вызвали вопросы у налоговиков в отношении общества  НПК «АЗИМУТ». Компании пришлось обратиться в суд. Из материалов дела видно, что расходы по покупке молока в размере 114 тыс. руб. были обусловлены снабжением им работников заявителя.

По словам представителей налогоплательщика, молоко выдавалось сотрудникам бесплатно в связи с наличием вредных условий на производстве. Вывод инспекции о неподтвержденности превышения концентрации вредных веществ на рабочих местах сотрудников отклонен судами.

Выдача молока проводилась в соответствии с письмом Минфина России 22.10.2009 г. №. 03-03-06/1/679, позицией которого должны были руководствоваться налоговики. Кроме того, на оценку судьям представлено экспертное заключение Роспотребнадзора, в котором чиновники службы подтвердили наличие вредных веществ. Требования налогового органа отклонены.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2013 г. №. А56-61878/2012

Источник: Российский налоговый портал

 

01.08.2013 Имея несколько обособленных подразделений, иностранная компания вправе встать на учет по местонахождению любого из них

Данное право предоставлено ей п. 3 ст. 144 НК РФ

Иностранная компания обратилась за предоставлением вычета по месту учета одного из обособленных подразделений, в Москве. Налоговики частично отказали в льготе, со ссылкой на заявление вычетов по операциям, которые осуществлялись иным обособленным подразделением общества в г. Санкт-Петербург.

Из пояснений в суде было ясно, что компания действительно находилась на учете в двух местах, куда и представляла отчетность по отдельности в соответствии с п. 2 ст. 144 НК РФ. Одновременно, арбитры оценили и письма налогоплательщика в адрес инспекции, с просьбой постановки на учет подразделений лишь в Москве с марта 2010 года.

Как выяснилось из материалов, общество воспользовалось правом, данным ей п. 3 ст. 144 НК РФ, и решило встать на учет по месту регистрации одного из его подразделений.  Тот факт, что деятельность велась в другом городе, уже значения не имел. Требования налоговиков были отклонены.

Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2013 г. №. А40-132408/12-140-913

Источник: Российский налоговый портал

 

01.08.2013 Налоговики не вправе утаивать результаты дополнительных контрольных мероприятий

Под проведение допмероприятий инспекция замаскировала повторную проверку

По словам  предпринимателя, налоговики нарушили его право на ознакомление с материалами налоговой проверки. В обоснование в суд представлено окончательное (по итогам дополнительных контрольных мероприятий) решение инспекции о доначислении заявителю 1, 2 млн руб.

Как отметил налогоплательщик, врученный ранее по итогам проверки акт не содержал ссылок на те фактические обстоятельства и материалы, которые «возникли» по итогам допмероприятий. Если возражения на акт инспекцией приняты, то они должным образом чиновниками не оценены. По сравнению с актом налоговой проверки, сумма доначисленного налога возросла почти в два раза.

Суды заметили, что фактически была проведена повторная проверка предпринимателя, материалы которой налогоплательщику не сообщались – доказательств обратного инспекторы не представили. Руководствуясь ст. 101 НК РФ, арбитры удовлетворили требования ИП.

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07. 2013 г. №. А12-23149/2011

Источник: Российский налоговый портал

 

01.08.2013 При реализации муниципального имущества физическим лицам, НДС уплачивают муниципальные власти

Муниципальный орган не является налогоплательщиком, но это не должно мешать пополнению бюджета

Комитет по управлению городским имуществом, несогласный с доначислением ему НДС, обратился в арбитражный суд. Как отметили чиновники, налоговики не вправе были возлагать на него эту обязанность,  так как налоговым агентом при реализации муниципального имущества в рамках приватизации является покупатель, а не продавец.

Арбитры при анализе дела установили, что среди покупателей были физические лица (не ИП), которые в силу п. 3 ст. 161 НК РФ уплачивать налог не обязаны. В то же время, из бюджетного законодательства (ст. 50 и 62 БК РФ) видно, что НДС от операций приватизации должен быть зачислен в бюджет.

Прямо не называя муниципальный орган ни налогоплательщиком, ни налоговым агентом, НК РФ обязывает в данном случае именно его перечислить деньги в бюджет. Доначисление налога было признано правомерным, а требования Комитета были отклонены.

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.07.2013 г. №. А72-9611/2012

Источник: Российский налоговый портал

 

02.08.2013 Маскировка купли-продажи под договор комиссии привела к доначислению НДС

Вся стоимость автомобилей была включена в базу по НДС

Отношения между обществом «АА Независимость Премьер Авто» (комиссионером – посредником при продаже автомобилей) и физическими лицами (комитентами – продавцами) вызвали вопросы у налоговиков. Исходя из документов, между сторонами были заключены договоры комиссии, в соответствии с которыми общество реализовало автомобили по наиболее выгодной цене дилерам по программе «Трейд-ин».

Договоры комиссии содержали согласованную цену товаров. Как отметили налоговики, неисчисление НДС организацией со стоимости машин неправомерно, так как в реальности имели отношения по договору купли-продажи. В нарушение ст. 995 ГК РФ комиссионер реализовал ряд авто по иной цене, чем согласована между сторонами.

Из материалов дела видно, что имущество передавалось обществу по акту приема-передачи как собственнику, отчеты по договорам комитенту не предоставлялись, предпродажная подготовка машин проводилась заявителем «своевольно». Руководствуясь ст. 39 НК РФ, суд переквалифицировал сущность сделки по заявлению инспекции и признал доначисление НДС правомерным.

Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 23.07.2013 г. № 09АП-21598/2013

Источник: Российский налоговый портал

 

02.08.2013 Целью повторной проверки является контроль над нижестоящим органом, а не дополнительное доначисление налога

Повторно проверять тот же период по тем же самым налогам чиновники не вправе

Назначение повторной выездной налоговой проверки в отношении общества «Меркурий-2» явилось причиной обращения организации в суд.  В рамках дела было установлено, что деятельность общества за 2011 и 2012 год уже проверялась. Налоговики достигли, по мнению судей, целей налогового контроля (ст. 82 НК РФ).

Вышестоящий орган не мотивировал повторную проверку неполнотой исследования обстоятельств, которые перечислены в приказе ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333 (о концепции системы планирования выездных проверок). Не указано также и на неправильные действия налоговиков, которые требовали бы проверки вышестоящим органом.

По мнению судей, нарушен п. 10 ст. 89 НК РФ, фактически проведена проверка за тот же период и по тем же налогам без достаточных на то оснований, что прямо запрещено п. 5 ст. 89 НК РФ. Решение вынесено вышестоящим органом, с целью «доработать ошибки» нижестоящего органа и доначислить дополнительные суммы НДС. Права компании признаны нарушенными  и требования налоговиков отклонены.

Постановление Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 16.07.2013 г. № А25-299/2013

Источник: Российский налоговый портал

 

02.08.2013 Налоговики не вправе наказывать за представление реестра платежных документов вместо отдельных платежек

Привлечение к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ признано неправомерным

Общество «Сварочно-монтажный трест» привлечено к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное непредставление запрашиваемых налоговиками сведений. В суде компания пояснила, что по запросу инспекции ею был предоставлен весь перечень актов и договоров за исключением платежных поручений в виде отдельных документов.

По словам чиновников, правомерность расчетов между организацией и контрагентами не подтверждена. В то же время, из представленных в суд реестров платежных поручений видно, что они содержат все необходимые для проверяющих сведения: назначение, дату платежа, номер договора, данные о счетах фактурах, о налогоплательщике.

Вопреки мнению инспекции, составление реестра в произвольной форме не позволяет говорить о наличии правонарушения. Жалоба налоговиков оставлена без удовлетворения.

Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2013 г. № А40-140352/12-140-1012

Источник: Российский налоговый портал

 

02.08.2013 Оценка наличия смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств входит в обязанность налоговиков и судов

Штраф компании был снижен до 300 тыс. руб.

Компании по итогам проверки было предложено уплатить недоимку и штраф за неуплату налога на прибыль. Налогоплательщик обратился в суд. Подтвердив наличие правонарушения в виде включения в расходы по налогу на прибыль стоимости реализованного земельного участка, арбитры не согласились с оценкой налогового органа касательно обстоятельств правонарушения.

Исходя из ст. 112 и 114 НК РФ имели место смягчающие наказание обстоятельства, а именно: открытие в отношении общества процедуры несостоятельности (банкротства) и тяжелое финансовое положение организации.

В п. 19 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 г. № 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сказано, что размер штрафа может быть снижен более чем в два раза. С учетом объективной оценки обстоятельств штраф в размере 2,9 млн руб. был снижен до 300 тыс. руб. В остальном кассация оставила решения в прежнем виде.

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.07.2013 г. № А12-22135/2012

Источник: Российский налоговый портал

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

29.07.2013 Размер МРОТ с 1 января 2014 года составит 5554 рубля

Профсоюзы  не согласны со столь незначительным увеличением

Как сообщила Российская газета, размер минимальной заработной платы с 1 января 2014 года составит 5554 руб. Об этом рассказала замминистра труда и социальной защиты Любовь Ельцова на заседании  Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Однако профсоюзы выступили против столь «незначительного», на их взгляд» повышения. «Это предлагают люди, которые не имеют представления о том, что значит прожить на эту сумму месяц. Все сидящие здесь в зале зарабатывают, как минимум, в 10 раз больше», – сказал глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков.

Источник: Российский налоговый портал

 

29.07.2013 НДС «по просьбе» покупателя: кто будет платить налог в бюджет?

Компания на УСН в случае выставления счета-фактуры, будет обязана заплатить налог

Ситуации, когда покупатель «просит» поставщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, выставить ему счет-фактуру с выделенной суммой НДС, к сожалению нередки. Кто будет платить налог в бюджет в конечном итоге?

Как объяснил Минфин России, в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС, в том числе применяющими упрощенную систему налогообложения, покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет. Основание – п. 5 ст. 173 НК РФ.

Письмо Минфина России от 18.07.2013 г. № 03-07-11/28306

Источник: Российский налоговый портал

 

29.07.2013 Регистрация ИП в середине года: обязанность по сдаче сведений о среднесписочной численности работников

Представлять сведения по ССЧ «внутри» года обязаны только организации

Если гражданин зарегистрировался в качестве ИП, например, 13 июня 2013 года, обязан ли до 20 июля 2013 года сдать сведения о среднесписочной численности работников?

Как ответил Минфин, нет, не обязан. Положения НК РФ не предусматривают обязанность ИП представлять сведения о среднесписочной численности работников не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором физическое лицо было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Напомним, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).  Основание – абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ.

Письмо Минфина России от 19.07.2013 г. № 03-02-08/28369

Источник: Российский налоговый портал

 

29.07.2013 Оплата расходов на проживание и питание артиста во время гастролей облагается НДФЛ

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах

Каков порядок учета для целей налога на прибыль затрат организации по оплате питания и проживания артистов и их групп сопровождения? Облагается ли НДФЛ оплата организацией расходов артистов на питание и проживание?

Такие вопросы были предметом рассмотрения Минфина России. Как разъяснило финансовое ведомство, если оплата организацией расходов артиста по проживанию и питанию (в рамках гражданско-правовых договоров) осуществляется в интересах этих физических лиц, то такая оплата признается их доходом, полученным в натуральной форме. Суммы такой оплаты подлежат обложению НДФЛ.

Письмо Минфина России от 19.07.2013 г. № 03-03-06/1/28379

Источник: Российский налоговый портал

 

30.07.2013 ФНС разъяснила, что при дистанционной торговле продавец должен выдавать чек ККТ

Выдавать покупателям кассовые чеки следует непосредственно в момент оплаты товаров

Федеральная налоговая служба рассмотрела вопрос применения ККТ продавцами в случае торговли через интернет-магазины. Как объяснила ФНС России, организации и ИП, осуществляющие реализацию товаров дистанционным способом (в том числе через интернет-магазины), обязаны применять ККТ.

Причем, чеки следует выдавать непосредственно в момент оплаты товаров. Выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой ранее, чем за 5 минут до реального времени осуществления наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, а равно копий кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой, не допускается.

Письмо ФНС России от 10.07.2013 г. № АС-4-2/12406@

Источник: Российский налоговый портал

 

30.07.2013 Обязанность по уплате НДС нельзя возложить на покупателя товаров

Плательщиками налога признаются компании и ИП, реализующие товар (работы, услуги)

Минфин России отметил, что плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги), а не покупатели этих товаров (работ, услуг) при их приобретении.    

Иными словами, обязанность по уплате НДС нельзя возложить на покупателя.

Письмо Минфина России от 17.07.2013 г. № 03-07-14/28028    

Источник: Российский налоговый портал

 

30.07.2013 Как определить взаимозависимость лиц?

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц

Как подчеркнул Минфин России, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и результаты сделок, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ.

Письмо Минфина России от 16.07.2013 г. № 03-01-18/27659

Источник: Российский налоговый портал

 

31.07.2013 Симметричная корректировка налоговой базы при сделках между взаимозависимыми лицами: разъяснения Минфина

Налогоплательщик вправе произвести самостоятельную корректировку налоговой базы

Если при совершении сделки между взаимозависимыми лицами цены не соответствуют рыночным, имеет ли право компания внести корректировки в налоговую базу по НДС? Как объяснил Минфин России, организация вправе произвести самостоятельную корректировку налоговой базы при условии, что это не приведет к уменьшению сумм соответствующих налогов.

Следует помнить, что корректировка налоговой базы в сторону уменьшения допускается в случае применения налогоплательщиком симметричной корректировки в соответствии со ст. 105.18 НК РФ.

Письмо Минфина России от 09.07.2013 г. № 03-01-18/26630

Источник: Российский налоговый портал

 

31.07.2013 Должен ли банк предоставить ответ на мотивированный запрос инспекции по счетам физических лиц?

Налоговики вправе запросить информацию по всем счетам, а не только по счетам, касающимся предпринимательской деятельности

Индивидуальный предприниматель открыл в банке расчетный счет для ведения своей деятельности. Кроме «предпринимательского» счета у гражданина имеется «личный» счет в том же банке, открытый для личных нужд.

Обязан ли банк раскрывать информацию по личному счету, в случае получения запроса из ИФНС? Как объяснил Минфин РФ, банки обязаны представлять налоговым органам по их мотивированным запросам информацию по счетам, вкладам (депозитам) индивидуальных предпринимателей, в том числе открытым им как физическим лицам.

Положениями НК РФ не предусмотрено, что информация может быть запрошена у банков исключительно только по тем счетам ИП, которые используются ими при осуществлении предпринимательской деятельности.

Письмо Минфина России от 10.07.2013 г. № 03-02-07/1/26643

Источник: Российский налоговый портал

 

31.07.2013 Продажа автомобиля без регистрации: налоговые последствия

В каком случае транспортный налог будет платить «старый» владелец?

УФНС по Костромской области напомнило гражданам (владельцам автомобилей), что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации автомобиля, а не от его фактического наличия или использования.

Исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах (ст. 362 НК РФ). Таким образом, взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в регистрирующих органах.

Гражданам, которые передали свое авто другому лицу, следует помнить об этом и своевременно обратиться в Госавтоинспекцию с заявлением о снятии машины с учета.

Источник: Российский налоговый портал

 

31.07.2013 Продажа ИП имущества, используемого в предпринимательской деятельности: налоговые последствия

В этом случае имущественный вычет не предоставляется

Индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН и систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, оказывает услуги по перевозке пассажиров. Бизнесмен продал автобус, используемый в целях осуществления предпринимательской деятельности. Обязан ли он заплатить НДФЛ в данном случае?

Как ответил Минфин России, предприниматель, применяющий патент и ЕНВД, в отношении дохода, полученного от реализации автотранспортного средства, должен уплатить НДФЛ (по ставке 13%).

В этом случае имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, не предоставляется.  

Письмо Минфина России от 18.07.2013 г. № 03-04-05/28293

Источник: Российский налоговый портал

 

31.07.2013 Что делать, если предприниматель «передумал» применять патент?

Дата получения патента и дата начала его действия могут не совпадать

Индивидуальный предприниматель, подав заявление на применение патентной системы налогообложения, через некоторое время передумывает применять данный режим. Каков порядок действий в данной ситуации?

Как объяснило УФНС по Республике Коми, разъяснения по этому вопросу изложены в письме Минфина России от 08.07.2013 г. № 03-11-09/26233.

В частности, в письме указано, что дата получения патента и дата начала его действия могут не совпадать. Предприниматель, подавший заявление на применение патента, а затем принявший решение о неприменении данной системы, должен сообщить об этом ИФНС до даты постановки на учет в качестве налогоплательщика патента.

После постановки на учет в качестве налогоплательщика ПСН, индивидуальный предприниматель обязан уплачивать налог в рамках данной системы налогообложения в установленные сроки.

Источник: Российский налоговый портал

 

01.08.2013 Является ли субсидия на приобретение квартиры расходом при исчислении НДФЛ?

Если квартира была приобретена, а затем продана за одну и ту же цену, налоговая база по НДФЛ будет равна нулю

Минфин России о порядке получения имущественного вычета в случае продажи квартиры. Как указывает финансовое ведомство, можно использовать вычет в размере 1 млн руб., а можно уменьшить сумму доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Вправе ли гражданин учесть в составе расходов субсидию, полученную ранее на приобретение жилья?

Предоставленные гражданину суммы субсидии, направленные на приобретение квартиры, являются его расходами указал Минфин. При продаже квартиры гражданин имеет право уменьшить сумму доходов на всю сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением данной квартиры.

Письмо Минфина России от 15.07.2013 г. № 03-04-05/27531

Источник: Российский налоговый портал

 

01.08.2013 Индивидуальный предприниматель вправе принять автомобиль к учету в качестве основного средства

Вне зависимости от времени приобретения основного средства ИП вправе начислять по автомобилю амортизацию

Как разъяснила ФНС России, предприниматель имеет право принять на учет автомобиль, бывший в употреблении. При этом ИП может уменьшить срок полезного использования «старого» автомобиля на количество лет (месяцев) его эксплуатации собственником (физическим лицом), в том числе до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, должны быть документы, подтверждающие приобретение автомобиля физическим лицом (договор купли-продажи, платежные документы об оплате стоимости автомобиля), а также технический паспорт автомобиля.

Письмо ФНС России от 19.07.2013 г. № ЕД-4-3/13091@

Источник: Российский налоговый портал

 

02.08.2013 Налоговая служба напомнила о порядке получения социального вычета

При оплате лечения и приобретении медикаментов для детей, родителей, требуются документы, подтверждающие степень родства

УФНС по Забайкальскому краю напомнило о том, что социальный вычет на лечение предоставляется в пределах, установленных НК РФ, в отношении сумм, потраченных гражданином на медицинские цели – лечение и (или) приобретение медикаментов.

Для получения вычета физическому лицу необходимо представить в налоговый орган следующие документы:

1. Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;

2. Договор на лечение с приложениями и дополнительными соглашениями к нему;

3. Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (выдается медицинским учреждением);

4. Рецептурный бланк со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» (выдается лечащим врачом);

5. Документы, подтверждающие оплату медикаментов;

6. Заявление на возврат.

Следует помнить, что при оплате лечения и приобретении медикаментов для детей, родителей или супруга требуются документы, подтверждающие степень родства.

На получение вычета на лечение претендуют граждане, оплатившие медицинские услуги, медицинские препараты, а также расходные материалы для проведения лечения.

Источник: Российский налоговый портал

 

02.08.2013 Декларацию по УСН можно заполнять без копеек

Минфин России дал свои разъяснения по вопросу заполнения книги учета и декларации для «упрощенцев»

Как объяснило финансовое ведомство, все показатели в книге учета доходов и расходов организаций и предпринимателей, применяющих УСН, заполняются в полных рублях. Поэтому в налоговой декларации также все значения стоимостных показателей также указывать в полных рублях.

Напомним, что форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, утверждена приказом Минфина России от 22.10.2012 г. № 135н.

Письмо Минфина России от 24.07.2013 года № 03-11-06/2/29385

Источник: Российский налоговый портал

 

02.08.2013 За «криминальное» банкротство предусмотрена уголовная ответственность

Уголовное законодательство предусматривает три состава преступления, связанных с понятием «банкротство»

За неправомерные действия при банкротстве, содержащиеся в сокрытии имущества, установлена уголовная ответственность в соответствии со ст. 195 Уголовного кодекса РФ, сообщило УФНС по Республике Тыва.

Действующее уголовное законодательство предусматривает три состава преступления, связанных с понятием «банкротство»: неправомерные действия при банкротстве, фиктивное и преднамеренное банкротство.

Как рассказали налоговики, в большинстве случаев должностные лица организации и ИП в целях уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами намеренно заключают различные гражданско-правовые договоры, которые по своей сути являются фиктивными и заключенными на крайне невыгодных для самого должника условиях, своими действиями утаивают собственность различными способами, фальсифицируют бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника.

Другим видом неправомерных действий при банкротстве являются действия руководителя, направленные на противоправное и внеочередное удовлетворение требований кредиторов. Такое удовлетворение возможно при несоблюдении установленной очередности либо при несоблюдении размера установленных выплат (например, выплата полной суммы долга, что делает невозможным удовлетворение требований остальных кредиторов).

Стоит обратить внимание на то, что привлечение к уголовной ответственности за вышеизложенные нарушения возможно в том случае, если совершенные деяния причинили крупный ущерб, размер которого в настоящее время составляет больше 250 тыс. руб. В противном случае речь может идти об административной ответственности. Максимальное наказание, которое установлено за описанные нарушения, состоит в лишении свободы сроком до шести лет со штрафом до 200 тыс. руб.

Источник: Российский налоговый портал

 

02.08.2013 Обучение работников в производственных целях НДФЛ не облагается

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель

Если компания направляет своих сотрудников на обучение, затраты на переподготовку будут являться налоговой базой для начисления НДФЛ?

Как разъяснил Минин России, если обучение работников связано с производственной необходимостью по распоряжению работодателя, то суммы оплаты такого обучения не облагаются налогом на доходы физических лиц.

Причем, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).

Письмо Минфина России от 17.07.2013 г. № 03-04-06/27891

Источник: Российский налоговый портал

 

02.08.2013 В персонифицированном учете ожидаются изменения

Минтруд разработал новую инструкцию

Минтруд России разработал новую инструкцию о порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах в системе обязательного пенсионного страхования.

В частности, проект новой инструкции предусматривает следующее:

1) Включение с 1 января 2014 года в общую часть лицевого счета подробных сведений о суммах страховых взносов для лиц 1966 года рождения и старше, 1967 года рождения и моложе по тарифам определенных размеров в отношении указанных возрастных категорий и по различным периодам учета этих сумм.

2) Уточнение сроков представления, а также состава сведений, помимо упомянутых, о застрахованных лицах страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, которые разнятся в зависимости от отчетности за периоды до 1 января 2013 года и после этой даты.

3) Уточнение документации, обмен которой между страхователями возможен в электронной форме, и порядка ее представления в электронной форме.

Источник: Российский налоговый портал

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

НДС

 

Две организации собираются заключить договор на создание программных продуктов, исключительное право на созданный программный продукт будет принадлежать заказчику (на основании п. 1 ст. 1296 ГК РФ).
Каковы особенности налогового учета (налог на прибыль, НДС) операций по данному договору у исполнителя?

НДС

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ.

Оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ признается реализацией работ (услуг) в силу абз. 4 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Следует заметить, что освобождение от обложения НДС реализации (а также передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, предусматриваемое пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, на операции по выполнению работ, направленных на создание программ для электронных вычислительных машин в целом или отдельных частей таких программ, осуществляемых по договорам подряда, которые не сопровождаются передачей прав на использование результатов интеллектуальной деятельности не распространяется.

В постановлении ФАС Московского округа от 05.07.2011 N Ф05-5911/11 по делу N А40-121512/2010 судьи указывают, что освобождение от обложения НДС в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ может быть применено в том случае, если заказчик получает исключительное право на программу для ЭВМ только с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки права (акт о передаче исключительного права). То есть договором между заказчиком и исполнителем должна быть предусмотрена оплата именно за передачу исключительных и неисключительных прав на программное обеспечение.

Исходя из вышеизложенного выполнение работ по созданию программы для ЭВМ облагается НДС в общеустановленном порядке. Аналогичную точку зрения высказывают представители Минфина России в письмах от 01.04.2008 N 03-07-15/44, от 02.06.2008 N 03-07-08/134 и УФНС России по г. Москве от 29.12.2007 N 03-07-11/648.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, сумма вознаграждения Исполнителя, предусмотренная договором на создание программного продукта,, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. Налоговая база по НДС при этом определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ при исчислении налога на прибыль организаций доходом от реализации признаются:

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных;

- выручка от реализации имущественных прав.

В соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При определении выручки от реализации учитываются все поступления, связанные с расчетами при переходе к другому лицу права собственности на имущество и (или) имущественные права, принадлежащие налогоплательщику, результатов выполненных работ либо оказание услуг одним лицом для другого лица в порядке, установленном НК РФ (письмо Минфина России от 31.01.2008 N 03-03-06/3/1).

При определении доходов, в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ, из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Сумма выручки от реализации определяется на дату признания доходов и расходов также в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов - метода начисления или кассового метода.

Порядок признания доходов при применении метода начисления определен ст. 271 НК РФ, в силу п. 1 которой доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Работой для целей налогообложения согласно п. 4 ст. 38 НК РФ признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Датой признания доходов по выполненным работам является дата принятия работ по акту организацией, для которой данные работы были выполнены (письмо УФНС России по городу Москве от 02.09.2008 N 20-12/083102). Форму такого акта организации вправе разработать и утвердить самостоятельно с учетом требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Применяемую форму акта выполненных работ целесообразно закрепить в договоре.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что вознаграждение Исполнителя по договору на создание программного продукта признается в качестве его дохода на дату подписания сторонами акта выполненных работ. При этом сумма НДС, предъявляемая Заказчику Исполнителем, в составе доходов не учитывается.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Брижанева Дарья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

 

 

НДФЛ

 

В июле 2013 года сотрудник, проработавший 2 года на предприятии, представил работодателю удостоверение участника боевых действий в Северо-Кавказском округе, выданное в 2006 году.
С какого месяца необходимо предоставить этому сотруднику вычет: с июля 2013 года или нужно пересчитать ему НДФЛ с начала 2013 года?

29 июля 2013

Внимание! Акция «Отпуска 2013»!

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации организация как налоговый агент обязана предоставить работнику стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, за каждый месяц налогового периода, то есть с января 2013 года, независимо от того, в каком месяце налогового периода от него получено соответствующее заявление и подтверждающие документы.

 

Обоснование позиции:

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218-221НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Абзацем 16 пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ предусмотрено, что право на стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода имеют, в том числе, граждане, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.

На основании ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) к ветеранам боевых действий отнесены категории лиц, принимавших участие в боевых действиях как на территории РФ, так и на территории других государств.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к Закону N 5-ФЗ (п. 3 ст. 3 Закона N 5-ФЗ).

Согласно разделу III приложения к Закону N 5-ФЗ лица, выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, являются ветеранами боевых действий.

С учетом изложенного считаем, что работник в рассматриваемой ситуации имеет право на применение стандартного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ.

В силу п. 3 ст. 218 НК РФ данный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на налоговый вычет.

В соответствии со ст. 28 Закона N 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 либо Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утвержден единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий (далее - Постановление N 763).

Таким образом, полагаем, что документом, подтверждающим право работника на получение стандартного налогового вычета в рассматриваемой ситуации, будет являться удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением N 763.

При наличии заявления налогоплательщика и соответствующих подтверждающих документов налоговый агент не вправе отказать налогоплательщику в предоставлении стандартных налоговых вычетов.

Нормы главы 23 НК РФ четко не определяют порядка предоставления налоговым агентом стандартного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, в случае получения от работника соответствующего заявления и документов не с первого месяца календарного года.

В письме Минфина России от 14.03.2006 N 03-05-01-04/59 рассматривалась ситуация, в которой работник представил налоговому агенту заявление на стандартный налоговый вычет и соответствующие документы в мае с просьбой применить стандартный налоговый вычет с начала года. Специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что в данной ситуации налоговый агент обязан предоставить налогоплательщику стандартные налоговые вычеты с января.

Вместе с тем в письме Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 выражено мнение о том, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за месяцы налогового периода, когда соблюдены условия, установленные п. 3 ст. 218 НК РФ, а именно представлено заявление и документы, подтверждающие право на такие налоговые вычеты.

В то же время в более позднем письме Минфина России от 18.04.2012 N 03-04-06/8-118 выражена иная позиция: если налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета и работает у налогового агента с начала года, то налоговый агент вправе предоставить налоговый вычет с начала года независимо от месяца, в котором налогоплательщиком подано заявление на получение вычета с приложением к нему необходимых документов.

Следует учитывать, что исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года) по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (п. 3 ст. 226ст. 216п. 1 ст. 224 НК РФ).

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации организация как налоговый агент обязана предоставить работнику стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, за каждый месяц календарного года, то есть с января, независимо от того, в каком месяце налогового периода от него получены соответствующее заявление и подтверждающие документы. Это означает, что по итогам июля при расчете налоговой базы по НДФЛ в отношении данного сотрудника организация должна уменьшить налоговую базу, исчисленную нарастающим итогом с начала 2013 года, на общую сумму стандартных налоговых вычетов, также исчисленных начиная с января 2013 года.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:

Энциклопедия решений. Стандартный налоговый вычет по НДФЛ 500 рублей;

Энциклопедия решений. Предоставление налоговым агентом стандартных вычетов по НДФЛ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

 

Страховые взносы

 

Нужно ли заполнять таблицу 10 "Сведения об аттестации рабочих мест на начало года" формы 4-ФСС за полугодие 2013 года, если аттестация рабочих мест проводилась на предприятии в августе 2010 года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемом случае организация должна заполнить таблицу 10 формы 4-ФСС, указав в ней сведения об общем количестве рабочих мест, подлежащих аттестации, и о всех рабочих местах, на которых была проведена аттестация за все предшествующие периоды времени.

Обоснование позиции:

Порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС) (далее - Порядок) утвержден приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107н.

В соответствии с п. 2 Порядка таблица 10 "Сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года" формы-4 ФСС (далее также - таблица 10) не заполняется и не представляется в случае отсутствия показателей для заполнения этой таблицы.

Согласно пп. 30.1 п. 30 Порядка по строке 1 таблицы 10 в графах 3-6 указываются данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих аттестации, о количестве рабочих мест, аттестованных по условиям труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, а именно к 3 и 4 классам условий труда, содержащиеся в сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, составляемой по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда по состоянию на начало года. При этом названная сводная ведомость составляется с учетом того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, далее - Порядок проведения аттестации).

По строке 2 таблицы 10 в графах 7-8 указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры. Указанные графы заполняются в соответствии со сведениями, содержащимися в заключительных актах медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников, и в соответствии со сведениями, содержащимися в заключениях по результатам предварительного медицинского осмотра, выданных работникам, прошедшим указанные осмотры за предшествующий год. В графе 7 указывается общее число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным и периодическим осмотрам, а в графе 8 - число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры (пп.пп. 30.2-30.4 п. 30 Порядка).

В связи с этим считаем необходимым также отметить следующее. Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает выполнение видов работ, перечисленных в п. 4 Порядка проведения аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных проектами в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

Из п. 30 Порядка не следует, что в графах 3-6 таблицы 10 должны быть указаны сведения о рабочих местах, вновь организованных в календарном году, предшествующем году представления формы - 4-ФСС, и подлежащих аттестации, и о количестве рабочих мест, на которых аттестация проведена в этом календарном периоде. На наш взгляд, по смыслу этой нормы под общим количеством рабочих мест работодателя, подлежащих аттестации, и количеством рабочих мест, аттестованных по условиям труда, следует понимать все рабочие места, существующие на начало года представления формы 4-ФСС, в том числе созданные и прошедшие аттестацию во всех предшествующих календарных годах.

Отметим также, что из Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утверждена приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н) также не следует, что при расчете коэффициента проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя учитываются только рабочие места, созданные в календарном году, предшествующем году установления названных скидок и надбавок, и на которых была проведена аттестация в этом календарном периоде.

В связи с этим мы полагаем, что в рассматриваемом случае организация должна заполнить таблицу 10 формы 4-ФСС, указав в ней сведения об общем количестве рабочих мест, подлежащих аттестации в соответствии с п. 4 Порядка проведения аттестации, и о всех рабочих местах, на которых была проведена аттестация за все предшествующие периоды времени.

Как следует из пп. 30.2 п. 30 Порядка в графах 7 и 8 таблицы 10 указываются сведения о работниках, подлежащих обязательным предварительным и периодическим осмотрам и прошедших указанные осмотры в предшествующем календарном году.

Подчеркнем, что организация вправе обратиться в территориальный орган ФСС за получением официальных разъяснений по этому вопросу (п. 10 ч. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пп. 9 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения