Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 28 июня по 4 июля 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Изменения в НК РФ: освобождение от НДС общепита, уточнение расходов по налогу на прибыль, индексация ставок по акцизам, донастройка демпфирующего механизма и многое другое

В НК РФ вносятся многочисленные поправки, касающиеся уплаты НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и других налогов.

В частности:

уточняется порядок уплаты НДС налоговыми агентами при покупке товаров (работ, услуг) у поставщиков - иностранных организаций;

к операциям, не подлежащим налогообложению НДС, отнесены услуги общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание). Одновременно установлен ряд условий, при соблюдении которых соответствующие операции не облагаются НДС: в том числе сумма доходов организации не должна превышать в совокупности 2 млрд рублей, а удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов компании должен составлять не менее 70%;

устанавливаются ставки акцизов на подакцизные товары с учетом прогнозируемого уровня инфляции в размере 4 процентов;

скорректирован порядок определения максимальной розничной цены табачных изделий;

предусматриваются поправки, направленные на донастройку демпфирующего механизма, применяемого при определении налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье;

корректируются условия для применения с 1 января 2022 года права на "обратный" акциз на этан и сжиженные углеводородные газы (СУГ);

по налогу на прибыль уточняется порядок учета расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства, дополняется перечень расходов на НИОКР за счет затрат на приобретение результатов интеллектуальной деятельности по договору об отчуждении или лицензионному договору;

для организаций культуры предусматривается перенос сроков уплаты налога на прибыль за 2020 и 2021 годы на март 2022 года.

при определении базы по налогу на прибыль не будут учитываться расходы на платежи в целях возмещения ущерба, перечисляемые в бюджет;

определен перечень случаев возникновения обязанности по восстановлению и уплате в бюджет страховых взносов у участников проекта "Сколково".

 

Федеральный закон от 02.07.2021 N 306-ФЗ
"О внесении изменения в статью 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Право на применение заявительного порядка возмещения НДС предоставлено производителям вакцины для профилактики COVID-19

Соответствующее дополнение внесено в пункт 2 статьи 176.1 НК РФ.

Положения применяются в отношении заявительного порядка возмещения НДС за налоговые периоды с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно.

 

Федеральный закон от 02.07.2021 N 307-ФЗ
"О внесении изменения в статью 174.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Изменения в НК РФ позволят концессионерам в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, осуществляющим деятельность в "малых" городах, применяющим УСН, формировать тариф на коммунальные услуги без НДС

Ранее тариф для группы потребителей "население" устанавливался с НДС, для иных групп потребителей - без НДС.

Необходимость принятия закона обусловлена, в частности, трудностями в привлечении инвестиций через механизм концессионного соглашения в связи с отсутствием заинтересованности потенциальных инвесторов, поскольку в малых населенных пунктах такие организации, чаще всего применяющие УСН, в случае заключения концессионного соглашения были обязаны уплачивать НДС.

После внесения изменений в статью 174.1 НК РФ тариф на коммунальный ресурс будет устанавливаться для всех групп потребителей без НДС концессионерам - организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН, заключившим концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 100 тысяч человек на дату заключения концессионного соглашения.

 

Федеральный закон от 02.07.2021 N 308-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Освобождена от НДС реализация племенных рыб, а также эмбрионов и молоди, полученных от племенных рыб

Соответствующее дополнение внесено в абзац первый подпункта 35 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, законом применен одинаковый подход к налогообложению НДС при реализации как морской, так и пресноводной форели, - в отношении реализации данной продукции предусмотрена единая налоговая ставка в размере 10% НДС.

 

Федеральный закон от 02.07.2021 N 309-ФЗ
"О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Скорректированы значения и порядок применения коэффициента Крента к ставке НДПИ

Закон, уточняющий положения о применении корректирующего коэффициента к налоговой ставке, направлен на сохранение возможности добычи руды в отдельных районах и сохранение рабочих мест.

Согласно закону, если не предусмотрено иное, в отношении налоговых ставок, установленных пунктом 2 статьи 342 НК РФ, рентный коэффициент Крента принимается равным 3,5.

При соблюдении установленных условий в отношении многокомпонентной руды, содержащей определенные полезные ископаемые, рентный коэффициент Крента может принимать значение 0,2.

Рентный коэффициент Крента принимается равным 1 в отношении, в частности: налоговых ставок, установленных подпунктами 7, 9 - 15 пункта 2 статьи 342 НК РФ, а также налоговых ставок, установленных пунктом 2 статьи 342 НК РФ для определенных видов добытых полезных ископаемых, в том числе: торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней.

Кроме того, Крента принимается равным 1 в отношении налоговых ставок, установленных пунктом 2 статьи 342 НК РФ для отдельных видов полезных ископаемых, добытых на участках недр, указанных в подпункте 4 пункта 3 статьи 342.8 НК РФ, при условии заключения организацией, владеющей лицензиями на пользование такими участками недр и не являющейся участником регионального инвестиционного проекта, соглашения о добыче и сохранении занятости.

Соглашение заключается с Минфином и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Организация вправе заключить соглашение до 31 декабря 2021 года (включительно).

Предметом соглашения является предоставление организации права на применение рентного коэффициента Крента, равного 1, при условии принятия данной организацией на себя обязательств по сохранению численности работников на уровне не ниже указанного в соглашении и по обеспечению добычи определенных полезных ископаемых в объемах и в сроки, предусмотренные соглашением.

 

Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1012
"О федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей"

С 1 июля 2021 года вводится в действие актуализированное положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей

Объектом федерального государственного контроля (надзора) является деятельность контролируемых лиц по проведению лотереи, распространению (реализации, выдачи) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, приему лотерейных ставок среди участников лотереи, выплате, передаче или предоставлению выигрышей участникам лотереи, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий объектов контроля (по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий) осуществляется со следующей периодичностью:

для объектов контроля, отнесенных к средней категории риска, - 1 раз в 3 года;

для объектов контроля, отнесенных к умеренной категории риска, - 1 раз в 4 года.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

Предусматривается, что включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки при осуществлении федерального государственного надзора за проведением лотерей, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 года, подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) за проведением лотерей в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Постановлением.

В приложении приведены критерии отнесения деятельности операторов лотерей и распространителей к категориям риска причинения вреда (ущерба).

Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2012 года N 913, которым утверждено аналогичное положение, с внесенными в него изменениями.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 года.

 

Постановление Правительства РФ от 24.06.2021 N 980
"О внесении изменений в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению"

Премии победителям Всероссийского студенческого конкурса "Твой ход" включены в перечень международных, иностранных и российских премий, суммы которых не подлежат налогообложению

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

 

Постановление ФСС РФ от 28.05.2021 N 17
"Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2022 год"

Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2021 N 64021.

Для расчета скидок и надбавок к тарифам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ФСС РФ утверждены значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2022 год

Значения основных показателей на очередной финансовый год рассчитываются и утверждаются ФСС РФ в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524.

Такими показателями являются:

- отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

- количество страховых случаев на 1 тысячу работающих;

- количество дней временной нетрудоспособности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

 

<Письмо> ФНС России от 28.05.2021 N ЕА-4-15/7407
<О направлении форматов универсального передаточного документа и корректировочного универсального передаточного документа>

ФНС России для использования в работе направлены доработанные форматы универсальных передаточных документов (универсальных корректурных документов), а также xsd-схемы к ним

Сообщается, что для упрощения документооборота и унификации первичных документов налогоплательщиков в рамках договоров комиссии, агентских договоров при осуществлении посредником (комиссионером, агентом) операций от своего имени доработаны формат универсального передаточного документа, утвержденный приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@ и формат корректировочного универсального передаточного документа, утвержденного приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-26/736@.

Случаи использования доработанных универсальных передаточных документов (универсальных корректурных документов) описаны в приложении к настоящему письму.

 

<Письмо> ФНС России от 21.06.2021 N АБ-4-20/8669@
"Об особенностях привлечения к административной ответственности"

ФНС России напомнила об особенностях привлечения к административной ответственности пользователей контрольно-кассовой техники в период действия моратория на применение штрафных санкций

Сообщается о необходимости учета в работе позиции ФНС России относительно правомерности привлечения к административной ответственности пользователей контрольно-кассовой техники, совершивших административные правонарушения (по которым в настоящее время не истек срок давности привлечения к административной ответственности), ответственность за которые предусмотрена частями 2 - 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, в период действия моратория на применение санкций, введенного Федеральным законом от 03.07.2019 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

Федеральным законом N 171-ФЗ действие частей 2 - 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций) было приостановлено до 01.10.2020.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (части 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ).

При выявлении случаев совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2 - 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, в период действия моратория на применение штрафных санкций и по которым в настоящее время не истек срок давности привлечения к административной ответственности основания для привлечения к ответственности отсутствуют ввиду не предусмотренной законом ответственности в период действия моратория.

Кроме того, необходимо учитывать, что действие положений Федерального закона N 171-ФЗ распространяется в том числе и на лиц, в отношении которых постановление о назначении административного наказания не было исполнено на момент его вступления в силу.

 

<Письмо> ФНС России от 22.06.2021 N БС-4-11/8724@
<Об определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по доходам в виде дивидендов, полученных физическими лицами от долевого участия в российской организации>

При получении налогоплательщиком, признаваемым налоговым резидентом РФ, доходов от долевого участия в российской организации, полученных в виде дивидендов, налоговая база определяется как денежное выражение совокупности всех доходов в виде дивидендов, полученных физическим лицом в налоговом периоде

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 4 статьи 214 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов, полученных в виде дивидендов по акциям российских организаций, осуществляются в соответствии со статьей 214 Кодекса с учетом положений статьи 226.1 Кодекса.

Согласно пункту 12 статьи 226.1 Кодекса при выплате налогоплательщику налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога на доходы физических лиц производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога на доходы физических лиц.

При получении налогоплательщиком, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, доходов от долевого участия в российской организации, полученных в виде дивидендов, налоговая база определяется как денежное выражение совокупности всех доходов в виде дивидендов, полученных физическим лицом в налоговом периоде. При этом налоговая ставка в отношении таких доходов применяется в зависимости от величины налоговой базы.

 

<Письмо> ФНС России от 22.06.2021 N БС-4-21/8726@
"Об исчислении земельного налога в отношении земельных участков "для комплексного освоения в целях жилищного строительства"

Верховный Суд РФ отказал в признании недействующим письма Минфина России от 21.08.2017 N 03-05-04-02/53545 по вопросу исчисления земельного налога с применением повышающих коэффициентов

При этом отмечено, что исходя из толкования норм законодательства, действовавших применительно к периоду издания письма Минфина России от 21.08.2017 N 03-05-04-02/53545, следует, что пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ, по общему правилу, применяется на условиях осуществления жилищного строительства на земельных участках с разрешенным использованием "для комплексного освоения в целях жилищного строительства". Налогоплательщик в случае неосвоения земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не лишен права применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%), однако от исчисления налога с учетом повышающего коэффициента не освобожден.

 

<Письмо> ФНС России от 29.06.2021 N БС-4-21/9062@
"Об основаниях возобновления налогообложения транспортных средств, розыск которых прекращен"

Для возобновления исчисления налога в отношении транспортного средства, ранее находящегося в розыске, налоговый орган должен располагать документом о возврате обнаруженного ТС владельцу

Факты угона (кражи) и возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Соответствующие сведения представляются из ФГИС ГИБДД по форме "Сведения об автомототранспортных средствах и об их владельцах", утвержденной приказом ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/545@) в составе строки 1.23.2 "Дата прекращения розыска (дата возврата транспортного средства)".

Сообщается, что данные сведения относятся к прекращению розыска не только в связи с возвратом транспортного средства, но и после истечения предельного срока проведения розыска.

Для возобновления исчисления налога инспекция должна располагать документированной информацией, подтверждающей факт возврата транспортного средства лицу, на которое оно зарегистрировано (например, документ уполномоченного правоохранительного органа о прекращении розыска и передаче обнаруженного транспортного средства его владельцу и т.п.).

 

<Письмо> ФНС России от 29.06.2021 N СД-4-3/9056@
"По вопросу аннулирования постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД"

ФНС разъяснила порядок возврата на применение УСН налогоплательщиком, не соответствующим условиям для применения НПД

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вправе отказаться от применения УСН и перейти на специальный налоговый режим НПД, при условии соответствия требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ.

При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица предъявляемым требованиям, налоговый орган уведомляет данное лицо об отказе в постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД с указанием причин отказа.

Налогоплательщик вправе самостоятельно обратиться в территориальный налоговый орган с заявлением об аннулировании постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД с приложением документов, подтверждающих несоответствие установленным требованиям.

Сообщается, что в случае аннулирования постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД, уведомление о прекращении применения УСН также подлежит аннулированию.

Отмечено при этом, что в указанном случае страховые взносы подлежат исчислению в том числе за период неправомерного применения НПД.

<Информация> ФНС России
"С 1 июля расширяются критерии для вступления в налоговый мониторинг"

С 1 июля 2021 года снижаются критерии для перехода организаций на налоговый мониторинг: по доходам и активам - с 3 до 1 млрд рублей, по налогам - с 300 до 100 млн рублей

С указанной даты вступают в силу изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 29.12.2021 N 470-ФЗ.

Указанным законом также, в частности:

до 1 сентября продлен срок представления в налоговый орган заявления о проведении налогового мониторинга;

участники налогового мониторинга получили право на возмещение НДС и акциза в заявительном порядке. При выявлении необоснованного возмещения НДС (акциза) налоговый орган составит мотивированное мнение, предварительно направив в адрес организации соответствующее уведомление;

изменился срок составления мотивированного мнения. Теперь оно может быть составлено в течение всего периода проведения налогового мониторинга (ранее - не позднее чем за три месяца до его окончания).

 

<Информация> ФНС России
"С 1 июля применяется перечень оснований признания декларации или расчета непредставленными"

С 1 июля 2021 года декларация будет считаться непредставленной, если она подписана неуполномоченным лицом, показатели не соответствуют контрольным соотношениям, а также по иным основаниям

С указанной даты статья 80 НК РФ дополняется пунктом 4.1, устанавливающим основания, при наличии хотя бы одного из которых налоговый орган вправе признать декларацию (расчет) непредставленной:

декларация или расчет подписаны неуполномоченным лицом;

если руководитель организации дисквалифицирован и срок его дисквалификации еще не истек, или в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о нем ранее даты представления декларации (расчета);

в едином госреестре ЗАГС содержатся сведения о дате смерти физлица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) его УКЭП;

в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юрлица путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа ранее даты представления декларации (расчета);

показатели представленной декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям или содержатся ошибки в расчете по страховым взносам. Перечень контрольных соотношений к декларации по НДС установлен Приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-15/519@.

 

<Информация> ФНС России
"С 1 июля квалифицированную электронную подпись для ЮЛ/ИП можно получить в ФНС России"

С 1 июля получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи можно в Удостоверяющем центре ФНС России

КЭП выдаются в территориальных налоговых органах. Услуга предоставляется бесплатно.

За получением квалифицированного сертификата в удостоверяющий центр ФНС России могут обратиться:

юридическое лицо (лицо, имеющее право действовать без доверенности);

индивидуальный предприниматель;

нотариус.

Для получения квалифицированного сертификата в удостоверяющем центре ФНС России необходимо иметь:

документ, удостоверяющий личность;

СНИЛС;

USB-носитель ключевой информации (токен) для записи квалифицированного сертификата и ключа электронной подписи, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России.

Приобрести носитель ключевой информации можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах. Можно использовать имеющиеся носители ключевой информации при наличии действующего сертификата соответствия ФСТЭК России или ФСБ России на этот носитель.

Подготовить и направить заявление на выпуск квалифицированного сертификата также можно через Личный кабинет налогоплательщика - физического лица (Жизненные ситуации - Нужна квалифицированная электронная подпись).

 

<Информация> ФНС России
"Изменен срок подачи заявления для вступления организаций в налоговый мониторинг"

ФНС России напоминает, что заявление о проведении налогового мониторинга необходимо представить не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду его проведения

С 1 июля расширяется круг потенциальных участников налогового мониторинга за счет снижения обязательных критериев для перехода на данную форму налогового контроля: по доходам и активам - с 3 млрд рублей до 1 млрд рублей, по налогам - с 300 млн рублей до 100 млн рублей (с учетом НДФЛ и страховых взносов).

При этом изменен срок подачи заявления о проведении налогового мониторинга для организаций, планирующих переход на новую форму налогового контроля.

Заявление необходимо представить не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду проведения налогового мониторинга. Ранее заявление представлялось не позднее 1 июля. Таким образом, если организация собирается перейти на налоговый мониторинг с 2022 года, подать заявление в налоговый орган необходимо не позднее 1 сентября 2021 года.

Организациям, в отношении которых уже проводится налоговый мониторинг, представлять заявление не нужно.

Заявление представляется в электронном виде в налоговый орган по месту постановки на учет организации (учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Форма и формат заявления утверждены Приказом ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@ "Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним".

Одновременно с заявлением в налоговый орган необходимо представить:

регламент информационного взаимодействия;

информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году, в котором представлено заявление;

контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга;

оценку уровня организации системы внутреннего контроля;

информацию об организации системы внутреннего контроля;

внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Представленные организациями электронные документы будут проверяться автоматически и отражаться в информационной системе АИС "Налог-3".

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

28.06.2021 Взысканные судом убытки учитываются в составе внереализационных доходов, даже если в последующем налогоплательщик отказывается от взысканной суммы

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.2021 № Ф07-4326/21 по делу N А05-7806/2020

По мнению общества, оно правомерно не включило в состав внереализационных доходов сумму убытков, взысканную решением суда, ввиду заключения мировых соглашений на стадии исполнения судебного акта. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы общества необоснованными. Суммы возмещения убытков, подлежащие получению на основании вступившего в силу решения суда, подлежат включению в состав внереализационных доходов. При этом заключение в следующем налоговом периоде мировых соглашений, в которых налогоплательщик отказывается от взысканной суммы убытков, не является основанием для их невключения в состав доходов. Данное обстоятельство могло стать для налогоплательщика основанием для корректировки налоговых обязательств за прошлый налоговый период. Суд признал доначисление налога на прибыль правомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.06.2021 Затраты подрядчика в рамках строительства объекта подлежат учету по мере реализации работ заказчикам, а не в составе текущих расходов по налогу на прибыль

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.04.2021 № Ф10-1382/21 по делу N А35-8832/2019

Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик неправомерно завысил расходы по налогу на прибыль, поскольку они являются прямыми расходами и подлежали учету после сдачи заказчику объекта строительства. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Налогоплательщиком был заключен договор подряда, условиями которого предусмотрено выполнение полного цикла работ по возведению комплекса, поэтапная сдача работ в адрес заказчика не предусмотрена. При этом расчеты между заказчиком и подрядчиком за работы на объекте не производились. Суд пришел к выводу, что деятельность налогоплательщика не может быть квалифицирована как услуга, а является работой. В связи с этим налогоплательщик был не вправе относить суммы прямых расходов в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации в спорном налоговом периоде, без распределения на остатки незавершенного производства. Налогоплательщик был вправе учитывать произведенные расходы только по мере реализации выполненных работ заказчикам.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.06.2021 Реализация предпринимателем земельных участков с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» подлежит обложению НДФЛ в качестве дохода от предпринимательской деятельности

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.05.2021 № Ф10-1448/21 по делу N А09-6334/2020
Налоговый орган посчитал, что доход от продажи предпринимателем земельных участков является доходом от предпринимательской деятельности, в связи с чем с него должен был быть исчислен и уплачен в бюджет НДФЛ. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Характерным признаком предпринимательской деятельности является направленность действий лица на систематическое получение прибыли. Видом разрешенного использования спорных земельных участков является использование "для сельскохозяйственного производства". Доказательств, подтверждающих использование или намерение использовать отчужденные участки в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, налогоплательщиком не представлено. Суд, учитывая целевое назначение земельных участков, их площадь, категорию земель и вид разрешенного использования, пришел к выводу о том, что доход от их продажи непосредственно связан с предпринимательской деятельностью и подлежит обложению НДФЛ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.07.2021 В возврате переплаты по НДФЛ налоговому агенту может быть отказано, если заявление подано им после истечения трехлетнего срока и без приложения документов об излишнем удержании суммы налога

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.04.2021 № Ф10-1119/21 по делу N А68-3364/2020
Налоговый орган отказал обществу в возврате переплаты по НДФЛ в связи с истечением трех лет для обращения с заявлением о возврате. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Возврат налоговому агенту суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном НК РФ. Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджет суммы НДФЛ налоговый агент представляет выписку из регистра налогового учета за соответствующий период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога. Заявление подано обществом за пределами трехлетнего срока, причем без необходимых документов, при этом в материалах дела нет документов, подтверждающих факт излишнего удержания налога у работников за спорный период и свидетельствующих о переплате НДФЛ. Суд пришел к выводу, что решение налогового органа об отказе в возврате обществу спорной суммы является правомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.07.2021 Расходы на проезд в командировку должны быть возмещены даже при неправильно оформленном проездном билете

Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2021 № 303-ЭС21-4977 по делу N А04-2526/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Казначейство сочло, что госорган необоснованно возместил госслужащим стоимость билетов на автобус при поездках в командировку и обратно, так как билеты были приобретены у перевозчиков-ИП и не соответствовали утвержденным формам. Суды трех инстанций защитили работодателя, а Верховный Суд РФ отказал казначейству в пересмотре дела. Порядок и условия командирования госслужащих допускают использование иных транспортных документов. Более того, расходы можно возмещать даже при отсутствии билетов в размере минимальной стоимости проезда. Расходы на проезд в командировку не могут быть возложены на работника.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.07.2021 Поскольку приобретенные предпринимателем транспортные средства находились в его собственности непродолжительный период времени и не использовались в личных целях, суд признал правомерным доначисление налога по УСН

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.04.2021 № Ф10-1090/21 по делу N А35-11993/2019

Налоговый орган посчитал, что доход ИП от продажи транспортных средств является доходом от предпринимательской деятельности, подлежащим учету при определении налоговой базы по УСН. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Налогоплательщиком в проверяемом периоде были приобретены и зарегистрированы транспортные средства. При этом они находились у него в собственности непродолжительное время и в личных целях не использовались. Документальных доказательств обратного не представлено. Взаимосвязанность совершенных налогоплательщиком сделок по приобретению и последующей продаже транспортных средств свидетельствует о том, что эта деятельность осуществлялась им в рамках предпринимательской деятельности с целью систематического получения прибыли, в связи с чем суд признал правомерным доначисление налога по УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.07.2021 Излишне уплаченные страховые взносы за периоды, истекшие до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей за периоды с 01.01.2017 не зачитываются

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2021 № Ф06-2919/21 по делу N А12-23361/2020

Предприниматель считает, что на момент выставления ему требования у него имелась переплата по страховым взносам, которую инспекция была обязана зачесть в счет выявленной недоимки. Суд, исследовав материалы дела, с доводами предпринимателя не согласился. Зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей за периоды с 01.01.2017 не предусмотрен. Переплата по взносам образовалась у предпринимателя до 01.01.2017. Поэтому заявленные им требования не подлежат удовлетворению.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.07.2021 ВС представил второй за 2021 год обзор судебной практики

Обзор Судебной Практики Верховного Суда РФ № 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 г.)

Верховный Суд РФ подготовил второй обзор судебной практики за 2021 год по уголовным, гражданским, хозяйственным, социальным, налоговым, процессуальным вопросам. Представлены следующие правовые позиции. Потерпевший в ДТП вправе требовать возмещения ущерба с причинителя вреда в части, не покрытой страховым возмещением. Наследник, принявший наследство, считается собственником имущества со дня открытия наследства, независимо от способа его принятия. Получение свидетельства о праве на наследство - это право, а не обязанность наследника. Сомнения пенсионного органа в сведениях об инвалидности гражданина не основание для прекращения выплаты пенсии по инвалидности. Информацию об отсутствии у гражданина права на такую пенсию следует проверять. Нотариус не должен требовать оплату услуг правового и технического характера, в которых нет необходимости исходя из существа нотариального действия. Право аренды публичных земельных участков ГУП-банкрота не может продаваться на торгах. Кредитор имеет право изменить ранее выбранный способ распоряжения требованием к контролирующим лицам. Недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений не считается безусловным основанием для исключения организации из реестра, если она фактически продолжает действовать. Не является самовольной постройкой здание, возведенное в соответствии с уточненным видом разрешенного использования земельного участка. К отношениям по уступке аренды лесного участка применяются правила Лесного кодекса, действовавшие в момент заключения договора аренды. Гарантийные обязательства застройщика не отменяют обязанность УК содержать дом в надлежащем состоянии.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

28.06.2021 Владелец интернет-магазина не может применять ПСН

Предприниматель не может применять ПСН, если у него — интернет-магазин.

Такой вывод следует из письма Минфина от 02.06.2021 № 03-11-11/43056.

ПСН применяется только в отношении розничной торговли через объекты стационарной или нестационарной торговой сети.

К розничной торговле не относится продажа товаров по каталогам, а также телемагазины или интернет-магазины.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.06.2021 НДС с аванса в валюте рассчитывается по курсу ЦБ на день получения предоплаты

НДС с аванса в счет предстоящей поставки рассчитывается по курсу ЦБ на день получения предоплаты от покупателя.

Такой позиции придерживается Минфин в письме от 12.05.2021 № 03-07-08/36033.

Для НДС моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

день отгрузки;

день оплаты, в том числе и частичной.

Следовательно, при получении предоплаты НДС рассчитывается по курсу валюты на момент поступления аванса независимо от курса иностранной валюты, действующего на дату выполнения работ.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.06.2021 Старую форму транспортной накладной тоже можно использовать

Хотя с этого года применяется новая форма транспортной накладной, налоговики разрешили применять старую.

Транспортная накладная является частью документов договора перевозки грузов в целях подтверждения расходов на перевозку для налога на прибыль.

Форма транспортной накладной, которая применялась до 31.12.2020 включительно, была установлена приложением № 4 Правил перевозок грузов, утвержденных постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272.

Постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200 установлена новая форма транспортной накладной, которая применяется с 01.01.2021.

Однако участники рынка столкнулись с невозможностью быстрого перехода на новую форму транспортной накладной ввиду необходимости доработки программных средств для их оформления. Многие крупные хозяйствующие субъекты вынуждены оформлять транспортные накладные по старой форме.

ФНС в письме № СД-4-3/5182@ от 15.04.2021 разрешила в целях главы 25 НК в случае наличия договора перевозки груза в подтверждение затрат организации на перевозку груза учитывать фактически оформленные документы (транспортные накладные по форме действовавшей до 31.12.2020 включительно), подтверждающие реальность выполнения определенных договором перевозок.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.06.2021 Самозанятый может работать с одним-единственным заказчиком. Но чтобы никаких трудовых признаков!

Бухгалтеры часто задаются вопросом — существует ли ограничение сроков сотрудничества одного самозанятого с одним и тем же заказчиком? В законе 422-ФЗ такого ограничения нет, это понятно. Но интересно, что думает по этому поводу ФНС.

Ведь до сих пор некоторые компании опасаются сотрудничать с самозанятыми исполнителями из-за возможных претензий налоговиков. Вдруг они посчитают, что имеет место не договор ГПХ с самозанятым, а трудовой договор с сотрудником...

Разъяснение по этому поводу дала ФНС в письме № АБ-4-20/4336@ от 01.04.2021.

НПД нельзя применять, если заказчиками услуг (работ) выступают работодатели самозанятых или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.

В иных случаях важно, чтобы договор ГПХ с самозанятым не подменяли собой трудовой.

ФНС напомнила о постановлении Пленума Верховного Суда от 29.05.2018 № 15, где говорится, что суды при установлении наличия (или отсутствия) трудовых отношений должны исходить не только из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, был ли фактически осуществлен допуск работника к выполнению трудовой функции.

Исходя из изложенного физическое лицо вправе применять НПД и оказывать услуги в том числе одному заказчику, если отношения между плательщиком НПД и этим заказчиком не имеют признаков трудовых отношений в соответствии с ТК.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

01.07.2021 Россиян обязали отчитываться перед ФНС о зарубежных электронных кошельках

Соответствующий федеральный закон вступил в силу 1 июля

Граждане РФ с 1 июля обязаны подавать в ФНС отчет о деньгах на зарубежных электронных кошельках, если за год эти платежные средства пополнялись на сумму свыше 600 тысяч рублей в любой валюте. При этом данные кошельки теперь запрещено использовать для оплаты услуг и товаров в интернет-магазинах.

Соответствующий федеральный закон № 499, который вступил в силу 1 июля, приняла в декабре 2020 года Госдума и подписал глава государства Владимир Путин.

До этого россияне должны были отчитываться только о движении денег по иностранным зарубежным счетам. Электронные кошельки под это определение не подпадали.

За нарушение новой нормы предусмотрен штраф. Для граждан, должностных лиц и юрлиц он составит от 20 до 40% от суммы, которая была зачислена на электронный кошелек. Закон, который вводит эти штрафы, начнет действовать с октября нынешнего года. 

Источник: Российский налоговый портал

 

01.07.2021 В России ИП без работников с июля обязаны подключить онлайн-кассы

Новая обязанность может затронуть до 500 тысяч ИП

ИП без наемных сотрудников, которые сами выполняют работы, оказывают услуги или продают товары собственного производства, с 1 июля обязаны использовать онлайн-ККТ. Таким образом, закончилось действие отсрочки, которую им предоставили два года назад, пишет ТАСС.

Отсрочку предусматривал федеральный закон от 6 июня 2019 года №129-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Новая обязанность может затронуть до 500 тысяч ИП, поведал советник бизнес-омбудсмена Антон Свириденко.

«В системе онлайн-касс действует сложный порядок исключений. До лета могли не применять кассу все те, кто был ИП без наемных работников и оказывал, например, услуги — частный парикмахер или косметолог. Теперь такой парикмахер или косметолог должен применять кассу, если он работает как ИП. Теперь применять кассы должны все те, кто не указан в ст. 2 закона о контрольно-кассовой технике (№54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»). То есть фотограф не должен, а единоличный автосервис — должен», — пишет он.

При этом некоторые ИП могут не использовать онлайн-ККТ. В частности, те, кто применяет налог на профессиональный доход, осуществляют расчеты в труднодоступной местности, ряд ИП на ПСН.

Источник: Российский налоговый портал

 

02.07.2021 Фирма-банкрот должна восстановить НДС по основным средствам

Компания приобрела основное средство (недвижимость) и приняла к вычету входящий НДС. Все правомерно. Однако спустя некоторое время фирма стала банкротом. Как быть с тем вычетом по ОС?

Разъяснения по этому вопросу дал Минфин в письме № СД-4-3/8474@ от 17.06.2021.

Как известно, все сделки банкротов не облагаются НДС.

В этой связи в случае, если у налогоплательщика, признанного банкротом, имеются на балансе объекты недвижимости, которые используются для осуществления операций, не облагаемых НДС, то НДС, ранее правомерно принятый к вычету по таким объектам, подлежит восстановлению.

Статьей 171.1 НК установлен специальный порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету при приобретении ОС.

Если с момента ввода объектов недвижимости в эксплуатацию и начисления по ним амортизации прошло менее 10 лет, то НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет за IV квартал каждого календарного года из оставшихся до окончания десятилетнего срока, рассчитываемого с момента начала начисления амортизации, исходя из 1/10 суммы налога, ранее принятой к вычету.

При этом высчитывается доля — необлагаемая реализация в общей массе реализации.

Поскольку налогоплательщик-банкрот с 01.01.2021 осуществляет только операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС, то размер доли для расчета суммы налога, подлежащей восстановлению таким налогоплательщиком, будет равен 1.

В том случае если с момента ввода в эксплуатацию объектов недвижимости и начисления по ним амортизации прошло более 10 лет, то ранее принятый к вычету НДС восстановлению не подлежит.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

02.07.2021 Работодатели обязаны применять пониженные тарифы страховых взносов

Применение пониженных тарифов страховых взносов — это обязанность работодателя, а не право.

Такое разъяснение дал Минфин в письме от 03.06.2021 № 03-15-05/43471.

Компании малого и среднего бизнеса платят страховые взносы с зарплат в следующем размере:

30% — с зарплаты в размере МРОТ и менее;

15% — с суммы зарплаты, превышающей МРОТ.

В НК не предусмотрен отказ компании от применения пониженных тарифов страховых взносов.

Работодатель обязан уплачивать взносы по пониженным тарифам с суммы зарплаты, превышающей МРОТ.

Ранее на «Клерке» писали, что по информации Счетной палаты из-за пониженных страховых взносах малый и средний бизнес в 2021 году сэкономит в совокупности около 0,5 трлн рублей.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Как документально оформить поступление древесины, а также изготовление из нее пиломатериалов, досок? Какие бухгалтерские проводки использовать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Поступление древесины отражается записью:
Дебет 10, субсчет "Сырье и материалы" Кредит 60.
Отпуск древесины в производство отражается проводкой:
Дебет 20 Кредит 10, субсчет "Сырье и материалы".
Далее, если готовая продукция учитывается по фактической себестоимости, запись:
Дебет 43 Кредит 20
- отражена фактическая себестоимость произведенной продукции.
Готовая продукция может учитывается также по нормативной (плановой) себестоимости. Свой выбор организация закрепляет в учетной политике. Проводки с использованием счета 40, а также документооборот смотрите в Обосновании.

Обоснование вывода:

Поступление древесины

Правила бухгалтерского учета материалов готовой продукции (в данном случае древесины и пиломатериалов) установлены ФСБУ 5/2019 "Запасы".
Древесину нужно учитывать на счете 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы". Принятие к учету древесины отражается записью:
Дебет 10, субсчет "Сырье и материалы" Кредит 60.
Материалы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019 (п. 9 ФСБУ 5/2019).
Согласно п. 10 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов, в частности, материалов, включаются фактические затраты на приобретение (создание) таких запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, использования.
Принятие на учет поступивших от поставщиков материалов осуществляется на основании приходного ордера. Данный документ может быть разработан на основе формы N М-4.
Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (письмо Минфина России от 29.10.2002 N 16-00-14/414).

Отпуск древесины в производство

По мере отпуска древесины в производство она списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на счета учета затрат на производство. Это отражается записью
Дебет 20 Кредит 10, субсчет "Сырье и материалы".
Первичными документами, являющимися основанием для отражения операции по передаче древесины в производство, могут служить:
- лимитно-заборная карта (может быть разработана на основе унифицированной формы N М-8);
- требование-накладная (может быть разработана на основе унифицированной формы N М-11);
- накладная, разработанная по своей форме.

Производство готовой продукции (пиломатериалов)

Готовую продукцию в массовом и серийном производстве допускается оценивать (абзац 1 п. 27 ФСБУ 5/2019):
а) в сумме прямых затрат без включения косвенных затрат;
б) в сумме плановых (нормативных) затрат. Плановые (нормативные) затраты устанавливаются организацией исходя из нормальных (обычно необходимых) объемов использования сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых и других ресурсов в условиях нормальной загрузки производственных мощностей; подлежат регулярному пересмотру в соответствии с текущими условиями производства.
Разница между фактической себестоимостью готовой продукции и их стоимостью, определенной по плановым (нормативным) затратам, относится на уменьшение (увеличение) суммы расходов, признаваемых при реализации готовой продукции, в отчетном периоде, в котором указанная разница была выявлена (абзац 4 п. 27 ФСБУ 5/2019).
В бухгалтерском балансе готовая продукция отражается по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости (п. 59 Положение N 34н).
Документами для отражения операции по передаче готовой продукции на склад могут служить:
- накладная на передачу готовой продукции в места хранения (может быть разработана на основе унифицированной формы N МХ-18, утвержденной постановлением Росстата от 09.08.1999 N 66);
- накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (может быть разработана на основе унифицированной формы N ТОРГ-13, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, далее - Постановление N 132).
Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению предусмотрено два счета, предназначенных для учета готовой продукции:
- счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)";
- счет 43 "Готовая продукция".
Если организация принимает решение учитывать готовую продукцию по фактической себестоимости, то учет осуществляется только с использованием счета 43. В этом случае принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции отражается проводкой:
Дебет 43 Кредит 20.
Если же готовая продукция учитывается по нормативной (плановой) себестоимости (по плановым (нормативным) затратам), возможны два варианты учета: с использованием счета 40 и без него. Выбранный способ нужно отразить в учетной политике организации.
Если решено использовать счет 40, то фактические затраты на производство продукции, отраженные на счете 20 "Основное производство", после ее изготовления списываются в дебет счета 40. На счете 43 готовая продукция отражается по нормативной (плановой) себестоимости. Производится запись по дебету счета 43 и кредиту счета 40.
Когда фактические затраты больше нормативных, возникает дебетовое сальдо по счету 40. В себестоимость изготовленной продукции перерасход включению не подлежит (подп. "а" п. 26 ФСБУ 5/2019), его необходимо признать расходами на дату выявления этого превышения (подп. "б" п. 27 ФСБУ 5/2019). Производится запись по дебету счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" и кредиту счета 40.
Отклонение фактической себестоимости от плановой уменьшает расходы текущего периода. Производится сторнировочная запись по дебету счета 90, субсчет "Себестоимость продаж" и кредиту счета 40. Списание отклонений со счета 40 следует производить ежемесячно, однако можно производить эту операцию и после изготовления каждой партии продукции.
Проводки с использованием счета 40:
Дебет 43 Кредит 40
- принята на учет готовая продукция по нормативной стоимости;
Дебет 40 Кредит 20
- отражена фактическая себестоимость готовой продукции;
Дебет 90-2 Кредит 40
- списано в расходы текущего периода превышение фактической себестоимости над нормативной;
Дебет 90-2 Кредит 40
- сторно расходов текущего периода в части превышения нормативной себестоимости над фактической.
Дополнительно отметим, что с 2021 года управленческие расходы не следует включать в стоимость готовой продукции. Это следует из п. 26 ФСБУ 5/2019. Таким образом, счета 26 "Общехозяйственные расходы" в конце месяца закрывается на счет 90, минуя счет 20 (метод "директ-костинга"):
Дебет 90-2 Кредит 26
- управленческие расходы списаны в расходы текущего периода.
А общепроизводственные расходы могут по-прежнему включаться в стоимость готовой продукции:
Дебет 20 Кредит 25
- учтены общепроизводственные затраты.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления материалов с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет передачи материалов в производство c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет готовой продукции с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
- ФСБУ 5/2019: методы оценки готовой продукции в "1С:Бухгалтерии 8 КОРП" (журнал "БУХ.1С", N 1, январь 2021 г.);
Вопрос: Учет коммерческих и управленческих расходов в себестоимости в 2021 году (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Общество является организатором спортивного мероприятия. По итогам соревнований победителям вручаются призы. Призы - как от организатора мероприятия так и от спонсоров.
1. Если призы принадлежат организатору мероприятия, то должен ли организатор начислить НДС? Можно ли взять к вычету входящий НДС по данным призам? Возможно ли стоимость призов взять в расход по налогу на прибыль?
2. Если призы принадлежат спонсору и передаются по акту приема-передачи, то кто выступает налоговым агентом по НДФЛ: организатор или спонсор? Переходит ли право собственности на призы организатору мероприятия, если по условиям спонсорского договора партнер передает призы организатору для раздачи по акту? Кто должен уплатить НДС в этом случае при передаче призов победителю? В акте приема-передачи победителю кто должен быть указан в графе "Передал": организатор или спонсор?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Если призы принадлежат организатору мероприятия, то организатор должен начислить НДС при передаче призов и может взять к вычету входной НДС по призам. Стоимость призов можно учесть при исчислении налога на прибыль.
2. Переход права собственности на призы зависит от договорных отношений. Если договором предусмотрен переход права собственности на призы к организатору, то организатор должен будет уплатить НДС, указать себя в акте приема-передачи в графе "Передал" и исполнить функции налогового агента по НДФЛ.
Из судебной практики следует вывод, что если призы вручаются от имени спонсора и право собственности не переходит к организатору, то в этом случае договор содержит элементы посредничества (договора поручения или агентского договора). НДС при передаче призов в такой ситуации уплатит спонсор. В акте приема-передачи в графе "Передал" указывается спонсор. Налоговым агентом по НДФЛ выступает спонсор.

Обоснование вывода:

Призы принадлежат организатору

Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, услуг на возмездной и безвозмездной основе признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). Реализация на территории РФ - это объект обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому при передаче призов возникает безвозмездная реализация и объект налогообложения НДС. При этом глава 21 НК РФ не содержит каких-либо специальных норм, посвященных уплате НДС при выдаче призов в мероприятии, организованном по договору со спонсором. Поэтому, т.к. есть факт безвозмездной передачи, есть и обязанность исчислить НДС.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Налогоплательщик вправе предъявить к вычету НДС в том периоде, в котором выполнены все условия, предусмотренные ст. 171172 НК РФ:
- товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика (п. 2 ст. 169п. 1 ст. 172 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации передача приза организатором - это облагаемая НДС операция, следовательно, входной НДС, предъявленный продавцами указанных призов, организация имеет право принять к вычету при соблюдении общих условий ст. 171 и ст. 172 НК РФ.
Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным при приобретении (изготовлении) рекламной продукции стоимостью менее 100 рублей, в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 170 и п. 2 ст. 171 НК РФ к вычету не принимаются и учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) (смотрите, например, письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, постановления ФАС Московского округа от 13.05.2014 N Ф05-2657/14, ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2013 N Ф07-7727/13). При передаче данной продукции организация не должна исчислять НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 25.10.2010 N 03-07-11/424).
Если стоимость единицы рекламной продукции (призов) превышает 100 руб., операция по ее безвозмездной передаче облагается НДС (смотрите, например, письма Минфина РФ от 16.07.2012 N 03-07-07/64, от 23.10.2014 N 03-07-11/53626, п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). В таком случае входной НДС по продукции, переданной безвозмездно, принимается к вычету в общеустановленном порядке на основании ст. 171 НК РФ и ст. 172 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 N 19-11/45206).
На наш взгляд, организатору здесь не нужно применять положения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, т.к., скорее всего, призы дороже 100 рублей и для организатора передача призов происходит в рамках исполнения спонсорского договора (т.е. для самого организатора это не рекламные расходы).
Расходы на призы организатор вправе учесть при исчислении налога на прибыль на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. При этом основание по подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ (расходы на рекламу) не подходит, т.к. для организатора это не рекламные расходы.
В рассматриваемой ситуации не применяется норма п. 16 ст. 270 НК РФ, т.е. передача призов происходит в рамках возмездного договора со спонсором.

Призы принадлежат спонсору

Из судебной практики следует вывод, что при организации спонсорских либо рекламных мероприятий договорные отношения могут регулироваться договором об оказании услуг с элементами агентского договора либо договора поручения (постановление Семнадцатого ААС от 04.04.2019 N 17АП-1829/19, постановление Девятого ААС от 10.05.2011 N 09АП-3360/11).
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. На основании п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В постановлении Девятого ААС от 10.05.2011 N 09АП-3360/11 указано, что соглашение об участии в программе "Малина" содержит элементы смешанных договоров - оказание услуг и агентского, при этом общество не пояснило, под какой конкретно вид договора подпадает выдача призов.
В постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 N 03АП-6281/12 касательно спора о проведении стимулирующей лотереи суд не согласился с доводами налогового органа о том, что призы следует рассматривать как плату партнеров в пользу общества за спонсорскую рекламу. Само по себе указание логотипов спонсоров на купонах не свидетельствует о передаче призов в собственность организатора акции (общества). Налоговым органом не представлено каких-либо доказательств наличия между спонсорами, предоставившими призы, договорных отношений, предусматривающих поступление призов в собственность общества. Из представленных доказательств не следует, что призы предоставлялись с условием об обязательном упоминании спонсоров в рекламе (спонсорская реклама).
Поэтому мы делаем вывод, что в отношении призов в договоре со спонсором должно быть четко указано, переходит ли право собственности на призы к организатору, либо в части призов организатор действует как посредник (как агент или поверенный). Во избежание неясностей стороны должны прописать в договоре переход права собственности или отсутствие такого перехода.
В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" даны следующие определения:
- спонсор - лицо, предоставившее средства для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия;
- спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Таким образом, для спонсора расходы на спортивное мероприятие - это рекламные расходы. Поэтому целесообразным, на наш взгляд, является вручение призов от имени спонсора в целях рекламы спонсора. Тогда организатор при вручении призов будет действовать как посредник, а право собственности на призы сохранит спонсор.
В такой ситуации объект обложения НДС возникает у спонсора, он же будет являться налоговым агентом по НДФЛ.
О необходимости исчислить НДС при передаче призов изложено в первом разделе ответа.
У спонсора возникает также необходимость исполнить функции налогового агента по НДФЛ. Согласно абзацу шестнадцатому п. 2 ст. 11 НК РФ источник выплаты доходов налогоплательщику - это организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.
Организация, от которой физлица получают доходы, признается налоговым агентом (п. 1 ст. 226п. 1 ст. 24 НК РФ). При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
В письме Минфина России от 15.03.2018 N 03-04-06/16262 рассматривалась следующая ситуация. Компания (организатор) с целью формирования и поддержания интереса к своим услугам проводит стимулирующее мероприятие (промоакцию) для физлиц. Она выступает инициатором данного мероприятия, определяет правила его проведения. Для проведения акции организатор заключает договор об оказании услуг по организации, проведению и сопровождению акции с оператором. Финансирование акции полностью производится за счет средств организатора путем оплаты услуг оператора, которые включают, помимо услуг по проведению акции, закупку и передачу призов как в денежной, так и в натуральной форме физлицам - победителям акции. Таким образом, оператор действует в рамках исполнения услуг, руководствуясь условиями, предусмотренными договором с организатором, в том числе выступает в качестве лица, непосредственно передающего призы победителям акции.
Минфин пришел к выводу, что, поскольку организацией, от которой физлица получают призы, является организатор промоакции (а не оператор), за счет средств которого образуется призовой фонд, данная организация признается налоговым агентом в отношении доходов в виде призов в данной акции и обязана выполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 и 230 НК РФ. Применительно к рассматриваемой ситуации налоговый агент по НДФЛ - это спонсор.
К такому же выводу пришли представители Минфина России в письме от 22.08.2013 N 03-04-06/34518. В ситуации, рассмотренной Минфином, согласно условиям заключенного договора Исполнитель обязуется обеспечить совершение фактических действий по организации и проведению розыгрышей тиражей стимулирующей лотереи, документальное оформление итогов проведенных тиражей путем вручения и подписания по поручению Банка соответствующих актов приема-передачи призов победителям - физическим лицам от имени Организатора, т.е. Банка. Минфин указал, что обязанность по уплате НДФЛ с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на банк.
Но и другой вариант с переходом права собственности на приз к организатору также возможен. Если в договоре будет прописан переход права собственности на приз к организатору, то он должен будет уплатить НДС, указать себя в акте приема-передачи в графе "Передал" и исполнить функции налогового агента по НДФЛ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. НДФЛ с отдельных видов доходов (подарков, выигрышей, призов, материальной помощи), не превышающих 4000 рублей в год;
- Энциклопедия решений. Заполнение 2-НДФЛ при вручении подарков в денежной или натуральной формах;
- Вопрос: Исполнитель обязуется оказать услуги по организации проведения конференции. Участниками конференции выступают профессиональные историки и специалисты смежных дисциплин из РФ, стран СНГ и иных государств. Участие физических лиц производится в интересах организации. Речь идет именно о договоре об оказании услуг. Стоимость услуги формируется с учетом всех затрат исполнителя. Исполнитель выполняет услуги по организации размещения в гостинице и проезду группы иногородних участников. Являются ли компенсации сумм на проезд, проживание участников их доходом в натуральной форме? Надо ли исполнителю подавать данные в налоговый орган на участников конференции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
Вопрос: Организация проводит розыгрыш призов (стимулирующую лотерею). Покупатели автомобилей автоматически становятся участниками розыгрыша. Разыгрываются автомобиль и другие ценные призы. Можно ли сумму "входного" НДС принять к вычету? Можно ли стоимость подарков включить в расходы для целей налогового учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

 

На балансе учреждения (колледжа) находится общежитие коридорного типа. Общежитие предназначено для проживания студентов. Студенты платят за проживание в общежитии.
Облагаются ли НДС доходы от услуг проживания в общежитии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время у судов и контролирующих органов сложилась единая позиция по вопросу налогообложения НДС услуг проживания в общежитии. Согласно этой позиции такие услуги освобождаются от налогообложения НДС на основании подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Обоснование вывода:
В соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. При этом согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части дома (п. 2 ст. 94 ЖК РФ). Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (п. 1 ст. 94 ЖК РФ). Следовательно, операции по реализации услуг по предоставлению образовательной организацией учащимся жилых помещений в общежитии освобождаются от налогообложения НДС (письма Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-14/25854, от 28.05.2018 N 03-07-07/36076, от 14.12.2018 N 03-07-11/91140, от 23.07.2018 N 03-07-07/51611).
Это не единственная точка зрения. Ранее Минфин России, со ссылкой на ту же ст. 16 ЖК РФ, писал, что поскольку к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната, в случае оказания услуг по предоставлению в пользование части комнаты в общежитии освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость не применяется (письма Минфина России от 22.08.2012 N 03-07-07/88, от 18.06.2010 N 03-07-07/37, ФНС России от 25.01.2006 N ММ-6-03/62@, письма УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068676, от 24.05.2007 N 19-11/048190). То есть с 2004 года вопрос обложения НДС услуг по предоставлению мест в общежитиях являлся спорным.
Однако затем позиция финансовых ведомств изменилась в связи с тем, что суды поддерживают налогоплательщиков, которые считают, что предоставление жилых помещений в общежитии не облагается НДС. Так, например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 03.02.2009 N А55-9273/2008 указал, что довод налогового органа о том, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменено с 1 января 2004 года, не основан на нормах налогового законодательства, поскольку, исключив из нормы, действовавшей до вступления в силу подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, абзац, касающийся предоставления в пользование жилых помещений в общежитиях, законодатель устранил дублирование смысла данной статьи в отношении жилых помещений специализированного жилищного фонда, так как "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитиях" являются составляющей понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности", каких-либо оговорок НК РФ в этой части не содержит.
Судьи исходят из ст. 16 ЖК РФ, согласно которой комнаты в жилом доме, в том числе в общежитии, относятся к жилым помещениям, рассматривая этот факт как достаточный для применения подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 N Ф04-4937/2006(25052-А46-25), от 17.09.2007 N Ф04-6225/2007(38037-А27-42)). При этом наличие письменного договора найма жилого помещения между нанимателем и наймодателем не является обязательным условием использования положений (постановление ФАС Центрального округа от 13.06.2006 N А14-4026/05/119/24).
Причем аналогичные выводы содержатся и в иных судебных решениях (постановления АС Волго-Вятского округа от 04.04.2017 по делу N А82-1716/2016, АС Западно-Сибирского округа от 23.05.2018 N Ф04-1610/2018 по делу N А81-1443/2017, АС Московского округа от 29.12.2011 N А40-120210/10-116-467, АС Поволжского округа от 20.08.2010 N А12-11074/2009, АС Северо-Западного округа от 23.11.2010 N А56-4366/2010, от 12.05.2009 N А42-3628/2008, АС Северо-Кавказского округа от 03.10.2011 N А32-34416/2010, Центрального округа от 15.09.2009 N А54-5341/2008-С18).
Таким образом, в настоящее время у судов и контролирующих органов сложилась устойчивая и единая позиция по вопросу налогообложения НДС услуг проживания в общежитии. Она заключается в том, что такие услуги освобождаются от налогообложения НДС на основании подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ. Смотрите материал: Энциклопедия решений. Освобождение от налогообложения НДС услуг по предоставлению жилья в пользование.
Разъяснения в отношении обложения НДС стоимости возмещаемых коммунальных услуг при проживании в общежитии представлены в письме Минфина России от 21.08.2020 N 02-08-10/73721. Смотрите материал: Надо ли уплачивать налоги с возмещения "коммуналки" в составе платы за общежитие? (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.)

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Освобождение от обложения НДС отдельных операций, совершаемых организациями бюджетной сферы;
- Доходы от предоставления в пользование жилых помещений в общежитии (Г. Селищева, журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения