Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 28 апреля по 4 мая 2014 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

<Информация> Минфина России

"Ответ Минфина России по вопросу отказа страховых организаций заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и навязывания страховыми организациями дополнительных страховых услуг при заключении таких договоров"

Страховая организация не вправе отказать в заключении договора ОСАГО

Для заключения договора владельцу транспортного средства необходимо обратиться к страховщику с заявлением о заключении договора ОСАГО и представить все необходимые для этого документы, предусмотренные п. 15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Предложение-оферта о заключении договора может быть отправлено посредством ФГУП "Почта России" на официальный адрес страховщика или филиала страховщика с уведомлением о вручении почтового отправления.

Сообщается также, что в случае неполучения от страховой организации извещения об акцепте (согласия с предложением о заключении договора), либо получения извещения об отказе от акцепта, или извещения об акцепте предложения-оферты на иных условиях, гражданин вправе обратиться для защиты своих прав и интересов в Банк России, Роспотребнадзор, а также в суд.

 

Информация ФСС РФ от 24.04.2014

ФСС РФ напоминает страхователям об отмене обязанности сообщать об открытии банковских счетов

Соответствующие изменения законодательства вступают в силу с 1 мая 2014 года. Кроме того, с указанной даты сокращаются сроки регистрации (снятия с регистрации) в государственных внебюджетных фондах - до трех рабочих дней.

Сообщается также, что для подтверждения факта регистрации страхователю будет направляться с использованием сети Интернет электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. Получение в письменной форме на бумажном носителе подтверждения факта регистрации станет необязательным.

 

Информация Минэкономразвития России

Опубликованы коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на II квартал 2014 года

Коэффициенты-дефляторы определяются ежеквартально, с учетом изменения цен на уголь в РФ, установленных на текущий и все предыдущие кварталы. На II квартал 2014 года коэффициенты определены в следующих размерах:

на антрацит - 1,023;

на уголь коксующийся - 0,969;

на уголь бурый - 1,059;

на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,050

 

Письмо ФНС России от 24.04.2014 N ГД-4-3/8162@ 
"По вопросу порядка исполнения российской организацией функций налогового агента по удержанию налога с доходов в виде процентов по кредиту, выплачиваемых латвийскому банку"

Доход латвийского банка в виде процентов по кредиту, предоставленному российской компании, подлежит налогообложению в РФ

Сумма налога в части, необходимой к уплате на территории Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход.

Данный вывод основан на положениях статьи 11 "Соглашения об избежании двойного налогообложения..." от 20.12.2010, заключенного Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики.

Иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение).

По данному вопросу рекомендовано также ознакомиться с позицией Минфина России, изложенной в письме от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236 (письмо посвящено вопросам применения предусмотренных международными соглашениями льгот (пониженных ставок и освобождений) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ).

 

<Письмо> Минфина России от 25.04.2014 N 06-05-31/19672

Минфином России разъяснен порядок применения целевых статей для отражения в ведомственной структуре расходов средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов

Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения соответствующего бюджета (рекомендации по данному вопросу были доведены письмом Минфина России от 9 августа 2013 г. N 02-05-10/32692).

Дополнительно отмечено, что целевые статьи расходов с кодами направления расходов XXX 9501 и XXX 9601 возможно рекомендовать для применения при отражении указанных расходов, осуществляемых за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и средств региональных и местных бюджетов, в том числе в случае их перечисления на отдельный банковский счет регионального оператора, либо на специальные счета, предназначенные для формирования фонда капитального ремонта.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

28.04.2014 Увеличение уставного капитала за счет дополнительных вкладов: мнение Конституционного суда

Конституционный Суд признал положения нормы не противоречащими Конституции

Конституционный Суд утвердил Обзор практики КС РФ за первый квартал 2014 года.  В частности, была дана оценка конституционности п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Суд признал положения оспоренной нормы не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не предполагают признания принятого необходимым квалифицированным большинством голосов участников общества решения об увеличении его уставного капитала за счет внесения дополнительных вкладов всеми участниками общества недействительным, а проведенного в результате такого решения увеличения уставного капитала – несостоявшимся на том основании, что участники общества, оставшиеся при голосовании в меньшинстве, не внесли дополнительные вклады в установленные законом сроки.

Была дана оценка конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 КоАП РФ. Конституционный Суд указал, что до внесения соответствующих изменений в законодательство принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание было назначено иным компетентным органом (должностным лицом), суд при обжаловании юридическим лицом таких решений также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

Источник: Российский налоговый портал

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

28.04.2014 Минфин разъяснил, какие виды затрат относятся к «материальным расходам» для целей УСН

К материальным расходам отнесены расходы на приобретение работ и услуг производственного характера

Минфин РФ рассмотрел вопрос о порядке учета расходов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций организацией, применяющей УСН и осуществляющей деятельность в сфере распространения наружной рекламы.

Как отметило финансовое ведомство, организация, применяющая УСН в сфере распространения наружной рекламы, вправе учитывать в составе материальных расходов затраты на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в рамках договоров, заключенными с собственниками земельных участков, зданий или иного недвижимого имущества.

Напомним, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, могут уменьшать полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов. При этом материальные расходы учитываются такими налогоплательщиками в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам отнесены расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.   

Письмо Минфина России от 17.03.2014 г. № 03-11-06/2/11342

Источник: Российский налоговый портал

 

28.04.2014 ИП на «упрощенке» уменьшают сумму налога на страховые взносы «за себя» без ограничений

Уменьшение налога на страховые взносы, уплаченные ИП, в фиксированном размере отражается по строке «060»

Как разъяснил Минфин России, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов и не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы.

Вышеназванные налогоплательщики производят уменьшение налога без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

Как правильно отразить в налоговой декларации сумму уменьшения? Финансовое ведомство объяснило, что уменьшение суммы исчисленного налога на страховые взносы, уплаченные индивидуальным предпринимателем, в фиксированном размере отражается по строке «060» разд. 1 налоговой декларации.

Письмо Минфина России от 21.03.2014 г. № 03-11-11/12458

Источник: Российский налоговый портал

 

28.04.2014 Сколько лет предприниматель вправе хранить документы?

Российское законодательство не предусматривает особенности проведения проверок для ИП

Сколько лет ИП должен хранить документы? На этот вопрос ответила главный юрист отдела налогового права компании ООО «НАФКО-Консультанты» Назарова Гюльнара на прошедшей 17 апреля 2014 годаонлайн-конференции.

Как рассказала Гюльнара, в отношении налогоплательщика, в том числе индивидуального предпринимателя, проводятся два вида налоговых проверок – камеральная и выездная.

ИП обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ).

Подпунктом 8 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность по обеспечению сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (в том числе документов, подтверждающих получение индивидуальным предпринимателем доходов и осуществление расходов) в течение четырех лет.

Согласно п. 48 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 г.) индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех лет хранить первичные учетные документы, Книги учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.  

Эти положения, в том числе, касаются и физических лиц, которые прекратили предпринимательскую деятельность и утратили статус индивидуального предпринимателя (письмо Минфина России от 11.05.2012 г. № 03-02-08/45).

В отношении сроков хранения документов по страховым взносам в ПФ РФ, ФСС РФ и ФФОМС, согласно подп. 6 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов.

Источник: Российский налоговый портал

 

29.04.2014 Адвокат, арендующий офис у органа местного самоуправления, является налоговым агентом по НДС

Арендатор обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога

Минфин России напомнил, что арендатор муниципального имущества, являющийся адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, в отношении услуг по аренде этого имущества, предоставленного органом местного самоуправления, признается налоговым агентом.

При этом налоговая база по НДС определяется арендаторами указанного имущества. Адвокат обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Письмо Минфина России от 02.04.2014 г. № 03-07-РЗ/14602

Источник: Российский налоговый портал

 

30.04.2014 Передача налогоплательщиком подакцизной продукции: разъяснен вопрос применения акциза

Пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, признаются подакцизными товарами

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом налогообложения акцизами. Об этом сообщила ФНС России.

При этом установлено, что передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров. Пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, признаются подакцизными товарами (подпу. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ).

При проведении промоакции налогоплательщик фактически осуществляет передачу прав собственности на подакцизный товар неопределенному кругу лиц, участвующих в промоакции.

Таким образом, передача налогоплательщиком подакцизной продукции (пива) организации, осуществляющей проведении промоакции, является реализацией подакцизной продукции и, соответственно, признается объектом налогообложения акцизом.

Источник: Российский налоговый портал

 

30.04.2014 Применение нулевой ставки НДС не поставлено в зависимость от того, была ли встречная поставка товаров или нет

Если собран полный пакет документов, то в декларации можно смело отражать данную операцию

Как разъяснило УФНС по г. Москве, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, применяется налоговая ставка НДС 0%. Для подтверждения обоснованности ее применения необходим пакет документов, включающий контракт с иностранным лицом, таможенную декларацию с соответствующими отметками таможенных органов, транспортные и/или товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Применение нулевой ставки, как и отражение экспортной операции в разделе 4 декларации по НДС, не поставлено в зависимость от того, была ли встречная поставка товаров на территорию РФ или за ее пределами, либо такой поставки пока еще не было.

Поэтому, если в установленный срок собран полный пакет необходимых документов, то в декларации за этот налоговый период можно смело отражать данную операцию по реализации товаров по нулевой ставке налога.

Источник: Российский налоговый портал

 

30.04.2014 В Москве вырастут налоги на небольшие офисные центры

Это позволит пополнить городскую казну на 7‑8 млрд руб. в 2015 г.

Столичные власти увеличат налог на небольшие — 3‑5 тыс. кв. м — торговые и офисные центры. В будущем году с владельцев этих зданий соберут 7‑8 млрд руб. Мало кто сможет укрыться: промзоны и жилые кварталы чиновники обойдут в поисках нелегальных офисов и магазинов, сообщает РБК.

Сейчас налоговое законодательство обязывает владельцев офисов и торговых центров с 1 января 2014 г. уплачивать налог с кадастровой стоимости объектов площадью свыше 5 тыс. кв. м. Соответствующие требования содержатся в столичном законе «О налоге на имущество организаций». Под действие закона попадают 1842 объекта общей площадью свыше 33 млн кв. м.

Закон предусматривает постепенный спот ставок налога: в этом году налогоплательщики должны заплатить 0,9% кадастровой стоимости, в 2015 г. — 1,2%, в 2016 г. — 1,5%, в 2017 г. — 1,8%, в 2018 г. — 2%.

Уменьшить минимальную площадь зданий, которые облагаются налогом по кадастру, до 3 тыс. кв. м вчера предложил департамент экономической политики и развития Москвы. Это позволит пополнить городскую казну на 7‑8 млрд руб. в 2015 г. Некоторые послабления будут сделаны для владельцев кафе и магазинов в пешеходных зонах — для них ставку налога установят на уровне всего 0,1% от кадастровой стоимости. Соответствующие изменения в закон департамент внесет сегодня в Мосгордуму.

Источник: Российский налоговый портал

 

30.04.2014 Крымские санатории и детские лагеря освободят от налогов

Это может произойти уже с 1 мая

Минфин Крыма предлагает с 1 мая освободить от налогообложения услуги санаторно-курортных организаций, заявила замглавы Минфина полуострова Елена Ельцова на заседании постоянной комиссии Госсовета Крыма по бюджетной, финансово-экономической и инвестиционной политике, пишет ПРАЙМ.

«С 1 мая услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций, а также организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, не будут подлежать налогообложению на территории республики Крым», – отметила она.

Решение по этому вопросу будет принято на внеочередной сессии Госсовета Крыма, которое назначено на 30 апреля.

Источник: Российский налоговый портал

 

30.04.2014 Минфин Крыма хочет уменьшить НДС в регионе в пять раз

Ранее ставку НДС в 20% предлагалось понизить до общероссийских 18% и 10% соответственно

Минфин Крыма предлагает понизить НДС до 4% для всех видов товаров и до 2% для группы социально-значимых товаров, в их числе продукты питания, детские вещи, печатные издания, а также медицинские препараты. Об этом заявила замглавы министерства Елена Ельцова на заседании комиссии Госсовета Республики Крым по бюджетной, финансово-экономической и инвестиционной политике, передает ПРАЙМ.

Она говорит, что ранее ставку НДС в 20% предлагалось понизить до общероссийских 18% и 10% соответственно. «Снижение ставок НДС является вынужденной мерой, чтобы подержать конкурентоспособность крымских производителей и их платежеспособность», – отмечает Ельцова.

Также Минфин предлагает списать с лицевых счетов налогоплательщиков все налоговые обязательства и долги по состоянию на 1 марта, а также признать их таковыми, которые не подлежат взысканию.

При этом с 1 мая всех плательщиков НДС лишат права на формирование налогового кредита по всем операциям, которые связаны с приобретением товаров, работ и услуг.

Кроме того, министерство предлагает до 1 июня не применять штрафные и другие финансовые санкции за нарушение сроков уплаты обязательных налоговых платежей.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

НДС

 

Подлежат ли регистрации в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок счета-фактуры, полученные от поставщика, освобожденного от исполнения обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ), а также от поставщика, не являющегося плательщиком НДС в силу применения им специального налогового режима?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Счета-фактуры, содержащие надпись или штамп "Без налога (НДС)", выставленные поставщиком, освобожденным от исполнения обязанностей плательщика НДС, следует регистрировать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок.

Счета-фактуры, содержащие надпись или штамп "Без налога (НДС)", выставленные поставщиком, применяющим специальный налоговый режим, подлежат регистрации в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и не подлежат регистрации в книге покупок.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 8 ст. 169 НК РФ форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы действуетпостановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137).

Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила ведения журнала), утверждены Приложением N 3 к Постановлению N 1137, в соответствии с п. 1 которых журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, ведется плательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе исполняющими обязанности налоговых агентов, за каждый налоговый период на бумажном носителе либо в электронном виде. Журнал состоит из двух частей - части 1 "Выставленные счета-фактуры" и части 2 "Полученные счета-фактуры".

Согласно п. 3 Правил ведения журнала счета-фактуры (в том числе исправленные, корректировочные), полученные на бумажном носителе или в электронном виде, подлежат единой регистрации в хронологическом порядке в части 2 журнала учета по дате их получения.

Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила ведения книги покупок), утверждены Приложением N 4 к Постановлению N 1137.

Согласно п. 1 Правил ведения книги покупок покупатели ведут на бумажном носителе либо в электронном виде книгу покупок, применяемую при расчете по налогу на добавленную стоимость, предназначенную для регистрации счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Пунктом 2 Правил ведения книги покупок предусмотрено, что подлежат регистрации в книги покупок:

- счета-фактуры (в том числе корректировочные), полученные от продавцов и зарегистрированные в части 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ;

- счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), полученные на бумажном носителе и в электронном виде, а также заполненные частично с помощью компьютера, частично от руки, но в соответствии с установленными правилами заполнения, регистрируемые в едином порядке.

Счета-фактуры от поставщика, освобожденного от исполнения обязанностей плательщика НДС

В соответствии с п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

Такие счета-фактуры не поименованы в п. 9 Правил ведения журнала, поэтому они подлежат регистрации в части 2 журнала учета (п. 10 Правил ведения журнала), что следует также из п. 12 Правил ведения журнала.

Пунктом 19 Правил ведения книги покупок также не предусмотрено, что полученные счета-фактуры с надписью (штампом) "Без налога (НДС)" не должны регистрироваться в книге покупок.

Кроме того, пп. "ч" п. 6 Правил ведения книги покупок предусмотрено, что в графе 12 книги покупок указывается итоговая стоимость покупок по счету-фактуре, освобождаемых от НДС.

Таким образом, счета-фактуры, содержащие надпись или штамп "Без налога (НДС)", выставленные поставщиком, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, следует регистрировать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок.

Счета-фактуры от поставщика, применяющего специальный налоговый режим

В соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

На основании п.п. 23 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Согласно п. 11 ст. 346.43 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ:

- при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН;

- при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

- при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

В связи с тем, что нормами НК РФ обязанность по составлению счетов-фактур возложена только на плательщиков НДС, то в ситуации, когда поставщик налогоплательщиком НДС не является, обязанность по выставлению счетов-фактур у него отсутствует.

На наш взгляд, счета-фактуры, выставленные лицами, не признаваемыми плательщиками НДС, следует рассматривать в качестве счетов-фактур, не соответствующих требованиям, установленным ст. 169 НК РФ. В связи с этим полагаем, что при получении счета-фактуры, содержащего надпись или штамп "Без налога (НДС)", от поставщика, применяющего специальный налоговым режим, регистрировать такой счет-фактуру в книге покупок не следует (п. 3 Правил ведения книги покупок, смотрите также письма Минфина России от 14.12.2011 N 03-07-09/49, от 20.10.2011 N 03-07-09/34).

Вместе с тем Правила ведения журнала не содержат положений, позволяющих не регистрировать в журнале учета полученных счетов-фактур счета-фактуры, содержащие надпись или штамп "Без налога (НДС)", от поставщика, применяющего специальный налоговым режим, и предполагают единую регистрацию получаемых от контрагентов счетов-фактур в хронологическом порядке в части 2 журнала учета по дате их получения (п.п. 3, 10 Правил ведения журнала).

Мы полагаем, что такие счета-фактуры следует зарегистрировать в журнале полученных и выставленных счетов-фактур, что не будет являться ошибкой и никоим образом не повлияет на сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Арыков Степан

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

 

УСН

 

ИП (УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы") заключил дополнительное соглашение к действующему договору поставки о том, что сотрудник организации-поставщика в целях оказания консультационных услуг по направлению "Порядок формирования заказов в программно-графическом продукте" приедет, чтобы обучить сотрудников ИП работать в графической программе. Ключ к ней оплачивается отдельно. По этому соглашению стоимость обучения составляет 15 тыс. руб., дополнительно возмещаются расходы на проезд к месту обучения и обратно, проживание в гостинице и питание специалиста - сотрудника поставщика на основании соответствующих представленных по факту документов.
Можно ли учесть в целях налогообложения эти затраты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", не вправе учесть в целях налогообложения ни стоимость обучения, ни возмещаемые расходы специалиста поставщика на проезд, на проживание в гостинице, на питание.

Обоснование вывода:

В случае если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее - Налог), являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения по Налогу доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию (смотрите, например, письма Минфина от 11.03.2013 N 03-11-06/2/7123, от 28.02.2013 N 03-11-06/2/5838, от 20.12.2012 N 03-11-06/2/147).

Согласно ст. 431 ГК РФ толкование, выявление смысла, содержания договора осуществляется судом, исходя, прежде всего, из буквального текста договора, а при наличии очевидных противоречий в тексте - исходя из выяснения действительной воли сторон договора (например, с помощью изучения преддоговорной переписки, свидетельских показаний).

В данном случае считаем, что касательно взаимоотношения сторон дополнительного соглашения к договору в указанной в вопросе части применяются нормы главы 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг", а также общие положения о подряде (ст.ст. 702-729 ГК РФ), если это не противоречит ст.ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора (ст. 783 ГК РФ).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Подрядные отношения регулируются гл. 37 ГК РФ "Подряд".

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. 1 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (п. 4 ст. 709 ГК РФ).

При этом согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Под издержками для целей применения указанной нормы следует понимать денежное выражение совокупных (материальных, трудовых, финансовых) затрат подрядчика на осуществление им своей деятельности, непосредственно связанной с предметом договора (смотрите, например, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 N 12АП-3070/12).

В рассматриваемой ситуации дополнительным соглашением к договору предусмотрена оплата стоимости услуг по обучению в установленном размере, а также возмещение расходов специалиста поставщика на проезд к месту обучения и обратно, на проживание в гостинице, на питание. То есть цена дополнительного соглашения к договору состоит из твердой цены за выполненную работу (услугу) и суммы возмещения затрат по оплате командировочных расходов специалиста поставщика.

Исчерпывающего перечня издержек (расходов), которые заказчик может компенсировать подрядчику, ни ст. 709 ГК РФ, ни другие нормы гражданского законодательства не содержат. Следовательно, компенсироваться могут любые расходы, которые осуществил подрядчик при выполнении работ в рамках договора подряда.

Подпункт 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы по Налогу налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников включаются в состав расходов, в частности, если указанное обучение осуществляется на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, а также при условии, что подготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор.

Поскольку в рассматриваемой ситуации обучение по направлению "Порядок формирования заказов в программно-графическом продукте" не соответствует указанным критериям (обучение не осуществляется российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию), то расходы по оплате обучения не могут быть учтены при определении налоговой базы по Налогу на основании пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Относительно возмещаемых ИП расходов на проезд, проживание, питание специалиста поставщика сообщаем следующее.

Подпунктом 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрен такой вид расходов, как расходы на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно, наем жилого помещения, суточные.

Нормы НК РФ не раскрывают понятий "командировка" и "работник", для этого следует обратиться к нормам ТК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).

В силу ст. 166 ТК РФ служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодателем - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ).

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации специалист поставщика не находится с ИП в трудовых отношениях (не является работником ИП), возмещаемые ИП расходы не могут быть учтены при формировании налоговой базы по Налогу на основании пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в качестве командировочных расходов (письмо Минфина России от 27.06.2012 N 03-11-04/2/80).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

 

Бухгалтерский учет

 

В собственности ООО находится имущество (гараж). Каков порядок признания данного имущества аварийным? Каков порядок его последующей продажи? Как данные действия отразить в бухгалтерском учете?

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом любым не запрещенным законом способом, в том числе отчуждать его в собственность другим лицам (например продать его).

При этом для продажи гаража необязательно признавать его аварийным.

На основании п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; лишь в прямо предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 ГК РФ).

В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Данное положение применимо и к ценам, которые устанавливают стороны сделок.

Таким образом, стороны договора купли-продажи гаража вправе самостоятельно установить любую приемлемую для них цену продажи. При этом законодательство РФ не обязывает организацию в этом случае проводить независимую экспертную оценку основного средства в целях обоснования его продажной цены.

В настоящее время подтверждение оценки объекта основных средств обязательно при его взносе в уставный капитал акционерного общества (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 15Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью") и паевой фонд производственного кооператива (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"). Других случаев обязательной оценки выбывающих объектов основных средств законодательство не содержит.

В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) отчет независимого оценщика, составленный в порядке и по основаниям, предусмотренным этим же законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством РФ не определено или в судебном порядке не установлено иное. При этом сведения, содержащиеся в отчете, могут быть оспорены (ст. 13 Закона N 135-ФЗ).

В соответствии с п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках конкретного спора (в том числе и с налоговым органом) отчет независимого оценщика суды должны учитывать как одно из доказательств по делу (ст. 75АПК РФ). Это еще раз подтверждает, что проведение независимой оценки при реализации основных средств не является обязательным.

Согласно ст. 51 АПК РФ оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Таким образом, в случае возникновения споров с налоговыми органами по поводу правильности определения рыночной цены реализованного имущества для целей налогообложения, отчет оценщика будет рассматриваться судом как дополнительное доказательство по делу.

Также отметим, что на основании п. 1 ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов производится только в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, признанных контролируемыми. Признаки контролируемой сделки предусмотрены ст. 105.14 НК РФ.

Если Ваша организация все же примет решение при установлении продажной цены гаража руководствоваться рыночными ценами, то здесь необходимо учитывать следующее.

По мнению специалистов официальных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 01.11.2011 N 03-02-08/113, от 19.10.2011 N 03-02-08/111, от 31.12.2009 N 03-02-08/95письма Управления МНС по г. Москве от 06.02.2004 N 23-10/4/07499, от 20.07.2001 N 03-12/33431), источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны, в частности:

- информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации;

- информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование.

К информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги, содержащейся в указанных официальных источниках, не относится информация о стоимости товаров, представляемая организациями, осуществляющими деятельность по сбору и обработке информации без специального указания в нормативных правовых актах на статус ее публикации в качестве официального источника (письмо Минфина России от 10.05.2011 N 03-02-07/1-160).

Однако реализуемый гараж ранее находился в эксплуатации. Поэтому, когда он выставляется на продажу, то найти на рынке аналогичное имущество маловероятно. Таким образом, указанная в договоре купли-продажи цена и является рыночной.

Бухгалтерский учет

Учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов).

Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случаях: его продажи, прекращения использования вследствие морального или физического износа (смотрите также п.п. 75-76 Методических указаний).

Как видно из приведенных норм, перечень оснований для выбытия объекта основных средств является открытым. То есть основанием для списания объекта ОС с учета, по сути, может послужить любой факт, который организация посчитает обоснованным для отражения выбытия.

В соответствии с п. 77 Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия (как правило - постоянно действующая), в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.

В компетенцию комиссии входит:

- осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета;

- установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и другое);

- выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

- составление акта на списание объекта основных средств.

Таким образом, факт физического износа (аварийности) гаража и его дальнейшую судьбу (списание с учета в результате продажи) может установить комиссия организации, оформив акт осмотра. Данный акт может быть оформлен в произвольной форме с указанием данных, характеризующих объект ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Данный акт должен быть подписан членами комиссии и утвержден руководителем организации.

При этом привлечение независимой специализированной организации, для определения состояния гаража также возможно. Однако факт наличия заключения специализированной организации о физическом износе объекта ОС, по нашему мнению, не отменяет обязанности по созданию комиссии организации, так как сам по себе факт признания гаража аварийным не может автоматически являться основанием для принятия решения о списании его с учета.

Иначе говоря, независимая специализированная компания лишь подтверждает физический износ объекта, а решение о его продаже принимает организация - собственник имущества.

Передача организацией объекта основных средств в собственность других лиц, оформляется актом приемки-передачи основных средств (п. 81 Методических указаний).

Этот документ может быть произвольной формы, но содержащей обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", либо унифицированным - форма N ОС-1а, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 (п. 7 Методических указаний), если организация утвердит данную форму в своей учетной политике в качестве первичного документа по оформлению подобных операций.

На основании указанного акта производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к акту приемки-передачи основных средств. Об изъятии инвентарной карточки на выбывший объект основных средств делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта.

Выручка от продажи объектов основных средств принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре (п. 30 ПБУ 6/01).

В соответствии с Планом счетов в учете делаются проводки:

Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации"

- списана первоначальная стоимость гаража;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"

- списана сумма начисленной амортизации.

Доходы и расходы от продажи основных средств, бывших в употреблении, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности организации, признаются на основании п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" в составе прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете по счету 91 "Прочие доходы и расходы" в том отчетном периоде, к которому они относятся (то есть в периоде их продажи) (п. 31 ПБУ 6/01).

Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"

- по цене реализации отражен доход от продажи гаража;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- начислен НДС по реализованному объекту основных средств.

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"

- списана остаточная стоимость гаража.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

 

 

Разное

 

Организация осуществляет сбор, обработку и защиту персональных данных своих сотрудников на бумажных носителях. Нужно ли составлять Положение о персональных данных? Если да, то какие установлены требования к его содержанию и каков порядок его оформления?

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно п. 1 части первой ст. 86 ТК РФ обработка персональных данных работника может осуществляться работодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.

Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований ТК РФ и иных федеральных законов (ст. 87 ТК РФ).

В соответствии с пп. 8 ст. 86 ТК РФ работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области. Работодатель должен осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись (ст. 88 ТК РФ).

Из приведенных норм следует, что работодатель обязан принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок обработки персональных данных работника, и ознакомить с ним под роспись каждого работника. Отсутствие такого акта может быть расценено как нарушение трудового законодательства (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 26.10.2006 N КА-А40/10220-06).

Трудовое законодательство не регламентирует вопрос о том, в каком именно документе должен устанавливаться порядок хранения и использования персональных данных. На наш взгляд, работодатель должен самостоятельно определить, будет ли такой порядок установлен в отдельном локальном нормативном акте (например в положении об обработке персональных данных*(1)), или же соответствующие нормы будут включены в иной внутренний документ организации (например в положение о персонале). Также законодательством не установлены требования и к содержанию такого документа.

Принятие локальных нормативных актов и внесение в них изменений осуществляются работодателем единолично, за исключением случаев, когда коллективным договором, соглашением предусмотрено принятие их по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК РФ).

Также следует иметь в виду, что в некоторых случаях, установленных законодательством РФ, коллективным договором, соглашением, процедура принятия или изменения локального нормативного акта может предусматривать предварительное истребование мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Отметим, что в отношении локального нормативного акта, определяющего порядок обработки персональных данных работников и их права и обязанности в этой области, такого требования законодательством не установлено.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

 

Организация (общий режим налогообложения) планирует закупить спецодежду и выдать работникам склада. Организация не относится к организациям, для которых разработаны типовые нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Необходимо ли организации самостоятельно разрабатывать и утверждать такие нормы для целей бухгалтерского и налогового учета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В целях минимизации налоговых рисков в организации целесообразно на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда разработать повышенные нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и утвердить их локальными нормативными актами.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

На основании п. 2 ст. 272 НК РФ датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов.

В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в том числе приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В ст. 221 ТК РФ определено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Пункт 5.2.31 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, предусматривает, что данное ведомство принимает типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Ранее этот вопрос относился к компетенции Минздравсоцразвития России.

Так, приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н были утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы).

В частности, Типовые нормы устанавливают нормы выдачи спецодежды кладовщикам, которыми, по нашему мнению, и следует руководствоваться вашей организации в рассматриваемой ситуации.

В то же время абзац 2 ст. 221 ТК РФ указывает, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

В п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, также говорится, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, руководителем организации может быть принято решение о выдаче кладовщикам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты сверх норм, установленных Типовыми нормами. При этом повышенные нормы должны быть разработаны на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждены локальными нормативными актами организации.

В этом случае считаем, что налогоплательщик вправе учесть в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение спецодежды и спецобуви для кладовщиков по таким повышенным нормам.

Аналогичного мнения придерживаются и работники уполномоченных органов.

Так, в письме Минфина России от 11.12.2012 N 03-03-06/1/645 говорится, что расходы работодателя на приобретение средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в пределах норм, предусмотренных законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Схожие выводы были сделаны также, например, в письмах Минфина России от 16.02.2012 N 03-03-06/4/8, от 16.03.2011 N 03-03-06/1/143.

Отметим, что в ряде судебных решений (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2008 N Ф03-А59/07-2/5933, ФАС Уральского округа от 29.05.2007 N Ф09-4020/07-С3, ФАС Поволжского округа от 26.07.2006 N А55-31040/05-3) высказывалась позиция, согласно которой расходы по приобретению специальной одежды не должны укладываться в действующие нормативы, поскольку это прямо не вытекает из норм налогового законодательства.

Что касается бухгалтерского учета, то действующие нормативные акты никак не ограничивают организации в величине признаваемых расходов на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

Однако, на наш взгляд, с целью контроля за движением спецодежды и спецобуви на предприятии при ее отпуске в производство (эксплуатацию) целесообразно руководствоваться установленными в организации нормами ее выдачи.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Учет передачи в эксплуатацию спецодежды;

Энциклопедия решений. Учет приобретения спецодежды.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения