Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 28 марта по 3 апреля 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 26.03.2022 N 67-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Изменения в НК РФ: снижен размер пени для организаций, заявительный порядок возмещения НДС распространен на большой круг организаций, введен нулевой НДС в туриндустрии и многое другое

Принятым законом на период с 9 марта 2022 года до конца 2023 года отменено применение повышенного размера пени, установленного с 31 дня просрочки исполнения организацией обязанности по уплате налога.

Сделки между взаимозависимыми лицами теперь признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 120 млн рублей (ранее - 60 млн рублей).

Установлена ставка НДС 0% в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, сроком на 5 лет, а также в отношении услуг по предоставлению в аренду объекта туриндустрии, введенного в эксплуатацию после 1 января 2022 г., в течение 20 налоговых периодов с момента ввода объекта в эксплуатацию.

Предусмотрена возможность применения заявительного порядка возмещения сумм НДС за налоговые периоды 2022 и 2023 годов организациями, не находящиеся в процедуре банкротства или процессе реорганизации.

От НДФЛ освобождаются некоторые доходы физлиц (в том числе от экономии на процентах за пользование заемными средствами, проценты по вкладам за налоговые периоды 2021 - 2022 и др.). Скорректирован порядок налогообложения НДФЛ операций с ценными бумагами.

Многочисленные изменения коснулись порядка налогообложения налогом на прибыль (предусмотрена возможность уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, ставка налога 0% для организаций отрасли информационных технологий и пр.).

По транспортному налогу предусматривается применение повышающего коэффициента для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн рублей (ранее - свыше 3 млн рублей).

 

Федеральный закон от 26.03.2022 N 68-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 284 и 284.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Право применять нулевую ставку по налогу на прибыль предоставлено сельским клубам и домам культуры

Льготная ставка налога на прибыль распространяется на деятельность культурно-досуговых учреждений, которая будет включена в установленный Правительством РФ перечень.

 

Федеральный закон от 26.03.2022 N 74-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Закреплены меры поддержки участников внешнеэкономической деятельности

В частности:

устанавливается возможность ввоза до 1 января 2029 года многокомпонентного товара в рамках нескольких внешнеэкономических сделок;

исключается необходимость предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих такую деятельность менее года;

сокращается процедура выдачи таможенными органами классификационных решений;

Правительство РФ наделяется полномочиями по определению случаев (условий) предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты суммы задолженности по уплате таможенных платежей, случаев, когда декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может выступать лицо, не являющееся владельцем свободного склада, а также по определению инвестиционных проектов, в отношении которых может применяться выпуск до подачи декларации на товары, и приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов, в отношении которых может предоставляться тарифная льгота на ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей.

Также расширяется применение эксперимента по маркировке на территории РФ ввозимой алкогольной продукции и срок его проведения.

Кроме того, до 31 декабря 2023 года включительно приостанавливается действие подпункта 1 пункта 9 статьи 12, подпунктов 3 и 7 пункта 9 (в части лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), абзаца второго пункта 17 (в части требования об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах для продления лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 N 441
"О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке"

Скорректированы условия субсидирования льготных кредитов для субъектов МСП

Внесены изменения в правила предоставления субсидий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1764, в части, касающейся установления ставок по льготным кредитам, в том числе предусматривающие ограничение максимальной ставки кредита в размере не более 15 процентов годовых для малых предприятий и не более 13,5 процента для субъектов МСП, относящихся к категории "среднее предприятие".


Постановление Правительства РФ от 25.03.2022 N 470
"Об изменении срока уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль организаций в 2022 году"

Срок уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль продлен на 1 месяц

Речь идет о ежемесячном авансовом платеже по налогу на прибыль за I квартал 2022 года, который подлежал уплате в срок не позднее 28 марта 2022 года.

 

Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 N 477
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части поддержки участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации"

До 1 декабря 2023 года отложено введение обязательной маркировки молочной продукции для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов

Кроме того, участники оборота молочной продукции и упакованной воды, приобретающие молочную продукцию или воду для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей), освобождаются от необходимости отправлять информацию об этом в систему мониторинга маркировки до 30 ноября 2023 г. включительно.

Также установлено, что продовольственные магазины до 1 сентября 2022 г. не будут передавать информацию в систему мониторинга маркировки о проданной молочной продукции, а до 1 марта 2023 года - о проданной упакованной воде.

Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 N 479
"Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в единый реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве"

Правительство на период до конца 2022 года отменило начисление неустойки за нарушение условий ДДУ

Со дня вступления постановления в силу и до 31 декабря 2022 года:

не начисляется неустойка в случае нарушения срока внесения платежа участником долевого строительства в соответствии с частью 6 статьи 5 и частью 2 статьи 6 Федерального закона 214-ФЗ;

при определении размера убытков, предусмотренных статьей 10 Федерального закона 214-ФЗ, не учитываются убытки, причиненные в указанный период;

не начисляются проценты, подлежащие уплате участнику ДДУ в случае расторжения договора в соответствии с частями 2 и 6 статьи 9 Федерального закона 214-ФЗ.

По уже предъявленным требованиям применения финансовых санкций к застройщику предоставляется отсрочка до 31 декабря 2022 г. включительно.

 

Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 506
"О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы"

Отменена ответственность за параллельный импорт ряда товаров иностранного производства

Документом разрешается ввоз в РФ востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей.

Перечень указанных товаров утвердит Минпромторг России по предложениям федеральных органов исполнительной власти.

 

Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 N 512
"Об изменении сроков уплаты налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году"

На 6 месяцев продлен срок уплаты налога за 2021 год и авансового платежа за I квартал 2022 года налогоплательщиками, осуществляющими определенные виды деятельности, применяющими УСН

В приложении к настоящему постановлению приведен перечень таких видов деятельности.

Установлен также порядок внесения платежей в счет уплаты налога (авансового платежа по налогу).

 

"Заседание Правительства" (информация с официального сайта Правительства РФ от 31.03.2022)

С 1 апреля 2022 г. вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов

Мораторий будет действовать полгода и коснется как организаций, так и граждан, включая индивидуальных предпринимателей. Исключение будет сделано лишь по должникам, которые являются застройщиками многоквартирных домов или другой недвижимости, возводимой в соответствии с законом о долевом строительстве. И включенных в единый реестр проблемных активов.

Для заказчиков в сфере строительства будет упрощено заключение контрактов под ключ, то есть сразу на полный комплекс - от проектирования объекта до его оснащения всем необходимым оборудованием. И такое право будет предоставлено до конца 2023 года.

Льготные займы будут предоставлены предприятиям, которые занимаются разработкой перспективных технологий, производством продукции, способной заменить зарубежные аналоги.

 

Приказ ФНС России от 23.03.2022 N ЕД-7-3/233@
"Об утверждении Регламента ведения раздела "Письма ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами" официального сайта Федеральной налоговой службы и о признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 14.11.2012 N ММВ-7-3/845@"

Обновлен регламент ведения раздела "Письма ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами" официального сайта ФНС

Одновременно будет проведена актуализация писем ФНС России, размещенных на официальном сайте, с учетом текущей правоприменительной практики.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 14.11.2012 N ММВ-7-3/845@, которым был утвержден ранее действовавший регламент.

 

Приказ Росстата от 29.03.2022 N 159
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"

С 1 апреля 2022 г. вступают в силу новые Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"

Данную форму предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями (кроме микропредприятий). Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), данную форму не предоставляют.

В форму включаются данные в целом по юридическому лицу, с учетом данных по всем филиалам и другим обособленным подразделениям малого предприятия независимо от их местонахождения (в том числе осуществляющим деятельность за пределами РФ).

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 02.02.2021 N 57.

 

Решение Совета директоров Банка России от 25.03.2022
"Об установлении размера суммы отдельных операций резидентов и нерезидентов"

С 27 марта 2022 года ограничиваются размеры предварительной оплаты или авансового платежа резидентами в пользу нерезидентов

Предварительная оплата или авансовый платеж резидентами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, российских кредитных организаций, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ") в пользу иностранных юридических лиц и физических лиц осуществляется в пределах 30% от суммы обязательств, предусмотренных по каждому контракту (договору) резидента следующего вида:

- контракты, условиями которых предусмотрено оказание нерезидентом услуг;

- контракты, условиями которых предусмотрено выполнение нерезидентом работ, передача нерезидентом информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Установленное ограничение размера суммы предварительной оплаты или авансового платежа не применяется к контрактам (договорам):

- предусматривающим приобретение у нерезидента и (или) оказание услуг нерезидентом, связанных с приобретением на территории РФ (за ее пределами) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки;

- предусматривающим оказание нерезидентами резидентам финансовых услуг, в том числе договорам страхования, перестрахования.

Покупка иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ юридическими лицами - нерезидентами, являющимися иностранными лицами государств, совершающих недружественные действия, осуществляется в размере 0 долларов США либо иной иностранной валюты.

Размер суммы операций в пределах 30% от суммы обязательств по контрактам (договорам) определяется с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату исполнения уполномоченным банком поручений резидентов на осуществление предварительной оплаты или авансового платежа.

 

Письмо Минфина России от 05.03.2022 N 03-15-07/16348
"Об определении плательщиками страховых взносов, признаваемыми субъектами малого или среднего предпринимательства (далее - МСП), в том числе получившими субсидии на нерабочие дни, величины базы для исчисления страховых взносов"

ФНС на конкретном примере разъяснила, как определяется база для исчисления страховых взносов субъектами МСП, в том числе получившими субсидии на нерабочие дни

Разъяснено, в частности, что сначала базу для исчисления страховых взносов необходимо уменьшить на суммы, не подлежащие обложению (перечень установлен в статье 422 НК РФ), затем из полученной величины выделить величину МРОТ для применения к ней общеустановленных тарифов страховых взносов, установленных статьей 425 НК РФ, а к остальной части применить пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2.1 статьи 427 НК РФ.

Также указано, что субъекты МСП, получившие субсидии на нерабочие дни, вычитают указанные суммы, произведенные в пользу работников, в аналогичном порядке.


<Письмо> ФНС России от 10.03.2022 N ЕД-26-8/4@
<О приостановлении принятия решений о приостановлении операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников на период до 01.06.2022>

На период до 01.06.2022 приостановлено принятие решений о приостановлении операций по счетам в банке

Исключение составляют случаи, когда непринятие мер может повлечь сокрытие активов и (или) возможность совершения иных действий, препятствующих взысканию задолженности.

 

<Письмо> ФНС России от 17.03.2022 N ЕА-4-26/3252@
"О направлении информации"

Применение СКЭП, созданных до 1 июля 2021 года удостоверяющими центрами, не прошедшими аккредитацию по новым требованиям, после 1 января 2022 года не допускается

В 2022 году проведена доработка программного обеспечения, обеспечивающая автоматический отказ в приеме налоговой отчетности, подписанной электронной подписью, созданной с использованием сертификата, выданного удостоверяющим центром, которым не получена аккредитация по новым требованиям.

Перечень удостоверяющих центров, получивших аккредитацию размещен по адресу: https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/2/#section-list-of-accredited-centers

 

<Письмо> ФНС России от 18.03.2022 N ЕА-4-26/3308@
"О направлении информации"

Сообщено об ошибке на стороне программного комплекса ФНС при приеме налоговых деклараций (расчетов)

При приеме налоговых деклараций (расчетов) в период с 01.03.2022 по 04.03.2022 наблюдалась ошибка "Сертификат выдан УЦ, не входящим в сеть доверия".

Сообщается, что в случае повторного представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) после направления ему в указанный период уведомления об отказе в приеме отчетности необходимо учитывать сложившуюся ситуацию при принятии решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 24.03.2022 N БС-4-21/3567@
"О налогообложении земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В отношении земельных участков общего назначения подлежат применению налоговые ставки в размерах, не превышающих 0,3%, независимо от их использования в предпринимательской деятельности

Определение земельных участков общего назначения должно осуществляться налоговыми органами на основании сведений из ЕГРН, представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и госрегистрацию прав на недвижимое имущество (в том числе сведений о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка).

 

<Письмо> ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-3/3580@
<По вопросу учета доходов по налогу на прибыль организаций медицинскими организациями>

ФНС разъяснены условия применения нулевой ставки налога на прибыль организацией, оказывающей платные медицинские услуги с привлечением другой организации

Медицинские организации могут предоставлять только те платные медицинские услуги, которые указаны в лицензии на осуществление медицинской деятельности. Такие услуги могут оказываться как самостоятельно, так и с привлечением другой медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию.

В случае когда медицинской организацией для проведения лабораторных исследований (например, забора крови) привлекается другая медицинская организация, имеющая необходимую для этого лицензию, то полученные от таких услуг доходы признаются у первой медицинской организации доходами от медицинской деятельности и включаются в долю дохода (90%) для применения ставки налога 0 процентов.

 

Письмо ФНС России от 25.03.2022 N СД-4-3/3626@
"О переносе срока уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль организаций"

ФНС России сообщает о переносе срока уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль

Ежемесячный авансовый платеж по сроку 28 марта 2022 года должен быть уплачен не позднее 28 апреля 2022 года. Продление срока его уплаты не влечет изменения порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при составлении декларации за I квартал 2022 года.

В письме отмечено, что если разница между суммой авансового платежа, исчисленного за первый квартал, и суммами начисленных и уплаченных ежемесячных авансовых платежей по срокам не позднее 28 января и не позднее 28 февраля 2022 года отрицательна или равна нулю, то уплата ежемесячного авансового платежа, по которому перенесен срок уплаты, не осуществляется.

Предусмотрено, что ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате во II квартале 2022 года (в том числе по сроку не позднее 28 апреля), исчисляются и уплачиваются в общеустановленном порядке.

 

Письмо ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@
"О назначении ВНП в отношении аккредитованных IT-организаций"

ФНС даны поручения, касающиеся приостановления выездных налоговых проверок в отношении аккредитованных IT-организаций

Выездные налоговые проверки, решения о проведении которых были вынесены до получения инспекциями настоящего письма, поручено завершить.

Для проверки обоснованности доводов, приводимых в возражениях по акту выездной налоговой проверки, за налоговым органом сохраняется право принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Назначение и проведение выездных налоговых проверок в период до 03.03.2025 возможно только с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

 

<Письмо> ФНС России от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@
"О налоге на добавленную стоимость"

Налогоплательщикам, приобретающим услуги в электронной форме у иностранных организаций, рекомендуется самостоятельно уплачивать НДС в бюджет

Указанные рекомендации даны в связи со сложностью перечисления денежных средств со счетов иностранных банков на счета Казначейства с целью уплаты НДС в России иностранными продавцами.

ФНС также обращает внимание налоговых органов на то, что если российский покупатель самостоятельно уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму налога к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией.

 

<Письмо> ФНС России от 31.03.2022 N СД-4-3/3868@
"Об изменении сроков уплаты налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году, в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 30.03.2022 N 512"

ФНС разъяснила, в каком порядке и в какие сроки уплачивается налог (авансовый платеж) на УСН с учетом введенного продления сроков внесения платежей

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2022 N 512 для налогоплательщиков на УСН, осуществляющих определенные виды деятельности (согласно приложению к данному постановлению), срок уплаты налога за 2021 год и авансового платежа за 1 квартал 2022 года продлен на 6 месяцев.

Таким образом, сроки уплаты:

налога за 2021 год переносятся для организаций с 31.03.2022 на 31.10.2022; для ИП - с 30.04.2022 на 30.11.2022;

авансового платежа за первый квартал 2022 года переносятся для организаций и ИП с 25.04.2022 на 30.11.2022.

При этом необходимо учитывать, что в течение этих 6 месяцев уплата сумм налога (авансовых платежей) производится равными частями в размере одной шестой ежемесячно до их полной уплаты.

 

<Письмо> Банка России от 22.03.2022 N 42-5-7/1008
"О применении норм Положения Банка России N 716-П"

Банком России разъяснены некоторые вопросы регулирования управления операционным риском в кредитных организациях

В письме приведены комментарии Банка России на вопросы, касающиеся, в частности:

определения типа события операционного риска в случае отсутствия досье по контрагенту;

отнесения к операционному риску платежной системы событий, связанных с несовершенством процессов/ошибок сотрудников/сбоя систем/внешних факторов;

определения контрольных показателей уровня операционного риска и пр.

 

<Письмо> ТПП РФ от 22.03.2022 N ПР/0181
<О приостановлении рассмотрения заявлений о выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, в связи с санкционными ограничениями в отношении иностранных комплектующих и оборудования>

Санкции недружественных государств предлагается признать в качестве обстоятельств непреодолимой силы

Сообщается, что в настоящее время соответствующие законопроекты находятся на обсуждении в Правительстве РФ, Банке России и в Госдуме.

В этой связи ТПП РФ рекомендует приостановить рассмотрение торгово-промышленными палатами заявлений о выдаче заключений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, в связи с санкционными ограничениями в отношении иностранных комплектующих и оборудования.

Прием соответствующих заявлений, а также выдача заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским контрактам по иным основаниям могут быть продолжены.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

28.03.2022 ОБЩЕСТВО ВПРАВЕ УМЕНЬШИТЬ НДФЛ НА СУММУ УПЛАЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ РАБОТНИКАМИ ФИКСИРОВАННЫХ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПОДТВЕРЖДЕННЫХ УВЕДОМЛЕНИЯМИ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, КОГДА ЭТИ УВЕДОМЛЕНИЯ БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2021 № Ф05-29918/21 по делу N А40-138682/2020

Налоговый орган считает, что общество неправомерно уменьшило НДФЛ на сумму уплаченных иностранными работниками фиксированных авансовых платежей на основании уведомлений, полученных за пределами спорных периодов. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами налогового органа. По всем спорным периодам НДФЛ в виде фиксированных платежей был уплачен иностранными работниками общества, и само общество как налоговый агент исчислило, удержало и перечислило в бюджет (пусть и с нарушением установленного срока) суммы НДФЛ с доходов, выплаченных данным работникам. При этом налог был исчислен с учетом уже уплаченных авансовых платежей непосредственно за тот период, в котором привлеченным им иностранным работникам был выплачен доход, за который они уже уплатили НДФЛ в виде фиксированного платежа. Суд пришел к выводу о том, что именно в данных периодах общество получило возможность уменьшить исчисленный НДФЛ на суммы фиксированных платежей, подтвержденных уведомлениями, независимо от того, когда эти уведомления были получены.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.03.2022 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИЕЙ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НЕ ОТНОСИТСЯ К НЕ ОБЛАГАЕМЫМ НДС УСЛУГАМ ПО СТРАХОВАНИЮ, ПОЭТОМУ НАЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСЧИСЛЕН С ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.12.2021 № Ф05-21047/21 по делу N А40-215580/2020

Инспекция доначислила страховой компании НДС в связи с тем, что налоговая база по НДС ошибочно определена ею как разница между ценой реализуемого имущества (годных остатков транспортных средств) с учетом налога и стоимостью этого имущества. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа. Годные остатки транспортных средств в деятельности, освобождаемой от налогообложения, не использовались, и операции по их реализации не являются услугами по страхованию, сострахованию и перестрахованию. Обществу следовало рассчитывать налоговую базу не как разницу между ценой реализуемого имущества с учетом НДС и стоимостью (остаточной стоимостью) этого имущества, а исходя из полной стоимости объектов с предъявлением покупателю налога.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.03.2022 ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ ИП ДЛЯ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА СЧЕТА, ОТКРЫТЫЕ ИМ ДЛЯ ЛИЧНЫХ НУЖД

Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2022 № 415-ПЭК21 по делу N А41-19216/2020
Об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ Об отказе в передаче надзорной жалобы, отказе в передаче надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что банк не исполнил решение о приостановлении операций по счетам предпринимателя, в том числе по счетам, предназначенным для осуществления операций, не связанных с ведением предпринимательской деятельности. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Бесспорный порядок взыскания налоговой задолженности может применяться к физическим лицам, имеющим статус ИП, в ограниченном объеме: в отношении задолженности по налогам, уплачиваемым в связи с ведением предпринимательской деятельности, и применительно к счетам в банке, открытым гражданином для ее ведения. Применение данной меры в отношении счетов, открытых гражданином в кредитной организации для удовлетворения личных (не связанных с ведением предпринимательской деятельности) нужд, недопустимо. Поэтому у банка не было законных оснований для приостановления операций по счетам ИП, не предназначенным для ведения предпринимательской деятельности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.03.2022 ЗАТРАТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗАПЧАСТЕЙ ДЛЯ РЕМОНТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВКЛЮЧАЮТСЯ В СОСТАВ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2022 № Ф07-18731/21 по делу N А05-7733/2020

По мнению инспекции, общество неправомерно включило в состав косвенных расходов затраты на приобретение запчастей, необходимых для оборудования, используемого в производстве продукции. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы налогового органа обоснованными. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с осуществлением основного вида деятельности в целях выпуска продукции до ее реализации. Затраты на ремонт производственного оборудования непосредственно связаны с основной деятельностью организации, а значит, не могут быть отнесены в состав косвенных расходов. Суд пришел к выводу, что спорные затраты непосредственно связаны с производством, в связи с чем правомерно включены инспекцией в состав прямых расходов по налогу на прибыль.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.03.2022 ДОХОД ИП ОТ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КВАРТИР ДОЛЖЕН БЫТЬ ВКЛЮЧЕН В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА ПО УСН

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2022 № Ф07-18990/21 по делу N А05-12561/2020

По мнению инспекции, предприниматель неправомерно не отразил доход от реализации квартир при исчислении налога по УСН. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы налогового органа обоснованными. Установлено, что реализация квартир осуществлялась исключительно в предпринимательских целях, поскольку носила систематический характер. Объекты недвижимости принадлежали предпринимателю непродолжительное время, спорное имущество не использовалось в личных целях. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что доход, полученный от продажи квартир, непосредственно связан с предпринимательской деятельностью и подлежит включению в базу при исчислении налога по УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.03.2022 ПРИ ДОНАЧИСЛЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ НАЛОГОВ ПО ОСН В СВЯЗИ С НЕПРАВОМЕРНЫМ ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦРЕЖИМА МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ВНЕСЕННЫЕ НАЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ЕГО ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА

Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2022 № 304-ЭС21-25070 по делу N А67-11532/2018
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель, применявший ЕНВД, полагает, что ему неправомерно доначислены налоги по ОСН, в т.ч. с учетом наличных денежных средств, внесенных на его счета. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что с целью минимизации налогообложения предприниматель в качестве промежуточных, формально вовлеченных звеньев привлек аффилированных с ним лиц. Магазины, в которых он вел торговлю, функционировали как одна торговая сеть; все лица работают в тесном экономическом и финансовом единстве, имеют единую управленческую структуру. Фактическое управление деятельностью осуществляется одним лицом, деятельность остальных участников носит формальный характер. Определяя действительный размер налоговых обязательств предпринимателя, налоговый орган учел все фактически понесенные и документально подтвержденные расходы группы лиц. Доводы предпринимателя о незаконном включении в налоговую базу денежных средств, внесенных в наличной форме на его лицевые счета, отклонены, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

31.03.2022 НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ДОЛЖЕН ВОССТАНОВИТЬ НДС, ПРИНЯТЫЙ К ВЫЧЕТУ ПО СДЕЛКАМ, ОПЛАТА ПО КОТОРЫМ ПРОИЗВЕДЕНА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В ЦЕЛЯХ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ ТОВАРОВ

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2022 № 303-ЭС21-25947 по делу N А51-17618/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик (теплоснабжающая организация) полагает, что не должен восстанавливать НДС по сделкам, оплата по которым произведена за счет средств субсидий, предоставленных в целях возмещения затрат, связанных с приобретением топлива. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Спорные субсидии предоставлены для обеспечения будущих затрат на топливо или для покрытия уже произведенных затрат. Поэтому полученные суммы не могут рассматриваться в качестве субсидий на возмещение недополученных доходов или покрытия убытков. Учитывая основания и цели полученных налогоплательщиком субсидий, суд пришел к выводу, что целью предоставления указанных денежных средств не являлось возмещение недополученных доходов или возмещение убытков. Соответственно, налогоплательщик должен восстановить НДС, принятый к вычету при приобретении товаров за счет таких субсидий.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.04.2022 ПОСКОЛЬКУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НЕ ИНФОРМИРОВАЛ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ОБ ОТСУТСТВИИ У НЕГО ЗАПРАШИВАЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ И НЕ ПРЕДСТАВИЛ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОЯСНЕНИЯ, СУД ПРИЗНАЛ ПРАВОМЕРНЫМ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЕГО К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.02.2022 № Ф10-6546/21 по делу N А35-10376/2020

Предприниматель посчитал, что им были представлены в налоговый орган все имеющиеся у него документы относительно проверяемых операций, в связи с чем привлечение его к ответственности является неправомерным. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами предпринимателя не согласился. Установлено, что требование о представлении документов выставлено в соответствии с нормами НК РФ и у налогового органа имелись основания для истребования документов. В направленном в ответ на требование письме не усматривается, что предприниматель, отказавшийся от представления документов, испытывал затруднения в установлении основания истребования документов или приводил доводы об отсутствии у него каких-либо документов из приведенного в требовании перечня. Суд пришел к выводу, что предприниматель не представил истребованные документы в установленный срок, не заявил ходатайств о продлении срока для представления документов, в связи с чем правомерно привлечен к ответственности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

28.03.2022 Штрафы для бизнеса снизили. За первое нарушение всегда предупреждение

Для малого бизнеса снизили штрафы по КоАП. Размер штрафа для организаций малого бизнеса будет такой же, как для ИП. За первое нарушение вместо административного штрафа всегда будет только предупреждение.

Опубликован Федеральный закон № 70-ФЗ от 26.03.2022 с поправками в КоАП.

Поправки касаются малого бизнеса из реестра МСП и социально ориентированных НКО.

Что касается обязательной замены штрафа на предупреждение, то по-прежнему это не будет работать для таких нарушений, как причинение вреда:

жизни и здоровью людей;

объектам животного и растительного мира;

окружающей среде;

и т.д.

Для микро и малых предприятий, а также СОНКО вдвое снижены штрафы. Теперь они такие же, как для ИП.

За одно нарушение не будут одновременно штрафовать и сотрудника, и компанию.

За несколько однотипных нарушений по одному составу в рамках одной проверки будут штрафовать один раз.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.03.2022 Как узнать, какую господдержку дадут вашему бизнесу

ФНС запустила на своем сайте сервис, где обозначены все меры поддержки-2022.

Вот ссылка на портал: https://www.nalog.gov.ru/rn77/anticrisis2022/

Рубрикатор позволяет ознакомиться с кратким содержанием каждой из принятых мер.

Среди них:

перенос срока по уплате аванса по налогу на прибыль;

приостановка валютных проверок;

новые правила расчета пеней;

приостановка блокировки счетов;

налоговые льготы в IT и туризме;

льготы по НДФЛ;

и т.д.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.03.2022 Если в регионе есть обязанность сдавать сведения в ЦЗН, то лучше от них не бегать. Будут искать и оштрафуют

Бухгалтеры обсуждают, стоит ли прятаться от ЦЗН и не сдавать туда сведения, если это предписывает региональное законодательство. Пришли к выводу, что не стоит.

 «В центр занятости нужно что-то сдавать? Штат 6 чел, микропредприятие, вакансий нет», — спросили в «Красном уголке бухгалтера».

В комментариях ответили, что нужно смотреть региональное законодательство. В качестве примера упомянули Краснодарский край. Пишут, при любом количестве работников сдают.

Кто-то пишет, что нужно подавать сведения об отсутствии вакансий, сведения о кадровом составе. И при этом заметили, что если ничего в ЦЗН не подавать, то те, с большой долей вероятности, и не вспомнят. А если подать — то придется каждый месяц.

Однако прятаться от ЦЗН не советуют — все равно найдут. Кого-то, пишут, через несколько лет нашли, так еще и штрафами грозят.

В статье 25 закона о занятости № 1032-1 описано, какие сведения и как часто работодатели должны направлять в ЦЗН. Среди этих сведений — отчет о вакансиях.

Разъяснения по этому поводу дал Минтруд. Читайте об этом здесь.

Так, нулевой отчет считается сданным, если работодатель зарегистрирован на портале «Работа в России» и ничего там не разместил (п. 29 Правил, утв. постановлением Правительства от 25.08.2015 № 885)

Таким образом, есть регистрация + нет вакансий = нулевой отчет.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

01.04.2022 Минпромторг предлагает отказаться от бумажных чеков

Соответствующее предложение направлено в ФНС

Минпромторг предложил ФНС России отказаться от бумажных чеков и разрешить магазинам предоставлять их в бумажном или электронном виде по просьбе покупателя, говорится в письме замглавы ведомства Виктора Евтухова, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на «Известия».

В документе отмечается, что кассовая лента подорожала, и если ее стоимость останется на нынешнем уровне, то это приведет к росту расходов розничной торговли примерно на 30 млрд рублей в год. Иностранные поставщики кассовой ленты уменьшили поставки, но российские компании не сокращали ее производство. Сети магазинов пока не отмечают нехватку кассовой ленты, но значительно выросла ее закупка, поведал замглавы Минпромторга.

Источник: Российский налоговый портал

 

01.04.2022 При дарении подарочных сертификатов надо платить НДС

Если одна компания купила у другой компании подарочные сертификаты, а потом подарила их кому-то – возникает операция, облагаемая НДС.

Дело в том, что в целях НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией. А значит, облагается НДС.

В статьях 146 и 149 НК есть перечень необлагаемых операций, но безвозмездная передача подарочного сертификата к ним не относится.

Сертификат — это документ, удостоверяющий право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы, услуги на указанную сумму.

Если компания, купившая сертификат, передает его третьим лицам, она должна исчислить НДС при передаче.

Об этом сообщает Минфин в письме № 03-07-11/18542 от 14.03.2022.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

01.04.2022 ИП не теряет право на ПСН, если лимит дохода превышен из-за УСН после окончания патента

После окончания срока патента слететь с него (задним числом) нельзя. Что было, то прошло. Даже если в конце года превышен лимит дохода, это не имеет значения, если патент к тому времени уже закончился.

Разъяснение дает Минфин в письме № 03-11-11/19027 от 15.03.2022

Если доход превысил 60 млн рублей, право на патент утрачивается. Причем при совмещении УСН и ПСН учитываются общие доходы с начала года.

Но если патент выдан на срок менее года, доход надо считать только в период срока действия патента.

Например, ИП на УСН купил патент с 01.01.22 по 31.03.22.

Доход по УСН с 1 января по 31 марта — 20 млн руб.

Доход по ПСН с 1 января по 31 марта — 5 млн руб.

Доход по УСН с 1 апреля по 31 декабря — 40 млн руб.

Таким образом, в 2022 году общий доход превысил 60 млн рублей. Но это произошло уже после 31.03.22.

Значит, превышение никак не касается права на применение ПСН и ничего пересчитывать не надо.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация перешла в 2020 году на применение ФСБУ 5/2019 перспективно. По состоянию на 01.01.2020 на балансе в составе запасов числятся ТМЦ сроком эксплуатации свыше 12 месяцев. Стоимость данных ТМЦ продолжает учитывать в составе запасов, так как они были приобретены до начала применения ФСБУ 5/2019.
Существуют ли риски в данном случае?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объекты, учитываемые в составе запасов по состоянию на 31.12.2021 (срок использования которых превышает 12 месяцев, но первоначальная стоимость которых ниже лимита, установленного организацией для учета основных средств), после вступления в силу ФСБУ 6/2020 не могут далее учитываться в составе запасов и подлежат списанию в расходы либо учету в составе основных средств (в случае большого количества однородных малоценных основных средств, информация о которых является существенной). Наличие существенных остатков таких объектов в составе МПЗ может привести к искажению финансовой отчетности организации.

Обоснование вывода:
Начиная с 2021 года в связи с утверждением ФСБУ 5/2019 "Запасы" учет МПЗ со сроком эксплуатации, превышающим операционный цикл или 12 месяцев, должен осуществляться по правилам учета основных средств вне зависимости от положений учетной политики, так как такие активы не отвечают понятию "запасы" (п. 3 ФСБУ 5/2019), а соответствуют условиям признания их основными средствами (далее ОС) в силу п. 4 ПБУ 6/01.
Последствия изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 организация может отражать перспективно - только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения ФСБУ 5/2019 (п. 47 ФСБУ 5/2019). То есть перспективное отражение последствий изменения учетной политики предполагает неизменность сформированных ранее данных бухучета только для запасов (со сроком эксплуатации до 12 месяцев).
В то же время п. 5 ПБУ 6/01 предусмотрено право учитывать малоценные основные средства (до 40 000 руб. за единицу) в составе материально-производственных запасов. Если организацией ФСБУ 5/2019 применялся в 2021 году одновременно с ПБУ 6/01, то такие объекты могли учитываться как запасы при приобретении, но их стоимость должна была сразу списываться в расходы при передаче объектов для эксплуатации (письмо Минфина России от 02.03.2021 N 07-01-09/14384).
По объектам (со сроком эксплуатации более 12 месяцев), которые до 01.01.2021 были отпущены в производство, но по правилам, действовавшим до начала применения ФСБУ 5/2019, отражались в бухгалтерском учете организации в составе запасов, допустимо применять способы ведения бухучета, избранные организацией до начала применения ФСБУ 5/2019 (письмо Минфина России от 12.03.2021 N 07-01-09/17431).
Таким образом, перспективное отражение последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 (п. 47 ФСБУ 5/2019) предполагает неизменность сформированных ранее данных бухучета запасах со сроком службы до 12 месяцев.
Запасы со сроком службы более 12 месяцев допустимо было учитывать в составе запасов в 2021 году.
После вступления в силу ФСБУ 6/2020 в бухгалтерском учете активы учитываются:
- как запасы - в соответствии с п. 3 ФСБУ 5/2019 к запасам относятся МПЗ, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами;
- как основные средства - если такие объекты отвечают условиям признания основных средств, перечисленным в п. 4 ФСБУ 6/2020.
Таким образом, если объект не имеет хотя бы одного признака из перечисленных в п. 4 ФСБУ 6/2020 (в частности, если он не предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев), то он может признаваться в составе запасов, если соблюдается условие, указанное в п. 3 ФСБУ 5/2019 - объект является активом, потребляемым или продаваемым в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемым в течение периода не более 12 месяцев.
После вступления в силу ФСБУ 6/2020 возможность учета малоценных активов в составе запасов уже не предусмотрена, в отличие от ПБУ 6/01.
Поэтому все объекты, учитываемые на 31.12.2021, первоначальная стоимость которых менее лимита, установленного организацией согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 для учета в составе ОС, должны быть списаны с баланса с применением ретроспективного способа отражения изменений учетной политики (п. 48 ФСБУ 6/2020) или в порядке, уставленном п. 49 ФСБУ 6/2020 - путем единовременной корректировки остатков на указанных счетах с использованием счета 84:
Дебет 84 Кредит 10 "Малоценное МПЗ"
- списаны объекты стоимостью более 40 000 руб., но менее нового лимита, установленного в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020, при переходе на новый порядок учета ОС.
Право не списывать стоимость малоценных объектов, учитываемых до 01.01.2022 в составе запасов после начала применения ФСБУ 6/2020, предоставлено только тем организациям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 51 ФСБУ 6/2020).
В соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может принять решение не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными п. 4 ФСБУ 6/2020, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.
То есть в п. 5 ФСБУ 6/2020 установлен общий подход к учету активов, имеющих признаки ОС, но которые могут не учитываться в качестве основных средств и сразу списываться в расходы ввиду их несущественной стоимости: такие объекты рассматриваются для целей учета в качестве малоценных. Организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости таких ОС.
Таким образом, после начала применения ФСБУ 6/2020 (с 01.01.2022) организация может выбрать один из способов учета малоценных активов, закрепив его в учетной политике:
- как расходы того периода, в котором такие активы были приобретены;
- как отдельная группа ОС. С соответствующим определением срока полезного использования (превышающего 12 месяцев или один операционный цикл) и способа амортизации (Бухгалтерский учет "малоценных" основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020).
При наличии у организации малоценных внеоборотных активов, при необходимости списания стоимости таких малоценных объектов в расходы в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020 необходимо определить момент признания таких расходов.
Применение п. 5 ФСБУ 6/2020 основано на сравнении двух величин (смотрите материал: Малоценные ОС по ФСБУ 6/2020: в какой момент признавать расход? (А.М. Рабинович, журнал "Аптека")):
- лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о соответствующих активах;
- затрат на приобретение, создание активов, характеризующихся признаками, установленными п. 4 ФСБУ 6/2020.
При отсутствии второй из этих величин применение п. 5 ФСБУ 6/2020 невозможно в принципе. Отсюда следует, что решение о том, можно ли применить данный пункт к затратам на приобретение, создание основного средства, возможно только после выявления их совокупной величины.
Решение о порядке учета затрат на приобретение, создание ОС - накопительно в виде капитальных вложений или в виде расходов периода, в котором эти расходы осуществлены, - может быть принято только после фактического (а не планового, вероятностного) определения совокупной суммы таких затрат, то есть после завершения капитальных вложений, как оно понимается в п. 18 ФСБУ 26/2020.
Системное толкование п. 5 ФСБУ 6/2020, прежде всего, в увязке с нормами ФСБУ 26/2020 и ФСБУ 6/2020 приводит к выводу о том, что затраты на приобретение, создание ОС, в отношении которых организация не применяет п. 5 ФСБУ 6/2020, признаются расходами по завершении указанных затрат.
При этом в бухгалтерском учете завершенные затраты на приобретение, создание ОС, подлежащие признанию расходами в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020, могут признаваться расходами непосредственно со счета учета капитальных вложений (Дебет 90, 91 Кредит 08) без предварительного перевода их на счет учета ОС. Обусловлено это тем, что в п. 5 ФСБУ 6/2020 говорится не об активах, признанных ОС, а об активах, лишь характеризующихся признаками, присущими ОС, что в случае непризнания их расходами позволило бы признать их ОС.
В случае наличия у организации информации о том, что стоимость формируемого объекта сроком использования более 12 месяцев никогда не достигнет лимита, установленного для целей признания ОС, то можно, не используя счет 08, счет 10, сразу списывать стоимость приобретаемых активов в расходы (смотрите Рекомендацию Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств" (принята 29.03.2021)) проводкой:
Дебет 20 (25, 26) Кредит 60 и Дебет 012
- малоценные активы учтены на забалансовом счете.
Смотрите также Рекомендацию Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение", Рекомендацию Р-100/2019-КпР "Реализация требования рациональности" и проект Рекомендации Р-Х/2020-КпР. Базовые принципы существенности.
Таким образом, при формировании ОС изначально малоценные внеоборотные активы рассматриваются в качестве ОС, так как они характеризуются признаками ОС (предназначены для использования в срок более 12 месяцев). Порядок их учета зависит только от их совокупной стоимости.
Если совокупная стоимость объекта известна только после завершения капитальных вложений, то затраты, связанные с их приобретением или созданием, целесообразно сначала относить в капитальные вложения на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После завершения капитальных вложений принимается решение о принятии рассматриваемых активов на учет в качестве основных средств или списании в расходы.
Учет МПЗ, приобретенных до 31.12.2020 (со сроком службы более 12 месяцев), в составе запасов после 01.01.2022, если общая стоимость таких МПЗ является существенной для показателей финансовой отчетности организации, может привести к искажению финансовой отчетности организации.
Кроме этого, в настоящее время допускается возможность отходить от соблюдения требований федеральных стандартов бухгалтерского учета в некоторых случаях. Так, в п. 7.4 ПБУ 1/2008 указано, что в той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 этого стандарта, приводит к формированию несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухучета, руководствуясь исключительно требованием рациональности. Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет "малоценных" основных средств;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет "малоценных" основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020;
- Против течения. Почему ФСБУ 5/2019 не влияет на учет малоценных основных средств (А. Рабинович, газета "Финансовая газета", N 5, февраль 2021 г.);
- Рабинович А.М. Учет запасов в соответствии с требованиями ФСБУ 5/2019 - "Издательство АйСи", 2021 г.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Стафеева Лариса

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Командированные работники в месте командировки пользуются такси. Оправдательные документы по расходам имеются.
Возможно ли признать такие расходы в целях налогообложения прибыли? Начисляются ли на эти суммы страховые взносы? Возникает ли доход у работников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При соответствующем документальном подтверждении производственного характера поездок на такси, осуществленных командированными работниками, данные расходы могут учитываться в целях налогообложения прибыли и не облагаться НДФЛ.
Глава 34 НК РФ не содержит норм, позволяющих не облагать страховыми взносами оплату организацией расходов командированных работников на поездки на такси в месте командировки.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки.
При этом перечень расходов, связанных с командировкой, фактически является открытым.
На основании п. 1 ст. 252 НК РФ можно сделать вывод, что расходы учитываются в целях налогообложения прибыли, если они являются экономически обоснованными, документально подтвержденными и не названными в ст. 270 НК РФ.
Расходы на такси, осуществленные командированным работником в месте командировки, не указаны в ст. 270 НК РФ.
Следовательно, если данные расходы являются обоснованными и документально подтверждены, то они могут учитываться при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
Подобную логику высказывает и финансовое ведомство.
В частности, чиновники отмечают, что расходы на проезд работника в такси во время командировки могут быть учтены налогоплательщиком в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в случае оформления документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии их обоснованности (смотрите, например, письма Минфина РФ от 25.03.2020 N 03-03-07/23568, от 02.03.2017 N 03-03-07/11901, от 10.06.2016 N 03-03-06/1/34183, от 08.11.2011 N 03-03-06/1/720).
Как мы поняли, у организации имеются подтверждающие документы, из которых следует производственный характер поездок командированных сотрудников.
В этой связи мы полагаем, что осуществленные сотрудниками в командировках расходы на такси могут учитываться в целях налогообложения прибыли в силу подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

НДФЛ

Объект налогообложения НДФЛ возникает в случае получения физическим лицом экономической выгоды - дохода, в том числе в натуральной форме (п. 1 ст. 41ст. 209п. 1 ст. 210 НК РФ).
Так, к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся в том числе (п. 2 ст. 211 НК РФ):
- оплата за него организациями товаров (работ, услуг) в интересах налогоплательщика;
- полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.
Как видим, в качестве обязательного признака получения физическим лицом дохода в натуральной форме положениями подп. 12 п. 2 ст. 211 НК РФ называется удовлетворение при этом интересов самого гражданина, на что обращают внимание суды.
С учетом п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утвержден Президиумом ВС РФ 21.10.2015), говорить об отсутствии у работников налогооблагаемого дохода можно в том случае, когда оплата работодателем каких-либо услуг (работ) (в нашем случае проезда на такси) обусловлена интересом оплачивающего их лица, а не целью преимущественного удовлетворения личных нужд гражданина.
Пункт 1 ст. 217 НК РФ также предусматривает освобождение от налогообложения доходов в виде компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и направление в служебную командировку).
К таким компенсационным выплатам может относиться и оплата организацией проезда работников на такси при направлении их в командировку, а также возмещение организацией стоимости использования такси для различных поездок работников во время нахождения в командировке (смотрите письмо Минфина России от 27.06.2012 N 03-04-06/6-180).
Учитывая изложенное, считаем, что если у организации имеются документы, подтверждающие использование работниками такси для поездок, осуществляемых в служебных целях, т.е. в интересах работодателя, то налогооблагаемого НДФЛ дохода у работников не возникает.

Страховые взносы

В соответствии с п. 2 ст. 422 НК РФ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников (как в пределах территории РФ, так и за ее пределами) не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок.
Перечень расходов, закрепленный в п. 2 ст. 422 НК РФ, носит закрытый характер и не содержит расходы на такси, осуществленные в месте командировки.
Принимая во внимание данное обстоятельство, можно сделать вывод, что оплата организацией расходов командированных работников на поездки на такси в месте командировки подлежит обложению страховыми взносами как выплаты, производимые в пользу работников в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
Разъяснениями уполномоченных органов, а также судебными решениями применительно к нормам главы 34 НК РФ мы не располагаем.
Отметим, что в периоде действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" представители уполномоченных органов придерживались аналогичной позиции (смотрите материал: Командировка: от служебного задания до налогов и взносов (интервью с Н.З. Ковязиной, Л.А. Котовой, Г.Г. Лалаевым, К.В. Новоселовым, Е.Н. Вихляевой) ("В курсе правового дела", N 23, декабрь 2010 г.) // Вопрос: А если работнику компенсируются расходы на проезд городским транспортом или на такси от гостиницы, где он остановился на время командировки, до места проведения переговоров с контрагентами, надо ли начислять с таких выплат страховые взносы?).
В целях минимизации налоговых рисков организация может обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ). Обратиться в налоговый орган возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

 

Если гражданин РФ долго находился за границей, стал ее налоговым нерезидентом, то каким образом это проверяется налоговым органом? Если гражданин является индивидуальным предпринимателем, может ли в связи с его нерезиденством налоговый орган отказать в выдаче патента?

Отметим, что понятие "резидент РФ" имеет разные значения для целей налогового и валютного законодательств.
Так, в общем случае применительно к НДФЛ резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (далее - налоговый резидент). Соответственно, гражданин РФ утрачивает статус налогового резидента РФ в случае, если он находится за пределами России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ст. 207 НК РФ).
В свою очередь, общие положения о налоговом контроле сформулированы в ст. 82 НК РФ - таковым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. В силу п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Налоговым законодательством не предусмотрена необходимость подтверждения физическим лицом факта утраты статуса резидента РФ или регулярного информирования налоговых органов РФ о наличии у него статуса резидента иностранного государства. Установлена лишь необходимость получения от налогового органа РФ подтверждения статуса резидента РФ для целей избежания двойного налогообложения (информационное сообщение ФНС России "О процедуре подтверждения статуса налогового резидента РФ"). Указанный документ выдается налогоплательщику исключительно в целях ее предоставления в компетентный орган иностранного государства для полного или частичного освобождения от уплаты налога в иностранном государстве, в котором данным лицом был получен доход (письмо ФНС России от 30.12.2015 N ЗН-3-17/5083). Кроме того, при приобретении нерезидентом - физическим лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, статуса резидента на него распространяются обязанности, предусмотренные российским валютным законодательством (смотрите Вопрос: Я проживаю за пределами Российской Федерации с июля 2014 года, являюсь налоговым и валютным нерезидентом, при этом сохраняю российское гражданство. Существует ли у налоговых органов возможность самостоятельно подтвердить мой статус валютного и налогового нерезидента, или мне необходимо официально уведомить об этом ФНС России? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июль 2016 г.), а также письмо ФНС России от 14.08.2015 N АС-17-2/112@).
Чиновники также подчеркивают, что установление факта наличия у физического лица статуса налогового резидента осуществляется в первую очередь для целей исчисления и уплаты НДФЛ за соответствующий налоговый период (письмо ФНС России от 27.02.2020 N ВД-3-17/1534@). Правовой статус физического лица (гражданство (отсутствие такового), место рождения и место жительства, основания пребывания или проживания на территории РФ) не являются определяющими показателями при определении статуса налогового резидента РФ. Налоговыми резидентами РФ могут быть и иностранные граждане, и лица без гражданства, а гражданин России может не являться налоговым резидентом РФ (письма Минфина России от 27.06.2012 N 03-04-05/6-782, от 19.03.2012 N 03-04-05/6-318, от 19.07.2010 N 03-04-05/6-401, от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331, от 14.08.2009 N 03-08-05, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@, УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 N 28-10/019821 и др.).
То есть с учетом еще и ст. 82 НК РФ можно сделать вывод, что налоговый орган на систематической основе и в сплошном порядке не осуществляет для целей налогообложения контроль над налоговым резиденством физических лиц (ИП); соответствующие действия могут быть осуществлены индивидуально (видимо, при содействии в том числе таможенных органов и органов внутренних дел).
Касательно возможного отказа в выдаче патента ИП при нахождении его за пределами РФ длительное время отметим: глава 26.5 НК РФ Патентная система налогообложения никак не упоминает это обстоятельство в качестве влияющих на ее применение. Да и в п. 4 ст. 346.45 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для отказа налоговым органом в выдаче ИП патента. И указанный перечень не предусматривает такого основания для отказа в выдаче патента, как утрата гражданином статуса налогового резидента РФ. Полагаем, что, если ИП направил соответствующее заявление с соблюдением установленных п. 2 ст. 346.45 НК РФ правил, не важен период нахождения его за пределами РФ.
Мы оперативно не обнаружили официальных разъяснений, примеров решений по жалобам или судебной практики со схожим предметом споров. На наш взгляд, это косвенно подтверждает высказанную нами точку зрения.
Тем не менее, во избежание недопонимания с налоговым органом, считаем целесообразным рекомендовать налогоплательщику уточнить этот нюанс в налоговом органе, в который он будет обращаться с заявлением на получение патента.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Когда гражданин России - не налоговый резидент РФ;
Энциклопедия решений. Переход на ПСН. Заявление на получение патента;
Вопрос: Гражданин России приобретает недвижимость на Кипре и планирует проживать за рубежом более 183 дней в году. Признается ли он нерезидентом РФ? Каким образом он должен подтвердить утрату статуса резидента? Необходимо ли регулярное подтверждение статуса нерезидента? Каким образом необходимо уведомить контролирующие органы о приобретении статуса резидента РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2017 г.);
- материал Уехал из страны, как уведомить налоговую? https://journal.tinkoff.ru/ask/ya-teper-nerezident/;
- материал на официальной сайте ФНС России Я хочу подтвердить статус налогового резидента РФ https://www.nalog.gov.ru/rn77/ip/interest/reg_ip/resident_rf/;
- сервис Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации https://service.nalog.ru/nrez/.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

Организация занимается оптовой торговлей ГСМ, в том числе бензином. Производством, переработкой или импортом ГСМ не занимается, свидетельства на операции с ГСМ не имеет. На АЗС, принадлежащих организации, осуществляется добавление в бензин различных присадок.
Возникает ли у организации обязанность по оплате акцизов? Нужно ли подавать декларацию по акцизам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация, осуществляющая реализацию подакцизной продукции (как розничную, так и оптовую) и не являющаяся производителем или импортером данной продукции, плательщиком акцизов не признается. Поэтому налоговую декларацию по акцизам организации представлять не требуется.
Смешение подакцизных товаров между собой или с иными компонентами признается производством подакцизного товара только в тех случаях, когда в результате такого смешения получается продукт, облагаемый по более высокой ставке акциза, чем исходные компоненты. То есть в случаях, когда один или несколько исходных компонентов до смешения не являлись подакцизными товарами (либо в отношении которых установлены более низкие ставки акциза), но после смешения изменили свойства и приобрели характеристики подакцизного товара или товара с более высокой ставкой акциза.
При этом Минфин России в последних разъяснениях указывает, что в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 НК РФ.
Как пример - смешение дизельного топлива и керосина приводит к реализации керосина как топлива в составе полученной смеси. И в таком случае, учитывая последние разъяснения Минфина России, объектом налогообложения является только та часть полученного в результате смешения топлива, которая приходится на объем керосина, т.к. он изменил свои характеристики (в отношении него повысилась ставка акциза).
По нашему мнению, смешение компонентов, не приводящее к такому изменению свойств одного или нескольких компонентов, при котором они становятся подакцизными товарами или в отношении них начинают применяться более высокие ставки акциза, не является производством для целей главы 22 НК РФ.
Например, смешение автомобильного бензина с присадками не является производством подакцизного товара, если при этом не понижается класс бензина, и/или сами присадки не приобретают свойств подакцизного товара. То есть при условии, что используемые присадки, добавки не приобретают физико-химические, потребительские свойства бензина (компонента с более высокой ставкой акциза), а используются только для изменения характеристики этого компонента (например, повышение октанового числа), или остаются в составе смеси без изменения своих характеристик (например, моющие присадки).
В то же время обнаружено разъяснение ФНС России по вопросу смешения давальческого сырья, в котором чиновники, не анализируя назначение присадки, указанной в вопросе налогоплательщика, приходят к выводу, что смешение автомобильного бензина с октановым числом 92 с присадками вида МТБЭ в целях получения подрядчиком автомобильного бензина с октановым числом 95 следует признавать одним из способов его производства.
Если учитывать указанное разъяснение ФНС России, то смешение топлива с присадками с изменением свойств самого топлива (но без изменения ставки акциза) признается производством подакцизного товара, что влечет необходимость уплаты организацией акциза и подачи налоговой декларации. При этом под произведенным объемом подакцизного товара следует понимать не всю полученную смесь, а часть объема смеси, пропорционально компоненту (компонентам), который стал подакцизным товаром или в отношении которого стала применяться более высокая ставка акциза.
Ввиду неурегулированности вопроса смешения топлива с различными присадками, изменяющими характеристики топлива, а также учитывая отсутствие официальных разъяснений контролирующих органов (именно по применению п. 3 ст. 182 НК РФ для такого смешения) и судебной практики рекомендуем обратиться в Минфин России или в налоговый орган с письменным запросом для получения официальных разъяснений.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 179 НК РФ плательщиками акциза признаются организации и ИП, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу ЕАЭС. Указанные лица признаются налогоплательщиками только в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизом (п. 2 ст. 179 НК РФ).
Объект обложения акцизами определен в ст. 182 НК РФ. В частности, подлежат обложению операции по реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Операции по перепродаже подакцизных товаров в ст. 182 НК РФ не поименованы, то есть данная операция к объекту обложения акцизом не относится.
При этом в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 НК РФ установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала) (п. 3 ст. 182 НК РФ)*(1).
Таким образом, для целей п. 3 ст. 182 НК РФ производством является смешение компонентов с получением нового товара, облагаемого по ставке выше, чем сами компоненты (один или несколько).
Признается производством подакцизного товара такое смешение, когда в составе компонентов смешения имеются неподакцизные товары и (или) товары, в отношении которых установлена более низкая ставка акциза, чем ставка акциза на произведенный товар, а также подакцизные товары, операции по реализации (передаче) которых, совершаемые их производителем, подлежат освобождению от налогообложения акцизом (например, авиакеросин) (письмо Минфина России от 14.09.2021 N 03-13-08/74634, письмо Минфина России от 11.08.2020 N 03-13-08/70101). Либо добавление в неподакцизный товар различных присадок, что позволяет получить товар, который является объектом налогообложения (смотрите, например, постановление Первого ААС от 26.06.2018 N 01АП-2605/18).
Для различных видов ГСМ статьей 193 НК РФ на 2022 год установлены следующие ставки акциза:
1) для автомобильного бензина, не соответствующего классу 5, - 14 169 рублей за 1 тонну;
2) для автомобильного бензина класса 5 - 13 793 рубля за 1 тонну;
3) для дизельного топлива - 9556 рублей за 1 тонну;
4) для моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 6075 рублей за 1 тонну;
5) для авиационного керосина - 2800 рублей за 1 тонну;
6) для прямогонного бензина - 16 344,96 рублей за 1 тонну (13 100 + 4865 x 0,667) (п. 6 ст. 193 НК РФ).

Смешение подакцизного бензина с присадками

Ранее Минфин России разъяснял, что отсутствует производство при смешении подакцизных и неподакцизных товаров, в результате которого получается продукт с одним и тем же классом, одной и той же ставкой акциза, как и у подакцизного продукта, выступающего в качестве сырья (смотрите письма Минфина России от 02.04.2019 N 03-13-08/22593, от 31.07.2018 N 03-13-14/53840, от 04.10.2017 N 03-13-08/64636, от 16.09.2016 N 03-07-06/54254, от 27.04.2016 N 03-07-06/24461, от 03.10.2013 N 03-07-06/40952, от 10.07.2013 N ЕД-4-3/12414@, от 20.07.2012 N 03-07-06/190).
Чиновники исходили из того, что для исходного продукта и продукта, получаемого в результате смешения, установлена единая ставка акциза.
Однако в 2020 году Минфин России в письмах от 11.03.2020 N 03-13-12/19201, от 11.08.2020 N 03-13-08/70101 и от 11.11.2020 N 03-13-08/98241 сообщил, что если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 НК РФ (т.е. ту часть объема, которая повысила свою ставку акциза в результате смешения). Поэтому в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный компонент с меньшей ставкой акциза (без акциза), возникает объект налогообложения акцизом, а организация, смешавшая товары, признается налогоплательщиком.
Минфин России поясняет свою позицию тем, что в результате смешения объем компонента с более низкой ставкой акциза приобретает физико-химические, потребительские свойства компонента с более высокой ставкой акциза. Аналогичный процесс происходит с объемами компонентов из числа неподакцизных товаров, на которые ставки акциза отсутствуют*(2).
Данная позиция Минфина России поддержана решением ВС РФ от 27.07.2021 по делу N АКПИ21-416 (смотрите также апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 21.10.2021 N АПЛ21-367).
При этом сама норма п. 3 ст. 182 НК РФ не изменилась - изменилось разъяснение ее Минфином России. Обращаем внимание, что указанные письма Минфина России касаются смешивания различных видов топлива (дизельного топлива и авиационного керосина; мазута и топлива маловязкого судового). В рассматриваемых письмах также идет речь об изменении свойств одного или нескольких из составляющих элементов товара, который до смешения не являлся подакцизным либо реализовался с применением более низкой ставки указанного налога. Объем данного компонента (мазута, авиационного керосина) на основании п. 3 ст. 182 НК РФ также должен облагаться акцизом, так как этот объем товара произведен и реализован в составе подакцизного товара (смешанного топлива).
Отметим, что ранее чиновниками разъяснялось, что смешение топлива с присадками не приводит к возникновению объекта обложения акцизами, если в результате не произведено топливо с иным качеством и иными физико-химическими показателями (определение ВАС РФ от 02.03.2011 N ВАС-1860/11).
При смешении автомобильного бензина с присадками, не понижающими класс нефтепродукта, объект налогообложения по акцизам отсутствует (смотрите письма Минфина России от 20.07.2012 N 03-07-06/190, от 15.12.2011 N 03-07-06/342, от 04.12.2008 N 03-07-06/106). Смотрите, например, постановление Четырнадцатого ААС от 14.06.2019 N 14АП-4367/19, в котором налоговый орган доказал понижение класса бензина в результате смешения бензина с моющими присадками.
Полагаем, что позиция Минфина России относительно трактовки п. 3 ст. 182 НК РФ распространяется на ситуации, когда при смешении увеличивается объем продукта, а компонент с более низкой ставкой акциза далее реализуется в составе нового подакцизного товара (например, смешение дизельного топлива и керосина приводит к реализации керосина как топлива).
То есть для признания смешения производством требуется, во-первых, чтобы исходные смешиваемые товары были разными товарами, во-вторых, чтобы происходило смешение товаров, в-третьих, чтобы результатом смешивания стал новый подакцизный товар со ставкой акциза выше, чем ставка какого-либо из его компонентов (нефтепродуктов), использованных в качестве сырья (смотрите также п. 5 письма ФНС России от 16.12.2021 N БВ-4-7/17685@).
Смешение подакцизного товара с присадками в целях изменения характеристик продукта, в отношении которого применяется такая же ставка акциза (или меньше), не является, по нашему мнению, производством. При условии, что применяемые добавки, присадки не приобретают физико-химические, потребительские свойства компонента с более высокой ставкой акциза, а используются только для изменения характеристики этого компонента (повышение октанового числа), или остаются в составе смеси без изменения своих характеристик (например, моющие присадки не приобретают характеристики топлива).
В то же время в письме ФНС России N СД-4-3/5330@ от 19.04.2021 по вопросу применения подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ*(3) указано, что смешение автомобильного бензина с октановым числом 92 с присадками вида МТБЭ в целях получения подрядчиком автомобильного бензина с октановым числом 95 следует признавать одним из способов его производства.
При этом в отличие от приведенных выше разъяснений Минфина России, в данном письме ФНС России не уточняется, что объект налогообложения акцизом возникает только в части пропорции произведенного продукта, приходящейся на долю неподакцизных компонентов (присадок). По мнению ФНС России, в случае смешения рассмотренных в письме компонентов возникает подакцизный товар, который в полном объеме облагается акцизом*(4).
Хотя, как указывалось выше, из разъяснений Минфина России можно прийти к выводу, что объектом налогообложения признается не весь объем полученной смеси, а та часть полученной смеси, которая меняет свои характеристики, становясь подакцизным товаром или в отношении которой повышается ставка акциза.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения