Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 26 августа по 1 сентября 2019 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 21.08.2019 N 1073
"Об особенностях раскрытия информации, подлежащей раскрытию в соответствии с частью 6 статьи 4.3 и пунктом 5 части 2 статьи 9 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Микрофинансовые компании и микрофинансовые организации вправе ограничить раскрытие информации о находящихся под санкциями акционерах и лицах, оказывающих влияние на принятие ими решений

Законом о микрофинансовой деятельности Правительство РФ управомочено определять случаи, в которых микрофинансовые компании и микрофинансовые организации вправе осуществлять в ограниченных составе и (или) объеме раскрытие информации в отношении акционеров (участников), о лицах, оказывающих существенное влияние на принимаемые решения.

Принятым Постановлением к таким случаям отнесено действие в отношении указанных лиц мер ограничительного характера, введенных иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов.

 

Приказ Минсельхоза России от 11.07.2019 N 398
"О Порядке утверждения плана льготного кредитования заемщиков, заключивших соглашение о повышении конкурентоспособности, на очередной финансовый год"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2019 N 55685.

Регламентировано утверждение Минсельхозом России плана льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей, заключивших соглашение о повышении конкурентоспособности

При утверждении плана учитывается суммарный размер субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по планируемым к выдаче в очередном финансовом году льготным краткосрочным кредитам и льготным инвестиционным кредитам.

Суммарный размер субсидий рассчитывается по предусмотренной Приказом формуле.

Объем субсидий, предоставляемый по планируемым к выдаче в 2019 году и очередном финансовом году льготным краткосрочным кредитам и льготным инвестиционным кредитам, распределяется между направлениями целевого использования таких кредитов исходя из необходимости достижения установленных в соглашениях показателей.

План утверждается ежегодно до 1 ноября текущего финансового года.

Рекомендуемый образец Плана приведен в приложении.

План корректируется на основании письменных обращений уполномоченных органов, согласованных с уполномоченными банками, или предложений уполномоченных банков, путем перераспределения неиспользованного объема субсидии с учетом интенсивности освоения лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, а также в случае изменения в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств.

 

Проект Приказа Минфина России "О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"

Минфином России подготовлены поправки в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Проектом вносятся изменения в номера некоторых счетов бухгалтерского учета (в том числе счетов для учета стоимости прав пользования жилыми и нежилыми помещениями, машинами и оборудованием, инвентарем, изменения дебиторской задолженности по заработной плате и пр.).

Также проектом предусматриваются новые счета учета:

0011480000 "Резерв под снижение стоимости материальных запасов";

0030281000 "Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям";

0030314000 "Расчеты по налогу, уплачиваемому в рамках упрощенной системы налогообложения";

0030315000 "Расчеты по единому налогу на вмененный доход".

Внесены уточнения в Инструкцию по применению Плана счетов.

Это коснулось, в частности, порядка отражения в учете финансового результата от оценки основных средств и нематериальных активов.

Кроме того, внесено дополнение, согласно которому передача объектов основных средств работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, за исключением объектов недвижимого имущества и объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" с одновременным отражением на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)".

Следует отметить также, что настоящая редакция проекта содержит указание на то, что внесенные изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2019 года.

 

Письмо Минфина России от 05.07.2019 N 03-03-06/1/49840

Компенсация работнику проезда к месту командировки не из места нахождения организации-работодателя не облагается НДФЛ

На основании пункта 3 статьи 217 НК РФ предусмотренные действующим законодательством компенсационные выплаты налогоплательщикам (в пределах установленных норм), связанные с исполнением трудовых обязанностей, освобождены от обложения НДФЛ.

Если поездка работника для выполнения служебного поручения работодателя в соответствии со статьей 166 ТК РФ признается командировкой, то, с учетом положений абзаца двенадцатого пункта 3 статьи 217 НК РФ, не облагаются НДФЛ возмещаемые работодателем фактически произведенные и документально подтвержденные командировочные расходы работника на проезд до места назначения и обратно, причем независимо от места, из которого осуществляется направление работника в командировку.

При этом Минфином России отмечено, что вопросы о возможности направления работников в командировку не из места нахождения организации-работодателя относятся к компетенции Минтруда России.

 

Письмо Минфина России от 02.08.2019 N 03-05-06-03/58166

Минфин России: документы для возврата госпошлины, уплаченной при обращении в суд, могут быть представлены в электронной форме

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются:

подлинные платежные документы, в случае если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере,

копии указанных платежных документов, в случае если она подлежит возврату частично.

Минфин России сообщает, что при подаче заявления в качестве документов, подтверждающих уплату госпошлины, можно прикладывать платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер, банковский ордер.

Указанные документы могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

В этой связи следует напомнить о позиции ФНС России по данному вопросу, выраженной в решении от 28.06.2019 N СА-4-9/12698@, - налогоплательщику было отказано в возврате госпошлины при обращении в налоговый орган через интернет-сайт. В ответах налогоплательщику указывалось, что возврат госпошлины возможен только при представлении заявителем подтверждающих документов на бумажном носителе.

В настоящем письме Минфином России уточнено, что подлинником электронного документа для целей возврата госпошлины будет признаваться электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью организации (банка) либо подписанный простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью организации (банка).

При этом обращено внимание на то, что при подаче заявления через личный кабинет налогоплательщика к заявлению прилагается подлинник электронного документа.

 

Письмо Минфина России от 02.08.2019 N 03-12-12/2/58214

В случае изменения сведений об участии в иностранных организациях можно подать уточненное уведомление

Согласно пункту 7 статьи 25.14 НК РФ основанием для представления уточненного уведомления об участии в иностранных организациях является обнаружение неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении ранее представленного уведомления.

По мнению Минфина России, изменение сведений, подлежащих отражению в уведомлении, также может рассматриваться в качестве основания для подачи уточненного уведомления, так как предоставляемая налогоплательщиками информация должна быть достоверной и обеспечивать возможность идентификации иностранной организации.

 

<Письмо> ФНС России от 21.08.2019 N АС-4-21/16604@
"О налогообложении легковых автомобилей марки "Porsche" коммерческого наименования "Cayenne" транспортным налогом с учетом повышающего коэффициента"

ФНС России сообщила о налогообложении автомобилей марки Porsche коммерческого наименования "Cayenne"

Транспортный налог с применением повышающего коэффициента исчисляется в отношении дорогостоящих автомобилей, информация о которых включена в Перечень, ежегодно публикуемый Минпромторгом России.

Со ссылкой на письмо Минпромторга России от 15.08.2019 N ПГ-20-7009 сообщается о соответствии автомобилей Porsche "Cayenne" Перечням легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей.

 

<Письмо> Росфинмониторинга от 29.07.2019 N 01-04-05/17015
"О рассмотрении обращения"

Информация о бенефициарных владельцах юридического лица должна раскрываться в его годовой бухгалтерской отчетности

Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по их установлению (статья 6.1 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (далее - Закон о ПОД/ФТ)).

Если юрлицо не может установить своего бенефициарного владельца, то, по запросу уполномоченного органа, оно должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о нем (это, в частности, запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них).

Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

Сообщается, что юрлицо раскрывает данные о бенефициарных владельцах в годовой бухгалтерской отчетности.

Порядок раскрытия информации определен в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 11/2008 "Информация о связных сторонах" и в рекомендациях аудиторским организациям, содержащихся в приложении к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01.

Так, в частности, указано, что информация о таких лицах раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Перечень связанных сторон, о которых раскрывается информация, устанавливается организацией исходя из содержания отношений и понятия "бенефициарного владельца", предусмотренного пунктом 6 статьи 6.1 Закона о ПОД/ФТ.

 

<Письмо> Казначейства России от 23.08.2019 N 07-04-05/05-18156
"О направлении разъяснений"

Действующее бюджетное законодательство не предусматривает возможность оплаты денежного обязательства по договору цессии, заключенному в рамках госконтракта

Казначейством России сообщается, что государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения по такому договору регулируются не только гражданским законодательством, но и бюджетным законодательством РФ, законодательством о контрактной системе.

Оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством РФ.

Отмечено при этом, что бюджетным законодательством РФ не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту.

В этой связи до внесения изменений в нормативно-правовое регулирование оплата по государственному (муниципальному) контракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта.

 

<Информация> ФНС России
<О правомерности доначисления налогов по общей системе налогообложения предпринимателю на УСН>

Формальный документооборот с подконтрольной организацией может явиться основанием для доначисления налогов

В ходе выездной проверки инспекция установила, что ИП сдавал в аренду подконтрольному ООО склад для хранения товарно-материальных ценностей. ООО заключило со сторонней организацией (АО) договор ответственного хранения. Фактически услуги по хранению оказывал сам ИП.

При этом ООО не оплачивало ИП аренду склада, не имело для ведения деятельности имущества и персонала. Иными словами, ООО являлось транзитным звеном, искусственно вовлеченным в документооборот ИП для ухода от налогообложения.

В связи с этим инспекция доначислила ИП налог по УСН, НДФЛ, НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций посчитали решение налогового органа обоснованным, а Верховный Суд РФ отказал ИП в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.

 

<Информация> ФНС России
<Об упрощении порядка получения рассрочки по уплате налогов>

Получить рассрочку по уплате налогов стало проще

Вступила в силу новая методика оценки финансового положения должника, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 N 382.

Данная методика позволяет использовать для анализа финансового положения налогоплательщика промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за три и более месяцев, а не только годовую, как это было раньше.

Кроме того, теперь для расчета не надо использовать показатель чистой прибыли.

Налогоплательщики, испытывающие временные финансовые трудности, смогут стабилизировать свою деятельность и уплатить налоги по согласованному графику.


Информационное сообщение Минфина России от 22.08.2019 N ИС-учет-20
<Об изменениях в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете">

Бухгалтерский учет: Минфин России сообщил об основных изменениях

Федеральным законом от 27 июля 2019 г. N 247-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".

В числе основных изменений сообщается о следующем:

введена обязанность работников организации соблюдать требования главного бухгалтера;

запрещено изменение утвержденной бухгалтерской отчетности;

установлен порядок представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО (Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности);

положения Закона о бухгалтерском учете, относящиеся к организациям бюджетной сферы, распространены на иные организации - получатели бюджетных средств;

скорректированы отдельные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы;

введен порядок подготовки стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.

С 1 января 2020 г. вступят в силу изменения, касающиеся представления исправленной бухгалтерской отчетности в ГИРБО.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

26.08.2019 Для возможности применения ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов учитываются как собственные транспортные средства налогоплательщика, так и полученные им в безвозмездное пользование или без договоров

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.06.2019 № Ф04-2533/19 по делу N А75-10611/2018 
По мнению налогоплательщика, он вправе применять ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов, поскольку ему принадлежат транспортные средства в количестве менее 20 единиц. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика. Налогоплательщиком использованы как собственные транспортные средства, так и полученные в безвозмездное пользование от взаимозависимых лиц, а также привлеченные от третьих лиц без каких-либо договорных оснований, что в общем количестве транспортных средств превышает 20 единиц. Более того, при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов посредством транспортных средств, не принадлежащих налогоплательщику на каком-либо праве, ЕНВД применению не подлежит.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

26.08.2019 Отделение ФСС при установлении страхового тарифа на страхование от несчастных случаев на производстве должно учесть все представленные страхователем документы, даже если они поданы не в срок

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2019 № Ф05-9428/19 по делу N А40-196097/2018 
Отделение ФСС ввиду того, что страхователем в срок не были представлены сведения об основном виде деятельности, самостоятельно установило страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исходя из наиболее высокого класса профессионального риска из видов деятельности страхователя, указанных в ЕГРЮЛ. Суд, исследовав материалы дела, признал уведомление об установлении такого тарифа недействительным. Страхователь, не представивший в установленный срок необходимые документы, вправе их подать и после установления размера страхового тарифа на текущий год. В данном случае такие документы были представлены в Отделение ФСС, но необоснованно не учтены им. При этом в течение всего периода деятельности страхователя Отделение ФСС устанавливало ему страховой тариф, соответствующий фактическому основному виду деятельности (с меньшим страховым тарифом).

Источник: http://www.pravovest.ru

 

27.08.2019 Выдача налоговым органом справки о состоянии расчетов с бюджетом не прерывает трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате переплаты по налогу

Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2019 № 305-ЭС19-10329 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что переплата по налогу подлежит возврату, поскольку выдача налоговым органом справки о состоянии расчетов с бюджетом прерывает трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. После выставления налогоплательщику требования об уплате налога инспекция произвела зачет имевшейся на тот момент переплаты по налогу в счет погашения недоимки. Впоследствии налогоплательщик также оплатил данное требование, в результате чего образовалась спорная переплата. Суд указал, что налогоплательщик располагал информацией об имеющейся у него переплате и не представил доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в установленный законом срок. Инспекция неоднократно направляла налогоплательщику информацию о состоянии расчетов с бюджетом, но это не является признанием долга и не прерывает срок на обращение с заявлением о возврате переплаты.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

27.08.2019 С налогоплательщика в судебном порядке может быть взыскана налоговая задолженность, доначисленная решением ФНС, принятым в рамках контроля цен на основании извещения территориального налогового органа

Определение Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 306-ЭС19-8880 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что ему неправомерно доначислены налог на прибыль и пени в рамках контроля цен по сделкам с невзаимозависимым лицом. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. На основании извещения налоговой инспекции о внешнеторговых контролируемых сделках налогоплательщика с взаимозависимой компанией ФНС России была проведена проверка правильности применения цен. По результатам проверки доначислены налог на прибыль и пени. Суд, проанализировав корпоративную структуру налогоплательщика, контрагента и других лиц, а также приняв во внимание судебные акты, пришел к выводу, что спорные сделки обоснованно признаны налоговым органом контролируемыми. Поскольку налогоплательщик реализовал продукцию по заниженным ценам, ему правомерно доначислена задолженность, при этом применен метод сопоставимых рыночных цен. В связи с этим суд удовлетворил заявление ИФНС о взыскании с налогоплательщика задолженности, доначисленной решением ФНС.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

27.08.2019 Если на момент подачи уточненной декларации решение налогового органа по выездной проверке за этот же период признано законным в судебном порядке, то корректировка налоговых обязательств не производится

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.06.2019 № Ф05-8900/19 по делу N А40-198561/2017 
Налогоплательщик полагает, что налоговый орган должен вернуть переплату по налогу, отраженную в уточненных налоговых декларациях. Суд, исследовав материалы дела, не согласился с позицией налогоплательщика. Суд указал, что трехлетний срок на возврат налога, исчисляющийся в данном случае с даты вступления в законную силу решения суда по спору об обжаловании решения налогового органа по выездной проверке, пропущен. Кроме того, к моменту представления уточненных деклараций решение по выездной проверке было признано частично законным, поэтому результаты камеральной проверки не являются основанием к сторнированию ранее доначисленных сумм.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

27.08.2019 Налогоплательщик не вправе применять ЕНВД по розничной торговле, если торговые площади здания (общей площадью более 150 кв. м) разделены между организациями формально, что подтвердил и руководитель налогоплательщика

Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2019 № 303-ЭС19-9726 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно применял ЕНВД по розничной торговле, поскольку фактически используемая им площадь торгового зала превышает 150 кв. м. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Территория торгово-складских комплексов представляет собой единое торговое пространство, арендованные площади не выделены в самостоятельные объекты недвижимости. Налогоплательщик и другие организации розничной торговли имели единое ПО, установленное на сервере налогоплательщика; ККТ зарегистрированы на него же. Учет велся единой бухгалтерией. Договоры на обслуживание здания заключались на общую площадь комплексов, без разделения на магазины (отделы). Доставка товара по договорам перевозки груза производилась налогоплательщиком в целом без разделения по видам товаров. При этом руководитель налогоплательщика подтвердил факт формального соблюдения требований оформления документов для применения ЕНВД путем создания схемы разделения (дробления) бизнеса. Поэтому налогоплательщику правомерно доначислены налоги по ОСН, пени и штрафы.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

29.08.2019 Налогоплательщик при исчислении налога по УСН не вправе учесть расходы на СМР, если у подрядчиков-предпринимателей нет соответствующего персонала и ресурсов, а единолично они заявленные работы не могли выполнить

Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2019 № 308-ЭС19-10679 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно включил в состав расходов по УСН документально подтвержденные затраты на выполнение предпринимателями строительно-монтажных работ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Предприниматели не имеют необходимого количества сотрудников, поскольку справки по форме 2-НДФЛ ими не представлялись (в штате отсутствовали работники, согласно показаниям предпринимателей работы выполнялись ими самостоятельно из материалов и с использованием строительной техники налогоплательщика). Сведений о наличии у них строительной техники и материалов, выплат за выполнение СМР по гражданско-правовым договорам, за аренду строительной техники нет. В договорах подряда и актах выполненных работ нет конкретных сроков начала и окончания работ, вида и объема выполненных работ. Таким образом, имела место фактическая невозможность единоличного выполнения заявленных работ собственными силами предпринимателей, учитывая характер выполненных работ. Поэтому налогоплательщик не вправе учесть спорные расходы.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

29.08.2019 Налогоплательщик не вправе учесть расходы на арендную плату за земельный участок, если в спорный период он должен был уплачивать земельный налог за этот участок

Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2019 № 308-ЭС19-5605 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно включил в состав расходов арендную плату за земельный участок по договору с муниципальным образованием. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. В спорный период налогоплательщик имел право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поэтому плату за участок должен был производить путем исчисления земельного налога (что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами). Поскольку основанием пользования спорным земельным участком являлась уплата земельного налога, а не арендная плата по договору аренды, налогоплательщик не вправе учесть спорные расходы. Суд отметил, что при этом налогоплательщик не лишен права защиты интересов в отношениях со своими контрагентами (арендодателями).

Источник: http://www.pravovest.ru

 

29.08.2019 Выплаченные сотрудникам суммы облагаются НДФЛ, если не подтверждено направление их в командировку, несение ими иных расходов, при этом суммы выплат в течение года не зависят от продолжительности командировок и количества направляемых работников

Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2019 № 309-ЭС19-9813 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что выплаченные его сотрудникам спорные суммы не облагаются НДФЛ, т. к. являются компенсацией командировочных расходов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. В представленных обществом документах есть противоречия, отсутствуют авансовые отчеты с приложением первичных расходных документов. Суд отметил совпадение сумм командировочных выплат в течение года, независимо от продолжительности командировок и количества направляемых сотрудников. Поскольку общество документально не подтвердило факт направления работников в командировку, наличие иных расходов, в частности, расходов на наем жилья, а также хозяйственных расходов (подотчетных сумм), ему обоснованно доначислен НДФЛ как налоговому агенту.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

29.08.2019 Затраты на изготовление рекламных брошюр включаются в состав расходов независимо от того, кто является их изготовителем - налогоплательщик или третье лицо

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2019 № Ф07-5838/19 по делу N А56-99338/2018 
По мнению налогового органа, общество неправомерно включило в состав расходов по налогу на прибыль затраты на размещение рекламы в каталогах торговых сетей. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы налогового органа необоснованными. Положения НК РФ не ставят возможность включения затрат на изготовление рекламных брошюр и каталогов в перечень ненормируемых расходов в зависимость от того, какое лицо выпускает брошюры и каталоги - сам налогоплательщик или третьи лица. Довод налогового органа о том, что обществу были оказаны услуги по размещению информации о товарах в каталогах, а не по изготовлению рекламных каталогов, суд отклонил, поскольку размещение информации о товарах в каталогах сетевых магазинов фактически означает изготовление таких каталогов. Суд признал исключение рассматриваемых затрат из состава расходов по налогу на прибыль неправомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

29.08.2019 Перевозка отходов, являющаяся частью выполняемого налогоплательщиком многостадийного процесса по удалению отходов, не облагается ЕНВД

Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2019 № 301-ЭС19-10394 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно применял ЕНВД при перевозке отходов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщик оказывал услуги по сбору и вывозу отходов с территории заказчиков. При этом фактически имел место целый комплекс правоотношений, в рамках которых перевозка отходов являлась составной частью многостадийного процесса по удалению отходов. Услуги по откачке и вывозу отходов не относятся к автотранспортным услугам по перевозке грузов, а рассматриваются как деятельность по обращению с отходами. Поэтому в данном случае система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

29.08.2019 Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2019 N 309-КГ18-26166 по делу N А47-9881/2017

ВС РФ передал на новое рассмотрение налоговый спор по вопросу - уменьшают ли управленческие расходы "дивидендную" налоговую базу

В ходе выездной налоговой проверки инспекцией было установлено, что помимо доходов от основной деятельности, облагаемых налогом на прибыль организаций по ставке 20%, общество получило доход от дочерних организаций в виде дивидендов. Данный доход на основании пункта 3 статьи 284 НК РФ облагается по ставке 0%.

Общество не осуществляло раздельный учет расходов, относящихся к основной деятельности, и расходов, относящихся к доходам в виде дивидендов.

Применив расчетный метод, инспекция определила размер расходов, относящихся к доходам в виде дивидендов пропорционально доле дохода, полученного от данного вида деятельности в суммарном объеме всех доходов общества.

В результате такого распределения расходов налоговая база по доходам, облагаемым по ставке 20%, была увеличена за счет уменьшения части расходов, и обществу был доначислен налог.

Суды трех инстанций согласились с необходимостью распределения расходов. По мнению судов расходы компании на управление дочерними организациями были направлены на повышение их эффективности, что и привело к получению дивидендов.

Однако ВС РФ с таким подходом судов не согласился.

НК РФ предусматривает отдельное определение налоговой базы по прибыли, которая облагается налогом по ставке, отличной от ставки в размере 20%. Это правило применяется в случаях ведения налогоплательщиком нескольких видов деятельности и не применимо к доходам в виде дивидендов, поскольку это внереализационный доход от долевого участия в других организациях, а не доход от осуществляемой деятельности.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила судебные акты нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение.

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

26.08.2019 Получить рассрочку по уплате налогов стало легче

Теперь налогоплательщики и ФНС могут использовать для анализа промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за три и более месяцев

Упрощен порядок получения рассрочки по уплате налогов. Вступила в силу новая Методика, по которой оценивается финансовое положение должника (приказ Минэкономразвития РФ от 26.06.2019 № 382), пишет ФНС России.

Теперь налогоплательщики и налоговики могут использовать для анализа промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за три и более месяцев, а не только годовую, как ранее. Также для расчета не надо будет использовать показатель чистой прибыли.

Благодаря этому можно будет оценить актуальное финансовое состояние должника. Налогоплательщики, которые испытывают временные финансовые трудности, смогут стабилизировать свою деятельность и уплатить налоги по согласованному графику.

Источник: Российский налоговый портал

 

26.08.2019 При безвозмездной передаче ОС срок полезного использования не меняется

В силу нормы пункта 3 статьи 256 НК из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные по договору в безвозмездное пользование. Начисление амортизации по таким ОС начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, не производится.

В случае прекращения договора безвозмездного пользования и возврате ОС налогоплательщику амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат ОС.

При этом изменение срока полезного использования объекта после начала его амортизации не допускается, то есть срок полезного использования по имуществу не продлевается на период безвозмездного пользования.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-03-06/1/58920 от 06.08.2019.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.08.2019 Поставщик на УСН не составляет корректировочные счета-фактуры при возврате товаров

Покупатель на ОСНО приобретает товар у поставщика на УСН, а затем возвращает его. Как быть с НДС? Ответ на этот вопрос дал Минфин в письме № 03-07-09/52435 от 16.07.2019.

Начиная с 1 апреля 2019 у покупателя, являющегося плательщиком НДС, отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур по возвращаемым товарам, принятым им на учет. С 1 апреля 2019 при возврате покупателем товаров, принятых им на учет как до, так и после этой даты, продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры.

Таким образом, при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения в случае уменьшения количества отгруженных товаров в связи с возвратом покупателем нереализованных товаров, корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю, является документом, служащим основанием для принятия продавцом сумм налога к вычету.

При этом составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС.
Организации и ИП на УСН, в случае возврата товара покупателем, являющимся налогоплательщиком НДС, корректировочные счета-фактуры составлять не должны.
При этом стоит учитывать, что если товары, ранее приобретенные и принятые на учет покупателем, в дальнейшем реализуются на основании договора купли-продажи (поставки), по которому покупатель выступает продавцом товаров, а бывший продавец — покупателем, то в отношении таких товаров выставляются счета-фактуры в общем порядке.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.08.2019 Как учесть в расходах по УСН компьютерную программу, купленную вскладчину

ИП совместно с другим ИП приобрел исключительное право на программу для ЭВМ. Что с расходами по УСН?

Ответ на этот вопрос дал Минфин в письме № 03-11-11/59092 от 06.08.19

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 346.16 НК налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН, уменьшают полученные доходы, в частности, на расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ.

В связи с этим ИП на УСН, приобретающий в совместное владение с другим ИП исключительное право на программу для ЭВМ, вправе учесть в составе расходов собственную долю оплаченных расходов на приобретение исключительного права на указанную программу.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.08.2019 Что компаниям на УСН запретят делать с персоналом

Требованиями статьи 341.3 ТК установлено, что особенности регулирования труда работников, направляемых временно к другим юрлицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), работодателем, не являющимся частным агентством занятости, должен быть установлен отдельным федеральным законом.

В этой связи Минэкономразвития разработало проект поправокв закон о занятости населения, которые уточняют, какие компании могут вести деятельность по предоставлению труда персонала другим юрлицам.

Согласно документу, предоставлением труда работников, помимо частных агентств, смогут заниматься другие юрлица, за исключением применяющих УСН, а также имеющих просроченную задолженность по выплате заработной платы.

Таким образом осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) кроме кадровых агентств будут вправе другие юрлица, за исключением применяющих УСН, а также имеющих просроченную задолженность по выплате зарплаты, в том числе иностранные юрлица в случаях, если работники с их согласия направляются к юрлицу, которое является:

аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;

стороной или аффилированным лицом стороны корпоративного договора, заключенного с направляющей стороной или ее аффилированным лицом, а также юрлицом, в отношении которого направляющей стороной или ее аффилированным лицом заключен корпоративный договор;

участником или аффилированным лицом участника объединения юридических лиц, не имеющего статуса юрлица, являющегося стороной соглашения о разделе продукции и созданного совместно с направляющей стороной или её аффилированным лицом на основе договора о совместной деятельности.

Норма должна вступить в силу с 2020 года.

Напомним, также МЭР готовит проект закона, вносящий поправки в ТК в части регулирования «заёмного» труда. Измененияпредлагается внести в главу 53.1 ТК. В частности, в ней будет предусмотрено, что «передача» работника оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору между работником и направляющим его работодателем. Обязательные условия допсоглашения тоже будут прописаны в этой статье. При этом у направляемого работника сохраняется трудовой договор с направляющим его работодателем.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.08.2019 Кто пробивает чек ККТ при получении безналичной оплаты за услуги ЖКХ

Пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ поименованы организационно-правовые формы организаций, которые при осуществлении безналичных расчетов без предъявления электронного средства платежа при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, могут не применять ККТ.

Обязанность применения ККТ зависит от расчетного счета, на который поступают денежные средства. В случае если денежные средства поступают от клиентов в счет оплаты за жилое помещение и (или) коммунальных услуг на расчетный счет управляющей компании, то ККТ применяет указанная организация.

Если денежные средства поступают от клиентов в счет оплаты поставленных ресурсов (услуг) на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, то ККТ применяется указанной организацией.

При приеме платежей физлиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ККТ применяется платежными агентами (платежными субагентами, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами), заключивших с поставщиком услуг договор об осуществлении деятельности по приему платежей.

Такие разъяснения дает ФНС в письме № ЕД-4-20/15964@ от 12.08.2019.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.08.2019 Как на ПСН пересчитать стоимость патента при изменении физпоказателя

Если у ИП в течение срока действия патента увеличились физические показатели ведения предпринимательской деятельности, в отношении которой данный налогоплательщик применяет ПСН (например, появились новые объекты торговли или общественного питания, увеличилась численность работников и т.д.), то полученный патент будет действовать только в отношении объектов (числа работников), указанных в патенте.

При этом ИП на ПСН, решивший использовать данный специальный налоговый режим в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов (работников), не указанных в ранее полученном патенте, обязан подать в налоговый орган заявление на получение нового патента не позднее чем за 10 дней до даты начала осуществления предпринимательской деятельности с новым показателями.

В случае, если у ИП изменились физические показатели, приводящие к увеличению размера потенциально возможного к получению годового дохода, такой ИП обязан получать новый патент на этот же вид предпринимательской деятельности, разъясняет ФНС.

При этом сумма налога по ранее полученному патенту пересчитывается исходя из срока действия данного патента с даты начала его действия до даты начала действия нового патента.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.08.2019 Борис Титов предложил продлить режим ЕНВД до 2024 г.

Если этого не сделать, то малый бизнес столкнется с ростом налоговой нагрузки

Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов предлагает продлить до 2024 г. действие отменяемого с 1 января 2021 г. ЕНВД. Если этого не сделать, то малый бизнес столкнется с ростом налоговой нагрузки, отмечает бизнес-омбудсмен, пишет газета «Коммерсантъ».

«ЕНВД в свое время вводили как временный налог, на определенный срок, пока экономика не поднимется, и все не разбогатеют, — заявил Борис Титов. — С экономикой не слишком получилось, а вот ЕНВД собираются отменять». По мнению бизнес-омбудсмена, если удастся сохранить ЕНВД до 2024 г., то за это время можно будет выработать заменяющие его иные режимы налогообложения — комфортные предпринимателей и властей.

Чем ближе отмена ЕНВД, тем чаще будут звучать такие предложения, но пока Минфин непреклонен. По словам первого вице-премьера и главы Минфина Антона Силуанова, российские власти не рассматривают вариант продления действия данного режима, так как он часто применяется для ухода от налогов.

Ранее мы писали, что ЕНВД нельзя будет применять после 2020 года.

Источник: Российский налоговый портал

30.08.2019 Внимание! Сдавать электронную отчетность в ПФР будем по-новому

ПФР подготовил проект Постановления «Об утверждении Порядка электронного документооборота между страхователями и ПФР при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета».

Согласно документу, опубликованному на федеральном портале, ПФР предоставляет страхователю два способа предоставления индивидуальных сведений в электронном виде:

через «Кабинет страхователя» портала электронных сервисов ПФР;

через ТКС.

Для подключения страхователя к ЭДО ПФР необходимо:

заключить договор на обслуживание с Оператором;

получить УКЭП руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) организации или доверенностью от имени страхователя и сертификат ключа проверки электронной подписи;

направить Оператору электронный документ «Заявление на подключение к ЭДО ПФР», который в дальнейшем направляется Оператором в орган системы ПФР.

ПФР в течение 2 рабочих дней после получения заявления на подключение к ЭДО ПФР направляет Страхователю электронный документ «Уведомление о результате рассмотрения».

Страхователь считается подключенным к ЭДО ПФР после получения Страхователем «Уведомления о результате рассмотрения» с отметкой об удовлетворении заявления.

В документе также разъясняется, как будет проходить процесс отправки отчетов и какой ответной реакции ждать от ПФР.

В течение одного дня после получения отчета из ПФР придет «Уведомление о доставке». Затем в течение 3 дней ПФР проводит проверки, по итогам которой вы получите положительный протокол или «Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР».

Участники ЭДО должны ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) осуществлять проверку поступления документов в электронном виде, говорится в документе.

Чтобы сдавать отчеты через «Кабинет страхователя» на портале электронных сервисов ПФР, нужна учетная запись в качестве руководителя организации или уполномоченного представителя организации в Единой системе идентификации и аутентификации.

Для доступа к сервисам Кабинета страхователю необходимо принять соглашение об использовании кабинета страхователя для электронного документооборота с ПФР

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация (УСН (доходы минус расходы), вид деятельности - производство мебели) пользуется услугами транспортных компаний для перевозки материалов, участвующих в производстве продукции, а также перевозки инвентаря и сопутствующих материалов.
Как должны учитываться в бухгалтерском и налоговом учете транспортные расходы в этих двух случаях?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В налоговом учете при УСН затраты организации, связанные с оплатой транспортных услуг по доставке материалов, участвующих в производстве продукции, а также доставке инвентаря и других сопутствующих материалов учитываются в составе материальных расходов после фактического оказания указанных услуг и их оплаты.
О порядке отражения данных расходов в бухгалтерском учете организации смотрите ниже.

Обоснование позиции:

УСН

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов. Исходя из п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.
На основании п.п. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Таким образом, из приведенных норм следует, что организация, применяющая УСН и выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе при определении объекта налогообложения учитывать расходы, связанные с оплатой транспортных услуг по доставке материалов, участвующих в производстве продукции, а также доставке инвентаря и других сопутствующих материалов в составе материальных расходов. Учитывая положения пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, указанные транспортные расходы принимаются к учету после их фактического оказания и оплаты.

Бухгалтерский учет

Расходы, связанные с приобретением МПЗ, признаются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе материальных затрат (п. 5, п. 7, п. 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Затраты на транспортные услуги по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) включаются в фактическую себестоимость МПЗ (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01)).
Согласно п.п. 68, 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н) (далее - Методические указания) затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов*(1) в организацию и включаемые в фактическую себестоимость приобретенных за плату материалов, представляют собой транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР).
В соответствии с п. 83 Методических указаний организация самостоятельно устанавливает в учетной политике, каким способом учитывать ТЗР, а именно путем:
- отнесения ТЗР на отдельный счет 15 "Заготовление и приобретение материалов" согласно расчетным документам поставщика;
- отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 "Материалы";
- непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала*(2).
ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.) (п. 86 Методических указаний).
В общем случае учет ТЗР ведется по отдельным видам и (или) группам материалов. Однако если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также когда нельзя достоверно определить, к какой именно группе материалов относят те или иные ТЗР, их отражают суммарно, без разбивки по видам или группам материалов (п. 84 Методических указаний).
В этом случае списание транспортных расходов следует осуществлять согласно п. 87 Методических указаний. А именно списание на расходы ТЗР по отдельным видам или группам материалов будет производиться пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.
Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании ТЗР на увеличение учетной стоимости, израсходованных материалов.
При этом п. 88 Методических указаний допускается применение упрощенных вариантов для распределения величины ТЗР, в частности:
- при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет "Основное производство", "Вспомогательное производство";
- если удельный вес ТЗР не превышает 5% к договорной (учетной) стоимости материалов, то ТЗР могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов.
Таким образом, организация самостоятельно определяет, какой вариант принятия к учету затрат на доставку материалов она будет использовать. Выбранный вариант учета необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
Что касается расходов по доставке инвентаря, то данные расходы, как указывалось ранее, включаются в фактическую себестоимость данного имущества (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01).
Вместе с тем в соответствии с п. 13.1 ПБУ 5/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета*(3), может оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при УСН;
Энциклопедия решений. Расходы на услуги сторонних организаций при УСН;
Энциклопедия решений. Материальные расходы при УСН;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения материалов за плату.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Произошла замена авиабилетов по причине изменения даты вылета сотрудника в командировку на два дня (с 29.03.2019 на 31.03.2019). В данном билете указан тариф на авиаперелет, сборы, взимаемые перевозчиком (ориентировочно за обслуживание в аэропорту), а также сумма доплаты за обмен билета. Суммы НДС выделены отдельными строками по ставкам 10 и 20%. Сервисный сбор (вознаграждение агента) в билете не указан. Дополнительных документов на уплату вознаграждения агенту сотрудник не представил и не требовал возместить такие расходы. Агенты авиакомпании при продаже авиабилетов, купленных за наличные, не выписывают счет-фактуру, а в самих авиабилетах НДС указывается.
Можно ли принять к вычету НДС? Кто будет контрагентом в данном случае: авиакомпания или агент? Каков порядок учета в целях налогообложения расходов на проезд по электронному билету, полученному взамен ранее приобретенного?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
НДС, выделенный в маршрут-квитанции электронного билета, принимается к вычету на основании этого документа. Уполномоченный агент перевозчика не должен выставлять счет-фактуру. В книге покупок в качестве продавца указывается авиаперевозчик.
Суммы, указанные в маршрут-квитанции, учитываются в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Обоснование позиции:
Согласно п. 6 Авиационных правил*(1) перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент). Иными словами, при продаже авиабилетов уполномоченный агент является поверенным принципала (ст. 971 ГК РФ) и действует от имени перевозчика.
Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется перевозочным документом - билетом, который может быть оформлен как в бумажном, так и в электронном виде (п.п. 1-3 ст. 105 ВК РФ, п.п. 44, 46 Авиационных правил).
Сборы перевозчиков (например, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за обслуживание в аэропорту), как включенные в пассажирский тариф, так и не включенные в него, как правило, формируют провозную плату, указываемую в билете (п.п. 30, 31 Авиационных правил, п.п. 5, 9 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, далее - Правила*(2)). При этом предусмотрена возможность взимания уполномоченным агентом дополнительной платы с пассажиров за оказанные им от своего имени услуги (абзац 3 п. 30 Авиационных правил). То есть за посредническую услугу по оформлению билетов уполномоченный агент получает вознаграждение от принципала - авиаперевозчика (ст. 972 ГК РФ), а не от пассажира. При этом если пассажир пользуется, например, консультационными услугами агента, услугами по выбору места в самолете, то в этом случае оплату услуг агента, оказываемых им от своего имени, производит пассажир или заказчик услуг - юридическое лицо*(3).

НДС

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм "входного" НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 36-8 ст. 171 НК РФ, после постановки на учет приобретений. Так, в силу абзаца 1 п. 7 ст. 171 НК РФ на основании иных документов может осуществляться вычет по НДС, в частности, по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно.
Согласно п. 18 Правил ведения книги покупок при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (БСО) или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 169 НК РФ). То есть счет-фактуру может выставлять только агент, осуществляющий реализацию товаров (работ, услуг) принципала, но от своего имени.
Ни ст. 169 НК РФ, ни п. 1 Правил заполнения счета-фактуры не предусматривают составление счетов-фактур агентами, действующими от имени принципала (в данном случае от имени авиаперевозчика). Поэтому по товарам (работам, услугам, имущественным правам), реализуемым перевозчиком-принципалом в рамках договора, заключенного с агентом, действующим от имени и за счет принципала, счета-фактуры выставляются покупателям перевозчиком-принципалом в общеустановленном порядке. В этом случае продавцом в счете-фактуре указывается принципал - перевозчик (письма Минфина России от 28.04.2018 N 03-07-09/29386, от 24.10.2017 N 03-07-08/69700).
В рассматриваемой ситуации уполномоченным агентом от имени перевозчика заключен договор авиаперевозки с физическим лицом (в этом случае именно перевозчик оказывает услугу пассажиру), поэтому его обязанности по оформлению расчетных документов с выделенными суммами НДС и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если он выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (БСО) (п. 7 ст. 168 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 10.01.2008 N 19-11/603).
Согласно п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее - Приказ Минтранса N 134) маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
В данном случае билеты куплены и поездка состоялась до 01.07.2019*(4). Сотрудник к авансовому отчету приложил БСО, соответствующий требованиям ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ, п.п. 5 и 7 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники*(5) и положениям Приказа Минтранса N 134.
В этом случае организация имеет право принять к вычету НДС, выделенный отдельной строкой в распечатанной на бумажном носителе маршрут-квитанции электронного пассажирского билета (письма Минфина России от 28.05.2018 N 03-07-07/36077, ФНС России от 18.08.2015 N ГД-4-3/14544). Данный БСО организации необходимо зарегистрировать в книге покупок не ранее того налогового периода, в котором утвержден авансовый отчет сотрудника (письмо Минфина России от 20.05.2008 N 03-07-11/197). В качестве продавца в графе 9 книги покупок указывается перевозчик - авиакомпания (письмо Минфина России от 28.05.2015 N 03-07-11/30876).

Налог на прибыль

На основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на командировки, в частности, на:
- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
Как видим, перечень затрат в виде сборов, установленный в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, является открытым.
В письме Минфина России от 19.06.2017 N 03-03-06/1/37945 специалисты финансового ведомства разъяснили, что суммы сборов могут быть отнесены на командировочные расходы в том случае, если они формирует стоимость услуги по проезду (смотрите также письма Минфина России от 16.06.2017 N 03-03-РЗ/37488, от 24.07.2008 N 03-03-06/2/93, от 21.11.2007 N 03-03-06/1/823).
В рассматриваемой ситуации сборы авиакомпании, хоть и выделены отдельной строкой в билете, но связаны с необходимостью приобретения сотрудником авиабилета. Без оплаты указанных сборов у сотрудника не было возможности приобрести билет и отправиться в поездку для выполнения служебного задания. Такие расходы отвечают критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, и не поименованы в ст. 270 НК РФ. Поэтому тариф и сборы авиакомпании (без НДС), указанные в маршрут-квитанции электронного пассажирского билета и формирующие провозную плату, по нашему мнению, могут быть учтены в целях налогообложения в составе расходов на командировки на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
По мнению уполномоченных органов, сумма, взимаемая за переоформление и возврат билетов, является штрафом и может быть учтена в составе внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (письма Минфина России от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 N 03-03-06/1/616). По мнению судей, сумма платы, взимаемая за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа (п. 93 Правил), является разновидностью штрафа (постановление Третьего ААС от 18.03.2019 N 03АП-6850/18).
Подтвердить производственную необходимость изменения даты вылета сотрудника может приказ об изменении сроков командировки. Для целей документального подтверждения рассматриваемых расходов необходим авансовый отчет сотрудника с приложенными к нему маршрут-квитанцией электронного билета и посадочных талонов (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32043, от 17.12.2018 N 03-03-07/91528, ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@). Данные расходы признаются в момент утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272НК РФ).
В данном случае целесообразно запросить у перевозчика или его уполномоченного агента расшифровку тарифа, указанного в маршрут-квитанции, а также сборов, входящих в стоимость билета наряду с тарифом.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет возмещения расходов на проезд к месту командировки и обратно;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на командировки по территории РФ;
Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;
Энциклопедия решений. Налогообложение невозвратных билетов и штрафов в случае отмены командировки;
Вопрос: В каком порядке в новой декларации по НДС следует регистрировать электронные авиа- и железнодорожные билеты (ИНН в билетах не указывается, счета-фактуры не выставляются), приобретенные через агентства для командированных сотрудников? Как заполнить обязательный реквизит - ИНН продавца или посредника (строки 130, 140 раздела 8 декларации по НДС)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Организация применяет общую систему налогообложения. В результате реконструкции ("достройки") в бухгалтерском учете произведена дооценка стоимости помещений.
Произведена реконструкция здания, находящегося в собственности у двух собственников. В договоре подряда на стороне заказчика выступают оба собственника. Предусмотрено, что до окончания реконструкции понесенные подрядчиком расходы делятся пропорционально долям собственников (площадям в здании) на начало реконструкции. По окончании реконструкции подрядчиком может быть произведен перерасчет расходов с учетом перераспределения площадей.
В ходе реконструкции часть помещений проданы второму собственнику. Расходы, связанные с ремонтом этих помещений, после его окончания не перераспределены, отнесены на увеличение первоначальной стоимости собственных помещений.
Может ли в налоговом учете эта "достройка" быть принята на учет как объект амортизируемого имущества, но при этом амортизация не будет признаваться в целях исчисления налога на прибыль (учитываться на счете 91 как непринимаемые затраты)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Затраты на реконструкцию помещений, проданных другому собственнику, не учитываются в бухгалтерском и налоговом учете организации ни в составе амортизируемого имущества, ни в составе иных расходов. Поэтому такие расходы не учитываются при расчете доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение.
Порядок налогообложения сумм, полученных от другого собственника в возмещение понесенных расходов, зависит от условий заключенного между собственниками соглашения. Подробнее смотрите в обосновании позиции.

Обоснование позиции:

1. Учет расходов, связанных с реконструкцией чужих помещений

В целях налогообложения прибыли к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Затраты, осуществленные при производстве реконструкции, приводят к изменению первоначальной стоимости объекта и являются капитальными вложениями в основное средство, которые учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли через механизм амортизации (абзац 1, 3 п. 2 ст. 257 НК РФ).
Возможность учитывать расходы на реконструкцию обособленно от амортизируемого имущества, подлежащего реконструкции, нормами главы 25 НК РФ не предусмотрено.
Исключением являются только капвложения в объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором (ссудополучателем) с согласия собственника имущества по договору аренды или безвозмездного пользования (абзац 5 ст. 256 НК РФ).
При этом в силу ст. 252 НК РФ в составе расходов могут быть признаны только экономически оправданные и документально подтвержденные затраты.
В рассматриваемой ситуации с момента продажи части помещений другому собственнику затраты общества в части реконструкции чужих помещений не связаны с деятельностью организации, в силу чего не могут быть признаны расходами организации в налоговом учете и отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств*(1).
В бухгалтерском учете объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности (абзац 3 п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").
Соответственно, затраты, связанные с реконструкцией проданных помещений, также не могут быть признаны в составе расходов, в том числе увеличивающих первоначальную стоимость собственного объекта основных средств (абзац 2 п. 14, п. 27 ПБУ 6/01, п. 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Следовательно, такие расходы не учитываются при расчете доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение.
Заметим, что в подобных ситуациях организации, как правило, заключают дополнительное соглашение к договору подряда о замене лица (на стороне Заказчика) в части проданных помещений, на основании которого подрядчик каждому собственнику предъявляет к оплате объемы строительных работ, выполненные в соответствующих помещениях.
В отсутствие такого соглашения собственники могли заключить соглашение о совместном несении расходов (совместной деятельности) с даты продажи помещений либо агентский договор, по которому организация (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другого собственника (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала*(2).
В любом случае в силу ст. 575 ГК РФ не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
При отсутствии соответствующего соглашения выставленные подрядчиком расходы в части помещений другого собственника в бухгалтерском учете организации не могут учитываться в составе капитальных вложений организации на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Такие затраты подлежат обособленному учету с отнесением на счет 76 субсчет "Расчеты по претензиям" на момент поступления расчетных документов с предъявлением их к возмещению (компенсации) новому собственнику, что отразится следующими записями:
Дебет 76 "Расчеты по претензиям" Кредит 60 - стоимость работ в соответствующей доле отнесена за счет другого собственника (с НДС);
Дебет 51 Кредит 76 "Расчеты по претензиям" - получена компенсация стоимости ремонтных работ от другого собственника.
В целях возмещения стоимости выполненных работ по реконструкции помещений другого собственника организация может оформить с ним документ в свободной форме (например, акт) с указанием всех реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Расчет суммы понесенных расходов, подлежащей возмещению другим собственником, может быть осуществлен на основании актов и счетов-фактур, предъявленных организации с момента продажи помещений (с приложением копий таких актов и счетов-фактур), исходя из объема работ, выполненных в проданных помещениях. Во избежание налоговых споров в части определения суммы затрат выполненный расчет желательно заверить у подрядчика.

2. Налогообложение компенсационных выплат

Согласно позиции контролирующих органов статья 251 НК РФ не предусматривает исключение из доходов сумм возмещения таких расходов. Поэтому полученные суммы компенсации расходов учитываются в составе доходов организации (письма Минфина России от 01.04.2019 N 03-11-06/2/22193, от 17.04.2019 N 03-03-07/27491, от 17.02.2014 N 03-11-06/2/6308, от 22.12.2014 N 03-03-06/1/66229).
В письме Минфина России от 04.08.2011 N 03-11-06/2/114 была рассмотрена ситуация, в рамках которой организация за свой счет в полной стоимости оплатила ремонт общего имущества в здании, часть собственников в добровольном порядке возместила приходящиеся на них стоимость работ, с другой части собственников организация планировала взыскать денежные средства в судебном порядке.
Минфин России разъяснил, что в случае, если другие собственники в добровольном порядке либо по решению суда возместят организации часть понесенных ею расходов на ремонт кровли, то в целях налогообложения полученная компенсация стоимости ремонта кровли другими собственниками может быть признана доходом организации на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.
При этом в приведенных разъяснениях указывалось, что все расходы, осуществленные организацией и соответствующие условиям ст. 252 НК РФ, учитываются в составе налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Однако в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать, что глава 25 НК РФ не предусматривает возможность учета затрат, связанных с ремонтом (реконструкцией) и содержанием объектов основных средств, не находящихся на балансе организации либо не арендованных. Поэтому понесенные расходы организация не сможет учесть в составе расходов.
Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 04.06.2012 N 03-11-11/175 в части признания расходов при упрощенной системе налогообложения, но применимы и в рамках общего режима налогообложения.
По нашему мнению, при получении компенсации понесенных расходов от другого собственника у организации не возникает доход в том понимании, как это определено в ст. 41 НК РФ (экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса).
Вместе с тем в связи с наличием приведенных выше официальных разъяснений нельзя исключать вероятности того, что отсутствие в рассматриваемой ситуации у организации налогооблагаемых доходов придется доказывать в судебном порядке.
В части налогообложения НДС получаемых компенсационных выплат отметим следующее.
Норма пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признает объектом налогообложения реализацию товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Понятие реализации приводится в п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно которому реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
В рассматриваемой ситуации организация не выполняет работы и не передает их результаты собственнику других помещений. Следовательно, при возмещении другим собственником расходов реализация в смысле ст. 39 НК РФ отсутствует.
Таким образом, по нашему мнению, объекта налогообложения не возникает, и начислять НДС на сумму компенсации организация не должна.
Применение вычетов по суммам НДС, предъявленным подрядчиком в части осуществления таких расходов, также невозможно без возможности самостоятельно использовать результаты этих работ для операций, подлежащих налогообложению НДС (ст.ст. 170171172 НК РФ).
Аналогичные разъяснения представлены в письме Минфина России от 22.12.2014 N 03-03-06/1/66229.
В постановлении Восьмого ААС от 10.06.2019 N 08АП-4839/19 также отмечается, что гражданским законодательством предусмотрено возникновение права собственности только на отделимые улучшения, следовательно, право собственности на неотделимые улучшения не возникает, поскольку помещение с неотделимыми улучшениями представляет собой единое целое - неделимую вещь собственника. Объект недвижимости в части, переданной в собственность иному лицу, не используется и не может быть использован обществом в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС, поскольку является собственностью другого лица.
В силу того, что ремонтные работы невозможно отделить от объекта, в котором они выполнены, соответственно, такие работы не могут быть перепроданы спустя определенное время после их выполнения и использования собственником помещений. Поэтому, осуществляя выполнение работ на объекте, принадлежащем на праве собственности другому лицу, без цели их перепродажи и без связи с операциями, подлежащими налогообложению, применение налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС является неправомерным.
Иные разъяснения уполномоченных органов и судебную практику конкретно по рассматриваемому вопросу нам найти не удалось.
В связи с этим рекомендуем организации воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за соответствующими письменными разъяснениями (пп.пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если в организации по штатному расписанию одна штатная единица - директор?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Специальная оценка условий труда на рабочем месте руководителя организации должна быть проведена, если он не является надомным работником или не выполняет дистанционную работу.

Обоснование вывода:
Проведение специальной оценки условий труда регулируется ТК РФ, а также Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). В силу ст. 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда работников (далее также - СОУТ) на рабочих местах возлагается на работодателя.
Специальная оценка работодателем не проводится в отношении условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3Закона N 426-ФЗ). В любых других случаях специальная оценка условий труда на рабочих местах должна проводиться в обязательном порядке. При этом обязанность по проведению СОУТ не зависит от количества рабочих мест, которые созданы и действуют в организации.
Понятие рабочего места содержится в части шестой ст. 209 ТК РФ - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Работодателем согласно части четвертой ст. 20 ТК РФ признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Таким образом, в данном случае условия труда на рабочем месте генерального директора как работника организации подлежат специальной оценке, если генеральный директор не трудится на дому или не выполняет дистанционную работу. Тот факт, что рабочее место является единственным в организации, не освобождает организацию от необходимости проведения СОУТ.
Согласно частям первой и второй ст. 9 Закона N 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В ситуации, когда в организации существует только одно рабочее место - рабочее место руководителя организации, представители Роструда указывают на возможность участия в работе комиссии самого руководителя, участника (акционера) общества, а также привлеченного по гражданско-правовому договору специалиста по охране труда (смотрите ответ 1, а также ответ 2, размещенные на официальном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Однако мы не видим нарушения действующего порядка проведения СОУТ и в том, что подготовку к проведению специальной оценки условий труда в виде утверждения одного рабочего места, на котором будет проводиться специальная оценка условий труда, проведет сам руководитель в единственном лице.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения