Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 25 по 31 октября 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2021 N 3027-р
<О выделении в 2021 году субсидии из федерального бюджета государственным цирковым организациям, учредителем которых выступает Российская Федерация>

Правительство выделило средства на поддержку государственных цирковых организаций в условиях действующих ограничений, установленных в связи с распространением коронавируса

Бюджетные средства направляются на обеспечение достижения следующих результатов: сохранение гастрольно-прокатной деятельности не менее 5 стационарных цирков; численность сотрудников цирковой организации на конец 2021 года составляет не менее 95 процентов количества сотрудников на 1 октября 2021 г.

 

"Андрей Белоусов провел совещания по запуску антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях" (информация с официального сайта Правительства РФ от 22.10.2021)

С 1 ноября по 15 декабря 2021 года смогут подать заявления на безвозмездный грант предприятия МСП, которые работают в отраслях экономики, наиболее пострадавших от COVID-19

Выплаты будут осуществляться через 8 рабочих дней с даты подачи заявления в ФНС (первые выдачи состоятся 15 ноября). Размер гранта будет определяться в зависимости от количества работников - в расчете один МРОТ на одного занятого, включая самого индивидуального предпринимателя.

Кроме того, с ноября по декабрь 2021 года для компаний МСП и СОНКО в 30 российских банках будет возобновлена выдача льготных кредитов по ставке 3% годовых

Получить поддержку смогут кинотеатры, музеи, зоопарки, спортивные организации и фитнес-центры, санатории, турагентства, гостиницы, предприятия общепита, а также компании, которые занимаются организацией досуга, отдыха, развлечений и мероприятий - юридические лица и ИП. Ключевое условие программы - сохранение численности работников на уровне не ниже 90%. Этот показатель будет контролироваться через данные ФНС.

Кредиты по льготной ставке будут выдаваться заемщикам, которые участвовали в программе "ФОТ 2.0", и субъектам МСП, созданным с 1 июля 2020 года. Предполагается, что кредиты размером до 300 млн рублей с государственными гарантиями будут выдаваться сроком до 18 месяцев. При этом в течение первых 6 месяцев предприниматель будет освобожден от уплаты кредита и процентов по нему, а в течение последующих 12 месяцев сможет возвращать кредит и проценты равными долями.

 

Приказ ФНС России от 29.07.2021 N ЕД-7-2/697@
"Об утверждении Порядка уведомления Федеральной налоговой службой единого регулятора азартных игр о выявленных нарушениях организатором азартных игр в букмекерской конторе требований, установленных статьей 6.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2021 N 65587.

Установлен порядок уведомления ФНС России единого регулятора азартных игр о выявленных нарушениях букмекерскими конторами требований к осуществлению целевых отчислений от азартных игр

В таком уведомлении указываются:

наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр;

полное и сокращенное (при наличии) наименование организатора азартных игр в букмекерской конторе, адрес его места нахождения;

регистрационный номер лицензии на осуществление указанной деятельности;

сведения о выявленных нарушениях требований к осуществлению целевых отчислений от азартных игр.

Уведомление направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее 10 дней со дня выявления фактов нарушения указанных требований.

 

Приказ ФНС России от 21.09.2021 N ЕД-7-8/826@
"О внесении изменения в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 16.10.2019 N ММВ-7-8/528@"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2021 N 65619.

Актуализирована форма требования о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему РФ

Поправки в форму внесены в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 2 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус".

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2022.

 

"Повестка заседания Правительства (2021 год, N 34)" (информация с официального сайта Правительства РФ от 28.10.2021)

Правительство РФ обсудит вопрос о предоставлении социально ориентированным НКО и субъектам МСП субсидии в размере одного МРОТ в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях нерабочих дней

Кроме этого, в повестке предстоящего заседания:

в связи с предложением Правительства РФ продлить программу льготного кредитования "ФОТ 3.0" - рассмотрение вопроса о выделении Минэкономразвития России из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на предоставление субсидии из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным юрлицам и ИП на восстановление предпринимательской деятельности;

рассмотрение законопроекта о распространении права на материнский (семейный) капитал на отцов, одиноко воспитывающих двух и более детей;

рассмотрение поправок, которые корректируют законодательство в сфере страхования вкладов. Правительством РФ предложено внести изменения, направленные на обеспечение возможности дистанционной выплаты страхового возмещения.

 

Приказ Росстата от 18.10.2021 N 713
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью общедоступных (публичных) библиотек, организаций культурно-досугового типа, театров, работой парков культуры и отдыха (городских садов), деятельностью концертных организаций, самостоятельных коллективов, цирков, цирковых коллективов"

Обновлены формы для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций культуры

Утверждены годовые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для сбора и обработки первичных статистических данных в системе Минкультуры России и введены в действие с отчета за 2021 год, в том числе:

N 7-НК "Сведения об организации культурно-досугового типа";

N 9-НК "Сведения о деятельности театра";

N 12-НК "Сведения о деятельности концертной организации, самостоятельного коллектива".

Первичные статданные по утвержденным формам предоставляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в строки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

С введением в действие указанных форм признаны утратившими силу приказы Росстата и их отдельные положения, регулирующие аналогичные правоотношения.

 

Приказ Минкультуры России от 26.10.2021 N 1737
"О функционировании федеральных организаций культуры, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, в период нерабочих дней с 30 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г., а также после завершения нерабочих дней"

Определен режим работы организаций культуры в период с 30 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г.

В частности, допуск совершеннолетних граждан в музеи и театры будет осуществляться при наличии QR-кодов и медицинских документов при условии одновременного присутствия не более 50% посетителей от общей вместимости места проведения мероприятия. Допуск будет осуществляться при наличии средств индивидуальной защиты (масок и/или респираторов).

Лицам, не имеющим документов, указанных выше, будет осуществлен возврат средств за ранее купленные билеты.


<Письмо> Минфина России от 13.10.2021 N 27-01-21/82729

Даны разъяснения о необходимости включения в таможенную стоимость товаров сумм налогов, в том числе налога на добавленную стоимость

Сообщается, в частности, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы в виде пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза или продажей ввозимых товаров на таможенной территории Союза при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее - ЦФУ), заявлены декларантом и подтверждены им документально.

Таким образом, для включения предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС расходов в состав разрешенных вычетов из ЦФУ указанные расходы должны быть частью ЦФУ, они должны быть понесены декларантом в виде пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза.

При этом суммы НДС, исчисленные, удержанные и уплаченные декларантом в рамках исполнения им обязанностей налогового агента, не соответствуют перечисленным условиям: не являются частью ЦФУ, налогоплательщиком по ним является правообладатель, а не декларант, объектом налогообложения является не ввоз товаров, а передача прав на объекты интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности) на территории РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 146, подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ), соответственно, уплачиваются указанные суммы НДС не в связи с ввозом товаров, а в связи с передачей, предоставлением патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.

Поскольку отсутствуют основания для включения в состав разрешенных вычетов из ЦФУ сумм НДС, исчисленных, удержанных и уплаченных из начисленных в пользу правообладателя роялти в рамках исполнения декларантом обязанностей налогового агента, НДС, удержанный налоговым агентом, подлежит включению в таможенную стоимость товаров в составе дополнительных начислений к ЦФУ в виде роялти.

 

<Письмо> ФНС России от 20.10.2021 N БС-4-21/14849@
"Об исчислении транспортного налога в случае изменения места нахождения / места жительства (места пребывания) налогоплательщика либо перерегистрации транспортного средства на другое обособленное подразделение организации"

Разъяснен порядок исчисления транспортного налога в случае изменения места нахождения (жительства, пребывания) налогоплательщика либо перерегистрации транспортного средства на другое обособленное подразделение организации

По мнению Минфина России и ФНС России, в таком случае допустимо использовать порядок исчисления налога, совпадающий с порядком налогообложения транспортного средства, прекратившего свое существование, либо принудительно изъятого по основаниям, предусмотренным федеральным законом (пункты 3.1, 3.4 статьи 362 НК РФ).

В частности, в случае изменения места нахождения / места жительства (места пребывания) налогоплательщика, на которого зарегистрировано облагаемое налогом транспортное средство, указанное в подпунктах 1.1, 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ, а также перерегистрации такого транспортного средства с одного обособленного подразделения организации на другое, находящееся в другом субъекте РФ, налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Исходя из нового места нахождения / места жительства (места пребывания) налогоплательщика, его обособленного подразделения налог в отношении рассматриваемого транспортного средства уплачивается начиная со следующего месяца.

 

Информационное сообщение Банка России от 22.10.2021
"Банк России окажет дополнительную поддержку кредитованию субъектов МСП"

Определены условия предоставления банкам кредитов Банка России для обеспечения льготного кредитования субъектов МСП из наиболее пострадавших сфер деятельности

Сообщается, что Банк России принял решение о выделении 60 млрд рублей для обеспечения льготного кредитования предприятий из перечня отраслей, в наибольшей степени подверженных негативному влиянию временных противоэпидемических мер.

В рамках этого лимита кредитные организации смогут привлечь кредиты Банка России под поручительства АО "Корпорация "МСП" по ставке 4 процента годовых на срок до 1,5 лет.

Условием для получения таких кредитов является предоставление банками с 1 ноября 2021 года кредитов субъектам МСП из указанного перечня отраслей по ставке не выше 8,5 процента годовых либо снижение ставки по кредитам, ранее предоставленным таким заемщикам, до уровня не выше 8,5 процента годовых.

Предоставление банкам кредитов Банка России на этих условиях будет осуществляться до 30 декабря 2021 года включительно.

 

<Информация> ФНС России
"С 1 по 3 ноября приостановлен прием граждан в налоговых инспекциях"

Прием граждан в налоговых инспекциях приостановлен с 1 по 3 ноября 2021 года включительно

Уточнить время работы конкретной налоговой инспекции в октябре - ноябре можно в разделе "Контакты" сайта ФНС России, так как по решению главы субъекта РФ период нерабочих дней в регионе может быть продлен.

Бумажную корреспонденцию, в том числе налоговую и бухгалтерскую отчетность, налогоплательщики могут сдать через боксы в инспекциях. На конвертах следует указать контактный номер телефона для дистанционного решения возможных вопросов. Также указанные документы можно направить по почте.

Удаленно решить вопрос по налогам можно с помощью сайта ФНС России. Для налогоплательщиков доступны более 70 онлайн-сервисов.

Уплата налогов, пошлин и страховых взносов доступна онлайн и тем, кто не является пользователем личного кабинета. Достаточно ввести реквизиты банковской карты в сервисе "Уплата налогов и пошлин".

 

<Информация> ФНС России
"Срок представления отчетности по форме 6-НДФЛ и РСВ продлен до 8 ноября"

По 8 ноября включительно продлен срок представления организациями отчетности по форме 6-НДФЛ и РСВ

1 ноября 2021 года истекает срок представления налоговыми агентами расчета исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц по форме 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам за девять месяцев 2021 года.

В связи с введением нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября 2021 года этот срок продлен.

 

<Информация> МВД России от 27.10.2021 "Госавтоинспекция информирует о порядке приема граждан и предоставления госуслуг по линии ГИБДД в период нерабочих дней"

Определен порядок работы Госавтоинспекции в период нерабочих дней

В указанный период в подразделениях Госавтоинспекции будут предприняты дополнительные меры по минимизации личного общения при предоставлении соответствующих государственных услуг, например:

госуслуги по регистрации ТС, приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений будут осуществляться только по предварительной записи через единый портал госуслуг;

выдача свидетельств о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности и свидетельств по допуску ТС к перевозке опасных грузов будет осуществляться по предварительной записи по телефону.

Кроме этого, по возможности необходимо исключить направление участников дорожного движения в подразделения Госавтоинспекции для рассмотрения дел об административных правонарушениях.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ


25.10.2021 В банкротстве застройщика ВС разрешил дольщику получить квартиру вместо денег

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.10.2021 № 306-ЭС20-5179 (2) по делу № А65-24332/2017
Дело о погашении требования путем передачи квартиры в качестве отступного передано на новое рассмотрение, поскольку возможность передачи жилого помещения участнику строительства, имеющему денежные требования, может иметь место только при соблюдении установленных законом условий (отсутствие возражений со стороны собрания участников строительства), а также при наличии свободного от притязаний иных лиц помещения и доказательств полной оплаты его стоимости

Гражданин заключил с застройщиком договор долевого участия в строительстве. Позднее дольщик добился в суде расторжения соглашения. Застройщика обязали выплатить стоимость неполученной квартиры. Когда застройщик обанкротился, гражданин потребовал выдать ему квартиру вместо денег. Три инстанции отказали ему, так как договор о передаче квартиры прекратил свое действие. Однако Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр. В банкротстве застройщиков суд вправе разрешить погашение денежного требования участника строительства за счет жилого помещения в качестве отступного, если на эту квартиру никто больше не претендует. Для этого необходимо согласие собрания дольщиков, а также поступление в конкурсную массу денежных средств в счет оплаты квартиры в установленном судом размере.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

25.10.2021 Суд признал законным решение о взыскании налоговой задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, т. к. требование и данное решение выставлены в срок и были направлены налогоплательщику по ТКС

Определение Верховного Суда России от 22.07.2021 № 305-ЭС21-11458 по делу N А40-335358/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что решение о взыскании задолженности за счет денежных средств незаконно, т. к. вынесено с нарушением установленного срока. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. По итогам выездной проверки налогоплательщику доначислены налоги, пени и штрафы, впоследствии выставлено требование об уплате, которое получено налогоплательщиком по ТКС. Ввиду отсутствия сведений об исполнении данного требования инспекция приняла оспариваемое решение о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банках и направила соответствующие инкассовые поручения. Суд установил, что инспекцией своевременно приняты меры принудительного взыскания, предусмотренные налоговым законодательством, все оспариваемые ненормативные акты направлены в адрес налогоплательщика по ТКС. Суд отметил, что налогоплательщик знал о наличии задолженности, и принятые налоговым органом меры взыскания не нарушили права и законные интересы налогоплательщика.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

25.10.2021 Налогоплательщик не вправе учесть расходы на приобретение металлолома у физических лиц, если приемо-сдаточные акты, авансовые отчеты не соответствуют требованиям законодательства, не позволяют идентифицировать сдатчиков; указанные налогоплательщиком физические лица отрицают факт сдачи лома и получение оплаты за него

Определение Верховного Суда России от 22.07.2021 № 310-ЭС21-11511 по делу N А62-3924/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что его расходы на приобретение металлолома у физических лиц в целях исчисления налога на прибыль подтверждены соответствующими документами. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. У налогоплательщика отсутствуют документы, позволяющие однозначно идентифицировать физических лиц, сдавших лом. Физические лица, которые по данным налогоплательщика производили сдачу металла, отрицали данный факт, а также получение соответствующей оплаты за него. Представленные налогоплательщиком документы, в том числе приемо-сдаточные акты, авансовые отчеты, не соответствуют требованиям законодательства, не позволяют идентифицировать физическое лицо, являвшееся стороной сделки, не подтверждают факт совершения хозяйственной операции, и, как следствие, расходную часть, связанную с закупкой металлолома.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

29.10.2021 Расходы на размещение рекламы продукции налогоплательщика на телеканалах не могут быть учтены, если эфирными справками факт размещения рекламы не подтвержден

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.07.2021 № Ф05-10485/20 по делу N А40-108286/2019

Налоговый орган доначислил обществу налог на прибыль и НДС, исключив из состава расходов и вычетов затраты на публикацию рекламы продукции. Суд, исследовав материалы дела, согласился с позицией налогового органа. Представленные документы не подтверждают фактическое оказание услуг по размещению рекламы спорными контрагентами, аналогичные услуги общество приобретало у других контрагентов. Инспекцией направлялись запросы в организации, оформившие эфирные справки, а также на телеканалы, на которых транслировались рекламные ролики согласно представленным обществом графикам фактического размещения рекламы. Из полученных ответов следует, что факты оказания услуг не подтвердились. Согласно ответам организаций, от лица которых обществом представлены эфирные справки, следует, что рекламный ролик бренда в эфире телеканалов не транслировался. При исследовании распечаток с Интернет-сайта установлено расхождение данных о рекламных материалах, транслируемых в конкретное время на конкретном телеканале. Поскольку реальность хозяйственных операций не подтверждена, суд признал доначисление налогов обоснованным.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

29.10.2021 ВС обобщил практику по спорам из договоров лизинга

Обзор судебной практики по спорам, связанным с договором финансовой аренды (лизинга) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 октября 2021 г.)

В обзоре представлены следующие правовые позиции. Лизингополучатель после передачи своих прав и обязанностей другому лицу не может требовать с лизингодателя и нового лизингополучателя уплаченную выкупную стоимость имущества. Лизинговые платежи не делятся на плату за финансирование и выкупную стоимость. Заключение между сторонами отдельного договора купли-продажи предмета лизинга не требуется, поскольку право собственности на него при выкупном лизинге переходит к лизингополучателю после уплаты всех лизинговых платежей. Если в договоре нет индивидуально определенных признаков предмета лизинга, но имеются родовые признаки, это не говорит о его незаключенности. Если лизингодатель не помогает лизингополучателю предъявить требования к продавцу при обнаружении существенных неустранимых недостатков товара, то это могут признать существенным нарушением договора лизинга. Лизингополучатель вправе требовать его расторжения. Если лизинговое имущество поставлено с нарушениями, в частности, в отношении качества и комплектности, лизингополучатель вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены. Право лизингодателя требовать от продавца возврата денег за товар при расторгнутом договоре само по себе не считается основанием для отказа в удовлетворении требований лизингодателя к лизингополучателю о возврате предоставленного финансирования.

Источник http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

25.10.2021 Налоговая служба рассказала, в каких случаях надо отчитаться о своем электронном кошельке

Необходимо оценить, является ли тот или иной онлайн-сервис для оплаты электронным кошельком

Как сообщает ФНС России, электронный кошелек – это аналог банковского счета, который используется для покупок в интернете. Иностранные банки все чаще предоставляют возможности для безналичных расчетов без открытия счета: достаточно только средства электронного платежа, то есть электронного кошелька. Несмотря на то, что такие кошельки и иностранные банковские счета по сути одно и то же, до сих пор отчитываться приходилось только при наличии заграничного банковского счета, рассказал начальник Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России Елисей Балта.

Однако отчитываться придется не за каждый электронный кошелек, пояснил представитель Налоговой службы. Должны быть выполнены три условия.

Для начала необходимо оценить, является ли тот или иной онлайн-сервис для оплаты электронным кошельком.

Уточнить детали лучше в пользовательском соглашении. Например, если там написано, что пополнение баланса на учетную запись возможно только для оплаты цифрового контента, например, игр, то, скорее всего такое электронное средство не является электронным кошельком. Или можно посмотреть, входит ли ваше электронное средство платежа в список, опубликованный на сайте ФНС России.

Второе условие для подачи отчетности – это если пользовательское соглашение заключено с иностранным контрагентом. Если у компании есть российское представительство и услугу предоставляет именно оно, то сдавать отчетность по такому электронному кошельку не нужно.

Третий критерий – это суммы пополнений электронного кошелька. Для физических лиц – это более 600 тысяч рублей в год.

Источник: Российский налоговый портал

 

25.10.2021 Налогоплательщик может не учитывать в налоговой базе по НДС полученную бюджетную субсидию

Это касается случаев ее предоставления компании, которая применяет государственные регулируемые цены (тарифы) или льготы.

Как рассказала ФНС России, в ходе выездной проверки инспекция пришла к выводу, что выделенная из средств бюджета компании субсидия является возмещением недополученных доходов организациям, оказывающим населению услуги по откачке и вывозу бытовых отходов из септиков на территории муниципального образования.

Так как цены на такие услуги не регулируются государством, указанная субсидия не подлежит исключению из налогооблагаемой базы по НДС на основании п. 2 ст. 154 НК РФ. Поэтому налогоплательщику был доначислен налог.

Компания не согласилась с решением инспекции и обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. Она указала, что полученная бюджетная субсидия является компенсацией ее убытков в связи с оказанием населению услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), которые значительно ниже экономически обоснованных.

Вышестоящий налоговый орган подтвердил вывод инспекции и оставил жалобу без удовлетворения.

При этом он указал, что в соответствии с действующим законодательством государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении услуг по транспортировке сточных вод с помощью централизованной системы канализации. Это не распространяется на услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов из септиков, не имеющих к ней подключения. Следовательно, в настоящем случае положения п. 2 ст. 154 НК РФ применению не подлежат.

Источник: Российский налоговый портал

 

25.10.2021 Включается ли ретро-скидка в состав дохода для покупателя?

Все зависит от того, изменяется цена товара при этом или нет.

Как объяснил Минфин РФ, в случае получения покупателем премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора (в частности, объема покупок), не связанных с изменением цены единицы товара, на основании статьи 250 НК РФ указанные премии (скидки) учитываются покупателем в целях налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов, перечень которых является открытым.

В частности, согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

В соответствии с положениями статьи 271 НК РФ при применении налогоплательщиком метода начисления датой получения внереализационных доходов для доходов в виде безвозмездно полученного имущества признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг).

Вместе с тем сообщается, что скидка, предоставленная покупателю путем изменения (снижения) цены товара, не учитывается покупателем в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В этом случае приобретенный товар учитывается покупателем в налоговом учете по цене с учетом предоставленной скидки.

Письмо Минфина России от 08.10.2021 г. № 03-03-06/1/81707

Источник: Российский налоговый портал

 

25.10.2021 Просроченные подарочные сертификаты и НДС: разъяснения Минфина

Возникает ли необходимость восстанавливать ранее принятый к вычету НДС?

Компания реализует собственные подарочные сертификаты. Покупатель оплачивает стоимость сертификата и впоследствии на эту сумму может получить товар. При этом часть сертификатов в дальнейшем не используется их покупателями и по прошествии срока исковой давности организация списывает образовавшуюся у нее кредиторскую задолженность.

Возникает ли необходимость восстанавливать ранее принятый к вычету НДС? Правомерно ли учесть в составе внереализационных расходов для целей налога на прибыль суммы НДС по полученным авансовым платежам?

Как ответил Минфин, при списании дебиторской задолженности, образовавшейся в результате предварительной оплаты (частичной оплаты) товаров (работ, услуг), которые не были поставлены (выполнены, оказаны) продавцом, НДС, принятый к вычету покупателем при перечислении указанной суммы оплаты (частичной оплаты), подлежит восстановлению.

Предприятие вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму НДС только по кредиторской задолженности по материально-производственным запасам, работам, услугам, списанной в отчетном периоде в соответствии с пунктом 18 статьи 250 НК РФ в состав внереализационных доходов.

Письмо Минфина России от 08.10.2021 г. № 03-07-11/81990

Источник: Российский налоговый портал

 

25.10.2021 Если компания купила оборудование, которое не использует в своей деятельности, НДС придется восстановить

При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости основных средств без учета переоценки.

Организация применяет общепринятую систему налогообложения и платит НДС. Для своей работы она купила оборудование, сумму входящего НДС поставила на возмещение. Но, спустя какое-то время, компания начала использовать новое оборудование для операций, которые не облагаются НДС. Надо ли в этом случае восстановить ранее принятый к возмещению налог?

Как объяснил Минфин, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по основным средствам, не относящимся к объектам недвижимости, в случае дальнейшего использования таких основных средств в течение нескольких налоговых периодов для операций, не подлежащих налогообложению, подлежат восстановлению.

При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости основных средств без учета переоценки. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором основные средства начинают использоваться налогоплательщиком для операций, не подлежащих налогообложению.

Письмо Минфина России от 12.10.2021 г. № 03-07-11/82455

Источник: Российский налоговый портал

 

25.10.2021 В бумажный счет-фактуру на обычные товары не надо включать графы 12 – 13, а если включили – ставьте там прочерки

Графы 12, 12а, 13 в счете-фактуре предназначены для информации о товарах, подлежащих прослеживаемости. Если вы продаете другой товар, то этих граф в счете-фактуре в принципе не будет.

Разъяснение дано в письме ФНС № СД-4-3/14647@ от 15.10.2021.

В электронном формате счета-фактуры элементы, которые относятся к сведениям о прослеживаемых товарах, не являются обязательными. То есть их может и не быть, если идет продажа обычного, не прослеживаемого товара.

Аналогично с бумажным документом. В счет-фактуру не надо включать графы 12 — 13, если там нечего отражать. Бланк распечатывается без этих граф.

А что делать, если в печатную форму включили эти графы? В этом случае их надо оставить пустыми или поставить там прочерки, поясняет ФНС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.10.2021 Самозанятый может сдавать в аренду даже чужое жилье

Если человек зарегистрирован самозанятым, он может сдавать в аренду квартиру и платить с этой сделки НПД. Причем этой квартирой он может распоряжаться, например, по договору ссуды и доверенности.

Новые разъяснения дало УФНС по Москве в письме № 20-21/131926@ от 02.09.2021.

По общему правилу, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

Но арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Например, статьей 689 ГК предусмотрен договор безвозмездного пользования (договор ссуды).

При этом надо помнить, что на распоряжение квартирой от собственника должна быть нотариальная доверенность.

Что касается права на НПД при сдаче квартиры в аренду, то оно не зависит от наличия права собственности на такое имущество. Главное — соблюсти нормы ГК (то есть с собственником должен быть договор и доверенность от него).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.10.2021 Акт с самозанятым: обязательно ли составлять такой документ?

Для организаций и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД (продавцом, исполнителем), является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы

Как поясняет ФНС России, в случае отсутствия чека покупатели – плательщики налога на прибыль при определении налоговой базы не вправе учесть расходы, связанные с приобретением имущественных прав у самозанятого – продавца товаров (исполнителя работ, услуг).

Кроме того, для налогового учета расходов покупателя (например, при наличии предоплаты) акт о выполнении работ (оказании услуг) необходим. Он является документом, подтверждающим факт их исполнения, а также отражает период или дату их оказания.

Источник: Российский налоговый портал

 

28.10.2021 Тариф взносов в ФСС можно снизить, если в компании не было травматизма

До 1 ноября 2021 года можно подать в ФСС заявление на скидку к тарифу по взносам на травматизм.

Скидка устанавливается при условии:

фирма работает минимум 3 года;

на день подачи заявления нет недоимки;

по итогам работы компании за три года уровень травматизма был ниже среднего уровня по отрасли;

в предыдущем году в фирме не было несчастных случаев со смертельным исходом.

Размер скидки рассчитывается по формуле, в которой учитываются:

результаты СОУТ;

результаты обязательных медосмотров;

расходы на обеспечение по страхованию.

Скидка не может превышать 40 % от установленного тарифа.

Заявление на скидку — здесь.

Срок подачи заявления — 1 ноября. Но в связи с нерабочими днями он должен быть перенесен на 8 ноября. Основание — статья 193 ГК.

Именно на эту нормы ссылался ФСС, когда сдвигал сроки подачи подтверждений ОКВЭД в прошлом году.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут начать применять ФСБУ 6/2020 перспективно.
В чем заключается перспективный метод? Чем он отличается от упрощенного перехода на применение ФСБУ 6/2020? Кто вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета? Как быть с основными средствами (ОС), которые на момент начала применения стандарта имеют остаточную стоимость менее 100 тыс. руб. (лимита, установленного для признания актива в составе ОС)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут не отражать последствия изменений учетной политики, связанных с переход на ФСБУ 6/2020, ретроспективно, или упрощенно (т.е. не применять пп. 48 и 49 Стандарта).
Такие организации вправе начать применять Стандарт перспективно:
- только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта;
- без корректировки сформированных ранее данных бухгалтерского учета;
- без пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет и
- не производя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода.
В случае выбора перспективного способа организация применяет новые правила признания объектов в качестве ОС, определения их первоначальной стоимости и установления элементов амортизации (срок полезного использования (СПИ), ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации) только для тех основных средств, которые были признаны в качестве таковых после начала применения Стандарта.
То есть объекты ОС, имеющие первоначальную стоимость менее лимита, установленного организацией в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020, не списываются с баланса и продолжают учитываться в составе ОС.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - упрощенные способы) (смотрите также информацию Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015, от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012, от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010, письма Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795, от 13.03.2013 N 03-11-11/100).
Как мы поняли, организацией критерии отнесения к субъектам МП соблюдаются*(1).

Общие правила отражения изменений учетной политики, связанной с началом применения ФСБУ 6/2020 (правила перехода на новый Стандарт)

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут согласно пп. 3, 51 ФСБУ 6/2020 Основные средства (далее - Стандарт, ФСБУ 6/2020):
- начать применять Стандарт перспективно (п. 51 Стандарта);
- не применять порядок корректировки первоначальной стоимости ОС в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта ОС и восстановлению окружающей среды (предусмотренный п. 23 Стандарта);
- отказаться от проверки ОС на обесценение и не учитывать изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения (что предусмотрено п. 38 Стандарта);
- раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об ОС в ограниченном объеме (не указывать информацию, предусмотренную подпунктами "б", "в", "ж"-"о" п. 45, пунктами 46, 47 Стандарта).
Новым Стандартом установлены правила перехода на новые правила. Так, Стандарт предусматривает два варианта отражения последствий изменения учетной политики.
1. Ретроспективно (т.е. так, как если бы новый Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (с даты приобретения основных средств, например) (п. 48 ФСБУ 6/2020).
2. Поскольку ретроспективный метод является весьма трудоемким, Стандартом предусмотрен упрощенный способ - когда организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) (п. 49 ФСБУ 6/2020, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29)*(2).

Специальные правила перехода на новый Стандарт для организаций, имеющих право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предусмотрено право, не применяя вышеуказанные способы, начать применять Стандарт перспективно (п. 51 ФСБУ 6/2020). То есть:
- только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта;
- без корректировки сформированных ранее данных бухгалтерского учета;
- без пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет и
- не производя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода.
Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2020.
В случае выбора перспективного способа организация применяет новые правила для признания объектов в качестве ОС и установления их элементов амортизации (срок полезного использования (СПИ), ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации) только для тех основных средств, которые были признаны в качестве таковых после начала применения Стандарта *(3).
Первоначальная стоимость и элементы амортизации объектов ОС, числящихся на балансе по состоянию на 01.01.2022 (или на 01.01.2021, если принято решение о досрочном применении Стандарта), не пересматриваются, в т.ч. не устанавливается для них ликвидационная стоимость (считается равной нулю).
Элементы амортизации для полностью самортизированных объектов ОС (с нулевой балансовой стоимостью) также не пересматриваются при перспективном отражении изменений учетной политики при переходе на новые правила учета ОС.
Пересмотр элементов амортизации для полностью самортизированных ОС, которые продолжают эксплуатироваться
Однако организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, не освобождены от выполнения требований п. 37 ФСБУ 6/2020, в соответствии с которым элементы амортизации объекта основных средств подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств.
Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений (абзац 2 п. 37 ФСБУ 6/2020). Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Пересмотр срока полезного использования основного средства по ФСБУ 6/2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).
По нашему мнению, п. 37 ФСБУ 6/2020 должен применяться в отношении всех объектов ОС, числящихся на балансе на дату проверки, в т.ч. и тех объектов ОС, которые числились на балансе на дату начала применения нового Стандарта.
Поэтому элементы амортизации объектов, которые на начало перехода на новый Стандарт были полностью самортизированы, также должны быть пересмотрены как минимум перед составлением отчетности за первый период, в котором применялись требования нового Стандарта (например, на 31.12.2022).
В частности, для таких объектов должен быть установлен новый срок полезного использования (если организация планирует и в будущих периодах эксплуатировать их).
Специалисты Фонда "НРБУ "БМЦ" рекомендуют во всех случаях отражать в учете изменение срока полезного использования (как одного из элементов амортизации) с начала отчетного года, в котором произошло изменение (п. 10 Рекомендации Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-6/2009 КпР "Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации", принятой Комитетом по рекомендациям 27.05.2009, далее - Рекомендация).
При этом амортизация за истекшие месяцы текущего года пересчитывается в соответствии с новым СПИ, что является отражением изменения оценочного значения в текущем периоде.
Таким образом, пересмотр СПИ полностью самортизированных объектов ОС, которые будут эксплуатироваться в будущих периодах, отражается не как изменение учетной политики для организаций, которые приняли решение применять п. 51 Стандарта и отражать перспективно изменения учетной политики (т.е. без применения счета 84), а как изменение оценочных значений в соответствии с ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений", осуществленное при пересмотре элементов амортизации в соответствии с требованием, установленным п. 37 ФСБУ 6/2020.
Подробнее об отражении последствий пересмотра СПИ смотрите в ответе на Вопрос: Как отражать корректировку элементов амортизации (п. 37 ФСБУ 6/2020)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.)

Объекты ОС с первоначальной стоимостью менее лимита, установленного в соответствии с новым Стандартом

Новым Стандартом предусмотрено отнесение сразу в расходы текущего периода стоимости активов, которые отвечают условиям признания в качестве основных средств, но не отвечают условию признания по лимиту стоимости, установленному организацией (п. 5 ФСБУ 6/2020)*(4).
По нашему мнению, под стоимостью в п. 5 ФСБУ 6/2020 подразумевается первоначальная стоимость ОС, т.к. в данном пункте речь идет о приобретении и создании таких активов. На момент приобретения (создания) известна только первоначальная стоимость ОС.
Таким образом, установленный Организацией лимит стоимости малоценных активов должен сравниваться с первоначальной стоимостью этих активов.
При применении ретроспективного отражения изменений учетной политики, связанных с переходов на ФСБУ 26/2020, или при применении упрощенного способа, предусмотренного пунктом 49 ФСБУ 6/2020, балансовая стоимость объектов, которые в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе ОС, но в соответствии со Стандартом таковыми не являются, списывается в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль, за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов.
То есть по результатам анализа активов организации объекты, соответствующие понятию ОС и с первоначальной стоимостью ниже установленного лимита организации, не имеющие право на применение п. 51 Стандарта, должны списывать на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в соответствии с п. 14 и п. 15 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" и абзацем 4 п. 49 ФСБУ 6/2020.
По нашему мнению, при перспективном отражении последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 организация, выбравшая такой способ (и имеющая право на применение такого способа) может не списывать балансовую стоимость таких объектов ОС на нераспределенную прибыль, а продолжать их учитывать до момента выбытия из состава ОС по иным причинам (продажа, ликвидация и т.п.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет основных средств и капитальных вложений в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет "малоценных" основных средств;
- Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств, часть 2 (М.Л. Пятов, журнал "БУХ.1С", N 1, январь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Планируется сделка по продаже организацией сертификата/кода активации на услугу по шефмонтажу и расширенной сервисной поддержке оборудования. Сертификат приобретен организацией у поставщика оборудования. Фактически в рамках этой сделки поставщиком будут осуществляться шефмонтаж и расширенная сервисная поддержка оборудования в течение трех лет. Поставщик хочет выставить организации закрывающие документы не на сертификат, а на услугу по шефмонтажу и сервисной поддержке оборудования. Покупатель против такой формулировки. Ему нужен именно сертификат на шефмонтаж и поддержку оборудования.
Имеются ли в таком случае для организации риски в части непризнания расходов по налогу на прибыль и отказа в вычете НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Предлагаемое поставщиком содержание операции может привести к налоговым рискам в части НДС и налога на прибыль у рассматриваемой организации.
В документах поставщика и в документах, выставляемых покупателю, целесообразно указывать "Сертификат на услуги по шефмонтажу и сервисной поддержке".

Обоснование вывода:
1. Суммы НДС, предъявленные поставщиком (подрядчиком), покупатель (заказчик) может принять к вычету при соблюдении следующих условий:
- товары, работы, услуги приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары, работы, услуги приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- налогоплательщик получил правильно оформленный счет-фактуру поставщика (подрядчика) (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Соответственно, если все перечисленные условия в отношении приобретенного сертификата (услуги) выполняются, то можно сделать вывод, что организация вправе принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком, поскольку налоговое законодательство не ставит право на вычет НДС в зависимость от соответствия наименования товаров (работ, услуг) при их дальнейшей продаже.
В то же время необходимо учитывать следующее.
Услугой в целях налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Мы полагаем, что поскольку в данном случае суть сертификатов заключается в том, что они предоставляют право приобретения определенных услуг за указанную в сертификате плату, отношения, связанные с реализацией сертификатов, не следует рассматривать в качестве отношений по реализации товаров. Полученная от покупателя сертификата сумма может быть рассмотрена в качестве предварительной оплаты услуг, которые в дальнейшем будут оказаны держателям сертификатов.
То есть в рассматриваемом случае организация, на наш взгляд, не приобретает услугу по шефмонтажу и сервисной поддержке оборудования. Полагаем, что можно говорить фактически о приобретении права на получение услуги у указанного в сертификате лица (продавца, исполнителя) (письмо Минфина России от 04.04.2011 N 03-03-06/1/207, смотрите также письма Минфина России от 28.07.2014 N 03-04-06/36994, УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 N 17-15/110609).
В п. 2 ст. 169 НК РФ определено, что счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пп. 55.16 ст. 169 НК РФ.
В свою очередь, в абзаце 2 ст. 169 НК РФ указывается, в частности, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что указание поставщиком в графе 1а счета-фактуры услуг по шефмонтажу и сервисной поддержке оборудования может являться препятствием для получения вычета НДС, поскольку такая ошибка формально препятствует идентификации наименования товаров (работ, услуг).
Аналогичное мнение нашло отражение в письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-03-06/1/47252 (письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-07-09/13813).
2. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
При этом п. 14 ст. 270 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
Отметим, что для квалификации подарочных сертификатов важное значение имело определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498, из которого следует, что денежные средства, полученные эмитентом карт (сертификатов) при их реализации организации, приобретающей карты (сертификаты) для последующей передачи физическим лицам, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться физическими лицами в будущем. Указанный подход принят к сведению налоговыми органами (письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@, информация ФНС России от 13.01.2015 "Выручка от реализации неиспользованных подарочных карт облагается налогом по истечении срока их действия").
Если применить эту логику к данной ситуации, то в момент реализации сертификата сама услуга еще не оказана. Поэтому при указании в первичных документах поставщиком факта оказания услуг по шефмонтажу и сервисной поддержке в рассматриваемом случае и в целях налогообложения прибыли нельзя говорить об оказании рассматриваемой организации данных услуг.
Принимая во внимание взаимосвязанные положения п. 1 ст. 252п. 14 ст. 270 НК РФ, а также формулировки п. 1 ст. 54.1 НК РФ, мы придерживаемся позиции, что оформление оправдательных документов подобным образом может привести к налоговым рискам в случае признания расходов организацией.
Если же в первичных документах поставщика будет указано "Приобретение сертификата на услуги по шефмонтажу и сервисной поддержке", то в этом случае расходы на его приобретение, по нашему мнению, могут быть учтены в целях налогообложения на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
К сожалению, разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Учитывая изложенное, мы придерживаемся позиции, что в первичных документах и счетах-фактурах поставщика целесообразно указывать "Приобретение сертификата на услуги по шефмонтажу и сервисной поддержке". При дальнейшей реализации организацией сертификата покупателю следует учесть, что услуги в будущем будут оказаны не рассматриваемой организацией, а поставщиком услуги. Поэтому в документах и счетах-фактурах, выставляемых организацией в адрес покупателя, возможно указать "Сертификат на услуги по шефмонтажу и сервисной поддержке, оказываемых... (указать поставщика услуги)" (Вопрос: Салон красоты планирует реализовывать свои подарочные сертификаты, а также абонементы на посещение салона через другие организации. Каким образом могут быть оформлены данные отношения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2013 г.))
Обращаем внимание, что указанная позиция является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной выше.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация на ОСНО занимается поставкой компьютеров. Она заключила с заказчиком договор о поставке персональных компьютеров, а также о "сертификатах на осуществление гарантийного ремонта в сервисном центре на 36 месяцев". То есть организация-продавец предоставляет расширенную гарантию (гарантия производителя - 12 месяцев). Организация заказала у поставщика услугу печати сертификатов (бланков). Какими документами оформить продажу сертификата? Какие оформить проводки по закупке бланков и продаже услуг расширенной гарантии? Можно ли использовать накладную по форме ТОРГ-12? Какова дата признания дохода в налоговом учете при продаже сертификата? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.)
- Вопрос: Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, хочет продать подарочные сертификаты на свои мастер-классы юридическому лицу. Подарочные сертификаты передаются юридическому лицу (покупателю) по договору купли-продажи. В случае неиспользования сертификата в течение срока его действия денежные средства не возвращаются. Срок действия сертификата - шесть месяцев. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета (налог на прибыль, НДС) операций по данной сделке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.)
Вопрос: Организация приобрела подарочные сертификаты на право получения впоследствии туристических услуг для последующей передачи их сотрудникам. При приобретении подарочного сертификата контрагент представил счет-фактуру и акт выполненных работ (оказанных услуг). Сертификат содержит в том числе следующие реквизиты: номер, номинал (сумму, в пределах которой могут быть оказаны туристические услуги), срок действия сертификата. Должен ли контрагент представить товарную накладную при реализации подарочных сертификатов (счета-фактуры не рассматриваются)? На каком счете бухгалтерского учета следует учитывать приобретенные подарочные сертификаты? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2014 г.)
- Вопрос: Порядок отражения в учете факта передачи подарочного сертификата (ответ Управления ФНС РФ по Пермскому краю, сентябрь 2013 г.);
- Вопрос: Организация по договору с физическим лицом оказывает услуги дополнительного сервисного (гарантийного) обслуживания автомобиля сроком один год или 33 тысячи километров в зависимости от того, что наступит быстрее. Сертификаты дополнительного сервисного (гарантийного) обслуживания реализуются по истечении гарантийного срока, установленного производителем. Плата за услуги по сертификату взимается единовременно в полной сумме в момент заключения договора. Как определить дату получения дохода? Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данную операцию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2010 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

 

Налог на прибыль

 

Сотрудники за наличные денежные средства приобрели авиабилеты в кассе аэропорта. Им были выданы кассовые чеки без QR-кода.
Можно ли признать расходы по таким кассовым чекам в целях налогообложения прибыли?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если из имеющихся иных документов следует производственная направленность затрат и то, что они произведены в интересах и с ведома работодателя, организация вправе принять расходы на проезд командированных сотрудников в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:
Затраты, принимаемые к учету в целях исчисления налога на прибыль, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (письма Минфина России от 20.11.2020 N 03-03-06/3/101451, от 22.10.2020 N 03-03-06/1/92073).
Эти нормы Минфин трактует таким образом: НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, а Закон о бухгалтерском учете, хотя и определяет перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, но не устанавливает конкретные виды документов, которые должны применяться экономическими субъектами в качестве первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной жизни (письмо Минфина России от 20.04.2020 N 03-03-06/1/31605). В качестве документального подтверждения расходов могут использоваться любые подтверждающие документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ, из которых четко и определенно можно установить, какие расходы были произведены и какова их связь с деятельностью налогоплательщика (смотрите, например, письма Минфина России от 21.03.2019 N 03-03-06/1/19017, от 23.12.2020 N 03-03-06/1/113071).
Значит, возможность учета тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли зависит от того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, факт осуществления заявленных им расходов или нет (постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 N 11АП-21855/13, Московского округа от 02.04.2010 N КА-А40/2846-10 по делу N А40-48569/08-14-170). Кроме того, расходы на командировки учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль только при подтверждении производственного характера служебной поездки (смотрите письмо Минфина России от 02.03.2017 N 03-03-07/11901, а также письмо УФНС России по г. Москве от 05.07.2005 N 20-12/47873).
Тем самым, налогоплательщик вправе учесть произведенные подотчетным лицом затраты по состоявшейся производственной командировке при наличии авансового отчета работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами.
Согласно п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон о ККТ) в выдаваемых пользователем кассовых чеках (БСО) обязательно указывается QR-код. Его отсутствие является нарушением, за которое для пользователя ККТ (лица, которое применяет онлайн-кассу) предусматривается административная ответственность по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Одновременно с этим к обязанностям и правам работодателя законом не отнесено осуществление контроля за правильностью применения онлайн-кассы - такие полномочия есть у налоговых органов (п. 1 ст. 7 Закона о ККТ).
И в части подхода к некорректно оформленным кассовым чекам позиция неоднозначна: встречаются как разъяснения о том, что допущенные контрагентом ошибки не могут препятствовать признанию расходов по таким документам, так и мнение, что если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не учитываются для целей налогообложения прибыли как не имеющие надлежащего документального подтверждения (письма Минфина России от 28.01.2020 N 03-03-06/3/4915 и N 03-03-06/1/4913, от 22.01.2020 N 03-03-06/1/3300, от 14.10.2019 N 03-03-06/1/78500, от 26.09.2019 N 03-03-06/1/74132 и пр.).
Между тем кассовый чек или иной заменяющий его документ подтверждает лишь факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности (письмо Минфина России от 26.11.2019 N 03-03-06/1/91715). Соответственно, отсутствие QR-кода в выданном кассовом чеке или бланке строгой отчетности не может свидетельствовать об отсутствии факта авиаперевозки при наличии иных документов, в частности, посадочного талона с отметкой о прохождении досмотра в аэропорту.
Вывод о праве обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов, сделан во многих других письмах - смотрите, например, письма Минфина России от 25.06.2021 N 03-03-07/50225, от 04.06.2021 N 03-03-07/43763, от 13.04.2021 N 03-03-07/27309, от 15.01.2021 N 03-03-06/1/1448.
Мы оперативно не встретили примеров судебной практики с аналогичным рассматриваемому предметом споров. Упоминались реквизиты кассового чека в связи с обоснованностью подтверждаемых им расходов в решении АС Волгоградской области от 09.09.2021 по делу N А12-11848/2021 - но именно в этом споре кассовый чек не содержал реквизиты, установленные п. 6.1 ст. 4.7 Закона о ККТ. Поэтому мы не можем однозначно ориентироваться на обозначенный судом подход в поддержку налогового органа. На наш взгляд, при некорректности кассового чека, если из имеющихся иных документов следует производственная направленность затрат и то, что они произведены в интересах и с ведома работодателя, организация вправе принять эти расходы в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;
Вопрос: Признание расходов по налогу на прибыль, если кассовый чек подотчетному лицу выдали без реквизитов п. 6 ст. 4.7 Закона о ККТ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
Вопрос: Может ли бухгалтерия не принять чек, если он без QR-кода? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);
Вопрос: Подтверждение расходов при наличии электронного авиабилета без кассового чека (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

Может ли лизингополучатель учесть в расходах по налогу на прибыль предусмотренную договором компенсацию страхования по договорам КАСКО и ОСАГО лизингового имущества, которое учитывается на балансе лизингодателя (страхователем и выгодоприобретателем по тоталу (полная или конструктивная гибель имущества) является лизингодатель, по остальным случаям - лизингополучатель)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Признание лизингополучателем компенсации страхования в расходах по налогу на прибыль с высокой вероятностью может стать предметом споров с налоговыми органами.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 929930931 ГК РФ, страхование ОСАГО и КАСКО относится к имущественному страхованию.
Затраты по страхованию лизингового имущества признаются на основании норм подп. 5 п. 1 ст. 253подп. 7 п. 1 ст. 263п. 3 ст. 263 НК РФ.
Но по причине того, что в данной ситуации страхователем является лизингодатель, данные выплаты не следует рассматривать в качестве расходов на страхование у лизингополучателя. Данные расходы признаются в налоговом учете у организации-лизингодателя (подп. 3 п. 1 ст. 263 НК РФ).
По мнению налоговиков, затраты лизингополучателя на компенсацию расходов лизингодателя на страхование предмета лизинга, обязанность по осуществлению которых согласно лизинговому договору возложена на лизингодателя, не учитываются для целей налогообложения прибыли как не соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Управления МНС по г. Москве от 26.02.2004 N 26-12/12898).
Аналогичная позиция была высказана и представителем финансового ведомства (смотрите материал: Вопрос: Согласно договору лизинга организация-лизингополучатель компенсирует лизингодателю его расходы по оплате страхования предмета лизинга. Лизингодатель предоставляет лизингополучателю копию полиса и счет на оплату компенсации расходов. Страхователем и выгодоприобретателем по договору страхования является лизингодатель, риски случайной гибели или порчи арендованного имущества согласно договору несет он же. Вправе ли организация-лизингополучатель учесть данную компенсацию в расходах в целях применения гл. 25 НК РФ?).
Учитывая сказанное, а также принимая во внимание то, что выплата компенсации осуществляется не в составе лизинговых платежей, а отдельными платежами, считаем, что признание данных расходов лизингополучателем с большой долей вероятности приведет к претензиям проверяющих.
Признание подобных расходов именно в составе лизинговых платежей судьи признали правомерным в постановлении Третьего ААС от 20.03.2008 N 03АП-10/2008 .
Отметим также, что в письме Минфина России от 08.04.2005 N 03-03-01-04/1/173 был сделан вывод о возможности признания лизингополучателем расходов на страхование на основании положений ст. 263 НК РФ в ситуации, когда договором лизинга предусмотрено, что лизингополучатель должен застраховать предмет лизинга. Однако в письме не указано, кто является страхователем по договору. Смотрите также письма Минфина России от 20.02.2008 N 03-03-06/1/119, Управления МНС по г. Москве от 27.03.2001 N 03-12/14129.
А в письме Минфина России от 09.08.2011 N 03-07-11/215 разъяснялось, что если выгодоприобретателем и организацией, уплачивающей страховые платежи, является лизингополучатель, данные платежи могут учитываться лизингополучателем в расходах. В случае если лизингополучатель не является выгодоприобретателем, то страховые платежи не могут учитываться им в расходах. Но в рассматриваемом случае выгодоприобретателями являются обе стороны в соответствующей части.
Таким образом, в данной ситуации все же нет принципиальной невозможности признать расходы на страхование.
Для более объективной оценки налоговых рисков организация может обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговый орган (подп. 12 п. 1 ст. 21подп. 4 п. 1 ст. 32п. 1 ст. 34.2подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения