Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 24 по 30 августа 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Приказ ФНС России от 12.08.2020 N ЕД-7-6/573@
"О создании федеральной государственной информационной системы ведения Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации"

ФНС даны поручения, касающиеся создания ФГИС "ЕРН", содержащего сведения о населении Российской Федерации

Федеральная государственная информационная система ведения Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации (ФГИС "ЕРН") создается на базе ИТ-инфраструктуры ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (г. Москва).

Так, в частности, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России предписано обеспечить администрирование ИТ-инфраструктуры, общесистемного программного обеспечения и средств обеспечения безопасности информации ФГИС "ЕРН", а также обработку персональных данных ФГИС "ЕРН" в части их накопления, систематизации, накопления, хранения, извлечения и передачи.

 

Приказ Росстата от 17.08.2020 N 469
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2021 году по итогам за 2020 год"

Установлены формы ФСН и указания по их заполнению для организации сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП в 2021 году по итогам за 2020 год

Утверждены единовременные формы ФСН для организации сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2021 году по итогам за 2020 год с указаниями по их заполнению и введены в действие для отчета за 2020 год:

N МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2020 год";

N 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2020 год".

Форму N МП-сп предоставляют юрлица, являющиеся малыми предприятиями (включая микропредприятия), до 1 апреля 2021 года. Форму N 1-предприниматель предоставляют физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), до 1 апреля 2021 года.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 09.06.2015 N 263.

 

Приказ Росстата от 17.08.2020 N 467
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих спортивную подготовку или обеспечивающих подготовку спортивного резерва"

Обновлена форма ФСН для организации Минспортом России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих спортивную подготовку или обеспечивающих подготовку спортивного резерва

Утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 5-ФК (сводная) "Сведения по подготовке спортивного резерва" с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Минспорта России, и введена в действие с отчета за 2020 год.

Форму предоставляют, в том числе юридические лица (кроме субъектов МСП) - организации, осуществляющие спортивную подготовку или обеспечивающие подготовку спортивного резерва, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), спортивные школы (СШ), спортивные школы олимпийского резерва (СШОР), училища олимпийского резерва (УОР - колледжи, техникумы), центры спортивной подготовки (ЦСП), центры олимпийской подготовки (ЦОП), другие организации - 10 января.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 24 декабря 2019 г. N 798.

 

Приказ Росстата от 20.08.2020 N 480
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 3-аудит "Сведения о деятельности саморегулируемой организации аудиторов"

Обновлена форма ФСН N 3-аудит "Сведения о деятельности саморегулируемой организации аудиторов"

Утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 3-аудит "Сведения о деятельности саморегулируемой организации аудиторов" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Минфина России, и введена в действие с отчета за 2020 год.

Форма предоставляется юридическими лицами, являющимися некоммерческими организациями - саморегулируемыми организациями аудиторов, 1 апреля после отчетного периода.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 2 декабря 2016 г. N 759.

 

<Письмо> Минфина России от 18.08.2020 N 27-05-16/72508
<О возврате государственной пошлины, уплаченной за продление срока действия лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции>

Минфином даны разъяснения по вопросу возврата государственной пошлины за продление срока действия лицензии

На основании пункта 1 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 440 срок действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г., продлевается на 12 месяцев.

Сообщается, что в случае, если организация обратилась в лицензирующий орган с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции до вступления в силу Постановления N 440 и указанное заявление не было ей возвращено, то основания для возврата государственной пошлины отсутствуют.

 

<Письмо> ФНС России от 05.08.2020 N СД-4-3/12508
"Об акцизах"

ФНС разъяснен порядок расчета налоговой ставки акциза на средние дистилляты

Ставка акциза на средние дистилляты (АСДЛ) с 01.04.2020 определяется в рублях за 1 тонну по формуле: АСДЛ = (АДТ + 750) - ДДТ x КДТ_КОМП.

Значение величины ДДТ зависит от показателя ЦДТэксп, который рассчитывается исходя из среднемесячных значений цены на дизельное топливо класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья, затрат на его транспортировку, ставки вывозной таможенной пошлины, курса доллара США к рублю.

Таким образом, конкретный размер ставки акциза на средние дистилляты определяется в зависимости от сложившихся цен на мировых рынках нефти и дизельного топлива.

Также сообщено о праве налогоплательщиков вносить исправления в первичные учетные документы, подтверждающие отгрузку средних дистиллятов. При этом уточнение налоговых обязательств производится в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 12.08.2020 N СД-4-3/12966@
"О направлении контрольных соотношений по налоговой декларации по акцизам на нефтяное сырье"

Разработаны контрольные соотношения налоговой декларации по акцизам на нефтяное сырье

Форма налоговой декларации утверждена Приказом ФНС России от 15.10.2019 N ММВ-7-3/517@.

При заполнении налоговой декларации должны быть соблюдены указанные контрольные соотношения показателей.

 

<Письмо> ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-11/13059@
"О налогообложении доходов физических лиц"

Минфин разъяснил, как определить налоговую базу по доходам в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг

При получении указанного дохода налоговая база по НДФЛ определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

При этом рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется на дату совершения сделки.

Под датой совершения сделки, по мнению Минфина, следует понимать дату заключения сделки (дату подписания договора купли-продажи ценных бумаг).

 

<Письмо> ФНС России от 18.08.2020 N СД-4-21/13307@
"Об изменении формы и формата сведений о маломерных судах и об их владельцах"

С 1 января 2021 года вступает в силу приказ, вносящий изменения в форму представления сведения о маломерных судах и об их владельцах

Обновленная форма (формат) сведений предусматривают, в частности:

указание записей о регистрации судна в Российском международном реестре судов, в Российском открытом реестре судов;

включение в формат представления сведений типов информации "ГИМССВЕРКА", "КМПСВЕРКА", "АБВВПСВЕРКА" для представления сведений за период, определенный взаимодействующими органами;

передачу сведений с кодом вида права на судно "003006000000" для права на использования судна по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер);

- указание в составе адреса места жительства физлица сведений о муниципальном округе.

 

<Письмо> ФНС России от 18.08.2020 N ВД-4-19/13259@
"О проведении информационной кампании"

ФНС подготовлен план проведения информационной кампании в связи с массовым направлением налоговых уведомлений в 2020 году, а также требований об уплате налогов и других обязательных платежей

Планом определены мероприятия (контрольные события), форма его реализации, срок реализации и ожидаемый результат.

В числе мероприятий, в частности:

организация и проведение семинаров (в дистанционном формате) по вопросам порядка исчисления и уплаты налогов, указанных в налоговых уведомлениях, порядка пользования онлайн-сервисами ФНС России;

актуализация информации, размещенной в информационном ресурсе "База данных "Вопрос-Ответ";

разработка и размещение на сайте ФНС России промо-страницы (раздела) "Налоговое уведомление 2020", которая включает в себя "жизненные ситуации"/кейсы, ссылки на ЛК, видеопомощник, калькуляторы, вопросы БЗ и прочие материалы по налоговому уведомлению, а также информацию о последствиях неуплаты налогов.

 

<Письмо> ФНС России от 20.08.2020 N СД-4-11/13463@
"О направлении письма Минфина России"

Льготный размер тарифов страховых взносов в размере 0% с выплат физлицам за 2 квартал 2020 года не распространяется на страховые взносы по дополнительному социальному обеспечению

Применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 0% за апрель, май, июнь 2020 года предусмотрено статьей 3 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ.

Льготный тариф вправе применять осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики ЮЛ и ИП - субъекты МСП и некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) - получатели субсидий и грантов, религиозные организации.

При этом отмечено, что:

статьей 428 НК РФ установлены дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на опасных и вредных видах работ. Соответствующие категории работников имеют право на досрочное назначение страховых пенсий, при условии уплаты организацией страховых взносов по тарифам, установленным данной статьей;

статьей 429 НК РФ установлены тарифы страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности (в целях финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячной доплаты к пенсии).

Снижение тарифа страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение приведет к нарушению прав указанных лиц, в связи с чем тарифы страховых взносов в размере 0% за 2 квартал 2020 года не применяются к страховым взносам, установленным в соответствии со статьями 428 и 429 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 21.08.2020 N СД-4-3/13544@
"О снятии с учета налогоплательщиков ЕНВД"

Снятие с налогового учета налогоплательщиков ЕНВД будет осуществлено в автоматическом режиме

Система налогообложения в виде ЕНВД отменяется с 01.01.2021.

В связи с отменой главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" основания для представления заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД и направления налоговыми органами уведомления о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД отсутствуют.

Сообщается, что снятие с учета организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков ЕНВД, будет осуществлено в автоматическом режиме.

 

<Письмо> ФНС России от 17.08.2020 N СД-4-3/13223
"О направлении письма Минфина России по вопросу исчисления ЕНВД за период нерабочих дней"

Разъяснен порядок исчисления ЕНВД за период объявленных нерабочих дней в связи с распространением COVID-19

Возможность учета фактического количества дней осуществления организацией или ИП предпринимательской деятельности при определении размера вмененного дохода при исчислении ЕНВД предусмотрена только пунктом 10 статьи 346.29 НК РФ для случаев постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД. Иных случаев в НК РФ не установлено.

Вместе с тем сообщается, что ИП и организации - субъекты МСП, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики, освобождаются от исполнения обязанности по уплате ЕНВД за II квартал 2020 года на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ.

 

<Письмо> ФНС России от 18.08.2020 N СД-4-11/13311
"О направлении письма Минфина России"

Не облагаются НДФЛ выплаты стимулирующего характера за особые условия труда в связи с COVID-19

Распоряжениями Правительства РФ от 18.03.2020 N 648-р и от 08.04.2020 N 920-р Роспотребнадзору выделены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование лиц, непосредственно реализующих мероприятия по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации в 2020 году.

Доходы в виде указанных выплат не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 81 статьи 217 НК РФ.

 

<Письмо> Минтранса России от 14.07.2020 N Д1/16347-ИС
<О возврате провозной платы за авиабилеты>

Разъяснен порядок возврата провозной платы за авиабилеты при возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности

Сообщается, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации авиакомпания обязана вернуть пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки, независимо от того, заключены ли они по "возвратному" или по "невозвратному" тарифу в случае отказа пассажира от перевозки или отмены перевозчиком рейса, в порядке и сроки, установленные Правительством РФ.

Данные правила применяются к договорам воздушной перевозки пассажира, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, и заключенные до 1 мая 2020 г.

Перевозчик обязан принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки.

 

<Информация> ФНС России от 24.08.2020 "Расширен перечень сезонных видов деятельности для получения рассрочки по уплате налогов"

ФНС напомнила об актуализации сезонных видов деятельности в отраслях "Сельское хозяйство", "Перерабатывающая промышленность" и "Рыбное хозяйство" в целях получения рассрочки по налогам

Вступили в силу изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 15.07.2020 N 1045 в перечень сезонных отраслей и видов деятельности, который применяется при предоставлении рассрочки по уплате налога.

ФНС также обращает внимание на то, что рассрочка предоставляется при предоставления надлежащего обеспечения исполнения обязательств налогоплательщика (банковской гарантии, залога недвижимого или иного ликвидного имущества, поручительства платежеспособного лица).

 

<Информация> ФНС России
"ФНС России разъяснила особенности получения свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами"

Свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, выдается при условии владения необходимым имуществом на праве собственности или праве оперативного управления

К такому выводу пришла ФНС при рассмотрении жалобы налогоплательщика на отказ в выдаче свидетельства, в связи с тем, что имущество, указанное в пп. 3 п. 1 ст. 179.5 НК РФ, находилось в хозяйственном ведении налогоплательщика, а не на праве собственности или оперативного управления, как это установлено пп. 3 п. 4 ст. 179.5 НК РФ.

ФНС России оставила жалобу налогоплательщика без удовлетворения. Она указала, что решение налоговой инспекции обосновано и следует из взаимосвязанных положений пп. 3 п. 1 ст. 179.5 НК РФ и пп. 3 п. 4 ст. 179.5 НК РФ.


<Информация> ФНС России от 25.08.2020 "Заработали новые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы"

Дата начала применения кадастровой стоимости должна определяться в соответствии со сведениями ЕГРН

В связи со вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ в законодательство о кадастровой оценке, для целей налогообложения сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости применяются в соответствии со статьями 378.2, 391 и 403 НК РФ, а в части не урегулированной НК РФ - в соответствии с Законом 269-ФЗ.

Дата начала применения кадастровой стоимости должна определяться в соответствии со сведениями ЕГРН. Исключение - случаи, когда НК РФ закреплен другой порядок (например, при оспаривании кадастровой стоимости по решению суда).

 

<Информация> ФНС России от 26.08.2020 "ФНС России завершила основной этап создания Реестра субъектов МСП - получателей поддержки"

С 1 октября 2020 года появится возможность предоставить информацию в Реестр субъектов МСП - получателей поддержки

ФНС России завершила основной этап создания Реестра субъектов МСП - получателей поддержки. Разработаны решения, которые позволят передавать сведения об оказанной поддержке.

Предоставить информацию в реестр можно несколькими способами:

через сервис единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки на сайте ФНС России, введя вручную или загрузив файлы в форматах EXCEL либо XML;

через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

с использованием программного интерфейса для передачи сведений (API).

Необходимая техническая документация размещена на сайте ФНС России.

Первое размещение сведений реестра запланировано на 20 декабря 2020 года.

 

<Информация> ФНС России
"ФНС разъяснила, нужно ли подавать заявление о снятии с ЕНВД"

Отмена ЕНВД: до конца 2020 года нужно выбрать новый режим налогообложения

С 1 января 2021 года отменяется налоговый режим в виде ЕНВД. Подавать заявление о снятии с налогового учета в качестве налогоплательщика ЕНВД не нужно, - снятие с учета будет осуществлено автоматически.

Если налогоплательщики до конца года не выберут новый налоговый режим самостоятельно, то они будут переведены на общий режим налогообложения. Выбрать подходящий режим налогообложения поможет специальный калькулятор на сайте ФНС России.

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря 2020 года. Для применения УСН есть ограничения по количеству работников и по годовому доходу: с 1 января 2021 года не более 130 человек и не более 200 млн рублей соответственно.

ИП вправе выбрать патент. Этот режим допускается при схожих с "вмененкой" видах деятельности, при этом годовой доход не должен превышать 60 млн рублей и численность работников не больше 15 человек. Для перехода заявление подается не менее чем за 10 дней до начала действия патента.

Для физических лиц (включая ИП) без наемных работников и с годовым доходом не более 2,4 млн рублей может подойти налог на профессиональный доход. Для постановки на учет достаточно скачать приложение "Мой налог" и зарегистрироваться в нем.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

24.08.2020 Суд признал правомерным доначисление НДФЛ налоговому агенту, поскольку при выплате зарплаты работникам и дохода в натуральной форме иным гражданам он не удерживал в полном объеме налог; сведения по форме 2-НДФЛ не представлены

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.06.2020 № Ф06-59970/20 по делу N А12-20171/2019 
Налоговый орган полагает, что предприниматель при выплате работникам зарплаты, а также с дохода в натуральной форме несвоевременно или не в полном объеме уплачивал НДФЛ. Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной. Установлено, что налоговый агент в проверяемом периоде выплачивал работникам зарплату и выплачивал иным гражданам доходы в натуральной форме, при этом НДФЛ перечислял не в полном объеме и (или) несвоевременно. Сведения по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц, об исчисленном, удержанном налоге, сведения о невозможности удержания налога не представлены. Суд признал правильным доначисление предпринимателю НДФЛ.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

24.08.2020 Одним из оснований продления срока выездной проверки может быть необходимость проведения инвентаризации и осмотра ОС на согласованную налогоплательщиком дату

Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2020 № 303-ЭС20-1354 по делу N А37-1080/2017 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что срок проведения выездной налоговой проверки продлен неправомерно. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Решение о продлении срока выездной проверки вынесено на основании запроса инспекции, мотивированного несвоевременным представлением налогоплательщиком необходимых документов, а также необходимостью проведения инвентаризации и осмотра основных средств на согласованную налогоплательщиком дату.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

24.08.2020 Страхователь не вправе применять пониженный тариф страховых взносов, если он фактически осуществляет вид деятельности, не относящийся к продекларированному им льготируемому виду деятельности

Определение Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 306-ЭС20-8487 по делу N А12-13204/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Управление ПФР считает, что страхователь неправомерно применял пониженный тариф страховых взносов, установленный для организаций, использующих УСН и осуществляющих в качестве основного льготируемый вид экономической деятельности. Суд, исследовав материалы дела, с доводами Управления ПФР согласился. Общество фактически осуществляет вид деятельности (чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств), не относящийся к основному виду экономической деятельности "Уборка территории и аналогичная деятельность". Страхователем не соблюдены условия о доле доходов от реализации выполненных работ по основному продекларированному им виду экономической деятельности, которая с учетом фактически осуществляемой им деятельности за год составила менее 70% в общем объеме доходов.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

25.08.2020 Налогоплательщик не вправе применять УСН в случае представления уведомления о ее использовании с нарушением установленного срока и недоказанности того, что налоговый орган мог квалифицировать его деятельность в рамках данной системы налогообложения

Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2020 № 301-ЭС20-6828 по делу N А43-319/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что ему неправомерно отказано в применении УСН, т. к. налоговый орган не уведомил его о необходимости представления соответствующего уведомления и не истребовал отчетность по ОСН. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщик представил уведомление о применении УСН с нарушением установленного срока. Доводы о наличии у налогового органа достаточной информации для квалификации деятельности налогоплательщика как осуществляемой в рамках УСН не подтверждены.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

25.08.2020 Предпринимателю по итогам выездной проверки может быть доначислен налог по УСН с реализации нескольких объектов недвижимости в рамках предпринимательской деятельности, даже если ранее при камеральных проверках налоговый орган не предъявлял претензий

Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2020 № 307-ЭС20-7319 по делу N А21-7499/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что ему по итогам выездной проверки неправомерно доначислен налог по УСН с выручки от продажи земельных участков, т. к. он полностью уплатил НДФЛ как физическое лицо, при этом налоговый орган ранее претензий не предъявлял. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Суд пришел к выводу, что реализация нескольких участков была произведена в рамках предпринимательской деятельности, поэтому выручка должна облагаться налогом по применяемой налогоплательщиком УСН. Довод о том, что ранее при камеральных проверках налоговый орган не предъявлял претензий, суд отклонил.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

26.08.2020 Если оборудование приобреталось в различные периоды в качестве движимого имущества и не является составной частью или неотделимым улучшением недвижимости, оно не облагается налогом на имущество

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.06.2020 № Ф10-1078/20 по делу N А36-12764/2017 

Налоговый орган посчитал, что приобретенное налогоплательщиком имущество является стационарным сооружением, смонтированным на специально возведенном для него фундаменте, в связи с чем ему доначислен налог на имущество. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился. В данном случае спорные объекты ОС были приобретены налогоплательщиком по отдельности как движимое имущество и учтены в бухгалтерском учете в качестве отдельных самостоятельных инвентарных объектов. Поскольку они не являются составными элементами зданий, не предназначены для их обслуживания, а используются для обеспечения производственного процесса по переработке сырья и изготовления готовой продукции, суд признал решение налогового органа неправомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

26.08.2020 Налоговая задолженность предпринимателя, выявленная и доначисленная по результатам выездной налоговой проверки после 01.01.2015, не может быть списана в особом порядке, предусмотренном ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 № 436-ФЗ

Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2020 № 307-ЭС20-6987 по делу N А66-20833/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что доначисленная ему налоговая задолженность должна быть списана как безнадежная в особом порядке, предусмотренном ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 N 436-ФЗ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Спорная задолженность выявлена и исчислена по результатам выездной налоговой проверки после 01.01.2015. Вместе с тем, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на 29.12.2017. Статья 12 ФЗ от 28.12.2017 N 436-ФЗ не распространяется на задолженность, исчисленную за налоговые периоды до 01.01.2015, но выявленную по результатам налоговых проверок позднее.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

27.08.2020 Не является налогооблагаемым доходом учреждения выручка от реализации им имущества, находящегося у него на праве оперативного управления

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.06.2020 № Ф10-6432/18 по делу N А64-1243/2018 

Налоговый орган посчитал, что учреждение неправомерно не отразило в составе доходов по налогу на прибыль выручку от реализации имущества. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился. Учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. Реализация была осуществлена по распоряжению администрации города, все средства от реализации поступили в доход бюджета городского округа. Суд пришел к выводу, что учреждение с согласия собственника реализовало объект, находящийся в муниципальной собственности, а денежные средства являются доходом бюджета публично-правового образования.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

27.08.2020 Если доход предпринимателя с учетом налоговых вычетов по НДФЛ за период не превышал 300 000 руб., то основания для начисления ему страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающей указанный размер, отсутствуют

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2020 № Ф10-654/20 по делу N А14-4727/2019 

Предприниматель посчитал, что Управление ПФР неправомерно отказало в возврате переплаты по страховым взносам, исчисленным с дохода, превышающего 300 000 руб. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами предпринимателя согласился. В данном случае сумма дохода предпринимателя с учетом вычетов по НДФЛ за период не превысила 300 000 рублей, в связи с чем у Управления ПФР отсутствовали основания для начисления ему страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб. В связи с этим отказ в удовлетворении заявления предпринимателя о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов является неправомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

27.08.2020 Налогоплательщик может быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки любым способом

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2020 № Ф10-655/20 по делу N А08-11183/2018 

Налогоплательщик посчитал, что налоговым органом допущены нарушения в процедуре проведения налоговой проверки, в связи с чем вынесенное по ее результатам решение подлежит отмене. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогоплательщика не согласился. Положения НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения проверяемого лица исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Налоговым органом представлены доказательства своевременного получения налогоплательщиком материалов проверки, уведомления о времени и месте рассмотрения и решения по её результатам. В связи с этим суд пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые могли бы привести к отмене оспариваемого решения.

Источник: http://www.pravovest.ru

27.08.2020 Предприниматель, купивший муниципальное имущество, обязан самостоятельно уплатить НДС в бюджет, если налог не входит в цену договора купли-продажи

Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2020 № 306-ЭС20-6055 по делу N А12-224/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что ему неправомерно доначислен НДС за счет его собственных средств при приобретении муниципального имущества. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию предпринимателя необоснованной. В данном случае НДС не входит в цену договоров купли-продажи муниципального имущества и подлежит уплате покупателем самостоятельно в порядке и сроки, установленные законодательством. Заключая и исполняя договоры купли-продажи без разногласий, предприниматель знал об этих условиях. Принимая во внимание, что денежные средства в счет оплаты стоимости приобретаемых объектов перечислены предпринимателем продавцу без налога, суд пришел к выводу о том, что именно на ИП, как на налогового агента, возложена обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

28.08.2020 Задолженность по страховым взносам за период, когда предприниматель находился в местах лишения свободы, подлежит списанию

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.2020 № Ф06-61979/20 по делу N А65-30329/2019 

Предприниматель считает незаконным отказ налогового органа списать задолженность по взносам за период, когда он находился в местах лишения свободы, в связи с чем предпринимательскую деятельность не осуществлял. Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами предпринимателя. В спорный период ИП предпринимательскую деятельность не осуществлял, поскольку отбывал наказание в местах лишения свободы. Это обстоятельство признано имеющим исключительный характер, поскольку нахождение в местах лишения свободы не позволило гражданину в установленном законом порядке своевременно прекратить статус ИП: оформить заявление о прекращении предпринимательской деятельности и представить иные необходимые сведения. В связи с изложенным обязанности по уплате страховых взносов за указанный период у ИП не имеется.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

28.08.2020 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС по услугам размещения рекламной информации, если контрагент и привлеченное им третье лицо не располагают правами на ее размещение, и факты прохождения рекламы в СМИ и Интернете не подтверждены

Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2020 № 305-ЭС20-7921 по делу N А40-33057/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС на основании счетов-фактур, выставленных за оказание услуг по размещению рекламной информации. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Контрагент налогоплательщика обладает признаками номинальной организации, не располагает необходимыми правами по техническому размещению рекламы на телевизионных каналах и правами на эфирное время. Услуги по размещению рекламной информации в полном объеме были перевыставлены им другой организации, которая также не обладала материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения заявленных работ (услуг), равно как и документами, подтверждающими привлечение третьих лиц. Кроме того, существование и размещение видеоролика рекламы налогоплательщика в телевизионных программах, прохождение его рекламного материала в эфире радио и размещение на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не подтверждено.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

24.08.2020 Вам подарили деньги? Минфин рассказал, надо ли платить налог

Обязанность по уплате НДФЛ будет зависеть от того, кем вам приходится даритель

Гражданин получил от своего друга денежный подарок в крупной сумме. Надо ли теперь ему платить налог и показывать эту сделку налоговой инспекции?

Как объяснил Минфин, доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом. Например, они являются супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами.

Таким образом, в случае получения физическим лицом дохода в виде денежных средств от другого физического лица в порядке дарения указанные доходы освобождаются от обложения НДФЛ на основании пункта 18.1 статьи 217 НК РФ.

Письмо Минфина России от 13.08.2020 г. № 03-04-05/71002

Источник: Российский налоговый портал

 

24.08.2020 Предприниматель на общепринятой системе налогообложения вправе принять к учету все свои расходы

Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется ИП самостоятельно

Многие предприниматели спрашивают – как правильно учесть расходы для расчета НДФЛ, если человек работает на общепринятой системе налогообложения; кто будет вести учет расходной части и где можно почитать о порядке учета затрат.

Как рассказал Минфин России, при исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Письмо Минфина России от 06.08.2020 г. № 03-04-05/69032

Источник: Российский налоговый портал

 

24.08.2020 Как бухгалтеру заполнить РСВ, если у одного из сотрудников нет ИНН?

ИНН физического лица можно узнать на сайте ФНС России (www.nalog.ru) через онлайн-сервис «Узнай ИНН»

Не редки ситуации, когда новый работник при трудоустройстве говорит, что у него нет ИНН, и он не хочет получать ИНН. Отказать в приеме на работу работодатель не может, а вот как поступить бухгалтеру при заполнении РСВ? Как мы знаем, при заполнении соответствующих приложений указанного расчета надо вносить сведения о сотруднике.

Как объяснила Федеральная налоговая служба, в случае отсутствия у плательщика страховых взносов сведений об ИНН физического лица во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк. Расчет по страховым взносам в данном случае будет принят.

Одновременно сообщаем, что ИНН физического лица можно узнать на сайте ФНС России (www.nalog.ru) через онлайн-сервис «Узнай ИНН». Для этого достаточно ввести ФИО сотрудника, дату его рождения, серию и номер паспорта, дату выдачи паспорта.

Письмо ФНС России от 4.06.2020 г. № БС-3-11/4312@

Источник: Российский налоговый портал

 

24.08.2020 Как заполнить декларацию по налогу на имущество, если объекты находятся в другом государстве

ФНС в письме № БС-4-21/12181 от 29.07.2020 г. рассказала как зачесть налог на имущество, уплаченный в другом государстве в разные налоговые органы, и как заполнить при этом декларацию.

В случае если российская организация имеет за пределами РФ несколько объектов недвижимого имущества, то при уплате налога в России зачет уплаченной в иностранном государстве суммы налога производится по каждому объекту недвижимого имущества отдельно.

Согласно пункту 5.2 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, раздел 2 декларации заполняется отдельно, в частности, в отношении недвижимого имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, в отношении которого суммы налога фактически уплачены за пределами РФ в соответствии с законодательством другого государства.

В случае использования организацией в соответствии со статьей 386.1 Кодекса права на зачет сумм налога, фактически уплаченных за пределами территории РФ, организация в соответствии с подпунктом 1 пункта 5.3 Порядка заполняет раздел 2 Декларации с кодом вида недвижимого имущества 04 («Имущество, принадлежащее российской организации и расположенное на территории другого государства, суммы налога по которому уплачены в соответствии с законодательством другого государства»).

При этом согласно подпункту 14 пункта 5.3 Порядка в строке с кодом 250 раздела 2 декларации, заполненного с кодом вида недвижимого имущества 04, указывается уплаченная за пределами территории РФ в соответствии с законодательством другого государства сумма налога, в соответствии с прилагаемым к декларации документом об уплате налога, подтвержденным налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Организация, уплачивающая налог за объекты недвижимости в разные налоговые (финансовые) органы на территории одного иностранного государства отдельными платежными поручениями, должна заполнять несколько разделов 2 Декларации с указанием кода «04» по строке «Код вида имущества (код строки 001)» в отношении каждого объекта, по которому налог уплачивается отдельным платежным поручением.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.08.2020 Продажа «иного» имущества: как определить срок владения, чтобы не платить налог

Доход от продажи можно сократить на налоговый вычет в размере 250 000 рублей

Как мы знаем, если  нам подарили квартиру, например, или земельный участок и после трехлетнего владения недвижимостью мы его решили продать, то налог платить не надо. Более того, не надо и подавать декларацию 3-НДФЛ.

А вот как быть, если продается «иное» имущество? Допустим, гражданин продает гараж или мотоцикл. Как объясняет Минфин России, в случае если указанное имущество получено налогоплательщиком в порядке дарения либо наследования и находилось в собственности налогоплательщика три года и более, то доходы, полученные от его продажи, также освобождаются от обложения НДФЛ.

В случае нахождения иного имущества в собственности налогоплательщика менее установленного срока владения таким имуществом образуется доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Но следует помнить, что при расчете налога мы вправе сократить сумму полученного дохода на расходы, связанные с приобретением нашего «иного» имущества ранее. Если документов, подтверждающих расходы, нет, тогда доход от продажи можно сократить на имущественный вычет 250 000 рублей.

Письмо Минфина России от 06.08.2020 г. № 03-04-06/69339

Источник: Российский налоговый портал

 

27.08.2020 Расходы на тестирование сотрудников на COVID-19 включаются в состав «прочих»

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Минфин России обратил внимание на то, что статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Поэтому в настоящее время каждый работодатель обязан нести расходы на проведение тестирования сотрудников на наличие коронавирусной инфекции.

Расходы организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также иммунитета к ней, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Письмо Минфина России от 04.08.2020 г. № 03-03-07/68073

Источник: Российский налоговый портал

 

28.08.2020 С 1 октября 2020 года вступают в силу изменения в порядок зачета (возврата) налога

Можно ли переплату по налогу «кинуть» на недоимку по штрафу?

Как рассказал Минфин России, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

При этом зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных налогов и местных налогов и сбора не ограничивается соответствующими видами налогов и сборов.

С 1 октября 2020 года налоговый орган вправе принять решение об осуществлении такого зачета без ограничения по соответствующим видам налогов и сборов, в том числе в части суммы налогов и (или) сборов, излишне уплаченных до 01.10.2020 года.

Письмо Минфина России от 10.08.2020 г. № 03-02-07/1/72100

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Сотрудник возвращался из командировки на поезде. Организация купила ему билет, однако на поезд он опоздал, в связи с этим был куплен другой билет, по которому сотрудник и вернулся домой. Организация заплатила за билет и сервисный сбор (компании-посреднику). 
На каком счете отразить затраты на приобретение неиспользованного билета и затраты по сервисному сбору? Можно ли принять к возмещению входной НДС по сервисному сбору? Можно ли учесть стоимость неиспользованного билета при расчете налога на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок налогового и бухгалтерского учета затрат на неиспользованные железнодорожные билеты зависит от обстоятельств, ставших причиной опоздания сотрудников на поезд. Если опоздание произошло по вине сотрудников, расходы на покупку неиспользованных билетов и уплату сервисного сбора в целях налогообложения прибыли не учитываются. В бухгалтерском учете суммы причиненного ущерба относятся на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Если же причиной несвоевременного прибытия сотрудников на железнодорожный вокзал послужили обстоятельства непреодолимой силы, полагаем, что затраты на покупку неиспользованных билетов и уплату сервисного сбора могут быть учтены при расчете налога на прибыль в составе внереализационных расходов. В бухгалтерском учете сумму этих затрат, по нашему мнению, следует отнести в состав прочих расходов.
НДС с сервисного сбора, уплаченного при покупке неиспользованных билетов, к вычету не принимается и не учитывается и в составе расходов при расчете налога на прибыль.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, входят расходы на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
По нашему мнению, расходы на покупку билетов, которые фактически не были использованы, к расходам на командировки не относятся.
Вместе с тем перечень убытков, установленный ст. 265 НК РФ, является открытым, а нормы ст. 270 НК РФ не содержат прямого запрета на включение в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов на неиспользованные командированными работниками проездные билеты. Сказанное означает, что в целях налогообложения прибыли могут быть учтены любые затраты, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ (письмо Минфина России от 22.01.2020 N 03-03-06/1/3298).
Для оценки выполнения предусмотренных п. 1 ст. 252 НК РФ критериев целесообразно учитывать позиции, выраженные судьями в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, о чем свидетельствуют, например, письма Минфина России от 26.05.2015 N 03-03-06/1/30165, от 06.02.2015 N 03-03-06/1/4993, от 10.02.2010 N 03-03-05/23, от 02.02.2010 N 03-03-05/14. В частности, из них следует, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
В связи с этим порядок налогового учета затрат на неиспользованные железнодорожные билеты будет зависеть от обстоятельств, ставших причиной опоздания сотрудников на поезд.
Если опоздание на поезд произошло по вине сотрудников, учесть расходы на покупку неиспользованных билетов в целях налогообложения прибыли не получится. В этом случае не соблюдаются основные критерии, установленные ст. 252 НК РФ для признания затрат в налоговом учете: расходы должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода. Смотрите дополнительно письмо ФНС России от 29.01.2020 N СД-4-3/1352@. Этот же вывод справедлив и для затрат, понесенных организацией в связи с уплатой сервисного сбора.
Если же причиной несвоевременного прибытия сотрудников на железнодорожный вокзал послужили обстоятельства непреодолимой силы, например, опоздание произошло по причине поломки общественного транспорта, на котором они добирались на станцию, полагаем, что затраты на покупку неиспользованного билета и уплату сервисного сбора могут быть учтены при расчете налога на прибыль в составе внереализационных расходов. Здесь отметим, что и контролирующие органы допускают возможность учета при налогообложении прибыли убытков в виде стоимости неиспользованных командированными работниками проездных билетов, при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ. Смотрите письма Минфина России от 18.05.2018 N 03-03-07/33766, от 14.04.2006 N 03-03-04/1/338 и от 02.05.2007 N 03-03-06/1/252.
Вместе с тем правомерным такой учет будет только при наличии документов, исчерпывающим образом обосновывающих причины несостоявшейся поездки. В качестве документального подтверждения могут, например, выступать различные локальные акты: докладные и (или) объяснительные записки, поясняющие суть произошедшего, приказы или иные документы, составленные руководством при проведении служебного расследования и свидетельствующие о принятии решения не применять к сотрудникам каких-либо дисциплинарных мер и т.п. Кроме того, нелишним будет обосновать нецелесообразность (невозможность) возврата неиспользованных билетов. Помимо этого, разумеется, должны иметься в наличии сами билеты, а также первичные документы, подтверждающие факт уплаты сервисного сбора.

НДС

Одним из обязательных условий для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, является использование этих товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Таким образом, по нашему мнению, говорить о возможности принятия к вычету НДС с сумм сервисного сбора, уплаченного посреднической организации, можно только в том случае, если услуги по перевозке были оказаны (сотрудники воспользовались купленными для них билетами). Именно в этом случае рассматриваемые услуги будут являться услугами, произведенными для осуществления производственной деятельности, т.е. для операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС. Поэтому считаем, что НДС с сервисного сбора, уплаченного при покупке неиспользованных билетов, к вычету не принимается.
Этот НДС, на наш взгляд, также нельзя также учесть и в составе расходов при расчете налога на прибыль. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, если иное не установлено положениями главы 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом нормы п. 2 ст. 170 НК РФ в данном случае не подлежат применению, а иные нормы главы 21 НК РФ не устанавливают для организации исключений из правила, установленного п. 1 ст. 170 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 19.03.2012 N 03-03-06/4/20).

Бухгалтерский учет

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее - Инструкция к Плану счетов) операция по приобретению проездных билетов и списанию его стоимости в бухгалтерском учете отражается следующими проводками:
Дебет 60 (76) Кредит 51 - перечислены денежные средства на приобретение билета;
Дебет 50, субсчет "Денежные документы" Кредит 60 (76) - отражено поступление билета в сумме фактических затрат на его приобретение (с учетом НДС);
Дебет 71 Кредит 50, субсчет "Денежные документы" - выдан билет работнику, направленному в командировку.
Затраты на оплату сервисного сбора учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности:
Дебет 20 (26 и др.) Кредит 60 (76) - отражены услуги посредника при покупке билетов;
Дебет 19 Кредит 60 (76) - учтен НДС с сервисного сбора.
Поскольку поездка не состоялась и сотрудники не воспользовались приобретенными билетами, то расходы на их приобретение и оплату сервисного сбора, по нашему мнению, следует отнести в состав прочих расходов (п.п. 4, 12, 17, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", далее - ПБУ 10/99):
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 71 - списана стоимость неиспользованного билета;
Дебет 20 (26 и др.) Кредит 60 (76) сторно - отражены услуги посредника при покупке билетов;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60 (76) - отражены услуги посредника при покупке неиспользованных проездных билетов;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 19 - НДС с сервисного сбора отнесен на прочие расходы.
В том случае, если опоздание сотрудников на поезд произошло по их вине и организация предполагает возможность удержания в дальнейшем с них сумм причинного ущерба. Стоимость неиспользованных билетов и оплаченного сервисного сбора в соответствии с Инструкцией к Плану счетов относится на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". После проведения служебного расследования и выяснения всех обстоятельств произошедшего эти суммы списываются со счета 94 в дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника):
Дебет 20 (26 и др.) Кредит 60 (76) сторно - отражены услуги посредника при покупке билетов;
Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кредит 71 - определена сумма убытка в виде стоимости неиспользованных проездных билетов;
Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кредит 60 (76) - определена сумма убытка в виде стоимости услуг посредника при покупке неиспользованных проездных билетов;
Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кредит 19 - определена сумма убытка в виде НДС, приходящегося на сервисный сбор, уплаченный при покупке неиспользованных билетов;
Дебет 70 Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - суммы причиненного ущерба удержаны из зарплаты работника;
или
Дебет 73 "Расчеты по возмещению материального ущерба" Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - суммы причиненного ущерба отнесены на виновных лиц.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Организация списала со склада готовую продукцию (холодильное и вентиляционное оборудование), которую нет возможности продать в силу объективных причин (старая модель, несоответствующая текущему регламенту покупателя). Себестоимость списанной готовой продукции была отнесена на расходы в налоговом учете.
Установлен ли главой 25 НК РФ какой-либо срок для списания в расходы себестоимости такого рода неликвидной готовой продукции с момента ее оприходования на склад (как для дебиторской, так и кредиторской задолженности)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Главой 25 НК РФ применительно к рассматриваемой ситуации не установлено какого-либо промежутка времени (срока) с момента оприходования готовой продукции на склад и до списания ее себестоимости в состав расходов по причине неликвидности.

Обоснование вывода:
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247п. 1 ст. 274 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные (экономически оправданные, выраженные в денежной форме) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Глава 25 НК РФ не содержит прямых норм, позволяющих организации в данном случае признавать в составе расходов затраты на производство неликвидной готовой продукции. Однако не установлено и прямого запрета на такие действия (ст. 270 НК РФ). При этом перечень затрат, которые могут быть признаны в налоговом учете, является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). По нашему мнению, это означает, что при соответствии указанных затрат общим требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ они могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли (постановление АС Уральского округа от 25.03.2015 N Ф09-1336/15 по делу N А76-9995/2014). В то же время не исключено, что налоговые органы при проверке будут руководствоваться иной точкой зрения (письма Минфина России от 21.07.2011 N 03-03-06/1/428, от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332), которая находит поддержку и в судах (постановление АС Поволжского округа от 07.06.2018 N Ф06-33528/18 по делу N А55-21609/2017). Заметим также, что финансовое ведомство не возражает против признания в расходах стоимости неликвидных товаров, списываемых в силу требований законодательства (письма Минфина России от 23.04.2019 N 07-01-09/29286, от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7862).
Как уже отмечалось, глава 25 НК РФ специальным образом не регулирует порядок признания при формировании налоговой базы по налогу на прибыль затрат на производство неликвидного товара, произведенных организацией в рассматриваемой ситуации. В частности, закон не устанавливает какого-либо промежутка времени (срока) с момента оприходования готовой продукции на склад и до списания ее себестоимости в состав расходов по причине отсутствия возможности реализации. Следовательно, момент списания неликвидной готовой продукции для целей ведения налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом обстоятельств, определяющих целесообразность таких действий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Поставщику перечислили сумму чуть больше, чем было нужно. Поставщик вернул обратно излишне перечисленные денежные средства. Поставщик находится на общей системе налогообложения, покупатель на УСН. При возврате поставщик выделил в платежном поручении сумму НДС.
Правомерны ли такие действия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При возврате контрагенту излишне перечисленных средств в поле "Назначение платежа" платежного поручения НДС не указывается. При этом не имеет значения система налогообложения, на которой такой контрагент находится.
Обязанность по исчислению и уплате НДС не зависит от факта выделения контрагентом суммы данного налога в платежном поручении. У организации (или ИП), применяющей УСН, такая обязанность может возникнуть в случае выставления контрагенту счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Обоснование вывода:
При заполнении платежного поручения необходимо руководствоваться Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П). Реквизиты, форма, номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1-3 к Положению N 383-П.
В поле "Назначение платежа" платежного поручения предусмотрено указание назначения платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая НДС (п. 24 приложения 1 к Положению N 383-П).
Таким образом, указание информации о суммах НДС в поле "Назначение платежа" предусмотрено, но не является обязательным. Как прямо следует из процитированной нормы, информация об НДС подлежит отражению в данном поле только в том случае, если это предусмотрено законодательством.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Поэтому указывать сумму НДС отдельной строкой в поле "Назначение платежа" платежного поручения необходимо в случае, если такая обязанность следует из норм НК РФ. Смотрите дополнительно Сообщение Банка России от 01.03.2013 "Ответы на вопросы по применению Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
Платежные поручения являются расчетными (платежными) документами (п. 1.12 Положения N 383-П).
Обязанность по выделению сумм НДС в расчетных документах установлена п. 4 ст. 168 НК РФ, где, в частности, сказано, что в расчетных документах соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой.
Отметим, что применяемый режим налогообложения (УСН, ОСН, ЕНВД и т.д.) на эту обязанность никак не влияет (смотрите дополнительно письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-07-11/147 - можно ознакомиться в Интернете). Однако положения ст. 168 НК РФ, в том числе и п. 4, как следует из ее наименования Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю применяются только при осуществлении между контрагентами операций, которые предполагают предъявление продавцом покупателю суммы НДС.
Как следует из п. 1 ст. 168 НК РФ, обязанность предъявить к оплате покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога дополнительно к цене (тарифу) возникает при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. Напомним, что в силу п. 1 ст. 146 НК РФ именно реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав является объектом обложения НДС.
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В рассматриваемом случае покупатель перечислил продавцу денежные средства сверх стоимости реализованного ему товара. Так как данные средства перечислены, по сути, ошибочно, в размере большем, чем предусмотрено условиями договора, считать их связанными с операцией по реализации, произведенной между контрагентами, нельзя.
Соответственно, при возврате этих средств у поставщика не возникает обязанности предъявлять к оплате покупателю суммы НДС и, как следствие, нет оснований для выделения НДС в поле "Назначение платежа" платежного поручения. Причем тот факт, что покупатель применяет УСН и по общему правилу не является плательщиком НДС, в данном случае значения не имеет.

К сведению:
Нормы НК РФ не связывают возникновение обязанности по уплате НДС с получением суммы этого налога от контрагента. Обязанность налогоплательщика по исчислению и уплате НДС не зависит от того, выделен или нет в платежном поручении НДС, какая ставка НДС указана в платежном поручении, а также от того, является ли покупатель плательщиком НДС (п.п. 13 ст. 168п. 1 ст. 173 НК РФ). Налоговые последствия возникают у получающей стороны, не являющейся плательщиком НДС, только в случае выставления покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Организация получила субсидию на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий для субъектов МСП и социально ориентированных НКО, работающих в определенных отраслях.
Определен ли перечень профилактических и дезинфекционных мероприятий, на которые можно использовать данную субсидию? Определен ли список дезинфекционных товаров, которые можно закупать по субсидии?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Каких-либо перечней профилактических и дезинфекционных мероприятий или дезинфекционных товаров для целей применения положений Постановления N 976 на законодательном уровне в настоящее время не установлено. В связи с этим к таким мероприятиям можно отнести, по сути, любые мероприятия, так или иначе связанные с профилактическими действиями, направленными на недопущение распространения коронавирусной инфекции, в том числе закупку каких-либо ТМЦ, необходимых для осуществления этих мероприятий.

Обоснование позиции:
Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила) утвержденыпостановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 (далее - Постановление N 976).
Пунктом 1 Правил установлено, что рассматриваемая субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, как прямо следует из процитированной нормы, средства полученной субсидии организация имеет право расходовать по своему усмотрению, на любые цели, связанные с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Каких-либо перечней профилактических и дезинфекционных мероприятий или дезинфекционных товаров для целей применения положений Постановления N 976 на законодательном уровне в настоящее время не установлено. В связи с этим к таким мероприятиям можно отнести, по сути, любые мероприятия, так или иначе связанные с профилактическими действиями, направленными на недопущение распространения коронавирусной инфекции, в том числе закупку каких-либо ТМЦ, необходимых для осуществления этих мероприятий.
При расходовании средств субсидий ориентироваться можно на различные рекомендации, данные уполномоченными органами, в связи с пандемией COVID-19, в частности Роспотребнадзором.
Так, например, в приложении к письму Роспотребнадзора от 27.03.2020 N 02/5210-2020-24 приведена Инструкция о порядке проведения дезинфекционных мероприятий в целях профилактики новой коронавирусной инфекции в офисных помещениях организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы. Данной инструкцией предусмотрены, в частности, следующие дезинфекционные мероприятия: обработка дезинфицирующими средствами поверхностей в помещениях, мебели, предметов обстановки, подоконников, кресел и стульев, дверных ручек, выключателей, вычислительной, множительной и иной техники, посуды, кранов и умывальников, другого санитарно-технического оборудования. При этом в качестве дезинфицирующих средств названы зарегистрированные в установленном порядке на основе хлорактивных и кислородактивных соединений, а также катионных поверхностно-активных веществ. Кроме того, в инструкции указано, что все виды работ с дезинфицирующими средствами следует выполнять во влагонепроницаемых перчатках одноразовых или многократного применения, халате, при необходимости другой спецодежды. Следовательно, по нашему мнению, средства субсидии могут быть истрачены в том числе и на покупку спецодежды и перчаток.
Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников приведены в Приложении к письму Роспотребнадзора от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15, где указано, что в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) рекомендуется осуществлять, например, такие меры, как:
- организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника;
- организация при входе на предприятие мест обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками.
В рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции работодателям целесообразно организовать и осуществлять, в частности такие мероприятия, как:
- выделение сотрудников, отвечающих за перемещение материалов, изделий и документов между цехами, участками, отделами и обеспечение их средствами защиты органов дыхания и перчатками;
- внедрение преимущественно электронного взаимодействия, а также использование телефонной связи для передачи информации;
- выделение для приема пиши специально отведенной комнаты или части помещения, с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором или обработки рук кожным антисептиком;
- оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозатором для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования;
- обеспечение работников, контактирующих при работе с посетителями, запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств;
- проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия;
- обеспечение не менее чем пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток;
- применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.
Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников представлены также в письме Роспотребнадзора от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27.
Соответственно, расходы, осуществленные предприятием для организации перечисленных мероприятий и осуществления указанных мер, могут быть произведены за счет средств субсидии.
Интерес представляет и письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24, где, помимо уже названных выше профилактических мер, даны рекомендации работодателям организовать для лиц, у которых отсутствует личный транспорт, доставку на работу (и с работы) транспортом предприятия, со сбором (высадкой) в определенных точках населенного пункта (п. 3.1письма). Полагаем, что в этой связи средства субсидии вполне могут быть направлены на содержание личного транспорта организации, используемого для доставки сотрудников, а также на организацию доставки сотрудников на работу и обратно с помощью общественного транспорта и даже такси.
Кроме того, для определения целей расходования средств полученной субсидии могут быть использованы региональные нормативно-правовые акты, устанавливающие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в конкретном субъекте РФ. Например, указом главы Республики Марий Эл от 17.03.2020 N 39 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлены следующие обязанности организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, чья деятельность была временно не приостановлена (не ограничена) на территории Республики Марий Эл:
а) обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой;
б) обеспечить применение работниками средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) в зависимости от характера выполняемой работы в соответствии с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
в) обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию), а также обязательную обработку дезинфицирующими средствами рук граждан (в том числе работников и посетителей) и ежечасную санитарную обработку непосредственно контактирующих поверхностей.
В заключении отметим, что Правила не содержат указаний на необходимость подтверждения получателем факта целевого использования средств субсидий. Вместе с тем п. 13 Правил определено, что федеральное казначейство и уполномоченный орган государственного финансового контроля осуществляют контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий. Однако каких-либо мероприятий и процедур, связанных с осуществлением контроля федеральным казначейством за использованием этих средств, также не установлено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения