Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 24 по 30 мая 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 26.05.2021 N 151-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Подписан закон о пониженных тарифах страховых взносов для IT-компаний и пособиях на детей и беременным женщинам

Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусматриваются, в частности:

право на ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), со сроком беременности шесть и более недель, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ;

право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет единственному родителю такого ребенка или родителю (законному представителю) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ.

Для IT-компаний с 2021 года бессрочно установлен более низкий тариф страховых взносов на ОПС в размере 6,0%.

Право на применение пониженного тарифа предусматривается:

для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных;

для российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукци

 

Федеральный закон от 26.05.2021 N 139-ФЗ
"О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Принят закон о денонсации соглашения с Нидерландами об избежании двойного налогообложения

Налоговое двухстороннее соглашение предусматривает достаточно привлекательные налоговые условия и позволяет выводить прибыль из России (в России соответствующая ставка для юрлиц - 15% по дивидендам и 20% по процентам).

В ходе переговоров стороны не смогли договориться о пересмотре Соглашения, в этой связи принято решение о его денонсации.

Действие Соглашения прекращается с 1 января 2022 года при условии, что Российская Федерация направит уведомление о денонсации Соглашения в срок до 30 июня 2021 года.

 

Приказ Минфина России от 20.04.2021 N 65н
"О введении Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 17 "Договоры страхования" в действие на территории Российской Федерации и о прекращении действия отдельных положений приказов Министерства финансов Российской Федерации на территории Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2021 N 63562.

На территории РФ вводится в действие новый МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования"

Одновременно прекращается применение МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования" (в части пунктов 1 - 132, Приложения А, Приложения В, Приложения С), введенного в действие Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 125н.

 

Приказ Минфина России от 29.12.2020 N 329н
"Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2021 N 63622.

Постановка на учет в налоговых органах регламентируется новым порядком

Обновление порядка обусловлено изменениями, внесенными в НК РФ по вопросам постановки на учет граждан, организаций и ИП.

Более детально прописан порядок постановки на учет российских организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Установлены особенности постановки на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а также в качестве участника договора инвестиционного товарищества.

Определены особенности постановки на учет нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков и патентных поверенных.

Предусмотрена также, в частности, процедура постановки на учет медиаторов, физлиц в качестве плательщиков страховых взносов, а также физлиц, не являющихся ИП, оказывающих без привлечения наемных работников услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

Признан утратившим силу применявшийся ранее Приказ Минфина России от 05.11.2009 N 114н.

 

Приказ ФНС России от 20.05.2021 N ЕД-7-19/504@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 12.11.2012 N ММВ-7-12/838@"

Утверждены новые перечни услуг, доступных налогоплательщикам в электронной системе управления очередью (электронная очередь)

Приказом ФНС России в новой редакции изложены:

перечень услуг, доступных налогоплательщикам в электронной системе управления очередью при непосредственном обращении в территориальные налоговые органы;

перечень услуг, доступных налогоплательщикам в электронной системе управления очередью при непосредственном обращении в территориальные налоговые органы (Единые регистрационные центры).

 

Приказ ФНС России от 23.03.2021 N ЕД-7-21/215@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области таможенного дела, и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2021 N 63565)

Утверждена форма направления в налоговые органы сведений о земельных участках, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд

Пунктом 20 статьи 396 НК РФ установлена обязанность представления сведений о кадастровых номерах таких земельных участков госорганами, в которых предусмотрена военная (приравненная к ней) служба, а также федеральным органом, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Приказом утверждена форма, формат представления сведений и порядок заполнения данной формы.

Согласно общему правилу форма заполняется в электронной форме либо на бумажном носителе.

Если сведения отнесены к государственной тайне, соответствующий гриф секретности указывается на страницах Формы. При этом Форма заполняется на бумажном носителе.

При необходимости представления сведений о нескольких земельных участках раздел "Содержание сведений" с листом N 1 и (или) листом N 2 Формы заполняется по каждому земельному участку отдельно.

 

<Письмо> ФНС России от 30.04.2021 N БС-4-21/6161@
"Об организации налогообложения имущества крупнейших налогоплательщиков - физических лиц"

С 1 июля 2021 года вступают в силу изменения в Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10

К полномочиям МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10 отнесено:

- исчисление в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, сумм налогов, подлежащих уплате крупнейшими налогоплательщиками - физическими лицами, с направлением налоговых уведомлений;

- рассмотрение документов (информации) по вопросам исчисления и уплаты вышеуказанных налогов (документы по налогам).

С учетом внесенных изменений разъяснены вопросы, касающиеся исполнения полномочий МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 10.

 

<Письмо> ФНС России от 25.05.2021 N БС-4-21/7119@
"О реализации пункта 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС сообщает об утверждении порядка направления сведений о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд

Обязанность предоставления указанных сведений установлена пунктом 20 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления в налоговый орган по субъекту Российской Федерации указанных сведений утверждены приказом ФНС России от 23.03.2021 N ЕД-7-21/215@.

Ранее направленные письма ФНС России от 18.12.2020 N БС-4-21/20952@ "О реализации пункта 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 11.01.2021 N БС-4-21/37@ "О внесении изменений в письмо ФНС России от 18.12.2020 N БС-4-21/20952@ "О реализации пункта 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации" признаются утратившими силу.
 

Письмо ФНС России от 19.05.2021 N СД-4-3/6882@
"По вопросу расчета ставки акциза на средние дистилляты за январь 2021 года для сведения и использования в работе"

ФНС России разъяснила, как рассчитать ставку акциза на средние дистилляты в 2021 году

Ставка рассчитывается по формуле:

АСДЛ = (АДТ + 750) - ДДТ x КДТ_КОМП.

АДТ - это ставка акциза, установленная в отношении дизельного топлива,

ДДТ и КДТ_КОМП - величины, которые определяются в соответствии с п. 27 ст. 200 НК РФ.

Сообщается, что с 1 января 2021 года применяется значение ДДТ для второго месяца, предшествующего налоговому периоду (месяцу ввоза средних дистиллятов).

Далее в информации приведен конкретный пример расчета ставки акциза.

 

<Письмо> ФНС России от 21.05.2021 N БС-4-21/7027@
"О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС даны разъяснения по вопросам определения объекта налогообложения по налогу на имущество в зависимости от отнесения к движимому/недвижимому имуществу

В целях поощрения инвестиций в новое оборудование движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объекта основных средств, не признавалось объектом налогообложения на основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, действовавшего до 01.01.2015, начиная с 01.01.2015 до 01.01.2019 - на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ.

С учетом сложившейся судебной практики по данному вопросу сообщается, в частности, следующее.

Сами по себе критерии прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи без разрушения, повреждения или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению, используемые гражданским законодательством, не позволяют однозначно решить вопрос о праве на применение льготы.

Кроме того, наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет доказательное значение, но также не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки правомерности применения льготы.

Судебная коллегия Верховного Суда исходит из необходимости использования в данном случае установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств на основе их классификации согласно ОК 013-2014 (СНС 2008) и ранее действовавшему ОК 013-94.

В соответствии названными классификаторами оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).

Соответственно, по общему правилу исключения из объекта налогообложения применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.

 

<Письмо> ФНС России от 20.05.2021 N БС-4-21/6978@
"Об обеспечении объективного и всестороннего рассмотрения обращений, касающихся сведений о налогооблагаемом имуществе"

В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращений налогоплательщиков ФНС рекомендует налоговым органам направлять в соответствующие органы запросы актуальных сведений об объектах налогообложения

ФНС напоминает, что в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган или должностное лицо:

- обеспечивает объективное и всестороннее рассмотрение обращения;

- запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

В связи с изложенным сообщается, что при поступлении в налоговый орган обращения, содержащего информацию о несоответствии сведений налоговых органов об объектах налогообложения сведениям, имеющимся у органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органов, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств, налоговый орган в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения направляет в соответствующий регистрирующий орган запрос актуальных сведений, за исключением случаев, когда налогообложение не зависит от содержания сведений.

 

<Письмо> ФНС России от 21.05.2021 N БС-4-11/7032
"О направлении рекомендуемых форм документов"

ФНС разработаны рекомендуемые формы документов для получения в упрощенном порядке налоговых вычетов по НДФЛ

В письме приведены следующие формы документов:

Заявление о получении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке;

Сообщение о невозможности получения имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и (или) 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в упрощенном порядке;

Сообщение о невозможности получения инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в упрощенном порядке.

В упрощенном порядке (без представления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих документов) можно получить налоговый вычет по расходам на приобретение жилья, уплату процентов по ипотеке, а также в сумме внесенных на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) средств.

 

<Письмо> Росреестра от 29.04.2021 N 14-33-00-ГЕ/21
<О направлении письма Минфина России по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения права на недвижимое имущество на основании судебного акта>

Госпошлина за регистрацию прекращения права на недвижимое имущество на основании решения суда уплачивается физлицами в размере 2 000 рублей, организациями - 22 000 рублей

Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Размер госпошлины за госрегистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости установлен подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (2000 рублей для физлиц и 22000 рублей для юрлиц).

Случаи совершения юридически значимых действий, при которых госпошлина не уплачивается, предусмотрены подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ.

Сообщается, что по иным основаниям, не предусмотренным подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ, в т.ч. возникшим на основании решения суда, за госрегистрацию прекращения права должна уплачиваться госпошлина в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

 

<Информация> ФНС России
"С 21 мая станет проще получить налоговые вычеты"

С 21 мая 2021 года упрощается порядок получения имущественных и инвестиционных налоговых вычетов по НДФЛ

В упрощенном порядке (без представления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих документов) можно получить вычет:

по расходам на приобретение жилья, уплату процентов по ипотеке, а также в сумме внесенных на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) средств;

при условии поступления от банков/брокеров соответствующих сведений в налоговые органы в рамках информационного взаимодействия (потенциальные участники информационного взаимодействия смогут подключиться к системе ФНС с 21 мая 2021 года).

ФНС обращает также внимание на то, что в упрощенном порядке можно получить те налоговые вычеты, право на которые возникло у налогоплательщика с 01.01.2020.

 

<Информация> ФНС России
"Налоговая политика и практика: справки о доходах в 2021 году"

ФНС напоминает об изменении выдаваемой работникам формы справки об их доходах и суммах НДФЛ

Сообщается, что в текущем году налоговые агенты выдают работникам по заявлениям справки об их доходах и суммах налога за 2020 год по форме, утвержденной приложением N 5 к Приказу ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.

Начиная с отчетности за I квартал 2021 года этот документ утрачивает силу. Для предоставления указанных сведений действует форма справки, утвержденная приложением N 4 к Приказу ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

24.05.2021 Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2021 N 309-ЭС20-23981, А76-46624/2019

ВС РФ: право на "налоговую реконструкцию" может быть реализовано налогоплательщиком, содействовавшим в устранении потерь казны

Суть налоговой реконструкции заключается в том, что при обнаружении налоговыми органами сделок с использованием формального документооборота, организуемого с участием компаний, не ведущих реальной экономической деятельности ("технические" компании), налоговые обязательства рассчитываются с учетом фактических расходов налогоплательщика.

В Верховном Суде РФ рассматривалось дело по кассационной жалобе налогового органа.

По результатам налоговой проверки организация была привлечена к налоговой ответственности за уменьшение налоговых обязательств посредством заключения фиктивных договоров на перевозку товаров с контрагентами-"однодневками".

Судами было установлено, что формальный документооборот с участием "технических" компаний был организован самим налогоплательщиком, который перестал содержать собственный штат водителей и парк грузового транспорта, приобретая услуги перевозки у "технических" компаний. При этом фактическая перевозка готовой продукции осуществлялась физическими лицами (водителями) в отсутствие договорных отношений с налогоплательщиком.

В ходе проведения налоговой проверки, а также при рассмотрении дела в суде налогоплательщиком не были раскрыты сведения и доказательства, позволяющие установить, какая часть из зачисленных на счета физлиц денежных средств имела отношение к оплате осуществленных перевозок.

ВС РФ указал, что, если цель уменьшения налоговой обязанности за счет организации формального документооборота с участием "технических" компаний преследовалась непосредственно налогоплательщиком или по крайней мере при известности налогоплательщику об обстоятельствах, характеризующих его контрагента как "техническую" компанию, применение расчетного способа определения налоговой обязанности в такой ситуации не отвечало бы предназначению данного института, по сути уравнивая в налоговых последствиях субъектов, чье поведение и положение со всей очевидностью не является одинаковым: налогоплательщиков, допустивших причинение потерь казне для получения собственной налоговой выгоды, и налогоплательщиков, не обеспечивших должное документальное подтверждение осуществленных ими операций.

В то же время право на вычет фактически понесенных расходов при исчислении налога на прибыль может быть реализовано налогоплательщиком, содействовавшим в устранении потерь казны - раскрывшим в соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 54 НК РФ сведения и документы, позволяющие установить лицо, осуществившее фактическое исполнение по сделке, осуществить его налогообложение и таким образом вывести фактически совершенные хозяйственные операции из "теневого" (не облагаемого налогами) оборота.

Однако в рассматриваемой ситуации обществом не были предоставлены соответствующие сведения и подтверждающие документы по спорным сделкам, в связи с чем суд признал правомерным доначисление налогов без учета понесенных обществом расходов.

Источник: материалы СПС Консультант Плюс

 

24.05.2021 В случае списания средств со счета налогоплательщика после получения решения о приостановлении операций по его счетам с банка могут быть взысканы убытки бюджету в списанной сумме, если дальнейшее взыскание налоговой задолженности невозможно

Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2021 № 308-ЭС21-895 по делу N А32-11998/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Банк полагает, что с него не подлежат взысканию убытки, причиненные, по мнению налогового органа, государству. Неисполнение решения о приостановлении операций по счетам произошло вследствие технических причин. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию банка необоснованной. После получения решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банк проводил операции по счетам, относящиеся к третьей и пятой очереди. За это банк был привлечен к налоговой ответственности, и обоснованность этого была установлена в рамках другого арбитражного дела. Инспекцией были предприняты все меры по взысканию задолженности в безакцептном порядке, исполнительное производство в отношении налогоплательщика прекращено в связи с его ликвидацией. Поэтому дальнейшее взыскание налоговой задолженности невозможно. Суд удовлетворил иск налогового органа о взыскании с банка убытков в сумме, незаконно списанной со счета налогоплательщика, исходя из доказанности причинно-следственной связи между неправомерными действиями банка и неблагоприятными последствиями для инспекции в виде убытков.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.05.2021 Если нет доказательств начала использования инвестиционного актива до даты получения разрешения на ввод в эксплуатацию, то проценты по кредитам и займам за месяц, в котором объект введен в эксплуатацию, не исключаются из первоначальной стоимости

Определение Верховного Суда РФ от 17.03.2021 № 310-ЭС21-1439 по делу N А54-9063/2018
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком занижена первоначальная стоимость инвестиционных активов на сумму процентов по кредитам и займам за месяц, в котором завод введен в эксплуатацию. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Если организация начала использовать инвестиционный актив для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, несмотря на незавершенность работ, то проценты прекращают включаться в стоимость такого актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала использования объекта. Налогоплательщиком не представлено необходимых для применения данной нормы доказательств начала использования завода до даты получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В связи с этим суд признал правомерным доначисление налога на имущество.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.05.2021 КС указал на ответственность руководителей ликвидированных ООО перед кредиторами

Постановление Конституционного Суда РФ от 21.05.2021 № 20-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3.1 статьи 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в связи с жалобой гражданки Г.В. Карпук"

Гражданка взыскала с общества задолженность, но денег не получила, так так спустя год должник был исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо. Позднее гражданке было отказано в иске к руководителям общества о взыскании с них этого долга, так как суды сочли недоказанной недобросовестность их действий. По мнению гражданки, Закон об ООО позволяет руководителям избегать субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидированного общества, чем нарушается ее право на судебную защиту. Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемая норма не противоречит Конституции. Она позволяет привлечь руководителей к ответственности, если их недобросовестные или неразумные действия привели к неисполнению обязательств перед кредиторами, тем более если требования последних были удовлетворены судом и включены в исполнительное производство. Доказывание кредитором недобросовестности руководителей объективно затруднено, особенно для невовлеченного в корпоративные отношения гражданина-потребителя. Суды должны исходить из того, что именно бездействие руководителей привело к невозможности исполнения обязательств, пока ответчики не докажут, что действовали добросовестно и приняли все меры для исполнения обществом своих обязательств. С учетом истолкования нормы судебные решения по делу заявительницы должны быть пересмотрены.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.05.2021 Если на момент проведения реконструкции все конструктивно-сочлененные объекты, прилегающие к реконструированному участку, были полностью самортизированы, то амортизации подлежит только вновь возведенный участок

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2021 № Ф05-23807/20 по делу N А40-105798/2019

Налоговый орган доначислил налог на имущество, установив завышение амортизации в связи с неправильным определением обществом срока полезного использования объекта основных средств после частичной реконструкции. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа. Срок полезного использования участка трубопровода определен исходя из реальных технических характеристик его реконструированной части, стоимость которой учитывается при определении среднегодовой стоимости спорного основного средства. На момент проведения реконструкции все конструктивно-сочлененные объекты, прилегающие к реконструированному участку нефтепровода, уже не имели остаточной стоимости (были полностью самортизированы), в связи с чем фактически амортизации подлежит только вновь возведенный участок нефтепровода.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.05.2021 Резолютивная часть определения о введении в отношении общества процедуры банкротства (наблюдения) не является основанием для предоставления ему отсрочки уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов

Определение Верховного Суда РФ  от 11.03.2021 № 303-ЭС21-4779 по делу N А73-327/2020
Об отказе в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины

Общество полагает, что ему должна быть предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов, т. к. представлены документы, подтверждающие невозможность ее уплаты в настоящее время. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Приложенная к ходатайству резолютивная часть определения о введении в отношении общества процедуры банкротства (наблюдения) не подтверждает его имущественное положение. Поскольку общество не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что его имущественное положение на момент подачи жалобы не позволяет уплатить государственную пошлину в установленном размере, суд отказал в удовлетворении ходатайства.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.05.2021 Доходы в виде стоимости полученного в дар имущества, используемого предпринимателем в хозяйственной деятельности, учитываются при исчислении налога по УСН

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2021 № Ф04-6192/20 по делу N А70-7735/2020

Налоговый орган полагает, что предприниматель должен был включить в состав доходов при исчислении налога по УСН доходы в виде полученного в дар недвижимого имущества. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Налогоплательщик систематически получал доход от сдачи в аренду собственных нежилых помещений, в том числе принятых в дар. Поскольку имущество, используемое в предпринимательских целях, было получено безвозмездно, доходы в виде его стоимости подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога по УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.05.2021 Книга учета доходов и расходов предпринимателя сама по себе, без первичных документов, не подтверждает наличие соответствующих доходов и расходов

Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2021 № 306-ЭС21-57 по делу N А72-15623/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что у него нет недоимки по НДФЛ за проверяемые налоговые периоды ввиду ошибочного включения спорных сумм доходов и расходов в налоговую базу прошлых периодов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Представленная налогоплательщиком Книга учета доходов и расходов не является первичным документом, подтверждающим наличие в указанных им налоговых периодах соответствующих доходов и расходов. Без непосредственного исследования в ходе выездной проверки подтверждающих первичных документов, только лишь на основании представленных выписок из Книги учета доходов и расходов налоговому органу невозможно установить факт завышения налогоплательщиком налоговой базы. Правом представить уточненные декларации за прошлые периоды, что могло повлечь повторную выездную проверку, предприниматель не воспользовался.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.05.2021 Субсидии на возмещение выпадающих доходов учитываются при исчислении налога на прибыль на дату их зачисления, и оснований для включения субсидии, полученной в текущем периоде, в состав доходов предыдущего периода не имеется

Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2021 № 301-ЭС21-1284 по делу N А79-172/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

По мнению налогоплательщика, налоговый орган неправомерно включил в состав внереализационных доходов проверяемого периода полученную субсидию. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщиком получена субсидия на возмещение части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров городским наземным электрическим транспортом по социально значимым маршрутам регулярных перевозок. Суд указал, что налогоплательщик должен учитывать доходы в сумме полученной субсидии на дату их зачисления, в связи с чем основания для включения субсидии, полученной в текущем периоде, в состав доходов предыдущего периода отсутствуют.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.05.2021 Предъявление поставщиком покупателю в цене товара обычной ставки НДС вместо обязательной пониженной влечет возникновение на стороне поставщика неосновательное обогащение

Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2021 № 305-ЭС21-2121 по делу N А40-53501/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Истец полагает, что с ответчика должно быть взыскано неосновательное обогащение в связи с предъявлением к оплате цены товара с неверной ставкой НДС - 18% вместо 10%. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию истца обоснованной. Истцом исполнены обязательства по оплате поставленного товара, в состав цены которого включена ставка НДС в размере 18%. Установлено, что поставленный товар относится к включенным в соответствующий государственный реестр лекарственным средствам, поэтому при его реализации подлежала применению ставка НДС 10%. Суд взыскал с ответчика денежные средства в размере разницы между обычной и подлежащей обязательному применению пониженной ставкой НДС.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.05.2021 Финансовый результат застройщика от использования средств дольщиков по целевому назначению определяется в целом по объекту строительства (многоквартирному дому), а не по каждому договору долевого участия в отдельности

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.03.2021 № 309-ЭС20-17578 по делу N А60-43572/2019
Суд отменил принятые ранее судебные акты и признал недействующим решение налогового органа о доначислении налога на прибыль организаций и о привлечении ответчика к ответственности за неуплату сумм налога, поскольку суд не учел, что финансовый результат застройщика от использования средств дольщиков по целевому назначению определяется в целом по объекту строительства (многоквартирному дому)

Налоговый орган полагает, что застройщик должен определять финансовый результат по каждому договору долевого участия, при этом убытки в виде превышения затрат на строительство объекта недвижимости над суммой средств целевого финансирования по каждому участнику долевого строительства в состав расходов не включаются. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Для организаций-застройщиков установлены специальные правила налогообложения, предполагающие отражение в регистрах налогового учета не доходов и расходов от реализации помещений (квартир), а определение налоговой базы исходя из итоговой величины финансового результата (прибыли или убытка). При этом критерием определения финансового результата является использование полученных от дольщиков средств по целевому назначению. Поэтому финансовый результат застройщика от использования средств дольщиков по целевому назначению определяется в целом по объекту строительства (многоквартирному дому).

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

24.05.2021 Платежи за ущерб экологии не будут учитываться при расчете налога на прибыль

Открыть окно выбора социальных сетей для шаринга материала

Штрафы за нанесение ущерба окружающей среде не должны включаться в расходы при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Об этом заявил глава кабмина Михаил Мишустин.

Он поручил до 18 июня разработать норму об исключении штрафов за нанесение такого ущерба из налогооблагаемой базы.

По его словам, эти затраты не должны финансироваться компаниями как текущие расходы. «Это уменьшает прибыль, а значит, и налоги в региональные бюджеты. И получается, что устранение ущерба идёт, по сути, за счёт простых граждан. Так быть не должно», — отметил он.

Выполнять поручение будут Минфин, Минприроды и Минэкономразвития.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.05.2021 За выплату зарплаты раньше положенного срока грозит штраф

Открыть окно выбора социальных сетей для шаринга материала

Сроки выплаты зарплаты прописываются в локальных актах организации. И этих сроков надо придерживаться, заявляет Роструд.

За разъяснениями обратилось бюджетное учреждение, где установлены следующие сроки выплаты зарплаты: 7 числа за первую половину месяца и 22 числа за вторую половину.

Фактически же зарплата выплачивается раньше, например, 4 числа за первую половину месяца и 15 за вторую.

Несет ли организация ответственность за нарушение сроков выплаты (в данном случае раньше срока)?

Да, несет, ответил Роструд.

За выплату заработной платы в сроки, не совпадающие с теми, которые указаны в трудовом договоре, коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка работодатель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

25.05.2021 Прощение процентного займа и налог на прибыль: с увеличением добавочного капитала и без

Открыть окно выбора социальных сетей для шаринга материала

Прощение займа и процентов по нему — это внереализационные доходы. Однако если учредитель внесет их в добавочный капитал, то прощеный долг не будет учитываться при налоге на прибыль.

Такое разъяснение дал Минфин в своем письме от 19.04.2021 № 03-03-06/1/29226. Разъяснение довольно туманное, но первоначально ведомство отметило:

«В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются».

При прощении процентного займа по соглашению с кредитором, сумма долга включается в состав внереализационных доходов.

Если учредитель решит внести размер займа и процентов по нему в добавочный капитал, то данные суммы не будут учитываться в налогооблагаемой базе.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.05.2021 При увольнении молодой мамы не забудьте об этом сообщить в ФСС. Иначе детское пособие будет за счет компании

Читательница нашего форума попала в неприятную ситуацию. При увольнении сотрудницы, которая находилась в отпуске по уходу за ребенком, бухгалтер подала в ПФР сведения по форме СЗВ-ТД и полагала, что ее обязанность по информированию госорганов на этом исполнена.

Однако спустя полгода в адрес компании поступили претензии из ФСС. Как выяснилось, все это время ФСС платил уволенной женщине пособие, так как ничего не знал об ее увольнении.

Бухгалтер было выразила возмущение по поводу действий ФСС:

Вроде бы это косяк ФСС, что вовремя не увидели увольнение, и к тому же почему с нас взыскивается, а не с сотрудника?

Но участники обсуждения пояснили, что вины ФСС тут нет. Виноват бухгалтер.

Напомним, ранее Постановлением Правительства № 294 от 21.04.2011 и сейчас Постановлением от 30.12.2020 № 2375 предусмотрено, что страхователь в 3-дневный срок направляет в ФСС уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений.

Расходы, излишне понесенные ФСС в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем.

Отметим, что с повсеместным введением прямых выплат такую ошибку вполне могут совершить и другие бухгалтеры. Ведь отправив реестр на выплаты, работодатель автоматически исключается из процесса выплаты этого пособия, и бухгалтер легко может про него забыть.

Не повторяйте чужих ошибок!

Присоединиться к обсуждению можно в теме форума «Переплата ФСС-ом пособий по уходу за ребенком».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

26.05.2021 Разработали бланки для подтверждения налоговых льгот по НДС и имущественным налогам юрлиц

Открыть окно выбора социальных сетей для шаринга материала

ФНС подготовила проект приказа «Об утверждении формы, формата, порядка заполнения и порядка представления реестров документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот».

Текст документа опубликован на федеральном портале.

Это связано с поправками в статью 88 НК, которые вступят в силу с 1 июля 2021 года.

Напомним, по новой норме налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов.

Разработаны следующие формы:

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по НДС;

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций;

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по земельному налогу;

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по транспортному налогу.

Реестры представляются налогоплательщиками в ответ на требования о представлении пояснений (документов) в электронном виде.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.05.2021 Тестирование работников на ковид – учитываем в «прибыльных» расходах. А тестирование соискателей – нет

Расходы на тестирование работников на ковид и антитела принимаем в «прибыльные» расходы. А аналогичные расходы в отношении соискателей – нет.

Такой позиции придерживается Минфин в письме от 22.04.2021 № 03-03-06/1/30494.

Расходы на тестирование работников на ковид и антитела признаются обоснованными.

Такие расходы можно учесть в «прибыльной» базе при наличии документального подтверждения расходов.

А принимать к учету расходы на тестирование кандидатов на должность нельзя. Такие расходы не признаются обоснованными, так как соискатель не имеет трудовых отношений с работодателем.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.05.2021 Когда апартаменты облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости, а когда – по среднегодовой

Обложение апартаментов налогом на имущество организаций зависит от того, где они находятся и для чего используются.

Об этом сообщается в письме Минфина от 23.04.2021 № 03-05-04-01/31041.

По своему юридическому статусу апартаменты относятся к нежилым помещениям.

1) Если апартаменты расположены в административно-деловых центрах и ТЦ, включенных в перечень для налога по кадастровой стоимости, формируемый региональными властями, то такие апартаменты подлежат обложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от включения (невключения) их в Перечень.

2) Если апартаменты, расположенные в зданиях, не признаваемых административно-деловыми центрами и ТЦ, фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, то они подлежат включению в Перечень в целях обложения налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.

3) Если апартаменты не являются торговыми центрами, не используются под офисы, то они подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из их среднегодовой стоимости при условии их учета на балансе организации в качестве основных средств.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.05.2021 К доходам от ценных бумаг нельзя применить имущественный вычет по НДФЛ

При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, полученным начиная с 1 января 2021 года, имущественный налоговый вычет по НДФЛ не применяется.

Об этом сообщает Минфин в письме от 23.04.2021 № 03-04-05/31279.

Дело в том, что налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 – 221 НК применяются только к основной налоговой базе.

Налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется отдельно от основной налоговой базы.

А раз это не основная база, то и вычетов по ней нет.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.05.2021 Мосбиржа предлагает упростить уплату налогов по дивидендам из-за границы

Из-за сложной процедуры частные инвесторы часто их вообще не платят

Мосбиржа и представители рынка разработают предложения по упрощению налоговых выплат частных инвесторов на дивиденды от зарубежных организаций. Брокеры считают, что большинство клиентов — физлиц не знают о таких налогах и не платят их, пишет РБК.

Комитет Мосбиржи по фондовому рынку одобрил инициативу о подготовке проекта закона, который даст брокерам право выступать налоговым агентом для физлиц при получении дивидендов по зарубежным акциям, поведал источник на финансовом рынке. Директор департамента рынка акций биржи Борис Блохин отметил, что биржа собирается разработать предложения вместе с рынком.

В данный момент, процедура уплаты налогов по дивидендам от зарубежных организаций достаточно сложна, и многие инвесторы просто их не платят.

По словам Блохина, Мосбиржа вышла с инициативой из-за огромного запроса от клиентов на упрощение процедур исполнения налогового законодательства. 

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация ежегодно производит выплату членских взносов бельгийской некоммерческой организации, что не связано с реализацией ею товаров (работ, услуг), передачей имущественных прав. Оплата указанных взносов не является обязательной в соответствии с законодательством, в том числе российским (членство является добровольным). Уплата членских взносов непосредственным образом не связана с осуществлением основного вида деятельности организации.
Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы на уплату членских взносов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в рассматриваемой ситуации не вправе признать в налоговом учете расходы на уплату ежегодных членских взносов. В бухгалтерском учете данные расходы признаются в качестве прочих единовременно или равномерно в течение года (более подробно порядок бухгалтерского учета раскрыт ниже).

Обоснование вывода:

Налоговый учет

Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247п. 1 ст. 274 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщики уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пункт 40 ст. 270 НК РФ содержит прямой запрет на признание при расчете прибыли, подлежащей налогообложению, расходов в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям, кроме указанных в подп. 29 и 30 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Так, в подп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ идет речь о расходах в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
Согласно официальной позиции положения подп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ применимы в случае, когда уплата взносов, вкладов и иных обязательных платежей некоммерческим организациям является условием для осуществления деятельности налогоплательщика в силу норм законодательства РФ. В иных случаях, в том числе когда обязательность уплаты платежей некоммерческой организации обусловлена соглашением с такой некоммерческой организацией, указанная норма не применяется (смотрите, например, письма Минфина России от 07.12.2018 N 03-03-06/3/88873, от 23.07.2018 N 03-03-06/1/51357, от 12.01.2018 N 03-03-06/1/797, от 17.10.2016 N 03-03-06/2/60260, смотрите также постановление Семнадцатого ААС от 07.12.2017 N 17АП-16359/17).
В рассматриваемой ситуации членство в бельгийской некоммерческой организации является добровольным, не обусловленным требованиями как российского, так и иностранного законодательства, а потому уплата членских взносов не является условием для осуществления организацией своей деятельности, что исключает применение подп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ. В этой связи считаем, что организация в данном случае не вправе признавать в налоговом учете расходы на уплату ежегодных членских взносов.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Уплаченные некоммерческой организации ежегодные членские взносы являются расходами в понимании п. 2 ПБУ 10/99.
Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
На основании п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Поскольку уплата членских взносов в рассматриваемой ситуации непосредственно не связана с основной деятельностью организации (с реализацией ею товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав), полагаем, что соответствующие расходы следует квалифицировать в качестве прочих, для учета которых предназначен счет 91 (здесь и далее смотрите План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
На наш взгляд, предусмотренные п. 16 ПБУ 10/99 условия для признания расходов в виде членских взносов выполняются по факту их уплаты некоммерческой организации. Отметим также, что расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
Наряду с этим заметим, что в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида (письма Минфина России от 20.01.2020 N 07-01-09/2576, от 06.06.2013 N 07-01-06/21876). Если же в результате осуществления затрат, относящихся к следующим отчетным периодам, актива не возникает (как в данном случае), то данные затраты следует учитывать в составе расходов будущих периодов (по дебету счета 97) с последующим списанием путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся (письмо Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5, дополнительно смотрите письмо Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
Таким образом, полагаем, что организация в рассматриваемой ситуации имеет возможность учитывать расходы на уплату ежегодных членских взносов не только единовременно, но и равномерно в течение года, если он состоит из нескольких отчетных периодов (смотрите ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В противном случае целесообразности в распределении расходов на уплату членских взносов в течение года мы не видим. Конкретный порядок признания данных расходов организации следует выбрать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Таким образом, расходы на уплату членских взносов могут быть отражены на счетах бухгалтерского учета организации следующим образом:
1) При их единовременном признании:
Дебет 76 Кредит 51 (52)
- перечислен ежегодный членский взнос бельгийской некоммерческой организации;
Дебет 91 Кредит 76
- признан расход в виде уплаченного членского взноса.
2) При равномерном признании в течение нескольких отчетных периодов:
Дебет 76 Кредит 51 (52)
- перечислен ежегодный членский взнос бельгийской некоммерческой организации;
Дебет 97 Кредит 76
- расходы на уплату членского взноса учтены в качестве расходов будущих периодов;
Дебет 91 Кредит 97
- в отчетном периоде признана часть относящихся к нему расходов на уплату членского взноса.
Поскольку расходы на уплату членского взноса в налоговом учете не признаются, в периоде (периодах) их признания в бухгалтерском учете может также возникнуть необходимость в отражении постоянного налогового расхода посредством проводки Дебет 99 Кредит 68 (пп. 3, 4, 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

 

НДФЛ

 

Организация применяет ОСН. Для проведения конкурса для детей сотрудников приобретаются конфеты, которые собираются в подарки (призы).
Какие документы служат подтверждением расходов на проведение конкурса? Включается ли стоимость призов в налоговую базу по НДФЛ, если в данном случае отсутствует возможность оценить экономическую выгоду, полученную участниками конкурса?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Порядок документального оформления операций по организации конкурса и награждению победителей следует определить самостоятельно. По тексту ответа мы привели примерный перечень документов.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщики - родители получают доход в натуральной форме (в виде приза, полученного по итогам конкурса), размер которого определяется для целей исчисления НДФЛ исходя из рыночной цены приобретения конфет.
Если стоимость переданных каждому лицу конфет определить организация не может, в ведомости выдачи подарков можно указать получателей без указания стоимости подарка, подытожив общей суммой стоимость врученных конфет. Акт списания в этом случае также возможно составить на полную сумму, без конкретизации получателей. Или же если конфеты были выданы по принципу шведского стола, ведомость выдачи с указанием каждого лица может не составляться, в этом случае достаточно акта.

Обоснование позиции:

Документальное оформление расходов

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Порядок документального оформления подтверждения расходов, осуществляемых в ходе проведения мероприятия, рассматриваемого в вопросе, действующим законодательством не установлен. Поэтому порядок организации конкурса, в том числе и формы первичных документов, на основании которых производятся расходы в рамках данных мероприятий, может быть разработан организацией самостоятельно. При этом самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
На наш взгляд, в общем случае документами, служащими для подтверждения расходов, в рассматриваемой ситуации могут являться, в частности:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели или положение, в котором определяются порядок проведения, условия участия в конкурсе, награждения победителей и т.п.;
- смета на проведение данного мероприятия;
- первичные документы, в том числе товаросопроводительные документы от продавца, оплаты услуг сторонних организаций, авансовые отчеты;
- отчет по итогам проведенного конкурса: списки победителей конкурса; ведомость выдачи подарков с указанием имени ребенка и его родителя, а также стоимости подарка; акт списания подарков, утвержденный конкурсной комиссией, или протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы;
- иные необходимые данные о проведенном мероприятии, в частности аудио-, фото-видеофиксации проводимого конкурса.
Если стоимость переданных каждому лицу конфет определить организация не может, в ведомости выдачи подарков можно указать получателей без указания стоимости подарка, подытожив общей суммой стоимость врученных конфет. Акт списания в этом случае также возможно составить на полную сумму, без конкретизации получателей. Или же если конфеты были выданы по принципу шведского стола, ведомость выдачи с указанием каждого лица, на наш взгляд, может не составляться, в этом случае достаточно акта.

НДФЛ

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Стоимость любых подарков, полученных физическим лицом как в денежной, так и в натуральной формах является его доходом, облагаемым НДФЛ (ст. 41ст. 209п. 1 ст. 211 НК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).
Доходы детей от налогообложения не освобождены (ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 29.10.2014 N 03-04-05/54905). Обязанность по уплате налогов исполняют их родители как законные представители (п. 2 ст. 27 НК РФ, ст. 64 СК РФ).
В то же время на основании п. 28 ст. 217 НК РФ стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организации, не превышающая 4000 рублей за налоговый период (календарный год), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). Поэтому в случае, если стоимость подарков не будет превышать 4000 рублей, то при их передаче детям НДФЛ исчислять не требуется.
При формировании налоговой базы по НДФЛ должна участвовать лишь рыночная стоимость подаренных работнику подарков в части, превышающей 4000 рублей за календарный год (п. 1 ст. 211 НК РФ, п. 28 ст. 217 НК РФ, письма Минфина России от 31.10.2016 N 03-04-06/64102, от 01.02.2016 N 03-04-05/4381, ФНС России от 19.01.2017 N БС-4-11/787@). Рыночной стоимостью в данном случае может являться стоимость приобретения конфет.
При этом налоговые агенты обязаны вести персонифицированный учет доходов, полученных в виде призов и подарков, в соответствии со ст. 230 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 20.01.2017 N 03-04-06/2650).
Так, согласно разъяснениям Минфина России (данным при рассмотрении различных ситуаций получения работниками дохода в натуральной форме), в случае отсутствия возможности персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым налогоплательщиком, дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает. Например, такое происходит при организации шведских столов, фуршетов и т.п.
Одновременно чиновники обращают внимание, что организация во исполнение обязанностей налогового агента должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками. Соответствующие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 03.08.2018 N 03-04-06/55047, от 07.09.2015 N 03-04-06/51326, от 06.03.2013 N 03-04-06/6715, от 30.01.2013 N 03-04-06/6-29, от 30.08.2012 N 03-04-06/6-262, от 15.04.2008 N 03-04-06-01/86, УФНС России по г. Москве от 14.07.2008 N 28-11/066968).
В п. 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ (утвержден Президиумом ВС РФ от 21.10.2015, далее - Обзор), представлена следующая правовая позиция: "Полученная в натуральной форме выгода подлежит налогообложению, если она не носит обезличенного характера и может быть определена в отношении каждого из граждан, являющихся плательщиками налога". В качестве примера была приведена ситуация, когда компания приобрела и передала своим работникам абонементы на посещение бассейна, тренажерного зала и сауны. Перечень работников, получивших абонементы, прилагался к акту об оказании услуг, составленному между фитнес-центром и организацией. Судьи согласились с налоговым органом, что в такой ситуации налог необходимо удержать (смотрите также постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2010 N А29-8359/2009).
Суды при решении подобных споров также исходят из того, может ли быть определена конкретная сумма натурального дохода, полученного каждым работником, или нет (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2010 по делу N А71-19704/2009А24, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2010 по делу N А29-8359/2009, постановление ФАС Уральского округа от 20.08.2009 N Ф09-5950/09-С2, постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.06.2009 N Ф03-2484/2009, постановление Девятого ААС от 20.11.2008 N 09АП-14261/2008). Расчетный метод (когда стоимость услуг делится на количество посещающих сотрудников в общем списке), суды признают необоснованным (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2010 N Ф09-8909/10-С3 и постановление ФАС Уральского округа от 20.08.2009 N Ф09-5950/09-С2, постановление ФАС Московского округа от 23.09.2009 N КА-А40/8528-09).
Однако в постановлении Десятого ААС от 25.05.2009 N А41-8603/08 суд пришел к выводу, что невозможность определить точный размер дохода каждого работника не является причиной, позволяющей не начислять НДФЛ. Доход каждого физического лица возможно определить путем деления общей суммы расходов на питание на число участников мероприятия. Аналогичное мнение высказывал и Минфин России в письмах от 18.04.2012 N 03-04-06/6-117, от 19.06.2007 N 03-11-04/2/167, рекомендуя, например, при предоставлении работникам питания доход каждого налогоплательщика рассчитывать на основе общей стоимости предоставляемого питания и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов. Смотрите также Энциклопедию решений. НДФЛ с оплаты питания, предоставляемого работникам организацией.
Таким образом, наличие или отсутствие у организации обязанности исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ в рассматриваемой ситуации зависит от возможности или невозможности определить сумму дохода, выданного в качестве приза по итогам конкурса. Сделать вывод о возможности (невозможности) персонификации и оценки экономической выгоды, полученной каждым участником конкурса, нам затруднительно. Тот факт, что оплата подарков производится в общей сумме, не в отношении отдельных лиц, а в отношении группы, на наш взгляд, создает сложности при определении экономической выгоды, полученной каждым отдельным ребенком. Если организация в такой ситуации не сможет достоверно определить размер экономической выгоды в разрезе отдельных детей (их представителей), дохода в натуральной форме у последних не возникает, например, если передача произведена по принципу шведского стола.
В противном случае, если к тому же имеется фотоотчет, подтверждающий вручение приза каждому лицу, целесообразно исходить из того, что каждый представитель участника получал доход в натуральной форме в соответствующей сумме. Например, для целей определения дохода общая стоимость конфет может быть условно поделена на количество призеров (участников конкурса).
В силу п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база по НДФЛ определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ. На практике такие цены кратко называются рыночными. В силу абзаца 2 п. 1 ст. 211 НК РФ в стоимость товаров (услуг) для целей определения размера налоговой базы по НДФЛ включаются суммы с учетом НДС и акцизов.
На наш взгляд, при исчислении НДФЛ в данном случае налоговая база формируется из рыночной цены приза (конфет), которую можно определить исходя из стоимости его приобретения (стоимости конфет).
Нормы НК РФ не содержат требования о подтверждении документально или путем проведения независимой оценки информации о рыночных ценах полученного налогоплательщиком (физическим лицом) имущества. По нашему мнению, стоимость выдаваемых призов по итогам проведения конкурса для детей сотрудников для целей обложения НДФЛ может быть определена исходя из ее оценки ответственным сотрудником организации на основании первичного документа поставщика. Целесообразно документально оформить такую оценку в виде расчета, утверждаемого руководителем либо сразу оформленного в виде приказа руководителя. В рассматриваемой ситуации данный документ необходим только для целей исчисления НДФЛ. Он вместе с ведомостью, содержащей подписи родителей, чьи дети получили призы, передается бухгалтеру для целей начисления им НДФЛ и оформления сведений и расчетов в налоговый орган (конечно, при условии, что стоимость переданного можно определить).
Но, как мы поняли, в данном случае, если даже поделить стоимость конфет на количество призеров, сумма не превысит 4000 руб. на каждого получателя (при условии, что иные подарки в течение года им не предоставлялись). Следовательно, сумма их дохода не подлежит обложению НДФЛ на основании нормы п. 28 ст. 217 НК РФ. Указанные выше документы (или иные подобные) будут только подтверждать тот факт, что сумма дохода составляет не более 4000 руб.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, являются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ. Пунктом 2 ст. 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением отдельных видов доходов, облагаемых по специальным правилам, с зачетом ранее удержанных сумм налога. Таким образом, при вручении подарков работникам организация признается налоговым агентом. В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Однако организация вправе не представлять в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 230 и п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ в отношении доходов, полученных налогоплательщиками в виде подарков, стоимость которых не превысила 4000 руб. за налоговый период (письмо ФНС РФ от 19.01.2017 N БС-4-11/787@). Не подается в этом случае и 6-НДФЛ (письмо ФНС России от 21.07.2017 N БС-4-11/14329@).
Поскольку наступление обязанности организации по удержанию НДФЛ с доходов в виде подарков, предусмотренных п. 28 ст. 217 НК РФ, связано с превышением установленного размера дохода, получаемого от организации (4000 рублей), организации следует вести персонифицированный учет таких доходов, полученных от нее физическими лицами. В случае, если размер указанных доходов, переданных одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде 4000 рублей, организация будет признаваться налоговым агентом и, соответственно, исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 230 НК РФ (письмо Минфина России от 08.05.2013 N 03-04-06/16327).
Поскольку в данном случае такого превышения не происходит, то даже если доход каждого лица определен в суммовом выражении, организация налоговым агентом не признается.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Налоговая база по НДФЛ при получении дохода в натуральной форме;
Энциклопедия решений. НДФЛ с подарков, выигрышей, призов, материальной помощи в пределах 4000 рублей в год;
Вопрос: Можно ли на основании п. 28 ст. 217 НК РФ не облагать НДФЛ каждое основание: подарок стоимостью 4000 руб. и материальную помощь 4000 руб. за налоговый период (итого 8000 руб. за год не облагается НДФЛ)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)
Вопрос: В организации выдавались подарки работникам к праздничной дате. При выдаче подарков была оформлена ведомость. Обязательно ли наличие приказа на выдачу подарков? Каков порядок обложения НДФЛ и страховыми взносами сумм подарков? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)
- Вопрос: Подлежит ли отражению в расчете 6-НДФЛ стоимость подарков ко Дню медика, не превышающая 4 тыс. руб., врученных пенсионерам, ранее работавшим в учреждении здравоохранения? (журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2017 г.)
- Вопрос: Организация в целях рекламной акции производит выплату денежных призов участникам лотереи. Денежные призы не превышают 4000 руб. Подлежат ли отражению такие суммы в расчете 6-НДФЛ? (журнал "БУХ.1С", N 10, октябрь 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

 

ПСН

 

Индивидуальный предприниматель, находящийся на УСН (налоговая ставка 15%), занимается производством мебели, которая продается в розницу. Иных видов предпринимательской деятельности он не осуществляет. В настоящее время предприниматель решил перейти на патентную систему налогообложения (ПСН).
Имеет ли он право получить патент (перейти на ПСН) в течение текущего календарного года (например, с 01.06.2021) по указанному виду предпринимательской деятельности, являющемуся основным?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации предприниматель вправе перейти на ПСН в течение текущего календарного года (например, с 01.06.2021).

Обоснование вывода:
Нормы главы 26.5 НК РФ, посвященные ПСН, не препятствуют переходу предпринимателей, в том числе применяющих УСН, на данный специальный налоговый режим в течение календарного года (смотрите, в частности, ст. 346.45 НК РФ, дополнительно смотрите письмо Минфина России от 27.08.2020 N 03-11-11/75355).
Однако в данном случае нужно учитывать и нормы главы 26.2 НК РФ об УСН. Так, согласно п. 6 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. Наряду с этим п. 3 ст. 346.13 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода (календарного года п. 1 ст. 346.19 НК РФ) перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено той же статьей. При этом исключений из этого правила для случаев перехода на ПСН в течение календарного года не предусмотрено.
Заметим, что закон не ставит возможность перевода того или иного вида предпринимательской деятельности с УСН на ПСН в течение календарного года в зависимость от того, является ли данный вид деятельности для налогоплательщика основным или нет.
В письме Минфина России от 16.05.2013 N 03-11-09/17358 говорится о том, что при применении УСН и осуществлении только одного вида деятельности в одном субъекте РФ индивидуальный предприниматель вправе в течение года перейти по данному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом и на УСН, ведь НК РФ не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками УСН и ПСН. О том, что при применении УСН индивидуальный предприниматель вправе в течение года перейти по отдельному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом на УСН, сказано и в подп. "г" п. 7 письма Минфина России от 29.12.2020 N 03-11-03/4/116148. В письмах Минфина России от 14.05.2020 N 03-11-11/39360, от 04.02.2015 N 03-11-11/4299 указано следующее: если индивидуальный предприниматель, применявший одновременно УСН и ПСН, изъявит желание перейти в течение календарного года на ПСН в отношении всех осуществляемых им видов деятельности, то такой переход может приводить к утрате права на применение УСН. При этом финансовое ведомство не делает вывод о невозможности перевода всех осуществляемых предпринимателем видов деятельности с УСН на ПСН. Согласно письму ФНС России от 19.09.2014 N ГД-4-3/19079@ применение индивидуальным предпринимателем УСН не является основанием для отказа ему в переходе на ПСН по отдельным видам деятельности с любой даты в течение календарного года, в случае подачи соответствующего заявления в налоговый орган и соблюдения условий и ограничений, установленных для применения данного режима налогообложения.
Таким образом, принимая во внимание также п. 7 ст. 3 НК РФ, полагаем, что предприниматель в рассматриваемой ситуации может в течение 2021 года перевести осуществляемый им вид предпринимательской деятельности на ПСН.
Наряду с этим следует учитывать, что официальная позиция по анализируемому вопросу не является однозначной. Так, например, в письме ФНС России от 20.09.2017 N СД-4-3/18795@ указано, что индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду объектов недвижимости и применяющий УСН, не вправе до конца года перейти на ПСН в отношении этих объектов недвижимости. Аналогичный подход представлен в письме Минфина России от 27.09.2016 N 03-11-12/56266: налогоплательщик, применяющий УСН в отношении розничной торговли через магазин, может перейти на ПСН в отношении указанного магазина с начала следующего календарного года. В отношении других объектов розничной торговли можно применять ПСН, совмещая ее с УСН, применяемой в отношении розничной торговли через указанный магазин.
Материалов судебной практики по аналогичным ситуациям нами не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения