Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 24 февраля по 1 марта 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации) (текст по состоянию на 21.02.2020)

Минфином России подготовлен обновленный вариант проекта закона о включении неналоговых платежей в НК РФ

Согласно данному варианту в НК РФ планируется включить:

- утилизационный сбор (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, самоходных машин и (или) прицепов к ним);

- налог на операторов сети связи общего пользования (в отношении доходов, полученных от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, со ставкой налога в размере 1,2 процента);

- гостиничный сбор (уплачиваемый организациями и ИП, осуществляющими деятельность по оказанию гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания. Полномочия по введению сбора и установлению конкретных ставок предлагается предоставить органам местного самоуправления).

Также в числе нововведений следует отметить включение в НК РФ ряда платежей в виде госпошлины (в основном это касается предоставления сведений из госреестров).

Новая предполагаемая дата вступления закона в силу - 1 января 2021 года.

 

Приказ ФНС России от 25.11.2019 N ММВ-7-13/587@
"Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению участия и условий участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге"
Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2020 N 57621.

Установлены условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге в РФ

Участие компетентного органа иностранного государства (территории) в осуществлении налогового контроля в РФ может быть реализовано только на основании соответствующего запроса.

Основаниями для отказа в принятии к рассмотрению могут являться, в частности, недостаточность информации для идентификации лица, участие в налоговых проверках которого запрошено компетентным органом, несоответствие международному стандарту обмена информацией, несоблюдение принципа взаимности.

При положительном результате рассмотрения запроса представители компетентного органа иностранного государства (территории) вправе присутствовать при проведении мероприятий налогового контроля при соблюдении следующих условий: доступ представителей компетентного органа к документам (информации) осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне; информация, полученная компетентным органом, признается тайной и ее использование осуществляется с учетом требований, предусмотренных международными договорами РФ по вопросам налогообложения.

 

Приказ Минтруда России от 20.01.2020 N 23н
"Об утверждении формы сведений о трудовой деятельности, предоставляемой работнику работодателем, формы предоставления сведений о трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка их заполнения"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2020 N 57578.

Утверждены формы сведений о трудовой деятельности, предоставляемые работодателем и ПФР, и порядок их заполнения, в том числе в электронном виде

Формы "Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем (СТД-Р)" и "Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации (СТД-ПФР)" формируются на основании приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений между работодателем (страхователем) и работником (зарегистрированным лицом), и содержат сведения об их трудовой деятельности, приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении.

Формы СТД-Р и СТД-ПФР могут быть сформированы и представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.

 

Приказ Минпромторга России от 30.12.2019 N 5132
"Об утверждении порядка рассмотрения заявления о включении организации розничной торговли в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка исключения организации розничной торговли из указанного перечня и формы заявления о включении в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2020 N 57572.

Обновлены форма и порядок рассмотрения заявления организации розничной торговли о включении ее в систему "tax free"

Для включения в перечень организаций розничной торговли, указанный в абзаце первом пункта 5 статьи 169.1 НК РФ, организации необходимо подать заявление по утвержденной форме (согласно приложению). Представлять справку налогового органа, подтверждающую отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, теперь не требуется.

В новой форме заявления исключены некоторые поля. Упрощен порядок его заполнения.

Признан утратившим силу аналогичный приказ Минпромторга России от 12.02.2018 N 416.

 

Приказ Минприроды России от 30.12.2019 N 899
"О внесении изменений в Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 "Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2020 N 57602.

В новой редакции изложена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок ее заполнения

Также определено, что до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду, планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности.

Кроме того, установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих водоотведение, разработанные до дня вступления в силу данного Федерального закона, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды.

Уточнено, что декларация о плате, представленная в форме электронного документа, должна быть подписана электронной подписью, в этом случае ее представление на бумажном носителе не требуется.

 

Проект Приказа ФНС России "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы в электронной форме и порядка ее заполнения"

ФНС России подготовила проект новой декларации по акцизам на нефтепродукты, автомобили и мотоциклы

Проект разработан в связи с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 30.07.2019 N 255-ФЗ (расширены критерии, в соответствии с которыми некоторые темные нефтепродукты, в том числе мазут, отнесены к средним дистиллятам, введены расчетные налоговые ставки по акцизам, а также скорректирован порядок применения налогового вычета).

Проектом приказа утверждаются:

форма налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы;

формат представления указанной налоговой декларации;

порядок заполнения налоговой декларации.

Предполагается, что с утверждением Приказа утратит силу Приказ ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@, которым утверждена действующая форма декларации.

 

<Письмо> ФНС России от 21.01.2020 N БС-4-11/882@
"О налогообложении доходов физических лиц"

ФНС России сообщила об обязанности налогового агента по НДФЛ при выплате дохода иностранному получателю, фактическим правом на который обладает российское физлицо

Если источнику выплаты дохода известно лицо, имеющее фактическое право на доходы, то при их выплате иностранному лицу доходы считаются выплаченными лицу, имеющему фактическое право на них.

Согласно соответствующим положениям НК РФ российская организация, выплачивающая доход, будет выступать налоговым агентом в отношении российского резидента - фактического получателя дохода.

Аналогичный по сути порядок исчисления, удержания и уплаты НДФЛ налоговыми агентами предусмотрен положениями статьи 226.1 НК РФ в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами.

С учетом изложенного сделан вывод о том, что при выплате дохода иностранному получателю, фактическим правом на который обладает российское физическое лицо, российский налоговый агент обязан удержать с суммы такой выплаты соответствующую сумму НДФЛ.

 

<Письмо> ФНС России от 21.02.2020 N ВД-4-17/3080@
"Об организации приема специальных деклараций 29 февраля и 2 марта 2020 года"

ФНС России предписала обеспечить прием специальных деклараций, представляемых в рамках "амнистии капитала" 29 февраля (суббота) и 2 марта 2020 года (понедельник)

При этом режим работы инспекций должен быть установлен исходя из интенсивности притока декларантов.

Изменение режима работы инспекций связан с завершением третьего этапа добровольного декларирования физическими лицами зарубежных активов и счетов (вкладов) в банках в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ.

 

Письмо ФНС России от 25.02.2020 N БС-4-21/3102@
"О применении Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций"

Внесение изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, не является основанием для изменения срока полезного использования основных средств

Данный вывод обоснован следующим.

Срок полезного использования определяется организацией самостоятельно при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету. Для установления срока полезного использования может применяться Классификация основных средств, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Согласно пункту 20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" срок полезного использования пересматривается организацией только в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации.

На основании этого сделан вывод о том, что внесение изменений в Классификацию, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, не является основанием для изменения срока полезного использования, установленного на основании данной Классификации в редакции, действовавшей на дату принятия амортизируемого имущества к бухгалтерскому учету.

 

<Письмо> Минприроды России от 19.12.2019 N 19-50/16689-ОГ
"О плате за негативное воздействие на окружающую среду"

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Сообщается, в частности, что лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории и имеющие соответствующее свидетельство о постановке на государственный учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве объекта IV категории, не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять декларацию о плате

При этом следует обратить внимание, что до получения свидетельства о постановке на государственный учет объекта, как объекта негативного воздействия на окружающую среду IV категории, плата подлежит исчислению и внесению юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Отмечается, что Правила не приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Закон Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части вопросов выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчетности с 01.01.2019 лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории. В настоящее время Минприроды России вносит корректировки в Правила с учетом указанных изменений.

 

<Письмо> ФНС России от 13.02.2020 N ЕА-4-15/2363
"О внесении изменений в письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705"

С 17 февраля 2020 года уточняется порядок направления налогоплательщику НДС приложения к требованию о представлении пояснений

Сообщается, что приложение N 2.9 к письму ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" необходимо излагать согласно приложению к настоящему письму и начать применять с 17 февраля 2020 года.

Данное приложение направляется налогоплательщику, если при проведении мероприятий налогового контроля (ранее - если камеральной налоговой проверкой) были выявлены противоречия в налоговой декларации по НДС или несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.

 

<Письмо> ФНС России от 13.02.2020 N БС-4-11/2424
<Об отражении в расчете по страховым взносам сведений в отношении сотрудников органов принудительного исполнения РФ>

Сведения в отношении сотрудников органов принудительного исполнения РФ в расчет по страховым взносам не включаются

С учетом изменений, внесенных в подпункт 14 пункта 1 статьи 422 НК РФ, а также исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сообщается следующее:

сотрудники органов принудительного исполнения РФ не относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию (с 01.01.2020 пенсионное обеспечение указанных лиц осуществляется Федеральной службой судебных приставов);

с 01.01.2020 сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, отражаемые в разделе 3, в расчет не включаются, и выплаты, получаемые указанными лицами, не отражаются в подразделе 1.1 приложения 1 к разделу 1 расчета.

 

<Информация> ФНС России
"Опубликованы ответы на вопросы о применении упрощенного порядка представления отчетности по налогу на имущество организаций"

ФНС России еще раз напомнила об основных моментах упрощенного порядка представления декларации по налогу на имущество организаций с 2020 года

Налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах субъекта РФ по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости, вправе представлять налоговую декларацию в отношении этих объектов в один выбранный им налоговый орган.

Для применения в 2020 году нового порядка необходимо направить в налоговый орган уведомление не позднее 2 марта 2020 года.

В этом случае данный порядок будет применяться также при представлении декларации за налоговый период 2019 года и для подачи декларации в случае ликвидации или реорганизации организация в течение 2020 года.

 

<Информация> ФНС России
"Адвокат имеет право на вычет, если его расходы связаны с профессиональной деятельностью"

ФНС России: адвокат, учредивший кабинет, может уменьшить базу по НДФЛ на документально подтвержденные расходы, связанные с профессиональной деятельностью

Учредивший адвокатский кабинет налогоплательщик в декларации заявил вычет в размере расходов, понесенных на профессиональную деятельность. По итогам камеральной проверки налоговая инспекция указала, что расходы, связанные с покупкой и эксплуатацией квартиры, могут быть заявлены к вычету только после ее перевода в нежилое помещение. Поэтому она доначислила налогоплательщику недоимку по НДФЛ, штраф и пени.

ФНС России, в свою очередь, указала, что перевод жилого помещения в нежилое для осуществления адвокатской деятельности не требуется. Все же понесенные налогоплательщиком расходы на поиск и приобретение квартиры, оплату коммунальных и клининговых услуг, процентов по кредитному договору непосредственно связаны с деятельностью адвокатского кабинета и документально подтверждены. Поэтому ФНС России признала решение инспекции необоснованным и отменила его.

 

<Информация> ФНС России
"Плательщиков УСН освободят от деклараций"

ФНС России сообщает о принятии в первом чтении законопроекта об освобождении предпринимателей на УСН от сдачи налоговых деклараций

Налогоплательщики на "упрощенке" смогут перейти на УСН-онлайн-систему, при которой налоговый орган будет исчислять налог самостоятельно на основе данных, полученных от онлайн-касс. То есть предпринимателям на УСН (доходы) не придется сдавать налоговые декларации и вести книгу учета доходов.

Чтобы перейти на бездекларационный режим, достаточно будет подать заявку через "Личный кабинет налогоплательщика" на сайте ФНС России с указанием желаемой даты перехода. Уведомления о сумме начисленного налога будут также направляться организации или предпринимателю через сервис.


<Информация> ФНС России "Новый порядок налогообложения имущества организаций"

ФНС России подготовлена информация о новшествах в налогообложении имущества организаций в 2020 и 2021 годах

ФНС России информирует, что изменится с 2020 года:

- вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам (заявление о предоставлении налоговой льготы заполняется на основании документов, подтверждающих право на налоговую льготу за период ее действия, указываемый в заявлении, и представляется в любой налоговый орган);

- реализуется возможность провести сверку с налоговым органом объектов налогообложения (налогоплательщики, имеющие объекты налогообложения по транспортному и (или) земельному налогам, могут по своему усмотрению обратиться в налоговые инспекции по месту нахождения указанных объектов за проведением сверки сведений, содержащихся в ЕГРН, об указанных объектах);

- предусматривается возможность представления одной налоговой декларации по налогу на имущество организаций по всем объектам в одну инспекцию.

Также приведена информация о том, что нового ждет налогоплательщиков с 2021 года:

- отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (вводится порядок направления налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) сообщений налоговых органов об исчисленной сумме указанных налогов);

- устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; авансовые платежи подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

По каждой теме сообщены также типовые вопросы налогоплательщиков и приведены разъяснения по ним.

 

<Информация> ФНС России
"В новом порядке налогообложения имущества организаций поможет разобраться промостраница"

На сайте ФНС России заработала промостраница, разъясняющая и инновации в налогообложении имущества организаций в 2020 - 2021 годах

В порядок налогообложения имущества организаций внесены многочисленные изменения Федеральными законами от 15.04.2019 N 63-ФЗ и от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

Разобраться в нововведениях поможет промостраница на сайте ФНС России.

 

<Информация> ФНС России
"Налоговая политика и практика: предоставление чеков при предоплате услуг ЖКХ"

Кассовые чеки, формируемые при зачете, возврате, перерасчетах полученных сумм в оплату услуг ЖКХ, предоставляются только для налогового контроля

При зачете или возврате предоплаты и аванса, ранее оплаченных физлицом за услуги ЖКХ и ресурсоснабжающих организаций, организация формирует кассовый чек, в котором содержатся сведения обо всех таких расчетах за расчетный период.

Чек следует сформировать не позднее 10 календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода, не направляя его клиенту.

Физлицо - клиент получает кассовый чек единожды при внесении оплаты за услуги ЖКХ.

 

<Информация> ФНС России
"Индивидуальные предприниматели могут протестировать новый личный кабинет на сайте ФНС России"

В Личном кабинете налогоплательщика-ИП будет реализована возможность уплаты налогов

Сообщается, что обновленный личный кабинет (ЛК) доступен для тестирования.

В ЛК оплатить налог можно с помощью банковской карты без комиссии. Также можно сформировать платежное поручение и оплатить его в банке.

ФНС России предлагает индивидуальным предпринимателям оценить изменения и оставить отзыв.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

25.02.2020 Наименование объекта «офисное здание» само по себе не является основанием для его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости

Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20.11.2019 № 46-АПА19-24 
Решение областного суда о признании недействующим пункта 3281 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 г., утв. приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 г. N 1907, оставлено без изменения

Министерство имущественных отношений субъекта РФ полагает, что здание заявителя правомерно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, поскольку имеет наименование "офисное здание". Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Министерства необоснованной. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на нем торговых или офисных объектов. Здание состоит из помещений, назначение которых не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Доказательств, подтверждающих проведение мероприятий по определению вида фактического использования здания, не представлено. В данном случае наименование объекта "офисное здание" без установления соответствующих помещений, площадь которых составляет более 20% площади здания, не позволяет включить этот объект в Перечень.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

25.02.2020 КС высказал позицию по определению размера страховых взносов предпринимателей на УСН

Определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 № 10-О 
“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Житнего Олега Сергеевича на нарушение его конституционных прав статьей 346.15 и подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации”

Налоговые органы обязали предпринимателя, применяющего УСН с объектом "доходы минус расходы", рассчитать страховые взносы в ПФР из доходов, не уменьшенных на величину расходов. Они указали, что вычесть расходы можно только тем ИП, которые уплачивают НДФЛ. Конституционный Суд РФ не принял к рассмотрению жалобу предпринимателя на неконституционность соответствующей нормы НК РФ. Однако он отметил, что объект обложения страховыми взносами следует определять исходя из соответствующей системы налогообложения. При применении УСН с объектом "доходы минус расходы" доход для расчета взносов должен быть уменьшен на величину расходов.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

25.02.2020 ВС назвал условия привлечения работника к полной материальной ответственности за ДТП

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.01.2020 № 78-КГ19-54 
Дело о возмещении ущерба в порядке регресса передано на новое рассмотрение, поскольку суд не установил наличия предусмотренных законом необходимых условий для возложения на работника полной материальной ответственности за причинённый работодателю ущерб в результате ДТП при исполнении им трудовых обязанностей водителя

Суды удовлетворили требование работодателя о привлечении водителя к полной материальной ответственности за ущерб в результате ДТП. Однако Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр. Обязательным условием для возложения на работника полной материальной ответственности является не его вина в ДТП, а факт привлечения его к административной ответственности. Однако соответствующее постановление не вынесено ввиду отсутствия состава правонарушения. Отклонен и довод о правомерности заключенного с работником договора о полной материальной ответственности. Хотя должность экспедитора действительно поименована в специальном перечне, ущерб работник причинил не как экспедитор, а как водитель, должность которого не включена в перечень.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

27.02.2020 Налог на имущество должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов, внесенной в ЕГРН, без самостоятельного исключения из нее суммы НДС

Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2019 № 305-ЭС19-21489 по делу N А40-16640/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неверно исчислил налог на имущество, применив заниженную кадастровую стоимость объектов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Налогоплательщик при исчислении налога на имущество самостоятельно исключил из состава налоговой базы сумму НДС, относящуюся к кадастровой стоимости объектов. Однако у налогоплательщика нет оснований использовать для исчисления налоговой базы по налогу на имущество сведения о кадастровой стоимости объектов, отличные от тех, которые указаны в ЕГРН. Суд признал правомерным доначисление налогоплательщику налога в отношении спорных объектов недвижимости, исходя из кадастровой стоимости этих объектов, установленной решением суда и внесенной в ЕГРН.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

27.02.2020 Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2020 N АКПИ19-899
<О признании недействующим второго предложения подпункта "б" пункта 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н>

ВС РФ признал недействующим положение Методических указаний по бухучету основных средств о порядке применения ускоренной амортизации

Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействующим второго предложения подпункта "б" пункта 54 Методических указаний (утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н). Применение данного положения налоговыми органами при определении размера налога на имущество привело к привлечению общества к ответственности за неуплату налога.

В обоснование своих требований общество указало, что Методические указания были приняты в соответствии с нормативными правовыми актами, которые в настоящее время признаны утратившими силу или изменены.

При этом данное положение ограничивает право общества на ускоренную амортизацию основных средств, предусмотренную Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и ПБУ 6/01 "Учет основных средств".

Кроме того, оспариваемая часть Методических указаний не воспроизводит установленные в статье 259.3 НК РФ для целей налогообложения правила применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации, содержание этих норм различно.

С учетом изложенного ВС РФ указал, что оспариваемое положение в системе действующего правового регулирования не отвечает общеправовому критерию правовой определенности, что приводит к возможности ее произвольного применения. В связи с чем данное положение признано недействующим со дня вступления решения суда в силу.

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

28.02.2020 Остаточная стоимость ликвидируемого имущества не может быть учтена в качестве убытка, если такое имущество не приносило налогоплательщику экономическую выгоду

Определение Верховного Суда РФ от 18.12.2019 № 309-ЭС19-23358 по делу N А34-13859/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

По мнению инспекции, общество неправомерно учло в составе внереализационных расходов по налогу на прибыль остаточную стоимость ликвидируемого имущества. Суд установил, что принадлежащий обществу объект не использовался им в деятельности, предполагающей получение дохода, и, как следствие, не приносил экономическую выгоду. Данный объект не отвечает признакам амортизируемого имущества. Более того, списание обществом спорного объекта не оформлено документально надлежащим образом. Суд пришел к выводу об отсутствии у общества права учесть убытки в виде остаточной стоимости ликвидируемого имущества в качестве внереализационных расходов в целях исчисления налога на прибыль.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

28.02.2020 Затраты, формирующие стоимость продукции, выпускаемой налогоплательщиком, относятся к прямым расходам по налогу на прибыль

Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2019 № 307-ЭС19-24451 по делу N А05-7615/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно отнес к косвенным расходам спорные затраты, т. к. они не связаны с производством конкретной продукции. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Спорные затраты (на приобретение и производство топлива, газа, электроэнергии, теплоэнергии, отопления, освещения для хозяйственных нужд, потребляемых производственными цехами предприятия, участвующими в процессе изготовления продукции; на приобретение и производство топлива, газа, электроэнергии и пр. на приведение в движение механизмов, задействованных в производственном цикле) прямо и непосредственно формируют стоимость продукции, выпускаемой налогоплательщиком. Такие затраты относятся к прямым расходам и списываются по мере реализации продукции.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

25.02.2020 Готовы поправки в порядок выхода участника из ООО

В Госдуму внесен правительственный законопроект№ 905956-7 с поправками в закон об ООО, который предусматривает, что переход к ООО доли вышедшего участника будет осуществляться с даты получения обществом заявления участника о выходе или даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ в связи с выходом участника в зависимости от того, какая из указанных дат наступила ранее.

В соответствии с законопроектом нотариус, удостоверивший заявление участника о выходе из общества, подает в регистрирующий орган заявление о внесении соответствующих изменений в реестр и после получения от регистрирующего органа документа, подтверждающего факт внесения записи в реестр, передает обществу, к которому перешла доля вышедшего участника, копию заявления, направленного в регистрирующий орган.

При этом нотариальные действия по удостоверению заявления участника о выходе из общества, подача в регистрирующий орган заявления о внесении соответствующих изменений в реестр, а также передача обществу копии такого заявления осуществляются нотариусом, удостоверившим заявление участника о выходе из общества, в рамках одного нотариального действия.

Кроме того, по новым правилам уставом общества может быть предусмотрено право на выход из общества для отдельных участников, прямо поименованных в уставе либо имеющих определенные признаки, например, обладающих долей в уставном капитале не менее или не более определенного размера.

Также право на выход из общества может быть обусловлено наступлением или ненаступлением определенных обстоятельств, а также предоставлено по единогласному решению общего собрания участников общества.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

25.02.2020 Не спешите выбрасывать бумажную трудовую книжку. Она вам еще пригодится

В ПФР заявили, что даже выбрав электронную трудовую книжку, бумажный вариант выбрасывать не нужно.

Дело в том, что электронная трудовая будет содержать в себе информацию о трудовом стаже работника лишь начиная с 2020 года. Поэтому «аналоговую» трудовую лучше не выбрасывать, а оставить для сохранения другой информации, передает PRIMPRESS.

В момент разработки законопроекта об электронных трудовых книжках возник вопрос о перемещении в цифровой вид информации о трудовой деятельности за прошедшие годы, и было принято решение, что делать этого не стоит. Таким образом, в электронной трудовой будут содержаться данные лишь начиная с 2020 года, подчеркивают в Пенсионном фонде.

Вся остальная информация пока остается в обычной трудовой книжке. В случае ее утери гражданину придется делать заново бумажную версию, как это происходило ранее.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.02.2020 В каком случае ИП на вмененке должен уплатить НДС

Липецкие налоговики предупреждают предпринимателей на ЕНВД о том, что в некоторых случаях они должны платить НДС.

Региональная ИФНС провела проверку правильности уплаты налога на добавленную стоимость и обнаружила больше сотни предпринимателей на вмененке, которые НДС не уплатили. Все они продали грузовый машины.

Часть ИП предоставила пояснения, удовлетворившие налоговиков. Но многим НДС придется уплатить. Потому что в соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС только в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. А продажа автомобилей в любом случае под вмененку не попадает.

Поэтому операция по реализации автомобиля, осуществляемая индивидуальным предпринимателем, уплачивающим ЕНВД, подлежит налогообложению НДС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.02.2020 В Воронежской области УСН для малых IT-фирм уменьшен с 6% до 1%

Эта мера поддержит начинающие проекты, которые инвестируют все доступные средства в расширение

Депутаты Воронежской области одобрили налоговые льготы для IT-компаний. Они коснутся не гигантов, которые разместили в Воронеже филиалы или бэк-офисы, а только малых компаний. Они могут претендовать на уменьшение ставки УСН с 6 до 1%, но при соблюдении условий по количеству работников, обороту и структуре собственников, пишет газета «Коммерсантъ».

Стоит отметить, что поправки вносятся в закон «Об установлении ставок налога, взимаемого в связи с применением УСН, для отдельных категорий налогоплательщиков».

Участники рынка считают, что инициатива поддержит начинающие проекты, инвестирующие все доступные средства в расширение, для относительно развитых компаний она уже неактуальна.

Источник: Российский налоговый портал

 

26.02.2020 Появилась новая форма заявления о получении патента

Федеральный налоговая служба рекомендовала предпринимателям применять новое заявлениео получении патента. Письмо от 18.02.2020 № СД-4-3/2815@ направлено в нижестоящие инспекции.

Ныне действующая форма, утвержденная приказом от 11.07.2017 № ММВ-7-3/544@, не подходит под новые правила расчета патента. Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в статью 346.51 НК внесены изменения. Теперь, в случае получения ИП патента на срок менее года, налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней срока, на который выдан патент. Ранее патент рассчитывался по другому — годовой потенциальный доход делился на 12 месяцев, умножался на количество месяцев, на который получался патент и на ставку налога.

Приказ с новой формой заявления до сих пор не утвержден, хотя прошло почти пять месяцев со дня принятия закона с поправками. Поэтому пришлось отправлять по налоговым рекомендуемую форму, которая будет заменены на утвержденную, как только новый приказ вступит в силу.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.02.2020 Правила перевода денег с карты на карту – новые изменения с 1 апреля 2020 года

В Системе быстрых платежей ожидаются новые поправки

Как сообщает ЦБ РФ, совет директоров Банка России принял решение обнулить до 30 июня 2022 года свои тарифы для банков в Системе быстрых платежей (СБП) по переводам между физическими лицами. Это позволит кредитным организациям предоставлять своим клиентам – физическим лицам услуги по переводам в СБП также бесплатно либо по минимальным тарифам.

Напомним, что в течение 2019 года для банков уже действовал льготный период, когда Банк России не брал с них плату за операции в СБП. В свою очередь большинство банков – участников СБП также предоставляли гражданам услуги в системе бесплатно с учетом низкой себестоимости операций для самих банков.

Вместе с тем Банк России продолжит мониторинг комиссий банков для клиентов в СБП. В случае если они будут завышаться и ограничивать возможности беспрепятственного перевода средств для граждан, Банк России воспользуется своим правом и установит верхний предел таких комиссий.

«Для нас крайне важно обеспечить гражданам возможность удобно, безопасно и повсеместно переводить средства друг другу. Именно поэтому мы приняли решение снова ввести двухлетний льготный период для банков по самым востребованным сегодня операциям в СБП – переводам между физлицами. Это позволит, с одной стороны, снизить издержки самих банков, а с другой – установить если не нулевые, то минимальные тарифы для своих клиентов. И это самая важная задача СБП», – отметила первый заместитель Председателя Банка России Ольга Скоробогатова.

Совет директоров Банка России также принял решение распространить предельные ставки комиссий и межбанковских вознаграждений по переводам в пользу юридических лиц за товары/услуги также и на платежи в пользу индивидуальных предпринимателей. Кроме того, установлены тарифы за переводы денежных средств от юридических лиц в пользу физических лиц.

Все указанные тарифы вступают в силу с 1 апреля 2020 года.

Источник: Российский налоговый портал

 

27.02.2020 Оплату за третьих лиц нельзя включить в расходы

Для целей налогообложения прибыли расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

В случае если налогоплательщиком возмещаются расходы другого налогоплательщика, то такие расходы не могут рассматриваться как расходы, произведенные для осуществления деятельности самого налогоплательщика, в связи с чем не подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-03-06/1/9422 от 12.02.2020.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.02.2020 Что такое бонус по налогу для самозанятых и как его получить

С 2020 год налог на профессиональный доход (для самозанятых) появился во многих регионах. И плательщиков его с каждым днем становится все больше и больше. Однако многие из них не знают о том, что при расчете налога они могут рассчитывать на налоговый вычет, называемый для упрощения бонусом. О нем написано в статье 12 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Вот что пишет Федеральная налоговая служба об этом вычете на своем сайте.

Бонус (налоговый вычет) — это сумма, которая уменьшает налог. Бонус в размере 10 000 рублей предоставляется государством единожды и расходуется постепенно. С помощью бонуса налоговая ставка по доходу, полученному самозанятым налогоплательщиком от физических лиц, будет автоматически уменьшена с 4 % до 3%, по доходу, полученному от юридических лиц — с 6% до 4%.

Например, доход за месяц составил 10000 рублей, и весь доход самозанятый получили от физических лиц, следовательно, будет начислен налог в размере 400 рублей. Но с помощью бонуса нужно будет заплатить только 300 рублей, так как 100 рублей автоматически будет списано из бонуса. При этом остаток бонуса будет уменьшен с 10000 рублей до 9900 рублей.

Еще один пример: за 1 месяц вы заработали 50 000 рублей. Если вы работали только с физическими лицами, то сумма вашего налога составит 2000 рублей (4% от дохода). Налоговая воспользуется вашим правом на вычет и вычтет из суммы налога 1% от дохода (500 рублей). В итоге нужно будет заплатить налог в размере 1500 рублей, а не 2000 рублей.

После того как бонус будет полностью потрачен, налоговые ставки будут 4% и 6% соответственно. Потратить бонус можно только для уплаты налога. Повторно бонус не предоставляется. Остаток бонуса уменьшается автоматически, и самозанятый налогоплательщик всегда может его увидеть на главной странице или в настройках профиля в приложении «Мой налог». Т.е. самому самозанятому ничего не надо рассчитывать.

Даже если физлицо снялось с учета, не использовав в полном объеме налоговый вычет (например, неиспользованный вычет 5000 рублей), а потом вновь зарегистрировалось, то получить вычет можно только на остаток суммы (на 5000 рублей).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.02.2020 Если сотрудник по пути из командировки заехал «налево», учесть билеты в расходах нельзя

Сотрудник был в командировке в городе A. Потом оттуда отправился в другой город B по своим делам. И уже из города B он наконец-то вернулся в свой родной город C к своему родному работодателю.

Можно ли работодателю включить в расходы стоимость билета из города B в город С?

Нет, ответил Минфин в письме № 03-03-07/9448 от 12.02.2020.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности, расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

При этом пунктом 1 статьи 252 НК определено, что в целях налогообложения прибыли расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, в случае если сотрудник организации после окончания срока командировки уезжает в другой город, не связанный с командировкой, то расходы по оплате проезда сотрудника из данного города к постоянному месту работы не отвечают критериям признания расходов, предусмотренным статьей 252 НК, так как организация в данном случае оплачивает возвращение сотрудника не из места служебной командировки.

Следовательно, налогоплательщик не вправе учесть указанные расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.02.2020 Какое имущество считается недвижимым

Минэкономразвития в письме от 12.02.2020 № Д23и-4183 дало рекомендациями по вопросу разграничения движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.

Сейчас в Градостроительном кодексе существует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением.

Под объектами капстроительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

Что касается соотношения между понятием «объект капстроительства» и «недвижимая вещь», то следует отметить отсутствие полного соответствия.

Во-первых, указанные понятия разные по своему объему: недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места.

Во-вторых, указанные понятия применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капстроительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции.

В то же время гражданское законодательство употребляет понятия «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота.

При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью.

Для признания объекта недвижимостью нужны такие же условия, что и для признания здания (сооружения) объектом капстроительства: наличие разрешения (уведомления) о строительстве и наличие самостоятельной хозяйственной ценности, т.е. возможности быть отдельным предметом в гражданском обороте.

Таким образом, строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капстроительства и с большой степенью вероятности — к объектам недвижимости.

Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение или демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числекиоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капстроительства, ни объектами некапитального строительства, то гражданское право их с большей вероятностью считает неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка.

Учитывая изложенное, в случае если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капстроительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

В документе также сообщается, что разработаны законопроекты, направленные на совершенствование сложившегося гражданского оборота недвижимости.

Вышеназванное письмо МЭР доведено до сведения письмом ФНС № БС-4-21/2584@ от 14.02.2020.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

В бухгалтерском учете зачет взаимных требований по начисленным дивидендам в счет задолженности по займу (числится на счете 76) проводится в части дивидендов с учетом НДФЛ или за минусом НДФЛ (например, сумма займа 100 тыс. руб., начислены дивиденды 100 тыс. руб.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Взаимозачет отражается на счетах бухгалтерского учета в полном размере погашенного обязательства 100 000 руб. без уменьшения обязательства по дивидендам на сумму НДФЛ.
Ни на момент начисления дивидендов, ни на дату проведения зачета операция по удержанию НДФЛ с этого дохода в бухгалтерском учете не отражается.

Обоснование позиции:
Зачет является одним из оснований прекращения обязательств (ст. 407 ГК РФ) и имеет такие же последствия, как и надлежащее исполнение обязательства (определение ВАС РФ от 18.05.2012 N ВАС-5866/12). Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования*(1). Случаи недопустимости зачета перечислены в ст. 411 ГК РФ. Законодательных ограничений на проведение зачета требований по выплате дивидендов в счет задолженности по договорам займа, заключенным с учредителями, не установлено.
Следует учитывать, что встречными являются требования, в которых кредитор по одному требованию является должником по другому требованию и наоборот. Такие требования возникают из обязательств, в которых участвуют одни и те же лица, являющиеся одновременно и должниками, и кредиторами по отношению друг к другу (постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 14321/11 по делу N А79-7483/2009).
Применительно к бухгалтерскому учету это означает, что на момент проведения зачета в учете организации должна отражаться как дебиторская задолженность участника по возврату займа (информация о выданном займе), так и кредиторская задолженность по выплате дивидендов (информация о начислении доходов в пользу участника) (ч. 2 ст. 1ст. 5ч. 23 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, начисление доходов от участия в организации отражается записью по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по выплате доходов".
Сумма предоставленного участнику займа может отражаться по дебету счета 58 либо 76, субсчет "Предоставленные займы" в зависимости от того, удовлетворяет ли заем условиям, предусмотренным п. 2 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Начисление процентов при выдаче процентного займа учитывается по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 91, субсчет "Прочие доходы" (п. 7 ПБУ 9/99 "Расходы организации").
Соответственно, в данном случае до проведения зачета в учете организации должны были отразиться следующие операции, условно (исходя из существа вопроса):
Дебет 76 Кредит 51
- 100 000 руб. - выдан заем учредителю (участнику);
Дебет 84 Кредит 75
- 100 000 руб. - часть прибыли направлена на выплату дивидендов; одновременно возникла задолженность перед участником.
Проведение взаимозачета предполагает погашение взаимных обязательств, что, в случае принятия решения о прекращении обязательств сторон полностью*(2), сопровождается записью:
Дебет 75 Кредит 76
- 100 000 руб. - на основании первичного документа (например, акта зачета взаимных требований) произведен зачет встречных требований.
Что касается бухгалтерской записи, отражающей удержание НДФЛ (Дебет 75 Кредит 68, субсчет "НДФЛ"), то в рассматриваемых обстоятельствах мы не видим оснований для указанной проводки. Поясним.
Планом счетов действительно предусмотрено, что суммы налога на доходы от участия в организации, подлежащие удержанию у источника выплаты, учитываются по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Однако при совершении указанной записи необходимо принимать во внимание положения налогового законодательства, в частности главы 23 НК РФ. Тем более что эта проводка одновременно формирует задолженность организации перед бюджетом по уплате налога (смотрите пояснения к счету 68) (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Организация, от которой физическое лицо получает доходы, в том числе от долевого участия в организации, признается налоговым агентом по НДФЛ, в обязанности которого входит в т.ч. исчисление, удержание и перечисление налога в бюджет (п. 3 ст. 214п.п. 12 ст. 226 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 15.05.2019 N 03-04-06/34717, от 01.04.2019 N 03-04-06/22297, от 12.07.2018 N 03-04-06/48729).
На дату проведения зачета доход налогоплательщиком считается полученным, а у организации возникает обязанность исчислить налог (пп. 4 п. 1 ст. 223п. 3 ст. 226 НК РФ).
Вместе с тем в бюджет налоговый агент обязан перечислить не только исчисленную, но и предварительно удержанную у налогоплательщика сумму налога. Как правило, до момента удержания обязанности по уплате в бюджет НДФЛ у организации не возникает (п.п. 69 ст. 226 НК РФ). Поэтому в случае, когда даты "исчисления" и "удержания" налога не совпадают, отражение обязательства перед бюджетом по кредиту счета 68 в момент исчисления налога считаем преждевременным*(3). По нашему мнению, сумма исчисленного НДФЛ отражается только в регистрах налогового учета, которые налоговые агенты обязаны вести в соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ*(4).
В силу положений п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Однако в случае взаимозачета о "фактической выплате" дохода говорить не приходится. При отсутствии выплат в денежной форме*(5) у организации отсутствует возможность удержать налог у налогоплательщика и, соответственно, обязанность по его уплате в бюджет. Руководствуясь п. 5 ст. 226 НК РФ, налоговый агент по истечении налогового периода обязан письменно сообщить об указанных обстоятельствах налогоплательщику и налоговому органу. Обязательства по уплате НДФЛ в таком случае возникают непосредственно у налогоплательщика (п. 6 ст. 228 НК РФ). Сказанное подтверждается письмом ФНС России от 24.03.2016 N БС-4-11/5110@.
В связи с чем ни на момент начисления дивидендов, ни на дату проведения взаимозачета оснований для осуществления проводки по удержанию НДФЛ мы не видим. Иными словами, при принятии решения о полном прекращении взаимных обязательств сторон в размере 100 000 руб. оснований для уменьшения "дивидендного" обязательства на сумму НДФЛ (13 000 руб.) в данном случае не возникает.

К сведению:
1) Данный ответ выражает мнение экспертов, которое может отличаться от мнения других специалистов*(6), а также позиции контролирующих органов.
2) В силу ст. 2 НК РФ, п.п. 13 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Соответственно, уплата тех или иных налогов, в том числе НДФЛ, определяется налоговым законодательством, тогда как в рамках отношений между сторонами следует руководствоваться законодательством гражданским.
При этом стороны свободны в заключении договора, а условия договора по общему правилу определяются по усмотрению сторон (ст.ст. 421424ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 307 ГК РФ общие положения об обязательствах применимы в т.ч. к требованиям, возникшим из корпоративных отношений.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация находится на УСН "доходы". Учредителю фирмы выдан процентный заем. Учредитель является работником организации. Ставка процентов по договору установлена в твердой сумме. Материальной выгоды от экономии на процентах не возникает. Заем выдан в 2016 году. Проценты не уплачивались, сумма займа не возвращалась. Организация не начисляла проценты по займу в 2016 и 2017 годах. Сумма не является существенной для организации. Планируется осуществить погашение задолженности по займу и процентам в счет уплаты дивидендов (зачетом взаимных требований). Отчетность за 2017 год еще не подписана. Как провести в бухгалтерском учете погашение займа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.)
- Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования (под редакцией А.В. Брызгалина). - "Налоги и финансовое право", 2018 г. (О зачете обязательств из дивидендов в счет погашения займа).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Можно ли списывать затраты на ГСМ не по фактическим показаниям, а по нормативу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С учетом сложившейся практики, в настоящее время организация может как руководствоваться нормами, определенные Минтрансом России, так и разработать свои или учитывать расходы на ГСМ в размере фактических затрат.
Решение о том, будет ли нормироваться стоимость ГСМ в налоговом учете или нет, и если да, то каким способом, целесообразно зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета, придерживаясь принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Обоснование позиции:
Для целей налогообложения прибыли в соответствии с главой 25 НК РФ в расходы на приобретение ГСМ (любые виды топлива, а также масла и смазки) могут учитываться одним из способов:
- в составе материальных расходов (на основании пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Также данным подпунктом установлено, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов учитываются в пределах норм, установленных Правительством РФ.
Таким образом, НК РФ не предусмотрены нормы для расходов на ГСМ, нормируются только расходы на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.
Для указанных расходов также не установлены особенные правила определения их обоснованности, действуют общие правила ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Несмотря на вышеуказанные положения, ранее Минфин России придерживался такой позиции, что налогоплательщик обязан учитывать расходы на приобретение ГСМ в пределах установленных норм (письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57), а в отношении автомобилей, для которых нормы не утверждены, налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15).
При этом ведомство ссылалось на базовые нормы расхода ГСМ, установленные Методическими рекомендациями (далее - Рекомендации), введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Такая ситуация сложилась в связи с тем, что в Рекомендациях указано, что они предназначены, кроме прочего, "для расчетов по налогообложению предприятий". Рекомендации были разосланы ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 нижестоящим налоговым органам для руководства в работе.
Уже с 2013 года ведомство стало изменять позицию и говорить о том, что учет норм это право, а не обязанность налогоплательщика (письмаМинфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875).
В более поздних письмах Минфина России от 26.09.2019 N 03-03-07/74189, от 27.11.2019 N 03-03-07/92049, от 22.03.2019 N 03-03-07/19283 также разъясняется, что налогоплательщики вправе, но не обязаны использовать указанные нормы, а также что НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов (письмо Минфина России от 27.11.2019 N 03-03-07/92049).
В определении ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08 и ряде постановлений ФАС различных округов судьи также указывали, что рассматриваемые рекомендации не носят обязательного характера, и при исчислении налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе учитывать расходы на приобретение ГСМ в полном объеме.
Таким образом организация может руководствоваться нормами, определенными Минтрансом России, а для транспортных средств, которых нет в указанном акте, разработать и утвердить свои, исходя из технической документации или исходя из ответа на запрос в адрес завода-изготовителя или специализированного учреждения (первый вариант).
Если организация превышает данные нормы (например, автотранспорт серьезно изношен), то возможно разработать и утвердить свои повышенные нормы расхода, обосновав их, например, заключением станции технического обслуживания, актом контрольного замера расхода ГСМ, на предприятии может быть создана комиссия, которая опытным путем установит расход топлива для каждой единицы автотранспорта и зафиксирует его в соответствующем акте (второй вариант).
По мнению Минфина России, нормирование подтверждает экономическую обоснованность расходов (письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12 может подтверждать и от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57 подтверждает).
Либо организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат (третий вариант), при этом необходимо регулярно отслеживать мнение контролирующих органов.
Решение о том, будет ли нормироваться стоимость ГСМ в налоговом учете или нет, и если да, то каким способом, целесообразно зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета, учитывая положения ст. 313 НК РФ о том, что система налогового учета организуется налогоплательщиком исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, и порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;
Энциклопедия решений. Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли);
- Вопрос: Организация приобрела новый автомобиль Audi A6 C7 S tronic quattro 2.0. Модель двигателя - CYP 006065. Число и расположение цилиндров в соответствии с техническими характеристиками автомобиля - 4L, мощность двигателя - 249 л.с. Какова норма расхода топлива у этого автомобиля (для целей налогообложения)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.)
- Автотранспорт на предприятии: учет и налоги (А.В. Анищенко, журнал "Библиотечка "Российской газеты", выпуск 6, март 2019 г.);
- Крутякова Т.Л. Расходы в бухгалтерском и налоговом учёте (издание третье, перераб. и доп.). - "Издательство АйСи", 2019 г.;
Какие действия помогут вам грамотно списывать стоимость ГСМ (Г. Сазонова, "Упрощенка", N 6, июнь 2013 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артюхина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

 

Разное

 

ИП применяет онлайн-кассу. В процессе работы возникает необходимость обеспечить кассира разменными деньгами.
Как правильно организовать учет получения/выдачи разменных денег через онлайн-кассу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При выдаче (возврате) разменных денег следует оформлять расходно-кассовые (приходно-кассовые) ордера.
Для контроля движения разменных денежных средств в ящике ККТ необходимо использовать нефискальные операции: Внесение денег и Выплата денег.

Обоснование позиции:
Документооборот и оформление операций, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, регламентируются типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила)*(1).
В свою очередь, документооборот центральной (главной) кассы, под которой подразумевается вся сумма наличных денежных средств организации или ИП, регулируется Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У).
С одной стороны, п. 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку (Z-отчет) или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины. После снятия показаний счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Книге кассира-операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
Таким образом, из ККТ за смену фактически должна быть изъята сумма денежных средств, совпадающая с величиной дневной выручки.
Кроме того, п. 4.7 Типовых правил устанавливает, что кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы). Из приведенных норм видно, что возможность иметь в ККТ какой-либо остаток не допускается.
С другой стороны, в силу п. 3.8.1 Типовых правил директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязаны в том числе обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. Таким образом, перед началом работы кассир должен быть обеспечен разменом.
При этом данные о полученных в начале дня разменных монетах и купюрах не должны быть включены в сумму выручки, иначе налоговики могут обвинить в ее неполном оприходовании (письмо УФНС России по г. Москве от 02.08.2007 N 34-25/073412).
В общем случае выдача и возврат наличных денег оформляются расходно-кассовыми ордерами (код 0310002) и приходно-кассовыми ордерами (код 0310001), и на их основании делаются записи в кассовой книге (код 0310004) (РКО и ПКО).
ИП, в т.ч. который применяет УСН и ЕНВД и, соответственно, ведет Книгу учета доходов, а также отдельно учитывает физические показатели, характеризующие вид деятельности, в отношении которой применяется система налогообложения в виде уплаты ЕНВД, вправе не вести кассовую книгу и не оформлять кассовые документы (абзац 4 п. 4.1 и абзац девятый пп. 4.6 п. 4 Указания N 3210-У, п. 2 письма от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338).
Иными словами, порядок выдачи и возврата разменных денег ИП может установить самостоятельно. Вместе с тем оформление РКО и ПКО для удобства ведения учета денежных средств нарушением являться не будет.
На наш взгляд, при выдаче (возврате) разменных денег следует оформлять РКО (ПКО). Использование каких-либо актов или расписок для оформления этих операций не предусмотрено.
Обратите внимание, что на выдачу и возврат разменных денег лучше составлять отдельные РКО и ПКО. Для контролирующих органов они будут служить доказательством того, что лишняя сумма в кассе - не выручка, а именно размен (постановление ФАС ЗСО от 10.01.2008 N Ф04-61/2008(443-А70-43).
В настоящее время ККТ позволяет регистрировать операции, которые не связаны с расчетами (продажей или возвратом денег покупателю). Для контроля движения разменных денежных средств в ящике ККТ следует использовать нефискальные операции: Внесение денег и Выплата денег*(2).

К сведению:
На практике встречаются ситуации, когда ежедневную выдачу размена трудно осуществить. В этом случае используются два варианта решения проблемы обеспечения разменом кассира:
1) выдача разменной денежной наличности кассирам-операционистам на длительный срок (более чем один рабочий день, например на один год); для этого издается приказ руководителя о выдаче кассиру разменной денежной наличности в определенной сумме на определенный срок с указанием причины такой необходимости;
2) выдача разменной денежной наличности кассирам-операционистам в подотчет на длительный срок*(3).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения