Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 23 по 29 ноября 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 23.11.2020 N 372-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период"

В России вводится прогрессивное налогообложение доходов, превышающих 5 мнл рублей

Законом предусматривается специальный порядок применения налоговых ставок по НДФЛ в зависимости от величины и вида дохода, а также вводится понятие "основная налоговая база", "совокупность налоговых баз", устанавливаются перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по которым облагается различными ставками НДФЛ.

Законом предусматриваются следующие размеры налоговой ставки НДФЛ:

13 процентов - если сумма доходов за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей;

650 тысяч рублей и 15 процентов суммы доходов, превышающих 5 миллионов рублей, - если сумма соответствующих доходов за налоговый период превышает 5 миллионов рублей.

В отношении некоторых видов доходов налоговые ставки останутся неизменными.

Например, доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг), а также страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению будут облагаться по 13% независимо от величины полученных средств.

Устанавливается алгоритм уплаты налога, если на момент уплаты авансового платежа в бюджет сумма авансового платежа, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превышает 650 тысяч рублей.

Предполагается, что процесс администрирования указанных доходов будет автоматизирован и не увеличит административную нагрузку на налогоплательщиков.

 

Федеральный закон от 23.11.2020 N 373-ФЗ
"О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых законами субъектов РФ может вводиться ПСН

Принятым законом в НК РФ установлен примерный перечень видов деятельности для применения ПСН и определены те виды деятельности, в отношении которых ПСН применять запрещено. Таких позиций всего 7, это в том числе: деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом; производство подакцизных товаров, добыча и реализация полезных ископаемых; оптовая торговля; операции с ценными бумагами, кредитные и финансовые услуги.

В числе важных поправок - увеличение с 50 до 150 кв. метров площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) при осуществлении розничной торговли (услуг общественного питания). При превышении данных ограничений применять ПСН будет нельзя.

Кроме того, налогоплательщики будут вправе при соблюдении установленных условий уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет средств работодателя, а также на суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.

Исключены положения, предусматривающие ограничение размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности (сейчас максимальный размер не может превышать 1 млн рублей с учетом его возможного увеличения в отдельных случаях).

При этом вносится важное уточнение относительно определения размера потенциально возможного к получению годового дохода в 2020 году (с применением уменьшающего коэффициента), а также установлены величины месячной базовой доходности в отношении отдельных видов деятельности.

 

Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Подписан закон, вносящий многочисленные изменения в НК РФ

Законом предусматриваются меры по совершенствованию налогового администрирования, а также уточняются отдельные положения, затрагивающие вопросы уплаты НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль организаций, НДПИ, госпошлины, земельного и транспортного налогов, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.

В числе основных изменений можно отметить, в частности, следующее:

дополняется перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком через МФЦ;

увеличено пороговое значение суммы задолженности с 3 до 10 тысяч рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании платежей с физических лиц, не являющихся ИП;

определены случаи, при которых налоговая декларация (расчет) считаются непредставленными (например, если будет установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом или в случае обнаружения факта несоответствия показателей налоговой декларации контрольным соотношениям), устанавливаются особенности прекращения и возобновления камеральной проверки в указанных случаях;

предусмотрено освобождение от НДС ряда услуг, оказываемых оператором финансовой платформы;

за внесение сведений о юрлице в реестр операторов финансовых платформ размер госпошлины установлен в размере 35 000 рублей;

уточнен порядок налогообложения дивидендов, а также доходов по операциям с ценными бумагами;

уточнен перечень доходов и условия их освобождения от налогообложения НДФЛ (в т.ч. скорректирован перечень компенсационных выплат, полученных в связи с деятельностью в условиях пандемии, а также установлены особенности освобождения от НДФЛ доходов от продажи жилых помещений, приобретенных по договору долевого участия);

внесены изменения, касающиеся уплаты налога на прибыль, включая уточнение правил применения инвестиционного налогового вычета, а также продление до конца 2021 года применение расширенных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам;

уточнен порядок определения налоговой базы по НДПИ при добыче драгоценных камней;

вносится ряд изменений, улучшающих положение физлиц - плательщиков имущественных налогов (например, налоговые льготы будут применяться с налогового периода, в котором возникло право на них, а не с момента, когда соответствующая информация поступила в налоговый орган; в случае гибели или уничтожения объекта исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца его гибели (уничтожения), уточнен порядок применения кадастровой стоимости при ее изменении);

уточнены критерии о доле дохода для IT-компаний в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

 

Федеральный закон от 23.11.2020 N 375-ФЗ
"О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

На 2021 - 2022 годы продлено освобождение от НДС племенной животноводческой продукции

На 2 года продлен льготный период, в течение которого действует освобождение от налогообложения НДС операций, предусмотренных положениями подпункта 35 пункта 3 статьи 149 и подпункта 19 статьи 150 НК РФ.

Льгота установлена в отношении ввоза и реализации (передачи для собственных нужд) племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и т.д. по перечню кодов видов продукции, утверждаемому Правительством РФ.

 

Проект Федерального закона N 975888-7
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
(ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 18.11.2020)

Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект, уточняющий случаи проведения обязательного аудита

Во-первых, в новой редакции перечня случаев проведения обязательного аудита отсутствует упоминание организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества.

Во-вторых, увеличиваются финансовые критерии, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита:

по размеру выручки - с 400 до 800 млн рублей;

по размеру активов бухгалтерского баланса - с 60 до 400 млн рублей.

Кроме того, введено уточнение, устанавливающее обязательный аудит фондов при условии поступления имущества и денежных средств в предшествующем отчетном году свыше 3 млн рублей.

Также, в частности, проектом установлено следующее:

до 1 января 2021 года приостанавливается действие положения о проведении плановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора;

в 2020 году не применяется основание для аннулирования аттестата аудитора в случае несоблюдения требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

 

Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 N 1919
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 108"

Уточнены основания списания безнадежных долгов по страховым взносам

Уточнения коснулись случаев признания банкротом индивидуального предпринимателя, а также случая смерти физического лица или принятия судом решения об объявлении его умершим.

Так, например, установлено, что в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя решение о признании безнадежными к взысканию и списании задолженности по страховым взносам принимается на основании копии вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о завершении реализации имущества гражданина (заверенной в установленном порядке или полученной с использованием общедоступной автоматизированной информационной системы "Банк решений арбитражных судов" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://ras.arbitr.ru).

Кроме того, внесено дополнение, согласно которому в случае признания недействительным решения об исключении юрлица из ЕГРЮЛ задолженность ФСС РФ, ранее признанная безнадежной к взысканию, подлежит восстановлению.

 

Приказ ФНС России от 30.09.2020 N СД-7-15/719@
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, и формы решения о приостановлении (возобновлении) действия, об аннулировании свидетельства (дубликата свидетельства) о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2020 N 61078.

Обновлена процедура выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом

Заявителями в рамках соответствующей госуслуги являются организации, осуществляющие определенные виды деятельности, в том числе производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой (в процессе производства которой) используется денатурированный этиловый спирт.

Предоставление госуслуги осуществляется:

Межрегиональной инспекцией, в которой заявитель, отнесенный к категории крупнейших налогоплательщиков, состоит на учете, или в ведении которой находится межрайонная инспекция, в которой состоит на учете заявитель;

Управлением, в ведении которого находится налоговый орган, в котором заявитель, не отнесенный к категории крупнейших налогоплательщиков, состоит на учете по месту нахождения организации.

Срок предоставления госуслуги не должен превышать 30 календарных дней с даты представления заявления о выдаче свидетельства и документов.

За выдачу свидетельства взимается госпошлина в размере 3500 рублей.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ ФНС России от 25.08.2014 N ММВ-7-15/424@. Настоящий Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам.

 

Распоряжение ФНС России от 16.11.2020 N 323@
"О внесении изменений в распоряжение ФНС России от 31.08.2018 N 214@ "Об утверждении Временного порядка взаимодействия структурных подразделений территориальных органов ФНС России при обработке в системе электронного документооборота формализованных обращений граждан, направленных через интернет-сервис "Обратиться в ФНС России"

Дополнен перечень формализованных обращений граждан по типовым жизненным ситуациям

Перечень формализованных обращений граждан по типовым жизненным ситуациям, поступающих в территориальные органы ФНС России через интернет-сервис "Обратиться в ФНС России", дополнен новой позицией "Узнать индекс документа для оплаты имущественных налогов", а также включено новое приложение, предусматривающее шаблон ответа на указанное обращение.

 

Проект Приказа ФСС РФ "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС) и Порядка ее заполнения"

Подготовлен проект новой формы 4-ФСС

Планируется обновить форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС) и порядок ее заполнения.

Предполагается, что данная форма расчета будет применяться начиная с I квартала 2021 года.

С этой даты планируется перейти на новый механизм выплат пособий по обязательному социальному страхованию, предусматривающий уплату работодателями страховых взносов в ФСС РФ в полном объеме, без уменьшения на сумму выплаченных пособий. При этом назначение и выплата страхового обеспечения будут осуществляться территориальными органами ФСС РФ.

В связи с этим форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам упрощена, в том числе из нее исключены таблицы, содержащие данные о произведенных расходах страхователя.

 

<Письмо> ФНС России от 18.11.2020 N СД-4-3/18980@
"О направлении письма Минфина России"

Передача участнику ДДУ нежилых помещений в многоквартирном доме не подлежит налогообложению НДС

На основании подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождены услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве (ДДУ), за исключением услуг при строительстве объектов производственного назначения (это объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг)).

К объектам производственного назначения относятся именно объекты в вышеуказанном смысле, а многоквартирный дом (как здание в целом) является объектом непроизводственного (жилого) назначения независимо от наличия в нем нежилых помещений.

В этой связи услуги застройщика, оказываемые по ДДУ, предусматривающим передачу участнику ДДУ объекта по договору в виде нежилых помещений в многоквартирном доме, не подлежат налогообложению НДС.

 

<Письмо> ФНС России от 12.11.2020 N ЕА-4-15/18589
"О направлении формата реестра документов по льготе по НДС"

С 23 ноября 2020 года рекомендован новый формат представления реестра документов, подтверждающих налоговую льготу по НДС

Ранее письмом ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@ был установлен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС на основе риск-ориентированного подхода.

Взамен данного письма в целях повышения качества администрирования НДС при одновременном сокращении объема истребуемых документов ФНС России предложены новые рекомендуемые форма, формат представления реестра документов, а также порядок его заполнения.

При получении требования о представлении пояснений (документов) имеется возможность представить в электронном виде реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций.

На основании информации, содержащейся в реестре, налоговый орган истребует необходимые документы в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении N 2 к настоящему письму.

При непредставлении реестра документов или при представлении реестра документов на бумажном носителе истребование документов производится в полном объеме.

 

<Письмо> ФНС России от 23.11.2020 N БС-4-21/19238@
"О реализации отдельных норм Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, касающихся налогообложения имущества"

Налоговым органам даны поручения в связи с принятием поправок в НК РФ

Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ внесено значительное количество изменений в Налоговый кодекс РФ, в том числе касающихся представления в налоговые органы документов через МФЦ, беззаявительного порядка применения налоговых льгот, уточнения порядка применения кадастровой стоимости объектов недвижимости и пр.

В числе поручений, в частности:

проработать возможность представления в налоговые органы через МФЦ документов по форме "Сообщение о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами" и "Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу";

учитывать возможность применения беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физлиц, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло данное право.

 

<Письмо> ФНС России от 20.11.2020 N БС-4-21/19082@
"О предоставлении налоговых льгот по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, влекущих перерасчет этих налогов"

Даны разъяснения по организации деятельности налоговых органов, касающейся предоставления физлицам льгот по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество

Предоставление налоговой льготы предусматривает, в частности:

выявление налоговым органом оснований, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу;

внесение в АИС "Налог-3" сведений о налоговой льготе;

формирование в АИС "Налог-3" и направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы или сообщения об отказе от ее предоставления;

проведение перерасчета налога в соответствии с уведомлением в случае, если налоговая льгота предоставлена за налоговый период, в отношении которого ранее было направлено налоговое уведомление без учета указанной налоговой льготы.

 

<Письмо> ФНС России от 18.11.2020 N ШЮ-4-13/18954@
"Направление рекомендуемых форм уведомления о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК и уведомления об отказе от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК"

ФНС разработаны формы уведомлений о переходе на уплату НДФЛ и об отказе от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК

Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ с налогового периода 2020 года предусматривается возможность перехода на уплату налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний.

Должностное лицо налогового органа по месту жительства налогоплательщика осуществляет их прием и хранение до передачи для обработки в филиал ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.

Скан-образы представленных уведомлений подлежат направлению в адрес Управления трансфертного ценообразования ФНС России в течение 5 рабочих дней с момента их поступления.

 

<Письмо> ФНС России от 20.11.2020 N СД-4-3/19053@
"О направлении разъяснений в связи с отменой ЕНВД"

В связи с отменой ЕНВД даны разъяснения о переходе на другой режим налогообложения, снятии с учета, особенностях налогового учета и прочее

Разъяснено, в частности, следующее:

налогоплательщики вправе перейти на применение иных альтернативных специальных режимов налогообложения, например УСН, ПСН или НПД (подробная информация об особенностях каждого спецрежима размещена по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/envd2020/);

снятие с учета в качестве налогоплательщиков ЕНВД будет осуществлено в автоматическом режиме;

налоговую декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2020 года необходимо представить по месту учета не позднее 20.01.2021, уплатить налог - не позднее 25.01.2021;

ИП, изъявивший желание получить с 1 января 2021 года патент на право применения ПСН, может представить заявление не позднее 17 декабря 2020 года;

для перехода с 1 января 2021 года на УСН необходимо представить уведомление по месту нахождения ЮЛ (месту жительства ИП) не позднее 31.12.2020 (налогоплательщики, ранее совмещавшие ЕНВД и УСН, при переходе полностью на УСН уведомление не подают);

если реализация товаров (работ, услуг) осуществлена в период применения ЕНВД, то доходы от реализации указанных товаров (работ, услуг), поступившие налогоплательщику в период применения УСН, при определении налоговой базы по УСН не учитываются;

при переходе с 01.01.2021 с уплаты ЕНВД на общий режим налогообложения исчисление НДС производится при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021.

 

<Письмо> Росстата от 13.11.2020 N 2570/ОГ
<О среднесписочной численности работников>

Разъяснены особенности заполнения данных о среднесписочной численности работников организации

Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения NN П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м) (далее - Указания) разрабатываются и утверждаются приказом Росстата в целях заполнения респондентами данных о численности и начисленной заработной плате работников в форме федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" и других. Начиная с отчета за январь 2020 г., организации руководствуются Указаниями, утвержденными приказом Росстата от 27 ноября 2019 г. N 711.

В соответствии с пунктом 77 Указаний среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, в которую включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. При этом пунктом 78.7) Указаний предусмотрено, что собственники организации, не получающие заработную плату, в списочную численность работников не включаются.


<Информация> ФНС России
"Разработана форма уведомления о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК"

ФНС рекомендована форма уведомления о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК

Рекомендуемая форма уведомления предусмотрена письмом ФНС от 18.11.2020 N ШЮ-4-13/18954@.

Чтобы перейти на новый порядок с 2020 года, уведомление следует представить до 1 февраля 2021 года. Для следующих налоговых периодов его следует направлять до 31 декабря года, начиная с которого физическое лицо планирует уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК.

Отмечено также, что при переходе на новый порядок с 2020 или 2021 года он подлежит применению не менее трех лет. Для лиц, перешедших на него позже, этот период составит не менее пяти лет.

 

<Информация> ФНС России
"Для регистрации организаций и ИП применяются новые формы заявлений"

С 25 ноября 2020 года применяются новые формы заявлений, используемые для регистрации юрлиц и ИП

Новые формы необходимо использовать при создании, реорганизации, ликвидации компаний, внесении изменений о них в ЕГРЮЛ, а также при регистрации индивидуальных предпринимателей.

Новые формы позволяют внести в ЕГРЮЛ и отражать в выписках из реестра сведения о типовом уставе ООО, наличии корпоративного договора, единственном акционере общества, электронной почте и другое.

 

<Информация> ФНС России
"Вводятся новые правила перерасчета имущественных налогов физических лиц"

С 2021 года возможен перерасчет земельного налога или налога на имущество физлиц за предыдущие периоды

Пересчет возможен, если, в частности:

у гражданина возникла налоговая льгота, которая ранее не была учтена при исчислении налога. В этом случае льгота будет применена с того периода, в котором у налогоплательщика возникло не нее право;

кадастровая стоимость снизилась в связи с внесением изменений в акт об утверждении результатов ее определения, исправления ошибки либо установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Одновременно с 1 июля 2021 года введен запрет на перерасчет транспортного налога физлица, если это влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

23.11.2020 Неустойка не начисляется за период, пока идет суд

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.08.2020 № 310-ЭС20-2774 по делу № А62-4303/2019 
Дело в части взыскания неустойки и судебных расходов, а также в части произведенного зачета взысканных сумм направлено на новое рассмотрение, поскольку требуется установление обстоятельств, связанных с моментом наступления условий для прекращения обязательств зачетом требований, а также проверка расчета неустойки

Подрядчик взыскал с заказчика долг и неустойку за нарушение сроков оплаты по договору. Удовлетворен был и встречный иск заказчика по недостаткам выполненных работ. В результате произведенного зачета долг заказчика был погашен. Но поскольку рассмотрение дела затянулось, подрядчик снова потребовал неустойку - теперь уже за период от подачи иска до вступления решения в законную силу после апелляции. Суды удовлетворили и этот иск, но Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр. Суды не должны были начислять неустойку на сумму погашенного зачетом требования за период, пока рассматривалось дело. Это не соотносится с назначением неустойки как ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства. Момент признания долга погашенным не должен зависеть от срока вступления решения в законную силу, на который ответчик не может повлиять.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

23.11.2020 Льгота по налогу на имущество, предусмотренная для налогоплательщиков, использующих собственные помещения для осуществления образовательной или медицинской деятельности, не применяется, если такую деятельность ведет арендатор

Определение Верховного Суда РФ от 22.09.2020 № 305-ЭС20-12481 по делу N А40-204455/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что вправе применять льготу по налогу на имущество, предусмотренную Законом города, т. к. арендатор использует здание по прямому назначению - непосредственному размещению в нем медицинского учреждения. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Спорная льгота предусмотрена для налогоплательщиков, использующих находящиеся на праве собственности помещения, расположенные в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах), для осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности. Однако сам налогоплательщик такую деятельность не осуществляет, соответствующей лицензии не имеет.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

23.11.2020 Работы, выполненные по договору подряда, не относятся к работам по ремонту жилья и других построек, в отношении которых предусмотрена патентная система налогообложения

Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2020 № 306-ЭС20-13612 по делу N А65-30155/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что ему неправомерно доначислен налог по УСН, т. к. спорные доходы получены в рамках патентной системы налогообложения. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию предпринимателя необоснованной. Спорные суммы дохода поступили на счет предпринимателя с назначением платежа "по договору подряда". Однако такие работы нельзя отнести к работам по ремонту жилья и других построек, в отношении которых получен патент. Следовательно, данный доход должен учитываться в рамках УСН, также применяемой налогоплательщиком.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.11.2020 В случае создания налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты налогов путем формального «дробления» бизнеса он может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 40% от суммы неуплаченных налогов

Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2020 № 302-ЭС20-12089 по делу N А19-3712/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что он неправомерно привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 40% от суммы неуплаченных налогов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Подтверждено создание налогоплательщиком схемы уклонения от уплаты налогов путем формального "дробления" бизнеса посредством создания взаимозависимых организаций, применявших специальные режимы налогообложения. Установив умышленный характер действий налогоплательщика, направленных на неуплату налогов, суд признал правильной квалификацию инспекцией его действий и обоснованным привлечение к спорной налоговой ответственности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.11.2020 Местонахождение итальянского контрагента может быть подтверждено справкой из реестра налогоплательщиков, выданной налоговой службой Италии; справкой о регистрации контрагента в реестре налогоплательщиков; свидетельством о присвоении ИНН

Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2020 № 304-ЭС20-12196 по делу N А75-13522/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что обществом не представлены надлежащие документы, подтверждающие резидентство иностранного контрагента. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Обществом представлены: справка из реестра налогоплательщиков, выданная налоговой службой Италии, которая входит в состав Министерства экономики и финансов Италии; справка о регистрации контрагента в реестре налогоплательщиков; свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика. С учетом положений международного соглашения об избежании двойного налогообложения суд пришел к выводу, что обществом представлены надлежащие и достаточные документы, подтверждающие факт постоянного местонахождения иностранного налогового резидента в Италии.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.11.2020 Имущественный вычет по НДФЛ не применяется при продаже физическим лицом транспортных средств, не предназначенных по своим техническим характеристикам для использования исключительно для личных, семейных, домашних нужд

Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16.09.2020 № 39-КАД20-2-К1 
Суд оставил без изменения судебные акты об отказе в иске об оспаривании решений налоговых органов о взыскании штрафа, поскольку истец является плательщиком НДФЛ в связи с получением дохода от продажи имущества, а право на имущественный вычет в виде расходов, понесённых на приобретение транспортных средств, у него отсутствует

Налогоплательщик (физическое лицо) полагает, что реализованные им транспортные средства не использовались в предпринимательской деятельности, поэтому он имел право на имущественный вычет по НДФЛ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщик получил доход от продажи транспортных средств, приобретенных за незначительный промежуток времени и не предназначенных по своим техническим характеристикам для использования исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Суд указал, что сумму дохода, полученного от продажи транспортных средств, относящихся по налоговому законодательству к иному имуществу, налогоплательщик без законных на то оснований уменьшил на сумму фактически произведенных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.11.2020 Вышел очередной обзор судебной практики по уголовным и гражданским делам

Обзор Президиума Верховного Суда России от 25.11.2020 № 3 (2020) 
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020)"

Верховный Суд РФ подготовил очередной обзор практики по уголовным и гражданским делам. Это касается назначения наказаний по различным статьям УК РФ, квалификации преступлений, процедурных вопросов. Рассмотрены споры о защите права собственности, о взыскании страхового возмещения, о выплате средств в рамках соцподдержки, о компенсации морального вреда в пользу близкого родственника работника, смерть которого наступила из-за несчастного случая на производстве, об определении цены доли в праве собственности на нежилое помещения при банкротстве субъекта, о применении банковских гарантий, о предоставлении документов в рамках закупок, о налогах и сборах.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

23.11.2020 Как корректировать СЗВ-ТД: разъяснения ПФР

При приеме сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД изменена проверка на наличие дублей кадровых мероприятий. Об этом сообщает ПФР.

В этой связи скорректировать сведения о трудовой деятельности без указания неправильной записи с признаком отмены невозможно, даже если изменения не затрагивают такие реквизиты формы СЗВ-ТД, как: СНИЛС, регистрационный номер страхователя, дату мероприятия, вид мероприятия и признак совместительства.

В случае необходимости корректировки ранее представленных сведений о кадровом мероприятии, независимо от данных, подлежащих корректировке, в соответствии с Порядком заполнения, утвержденным Постановлением ПФР от 25.12. 2019 № 730п, следуетотменить ранее представленные сведения и одновременно заполнить исправленные сведения.

При заполнении кадрового мероприятия с признаком отмены в электронном виде, наряду с датой и видом мероприятия следует указывать UUID отменяемой записи в полном соответствии с первоначально представленным, а также обязательно отразить отметку о совместительстве (при наличии).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.11.2020 Компенсация для сотрудника на «удаленке» – надо ли начислять страховые взносы

Перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ, содержится в статье 217 НК РФ

У компании часть сотрудников работает дома, используя арендованное оборудование. Работодатель ежемесячно выплачивает таким работникам компенсацию за аренду указанного оборудования. Будут ли облагаться такие выплаты страховыми взносами или нет?

Как ответил Минфин, суммы компенсаций расходов дистанционных работников за использование принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, расходов на услуги связи не подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в размере, определяемом трудовым договором о дистанционной работе между организацией и работниками.

При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного (арендованного) оборудования (средств), услуг связи для целей трудовой деятельности. То есть организация должна располагать копиями документов, как подтверждающими приобретение (аренду) оборудования (средств) работником, так и подтверждающими расходы, понесенные им при использовании их в служебных целях, а также подтверждающими расходы на используемые в служебных целях услуги связи.

Письмо Минфина России от 06.11.2020 г. № 03-04-06/96913

Источник: Российский налоговый портал

 

24.11.2020 Справку 2-НДФЛ работодатель вправе выдать в электронной форме

Налоговым кодексом не установлены способы выдачи налоговыми агентами физическим лицам по их заявлениям справок 2-НДФЛ

Каким способом компания (работодатель) обязана выдать своему сотруднику справку 2-НДФЛ?

Как рассказала Федеральная налоговая служба, Налоговым кодексом не установлены способы выдачи налоговыми агентами физическим лицам по их заявлениям указанных справок. Организация – налоговый агент вправе самостоятельно определить способы выдачи физическим лицам на основании их заявления справок о доходах и суммах налога физических лиц, не противоречащие действующему законодательству.

Компания на основании заявления физического лица может выдать ему справку о доходах и суммах налога физического лица в электронном виде, заверенную электронной цифровой подписью.

Письмо ФНС России от 16.11.2020 г. № БС-4-11/18719@

Источник: Российский налоговый портал

 

26.11.2020 ФНС опровергла увеличение налога на авто дешевле 3 млн рублей

Повышенный налог будут платить только владельцы авто, которые входят в список Минпромторга

Изменения, которые связаны с увеличением налога на автомобили дешевле 3 млн рублей, не принимались, а повышенный транспортный налог, как и прежде, придется заплатить владельцам автомобилей, которые входят в список Минпромторга России, причем цена покупки в данном случае не учитывается. Об этом сообщила ФНС РФ, пишет ТАСС.

«Значение стоимости (цены) автомобиля, определенной по договоренности сторон для совершения сделок купли-продажи, залога и т. д., при расчете налога не применяется (ст. 362 НК РФ)», — отмечает пресс-служба налогового ведомства.

Источник: Российский налоговый портал

 

26.11.2020 Проезд сотрудников до работы на такси облагается НДФЛ

Сотрудники добираются из дома до работы на такси или арендованных автомобилях. Все это оплачивает работодатель.

Как учитывать такие траты в целях НДФЛ работника и налога на прибыль работодателя разъяснил Минфин в письме № 03-04-06/96911 от 06.11.2020.

В документе отмечается, что в данном случае у сотрудников возникает доход.

Этот доход в виде сумм оплаты организацией стоимости аренды автомобилей или услуг такси, используемых сотрудниками для проезда от места жительства до места работы и обратно, подлежит обложению НДФД.

Что касается налога на прибыль, то в расходах не учитываются затраты на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.

Следовательно, в случае если расходы налогоплательщиком на оплату проезда к месту работы и обратно произведены в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, то они могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. В иных случаях расходы на оплату проезда к месту работы и обратно не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.11.2020 Расходы на канцтовары можно учесть при УСН

К расходам, уменьшающим полученные доходы при УСН, могут быть отнесены расходы на канцелярские товары (подпункт 17 пункта 1 статьи 346.16 НК).

При этом расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности.

Таким образом, расходы могут быть учтены в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством РФ и из этих документов четко и определенно видно, какие расходы и на какие цели они были произведены.

Об этом сообщается в письме Минфина от 11.11.2020 № 03-11-11/98199.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.11.2020 Как учесть стоимость товаров при переходе с ЕНВД на УСН

Как учитывать стоимость товаров, приобретенных и оплаченных во время применения ЕНВД, но проданных уже во время применения УСН? Налоговики ответили на этот вопрос в письме № СД-4-3/19053@ от 20.11.2020 г.

В соответствии с новым пунктом 2.2 статьи 346.25 НК РФ, налогоплательщики, применявшие ЕНВД до перехода на УСН, при определении налоговой базы по упрощенке вправе учесть покупные товары, оплаченые во время применения ЕНВД. Учитываются в расходах такие товары по мере реализации, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ.

Расходы, непосредственно связанные с реализацией этих товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, при применении УСН учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была произведена их фактическая оплата после перехода на УСН.

Речь в письме идет об УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», ведь при УСН с объектом «доходы» расходы вообще не учитываются при определении налоговой базы.

Не стоит забывать, что расходы на приобретение товаров можно учесть лишь при наличии первичных документов, подтверждающих произведенные расходы (пункт 2 статьи 346.16, пункт 1 статьи 252 НК РФ).

Пункт. 2.2 был внесен в статью 346.25 Федеральным законом от 01.04.2020№ 102-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 г. Т.е. его могут применять в этом году аптеки, потерявшие право на ЕНВД из-за введения обязательной маркировки лекарств.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Российская организация, занимающаяся оптовой торговлей (далее - организация), поручает нерезиденту (иностранная организация) в рамках договора о возмездном оказании услуг поиск на территории России покупателей определенного вида товаров. Сумма вознаграждения равна 20% от прибыли, полученной от реализации товаров покупателям, предоставленных нерезидентом.
1. Должна ли организация расходы на вознаграждение нерезиденту учитывать в управленческих расходах (счет 44)?
2. Если организация получила от реализации покупателям 1000 евро (себестоимость товара - 500 евро, управленческие расходы - 100 евро, 80 евро перечисляются нерезиденту на основании контракта), какие проводки следует оформить?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В анализируемой ситуации расходы на услуги по поиску покупателей относятся к расходам, связанным с продажей товаров. По нашему мнению, указанные расходы следует считать коммерческими. Однако, как мы поняли из вопроса, в организации все учитываемые на счете 44 "Расходы на продажу" расходы принято называть управленческими. Будут ли данные расходы называться управленческими или коммерческими, должно быть определено в учетной политике организации.
2. В бухгалтерском учете организации расходы по договору возмездного оказания услуг по поиску покупателей учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности и подлежат отражению по дебету счета 44 "Расходы на продажу". Рекомендуемые бухгалтерские проводки смотрите ниже.

Обоснование вывода:
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Согласно п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Полагаем, что обусловленные необходимостью поиска покупателей расходы на выплату вознаграждения нерезиденту, осуществленные организацией в рассматриваемой ситуации, следует квалифицировать в качестве расходов по обычным видам деятельности.
В соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности в торговых организациях формируют:
- расходы, связанные с приобретением товаров;
- расходы, возникающие непосредственно в процессе продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей товаров, предназначен счет 44 "Расходы на продажу" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее - Инструкция).
Законодательством по бухгалтерскому учету предусмотрена возможность особого порядка учета затрат в организациях, занимающихся торговой деятельностью, к которым относятся и организации оптовой торговли. Согласно Инструкции организации, занимающиеся торговой деятельностью, могут отражать на счете 44 "Расходы на продажу", в частности, следующие расходы: на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий; по хранению товаров; на рекламу; на представительские и другие аналогичные расходы.
Для отражения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи в торговых организациях, используется счет 41 "Товары".
Полагаем, что расходы на услуги по поиску покупателей относятся к иным аналогичным расходам, связанным с продажей товаров. Будут ли данные расходы называться управленческими или коммерческими, должно быть определено в учетной политике организации. В любом случае это будут расходы на продажу товаров.
В бухгалтерском учете организации расходы по договору возмездного оказания услуг по поиску покупателей учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности и подлежат отражению по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
В приведенном в вопросе примере могут быть оформлены следующие записи по счетам бухгалтерского учета организации:
Дебет 62, Кредит 90
- 1000 евро (здесь и далее суммы следует отражать в рублях) - получена выручка;
Дебет 90, Кредит 41
- 500 евро - списана учетная стоимость товара;
Дебет 90, Кредит 44
- 100 евро - управленческие расходы;
Дебет 90, Кредит 44
- 80 евро - расходы на поиск покупателей (коммерческие или управленческие);
Дебет 44, Кредит 60 (76)
- 80 евро - начислено вознаграждение нерезиденту;
Дебет 60 (76), Кредит 52
- 80 евро - перечислено указанное вознаграждение.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов в торговых организациях;
Вопрос: Налоговый учет и документальное оформление при приобретении у нерезидента услуг, направленных на поиск клиентов (путем оформления сайта, распространения информации о заказчике через каталоги и т.п.) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

 

ЕНВД

 

У организации несколько магазинов. Один из магазинов переведен на уплату ЕНВД. Магазин закрыт, заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в налоговую инспекцию вовремя не было представлено. 
Каковы последствия несвоевременного снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации датой снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД будет считаться последний день месяца, в котором будет представлено заявление о снятии с учета. При этом у организации возникает обязанность по уплате ЕНВД до даты снятия с учета.

Обоснование вывода:
Согласно абзацу 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ снятие с учета налогоплательщика ЕНВД при переходе на иной режим налогообложения осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган (по месту учета в качестве плательщика ЕНВД) в течение 5 дней со дня перехода на иной режим налогообложения.
В заявлении о снятии с учета в налоговом органе указывается дата прекращения осуществляемого ранее вида предпринимательской деятельности. Эта дата будет являться датой снятия с учета плательщика ЕНВД (письма ФНС России от 29.12.2012 N ЕД-4-3/22651@, Минфина России от 27.12.2012 N 03-02-07/2-183, от 14.03.2018 N 03-11-06/2/15668).
Согласно абзацу 5 п. 3 ст. 346.28 НК РФ при нарушении срока представления налогоплательщиком единого налога заявления о снятии его с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, снятие с учета этого налогоплательщика и направление ему уведомления о снятии его с учета в качестве налогоплательщика единого налога осуществляются не ранее последнего дня месяца, в котором представлено указанное заявление. Датой снятия с учета в данном случае является последний день месяца, в котором представлено заявление о снятии с учета (письмо Минфина России от 04.07.2013 N 03-11-11/25779).
Таким образом, если организация не представила заявление о снятии ее с учета в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, датой снятия с учета в данном случае будет являться последний день месяца, в котором будет представлено заявление о снятии с учета. То есть налоговый орган снимет организацию с учета как плательщика ЕНВД только в последний день месяца, направив уведомление.
Представители контролирующих ведомств разъясняют, что до подачи в налоговый орган заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД организации или ИП обязаны исчислять и уплачивать единый налог на вмененный доход в установленном порядке независимо от того, ведут они деятельность фактически или нет (смотрите письма Минфина России от 29.04.2015 N 03-11-11/24875, от 30.01.2015 N 03-11-11/3564, от 24.10.2014 N 03-11-09/53916, от 15.04.2014 N 03-11-09/17087, от 27.03.2012 N 03-11-09/18, от 16.07.2010 N 03-11-09/61).
Согласно п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации" неосуществление в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (приостановление деятельности), не является основанием для освобождения плательщика ЕНВД от обязанностей представлять налоговую декларацию и уплачивать этот налог. Таким образом, факт временного приостановления налогоплательщиком ЕНВД предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, не освобождает его от выполнения возложенных на него обязанностей по уплате ЕНВД.
Полагаем, что данная позиция применима и в отношении случаев, при которых деятельность прекращена и не было представлено заявление о снятии с учета (смотрите постановление Десятого ААС от 12.08.2019 N 10АП-12870/19).
Заметим, что существует мнение ФНС России, согласно которому пользование имуществом, необходимым для ведения деятельности, облагаемой единым налогом, прекращено, то физические показатели для исчисления ЕНВД отсутствуют. В таком случае сумма ЕНВД к уплате за соответствующий налоговый период составит 0 рублей (смотрите информацию ФНС России от 19.09.2016).
Однако в определении Верховного Суда РФ от 21.01.2019 N 301-КГ18-20966 суды признали, что в случае несвоевременного снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД налог следует рассчитывать до последнего месяца, в котором подано заявление, а не до даты расторжения договоров аренды.
Таким образом, учитывая мнение специалистов финансового ведомства и судебную практику, в сложившейся ситуации у организации возникает обязанность по уплате ЕНВД до последнего дня месяца, в котором будет подано заявление о снятии с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Полагаем, что в данной ситуации также возможны санкции за несвоевременную уплату ЕНВД (в случае возникновения недоимки) и за несвоевременную подачу декларации по ЕНВД (в случае, если после прекращения деятельности и до даты снятия учета декларация не представлялась). Смотрите дополнительно Энциклопедию решений. Пеня за несвоевременную уплату налога; Энциклопедию решений. Расчет штрафа по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление первичной налоговой декларации в случае представления уточненной декларации;Энциклопедию решений. Ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД;
Энциклопедия решений. Добровольный порядок прекращения применения ЕНВД;
Энциклопедия решений. Прекращение (в том числе временное приостановление) деятельности, в отношении которой применялся режим ЕНВД;
Вопрос: В арендованном помещении велась розничная торговля, облагаемая ЕНВД (площадь торгового зала). 30.09.2013 договор аренды расторгнут. После расторжения договора организация снялась с учета как плательщик ЕНВД через 2 месяца (в ноябре подано заявление, в уведомлении указана дата снятия с учета - 30 ноября). За IV квартал сдана нулевая декларация с проставлением в том числе за октябрь и ноябрь прочерка в строках, в которых указывается физический показатель, поскольку физического показателя (площадь торгового зала в кв. м) в эти месяцы, пока организация не была снята с учета, не было (основание - акт возврата помещения арендодателю). Правильно ли это? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2014 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Надо ли удерживать НДФЛ с дополнительных стимулирующих выплат, исчисленных за счет бюджета субъекта РФ в повышенном размере по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 415, а также с региональных выплат, осуществляемых на основании распоряжения от 29.03.2020 N 129-РГ из бюджета Республики Саха (Якутия)? Подлежат ли обложению НДФЛ отпускные, при расчете которых учитывались эти стимулирующие выплаты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На основании п. 81 ст. 217 НК РФ стимулирующие выплаты, осуществляемые в соответствии спостановлением Правительства РФ N 415 от 02.04.2020 и постановлением Правительства РФ N 484 от 12.04.2020, не облагаются НДФЛ. Соответствующие дополнительные выплаты в повышенном размере (в данном случае 70% вместо 40%) можно признать выплатами, осуществляемыми субъектом РФ на основании акта Правительства РФ, в связи с чем к таким выплатам может быть применен п. 81 ст. 217 НК РФ, т.е. они также не облагаются НДФЛ.
Применение п. 81 ст. 217 НК РФ к выплатам, осуществляемым на основании Распоряжения N 129-РГ из бюджета Республики Саха (Якутия), на наш взгляд, влечет за собой налоговые риски. В отсутствие официальных разъяснений, полагаем, что такие выплаты лучше облагать НДФЛ в общем порядке.
Доходы в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, при расчете которого учитывались выплаты стимулирующего характера, также не освобождаются от налогообложения НДФЛ.

Обоснование вывода:

Региональные стимулирующие выплаты

Как было сказано выше, на основании п. 81 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта РФ.
Как видим, в этой норме нет ограничений ни по размеру необлагаемых налогом стимулирующих выплат, ни по порядку определения суммы указанной выплаты. В этой связи при применении данной нормы следует учитывать, что применение районного коэффициента по экономическому смыслу позволяет определить лишь размер стимулирующей выплаты и не может рассматриваться как отдельный вид дохода. Поэтому п. 81 ст. 217 НК РФ применим к указанным в нем выплатам стимулирующего характера, включая начисляемые на них районные коэффициенты.
Так, в частности, положения п. 81 ст. 217 НК РФ в полной мере применимы к стимулирующим выплатам, осуществляемым в соответствии спостановлением Правительства РФ N 415 от 02.04.2020 и постановлением Правительства РФ N 484 от 12.04.2020 (смотрите письма Минфина России от 20.07.2020 N 03-04-09/63226, от 16.07.2020 N 03-04-06/61923, ФНС России от 05.06.2020 N БС-4-11/9314@ и др., смотрите также информацию Минздрава России от 27.04.2020).
Действующая редакция п. 81 ст. 217 НК РФ, как следует из ее прямого прочтения, распространяется и на поименованные в нем доходы физических лиц, источником финансового обеспечения которых являются исключительно бюджетные ассигнования бюджета субъекта РФ. Следует отметить, что ранее одним из непременных условий, содержащихся в данной норме, являлось условие о том, что источником финансирования указанных в ней денежных выплат должен был быть исключительно федеральный бюджет (смотрите письмо Минфина России от 15.05.2020 N 03-04-07/39728).
Однако Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ норма п. 81 ст. 217 НК РФ была существенно расширена, в частности, теперь от НДФЛ освобождены не только выплаты, установленные федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, которые производятся из средств федерального бюджета, но и выплаты из бюджетов субъектов РФ. Причем изменения распространяются на указанные выплаты, полученные начиная с 1 января 2020 года. Смотрите дополнительно информацию ФНС России от 11.06.2020 "Стимулирующие выплаты за работу с COVID-19 освобождаются от НДФЛ", письмо ФНС России от 11.06.2020 N БС-2-11/1176@, от 15.06.2020 N БС-4-11/9761@.
Согласно п. 12 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных вышеназванным постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415, субъект РФ вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта РФ. Это позволяет сделать вывод о том, что соответствующие дополнительные выплаты в повышенном размере (в данном случае 70% вместо 40%) осуществляются субъектом РФ на основании акта Правительства РФ, в связи с чем к таким выплатам может быть применен п. 81 ст. 217 НК РФ (п. 4 Краткой справки о налогообложении дополнительных выплат стимулирующего характера работникам, оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, являющейся приложением к письму Минфина России от 20.07.2020 N 03-04-09/63226, письма Минфина России от 21.10.2020 N 03-04-06/91806, от 28.09.2020 N 03-04-06/84524, от 11.09.2020 N 03-04-09/79950, от 29.07.2020 N 03-04-06/66490, от 16.07.2020 N 03-04-06/61923, ФНС России от 20.10.2020 N БС-4-11/17211@, от 15.10.2020 N БС-4-11/16861@.
Что касается региональных выплат, выплачиваемых на основании распоряжения главы Республики Саха (Якутия) от 29.03.2020 N 129-РГ (далее - Распоряжение N 129-РГ), то, как следует из Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2020 N 184, эти выплаты производятся из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) государственным бюджетным, автономным, казенным учреждениям Республики Саха (Якутия), оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Вместе с тем положения п. 81 ст. 217 НК РФ распространяются не на любые стимулирующие выплаты. Указанная норма НК РФ не содержит отсылки на какие-либо конкретные нормативные правовые акты. Но условием для освобождения от налогообложения является осуществление выплаты на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ.
Однако в данном случае выплаты производятся по распоряжению главы Республики Саха (Якутия). Причем из Распоряжения N 129-рг не следует, что основанием для осуществления установленных им выплат является какой-либо федеральный закон, акты Президента РФ или акты Правительства РФ. Данное Распоряжение в принципе не содержит норм, позволяющих определить, на основании каких законодательных актов оно принято. При таких обстоятельствах, на наш взгляд, можно считать, что выплаты, установленные Распоряжением N 129-РГ, являются сугубо региональными, не предусмотренными на федеральном уровне.
Поэтому считаем, что применение п. 81 ст. 217 НК РФ к выплатам, осуществляемым на основании Распоряжение N 129-РГ из бюджета Республики Саха (Якутия), влечет за собой налоговые риски. Официальных разъяснений на тему возможности или невозможности применения данной нормы к выплатам, установленным исключительно на региональном уровне, нам обнаружить не удалось. Возможно, они появятся чуть позже.

НДФЛ с отпускных, при расчете которых учтены стимулирующие выплаты

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности в соответствии с гл. 23 НК РФ.
Перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, приведен в ст. 217 НК РФ. Оснований для освобождения от обложения НДФЛ доходов в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, в данной норме не содержится. В связи с этим указанные доходы подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Смотрите дополнительно письма Минфина России от 17.12.2018 N 03-04-06/91719, от 20.01.2017 N 03-04-06/2412, от 19.09.2016 N 03-04-05/54642.
Отметим, что в ст. 217 НК РФ вносились изменения, в соответствии с которыми из-под обложения НДФЛ были выведены некоторые виды доходов, получаемых физическими лицами в период эпидемии (пп.пп. 81-83 ст. 217 НК РФ).
Так, в частности, как уже говорилось, на основании п. 81 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта РФ.
Однако изменений, каким-либо образом связанных с обложением НДФЛ дохода в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, к сожалению, в настоящее время в НК РФ и другие нормативно-правовые акты не вносилось. Нам не встретились и проекты законов, предусматривающие внесение подобных поправок.
Отметим, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, включаются в расчет среднего заработка, сохраняемого за работниками на время ежегодного отпуска и в других случаях, предусмотренных ТК РФ (письмо Министерства здравоохранения РФ от 06.05.2020 N 16-3/И/2-5951, письмо ФФОМС от 15.06.2020 N 7858/21/и). Однако необходимо понимать, что данный факт не меняет правовую природу этих выплат. Включение рассматриваемых стимулирующих выплат в расчет среднего заработка влечет за собой увеличение размера отпускных, однако от этого сами отпускные не становятся выплатами стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку. Из ст.ст. 106107 ТК РФ следует, что под отпуском понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Поэтому суммы начисленного среднего заработка, сохраняемого за работником на время отпуска, никак нельзя отнести к поименованным в п. 81 ст. 217 НК РФ выплатам. Еще раз повторим, в этой норме идет речь о выплатах за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, а не о выплатах за время отдыха от этих работ.
В связи с изложенным полагаем, что доходы в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, при расчете которого учитывались выплаты стимулирующего характера, не освобождаются от налогообложения НДФЛ.
Отметим, что и по данному вопросу нам не удалось обнаружить официальные разъяснения уполномоченных органов, подтверждающие или опровергающие нашу позицию.
В связи с этим напоминаем о праве налогоплательщика на обращение в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений (информации) по данному вопросу (пп.пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ). В соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

К сведению:
С 1 ноября 2020 года система стимулирующих "коронавирусных" выплат работникам здравоохранения изменена. Постановление Правительства РФ N 415 отменено. Теперь выплаты будет осуществлять ФСС РФ (постановление Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

ИП применяет УСН и получает доходы по двум видам деятельности: общепит и розничная торговля. Выручка в разрезе видов деятельности за 9 месяцев 2020 года составила: общепит - 80 млн. рублей, розничная торговля - 20 млн. рублей.
Может ли ИП по виду деятельности "розничная торговля" перейти на ПСН начиная с IV квартала 2020 года, если при этом иные требования относительно применения ПСН по розничной торговле у ИП соблюдаются?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации не имеет смысла подавать заявление на получение патента с начала IV квартала 2020 года, поскольку даже в случае его выдачи предпринимателю он будет считаться утратившим право на применение ПСН и перешедшим на УСН с начала IV квартала 2020 года в связи с превышением предусмотренного пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ лимита выручки.

Обоснование вывода:
Патентная система налогообложения (далее - ПСН) относится к специальным налоговым режимам (пп. 5 п. 2 ст. 18 НК РФ) и регулируется нормами главы 26.5 НК РФ.
ПСН устанавливается НК РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов РФ. ПСН применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). В частности, возможно его совмещение с УСН (письмаМинфина России от 21.02.2020 N 03-11-11/12575, от 20.02.2015 N 03-11-11/8429). ПСН возможно применять и в отношении предпринимательской деятельности в области розничной торговли (пп.пп. 4546 п. 2п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, добровольно перешедшие на ПСН в порядке, установленном главой 26.5 НК РФ (ст. 346.44 НК РФ). Индивидуальный предприниматель на УСН вправе в любое время (то есть без учета п. 6 ст. 346.13 НК РФ) перейти на ПСН по отдельным видам предпринимательской деятельности (письма Минфина России от 29.04.2016 N 03-11-12/25785, от 04.02.2015 N 03-11-11/4299, от 03.09.2013 N 03-11-11/36264).
Документом, удостоверяющим право на применение ПСН, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ введена ПСН (п. 1 ст. 346.45 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 346.45 НК РФ для получения патента индивидуальный предприниматель подает (передает, направляет) в налоговый орган соответствующее заявление не позднее чем за десять дней до начала применения ПСН (с учетом установленных особенностей).
Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента выдать или направить индивидуальному предпринимателю патент или уведомление об отказе в выдаче патента (п. 3 ст. 346.45 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 346.45 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для отказа налоговым органом в выдаче индивидуальному предпринимателю патента. При этом указанный перечень не предусматривает такого основания для отказа в выдаче патента, как превышение полученными предпринимателем доходами какого-либо лимита.
В то же время на основании пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим, в частности, на УСН (при условии применения данного специального налогового режима) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, превысили 60 млн. рублей. В случае, если налогоплательщик применяет одновременно ПСН и УСН, при определении величины доходов от реализации для целей указанного ограничения учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам (последний абзац п. 6 ст. 346.45 НК РФ; индексация данного лимита не предусмотрена - смотрите, например, письма Минфина России от 08.06.2017 N 03-11-09/35718, от 29.06.2017 N 03-11-12/41239).
Приведенные нормы не содержат каких-либо исключений для случаев перехода на ПСН не с начала календарного года, равно как и оговорки о том, что в целях соблюдения 60-миллионного лимита доходов учитываются доходы, полученные по одному виду предпринимательской деятельности (письма Минфина России от 13.03.2020 N 03-11-11/19379, от 25.09.2019 N 03-11-11/73583, от 07.08.2019 N 03-11-11/59523).
В течение десяти календарных дней с даты наступления одного из обстоятельств, указанных в п. 6 ст. 346.45 НК РФ, предприниматель обязан в соответствии с п. 8 ст. 346.45 НК РФ заявить в налоговый орган об утрате права на применение ПСН.
То есть фактически превышение лимита доходов, предусмотренного пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ, предпринимателем на УСН до момента подачи заявления на получение патента является обстоятельством, препятствующим применению индивидуальным предпринимателем ПСН в течение соответствующего календарного года. В таком случае формально получается, что наряду с заявлением на получение патента предприниматель должен будет подать в налоговый орган и заявление об утрате права на применение ПСН.
В рассматриваемой ситуации выручка предпринимателя, учтенная при расчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 9 месяцев 2020 года превышает 60 миллионов рублей. По нашему мнению, в таком случае не имело смысла подавать заявление на получение патента с начала IV квартала 2020 года, поскольку даже в случае его выдачи предпринимателю он будет считаться утратившим право на применение ПСН и перешедшим на УСН с начала IV квартала 2020 года.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. ПСН. Патент;
Энциклопедия решений. Ограничение по размеру доходов для применения ПСН;
Энциклопедия решений. Принудительное прекращение ПСН;
Вопрос: Ограничение по размеру доходов для применения ПСН при совмещении с УСН и ЕНВД (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.);
- Вопрос: При совмещении патентной системы налогообложения с упрощенной системой налогообложения лимит по доходам налогоплательщика определяется в рамках каждого режима или исходя из общей выручки? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения