Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 22 по 28 марта 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона N 1048793-7 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги" (текст к третьему чтению)

Законопроект о налоговом вычете по расходам на занятия спортом будет рассмотрен в третьем чтении

Налоговый вычет по НДФЛ планируется предоставлять в размере расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, но не более 120 тыс. рублей за налоговый период с учетом расходов на иные социальные вычеты по НДФЛ.

Максимальный размер вычета (13% от суммы в 120 тыс. рублей), подлежащий возврату налогоплательщику, может составить 15,6 тыс. рублей.

Перечень организаций, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги, при получении которых можно будет претендовать на налоговый вычет, будет формироваться Минспортом.

 

Постановление Правительства РФ от 18.03.2021 N 408
"О внесении изменения в раздел V перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5"

Перечень НИОКР, расходы по которым учитываются с повышающим коэффициентом, дополнен новыми позициями

В пункт 2 "Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения" раздела V перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, включены новые направления НИОКР:

разработка автоматизированных систем мониторинга показателей технического состояния, эффективности работы объектов транспортной инфраструктуры, подвижного состава, путевой техники;

разработка технологий компьютерного моделирования транспортных систем и процессов;

разработка технологий интервального регулирования движения поездов.

 

Постановление Правительства РФ от 20.03.2021 N 433
"О внесении изменения в пункт 26 Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации"

Официальным опубликованием документа международных стандартов считается его первая публикация на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)

Соответствующее изменение внесено в пункт 26 Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. N 107.

 

Приказ Минфина России от 17.02.2021 N 23н
"О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности "Реформа базовой процентной ставки - этап 2 (Поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16)" в действие на территории Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2021 N 62829.

Введен в действие МСФО "Реформа базовой процентной ставки - этап 2 (Поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16)"

Документом внесены поправки в МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16, а также добавлены пункты 104 - 106 и C20C - C20D.

Организация должна применять данные поправки в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2021 года или после этой даты. Допускается досрочное применение.

Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

 

Приказ Минфина России от 17.02.2021 N 24н
"О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности "Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы" (Поправки к МСФО (IFRS) 3 "Объединение бизнесов")", "Основные средства - поступления до использования по назначению (Поправки к МСФО (IAS) 16 "Основные средства")", "Обременительные договоры - затраты на исполнение договора (Поправки к МСФО (IAS) 37)" и "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2018 - 2020 гг." в действие на территории Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2021 N 62828.

На территории РФ вводятся в действие четыре документа МСФО

Настоящим приказом введены в действие:

документ МСФО "Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы" (Поправки к МСФО (IFRS) 3 "Объединение бизнесов")";

документ МСФО "Основные средства - поступления до использования по назначению (Поправки к МСФО (IAS) 16 "Основные средства")";

документ МСФО "Обременительные договоры - затраты на исполнение договора (Поправки к МСФО (IAS) 37)";

документ МСФО "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2018 - 2020 гг.".

 

"Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2018 - 2020 гг."
(введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 17.02.2021 N 24н)

Документом "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2018 - 2020 гг." внесены поправки в некоторые МСФО

Документом "Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2018 - 2020 гг.", выпущенным в мае 2020 года, внесены изменения:

в МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности"; (уточнен пункт D1(f) и добавлен пункт D13A);

в МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (добавлены пункты 7.2.35 и B3.3.6A и внесены изменения в пункт B3.3.6.);

в МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство" (внесены изменения в пункт 22).

Организация должна применять данные поправки в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2022 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данную поправку в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

"Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы". Поправки к МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов"
(введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 17.02.2021 N 24н)

Принят документ "Поправки к ссылкам на "Концептуальные основы". Поправки к МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов"

Документом "Ссылки на "Концептуальные основы", выпущенным в мае 2020 года, внесены изменения в пункты 11, 14, 21, 22 и 23 и добавлены пункты 21A, 21B, 21C и 23A.

Внесенным дополнением, в частности, введено понятие "условный актив". Это возможный актив, который возникает из прошлых событий, и наличие которого будет подтверждено только наступлением или ненаступлением одного или нескольких будущих событий, в наступлении которых нет уверенности и которые не полностью находятся под контролем организации". Приобретатель не может признавать условный актив на дату приобретения.

Установлено также, что организация должна применять внесенные поправки в отношении объединений бизнесов, для которых дата приобретения совпадает или наступает после начала первого годового отчетного периода, начинающегося 1 января 2022 года или после этой даты. Допускается досрочное применение, если ранее или одновременно с этим организация также применяет все поправки, внесенные документом "Поправки к Ссылкам на "Концептуальные основы" в стандартах МСФО", выпущенным в марте 2018 года.

 

"Обременительные договоры - затраты на исполнение договора. Поправки к МСФО (IAS) 37"
(введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 17.02.2021 N 24н)

Введен в действие документ "Обременительные договоры - затраты на исполнение договора. Поправки к МСФО (IAS) 37"

Документом "Обременительные договоры - затраты на исполнение договора", выпущенным в мае 2020 года, добавлены пункты 68A и 94A и внесены изменения в пункт 69. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2022 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит настоящие поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

"Основные средства - поступления до использования по назначению. Поправки к МСФО (IAS) 16 "Основные средства"
(введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 17.02.2021 N 24н)

Приняты поправки к МСФО (IAS) 16 "Основные средства"

Документом "Основные средства - поступления до использования по назначению", выпущенным в мае 2020 года, внесены изменения в пункты 17 и 74 и добавлены пункты 20A, 74A и 80D. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2022 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит настоящие поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

"Реформа базовой процентной ставки - этап 2. Поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16"
(введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 17.02.2021 N 23н)

Принят документ МСФО "Реформа базовой процентной ставки - этап 2. Поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16"

Документом предусмотрены поправки:

к МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты"

к МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка";

к МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" (организация должна применить данные поправки одновременно с применением поправок к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 4 или МСФО (IFRS) 16);

к МСФО (IFRS) 16 "Аренда".

Организация должна применять поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2021 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.


<Письмо> Минпромторга России от 09.03.2021 N МА-17365/20
<Об уплате утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств>

Колесные транспортные средства (шасси, прицепы), предназначенные для экспорта, с электронными паспортами со статусом "незавершенный" не являются товарами, выпущенными в обращение на территории РФ

Электронному паспорту транспортного средства (шасси транспортного средства в процессе его оформления, заполнения и внесения в него изменений присваивается в системе электронных паспортов один из статусов, в том числе статус "незавершенный".

Данный статус присваивается автоматически после присвоения уникального номера электронного паспорта и предусматривает заполнение уполномоченным органом (организацией) или организацией-изготовителем всех полей, предложенных для заполнения.

Статус "действующий" присваивается электронному паспорту автоматически после присвоения уникального номера электронного паспорта и поступления сведений о выпуске товара (в случае ввоза) и об уплате утилизационного или иного аналогичного сбора в соответствии с законодательством государства-члена в случае, предусмотренном законодательством этого государства-члена.

Сообщено также, что необходимость уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси, прицепов), предназначенных для экспорта, с оформленными на них электронными паспортами со статусом "незавершенный" отсутствует.

 

<Письмо> ФНС России от 16.03.2021 N СД-4-3/3353@
"Об акцизах"

Разъяснены вопросы налогообложения акцизами альтернативного моторного топлива, полученного из нетрадиционных источников энергетического сырья

На основании статьи 181 НК РФ к подакцизным товарам относятся автомобильный бензин, дизельное топливо и средние дистилляты.

Сообщается, в частности, что в статье 1 "Модельный закон об использовании альтернативных видов моторного топлива", принятого в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением N 22-10, содержится определение альтернативного моторного топлива.

Кроме того, требования к характеристикам автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в Приложениях N 2 и N 3 к Техническому регламенту ТР ТС 013/2011, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826.

Технический регламент не устанавливает требований для сырья, из которого должен быть произведен автомобильный бензин или дизельное топливо.

По мнению Минфина, в случае соответствия произведенного альтернативного моторного топлива характеристикам, установленным Техническим регламентом для автомобильного бензина и дизельного топлива, и отражения указанной информации в декларации о соответствии требованиям Технического регламента, а также отражения в паспорте на топливо наименования и марки топлива - автомобильного бензина или дизельного топлива, альтернативное моторное топливо, произведенное из нетрадиционных источников энергетического сырья, будет признаваться подакцизным товаром и облагаться акцизами на основании подпункта 7 или подпункта 8 пункта 1 статьи 181 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 16.03.2021 N СД-4-3/3432@
"Об утилизационном сборе"

ФНС направлены разъяснения Минпромторга России по вопросу уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси, прицепов), предназначенных для экспорта

Согласно разъяснению Минпромторга необходимость уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси, прицепов), предназначенных для экспорта, с оформленными на них электронными паспортами со статусом "незавершенный" отсутствует.


Письмо ФНС России от 05.03.2021 N АБ-4-19/2887@
"О стандартизации графика осуществления приема и обслуживания налогоплательщиков"

С 1 апреля 2021 года прием и обслуживание налогоплательщиков в налоговых инспекциях должны осуществляться по единым графикам

ФНС поручает организовать с 01.04.2021 прием и обслуживание налогоплательщиков по графикам, установленным для территориальных налоговых органов и Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

В рабочие дни время приема установлено с 9 до 18 (для территориальных налоговых органов время приема во вторник и четверг продлевается до 20.00), в пятницу время приема сокращено до 16.45, выходные дни - суббота и воскресенье.

 

<Письмо> ФНС России от 22.03.2021 N БС-4-11/3712@
<О представлении сведений, включаемых в реестр сведений, представляемых организаторами азартных игр, проводимых в казино и залах игровых автоматов>

Рекомендованы формат, а также состав и порядок представления сведений организаторами азартных игр в налоговые органы

Определение налоговой базы и исчисление суммы НДФЛ с доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, в 2020 году, производятся налоговым органом на основании сведений, представляемых организаторами азартных игр в налоговые органы в электронной форме в виде реестра сведений в срок не позднее 1 мая 2021 года.

Для реализации указанных требований настоящим письмом доведены формат, состав и порядок представления сведений.

ФНС также напоминает, что на организаторов азартных игр возложены обязанности по идентификации посетителей.

При представлении в налоговые органы соответствующих сведений необходимо включать информацию о физлицах - получателях выигрышей, являющихся налоговыми резидентами РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 23.03.2021 N БС-4-11/3759@
<О контрольных соотношениях показателей формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), утвержденной Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@>

ФНС направлены контрольные соотношения показателей формы 6-НДФЛ)

Форма расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), утверждена Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

22.03.2021 Ввоз на территорию РФ кормовой добавки для животных облагается НДС по ставке 10%, если она не требует дополнительной обработки перед применением, по своему составу, предназначению фактически является продуктом, используемым для кормления животных

Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2021 № 307-ЭС20-22189 по делу N А56-55529/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Таможня полагает, что ввезенные обществом кормовые добавки не являются готовыми продуктами, непосредственно используемыми для кормления животных, и не облагаются по ставке НДС 10%. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию таможенного органа необоснованной. Спорный товар применяется для повышения молочной и мясной продуктивности животных, не требуя дополнительной обработки добавок перед применением, по своему составу, предназначению фактически является продуктом, используемым для кормления животных. Область его использования соотносима с реализацией публично-значимых целей (развитие сельского хозяйства), для достижения которых законодателем установлена льготная ставка НДС.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

22.03.2021 Если задолженность ИП по земельному налогу выявлена после 01.01.2015, то она не может быть признанна безнадежной к взысканию в особом порядке (по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ)

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2021 № Ф09-8308/20 по делу N А76-20208/2020
По мнению налогоплательщика (ИП), его задолженность по земельному налогу за 2014 г. подлежит признанию в качестве безнадежной ко взысканию. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика. Инспекцией установлено, что налогоплательщиком не уплачен земельный налог за 2014 г. Решение о начислении указанной задолженности принято после 01.01.2015. В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на 29.12.2017. Следовательно, основания для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию отсутствуют.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

22.03.2021 Денежные средства, взысканные в пользу налогоплательщика решением суда, учитываются в составе внереализационных доходов на момент вступления в законную силу решения, а не в текущем периоде как доходы прошлых периодов

Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2021 № 310-ЭС20-19492 по делу N А62-6603/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что взысканные решением суда в его пользу денежные средства (неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами, возмещение государственной пошлины) правомерно им отражены в составе внереализационных доходов текущего периода как доходы прошлых периодов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Датой получения либо моментом выявления внереализационных доходов в виде подлежащих уплате на основании судебного акта денежных средств следует считать дату вступления в законную силу судебного акта. Поэтому суд признал правомерным доначисление налога на прибыль за период, в котором вступило в законную силу решение суда о взыскании сумм в пользу налогоплательщика.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

23.03.2021 Пониженная ставка земельного налога, установленная в отношении участков, занятых гаражными кооперативами и индивидуальными гаражами граждан, не применяется при использовании участка в коммерческих целях

Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2021 № 309-ЭС20-23220 по делу N А76-2047/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что вправе применять пониженную ставку земельного налога, установленную на территории города в отношении участков, занятых гаражными кооперативами и индивидуальными гаражами граждан, в том числе на период строительства. Использование данной ставки не зависит от организационно-правовой формы налогоплательщика (общества). Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. На территории спорного участка расположены организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и боксы, принадлежащие налогоплательщику, которые используются в коммерческих целях. Учитывая порядок применения льготной налоговой ставки, суд указал на то, что в настоящем случае оснований для ее применения не имеется.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.03.2021 В ходатайстве о зачете государственной пошлины при обжаловании судебных актов суд отказывает, если не представлены оригиналы необходимых документов (справки суда на возврат государственной пошлины)

Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2021 № 305-ЭС21-115 по делу N А40-225721/2019
О возврате кассационной жалобы без рассмотрения по существу, возврате жалобы

Общество полагает, что его ходатайство о зачете государственной пошлины при обжаловании судебных актов должно быть удовлетворено. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Оригиналы документов, необходимых для зачета государственной пошлины (справки суда на возврат государственной пошлины), обществом в суд не представлены. В связи с этим суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.03.2021 Заявление о внесении изменений в ЕГРН в связи с изменением организационно-правовой формы юридического лица не облагается государственной пошлиной

Определение Верховного Суда РФ  от 20.01.2021 № 304-ЭС20-21510 по делу N А03-10355/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Управление Росреестра полагает, что государственная пошлина, уплаченная обществом за регистрацию перехода права собственности на недвижимость в связи с преобразованием общества, возврату не подлежит. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Управления Росреестра необоснованной. Общество обратилось с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в связи с изменением организационно-правовой формы. Однако такое изменение не предполагает изменения прав и обязанностей юридического лица, то есть правопреемства от одного лица к другому. Соответственно, регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому лицу не требуется. Суд пришел к выводу, что государственная пошлина в данном случае уплачена обществом излишне и подлежит возврату.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.03.2021 Приостановление операций по счетам предпринимателя применяется и к его личным счетам, не используемым в предпринимательской деятельности

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.02.2021 № Ф05-24712/20 по делу N А41-19216/2020
Налоговый орган привлек банк к ответственности за неисполнение решения о приостановлении операций по счетам предпринимателя. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа. Осуществление банком расходных операций по поручениям налогоплательщика на перечисление средств, не связанное с исполнением обязанностей по уплате налога, с преимуществом в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ влечет привлечение банка к налоговой ответственности. Довод банка о том, что у него отсутствует обязанность по приостановлению операций по счетам, открытым клиентам - физическим лицам, и он обязан приостановить лишь счета, открытые клиентам для ведения предпринимательской деятельности, отклонен. Приостановление операций по счетам в банке в отношении предпринимателя может применяться как к расчетным счетам, так и к текущим счетам, открываемым не для осуществления предпринимательской деятельности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.03.2021 Налогоплательщик не вправе отказаться от включения авансов и предоплаты в налоговую базу по НДС в периоде их поступления

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.02.2021 № Ф05-23916/20 по делу N А40-303289/2019
Налоговый орган доначислил налог в связи с невключением организацией авансовых платежей в налоговую базу по НДС. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа. Суд проанализировал данные о движении денежных средств по банковским счетам общества, сопоставив спорные суммы предварительной оплаты с соответствующими счетами-фактурами, выставленными обществом при реализации товаров (работ, услуг). При этом было установлено, что получение авансов и реализация соответствующих товаров (работ, услуг) происходили в разных налоговых периодах. НК РФ не определено право налогоплательщика на самостоятельное определение момента формирования налоговой базы по НДС, а прямо закреплена обязанность уплатить НДС с полученных авансов. Поэтому у общества отсутствовали правовые основания для невключения денежных средств, поступивших в виде авансов и предоплаты, в налоговую базу по НДС.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.03.2021 Обязательство по уплате налога на имущество физических лиц может быть признано общим обязательством супругов в рамках дела о банкротстве одного из них

Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2021 № 310-ЭС20-21543 по делу N А48-269/2016
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Супруга предпринимателя полагает, что обязательство ИП по уплате налога на имущество физических лиц не является общим; распределение неисполненных налоговых обязательств между физическими лицами не предусмотрено законодательством. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию заявительницы необоснованной. В данном случае обязательство по уплате налога на имущество физических лиц является общим обязательством супругов, поскольку заявительница обладала всеми правами собственника имущества, на которое начислен налог, несмотря на то, что имущество разделено. Суд в рамках дела о банкротстве ИП удовлетворил заявление налогового органа о признании его требования, ранее включенного в реестр требований кредиторов ИП, общим обязательством должника и его супруги.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.03.2021 Суд признал правомерным доначисление налога по УСН на поступившие налогоплательщику денежные средства, т. к. они являлись оплатой оказанных им услуг, а договоры займа, на которые он ссылается, оформлены искусственно

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2021 № 309-ЭС20-22056 по делу N А60-68379/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что ему неправомерно доначислен налог по УСН, т. к. спорные денежные средства получены им по договорам займа, а не по договорам оказания услуг. На спорную сумму его услуги контрагентами не оплачены, но ими предоставлены займы. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налоговым органом в ходе проверки выявлены противоречия между данными налоговой декларации предпринимателя и сведениями с его расчетных счетов. С учетом обстоятельств дела суд пришел к выводу, что предпринимателем была создана искусственная ситуация по оформлению договоров займа с взаимосвязанными юридическими лицами в целях занижения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.03.2021 Налогоплательщик не вправе включить в состав расходов агентское вознаграждение, если он и контрагент фактически являются единой организованной коммерческой структурой

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2021 № 308-ЭС20-21834 по делу N А32-55210/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу на прибыль за счет расходов на агентские услуги, оказанные взаимозависимым лицом. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Налогоплательщик и агент (ИП) фактически являются единой организованной коммерческой структурой, работники которой, будучи оформленными у различных работодателей, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, выполняя свои должностные обязанности, используют общие материально-технические ресурсы в целях достижения консолидированного эффекта от деятельности по реализации товаров. При этом выгодоприобретателем в результате неправомерного включения в состав расходов агентского вознаграждения является налогоплательщик.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

22.03.2021 Потребкооперативы будут обязаны уведомлять налоговиков о полном внесении паевых взносов

1 июля 2021 вступает в силу пункт 9.5 статьи 85 НК, который обязывает потребительские кооперативы сообщать в налоговый орган о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество своими членами и иными лицами, имеющими право на накопления.

Информация предоставляется в УФНС по месту нахождения кооператива в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.

Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28.01.2021 № ЕД-7-21/107@.

В соответствии с ГК член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретает право собственности на указанное имущество.

Причем право на данный объект возникает с момента внесения паевого взноса в полном объеме, а не с момента госрегистрации права.

Сведения, которые представят в налоговые органы потребительские кооперативы, будут являться основанием для постановки на учет, снятие с учета организации или физлица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

22.03.2021 Зарплату иностранным работникам нельзя платить наличными

Законом установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ.

Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в этот разрешенный перечень, предупреждает ФНС.

Таким образом, выплата заработной платы временно проживающим и временно пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства считается валютной операцией и должна осуществляться исключительно в безналичной форме.

Ее нарушение влечет наложение административного штрафа: на ИП и юрлиц — от 75 до 100 % суммы незаконной валютной операции, на должностных лиц — от 20 до 30 тыс рублей.

Срок для привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента выплаты нерезиденту зарплаты из кассы работодателя.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

23.03.2021 Особенности применения УСН

Разъяснения ФНС России

Вновь зарегистрированный ИП имеет право уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, которая указана в соответствующем свидетельстве. Те предприниматели, которые не сделали этого в необходимые сроки, не смогут применять УСН, говорится в п. 2 ст. 346.12 НК РФ и пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, пишет пресс-служба ФНС России.

При этом может произойти так, что хозяйствующий субъект выразил желание использовать УСН, уже фактически его применяя: сдавая налоговую отчетность, а также уплачивая авансовые и налоговые платежи. Если в таком случае ФНС своевременно не уведомил ИП о необходимости применения общей системы налогообложения (ОСН), то не может ссылаться, что не получил от него уведомление о переходе на УСН или получил его с нарушением срока. Верховный суд России отметил, что в данной ситуации положения пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут быть применены в качестве основания для перевода налогоплательщика на ОСН.

Источник: Российский налоговый портал

 

24.03.2021 Продажа автомобиля при совмещении ЕНВД и УСН облагается по упрощенке

До 01.01.2021, можно было применять ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими не более чем 20 авто, предназначенных для оказания таких услуг.

Однако операция по реализации основного средства (в том числе разовая операция по продаже грузового автомобиля) не подлежала налогообложению в рамках ЕНВД.

В случае реализации автотранспортного средства, осуществляемой вне рамок деятельности, облагаемой ЕНВД, налогоплательщику, одновременно применяющему УСН, следует исчислить и уплатить налоги в соответствии с главой 26.2 НК (по УСН).

Такие разъяснения дает Минфин в письме от 19.02.2021 № 03-11-11/11913.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.03.2021 Особенности возврата излишне удержанного НДФЛ с дивидендных доходов

Разъяснения ФНС России

НК РФ установлено, что излишне удержанные налоговым агентом суммы налога должны быть возвращены налогоплательщику самим налоговым агентом. Для этого физлицу нужно написать соответствующее заявление, пишет ГАРАНТ.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, которые подлежали перечислению в российскую казну в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание этого налога.

ФНС России в письме от 11 марта 2021 г. № СД-3-11/1761@ сообщила, что вернуть излишне удержанные налоговым агентом суммы НДФЛ налоговики могут только при отсутствии налогового агента. В данном случае физлицу вместе с заявлением в ФНС необходимо представить и налоговую декларацию.

Если налоговый агент существует, то сначала с заявлением о возврате излишне удержанного НДФЛ необходимо обратиться к нему. Также считают Верховный и Конституционный суды.

Источник: Российский налоговый портал

 

24.03.2021 Как учесть на УСН товары, купленные в период применения ЕНВД

ФНС опубликовала соответствующие разъяснения Минфина России

ФНС России обнародовала разъяснения Минфина по вопросу учета в целях налога при УСН расходов на оплату товаров, которые были приобретены для дальнейшей реализации в период применения ЕНВД, пишет ГАРАНТ.

В НК РФ указано, что компании и ИП, которые до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяли ЕНВД, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, могут учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Отражаются данные расходы в учете по мере реализации товаров. Этот порядок распространяется на правоотношения, которые возникли с 1 января 2020 года.

При этом расходы по оплате стоимости товаров для их учета в целях налогообложения должны соответствовать критериям, которые прописаны в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса — они должны быть понесены самим налогоплательщиком, документально подтверждены и экономически обоснованы, т.е. экономически оправданы, а также их оценка должна быть выражена в денежной форме.

Источник: Российский налоговый портал

 

25.03.2021 Минфин пояснил, как уменьшить налоги при совмещении УСН и ПСН

Минфин пояснил, как индивидуальный предприниматель с работниками может уменьшить налоги по УСН и ПСН на уплаченные страховые взносы.

Если все работники заняты в деятельности по УСН, то стоимость патента (или патентов, если их несколько) можно уменьшит на фиксированные взносы ИП без применения ограничения в виде 50% от суммы данного налога. Но в этом случае ограничение в 50% будет при расчете налога по УСН.

Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 25.02.2021 № 03-11-11/13087.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.03.2021 Мать-одиночку нельзя сократить, даже если она сама этого хочет

В Роструд за разъяснениями обратился работодатель, который проводит процедуру сокращения штата.

Среди работников организации есть мать-одиночка. Эта женщина не противится сокращению, и более того — она сама этого хочет, ведь в этом случае положено выходное пособие. Женщина готова пописать добровольное согласие на сокращение, чтобы обезопасить работодателя от возможных претензий.

Но увы, это не возможно, сообщает Роструд. ТК крепко защищает трудовые права некоторых категорий граждан даже если самим гражданам это невыгодно.

Увольнение в связи с сокращением численности или штата организации матери-одиночки невозможно, поскольку законом установлен запрет на увольнение по указанному основанию таких категорий работников (в том числе при наличии их согласия на такое увольнение).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.03.2021 Паспорт будет действительным в течение 30 дней после наступления возраста, требующего замены

Паспорт гражданина России будет действительным в течение 30 дней после окончания срока его действия из-за наступления возраста, когда документ необходимо менять,

Проект МВД с такими поправками в постановление Правительства № 828 опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

По достижении гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене, что фактически означает прекращение его действия. И пока не будет получен новый паспорт, человек по сути живет не как полноправный гражданин России. Ему отказывают в обслуживании в банке, могут не пустить в поезд или самолет и т.д.

После принятия поправок, в постановлении Правительства будет написано:

71. Паспорт является недействительным:

по истечении 30 дней со дня достижения гражданином 20-летнего
‎и 45-летнего возраста, изменения гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменения сведений о дате (числе, месяце, годе) и (или) месте рождения, изменения пола либо со дня оформления нового паспорта;

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

В декабре 2020 года коммерческая организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, приобрела нематериальный актив - исключительные права на программу для ЭВМ. Достоверно определить срок его полезного использования не представляется возможным.

Нужно ли его амортизировать в бухгалтерском учете, самостоятельно определив срок полезного использования согласно п. 3 ст. 257, п. 2 ст. 258 НК РФ от двух лет? Нужно ли с 2021 года прекратить начисление амортизации по тем нематериальным активам, по которым до 01.01.2021 она начислялась (в том числе учитывая распоряжение Правительства РФ от 09.12.2020 N 3277-Р)? Нужно ли с 01.01.2021 продолжать начислять амортизацию в отношении нематериальных активов, по которым на 31.12.2020 уже нельзя достоверно определить срок полезного использования (первоначально был установлен срок полезного использования десять лет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если организация не может надежно определить срок полезного использования приобретенного нематериального актива (программы для ЭВМ), его следует квалифицировать в качестве нематериального актива с неопределенным сроком полезного использования, по которому амортизация в бухгалтерском учете не начисляется.

Нами не обнаружено нормативно-правовых актов, прямо препятствующих начислению организацией в данном случае с 01.01.2021 в бухгалтерском учете амортизации в отношении нематериальных активов, по которым до указанной даты она начислялась в установленном порядке. При этом организация должна с 01.01.2021 прекратить начисление амортизации в отношении таких активов в случае, если по итогам ежегодной проверки срока их полезного использования (на 31.12.2020) они признаются активами с неопределенным сроком полезного использования.

Обоснование вывода:

Правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах (НМА) организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) установлены ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (далее - ПБУ 14/2007).

При выполнении условий, установленных в п. 3 ПБУ 14/2007, к НМА относятся и программы для ЭВМ (п. 4 ПБУ 14/2007).

Согласно п. 23 ПБУ 14/2007 стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования, если иное не установлено указанным положением. По НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется. Данное правило действует с 01.01.2008.

Таким образом, организация в данном случае должна амортизировать приобретенный НМА (программу для ЭВМ) в случае, если в отношении него возможно определить срок полезного использования. Заметим при этом, что организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве НМА, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007). На упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе претендовать и субъекты малого предпринимательства (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета).

На основании п. 25 ПБУ 14/2007 срок полезного использования НМА определяется при его принятии к бухгалтерского учету. Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого коммерческая организация предполагает использовать НМА с целью получения экономической выгоды. НМА, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются НМА с неопределенным сроком полезного использования. Заметим, что согласно п. 88 МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" организации следует рассматривать НМА как имеющий неопределенный срок полезного использования, если анализ всех уместных факторов указывает на отсутствие предсказуемых ограничений периода, на протяжении которого, как ожидается, этот актив будет создавать для организации чистые денежные притоки.

Определение срока полезного использования НМА производится исходя из (п. 26 ПБУ 14/2007):

- срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

- ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Для отдельных видов НМА срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида (п. 25 ПБУ 14/2007).

Срок полезного использования НМА не может превышать срок деятельности организации.

Как следует из условий рассматриваемой ситуации, организация не может надежно определить срок полезного использования приобретенного НМА (программы для ЭВМ), поэтому его следует квалифицировать в качестве НМА с неопределенным сроком полезного использования, по которому амортизация не начисляется.

Заметим, что ПБУ 14/2007 не содержит правил, устанавливающих возможность определения срока полезного использования НМА согласно нормам главы 25 НК РФ, регулирующей вопросы налогообложения прибыли организаций. В этой связи считаем, что в целях ведения бухгалтерского учета организация в данном случае не может на основании п. 3 ст. 257, п. 2 ст. 258 НК РФ самостоятельно установить срок полезного использования НМА (программы для ЭВМ) от двух лет (также и десять лет как для НМА, по которому невозможно определить срок полезного использования) и начать амортизировать его.

Следует учитывать, что в отношении НМА с неопределенным сроком полезного использования организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок для данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов организация определяет срок полезного использования данного НМА и способ его амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях (п. 27 ПБУ 14/2007, смотрите также ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений"). По мнению Минфина России, изложенному в письме от 28.01.2010 N 07-02-18/01, указанная проверка должна осуществляться по объектам НМА, числящимся в бухгалтерском учете по состоянию на 31 декабря отчетного года вне зависимости от даты принятия их к учету. Таким образом, статус объекта, который изначально был учтен в группе активов с неопределенным сроком использования, может быть изменен (смотрите также письмо Минфина России от 30.06.2020 N 07-01-10/56241).

Нами не обнаружено нормативно-правовых актов, прямо препятствующих начислению с 01.01.2021 в бухгалтерском учете коммерческих организаций амортизации в отношении НМА, по которым до указанной даты она начислялась в установленном порядке. Не препятствует этому и упомянутое в вопросе распоряжение Правительства РФ от 09.12.2020 N 3277-Р, которое не накладывает соответствующих ограничений.

При этом, по нашему мнению, коммерческая организация должна с 01.01.2021 прекратить начисление амортизации в отношении таких активов в случае, если по итогам ежегодной проверки срока их полезного использования (на 31.12.2020) они признаются НМА с неопределенным сроком полезного использования (пп. 23, 27 ПБУ 14/2007).

К сведению:

С 01.01.2021 произошли изменения в подходе к амортизации НМА с неопределенным сроком полезного использования организациями бюджетной сферы, которые не актуальны для организации в рассматриваемой ситуации (подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Срок полезного использования нематериальных активов (для бюджетной сферы)).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Заключен договор аренды помещения на 11 месяцев. В договоре есть пункт об автоматической пролонгации договора. Договор в Госреестре не зарегистрирован, та как изначально планировалась краткосрочная аренда.

Возникают ли риски при учете расходов на аренду в налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Нормы главы 25 НК РФ не ставят возможность признания расходов, связанных с арендой недвижимого имущества, с фактом государственной регистрации договора. Считаем, что организация-арендатор в рассматриваемой ситуации не лишена возможности признания в налоговом учете расходов в виде арендной платы, однако высока вероятность того, что свою позицию ей придется отстаивать в суде.

Обоснование вывода:

По общему правилу, предусмотренному ст. 131 и п. 2 ст. 609 ГК РФ, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Правила о государственной регистрации распространяются и на договоры аренды, заключенные на срок не менее года, по которым в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. Пленум ВАС РФ в п. 9 постановления от 17.11.2011 N 73 разъяснил, что такие договоры подлежат государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом.

Исключение из этого правила предусмотрено, в частности, п. 2 ст. 651 ГК РФ, согласно которому не требуют государственной регистрации договоры аренды здания или сооружения, заключенные на срок менее года. Это исключение применяется в том числе к договорам аренды помещений, заключенным на срок до года (смотрите п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53). Кроме того, не подлежат государственной регистрации краткосрочные (сроком менее года) договоры аренды недвижимости, продлеваемые по окончании своего срока, и договора аренды недвижимости, заключенные на неопределенный срок (подробнее смотрите в материале: Вопрос: Подлежит ли государственной регистрации договор аренды объекта недвижимости или земельного участка, заключенный на 11 месяцев, но с условием дальнейшей пролонгации на тот же срок или бессрочно? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.)).

Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора (п. 2 ст. 425 ГК РФ).

При этом в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными" разъяснено, что сторона договора, не прошедшего необходимую государственную регистрацию, не вправе на этом основании ссылаться на его незаключенность. Как указано в названном пункте, по смыслу ст. 164, 165, п. 3 ст. 433, п. 2 ст. 651 ГК РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать о долгосрочной аренде. Впоследствии указанная позиция Пленума и Президиума ВАС РФ нашла отражение в уточняющем дополнении законодателем п. 3 ст. 433 ГК РФ, согласно действующей редакции которого государственная регистрация договора имеет значение для момента его заключения исключительно для третьих лиц (смотрите Обзор судебной практики ВС РФ N 4 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).

Нормы главы 25 НК РФ предусматривают возможность признания при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов в виде арендных платежей за арендуемое имущество (п. 1 ст. 247, подп. 10 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 274 НК РФ). Для этого указанные расходы должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. В п. 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Статья 313 НК РФ предусматривает, что подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Из разъяснений финансового ведомства следует, что основанием для учета расходов по договору аренды для целей налогообложения прибыли является действующий (зарегистрированный) договор аренды, акт передачи имущества арендатору и акт приемки оказанных услуг по аренде (если его оформление предусмотрено договором) (смотрите письма Минфина России от 31.10.2016 N 03-03-06/1/63543, от 20.09.2016 N 03-03-06/1/54868, от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12764).

По мнению контролирующих органов, расходы, связанные с договорами аренды, которые не заключены в установленном порядке (в частности, с договорами, которые не прошли государственную регистрацию), не могут быть учтены для целей налогообложения как не соответствующие условиям, установленным ст. 252 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 23.11.2015 N 03-07-11/67890, от 11.11.2011 N 03-03-06/1/738, от 06.03.2008 N 03-03-06/1/152, УФНС России по г. Москве от 09.08.2010 N 16-15/083639@, от 22.08.2006 N 20-12/74633). На наш взгляд, данная позиция связана с неверным толкованием норм права.

Судебные инстанции придерживаются иной позиции. Так, в определении ВАС РФ от 15.10.2007 N 12342/07 судьи не согласились с доводом налогового органа о неправомерности включения арендных платежей в расходы ввиду отсутствия государственной регистрации договоров аренды и пришли к выводу об обоснованном включении обществом сумм арендных платежей в прочие расходы при исчислении налога на прибыль на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку налоговым законодательством учет арендных платежей в расходах не связывается с наличием государственной регистрации (смотрите также постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 N КА-А41/9668-10, от 12.05.2009 N КА-А40/3764-09, ФАС Поволжского округа от 05.03.2010 N А12-12633/2009, от 08.06.2006 N А55-25816/2005, ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2008 N А56-55188/2007, от 27.02.2008 N А56-30518/2006, ФАС Уральского округа от 25.01.2007 N Ф09-12242/06-С2, ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2006 N Ф03-А73/06-2/3152).

Более того, следует учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (ст. 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений ст. 1102, 1105 ГК РФ не имеется. В силу ст. 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами (смотрите постановление Двадцать первого ААС от 29.01.2019 N 21АП-3431/18).

Так, постановлением Тринадцатого ААС от 01.08.2018 N 13АП-14847/18 суд поддержал налогоплательщика, который признавал доход в виде арендной платы по незарегистрированным в установленном порядке дополнительным приложениям к договору аренды, которые предусматривают уменьшение ее размера.

Таким образом, учитывая, что нормы главы 25 НК РФ не ставят возможность признания расходов, связанных с арендой недвижимого имущества, в зависимость от факта государственной регистрации договора, считаем, что организация-арендатор в рассматриваемой ситуации не лишена возможности признания в налоговом учете расходов в виде арендной платы, однако высока вероятность того, что свою позицию ей придется отстаивать в суде.

Напоминаем, что организация вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24, ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Данный ответ выражает мнение эксперта, которое может отличаться от мнения других специалистов, а также позиции контролирующих органов.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Цориева Зара

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

ИП работал на УСН. После закрытия ИП (17.02.2021) были оплачены взносы в ПФР, ФОМС (они исчисляются при закрытии). Оплачены услуги по отоплению, охране.
Можно ли после закрытия ИП учесть в рамках УСН такие расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
После прекращения деятельности в качестве ИП физическое лицо должно исполнить свои обязательства по договорам с контрагентами, а также уплатить в бюджет суммы недоплаченных налогов и страховых взносов. При этом права на учет этих расходов в рамках УСН у него нет, так как утрата статуса индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, означает одновременное прекращение действия упрощенной системы налогообложения, что влечет за собой невозможность учета расходов в рамках данной системы.

Обоснование вывода:
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, могут учитывать расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Возможность уменьшения налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН, на величину расходов предусмотрена только для налогоплательщиков (п. 1 ст. 346.16п. 2 ст. 346.18 НК РФ), которыми в силу п. 1 ст. 346.12 НК РФ признаются исключительно организации и индивидуальные предприниматели.
В свою очередь, индивидуальными предпринимателями (ИП) для целей НК РФ являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, определять налоговую базу в рамках УСН и, как следствие, иметь возможность для учета расходов по данной системе налогообложения, могут только индивидуальные предприниматели или организации, физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП, такими правами не обладают.
В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) под государственной регистрацией ИП понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о приобретении физическими лицами статуса ИП, прекращении физическими лицами деятельности в качестве ИП, иных сведений об ИП.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр ИП (ЕГРИП) (п. 9 ст. 22.3 Закон N 129-ФЗ).
Таким образом, физическое лицо утрачивает статус ИП с момента внесения в ЕГРИП соответствующей записи о прекращении им деятельности в качестве ИП.
При этом в случае прекращения деятельности физического лица в качестве ИП осуществляется его снятие с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 5 ст. 84 НК РФ). Следовательно, утрата статуса ИП, применяющего УСН, означает одновременное прекращение действия УСН (смотрите дополнительно письма Минфина России от 18.07.2014 N 03-11-09/35436, от 29.04.2015 N СА-4-7/7515@).
Таким образом, с момента снятия с учета в качестве ИП физическое лицо перестает являться налогоплательщиком налога по УСН и, соответственно, теряет право на расчет налоговой базы по данному налогу и учет каких-либо доходов и расходов в рамках УСН.
При этом необходимо понимать, что утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не приводит к возникновению нового субъекта права (таким субъектом остается одно и то же физическое лицо), так как государственная регистрация гражданина в качестве ИП осуществляется исключительно в публичных интересах с целью подтверждения права физического лица на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу п. 1 ст. 19п. 1 ст. 24 ГК РФ гражданин, независимо от того, зарегистрирован ли он в качестве ИП, приобретает, осуществляет права и обязанности под своим именем, и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Соответственно, гражданские права и обязанности, приобретенные гражданином в период осуществления им деятельности в качестве ИП, сохраняются в полной мере и после государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя.
Поэтому в случае прекращения деятельности в качестве ИП у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов и страховых взносов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве ИП. Смотрите также письма Минфина России от 10.01.2013 N 03-04-05/10-2, от 06.04.2011 N 03-11-11/83, от 03.08.2010 N 03-02-07/2-124письма ФНС России от 22.09.2010 N ШС-37-3/11731, от 28.02.2013 N ЕД-3-3/706@, вопрос 15 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309.
На этом же основании факт утраты физическим лицом статуса ИП не приводит к прекращению его обязательств, ранее возникших из договоров с контрагентами.
Таким образом, после прекращения деятельности в качестве ИП физическое лицо должно исполнить свои обязательства по договорам с контрагентами, а также уплатить в бюджет суммы недоплаченных налогов и страховых взносов. При этом права на учет этих расходов в рамках УСН у него нет, так как утрата статуса индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, означает одновременное прекращение действия упрощенной системы налогообложения, что влечет за собой невозможность учета расходов в рамках данной системы.
Также обращаем внимание, что для ИП, снятого с учета до конца календарного года, последним налоговым периодом является период времени от начала этого года до дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (то есть даты внесения записи в ЕГРИП) (п. 3 ст. 55 НК РФ). Т.е. в последней декларации по УСН должны быть отражены доходы и расходы только за период с начала календарного года по день снятия с учета в качестве ИП.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

При отмене ЕНВД для ИП, применяющих этот спецрежим, продлили сроки перехода с 2021 года на другие специальные налоговые режимы.
До какой даты продлен срок выбора режима налогообложения? Распространяется ли это продление на ИП на УСН, желающего перейти на уплату налога на профессиональный доход (НПД)? В каком порядке ИП на УСН перейти на уплату НПД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Продление срока для перехода с ЕНВД на УСН не распространяется на переход с УСН на НПД.
Как и прежде, ИП считается прекратившим применение УСН со дня направления в налоговый орган заявления о постановке на учет в качестве плательщика НПД. Для этого ИП в течение одного месяца со дня регистрации НПД направляет в налоговый орган уведомление о прекращении применения УСН.
Порядок регистрации ИП на НПД описан ниже.

Обоснование вывода:
В целях обеспечения бесшовного перехода с ЕНВД на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) для ИП, изъявивших желание получить патент с началом срока действия с января 2021 года, заявления на получение патента принимались до 31 декабря 2020 года включительно без учета срока подачи указанного заявления, установленного п. 2 ст. 346.45 НК РФ (письмо ФНС России от 09.12.2020 N СД-4-3/20310@, информация ФНС России от 10.12.2020 "Срок подачи заявления на получение патента продлен до 31 декабря 2020 года").
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.02.2021 N 8-ФЗ предприниматели, применявшие в 4 квартале 2020 года ЕНВД и отвечающие требованиям, установленным гл. 26.2 НК РФ, вправе не позднее 31 марта 2021 года уведомить налоговый орган по месту жительства ИП о переходе на УСН с 1 января 2021 года (информация ФНС России от 29.01.2021).
Таким образом, продлены сроки подачи документов о переходе с ЕНВД на ПСН до 31.12.2020 и переходе с ЕНВД на УСН до 31.03.2021.
Срок и порядок уведомления налогового органа о переходе ИП с ЕНВД на налог на профессиональный доход (далее - НПД) не изменился.
Правила постановки на учет в качестве плательщика НПД закреплены в Федеральном законе от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ).
Как и прежде, датой постановки на учет физического лица в качестве плательщика НПД является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления (ч. 10 ст. 5 Закона N 422-ФЗ).
В письме ФНС России от 24.12.2020 N КВ-4-3/21255@ пояснено, что если ИП на ЕНВД желает перейти на НПД с 01.01.2021, то ему необходимо 01.01.2021 зарегистрироваться в качестве налогоплательщика НПД. Если налогоплательщик ЕНВД зарегистрируется в качестве самозанятого после 01.01.2021, например 11.01.2021, то в период с 01.01.2021 и до даты регистрации в качестве налогоплательщика НПД он будет считаться применяющим общую систему налогообложения (либо УСН - в случае применения соответствующего режима налогообложения). Соответственно, на такого налогоплательщика возлагается обязанность по уплате налога и по представлению отчетности за указанный период в соответствии с общим режимом налогообложения (УСН).
Аналогичный порядок предусмотрен для перехода с УСН на НПД.
Согласно ст. 5 Закона N 422-ФЗ зарегистрироваться в качестве плательщика НПД можно: посетив налоговый орган лично, через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, через мобильное приложение "Мой налог" или через уполномоченный банк. Для регистрации понадобятся заявление, копия паспорта и фотография.
При регистрации через мобильное приложение "Мой налог" заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД формируется автоматически при вводе данных о таком налогоплательщике (Вопрос: Где можно взять/скачать заявление о переходе на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)).
Совмещать УСН и НПД запрещено (ч. 7 п. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ). Поэтому предприниматель обязан в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения УСН. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение УСН со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД (п. 4 ст. 15 Закона N 422-ФЗ).
В случае направления уведомления о прекращении применения УСН с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка ИП на учет в качестве плательщика НПД аннулируется (п. 5 ст. 15 Закона N 422-ФЗ).
Форма уведомления о прекращении применения УСН не утверждена. Поэтому для этих целей применяется форма 26.2-8 "Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН" (письма ФНС России от 10.01.2019 N СД-4-3/101@, от 26.12.2018 N СД-4-3/25577@, информация ФНС России от 03.01.2020 "ФНС России напоминает, что при переходе на НПД с иных спецрежимов необходимо направить уведомление о прекращении их применения").
Пример заполнения Уведомления о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения (форма N 26.2-8) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, декабрь 2017 г.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Куда перейти с ЕНВД? Налоговые последствия перехода на УСН, ПСН, НПД, общий режим налогообложения;
Энциклопедия решений. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах плательщиков НПД. Мобильное приложение "Мой налог";
- Как ИП-"упрощенцу" перейти на уплату НПД и вернуться обратно? (Д.Ю. Гусаров, журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2019 г.)
- Переход ИП с УСНО на уплату НПД и обратно (О.П. Гришина, журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2020 г.);
- Вопрос: Индивидуальным предпринимателем была прекращена деятельность по УСН в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД. В какой срок плательщик НПД обязан подать декларацию по УСН? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена

Ответ прошел контроль качества

 

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения