Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 21 по 27 декабря 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 22.12.2020 N 434-ФЗ
"О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"

На период 2021 - 2023 годов сохранены действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания

Согласно закону в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (всего предусмотрено 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска).

Кроме того, в целях стимулирования включения инвалидов в трудовой процесс законом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

 

Федеральный закон от 22.12.2020 N 450-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции"

В связи с сохраняющейся сложной эпидемиологической ситуацией продлевается особый порядок принудительного исполнения судебных актов и возврата просроченной задолженности

Законом вносятся изменения в Федеральный закон от 20.07.2020 N 215-ФЗ, на основании которого должнику (организации или ИП, включенным в реестр субъектов МСП) судебный пристав-исполнитель вправе предоставить рассрочку исполнения требований исполнительных документов.

Сейчас закон применяется к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года. Теперь данный срок продлевается до 1 мая 2021 года.

Одновременно с 31 декабря 2020 до 1 июля 2021 года продлевается период, в течение которого судебным приставом-исполнителем в отношении должников-граждан не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику транспортных средств.

 

Федеральный закон от 22.12.2020 N 457-ФЗ
"О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Госпошлина за выдачу паспорта на музыкальный инструмент или смычок составит 1000 рублей

До внесения изменений госпошлина уплачивалась за выдачу паспорта на струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок. При этом ее размер составлял 1500 рублей.

В этой связи следует напомнить, что изменениями, внесенными в Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей, установлено требование об оформлении паспорта на все музыкальные инструменты, а не только струнные смычковые. Срок действия паспорта ограничен 10 годами.

Кроме того, изменен порядок расчета госпошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей. Теперь ее размер будет определяться исходя из стоимости вывозимых культурных ценностей (ранее - исходя из их страховой стоимости).

 

Проект Федерального закона N 1079338-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы"

Подготовлен законопроект, отменяющий дублирующую обязанность представления бухгалтерской отчетности в госорганы

Законопроект подготовлен в целях завершения реализации концепции "одного окна" представления отчетности.

С 1 января 2020 г. ФНС России приступила к формированию и ведению общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО). В него включается годовая отчетность экономических субъектов и аудиторские заключения о ней.

К информации, содержащейся в этом ресурсе, будет обеспечен свободный доступ всем заинтересованным лицам, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.

Законопроектом вносятся изменения в ряд федеральных законов, предусматривающие отмену обязанности организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов и устанавливающие порядок получения государственными органами этих документов из ГИРБО.

 

Проект Федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Подготовлен законопроект о денонсации соглашения с Нидерландами об избежании двойного налогообложения

Существующее налоговое соглашение предусматривает достаточно привлекательные налоговые условия и позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по ставке в 2-3% (в России соответствующая ставка для юрлиц - 15% по дивидендам и 20% по процентам).

Минфин России предложил поднять ставки как по дивидендам, так и по процентам.

Подход к изменению соглашения, предложенный Нидерландами, не был поддержан российской стороной, так как предусматривал сохранение отдельных каналов для вывода средств из страны.

В этой связи российское ведомство вынуждено начать процедуру по внесению в Госдуму федерального закона о денонсации.

 

Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2157
"О внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость"

Внесены уточнения в перечень медицинских товаров, реализация и ввоз которых не подлежат обложению НДС

Актуализирован Перечень медицинских товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 27.08.2020 N 549-ст, утвердившего изменение 46/2020 ОКПД2 и отсутствием в перечне кодов ОКПД2 для ряда товаров.

В перечень включены в числе прочего:

части протезов 93 9700 (в том числе функциональные, регулировочные узлы протезов, отделочные (косметические) элементы протезов);

обувь ортопедическая сложная и малосложная для детей, обувь ортопедическая малосложная для взрослых, вкладные корригирующие элементы для ортопедической обуви (в том числе стельки, полустельки).

 

Приказ ФНС России от 16.12.2020 N ЕД-7-2/918@
"Об утверждении программы Федеральной налоговой службы по профилактике нарушений обязательных требований на 2021 год"

Утверждена программа Федеральной налоговой службы по профилактике нарушений обязательных требований на 2021 год

Целями утвержденной программы являются:

- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере следующих видов государственного контроля (надзора):

лицензионный контроль за деятельностью по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции;

лицензионный контроль за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах;

федеральный государственный надзор за проведением лотерей;

государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;

- устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в подконтрольной сфере.

Установлен перечень мероприятий, проводимых в рамках утвержденной программы, срок исполнения, ответственные исполнители и ожидаемые результаты.

В числе мероприятий: актуализация на официальном сайте ФНС России перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора); проведение консультаций, семинаров с подконтрольными субъектами; Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности с классификацией причин возникновения типовых нарушений обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов.

 

Приказ Росстата от 16.12.2020 N 800
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья"

Обновлена годовая форма федерального статистического наблюдения N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению"

Форма введена в действие с отчета за 2020 год. Утверждены указания по заполнению формы. Форму предоставляют, в том числе юридические лица - медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС, а также не осуществляющие деятельность в сфере ОМС.

С введением в действие указанной формы признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 26.11.2019 N 701.

 

Приказ Росстата от 16.12.2020 N 796
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 5-аудит "Дополнительные сведения об аудиторской деятельности"

Утверждена форма федерального статистического наблюдения N 5-аудит "Дополнительные сведения об аудиторской деятельности"

Форма введена в действие с отчета за 2020 год. Утверждены указания по заполнению формы. Форму предоставляют юридические лица, имеющие право заниматься аудиторской деятельностью.

 

Указание Банка России от 10.11.2020 N 5616-У
"О применении отдельных нормативных актов Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2020 N 61377.

Приведен перечень нормативных актов Банка России по вопросам бухгалтерского учета НФО, и установлены сроки начала их применения

В перечне поименованы, в частности, Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 486-П "О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения", а также положения, предусматривающие отраслевые стандарты бухгалтерского учета.

Признано утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 15 ноября 2019 года N 5315-У по вопросам применения отдельных нормативных актов Банка России.

Указание вступает в силу с 1 января 2021 года.

 

Указание Банка России от 10.11.2020 N 5617-У
"О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2020 N 61382.

Положения Банка России, устанавливающие особенности ведения бухгалтерского учета и раскрытия информации в отчетности НФО, не распространяются на квалифицированные бюро кредитных историй

Соответствующее исключения внесены в Положения Банка России от 25 октября 2017 года:

N 612-П "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями",

N 613-П "О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Это связано с тем, что с 1 января 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 302-ФЗ предусматривается создание института квалифицированных бюро кредитных историй (КБКИ), к которым предъявляются повышенные требования, в том числе к их финансовой устойчивости.

 

<Письмо> Минфина России от 18.12.2020 N 03-07-07/111669

Минфин разъяснил условия применения налоговых льгот IT-компаниями

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, предусматривающие ряд налоговых преференций для IT-отрасли.

НДС (подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ): от налогообложения освобождаются операции по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также реализация прав на использование этих программ и баз данных. Освобождение не применяется, если права состоят в получении возможности: распространять рекламу в Интернете или получать доступ к ней; размещать в Интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав; искать информацию о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

Налог на прибыль (пункт 1.15 статьи 284 НК РФ): для отдельных категорий организаций и при соблюдении ряда условий предусматриваются льготные налоговые ставки в размере 3% по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет; 0% по налогу в бюджет субъекта РФ (в частности, для применения льготы необходимо наличие документа о госаккредитации (включение в реестр), доля доходов от IT-деятельности должна составлять не менее 90% в общем объеме доходов, среднесписочная численность - не менее 7 человек).

Страховые взносы (подпункт 3 пункта 1, пункт 5 статьи 427 НК РФ): установлены пониженные тарифы в совокупном размере 7,6%, которые применяются при соблюдении условий, аналогичных условиям применения льготных ставок по налогу на прибыль.

Разъяснен порядок определения доли доходов. В приложении к письму приведены примеры применения налоговых льго

 

<Письмо> ФНС России от 23.07.2020 N СД-4-15/11877@
"О рассмотрении писем Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.05.2020 N 16/197, от 01.06.2020 N 16/226, от 09.07.2020 N 16/280"

ФНС: необходимость и объем истребуемых документов для камеральной налоговой проверки определяются в каждом случае отдельно и зависят от конкретных обстоятельств

ФНС разъяснила вопросы, касающиеся определения документов, которые налоговые органы вправе истребовать у индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН.

В ходе проведения камеральной проверки налоговый орган устанавливает соблюдение налогоплательщиками ЕСХН, являющихся плательщиками НДС с 01.01.2019 года, общих условий для применения вычетов по НДС, в т.ч. устанавливает факт принятия товаров (работ, услуг, имущественных прав) к учету (оприходования).

Оприходованными считаются покупки, которые налогоплательщик отразил на соответствующих счетах бухгалтерского учета (в регистрах бухгалтерского учета).

У индивидуальных предпринимателей отсутствует законодательно установленная обязанность по ведению бухгалтерского учета.

Согласно разъяснению, налоговый орган, выставляя в адрес индивидуального предпринимателя требование о представлении регистров бухгалтерского учета, не нарушил его права.

В том случае, если индивидуальный предприниматель бухгалтерский учет не ведет, то на основании пункта 3 статьи 93 НК РФ он письменно уведомляет налоговый орган о невозможности представления запрашиваемых документов (регистров бухгалтерского учета) с указанием причин, по которым они не могут быть представлены.

 

<Письмо> ФНС России от 08.12.2020 N БС-4-11/20143@
"О направлении письма Минфина России"

Выплаты стимулирующего характера за борьбу с COVID-19 не подлежат налогообложению НДФЛ в полном объеме, в том числе с учетом повышающих коэффициентов

Указанные доходы освобождаются от налогообложения НДФЛ на основании пункта 81 статьи 217 НК РФ, поскольку соответствующие выплаты осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ и источником их финансового обеспечения являются бюджетные ассигнования.

При этом отмечено, что данные выплаты не подлежат налогообложению в полной сумме, рассчитываемой на основании соответствующих нормативных актов, предусматривающих, в том числе порядок их расчета с учетом районных и иных коэффициентов.

 

<Письмо> ФНС России от 09.12.2020 N БС-4-11/20319
"О направлении письма Минфина России"

Разъяснен порядок предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

Согласно НК РФ имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение жилья, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств маткапитала, за счет выплат, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, а также в случаях, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами.

Если условиями накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащего и условиями кредитного договора с военнослужащим погашение кредитных обязательств (их части) предусмотрено за счет средств федерального бюджета, то независимо от порядка уплаты платежей по такому договору, в том числе если военнослужащий добровольно погашает соответствующие обязательства за счет собственных средств, но с последующим возмещением ему таких средств, налогоплательщик не имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.

Вместе с тем сообщается, что при рассмотрении указанного вопроса необходимо учитывать конкретные обстоятельства ситуации, в том числе основания, по которым платежи, подлежащие уплате по кредитному обязательству за счет средств федерального бюджета, досрочно погасил сам налогоплательщик - участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

 

<Письмо> ФНС России от 10.12.2020 N СД-4-3/20340
"Об акцизах"

ФНС разъяснила порядок получения налогового вычета по акцизам при совершении операций с этиловым спиртом

Подакцизным товаром признается этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты, предусмотренные законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта.

Объектом налогообложения акцизами признается операция по получению (оприходованию) этилового спирта организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом.

Лица, имеющие свидетельство, обязаны представлять в налоговые органы налоговую декларацию по акцизам в срок не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Право на применение налоговых вычетов возникает у налогоплательщиков при представлении документов, перечисленных в пункте 11 статьи 201 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщики имеют право в любой день, следующий за отчетным налоговым периодом, представить в налоговый орган декларацию по акцизам, отражающую как совершенные в этом налоговом периоде операции по получению (оприходованию) этилового спирта, так и документально подтвержденные налоговые вычеты сумм акциза, начисленных по указанной операции.

В случае отпуска в производство этилового спирта в более поздние налоговые периоды по сравнению с периодами их получения (оприходования), но до наступления установленного НК РФ срока представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам, налогоплательщики вправе отразить вышеуказанные налоговые вычеты в налоговой декларации по акцизам, представляемой за тот налоговый период, в котором этиловый спирт был получен (оприходован).

 

<Письмо> ФНС России от 10.12.2020 N БС-4-11/20427
"О направлении письма Минфина России"

Разъяснены вопросы, касающиеся видов расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета адвоката, учредившего адвокатский кабинет

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц доходы, полученные от адвокатской деятельности, могут быть уменьшены на сумму профессиональных расходов, установленных пунктом 7 статьи 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации":

общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов;

содержание соответствующего адвокатского образования;

страхование профессиональной ответственности;

иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности.

В составе профессионального налогового вычета могут учитываться расходы на уплату платежей за жилое помещение, частично используемое адвокатом под адвокатский кабинет.

При этом, отмечено, что соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением соответствующих доходов. Следовательно, они могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности.

 

<Письмо> ФНС России от 11.12.2020 N СД-4-3/20508
"О направлении рекомендуемой формы заявления на получение патента"

ФНС России рекомендована форма заявления на получение патента при применении ПСН

В настоящее время разработан проект приказа об утверждении новой формы (формата) заявления и порядка его заполнения.

До утверждения в установленном порядке данного приказа рекомендовано применять доведенные настоящим письмом форму заявления на получение патента, формат его представления в электронной форме, а также порядок заполнения указанной формы.

Обновление формы связано с многочисленными изменениями, внесенными в порядок применения патентной системы налогообложения (ПСН), в том числе значительно расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться данный налоговый режим.

Заявление на получение патента при применении ПСН можно направить до 31 декабря 2020 года включительно (см. Письмо ФНС России от 09.12.2020 N СД-4-3/20310@).

 

<Письмо> ФНС России от 14.12.2020 N БС-4-21/20578@
"О порядке исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении лизингового имущества"

Разъяснены вопросы определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении учтенного на балансе лизингополучателя предмета лизинга

В соответствии со статьей 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, соответствующее имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.

Согласно ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Сообщается, что стоимость, по которой лизинговое имущество приходуется лизингополучателем на его баланс, определяется лизингополучателем как общая стоимость лизинговых платежей по договору лизинга, а в случае, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю - выкупная цена предмета лизинга (включающая лизинговые платежи).

 

<Письмо> ФНС России от 14.12.2020 N СД-4-3/20593@
"О форме патента на право применения патентной системы налогообложения"

ФНС разработана новая форма патента на применение ПСН

Обновление формы патента обусловлено изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.11.2020 N 373-ФЗ в главу 26.5 "Патентная система налогообложения" (в числе прочего законом расширен перечень видов деятельности, в отношении которых законами субъектов РФ может вводиться ПСН).

 

<Письмо> ФНС России от 18.12.2020 N БС-4-21/20952@
"О реализации пункта 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС направляет рекомендуемые формы представления сведений о кадастровых номерах земельных участков

Формы и форматы направления указанных сведений разработаны в целях реализации нового положения, которым с 1 января 2021 года дополняется статья 396 НК РФ (установлена обязанность ежегодно представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о кадастровых номерах земельных участков, изъятых из оборота, и относящихся к земельным участкам, ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

 

<Письмо> ФНС России от 11.12.2020 N КВ-4-14/20481@
"О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с использованием мобильного приложения ЛК ИП"

Для платформ iOs и Android стала доступна функция государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Для использования данной функции пользователю следует установить приложение на свой мобильный телефон и перейти по кнопке "Зарегистрировать ИП", размещенной в нижней части экрана первой страницы приложения.

В результате использования приложения пользователь информируется о сроках посещения регистрирующего органа для завершения процесса регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При посещении регистрирующего органа пользователю приложения необходимо предъявить паспорт гражданина РФ и подписать документы, подготовленные регистрирующим органом на основе информации, переданной пользователем при использовании приложения.

После подписания документов пользователю выдаются расписка в получении документов и регистрационная карта, содержащая логин и пароль доступа к ЛК ИП. При этом пользователь информируется о направлении документов, подтверждающих государственную регистрацию, на адрес электронной почты, указанный при использовании мобильного приложения.

Общее время обслуживания пользователя и подписание документов не должно превышать 10 минут.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при использовании мобильного приложения ЛК ИП должна быть обеспечена в течение одного часа после выдачи регистрирующим органом расписки в получении документов. Ожидание пользователем процедуры регистрации в зале приема регистрирующего органа не требуется.

 

<Письмо> ФНС России от 18.12.2020 N БС-4-11/20950@
"О направлении письма Минфина России"

При приобретении жилья в общую совместную собственность имущественный вычет предоставляется обоим супругам независимо от факта внесения платы только одним из них

Налогоплательщик имеет право, в частности, на получение имущественных налоговых вычетов в размере расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам) и фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них.

Вычеты предоставляются при условии, в частности, документального подтверждения размера фактически понесенных налогоплательщиком расходов.

Сообщается, что если жилое помещение приобретено в общую совместную собственность супругов за счет общих доходов, то факт уплаты денежных средств по договору, связанному с приобретением жилого помещения, только одним из супругов не является основанием для отказа второму супругу в предоставлении имущественных налоговых вычетов.

Если жилое помещение приобретено в собственность одного из супругов, то оснований для получения имущественных налоговых вычетов, в том числе по расходам на погашение процентов по кредиту, вторым супругом, который на момент заключения договора не состоял в браке, не имеется.

 

<Письмо> ФНС России от 18.12.2020 N БС-4-11/20951@
"О направлении письма Минфина России"

Разъяснены вопросы налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах

Согласно пункту 13 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде), при условии:

ведения ЛПХ без привлечения наемных работников по трудовому законодательству;

общая площадь земельного участка (участков) не превышает максимального размера, установленного пунктом 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве".

В связи с этим разъяснено, что в общей площади земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, площадь земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, учитывается пропорционально доле налогоплательщика в праве общей долевой собственности на такие земельные участки.

 

<Письмо> ФНС России от 22.12.2020 N БС-4-11/21123@
"О налогообложении доходов физических лиц"

Разъяснены особенности налогообложения доходов физических лиц, полученных при реализации (погашении) доли участия в уставном капитале общества

Сообщено, в частности, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое должно содержать, в частности, порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование общества в общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью или производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство.

Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона N 208-ФЗ уставом непубличного общества в отношении определенных категорий (типов) акций могут быть предусмотрены порядок (в том числе непропорциональность) их конвертации в акции другого общества, создаваемого в результате реорганизации общества, и (или) порядок (в том числе непропорциональность) их обмена на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, доли или вклады в складочном капитале хозяйственного товарищества либо паи членов производственного кооператива, создаваемых в результате реорганизации общества.

Положения, предусмотренные пунктом 8 статьи 15 Федерального закона N 208-ФЗ, могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.

Учитывая изложенное, если доля участия в уставном капитале общества приобретена в результате обмена акций общества при его реорганизации, в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 208-ФЗ, то при соблюдении условий, установленных пунктом 17.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ, доходы от реализации (погашении) такой доли участия освобождаются от налогообложения.

Следует иметь в виду, что положения, предусмотренные пунктом 8 статьи 15 Федерального закона N 208-ФЗ, могут быть предусмотрены уставами отдельных конкретных акционерных обществ, в связи с чем в настоящем разъяснении не учитываются конкретные условия, которые могут быть предусмотрены такими уставами.

 

Письмо ФНС России от 23.12.2020 N БС-4-11/21203@
"По вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи имущества"

ФНС разъяснила порядок предоставления налоговых вычетов по НДФЛ при продаже имущества, используемого в предпринимательской деятельности

Физлица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе при исчислении налоговой базы по НДФЛ применить профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Физлица, не зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке, не имеют право на получение профессионального налогового вычета.

При продаже имущества физлицо имеет право на получение имущественного налогового вычета.

Данный вычет не применяются в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности.

При этом ФНС обращает внимание на то, что факт регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя в качестве условия применения вышеуказанного ограничения для применения соответствующего имущественного налогового вычета в подпункте 4 пункта 2 статьи 220 НК РФ не указывается.

 

<Информация> ФНС России
"Опубликован Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки"

На сайте ФНС России размещен Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в 2019 - 2020 годах

Реестр сформирован на основании сведений, представленных федеральными и региональными органами исполнительной власти, местного самоуправления, акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", его дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Новые сведения будут добавляться в реестр 15 числа каждого месяца.


<Информация> Минфина России N ОП 14-2020
"Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации"

Минфин разъяснил некоторые вопросы по применению МСФО (IFRS) 16 "Аренда", КРМФО (IFRIC) 21 "Обязательные платежи", МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах"

Разъяснения коснулись, в частности, учета налога на добавленную стоимость в отношении арендных платежей, а также требований к минимальному составу раскрываемой информации о стороне, обладающей конечным контролем.

 

<Информация> ФНС России
"31 декабря истекает срок уплаты фиксированных страховых взносов за 2020 год"

ФНС России напоминает, что страховые взносы в фиксированном размере за 2020 год необходимо уплатить не позднее 31 декабря 2020 года

Фиксированные размеры составляют:

- на обязательное пенсионное страхование - 32 448 руб.;

- на обязательное медицинское страхование - 8 426 руб.

Для индивидуальных предпринимателей, занятых в пострадавших от коронавируса отраслях, фиксированный размер взноса на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составляет 20 318 руб.

Кроме того, сумма страховых взносов в фиксированном размере, подлежащая уплате за 2021 год, сохраняется на уровне 2020 года.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

26.12.2020 Предприниматель на УСН должен уплатить налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений, если они находятся в здании, включенном в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.09.2020 № Ф01-12653/20 по делу N А43-19391/2019 
Предприниматель на УСН полагает, что у налогового органа не было оснований для доначисления налога на имущество физических лиц в отношении нежилых помещений, не включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Сам по себе факт расположения этих помещений в зданиях, включенных в Перечень, не влечет безусловное исчисление налога исходя из кадастровой стоимости. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Соответствующий режим налогообложения распространяется как на административно-деловой центр или торговый центр (комплекс) в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы непосредственно в Перечне. Поскольку спорные помещения расположены в зданиях, которые включены в Перечень, суд пришел к выводу о необходимости исчисления налоговой базы по ним исходя из кадастровой стоимости. Соответственно, инспекцией правомерно доначислен предпринимателю налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.12.2020 При отсутствии у налогоплательщика активов для исполнения вексельных обязательств отражение им расходов на выплату процентов по векселю является необоснованным

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2020 № Ф05-16753/20 по делу N А40-309314/2019 
Налоговый орган доначислил налог на прибыль, исключив из состава расходов выплаты процентов по векселю. Суд, исследовав материалы дела, согласился с налоговым органом. Решением арбитражного суда заключенные заявителем соглашения о погашении векселей признаны мнимыми сделками. Учитывая доказательства отсутствия у налогоплательщика активов для исполнения вексельных обязательств, выводы налогового органа о неправомерном завышении внереализационных расходов являются правильными.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.12.2020 Налоговый орган в рамках встречной проверки вправе истребовать документы по финансово-хозяйственным взаимоотношениям между определенными организациями с целью выявления аффилированности

Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2020 № 309-ЭС20-14157 по делу N А47-7176/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что налоговый орган не вправе истребовать документы с целью выявления аффилированности организаций. Сведения об участниках организаций, необходимые для выявления аффилированности, содержатся в ЕГРЮЛ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Запрашиваемые налоговым органом в рамках встречной проверки документы связаны с проведением налоговой проверки в отношении налогоплательщика, имеющего взаимоотношения с обществом. Инспекция истребовала не сведения об участниках организаций, а документы по финансово-хозяйственным взаимоотношениям между определенными организациями с целью выявления аффилированности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.12.2020 «Суточные» работникам в связи с направлением их в однодневные служебные командировки не облагаются страховыми взносами

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.10.2020 № Ф01-13315/20 по делу N А43-52572/2019 
Отделение ФСС полагает, что выплаты работникам в связи с направлением их в однодневные служебные командировки не являются суточными и не подтверждены документально, поэтому подлежат обложению страховыми взносами. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Отделения ФСС необоснованной. Работникам, направленным в командировки сроком на один день, на основании авансовых отчетов были возмещены расходы в размере, не превышающем норм, установленных локальным нормативным актом. Суд пришел к выводу, что спорные денежные средства (именуемые "суточные") представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, связанных с необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. Следовательно, данные суммы представляют собой компенсацию в связи с выполнением трудовых обязанностей и не подлежат обложению страховыми взносами.

Источник: http://www.pravovest.ru

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

21.12.2020 Изменены правила представления отчетов о движении средств по иностранным счетам

Новые правила и формы отчетов утверждены Постановлением Правительства РФ

C 1 января будущего года при предоставлении отчетов по иностранным счетам в банках и иных организациях финансового рынка для резидентов устанавливаются требования об указании не только сведений о движении денег, но и данных об иных финансовых активах. Эти поправки и новые формы отчетов утверждены Постановлением Правительства России от 09.12.2020 № 2051, сообщает пресс-служба РФ.

Информация о зачислении, списании и остатках иных финансовых активов на счетах резидентов в зарубежных организациях финансового рынка юрлица и ИП представляют начиная с отчета за первый квартал 2021 года, а физлица — с отчета за 2021 год (до 1 июня 2022 года, а в случае закрытия счета — в течение месяца со дня его закрытия).

Источник: Российский налоговый портал

 

21.12.2020 ФНС готовится выдавать электронные подписи юрлицам и ИП

Разработан порядок реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра в целях обеспечения квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей (КЭП) при участии в правоотношениях юрлиц, ИП, а также нотариусов.

Документ опубликован на федеральном портале.

УЦ ФНС будет наделять доверенных лиц полномочиями на прием заявлений о получении КЭП, на создание ключа электронной подписи, а также на хранение ключей КЭП для дистанционного использования и на создание при помощи указанных ключей электронных подписей для электронных документов. Список таких доверенных лиц будет размещен на сайте ФНС.

Создание ключа ЭП и ключа проверки ЭП осуществляется следующими способами:

самостоятельно лицом, обратившимся за получением сертификата, на его автоматизированном рабочем месте (АРМ) с использованием Личного кабинета физлица ЛК ФЛ;

в точках выдачи на АРМ в присутствии лица, обратившегося за получением сертификата.

Создание сертификата осуществляется на основании заявления о получении КЭП, которое формируется с использованием ЛК ФЛ и подается лицом в любую точку выдачи.

В заявлении на сертификат указываются:

ФИО лица, обратившегося за получением сертификата

полное наименование заявителя — юлица или ИП;

реквизиты основного документа, удостоверяющего личность лица, обратившегося за получением сертификата;

ИНН заявителя;

ИНН лица, обратившегося за получением сертификата;

СНИЛС лица, обратившегося за получением сертификата;

ОГРН заявителя — юрлица;

ОГРНИП заявителя — ИП;

адрес электронной почты заявителя.

Сертификат создается после подтверждения достоверности представленных сведений в течение 15 минут с момента подачи заявления на сертификат и прилагаемых документов. Срок создания сертификата может быть увеличен до 5 дней в случае несвоевременного получения сведений, находящихся в распоряжении государственных органов, иных органов, необходимых для создания сертификата.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

23.12.2020 Даже если на основном месте вы работает полдня, по совместительству 8 часов работать нельзя

В соответствии с ч. 1 ст. 284 ТК продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 часов в день.

А если сотрудник на основном месте работает на полставки? Можно ему по совместительству трудиться 8 часов в день на полную ставку?

Нельзя, ответил Роструд.

Продолжительность работы по совместительству в течение одного месяца (другого учетного периода) не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

23.12.2020 Фонд социального страхования предупреждает о смене банковских счетов для уплаты взносов

Московское отделение ФСС предупреждает о смене банковских реквизитов для уплаты страховых взносов с 1 января 2021 года.

Вот такая таблица приведена на сайте отделения

 

Банковские реквизиты

ДО 01.01.2021

НОВЫЕ с 01.01.2021

БИК Банка получателя

044525000

004525988

БАНК получателя

ГУ Банка России по ЦФО

ГУ Банка России по ЦФО//УФК по г. Москве           г. Москва

НОМЕР СЧЕТА БАНКА получателя

-

40102810545370000003

НОМЕР СЧЕТА получателя

40101810045250010041

03100643000000017300

Обращаем ваше внимание на то, что смена банковских реквизитов будет во всех регионах и не только в ФСС. Связано это с тем, что меняются счета Управлений Федерального казначейства. О смене банковских реквизитах налоговых инспекций мы уже писали ранее.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.12.2020 В Татарстане расширен список ИП, которые смогут перейти на ПСН

Большинство предринимателей не почувствуют разницы в налоговой нагрузке после отмены ЕНВД

Власти Татарстана расширили перечень ИП, которые смогут перейти на патентную систему налогообложения. Приобретение патента теперь станет доступно тем, кто ранее платил ЕНВД, который отменяется в будущем году. В правительстве Татарстана отметили, что большинство предпринимателей не почувствуют разницы в налоговой нагрузке, пишет газета «Коммерсантъ».

Вчера депутаты Госсовета внесли поправки в закон «О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения», которыми расширили его действие. Согласно одобренному документу, теперь патент можно получить на 82 вида деятельности (ранее было 63). В частности, ПСН будет распространяться на деятельность автостоянок, ремонт, техническое обслуживание и мойку автотранспортных средств, заявил вице-премьер — министр экономики республики Мидхат Шагиахметов.

Источник: Российский налоговый портал

 

24.12.2020 В Петербурге приняли новый закон по ПСН и продлили налоговые каникулы для предпринимателей

Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло поправкирегиональные законы по налогам и налоговым льготам.

Предпринимателей в первую очередь интересует изменения условий применения патентной системы налогообложения. Спешим успокоить — петербургские законодатели не пошли по пути других регионов и не подняли размер потенциального дохода для тех видов деятельности, которые ранее были в законе. Они просто исправили формулировки и добавили новые виды деятельности, в том числе и розницу с торговыми залами свыше 50 кв.м. Для неё установили потенциальный доход в 2 2 535 000 рублей в год. При этом, как и раньше потенциальный доход, не зависит от площади торгового зала.

Но есть и ложка дегтя — в законе появился корректирующий ежегодный коэффициент, который может устанавливаться городскими властями. Причем Налоговым кодексом подобные коэффициенты не предусмотрены, о чем правовое управление ЗАКСа и писало в отзыве на проект. Но депутаты не прислушались к мнению юристов. И по идее этот пункт закона можно оспорить.

Этим же законом продлевается действие налоговых каникул по ПСН и УСН. Т.е. ставка 0% для вновь зарегистрированных ИП по определенным видам деятельности будет действовать до 1 января 2024 года, а не до 1 января 2021 года, как было установлено ранее.

Закон в части ПСН вступит в силу с 1 февраля.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.12.2020 У ИП на ПСН торговля обувью, мехом и лекарствами облагается по другому режиму налогообложения

ПСН может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. Однако торговля некоторыми товарами для целей ПСН «не котируется». Это лекарства, обувь и меховая одежда.

Что же делать ИП на ЕНВД, который в 2021 году намерен перейти на ПСН и торговать, в том числе, и данными вышеназванными товарами?

Ответ на этот вопрос дал Минфин в письме № 03-11-11/107055 от 08.12.2020.

Чиновники отмечают, что ПСН применяется налогоплательщиками наряду с иными режимами налогообложения.

Таким образом, ИП, применявший в 2020 году ЕНВД в отношении деятельности в сфере розничной торговли, с 1 января 2021 года в отношении деятельности по реализации товаров, относящейся к розничной торговле в целях главы 26.5 НК, может перейти на ПСН, а в отношении деятельности по реализации товаров, не признаваемой розничной торговлей в целях ПСН (лекарства, обувь, мех), — на ОСНО или УСН.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

25.12.2020 Не забудьте сменить систему налогообложения в кассовых чеках после отмены ЕНВД

В связи с отменой с 1 января 2021 года ЕНВД, пользователям контрольно-кассовой техники, применяющим вмененку, необходимо внести изменения в сведения, ранее введенные в ККТ, о новом режиме налогообложения. Об этом предупреждают налоговики Псковской области и Республики Карелия.

Заменять фискальный накопитель не надо.

Вместе с тем, в случае перехода налогоплательщика ЕНВД, использующего в составе ККТ фискальный накопитель с ключом фискального признака 36 месяцев, на общий режим налогообложения, он вправе внести изменения в сведения о применяемой системе налогообложения, ранее введенные в ККТ, по истечению срока действия ключа фискального признака текущего фискального накопителя на 36 месяцев (абз. 2 п. 6 ст. 4.1, ч. 8.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Пользователи онлайн-касс на ЕНВД могут самостоятельно поменять режим налогообложения на своей кассе без посредников. Для этого ФНС России запустила специальный сервис «Настройка кассы при переходе с ЕНВД на иной режим налогообложения». Налогоплательщику достаточно выбрать свою модель кассы из предлагаемого списка или начать вводить название кассы: сервис автоматически найдет модель по первым буквам. После выбора кассы сервис предложит скачать в формате PDF инструкцию по настройке для этой модели.

Обратите внимание, что неверная система налогообложения, отражаемая в кассовом чеке, может привести к штрафу по п.4 ст.14.5 КоАП.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация разрабатывает программное обеспечение на заказ. Частично организация приобретает работы по разработке ПО (для заказчика) по договорам подряда (так как это разработка программ, то ПО относится к объектам интеллектуальной собственности, присутствует отчуждение исключительного права). Объекты интеллектуальной собственности выступают в качестве полуфабрикатов, то есть их единоразово используют при разработке ПО для заказчика.
Относится ли данное исключительное право в бухгалтерском и налоговом учете к НМА, учитывая, что приобретаемые права на ПО будут использованы в производстве менее 12 месяцев? На каком счете бухгалтерского учета необходимо отразить данную операцию? Возможно ли учитывать в налоговом и бухгалтерском учете эти операции в расходах по обычным видам деятельности и сразу ставить на счет 20?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском и налоговом учете создаваемый организацией как исполнителем программный продукт необходимо учитывать как готовую продукцию.
Приобретаемое у подрядчиков ПО (работы по разработке ПО) не являются нематериальными актива ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Расходы, связанные с приобретением такого ПО, признаются расходами, связанными с производством и реализацией, и включаются в себестоимость готовой продукции:
Дебет 20 Кредит 60
- учтены затраты на работы по разработке ПО (на основании акта или иного документа, подтверждающего получение результатов работы).

Обоснование вывода:
В соответствии с пп.пп. 23 п. 1 ст. 1225п.п. 14 ст. 1259ст. 1334 ГК РФ программы для ЭВМ и базы данных являются результатами интеллектуальной деятельности (далее - РИД), объектами авторских прав.
Разработка программного обеспечения в соответствии с техническим заданием одной организацией для другой организации является, по нашему мнению, работой, выполняемой на основании договора подряда. Косвенно это подтверждается формулировками статей 12961297 ГК РФ.
При этом исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1296 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности отражаются исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой) (абзац пятый п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика" (далее - ПБУ 1/2008)).
Приобретаемое ПО не отвечает условиям признания в качестве "нематериального актива", так как приобретаемые права на ПО будут использованы в производстве менее 12 месяцев (т.е. не выполняется условие, предусмотренное пп. "г" п. 3 ПБУ 14/2007).
В то же время, поскольку приобретаемое ПО может приносить экономические выгоды организации (в составе разрабатываемого организацией ПО), оно является активом.
Разрабатываемое организацией по заказу ПО также не признается НМА, а является для организации готовой продукцией. Отметим, что в проекте ФСБУ "Нематериальные активы"*(1) указано, что данный стандарт не применяется в отношении "нематериальных активов, создаваемых для заказчиков во исполнение договоров по их созданию, за исключением случаев сохранения за исполнителем прав на результаты работ".
При этом исходя из пп. "а" п. 3 МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" нематериальные активы организации, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности, учитываются по правилам МСФО (IAS) 2 "Запасы".
Активы, предназначенные для продажи, учитываются в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ). Частью МПЗ, предназначенных для продажи, является готовая продукция (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально производственных запасов", далее - ПБУ 5/01).
Для целей бухгалтерского учета фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов (смотрите п. 7 ПБУ 5/01 "Запасы" (п. 23 ФСБУ 5/2019 "Запасы")*(2), а также п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н). Себестоимость аккумулируется на счете 20 "Основное производство", что отражается в учете следующими записями:
Дебет 20 Кредит 02, 05, 10, 69, 70, 26 и др.
- отражены расходы на создание ПО (амортизация оборудования (компьютеров) и НМА, заработная плата работников, занятых в создании программы, страховые взносы, исчисленные на заработную плату этих работников, часть общехозяйственных расходов, приходящаяся на это ПО, материальные ценности, использованные при создании ПО).
То есть расходы на приобретение ПО будут формировать стоимость незавершенного производства по выполнению заказа на создание объекта интеллектуальных прав. Следовательно, расходы на оплату вознаграждения исполнителю организация должна учесть в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 4, 5, 7 ПБУ 10/99):
Дебет 20 Кредит 60
- учтены затраты на работы по разработке ПО (на основании акта или иного документа, подтверждающего получение результатов работы).
После того, как фактическая себестоимость ПО будет сформирована, необходимо оприходовать готовую продукцию:
Дебет 43 Кредит 20
- оприходована готовая продукция (ПО) по фактической себестоимости.
При передаче исключительных прав контрагенту признается выручка от реализации (п.п. 5, 6, 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации"):
Дебет 62 Кредит 90
- отражена выручка от реализации ПО;
Дебет 90 Кредит 43
- списана фактическая себестоимость ПО.
В рассматриваемой ситуации целесообразно применять позаказный метод вычисления себестоимости. Объектом учета затрат при данном методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его исполнения. До выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством (далее - НЗП).

Налоговый учет

Для целей НК РФ полученное ПО также не является НМА (не выполняется установленное в п. 3 ст. 257 НК РФ условие об использовании актива в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)).
Создаваемое по заказу ПО также не относится к НМА. Для организации-правообладателя созданные для предоставления третьим лицам (приобретателям) программы для ЭВМ являются товаром и не амортизируются в качестве нематериальных активов (письмо Минфина России от 26.03.2009 N 03-03-06/1/192 - отметим, что в данном письме чиновники, по нашему мнению, исходили из того, что созданные программы выбывают из собственности правообладателя, т.е. речь не о передаче права пользования).
Расходы, связанные с приобретением работ по разработке ПО, у подрядчика учитываются при налогообложении прибыли как расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ).
При этом расходы на приобретение ПО являются прямыми расходами (п. 1 ст. 272п. 1 ст. 318 НК РФ). Перечень прямых расходов определяется организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения (письма Минфина России от 20.07.2017 N 03-03-06/1/46286, ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@)*(3).
На основании п. 2 ст. 318 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Если по условиям договора предусмотрена поэтапная сдача выполненных работ, то прямые затраты, относящиеся к отдельным этапам, признаются расходами для целей налогообложения прибыли организаций по мере завершения соответствующих этапов (письмо Минфина России от 12.09.2016 N 03-03-06/1/53178).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет себестоимости готовой продукции;
Энциклопедия решений. Определение суммы расходов на производство и реализацию. Прямые и косвенные расходы в налоговом учете;
Вопрос: Организация создавала программу для ЭВМ в течение четырех месяцев: с 1 октября 2018 г. по 31 января 2019 г. Программа учитывалась в качестве готовой продукции. Она была реализована заказчику в мае 2019 года, тогда же были признаны прямые расходы по ее созданию. Косвенные расходы признавались организацией в 4 квартале 2018 года и 1 квартале 2019 года. По завершении разработки программы расходы за январь в отчете по прибыли за полугодие перенесли на прямые расходы. Нужно ли подавать корректировочный отчет по прибыли за 2018 г. и расходы за октябрь-декабрь 2018 г. переносить на прямые расходы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Организация (ООО на УСН 6%) передает исключительные права (более 100 тыс. руб.) на товарный знак ИП (УСН 15%).
Имеет ли право ИП включить сумму, оплаченную за товарный знак, в расходы при определении налоговой базы по УСН? Будут ли доходом, облагаемым при УСН, полученные ООО денежные средства за продажу товарного знака? Какими документами оформляется купля-продажа товарного знака?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача исключительных прав на товарный знак оформляется договором, заключенным в письменной форме, который подлежит государственной регистрации.
У организации доход от реализации исключительных прав на товарных знак включается в налогооблагаемую базу при применении УСН в размере сумм, поступивших от покупателя.
Предприниматель, применяющий УСН (доходы минус расходы) может признать в налоговом учете оплаченные расходы на приобретение товарного знака, используемого в предпринимательской деятельности, с момента принятия данного актива на бухгалтерский учет с учетом того, что в течение налогового периода данные расходы принимаются за отчетные периоды равными долями (на последнее число отчетного (налогового) периода).

Обоснование вывода:
Товарный знак является средством индивидуализации, которому предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) (пп. 14 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, зарегистрированное в установленном законом порядке, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (п. 1 ст. 1477ст. 1479ст. 1481 ГК РФ).
Пункт 1 ст. 1233 ГК РФ устанавливает, что правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права).
Согласно ст. 1484 ГК РФ правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак любым не противоречащим закону и существу договора способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (ст. 1488ГК РФ). Данный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора (п. 2 ст. 1234 ГК РФ).
Отчуждение исключительного права на товарный знак подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ст. 1232 ГК РФ (п. 2 ст. 1490 ГК РФ) в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте).
При несоблюдении требования о государственной регистрации перехода исключительного права на средство индивидуализации такой переход считается несостоявшимся (п. 6 ст. 1232 ГК РФ).
Для подтверждения перехода исключительного права на товарный знак к новому правообладателю составление каких-либо актов приема-передачи нормами гражданского законодательства не предусмотрено. Вместе с тем учитывая, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч.ч. 12 ст. 9 Закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), считаем, что в этом случае может быть составлен первичный документ, указывающий на момент отчуждения исключительного права на товарный знак. Это может быть акт приема-передачи актива (либо иной первичный учетный документ, например, УПД или бухгалтерская справка), указывающий на момент отчуждения исключительного права на товарный знак. Например, в постановлении Седьмого ААС от 16.06.2020 N 07АП-1269/20 по делу N А45-28850/2019 сказано, что передача исключительных прав на товарные знаки зафиксирована составлением сторонами акта приема-передачи.

Налогообложение у передающей стороны

Организация, применяющая УСН, доходы от реализации товарного знака признает кассовым методом на дату оплаты в размере фактически полученной суммы по договору отчуждения исключительного права (п. 1 ст. 346.15п. 1 ст. 248п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Таким образом, на дату поступления денежных средств по договору отчуждения исключительного права на товарный знак у организации, применяющей УСН, возникнет налогооблагаемый доход в размере сумм, поступивших от покупателя.

Налогообложение у принимающей стороны

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на величину расходов, перечисленных в данном пункте. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с приобретением нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений п. 3 и п. 4 ст. 346.16 НК РФ).
В целях главы 26.2 НК РФ в состав НМА включаются НМА, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). С учетом норм ст. 256п. 3 ст. 257п.п. 25 ст. 258п. 3 ст. 346.16 НК РФ считаем, что зарегистрированный товарный знак отвечает критериям признания его амортизируемым имуществом (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 30.01.2017 N 03-03-06/1/4386). Но следует помнить и про стоимостной критерий признания НМА в налоговом учете. Так, из п. 1 ст. 256 НК РФ следует, что для признания актива амортизируемым имуществом его стоимость должна составлять больше 100 тыс. руб. Этот критерий должен применяться и к результатам интеллектуальной деятельности, признаваемым в соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами (пп. "а" п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ).
Оплаченные расходы на приобретение НМА, используемого в предпринимательской деятельности, налогоплательщик может признать в налоговом учете с момента принятия данного актива на бухгалтерский учет с учетом того, что в течение налогового периода данные расходы принимаются за отчетные периоды равными долями (на последнее число отчетного (налогового) периода) (пп. 2 п. 3 ст. 346.16пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Таким образом, на основании пп. 2 п. 1п. 2 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", имеют возможность признавать при расчете налоговых обязательств удовлетворяющие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы на приобретение (создание) НМА с учетом положений п.п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ. В целях применения УСН товарный знак является объектом НМА, расходы на приобретение которого принимаются в соответствии с порядком, установленным п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
Энциклопедия решений. Расходы на приобретение нематериальных активов при УСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Сотрудник вернулся в Москву из длительной командировки из другого региона РФ и самостоятельно прошел тест на COVID-19 в медицинской лаборатории "Гемотест" (результат выдают в течение одного дня).
Работодатель заключил договор о тестировании на COVID-19 работников, но с другой медицинской организацией, которая выдает результаты в течение трех рабочих дней.
Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на возмещение расходов по тестированию на COVID-19 в медицинской лаборатории "Гемотест"? Нужно ли с этой суммы уплатить НДФЛ и страховые взносы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сумму затрат на возмещение работнику оплаты тестирования на коронавирус в Гемотесте организация вправе учесть в расходах по налогу на прибыль. С этой суммы не нужно удерживать НДФЛ. Но с учетом писем Минфина России право не начислять страховые взносы с этой суммы, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица и ИП обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ в целях предупреждения в том числе инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. а.2 ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Исходя из положений п. 1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в п. 8 (в частности, должностное лицо, определяемое законом субъекта РФ - города федерального значения) и в п. 9 ст. 4.1 Федерального закона N 68, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, согласно п. 2.4-2.6 Требований из Приложения 6 к указу мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ работодатель обязан обеспечить:
- проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством РФ, в отношении не менее 10 процентов работников в период с 12 мая 2020 года по 31 мая 2020 года и в период с 1 июня 2020 года в течение каждых 15 календарных дней;
- взятие крови у работников для проведения лабораторного исследования методом иммуноферментного анализа (ИФА) на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и иммунитета к ней в порядке и сроки, установленные Департаментом здравоохранения города Москвы. Смотрите также письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 18.06.2020 N 56-31-72225/20.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Поэтому расходы организаций на оплату тестирования работников на COVID-19 (возмещение стоимости этого тестирования), с целью обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 23.06.2020 N 03-03-10/54288, от 29.09.2020 N 03-03-06/1/84889, от 11.09.2020 N 03-03-06/1/79964, ФНС России от 27.11.2020 N БС-4-11/19575@).

НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Оплата за работников (возмещение понесенных ими расходов) проведения обязательного тестирования на COVID-19 и/или иммунитет к коронавирусу, необходимость прохождения которых обусловлена требованиями законодательства, не признается экономической выгодой (доходом) работника и не облагается НДФЛ (письма Минфина России от 11.09.2020 N 03-03-06/1/79964, от 18.08.2020 N 03-04-06/72409, от 28.07.2020 N 03-04-06/65718, от 25.06.2020 N 03-03-07/54757, ФНС России от 27.11.2020 N БС-4-11/19575@).

Страховые взносы

Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.
В письме Минфина России от 07.07.2020 N 03-15-06/58517 пояснено, что оплаченная работодателем за работников стоимость проведения исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований, необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, не облагается страховыми взносами.
Если организация заключает на срок не менее одного года договоры ДМС или договоры на оказание медицинских услуг с медорганизациями, в рамках которых могут осуществляться тесты на COVID-19, то суммы платежей по таким договорам также не подлежат обложению страховыми взносами.
Однако, по мнению Минфина России и налоговых органов, если организация компенсирует работникам их расходы на тестирование, такие компенсации облагаются страховыми взносами, поскольку эти выплаты не поименованы в перечне не подлежащих обложению взносами сумм (письма ФНС России от 13.10.2020 N БС-4-11/16741@, от 27.11.2020 N БС-4-11/19575@, Минфина России от 18.08.2020 N 03-04-06/72409, от 28.07.2020 N 03-04-06/65718).
В то же время есть судебная практика о том, что сам по себе факт наличия трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Оплата лечения сотрудника (медосмотры и тестирование на COVID-19 являются медицинскими услугами) признается выплатой социального характера и не являются вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей. Поэтому она не должна включатся в базу для начисления страховых взносов. Так, в определении Верховного Суда РФ от 13.04.2020 N 309-ЭС20-3763 отмечено, что если выплаты, компенсирующие затраты работников на проведение обязательных медосмотров, производятся в рамках исполнения обязанности работодателя по организации таких осмотров, то они не являются экономической выгодой (доходом) работников и не могут быть включены в объект обложения взносами.
В рассматриваемой в вопросе ситуации организация возмещает работнику его затраты по тестированию на COVID-19. С учетом приведенного выше мнения Минфина России и ФНС России право не начислять страховые взносы с суммы такого возмещения, возможно, придется отстаивать в суде.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Противокоронавирусные меры и выплаты физлицам: НДФЛ и страховые взносы;
Энциклопедия решений. Как учесть затраты и убытки, возникшие из-за коронавируса?
Энциклопедия решений. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (в целях налогообложения прибыли);
- Обзор. Тесты на COVID-19 учитываются в качестве расходов на обеспечение нормальных условий труда (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.);
Вопрос: Налогообложение расходов на тестирование сотрудников на COVID-19 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.);
Вопрос: Возмещение расходов сотрудников на тестирование на коронавирус (COVID-19) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.);
Вопрос: Страховые взносы и НДФЛ с сумм компенсаций сотрудникам расходов на тестирование на COVID-19 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
- Вопрос: Работодатель издал приказ (ссылаясь на ст. 212 ТК РФ) о необходимости обязательного предварительного прохождения работниками тестирования (анализа) на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при их выходе на работу (на рабочее место) после отпуска, временной нетрудоспособности, служебной командировки. Тестирование на COVID-19 должно быть пройдено работниками заблаговременно, до даты своего выхода на работу (рабочее место). Допуск работников до рабочего места (до работы) может быть осуществлен только при наличии отрицательного результата их тестирования на COVID-19. Какова правовая оценка данного приказа? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2020 г.)
- Вопрос: В предписании Роспотребнадзора на отстранение от работы и изоляцию конкретного заболевшего работника содержится в том числе пункт о необходимости проведения анализа заболеваемости в отношении лиц, находящихся на больничном листе, при выявлении заболеваний ОРВИ не допускать таких лиц к работе без обследования на новую коронавирусную инфекцию. Является ли это требование обоснованным и обязательным к исполнению? Если да, то за чей счет должно осуществляться обследование? Существуют ли какие-либо нормативные документы, обязывающие работников предприятия представлять справку с отрицательным результатом теста на коронавирусную инфекцию после выхода из отпуска? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения