Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 21 по 27 июля 2014 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 21.07.2014 N 221-ФЗ
"О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Увеличены размеры государственных пошлин

Значительное увеличение размеров большинства госпошлин, установленных главой 25.3 Налогового кодекса РФ, объясняется уровнем накопленной инфляции за период 2009 - 2015 годов (61 процент).

Вводятся новые виды государственной пошлины, в том числе за лицензирование нотариальной деятельности (100 000 рублей) и деятельности по управлению многоквартирными домами (30 000 рублей).

Принятым законом предусматривается также применение понижающего коэффициента 0,7 к размерам государственных пошлин, уплачиваемых физлицами, в случаях использования Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных и иных порталов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

 

Федеральный закон от 21.07.2014 N 229-ФЗ
"О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

При расчете полной стоимости потребительского кредита будет применяться новая формула

В закон о потребительском кредитовании вносятся изменения, предусматривающие установление алгоритма определения эффективной годовой процентной ставки по потребительским кредитам (займам) в широком диапазоне сроков кредитов (займов) и процентных ставок.

В расчете применяются такие показатели, как "ЧБП" - число базовых периодов в календарном году и "i" - процентная ставка базового периода (базовым периодом по договору признается стандартный временной интервал, который встречается с наибольшей частотой в графике платежей по договору потребительского кредита (займа)).

Закон вступает силу с 1 сентября 2014 года.

 

Федеральный закон от 21.07.2014 N 239-ФЗ
"О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

От налогообложения НДС освобожден ввоз на территорию РФ десантно-вертолетных кораблей-доков

Действие льготы распространено на период с 1 июля 2014 года по 30 июня 2016 года включительно.

 

Федеральный закон от 21.07.2014 N 244-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Размер потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН, может дифференцироваться по территориям муниципальных образований

Принятый закон расширяет полномочия субъектов РФ в части установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Предусмотрена возможность дифференциации территории субъекта РФ по территориям действия патента (в отношении отдельных видов деятельности) в границах муниципального образования (группы муниципальных образований). До внесения поправок патент действовал на территории всего субъекта РФ. Теперь в патенте должно содержаться указание на территорию его действия.

Кроме того, законом отменен минимальный размер потенциально возможного годового дохода, который составлял 100 тыс. рублей.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2015 года.

 

Федеральный закон от 21.07.2014 N 238-ФЗ
"О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"

В Налоговый кодекс РФ внесены уточнения, касающиеся обязанности выставления счетов-фактур и порядка их регистрации в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур

По письменному согласию сторон сделки счет-фактуру можно будет не составлять при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, которые не являются плательщиками НДС, либо налогоплательщикам, освобожденным от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога.

В случае выставления счетов-фактур обязанность ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур лицами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также лицами, не являющимися плательщиками данного налога, предусмотрена также для лиц:

осуществляющих посредническую деятельность на основании договоров транспортной экспедиции (при условии включения в состав налогооблагаемых доходов сумм вознаграждения по договору);

при выполнении функций застройщика.

В настоящее время такая обязанность предусмотрена для лиц, осуществляющих посредническую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Данные лица обязаны включить сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур, в налоговую декларацию по НДС и представить ее в налоговые органы по установленному формату в электронной форме.

Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2015 года.

 

Федеральный закон от 21.07.2014 N 257-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период"

На переходный период установлены особенности применения законодательства в сфере противодействия легализации "преступных" доходов в отношении деятельности, осуществляемой на присоединенных территориях Крыма и Севастополя

Принят закон, направленный на дальнейшую интеграцию финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя в финансовую систему Российской Федерации.

Законодательными положениями урегулированы, в частности, вопросы, касающиеся:

деятельности лиц, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, подлежащие обязательному контролю (установлена обязанность представления информации и документов в уполномоченный орган);

деятельности небанковских финансовых учреждений, имеющих лицензию на осуществление депозитарной деятельности;

деятельности компаний по управлению активами, имеющих лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами и НПФ;

регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом;

механизма конвертации акций эмитентов эмиссионных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, в рубли;

осуществления аудиторской деятельности лицами, включенными в Реестр аудиторских фирм и аудиторов Аудиторской палаты Украины (установлено требование о вступлении в члены саморегулируемых организаций аудиторов, получения квалификационного аттестата аудиторов).

 

Приказ Минфина России от 03.04.2014 N 24н
"О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2014 N 33061.

Типовые договоры, касающиеся доверительного управления средствами пенсионных накоплений (средствами выплатного резерва), приведены в соответствие с действующим законодательством

Из текстов типовых договоров, утвержденных приказами Минфина России от 5 ноября 2009 г. N 113н, а также от 31 мая 2012 г. N 72н, исключены слова "включая НДС".

Это связано с внесением изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих освобождение от налогообложения НДС услуг по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата (пп. 29 п. 2 ст. 149 НК РФ).

 

Приказ Минфина России от 28.05.2014 N 43Н
"О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 55н"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2014 N 33092.

Суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, которые не были учтены на индивидуальных лицевых счетах, подлежат включению в состав средств резерва ПФ РФ по ОПС

Неучтенные суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости и чистый финансовый результат, полученный от временного размещения таких сумм, включаются в состав средств резерва ПФР по истечении шести месяцев после окончания финансового года, в течение которого страховые взносы поступили в Фонд.

 

Приказ Минсельхоза России от 11.06.2014 N 189
"Об утверждении форм отчетности за I полугодие 2014 года"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2014 N 33078.

Утверждены формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за I полугодие 2014 года

Орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ на взаимодействие с Минсельхозом России, в срок до 15 августа 2014 года должен представить в Минсельхоз России сводную отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за I полугодие 2014 года в соответствии с утвержденными формами отчетности:

по товаропроизводителям, осуществляющим деятельность следующих видов - сельское хозяйство, обслуживание в сфере сельского хозяйства, пищевая и перерабатывающая промышленность;

по сельскохозяйственным потребительским кооперативам (кроме кредитных) и сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам.

 

Письмо ФНС России от 08.07.2014 N ГД-4-3/13250@
"О заполнении счетов-фактур"

ФНС России разъяснены вопросы, касающиеся заполнения счетов-фактур, выставляемых по товарам, реализуемым на экспорт российской организацией через свое структурное подразделение в государства - члены Таможенного союза

Если организация реализует свои товары через свое обособленное подразделение, то счета-фактуры по отгруженным товарам выписываются обособленными подразделениями только от имени организации. При этом в строке 2б "ИНН/КПП продавца" счета-фактуры указывается КПП соответствующего обособленного подразделения, а в строке 3 "Грузоотправитель и его адрес" - наименование и почтовый адрес данного обособленного подразделения.

Вместе с тем, в целях обеспечения получения российским налоговым органом по месту постановки на учет организации-экспортера информации об уплаченных суммах косвенных налогов при составлении счетов-фактур по товарам, реализуемым на экспорт через структурное подразделение организации в государства - члены Таможенного союза, допускается указание КПП головной организации-экспортера (пункт 2 Правил заполнения заявления, содержащихся в Приложении 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза от 11 декабря 2009 года).

 

Письмо ФНС России от 15.07.2014 N ГД-4-3/13563@
"О применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"

ФНС России даны разъяснения по вопросу нормативно-правового регулирования деятельности юридических лиц, созданных по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ

Юридические лица на территориях Крыма и Севастополя вправе привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ, подав заявление о внесении о них сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С момента внесения соответствующей записи такие лица приобретают права и обязанности российских организаций.

С учетом вступления в силу изменений законодательства, ФНС России приведен перечень нормативно-правовых актов, подлежащих применению указанными выше юридическими лицами с 1 июля 2014 года.

 

<Письмо> ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13332
"О применении пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"

Решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества должно содержать данные, позволяющие идентифицировать указанное имущество

ФНС России сообщает, что в случае направления в Россреестр (территориальные органы Росреестра) территориальным налоговым органом решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей об ограничении (обременении) права, указанное решение должно содержать данные, идентифицирующие объект недвижимости надлежащим образом (кадастровый номер, адрес объекта недвижимости).

 

<Письмо> ФНС России от 16.07.2014 N ГД-4-3/13805
"О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 17.06.2014) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ"

По состоянию на 17 июня 2014 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=52.

 

<Письмо> ФНС России от 22.07.2014 N БС-4-11/14019@
"Об уплате налога на доходы физических лиц"

Разъяснены вопросы уплаты налога на доходы физических лиц при продаже недвижимого имущества, приобретенного за счет средств единовременных субсидий и (или) материнского капитала

Сообщается, в частности, что поскольку полученные налогоплательщиком суммы субсидий и (или) материнского капитала являются доходом налогоплательщика, направление налогоплательщиком таких сумм на приобретение недвижимого имущества является расходами налогоплательщика на приобретение такого имущества.

Поскольку суммы субсидии и (или) материнского капитала, направленные налогоплательщиком на приобретение недвижимого имущества, являются расходами налогоплательщика, то при продаже квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика менее трех лет, он имеет право уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на всю сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением данной квартиры, в том числе произведенных за счет средств единовременной субсидии и (или) материнского капитала.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

21.07.2014 Назначать выездную проверку вправе тот налоговый орган, в котором зарегистрирована компания

Смена места нахождения для компании обернулась судебными разбирательствами

Предприятие, которое ранее было зарегистрировано в ИФНС по городу Находка, сменило свое место нахождения. Новый адрес компании теперь расположен в городе Екатеринбурге. Стоит отметить, что налоговая инспекция отказала в регистрации изменения адреса местонахождения. Данный отказ впоследствии был оспорен и в итоге действия налоговиков были признаны незаконными.

Пока стороны «спорили» по вопросу регистрации нового адреса, налоговый орган города Находка решил провести выездную проверку в отношении компании. Налогоплательщик обратился в суд о признании недействительным решения инспекции по г. Находке, как противоречащее п. 1 и 2 ст. 89 НК РФ. По словами предприятия, «старая» инспекция не имела уже права проводить проверку, потому что компания уже не располагается в городе Находке.

Точку в споре поставил Фас Дальневосточного округа, который отметил – до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о снятии общества с учета по прежнему месту нахождения решение о проведении выездной налоговой проверки выносит инспекция, в которой налогоплательщик был зарегистрирован.

Кассационная жалоба компании была оставлена без удовлетворения.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.07.2014 г. № Ф03-2276/2014

Источник: Российский налоговый портал

 

21.07.2014 Компания не сдавала налоговую отчетность, за что и была исключена из ЕГРЮЛ

Довод предприятия о том, что оно фактически являлось действующим, обоснованно отклонен судами

Как следует из материалов дела, компания в течение года не сдавала налоговую отчетность. И, как следствие, инспекция приняла решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.

Указанное решение налоговиков «не понравилось» организации и она обратилась в суд. Арбитры исследовали обстоятельства дела и пришли к выводу о соблюдении регистрирующим органом порядка исключения юридического лица как прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ.

Довод организации о том, что на момент исключения компании из ЕГРЮЛ она фактически являлась действующей, обоснованно отклонен судами, так как заявитель не представил доказательств направления в инспекцию налоговой отчетности и наличия у предприятия счетов в банке.

Обстоятельства, на которые ссылается налогоплательщик, не подтверждают осуществление обществом хозяйственной деятельности в течение двенадцати месяцев, предшествовавших его исключению из ЕГРЮЛ.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2014 г. № А56-22569/2013

Источник: Российский налоговый портал

 

21.07.2014 Налогоплательщик не вправе «самостоятельно» определять, в каком периоде ему предъявить вычет по НДС

Непременным условием для применения налогового вычета по НДС является соблюдение трехлетнего срока

Как следует из материалов дела, компания слишком поздно подала уточненную декларацию по НДС, в которой суммы налога были заявлены к возмещению. Соответственно, налоговый орган отказал предприятию в предоставлении налогового вычета.

Организация допустила ошибку – счета-фактуры, датированные 2008 годом, она приняла к вычету (отразила в книге покупок) в 2009 году. Поэтому, как считает компания, если уточненная декларация за IV квартал 2009 года подана в 2012 году, то она «попадает» в трехлетний срок давности.

Но, арбитры уточнили, «то обстоятельство, что счета-фактуры получены и зарегистрированы обществом в IV квартале 2009 года, не меняет начало течения трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ».

Как отметил ФАС Северо-Западного округа, оставивший жалобу налогоплательщика без удовлетворения, действующим налоговым законодательством налогоплательщику не предоставлено право по своему усмотрению определять налоговый период, в котором будут предъявлены к вычету суммы НДС, право на вычет которых возникло в конкретном налоговом периоде.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2014 г. № А56-52182/2013

Источник: Российский налоговый портал

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

21.07.2014 В случае субаренды патентная система не применяется

Патент применим при сдаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, принадлежащих ИП на праве собственности

Индивидуальный предприниматель сдает имущество в аренду, при этом он не является собственником данных помещений. Вправе ли он применять патент?

Как объяснил Минфин России, патентная система налогообложения применяется при сдаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности. Основание: подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Таким образом, если ИП осуществляет предпринимательскую деятельность по сдаче в пользование (в аренду, внаем) объектов недвижимости, но при этом не является их собственником, то для данной деятельности патентная система налогообложения не применяется.

Письмо Минфина России от 12.05.2014 г. № 03-11-11/22073

Источник: Российский налоговый портал

 

21.07.2014 Правительство планирует ввести новый стандартный вычет по НДФЛ

Размер вычета будет зависеть от числа неработающих членов семьи

Как сообщила Российская газета, Правительство РФ планирует ввести стандартные вычеты по НДФЛ для лиц, на обеспечении которых находятся неработающие трудоспособные члены семьи, воспитывающие ребенка.

Министерства труда, экономического развития и финансов обсудят возможность введения вычетов для семей, в которых один из супругов воспитывает ребенка до достижения им возраста от 1,5 до 3 лет или воспитывает ребенка-инвалида. Ведомства представят свои предложения в правительство в октябре.

Источник: Российский налоговый портал

 

21.07.2014 Гражданин вправе получить отсрочку платежа по налогам

Определяющим фактором служит имущественное положение физического лица

Как рассказало УФНС по Владимирской области, воспользоваться возможностью получить отсрочку или рассрочку могут не только компании, но и обычные граждане. Например, актуален вопрос предоставления отсрочки по уплате земельного, транспортного, налога на имущество и НДФЛ.

Для получения рассрочки (отсрочки) платежа по налогу надо написать заявление и подать его в налоговую инспекцию. В заявлении  указываются:  форма изменения срока уплаты, наименование налога,  сумма, срок, а также основание для предоставления  отсрочки (рассрочки).

К заявлению в обязательном порядке прилагаются следующие документы:

1) Справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) Обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности.

Также, для положительного решения вопроса об отсрочке (рассрочке) потребуется поручительство либо договор залога.

Источник: Российский налоговый портал

 

22.07.2014 Налоговая служба рассказала о новых налоговых вычетах по НДФЛ

Вычеты направлены на стимулирование инвестиционной деятельности физических лиц, осуществляющих долгосрочные финансовые вложения

Как рассказало УФНС по городу Москве, Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ глава 23 НК РФ была дополнена ст. 219.1 «Инвестиционные налоговые вычеты». Положениями данной статьи установлено три различных вида налоговых вычетов по НДФЛ:

– в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаги находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет;

– в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет;

– в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Все эти вычеты направлены на стимулирование инвестиционной деятельности физических лиц, осуществляющих долгосрочные финансовые вложения.

Положения ст. 219.1 НК РФ вступают в силу с 1 января 2015 года, однако воспользоваться правом на получение инвестиционных налоговых вычетов с этого периода можно будет только в части вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг.

Вычет второго вида может быть получен по налоговой декларации, представленной начиная с 2016 года (т. е. за 2015 год), а вычет третьего вида будет предоставляться не ранее 2019 года.

Источник: Российский налоговый портал

 

22.07.2014  «Детский» вычет в период декретного отпуска: мнение Минфина

Если зарплата сотруднице не выплачивалась, значит, стандартный вычет нельзя начислять

Работница компании находилась в отпуске по уходу за ребенком с августа 2010 г., С 13 августа 2012 года она приступила к работе. Как ей надо рассчитывать стандартные вычеты за период с января по июль 2012 года?

Минфин России объяснил, что стандартные вычеты на детей предоставляются работодателем за каждый месяц года путем уменьшения в каждом месяце налоговой базы на соответствующий установленный размер налогового вычета.

В случаях, когда выплата дохода, например, в связи с отпуском по уходу за ребенком, полностью прекращена, вычет на ребенка за январь – июль 2012 года на работе не предоставляется, так как налоговая база после прекращения выплат не определяется.

Следовательно, перерасчет налоговой базы за указанный период не производится.

Письмо Минфина России от 11.06.2014 г. № 03-04-05/28141

Источник: Российский налоговый портал

 

23.07.2014 Площадь торгового места для ЕНВД не уменьшается на площадь подсобных или складских помещений

Под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи

Минфин России рассмотрел вопрос определения площади торгового места для исчисления ЕНВД при осуществлении розничной торговли на арендуемом земельном участке.

Напомним, что площадь торгового места определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или ИП документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений.

Таким образом, для целей ЕНВД торговым местом может быть признана используемая для осуществления розничной торговли площадь арендуемого земельного участка (участков). При этом уменьшение площади торгового места на площадь подсобных или складских помещений не предусмотрено.

Письмо Минфина России от 19.05.2014 г. № 03-11-11/23429

Источник: Российский налоговый портал

 

23.07.2014 Минимальный налог по УСН надо платить только по итогам года

Налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год

Налогоплательщик, который применяет УСН, по итогам 2013 года получил убыток. Сможет ли он уменьшить авансовые платежи по «упрощенке» за 2014 год на сумму прошлогоднего убытка?

Как объяснил Минфин России, на полученные в 2013 году убытки налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу по УСН только по итогам 2014 года.

Напомним, что в любом случае по итогам года надо будет оплатить минимальный налог. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Таким образом, исчисление и уплата минимального налога производятся налогоплательщиками, применяющими УСН, только по итогам года.

Письмо Минфина России от 19.05.2014 г. № 03-11-06/2/23437

Источник: Российский налоговый портал

 

24.07.2014 Каковы особенности постановки на учет иностранных граждан?

Документы для постановки на учет можно направить по почте заказным письмом

УФНС по Калининградской области  рассказало, что утверждены особенности учета в налоговых органах физических лиц – иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Основание: приказ Минфина Российской Федерации от 21.10.2010 г. № 129Н

Для постановки на учет в налоговом органе по месту жительства иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, представляет следующие документы:

1) Заявление о постановке на учет;

2) Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации;

3) Вид на жительство иностранного гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

Для постановки на учет в налоговом органе по месту жительства иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание, представляет следующие документы:

1) Заявление о постановке на учет;

2) Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации и отметкой о регистрации по месту проживания в Российской Федерации.

Для постановки на учет в налоговом органе по месту пребывания иностранный гражданин, состоящий на учете по месту пребывания, представляет следующие документы:

1) Заявление о постановке на учет;

2) Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации;

3) Отрывную часть бланка Уведомления о прибытии с отметкой органа миграционного учета;

4) Миграционную карту с отметкой органа миграционного учета о регистрации по месту временного пребывания.

Заявление о постановке на учет и копии документов могут быть направлены иностранным гражданином в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) по почте заказным письмом.

Источник: Российский налоговый портал

 

24.07.2014 Вместо введения налога с продаж уже с 2015 г. может быть увеличен НДС

Власти передумали вводить налог с продаж

Варианты увеличения налогового бремени правительство обсуждает с начала июля. Чиновники поведали, что глава государства поручил рассмотреть возможность введения с 2015 г. налога с продаж в размере 3%, а после 2018 г. — увеличить на 2% НДФЛ и НДС с 13 до 15% и с 18 до 20% соответственно, сообщает газета «Ведомости».

В данный момент обсуждается другой вариант, отметили два федеральных чиновника: НДС может вырасти до 20% уже в будущем году, зато от налога с продаж откажутся. Окончательного решения, как они говорят, еще нет: по всем налоговым изменениям оно будет принято до конца июля.

Стоит отметить, что с президентом это еще не обсуждалось, но премьер-министр уже поддержал инициативу, поведал один из чиновников.

Источник: Российский налоговый портал

 

24.07.2014 Минфин рассказал о применении вычетов по НДС по СМР, выполняемым с целью продажи квартир

Реализация жилых домов не облагается НДС

Как отметил Минфин России, суммы налога на добавленную стоимость по строительным материалам, приобретаемым для осуществления строительства жилых домов, операции по реализации которых освобождаются от НДС, вычетам не подлежат.

Напомним, что операции по реализации жилых домов, жилых помещений освобождены от НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При этом согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога по материалам, используемых для операций, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Письмо Минфина России от 23.06.2014 г. № 03-07-15/29969

Источник: Российский налоговый портал

 

24.07.2014 Аудиторская тайна будет сохранена

Минэкономики высказал свою позицию

Напомним, что Минфин России выступил автором законопроекта «О внесении изменений в статью 82 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Согласно данному проекту сотрудники налоговой инспекции получат прямой доступ к «тайнам» аудиторской проверки. Проект был разработан с целью снятия ограничений на раскрытие по требованиям налоговых органов информации, составляющей аудиторскую тайну.

Предусматривалось, что составляющие аудиторскую тайну сведения и документы передаются без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались такие услуги, в налоговые органы по их требованиям.

Но, как сообщил Коммерсант.ru, идею законопроекта не поддержали в Минэкономики. Там дали отрицательное заключение на проект из опасений снижения доверия между налогоплательщиками и аудиторами и уменьшения возможностей по адекватной оценке рисков.    

Несмотря на отрицательное мнение, Минфин не готов отказаться от своей инициативы. Осенью текущего года будут планируется внести поправки в закон «Об аудиторской деятельности».

Источник: Российский налоговый портал

 

25.07.2014 Предприниматели обещают эпидемию компаний-однодневок в ответ на увеличение налоговой нагрузки

РСПП направил в Минфин сжатое резюме опроса бизнесменов

Российский союз промышленников и предпринимателей попытался представить, что будет с экономикой, если будут одобрены последние предложения Минфина по повышению налоговой нагрузки. Картина получилась нерадостная – рост сборов от одних налогов будет нивелирован уменьшением отчислений от других. При этом власти рискуют получить целый букет неприятностей: рост инфляции, уменьшение инвестиций и эпидемия компаний-однодневок, пишет РБК.

Материалы РСПП были направлены в Минфин. Документ представляет собой сжатое резюме опроса бизнесменов.

Предпринимателей спрашивали, как на бизнес повлияет обсуждаемое в Белом доме увеличение после 2018 г. НДС и НДФЛ на 2% – до 15 и 20%, соответственно, а также концептуально одобренные правительством введение с 2015 г. налога с продаж в размере 3% и отмену верхнего порога отчислений в ФОМС. По расчетам Минфина, только две последние инициативы дадут российскому бюджету дополнительно порядка 400 млрд руб.

Ни одно из предложений Минфина не находит поддержки у бизнес-сообщества. Нужно быть готовым к тому, что организации начнут сокращать объемы производства и инвестиций, часть бизнеса уйдет в «тень», а практика использования фирм-однодневок распространится, отмечает РСПП. Для экономики это чревато ростом инфляции, сокращением занятости и как следствие ростом социальной напряженности в обществе.

Источник: Российский налоговый портал

 

25.07.2014 ЦБ РФ увеличил ключевую ставку до 8%

Регулятор опасается роста инфляции

Центробанк России повысил ключевую ставку на 0,5% – с 7,5% до 8%, пишет РБК.

В качестве причины такого шага ЦБ РФ назвал опасения в связи с ростом инфляции. Банк России сообщил, что на инфляционные риски «влияет усиление геополитической напряженности, а также изменения в налоговой и тарифной политике».

Регулятор рассчитывает, что увеличении ключевой ставки позволит уменьшить уровень инфляции в среднесрочной перспективе до 4%. Но если инфляционные риски сохранятся, Центробанк предупредил о дальнейшем повышени ставки.

К концу этого года ЦБ РФ надеется снизить инфляцию до 6-6,5%, в то время как по оценке на 21 июля годовой уровень инфляции составил 7,5%.  

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

НДС

 

Организация сдает помещения в аренду. Арендатор, согласно договору, уплачивает аванс до 10-го числа текущего месяца (месяц предоставления помещения в аренду). Какую сумму правильнее указать в авансовом счете-фактуре - полностью сумму за месяц или сумму с учетом оставшихся дней до конца месяца?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации в оформляемых ежемесячно "авансовых" счетах-фактурах организации-арендодателю следует отражать всю сумму поступающей от заказчика предоплаты и соответствующую ей сумму НДС.

Обоснование вывода:

В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории РФ и подлежащих налогообложению НДС, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму НДС, исчисленную в порядке, установленном п. 4 ст. 164 НК РФ, посредством выставления соответствующего счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п.п. 13 ст. 168пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны, в частности, сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, то есть налоговая база по НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ) и сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок (пп.пп. 57 п. 5.1 ст. 169 НК РФ).

Нормы НК РФ не детализируют, как следует определять сумму полученной оплаты, частичной оплаты в отношении услуг по аренде при получении авансовых платежей в течение текущего месяца, равно как и не раскрывают понятия оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

С учетом п. 1 ст. 11 НК РФ полагаем, что под оплатой, частичной оплатой в целях применения норм законодательства о налогах и сборах следует понимать передачу денежных средств продавцу (исполнителю) до передачи товара покупателю (до сдачи результатов работы, до фактического оказания услуги заказчику) (ст.ст. 487711783 ГК РФ).

Из писем Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-11/5941, от 08.02.2005 N 03-04-11/21, если учитывать нормы пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, вытекает, что услуги по аренде помещения следует считать оказанными на последний день налогового периода (квартала - ст. 163 НК РФ), в котором оказываются эти услуги. Аналогичный вывод следует из постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.07.2012 по делу N А27-12527/2011.

Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации в оформляемых ежемесячно "авансовых" счетах-фактурах организации-арендодателю следует отражать всю сумму поступающей от заказчика предоплаты и соответствующую ей сумму НДС.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

 

Как следует в целях налогообложения прибыли и НДС отразить полученный при инвентаризации результат (условно): излишки (100 единиц), недостача (95 единиц)?

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ). Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).

Согласно п.п. 5.3 и 5.4 Методических указаний для целей бухгалтерского учета по решению руководителя в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах может быть допущен взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы (смотрите также п.п. 32 и 33 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, письмо Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/195).

Под пересортицей товаров понимается появление излишков одного сорта и недостача другого сорта товаров одного и того же наименования. Причинами ее возникновения могут быть как отсутствие порядка приемки и хранения товаров на складе, а также порядка документооборота, так и недостаточный внутренний контроль движения товаров и халатное отношение материально ответственных лиц к своим обязанностям и т.п. (письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2010 N 16-15/016379).

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу абзаца второго п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 20 ст. 250 НК РФ (письмо Минфина России от 20.05.2010 N 03-03-06/1/338). Такие поступления признаются внереализационными доходами, оценка которых осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза) (п.п. 56 ст. 274 НК РФ).

Подпунктом 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. В целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам также приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (письма Минфина России от 03.08.2011 N 03-03-06/1/448, от 20.06.2011 N 03-03-06/1/365, от 08.11.2010 N 03-03-06/1/695).

Глава 25 НК РФ не оперирует понятием "пересортица", в связи с чем обоснованность расчета налоговой базы при ее возникновении зачастую является предметом споров с налоговыми органами. Примером тому - многочисленная судебная практика.

Проанализировав ее, отметим, что, с одной стороны, суды указывают, что проведение зачета недостачи одного товара за счет излишков другого товара главой 25 НК РФ не предусмотрено, и для целей налогового учета налогоплательщик не может произвести списание недостачи одного товара за счет выявленных излишков по другому товару (Определение ВАС РФ от 19.12.2012 N ВАС-16243/12, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 N 14АП-753/14 и Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2012 N 04АП-1632/12).

С такой позиции, для целей исчисления налога на прибыль выявленные по результатам инвентаризации излишки и недостачи организация должна учитывать в общеустановленном порядке, а именно выявленные излишки учитываются в составе внереализационных доходов по рыночной цене на основании п. 20 ст. 250п.п. 56 ст. 274 НК РФ; в случае выявления в ходе инвентаризации недостачи она может быть учтена в составе внереализационных расходов на основании п.п. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ только в том случае, если факт отсутствия виновных лиц документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Убыток, являющийся результатом проведения взаимного зачета излишков и недостач товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (письмо УМНС по г. Москве от 30.09.2003 N 26-12/53927).

В то же время существует мнение, что поскольку порядок учета результатов инвентаризации налоговым законодательством не регулируется, для целей исчисления налога на прибыль следует использовать бухгалтерские правила (постановления ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09 и от 30.11.2009 N КА-А40/12576-09) (смотрите также материал: Как учесть излишки МПЗ (А.В. Быковская, "Российский налоговый курьер", N 24, декабрь 2010 г.)). И даже с учетом Определения ВАС РФ от 19.12.2012 N ВАС-16243/12 суды указывают, что сама по себе пересортица не является недостачей товарно-материальных ценностей, объемы зачтенной пересортицы не подлежат оприходованию в качестве окончательных излишков (постановления ФАС Уральского округа от 02.04.2014 N Ф09-822/14 по делу N А60-23529/2013 и ФАС Московского округа от 22.03.2013 N Ф05-1953/13 по делу N А40-68073/2012).

Принимая во внимание п. 7 ст. 3 НК РФ, считаем, что организация в рассматриваемой ситуации может использовать данные бухгалтерского учета и определить налоговую базу с учетом зачета излишков и недостач. В то же время при отсутствии официальных разъяснений применительно к рассматриваемой ситуации и с учетом противоречивой судебной практики, не можем не отметить, что такое решение, скорее всего, налогоплательщику придется отстаивать в суде, и более безопасным было бы недостачу и излишек отражать раздельно.

НДС

Если излишки товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, будут использованы организацией в основной деятельности, расходы на которую учитываются при налогообложении прибыли, то в отношении указанного имущества объекта обложения НДС в трактовке п.п. 1 и 2 ст. 146 НК РФ не возникает и НДС в связи с их оприходованием не начисляется (письмо Минфина России от 01.09.2005 N 03-04-11/218). Аналогичным образом не обуславливает возникновение объекта налогообложения или увеличение налоговой базы выявленная в результате инвентаризации их недостача.

Но в отношении недостачи следует обратить внимание на то, что, с точки зрения контролирующих органов, НДС в таких случаях подлежит восстановлению. Такой вывод делается ими на основании п. 2 ст. 171 и пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ с учетом того, что в случае недостачи, порчи, хищения, брака товары уже не могут быть использованы для осуществления облагаемых НДС операций. При этом восстановить сумму налога регуляторы обязывают в том налоговом периоде, когда недостающие ценности списываются с учета (письма Минфина России от 18.11.2013 N 03-07-14/49363, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397, от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387, от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 24.04.2008 N 03-07-11/161, ФНС России от 04.12.2007 N ШТ-6-03/932@, от 20.11.2007 N ШТ-6-03/899@ др.).

Вместе с тем данная позиция небесспорна, ведь перечень случаев восстановления НДС приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым, а выявленная недостача в него не включена. При этом суды, в том числе ВАС РФ, неоднократно указывали на данное обстоятельство и на недопустимость расширения указанного перечня (смотрите, например, решения ВАС РФ от 19.05.2011 N 3943/11, от 23.10.2006 N 10652/06постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2013 N А27-19496/2012, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.07.2011 N Ф08-3569/11 по делу N А32-15347/2010). Пункт 3 ст. 170 НК РФ не предусматривает необходимости восстановления НДС, ранее принятого к вычету, в случае недостачи (постановления ФАС Поволжского округа от 17.04.2009 N А55-11139/2008, от 25.04.2008 N А57-10434/06, ФАС Московского округа от 07.03.2008 N КА-А41/1528-08, ФАС Центрального округа от 22.05.2008 N А48-3539/07-14 и др.).

Относительно случая, когда в результате инвентаризации были выявлены и излишки, и недостача, официальных разъяснений нам не встретилось, не обнаружена нами и судебная практика по данному вопросу.

Принимая во внимание п. 7 ст. 3 и п. 1 ст. 54 НК РФ, считаем, что организация в рассматриваемой ситуации, приняв решение о восстановлении НДС, вправе использовать данные бухгалтерского учета и сделать это после зачета излишков. Но данная точка зрения является нашим экспертным мнением, и, учитывая отсутствие официальных разъяснений, организация вправе обратиться в Минфин России.

Напомним, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

 

УСН

 

Организация (УСН с объектом "доходы") в феврале 2014 года приобрела квартиру, в июне продает ее ниже балансовой стоимости физическому лицу, не имеющему отношения к организации. Продавец и покупатель не являются взаимозависимыми лицами. Какие налоговые последствия (риски) возникают у организации при продаже квартиры ниже цены приобретения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Сами по себе приведенные в вопросе обстоятельства не влекут наступления неблагоприятных налоговых последствий. Такие последствия могут наступить при наличии оснований для проверки примененной в сделке цены.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Таким образом, если цены на реализуемый товар не относятся к регулируемым, организация вправе устанавливать их по своему усмотрению.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ, которым часть 1 НК РФ дополнена положениями о налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (раздел V.1 НК РФ). Положения статей 20 и 40 НК РФ с этой даты применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до 1 января 2012 года (ч.ч. 56 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Разделом V.I НК РФ содержание понятия "взаимозависимые лица" существенно изменено по сравнению с положениями ст. 20 НК РФ. Исчерпывающий перечень критериев, на основании которых стороны договора могут признаваться взаимозависимыми, приведен в ст.ст. 105.1 и 105.2 НК РФ. Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, перечисленные в п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ для целей налогообложения лица признаются взаимозависимыми, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Согласно п. 1 ст. 105.3 НК РФ в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица. Определение таких доходов (прибыли, выручки) производится налоговым органом с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ (п. 2 ст. 105.3 НК РФ). Как отмечено в письме Минфина России от 18.07.2012 N 03-01-18/5-97, любые доходы, которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам и не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица.

Отметим, что признание взаимозависимости лиц возможно в силу закона (п. 2 ст. 105.1 НК РФ), путём самостоятельного признания своей взаимозависимости (п. 6 ст. 105.1 НК РФ), а также по решению суда (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Факт наличия взаимозависимости между лицами при осуществлении ими сделок с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ, может свидетельствовать о том, что данные сделки будут рассматриваться контролируемыми п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

Цены, применяемые в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 105.1 НК РФ), признаются рыночными (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Контролю такие сделки не подлежат (п. 1 ст. 105.14 НК РФ), за исключением сделок, которые в соответствии с указанным пунктом приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами.

Вами сообщено, что продавец и покупатель по рассматриваемой сделке купли-продажи не являются взаимозависимыми лицами. Соответственно, цена по анализируемой сделке должна быть признана рыночной, если ФНС России не будет доказано обратное (п. 3 ст. 105.3 НК РФ).

Также обращаем Ваше внимание, что налог, уплачиваемый при применении УСН, к числу налогов, в отношении которых осуществляется налоговый контроль по сделкам между взаимозависимыми лицами, в силу суммовых ограничений, установленных как п. 2 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ для контролируемых сделок, так ип. 4.1 ст. 346.13 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих УСН, не относится (п. 4 ст. 105.3 НК РФ).

Вместе с тем специалистами официальных органов неоднократно разъяснялось, что, если налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, или манипулирование налогоплательщиком ценами в сделках приводит к получению необоснованной налоговой выгоды, со стороны налоговых органов возможно установление фактической взаимозависимости лиц, в том числе в соответствии с п. 7 ст. 105.1 НК РФ, или признание сделки контролируемой на основании положений п. 10 ст. 105.14 НК РФ, а также доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (смотрите, например, письма Минфина России от 19.11.2012 N 03-01-18/9-173, от 08.11.2012 N 03-01-18/8-162).

Напомним, что, в случае превышения доходами (в составе которых на основании п. 1 ст. 249 НК РФ и п. 1 ст. 346.15 НК РФ учитывается доход от продажи помещения) суммы в 60 млн. рублей по итогам отчетного (налогового) периода организация считается утратившей право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Таким образом, полагаем, что в рассматриваемой ситуации налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, а в случае превышения лимита в 60 млн. руб. налог на прибыль и НДС могут быть доначислены обществу (продавцу) только в том случае, если в ходе налоговой проверки специалистами налогового органа будет доказано, что квартира была реализована по цене ниже рыночной (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2013 N Ф02-116/13 по делу N А19-9868/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.2011 по делу N А43-3880/2010).

Кроме того, в случае, если налоговым органом будет установлено, что цена, указанная в договоре купли-продажи, не признается рыночной, возможно применение положений ст. 41 НК РФ и ст. 212 НК РФ и доначисление НДФЛ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.02.2014 N Ф01-13123/13 по делу N А11-403/2013).

Напомним, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо получило доходы, обязаны исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, при этом указанные российские организации именуются налоговыми агентами (п.п. 12 ст. 226 НК РФ).

Одним из видов скрытого дохода является получение физическим лицом материальной выгоды, в том числе от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми с налогоплательщиком (п. 1 ст. 212 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде указанной материальной выгоды налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику. Однако если у организации не было сделок по продаже квартир, то при разовой продаже квартиры и отсутствии взаимозависимости между организацией и физическим лицом, по нашему мнению, у физического лица не возникает материальной выгоды.

Таким образом, с целью минимизации налоговых рисков при установлении стоимости квартиры, с которой исчисляются налоги, рекомендуем ориентироваться на рыночные цены. Одновременно полагаем, что определение цены сделки на основании отчета независимого оценщика о стоимости реализуемых объектов может служить дополнительным аргументом, что реализация недвижимости проводилась Вами по рыночной цене.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Будникова Елена

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

 

ЕНВД

 

ИП (плательщик ЕНВД) планирует открыть торговую точку по продаже продовольственных товаров. Куда он должен сообщить о начале деятельности (уведомить какие органы) и в какой срок?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае ИП следует встать на учет в качестве плательщика ЕНВД по месту осуществления деятельности. Для этого в соответствующий налоговый орган необходимо подать заявление по форме N ЕНВД-2 в течение пяти дней со дня начала применения этой системы налогообложения. Он также обязан уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности в сфере розничной торговли продовольственными товарами.

Обоснование вывода

Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербург, в частности, в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (пп.пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Отметим, что с 1 января 2013 года организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно (абзац 2 п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

Нормами НК РФ предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности по месту жительства и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1п. 3 ст. 83 НК РФ). К таким "иным основаниям" относится в том числе предусмотренная п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязанность плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими предпринимательской деятельности.

Пунктом 2 ст. 346.28 НК РФ определено, что налогоплательщики, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД (осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением видов деятельности, указанных в пп.пп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности.

В этом случае они подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения в виде ЕНВД соответствующее заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@ утвержденаформа N ЕНВД-2 "Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

При этом в части необходимости уведомлять надзорные органы сообщаем, что законодательно такие требования предъявляются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, планирующим осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, то есть к тем лицам, которые фактически будут осуществлять деятельность.

Так, в соответствии с частью первой ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).

Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (далее - Правила), форма такого уведомления, а также конкретный перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (далее - Постановление N 584).

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг (часть 5 ст. 8 Закона N 294-ФЗ).

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг, в состав которого также входит розничная торговля (пункт 4 часть 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ).

Деятельность в сфере торговли продовольственными товарами предусмотрена п.п. 13 и 14 (IV. Розничная торговля Приложения N 1) Перечня работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление, утвержденного Постановлением N 584.

В соответствии с п. 3 Правил заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в п.п. 1-18, 22-47, 56-64 перечня работ и услуг, за исключением осуществления деятельности на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган).

Следовательно, уведомление о начале осуществления розничной торговли следует направить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Непредставление такого уведомления является административным правонарушением, за совершение которого организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.

Сроки, в течение которых с момента государственной регистрации и постановки на налоговый учет или в которые до момента начала фактического выполнения или предоставления услуг соответствующее уведомление должно быть представлено в уполномоченный государственный орган, ни Законом N 294-ФЗ, ни Правилами не установлены. Но в любом случае подать такое уведомление следует еще не начиная заниматься планируемым видом деятельности.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

Энциклопедия решений. Уведомление о начале деятельности юридического лица.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения