Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 18 по 24 октября 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Указ Президента РФ от 20.10.2021 N 595
"Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г."

С 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно на территории РФ устанавливаются нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы

Руководители субъектов РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в каждом конкретном регионе, вправе установить дополнительные нерабочие дни до 30 октября 2021 г. и (или) продлить их после 7 ноября 2021 г. с сохранением за работниками заработной платы.

Правительству РФ и руководителям субъектов РФ надлежит предусмотреть предоставление мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции и установлением нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.

Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 N 1733
"Об утверждении Правил ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр"

Утверждены правила ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей и организаторов азартных игр

Правила определяют порядок ведения перечня иностранных поставщиков платежных услуг, оказывающих услуги по приему платежей, переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, путем осуществления операций с использованием электронных средств платежа по поручению физического лица нелегальным операторам лотерей или нелегальным распространителям и организаторам азартных игр.

Данный перечень ведется ФНС России путем его размещения в открытом доступе в сети "Интернет" на официальном сайте службы.

Кроме этого, установлен состав информации, включаемой в указанный перечень, в числе которой: полное и сокращенное (при наличии) наименование иностранного поставщика платежных услуг, место его нахождения, номер счета и др.

 

Постановление Правительства РФ от 12.10.2021 N 1743
"О порядке доведения до сведения кредитных организаций информации, включаемой в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей, доведения до сведения платежных агентов, операторов связи и операторов почтовой связи информации, включаемой в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, перечень организаторов азартных игр и перечень операторов лотерей и распространителей, об определении официального периодического издания, осуществляющего публикацию сведений о лицах, включенных в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. N 487"

Обновлены правила доведения до кредитных организаций, платежных агентов и операторов связи информации о лицах, нарушающих законодательство РФ по организации и проведению лотерей и азартных игр

Установлено, что кредитные организации, платежные агенты, операторы связи и операторы почтовой связи считаются уведомленными о включении лица в указанные в правилах перечни по истечении 5 рабочих дней с момента доведения до них информации путем ее размещения на сайте ФНС России.

"Российская газета" определена в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию сведений о лицах, включенных в перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, и перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей и организаторов азартных игр.

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2018 года N 487 признано утратившим силу.

 

Приказ ФНС России от 06.08.2021 N ЕД-7-19/728@
"Об утверждении формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2021 N 65416)

С 1 октября 2022 г. будет применяться актуализированная форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам

Приводится порядок заполнения указанной справки, а также формат ее представления в электронной форме.

Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме" с внесенными в него изменениями.

 

Приказ ФНС России от 07.09.2021 N ЕД-7-8/795@
"О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ и признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 N 65470.

Актуализирован порядок направления и получения по ТКС документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

Вносимые изменения предусматривают регламентацию электронного взаимодействия, в том числе при направлении сообщений о наличии у физического лица объектов налогообложения, заявлений в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, а также в случаях направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме.

Также, в частности, уточнены основания для отказа в приеме получателем документа в электронной форме.

 

Приказ ФНС России от 17.09.2021 N ЕД-7-2/817@
"О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@, от 31.12.2019 N ММВ-7-2/679@"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2021 N 65515)

Уточнен порядок обмена документами и информацией между банками и налоговыми органами в электронном виде

Установлено, в частности, что порядок применяется при представлении налоговыми органами в банки (филиалы банков) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе, запросов о представлении копий документов (информации), предусмотренных пунктом 2.1 статьи 86 Налогового кодекса РФ и при представлении банками (филиалами банков) в электронной форме по мотивированным запросам налоговых органов копий документов (информации), предусмотренных пунктом 2.1 статьи 86 Налогового кодекса РФ.

Также в перечень форм представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов включена форма копий документов (информации), предусмотренных пунктом 2.1 статьи 86 Налогового кодекса РФ.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

 

Приказ Росстата от 13.10.2021 N 704
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий"

Обновлены формы для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий

Утверждены, в том числе следующие формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и введены в действие с отчета за 2022 год:

N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации";

N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием";

N 1-ИП (мес) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем".

Первичные статданные по утвержденным формам предоставляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

С введением в действие новых форм признаны утратившими силу некоторые приказы Росстата и их отдельные положения, регулирующие аналогичные правоотношения.

 

Приказ Росстата от 18.10.2021 N 712
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством энергетики Российской Федерации федерального статистического наблюдения за технико-экономическими показателями работы электростанций"

Установлены формы для организации Минэнерго России федерального статистического наблюдения за технико-экономическими показателями работы электростанций

Утверждены годовые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, сбор и обработка данных по которым осуществляется Минэнерго России, и введены в действие с отчета за 2021 год:

N 4.1 "Сведения о работе тепловой электростанции";

N 4.2 "Сведения о работе гидроэлектростанций";

N 4.3 "Сведения об электростанциях, использующих возобновляемые источники энергии".

Первичные статданные по утвержденным формам предоставляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

 

<Письмо> ФНС России от 24.09.2021 N 26-1-06/0037
<О необходимости соблюдения оператором электронного документооборота порядка направления документов в электронной форме по требованию налогового органа>

ФНС информирует операторов электронного документооборота о необходимости соблюдения порядка направления документов по требованию налогового органа в электронной форме

Сообщается, в частности, что КНД 1184002 используется при направлении документов по 10 и 12 типам электронного документооборота и не предусмотрен для направления по 02 типу документооборота.

В этой связи оператору электронного документооборота необходимо установить в программном обеспечение оператора правило, запрещающее направление истребуемых документов (информации) по 02 типу документооборота (без использования КНД 1184002), а если такая доработка займет продолжительное время, внести соответствующие ограничения в клиентское программное обеспечение налогоплательщика.

 

<Письмо> ФНС России от 15.10.2021 N 14-2-03/0216@
<Об условиях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства>

ФНС сообщен порядок и сроки включения сведений об акционерных обществах в Единый реестр субъектов МСП

Указано, в частности, что сведения вносятся в Единый реестр субъектов МСП 10-го числа каждого месяца на основании информации, имеющейся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений в Единый реестр.

Отмечено также, что держатели реестров акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 7.1 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ указанные в частях 6 - 6.2, 6.4 и 6.5 данной статьи сведения в случае их непредставления в уполномоченный орган с 1 по 5 июля могут представляться ежемесячно (с 1-го по 5-е число месяца) по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Реестр.

 

<Письмо> ФНС России от 19.10.2021 N БС-4-11/14780@
<О рекомендуемой форме заявления об освобождении от уплаты страховых взносов>

Обновлена рекомендованная форма заявления об освобождении от уплаты страховых взносов

Направленные настоящим письмом форма (формат) заявления учитывают изменения, внесенные в пункт 7 статьи 430 НК РФ, в части освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.

Форма и формат заявления, доведенные письмом ФНС России от 07.06.2018 N БС-4-11/11018@, утрачивают свое действие с 01.11.2021.

 

<Письмо> ФНС России от 19.10.2021 N БС-4-11/14783@
<О реализации положений Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части определения условий для применения пониженных тарифов страховых взносов организациями общественного питания>

ФНС разъяснены условия применения пониженных тарифов страховых взносов организациями общественного питания

С 1 января 2022 года установлена льгота для плательщиков страховых взносов, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов МСП.

Право на льготу предоставляется только в случае одновременного соответствия условиям, предусмотренным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ, внесенным статьей 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ, в том числе в отношении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений работникам.

При этом законом установлено, что положения о необходимости соблюдения условия о среднемесячном размере выплат и вознаграждений применяются за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2024 года.

По мнению ФНС России, право на применение пониженных тарифов страховых взносов возникнет у организаций общественного питания в расчетные (отчетные) периоды 2022 и 2023 годов при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ, за исключением нормы о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений.

 

<Письмо> ФНС России от 15.10.2021 N БС-4-11/14639@

Выплаты за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации, не подлежат налогообложению НДФЛ

Речь идет о выплатах стимулирующего характера за дополнительную нагрузку медицинским работникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения, производимые в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021 N 1396.

Сообщается, что указанные выплаты не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 81 статьи 217 НК РФ.

 

Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970
"О рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц в сфере информационных технологий"

Минцифры направлены разъяснения в части толкования терминологии, используемой при применении налоговых льгот в сфере информационных технологий

Подготовлены разъяснения в части толкования выражений "разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных" и "разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных", а также перечня документов, которые могут быть использованы организацией для подтверждения факта участия в разработке программ для ЭВМ и баз данных для их использования государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

 

<Информация> ФНС России
"ФНС России разъяснила распространенные основания изменения суммы налога на имущество физических лиц"

ФНС разъяснила, почему сумма налога на имущество физлиц за 2020 год может измениться

В ряде случаев при неизменности налоговой ставки, налоговой базы (кадастровой стоимости объектов), периода владения объектом налогообложения и отсутствии налоговых льгот сумма налога за 2020 год, по сравнению с 2019 годом, изменилась.

ФНС сообщены основные причины такого изменения. Это, в частности:

изменение понижающего коэффициента (К) в формуле расчета налога;

применение ограничения ежегодного десятипроцентного роста налога с третьего периода использования в регионе кадастровой стоимости в качестве налоговой базы;

расчет налога с учетом переплаты, имеющейся у налогоплательщика по этому или другим налогам.

 

<Информация> Ростуризма от 20.10.2021 "В Санкт-Петербурге для предприятий сферы гостеприимства введут новые налоговые льготы"

В Санкт-Петербурге принято решение предоставить дополнительные льготы для предприятий сферы гостеприимства

Ростуризм сообщает о разработке проекта, в соответствии с которым, в частности:

пансионаты с ОКВЭД 55.9, оказывающие услуги по размещению гостей, включены в список организаций, освобожденных от уплаты региональных налогов - имущественного и земельного;

действие налоговой льготы для арендодателей предложено распространить на недвижимое имущество, не превышающее площадь 500 кв. м, но в совокупности составляющее более 1000 кв. м;

в целях поддержки конгрессно-выставочной отрасли предлагается освободить собственников или арендодателей помещений (ОКВЭД 82.30) от уплаты земельного и имущественного налогов, исчисленных за налоговый период 2021 года, при соблюдении определенных условий.

 

<Информация> Минцифры России от 18.10.2021 "В Минцифры подготовили вторую часть разъяснений по использованию налоговых льгот в ИТ"

Для целей применения налоговых льгот Минцифры подготовлены разъяснения, касающиеся вопросов признания компаний разработчиками ПО и баз данных

ИТ-термины, используемые в Налоговом кодексе РФ, не имеют единообразного толкования. Подготовленные Минцифры разъяснения уменьшат риски налоговых претензий для ИТ-компаний, участвующих в разработке, внедрении и сопровождении ПО.

В разъяснениях, в частности, сформулированы такие важные моменты, как условия признания организации разработчиком программы, объем разработки программы, выполненный организацией и привлеченными третьими лицами, документы, подтверждающие участие в разработке программы, и пр.

 

<Информация> ФНС России от 18.10.2021
"Разъяснены условия признания индивидуального предпринимателя недействующим"

Разъяснены условия признания ИП фактически прекратившим свою деятельность

Индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность, если к моменту принятия регистрирующим органом решения о его предстоящем исключении из ЕГРИП одновременно соблюдаются следующие условия:

- истекло 15 месяцев с даты окончания действия патента или ИП в течение последних 15 месяцев не представлял документы отчетности, а также сведения о расчетах, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах. При этом определяющее значение для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего предпринимателя из ЕГРИП в связи с непредставлением отчетности имеет период - 15 месяцев до даты указанного решения;

- у ИП есть недоимка и задолженность. Данное условие определяется одновременным наличием у него как недоимки по налогам, сборам или страховым взносам, так и задолженности по пеням и штрафам.

С соответствующими разъяснениями ФНС России можно ознакомиться подробнее в сервисе "Решения по жалобам".

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

19.10.2021 Гайки - туже: налоговые тенденции 2021 года

В этом году ФНС стала работать еще жестче: чаще вызывает предпринимателей на допрос, а в офис невзначай может заглянуть ОБЭПовец в штатском. О ключевых трендах и о том, как эффективно общаться с налоговиками, рассказали юристы на конференции Право.ru.

Налоговый контроль

В 2021-м частный бизнес активнее использует налоговый мониторинг. Раньше налоговый мониторинг в основном выбирали госорганизации. Фактически полностью отменен камеральный налоговый контроль. Вместо него — увеличение срока налогового мониторинга. Выездную проверку провести могут, но это экстраординарная мера. Чтобы перейти на налоговый мониторинг, нужно: унифицировать учет в группе компаний. Данные в налоговую предоставляют единообразно; организовать прозрачность данных учета вплоть до транзакций; минимизировать риск возможного доначисления налогов; формализовать, ввести, автоматизировать контрольные процедуры; подготовить системы внутреннего контроля организации. Например, важно формализовать внутренний аудит, должен быть стандарт найма персонала; автоматизировать ручные корректировки налогов; создать электронное хранилище данных. Все основные первичные документы, которые закрывают транзакции, должны быть там хотя бы в скан-копиях. Обратите внимание Среди главных трендов контрольных мероприятий. Среди них — отсутствие единообразной судебной практики и значимая роль разъяснений ФНС, а еще значительные суммы доначислений. Выездные налоговые проверки заменяются предпроверочными мероприятиями налогового контроля. Теперь это устоявшийся инструмент налогового контроля. Предпроверочные мероприятия бывают разные. Очень часто используются допросы, гораздо реже — экспертизы. Использует налоговая и те мероприятия, которые не фигурируют в НК, например, вызов на «комиссии». Основной плюс для налогоплательщика в любых предпроверках — не такой жесткий тайминг, как при выездной проверке.

С каждым годом ФНС собирает все больше денег на контрольных мероприятиях. Выездных проверок теперь меньше, но доначислять стали больше. Дольше, жестче, тяжелее — это процессуальные особенности налоговых проверок в 2021 году. Инспекции постоянно нарушают сроки проведения проверок, а суды говорят, что это несущественная проблема и не повод отменять решения. Налоговые и МВД все активнее работают в связке. Данные из налоговой используют для возбуждения уголовных дел, а на выездные проверки приходят сотрудники ОБЭП в «штатском». Налогоплательщику нужно быть активным с самого начала проверки. Важно грамотно и оперативно отвечать на требования инспекции, обеспечить свидетелям юриста на допросе, участвовать в экспертизах и, если нужно, обжаловать действия налоговой. В таких случаях доначислений обычно меньше, чем при пассивной реакции. Обратите внимание В судах у налогоплательщиков обычно не получается оспорить акты проверок . После получения «письма счастья» о корректировках от налоговой есть два варианта: либо компания меняет сумму, либо попадает в план выездных проверок. Важно проанализировать риски и заплатить там, где действительно нужно, чтобы спасти остальное. Из документов ФНС для служебного пользования следует, что нужна корректировка больше 15%. Но необходимо смотреть на среднюю сумму доначислений по региону. Если вы не дотягиваете, то, скорее всего, выездную проверку проводить не будут, ограничатся намеками на корректировки. Налоговая иногда обещает провести тематическую проверку по конкретному налогу. Но на самом деле проводят их редко. Чаще такая «угроза» — это просто способ побудить налогоплательщика доплатить налог. Если ваша налоговая инспекция доначислит вам подозрительно мало, УФНС может провести повторную проверку в качестве контроля за работой вашей инспекции, предупреждает юрист.

«Война и мир»

 Судебные споры показывают те темы, которые потом входят в план налоговых проверок. Самый примечательный в этом смысле «Фирмы «Мэри» о налоговой реконструкции (дело № А76-46624/2019). Это дело подтвердило позицию ФНС из письма от 10 марта 2021 года. Обратите внимание К сожалению, сейчас нижестоящие суды перестали слушать указания вышестоящих и принимают решения в противоречии с подходами Верховного суда. Один из таких споров, где ВС вынудили напомнить о старых подходах, — дело «Юг-Новый Век» (дело № А32-56709/2019). Нижестоящие инстанции не смогли отличить движимое имущество от недвижимого. На третьем месте - свежее решение ВС по жалобе «Северстали», где та смогла отстоять местную льготу (дело № А40-248146/2019). Региональные нормативные акты о льготах обычно пишутся очень путано, признает юрист. ВС объяснил, почему нельзя обманывать инвестора и что такое стабильность инвестиционных отношений. Обратите внимание Настороженность юристов вызывает практика «перетолкования» регулятором неизменных норм НК не в пользу налогоплательщика, в частности по акцизу. К примеру, сейчас не в пользу налогоплательщика толкуют понятие «производства» для целей акциза (п. 3 ст. 182 НК). В разные годы Минфин занимал противоположные позиции по этому вопросу. А теперь добавление присадок или керосиновой фракции в дизтопливо на нефтебазах и заправках квалифицируют как производство и, соответственно, хотят обложить акцизом «задним числом». Это подрывает доверие к государству и приводит к серьезному финансовому удару по независимым и некрупным участникам рынка. Взыскание задолженности и перенос убытков Два важных судебных дела – дела «Неринги» и «Евроизола». В первом СКЭС решила, что нарушение срока налоговой проверки имеет значение, только если затрагивает предельный срок судебного взыскания задолженности — 2 года. Но в этом случае налогоплательщик должен доказать, что не виноват в длительной проверке (дело № А21-10479/2019). А в деле «Евроизола» экономколлегия подтвердила, что перерасчет в текущем налоговом периоде возможен, только если старые ошибки не причинят ущерба бюджету (дело № А72-18565/2019). То есть ФНС будет оценивать, не пытаетесь ли вы обойти 50-процентное ограничение на перенос убытков и срок на возврат излишне уплаченного налога. Последнее время чиновники часто говорят о повышении ставок на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) . Законодательство пока не изменилось, но проблемы в судебной практике есть. К примеру, в 2019 годах горнодобывающие предприятия Челябинской области столкнулись с беспрецедентной налоговой нагрузкой по НДПИ. Теперь ФНС считает объектом налогообложения по НДПИ не строительный камень как продукцию горнодобывающей промышленности, а щебень как продукт переработки. При этом в Постановлении Пленума ВАС от 18.12.2007 № 64 сказано: конечная продукция не всегда признается полезным ископаемым только потому, что так сказано в технической документации плательщика. Хорошо бы подтвердить эту позицию несколькими свежими решениями суда, считает Роженцов.  Основной тренд налоговой — отправлять за возмещением убытков по налогам к контрагенту. Если виноват он, то и возмещать должен он, а не казна. Критерии оценки операций с точки зрения необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК): реальность, исполнение надлежащим лицом, наличие самостоятельной деловой цели и действительный экономический смысл операции. У технической компании есть два основных признака. Она не исполняет налоговые обязательства по своим сделкам и не ведет реальную экономическую деятельность. Последний критерий лишний, уверены эксперты. Ведь компания может работать и при этом помогать другим организациям снижать налоговую нагрузку. Обратите внимание Когда несколько компаний используют одни и те же средства индивидуализации, ФНС считает, что это может говорить об искусственном разделении большой организации. Если товарные знаки используются безвозмездно, суды соглашаются с налоговой. Возмездная франшиза иногда помогает решить эту проблему,. Но вопрос взаимозависимости и подконтрольности остается. Что касается возможности заключения с ФНС мирового соглашения, то, отмечают юристы, налоговики, как правило, не идут на переговоры в первой инстанции. Любого госслужащего могут заподозрить в коррупции, поэтому они обсуждают мировое, только когда ясно, что решения в их пользу не будет. Но есть и плюс: свои мировые ФНС не оспаривает в суде. Среди минусов такого разрешения спора юристы называют долгое согласование.

Труднодостижимые IT-льготы

Немало проблем и в сфере применения налоговых льгот в IT. Например, квалифицирующие критерии разграничения программного обеспечения для применения преференций четко не определены. ПО не дает льготу, если оно рекламное. Но можно ли считать рекламой информацию о продаже товара на своем сайте? Нет, уверены юристы. Обычно IT -компании не создаются с нуля. И ФНС начинает выяснять, точно ли это не дробление бизнеса. Инспекцию насторожит, если «IT-дочка» оказывает услуги только материнской компании, а та платит за это подозрительно много денег. «Движется – не движется, косвенно, но прямо»

 Это не загадка и не строчка из песни. Это две большие проблемы, все еще далекие от разрешения. Разграничивая движимые и недвижимые вещи, все суды концентрируются на критериях недвижимости и используют ГК. А вот Верховный суд формулирует признаки движимых вещей и для налоговых отношений использует формальные критерии бухучета: покупка вещи как движимой; правомерный учет актива как отдельного инвентарного объекта; самостоятельное целевое назначение оборудования; разные сроки полезного использования: объединение активов в единый только при схожих сроках полезного действия. Это достаточно неясные критерии, судебная практика еще будет их развивать, уверены юристы. Сложности возникают и с разграничением прямых и косвенных расходов. Проблема в том, что список прямых расходов открытый, налогоплательщик может дополнить его в своих внутренних документах. Все остальные расходы будут косвенными. Сейчас действует выгодный для ФНС приоритет прямых расходов. Если налогоплательщик считает свои расходы косвенными, придется доказывать это со ссылкой на экономически оправданные показатели. А судебная практика по этой категории дел удручающая: около 90% решений в пользу инспекций. Обратите внимание Что касается трансфертного ценообразования, то только за первый квартал 2021 года ФНС назначила на 140% больше ценовых проверок, чем за весь 2020 год. Выглядит серьезно, но это всего 63 проверки. Правда, проблемы могут быть и без проверки. При предпроверочном анализе предпринимателей и их сотрудников вызывают на допросы и предлагают доплатить налог, говорит Кочубей. Часто налогоплательщики идут на уступки и ценовой проверки нет именно поэтому. Любую сделку могут проверить, предупреждает юрист. Ценовой контроль сейчас глобальный, различаются только процедуры. Анализу подвергаются даже те сделки, которые формально относятся к неконтролируемым. Их проверяют через концепцию необоснованной выгоды. Наконец, остается проблема списания расходов при нереализованных инвестициях. ФНС внимательно оценивает основания прекращения инвестиционного проекта и всегда надеется на будущее использование того, что осталось от него. Например, компания хочет списать расходы на дорогую проектную документацию, а налоговая предлагает придумать, как реализовать ее в другом месте. Налогоплательщику нужно осветить три вопроса. Во-первых, доказать, что инвестпроект затевали ради дохода. Тут можно показать предварительные расчеты финансовой рентабельности и окупаемости. Во-вторых, обосновать, что деньги на самом деле тратились. И в-третьих, объяснить, почему отказались от завершения проекта. Причины могут быть разными. Подойдут ссылки на перебои с поставками из-за ковида или смену владельца бизнеса.
Источник https://www.buhgalteria.ru/
 

20.10.2021 Суперсервис правосудия. Какой будет цифровая судебная система?

Верховный суд создает цифровой суперсервис «Правосудие онлайн», об этом рассказал председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. Технологии позволят предоставить больше возможностей сторонам споров. Какие именно узнала редакция «Расчета».

«Ведется работа по созданию суперсервиса “Правосудие онлайн”, который позволит участникам судопроизводства реализовать в дистанционной форме весь объем процессуальных действий, включая подачу документов в суд, уплату государственной пошлины, ­ознакомление с материалами дела в электронном виде, участие в судебном заседании посредством веб-конференции и получение судебного акта», – сообщил в конце сентября Вячеслав Лебедев на совещании председателей Верховных судов государств – членов ШОС (цитата по сайту ВС РФ).  Новые возможности Реализация планов позволит предоставить участникам спора значительно больше возможностей, связанных с подготовкой к рассмотрению спора. В суперсервисе будут использованы следующие технологические решения: стандартные формы, справочник исковых требований, автоматическое определение подсудности. В «Правосудии онлайн» будет реализована технология распознавания текста. Эти инструменты должны помочь пользователям значительно упростить и сделать короче путь обращения в суд.  Суперсервис «Правосудие онлайн» упростит подачу искового заявления, жалобы или иных документов. Предполагается, что эти и другие документы компании смогут направлять через личный кабинет портала «Госуслуги». Хотя разработчики предоставят возможность отправлять документы и в «информационную систему, определенную Верховным судом РФ, Судебным департаментом, либо через систему электронного документооборота участника процесса посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)», – уточнил Александр Гусев, генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ, в интервью ТАСС. В том же интервью Александр Гусев уточнил, что суперсервис «Правосудие онлайн» позволит охватить каждую стадию судебного разбирательства, его услуги будут доступны каждому участнику судебного процесса независимо друг от друга в любом суде, начиная от первых инстанций и заканчивая вышестоящими. Напомним, суперсервисы разрабатываются в рамках национальной программы «Цифровая экономика», принцип действия суперсервиса – в комплексном подходе к решению жизненных ситуаций, возникающих как у физических лиц, так и у бизнеса. В планах создание 25 суперсервисов, уточняется на портале «Госуслуги». Цифровая система Уже сегодня судебная система страны предоставляет бизнесу и россиянам большое количество электронных услуг, которыми те успешно пользуются. «В этом году более 3 миллионов процессуальных документов поданы в суды в электронном виде, а количество обращений пользователей к ГАС “Правосудие” превысило 2,5 миллиарда запросов. Более 300 тысяч судебных заседаний проведены с использованием видео-конференц-связи», – отметил Вячеслав Лебедев (цитата по сайту ВС РФ).
Источник https://www.buhgalteria.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

18.10.2021 До 25 октября надо отчитаться об операциях с прослеживаемыми товарами

Фирмы на ОСНО за 3 квартал отчитываются об операциях с прослеживаемыми товарами в декларации по НДС. Спецрежимники также до 25 октября должны сдать специальный отчет.

Формы, форматы, порядок заполнения отчета и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, утверждены приказом ФНС от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@.

С 11 сентября 2021 года старые форматы не принимаются, документы по прослеживаемости направляются только по версии 5.0.2, сообщает ФНС.

Напомним, за 3 квартал декларация по НДС сдается по новой форме.

Теперь в ней указываются единицы измерения прослеживаемых товаров, а также их количество в единице измерения, стоимость и регистрационные номера партий.

Между тем, даже фирмам на ОСНО придется сдать не только декларацию по НДС, но еще и отчет. Дело в том, что не все операции с прослеживаемыми товарами отражаются в декларации по НДС.

Например, в отчет надо включить такие операции, как:

утилизация;

передача в переработку;

продажа товара, не облагаемого налогом.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

18.10.2021 Как заполнить ОКТМО в уведомлении на сдачу 6-НДФЛ по обособкам

Если у организации много обособок в одном городе, сдавать 6-НДФЛ можно по месту «головы» или одной из обособок. Но надо сначала сдать в ИФНС уведомление. Как его заполнить — разъяснила ФНС.

Налоговики, в частности, уточнили порядок заполнения поля «Код по ОКТМО».

Под него в уведомлении отводится 11 знакомест. Если код ОКТМО состоит из 8 знаков, свободные знакоместа справа от значения кода не заполняются.

Напомним, форма уведомления о выборе налогового органа для отчетности по НДФЛ утверждена приказом ФНС от 06.12.2019 № ММВ-7-11/622@. Направить его в ИФНС надо до 1 числа налогового периода (этот срок сдвигается из-за новогодних каникул).

При этом изменить свой выбор в течение года уже нельзя, сообщает ФНС в письме № БС-4-11/14087@ от 05.10.2021.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

21.10.2021 Полученные материалы включаются в расходы на УСН после оплаты поставщику

Если фирма на УСН получила материалы, ей оказаны услуги, то в расходы суммы этих сделок попадут после того, как произойдет расчет с поставщиками.

На УСН материальные расходы (в том числе расходы по покупке сырья и материалов) учитываются в момент погашения задолженности:

при списании денег с расчетного счета;

при ином способе погашения задолженности.

Аналогичный порядок применяется при оплате услуг третьих лиц.

Что касается расходов на покупку основных средств, то по ним есть еще дополнительное условие.

Расходы на приобретение ОС отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Таким образом датой осуществления расходов на приобретение ОС, ТМЦ и услуг признается дата прекращения обязательства их приобретателя перед продавцом.

Такой вывод сделан в письме Минфина № 03-11-06/2/77708 от 24.09.2021.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

22.10.2021 ЦБ повысил ключевую ставку до 7,5 %

Ключевая ставка ЦБ выросла с 6,75 % до 7,5 %. Такое решение принял сегодня совет директоров ЦБ.

Более того, в ЦБ допускают возможность дальнейших повышений ключевой ставки на ближайших заседаниях. 

Дело в том, что инфляция растет выше прогноза. По итогам 2021 года инфляция может составить 7,4–7,9 %, отметили в ЦБ.

Кстати, недавно был прогноз экспертов о возможном повышении ставки до 7,25 %. Но, как видим, в ЦБ приняли более жесткое решение.

От ключевой ставки зависит много различных параметров, в том числе процентные ставки по кредитам, а также размер процентов при взыскании законной неустойки по ст. 395 ГК.

Так что в ближайшее время стоит ожидать повышения стоимости кредитов, в том числе ипотеки, что на фоне повышения цен на жилье совсем не радует.

Вадим Ковригин, руководитель регионального отделения Партии Роста в Липецкой области, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова:

«ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 0,75 п. п., до 7,5% годовых. Очевидно, что цель ЦБ - сделать так, чтобы ключевая ставка оказалась выше текущего показателя инфляции. И он это сделал. Уменьшит это инфляцию? Да, немного.

Но последствия такого заметного повышения ключевой ставки могут оказаться плачевными.

В настоящее время рост инфляционных показателей является общемировой тенденцией - и вызван он повышением деловой активности после запретов 2021 г., эффектом отложенного спроса. Так говорят многие эксперты. Я бы сюда добавил ещё и общее состояние производства - коронавирусные запреты больно ударили по производителю.

И сейчас у нас больше не инфляция спроса, а инфляция предложения. А с ней повышением ключевой ставки бороться неэффективно! Ужесточение денежно-кредитной политики позволяет охладить деловую активность, уменьшить совокупный спрос, но при этом ведёт к ухудшению условий для развития производства. А это ещё больше сокращает совокупный объём предложения.

Политика такого заметного повышения ключевой ставки в условиях инфляции предложения не является разумной и кроме как к снижению и даже подавлению экономического роста не ведёт».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

22.10.2021 В расчете по форме 6-НДФЛ компании указывают только те доходы, которые начислены и фактически выплачены гражданам на дату представления расчета

При некорректном отражении таких доходов организация обязана внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет по форме 6-НДФЛ

ФНС России напоминает, что организации представляют сведения о доходах физических лиц и суммах НДФЛ по каждому из них за 2021 год и последующие в составе формы 6-НДФЛ в виде приложения № 1 «Справка о доходах и суммах налога физического лица».

В разделе 2 указанной формы отражаются обобщенные по всем лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного НДФЛ нарастающим итогом с начала года. Если налоговый агент выплачивал гражданам в течение года доходы, облагаемые по разным ставкам, этот раздел заполняется для каждой из них отдельно.

Кроме того, в разделе 2 приложения № 1 указываются общие суммы начисленного и фактически полученного дохода, а также исчисленного, удержанного и перечисленного НДФЛ по необходимой ставке, указанной в поле «Ставка налога».

Обращаем внимание на то, что в расчете по форме 6-НДФЛ компании указывают только те доходы (в том числе заработную плату), которые начислены и фактически выплачены гражданам на дату представления расчета. Налоговый агент не отражает тут суммы, которые фактически не были выплачены гражданам. При некорректном отражении таких доходов организация обязана внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет по форме 6-НДФЛ.

Источник: Российский налоговый портал

 

22.10.2021 Прием граждан в налоговых инспекциях приостановлен с 1 по 3 ноября 2021 года включительно

Бумажную корреспонденцию, в том числе налоговую и бухгалтерскую отчетность, налогоплательщики могут сдать через боксы в инспекциях

Такое решение принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2021 №595. Уточнить время работы вашей налоговой инспекции в октябре-ноябре можно в разделе «Контакты» сайта ФНС России, так как по решению главы субъекта РФ период нерабочих дней в регионе может быть продлен.

Бумажную корреспонденцию, в том числе налоговую и бухгалтерскую отчетность, налогоплательщики могут сдать через боксы в инспекциях. На конвертах следует указать контактный номер телефона для дистанционного решения возможных вопросов. Также указанные документы можно направить по почте.

Удаленно решить вопрос по налогам можно с помощью сайта ФНС России. Для налогоплательщиков доступны более 70 онлайн-сервисов. В Личных кабинетах для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно уплатить налоги, уточнить информацию по своему имуществу, отправить декларацию 3-НДФЛ и документы для получения налогового вычета за лечение, обучение или покупку недвижимости, провести сверку с бюджетом, уточнить невыясненные платежи и др.

Уплата налогов, пошлин и страховых взносов доступна онлайн и тем, кто не является пользователем Личного кабинета. Достаточно ввести реквизиты банковской карты в сервисе «Уплата налогов и пошлин».

Источник: Российский налоговый портал

 

22.10.2021 Кто сдает отчетность в ИФНС за предпринимателя в случае его смерти?

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 188 ГК РФ определено, что действие доверенности прекращается, в частности, вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность

Вправе ли уполномоченный представитель ИП сдать расчет по страховым взносам, расчет по форме 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ за 2020 г. в случае смерти ИП?

Как ответила налоговая служба, при представлении РСВ и расчета по форме 6-НДФЛ уполномоченному представителю плательщика страховых взносов (налогового агента) необходимо указать наименование документа, подтверждающего его полномочия, с приложением копии документа – доверенности.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что действие доверенности прекращается, в частности, вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность.

Учитывая вышеизложенное, поскольку индивидуальный предприниматель, являвшийся плательщиком страховых взносов и налоговым агентом, был снят с учета по причине смерти, возможность представить в налоговый орган, в том числе уполномоченным представителем в связи с прекращением действия доверенности, расчет по СВ за 2020 год, расчет по форме 6-НДФЛ за 2020 год, а также справки о доходах и суммах налога физических лиц за 2020 год не представляется возможным.

Письмо ФНС России от 11.10.2021 г. № БС-3-11/6755@

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

В сентябре 2021 года проведена сверка расчетов с заказчиком. В результате выявлен акт выполненных работ (выручка) от октября 2020 года, который не нашел отражения в учете и по которому не были выставлены счета-фактуры. Организация считает это несущественной ошибкой прошлого года. Организация не является субъектом МСП и не применяет освобождение по ст. 145 НК РФ. В периоде возникновения ошибки ею была получена прибыль, счета-фактуры составлены не были. Какие корректировки надо внести в бухгалтерскую и налоговую отчетность (по НДС и налогу на прибыль)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выявленные в 2021 году доходы 2020 года, которые не нашли своего отражения в учете, отражаются бухгалтерскими записями периода их обнаружения. Бухгалтерская отчетность прошлого года не корректируется.
Налогоплательщик должен скорректировать отчетность по налогу на прибыль и НДС, до подачи уточненных деклараций необходимо заплатить подлежащую доплате сумму налогов и пени.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Ошибки, выявленные в ходе подготовки годовой бухгалтерской отчетности, подлежат обязательному исправлению.
Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций установлены ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010).
Ошибкой признается ситуация, если доходы не нашли своего отражения в прошлом периоде вследствие, в частности, недобросовестных действий должностных лиц организации. В то же время неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности, ошибками не являются (п. 2 ПБУ 22/2010).
Как мы поняли, организация относит рассматриваемый факт хозяйственной жизни к несущественной ошибке 2020 года (что соотносится с мнением негосударственного регулятора в Рекомендациях Р-18/2011-КпР "Неотфактурованные поставки и исправление ошибок", Р 62/2015-КпР "Отражение фактов хозяйственной жизни по поступившим в следующем отчетном периоде первичным учетным документам", Р-115/2020-КпР "Своевременность документального оформления фактов хозяйственной жизни"). В таком случае исправление происходит в соответствии с п. 14 ПБУ 22/2010: исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Иными словами, выявленные в 2021 году доходы 2020 года, которые не нашли своего отражения в учете, отражаются записями периода их обнаружения. Бухгалтерские записи и бухгалтерская отчетность прошлого года не корректируются.

Налог на прибыль

Согласно п. 10 ст. 250 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде, признаются внереализационными доходами.
По мнению контролирующих органов, доходы прошлых лет включаются в состав внереализационных доходов того отчетного (налогового) периода, в котором они выявлены, только в случае, когда не известен период, к которому указанные доходы относятся. Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций и суммы налога на прибыль организаций за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога на прибыль организаций.
Если период получения такого дохода известен и ошибка привела к увеличению суммы налога, то согласно ст. 54 НК РФ перерасчет производится за тот период, в котором допущена ошибка (искажение) в определении налоговой базы (смотрите письмо Минфина России от 15.11.2010 N 03-02-07/1-528 и письмо Минфина России от 16.04.2019 N 03-03-06/1/26985, в котором была рассмотрена схожая ситуация).
Некоторые суды подходят к этому вопросу иначе - исходя из содержания подп. 6 п. 4 ст. 271 НК РФ, согласно которому датой получения доходов прошлых лет признается дата выявления дохода и (или) получения (обнаружения) документов, подтверждающих наличие дохода (смотрите постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 N 13АП-28973/15, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.09.2020 N Ф10-3234/20 по делу N А62-6603/2019). И хотя нормы части второй НК РФ, устанавливающие специальный порядок определения налоговой базы по конкретным налогам, имеют приоритет перед нормами части первой как специальные нормы перед общими, само наличие судебной практики подтверждает риски такого подхода. Если налогоплательщик последует официальным разъяснениям, он должен представить уточненную декларацию по форме, действовавшей в том периоде, в котором допущена ошибка (искажение) в определении налоговой базы (ст. 81 НК РФ). А для того чтобы избежать налоговых санкций по ст. 122 НК РФ, до подачи уточненных деклараций необходимо заплатить подлежащую доплате сумму налога и пени. Смотрите также письмо Минфина России от 09.12.2004 N 03-03-01-04/1/174 и постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2007 N Ф04-9471/2006.

НДС

В силу п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС при выполнении работ признается наиболее ранняя из дат: день выполнения работ либо день их оплаты (частичной оплаты). Поэтому, если предоплата не осуществлялась, моментом определения налоговой базы является день передачи результатов выполненных работ заказчику по акту.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ. В связи с этим в целях определения налоговой базы по НДС днем выполнения работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком. Так считает Минфин России (письма от 19.11.2019 N 03-07-11/89224, от 27.09.2019 N 03-07-11/74445, от 05.12.2019 N 03-07-11/94432 и пр.).
Таким образом, составить счет-фактуру подрядчик должен был в течение 5 календарных дней со дня передачи работ (письмо Минфина России от 28.12.2017 N 03-07-09/87955) с включением этих сведений в книгу продаж и налоговую декларацию пп. 55.1 ст. 174 НК РФ, пп. 1, 2 Правил ведения книги продаж).
Ответственность за нарушение сроков выставления счетов-фактур главой 21 НК РФ не предусмотрена.
В письмах Минфина России от 18.10.2019 N 03-03-06/1/80379, от 14.03.2019 N 03-07-11/16556, от 25.04.2018 N 03-07-09/28071 и пр. выражено мнение, что счета-фактуры, выставленные исполнителем после срока, установленного п. 3 ст. 168 НК РФ, не являются основанием для отказа в вычете сумм НДС, предъявленных покупателю.
Суды также отмечают, что само по себе нарушение срока выставления счета-фактуры не является безусловным основанием для отказа в применении налогового вычета по ним, не опровергает реальность исполнения договорных обязательств и не свидетельствует о недобросовестности самого налогоплательщика. Кроме того, согласно ст. 169 НК РФ нарушение предусмотренного п. 3 ст. 168 НК РФ 5-дневного срока не предусмотрено в качестве основания для отказа в применении налоговых вычетов (смотрите постановления Семнадцатого ААС от 16.04.2021 N 17АП-13204/19, АС Московского округа от 10.12.2020 N Ф05-18753/20, Четырнадцатого ААС от 23.04.2019 N 14АП-2183/19, Восемнадцатого ААС от 16.07.2018 N 18АП-7381/18).
В то же время, если счет-фактуру сформировать текущим периодом, регистрация счета-фактуры в книге продаж производится в том квартале, в котором произошла реализация. Это утверждение основано на двух положениях Правил ведения книги продаж:
- регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство (п. 2 Правил ведения книги продаж);
- в книге продаж регистрируются счета-фактуры независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями (второй абзац п. 3 Правил ведения книги продаж).
А это, в свою очередь, потребует внесения записей в дополнительные листы книги продажи (пп. 3-5 Правил ведения книги продаж) и необходимость уточнить отчетность истекшего периода с доначислением НДС.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
Энциклопедия решений. Учет доходов прошлых лет, выявленных в отчетном (налоговом) периоде;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет доходов прошлых лет, выявленных в отчетном (налоговом) периоде;
Энциклопедия решений. Уточненная налоговая декларация;
Энциклопедия решений. Как учесть доначисленный налог на прибыль в налоговом и бухгалтерском учете?;
Энциклопедия решений. Счет-фактура;
Энциклопедия решений. Сроки выставления счетов-фактур;
Энциклопедия решений. Дополнительный лист книги продаж.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Организация на ОСН в книге покупок за 1 квартал 2020 года указала лишние счета-фактуры (завысила сумму вычетов). Было принято решение подать уточненную декларацию за 1 квартал 2020 года. Внесли исправления через дополнительный лист к книге покупок за 1 квартал 2020 года. В разделе 8 приложения 1 появились счета-фактуры "лишние", которые надо аннулировать, с отрицательным значением. Разделы 8 и 9 остались без изменений.
Какой признак актуальности надо поставить в строке "Ранее представленные сведения" (актуальны, неактуальны) в разделе 8, в разделе 8 прил. 1, а также в разделе 9 в данном случае?

Отражение записей в дополнительном листе книги покупок является основанием для составления уточненной декларации по НДС с внесенными в нее изменениями. Раздел 8 (Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период) налоговой декларации также включает в себя Приложение 1 "Сведения из дополнительных листов книги покупок", в котором указываются данные из дополнительных листов к книге покупок. Согласно п. 46 Порядка заполнения декларации Приложение 1 к разделу 8 декларации заполняется в случаях внесения изменений в книгу покупок за истекший налоговый период.
Таким образом, при исправлении записи в книге покупок в составе уточненной налоговой декларации по НДС заполняется приложение 1 к разделу 8 уточненной декларации по НДС.
В п. 46.2 Порядка заполнения Декларации сказано, в графе 3 по строке 001 указывается признак актуальности сведений, отраженных в приложении 1 к разделу 8 декларации. Строка 001 заполняется в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации.
При этом цифра "0" проставляется в случае, если в ранее представленной декларации сведения по данному разделу не представлялись, либо в случае замены сведений, если выявлены ошибки в ранее поданных сведениях или неполнота отражения сведений (как в рассматриваемом случае) (абзац второй п. 46.2 Порядка заполнения Декларации).
Цифра "1" проставляется в случае, если сведения, представленные налогоплательщиком ранее в налоговый орган, актуальны, достоверны, изменению не подлежат и в налоговый орган не представляются. При этом в строках 005, 008, 010-190 ставятся прочерки.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в приложении N 1 к разделу 8 уточненной декларации по НДС в графе 3 строки 001 необходимо указать признак актуальности сведений "0" (письма ФНС России от 24.09.2015 N СД-4-15/16779@, от 17.06.2016 N СД-3-3/2770@).
Поскольку изменения в книге покупок за 2 и 4 кварталы 2020 года производятся посредством применения дополнительного листа, то сведения из раздела 8 уточненных деклараций по НДС полностью должны соответствовать сведениям из раздела 8 первичных деклараций. Поэтому налогоплательщик может повторно не представлять в налоговый орган сведения из раздела 8. При этом по строке 001 самого раздела 8 уточненной декларации по НДС необходимо будет указать признак 1. Если налогоплательщик указывает признак 1, то строки 005, 010-190 раздела 8 не заполняются (проставляются прочерки) (письма ФНС России от 21.03.2016 N СД-4-3/4581@, от 17.06.2016 N СД-3-3/2770@).
Также в рассматриваемом случае организация вправе не выгружать ранее представленные в составе первичной декларации сведения из раздела 9 Декларации, проставив в уточненной декларации по НДС для этого раздела признак 1.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Налоговая декларация по НДС;
Вопрос: Вычет НДС, исчисленного с сумм полученной предоплаты, не отраженный в книге покупок в периоде отгрузки (в периоде возникновения права на вычет) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Налог на прибыль

 

Одним из подтверждающих документов по представительским расходам является приказ на проведение представительского мероприятия.
Приказ подписывается руководителем.
Можно ли вместо приказа руководителя издавать распоряжение за подписью заместителя руководителя, не возникнут ли налоговые риски?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В качестве одного из документов, подтверждающих представительские расходы, может выступать специально изданный распорядительный документ руководства, он может иметь название: приказ, распоряжение, указание и т.д. Конкретный вид наименования значения не имеет. Данный документ может быть издан как руководителем организации (директором), так и иным лицом (заместителем директора, начальником отдела и т.п.) при наличии у него соответствующих полномочий.

Обоснование вывода:
В налоговом учете расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). В частности, к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ). При этом подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.
На основании п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Между тем для признания в налоговом учете тех или иных затрат (в том числе представительских расходов) необходимо, чтобы они одновременно отвечали общим критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ: были экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным критериям, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются (п. 49 ст. 270 НК РФ).
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
При этом НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформлять для подтверждения тех или иных расходов, и не предъявляет каких-либо требований к оформлению (заполнению) таких документов. Главное, чтобы из документов, которые имеются у организации, было очевидно, что те или иные затраты фактически произведены налогоплательщиком. Смотрите, например, письма Минфина России от 21.03.2019 N 03-03-06/1/19017, от 20.03.2019 N 03-03-06/1/18478, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8745.
Исходя из положений ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета (наряду с регистрами налогового учета и расчетом налоговой базы) являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) (письма Минфина России от 22.06.2016 N 03-07-11/36393, от 26.09.2019 N 03-03-06/1/74132). Отсутствие первичных документов либо их неверное оформление влечет за собой невозможность признания в целях налогообложения тех или иных затрат (смотрите, например, письма Минфина России от 28.01.2020 N 03-03-06/3/4915 и N 03-03-06/1/4913).
В письме Минфина России от 18.02.2021 N 03-03-06/1/11266 подобный вывод сделан именно в отношении представительских расходов: "НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивая налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов. В свою очередь, подтверждением данных налогового учета на основании статьи 313 НК РФ являются первичные учетные документы". Аналогичные разъяснения были даны Минфином России и в письме от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852@), в котором отмечено что, поскольку в отношении представительских расходов главой 25 НК РФ не предусмотрено конкретного перечня и форм первичных документов, подтверждающих указанные расходы, любые первичные документы, свидетельствующие об обоснованности и производственном характере произведенных расходов, могут служить для их подтверждения в целях налогообложения прибыли. В частности, документом, подтверждающим обоснованность представительских расходов, может быть отчет о представительских расходах, утвержденный руководителем организации. При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
В более ранних разъяснениях финансового ведомства указывалось, что в качестве документов, служащих для подтверждения представительских расходов, могут являться, в частности:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
- отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
- цель представительских мероприятий, результаты их проведения;
- иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.
Смотрите письма Минфина России от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675, от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26, от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807. Аналогичный перечень документов приводили и представители ФНС России (письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@).
Таким образом, в качестве одного из документов, подтверждающих представительские расходы, может выступать специально изданный распорядительный документ руководства, он может иметь название: приказ, распоряжение, указание и т.д. Конкретный вид наименования значения не имеет. Данный документ может быть издан как руководителем организации (директором), так и иным лицом (заместителем директора, начальником отдела и т.п.) при наличии у него соответствующих полномочий. Полномочия о наделении того или иного сотрудника издавать приказ об осуществлении представительских расходов могут быть закреплены в должностной инструкции, трудовом договоре или ином локальном акте организации. Однако, повторим, сам по себе приказ не является документом, наличие которого необходимо для принятия к налоговому учету представительских расходов, эти расходы могут быть учтены даже в случае, если приказ (распоряжение) не издавался вовсе, но в наличии имеются иные документы, подтверждающие рассматриваемые затраты. Смотрите дополнительно материал: Вопрос: Заместитель генерального директора, находясь в загранкомандировке, провел переговоры с иностранными партнерами, потратив на обед с ними собственные средства. Заранее о дате и месте переговоров не было известно, поэтому приказ о проведении переговоров не издавался. Возможно ли признание расходов, понесенных сотрудником (имеются чеки), в качестве представительских в целях налогообложения? Какие документы для этого необходимо оформить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Разное

 

Как необходимо оплатить больничный по уходу за ребенком сотруднику, который открыл больничный за один день до увольнения? В случае, когда сотрудник открыл больничный после отработанного восьмичасового рабочего дня, какие три дня оплачивает работодатель, а какие ФСС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Больничный по уходу за ребенком сотруднику, который открыл больничный за один день до увольнения, то есть в период действия трудового договора, оплачивается за весь период до дня восстановления трудоспособности.
2. В том случае, если сотрудник открыл больничный после отработанного восьмичасового рабочего дня, работнику выплачивается заработная плата за 1-ый день, за 2-й и 3-й день временной нетрудоспособности пособие выплачивается за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности оплачивается за счет средств ФСС России.

Обоснование вывода:
1. Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) лица, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными лицами и имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности. К случаям обеспечения пособием по временной нетрудоспособности относится и необходимость осуществления ухода за больным членом семьи (п. 1 ч. 2 ст. 1.3п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам, в том числе в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи в период работы по трудовому договору.
В приведенной ситуации страховой случай наступил в период, когда трудовой договор еще не прекратился, следовательно, пособие выплачивается за весь период до дня восстановления трудоспособности (смотрите ответ на вопрос, размещенный на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ответ Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ).
2. Согласно части первой ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, а работодатель обязан отработанное время учесть в табеле учета рабочего времени (часть четвертая ст. 91 ТК РФ) и оплатить (ст. 2256129132 ТК РФ). При этом выплата заработной платы за первый день временной нетрудоспособности исключает возможность выплаты пособия, так как факт утраты заработка в такой день отсутствует.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за первые три дня временной нетрудоспособности при заболевании или травме работника пособие выплачивается за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств ФСС России.
В том случае, если работнику выдан листок нетрудоспособности за отработанный рабочий день, за этот день ему выплачивается либо заработная плата, либо пособие по временной нетрудоспособности. В данном случае работодатель вправе сам решить, будет ли он выплачивать работнику за первые три дня болезни зарплату или пособие. Однако это не изменяет общий порядок определения периода нетрудоспособности, который начинается с даты открытия больничного листа (постановление АС Волго-Вятского округа от 13.05.2020 N А43-31229/2019).
В данном случае работнику выплачивается заработная плата за 1-ый день, за 2-й и 3-й день временной нетрудоспособности пособие выплачивается за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности оплачивается за счет средств ФСС России (смотрите также Обзор, подготовленный экспертами компании "ГАРАНТ": "Как оплачивать больничный, открытый после окончания рабочего дня?", 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина

Ответ прошел контроль качества

 

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения