Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 18 по 24 августа 2014 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Приказ Минфина России от 16.06.2014 N 51н
"О внесении изменений в Положение о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 41н"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2014 N 33560.

Саморегулируемая организация аудиторов может быть исключена из государственного реестра по решению Минфина России

Минфин России сможет принять соответствующее решение по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 5 части 5 статьи 21 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (выявление недостоверных сведений в представленных документах, отказ саморегулируемой организации в создании единой аттестационной комиссии и др).

 

Приказ ФНС России от 30.06.2014 N ММВ-7-3/341@
"Об утверждении формы заявления и порядка согласования порядка распределения расходов"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2014 N 33571.

Для согласования распределения расходов организациями, осуществляющими деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, необходимо представить заявление по утвержденной форме

С 1 января 2014 года в отношении указанных организаций установлен специальный порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, предусматривающий, в том числе, определение налогоплательщиком порядка распределения расходов, которые:

не могут быть непосредственно отнесены к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, или к иной деятельности налогоплательщика;

относятся к указанной деятельности, но осуществляются в отношении нескольких месторождений.

Установленный порядок распределения расходов налогоплательщики вправе согласовать с налоговым органом. Для этого необходимо представить соответствующее заявление с приложением форм используемых в хозяйственной деятельности документов, в которых фиксируются данные об участвующих в расчете показателях.

По итогам совместного с налогоплательщиком обсуждения в Порядок могут вноситься изменения. Рассмотрение заявления должно быть завершено в срок, не превышающий 30 календарных дней.

 

<Письмо> ФНС России от 14.08.2014 N ПА-4-11/16089
"О налоге на имущество организаций"

ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости

Новый порядок расчета налога на имущество организаций установлен в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ (это, в частности, административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (либо фактически используются) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания).

Сообщается, в частности, следующее:

до установления на федеральном уровне порядка определения вида фактического использования таких объектов применяется порядок, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ;

в перечень включаются объекты, информацией о которых располагает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ;

перечень таких объектов должен быть установлен не позднее 1-го числа соответствующего налогового периода, направлен в налоговые органы и размещен на официальном сайте этого органа или субъекта РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 13.08.2014 N АС-4-3/15948@
"Об утилизационном сборе"

С 23 августа 2014 г. подлежат применению утвержденные в установленном порядке форма и формат расчета суммы утилизационного сбора

Форма расчета и формат его представления в электронном виде утверждены приказом ФНС России от 23.06.2014 N ММВ-7-3/327@.

Рекомендованные письмом ФНС России от 25.12.2013 N ГД-4-3/23318@ форма и формат расчета суммы утилизационного сбора с этой даты не применяются.

 

<Письмо> ФНС России от 07.08.2014 N ГД-4-3/15547
"Об обеспечительных мерах, принимаемых в отношении заложенного имущества"

Имущество в залоге может быть принято в качестве обеспечительной меры при отсутствии иных способов обеспечения исполнения решения налогового органа

Обеспечительные меры принимаются в целях исполнения решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным взыскание недоимки, пеней и штрафов.

Согласно позиции судебных органов запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества, в частности, находящегося в залоге у банка, нарушает права последнего. В связи с чем отменен пункт 2 приложения к письму ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355@, в котором содержится противоположный вывод.

Одновременно сообщается, что в отсутствие свободного от обременения имущества и денежных средств на счетах налогоплательщика в решении налогового органа может быть указано находящееся в залоге имущество. При этом в адрес третьих лиц (залогодержателей и органа государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним) должна быть направлена соответствующая информация с приложением решения налогового органа.

 

Письмо ФНС России от 20.08.2014 N СА-4-3/16564@
"О порядке учета командировочных расходов"

Компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни, могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль

Указанные затраты подлежат включению в состав расходов, если правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем организации, предусматривают режим работы в выходные и праздничные дни, а также при условии соответствия данных затрат критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

Расходы на приобретение проездного билета для проезда работника к месту командировки и обратно в выходные дни, предшествующие дню начала командировки, или в выходные дни, следующие за датой окончания командировки, также могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

При этом необходимо, чтобы дата выбытия из места командировки к месту постоянной работы (дата отправления работника к месту командировки) совпадала с датой, на которую приобретен проездной билет. В случаях задержки выезда командированного из места командировки (либо более раннего выезда работника к месту назначения) необходимо разрешение руководителя, подтверждающего в соответствии с установленным порядком целесообразность произведенных расходов.

 

Письмо ПФ РФ N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014
"Об обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов"

ПФР даны разъяснения по вопросам начисления страховых взносов на отдельные выплаты в пользу работников

В обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов сообщается в частности следующее:

- в 2010 году выплаты и иные вознаграждения, не предусмотренные трудовыми договорами, страховыми взносами не облагались. С 1 января 2011 года на суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников, предусмотренных коллективными договорами, которые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды начисляются в общеустановленном порядке;

- компенсация расходов по оплате услуг залов официальных делегаций на железнодорожных и автомобильных вокзалах (станциях), в морских и речных портах, аэропортах (аэродромах), не относится к обязательным командировочным расходам, поименованным в части 2 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Следовательно, если использование залов официальных делегаций не предусмотрено законодательством для определенных категорий лиц, то такие суммы включаются в базу для начисления страховых взносов в общем порядке.

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

18.08.2014 У налоговой службы появятся новые возможности добывать сведения из офшоров

Россия начнет активные переговоры о заключении договоров с конкретными офшорами

Правительство России утвердило и опубликовало на сайте типовое соглашение об обмене налоговой информацией. До этого времени данная процедура была описана в действующем сейчас типовом соглашении об избежании двойного налогообложения и в договорах с конкретными странами, пишет газета«Ведомости».

После появления типового соглашения РФ начнет активные переговоры о заключении договоров с конкретными офшорами, отмечает чиновник Минфина, и прежде всего с теми, от которых хочет получать сведения — Британские Виргинские острова, острова Гернси и Джерси. Отказаться офшорам будет сложно — они подписали модельное соглашение ОЭСР и обращались к РФ с такими просьбами, заявил он.

Документ также предусматривает участие российских налоговых инспекторов в проверках за границей, с разрешения иностранных коллег они смогут присутствовать на опросах и при проверке документов. Типовое соглашение позволяет требовать данные не только о номинальных держателях акций, но и обо всей цепочке собственников, об учредителях трастов и фондов, их бенефициарах.

Типовое соглашение, как и модельный документ ОЭСР, предусматривает и ограничения, в нем прямо указано, что ФНС может быть отказано в получении сведений о публичных организациях и открытых фондах, если возникают несоизмеримые трудности. Без четкого обоснования и описания запроса офшоры смогут отказаться предоставить информацию, придется также указывать, что налоговики исчерпали все возможности получить эти сведения в РФ. Кроме того, запрос может быть отклонен, если противоречит нынешнему законодательству в конкретной стране. Придется налоговым органам думать и о тратах офшоров на сбор данных — «чрезвычайные расходы» могут быть переложены на сторону, которая запрашивает сведения.

Источник: Российский налоговый портал

 

18.08.2014 Будут ужесточены санкции за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Соответствующий закон должен вступить в силу с 1 января 2015 г.

Минфин разработал проект закона об увеличении санкции за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, сообщает РБК.

Законопроект предполагает внесение изменений в ст. 120 Налогового кодекса России. Документ разработан в рамках плана мероприятий по реализации рекомендаций рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, говорится в пояснительной записке к документу.

Планируемый срок вступления в силу будущего закона - 1 января 2015 г.

Сейчас эти деяния влекут за собой штраф в размере от 10 тыс. руб. до более чем 40 тыс. руб.

Источник: Российский налоговый портал

 

18.08.2014 КС РФ запретил без предупреждения закрывать границу для должников

Суд признал незаконным заочное ограничение должникам выезда за рубеж

Конституционный суд России признал незаконным заочное ограничение должникам выезда за рубеж. Суд не согласился с существующей практикой наложения приставами подобных ограничений до уведомления должника о наличии долга и без предоставления возможности его добровольной уплаты, пишет газета «Коммерсантъ».

По словам экспертов, это исключит ситуации, когда гражданин узнает о запрете вылета уже в аэропорту.

КС РФ вынес определение по жалобе Бориса Зимина, который оспаривал конституционность ч. 2 ст. 67 закона «Об исполнительном производстве». В законе отмечается, что судебный пристав имеет право временно ограничить должника на выезд из России по заявлению взыскателя в случае, если долг подтвержден судебным актом. Конституционный суд рассмотрел жалобу 3 июля, но решение Зимин получил только в минувшую пятницу.

КС РФ признал, что сам закон правильный, но приставы и суды общей юрисдикции неправильно, слишком узко его толкуют. Практика заочного ограничения выезда для должников без их уведомления должна прекратиться

Источник: Российский налоговый портал

 

19.08.2014 Стагнация экономики и торможение роста зарплат помогут регионам выполнять инаугурационные указы президента

Так ожидают в Минфине

С 2012 г. регионы ускоренными темпами наращивают социальные расходы, чтобы выполнить один из инаугурационных указов главы государства — увеличить к 2018 г. зарплаты бюджетников до средней в регионе. Ради этого им приходится экономить на инвестициях. В январе — июне этого года расходы регионов на оплату труда повысились на 13%, а инвестиционные уменьшились на 10%. Доля расходов на оплату труда в бюджетах регионов выросли за три года с 31 до 36%. К 2016 г. будет почти половина, оценивает S&P. Однако данные расходы могут уменьшиться в силу естественных причин, отметили в Минфине, пишет газета «Ведомости».

Поможет торможение роста экономики и средней заработной платы, говорит чиновник Минфина. В начале года министерство оценивал расходы регионов на указы, исходя из роста номинальных зарплат в этом году на 10,8%, но потом прогноз был ухудшен до 9,1% и Минфин уточнил оценку. Уже в нынешнем году это позволит регионам значительно сэкономить, заявил чиновник: расходы на указы по росту зарплат увеличатся не на 189 млрд руб., а на 101 млрд.

Источник: Российский налоговый портал

 

19.08.2014 Налоговики получат право собирать сведения из низконалоговых юрисдикций

Они смогут получать информацию о конечных бенефициарах

Российские налоговые инспекторы смогут запрашивать сведения о налогоплательщиках из низконалоговых юрисдикций даже в случае отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения с конкретной страной — проект типового договора об обмене сведениями, который одобрен правительством, был опубликован в понедельник, сообщает газета «Коммерсантъ».

Соглашения позволят получать информацию о конечных бенефициарах из большинства действующих офшоров, но до этого депутатам еще предстоит ратифицировать конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Стоит отметить, что разработка нового соглашения началась после подписания РФ конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам в конце 2011 г. Присоединение к ней позволяет странам-участницам рассчитывать на обмен сведениями о налогоплательщиках. Документ уже подписали 64 страны, в их числе США, страны ЕС (включая Люксембург, Нидерланды и Ирландию), Швейцария. С начала 2014 г. Великобритания распространила действие конвенции и на зависимые территории, включая Каймановы и Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, остров Мэн.

Типовое соглашение, в свою очередь, является одним из инструментов обмена информацией в рамках конвенции в случае отсутствия у сторон договора об избежании двойного налогообложения. При этом в обновленных договорах (в том числе, у России с Кипром) это условие уже содержится — но ни с одним из действующих «черных» офшоров подобных договоров у РФ нет.

Источник: Российский налоговый портал

 

20.08.2014 Суды требуют налоги с пожертвований иностранным агентам

Суды считают перечисления из зарубежных фондов доходами, а не пожертвованиями

Налоговые инспекции стали все чаще предъявлять некоммерческим организациям многомиллионные претензии, считая пожертвования, которые были сделаны из зарубежных фондов, расходами на содержание российских НКО, которое должно облагаться налогами, пишет РБК.

Экономическая коллегия Верховного суда, заменившая ВАС РФ, должна вскоре принять решение по жалобе фонда «Голоса», к которому налоговики предъявили претензии на несколько миллионов рублей.

Стоит отметить, что согласно закону, пожертвования не облагаются налогами, но в последнее время налоговики, а вслед за ними и суды, считают перечисления из иностранных фондов доходами, а не пожертвованиями. 

Источник: Российский налоговый портал

 

20.08.2014 Власти могут отказаться от налога с продаж

Решение главы государства ввести в России налог с продаж может быть пересмотрено

Возможно, правительство откажется от идеи вводить налог с продаж, собщили три федеральных чиновника, пишет газета «Ведомости».

Решение ввести налог принял глава государства на совещании в начале августа, отметили участники того совещания, финансово-экономический блок правительства и тогда критиковал инициативу, и в данный момент считает ее плохой и пытается решение отыграть.

К прежним оппонентам — Минфину и Минэкономразвития — добавился Минпромторг, заявил чиновник аппарата правительства. Вопрос сейчас в проработке, говорит чиновник Минпромторга.

Времени, чтобы переубедить начальство, немного — две недели до того, как проект бюджета будет поступит в Государственную думу, жалуется один из чиновников. Разделит ли позицию подчиненных премьер-министр, неясно, сомнения высоки, но в любом случае надо идти к президенту, подчеркивает другой чиновник.

Источник: Российский налоговый портал

 

21.08.2014 В 2015 г. увеличат ставку водного налога для водоснабжения населения на 28,5%

Ставка составит 90 руб. за 1 тыс. куб. м.

Минфин предлагает в будущем году увеличить ставку водного налога для водоснабжения населения на 28,5% - до 90 руб. за 1 тыс. куб. м. воды, забранной из водного объекта. Соответствующее предложение содержится в проекте изменений в Налоговый кодекс России, который обнародован сегодня для общественного обсуждения, пишет ПРАЙМ.

Сейчас ставка составляет 70 руб. за 1 тыс. куб. м.

На 2016 г. ставка предлагается на уровне 115 руб. за 1 тыс. куб. м., на 2017 г. - 147 руб. за 1 тыс. куб. м., на 2018 г. - 188 руб. за 1 тыс. куб. м., на 2019 г. - 237 руб. за 1 тыс. куб. м.

Начиная с 2020 г. Минфин предлагает определять эту ставку ежегодно путем умножения ставки, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с НК РФ.

При этом для налогоплательщиков, которые не имеют водоизмерительных приборов для учета воды, забранной из водного объекта, ставка водного налога применяется с дополнительным коэффициентом 1.1.

Ставка водного налога при заборе подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару будет применяться с дополнительным коэффициентом 10.

Источник: Российский налоговый портал

 

21.08.2014 Налог с продаж для малого бизнеса введут с 2016 г.

Ставку налога будут устанавливать субъекты России в пределах 3%

Министерство финансов предлагает ввести налог с продаж для малых компаний с 1 января 2016 г. Об этом говорится в законопроекте, который разработало министерство, пишет Интерфакс.

Документ в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2015 г. Однако при этом делается оговорка, что нормы распространяются на компании и индивидуальных предпринимателей, которые применяют ЕСХН, УСН, ЕНВД, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих патенты, начиная с 1 января 2016 г.

Ставку налога будут устанавливать субъекты России в пределах 3%. При этом дифференциация ставок для разных видов товаров или в зависимости от того, кто является плательщиком, не допускается.

Кроме того, Минфин определил товары и услуги, на реализацию которых налог с продаж распространяться не будет. Так, не подлежат налогообложению продукты питания: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, молокопродукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, продукты детского и диабетического питания.

Налог не будет взиматься с продажи зданий, сооружений, земельных участков, не будет распространяться на услуги санитарно-курортных, оздоровительных организаций. Также налогом с продаж не будут облагаться услуги кредитных организаций, страховщиков, НПФ и др.

Решение предоставить регионам право вводить налог с продаж было принято в конце июля. Против данной меры выступали в Минэкономразвития и Минфине. Налог поддержал, в частности, помощник главы государства по экономическим вопросам Андрей Белоусов.

Источник: Российский налоговый портал

 

22.08.2014 Субъектам РФ разрешат уменьшать до 10% налог на прибыль для новых промпредприятий

Сейчас основная ставка налога на прибыль составляет 20%

Министерство финансов предлагает разрешить субъектам России уменьшать вплоть до 10% региональную составляющую налога на прибыль организаций для вновь создаваемых предприятий промышленности, которые осуществляют капитальные вложения в производственные мощности. Минфин опубликовал  законопроект, вносящий поправки в первую и вторую части Налогового кодекса России, пишет ПРАЙМ.

Сейчас основная ставка налога на прибыль составляет 20%, из них 2% перечисляются в федеральный бюджет, 18% - в бюджет регионов. При этом власти субъекта РФ могут снижать данную ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более, чем до 13,5%.

Кроме того, документ предусматривает возможность обнуления для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль, поступающего в федеральный бюджет.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

УСН

 

Организация, применяющая УСН с объектом обложения "доходы минус расходы", является собственником здания, часть помещений она сдает в аренду. Сторонняя организация оказала ей услуги по мытью фасада и окон, так как фасад здания требовал уборки. В договоре аренды про мытье фасада и окон ничего не сказано. Арендодателем данные расходы оплачиваются самостоятельно и не компенсируются арендатором (не входят в арендную плату). Можно ли затраты на мытье фасада и окон учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Полагаем, что расходы на оплату услуг сторонних организаций по мытью фасада и окон организация-арендодатель вправе учесть при исчислении налога, если договором аренды указанные затраты (затраты по уборке помещения) возложены на арендодателя. Отсутствие данного условия в договоре, возможно, приведет к спору с проверяющими органами и тогда свою точку зрения придется отстаивать в суде.

Обоснование позиции

При определении налоговой базы налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут учесть, расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы при исчислении налоговой базы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Такими критериями являются экономическая обоснованность, документальное подтверждение, осуществление в целях деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на уборку помещений (к таковым относится мытье фасада и окон) в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не указаны.

Однако согласно пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу, признаются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

Налогоплательщики, применяющие УСН, при исчислении налоговой базы вправе учесть в расходах при исчислении налога затраты организации на эксплуатацию и обслуживание помещения в составе материальных расходов на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ как услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, так как данные затраты арендодателя произведены для осуществления предпринимательской деятельности организации, связанной с передачей в аренду недвижимого имущества. Данные расходы являются экономически обоснованными и учитываются при исчислении единого налога в составе материальных расходов, если договором аренды указанные затраты возложены на арендодателя (смотрите письма Минфина РФ от 01.07.2013 N 03-11-06/2/24988, от 07.02.2011 N 03-11-11/33 (обращаем Ваше внимание на то, что в данном письме речь идет об уборке помещения, а не о мытье фасада здания, однако полагаем, что суть от этого не меняется)).

Также рекомендуем Вам ознакомиться с письмом УФНС по г. Москве от 12.11.2009 N 16-15/118720, письмами Минфина РФ от 03.11.2009 N 03-11-06/2/235, от 25.06.2009 N 03-11-09/224.

Однако ранее представители финансового ведомства по данному вопросу высказывали иную позицию. Так в письме Минфина России от 15.11.2007 N 03-11-04/2/277 сказано, что затраты арендодателя на оплату услуг специализированных организаций по уборке помещений, предоставляемых в аренду (субаренду), в целях налогообложения не учитываются, поскольку не предусмотрены ст. 254 и п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Исходя из вышесказанного, полагаем, что расходы на оплату услуг сторонних организаций по уборке помещений являются не чем иным, как оплатой услуг производственного характера, так как эти услуги непосредственно связаны с деятельностью арендодателя по предоставлению помещений в аренду.

Однако для исключения спора с проверяющими органами желательно, чтобы в договоре аренды было прописано, что данные затраты возложены на арендодателя. Отсутствие такого условия может привести к тому, что свою точку зрения придется отстаивать в судебном порядке.

К сожалению, нам не удалось найти судебных решений в отношении затрат арендодателя, применяющего УСН, однако полагаем, что позицию, которую занимают судебные органы по данному вопросу в отношении арендодателя на ОСН, можно применить и к нашему случаю (смотрите, например, постановленияФАС Поволжского округа от 03.03.2009 N А12-15054/2008, ФАС Московского округа от 18.02.2013 N А40-30193/12-129-142).

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 03.03.2009 N А12-15054/2008 "...правомерно указано на то, что само по себе наличие договорного обязательства арендатора поддерживать арендуемое имущество в исправности и надлежащем санитарном состоянии не лишает налогоплательщика права на осуществление им расходов, уменьшающих налоговую базу в порядке, предусмотренном статьями 252253 Налогового кодекса Российской Федерации, обусловленное исполнением публичной обязанности собственников зданий и сооружений по мытью фасадных дверей и окон...".

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, расходы по мытью фасадов правомерно включены налогоплательщиком в состав расходов в соответствии с положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации".

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

 

Бухгалтерский учет

 

Организация владеет двумя зданиями, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость. В зданиях имеются инженерные системы и коммуникации (трубопроводы, системы водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования, а также лифты, эскалаторы и другое). Данные объекты имеют свои сроки полезного использования и отражаются в бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты. Согласно письму Минфина России от 04.03.2014 N 03-05-05-01/9272 отдельно исчислять и уплачивать налог на имущество исходя из балансовой (остаточной) стоимости в отношении таких объектов не нужно. Верно ли это? Или же нужно в отношении инженерных систем и коммуникаций здания налог на имущество исчислять исходя из их балансовой (остаточной) стоимости?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: 

Если перечисленные системы (коммуникации) представляют собой системы здания, необходимые для его эксплуатации, не могут быть использованы вне здания, демонтаж которых причиняет несоразмерный ущерб их назначению, то существуют предпосылки для того, чтобы рассматривать данные объекты как часть здания.

В таком случае исчислять в их отношении налог исходя из балансовой (остаточной) стоимости не требуется.

Однако такое решение, скорее всего, приведет к налоговым спорам. 

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ в общем случае объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств. 

Таким образом, в настоящее время объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое имущество, учтенное в бухгалтерском учете в составе основных средств по состоянию на 1 января 2013 года, а также недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В силу п. 1 ст. 378.2 НК РФ в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. 

В отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе организаций и не включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налоговая база определяется исходя из их балансовой (остаточной) стоимости.

Какой-либо отдельный механизм исчисления налога в отношении инженерных систем здания в настоящее время отсутствует.

Как определяет п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

При этом в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. 

Пункт 6 части 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) устанавливает, что здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения.

В свою очередь, под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21 части 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ). 

В Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) указывается, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты.

По мнению финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 04.10.2013 N 03-05-05-01/41301, от 22.05.2013 N 03-05-05-01/18212, от 11.04.2013 N 03-05-05-01/11960, от 02.04.2013 N 03-05-05-01/10624, от 29.03.2013 N 03-05-05-01/10050), не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты основных средств, которые не требуют монтажа, могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения, кондиционеры и другие). 

С учетом изложенного можно прийти к выводу, что если указанные в вопросе коммуникации представляют собой системы здания, необходимые для его эксплуатации, не могут быть использованы вне здания, демонтаж которых причиняет несоразмерный ущерб их назначению, то существуют предпосылки для того, чтобы рассматривать данные объекты как часть здания.

В таком случае являющиеся неотъемлемой частью здания сети (коммуникации), даже учтенные как отдельные инвентарные объекты, подлежат налогообложению в составе здания, частью которого являются и налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость. Следовательно, в отношении таких сетей (коммуникаций) п. 1 ст. 375 НК РФ не применяется.

Аналогичная точка зрения нашла отражение в указанном Вами письме Минфина России от 04.03.2014 N 03-05-05-01/9272.

Фактически такой подход означает, что отдельно исчислять и уплачивать налог на имущество исходя из балансовой (остаточной) стоимости в отношении таких объектов налогоплательщику не требуется. 

Так как включение (невключение) коммуникаций (сетей) в состав здания (сооружения) - оценочная категория, мы придерживаемся позиции, что принимать решение в отношении перечисленных в вопросе трубопроводов, систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п. следует с привлечением соответствующих специалистов.

При этом полагаем, что неисчисление налога в отношении данных объектов, исходя из их балансовой (остаточной) стоимости, с большой долей вероятности может привести к налоговым спорам.

К сожалению, арбитражная практика применительно к Вашей ситуации в настоящее время пока не сложилась.

Обращаем Ваше внимание, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Как разъясняется в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N 4350/10, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ применяется в том числе в отношении тех разъяснений, которые были опубликованы в средствах массовой информации, размещены в справочных правовых системах.

Ответ подготовил: 

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ 

аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл 

Контроль качества ответа: 

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ 

Королева Елена 

31 июля 2014 г.

 

Трудовое право

 

В коллективном договоре предусмотрены дополнительные по сравнению с нормами Трудового кодекса РФ гарантии. При этом в отношении совместителей отдельной нормы о том, что они не распространяются на них, в коллективном договоре нет. Возможно ли включение в коллективный договор нормы о том, что указанные гарантии предоставляются только в случае, если сотрудник является основным работником? Не будет ли это дискриминацией совместителей?

Согласно части первой ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы. Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (часть вторая ст. 287 ТК РФ). Соответственно, все гарантии, предусмотренные коллективным договором работодателя, распространяются на совместителей в полном объеме. 

При решении вопроса об отмене части дополнительных гарантий совместителям необходимо исходить из следующего.

Согласно части первой ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются его сторонами, то есть работниками и работодателем в лице их представителей (часть первая ст. 40 ТК РФ). Единственное ограничение к содержанию коллективного договора установлено частью второй ст. 9 ТК РФ. Согласно упомянутой норме коллективные договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению. Соответственно, если речь идет о не поименованных в ТК РФ гарантиях и работодатель считает целесообразным отменить предоставление дополнительных гарантий в отношении отдельных категорий работников, в данном случае - совместителей, для этого необходимо внести соответствующие изменения в коллективный договор. 

В то же время, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее. Статья 2 ТК РФ признает равенство прав и возможностей работников принципом правового регулирования трудовых отношений. А положения ст. 3 запрещают какую бы ни было дискриминацию работников. Согласно этой норме никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Под деловыми качествами следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, а также личностные качества работника (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Соответственно, предоставление гарантий не должно зависеть от того, является ли указанный сотрудник совместителем либо основным сотрудником.

Поэтому при формулировке соответствующего положения следует избегать указания на то, что гарантия не предоставляется совместителям, поскольку по своему смыслу она носит дискриминационный характер. Новой редакцией соответствующего пункта положения можно ограничить круг лиц, которым предоставляется гарантия (например работники, работающие по основному месту работы), в который совместители, соответственно, не попадают по умолчанию. При этом не исключено, что в случае возникновения спора выборочная отмена такой гарантии может быть расценена как дискриминация. 

Ответ подготовил: 

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Павлова Наталия 

Ответ прошел контроль качества

31 июля 2014 г.

 

Перед отправкой в командировку (декабрь 2013 года) работнику выдавался аванс, в том числе и на расходы по найму жилого помещения. Вернувшись из командировки (январь 2014 года), работник в трехдневный срок представил авансовый отчет, к которому были приложены необходимые документы, за исключением документов, подтверждающих расходы по найму жилого помещения. В июле 2014 года работник представил квитанцию на оплату расходов за проживание. Документ сомнений не вызывает, указанная в нем дата соответствует периоду командировки. Возможно ли "оплатить" данную квитанцию, представленную по истечении длительного периода времени после командировки (более полугода)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: 

Работодатель должен компенсировать командировочные расходы вне зависимости от того, когда работник предъявил соответствующее требование.

Обоснование позиции: 

Согласно ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749), работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации, порядок и размеры возмещения которых определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В период командировки работник может проживать как в гостинице, так и частной квартире/доме. Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит требований к документам, которые должны представляться налогоплательщиком в подтверждение расходов по найму жилого помещения, то такие расходы могут подтверждаться договорами, актами, счетами, платежными и другими документами (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 02.04.2010 N КА-А40/2846-10 по делу N А40-48569/08-14-170, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.10.2007 N А56-8092/2007).

Следует учитывать, что возмещение сотруднику расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе расходов по найму жилого помещения, является не правом, а обязанностью работодателя (ст.ст. 167168 ТК РФ, п. 11 Положения N 749). При этом обязанность работодателя компенсировать работнику понесенные им расходы, связанные с командировкой, какими-либо сроками давности не ограничена.

Закон не обязывает работника за свой счет оплачивать расходы, связанные с выполнением служебных заданий вне места постоянной работы. Даже в случае несвоевременного предоставления авансового отчета трудовое законодательство не предусматривает возможность отказа работодателя в возмещении командировочных расходов. При этом процедура и срок предъявления авансового отчета не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении командировочных расходов, которые работодатель обязан возместить работнику (смотрите, например, решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 07.06.2012 по делу N 2-202/2012). 

Таким образом, учитывая, что трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность по возмещению понесенных работником расходов, связанных с пребыванием в служебной командировке, то, по нашему мнению, работодатель должен компенсировать работнику его фактические расходы по найму жилого помещения, указанные в квитанции, несмотря на то, что данный документ предоставлен по истечении длительного периода времени после командировки.

Также отметим, что согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Указанный срок исковой давности применяется и в случае предъявления требований о возмещении командировочных расходов (смотрите, например, апелляционное определение Пермского краевого суда от 13.02.2012 по делу N 33-1414, решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20.09.2011 по делу N 2-1096/2011). При этом, по мнению судей, данный срок в таком случае начинает течь с момента отказа работодателя принять авансовый отчет либо возместить командировочные расходы (смотрите указанное ранее решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 07.06.2012 по делу N 2-202/2012, кассационное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22.04.2011 по делу N 33-2631). 

Ответ подготовил: 

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ 

Наумчик Иван 

Контроль качества ответа: 

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ 

Кудряшов Максим 

24 июля 2014 г.

 

На титульном листе трудовой книжки были неправильно указаны серия и номер вкладыша в трудовую книжку. Как исправить ошибку?

Согласно п. 38 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), трудовая книжка и вшиваемый в нее вкладыш оформляются работодателем в одинаковом порядке. Как следует из п. 27 Правил, некорректные записи, внесенные в трудовую книжку, должны быть исправлены. Правила и Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее - Инструкция), предусматривают три способа изменения данных: признание записи недействительной, зачеркивание или дополнение записи. Недействительными признаются лишь записи в разделах трудовой книжки, содержащих сведения о работе или сведения о награждении (п. 30 Правил, п. 1.2 Инструкции). При дополнении записи в трудовую книжку вносятся новые сведения (п. 2.4 Инструкции). Поэтому полагаем, что в данном случае ошибочный номер вкладыша следует зачеркнуть и написать правильный, как это предусмотрено п. 2.3 Инструкции для изменения записей о фамилии, имени, отчестве и дате рождения. Поскольку никакого отдельного документа, на основании которого в трудовую книжку внесены исправления, не будет, правильный номер вкладыша достаточно заверить подписью работодателя или уполномоченного лица и печатью работодателя. Это соответствует порядку исправления ошибок в первичных документах, установленному п.п. 4.2 и 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР. Названный документ распространяется в том числе и на бланки строгой отчетности (смотрите, например, п. 2.14), к которым относятся трудовые книжки и вкладыши в них (п. 42 Правил).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Панова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кудряшов Максим

 

Положение о вахтовом методе является локальным нормативным актом, с которым работник ознакомлен под роспись. Обязана ли организация в соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника, работающего вахтовым методом, выдать ему копию Положения о вахтовом методе?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Работодатель не обязан выдавать работнику по его письменному заявлению копию Положения о вахтовом методе.

Обоснование позиции:

В соответствии со ст. 62 ТК РФ работодатель не позднее 3 рабочих дней со дня подачи соответствующего письменного заявления работника обязан выдать последнему надлежащим образом заверенные копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).

Из буквального толкования положений ст. 62 ТК РФ следует, что перечень документов, копии которых работодатель обязан выдать по заявлению работника, является открытым. Главное, чтобы эти документы были связаны с работой конкретного работника у данного работодателя (смотрите Справку по результатам обобщения практики рассмотрения мировыми судьями трудовых споров, составленную Липецким областным судом).

Вместе с тем Трудовым кодексом РФ не предусмотрена обязанность работодателя выдавать работнику копии локальных нормативных актов организации. Статья 62 ТК РФ, обязывающая работодателя выдать работнику копии документов, связанных с трудовой деятельностью конкретного работника, не содержит указания на локальные нормативные акты (смотрите, например,определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 17.03.2011 по делу N 33-1469/2011).

В силу прямого указания закона на работодателе лежит обязанность только по ознакомлению работника под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью (часть вторая ст. 22, часть третья ст. 68 ТК РФ). При этом предоставлять работнику по его письменному заявлению копии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, работодатель не обязан (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 26.02.2013 по делу N 33-615/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Магаданского областного суда от 18.02.2013 по делу N 2-5589/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 07.11.2012 по делу N 33-2647/2012,кассационное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 26.10.2010 по делу N 33-9316 и другие).

Положение о вахтовом методе является локальным нормативным актом, с которым работник ознакомлен под роспись, соответственно, полагаем, работодатель не обязан предоставлять работнику по его письменному заявлению копию указанного документа.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Наумчик Иван

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кудряшов Максим

 

Страховые взносы

 

В организации работают высококвалифицированные специалисты - граждане стран Евросоюза и гражданин Украины. Будут ли с 1 января 2015 года облагаться взносами в ПФР, ФСС, ФФОМС выплаты в пользу временно пребывающих на территории РФ иностранных высококвалифицированных специалистов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В настоящее время выплаты в пользу временно пребывающих на территории РФ высококвалифицированных специалистов не подлежат обложению страховыми взносами в ПФР, ФСС, ФОМС, а облагаются только взносами от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Вступающие в силу с 1 января 2015 г. изменения в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не затрагивают установленного порядка обложения страховыми взносами выплат в пользу высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих на территории РФ.

Действующими в настоящий момент законодательными актами не предусмотрено изменение в 2015 году перечня застрахованных лиц для целей медицинского страхования, страхования от временной нетрудоспособности и страхование от НС и ПЗ*(1). То есть выплаты в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов, временно пребывающих на территории РФ, и в 2015 году не будут облагаться страховыми взносами в ФФОМС и ФСС, а будут облагаться взносами только на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Однако, учитывая наметившуюся тенденцию расширения законодателем перечня застрахованных лиц за счет временно пребывающих иностранных лиц, нельзя быть уверенным, что указанный порядок не изменится в будущем.

Обоснование вывода:

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) определены следующие категории законно находящихся в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранных граждан) в зависимости от их правового положения:

- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин;

- временно проживающий в РФ иностранный гражданин;

- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин.

Кроме того, Законом N 115-ФЗ в отдельную категорию выведены высококвалифицированные специалисты. Порядок признания иностранного гражданина высококвалифицированным специалистом предусмотрен в ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

Категория иностранного гражданина имеет определяющее значение при решении вопроса обложения выплат, осуществляемых иностранным гражданам, страховыми взносами:

- на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ (ПФР);

- на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования (ФСС).

Порядок исчисления и уплаты указанных страховых взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

По общему правилу в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождены суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в частности, работающие по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера (предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг), по договору авторского заказа:

- постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;

- иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Как указано в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах".

Пункт 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.

То есть по этим видам страхования застрахованными лицами являются постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане. И только Закон N 326-ФЗ делает исключение для постоянно или временно проживающих высококвалифицированных специалистов. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, в том числе и высококвалифицированные специалисты, в качестве застрахованных лиц для целей медицинского страхования и страхования на случай временной нетрудоспособности не указаны.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы от НС и ПЗ) подлежат, в частности, физические лица, которые выполняют работу на основании трудового договора. При этом действие Закона N 125-ФЗ распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса и от квалификационного уровня.

То есть в целях Закона N 125-ФЗ страхование иностранных работников, имеющих статус как постоянно и временно проживающих, так и временно пребывающих в РФ, осуществляется наравне с гражданами РФ. Следовательно, с выплат, осуществляемых в пользу граждан, временно пребывающих на территории РФ, в соответствии с трудовым договором, организация обязана производить уплату страховых взносов на страхование от НС и ПЗ независимо от того, являются ли такие лица высококвалифицированными специалистами или нет.

Таким образом, в 2014 г. выплаты в пользу временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов не облагаются страховыми взносами в ПФР, ФФОМС и ФСС. Взносами на страхование от НС и ПЗ выплаты в пользу иностранных граждан облагаются независимо от их статуса и квалификационного уровня.

С 1 января 2015 г. вступит в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Закон N 188-ФЗ), которым вносятся изменения в том числе и в п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ. Так, с 1 января 2015 г. из данной статьи будет исключено упоминание о сроке трудового договора (трудовых договоров) и к числу застрахованных лиц теперь отнесены любые иностранные лица и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ. Временно пребывающих на территории РФ высококвалифицированных специалистов данные изменения не коснутся.

При этом Законом N 188-ФЗ оставлены без изменений перечень застрахованных лиц, установленных законами об иных видах социального страхования - ФФОМС, ФСС и страхование от НС и ПЗ (Закон N 326-ФЗ, Закон N 125-ФЗ и Закон N 255-ФЗ). Пункт 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым выплаты в пользу временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан освобождены от страховых взносов, если иное не установлено законами о конкретных видах обязательного социального страхования, также не претерпел изменений.

Таким образом, если какие-либо изменения в указанные нормативные акты не будут внесены, то в 2015 г. выплаты в отношении высококвалифицированных иностранных специалистов, временно пребывающих на территории РФ, также не будут облагаться страховыми взносами в ПФР, ФФОМС и ФСС, а будут облагаться взносами только на страхование от НС и ПЗ.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Страховые взносы, начисляемые на выплаты иностранным высококвалифицированным специалистам;

Энциклопедия решений. Определение периода в 183 календарных дня для целей НДФЛ;

Энциклопедия решений. Учет оплаты труда резидентов РФ и нерезидентов РФ;

Энциклопедия решений. Выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, не облагаемые страховыми взносами;

Энциклопедия решений. Учет оплаты труда иностранных работников.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ткач Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

 

Разное

 

У организации на расчетном счете в банке, в 2013 году лишенном лицензии и в 2014 году объявленном банкротом, имелись денежные средства. 20.02.2014 организация включена в реестр требований кредиторов. Для признания задолженности банка безнадежным долгом на сегодняшний день достаточных оснований нет (банк в процесс ликвидации, средств для погашения задолженности недостаточно, начата процедура банкротства). Имеется ли у организации возможность создания резерва в налоговом учёте в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: 

В рассматриваемой ситуации включение задолженности банка в резерв по сомнительным долгам вызовет споры с налоговыми органами. При этом шансы отстоять свою позицию в суде организации будет сложно.

Обоснование вывода: 

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) (ч. 1 ст. 13 Закона N 395-1).

Банк России может (а в ряде случаев должен) отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, указанным в ч. 1, 2 ст. 20 Закона N 395-1. 

С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва указанной лицензии (п. 1 ч. 9 ст. 20 Закон N 395-1).

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению (п. 1 ст. 50.44 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закона N 40-ФЗ)). 

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 50.44 Закона N 40-ФЗ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). 

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. 

К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств этого резерва (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Согласно с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). 

При этом в соответствии п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствие с нормами ст.ст. 271-273 НК РФ налогоплательщики применяют один из методов учёта доходов и расходов: 

- метод начисления;

- кассовый метод. 

Отметим, что организации, определяющие доходы и расходы методом начисления, включают в доходы, подлежащие налогообложению, в том числе и такие суммы дебиторской задолженности, которые либо не будут погашены вовсе, либо будут погашены с нарушением сроков исполнения обязательств, установленных договором. При этом согласно методу начисления налог на прибыль должен быть уплачен по итогам отчетного (налогового) периода независимо от того, поступила ли оплата за реализованные товары (работы, услуги).

В рассматриваемой ситуации имеет место задолженность, связанная не с поступлением оплаты за реализованные товары (работы, услуги), а с распоряжением денежными средствами, поступившими на расчётный счёт от покупателей. 

Полагаем, что в данной ситуации с большой долей вероятности контролирующие органы будут против учёта сумм на расчётном счёте, которые налогоплательщик не может получить, именно в составе сомнительных долгов, и соответственно, включения их в резерв по сомнительным долгам.

Так, согласно позиции, высказанной Г.Г. Лалаевым, советником государственной гражданской службы РФ 2-го класса, дебиторская задолженность банка, возникшая вследствие отзыва у него лицензии, никак не связана с реализацией товаров (работ, услуг), следовательно, установленное п. 1 ст. 266 НК РФ условие признания указанной задолженности сомнительной не выполняется, организация не вправе создавать резерв по сомнительным долгам в отношении дебиторской задолженности банка, возникшей вследствие отзыва у него лицензии (Вопрос: У обслуживающего организацию банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций. На расчетном счете организации остались денежные средства в размере 275 000 руб. В каком порядке учитывается подобная задолженность банка при налогообложении прибыли? Нужно ли организации, применяющей метод начисления, создавать для налогового учета резерв по сомнительным долгам для списания дебиторской задолженности банка? ("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 4, апрель 2014 г.). 

Вместе с тем на основании п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым:

1) истек установленный срок исковой давности; 

2) обязательство прекращено вследствие, в том числе:

- невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ); 

- на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

- ликвидации организации (ст. 419 ГК РФ). 

С 01.01.2013 в силу абзацев 2-4 п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; 

- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, в общем случае долги, которые признаются безнадежными, включаются в состав внереализационных расходов (если организация вправе была включить долги в резерв, то безнадежные долги списываются за счет этого резерва. В состав внереализационных расходов также включается сумма превышения безнадежных долгов над резервом). 

Согласно официальной позиции Минфина России и налоговых органов организация вправе признать задолженность банка безнадежной и включить ее в состав внереализационных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль на основании выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей ликвидацию кредитной организации (письма Минфина России от 23.09.2013 N 03-03-06/2/39363, от 21.04.2006 N 03-03-04/1/380, от 17.01.2006 N 03-03-04/1/26, УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 N 16-15/109658@, от 03.02.2009 N 16-15/008610, от 27.12.2007 N 20-12/124748).

В связи с тем, что в ряде случаев процедура банкротства затягивается на время, превышающее три года, возникает вопрос о возможности списать задолженность по истечении установленный срока исковой давности. 

По мнению Минфина России, безнадёжные долги могут быть учтены во внереализационных расходах не ранее срока завершения конкурсного производства (письма Минфина России от 04.03.2013 N 03-03-06/1/6313, от 21.04.2006 N 03-03-04/1/380). При этом факт истечения срока исковой давности при этом значения не имеет. К подобному решению пришли судьи в постановлении ФАС Московского округа от 20.03.2012 по делу N А40-60565/11-99-267, определении от 09.07.2010 N ВАС-9179/10 по делу N А40-34185/09-112.

Отметим, что в судебной практике имеют место решения в пользу налогоплательщика. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 05.12.2007 N КА-А40/12463-07 было отмечено, что, если по долгу, числящемуся за предприятием-банкротом, истек срок исковой давности, его можно списать независимо от того, на какой стадии рассмотрения находится дело о несостоятельности этого должника. При этом порядок применения исковой давности при проведении процедур банкротства должника не затрагивает права кредитора на списание дебиторской задолженности по самостоятельному основанию, предусмотренному п. 2 ст. 266 НК РФ, а именно признанию долга безнадежным в силу истечения срока исковой давности. Из норм ст.ст. 252265266 НК РФ не следует, что признание долга безнадежным ставится в зависимость от наличия каких-либо действий по взысканию долга со стороны организации-кредитора. В силу п. 2 ст. 266 НК РФ факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания долга безнадежным. В связи с чем факт истечения срока исковой давности является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и списания ее в убыток, приравненный для целей налогообложения прибыли к внереализационным расходам. При этом приняты во внимание то обстоятельство, что при списании долга в связи с истечением срока исковой давности налогоплательщику не требуется доказывать, что он принимал какие-либо меры по взысканию задолженности, а также письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/1/475, из которого следует, что о дате признания этих расходов для целей налогообложения прибыли необходимо руководствоваться пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, исходя из которого датой отнесения сумм убытка от безнадежного долга на внереализационные расходы будет дата истечения срока исковой давности.

А в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.11.2007) было указано следующее: норма налогового законодательства (ст. 266 НК РФ) предусматривает, как одно из самостоятельных оснований для признания долгов безнадежными, истечение срока исковой давности. Суд установил обстоятельства начала течения срока исковой давности и его окончания исходя из имеющихся в материалах дела документов, в числе которых - договор между обществом и банком, акт сверки о задолженности; доказательства оплаты контрагентом суммы задолженности согласно платежному поручению. Выводы нижестоящего суда соответствуют правовым нормам п. 2 ст. 266пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ, следовательно, нет оснований для отмены судебных актов в рассмотренной части о неправомерном доначислении налога на прибыль, пеней и применения налоговой санкции. 

Ответ подготовил: 

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ 

Графкин Олег  

Контроль качества ответа: 

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ  

Королева Елена  

28 июля 2014 г.

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычУправляющая компания "КМ/Ч"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотажUz-Daewoo"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения