Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 15 по 21 марта 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 11.03.2021 N 351
"О внесении изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению"

Расширен перечень премий за выдающиеся заслуги в области науки и техники, суммы которых не облагаются НДФЛ

Раздел "Премии в области науки и техники" перечня премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых не подлежат налогообложению, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. N 89, дополнен новой позицией - "Премия Союзного государства в области науки и техники".

 

Приказ Минфина России от 05.02.2021 N 14н
"Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2021 N 62737.

1 июля 2021 года вступает в силу новый порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме

Порядок устанавливает процедуры документооборота между участниками электронного взаимодействия в рамках выставления и получения счетов-фактур в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Выставление и получение счетов-фактур в электронной форме должно осуществляться через операторов электронного документооборота, соответствующих установленным требованиям.

Порядок предусматривает особенности выставления счетов-фактур в связи с введением национальной системы прослеживаемости товаров.

Напомним, с 1 июля 2021 года в счете-фактуре (корректировочном счете-фактуре), оформленном при совершении операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, помимо общих сведений необходимо будет указать дополнительные реквизиты (регистрационный номер партии товара; единицу измерения товара, количество товара в указанных единицах).

Кроме того, с указанной даты лица, не являющиеся плательщиками НДС, в отношении прослеживаемых товаров не вправе отказаться от оформления счета-фактуры.

Признается утратившим силу Приказ Минфина России от 10 ноября 2015 г. N 174н, которым утвержден аналогичный порядок.

 

Приказ ФНС России от 29.12.2020 N ЕД-7-21/972@
"Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, порядка ее заполнения, формата представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2021 N 62733.

ФНС утверждены формы документов, используемых в случае гибели (уничтожении) транспортного средства

Приказом утверждены:

форма, формат и порядок заполнения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу;

форма уведомления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения;

форма сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

В отношении объекта налогообложения, прекратившего существование в связи с гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган.

Приказ ФНС России N КЧ-7-15/908@, ФТС России N 1087 от 11.12.2020
"Об утверждении состава, формата и порядка передачи Федеральной таможенной службой в Федеральную налоговую службу в электронной форме сведений из документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, в том числе из электронных документов (чеков), и сведений о проставленных на таких документах таможенными органами Российской Федерации отметках, указанных в пункте 4 статьи 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2021 N 62788.

Утвержден порядок передачи Федеральной таможенной службой сведений из документов (чеков) для компенсации НДС в системе "tax free"

Приказом ФНС России определены:

состав сведений, передаваемых Федеральной таможенной службой в Федеральную налоговую службу в электронной форме;

формат передаваемых сведений;

порядок передачи сведений в Федеральную налоговую службу.

Установлено, в частности, что ФТС России осуществляет передачу сведений, предусмотренных пунктом 7 статьи 169.1 НК РФ, из документов (чеков) для компенсации суммы НДС, и сведений о проставленных на таких документах таможенными органами отметках, указанных в пункте 4 статьи 169.1 НК РФ, ежедекадно по состоянию на 1, 11, 21-е числа каждого месяца.

При наличии технической возможности обмен информацией осуществляется с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3.0).

До обеспечения обмена информацией с использованием СМЭВ 3.0 передача информации осуществляется по выделенному защищенному каналу связи непосредственно через ЦИТТУ ФТС России и филиал Федерального казенного учреждения "Налог-Сервис" ФНС России.

 

Приказ ФНС России от 08.02.2021 N ЕД-7-2/132@
"Об утверждении Порядка зачета и (или) возврата денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения обязательства производителя табачной продукции об использовании специальных марок в соответствии с их назначением"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2021 N 62784.

Общий срок рассмотрения заявления о зачете (возврате) обеспечения исполнения обязательства производителя табачной продукции об использовании специальных марок не может превышать 27 рабочих дней со дня подачи заявления

Установлены правила зачета и (или) возврата денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения исполнения обязательства производителя табачной продукции об использовании специальных марок в соответствии с их назначением.

Зачет и (или) возврат денежных средств осуществляется территориальным налоговым органом, которым была произведена выдача специальных марок, на основании заявления производителя табачной продукции.

По результатам проведения проверки не позднее 24 рабочих дней со дня поступления заявления выносится решение о зачете и (или) возврате денежных средств.

Решение о зачете (возврате) либо решение об отказе в зачете и (или) возврате денежных средств направляется заявителю в течение 3 рабочих дней после его принятия.

Заявка на возврат денежных средств формируется на основании решения территориального налогового органа и подлежит направлению в ТОФК не позднее 3 рабочих дней с даты принятия решения.

 

Проект Приказа Минфина России "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете"

Разработан проект ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете"

Положения ФСБУ распространяются на экономические субъекты, за исключением организаций бюджетной сферы.

ФСБУ устанавливаются требования:

к документам бухгалтерского учета (первичным учетным документам и регистрам бухгалтерского учета);

к исправлению документов бухгалтерского учета;

хранению подлинников документов бухучета;

документообороту в бухгалтерском учете (под документооборотом понимается движение документов в экономическом субъекте с момента их составления или получения до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, отправки, помещения в архив)).

Согласно проекту стандарт будет применяться с 1 января 2022 года.

 

Проект Приказа ФНС России "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме"

Планируется внести изменения в декларацию по НДС

Предполагается, что обновленная декларация будет применяться начиная с представления отчетности за 3 квартал 2021 года.

Проект подготовлен в том числе в связи изменением Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ состава реквизитов счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры.

Согласно проекту в форме налоговой декларации будут изменены некоторые штрих-коды, а также в новой редакции изложены:

раздел 8 "Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период";

П

приложение 1 к разделу 8 "Сведения из дополнительных листов книги покупок";

раздел 9 "Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период";

приложение 1 к разделу 9 декларации "Сведения из дополнительных листов книги продаж";

раздел 10 "Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период";

раздел 11 "Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период".

Необходимые изменения внесены также в некоторые форматы представления сведений и порядок заполнения налоговой декларации.

Внесены корректировки также в приложение, содержащее "Коды операций".

 

<Письмо> Минфина России от 16.03.2021 N 27-05-11/18467
<О порядке оформления заявлений о продлении срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания>

Минфин разъяснил порядок возврата госпошлины при продлении срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2021 г. N 109 поручено обеспечить, в частности, внесение сведений о продлении действия разрешений, переоформлении разрешений в течение 3 рабочих дней со дня вступления постановления в силу.

При этом сообщается следующее:

если после оплаты госпошлины в период с 1 января 2021 года до вступления в силу постановления N 109 юридически значимое действие по продлению лицензии совершено, то основания для возврата государственной пошлины отсутствуют;

если на момент вступления в силу постановления N 109 юридически значимое действие еще не совершено, то государственная пошлина подлежит признанию излишне уплаченной и подлежит возврату (зачету) в соответствии с положениями НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 09.03.2021 N СД-4-3/2995@
"О составлении декларации участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений"

ФНС даны рекомендации по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль при заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений

В Приложении N 2 по реквизитам "Дата соглашения" и "Номер соглашения" указываются дата и номер СЗПК (в случае заключения нескольких СЗПК, Приложения N 2 составляются отдельно по каждому соглашению).

Если СЗПК реализуется на территории нескольких субъектов РФ, то в отношении такого соглашения составляется несколько Приложений N 2, в которых по реквизиту "Номер соглашения" после номера соглашения и знака "#" указывается код соответствующего субъекта РФ.

При этом в первом Приложении N 2 по строкам 010 - 110 приводятся показатели, исчисленные в отношении деятельности по исполнению данного соглашения в целом, а по остальным Приложениям N 2 этого соглашения указываются прочерки.

 

<Письмо> ФНС России от 10.03.2021 N СД-4-11/3065@
<По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат, полученных физическим лицом по договору цессии>

Страховая выплата, право на которую перешло физлицу по договору цессии, облагается НДФЛ

Согласно общему правилу при исчислении НДФЛ не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по договорам обязательного страхования.

По мнению Минфина в случае, когда право требования суммы выплаты перешло физлицу по договору цессии (переуступки права требования), данная сумма не является страховой выплатой, а указанное физическое лицо не является страхователем, застрахованным лицом или выгодоприобретателем, поэтому подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

При этом уменьшение этой выплаты на сумму расходов, понесенных указанным физлицом на приобретение такого права, главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ не предусмотрено.

 

Письмо ФНС России от 12.03.2021 N СД-4-3/3177@
"О новых кодах НДД"

ФНС сообщены коды, необходимые для заполнения налоговой декларации по НДД и заявления о согласовании порядка распределения расходов

В связи с вступившими в силу с 1 января 2021 года изменениями, внесенными в главы 25.4 и 26 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 15.10.2020 N 342-ФЗ, при заполнении налоговой декларации рекомендовано применять приведенные в письме коды основания налогообложения участков недр.

Кроме того, до внесения изменений в порядок заполнения формы заявления о согласовании порядка распределения расходов по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, при заполнении заявлений рекомендуется использовать код вида расходов:

- 149 - в отношении расходов на услуги по транспортировке сырья (материалов) и других видов грузов до мест хранения и добычи, доставке до мест добычи и вахтовых поселков работников, состоящих в штате налогоплательщика и (или) в штате организации, с которой налогоплательщиком заключен договор, и (или) работающих по договорам гражданско-правового характера.

 

<Письмо> ФНС России от 29.12.2020 N БС-4-11/21721@
<По вопросу обложения НДФЛ дополнительных мер социальной поддержки в форме единовременной выплаты сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам ГУ МВД России по городу Москве>

Единовременные выплаты сотрудникам, госслужащим и работникам Главного управления МВД России по городу Москве не подлежат налогообложению НДФЛ

Указанные выплаты в размере 10000 рублей были осуществлены на основании Распоряжения Правительства Москвы от 14.04.2020 N 236-Р.

Выплаты не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 79 статьи 217 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 15.03.2021 N БС-4-21/3297@
"О внесении изменений в Схему (методические рекомендации) по обработке формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества"

Дополнен перечень формализованных налоговых документов, прием которых обеспечивается налоговыми органами

Изменения внесены в методические рекомендации, определяющие типовую организационно-методическую схему обработки налоговыми органами формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества.

Перечень формализованных налоговых документов дополнен заявлением о выдаче сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога (КНД 1150120).

По результатам рассмотрения заявления налоговый орган:

- при отсутствии основания для отказа в удовлетворении заявления (в т.ч. убедившись, что сообщение об исчисленной налоговым органом сумме налога запрошено налогоплательщиком, которому оно было адресовано, либо его уполномоченным представителем) обеспечивает печать из АИСа сообщения об исчисленной налоговым органом сумме налога, включая отрывной корешок, и последующую передачу указанного сообщения налогоплательщику (его представителю) способом, указанным в заявлении;

- при наличии основания для отказа в удовлетворении заявления (в т.ч. если запрошенное сообщение об исчисленной налоговым органом сумме налога в АИСе не формировалось либо с заявлением обратилось лицо, которому запрошенное сообщение об исчисленной налоговым органом сумме налога не направлялось) обеспечивает информирование об этом заявителя посредством направления официального ответа способом, указанным в заявлении (типовая (рекомендуемая) форма письма по результатам рассмотрения заявления о выдаче сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога (КНД 1121134)).

 

<Информация> ФНС России от 12.03.2021 "ФНС России дала пояснения по применению статьи 54.1 НК РФ"

В разъяснениях по применению статьи 54.1 НК РФ основное внимание уделено сделкам с "техническими" компаниями

Письмо было издано по итогам мониторинга правоприменительной практики и судебных споров. В нем сформированы рекомендации по налоговому администрированию, доказыванию и юридической квалификации обстоятельств, свидетельствующих о налоговых злоупотреблениях.

Относительно сделок с участием "технических" компаний было указано, в частности, следующее.

Если установлено, что контрагент являлся технической компанией и не исполнял обязательства по сделке, налоговый орган обязан представить веские доказательства, что налогоплательщик участвовал в создании формального документооборота.

Если такие доказательства отсутствуют, но в результате анализа характеристик контрагента и условий сделки налоговый орган установил, что сделка не соответствует условиям делового оборота, налоговый орган может сделать вывод, что налогоплательщик должен был знать о совершении сделки с "технической" компанией.

Кроме того, если доказан умысел налогоплательщика, вычеты по НДС и расходы не предоставляются, при проявлении коммерческой неосмотрительности - вычеты не предоставляются, а расходы учитываются исходя из рыночной стоимости.

 

<Информация> ФНС России от 17.03.2021 "Декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год нужно представить не позднее 30 марта"

Налог на имущество организаций за 2020 год: сообщен срок представления декларации, изменения в форме и порядке ее представления

Декларация по налогу на имущество организаций за 2020 год представляется не позднее 30 марта.

В декларацию внесен раздел для отражения сведений о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных в качестве основных средств.

Если организация представляет декларации в несколько налоговых органов, то данный раздел может включаться в любую из них.

Для заполнения декларации можно использовать новые описания кодов налоговых льгот исходя из ст. 2 Федерального закона от 15.10.2020 N 320-ФЗ.

Они уточняют виды организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, которые освобождаются от уплаты налогов за II квартал 2020 года.

 

<Информация> Минцифры России от 12.03.2021 "Госуслуги автоматизировали подачу справки 2-НДФЛ в банки"

На портале Госуслуг запущен механизм автоматического предоставления справки 2-НДФЛ в банки при оформлении кредитов

Чтобы заказать автоматическую выгрузку справки 2-НДФЛ в банк, пользователю необходимо на сайте одного из 19 банков - участников проекта дать согласие на предоставление необходимых сведений из цифрового профиля на Госуслугах. После этого банк по интеграционным каналам подключится к механизму цифрового профиля и запросит необходимые сведения. Справка будет автоматически направлена в банк, а в личном кабинете пользователя Госуслуг зафиксируется информация, когда и кому гражданин дал согласие на предоставление данных.

Сервис по цифровому взаимодействию между гражданами и банками через портал Госуслуг (цифровой профиль) был запущен в мае 2020 года. Он позволяет пользователям через личный кабинет на Госуслугах дистанционно предоставлять информацию о себе в кредитные и страховые организации и получать услуги и сервисы полностью в цифровом виде без посещения офисов. Речь идет о сведениях из баз данных ФНС, Росреестра, МВД, ПФР и других.

 

<Информация> ФНС России
"Уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2020 год организациям необходимо представить до 22 марта"

22 марта 2021 г. истекает срок представления организациями уведомлений о контролируемых иностранных компаниях за 2020 год

Форма, формат и порядок представления уведомления о КИК в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-13/422@.

При наличии оснований для освобождения от налогообложения прибыли КИК также до 22 марта необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение условий освобождения.

При отсутствии оснований для освобождения от налогообложения прибыли КИК необходимо не позднее 29 марта 2021 г. представить документы, подтверждающие размер прибыли (убытка).

За непредставление уведомления о КИК, а также подтверждающих документов в установленный срок налагается штраф в размере 500 000 рублей.

 

<Информация> ФНС России от 18.03.2021
"Физлица могут подавать уведомления о КИК онлайн"

Уведомление о КИК можно сформировать в веб-версии "Личного кабинета для физических лиц"

В сервисе предусмотрена упрощенная форма с предзаполненными отдельными показателями, а также необходимыми подсказками и контрольными соотношениями.

Представить уведомления о КИК за 2020 год физлицам необходимо не позднее 30 апреля.

Физлица, перешедшие на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, могут не заполнять отдельные показатели.

Также отмечено, что указанные налогоплательщики в уведомлении за 2020 год на листе В могут выбрать код 2 "по данным главы 25 НК РФ" в качестве способа определения прибыли КИК и указать в поле "Дата, являющаяся последним днем периода, за который определяется прибыль контролируемой иностранной компании" - 31.12.2019. При этом прилагать подтверждающие документы таким налогоплательщикам не требуется.

 

<Информация> ФНС России
"Разъяснены особенности применения упрощенной системы налогообложения"

Применение УСН: хозяйствующий субъект может выразить желание использовать УСН, уже фактически его применяя

Согласно установленному правилу индивидуальный предприниматель вправе уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда РФ сообщается следующее.

Если ИП не уведомил налоговый орган, но сдавал налоговую отчетность, а также уплачивал авансовые и налоговые платежи в связи с применением УСН, при этом налоговый орган своевременно не уведомил ИП о необходимости применения общей системы налогообложения, то инспекция не может ссылаться, что не получила уведомление о переходе на УСН или получила его с нарушением срока.

 

<Информация> ФСС РФ
"Установление страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя"

Страховые взносы в ФСС РФ: тарифы, льготы, классификация видов экономической деятельности, подтверждение основного вида

ФСС РФ подготовлена подробная информация, касающаяся уплаты страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Сообщается, в частности, что:

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ (сохраняются 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска);

в 2021 - 2023 годах сохраняется льгота по уплате страховых взносов (60 процентов от размеров страховых тарифов), которая установлена названным федеральным законом в отношении выплат в пользу инвалидов;

в целях определения класса профессионального риска и соответствующего этому классу размера страхового тарифа территориальными органами ФСС РФ оказывается услуга по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователей (их подразделений);

основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно: для коммерческой организации - вид экономической деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг; для некоммерческой организации - вид экономической деятельности, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации;

документы для подтверждения основного вида экономической деятельности представляются ежегодно в срок не позднее 15 апреля.

 

<Информация> ФСС РФ <Об особенностях заполнения в 2021 году формы 4-ФСС, утв. Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381>

В 2021 году форма расчета по страховым взносам на "травматизм" заполняется с учетом рекомендаций ФСС

В связи с новым порядком осуществления выплат страхового обеспечения застрахованным лицам (территориальными органами ФСС РФ) форма расчета заполняется с учетом следующих особенностей:

в таблице 2 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" показатели строки 15 "Расходы по обязательному социальному страхованию" не заполняются;

таблица 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не заполняется и не представляется.

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

15.03.2021 Налогоплательщик не вправе квалифицировать объекты, входящие в единую сложную недвижимую вещь, как движимое имущество (не облагаемое налогом на имущество)

Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2021 № 301-ЭС20-21474 по делу N А29-14394/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно квалифицировал объекты, входящие в состав ОС, как движимое имущество, не облагаемое налогом на имущество. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Спорные объекты спроектированы и возведены как объекты недвижимости на земельных участках, предоставленных для строительства таких объектов, с получением разрешительной документации, с соблюдением градостроительных норм и правил. Суд пришел к выводу, что возведенные объекты представляет собой единую сложную вещь, обладающую признаками недвижимого имущества, а потому признал неправомерным применение налогоплательщиком льготы по налогу на имущество.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.03.2021 Выходное пособие при увольнении по сокращению штата не облагается страховыми взносами, если его совокупный размер, предусмотренный ТК РФ и коллективным договором, не превышает необлагаемый размер пособия

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.01.2021 № Ф07-15004/20 по делу N А56-11777/2019 
Управление ПФР считает, что страхователь неправомерно не включил в базу по страховым взносам выходное пособие при увольнении по сокращению штата в размере, превышающем установленный ТК РФ. Суд, исследовав материалы дела, с доводами фонда не согласился. Согласно коллективному договору при увольнении работников по сокращению штата им выплачивается выходное пособие в установленном размере. Установлено, что совокупный размер выходного пособия, предусмотренного ТК РФ, и выходного пособия, предусмотренного коллективным договором, не превышает необлагаемый размер выходного пособия. Фондом не представлено доказательств того, что сумма спорных выплат превысила в целом ограничения, обусловленные законом. Поэтому нет оснований для включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.03.2021 Ликвидационный баланс не является документом, подтверждающим отсутствие у общества возможности уплатить государственную пошлину при обжаловании судебных актов

Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2021 № 305-ЭС20-24426 по делу N А40-337759/2019 
Об оставлении жалобы без рассмотрения, отказе в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины

Общество полагает, что ему должна быть предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. Общество документов, подтверждающих его доводы о том, что его имущественное положение не позволяет уплатить государственную пошлину, не представило. Ликвидационный баланс общества таким документом не является и не отражает его актуального финансового положения.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.03.2021 Арбитражный управляющий обязан уплачивать страховые взносы вне зависимости от фактического осуществления деятельности

Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2021 № 310-ЭС20-21013 по делу N А62-8392/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган считает, что регистрация лица в качестве арбитражного управляющего является основанием для уплаты им страховых взносов. При этом не имеет значения тот факт, что фактическую деятельность он не осуществлял. Суд, исследовав материалы дела, с доводами налогового органа согласился. Обязанность по уплате страховых взносов не была исполнена предпринимателем в установленный срок. Закон не ставит возникновение обязанности уплаты страховых взносов в зависимость от фактического осуществления предпринимательской деятельности, в том числе назначения арбитражным судом для проведения процедуры банкротства несостоятельных физического или юридического лица, наличия заключенного и действующего договора страхования ответственности, получения прибыли от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего. Такая обязанность возникает на основании факта регистрации физического лица в качестве арбитражного управляющего, которая осуществляется в добровольном заявительном порядке. Доказательств прекращения регистрации в качестве арбитражного управляющего не представлено.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.03.2021 Страхователь, не доказавший, что 70% всех его доходов составляют доходы от льготируемой деятельности (фактически он осуществлял иную деятельность), не вправе применять пониженный тариф страховых взносов

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2021 № 306-ЭС20-21893 по делу N А12-26688/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Управление ПФР считает, что страхователь не вправе применять пониженный тариф страховых взносов, т. к. не доказал, что доля доходов по задекларированному основному виду деятельности (строительство) составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами Управления ПФР. Возможность применения льготного тарифа является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных законом условий. При этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя. Фактическая деятельность общества не связана с осуществлением заявленного им в качестве своего основного вида деятельности. Обществом не представлены доказательства того, что не менее 70% всех его доходов составляют доходы от реализации услуг по строительству. Поэтому оснований для применения пониженного тарифа нет.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.03.2021 Убыток не может быть учтен при отсутствии первичных документов, подтверждающих его размер и период возникновения на основании регистров налогового учета и иных аналитических документов

Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2021 № 305-ЭС20-21366 по делу N А40-222142/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, налогоплательщик неправомерно учел расходы по налогу на прибыль, увеличивающие убыток, т. к. они документально не подтверждены. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Соответствующие первичные документы, подтверждающие размер понесенного убытка и период его возникновения на основании регистров налогового учета и иных аналитических документов, отсутствуют. При этом инспекцией в ходе проверки был продлен срок представления налогоплательщиком необходимых первичных документов в связи с их значительным объемом, однако данная обязанность им не исполнена.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

18.03.2021 Ввоз на территорию РФ кормовых добавок не облагается НДС по ставке 10%, если они являются не готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, а дополнением кормов для животных

Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2021 № 305-ЭС20-21876 по делу N А40-275173/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Таможенный орган полагает, что общество неправомерно применило ставку НДС 0% при ввозе на территорию РФ кормовой смеси для снижения уровня патогенной микрофлоры в кормах, для обогащения и балансирования рационов с/х животных и пр. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию таможенного органа обоснованной. Установлено, что ввезенные товары не являются готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных. Они предназначены для дополнения кормов для животных. Такие кормовые добавки не могут быть отнесены к продовольственным товарам, облагаемым по налоговой ставке в размере 10%.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

18.03.2021 Налогоплательщик не вправе включить в состав расходов текущего периода затраты, относящиеся к периодам, по которым истек трехлетний срок возврата (зачета) налоговой переплаты

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.02.2021 № Ф04-6707/20 по делу N А70-4601/2020 
Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль в связи с включением в состав внереализационных расходов затрат, которые ранее не были учтены. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Налогоплательщик включил в состав расходов текущего периода затраты, относящиеся к периодам, по которым истек трехлетний срок возврата (зачета) налоговой переплаты. Соответственно налогоплательщик неправомерно указал в составе внереализационных расходов указанные затраты, тем самым занизив налоговую базу по налогу на прибыль.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

18.03.2021 Материальные затраты могут быть отнесены к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности включить их в прямые расходы, что должно быть учтено при формировании учетной политики

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2021 № Ф04-6335/20 по делу N А27-29235/2019 
Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль в связи с неверным расчетом ежемесячного коэффициента прямых затрат в общей сумме понесенных затрат, приходящихся на готовую продукцию. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Установлено, что налогоплательщик в соответствии с учетной политикой единовременно в полном объеме отнес косвенные затраты к расходам текущего периода. Поскольку налогоплательщик вправе отнести материальные затраты к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности включить их в прямые расходы, применив при этом экономически обоснованные показатели, суд признал доначисление налога на прибыль обоснованным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

19.03.2021 Расходы, возникшие в результате хищений ТМЦ из торговых залов самообслуживания, могут быть учтены только при наличии соответствующего подтверждающего документа, выданного уполномоченным органом власти

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2021 № 304-ЭС20-21549 по делу N А45-21326/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно учел расходы, возникшие в результате хищений товарно-материальных ценностей из торговых залов самообслуживания. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Убытки от хищения материальных ценностей могут учитываться в составе расходов в случае отсутствия виновных лиц только при наличии соответствующего подтверждающего документа, выданного уполномоченным органом власти. Однако налогоплательщиком не представлено документального подтверждения заявленных расходов в виде убытков от хищения ТМЦ. Налогоплательщику также доначислен НДС в связи с безвозмездной реализацией данных ТМЦ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

19.03.2021 Суммы, полученные предпринимателем по договорам, заключенным с целью обналичивания денежных средств, не могут быть учтены в рамках УСН, т. к. этот доход не связан с предпринимательской деятельностью

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2021 № 304-ЭС20-21633 по делу N А70-19437/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что ему неправомерно доначислен НДФЛ с денежных средств, полученных от контрагентов по договорам купли-продажи, т. к. эти суммы были учтены им в рамках УСН как доходы от предпринимательской деятельности. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Анализ представленных в материалы дела доказательств показал, что данные договоры заключены предпринимателем с целью обналичивания денежных средств. Суд признал правомерным доначисление предпринимателю НДФЛ, соответствующих пеней и штрафа, поскольку им получен доход, не связанный с предпринимательской деятельностью.

Источник: http://www.pravovest.ru/

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

15.03.2021 Подарки покупателям за бонусы надо проводить через ККТ

Законом № 54-ФЗ определен термин «расчеты», под которым понимаются не толь прием (получение) и выплата денежных средств наличными и безналом, но и предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Торговая компания начисляет покупателям бонусы по программе лояльности.

Как пояснила ФНС в письме № АБ-4-20/2550 от 01.03.2021, полученные товары за бонусы не расцениваются в рамках договора дарения в связи с наличием у покупателя встречного обязательства.

Учитывая изложенное, при предоставлении участнику программы лояльности подарка за бонусы требуется применение ККТ, это расчет иным встречным предоставлением.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.03.2021 Новый график работы налоговых

В налоговых инспекциях вводится новый график работы, он указан в письме ФНС от 05.03.2021 № АБ-4-19/2887@.

Судя по документу в ИФНС теперь не будет приема по субботам для граждан, как было в некоторых инспекциях. Вот такой график указан в письме для территориальных ИФНС:

понедельник, среда:

9.00 - 18.00;

вторник, четверг:

9.00 - 20.00;

пятница:

9.00 - 16.45;

суббота, воскресенье:

выходные дни.

В межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам вечернего приема по вторникам и четвергам нет:

понедельник - четверг:

9.00 - 18.00;

пятница:

9.00 - 16.45;

суббота, воскресенье:

выходные дни.

Графики приема и обслуживания налогоплательщиков в ТОРМах (территориально обособленных рабочих местах) устанавливаются решением руководителя региональных УФНС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.03.2021 Как в путевом листе заполнять графы «Вид сообщения» и «Вид перевозок»

У организации есть легковой автомобиль, который используется только для собственных нужд (перевозки сотрудников при выполнении ими служебных обязанностей).

Минтранс в письме № Д3-468-ПГ от 03.03.2021 пояснил, как в этом случает заполнять путевой лист, в частности, поле «Вид перевозок».

Сведения о перевозке являются обязательным реквизитом путевого листа. Сведения о перевозке включают информацию о видах сообщения и видах перевозок.

Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международномсообщении. В графе путевого листа «Вид сообщения» необходимо указывать один из указанных видов сообщений. В случае осуществления перевозки в разных видах сообщения, необходимо указывать все осуществляемые виды сообщения через запятую.

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Перевозки для собственных нужд определены как вид перевозок пассажиров и (или) грузов, не являющихся коммерческими.

В графе путевого листа «Вид перевозки» необходимо указывать один из видов перевозки — регулярная перевозка пассажиров и багажа, перевозка пассажиров и багажа по заказу, организованная перевозка группы детей, перевозка пассажиров и багажа легковым такси, перевозка грузов, перевозка для собственных нужд.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.03.2021 С 17 марта ФНС получит расширенный доступ к банковской тайне

Соответствующий закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 17 февраля

С 17 марта вступает в силу закон, который расширяет доступ налоговых органов РФ к банковской тайне. Документ был подписан главой государства Владимиром Путиным 17 февраля, напоминает газета «Ведомости».

Закон обязывает кредитные организации предоставлять налоговикам в течение 3 дней после соответствующего запроса копии паспортов клиентов, доверенностей на распоряжение средствами на счете, заявлений и договоров на открытие счета, а также карточек с образцами подписей и оттиска печатей.

При этом банки должны будут передавать сведения о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Источник: Российский налоговый портал

 

16.03.2021 Как учитывать расходы при переходе с УСН на ОСНО

При переходе организации с УСН на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль методом начисления организация вправе признать в составе затрат только расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые были произведены, но не оплаченыв периоде применения УСН.

Об этом сообщает Минфин в письме от 18.02.2021 № 03-11-11/11165.

Иные расходы, произведенные организацией в периоде применения УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления, дата признания которых в соответствии со статьей 272 НК истекла, не учитываются.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.03.2021 Российский софт выведут из-под налога на прибыль

Покупатели отечественных программ и оборудования получат налоговый вычет

Правительство России рассматривает предложения по внесению поправок в НК РФ, которые предусматривают включение расходов на внедрение отечественного ПО, программно-аппаратных комплексов (ПАК) и компьютерного оборудования, представленных в едином реестре российских программ, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, в инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.

Данная инициатива вошла в проект второго пакета мер поддержит IT-отрасли, которые поступил на рассмотрение профильному вице-премьеру Дмитрию Чернышенко. Введение инструмента налоговых вычетов будет закреплено федеральным законом и потребует внесения поправок в региональные законы, говорится в проекте документа.

Эта мера направлена на стимулирование импортозамещения и приобретение отечественного ПО, ПАК и компьютерного оборудования, отметили в Минцифры, пишет газета «Ведомости».

Источник: Российский налоговый портал

 

19.03.2021 С 26 апреля 2021 года будет действовать новый порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ

С 26 апреля 2021 года  до 7 рабочих дней увеличится срок подачи в уполномоченную ИФНС сведений для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, сообщает УФНС Брянской области

Сегодня компании направляют заявления (уведомления) в течение 3 рабочих дней с момента изменения сведений.

Изменения внесены в статью 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  внесены Федеральным законом от 27.10.2020 № 350-ФЗ.

Законодатель дополнил п.4 абзацами, указывающими на случаи, когда уполномоченная ИФНС внесёт изменения в реестр без участия заявителей. Так, если фирма, изменит сведения о наименовании организации, то регистрирующий орган не позднее 5 рабочих дней с момента внесения в ЕГРЮЛ нового наименования самостоятельно актуализирует информацию (изменит наименование компании) в нем, где она фигурирует в качестве учредителя, держателя реестра акционеров или выступает от имени юридического лица без доверенности.

Кроме того, если юридическое лицо, являющееся единственным участником (учредителем) какой-либо компании, прекратило деятельность в результате слияния, присоединения или преобразования, то регистрирующий орган самостоятельно внесет информацию о правопреемнике этого юридического лица в сведения о компании, учредителем которой выступает указанная организация.

Действующая редакция закона гласит, что в ЕГРЮЛ находятся не только сведения, но и документы. В том числе оригинал или нотариальная копия учредительного документа юрлица. Теперь же законодатель исключил упоминания о документах из текста статьи. Иными словами, с 26 апреля 2021 года реестр перестанет содержать какие-либо документы и уставы компаний.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Покупатель-должник (ООО) и продавец-кредитор (ООО) на ОСНО и не являются взаимозависимыми лицами.
Каким образом в бухгалтерском и налоговом учете отражается прощение долга у покупателя-должника и продавца-кредитора? Какими документами оформляется операция по прощению долга?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для прощения долга кредитору (поставщику) следует оформить и направить должнику (покупателю) соответствующее уведомление. Наряду с этим прощение долга может быть оформлено и посредством заключения между ними соглашения о прощении долга.
В связи с прощением долга должник (покупатель) должен признать в налоговом и бухгалтерском учете соответственно внереализационный и прочий доход. Кредитор (поставщик) в данном случае сможет признать сумму прощенного долга в расходах только в бухгалтерском учете.
Операция по прощению долга не влияет на налоговые обязательства должника (покупателя) и кредитора (поставщика) по НДС.

Обоснование вывода:

Оформление прощения долга

Обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора (п. 1 ст. 415 ГК РФ). В результате прощения долга возникает ситуация, когда должник сохраняет за собой все полученное по сделке при отсутствии какого бы то ни было встречного предоставления в адрес кредитора.
Обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если должник в разумный срок не направит кредитору возражений против прощения долга (п. 2 ст. 415 ГК РФ). То есть для прощения долга кредитору следует оформить и направить должнику соответствующее уведомление.
Наряду с этим прощение долга может быть оформлено и посредством заключения между кредитором и должником соглашения о прощении долга (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
Более подробно с юридическими особенностями данной сделки можно ознакомиться в материале: Энциклопедия решений. Прощение долга.

Налог на прибыль организаций

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (далее - Налог) учитываются, в частности, внереализационные доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (за рядом исключений, неактуальных для организации-должника в рассматриваемой ситуации) (п. 1 ст. 41п. 1 ст. 248п. 18 ст. 250пп. 14 ст. 271п. 1 ст. 274 НК РФ). Данная норма применяется и при списании кредиторской задолженности на основании соглашения о прощении долга, что следует, например, из писем Минфина России от 07.03.2019 N 03-03-06/1/14970, от 12.09.2017 N 03-03-06/1/58668, от 11.09.2015 N 03-03-06/2/52381.
Таким образом, поскольку оснований для применения организацией-должником в данном случае положений ст. 251 НК РФ, освобождающей отдельные доходы от налогообложения, не усматривается, она должна признать при формировании налогооблагаемой прибыли сумму списанной (прощенной) задолженности по оплате поставленных товаров (по факту списания (прощения) долга).
Заметим, что сумма прощенного долга включается в состав доходов с учетом сумм предъявленного поставщиком НДС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.10.2019 N Ф04-4250/19 по делу N А81-597/2019).
Что касается организации-кредитора, то норм, прямо позволяющих признавать в составе расходов в налоговом учете сумму списанной (прощенной) дебиторской задолженности, глава 25 НК РФ не содержит.
Официальная точка зрения заключается в том, что убытки, полученные от операции прощения долга, не могут быть учтены при определении налоговой базы по Налогу (смотрите, например, письма Минфина России от 22.05.2018 N 03-03-06/1/34203, от 12.09.2016 N 03-03-06/2/53125, от 18.03.2011 N 03-03-06/1/147).
Вместе с тем Президиум ВАС РФ допускает возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли организации-кредитора на сумму прощенной покупателю задолженности при условии выполнения общих требований п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности, если такие действия направлены на получение дохода (постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2833/10).
Из условий анализируемой ситуации не прослеживается, что действия по списанию (прощению) задолженности экономически обоснованы и направлены на получение дохода, а потому мы не видим оснований для признания организацией-кредитором соответствующих сумм задолженности в составе расходов в налоговом учете (п. 49 ст. 270 НК РФ). Иную точку зрения она должна быть готова отстаивать в споре с налоговым органом.
Обращаем внимание, что оснований для корректировки поставщиком и покупателем показателей соответственно выручки и стоимости приобретения товаров в налоговом учете в связи с прощением долга не имеется.
Отметим также, что п. 1 ст. 54.1 НК РФ не допускает уменьшения налогоплательщиком налоговой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

НДС

В связи со списанием (прощением) долга у организации-должника, равно как и у организации-кредитора, не возникает объекта налогообложения по НДС, а потому и обязанности по начислению и уплате данного налога (п. 1 ст. 38п. 1 ст. 146 НК РФ).
Если организация-должник принимала к вычету НДС, предъявленный поставщиком товаров, заметим, что нормы главы 21 НК РФ (ст. 171172 НК РФ) не ставят возможность применения налогоплательщиками вычета НДС, предъявленного продавцом товаров, в зависимость от факта оплаты последних.
Кроме того, положения п. 3 ст. 170 НК РФ, равно как и иные нормы главы 21 НК РФ, не обязывают налогоплательщиков восстанавливать ранее правомерно принятые ими к вычету суммы НДС в связи с последующим списанием (прощением) долга.
Таким образом, считаем, что организация-должник в данном случае не должна начислять или восстанавливать НДС, равно как и "снимать" ранее примененный вычет.
С позиции организации-кредитора в данном случае также не просматривается каких-либо налоговых последствий по НДС, связанных, в частности, с корректировкой сформированных при отгрузке товаров налоговых обязательств (дополнительно смотрите определение КС РФ от 12.05.2005 N 167-О), а также с возможностью применения налогового вычета (смотрите ст. 171 НК РФ).
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете в силу пп. 2, 4, 8, 10.6 и 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации" на дату списания (прощения) долга организация-должник должна отразить прочий доход в сумме прощенного долга с одновременным прекращением обязательства перед кредитором, что отражается на счетах бухгалтерского учета следующим образом (смотрите План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94):
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы".
Аналогичным образом организация-кредитор на дату списания (прощения) долга отразит в бухгалтерском учете прочий расход с одновременным прекращением обязательства должника (пп. 2, 4, 5, 12, 16-18 ПБУ 10/99):
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Если кредитор применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" и не учитывает указанный расход при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, то может возникнуть необходимость в отражении в бухгалтерском учете постоянного налогового расхода в величине, определяемой как произведение суммы прощенной задолженности на ставку налога на прибыль (пп. 4, 7 данного ПБУ):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".
Обращаем внимание, что оснований для корректировки поставщиком и покупателем показателей соответственно выручки и стоимости приобретения товаров в бухгалтерском учете в связи с прощением долга не имеется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на имущество

 

Должно ли московское ООО, зарегистрированное в г. Москве и применяющее УСН, уплачивать налог на имущество за 2020 год за нежилое помещение, находящееся в собственности организации (кадастровая стоимость определена, но кадастровый номер помещения (площадью 102,2 кв. м) не включен в соответствующий перечень на 2020 год, помещение находится в многоквартирном доме, используется как офисное и торговое помещение, площадь нежилых помещений в этом доме почти 5000 кв. м)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не уплачивает налог на имущество за 2020 год в отношении нежилого помещения в МКД, не включенного в соответствующий перечень на этот налоговый период.

Обоснование вывода:
Мы уже рассматривали этот вопрос, но для предыдущего налогового периода, смотрите Вопрос: Должно ли ООО (г. Москва), находящееся на УСН, платить налог на имущество за 2019 год за нежилое помещение, находящееся в собственности ООО (есть кадастровый номер, площадь помещения 102,2 кв. м, помещение находится в многоквартирном доме, используется как офисное помещение и как торговое)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.).
Опираясь на нормы п. 2 ст. 346.11п. 2 ст. 375п. 1 ст. 378.2 НК РФ, нами в этом материале был сделан вывод, что организация - налогоплательщик УСН не обязана была уплачивать налог на имущество за 2019 год в отношении принадлежащего ей нежилого помещения в МКД.
В данном ответе мы изучим этот же вопрос с учетом смены периода на 2020 год, и для этого нам еще раз нужно будет обратиться к соответствующим положениям закона субъекта РФ (на предмет возможных изменений в НПА).
На основании пп. 2.16 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении*(1):
- расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров;
- нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 64, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Так как в Приложении к постановлению Правительства Москвы от 16.03.2016 N 78-ПП (содержит Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций) нет адреса МКД, в котором у ООО есть нежилое помещение, то по этому основанию у собственника сразу отсутствует обязанность уплачивать налог на имущество с определением налоговой базы по кадастровой стоимости.
Поэтому все внимание обратим на другой вариант, упомянутый выше.
Как мы поняли (из свободных источников сети Интернет), площадь нежилых помещений в МКД, в котором есть собственность ООО, почти 5000 кв. м. Но исчисление налоговой базы по кадастровой стоимости связано не только с использованием в определенных целях нежилого помещения в МКД. Для этого нужно, чтобы объект был включен в утвержденный на этот год указанный в п. 7 ст. 378.2 НК РФ перечень.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии сост. 378.2 НК РФ на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со ст. 1.1 Закона N 64 (далее - Перечень), утвержденпостановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление).
При этом в приложении 2 к Постановлению отдельно поименованы нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В нем (в редакции, применяемой в 2020 году) есть несколько помещений по этому же адресу, но с другими кадастровыми номерами, а указанный в вопросе объект недвижимости в приложении 2 к Постановлению отсутствует.
И потому его налогообложение в общем случае происходит без учета положений ст. 378.2 НК РФ (письма Минфина России от 11.01.2018 N 03-05-04-01/476 и от 26.09.2017 N 03-05-04-01/62193). Для налогоплательщика УСН это значит, что обязанность по уплате за 2020 год налога на имущество в отношении такой недвижимости у него отсутствует.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Как платить налог на имущество организаций при УСН;
Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости;
- Позиции высших судов. Налог на имущество организаций. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (Ст. 378.2 НК).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Организация ежемесячно уплачивает страховые взносы в налоговый орган. Платежи всегда производятся с переплатой, которая копится. 
Может ли налоговый орган в августе 2020 года списать переплату, возникшую с августа 2017 года, как переплату, в отношении которой истек срок давности возврата (зачета)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам осуществляется на основании письменного заявления плательщика.
В случае пропуска срока на подачу в налоговый орган заявления о зачете организация лишится права на указанный зачет.
При этом сумма переплаты не будет списана с лицевого счета плательщика.

Обоснование вывода:
Возврат и зачет сумм страховых взносов, уплаченных после 01.01.2017, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных пп. 1.1 и 6.1 ст.78 НК РФ (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564).
Так, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).
Сумма излишне уплаченных страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, если, по информации территориального органа ПФ РФ, указанная сумма в установленном порядке учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия (п. 6.1 ст. 78 НК РФ).
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет плательщика страховых взносов) плательщика страховых взносов по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 16.05.2017 N 03-15-07/29348).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Зачет суммы излишне уплаченных взносов в счет погашения недоимки, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы взносов (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Таким образом, для зачета переплаты по страховым взносам в счет предстоящих платежей необходимо заявление плательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты взносов. Самостоятельно зачесть указанную переплату налоговый орган не вправе.
НК РФ не регламентирует списание налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов (взносов), в отношении которых истек срок давности возврата (зачета) (письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-02-08/38182).
Ранее налоговые органы допускали списание сумм переплаты с пропущенным сроком на их возврат (зачет), но только при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм (письмо ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@, смотрите дополнительно письма Минфина России от 07.03.2012 N 03-02-08/20, от 05.06.2014 N 03-05-04-03/27098, от 13.07.2012 N 03-02-07/1-175, от 22.02.2006 N 03-02-07/2-10).
В настоящее время позиция изменилась. По мнению налоговых органов, законодательством о налогах и сборах РФ не предусмотрено оснований для списания излишне уплаченных сумм налогов (взносов), срок на возврат (зачет) которых пропущен (информация ФНС России от 12.05.2020,Решение ФНС России от 16.04.2020 N КЧ-4-9/6408@).
Соответственно, в случае непредставления организацией заявления о зачете переплаты по страховым взносам, возникшей в августе 2017 года, в счет предстоящих платежей по соответствующим взносам в налоговый орган в течение трех лет (август 2020 года), организация лишится права на указанный зачет. При этом сумма переплаты не будет списана с лицевого счета налогоплательщика. Смотрите также письмо Минфина России от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога;
Энциклопедия решений. Как вернуть излишне уплаченный налог, если пропущен срок на обращение в налоговый орган;
- Вопрос: В 2009 году у юридического лица была переплата за налог. 01.01.2020 данное юридическое лицо было реорганизовано и присоединено к другому юридическому лицу. Это юридическое лицо после этого узнало о данной переплате, желает как правопреемник вернуть излишне уплаченную сумму. Срок исковой давности - три года, но исчисляется он с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о переплате. Действительно ли возможно вернуть излишне уплаченную организацией сумму как правопреемнику? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, декабрь 2020 г.);
- Вопрос: Организация планирует вернуть излишне уплаченные в 2017 году страховые взносы. Как исчисляется срок исковой давности, если платежи по страховым взносам были ежемесячные с 15.02.2017 по декабрь 2017 года? Как можно продлить срок исковой давности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.);
- Нюансы исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты по налогу (А.А. Сурков, журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2020 г.);
письмо Минфина России от 8 ноября 2019 г. N 03-02-08/86022.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена

Ответ прошел контроль качества

 

Организация планирует работать с интернет-эквайрингом на маркетплейсе (торговая площадка в Интернете) без использования торгового терминала.
При осуществлении расчетов с покупателями за товар, реализованный через такую торговую площадку, должна ли организация (продавец) использовать онлайн-ККТ, предоставлять фискальные чеки в налоговый орган? Или если денежные средства перечисляются в интернет-магазин напрямую от покупателя, а платежный агрегатор (например, Яндекс.Касса) является оператором услуг платежной инфраструктуры, то онлайн-ККТ должен применять интернет-магазин? Верно ли, что если платежи поступают продавцу от платежного агрегатора, который является платежным агентом и проводит денежные средства покупателей через специальный банковский счет, то интернет-магазин не обязан применять ККТ, а кассу применяет агрегатор?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация должна применять ККТ, заключать договор с ОФД и направлять фискальные документы в налоговый орган, если оплата от физических лиц, совершающих сделки на торговой площадке, поступает непосредственно на ее расчетный счет, в т.ч. при использовании сервисов платежных агрегаторов (как, например, Яндекс.Касса, Робокасса и аналогичные сервисы), если они предоставляют только платежную инфраструктуру, обеспечивающую перевод денежных средств, но не участвуют в расчетах как посредники.
Если же платежные агрегаторы, помимо предоставления платежной инфраструктуры, также выступают по условиям договора с организацией посредниками, участвующими в расчетах с покупателями (клиентами) организации, то ККТ применяется таким платежным агрегатором. Он формирует кассовые чеки с указанием в них дополнительных реквизитов, направляет их покупателям (клиентам) организации и налоговому органу как пользователь ККТ. Организация в таком случае не должна применять ККТ (не должна заключать договор с ОФД и направлять фискальные документы в налоговый орган), в т.ч. при получении на расчетный счет денежных средств от платежного агрегатора.

Обоснование позиции:
В общем случае ККТ применяется на территории РФ всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, в частности, при приеме (получении) и выплате денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
При этом в силу п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ обязанность применения ККТ и выдачи покупателю (клиенту) кассового чека (или БСО) возникает у той организации (или ИП), которая непосредственно осуществляет расчет (принимает наличные денежные средства). При безналичных расчетах - у той организации (или ИП), на чей расчетный счет непосредственно поступают денежные средства от каждого отдельного плательщика - физического лица.
Таким образом, лицо, непосредственно совершающее расчеты с покупателями (клиентами), обязано применять ККТ и оформлять кассовые чеки (БСО). При этом если денежные средства при безналичной форме оплаты поступают на расчетный счет продавца, то он должен применить ККТ, но только в том случае, если он же и передает товар покупателю или средства на счет поступили до момента передачи товара (исходя из требований п. 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ о формировании кассового чека не позднее момента передачи товара).

Расчеты в сети Интернет

При продаже товаров/услуг через интернет-площадку с оплатой онлайн электронными средствами платежа (банковскими картами, "электронными деньгами") не происходит непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, поэтому продавцом должна использоваться специальная онлайн-касса, предназначенная только для таких расчетов (письма Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66395 и от 01.03.2017 N 03-01-15/11618).
Кассовый чек автоматически высылается покупателю в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты (п. 5 ст. 1.2Закона N 54-ФЗ).
При этом при осуществлении безналичной оплаты положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) применению не подлежат (п. 4 ч. 2 ст. 1 этого Закона). В данном случае отношения могут регулироваться нормами Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ)*(1).
Таким образом, организация для организации расчетов за товар, реализованный в Интернете, не может привлечь платежного агента, который осуществляет деятельность в соответствии с требованиями Закона N 103-ФЗ и обязан применять ККТ (ч. 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).

Привлечение платежного агрегатора

В то же время в ситуациях, требующих принятия платежей от покупателей (клиентов) с использованием электронных средств платежа (далее - ЭСП), могут использоваться платежные агрегаторы, деятельность которых с 31.12.2019 получила законный статус и урегулирована Законом N 161-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2019 N 173-ФЗ).
Исходя из п. 31 ст. 3 Закона N 161-ФЗ платежный агрегатор - юридическое лицо, привлекаемое оператором по переводу денежных средств в соответствии со ст. 14.1 Закона N 161-ФЗ в целях:
а) обеспечения приема ЭСП юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 ст. 14.1Закона N 161-ФЗ;
б) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 ст. 14.1 Закона N 161-ФЗ, по операциям с использованием ЭСП.
Исходя из п. 31 ст. 3 и ч. 3 ст. 14.1 Закона N 161-ФЗ платежные агрегаторы могут оказывать два вида услуг:
- предоставлять юридическим лицам и ИП программные средства и (или) технические устройства, обеспечивающие прием ЭСП (далее - предоставляет платежную инфраструктуру);
- участвовать в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям с использованием ЭСП (далее - участвует в расчетах).
В случае привлечения платежного агрегатора, участвующего в расчетах, должно обеспечиваться зачисление денежных средств на отдельный специальный банковский счет, открытый банковскому платежному агенту, выступающему платежным агрегатором, у привлекшего его оператора по переводу денежных средств (ч. 6 ст. 14.1 Закона N 161-ФЗ).
Смотрите подробнее в материале: Платежные агрегаторы: проблемы регулирования и новые бизнес-возможности (В. Достов, П. Шуст, журнал "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", N 1, январь-февраль 2020 г.).
Таким образом, в случае если платежный агрегатор не заключил договор с организацией на его участие в переводах денежных средств от покупателей по сделкам, совершенным с использованием торговой площадки и предоставляет только платежную инфраструктуру, то ККТ применяется самой организацией. Полагаем, что в таком случае зарегистрированная организацией ККТ, позволяющая совершать расчеты через Интернет, должна быть синхронизирована с платежной инфраструктурой агрегатора для своевременного формирования кассовых чеков и направления их клиентам (покупателям). Договор с ОФД заключается также самой организацией.
В случае когда платежный агрегатор на основании договора с организацией участвует в расчетах с использованием специального счета, на который зачисляются денежные средства покупателей (клиентов) организации, то ККТ применяется таким платежным агрегатором, выступающим в данном случае в качестве агента организации (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ, п. 5.5 ст. 1.2пп. 3 и 4 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ). При формировании кассовых чеков платежный агрегатор дополнительно к обычным реквизитам указывает в чеках также специальные реквизиты, в частности, признак агента и данные продавца*(2).
Организация при этом ККТ не применяет, поскольку она расчеты непосредственно с покупателями (клиентами) не совершает, а денежные средства получает от юридического лица - платежного агрегатора (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
Разъяснений, подтверждающих данный вывод, не обнаружено, поэтому изложенное является нашим экспертным мнением. Отметим, что ранее в отношении платежей, поступающих через платежных агентов, банковских платежных агентов, Минфин России разъяснял, что ККТ применяется платежным агентом, а не поставщиком товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 30.11.2018 N 03-01-15/86863, от 15.06.2018 N 03-01-15/41169). Полагаем, что эти выводы применимы и к деятельности платежных агрегаторов, участвующих в расчетах.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения