Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 15 по 22 февраля 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 17.02.2021 N 6-ФЗ
"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Подписан закон, направленный на совершенствование налогового контроля за ценами во внешнеторговых сделках, уточняющий сроки хранения документов, обязанности банков, порядок рассмотрения жалоб

Законом предусматривается, в частности:

уточнение условий признания сделок контролируемыми (это коснулось в том числе сделок в области внешней торговли, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта (на черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни), а также сделок между взаимозависимыми лицами с участием комиссионера (агента);

возможность при заключении соглашений о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства наряду с методами ценообразования, предусмотренными НК РФ, применять методы, используемые в соответствующем иностранном государстве;

совершенствование процедуры заключения соглашения о ценообразовании (в том числе увеличиваются сроки рассмотрения заявления и документов налогоплательщика при заключении соглашения по внешнеторговым сделкам, предусматриваются особенности заключения такого соглашения в случае подачи контрагентом налогоплательщика аналогичного заявления в компетентный орган иностранного государства, дополняются основания для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании).

Кроме того, отдельными поправками, в частности:

увеличивается срок хранения документов для целей налогового учета с четырех до пяти лет. При этом налогоплательщик, обратившийся с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

вводится обязанность банков выдавать налоговым органам документы, имеющиеся в их распоряжении, в том числе копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, документов, документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета, карточек с образцами подписей и оттиска печати и др.;

дополнен перечень оснований, при которых вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения.

 

Федеральный закон от 17.02.2021 N 7-ФЗ
"О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В НК РФ закреплено освобождение от уплаты госпошлины при обращении уполномоченного по правам человека в субъектах РФ в суд с административным иском в защиту прав и свобод человека и гражданина

Соответствующее дополнение внесено в пп. 16 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Речь идет об обращении в суд уполномоченного по правам человека в субъектах РФ при нарушении прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных, в частности, решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

 

Федеральный закон от 17.02.2021 N 8-ФЗ
"О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Поправки в НК РФ: уточнены условия освобождения от НДФЛ стоимости путевок, порядок налогообложения дивидендов, увеличен срок для перехода с ЕНВД на УСН

Освобождению от налогообложения НДФЛ подлежат сумм компенсации сотрудникам стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, за исключением случаев повторной (многократной) их компенсации в одном налоговом периоде. При исчислении налога на прибыль такие расходы нормируются - не больше 50 000 руб. в год на человека и не более 6% расходов на оплату труда (с учетом взносов на ДМС).

Кроме того, устанавливается правило, предусматривающее возможность зачета налога на прибыль организаций, исчисленного и удержанного в отношении дивидендов, полученных российской организацией, при определении суммы НДФЛ, подлежащей уплате в отношении доходов налогоплательщика, признаваемого налоговым резидентом РФ, от долевого участия в этой российской организации, пропорционально доле такого участия (сумма налога, подлежащая зачету, определяется по установленной формуле).

Данный порядок зачета не применяется в отношении сумм налога, исчисленных в отношении дивидендов, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 208 НК РФ.

В числе прочего устанавливается также, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде ЕНВД и отвечающие требованиям, установленным главой 26.2 НК РФ, вправе не позднее 31 марта 2021 года уведомить налоговый орган о переходе на УСН с 1 января 2021 года. При этом организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев 2020 года ее доходы, налогообложение которых осуществлялось в соответствии с общим режимом налогообложения, не превысили 112,5 миллиона рублей.

Законом также предусматривается порядок исчисления НДФЛ налоговыми органами с доходов в виде выигрышей в казино и залах игровых автоматов в 2020 году.

 

Проект Федерального закона N 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 17.02.2021)

Рассмотрен в первом чтении законопроект об ответственности за несообщение сведений об операциях с цифровой валютой

Вносятся изменения в НК РФ, предусматривающие, в частности, обязанность лиц, имеющих право распоряжаться цифровой валютой, сообщать в налоговые органы о таком праве, обороте средств и их остатке, в случае если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тысячам рублей.

Сообщение о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчет об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках цифровой валюты представляются в налоговый орган не позднее 30 апреля календарного года, следующего за отчетным календарным годом. Согласно законопроекту первым отчетным годом будет являться 2021 год.

Установлено также, что для целей налогообложения цифровая валюта признается имуществом.

Совершение операций, связанных с цифровой валютой, не признается объектом налогообложения НДС.

Вводится налоговая ответственность в виде взыскания штрафа за непредставление (несвоевременное представление) сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, за представление отчета об операциях с цифровой валютой, содержащего недостоверные сведения, а также за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате невключения в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты.

 

Проект Федерального закона N 1025644-7 "О внесении изменений в статьи 13 и 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (текст закона, направляемого в Совет Федерации)

Предлагается уточнить сроки хранения документов, полученных (составленных) при оказании аудиторских услуг

Согласно законопроекту документы (копии документов) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов) и внесенные в базы данных, подлежат хранению в течение следующих сроков:

- не менее пяти лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании аудиторских услуг;

- не менее трех лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

Кроме того, вводится запрет, согласно которому запрещается хранить документы (копии документов), а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов), и размещать базы этих данных за пределами территории Российской Федерации.

 

Проект Федерального закона N 1114362-7 "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части применения пониженного тарифа страхового взноса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий"

Для IT-компаний с 2021 года предлагается бессрочно установить более низкий тариф страховых взносов на ОПС в размере 6,0%

Положения закона об обязательном пенсионном страховании приводятся в соответствие с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ, вносящего изменения в НК РФ, направленные на поддержку IT-отрасли.

Согласно проекту право на применение пониженного тарифа страховых взносов предусматривается:

для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных;

для российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

 

Постановление Правительства РФ от 13.02.2021 N 177
"О внесении изменения в пункт 22 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора"

Скорректированы сроки уплаты утилизационного сбора крупнейшими производителями ТС

Согласно новой редакции пункта 22 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291: крупнейший производитель осуществляет уплату утилизационного сбора:

в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора,

за III квартал - в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом;

за IV квартал 2020 г. - до 15 марта 2021 г.

 

Приказ Минфина России от 27.11.2020 N 287н
"О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету"

Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2021 N 62516.

В случаях, когда раскрытие информации в установленном объеме приведет или может привести к потерям экономического характера и (или) урону деловой репутации организации, и (или) ее контрагентов, и (или) связанных с ней сторон, организация может раскрывать информацию в ограниченном объеме, не раскрывая те сведения, которые обусловливают указанные потери и (или) урон

Указанное дополнение внесено:

в Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н;

в Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48н;

в Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116н;

в Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. N 143н.


Приказ ФНС России от 14.01.2021 N ЕД-7-21/9@
"Об утверждении форм документа о выявлении оснований, препятствующих применению порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации, документа о выявлении оснований, препятствующих применению налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, документа о выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, уведомления о прекращении исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2021 N 62464.

ФНС утверждены формы документов, применяемых налоговыми органами при работе с налогоплательщиками, в том числе о выявлении оснований, препятствующих применению льготы, предоставлению вычета

Настоящим приказом утверждены следующие формы документов:

о выявлении оснований, препятствующих применению порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ;

о выявлении оснований, препятствующих применению налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу;

о выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц;

уведомления о прекращении исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения;

сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

 

Приказ Росстата от 08.02.2021 N 74
"О внесении изменений в Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)", утвержденные Приказом Росстата от 30 января 2020 г. N 40"

Уточнен порядок заполнения формы федерального статистического наблюдения N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)"

Скорректированы положения, касающиеся лиц, которые предоставляют данную форму, порядка включения сведений в форму и заполнения отдельных разделов и строк формы.

Изменения в указания по заполнению указанной формы, утвержденной Приказом Росстата от 15.07.2015 N 320, введены в действие с отчета за январь - март 2021 года.

 

Приказ Минтранса России от 25.11.2020 N 512
"Об утверждении требуемого размера инвестиционного портового сбора на 2021 - 2023 годы"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2021 N 62557.

На 2021 - 2023 годы определен размер инвестиционного портового сбора

Требуемый инвестиционный портовый сбор определен в следующих размерах: на 2021 год - 5 122,34 млн рублей, на 2022 год - 6 325,99 млн рублей, на 2023 год - 7 203,97 млн рублей.

 

"Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами (на 01.01.2021)"

Актуализирован на 1 января 2021 г. перечень международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения

В частности, в перечень внесена информация об изменениях, предусмотренных протоколами к соглашениям с Кипром и Мальтой (в части повышения ставки налогов у источника выплаты доходов), а также к Конвенции, заключенной с Правительством Королевства Швеции.

 

<Письмо> ФНС России от 12.02.2021 N СД-4-3/1776@
"О налоговой декларации по ЕСХН"

Налоговым органам поручено обеспечить прием деклараций по ЕСХН за 2020 год как по старой, так и по обновленной форме

Приказом ФНС России от 18.12.2020 N ЕД-7-3/926@, вступающим в силу 29.03.2021, внесены изменения в форму, порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по ЕСХН.

Приказ применяется начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2020 года.

В целях исключения формального подхода, связанного с отказом в приеме налоговых деклараций по ЕСХН за 2020 год, налоговым органам надлежит обеспечить прием указанной отчетности по формам и форматам, действующим как до внесения в нее изменений, так и в редакции Приказа ЕД-7-3/926@.

 

<Письмо> ФНС России от 15.02.2021 N БС-4-21/1811@
"Об определяющих правовых позициях высших судов по вопросам налогообложения имущественными налогами (за 2020 г.)"

ФНС подготовлен обзор позиций высших судов по вопросам налогообложения имущественными налогами за 2020 г.

В обзоре приведены выводы Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, содержащиеся в конкретных решениях по вопросам налогообложения, в том числе указано следующее:

налоговое законодательство не предусматривает корректировку сумм земельного налога за предыдущие налоговые периоды вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка. Изменение кадастровой стоимости земельного участка, осуществляемое по двум разным основаниям (в результате корректировки качественных либо количественных характеристик земельного участка и в результате исправления ошибки в сведениях ЕГРН), порождает различные налоговые последствия;

заявитель неправомерно для целей расчета налога самостоятельно уменьшил отраженные в ЕГРН показатели кадастровой стоимости имущества на сумму НДС, включенную в стоимость. При рассмотрении налогового спора арбитражный суд не вправе корректировать установленную кадастровую стоимость объектов недвижимости, учитывая, что законом предусмотрены специальные процедуры ее оспаривания.

 

<Письмо> ФНС России от 15.02.2021 N СД-4-3/1846@
"О порядке указания в заявлении на получение патента кода объекта торговли"

Сообщен код новых видов объектов для указания в заявлении на право применения ПСН в отношении розничной торговли

В Порядке заполнения формы заявления на получение патента, утвержденном Приказом ФНС России от 09.12.2020 N КЧ-7-3/891@, по виду деятельности "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов" не предусмотрен код объекта для "других аналогичных объектов", введенных Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ.

До внесения соответствующих изменений, в случае если торговый объект подпадает под понятие "другие аналогичные объекты", в форме заявления следует указывать код вида объекта "14 - палатка".

 

<Информация> Минфина России
"Разъяснение Минфина России о применении льготной ставки по СИДН со странами"

Разъяснено применение соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных с Кипром, Мальтой и Люксембургом, с учетом внесенных изменений

Изменения коснулись увеличения ставки налога у источника до 15% в отношении доходов в виде дивидендов и процентов. Одновременно определен перечень исключений, устанавливающих условия применения льготной ставки в размере 5%.

Согласно разъяснению льгота распространяется на выплаты в адрес публичных компаний из договаривающихся стран при выполнении ряда условий - компании, имеющие фактическое право на доход, акции которых котируются на зарегистрированной фондовой бирже с минимальной 15% долей акций в свободном обращении, и владеющие в течение года не менее 15% капитала компании, выплачивающей доходы.

Термин "зарегистрированная фондовая биржа" означает любую фондовую биржу, учрежденную и регулируемую в качестве таковой законодательством любой из договаривающихся стран.

Согласно соглашениям с Кипром и Люксембургом для получения льготы по доходам в виде дивидендов обращаться на бирже могут как акции компании, так и депозитарные расписки по ним.

В отношении доходов в виде процентов пониженная ставка применяется при условии обращения на бирже исключительно акций.

Терминология российско-мальтийской конвенции не позволяет применять 5% ставку налога при выплате как дивидендов, так и процентов публичным компаниям, у которых в свободном обращении находятся депозитарные расписки, а не акции.

 

<Информация> ФНС России
"Транспортный и земельный налоги организациям следует уплатить не позднее 1 марта"

Сообщены сроки уплаты земельного и транспортного налогов в 2021 году

Вступили в силу нормы Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ о единых сроках уплаты организациями указанных налогов:

налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, за 2020 год земельный и транспортный налоги уплачиваются не позднее 1 марта 2021 года.

Авансовые платежи (если их уплата предусмотрена законом субъекта РФ) подлежат уплате не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Следовательно, за первый квартал 2021 года - не позднее 30 апреля 2021, за второй - не позднее 2 августа (так как 31 июля и 1 августа - нерабочие дни), за третий - не позднее 1 ноября (31 октября - нерабочий день).

 

<Информация> ФНС России
"Налоговая политика и практика: об особенностях применения инвестиционного вычета по расходам на НИОКР"

С 1 января 2021 года субъекты РФ вправе вводить инвестиционный налоговый вычет (ИВН) по расходам на НИОКР

Особенности данного вычета заключаются в следующем:

- ИНВ применяется к налогу, исчисленному за отчетный период, в котором завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт сдачи-приемки;

- вычет может быть перенесен на будущее, если иное не установлено законом субъекта РФ;

- созданные нематериальные активы, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, не подлежат амортизации;

- расходы на НИОКР, для которых организация использовала право на применение ИНВ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

15.02.2021 На выплаты в пользу работников, занимающих должности, связанные с работой в особых условиях труда, не начисляются страховые взносы по дополнительному тарифу за периоды, когда они работали в нормальных условиях труда

Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2020 № 303-ЭС20-19671 по делу N А37-2266/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Управление ПФР считает, что страхователь неправомерно не начислял страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу сотрудников, принятых на должности для работы в особых условиях труда. Суд, исследовав материалы дела, с доводами Управления ПФР не согласился. Суд признал не доказанным факт выполнения работ в особых условиях труда. Согласно приказам работники, принятые на должности для работы в особых условиях, в определенные периоды времени выполняли работы в нормальных условиях труда. Оформление работника на должность для выполнения работ в особых условиях не означает обязанность страхователя осуществлять отчисления по страховым взносам по дополнительным тарифам за этого работника за весь период его работы в должности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.02.2021 Подрядчик не вправе требовать с заказчика уплаты НДС сверх твердой цены договора подряда, тем более если спорная сумма фактически является компенсацией НДС, уплаченного подрядчиком своим контрагентам

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.12.2020 № 303-ЭС20-10766 по делу N А24-5838/2019
Суд отменил вынесенные ранее судебные решения и отказал в удовлетворении иска о взыскании затрат на уплату налога на добавленную стоимость по договору подряда, поскольку суды первой, апелляционной и кассационной инстанций не приняли во внимание, что в данном случае истец просит взыскать не суммы налога, подлежащие уплате им самим как налогоплательщиком при реализации работ по договору подряда в пользу ответчика, а требует компенсации сумм НДС, уплаченных им своим контрагентам в цене приобретенных у них товаров (работ, услуг)

Подрядчик полагает, что заказчик должен уплатить ему НДС сверх цены договора. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию подрядчика необоснованной. Возможность увеличения цены сделки и дополнительного взыскания сумм НДС с покупателя в случае неправильного учета налога продавцом при формировании окончательного размера цены договора допускается только в случаях, когда такая возможность согласована обеими сторонами договора либо предусмотрена нормативными правовыми актами. Суд установил, что цена договора подряда является твердой, договор не содержит положений о возможности ее увеличения в связи с изменением налоговых обязательств исполнителя. Закон, который устанавливает обязательность пересмотра договорной цены, в рассматриваемой ситуации отсутствует. Кроме того, подрядчик по сути просил взыскать не НДС, подлежащий уплате им самим как налогоплательщиком при реализации работ, а требовал компенсации сумм НДС, уплаченных им своим контрагентам в цене приобретенных у них товаров (работ, услуг). Такие издержки покрываются за счет предусмотренного сметой вознаграждения подрядчика, если они не включены в цену договора или иным образом не согласованы сторонами.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.02.2021 Привлечение к ответственности за неуплату налога по итогам проверки уточненного расчета с неверно исчисленной суммой налога неправомерно, если налог за спорный период был уплачен ранее в полной сумме

Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2020 № 305-ЭС20-18662 по делу N А40-162487/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности за неуплату налога по итогам проверки уточненного расчета с неверно исчисленной суммой налога. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. За спорный отчетный период налогоплательщик исполнил обязанность по уплате налога надлежащим образом и в установленные сроки в сумме, указанной в первоначальной декларации. Впоследствии он подал уточненный расчет с уменьшенной суммой налога. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик необоснованно уменьшил налог, но недоимки за спорный период у него не возникло. Следовательно, он неправомерно привлечен к налоговой ответственности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.02.2021 Налоговый орган не должен представлять конкурсному управляющему по его запросу справки по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах сотрудников организации-должника

Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2020 № 307-ЭС20-19011 по делу N А56-137254/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Конкурсный управляющий полагает, что налоговый орган должен был представить по его запросу справки по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах сотрудников организации-должника. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию конкурсного управляющего необоснованной. Запрошенные конкурсным управляющим сведения являются налоговой тайной и персональными данными физических лиц. Поэтому управляющий не имеет полномочий на их истребование, а налоговый орган не обязан их представлять.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.02.2021 Если доход налогоплательщику поступал на протяжении трех налоговых периодов, то он не может быть квалифицирован как полученный ошибочно

Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2020 № 310-ЭС20-18922 по делу N А54-7730/2018
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик (арбитражный управляющий) полагает, что доначисление НДФЛ необоснованно, поскольку спорные денежные средства поступили к нему ошибочно и в последующем были возвращены. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Заявитель получал вознаграждение за осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего в течение трех лет. Эти суммы признаются доходом от занятия частной практикой и подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Отклоняя довод заявителя об ошибочном поступлении в его адрес спорных сумм и последующем их возврате, суд отметил систематичность и периодичность таких операций, что позволяет сделать вывод о создании искусственного (фиктивного) документооборота по возврату денежных средств в наличной форме.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

18.02.2021 Если плательщик налога по УСН сдавал недвижимое имущество в аренду, то его реализация также будет облагаться по УСН, даже если такой вид деятельности не был им указан в ОКВЭД

Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2020 № 306-ЭС20-18678 по делу N А06-1512/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что поскольку продажа недвижимого имущества не отражена в Едином государственном реестре в качестве осуществляемого им вида деятельности, включение в налоговую базу по УСН доходов от реализации зданий, ранее передаваемых в аренду, а также расположенного в них оборудования и соответствующих земельных участков, является необоснованным. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Реализованное предпринимателем имущество на момент продажи по своему характеру и потребительским свойствам не было предназначено для использования в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательскими, целях; до продажи указанное имущество сдавалось в аренду. Учитывая изложенное, доход от реализации данного имущества является доходом от предпринимательской деятельности и подлежит включению в базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

18.02.2021 Предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», вправе уменьшить базу по страховым взносам на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.2020 № Ф01-13659/20 по делу N А43-53295/2019

Налоговый орган полагает, что убытки, полученные по итогам предыдущих налоговых периодов, не должны учитываться предпринимателем при определении базы по страховым взносам. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", исчислил размер страховых взносов исходя из размера доходов, с учетом расходов и размера понесенного им убытка. Поскольку установлено, что база для исчисления подлежащих уплате страховых взносов составила 0 рублей, суд признал доначисление страховых взносов необоснованным. Страховые взносы в фиксированном размере предпринимателем уплачены.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

19.02.2021 Срок на возврат переплаты самостоятельно исчисленного и уплаченного налогоплательщиком налога не может исчисляться с момента вынесения решения налогового органа, которым налогоплательщику отказано в зачете переплаты

Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2020 № 310-ЭС20-19100 по делу N А36-13595/2018
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что срок на возврат переплаты по налогу должен исчисляться с момента вынесения решения налогового органа, которым ему отказано в зачете переплаты. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщик самостоятельно определял налоговую базу и исчислял и уплачивал налог, подавая соответствующие декларации. Уплата спорной суммы в большем размере, чем это предусмотрено требованиями НК РФ, произведена налогоплательщиком по причине неправильного определения им налоговой базы. Таким образом, налогоплательщик мог и должен был знать о переплате как в момент исчисления налога, так и в момент уплаты. С учетом этого трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате переплаты им пропущен.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

19.02.2021 Собственник транспортных средств не вправе применить вычет по транспортному налогу в сумме платы в систему «Платон», если она компенсировалась ему арендаторами, эксплуатирующими ТС

Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2020 № 307-ЭС20-19134 по делу N А21-9059/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно заявлен вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы - автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (система "Платон"). Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Воспользоваться правом уменьшения размера подлежащего уплате транспортного налога на плату за вред автомобильным дорогам могут плательщики такого налога, то есть лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, при этом уплата должна быть произведена ими непосредственно. В данном случае плата компенсировалась арендаторами, эксплуатирующими транспортные средства налогоплательщика по договорам аренды. В связи с этим суд признал обоснованным отказ налогового органа в предоставлении указанного вычета.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

20.02.2021 Налоговый орган вправе получить выписки по расчетным счетам общества и направить их конкурсному управляющему третьего лица по обоснованному запросу

Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2020 № 310-ЭС20-19287 по делу N А14-26488/2018
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что действия налоговых органов по получению выписок по его расчетным счетам и их направлению конкурсному управляющему третьего лица незаконны. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Испрашиваемые сведения касались непосредственно совершенной должником (третьим лицом) сделки со своим имуществом, которую оспаривает конкурсный управляющий в рамках дела о банкротстве. Спорные выписки являются источником сведений об осуществлении обществом платежей в пользу контрагентов должника в счет взаимных расчетов по заключенным между ними договорам. Установленное НК РФ правило о неразглашении информации с ограниченным доступом органами контроля и налоговой тайне в данном случае неприменимо.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

15.02.2021 При смене прописки налог на имущество физлиц надо платить в ту налоговую, откуда пришло уведомление

Гражданин сменил прописку, но налог на имущество был ему начислен в ИФНС по старому месту жительства. Куда в итоге платить налог?

Разъяснения по этому вопросу дала ФНС в письме от 28.12.2020 № ЗГ-3-8/8775@.

В документе сообщается, что в налоговом уведомлении содержатся все реквизиты, необходимые для перечисления налога в бюджет.

При этом в случае уплаты налога на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом по старому месту постановки на учет налогоплательщика, денежные средства в автоматическом режиме будут учтены в налоговом органе по новому месту постановки на учет.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.02.2021 На взносы за работников ИП может на 50 % уменьшить налог по ПСН

С 1 января 2021 года ИП на ПСН могут уменьшать сумму налога на страховые взносы и пособия, исчисленные за налоговый период, по аналогии с имевшимся ранее правом налогоплательщиков, применявших ЕНВД.

При этом для ИП с работниками установлено ограничение — уменьшить налог на взносы можно не более чем на 50 %.

В письме Минфина от 01.02.2021 № 03-11-11/5952 сообщается, что ИП, применяющий ПСН, вправе уменьшить сумму исчисленного налога на сумму страховых взносов, уплаченных за работников, занятых в сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ПСН, но не более чем на 50 %.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.02.2021 ПСН можно применять при торговле в палатках и киосках

ПСН может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой:

через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов;

через объекты нестационарной торговой сети.

Давая очередное разъяснение по поводу розничной торговле при ПСН Минфин в письме № 03-11-11/6467 от 02.02.2021 уточняет, что такие понятия, как «торговый ряд», «торговое место» или «торговая витрина» в НК не содержатся.

Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов.

К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

При этом площадь таких объектов определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (договор купли-продажи нежилого помещения, техпаспорт, планы, схемы, экспликации, договор аренды, разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

В письме Минфина сообщается, что в отношении деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные объекты), и которые расположены в торговых центрах, торговых комплексах и иных аналогичных объектах стационарной торговой сети, ИП может применять ПСН.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

17.02.2021 Отельеры смогут учитывать комиссию Booking.com и НДС за нее в качестве расходов или оформлять вычет

Такие разъяснения дала ФНС РФ в ответ на обращение «Опоры России»

Отельеры смогут учитывать комиссию Booking.com и НДС за нее в качестве расходов или оформлять налоговый вычет. Об этом сообщила Федеральная налоговая служба России в ответ на обращение «Опоры России», пишет РБК со ссылкой на газету «Коммерсантъ».

ФНС отметила, что налогоплательщики на УСН могут использовать для подтверждения расходов документы, которые оформлены по обычаям делового оборота зарубежного государства, если те прямо или косвенно подтверждают расходы.

«Опора России» обратилась к ФНС РФ с просьбой изменить систему налогообложения при работе с Booking.com. В письме отмечалось, что отельеры каждый месяц платят сервису за совершенные через него бронирования комиссию в размере 15–35%, в которую включается НДС за данные услуги. До 2019 года система бронирования платила налог сама, но со вступлением в силу закона, который обязывает зарубежные компании платить НДС за услуги, оказанные российским налоговым резидентам, Booking.com стала включать средства в счет.

Источник: Российский налоговый портал

 

17.02.2021 Какие чеки ККТ надо выбить при обмене покупателем маркированного товара

Покупатель купил ботинки, но они ему не подошли и он решил их обменять на другую обувь. Как эту операцию провести через ККТ?

Разъяснения дала ФНС в письме № АБ-4-20/20854 от 17.12.2020.

Сообщается, что в этом случае надо выбить два чека ККТ:

— кассовый чек с признаком расчета (тег 1054) «возврат прихода» с указанием товара, который возвращен покупателем, при этом стоимость обмениваемого товара отражается в реквизите «сумма по чеку (БСО) встречным предоставлением» (тег 1217), а также заполнением реквизита «код товара» (тег 1162) в случае сохранности и возвращения покупателем код маркировки обмениваемого (возвращаемого) товара;

— кассовый чек с признаком расчета (тег 1054) «приход» с указанием нового товара и указанием в качестве способа оплаты «встречное предоставление», а также указанием нового кода товара.

А как быть с кодом маркировки? На этот вопрос в ФНС не ответили и перенаправили вопрошателя за разъяснениями в ЦРПТ и Минпромторг.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

18.02.2021 Компании должны уплатить транспортный и земельный налог не позднее 1 марта

ФНС предупреждает — с 2021 года действуют единые сроки уплаты организациями транспортного и земельного налогов.

Теперь налогоплательщики уплачивают их не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, эти налоги за 2020 год необходимо оплатить не позднее 1 марта 2021 года.

Авансовые платежи по указанным налогам с 2021 года подлежат уплате не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом: это первый, второй и третий кварталы календарного года. То есть за первый отчетный период 2021 года авансовые платежи необходимо оплатить не позднее 30 апреля, за второй — не позднее 2 августа (так как 31 июля и 1 августа — нерабочие дни), за третий — не позднее 1ноября (31 октября — нерабочий день).

Авансовые платежи по транспортному вводятся региональными законами, а по земельному налогу — местными решениями.

Сроки уплаты налогов и авансовых платежей применяются во всех регионах. Действовавшие до 2021 года полномочия субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по определению сроков уплаты указанных налогов и авансовых платежей отменены.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

19.02.2021 Что указать в заявлении на патент, если ИП работает в торговом центре

ФНС объяснила, какой код указывать в заявлении на получение патента при ведении розничной торговли в торговых центрах и комплексах.

Напомним, что до 2021 года объектов, расположенных в ТЦ и ТК не было в списке стационарной торговой сети, указанном в главе по ПСН. Изменения были внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ и в списке появились «другие аналогичные объекты». Но действующим порядком заполнения формы заявления на получение патента не предусмотрен код для таких объектов, ведь он был утвержден раньше принятия закона.

Поэтому в письме от 15.02.2020 № СД-4-3/1846@ ФНС указала, что если торговый объект подпадает под понятие «другие аналогичные объекты», в форме заявления на получение патента следует указывать код вида объекта «14 — палатка».

Письмо доведено до налоговых инспекций, которые обязаны его применять в работе.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

19.02.2021 Как отразить в табеле работу и командировку в один день

Работник полностью отработал день и вечером отправился в командировку. В день возвращения из командировки он тоже работал. Как все это отразить в табеле?

Разъяснения на этот счет дали в Роструде.

Там пояснили, что в случае выхода работника на работу в день его возвращения из командировки либо отъезда в командировку ему должна быть выплачена заработная плата.

Кроме того, работодатель обязан также выплатить работнику суточные за этот день.

В данном случае в табеле указывается К/Я.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

20.02.2021 Налоговая нагрузка увеличилась у 60% предпринимателей, применявших ЕНВД

Альтернативными режимами являются УСН и налог на профессиональный доход

Налоговая нагрузка увеличилась у 60% российских предпринимателей при переходе с ЕНВД на другие налоговые режимы, заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов, передает ТАСС.

«ЕНВД отменили с 1 января. Могу сказать, что у 60% предпринимателей увеличилась налоговая нагрузка при переходе на другой налоговый режим», — отметил Титов.

По его словам, альтернативными режимами являются УСН, ЕСХН, патентная система налогообложения и налог на профессиональный доход.

Источник: Российский налоговый портал

 

20.02.2021 Поменяют форму счета-фактуры

Внесут изменения в Постановление Правительства № 1137 от 26.12.2011 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Соответствующий проект опубликован на федеральном портале.

Поправки связаны с изменениями в НК по прослеживаемости товаров.

форма счета-фактуры, а также корректировочного счета — фактуры дополняется новыми графами:

«регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости»;

«код количественной единицы измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости»;

«количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара»;

«стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без налога в рублях».

Эти поправки вступят в силу с 1 июля 2021 года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

20.02.2021 екларацию по ЕСХН можно сдавать как по новой, так и по старой форме

ФНС велела налоговым инспекциям принимать декларации по ЕСХН за 2020 год как по новой, так и по старой форме.

Дело в том, что приказ с новой формой вступит в силу только 29 марта, при этом срок сдачи отчета истекает 31 марта. ФНС несколько припозднилась с изданием документа, ведь по правилам Налогового кодекса новые декларации вступают в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования.

Поэтому, чтобы исключить формальный подход, ФНС дала указание налоговым органам обеспечить прием отчетности по ЕСХН как по новой, так и по старой форме после вступления в силу нового приказа, т.е. после 29 марта.

Письмо ФНС № СД-4-3/1776@ от 12.02.2021 г.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация в 2020 году заключила договор с центром занятости населения о предоставлении субсидии на возмещение расходов на оплату труда при организации общественных работ для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, а также безработных граждан. Субсидия предоставлена из областного бюджета в рамках областных программ по стабилизации рынка труда и содействию занятости населения Челябинской области. ООО находится на ОСНО. Организация трудоустроила работников на три месяца, отчиталась перед распорядителем субсидии в положенный срок до 31.12.2020.
Как данные операции отразить в бухгалтерском и налоговом учете? На каком счете учитывается поступление субсидии? На какой счет отнести расходы по зарплате и взносам: на счета 20 (23, 25 и т.д.) или на счет 91?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Мы делаем вывод, что субсидия отражается в бухучете при поступлении на счете 91, без применения счета 86. Причина в том, что на момент заключения договора с центром занятости организация не обладает информацией о точном размере денежных средств, которые будут получены, субсидия предоставляется на финансирование уже понесенных организацией расходов.
Расходы на выплату зарплаты и взносов отражаются по выбору организации либо на счетах учета расходов по обычным видам деятельности, либо на счете 91.
В налоговом учете такая субсидия учитывается во внереализационных доходах единовременно на дату ее зачисления. Расходы, произведенные за счет субсидии, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Средства, получаемые коммерческими организациями в виде государственной помощи, подлежат бухгалтерскому учету в соответствии с ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".
В соответствии с п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету по мере фактического получения средств либо при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Согласно п. 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с условиями, приведенными в п. 5 ПБУ 13/2000, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе.
Но в отношении бюджетных средств, предоставленных на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, п. 10 ПБУ 13/2000 установлено, что такие средства отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (смотрите также письмо Минфина России от 30.05.2007 N 07-05-06/141).
Здесь как раз ситуация такова, что организация сначала предоставляет распорядителю субсидии подтверждение расходов (копии документов, подтверждающих трудоустройство, копии табелей и документов, подтверждающих расходы), а затем получает субсидию на возмещение этих расходов.
Т.е. на момент заключения договора с центром занятости организация не обладает информацией о точном размере денежных средств, которые будут ей получены, а перечисление субсидии происходит после выплат, т.е. субсидия предоставляется на финансирование уже понесенных организацией расходов. В этой связи мы делаем вывод, что при отражении организацией такой субсидии не нужно применять счет 86 "Целевое финансирование". Проводки:
Дебет 20 (23, 25, 91 и т.д.) Кредит 70
- начислена заработная плата;
Дебет 20 (23, 25, 91 и т.д.) Кредит 69
- начислены взносы с заработной платы;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по субсидии" Кредит 91
- предоставленная субсидия отражена в составе прочих доходов;
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты по субсидии"
- отражено получение субсидии на расчетный счет.
В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" выбранную методику отражения бюджетных средств (без использования счета 86 "Целевое финансирование") целесообразно закрепить в учетной политике организации.
По вопросу отнесения расходов по зарплате и взносам на счета 20 (23, 25 и т.д.) или на счет 91, отмечаем следующее.
Как указано в п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации", расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом прочими расходами считаются расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности. Иным образом вопрос отнесения расходов к расходам по обычным видам деятельности или к прочим доходам законодательно не урегулирован. Полагаем, что организация на основании п.п. 2 и 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" вправе самостоятельно в учетной политике установить применяемую схему корреспонденции счетов, признавая расходы по общественным работам либо как расходы по обычным видам деятельности (на счетах 20 (25 и т.д.)), либо в качестве прочих расходов (с отражением на счете 91).

Налог на прибыль

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении подлежащей налогообложению прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом субсидии, получаемые коммерческими организациями, в закрытом перечне средств целевого финансирования, содержащемся в указанном подпункте, не поименованы.
В силу абзаца 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, реконструкцией (и т.п.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются единовременно на дату их зачисления (письма Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-05/76880, от 07.07.2020 N 03-03-05/58537, от 25.06.2020 N 03-03-05/54635, от 22.05.2020 N 03-03-05/42838, от 10.03.2020 N 03-03-07/17264, от 28.02.2020 N 03-03-06/1/14801 и др.)
Из разъяснений Минфина и ФНС следует, что субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение (финансирование) затрат, должны принимать участие в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ как безвозмездно полученные денежные средства (смотрите, например, письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445, письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 N 16-15/014076@).
Что касается учета расходов, то расходы, осуществленные за счет средств полученной субсидии, не учитываются в целях налогообложения только при условии применения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (когда субсидия не включается в состав доходов, п. 1 ст. 252п. 49 ст. 270 НК РФ). Если же суммы полученной субсидии в налоговом учете отражаются в составе доходов, то и расходы можно признать в составе налоговых затрат в общеустановленном порядке (смотрите, например, письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445). Мы делаем вывод, что расходы на зарплату и взносы по общественным работам можно учесть как косвенные, без распределения на остатки незавершенного производства.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Вопрос: ООО и казенное учреждение "Центр занятости" заключили договор о предоставлении целевой субсидии на финансовое обеспечение при реализации программ развития организации, расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан. ООО ежемесячно получает возмещение расходов на частичную оплату труда этих работников в размере 9119,34 руб., в том числе 6988 руб. - на заработную плату; 2131,34 руб. - на уплату страховых взносов за работника. Как учитывать суммы в бухгалтерском учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.)
- Вопрос: В целях реализации Программы антикризисных мер для поддержки занятости населения Липецкой области центр занятости компенсирует организации расходы по оплате труда гражданам, участвующим в общественных (временных) работах, а также компенсирует зарплатные налоги. Организация будет передавать центру занятости акт выполненных работ. Можно ли данные средства ей рассматривать как целевые поступления, или они будут квалифицироваться как финансовая помощь и, соответственно, облагаться налогом на прибыль и НДС? Как производится бухгалтерский и налоговый учет денежных средств, полученных организацией от центра занятости в целях реализации антикризисной программы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2009 г.)
Вопрос: Коммерческой организации (ООО) в 2014 году центром занятости предоставляется субсидия на создание дополнительных рабочих мест. Учредители не являются безработными гражданами, создавшими собственное дело. Является ли сумма субсидии доходом для целей обложения налогом на прибыль организаций? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2014 г.)
Энциклопедия решений. Пояснения к бухгалтерскому балансу "Государственная помощь".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

 

ПСН

 

Индивидуальный предприниматель осуществляет продажу маркированных (меховые изделия) и иных товаров (прочая верхняя одежда - пальто, куртки и т.д.) на одной арендованной торговой площади в торговом центре. Налоговая инспекция по Вологодской области отказала предпринимателю в выдаче патента по розничной торговле немаркированными товарами, аргументируя тем, что деятельность ведется на одной торговой площади.
Можно ли применять две системы налогообложения - УСН по маркированным товарам и патентную систему налогообложения - по розничной торговле?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налогоплательщик в рассматриваемой ситуации имеет право совмещать УСН (в части продажи товаров, подлежащих маркировке, не относящейся к розничной торговле на основании пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ) и ПСН (в части продажи иных товаров, относящейся к розничной торговле) при условии ведения раздельного учета и соблюдения иных установленных требований.

Обоснование вывода:
Нормы НК РФ предусматривают возможность совмещения налогоплательщиками УСН и ПСН, что предполагает необходимость ведения раздельного учета по указанным специальным налоговым режимам (п. 1 ст. 346.11п. 4 ст. 346.13, п. 8 ст. 348.18, п.п. 112 ст. 346.43п. 6 ст. 346.53 НК РФ). В таком случае в рамках ПСН будут облагаться отдельные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых налогоплательщиком получен патент (п. 2пп. 2 п. 8 ст. 346.43п. 1 ст. 346.45 НК РФ), а результаты иных видов предпринимательской деятельности будут облагаться в рамках УСН.
В рассматриваемой ситуации ПСН применяется в отношении предпринимательской деятельности по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (пп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ)*(1).
При этом с 01.01.2020 для целей главы 26.5 НК РФ к розничной торговле не относится реализация (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ):
- лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
- обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяемых Правительством РФ.
Следовательно, предпринимательская деятельность по торговле такими товарами с 2020 года не может облагаться в рамках ПСН.
Наряду с этим пп. 4 п. 6 ст. 346.45 НК РФ предусмотрено, что в случае, если налогоплательщики, применяющие ПСН в отношении розничной торговли, будут осуществлять реализацию указанных товаров, подлежащих маркировке, они будут считаться утратившими право на применение ПСН и перешедшими на общий режим налогообложения (на УСН, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей - в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения) с начала соответствующего налогового периода, на который им был выдан патент (п. 6 ст. 346.45 НК РФ).
В письмах Минфина России от 08.12.2020 N 03-11-11/107051, от 08.12.2020 N 03-11-11/107055, от 19.03.2020 N 03-11-11/20724письмах ФНС России от 24.03.2020 N СД-4-3/5060@, от 21.01.2020 N СД-4-3/726@ разъясняется, что в отношении предпринимательской деятельности по реализации товаров, не признаваемой розничной торговлей, налогоплательщик вправе применять общий режим налогообложения или УСН. В отношении реализации товаров, относящейся к розничной торговле, налогоплательщик с 01.01.2020 вправе продолжить применять ПСН при условии соблюдения ограничений, установленных главой 26.5 НК РФ. При этом если налогоплательщик, применяющий ПСН, совмещает этот режим налогообложения с УСН, то полученные им доходы от реализации товаров, не относящейся к розничной торговле в целях применения ПСН, подлежат налогообложению в соответствии с УСН.
Отсюда, на наш взгляд, следует, что нормы НК РФ допускают принципиальную возможность совмещения налогоплательщиками УСН и ПСН при осуществлении розничной торговли товарами, соответственно подлежащими и не подлежащими маркировке. При этом закон не разъясняет, возможно ли такое совмещение при осуществлении торговли через один объект стационарной торговой сети. Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
Поскольку на патент переводятся отдельные виды предпринимательской деятельности, а не конкретные торговые точки, полагаем, что налогоплательщик в анализируемой ситуации имеет право совмещать УСН (в части продажи товаров, подлежащих маркировке, не относящейся к розничной торговле на основании пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ) и ПСН (в части продажи иных товаров, относящейся к розничной торговле) при условии ведения раздельного учета и соблюдения иных установленных требований. Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
При этом иная точка зрения основана на применении к рассматриваемой ситуации нормы пп. 4 п. 6 ст. 346.45 НК РФ. Существование формальных оснований для этого не исключалось нами и ранее*(2).

К сведению:
Мнение контролирующих органов, содержащиеся в вышеприведенных письмах, следует расценивать как адресованные конкретным налогоплательщикам по их конкретным ситуациям.
ИП как налогоплательщик вправе на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по своей конкретной ситуации. При обращении за такими разъяснениями налогоплательщик не лишен возможности ссылаться на разъяснения, которые были даны контролирующими органами другим налогоплательщикам в аналогичной ситуации.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Применение ПСН и УСН, если розничная торговля осуществляется через одну торговую точку (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.);
Вопрос: Применение индивидуальным предпринимателем ПСН и ОСН при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке, и не маркированными товарами (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Организация заключила договор об оказании услуг с самозанятым - физическим лицом (обслуживание оргтехники и компьютерных программ). Договор гражданско-правового характера. Самозанятый выставил чек на сумму 15 000 руб. и акт выполненных работ.
Каковы особенности расчетов и порядка налогообложения при заключении договора об оказании услуг с самозанятым? Должна ли организация выписать ему расходный ордер на эту сумму? Используется ли ККТ при расчетах с самозанятым в связи с выплатой ему денежных средств? Уплачивает ли организация налоги с этой суммы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При выплате вознаграждения самозанятому организацией кассовый чек пробивать не нужно, оформляется только расходный кассовый ордер.
С суммы, выплаченной по договору, заключенному с плательщиком НПД, страховые взносы и НДФЛ не уплачиваются в силу закона. При этом организации целесообразно иметь документ, подтверждающий, что продавец (исполнитель) зарегистрирован в качестве плательщика НПД.
Особенности соблюдения в данном случае письменной формы договора регулируются нормами гражданского законодательства РФ о сделках.

Обоснование вывода:

Заключение договора с самозанятым

При приобретении организациями (ИП) услуг (работ) у лиц, уплачивающих НПД на основании Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее - Закон N 422-ФЗ), необходимо учитывать следующее.
Из совокупности положений частей 8-10 ст. 15 Закона N 422-ФЗ вытекает, что организации (являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль либо применяющие УСН (ЕСХН)), а также ИП (исчисляющие НДФЛ с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, либо применяющие УСН (ЕСХН)) при определении налоговой базы могут учесть расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся плательщиками НПД, только при условии наличия чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 422-ФЗ.
Таким образом, отсутствие чека самозанятого лица может послужить отказом проверяющих признать расходы организации (ИП) для целей налогообложения.
Относительно необходимости заключения письменного договора ГПХ с исполнителем отметим, что в этой части применяются общие положения о форме сделки, установленные ГК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 161 ГК РФ сделка между юридическим лицом и гражданином должна совершаться в простой письменной форме (исключение составляют сделки, требующие нотариального удостоверения). К заключению договора в письменной форме может привести обмен письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 1 ст. 160п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Таким образом, для юридического оформления отношений между организацией и гражданином, применяющим специальный налоговый режим с уплатой НПД, применяются общие положения о форме сделки, установленные гражданским законодательством.
Особенности соблюдения в данном случае письменной формы договора регулируются нормами ГК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 21.08.2017 N 03-15-06/53467).
При этом данные, указанные в чеке плательщика НПД (ч. 6 ст. 14 Закона N 422-ФЗ), свидетельствуют о том, что покупателем фактически понесены расходы на приобретение конкретных товаров (работ, услуг).

Налоги

Согласно ст. 420 НК РФ для организаций и ИП объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному соцстрахованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах такого страхования, осуществляемые, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом объекта обложения страховыми взносами не возникает, если гражданско-правовой договор заключен с лицами, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, которые занимаются в установленном законодательством РФ порядке частной практикой и не производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Вторым абзацем ч. 1 ст. 15 Закона N 422-ФЗ установлено, что выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися ИП, подлежащие учету при определении налоговой базы по НПД, не признаются объектом обложения страховыми взносами для организаций и ИП (абзац второй и третий пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ) в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного плательщиком НПД в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 422-ФЗ.
Как видим, при наличии у организации (ИП) чека от плательщика НПД обязанность начислять и уплачивать страховые взносы с суммы вознаграждения такому физическому лицу (в том числе при наличии договора) отсутствует.
С суммы дохода, полученного плательщиком НПД от организации (ИП), у последних не возникает и обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ.
В общем случае вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам по гражданско-правовым договорам, признается объектом обложения НДФЛ (п. 1 ст. 208 НК РФ). Организация (ИП), выплачивающая физическому лицу доходы, является налоговым агентом в отношении такого дохода и обязана исчислить и удержать НДФЛ непосредственно из доходов физического лица (продавца, исполнителя) при их фактической выплате в соответствии со ст. 226 НК РФ.
Вместе с тем в силу ч. 8 ст. 2 Закона N 422-ФЗ физические лица, применяющие специальный налоговый режим с уплатой НПД, освобождаются от налогообложения НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом обложения НПД.
Причем обложение страховыми взносами и исчисление НДФЛ с доходов, выплачиваемых по гражданско-правовому договору, будет обусловлено не самим фактом его заключения, а именно наличием отношений с организацией (ИП), выплачивающей доход до истечения двух лет после прекращения с физлицом трудовых отношений. Смотрите Вопрос: Вправе ли работник религиозной организации встать на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход и вести соответствующую деятельность? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2019 г.)).
С учетом изложенного полагаем, что кроме наличия чека в любом случае организации (ИП) целесообразно иметь подтверждение того, что продавец (исполнитель) зарегистрирован в качестве плательщика НПД.
Так, согласно письму ФНС России от 28.12.2018 N ЕД-4-20/25962@ в целях информирования налогоплательщиков НПД о постановке на учет в качестве такового территориальный налоговый орган должен направить данному лицу информационное сообщение о его постановке на учет на адрес электронной почты либо на бумажном носителе.
На наш взгляд, для подтверждения регистрации физического лица (продавца товаров (работ, услуг)) в качестве плательщика НПД организация (ИП) может попросить его представить копию такого сообщения.

Применение ККТ

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных этим законом (перечислены они в ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
Из дословного прочтения ст. 1.1 и п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ следует, что надо пробивать чек и на расходные операции. Поэтому при расчетах за выполнение работ (оказание услуг) с физическими лицами следует использовать ККТ (так называемые расходные чеки). При этом не имеет значения способ оплаты: через кассу или по безналичному расчету.
Вместе с тем Минфин России в письмах от 12.11.2019 N 03-01-15/87170, N 03-01-15/87169 разъясняет, что, учитывая взаимосвязанные положения Закона N 54-ФЗ, ККТ применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. При заключении организацией договора гражданско-правового характера с физическим лицом в отношении реализуемых им в пользу такой организации товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и последующей выплате денежных средств физическому лицу покупателем (клиентом) будет являться сама организация. В таком случае при осуществлении организацией выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера применение ККТ не требуется (смотрите также письма Минфина России от 10.10.2019 N 03-01-15/77953, от 14.09.2018 N 03-01-15/65986, от 12.09.2018 N 03-01-15/65308, ФНС России от 14.08.2018 N АС-4-20/15707).
Из разъяснений уполномоченных органов следует, что ККТ применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги, то есть продавцом (смотрите письма Минфина России от 30.03.2020 N 03-01-15/24968, от 28.01.2020 N 03-01-15/4884, от 09.12.2019 N 03-01-15/95663, от 25.10.2019 N 03-01-15/82287, от 15.10.2019 N 03-01-15/79126, ФНС России от 21.08.2019 N АС-4-20/16571@). В данном же случае, как мы поняли, организация (ООО) является покупателем услуг и рассчитывается за них с продавцом - физическим лицом (не ИП). В таком случае организация (ООО) не должна применять ККТ.
В соответствии с п. 6 Указания ЦБР от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам (форма N КО-2).
Отметим также, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не относятся к числу пользователей ККТ, обязанных при расчетах применять ККТ (ст. 1.1п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ). Более того, в соответствии с п. 2.2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ не применяется ИП, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход. Таким образом, самозанятый гражданин, уплачивающий НПД, применять ККТ не должен. В момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа он должен в приложении "Мой налог" сформировать чек и передать его покупателю (ч. 3 ст. 14 N 422-ФЗ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Вопрос: Порядок оформления договора ГПХ с самозанятым лицом (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.);
- Примерная форма договора возмездного оказания услуг с физическим лицом, являющимся плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятым физическим лицом) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
Вопрос: С переводчиком - физическим лицом (или самозанятым), являющимся резидентом РФ, заключен договор гражданско-правового характера (стоимость услуг - 10 000 руб.). Какие налоги (НДФЛ, взносы) необходимо исчислить организации при оплате услуг переводчика? Необходимо ли удерживать исчисленные налоги при выплате дохода? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
Вопрос: Самозанятый гражданин (плательщик налога на профессиональный доход) реализует виниловые пластинки. Должен ли он использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" при приеме наличных денежных средств? Чек должен быть передан покупателю в бумажном виде или в электронной форме? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения