Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 14 по 20 сентября 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона N 1022669-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период"

В Госдуму внесен законопроект о прогрессивном налогообложении НДФЛ

Законопроектом вводится понятие "основная налоговая база", "совокупность налоговых баз", устанавливаются особенности определения размера налоговой базы по отдельным видам доходов, предусматривается специальный порядок применения налоговой ставки по НДФЛ в зависимости от величины дохода.

Так, в частности, проектом установлено, что в отношении отдельных видов доходов налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

13 процентов - если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей;

650 тысяч рублей и 15 процентов суммы соответствующих доходов, превышающих 5 миллионов рублей, - если сумма соответствующих доходов за налоговый период превышает 5 миллионов рублей.

Согласно пояснению разработчиков законопроекта процесс администрирования указанных доходов будет в высокой степени автоматизирован, и не увеличит административную нагрузку на налогоплательщиков, и не потребует сдачи дополнительной налоговой декларации в налоговые органы.

 

Проект Федерального закона N 1022671-7 "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

На 2021 - 2023 годы предложены размеры страховых взносов, уплачиваемые в фиксированном размере

Проектом, вносящим изменения в статью 430 НК РФ, предусмотрены следующие размеры страховых взносов:

- на ОПС: в случае если величина дохода плательщика не превышает 300 тыс. рублей, то размер взносов за расчетный период составит: в 2021 году - 32448 рублей; в 2022 году - 34445 рублей; в 2023 году - 36723 рубля. В случае если величина дохода плательщика за расчетный период превысит 300 000 рублей, к указанной сумме необходимо будет доплатить 1,0% с суммы превышения;

- на ОМС: размер взносов за расчетный период 2021 года составит 8426 рублей, 2022 года - 8766 рублей, 2023 года - 9119 рублей.

Такие же размеры страховых взносов предусмотрены для уплаты в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству.

 

Проект Федерального закона N 953961-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (текст к третьему чтению)

К третьему чтению подготовлен законопроект, регулирующий возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС

Проект разработан в целях реализации Постановления КС РФ от 31 октября 2019 года N 32-П.

Суд признал не соответствующим Конституции РФ ограничение права на возврат переплаченных сумм на ОПС лишь в силу факта учета (разнесения) сведений на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц и без учета того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай.

Согласно новой редакции пункта 6.1 ст. 78 и пункта 1.1 ст. 79 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если по информации территориального органа ПФР указанная сумма учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2021 года.

 

Постановление Правительства РФ от 09.09.2020 N 1376
"О внесении изменений в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Скорректирован перечень премий за выдающиеся заслуги, суммы которых не подлежат налогообложению

Внесены изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения, в частности в области науки, культуры, искусства, туризма, средств массовой информации, суммы которых на основании п. 7 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения НДФЛ.

В частности, из перечня исключен ряд премий, прекративших свое существование.

Уточнены наименования некоторых премий и включены новые, в том числе:

премия имени А.А. Баева за выдающиеся работы в области геномики и геноинформатики;

премия имени А.А. Бочвара за выдающиеся работы в области металлургии, общего и радиационного материаловедения цветных, радиоактивных материалов и сталей;

премия имени В.А. Коптюга за выдающиеся работы по химии в интересах сохранения окружающей среды и развития;

премия имени Д.С. Лихачева за выдающийся вклад в исследование литературы и культуры Древней Руси;

Литературная премия Александра Солженицына;

Премия Кандинского.

 

Распоряжение Правительства РФ от 09.09.2020 N 2291-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 г."

Правительством одобрен проект изменений в российско-мальтийскую конвенцию об увеличения налога на дивиденды (проценты)

Протоколом предусматривается повышение ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов до 15%

В некоторых случаях налог может составлять не более 5%. Определен перечень таких случаев.

Минфину России поручено провести переговоры с мальтийской стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства Российской Федерации указанный протокол.

 

"Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года"
(подписан в г. Никосии 08.09.2020)

Россия и Кипр подписали протокол об изменении налогообложения дивидендов и процентов

Протокол вносит изменения в российско-кипрское соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, предусматривающие:

увеличение налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов;

применение льготного режима с размером ставки налога не более 5% в отношении институциональных инвестиций, а также для публичных компаний, не менее 15% акций которых находятся в свободном обращении и владеющих не менее 15% капитала компании, выплачивающей указанные доходы, в течение года.

 

Приказ Минфина России от 11.06.2020 N 102н
"Об утверждении Порядка и сроков представления и рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 N 59747.

Определен порядок направления заявления о проведении процедуры разрешения споров в связи с применением международных договоров по вопросам налогообложения

С заявлением в Минфин России могут обратиться лица, указанные в пункте 2 статьи 142.8 НК РФ.

Заявление может быть представлено налогоплательщиком в срок до истечения трех лет со дня вручения акта налоговой проверки, мотивированного мнения налогового органа в рамках налогового мониторинга, а также акта, составленного по решению налогового органа иностранного государства, являющегося стороной применимого международного договора.

Заявление подается в Минфин России в свободной форме с приложением документов и сведений, подтверждающих доводы и обстоятельства, изложенные в заявлении.

Документы и сведения представляются на русском или английском языке, если иное не предусмотрено применимым международным Договором.

В течение 90 дней с даты получения заявления Минфин России по результатам рассмотрения документов и их проверки на соответствие установленным требованиям, принимает решение о проведении взаимосогласительной процедуры или решение о мотивированном отказе в ее проведении.

 

Приказ ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@
"Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59814.

Формы документов, используемых налоговыми органами при выявлении недоимки, применении обеспечительных мер и взыскании обязательных платежей, приведены в соответствие с НК РФ

Изменения, предусматривающие новый порядок информирования налогоплательщиков о недоимке и взыскания задолженности, внесены в НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

С учетом данных изменений обновлены формы, в частности:

документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);

требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов;

решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств и многие другие.

Одновременно утрачивают силу приказы ФНС России, которыми были утверждены аналогичные формы документов.

 

Приказ ФНС России от 20.08.2020 N ЕД-7-15/593@
"Об утверждении формы и порядка заполнения реестра деклараций на товары либо таможенных деклараций CN 23, предусмотренного абзацем двенадцатым пункта 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, и реестра деклараций на товары для экспресс-грузов, предусмотренного абзацем десятым пункта 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка их представления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59797.

Утверждены форма реестра деклараций на товары либо таможенных деклараций CN 23 и реестра деклараций на товары для экспресс-грузов

Приказом утверждены:

форма и формат и реестра деклараций на товары либо таможенных деклараций CN 23, предусмотренного абзацем двенадцатым пункта 15 статьи 165 НК РФ;

Форма и формат реестра деклараций на товары для экспресс-грузов, предусмотренного абзацем десятым пункта 15 статьи 165 НК РФ.

Определены также порядок заполнения и представления указанных реестров.

Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

 

Приказ ФНС России от 27.08.2020 N ЕД-7-3/610@
"Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, а также на виноград в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59819.

Обновлена форма (формат) налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию

В новой форме налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию учтены изменения в порядке налогообложения подакцизных товаров, внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 326-ФЗ.

В частности, расширен перечень подакцизных товаров (в том числе включены виноград, виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло), внесены изменения в размеры налоговых ставок, а также в порядок применения налоговых вычетов.

Декларация представляется за налоговый период, следующий за месяцем вступления в силу настоящего Приказа.

Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 21.09.2018 N ММВ-7-3/544@, которым утверждены действующая в настоящее время форма и порядок ее представления.

 

Приказ ФНС России от 26.08.2020 N ЕД-7-3/603@
"Об утверждении формы и формата представления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра, библиотеки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59863.

Для региональных и муниципальных музеев, театров и библиотек утверждена форма представления сведений о доходах для обоснования льготной налоговой ставки

На основании ст. 284.8 НК РФ льготная ставка по налогу на прибыль (в размере 0 процентов) применяется при условии, что доля доходов от основной деятельности составляет не менее 90% всех доходов учреждения. Для ее применения необходимо подать соответствующие сведения в налоговый орган по утвержденной форме.

Настоящим приказом утверждены форма и формат представления указанных сведений.

 

Приказ ФНС России от 28.08.2020 N ЕД-7-11/615@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59857.

Для декларирования доходов начиная с 2020 года применяется новая налоговая декларация 3-НДФЛ

Утвержден приказ с новой формой налоговой декларации 3-НДФЛ, который заменит собой действующий Приказ ФНС России от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@.

Приказом изменена структура декларации и состав приложений. Форма декларации будет состоять: из титульного листа, раздела 1, приложения к разделу 1, раздела 2, приложений 1 - 8, а также расчета к приложению 1 "Расчет дохода от продажи объектов недвижимого имущества", расчета к приложению 3 "Расчет авансовых платежей, уплачиваемых в соответствии с пунктом 7 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации" и расчета к приложению 5 "Расчет социальных налоговых вычетов, установленных подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации".

Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2021 и применяется начиная с представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2020 года.

 

Приказ ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-6/633@
"Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при направлении в налоговый орган документов (сведений), представляемых в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в форме электронных документов и получения по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) от налогового органа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг документов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59856.

С 01.01.2021 вступает в силу порядок взаимодействия налоговых органов с МФЦ

Утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов с МФЦ при направлении в налоговый орган документов (сведений), представляемых через МФЦ, в форме электронных документов и получения по результатам их рассмотрения.

Посредством электронного документооборота передаются документы, представляемые в МФЦ налогоплательщиками - физическими лицами или их представителями, возможность передачи которых через МФЦ устанавливается Налоговым кодексом РФ.

Электронный документооборот осуществляется при обязательном использовании сертифицированных средств УКЭП, позволяющих идентифицировать владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в электронном документе.

Формы и форматы документов (сведений), представляемых через МФЦ, должны соответствовать формам и форматам, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами ФНС России.

 

Приказ ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59876.

В новой декларации по налогу на прибыль учтены многочисленные изменения, внесенные в главу 25 НК РФ

Необходимость обновления налоговой декларации связана с принятием в 2019 - 2020 годах ряда федеральных законов.

Изменениями в числе прочего: введена корректировка налоговых обязательств по результатам взаимосогласительной процедуры; установлены особенности налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов, установлен льготный порядок налогообложения резидентов Арктической зоны и многое другое.

Вносимыми поправками, в частности: изменены штрихкоды; в новой редакции изложены Лист 02 "Расчет налога", а также приложение 4 и приложение 5 к Листу 02; Лист 04 "Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ; внесены изменения в приложение 7 к Листу 02 "Расчет инвестиционного налогового вычета".

В новой редакции изложен порядок заполнения налоговой декларации и формат ее представления в электронном виде.

Изменения применяются начиная с отчетности за 2020 год, но не ранее 1 января 2021 года.

 

Приказ ФНС России от 27.08.2020 N ЕД-7-2/609@
"О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59845)

Формы документов, используемых налоговыми органами при проведении налоговых проверок, приведены в соответствие с НК РФ

Вносимыми изменениями изложены в новой редакции некоторые формы документов, в том числе:

"Постановление о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов";

"Постановление о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов";

"Протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов";

"Требование о представлении документов (информации)";

"Поручение об истребовании документов (информации)";

"Требование о предоставлении странового отчета".

Кроме того, с 01.01.2021 вступят в силу уточнения, внесенные в приложения NN 25, 27, 29 - 37 (это в том числе "Акт налоговой проверки", "Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки"), предусматривающие замену слов "дата представления или день истечения срока представления" словами "дата представления, или день истечения срока представления, или день истечения срока уплаты налога".

 

Приказ Минкультуры России от 10.09.2020 N 1079
"О внесении изменений в Приказ Минкультуры России от 10.08.2020 N 901 "О мерах, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при возобновлении находящимися в ведении Минкультуры России организациями исполнительских искусств деятельности для посетителей"

Заполняемость театров и цирков не должна превышать 70 процентов

Установлено, что в случае снятия ограничительных мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) организациями исполнительских услуг (театрами, цирками, филармониями, концертными организациями и т.д.) должна быть обеспечена заполняемость мест не более 70% от общей вместимости места проведения мероприятий, если решением руководителя субъекта РФ не установлен меньший объем заполняемости.

 

<Письмо> ФНС России от 04.09.2020 N БС-4-21/14327
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций"

ФНС напоминает, что начиная с отчетности за налоговый период 2020 года применяется новая форма (формат) налоговой декларации по налогу на имущество организаций

Внесенные изменения предусматривают, в частности, следующее:

раздел 1 декларации дополнен строкой с кодом 005 "Признак налогоплательщика" в целях определения налогоплательщиков, для которых продлены сроки уплаты налога и/или авансовых платежей по налогу;

разделы 1, 2 и 3 декларации дополнены строками "Признак СЗПК" в целях определения налогоплательщиков, на которых распространяются положения пункта 4.3 статьи 5 НК РФ;

приложение "Коды налоговых льгот" дополнено новыми кодами в целях применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ;

скорректированы порядок и приложение N 5 "Коды видов недвижимого имущества" в целях обеспечения заполнения декларации:

организациями - участниками СЭЗ в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в СЭЗ, в случае расторжения такого договора по решению суда;

организациями в отношении подлежащих налогообложению объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 11.09.2020 N СД-4-3/14754@
"О направлении разъяснений по вопросу изменения объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения"

ФНС разъяснила сроки направления уведомления для смены объекта налогообложения по УСН вновь созданной организацией или ИП

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Если уведомление о переходе на УСН подано, но налогоплательщиком принято решение об изменении первоначально выбранного объекта налогообложения, то допустимо уточнение такого уведомления, но не позднее указанного выше срока.

В таком случае налогоплательщик вправе подать в налоговый орган новое уведомление о переходе на УСН, указав в нем иной объект налогообложения и приложив письмо о том, что ранее поданное уведомление аннулируется.

 

<Письмо> ФНС России от 15.09.2020 N БС-4-11/14930@
"По вопросу порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка с видом разрешенного использования, установленного в соответствии с частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 1 января 2019 года по расходам на приобретение садового земельного участка в случае строительства на нем жилого дома налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет

На основании НК РФ предусмотрено предоставление имущественного налогового вычета по расходам на приобретение земельных участков, предоставленных для ИЖС, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома. При приобретении иных земельных участков предоставление налогового вычета НК РФ не предусмотрено.

На основании Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества на садовом земельном участке допускается размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Начиная с 1 января 2019 года такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих документах, считаются равнозначными.

Таким образом, в случае строительства жилого дома на приобретенном в собственность садовом земельном участке налогоплательщик вправе учесть расходы по его приобретению в составе имущественного налогового вычета, после государственной регистрации права собственности на построенный жилой дом.

 

<Информация> ФНС России
"Разъяснены особенности предоставления имущественного вычета при приобретении жилья по военной ипотеке"

Военнослужащему - участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения было правомерно отказано в предоставлении имущественного налогового вычета на приобретение жилья

ФНС России оставила жалобу налогоплательщика на решение налоговой инспекции без удовлетворения, поскольку заявитель являлся участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и оплата расходов на приобретение квартиры производилась не за счет средств налогоплательщика, а из средств бюджетной системы Российской Федерации.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

14.09.2020 Осуществление деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, без направления уведомления в налоговый орган приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2020 № 305-ЭС20-7928 по делу N А40-116669/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что неправомерно привлечен к ответственности за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе, т. к. он лишь не направил уведомление об учете его в качестве плательщика торгового сбора. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию предпринимателя необоснованной. Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, без направления уведомления в налоговый орган приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

15.09.2020 Если установлена поставка налогоплательщику товаров не заявленными контрагентами, а реальными поставщиками, то вычеты по НДС не могут быть частично приняты исходя из цен последних

Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2020 № 309-ЭС20-8423 по делу N А76-27175/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что ему неправомерно отказано в применении вычетов по НДС, т. к. все предусмотренные договорами товары фактически поставлены, оплачены и использованы в хозяйственной деятельности. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Учитывая факт приобретения товара у реальных поставщиков (но не у заявленных контрагентов) и его использование в коммерческой деятельности, суды первой и апелляционной инстанций признали решение инспекции незаконным в части начисления НДС со стоимости товара от реальных поставщиков. Суд округа пришел к выводу о том, что такой подход в отношении налоговых вычетов по НДС действующим законодательством не допускается. Вычеты могут применяться только в связи с несением расходов по конкретной сделке. Для принятия таких вычетов подтверждения лишь факта наличия товара недостаточно, налогоплательщиком должны быть представлены надлежащим образом оформленные первичные документы по сделке с конкретным контрагентом, а также доказательства, подтверждающие реальное исполнение такой сделки.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

15.09.2020 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС, если у него были прямые взаимоотношения с импортерами спорного товара, и движение товара по его указанию со складов временного хранения осуществлялось напрямую организациям-покупателям, минуя цепочку посреднических фирм

Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2020 № 307-ЭС20-9376 по делу N А56-5476/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно применил вычеты по НДС и учел расходы по налогу на прибыль на основании первичных документов, оформленных от имени спорных контрагентов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Установлена организованная схема использования налогоплательщиком организаций-посредников с целью увеличения торговой наценки. У налогоплательщика в проверяемом периоде были прямые взаимоотношения с импортерами спорного товара, и движение товара по его указанию со складов временного хранения осуществлялось напрямую организациям-покупателям, минуя цепочку посреднических фирм. Суды согласились с выводами налогового органа об отсутствии реальности хозяйственных отношений со спорными контрагентами, указывая на отсутствие у них необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, равно как и доказательства реальной доставки (транспортировки) товара от поставщиков в адрес налогоплательщика либо при участии (содействии) контрагентов.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

16.09.2020 Если налогоплательщик считает, что самостоятельно исчисленная им сумма налога является излишне уплаченной, то с целью ее возврата он должен подать уточненную декларацию с верной, по его мнению, суммой налога

Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2020 № 308-ЭС20-9513 по делу N А15-1821/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что не должен был уплачивать ЕСХН за спорный период ввиду отсутствия иных доходов и расходов, кроме средств, полученных от субсидий. Соответственно, излишне уплаченный налог подлежит возврату. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Поскольку документы, подтверждающие ведение раздельного учета доходов (расходов), а также первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие произведенные расходы по полученным субсидиям, налогоплательщик не представил, он уплатил в бюджет ЕСХН, представив уточненную декларацию, в которой отражена сумма налога к уплате. Суд отметил, что налогоплательщик сам исчислил и уплатил налог, в связи с чем факт переплаты не установлен. Уточненный расчет по ЕСХН за спорный период не представлен, поэтому сумма налога, заявленная в последнем расчете по ЕСХН, является окончательной суммой налога, определенной налогоплательщиком самостоятельно как подлежащей уплате в бюджет.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

15.09.2020 При определении налоговых обязательств по НДФЛ в связи с утратой ИП права на применение УСН с объектом «доходы» расчетный метод не применяется, если представленные документы не могут быть однозначно отнесены к конкретным расходам

Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2020 № 309-ЭС20-6069 по делу N А76-13377/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что при определении налоговых обязательств по НДФЛ в связи с утратой права на применение УСН налоговый орган должен был использовать расчетный метод. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налоговым органом предоставлен предпринимателю профессиональный налоговый вычет в размере 20% от общей суммы доходов в связи с применением им УСН с объектом обложения "доходы". Вопрос о возможности применения расчетного способа определения налога отклонен, т. к. документы, представленные предпринимателем в качестве доказательства понесенных расходов, превышающих размер профессионального налогового вычета, не позволяли отнести заявленные затраты к расходам от предпринимательской деятельности. По данным документам не представляется возможным идентифицировать объекты, на которых произведены работы, и соотнести их с принадлежащими ИП объектами.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

16.09.2020 Компенсационные выплаты сотрудникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, облагаются НДФЛ, если они входят в систему оплаты труда, имеют фиксированный размер, не являются возмещением расходов

Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2020 № 308-ЭС20-9499 по делу N А32-22252/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что ему неправомерно доначислен НДФЛ на компенсационные выплаты сотрудникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Спорные выплаты входили в действующую на предприятии систему оплаты труда, не обладали признаками возмещения понесенных расходов, подтвержденных документально или суточными, а имели фиксированный размер в зависимости от фактически отработанного времени - процент от должностного оклада. Такие выплаты подлежат обложению НДФЛ.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

17.09.2020 Вывоз транспортных средств с территории Таможенного союза в режиме временного вывоза для совершения международных перевозок лишает налогоплательщика права на применение вычета по НДС, уплаченному при ввозе указанных транспортных средств, подвергшихся ремонту за пределами таможенной территории без их помещения под таможенные режимы

Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2020 № 307-ЭС20-2527 по делу N А56-155659/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что общество не вправе принять к вычету НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров (теплоходов) на таможенную территорию РФ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Теплоходы были временно вывезены за пределы Таможенного союза и ввезены обратно в качестве транспортного средства международной перевозки после их ремонта вне таможенной территории Таможенного союза без помещения под таможенные процедуры, их таможенное декларирование осуществлялось в упрощенном порядке. Под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории теплоходы также не помещались. Вывоз транспортных средств с территории Таможенного союза в соответствии с таможенным режимом временного вывоза для совершения международных перевозок лишает налогоплательщика права на применение спорного вычета по НДС. При этом доказательств необходимости проведения ремонта для обеспечения сохранности, эксплуатации и поддержания судов в состоянии, в котором они находились на день вывоза, а также возникновения потребности в ремонте во время международной перевозки обществом не представлено.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

17.09.2020 Суд признал, что налогоплательщиком занижены доходы по УСН путем формальной сдачи его имущества в субаренду подконтрольными арендаторами; размер налогов определен исходя из разницы между выручкой арендаторов и доходами самого налогоплательщика от аренды с учетом понесенных расходов

Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2020 № 305-ЭС20-8962 по делу N А40-36415/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик использовал схему уклонения от налогообложения по ОСН путем "дробления" бизнеса и занижения выручки по УСН с использованием подконтрольных посредников при сдаче в аренду собственного имущества. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Доказана совокупность обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий налогоплательщика на необоснованное применение УСН путем искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на взаимозависимые подконтрольные организации за счет переоформления документов по формальным договорам субаренды. Подлежащие доначислению суммы налогов определены инспекцией исходя из разницы между выручкой подконтрольных арендаторов от сдачи помещений в субаренду и доходами самого налогоплательщика от аренды, при этом учтены фактически понесенные расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду (заработная плата, налог на имущество, НДС, эксплуатационные и коммунальные расходы).

Источник: http://www.pravovest.ru

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

14.09.2020 Налоговый агент не может передать свои обязанности другому лицу

Минфин в письме № 03-04-05/71133 от 13.08.2020 ответил на вопрос, можно ли передать обязанностей налогового агента по НДФЛ другому лицу.

Передать эти обязанности нельзя, утверждает министерство. И вот почему.

Пунктом 2 статьи 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога .

Таким образом, по общему правилу, если указанные в пункте 1 статьи 226 Кодекса лица не являются источниками дохода, перечисляемого ими налогоплательщику, они не признаются налоговыми агентами.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.09.2020 Утвержден новый порядок заполнения больничных листков

Минздрав утвердил новый порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, в том числе и электронных больничных. Приказ от 01.09.2020 № 925н зарегистрирован в Минюсте и опубликован.

Новый порядок более современный, в нем упоминяется такая новинка законодательства, как телемедецина. Кроме того, учтены проблемы, возникшие из-за коронавируса, например, выдача листков нетрудоспособности при обязательной изоляции.

Приказ Минздрава России от 29.06.2011 № 624, по которому сейчас оформляются больничные, утрачивает силу.

Ранее стало известно, что Минтруд хочет отменить бумажные больничные с 2022 года

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.09.2020 Продажа товаров банкротами будет освобождена от НДС

Госдума приняла в первом чтении законопроект, исключающий из объектов налогообложения НДС операции при осуществлении хозяйственной деятельности должниками, признанными несостоятельными (банкротами).

В настоящее время, согласно Налоговому кодексу, НДС не облагается реализация банкротами имущества и (или) имущественных прав. При этом нет прямого указания на то, что это касается продажи банкротом результатов его текущей деятельности. Неопределенность возникает в случае, когда должник, признанный в соответствии с законодательством РФ банкротом, продолжает осуществлять текущую хозяйственную деятельность, в процессе которой реализует произведенную им продукцию, отмечается в пояснительной записке. Речь идет о том, может ли покупатель таких услуг применять вычеты по НДС.

Этот вопрос рассмотрел 19 декабря 2019 года Конституционный суд, который вынес предписание устранить правовую неопределенность по вычетам, напоминает ТАСС.

Согласно законопроекту, НДС не будет облагаться реализация товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными, в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания банкротства.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.09.2020 Порядок расчета НДФЛ на проценты по вкладам с 2021 года

Разъяснения ФНС России

В НК РФ внесены поправки в части налогообложения со следующего года доходов физлиц в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках, который превышают необлагаемый процентный доход. Об этом говорится в ФНС от 7 сентября 2020 года, сообщает ГАРАНТ.

Налоговая база будет определяться как превышение суммы доходов в виде процентов, которые получены гражданином в течение года по всем вкладам и остаткам на счетах в российских банках, над суммой процентов, которая рассчитана как произведение 1 млн руб. на ключевую ставку ЦБ РФ, действующую на первое число налогового периода. Исключение — проценты по вкладам, выплаченные в рублях, ставка по которым в течение всего периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу. Освобождения от налога для отдельных категорий налогоплательщиков не предусмотрено.

Не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, кредитные организации будут представлять в ФНС информацию для расчета НДФЛ. На основании этих данных будет формироваться сводное налоговое уведомление для уплаты налога вместе с имущественными налогами. То есть декларирование такого дохода не требуется.

В итоге НДФЛ с процентов по вкладам и остаткам на счетах в банках за налоговый период 2021 года фактически нужно будет уплатить не позднее 1 декабря 2022 года на основании сводного налогового уведомления, присланного в 2022 году.

Источник: Российский налоговый портал

 

16.09.2020 ИП расширят патентную систему налогообложения

Госдума приняла соответствующий законопроект

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении правительственный проект закона о расширении для ИП возможности применения патентной системы налогообложения (ПСН), передает ТАСС.

Документом предусматривается унификация формулировок видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, и кодов ОКВЭД. Список видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, расширяется за счет включения в него тех видов, по которым в данный момент применяется ЕНВД.

Документ предоставит налогоплательщикам право снижать сумму налога по ПСН на уплаченные страховые взносы по аналогии с ЕНВД, что позволит обеспечить максимально комфортный переход ИП с системы налогообложения в виде ЕНВД на ПСН, говорил ранее замглавы Минфина Алексей Сазанов.

Для розницы и общепита на ПСН предусмотрен увеличение в три раза площади торговых залов и залов обслуживания посетителей общественного питания — с 50 до 150 кв. м. (по аналогии с действующими сейчас ограничениями для ЕНВД). При этом регионы получат право на снижение размера таких ограничений.

ИП с наемными работниками смогут уменьшать стоимость патента не более чем на 50%. При этом для ИП без наемных работников такого ограничения нет, то есть сумму уплачиваемого налога можно уменьшить до нуля, если это позволяет сумма уплаченных страховых взносов.

Источник: Российский налоговый портал

 

17.09.2020 В каком случае можно изменить объект налогообложения для новых плательщиков УСН

Может ли налогоплательщик, подавший уведомление о применении УСН с даты его госрегистрации изменить первоначально выбранный объект налогообложения?

Да, может, ответила ФНС в письме от 11.09.2020 № СД-4-3/14754@.

При регистрации организации и индивидуальные предприниматели вправе подать Уведомление о переходе на УСН по форме № 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@, в котором указывается объект налогообложения по УСН (доходы или доходы минус расходы).

При этом вновь созданные налогоплательщики, которые решили применять УСН, могут поменять выбранный объект налогообложения. Для этого необходимо в течение 30 календарных дней с момента регистрации в налоговом органе подать новое уведомление о переходе на УСН. В представленном уведомлении необходимо указать иной объект налогообложения и приложить письмо о том, что ранее поданное уведомление аннулируется. 

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.09.2020 ФНС наконец признала право ИП на УСН 15% учитывать расходы при расчете взносов

Федеральная налоговая служба наконец официально признала право ИП на УСН 15% учитывать расходы при расчете страховых взносов в размере 1%с доходов свыше 300 тыс.рублей

Конституционный Суд РФ в определении от 30.01.2020 № 10-О указал, что налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в целях определения налоговой базы учитывают как доходы, так и расходы. Учитываются они в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, с учетом ряда особенностей (статьи 346.15 — 346.18 НК РФ). То есть доходы и расходы учитываются данной категорией налогоплательщиков в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (статья 221 НК РФ).

В письме № БС-4-11/14090 от 01.09.2020 г. говорится о том, что разъяснения ФНС, оказывается, были доведены до нижестоящих органов еще весной, внутренним письмом от 06.03.2020 N БС-5-11/493дсп@. Именно поэтому в некоторых региональных инспекциях начали добровольно пересчитывать взносы предпринимателям.

Но при расчете взносов ИП следует учитывать, что убытки прошлых лет, уменьшающие налогооблагаемую базу по УСН, не включаются в расходы при расчете взносов.

Вот, что написано в письме:

«По мнению ФНС России, плательщики страховых взносов, применяющие УСН с объектом налогообложения „доходы, уменьшенные на величину расходов“, при определении размера доходов за расчетный период в целях исчисления страховых взносов в размере 1% вправе учитывать расходы, предусмотренные статьей 346.16 Кодекса, понесенные за указанный налоговый период в рамках применения УСН, и не вправе уменьшать рассчитанную величину доходов на сумму убытков прошлых лет, полученных по итогам предыдущих налоговых периодов»

Тем ИП, которые уплачивали последние три года взносы без учета расходов, стоит обратится в налоговые органы за возвратом переплаты.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

18.09.2020 Выплаты за физлиц по договорам ГПХ освободят от взносов

Внесут поправки в статью 422 НК, которая регулирует перечень доходов, не облагаемых страховыми взносами.

В п.1 ст. 422 НК добавят новый подпункт 16:

суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физлица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам ГПХ,а также оплата плательщиком таких расходов.

Одновременно отменяется абзац 8 пп. 2 п. 1, который гласит:

с расходами физлица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Законопроект № 1022670-7 с поправками в НК внесен в Госдуму.

Таким образом не надо будет облагать взносами и те расходы, который заказчик оплатил сам за исполнителя.

Сейчас же расходы исполнителя по договору ГПХ не облагаются взносами только если их оплатил сам исполнитель-физик и ему их компенсирует заказчик. Если же заказчик сам их оплачивает, например, купит билеты, то это уже не компенсация, и облагается взносами.

В новой версии НК это недоразумение будет исправлено.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация приобрела оборудование (основное средство), в процессе эксплуатации выявился брак. Поставщик согласен заменить на новое. Но предлагает поступить таким образом: он выставляет новый счет на новое оборудование (общая сумма счета такая же, как за некачественное оборудование), покупатель этот счет оплачивает и, в свою очередь, выставляет поставщику счет и комплект документов на бракованное оборудование. Поставщик на общей системе налогообложения (ОСН), а покупатель на УСН (доходы).
Как правильно для покупателя оформить обмен?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Операция по замене бракованного оборудования на качественное не должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете. После физической замены объекта основных средств на аналогичный амортизация по нему начисляется в прежнем порядке. На период осуществления операций, связанных с заменой, начисление амортизации не прекращается.

Обоснование позиции:
К поставке товаров применяются общие положения о договоре купли-продажи, если иное не предусмотрено правилами о договоре поставки (п. 5 ст. 454ст. 506 ГК РФ). По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
В силу п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ). О ненадлежащем качестве товара покупатель обязан известить продавца (п. 1 ст. 483п. 2 ст. 513 ГК РФ).
Отметим, что в судебной практике превалирует мнение о том, что возврат некачественного товара продавцу представляет собой односторонний отказ стороны договора от исполнения договорных обязательств, т.е. договор купли-продажи в одностороннем порядке расторгается, а стороны возвращаются в исходное положение, и это означает, что реализация товара не состоялась, независимо от того, был ли принят к учету товар покупателем. Следовательно, в этом случае возврат товара не может квалифицироваться как его обратная реализация (смотрите, например,постановления АС Северо-Западного округа от 31.03.2017 N Ф07-1728/17 по делу N А66-15153/2015 (Определением ВС РФ от 24.07.2017 N 307-КГ17-8605 отказано в передаче дела в СКЭС ВС РФ), АС Московского округа от 07.10.2015 N Ф05-13318/15, АС Уральского округа от 26.11.2014 N Ф09-7148/14, ФАС Поволжского округа от 12.02.2013 N А65-14995/2012, ФАС Московского округа от 07.12.2012 по делу N А40-54535/12-116-118).
С учетом вышеизложенного считаем, что в рассматриваемой ситуации возврат поставщику бракованного оборудования обратной реализацией не является. Кроме того, вариант, предложенный поставщиком, влечет за собой дополнительную налоговую нагрузку для покупателя, в части признания выручки от реализации некачественного оборудования (ст. 346.15 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет представляет собой (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)) формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (ст. 5 Закона N 402-ФЗ).
Под фактом хозяйственной жизни понимаются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
Операция по замене бракованного оборудования влияния на финансовое положение экономического субъекта и финансовый результат его деятельности, по сути, не оказывает, т.к. в результате такой операции на учете у организации остается актив, идентичный первоначальному.
Не идет в данном случае и речи о выбытии и поступлении активов, т.к. при замене бракованного оборудования на качественное актив не меняется. В частности, замена не приводит к необходимости изменения первоначальной стоимости, поскольку это не вытекает из п. 14 ПБУ 6/01, а потому и к необходимости пересчета сумм амортизации. По сути, как до замены, так и после нее в распоряжении организации остается основное средство, происходит лишь замена конкретного имущества, основные параметры которого (срок полезного использования, первоначальная стоимость и др.) не изменились.
Рассматриваемая операция также не влечет за собой возникновения доходов и расходов в бухгалтерском учете. Для целей ведения бухгалтерского учета доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Поскольку в результате замены некачественного оборудования на качественное в анализируемой ситуации не происходит увеличения или уменьшения экономических выгод организации-покупателя, говорить о возникновении доходов и расходов не приходится.
В связи с изложенным считаем, что операция по замене бракованного оборудования на качественное не должна отражаться в бухгалтерском учете.

Налоговый учет

НК РФ не установлены особенности налогового учета у налогоплательщика-покупателя в случае замены продавцом в течение гарантийного срока бракованного товара (в частности, принятого к учету в качестве амортизируемого имущества или МПЗ) на аналогичный качественный товар. В данном случае мы можем руководствоваться разъяснениями специалистов Минфина России.
В письме Минфина России от 14.06.2016 N 03-03-06/3/34278 финансисты указали, что, если производится замена по гарантии бракованного основного средства на исправное, эта операция не признается отдельной сделкой, а имеет место в рамках первоначального договора поставки. Поэтому в налоговом учете компании не происходит ошибок или искажений, не возникает доходов и расходов. Аналогичная позиция содержится и в письме Минфина России от 03.06.2015 N 03-07-11/31971.
Полагаем, что такой подход применим и для налогоплательщиков на УСН с объектом налогообложения "доходы" (п. 1 ст. 41ст.ст. 248-250п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Таким образом, применимо к рассматриваемой ситуации, в общем случае у организации в периоде выявления факта поставки некачественного оборудования и его замены поставщиком не возникает доходов, подлежащих признанию при применении УСН.

Документальное оформление возврата

Прежде всего, при обнаружении покупателем при эксплуатации оборудования факта его брака (неисправности) следует составить документы, служащие обоснованием для предъявления претензии поставщику. В качестве таковых могут выступать:
- акт о выявленных недостатках по качеству товара;
- акт экспертизы (при необходимости);
- претензия к поставщику с требованием о замене некачественного товара на качественный.
Поскольку, как было сказано выше, замена оборудования по гарантии не отражается в бухгалтерском учете, считаем, что составлять акт о списании бракованного станка и приходный ордер (либо другой документ) о принятии к учету полученного равноценного имущества не нужно. При этом полагаем, что в инвентарной карточке учета основных средств следует исправить сведения о замененном оборудовании, если в этом есть необходимость (заводской номер, номер паспорта и т.п.).
Некачественное оборудование может быть передано поставщику по накладной (с пометкой "на возврат") с указанием наименования и количества либо по акту приема-передачи, составленному в произвольной форме с пометкой "Замена товара по гарантийным обязательствам по договору N __".
Напоминаем, что организация вправе самостоятельно разработать формы первичных учетных документов с учетом требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы". 15 августа 2018 года сотруднице организации начислен больничный по беременности и родам, выплачен 7 сентября 2018 года. В декабре было начислено и выплачено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Указанные выше больничный и пособие были отражены в расчете по страховым взносам и как переплата по страховым взносам в учете организации. Всего за период 2018 года организацией были выплачены страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 100 005,22 руб., начислено этих взносов за этот же период 112 516,20 руб.
В каком размере можно учесть страховые взносы на случай временной нетрудоспособности с целью уменьшения налога при упрощенной системе?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях избежания налогового спора сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, может быть уменьшена на сумму фактически уплаченных страховых взносов, уменьшенную на величину зачтенных в счет их уплаты сумм пособий.

Обоснование вывода:
Согласно п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, в частности на сумму:
1) страховых взносов, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ) (пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ);
2) расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), выплаченного работникам за первые три дня за счет собственных средств работодателя, в части, не покрытой страховыми выплатами (пп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
При этом общая сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Обращаем внимание, что правом уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на суммы выплаченных работникам пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком НК РФ налогоплательщиков не наделяет (письмо Минфина России от 28.03.2014 N 03-11-11/13859).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации налог может быть уменьшен только на сумму страховых взносов. На основании абзаца 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, производится на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде. Следовательно, в целях применения п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ исчисленный за отчетный (налоговый) период авансовый платеж (налог) уменьшается на сумму страховых взносов, которые фактически уплачены в данном отчетном (налоговом) периоде. Сумма страховых взносов, уплаченных сверх начисленных сумм, не может быть учтена в уменьшение налога в периоде их уплаты. Также не могут уменьшить налог суммы страховых взносов, начисленных за налоговый период, но не уплаченных. То есть в данном случае речь может идти только о сумме 100 005 рублей 22 копейки, сумма начисленных взносов - 112 516 рублей 20 копеек значения не имеет. Смотрите также письма Минфина России от 02.03.2020 N 03-11-11/15362, от 06.09.2019 N 03-11-11/68832, от 04.03.2019 N 03-11-11/13909, от 25.02.2019 N 03-11-11/12121, от 20.01.2014 N 03-11-11/1483, от 26.08.2013 N 03-11-11/35000, от 23.08.2013 N 03-11-09/34637, от 03.04.2013 N 03-11-11/135 и др.
Вместе с тем на основании п. 2 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов на социальное страхование по ВНиМ уменьшается плательщиками на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.
Соответственно, можно сказать, что страховые взносы на социальное страхование по ВНиМ могут быть уплачены посредством выплаты работнику пособий. То есть в данном случае уплата страховых взносов произошла не путем перечисления их в бюджет с расчетного счета, а посредством выплаты работнику из кассы организации (или на зарплатную карту). Поэтому такие взносы можно считать уплаченными. Следовательно, организация вправе уменьшить сумму исчисленного налога по УСН на сумму расходов на выплату страхового обеспечения застрахованному лицу, на которую была уменьшена подлежащая перечислению в бюджет сумма страховых взносов на социальное страхование по ВНиМ, исчисленных за тот же период.
Данная позиция ранее поддерживалась контролирующими органами. Так, специалисты Минфина России в своих разъяснениях приходили к выводу, что сумма налога по УСН, исчисленная за налоговый (отчетный) период, может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ, направленных (в пределах исчисленных сумм) на оплату расходов по выплате обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования за этот же период времени, а также на сумму фактически выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя (работодателя) (письмаМинфина России от 13.12.2011 N 03-11-06/2/169, от 14.11.2011 N 03-11-11/282, от 26.10.2011 N 03-11-06/2/147 и от 24.10.2011 N 03-11-06/2/146). Такого же мнения придерживаются и налоговые органы (смотрите материал: Вопрос: Наша организация применяет УСН с объектом "доходы". В декабре 2011 года мы оплатили работнику больничный лист, из которого 1400 рублей - за счет ФСС и 600 рублей - за счет собственных средств (первые три дня). Можно ли уменьшить налог 6% на сумму пособия, выплаченного за счет собственных средств? (ответ Управления ФНС РФ по Пермскому краю, апрель 2012 г.)).
Однако все официальные разъяснения, подтверждающие указанную выше точку зрения, были даны до 01.01.2013. Здесь следует сказать о том, что до этой даты в ст. 346.21 НК РФ (смотрите абзац 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013) речь шла об уменьшении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на суммы страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности. При этом в отношении пособий по временной нетрудоспособности не содержалось оговорки, указывающей на то, что учитываются только пособия, выплаченные работникам за первые три дня за счет собственных средств работодателя.
С 2013 года абзац 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ утратил силу, вместо него в ст. 346.21 НК РФ был введен п. 3.1, согласно которому, как было сказано выше, налог уменьшается на расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности, которая оплачивается за счет средств работодателя. Данное изменение, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что законодатель не считает возможным уменьшать суммы налога по УСН на виды выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ.
В письме от 13.11.2017 N 03-11-06/2/74681 Минфин России, ссылаясь на п. 2 ст. 431 НК РФ, приходит к выводу, что плательщики страховых взносов уплачивают сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ за вычетом расходов по данному виду страхования. Косвенно это разъяснение может свидетельствовать в пользу точки зрения, что суммы пособий, зачтенных в счет уплаты страховых взносов на социальное страхование по ВНиМ, уплаченными в целях применения п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ считать нельзя.
Однако официальных разъяснений, прямо комментирующих рассматриваемую проблему, данных контролирующими органами после 2013 года, нам обнаружить не удалось. Также нам не встретились и примеры судебной практики, касающиеся данного вопроса.
В связи с этим, с учетом всего сказанного выше, считаем, что менее рискованным является вариант, когда налог по УСН уменьшается на выплаченные за счет работодателя пособия и фактически уплаченные страховые взносы (т.е. за минусом зачтенных сумм).
Также напоминаем о праве налогоплательщика на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

ЕНВД

 

Есть ли разъяснения по переходу с ЕНВД на УСН? Будет ли учитываться ограничение по предельной величине доходов за 9 месяцев 2020 года в размере 112,5 млн. руб.?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, не учитываются при расчете предельной величины доходов в целях перехода на УСН.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ (то есть доходы от реализации и внереализационные доходы), не превысили 112,5 млн. руб.*(1).
При этом предельная величина доходов определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения. Исходя из п. 4 ст. 346.12 НК РФ, для целей перехода на УСН сумму доходов, полученных от видов деятельности, облагаемых ЕНВД, в расчет не включают. Поэтому, как следует из разъяснений Минфина России в письме от 05.10.2010 N 03-11-11/255, если до перехода на УСН организация применяла только ЕНВД, то на нее ограничение по лимиту дохода не распространяется (смотрите также письма Минфина России от 20.02.2008 N 03-11-04/2/42, от 22.01.2008 N 03-11-04/3/11, от 14.08.2007 N 03-11-02/230, информацию УФНС России по Челябинской области от 17.05.2013).
Отметим также, что в рекомендуемой форме Уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1), утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@, для организаций, переставших быть плательщиками ЕНВД, предусмотрено проставление прочерка (незаполнение) в поле "Получено доходов за девять месяцев года подачи уведомления" (сноска 2).
В рассматриваемом случае организация получает доходы только в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД, а значит, в целях соблюдения ограничения, установленного п. 2 ст. 346.12 НК РФ, сумма таких доходов в расчете не участвует.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Ограничения по размеру доходов для применения УСН;
Энциклопедия решений. Переход на УСН с ЕНВД ранее созданных организаций и предпринимателей;
Вопрос: Перевод на УСН деятельности, в отношении которой применялся ЕНВД, в случае отмены данного режима. Ограничение по доходам при совмещении УСН и ЕНВД (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.);
Вопрос: Организация работает на общем режиме налогообложения. По одному из видов деятельности уплачивается ЕНВД. С 2015 г. организация хочет перейти на упрощенную систему налогообложения. Подскажите, пожалуйста, как следует определять показатели доходов, численности работников и остаточной стоимости основных средств, ограничивающие право по переходу на УСН: по всей организации в целом или только по тем видам деятельности, доходы от которых облагаются в соответствии с общим режимом? ("ЭЖ Вопрос-Ответ", N 10, октябрь 2014 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Может ли индивидуальный предприниматель подписать договор, не поставив оттиск печати?

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не установлена обязанность индивидуального предпринимателя иметь печать. Поэтому отсутствие оттиска печати ИП на договоре не является нарушением и не свидетельствует о недействительности такого договора.

Обоснование вывода:
Гражданское законодательство прямо не предусматривает обязанность индивидуального предпринимателя иметь печать. В частности, ст. 23 ГК РФ, определяющая правовой статус ИП, не содержит такого требования. Анализ норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также показывает, что обязанность ИП иметь печать не установлена.
В судебной практике высказывается мнение о том, что, поскольку законодательство не содержит прямого требования о наличии печати у предпринимателя, ее наличие остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф06-28031/17 по делу N А12-12456/2017, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 N 17АП-7016/13).
Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" внесены изменения в ряд законодательных актов, направленные на отмену обязательности использования печати хозяйственными обществами. Такое использование теперь необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Нормы ГК РФ, касающиеся порядка оформления сделок (договоров), также не устанавливают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей использовать печать при заключении договоров. Скрепление договора печатью необходимо лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (абзац четвертый п. 1 ст. 160 ГК РФ). Например, печатью должны быть скреплены обе части двойного складского свидетельства, выдаваемого товарным складом (при наличии у него печати) (п. 1 ст. 913 ГК РФ).
Отсутствие в договоре оттиска печати одной или обеих сторон само по себе не является основанием для признания договора незаключенным или недействительным (постановления Двадцать первого ААС от 15.10.2019 N 21АП-3257/19, Девятнадцатого ААС от 16.04.2019 N 19АП-7276/18, Третьего ААС от 28.02.2019 N 03АП-7161/18).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

 

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения