Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 14 по 20 июня 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 11.06.2021 N 178-ФЗ
"О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"

Установлен порядок возврата заявителям излишне либо ошибочно уплаченных консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов

Уплаченные суммы консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, подлежат возврату полностью в следующих случаях:

обращения плательщика к уполномоченному консульскому должностному лицу с просьбой не совершать консульское действие либо возвращения заявления о совершении консульского действия и (или) документов без их рассмотрения;

отказа уполномоченного консульского должностного лица в совершении нотариального действия;

отказа в выдаче загранпаспорта гражданина РФ, в том числе содержащего электронный носитель информации.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 11.06.2021 N 196-ФЗ
"О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В связи с проведением чемпионата мира FIA "Формула-1" определен перечень услуг, освобождаемых от НДС

Согласно дополнению, внесенному в п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению НДС реализация:

услуг по реализации иностранными лицами прав на проведение чемпионата мира FIA "Формула-1", включающих в себя право на популяризацию мероприятия и право называть мероприятие российского этапа указанного чемпионата "Чемпионат мира FIA "Формула-1";

рекламных услуг, реализуемых организацией, которая приобрела права, указанные в абзаце втором настоящего подпункта, на территории объекта спорта для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1" и объектов инфраструктуры, обеспечивающих функционирование указанного объекта спорта.

Действие данных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. Положения применяются по 31 декабря 2025 года включительно.

 

Федеральный закон от 11.06.2021 N 197-ФЗ
"О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Установлены размеры госпошлин за совершение регистрационных действий, связанных с госрегистрацией кормовых добавок

Согласно закону размеры госпошлин составляют:

за государственную регистрацию кормовой добавки - 85 000 рублей;

за внесение в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированную кормовую добавку, изменений, требующих проведения экспертизы, - 34 700 рублей;

за внесение в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированную кормовую добавку, изменений, не требующих проведения экспертизы, - 7 700 рублей.

 

Федеральный закон от 11.06.2021 N 198-ФЗ
"О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Пониженные тарифы страховых взносов не применяются к выплатам членам экипажей судов, используемых для хранения и перевалки сжиженного природного газа в морских портах РФ

Соответствующее исключение внесено в подпункт 4 пункта 1 статьи 427 НК РФ, которым предусмотрены основания применения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации).

Теперь к указанному исключению добавлены также суда, предназначенные для хранения и перевалки СПГ.

 

Федеральный закон от 11.06.2021 N 199-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 2 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус"

Установлены особенности налогообложения на федеральной территории "Сириус"

Законом в Налоговый кодекс РФ вносятся изменения, предусматривающие, в числе прочего, определение в законодательстве о налогах и сборах полномочий по установлению и прекращению действия налогов и налоговых льгот, а также особенности администрирования отдельных видов обязательных платежей на федеральной территории "Сириус".

Так, например, установлено, что льготы по региональным налогам на территории "Сириус", устанавливаются и отменяются положениями НК РФ, а льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус".

Предусмотрено также полномочие финансовых органов федеральной территории "Сириус" давать письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов о налогах и сборах.

Кроме того, на основании положений принятого закона не признаются объектом налогообложения НДС отдельные операции, в том числе по передаче на безвозмездной основе имущества, работ и услуг органам публичной власти федеральной территории.

Органы публичной власти федеральной территории "Сириус" освобождены от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных НК РФ.

Положениями закона предусматриваются особенности налогообложения по отдельным налогам, а также по применению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

Закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

 

Федеральный закон от 11.06.2021 N 174-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

На держателей реестров акционеров возложена обязанность представлять сведения об акционерах и принадлежащих им акциях для включения в реестр групп предприятий

Согласно принятому закону в целях ведения уполномоченным органом реестра групп предприятий держатели реестров акционеров акционерных обществ ежегодно до 5 июля предоставляют в указанный орган сведения, содержащие перечень акционеров - юридических лиц и долей их участия в уставном капитале акционерных обществ, сведения, которые позволяют идентифицировать указанных акционеров, а также сведения о суммарных долях участия иных акционеров в уставном капитале акционерных обществ.

Сведения формируются на основании последнего составленного списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

Правила ведения реестра групп предприятий, а также взаимодействия уполномоченного органа и держателей реестров акционеров акционерных обществ устанавливаются Правительством РФ.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года.

 

Проект Федерального закона N 1170972-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации) (текст ко второму чтению)

Ко второму чтению в законопроект N 1170972-7, вносящий многочисленные изменения в НК РФ, включены положения об освобождении от НДС услуг общественного питания

Законопроектом в НК РФ вносятся поправки, касающиеся уплаты НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и других налогов.

Новые положения законопроекта предусматривают, в частности, дополнение перечня операций, не подлежащих налогообложению НДС. К таким операциям отнесены услуги общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).

Одновременно установлен ряд условий, при соблюдении которых соответствующие операции не облагаются НДС. В том числе сумма доходов организации за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от НДС, не должна превышать в совокупности 2 млрд рублей; удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов компании должен составлять не менее 70% и др.

Напомним также, что законопроектом:

уточняется порядок уплаты НДС налоговыми агентами при покупке товаров (работ, услуг) у поставщиков - иностранных организаций;

устанавливаются ставки акцизов на подакцизные товары с учетом прогнозируемого уровня инфляции в размере 4 процентов;

предусматриваются поправки, направленные на донастройку демпфирующего механизма, применяемого при определении налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье;

корректируются условия для применения с 1 января 2022 г. права на "обратный" акциз на этан и сжиженные углеводородные газы (СУГ);

по налогу на прибыль уточняется порядок учета расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства;

для организаций культуры предусматривается перенос сроков уплаты налога на прибыль за 2020 и 2021 год на март 2022 г.;

определен перечень случаев возникновения обязанности по восстановлению и уплате в бюджет страховых взносов у участников проекта "Сколково".

 

Постановление Правительства РФ от 10.06.2021 N 891
"О внесении изменения в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"

Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

В перечень технологического оборудования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 372, включена следующая позиция:

"8517 62 000 3 "Оборудование подводной волоконно-оптической системы передачи "Баренцево море 2".

 

Приказ ФНС России от 26.03.2021 N ЕД-7-3/218@
"Об утверждении формы, формата и порядка представления уведомления об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму указанных в пункте 1.2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации страховых платежей (взносов) и пособий"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2021 N 63860.

Уведомление об уменьшении суммы налога, исчисленного при применении ПСН на расходы по уплате страховых взносов и пособий, представляется по утвержденной форме

Федеральным законом от 23.11.2020 N 373-ФЗ налогоплательщикам, применяющим ПСН, предоставлено право уменьшать сумму налога, исчисленную за налоговый период, на суммы, поименованные в пункте 1.2 ст. 346.51 НК РФ (в том числе суммы страховых взносов, а также выплаченные пособия по временной нетрудоспособности).

Уведомить налоговый орган о таком уменьшении, необходимо по форме (формату), утвержденным настоящим приказом.

Уведомление представляется в налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН, и в который им уплачена (должна быть уплачена) сумма налога, подлежащая уменьшению.

 

<Письмо> Минфина России от 09.06.2021 N 07-01-09/45392
<О документах в области регулирования бухгалтерского учета>

Минфином даны разъяснения о применении нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета

На основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным, отраслевым стандартам и актам Банка России.

С учетом изложенного сообщается, что документ в области регулирования бухгалтерского учета не считается противоречащим федеральным стандартам (ФСБУ) при наличии одного или нескольких перечисленных обстоятельств:

усиливается конкретное требование к бухучету, установленное ФСБУ;

определяются специфические для конкретных видов экономической деятельности способы и (или) формы реализации требований, установленных ФСБУ;

определяются либо конкретизируются специфические для конкретных видов деятельности формы реализации допустимого способа ведения бухучета, установленного ФСБУ;

предусматривается применение не всех допустимых способов ведения бухучета, установленных ФСБУ, в отдельных видах экономической деятельности;

дополняются либо конкретизируются состав и объем информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

<Письмо> Минфина России от 16.06.2021 N 30-01-15/47183
<О применении контрольно-кассовой техники>

При реализации недвижимого имущества, на которое установлена ипотека, у организаций или индивидуальных предпринимателей возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники по такой сделке

Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под понятием "расчеты", в частности, понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Ипотечное кредитование, то есть покупка жилья за счет заемных (кредитных) средств, но с обременением (под залог приобретаемой недвижимости) регулируется Федеральным законом от 16.07.2021 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ).

Как следует из положений Федерального закона N 102-ФЗ, при приобретении недвижимого имущества за счет кредитных средств в отношении этого объекта возникает залог в силу закона, к которому применяются все правила об ипотеке в силу договора, если иное не предусмотрено письменным соглашением между залогодателем (заемщиком) и залогодержателем (банком) (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 77 Федерального закона N 102-ФЗ).

При этом заключаются два самостоятельных договора - кредитный договор с банком и договор купли-продажи с использованием кредитных средств между продавцом и покупателем недвижимого имущества, в которых содержится условие об ипотеке приобретаемого объекта.

Таким образом, при реализации недвижимого имущества, на которое установлена ипотека, у организаций или индивидуальных предпринимателей возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники по такой сделке.

Согласно положениям пунктов 5.3 и 5.4 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 названной статьи, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

 

<Письмо> ФНС России от 01.06.2021 N БС-4-21/7598
"О порядке определения коэффициентов, предусмотренных пп. 7, 7.1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации"

Разъяснен порядок применения коэффициентов, предусмотренных пунктами 7, 7.1 статьи 396 НК РФ, при исчислении земельного налога

Указанными нормами НК РФ предусмотрено применение коэффициентов в случаях:

возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок;

изменения в течение налогового (отчетного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка.

Исчисление коэффициентов осуществляется в соответствии с установленным порядком.

В письме сообщается, что порядок определения размера указанных коэффициентов в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей НК РФ не установлен.

Значение указанных коэффициентов должно определяться в виде правильной простой дроби.

 

<Письмо> ФНС России от 11.06.2021 N ЕА-4-15/8244@
"О направлении информации"

ФНС рекомендованы формы (форматы) представления реестров документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы

С 1 июля 2021 года в рамках камеральной налоговой проверки налогоплательщики вправе в качестве пояснения представлять в электронной форме реестр документов, подтверждающих налоговые льготы (Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ).

До утверждения в установленном порядке соответствующих форм реестров ФНС рекомендует использовать следующие формы и документы:

форму реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость, а также порядок ее заполнения;

форму реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на имущество организаций, а также порядок ее заполнения;

формат представления реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость, в электронной форме;

формат представления реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на имущество организаций, в электронной форме;

порядок представления реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость, и реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на имущество организаций, в электронной форме.

 

<Письмо> ФНС России от 11.06.2021 N ЕА-4-15/8246@
"О направлении информации"

ФНС направляет рекомендуемые к использованию с 01.07.2021 форматы предоставления заявлений на получение свидетельств, предусмотренных статьями 179.2 - 179.5 НК РФ

В целях поэтапного перехода на оказание услуг по выдаче свидетельств в электронной форме ФНС направляет рекомендуемые форматы предоставления в электронной форме заявлений:

о выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом;

о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;

о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;

о выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

о выдаче дубликата свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом;

об исправлении опечаток и (или) ошибок, допущенных в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

 

<Письмо> ФНС России от 16.06.2021 N БС-4-11/8412@
<О налогообложении доходов от размещения рекламы, полученных физическими лицами - блогерами, создавшими цифровой контент>

Доходы, полученные российскими блогерами от просмотра их контента с территории США, облагаются налогом только в РФ

Google LLC выплачивает лицу, разместившему видеоролик, часть дохода компании от размещения в таком видеоролике рекламы.

На основании п. 1 ст. 12 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения доходы от авторских прав и лицензий (роялти), получаемые лицом с постоянным местопребыванием в Российской Федерации, облагаются налогом только в Российской Федерации.

Таким образом, компания Google LLC не будет удерживать подоходный налог США по ставке 30% с доходов от размещения рекламы, выплачиваемых авторам - налоговым резидентам Российской Федерации. Для этого физлицам необходимо подтвердить статус налогового резидента РФ, заполнив соответствующую форму (W8B, 1042S), направленную ему Google LLC в электронном виде.

Указанные доходы облагаются в РФ по ставке 13%. Необходимо самостоятельно исчислить и уплатить налог с полученного дохода и представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Доходы физлица, являющегося ИП, облагаются налогом в соответствии с применяемой им системой налогообложения.

 

Информационное сообщение Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33
"Новая редакция правил о документах и документообороте в бухгалтерском учете"

Минфин подготовил информацию о новых требованиях к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете

Приказом Минфина России от 16 апреля 2021 г. N 62н утвержден ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете".

Основные новации коснулись, в частности, следующего:

изменена сфера применения стандарта - ФСБУ 27/2021 распространяется на все экономические субъекты, за исключением организаций бюджетной сферы (ранее - все экономические субъекты, за исключением банков и колхозов);

ФСБУ 27/2021 установлены требования только к первичным учетным документам и регистрам бухгалтерского учета (ранее - первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы);

определен термин "дата составления первичного учетного документа" (ранее - термин не определялся);

введено понятие "оправдательный документ";

установлена возможность применения ряда особых процедур оформления фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами, например, одним первичным учетным документом могут быть оформлены: несколько связанных фактов хозяйственной жизни; ряд сделок, заключенных участником биржевых торгов, по договорам с разными контрагентами;

требования к исправлению документов бухгалтерского учета актуализированы применительно к современным технологиям обработки информации.

ФСБУ 27/2021 вступает в силу с 1 января 2022 г. Организация вправе принять решение о досрочном применении этого стандарта.

 

<Информация> ФНС России от 16.06.2021 <Государственная Дума упростила правила налогообложения имущества отдельных видов>

ФНС: изменения в НК РФ упростят налогообложение имущества отдельных видов

В ближайшее время в Совет Федерации будет направлен закон, вносящий изменения в НК РФ, в соответствии с которым, в частности:

в случае принудительного изъятия транспортного средства, например по постановлению судебного пристава-исполнителя или решению суда, исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца, в котором оно было принудительно изъято, независимо от даты снятия с регистрационного учета;

аналогично будет прекращаться исчисление налога на имущество организаций в случае гибели или уничтожения объекта налогообложения, т.е. независимо от даты снятия указанного объекта с кадастрового учета, на основании заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих факт гибели или уничтожения;

будет введен экстерриториальный порядок выдачи сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налогов (такое сообщение можно будет получить в любом налоговом органе).

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

15.06.2021 Если приобретенный налогоплательщиком товар фактически являлся ломом цветных металлов, операции по реализации которого не подлежали налогообложению, то он не вправе принять к вычету НДС

Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2021 № 301-ЭС21-2308 по делу N А11-9927/2017
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно принял к вычету НДС при приобретении товара - чушек медных. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Товар, по которому заявлены налоговые вычеты, указан в документах как "алюминиевый сплав", но таковым не является. Фактически он является ломом цветных металлов, операции по реализации которого не подлежали налогообложению. Поэтому налогоплательщик, зная это, не вправе был применить вычеты по НДС.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.06.2021 Компенсация арендаторами стоимости коммунальных услуг увеличивает доход арендодателя, если по договорам он взял на себя обязательства производить оплату услуг ресурсоснабжающим организациям

Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2021 № 302-ЭС21-2743 по делу N А33-29856/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что не утратил право на применение патентной системы налогообложения, т. к. не был превышен ни лимит, установленный для совокупного дохода по ПСН, ни лимит по УСН. Возмещаемые арендаторами суммы коммунальных платежей не являются его доходом. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Арендодатель (ИП) по условиям договоров обязался передать арендатору нежилое здание в состоянии, соответствующем назначению арендованного имущества и его пригодности к эксплуатации. Кроме того, ИП взял на себя обязательства производить оплату ресурсоснабжающим организациям за электроэнергию, водоснабжение, водоотведение. Таким образом, затраты налогоплательщика на оплату коммунальных услуг являются необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности и произведены с целью обеспечения использования арендуемых объектов по их назначению. Поэтому компенсация арендаторами стоимости данных услуг увеличивает доход по УСН (с объектом "доходы"). Суд согласился с выводом налогового органа о превышении ИП предельно допустимого размера дохода, полученного от сдачи в аренду нежилых помещений.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.06.2021 В налоговую базу по НДС включаются субсидии, рассчитанные с учетом налога, полученные в целях возмещения потерь в доходах налогоплательщика как лизинговой организации при предоставлении лизингополучателю скидки

Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2021 № 306-ЭС21-2276 по делу N А65-365/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что не должен был включать в налоговую базу по НДС субсидии, полученные в целях возмещения потерь в доходах его как лизинговой организации при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Цены на осуществляемый налогоплательщиком вид деятельности не относятся к государственным регулируемым ценам. При реализации товаров, облагаемых НДС, размер предоставленной лизингополучателю скидки также включает в себя сумму НДС, в связи с чем суд согласился с правомерностью доначисления налога.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.06.2021 В отношении нежилого здания не применяется льгота по налогу на имущество, даже если оно относится к вновь вводимым объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности

Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2021 № 302-ЭС21-2486 по делу N А33-24550/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно применил льготу по налогу на имущество в отношении нежилого здания, относящегося к вновь вводимым объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Для соответствия объектов обязательным условиям применения указанной льготы необходимо, чтобы объект был вновь возведенным, имел высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию, и в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности. Принимая во внимание, что установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, законом не предусмотрено, суд указал на отсутствие оснований для применения льготы в отношении спорного объекта.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.06.2021 ВС разрешил добросовестным третьим лицам погашать долги банкротов за счет собственных средств

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.04.2021 № 305-ЭС20-13952 (2) по делу N А40-199320/2016
Поскольку из сформулированных самим финансовым управляющим оснований его заявления следует, что в результате выплат, осуществленных цедентом, произошла замена кредитора, а конкурная масса должника не претерпела каких-либо изменений, следовательно, предоставление цедентом денежного исполнения по обязательству должника по кредитному договору не могло быть признано недействительным, поэтому обжалуемые определение и постановления подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления финансового управляющего

Один гражданин погасил кредит за другого, став его кредитором вместо банка. Однако финуправляющий должника оспорил в суде это погашение как сделку с предпочтением, оказанным банку перед другими кредиторами. Полученные от третьего лица деньги был взысканы с банка и возвращены в конкурсную массу должника. Суды указали, что правовые последствия платежа от третьего лица такие же, как если бы кредитору заплатил сам должник. Верховный Суд РФ не согласился с этим и отменил эти решения. Сделка с предпочтением признается недействительной лишь в том случае, если кредитор за счет должника получает удовлетворение, уменьшающее конкурсную массу. Это нарушает права и законные интересы иных кредиторов, которые получают меньше причитающегося им. Однако третье лицо выплатило долг за счет собственных средств, поэтому конкурсная масса должника не изменилась. Недобросовестность третьего лица, а также нарушение прав иных кредиторов не доказаны.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

18.06.2021 У налогоплательщика нет права на ознакомление с материалами налоговой проверки, на которых не основаны выводы налогового органа по итогам проверки

Определение Верховного Суда РФ от 01.04.2021 № 305-ЭС21-2241 по делу N А40-296804/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что действия должностных лиц налогового органа, выразившиеся в отказе в ознакомлении с материалами налоговой проверки, должны быть признаны незаконными. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщик ознакомлен со всеми документами, имеющими отношение к выездной налоговой проверке. Право на ознакомление с материалами, на которых не основаны результаты налоговой проверки, у налогоплательщика отсутствует. Суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимой для признания оспоренных действий налогового органа незаконными.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

18.06.2021 Если сумма созданного резерва по сомнительным долгам на конец года больше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, то разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных доходов

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.04.2021 № Ф05-5142/21 по делу N А40-68041/2020

Налоговый орган доначислил налогоплательщику (банку) налог на прибыль в связи с завышением внереализационных расходов по причине неправомерного создания резервов по сомнительным долгам под суммы задолженности по неполученным процентным доходам по кредитам и прочим размещенным средствам, предоставленным клиентами. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа. Документы, представленные банком в подтверждение учета расходов на формирование резервов по сомнительным долгам, не нашли своего отражения его в бухгалтерском учете, налоговые обязательства не скорректированы, соответствующие уточненные налоговые декларации не представлены. Согласно представленному банком сводному регистру по сомнительным долгам исходящий остаток на конец года включает остаток, сформированный по состоянию на начало периода. Вместе с тем, следуя своей позиции, банк по итогам инвентаризации должен был сформировать резерв по сомнительным долгам на названный остаток меньше и, выявив эту разницу, включить ее в состав внереализационных доходов. Таким образом, сумма резерва, сформированного банком по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на последнее число налогового периода, завышена в связи с сохранением остатка, имеющегося на его начало.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

18.06.2021 ВС обобщил практику по спорам о работе банков с исполнительными документами
Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 июня 2021 г.)

Верховный Суд РФ представил правовые позиции по спорам с банками об исполнительных документах. Исполнительный лист предъявляют в банк в течение трех лет со дня вступления решения в силу и до полуночи последнего дня срока. Банк вправе принять исполнительный документ в электронной форме только после проверки электронной подписи. Если банк вернул документ, потому что взыскатель не предоставил не предусмотренных законом дополнительных сведений, то банк можно привлечь к ответственности за неисполнение судебного акта. Сообщение взыскателем только об одном расчетном счете должника не препятствует банку проверять все счета должника, открытые в этом банке и его филиалах. Банки не вправе принудительно кредитовать должника для погашения долга, даже если по счету разрешен овердрафт. Если в исполнительном листе предусмотрена неустойка на будущее, банк сам должен ее рассчитать до дня фактического погашения долга. Нельзя списывать со спецсчета на капремонт МКД деньги в оплату долга, не связанного капремонтом. Банк вправе списать в пользу работников банкрота зарплату, если долг по ней возник еще до возбуждения дела о банкротстве. Подлинность судебного приказа надо проверять, иначе банк будет отвечать перед пострадавшим за выплаты по поддельному документу. Банк возвращает заявителю судебный приказ при поступлении информации о его отмене, не дожидаясь заявления от взыскателя. Банк обязан списать долг клиента, даже если тот попросил закрыть его счет. Отказ банка исполнить документ до закрытия счета должника - основание взыскания с банка убытков. Если у должника на счете нет денег, исполнительный документ отправляется в картотеку. В этом случае с банка нельзя взыскать убытки. Нельзя погашать долг за счет детских пособий.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

15.06.2021 Расходы по цессии учитываются в пропорции к доходам

Открыть окно выбора социальных сетей для шаринга материала

По договору переуступки права требования долга (цессии) у цессионария возникает доход. Дата получения дохода определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования.

При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Расходы по приобретению права требования учитываются при его реализации или погашении.

А как быть, если должник гасит долг частями? В этом случае расходы надо включать в пропорции к доходам, сообщает Минфин в письме № 03-03-06/2/39016 от 21.05.2021.

Доходы от частичного погашения приобретенного права требования учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом в составе расходов того же периода учитываются расходы по приобретению права требования долга пропорционально погашаемой части задолженности по праву требования.

Если цена приобретения права требования долга, превышает выручку от его реализации (погашения), разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения, при условии экономической обоснованности.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.06.2021 Компенсация дистанционщику за личный ноутбук не облагается НДФЛ и взносами и включается в прибыльные расходы

Открыть окно выбора социальных сетей для шаринга материала

Компенсация дистанционщику за использование личного оборудования не облагается налогом и сборами и включается в прибыльные расходы. Главное — все расходы должны быть подтверждены документально. В том числе и на покупку оборудования для работы.

Такое разъяснение дал Минфин в письме от 31.03.2021 № 03-03-06/1/23415.

Компенсации за использование личного оборудования не облагаются НДФЛ и страховыми взносами. Если условие о компенсации прописано в трудовом или коллективном договоре или ЛНА.

Для принятия к учету компенсаций к прибыльным расходам работодателю необходимо иметь документы:

о покупке или об аренде оборудования;

подтверждающие сумму расходов при использовании оборудования в работе.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.06.2021 Социальный вычет на лечение детей можно оформить только до 18-летия ребенка

Социальный вычет на лечение детей можно оформить только до 18-летия ребенка.

Такое разъяснение дал Минфин в письме от 25.05.2021 № 03-04-05/40046.

Социальный вычет на лечение детей может быть предоставлен одному из родителей, опекунов, усыновителей или попечителей, оплативших медицинские услуги или покупку лекарств. Причем вычет НДФЛ на лечение ребенка можно получить только до 18 лет.

«Согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия)».

Социальный налоговый вычет на лечение может получить официально работающий человек. Максимальный размер вычета за год — 120 тысяч рублей. Исключение — дорогостоящее лечение. Размер вычета на такое лечение не ограничен.

Более подробно о том, как вернуть 13% от стоимости лечения читайте в здесь.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.06.2021 Иностранцев нельзя принять на дистанционную работу

Нельзя принять на дистанционную работу иностранца, который проживает и будет работать в другой стране.

Такое разъяснение дал Роструд на сайте Онлайнинспекция.рф.

Работа дистанционщиков регулируется гл. 49.1 ТК. В ней прописано, что работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда таких работников. Все акты по трудовому законодательству распространяются только на территории России.

Представить безопасные условия и охрану труда дистанционщику, проживающему и работающему в другой стране нельзя.

Поэтому на дистанционную работу нельзя принять иностранца, который будет работать за пределами России.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.06.2021 Депутаты отменили транспортный налог для некоторых видов лодок

Соответствующий законопроект принят Госдумой в третьем чтении

Госдума в окончательном чтении приняла проект закона, согласно которому весельные и маломощные моторные лодки освобождаются от транспортного налога, передает газета «Известия».

Право устанавливать основания применения налоговых льгот по транспортному налогу и порядок их применения предоставляется регионам.

Беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по транспортному налогу, который действует сейчас для физлиц, распространяется и на юрлиц.

Кроме того, законом уточняется, что для водных и воздушных транспортных средств, которые находятся в общей собственности, размер налога будет исчисляться для каждого из ее участников пропорционально его доле в праве собственности.

Источник: Российский налоговый портал

 

17.06.2021 Уплаченные страховые взносы с матпомощи работнику уменьшают прибыльную базу

Уплаченные страховые взносы с суммы материальной помощи работнику учитываются в прочих расходах при расчете налога на прибыль.

Такое разъяснение дал Минфин в письме от 21.05.2021 № 03-03-06/1/38954.

Суммы материальной помощи работнику не учитываются в прибыльных расходах.

А страховые взносы с матпомощи уменьшают прибыльную базу.

Они учитываются в составе прочих расходов согласно пп.1 п. 1 ст. 264 НК.

Материальная помощь, выплаченная работникам, не облагается взносами при следующих условиях:

при чрезвычайных обстоятельствах — не ограничено;

к рождению ребенка — не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка;

в связи со смертью члена семьи — не ограничено;

другие — не более 4 тысяч рублей в год.

Если размер матпомощи более указанного, то с суммы превышения придется заплатить страховые взносы.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

18.06.2021 С 21 июня режим нерабочих дней в Москве отменяют. Но ограничения продлили до 29 июня

С 21 июня в Москве отменяется режим нерабочих дней. Однако ограничения продлеваются до 29 июня.

Режим нерабочих дней был отменен в Москве с 21 июня указом мэра Москвы от 18.06.2021 № 33-УМ.

С понедельника москвичи обратно приступают к работе.

А ограничения продлили до 29 июня. И еще ввели новые.

Продлеваются запреты:

на работу фудкортов;

на посещение детских игровых комнат;

на посещение зоопарков;

на использование детских площадок, спортивных площадок на улицах и беседок;

приостановление работы кафе и ресторанов с 23.00 до 6.00 (кроме доставки);

работа ночных клубов и баров с 23.00 до 6.00;

Новые ограничения.

С 18 по 29 июня в Москве запрещено:

проведение мероприятий с численностью более 1000 человек;

использование фан-зон и танцполов в концертных залах  или на спортивных мероприятиях независимо от численности посетителей.

Но есть и послабление. С 19 июня ресторанам разрешили принимать посетителей в период с 23.00 до 6.00, если человек предъявит сертификат о вакцинации с QR-кодом.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

18.06.2021 Передача ОС госучреждению в безвозмездное пользование не облагается НДС. С другим имуществом — наоборот

Организация не должна уплачивать НДС при передаче ОС в безвозмездное пользование госучреждению. В отношении другого имущества — надо.

Исключение — имущество, необходимое для предупреждения, предотвращения, диагностики и лечения ковида.

Такое разъяснение дал Минфин в письме от 26.05.2021 № 03-07-11/40459.

В пп. 5 п. 2 ст. 149 НК указано, что не облагается НДС передача основного средства в безвозмездное пользование госучреждению. А имущество — только используемое для предупреждения, предотвращения, диагностики и лечения ковида.

Передача другого имущества в безвозмездное пользование госучреждению признается объектом обложения НДС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Некоммерческая организация "Фонд защиты прав дольщиков" в 2019 и 2020 годах в соответствии с применяемой учетной политикой в бухгалтерском учете использовала счет 97 "Расходы будущих периодов" для отражения покупки и последующего списания лицензионного программного обеспечения. Профессиональное суждение о его неиспользовании для этих целей принято в 2021 году.
Каким образом обосновать изменение учетной политики? Как правильно списать остатки по счету по состоянию на 01.01.2021?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Дальнейшее неиспользование счета 97 "Расходы будущих периодов" для учета ПО оформляется изменением учетной политики на 2021 год с фиксацией способа учета без его участия в корреспонденциях.
При отсутствии четких правил для списания остатков со счета 97 считаем, что целесообразнее сделать это на 01.01.2021 путем единовременного переноса сальдового остатка на затраты.

Обоснование позиции:
1. Согласно ч. 3 и 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и с учетом пп. 2, 4 и 10 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" изменение учетной политики может производиться в случаях:
- изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами*(1);
- разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.
Изменение учетной политики оформляется организационно-распорядительной документацией организации и производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (ч. 7 ст. 8 Закона N 402-ФЗ , пп. 8, 11 и 12 ПБУ 1/2008). Обоснованием изменения учетной политики может, на наш взгляд, явиться подробное изложение принятого профессионального суждения о выбранном способе ведения бухгалтерского учета.
Как сообщено в пп. 7 и 8 Рекомендации Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение", допускается произвольная форма оформления либо (что более привычно) изложение включается в соответствующую организационно-распорядительную документацию, которой оформляется принятая организацией учетная политика (приказы, распоряжения, стандарты и т.п.).
Считаем допустимым в качестве оснований изменений указать на то, что таков выбор нового способа ведения бухгалтерского учета без использования счета 97 "Расходы будущих периодов", применение которого более рационально (пп. 6 и 10 ПБУ 1/2008) и приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета.
2. В отношении необходимости применения счета 97 при приобретении программного обеспечения отметим следующее.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрено, что для обобщения информации о затратах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов". Учтенные на нем расходы списываются, в частности, в дебет счета 20 "Основное производство". Перечень учитываемых с его помощью расходов является открытым; такие расходы подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией, в течение периода, к которому они относятся (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год).
По п. 39 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" фиксированный разовый платеж за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации отражается в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) в составе расходов будущих периодов (с применением счета 97) и подлежит списанию в течение срока действия договора.
При этом ПБУ 14/2007 не предусмотрено особенностей для некоммерческих организаций в части учета расходов на приобретение неисключительных прав на программные продукты.
В то же время некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, в бухгалтерском учете формируют поступления и расходы по уставной деятельности, как правило, без применения ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами: 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации. И равномерное распределение расходов с использованием счета 97 может привести к тому, что на счете 86 на конец отчетного периода (в ситуации, когда действие договора частично приходится на другой отчетный период) будет числиться остаток целевых средств, которые по факту уже были использованы, в частности, на приобретение ПО, что приведет к появлению недостоверной информации по учету целевого финансирования.
По нашему мнению, в ситуации, когда речь идет о приобретении НКО (не осуществляющей предпринимательской деятельности) программного обеспечения (неисключительных прав), более корректным представляется вариант единовременного списания в расходы приобретенного программного продукта, который оплачен разово.
В этом случае вносятся записи:
Дебет 20 (26) Кредит 60 (76)
- отражены расходы на приобретение программного продукта;
Дебет 86 Кредит 20 (26)
- отражено использование средств целевого финансирования.
Выбранный способ учета (единовременно или в составе расходов будущих периодов) целесообразно определить в учетной политике (материал: Митюкова Э.С. Строительство: бухгалтерский и налоговый учет (4-е изд., перераб. и доп.). - "Издательство АйСи", 2019 г.). При этом сам счет сохраняется в рабочем плане счетов Фонда.
К сожалению, нормативные документы по бухгалтерскому учету не содержат четких правил, как следует поступить с сальдовыми остатками на счете 97 при выборе в новом периоде альтернативного способа учета.
С учетом п. 7.1 ПБУ 1/2008 считаем возможным ориентироваться на положения пп. 5.26-5.32 главы 5. Признание и прекращение признания "Концептуальных основ представления финансовых отчетов (приняты Советом по МСФО)", пп. 2, 3, 5 и 6 ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений" и на механизм списания, предусмотренный ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы". Сформулированные в них правила позволяют разово перенести сальдовый остаток со счета 97 на счет 20 записью 01.01.2021.
Основанием отражаемой проводки будет бухгалтерская справка (ст. 9 Закона о бухучете).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету;
Вопрос: НКО подлежит обязательному аудиту. Финансирование деятельности НКО осуществляется в соответствии с договором финансирования. В действующем договоре не предусмотрены расходы на оплату отпусков. При этом на конец года был сформирован резерв на оплату отпусков. НКО в декабре не получило денежных средств на свое содержание. Средства должны поступить в январе следующего года. Заработная плата и иные обязательные платежи были начислены. Сальдо на начало декабря составило на счете 86.02 - 0 руб. Кредитовый оборот за декабрь - 100 000 руб. Соответственно, сальдо на 31.12.2019 равно 100 000 руб. Может ли на счете 86 числиться дебетовое сальдо? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
Вопрос: Некоммерческая организация (профсоюз, далее - НКО), применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы", в 2015-2016 годах приобретала неисключительные лицензии на право использования компьютерных программ и учитывала их на счете 97 "Расходы будущих периодов" с постепенным списанием на себестоимость. В 2016 году учетная политика в бухгалтерском учете предписывала учитывать расходы методом начисления, а с 01.01.2017 расходы стали учитываться кассовым методом. Может ли НКО после перехода на кассовый метод единовременно списать на себестоимость остаток затрат на программы, числящийся на счете 97? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)
- Вопрос: Организация (УСН с объектом налогообложения "доходы") выполняет функцию застройщика. С администрацией города заключен договор об аренде земли под строительство на три года, в котором оговорена годовая сумма оплаты за аренду земли. Сумма месячной арендной платы определяется расчетным методом (сумма годовой арендной платы / 365 х количество дней в месяце). Как правильно начислять плату за аренду земли под строительство - помесячно (Дебет 08 Кредит 76) или всю годовую сумму аренды оприходовать на счет 97, с которого при закрытии месяца пропорционально дням в месяце сумма аренды будет списываться на счет 08? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2015 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Как прописать в договоре аренды компенсацию за пользование коммунальных услуг (свет, тепло, вода), чтобы учитывать при налогообложении прибыли (переменная часть платы или отдельно сверх арендной платы)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Возмещение арендодателю коммунальных расходов может быть включено в арендную плату, в частности, в качестве ее переменной части или уплачиваться отдельно сверх арендной платы.
Для целей налогообложения прибыли, независимо от выбранного способа, возмещение арендодателю коммунальных расходов может быть учтено в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, или в составе материальных расходов.
Однако с точки зрения вычета входного НДС вариант, когда коммунальные расходы возмещаются арендодателю сверх арендной платы, является проблемным.
На наш взгляд, наиболее предпочтительным вариантом для арендатора будет включение в договор аренды положения о компенсации арендодателю стоимости коммунальных услуг в составе арендной платы в качестве переменной составляющей.

Обоснование позиции:
На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:
- арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы в качестве постоянной или переменной составляющей;
- арендатор компенсирует (возмещает) арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету);
- арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг.
Отметим, что для целей налогообложения прибыли независимо от выбранного способа возмещение арендодателю коммунальных расходов может быть учтено в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, или в составе материальных расходов.
В зависимости от способа возмещения коммунальных услуг, потребляемых арендатором, будет зависеть и налогообложение НДС.

Коммунальные услуги перевыставлены сверх арендной платы

При компенсации арендатором стоимости коммунальных услуг, не являющейся частью арендной платы, отдельным платежом (на основании отдельного счета арендодателя) стороны договора обычно фиксируют такой порядок в качестве условия договора аренды. Правомерность такого способа возмещения стоимости коммунальных расходов подтверждается судебной практикой (постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08).
В настоящее время это один из самых неудачных вариантов оформления предоставления коммунальных услуг именно с точки зрения применения арендатором вычета по НДС.

НДС

Если договором аренды предусмотрена постоянная арендная плата, а платежи за коммунальное обслуживание не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются на основании отдельного договора на возмещение затрат или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то платежи за коммунальные услуги не учитываются арендодателем при определении налоговой базы по НДС. Соответственно, счет-фактуру арендодатель на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет (п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ со ссылкой на письма ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@, от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@, При таком варианте оформления арендодатель правомочен выставить счет-фактуру только на оказание услуг по предоставлению помещения в аренду.
При этом суммы НДС, уплаченные арендатором по счетам за потребленные в рамках договора аренды коммунальные ресурсы, не могут быть учтены в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895).

Налог на прибыль

Возмещение арендодателю коммунальных расходов, не включенных в арендную плату, для целей налогообложения прибыли учитывается в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 08.06.2009 N 16-15/058069@).

Коммунальные услуги включены в состав арендной платы (в качестве переменной составляющей)

Наиболее распространенным способом решения вопроса о порядке возмещения арендаторами расходов арендодателя, связанных с обеспечением помещения необходимыми коммунальными услугами, на практике является определение в составе арендной платы ее "переменной части", равной сумме указанных расходов.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В таком случае налоговая база в целях исчисления НДС определяется арендодателем исходя из суммы арендной платы, состоящей из основной (постоянной) и дополнительной (переменной) частей (подп. 1 п. 1 ст. 146п. 1 ст. 154 НК РФ, п. 1 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@).
При этом арендатор имеет право на вычет НДС на всю сумму налога, выставленную в счете-фактуре арендодателя (ст. 171ст. 172 НК РФ).
Для обоснования суммы переменной части арендной платы арендодатель обычно передает арендатору документы, подтверждающие расчет (справку-расчет, акт о потребленных коммунальных услугах и т.п.), а также копии первичных учетных документов поставщиков коммунальных услуг (счета, счета-фактуры, УПД или иные документы).
В счете-фактуре арендодатель указывает единую стоимость услуги, состоящую из постоянной и переменной величины (заполняя в счете-фактуре либо одну строку с общей суммой, либо две строки с указанием отдельно постоянной и отдельно переменной величин).

Налог на прибыль

Переменная часть арендной платы в виде коммунальных платежей учитывается для целей обложения налогом на прибыль. так же как и постоянная часть, т.е. в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
Энциклопедия решений. Как облагаются НДС коммунальные услуги при аренде помещений?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Российская организация (общая система налогообложения) занимается оптовой и розничной торговлей. Иногда организация безвозмездно передает какой-либо товар нуждающимся (частному лицу или юридическому лицу) в порядке благотворительной деятельности, т.к. помощь оказывается с целями, перечисленными в ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", в случае с юридическими лицами помощь оказывается только некоммерческим организациям. Товары не являются подакцизными, не предназначены для лечения или предупреждения заболевания Ковид-19. При передаче товаров на благотворительность организация не начисляет НДС.
Необходимо ли восстанавливать НДС с переданных товаров?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации следует восстановить ранее принятый к вычету "входной" НДС по товарам, безвозмездно переданным в рамках благотворительной деятельности.

Обоснование вывода:
В общем случае налоговая база при безвозмездной передаче (дарении) определяется исходя из рыночных цен в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Вместе с тем не подлежит налогообложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", за исключением подакцизных товаров (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако для применения освобождения от обложения НДС должны быть соблюдены требования, предусмотренные Законом N 135-ФЗ (письма МНС РФ от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15, УФНС России по Московской области от 14.09.2006 N 21-22-И/1096).
Таким образом, Организация обоснованно не начисляла НДС при безвозмездной передаче товаров с благотворительными целями.
Из подп. 2 п. 3 ст. 170подп. 14 п. 2 ст. 170 НК РФ следует, что суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях их дальнейшего использования для:
- производства и (или) реализации (а также передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) НДС;
- производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ (если иное не установлено главой 21 НК РФ).
На основании абзаца второго подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (письмо Минфина России от 22.05.2018 N 03-07-11/34269).
Восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (абзац четвертый подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Иными словами, если товары изначально приобретались для деятельности, облагаемой НДС, и налог был правомерно принят к вычету, то при безвозмездной передаче таких товаров (в том числе и в рамках благотворительной деятельности) ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (письмо Минфина России от 04.11.2012 N 03-07-09/158).
Таким образом, Организации следует восстановить ранее принятый к вычету "входной" НДС по товарам, безвозмездно переданным в рамках благотворительной деятельности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Освобождение от НДС операций по передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительности;
Вопрос: По договору пожертвования организация передала в государственное учреждение (больница) товар медицинского назначения. Товар облагается НДС. Сумма НДС подлежит уплате в бюджет. С какой стоимости нужно начислить НДС: с продажной или по себестоимости? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.);
Вопрос: Компания осуществляет благотворительные операции, связанные с передачей имущества, ранее приобретенного ею для облагаемой НДС деятельности. Надо ли восстанавливать НДС, принятый ранее к вычету? ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 3, февраль 2014 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

При осуществлении торговли в киоске квасом и иными безалкогольными напитками в розлив индивидуальный предприниматель вправе не применять ККТ. Для обслуживания покупателей ИП заключил договор эквайринга.
Прием оплаты за квас в розлив через терминал является нарушением, если нет онлайн-кассы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Использование платежного терминала при регламентном неиспользовании онлайн-кассы не является административным правонарушением.

Обоснование вывода:
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, составляет неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного российским законодательством порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ. В свою очередь, и на это верно обращено внимание в вопросе, к таким случаям-исключениям относится торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой.

К сведению:
Указанное правило не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов (п. 8 ст. 2 Закона N 54-ФЗ); кроме того, неприменимо в случае реализации тары без розлива, а также реализации готовой продукции - в этих случаях возникает обязанность по применению ККТ (письмо ФНС России от 05.09.2018 N ЕД-4-20/17285@).
Применение ККТ подразумевает выдачу покупателю (клиенту) кассового чека (его направление в электронной форме) при осуществлении расчета (п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
В свою очередь, расчетами в целях применения Закона N 54-ФЗ признаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги; а кассовым чеком является первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ). Обязательной выдачи покупателю (клиенту) какого-либо иного документа, подтверждающего осуществление расчета, Законом N 54-ФЗ не предусмотрено; эквайринговые документы регламентируются не им, а главой 3 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" (далее - Положение).
А в соответствии с п. 3.1 Положения документ по операциям с использованием платежной карты составляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме и является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения. Этот документ не является кассовым чеком (бланком строгой отчетности).
Сказанное позволяет нам считать, что использование платежного терминала при регламентном неиспользовании онлайн-кассы не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Косвенно это подтверждается отсутствием судебной практики: в тех спорах, что мы встретили, претензия была не в том, что выдан был слип или прием средств происходил посредством эквайринга, а в том, что при наличии обязанности применить ККТ при расчете она не была использована; при этом налоговыми органами данные терминала использовались в качестве контрольных, но не признавались доказательством совершения правонарушения (смотрите постановление Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12.04.2021 N 5-1626/2021, решение Арбитражного суда Амурской области от 12.04.2021 N А04-671/2021, решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.09.2020 N А33-11512/2020).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет получения денежной выручки через ККТ с оплатой банковскими картами, электронными средствами платежа;
Вопрос: Обязана ли организация, применяющая контрольно-кассовую технику, составлять и выдавать покупателю (клиенту) банковские слипы на бумажном носителе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
Вопрос: Коммерческая организация - продавец (г. Москва) производит расчеты с покупателями в месте продажи товаров с использованием банковского терминала (эквайринг). Каким образом осуществляются расчеты при эквайринге? Что для этого необходимо? Каковы принципы бухгалтерского учета при эквайринге? Какие первичные документы выписываются при эквайринге? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения