Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 14 по 20 апреля 2014 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Приказ ФНС России от 13.02.2014 N ММВ-7-2/48@
"Об утверждении формы и порядка направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей физических лиц"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2014 N 31873.

Запрос налогового органа о предоставлении информации оператором по приему платежей должен формироваться в соответствии с утвержденной формой

Операторы по приему платежей обязаны выдавать налоговым органам сведения об осуществленных физическими лицами расчетах в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Запрос может направляться в бумажном или электронном виде.

 

Приказ ФНС России от 13.02.2014 N ММВ-7-2/49@
"Об утверждении формы и порядка предоставления оператором по приему платежей физических лиц информации по запросам налоговых органов, а также формата представления операторами по приему платежей физических лиц в электронном виде информации по запросам налоговых органов"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2014 N 31948.

Утверждены форма и формат предоставления операторами по приему платежей физических лиц в электронном виде информации по запросам налоговых органов

Операторы обязаны представлять налоговым органам сведения об осуществленных расчетах в течение трех дней со дня получения запроса. Сведения могут представляться почтовым отправлением на бумажном носителе или в электронном виде по ТКС.

 

Письмо ФНС России от 14.04.2014 N ГД-4-3/7057@
"По вопросу уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси)"

Базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении специальных ТС категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, - 150 000 рублей

Это связано с соответствующими изменениями, внесенными, в том числе в Раздел III Перечня видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе:". Указанная базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении ТС, поименованных в данном разделе Перечня, применяется с 12.04.2014.

Письмо ФНС России от 14.04.2014 N БС-4-11/7094@
"О порядке предоставления имущественного налогового вычета в части расходов налогоплательщика, понесенных в виде уплаченных сумм процентов за предоставление рассрочки"

Имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение жилья может быть предоставлен в отношении сумм процентов за предоставление рассрочки платежа

По мнению финансового ведомства, данные затраты налогоплательщика могут быть отнесены к расходам на уплату процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных российских организаций или индивидуальных предпринимателей. Имущественный вычет в части таких расходов не ограничен какой-либо суммой, в отличие от имущественного вычета в отношении фактических расходов (в частности, на разработку проектной документации, приобретение жилья и отделочных материалов), сумма которого не может превышать 2 млн. рублей.

 

<Письмо> ФНС России от 07.04.2014 N ГД-4-3/6393@
"О применении положений статьи 343.1 Налогового кодекса Российской Федерации"

Использование налогового вычета в отношении отдельных видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, закрепляется в учетной политике налогоплательщика

В налоговый вычет при исчислении НДПИ включаются понесенные в налоговом периоде затраты налогоплательщика по обеспечению безопасных условий и охраны труда при добыче угля. Полный перечень таких затрат установлен Постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 N 455.

Сообщается, что налогоплательщик может закрепить в учетной политике использование налогового вычета в отношении отдельных видов расходов, предусмотренных данным Перечнем.

 

<Письмо> ФНС России от 07.04.2014 N ГД-4-3/6488@
"О праве применения особенностей при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в отношении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении"

Особенности налогообложения при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, могут устанавливаться начиная с 1 января 2014 года

Под новым морским месторождением углеводородного сырья понимается месторождение, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором приходится на период с 1 января 2016 года (ст. 11.1 НК РФ).

Вместе с тем в отношении месторождений, для которых степень выработанности запасов всех видов углеводородного сырья (за исключением попутного газа) по состоянию на 1 января 2014 года составляет менее 1 процента, налогоплательщик вправе самостоятельно принять решение об их отнесении к новым морским месторождениям углеводородного сырья.

В этом случае особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, для организаций, указанных в ст. 275.2 НК РФ, устанавливаются начиная с 1 января 2014 года.

 

<Письмо> ФНС России от 08.04.2014 N СА-4-14/6539
"О порядке постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества при реорганизации организации"

Право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица возникает у правопреемника с момента завершения реорганизации

Соответствующее разъяснение дано Пленумом ВАС РФ в постановлении от 29.04.2010 N 22. Указано, в частности, что если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

С учетом изложенного ФНС России полагает возможным осуществить учет сведений об организации-правопреемнике в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества на основании заявления организации в произвольной форме с обязательным указанием наименования, ОГРН и ИНН как организации-правопреемника, так и организации-правопредшественника.

К заявлению необходимо приложить перечень объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков, расположенных на территории, подведомственной данному налоговому органу с указанием наименования объекта, кадастрового (условного) номера и адреса места нахождения.

При поступлении в последующем сведений от Росреестра о государственной регистрации прав на недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию должна быть осуществлена в установленном порядке.

 

Письмо ФНС России от 15.04.2014 N ГД-4-3/7123@
"По вопросу уплаты акциза"

Передача подакцизного товара для проведения промоакции является реализацией товара, подлежащей обложению акцизами

В письме ФНС России сообщается, что при поведении промоакции налогоплательщик фактически осуществляет передачу прав собственности на подакцизный товар неопределенному кругу лиц, участвующих в акции.

Передача прав собственности на товар является реализацией подакцизной продукции, подлежащей налогообложению.

 

<Письмо> ФНС России от 25.03.2014 N 11-1-05/0129@
"О контрольных соотношениях показателей форм налоговых деклараций по имущественным налогам"

Разъяснено, где на сайте ФНС России найти контрольные соотношения показателей форм налоговой декларации по земельному и транспортному налогам, по налогу на имущество организаций

Сообщается, что контрольные соотношения показателей форм налоговой декларации по земельному и транспортному налогам, по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций) размещены:

по земельному налогу в разделе "Налогообложение в Российской Федерации" - "Действующие в Российской Федерации налоги и сборы" - "Местные налоги" - "Земельный налог": "Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям" - "Налоговая декларация" и "Юридическим лицам" - "Налоговая декларация" после размещенной Формы и порядка заполнения налоговой декларации;

по транспортному налогу в разделе "Налогообложение в Российской Федерации" - "Действующие в Российской Федерации налоги и сборы" - "Региональные налоги" - "Транспортный налог" - "Юридическим лицам" - "Уплата налога и отчетность" после размещенного Порядка заполнения налоговой декларации;

по налогу на имущество организаций в разделе "Налогообложение в Российской Федерации" - "Действующие в Российской Федерации налоги и сборы" - "Региональные налоги" - "Налог на имущество организаций" - "Налоговая декларация" после размещенной Формы и порядка заполнения налоговой декларации.

 

Письмо ФНС России от 09.04.2014 N ПА-4-11/6649@
"О порядке предоставления имущественных налоговых вычетов налоговыми агентами"

С 1 января 2014 года налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет по расходам на покупку жилья сразу у нескольких работодателей

До внесения изменений в статью 220 НК РФ налогоплательщикам предоставлялось право на получение имущественного налогового вычета у одного из работодателей по своему выбору.

Как и ранее, условием предоставления вычета является подтверждение соответствующего права, выданного налоговым органом. В подтверждении должны быть указаны суммы имущественного налогового вычета, который налогоплательщик вправе получить у каждого из налоговых агентов.

 

Письмо Минфина России от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236

Предоставление иностранному лицу - получателю дохода налоговых льгот противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода действует в интересах иного лица, фактически получающего выгоду

Согласно позиции Минфина России предусмотренные международными соглашениями льготы (пониженные ставки и освобождения) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ не должны применяться, если они выплачиваются в рамках сделок, осуществленных таким образом, что иностранное лицо, претендующее на получение льготы (промежуточное звено - кондуитная компания), выплачивает прямо или косвенно весь или почти весь доход другому лицу, которое не имело бы льгот по соответствующему договору об избежании двойного налогообложения, если бы такие доходы выплачивались напрямую фактическому получателю (бенефициарному собственнику) дохода (в письме приведены примеры кондуитных сделок).

То есть льготы, предусмотренные международными соглашениями, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в РФ должны применяться исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.

Также обращено внимание, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот) несет налоговый агент, выплачивающий соответствующий доход.

 

<Письмо> Минфина России от 11.04.2014 N 03-01-рз/16738

Минфин России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся определения суммового критерия в целях отнесения сделки к контролируемой

Сделки признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Определение суммового критерия в части порядка признания банками доходов, для которых предусмотрен особый порядок их определения, осуществляется с учетом положений статьи 290 НК РФ.

Сообщается, что при осуществлении операций по реализации прав требований (уступка, последующая уступка) в целях определения суммового критерия банки в качестве дохода по указанным операциям учитывают положительную (отрицательную) разницу между полученной при реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования.

 

<Информация> ФНС России от 14.04.2014
"Налогообложение в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь"

Законодательство РФ о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года

Сообщается, что до 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

До 1 января 2015 года налоговые и неналоговые доходы, предусмотренные нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат зачислению соответственно в бюджет Республики Крым, бюджет города федерального значения Севастополя и местные бюджеты.

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

14.04.2014 Дорогостоящая операция за рубежом: кто имеет право на вычет?

Минфин разъяснил порядок получения социального вычета

Если гражданин оплатил услуги по лечению (дорогостоящая операция) в медицинском учреждении за рубежом, положен ли ему налоговый вычет?

Как объяснил Минфин России, право на получение социального вычета имеют налогоплательщики в части расходов на услуги по лечению только в медицинских организациях Российской Федерации, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Напомним, что перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы вычета, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 201.

Письмо Минфина России от 08.04.2014 г. № 03-04-РЗ/15804

Источник: Российский налоговый портал

 

15.04.2014 Как сменить «упрощенку»?

Минфин рассказал о порядке перехода с упрощенной системы на ЕНВД

Минфин России рассмотрел вопрос перехода организации с упрощенной системы налогообложения на систему ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

Как уточнило финансовое ведомство, переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и предпринимателями добровольно.

Вместе с тем, на основании п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения. При этом налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.   

Письмо Минфина России от 28.02.2014 г. № 03-11-06/3/8730

Источник: Российский налоговый портал

 

15.04.2014 Крымским предпринимателям спишут все «украинские» задолженности

Объем возможного списания пока не известен

Все налоговые задолженности, штрафы и другие санкции, который были наложены на крымских бизнесменов до вступления Республики Крым в состав РФ, могут быть списаны. Соответствующий проект закона разрабатывается Госсоветом и правительством Крыма, пишет ИА REGNUM.

«В настоящее время во исполнение федерального закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым...» правительством республики разрабатывается ряд нормативных актов, в которых будут учтены особенности применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, - заявил официальный представитель Минфина РФ. - В них будут учтены условия уплаты налогов на территории республики, в том числе дискутируется и данный вопрос. Однако окончательного решения по нему еще не принято».

По мнению экспертов, все эти долги и штрафы - задолженность перед украинским бюджетом. Объем возможного списания пока не подсчитывали.

Источник: Российский налоговый портал

 

15.04.2014 Режим ОЭЗ будет установлен на всей территории Крыма и Севастополя

Соответствующее предложение вынесло Минэкономразвития

Министерство экономического развития России предлагает установить режим особой экономической зоны на всей территории Крыма и Севастополя, аналогично действующему в Калининградской области, передает ПРАЙМ.

ОЭЗ в Калининграде в 2016 г. прекратит существование в соответствии с требованиями ВТО. Участники ВТО могут предъявлять торговые претензии в отношении Крыма, но только в обмен на признание его российской территорией. В ОЭЗ будут установлены нулевые ставки страховых взносов, а также налогов на прибыль, имущество, землю, транспорт. Преференции могут действовать 49 лет.

ОЭЗ предлагается регулировать отдельным федеральным законом, нормы которого окажутся гораздо шире нынешнего законодательства об экономических зонах. Соответствующие предложения МЭР разосланы на согласование в министерства и ведомства и сегодня будут обсуждаться в Белом доме.

На полуострове предлагается установить упрощенный визовый и миграционный режим и частично допустить применение нормативно-технических документов ЕС. Резиденты ОЭЗ в Крыму будут разделены на две категории – «инвесторы» и «портфельные инвесторы».

Последними предлагается считать российские и иностранные компании, «непосредственно не осуществляющие деятельность на территории ОЭЗ и подтвердившие готовность уплатить регистрационный сбор в размере не менее 150 миллионов рублей в течение трех лет», предлагает Минэкономразвития.

Источник: Российский налоговый портал

 

16.04.2014 ФНС дала разъяснения по вопросу контрольных соотношений показателей форм налоговых деклараций

Где размещены контрольные соотношения показателей форм налоговых деклараций по имущественным налогам?

Федеральная налоговая служба сообщила, что на сайте ФНС России контрольные соотношения показателей форм налоговой декларации по земельному и транспортному налогам, по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций) размещены:

1) По земельному налогу в разделе «Налогообложение в Российской Федерации»;

2) По транспортному налогу в разделе «Налогообложение в Российской Федерации»;

3) По налогу на имущество организаций в разделе «Налогообложение в Российской Федерации».

Письмо ФНС России от 25.03.2014 г. № 11-1-05/0129@

Источник: Российский налоговый портал

 

16.04.2014 Вычет на квартиру у работодателя: порядок получения

С 1 января 2014 года все налогоплательщики имеют право на получение вычетов у одного или нескольких налоговых агентов

Федеральная налоговая служба обратила внимание граждан на порядок получения имущественного вычета при покупке жилья через работодателя.

С 1 января 2014 года все налогоплательщики имеют право на получение имущественных вычетов у одного или нескольких налоговых агентов по своему выбору, независимо от даты возникновения права на получение данного вычета.

Письмо ФНС России от 09.04.2014 г. № ПА-4-11/6649@

Источник: Российский налоговый портал

 

16.04.2014 Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует регистрации в качестве ИП

Доходы арбитражного управляющего облагаются НДФЛ

Как объяснил Минфин России, арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. При этом, арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных законодательством о банкротстве.

Доходы арбитражного управляющего, полученные от деятельности в качестве арбитражного управляющего, облагаются НДФЛ. В случае если гражданин, являющийся арбитражным управляющим, также осуществляет предпринимательскую деятельность, то в отношении указанной предпринимательской деятельности он может применять упрощенную систему налогообложения.

Письмо Минфина России от 03.03.2014 г. № 03-11-11/8830

Источник: Российский налоговый портал

 

16.04.2014 Молодые мамы смогут получать юридическую помощь по возврату пособий совершенно бесплатно

Предполагается, что специалисты ФСС помогут составить жалобы, ходатайства и другие документы правового характера

Работодатели больше не смогут безнаказанно оставлять молодых мам без пособий, об этом сообщила Российская газета.

Решить проблемы выплаты пособий с недобросовестными работодателями женщинам совершенно бесплатно помогут  юристы территориальных отделений Фонда социального страхования (ФСС). Госдума приняла сегодня соответствующий законопроект в первом чтении.

Автором законопроекта об оказании бесплатной юридической помощи по страховым вопросам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выступил Минтруд.

Источник: Российский налоговый портал

 

16.04.2014 Покупка товара в рассрочку может обернуться начислением НДФЛ

Налоговая служба объяснила, что в случае продажи товаров физическому лицу в рассрочку, для последнего возникает материальная выгода

Федеральная налоговая служба рассмотрела вопрос возникновения объекта налогообложения при покупке физическим лицом у иностранной компании пакета акций российской организации.

Напомним, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заёмными (кредитными) средствами, полученными от организаций, или ИП (подп. 1 и 3 п. 1 ст. 212 НК РФ).

Как объяснила Федеральная налоговая служба, если условиями договора купли-продажи акций, предусматривается положение о предоставлении покупателю коммерческого кредита в форме рассрочки платежа, заключение налогоплательщиком такого договора возможно квалифицировать как предоставление физическому лицу организацией беспроцентного займа. А это, в силу положений подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ свидетельствует о получении гражданином материальной выгоды, подлежащей обложению НДФЛ.

Письмо ФНС России от 04.03.2014 г. № ГД-4-3/3665@

Источник: Российский налоговый портал

 

16.04.2014 С 2014 года введена Единая форма отчетности в ПФР

Переход к единой форме отчетности осуществлен для снижения административной нагрузки

С 2014 года, начиная с отчетного периода I квартал 2014 года, вводится для плательщиков Единая форма отчетности в ПФР, объединившая в себе отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносом на ОПС и на ОМС в целом по организации и сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу. Об этом сообщил Пенсионный фонд.

Переход к единой форме отчетности осуществлен для снижения административной нагрузки на плательщиков страховых взносов. Единая форма отчетности введена в рамках реализации дорожной карты в целях обеспечения удобства формирования и представления отчетности страхователями, а также создание комфортных условий взаимодействия плательщиков страховых взносов с ПФР.

При приеме отчетности территориальными органами ПФР Единая отчетность будет проверяться единым программным комплексом, по итогам проверки предполагается формирование единого протокола для плательщика страховых взносов, отражающего правильность заполнения отчетности.

Источник: Российский налоговый портал

 

17.04.2014 Минфин разъяснил порядок расчета налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, составляющего ПИФ

В настоящее время подготовлены поправки в ст. 378.2 НК РФ

Как напомнил Минфин РФ, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. При этом положения ст. 378.2 в отношении управляющих компаний ПИФа в части объектов недвижимого имущества, входящих в состав ПИФа, не распространяются.

Однако, в настоящее время подготовлены поправки в ст. 378.2 НК РФ, в соответствии с которыми на управляющие компании ПИФа будет возложена обязанность уплачивать налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса и составляющих ПИФ, исчисленный исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Письмо Минфина России от 04.03.2014 г. № 03-05-05-01/9273

Источник: Российский налоговый портал

 

17.04.2014 Консультанты разделят ответственность за ошибки в декларациях с налогоплательщиком

Соответствующий проект закона скоро будет внесен в Правительство

Объединение налоговых консультантов в саморегулируемые организации предусмотрено «дорожной картой» Правительства о совершенствовании налогового администрирования. В среду проект закона о создании налоговых СРО обсуждался на конференции в Финансовом университете при правительстве. В июне документ должен быть внесен в Правительство, пишет газета «Ведомости».

Цены на услуги высокие, а за результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик, недоволен председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов. Разработчиком проекта был именно РСН, хотя о необходимости контроля за консультантами неоднократно говорил глава ФНС Михаил Мишустин. Отношения налоговой службы и налоговых консультантов необходимо формализовать, отметил он вчера: это улучшит качество услуг, а СРО смогут за счет компенсационных фондов покрывать издержки, которые связаны с ошибками консультантов.

Вступление в СРО не будет обязательным, но у членов СРО будут льготы — их клиентам продлят срок представления деклараций, уменьшат сроки камеральных и выездных проверок, установят приоритетный режим досудебного рассмотрения жалоб, сказал Кирьянов. Налоговики в целом документ поддерживают, но о конкретных нормах говорить пока рано, подчеркнул представитель службы.

В данный момент деятельность налогового консультанта в основном сводится к помощи налогоплательщику в минимизации налогов, считает Мишустин. Однако помощь необходима и в уплате налогов, а также налоговый консультант должен разделить с клиентом финансовую ответственность, говорит он. Это будет особо актуально после введения принципа самоначисления, заявила главный налоговик: не получив уведомления об уплате имущественных налогов, с 2015 г. россияне будут вынуждены самостоятельно информировать инспекцию о своем имуществе.

Источник: Российский налоговый портал

 

18.04.2014 Бизнес уже научился уклоняться от уплаты нового налога на недвижимость

Дополнительные поступления Москвы окажутся на 20% ниже плана

Выполнить план по сбору имущественных налогов Москве в 2014 г. не удастся, заявил глава департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников. От введения в 2014 г. налога на торгово-офисную недвижимость юрлиц (в Москве — площадью свыше 5000 кв. м) с кадастровой стоимости столичный бюджет должен был получить дополнительные 15-17 млрд руб. Будет порядка 12-14 млрд руб., сообщил он, более точно станет понятно к маю, когда закончится апрельская декларационная кампания, говорит он, передает газета «Ведомости».

Собственники недвижимости научились уходить от налога, пояснил недобор Решетников. В столице он увеличился для владельцев 1816 торговых центров и офисов общей площадью 32 млн кв. м. Из них 2,5 млн кв. м принадлежит организациям, которые используют упрощенную систему налогообложения, заявил чиновник. Это примерно 350 объектов, которыми владеют 220 фирм. По его словам, с этого года собственники начали передавать объекты малому бизнесу. Альтернатива — дробить на мелкие — до 300 кв. м (размер налогового вычета). В обоих случаях закон позволяет не платить новый налог.

Еще около 5 млн кв. м недвижимости из списка владеют физлица. Есть и совсем криминальные схемы, поведал министр: «Очень крупные объекты недвижимости с налоговой точки зрения вообще не существуют». Они построены, акты ввода есть, как минимум наполовину заполнены арендаторами, но по бухгалтерской отчетности числятся либо как незавершенное строительство, либо как товар для продажи. «То есть налоги с них не платятся», — возмущен Решетников, есть состав уклонения от уплаты налогов и основания обратиться в правоохранительные органы.  

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

НДС

 

Организация 10 марта 2014 года произвела оплату тепловой энергии за март. Акт за поставку тепловой энергии будет выставлен за весь месяц последним числом месяца. Можно ли оплату, произведенную 10 марта, считать авансом? Надо ли указывать номер платежного поручения в счете-фактуре за оказанные услуги по предоставлению тепловой энергии, который организация получает в конце месяца, при условии оплаты этих услуг в течение месяца?

Аванс - денежная сумма или другая имущественная ценность, выдаваемая в счет предстоящих платежей за материальные ценности, работы и услуги. Аванс засчитывается в счет окончательного платежа при надлежащем исполнении договорного обязательства.

Оплата за теплоэнергию за конкретный месяц, произведенная в течение месяца, считается авансом.

1. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 168 НК РФ при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, при получении предоплаты организация обязана не позднее пяти календарных дней выставить в адрес покупателя "авансовый" счет-фактуру. Каких-либо исключений из данного правила, в том числе зависящих от специфики товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплачиваемых в предварительном порядке, нормы главы 21 НК РФ не содержат.

На практике встречаются ситуации, когда, как в данном случае, по условиям заключенных договоров поставщик осуществляет непрерывные долгосрочные поставки товаров (оказание услуг) (например поставка электроэнергии, нефти, газа, услуг связи).

Минфин России в письме от 06.03.2009 N 03-07-15/39 выразил мнение, что "авансовые" счета-фактуры по таким поставкам можно составлять один раз в месяц и указывать в них только ту часть предоплаты, поступившей в этом месяце, которая на конец месяца осталась не закрыта отгрузкой. Такой порядок, считают чиновники, возможен в связи с тем, что в НК РФ не определено понятие оплаты (частичной оплаты), поэтому предварительной оплатой можно считать разницу, образовавшуюся по итогам месяца между суммами полученной оплаты и стоимостью отгруженных товаров (оказанных услуг).

Следует отметить, что позднее специалисты финансового ведомства указали, что при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров налогоплательщики обязаны выставлять счета-фактуры по указанным денежным средствам независимо от того, в каком налоговом периоде осуществляется отгрузка предварительно оплаченных товаров. Исключение составляют лишь случаи, когда отгрузка товаров осуществляется в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты) (письмо Минфина России от 12.10.2011 N 03-07-14/99).

Появление письма от 12.10.2011 N 03-07-14/99 свидетельствует об изменении позиции Минфина России по рассматриваемому вопросу.

Специалисты налоговых органов также отмечают, что установленный п. 3 ст. 168 НК РФ порядок выставления "авансовых" счетов-фактур применяется и в ситуациях, когда поступление аванса и отгрузка товаров (работ, услуг) в счет этого аванса осуществляются в одном налоговом периоде. Причем исключений из данного правила, по их мнению, не существует (смотрите, например, письма ФНС от 20.07.2011 N ЕД-4-3/11684, от 15.02.2011 N КЕ-3-3/354, от 10.03.2011 N КЕ-4-3/3790).

Арбитражная практика по рассматриваемому вопросу складывается следующим образом.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 N 10022/08 суд пришел к выводу, что в целях главы 21 НК РФ не может быть признан авансовым платеж, поступивший налогоплательщику в том же налоговом периоде, в котором произошла фактическая реализация товаров, поскольку согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных сведений об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (дополнительно смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.2006 N 10927/05).

Аналогичный вывод содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 07.09.2011 N Ф06-7308/11 по делу N А57-14658/2010, ФАС Московского округа от 21.07.2011 N Ф05-6759/11 по делу N А41-19831/2010, от 23.04.2010 N КА-А40/3908-10 по делу N А40-121452/09-111-818.

В то же время есть и решения судов, в которых выражена иная точка зрения по данному вопросу. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 17.11.2011 по делу N А57-12030/2010 судьи пришли к выводу о необходимости оформления счетов-фактур в двух экземплярах: на сумму полученной предоплаты и при отгрузке товара независимо от того, осуществляется предоплата в одном налоговом периоде с отгрузкой товара или в разных.

Таким образом, если следовать позиции большинства судов, то продавец должен выписывать "авансовые" счета-фактуры на полученную предварительную оплату только в том случае, если отгрузка предварительным образом оплаченных товаров состоится в следующем налоговом периоде. Однако руководство данной позицией с высокой долей вероятности приведет к спору с налоговыми органами.

На наш взгляд, приведенная позиция ФНС России по рассматриваемому вопросу является наиболее соответствующей нормам главы 21 НК РФ, которые не ставят обязанность налогоплательщиков по начислению НДС и выставлению счетов-фактур при получении предоплаты в зависимость от периода (сроков) последующей отгрузки товаров (работ, услуг) и специфики операций по их реализации.

2. В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем сумм НДС, предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, к вычету.

Порядок составления счетов-фактур установлен ст. 169 НК РФ и Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Приложением N 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила).

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных п.п. 55.1 и 6 ст. 169 НК РФ.

В частности, пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ и пп. 3 п. 5.1 ст. 169 НК установлено, что в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должен быть указан номер платежно-расчетного документа.

Подпунктом "з" п. 1 Правил также предусмотрено указание в строке 5 счета-фактуры реквизитов (номера и даты составления) платежно-расчетного документа или кассового чека в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

То есть при выставлении организацией-поставщиком в адрес покупателя счета-фактуры по фактически отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам в случае получения авансовых или иных платежей в счет предварительной оплаты этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) по строке 5 счета-фактуры в обязательном порядке указываются реквизиты платежно-расчетного документа, на основании которого была получена оплата (частичная оплата) в счет предстоящей отгрузки указанных товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав (смотрите, например,письмо Минфина России от 20.01.2004 N 04-03-11/08). Если оплата (частичная оплата) перечислена продавцу товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании нескольких платежно-расчетных документов, то в выставляемом счете-фактуре указываются все номера этих документов (письмо Минфина России от 28.03.2007 N 03-02-07/1-140).

Отметим, что согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5п. 5.1 и п. 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Отметим, что согласно п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Арбитражная практика в подобных случаях складывается, как правило, в пользу налогоплательщиков. В частности, в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 12.01.2010 N А32-8307/2009-45/80, ФАС Московского округа от 06.08.2008 N КА-А40/7087-08, от 27.05.2008 N КА-А41/4647-08 судьи указали, что отсутствие в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщиком своим покупателям при реализации товаров (работ, услуг), номера платежно-расчетного документа, по которому получен аванс, не лишает права покупателя на вычет НДС. А в постановлениях ФАС Московского округа от 16.01.2009 N КА-А40/11421-08 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 20.07.2009 N ВАС-5706/09) и постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 N А53-5313/2007-С5-23 судьи пришли к выводу, что наличие технических ошибок в счете-фактуре (указание неверных реквизитов платежного поручения) не мешает применению налогового вычета по НДС, так как подобные ошибки не препятствуют налоговой инспекции установить, каким платежным поручением и во исполнение какого обязательства была произведена оплата.

Кроме того, в случае возникновения претензий со стороны налоговых органов у организации есть возможность согласовать с поставщиком возможность исправления (внесения изменений) конкретных счетов-фактур. В этом случае в счет-фактуру, выставленный при оказании услуг, вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил, которым предусмотрено, что исправления в счет-фактуру вносятся продавцом путем составления новых экземпляров счетов-фактур. Исправленный счет-фактура в обязательном порядке повторяет номер и дату первоначального документа, а также содержит номер и дату исправления. Остальные показатели нового экземпляра счета-фактуры, в том числе новые (первоначально не заполненные) или уточненные (измененные), указываются в соответствии с общим порядком, установленным Правилами.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

 

НДФЛ

 

Организация выкупила у физического лица долю в уставном капитале другой организации. Физическое лицо не является работником организации. Стоимость доли была выплачена наличными денежными средствами. При выплате стоимости доли НДФЛ организацией не удерживался. Физическое лицо имеет статус налогового резидента РФ. Возникают ли у организации-покупателя обязанности налогового агента по НДФЛ в данной ситуации? Обязана ли она подавать какие-либо сведения по данному физическому лицу в налоговые органы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации организация не является налоговым агентом по НДФЛ. В связи с этим она не обязана рассчитывать суммы НДФЛ с выплаченного физическому лицу дохода, удерживать и перечислять эти суммы в бюджет, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения, предусмотренные п. 2 ст. 230 НК РФ.

Обоснование вывода:

Плательщиками НДФЛ (далее также - налог) признаются, в частности, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (п. 1 ст. 207 НК РФ).

На основании пп. 5 п. 1 ст. 208п. 1 ст. 224 НК РФ для целей исчисления НДФЛ доходы от реализации в РФ долей участия в уставном капитале организаций относятся к доходам от источников в РФ, облагаемым по ставке 13%.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Такие организации именуются в главе 23 НК РФ налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога, в соответствии со ст. 226 НК РФ, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3214.4,214.5214.6226.1227227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога (п. 2 ст. 226 НК РФ).

В свою очередь, согласно пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят в том числе физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Доля в уставном капитале является имущественным правом (п. 2 ст. 38 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 06.10.2010 N 20-14/4/104410@*(1)).

В силу п. 2 и п. 3 ст. 228п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики, получившие доход от продажи имущественных прав, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Таким образом, исходя из норм НК РФ организация, выплатившая физическому лицу доход в виде стоимости доли в уставном капитале другого юридического лица, не является налоговым агентом в отношении данного физического лица. Она не обязана рассчитывать суммы НДФЛ с указанного дохода, удерживать эти суммы и перечислять их в бюджет.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из приведенной нормы следует, что обязанность представлять в налоговый орган по месту учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов установлена п. 2 ст. 230 НК РФ только для налоговых агентов. Организация, не являющаяся налоговым агентом, указанные сведения представлять в налоговый орган не обязана. Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 27.06.2013 N 03-04-05/24394, от 24.05.2013 N 03-04-06/18646.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

 

УСН

 

Имеет ли право налоговый орган истребовать у организации, применяющей УСН с объектом обложения "доходы", документы, подтверждающие полученные ею доходы и осуществленные расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налоговые органы при осуществлении мероприятий налогового контроля вправе истребовать у налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы", документы, подтверждающие полученные такими налогоплательщиками доходы. Истребовать документы, подтверждающие осуществленные расходы, налоговые органы не вправе, так как расходы при применении такого объекта налогообложения не учитываются в целях исчисления налоговой базы по УСН.

Обоснование вывода:

Общий порядок проведения камеральной налоговой проверки регулируется ст. 88 НК РФ, а выездной налоговой проверки - ст. 89 НК РФ. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы в настоящее время руководствуются письмом Федеральной налоговой службы от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок", а при проведении выездных налоговых проверок - письмом Федеральной налоговой службы от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок".

Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ при применении организациями УСН объектом налогообложения признаются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, налоговой базой признается денежное выражение доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). В этом случае налоговая ставка устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

При этом налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы", при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

То есть налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы", при формировании налоговой базы не имеют возможности учитывать суммы осуществленных ими расходов, а факт осуществления такими налогоплательщиками расходов не влияет на порядок исчисления суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (далее - Налог). Такие налогоплательщики исчисляют налог исходя из ставки налога и фактически полученных доходов без учета произведенных расходов.

Напомним, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщиков, в частности, документы, подтверждающие правильность исчисления налогов. Так, в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Аналогично в соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ должностным лицам проверяемой организации (налогоплательщика) необходимо обеспечить возможность должностным лицам налогового органа, указанным в Решении руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о проведении выездной налоговой проверки, ознакомления с оригиналами документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Также эти положения продублированы в указанных выше документах по проведению налоговых проверок. В частности, при проведении камеральной налоговой проверки Приложением N 3 "Уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов" кписьму ФНС от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ предусмотрено, что налогоплательщику необходимо обеспечить возможность должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, ознакомится с оригиналами документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

По выбору налогоплательщика обеспечение возможности ознакомления с оригиналами документов может быть осуществлено путем:

- представления оригиналов документов в помещение налогового органа;

- предоставления возможности ознакомления с оригиналами документов и их осмотра в помещении налогоплательщика.

Необеспечение возможности ознакомления в ходе налоговой проверки с оригиналами документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, квалифицируется как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

При проведении выездной налоговой проверки форма уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, приведена в Приложении N 1 к письму Федеральной налоговой службы от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@.

Заметим, что налогоплательщик может не знать, что в отношении представленной им налоговой декларации проводилась камеральная проверка, если никаких нарушений законодательства о налогах и сборов выявлено не было. В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет (постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08 по делу N А07-10131/2007 А-РМФ).

В то же время для налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы", документами, подтверждающими правильность исчисления налогов, являются документы, подтверждающие полученные доходы. Именно их и вправе истребовать налоговые органы при проведении налогового контроля. Истребовать у таких налогоплательщиков документы, подтверждающие осуществленные ими расходы, налоговый орган не вправе, так как расходы не учитываются в целях исчисления Налога.

Подтверждают данную позицию и выводы, сделанные в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.10.2009 N А32-4454/2009-3/50. Так, суд указал, что поскольку налогоплательщик находится на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, то у него отсутствует обязанность вести учет расходных операций и представлять первичные документы, их подтверждающие.

Кроме того, статья 346.24 НК РФ вменяет в обязанность налогоплательщикам вести учет доходов и расходов в целях исчисления налоговой базы по УСН в Книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН (далее - Книга).

В соответствии с п. 2.4 раздела II Порядка заполнения Книги (далее - Порядок) (утвержденного приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н), доходы отражаются в графе 4 Книги учета доходов и расходов.

Пунктом 2.5 Порядка устанавливается порядок отражения в Книге расходов налогоплательщика.

В соответствии с вышеуказанным пунктом расходы следует отражать в графе 5 Книги, при этом обязанность по заполнению данной графы возложена лишь на налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, обязаны отражать только определенные данной нормой расходы, а именно:

- фактически осуществленные расходы, предусмотренные условиями получения выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти;

- фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, вправе также по своему усмотрению отражать в графе 5 иные расходы, связанные с получением доходов, налогообложение которых осуществляется в соответствии с УСН.

Таким образом, на налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы", не возлагается обязанность по ведению учета осуществленных расходов в целях исчисления и уплаты Налога, за исключением вышеуказанных случаев. Расходы учитываются только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 15.05.2008 N 28-11/046605).

В связи с отсутствием обязанности по учету расходов, у налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы", отсутствует и обязанность их документально подтверждать в целях налогового контроля. Этой же позиции придерживается и Минфин России в своих разъяснениях (письма от 16.06.2010 N 03-11-11/169, от 20.10.2009 N 03-11-09/353, от 15.08.2008 N 03-11-04/2/118).

В то же время ранее Минфин России в письме от 01.09.2006 N 03-11-04/2/181 высказал мнение, что в случае применения организацией УСН с объектом налогообложения "доходы", организации необязательно иметь документальное подтверждение произведенных ей расходов, за исключением документального подтверждения расходов в виде уплаченных налогоплательщиками сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумм выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Напомним, что уменьшение налогоплательщиками суммы Налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности было предусмотрено абзацем вторым п. 3 ст. 346.21 НК РФ.

С вступлением в силу Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ, а именно с 01.01.2013, абзац второй п. 3 ст. 346.21 НК РФ утратил силу, а ст. 346.21 НК РФ была дополнена пунктом 3.1.

В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на применение УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, сумму Налога (авансовых платежей по Налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, вправе уменьшить на:

- обязательное пенсионное страхование;

- обязательное медицинское страхование;

- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), выплаченные работникам за первые три дня за счет собственных средств работодателя, в части, не покрытой страховыми выплатами (пп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ);

- платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) (пп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Отметим, что финансовое ведомство применение нормы п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ связывает не только с исчислением, но и с оплатой соответствующих расходов (смотрите, например, письма Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-11/1483, от 26.08.2013 N 03-11-11/35000, от 08.02.2013 N 03-11-11/60).

Таким образом, если налогоплательщик осуществляет расходы, предусмотренные пунктом 3.1 ст. 346.21 НК РФ, и уменьшает на них сумму Налога, такие расходы должны быть документально подтверждены и налоговые органы при осуществлении налогового контроля вправе их истребовать.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Гусев Кирилл

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

 

Основные средства

 

ООО приобрело тахографы стоимостью более 40 000 рублей для установки на транспортные средства. К какой амортизационной группе их следует отнести и какой срок полезного использования установить?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В целях налогообложения прибыли организаций тахографы относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно.

Для целей бухгалтерского учета организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования в том числе с использованием Классификации. Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Обоснование вывода:

Тахограф - это автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.07.2010 N 159-ст)).

В соответствии с п. 1 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (утверждены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36), требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация), утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В свою очередь, при отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОКОФ (ОK 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ).

В соответствии с ОКОФ тахографы отнесены к коду 14 3314310 "Приборы для измерения параметров движения". Классификацией такое оборудование отнесено к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет включительно, т.к. Классификацией предусмотрено включение в эту группу непосредственно класса 14 3314000 "Оборудование испытательное", куда в том числе входит и код 14 3314310.

Обратите внимание: при отсутствии в Классификации кода объекта организация вправе воспользоваться нормой п. 6 ст. 258 НК РФ, согласно которой для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-03-06/1/21, от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756, Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73).

Иными словами, при отсутствии соответствующего кода при определении срока полезного использования интересующего объекта основных средств следует руководствоваться техническим паспортом изготовителя либо другой аналогичной технической документацией.

Если по этим документам невозможно установить срок полезного использования основного средства, то можно обратиться к изготовителю (продавцу) с соответствующим запросом. Далее исходя из установленного срока полезного использования следует определить амортизационную группу в соответствии с п. 3 ст. 258 НК РФ. Финансовое ведомство для включения конкретного вида амортизируемого имущества в Классификацию рекомендует обращаться в Минэкономразвития России (письмо Минфина России от 16.11.2009 N 03-03-06/1/756).

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентируется:

- ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01);

- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Методические указания), утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;

- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов).

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта ОС приносит организации экономические выгоды (доход).

Пунктом 20 ПБУ 6/01 установлено, что при принятии к учету объектов ОС срок их полезного использования определяется организацией самостоятельно исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77). В то же время она может (но не обязана) использовать Классификацию (п. 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Выбор порядка определения срока полезного использования при принятии основного средства к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Волкова Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

 

Разное

 

Организация, применяющая общую систему налогообложения, планирует оплатить лечение работника в медицинских организациях, находящихся в РФ, а также за пределами территории РФ, и проезд к месту лечения за счет сумм, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль. 
Облагается ли НДФЛ и страховыми взносами оплата лечения работника в медицинских организациях, находящихся в РФ, а также за пределами территории РФ? Облагается ли НДФЛ и страховыми взносами оплата проезда работника к месту лечения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Доходы работников, возникшие в результате направления организацией сумм, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, на лечение, не подлежат обложению НДФЛ независимо от того, где проходит лечение - в России или за ее пределами.

Оплата проезда до места лечения и обратно подлежит обложению НДФЛ в общем порядке.

Все рассматриваемые в вопросе выплаты облагаются страховыми взносами.

Обоснование вывода:

Налог на доходы физических лиц

Порядок исчисления и уплаты НДФЛ регламентируется нормами главы 23 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации работники получают доход в понимании ст. 41 НК РФ.

Доходы, полученные от источников в РФ, признаются объектом обложения НДФЛ (ст. 209 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Доходы, не подлежащие обложению (освобождаемые от налогообложения) НДФЛ, поименованы в ст. 217 НК РФ.

Так, в соответствии с п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг, в том числе, своим работникам, оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках.

По мнению специалистов Минфина России и налоговых органов, одним из основных условий для освобождения рассматриваемых доходов от обложения НДФЛ является наличие у организации прибыли. При этом средства, необходимые для оплаты лечения и медицинского обслуживания, должны формироваться после уплаты налога на прибыль. Если организация расходы за медицинское обслуживание своих работников включает в состав расходов в целях обложения налогом на прибыль, оплата полученных медицинских услуг в случае обращения работника за медицинской помощью подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (смотрите, например, письма Минфина России от 02.07.2012 N 03-04-06/6-191, от 11.10.2011 N 03-04-05/7-726, от 21.03.2011 N 03-04-06/9-47, от 01.12.2010 N 03-04-06/6-285, УФНС России по г. Москве от 23.01.2009 N 18-15/3/004832@).

При этом Минфин России не возражает против применения рассматриваемой льготы в случаях, если услуги по медицинскому обслуживанию оказываются в другой стране (письмо Минфина России от 11.10.2011 N 03-04-05/7-726).

Кроме того, по мнению Минфина России и налоговых органов, применение нормы п. 10 ст. 217 НК РФ возможно при условии наличия у медицинских организаций, осуществляющих лечение (медицинское обслуживание), соответствующих лицензий, а также при наличии у налогоплательщика документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание (письма Минфина России от 21.06.2011 N 03-03-06/1/367, от 11.02.2011 N 03-04-06/6-23, ФНС России от 17.01.2012 N ЕД-3-3/75@).

Таким образом, суммы, уплаченные организацией за лечение своих работников путем перечисления на счета медицинских организаций, находящихся в РФ, а также за пределами территории РФ и имеющих соответствующие лицензии, не включаются в налоговую базу по НДФЛ при условии, что данные выплаты произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций.

Что касается оплаты стоимости проезда до места лечения и обратно, то ст. 217 НК РФ не предусматривает освобождения от НДФЛ для такого вида дохода. Следовательно, суммы оплаты стоимости проезда к месту лечения и обратно являются объектом обложения НДФЛ.

Страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС

Порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС (далее - страховые взносы) установлен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов (часть 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются, в том числе, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

При этом, как отмечено в письме Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 N 647-19, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем (а значит, связанные с трудовыми договорами).

Не подлежат обложению страховыми взносами только суммы, прямо поименованные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1343-19, от 07.05.2010 N 10-4/325233-19).

Обращаем внимание, что перечень выплат и вознаграждений, содержащийся в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (письмо Минздравсоцразвития от 16.03.2010 N 589-19).

Суммы оплаты работнику стоимости медицинских услуг, как и проезда, в данном перечне не поименованы.

Следовательно, все указанные в вопросе выплаты включаются в базу для начисления страховых взносов.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы от НС и ПЗ) признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

База для начисления страховых взносов от НС и ПЗ определяется как сумма вышеуказанных выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, которые взносами от НС и ПЗ не облагаются. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В перечне выплат, установленных ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ, не поименована оплата медицинских услуг и проезда работников.

Следовательно, оплата медицинских услуг и проезда работников должна быть включена работодателем в базу по страховым взносам от НС и ПЗ.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. НДФЛ с оплаты работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников.

- Энциклопедия решений. Учет оплаты работодателем лечения работников и членов их семей.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычУправляющая компания "КМ/Ч"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотажUz-Daewoo"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения