Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 13 по 19 сентября 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 07.09.2021 N 1513
"Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"

Субъектам МСП и СОНКО, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в которых с 1 августа 2021 г. введены ограничительные меры, предоставят субсидии

Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников в 2021 году.

Для получения субсидии необходимо соответствовать установленным требованиям. А также направить заявление по форме согласно приложению.

Размер субсидии определяется исходя из величины МРОТ по состоянию на 1 января 2021 г., количества работников в июне 2021 г. и установленных коэффициентов.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения заявителя в реестр получателей субсидий.

 

Постановление Правительства РФ от 11.09.2021 N 1540
"Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

С 1 января 2022 года вступит в силу новый порядок исчисления пособий по больничным листкам

Положение утверждено в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Положением уточняются, в частности:

порядок определения среднего заработка застрахованного лица при исчислении пособий, в том числе для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию,

порядок расчета пособия, в случае если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей;

порядок расчета минимального размера пособия за полный календарный месяц исходя из МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - МРОТ с учетом этих коэффициентов;

С принятием нового порядка утратит силу Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375.

 

Постановление Правительства РФ от 16.09.2021 N 1564
"О переносе выходных дней в 2022 году"

Определены дни праздничного отдыха россиян в 2022 году

С учетом нормы статьи 112 ТК РФ о переносе выходного дня на следующий после него рабочий день при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней в 2022 году будут следующие дни отдыха:

с 31 декабря 2021 г. по 9 января 2022 г.;

23 февраля;

с 6 по 8 марта;

с 30 апреля по 3 мая и с 7 по 10 мая;

с 11 по 13 июня;

с 4 по 6 ноября.

 

Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1501
"Об утверждении Правил формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности"

Налоговый вычет по расходам на физкультурно-спортивные услуги предоставляется, если организации и ИП соответствуют установленным критериям

Утверждены правила, определяющие порядок формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

В числе установленных требований к организациям и ИП - предоставление физкультурно-оздоровительных услуг, включенных в перечень видов услуг, утверждаемый Правительством РФ, а также наличие работников, имеющих образование не ниже среднего в области физической культуры и спорта или прошедших переподготовку по программам дополнительного профобразования в указанной сфере.

Для включения в перечень организации и ИП представляют заявление и необходимые документы.

Перечень формируется не позднее 1 декабря текущего года и размещается на сайте Минспорта.

 

Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 N 1544
"Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)"

Определен перечень видов электронной, бытовой техники, приобретаемых у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, для последующей перепродажи

Согласно пункту 5.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи в том числе отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством РФ, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных техники и автомобилей.

Указанные положения пункта 5.1 статьи 154 применяются в отношении операций по реализации электронной, бытовой техники, совершенных начиная с 1 января 2022 года.

В этой связи утвержден перечень видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц, включающий в себя бытовые холодильники и морозильники, пылесосы, стиральные машины, ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны и прочее.

Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

 

Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2466-р
<Об утверждении перечня видов физкультурно-оздоровительных услуг>

Правительство утвердило перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг, в отношении которых может быть получен налоговый вычет

В перечень вошли: физкультурно-оздоровительные услуги по физической подготовке и физическому развитию, услуги по обеспечению участия в физкультурных мероприятиях, включенных в календарные планы, а также услуги по разработке программ занятий физической культурой, соответствующих тренировочных планов.

 

Приказ ФНС России от 26.04.2021 N ЕД-7-15/419@
"Об утверждении форм и форматов представления в электронной форме реестров документов, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3, 4, 5 пункта 19, подпунктами 4, 5, 6, 7 пункта 29 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации, порядка их заполнения и представления в налоговые органы и внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 10.02.2017 N ММВ-7-3/178@"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2021 N 65012.

Утверждены формы (форматы) реестров документов, представляемых в целях получения налогового вычета по акцизам на алкогольную продукцию, виноград и виноматериалы

Речь идет о реестрах документов, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3, 4, 5 пункта 19, а также подпунктами 4, 5, 6, 7 пункта 29 статьи 201 Налогового кодекса РФ.

Приказом также утверждены порядок заполнения соответствующих форм реестров и порядок представления в налоговые органы.

 

Приказ ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@
"Об утверждении Требований к оператору электронного документооборота"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2021 N 65006.

Обновлены требования к операторам электронного документооборота, осуществляемого в рамках налоговых правоотношений

Требования разработаны в целях совершенствования организации обмена документами в электронной форме в рамках исполнения хозяйствующими субъектами обязанности по получению счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, и (или) в рамках исполнения плательщиками обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@.

 

Приказ ФНС России от 16.08.2021 N ЕД-7-8/749@
"О внесении изменений в приложение N 4 к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2021 N 65007.

В форму требования о возврате в бюджет излишне полученных (зачтенных) сумм налога (процентов) добавлена строка для отражения нового основания для принятия соответствующего решения

С учетом изменений, внесенных в НК РФ, таким основанием может также являться мотивированное решение налогового органа, принятого по результатам проведения налогового мониторинга.

 

<Письмо> ФНС России от 04.08.2021 N СД-4-11/10992
"О направлении информации"

Даны разъяснения по вопросу определения минимального срока владения земельным участком в целях освобождения от НДФЛ доходов, полученных от продажи расположенного на нем жилого дома

НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения доходов физлиц от продажи недвижимости, когда минимальный предельный срок владения им составляет не 5 лет, а 3 года, - в случае продажи жилого помещения, являющегося единственным жильем налогоплательщика.

Сообщается, в частности, что в случае если на дату госрегистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный жилой дом соблюдаются условия, установленные подпунктом 4 пункта 3 статьи 217.1 НК РФ, то минимальный срок владения земельным участком, на котором расположен такой жилой дом, составляет три года.

 

<Письмо> ФНС России от 13.09.2021 N БС-4-11/12938@
"По вопросу заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)"

В расчете по форме 6-НДФЛ отражаются суммы доходов, которые начислены и фактически выплачены физлицам на дату представления расчета

Доходы, которые фактически не выплачены физлицам (не получены физическими лицами) на дату представления расчета, не отражаются в нем. В случае отражения таких доходов налоговый агент с учетом пункта 6 статьи 81 НК РФ обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет по форме 6-НДФЛ.


Письмо Минцифры России от 07.09.2021 N П11-2-05-200-38749
"О рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц в сфере информационных технологий"

Даны разъяснения в части толкования отдельных понятий в сфере информационных технологий для их использования при определении налоговых обязательств

В письме указано, в частности, что при применении понятий "разработка", "адаптация", "модификация", "установка", "тестирование", "сопровождение", "программа для ЭВМ", "база данных" следует руководствоваться действующими законами, подзаконными актами, техническими регламентами, а также международными стандартами.

При их отсутствии допустимо руководствоваться смыслом, обычно придаваемым указанным понятиям и закрепленным в общедоступных словарях, справочниках, энциклопедиях и т.п.

Приведены примеры определения отдельных терминов.

 

<Письмо> ФНС России от 09.09.2021 N БС-4-11/12853@
<По вопросу обложения НДФЛ единовременной денежной выплаты, предусмотренной указами Президента РФ от 30.08.2021 N 502 N 503>

Единовременные денежные выплаты военнослужащим и сотрудникам некоторых правоохранительных органов, производимые на основании указов Президента РФ, не облагаются НДФЛ

Выплаты, осуществляемые в соответствии с указами Президента РФ от 30.08.2021 N 502, а также от 30.08.2021 N 503, освобождаются от налогообложения НДФЛ на основании пункта 79 статьи 217 НК РФ.

 

<Информация> ФНС России от 10.09.2021 "ФНС России напоминает, что с третьего квартала 2021 года представляется обновленная форма декларации по НДС"

С отчетности за III квартал 2021 года применяется обновленная форма декларации по НДС

Внесенные изменения предусматривают возможность отражения в соответствующих разделах декларации сведений о прослеживаемых товарах в соответствии с Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ.


Информационное сообщение Минфина России от 09.09.2021 N ИС-аудит-47
"Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

Минфином разъяснены новые требования к организации аудиторами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

Требования к правилам внутреннего контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1188, вступающим в силу 13 января 2022 г.

Разъяснения коснулись, в частности, состава и содержания правил внутреннего контроля, полномочий подразделения (лица), ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, оценки рисков ОД/ФТ своих клиентов, выявления операций и сделок, имеющих признаки связи с ОД/ФТ

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

13.09.2021 Для целей применения налоговой ответственности и начисления пени имеет значение факт уплаты налога в установленный законом срок, а не погашение недоимки как таковой

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2021 № Ф05-14497/21 по делу N А40-334319/2019

Налоговый орган доначислил налог, соответствующие пени и штраф в связи с тем, что в уточненной декларации налогоплательщик исчислил налог в меньшем размере неправомерно. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа. На дату представления уточненной декларации переплата по налогу, перекрывающая размер недоимки, отсутствовала, в связи с чем привлечение налогоплательщика к ответственности и начисление пени являются правомерными. Изменения в состояние расчетов с бюджетом при выявлении ошибки либо ненадлежащего учета объектов налогообложения вносятся именно представлением уточненной декларации, в связи с чем первоначально представленные сведения при проведении камеральной проверки налоговым органом во внимание не принимаются. Также суд отклонил довод о техническом характере выявленной недоимки, поскольку для целей применения ответственности и начисления пени имеет значение факт уплаты налога в установленный законом срок, а не погашение недоимки как таковой.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

13.09.2021 Реализация подакцизного товара по твердой цене без включения в нее акциза влечет доначисление НДС отдельно на сумму начисленного по результатам проверки акциза

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2021 № Ф05-11649/21 по делу N А40-47910/2020

Налоговым органом принято решение о доначислении НДС в связи с занижением обществом налоговой базы при реализации подакцизных товаров на сумму неисчисленного акциза. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа. При реализации товара налогоплательщик установил в договоре, счетах-фактурах и товарных накладных стоимость товара в твердой сумме без включения в нее акциза. Соответственно, суммы подлежащего уплате акциза должны быть учтены сверх установленной договорной стоимости, в связи с чем НДС подлежит начислению не только на стоимость товара без учета акциза (первоначальная договорная стоимость), но и отдельно на сумму начисленного по результатам проверки акциза.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.09.2021 Налогоплательщик, находящийся в Республике Крым, не имеет права на вычет НДС с предоплаты, полученной до присоединения этой территории к РФ

Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2021 № 310-ЭС21-9159 по делу N А83-19974/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что вправе принять к вычету НДС, уплаченный с полученной предоплаты, в периоде передачи проданных объектов покупателю. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщик находится на территории Республики Крым; операции по получению предоплаты до присоединения ее к РФ осуществлялись не на территории РФ, не являлись объектом налогообложения согласно нормам НК РФ или законодательства переходного периода. Суммы НДС не перечислялись в бюджетную систему РФ. Поэтому в настоящее время налогоплательщик не имеет права на вычет налога с полученной предоплаты.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.09.2021 Налог на имущество исходя из кадастровой стоимости здания не может быть исчислен, если оно включено в соответствующий Перечень только в следующем периоде

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2021 № Ф05-15764/21 по делу N А40-188040/2020

Налоговый орган доначислил налог на имущество, т. к. налогоплательщик необоснованно исчислил налоговую базу исходя из кадастровой стоимости имущества, включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, только в следующем периоде. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа. В Перечень на спорный период объект включен не был; с соответствующим заявлением налогоплательщик не обращался. Здание включено в Перечень только в следующем периоде, что исключает применение кадастровой стоимости в спорном периоде, поэтому налог обоснованно исчислен инспекцией исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.09.2021 Общество, имеющее задолженность по налогам и сборам по состоянию на 01.03.2020 в сумме более 3000 руб., не вправе получить субсидию в связи с распространением коронавируса

Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2021 № 305-ЭС21-10346 по делу N А40-134982/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество считает, что налоговый орган неправомерно отказал ему в получении субсидии, т. к. его деятельность полностью соответствует установленным для этого критериям. Суд, исследовав материалы дела, с доводами общества не согласился. Получатель субсидии должен выполнить следующие условия: быть включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020; отрасль, в которой ведется его деятельность, относится к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим от коронавируса; по состоянию на 01.03.2020 нет недоимки по налогам и страховым взносам на общую сумму более 3000 руб.; количество работников в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% количества работников в марте 2020 г. Обществом не выполнено условие об отсутствии задолженности по налогам и сборам на 01.03.2020 в указанном размере, что влечет отказ в предоставлении субсидии.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.09.2021 Объект для целей налогообложения является недвижимостью, если он имеет инженерно-технические связи с другими объектами недвижимости; участвует в едином технологическом процессе; его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению

Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2021 № 308-ЭС21-9321 по делу N А53-22059/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что спорный объект является оборудованием (но не сооружением) и не имеет прочной связи с землей, поэтому относится к движимому имуществу и в проверяемый период облагался налогом на имущество по пониженной ставке. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. К спорному объекту подведены стационарные коммуникации; он имеет инженерно-технические связи с другими объектами недвижимости, расположенными на территории промплощадки; участвует в едином технологическом процессе; его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. С учетом этих и иных обстоятельств суд указал, что технические и конструктивные характеристики спорного объекта не позволяют отнести его к объектам движимого имущества; он соответствует понятию "недвижимое имущество".

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.09.2021 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС по ставке 20%, если оказанные ему услуги по перевозке импортного товара по территории РФ были частью международной перевозки, облагаемой по ставке 0%

Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2021 № 309-ЭС21-4629 по делу N А76-12794/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что вправе принять к вычету НДС по ставке 20%, т. к. услуги по перевозке импортного товара, перемещаемого между станциями отправления и назначения, находящимися на территории РФ, не являются частью международной перевозки. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что целью получения услуг была именно организация международной перевозки, поскольку пункт отправления товаров расположен за пределами РФ; доставка товара по территории РФ являлась лишь одним из этапов международной перевозки. При этом перевозчик обладал сведениями о том, что оказываемые услуги касаются импортного товара и являются частью международной перевозки, что влечет за собой применение ставки НДС в размере 0%. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик не имеет права на вычет НДС по счету-фактуре с неверной налоговой ставкой.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.09.2021 Введение ограничительных мер в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) само по себе не является основанием для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов

Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2021 № 305-ЭС21-13323 по делу N А40-313256/2019
Об отказе в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины, возврате кассационной жалобы без рассмотрения по существу, возврате жалобы

Учреждение заявило ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов, мотивированное ограничительными мерами, введенными с 15.06.2021 в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию учреждения необоснованной. Учреждением не представлено документов, свидетельствующих о том, что его имущественное положение не позволяет уплатить государственную пошлину. Приведенная им причина сама по себе не свидетельствует о невозможности произвести оплату и, соответственно, о наличии оснований для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

13.09.2021 С 1 октября ИП не будут указывать в платежках статус 09. И вместо кода «ТР» будет «ЗД»

С 1 октября 2021 года в платежных поручениях на перечисление налогов ряд полей необходимо заполнять по-новому.

Так, в поле 101 «Статус составителя поручения» для ИП, нотариусов, адвокатов и глав КФХ изменится статус плательщика.

Упраздняются соответствующие коды: «09», «10», «11», «12». Вместо них будет применяться значение, единое для всех физлиц (в том числе, и для ИП, адвокатов и других частнопрактикующих лиц) — «13».

При этом правила указания статуса для налоговых агентов с кодом «02» при оформлении платежного документа на уплату НДФЛ за работников или НДС (например, при аренде государственного или муниципального имущества), остались прежними.

Одновременно изменяется порядок указания информации при погашении задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам. Перечень кодов, указываемых в поле 106 «Основание платежа» сокращается до единого кода — «ЗД», который в настоящее время используется только при добровольном погашении задолженности.

С октября 2021 года отличить добровольное погашение от принудительного можно будет по полю 108 «Номер документа».

Использовавшиеся ранее в поле 106 коды: «ТР», «ПР», «АП» и «АР» нужно будет указывать в поле 108 перед номером документа-основания (например, ТР0000000000000 — номер требования ИФНС об уплате налога, сбора, страховых взносов или ПР0000000000000 — номер решения о приостановлении взыскания и т.д.).

При этом в поле 109 «Дата документа-основания платежа» необходимо указать дату составления соответствующего документа, на основании которого перечисляются денежные средства.

Напомним, указанные изменения в порядок заполнения реквизитов платежных поручений на перечисление налоговых платежей внесены приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.09.2021 Можно ли включить в расходы компенсацию дистанционщикам при расчете налога на прибыль? И что со взносами?

Компенсация дистанционным работникам за оборудование или за электроэнергию не облагается страховыми взносами и включается в расходы по налогу на прибыль. Но только при условии, что суммы экономически обоснованы и фактически произведены.

Страховые взносы

Суммы компенсаций расходов дистанционщиков на аренду оборудования, оплаты ПО или средств защиты информации, а также на оплату электроэнергии не облагаются страховыми взносами.

Размер компенсации определяется трудовым договором, допсоглашением к договору, коллективным договором или другими локальными нормативными актами, например, положением.

Если в компании есть профсоюз, то с учетом его мнения.

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль суммы компенсации можно включить в расходы компании. При условии, что они были фактически понесены дистанцинщиком и экономически обоснованы.

То есть включить компенсацию в расходы можно при условии, что в компании есть копии платежных документов (арендные платежи, чеки по оплате электроэнергии и другие).

Июльское письмо Минфина.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.09.2021 Какое время указывается на чеке, если товар продается в обособке в другом часовом поясе? Ответ налоговиков

При продаже товаров независимо от часового пояса головной организации в чеке проставляется время по месту ОП и его часового пояса.

Вопрос был задан на сайте ФНС в разделе «Часто задаваемые вопросы»:

«Как налогоплательщику корректно отобразить часовой пояс при оформлении кассового чека, если офис находится по юридическому адресу, а товары реализуются в разных регионах на территории РФ?».

Налоговики ответили, что дата и время формирования чека должны соответствовать часовому поясу места произведения расчетов, то есть обособленного подразделения.

Дата и время в головном офисе неважно в этом случае.

Если же продавец и покупатель находятся в разных часовых поясах, то в чеке указывается время по часовому поясу, в котором расположена касса. Такое возможно, например, при разъездной торговле.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.09.2021 Перелешинский маслозавод в Воронежской области ФНС банкротит из-за долгов по налогам

В Арбитражный суд области поступил иск о банкротстве завода

В Арбитражный суд Воронежской области поступил иск о банкротстве ООО «Завод растительных масел "Перелешинский"» (Панинский район). Иск подала МИ ФНС №15 по Воронежской области, которая выполняет в региональном УФНС функцию долгового центра, пишет газета «Коммерсантъ».

Пока иск был оставлен без движения, так как налоговый орган не предоставил доказательств наличия у должника достаточного имущества, чтобы профинансировать расходы на проведение процедуры банкротства. Дополнительные документы в суд налоговые инспекторы могут дослать до 23 сентября, иначе дело может быть закрыто.

Объем долгов производителя масла по налогам в материалах дела пока не раскрывается, но, по информации ФССП, у него есть открытые исполнительные производства по взысканию недоимок в бюджет.

Источник: Российский налоговый портал

 

14.09.2021 Стали известны автомобили, которые могут попасть под налог на роскошь в 2022 году

В этот список попадут Toyota Hilux, Haval H9, Mitsubishi Pajero и другие популярные в РФ модели

В новую редакцию списка автомобилей, которые облагаются увеличенным налогом, могут попасть Toyota Hilux, Haval H9, Mitsubishi Pajero и другие популярные в РФ модели, пишет ИА REGNUM со ссылкой на Autonews.

Повышенным транспортным налогом, получившим название «налог на роскошь», в РФ с 2014 года облагаются авто стоимостью более 3 млн рублей. Минпромторг России каждый год обновляет список таких авто. Последняя редакция данного списка была представлена в феврале 2021 года. Тогда в категорию авто стоимостью от 3 млн до 5 млн рублей попали 635 моделей.

За прошедшие полгода планку в 3 млн рублей преодолели ещё несколько моделей. Например, в новую редакцию могут попасть модели Jeep Compass, Mitsubishi Pajero Sport, Toyota Hilux, Volkswagen Tiguan R-Line, Haval H9 в версии 2.0 Premium и GAC GN8 в комплектации Prestige GT.

Но данные модели еще могут избежать попадания в перечень авто, облагаемых повышенным налогом. На момент публикации актуальной версии списка автомобилей в феврале 2021 года на российском рынке было несколько моделей дороже 3 млн рублей, которые так и не попали в данный список.

Источник: Российский налоговый портал

 

15.09.2021 ИП на УСН может в середине года перейти на ПСН по той же деятельности

При переходе на ПСН право на УСН сохраняется, даже если у ИП единственный вид деятельности в одном городе.

Такой вывод содержится в письме ФНС № СД-4-3/12620@ от 06.09.2021.

При применении УСН и осуществлении только одного вида деятельности в одном субъекте РФ ИП также вправе в течение года перейти по данному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом и на УСН, говорится в документе.

ФНС напомнила, что Налоговый кодекс не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками УСН и ПСН.

А учебный центр «Клерка» предлагает прослушать онлайн-курс «Как выбрать налоговый режим и форму бизнеса. Сравниваем ИП, самозанятых и ООО». Для подписчиков «Премиума» бесплатно. Становитесь подписчиком тоже.

Подключить «Премиум»

Напомним, Минфин неоднократно заявлял, что да, перейти на ПСН в течение года можно, но одновременно применять и ПСН, и УСН по одной и той же деятельности нельзя. Например, об этом говорится в письме № 03-11-11/64930 от 12.08.2021.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.09.2021 Арендатор возмещает расходы по коммуналке? Не забудьте уплатить с суммы УСН

Договором может быть предусмотрено, что арендодатель оплачивает коммуналку, а арендатор возмещает позже расходы. В этом случае сумму возмещения надо включить в доходы при исчислении УСН.

Такой ответ дал Минфин в августовском письме.

В НК не предусмотрена возможность исключения из налогооблагаемой базы по УСН сумм возмещения за ранее оплаченные коммунальные платежи за арендатора.

Поэтому вся сумма компенсации учитывается в доходах при исчислении УСН.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.09.2021 ИП на спецрежиме не сможет получить вычет по НДФЛ

Предприниматели, которые применяют спецрежимы, не могут получить налоговые вычеты: ни при покупке жилья, ни на детей, ни на обучение.

В Минфине считают, что если предприниматель хочет получать налоговые вычеты, то пусть переходит на ОСНО.

Такое мнение высказано в августовском письме министерства.

Налоговые вычеты могут получать только те люди, которые уплачивают НДФЛ — это официально трудоустроенные или ИП на ОСНО.

Предприниматели на спецрежимах не уплачиваю НДФЛ:

«В рамках специальных налоговых режимов налоговая нагрузка для физических лиц существенно ниже, чем в соответствии с общим режимом налогообложения».

Поэтому в Минфине не видят проблем, что некоторые налогоплательщики не могут получить вычет, например, при покупке жилья или на обучение.

И подытожим мы следующим:

«Также отмечаем, что согласно Кодексу при осуществлении предпринимательской деятельности для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы)».

Так что, при переходе на спецрежим, предпринимателю надо подумать, выгодно ли ему применять его. Например, при покупке квартиры он не сможет получить имущественный вычет. А при выборе ОСНО — смог бы.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.09.2021 Тестирование сотрудников на ковид и антитела к нему уменьшает базу по УСН

Расходы на проведение исследований на наличие у работников COVID-19 и антител к ковиду включается в состав расходов по УСН, так как они направлены на обеспечения мер по технике безопасности.

Об этом сообщает Минфин в письме № 03-11-06/2/72533 от 08.09.2021.

Основание: недавно введенный задним числом (с 01.01.2021) подпункт 40 пункта 1 статьи 346.16 НК.

По нему налогоплательщики на УСН «доходы минус расходы» учитывают расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

В этой связи Минфин делает вывод:

расходы упрощенцев на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников инфекции COVID-19, а также иммунитета к ней, направленные на выполнение требований действующего законодательства РФ в части обеспечения мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, учитываются при определении налоговой базы.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация приобрела у контрагента транспортное средство. В связи с отдаленностью его местонахождения возможности переоформить транспортное средство нет.
Каким образом осуществлять учет данного основного средства, если организация оказывает услуги с использованием данного транспорта? Как учитывать расходы (ГСМ, запчасти, обслуживание)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете порядок учета транспортного средства не связан с фактом его регистрации в соответствующих уполномоченных органах. Учет и списание затрат на такое имущество производятся в общем порядке. Отсутствие регистрации транспортного средства в органах ГИБДД при его реальном использовании в предпринимательской деятельности не может препятствовать налогоплательщику признавать расходы на ГСМ, ремонт, содержание и обслуживание.
Факт регистрации транспортного средства в соответствующих уполномоченных органах имеет значение только для целей исчисления и уплаты транспортного налога.

Обоснование вывода:

Юридические аспекты

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Пунктом 2 ст. 223 ГК РФ определено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Исходя из положений ст. 130 ГК РФ транспортные средства (далее также - ТС) являются движимым имуществом.
Следовательно, право собственности на транспортное средство возникает у приобретателя с момента его передачи по договору, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Право собственности на имущество может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В законодательстве отсутствует указание на то, что право собственности на автотранспортное средство возникает у приобретателя с момента его государственной регистрации (смотрите также постановление Девятнадцатого ААС от 31.05.2013 N 19АП-1550/13).
Таким образом, необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на ТС законодательством не установлена.
Собственник транспортного средства вправе начать его эксплуатацию как до регистрации в соответствующих уполномоченных органах*(1), так и после нее. Соответственно, эксплуатационные расходы также могут возникнуть с момента начала использования (движения) ТС вне связи с его регистрацией в ГИБДД.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен. Отметим, что регистрация ТС - это обязанность, а не право собственника: в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации..." (далее - Закон N 283-ФЗ) государственный учет является обязательным.
Согласно части 3 ст. 8 Закона N 283-ФЗ владелец ТС обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства. Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (в частности, ГИБДД МВД РФ).
Такая регистрация не является необходимым условием для возникновения у приобретателя права собственности на транспортное средство, но ее отсутствие означает невозможность эксплуатации транспортного средства (п. 6 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2017) (утвержден Президиумом ВС РФ 26.04.2017), смотрите также определение ВС РФ от 29.10.2018 N 305-ЭС18-13132).
В рамках данного вопроса нами не рассматривался вопрос с точки зрения нарушения законодательства о государственной регистрации транспортных средств, но отметим, что нарушение правил государственной регистрации ТС всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна, может быть основанием для привлечения организации к административной ответственности (ст. 19.22 КоАП РФ).

Отражение приобретенного ТС в бухгалтерском учете

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) предусмотрено, что счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств (ОС). В свою очередь, счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении ОС организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Принятие к бухгалтерскому учету ОС отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Условия, при выполнении которых актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, перечислены в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01). Необходимость регистрации ОС в соответствующих органах или наличие оформленного на свое имя ПТС среди этих условий не упомянуто.
Также независимо от регистрации имущества производится начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств в бухгалтерском учете. Согласно п. 21 ПБУ 6/01 оно начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) основанием для принятия ОС к бухгалтерскому учету является утвержденный руководителем организации акта приемки-передачи основных средств (форма ОС-1, либо собственная форма, разработанная на основе унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
ГСМ и запасные части включаются в состав запасов (подп. "а" п. 3 ФСБУ 5/2019); затраты, связанные с их приобретением, в бухгалтерском учете относятся к расходам по обычным видам деятельности в размере фактических затрат (пп. 5, 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, а также по поддержанию их в исправном состоянии также формируют расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Налоговый учет

Налог на прибыль организаций

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить свои доходы на сумму произведенных расходов. При этом возможность признания расходов для целей налогообложения не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия регистрации транспортных средств в органах ГИБДД или Гостехнадзора в установленном порядке.
В целях исчисления налога на прибыль амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).
В рассматриваемом случае все условия для признания основного средства амортизируемым имуществам соблюдены, и факт государственной регистрации ТС не имеет значения ни для включения его в состав амортизируемого имущества, ни для определения соответствующей амортизационной группы.
Обращаем внимание, что и специалисты финансового ведомства не связывают момент начала начисления амортизации с фактом регистрации ТС в ГИБДД и иных органах (письма Минфина России от 13.06.2012 N 03-03-06/1/303, от 20.11.2007 N 03-03-06/1/816постановления ФАС Поволжского округа от 07.10.2013 N А65-31533/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А27-10607/2011, постановление Одиннадцатого ААС от 17.06.2013 N 11АП-7029/13, Вопрос: Вправе ли организация-налогоплательщик, которая приобрела транспортное средство - легковой автомобиль, для целей налогообложения прибыли начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором автомобиль был введен в эксплуатацию, если к этому моменту транспортное средство еще не зарегистрировано в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ? ("Российский бухгалтер", N 7, июль 2013 г.)).
Судами также неоднократно указывалось, что нормы НК РФ не связывают расходы на эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств (основных средств) с наличием (отсутствием) их регистрации в органах государственной регистрации транспортных средств (постановления Семнадцатого ААС от 26.01.2012 N 17АП-8223/11, Одиннадцатого ААС от 30.04.2009 N 11АП-1776/2009, ФАС Уральского округа от 27.03.2012 N Ф09-1955/12 по делу N А60-17595/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А27-10607/2011).
Как указано в постановлении Пятого ААС от 23.03.2011 N 05АП-990/2011 (оставлено без изменения постановлением Дальневосточного округа от 25.07.2011 N Ф03-2867/11 по делу N А59-6970/2009), отсутствие регистрации указанных выше объектов свидетельствует о нарушении иного, но не налогового законодательства.
Таким образом, факт отсутствия регистрации транспортного средства в ГИБДД не влияет на возможность учета расходов на ГСМ, ремонт, содержание этих объектов в целях налогообложения прибыли. Подтверждением такого вывода также могут служить вышеприведенные разъяснения Минфина России (письма от 20.11.2007 N 03-03-06/1/816, от 13.06.2012 N 03-03-06/1/303).

НДС

Возникновение у покупателя транспортного средства права на вычет НДС, предъявленного продавцом, не зависит от факта перерегистрации авто в органах ГИБДД; для использования права на вычет требуется выполнение условий, установленных в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.
Налоговое законодательство (положения ст. 171172 НК РФ) не ставит право налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС в зависимость от факта государственной регистрации транспортных средств в соответствующих органах (постановления ФАС Поволжского округа от 30.10.2008 N А55-1153/2008, Одиннадцатого ААС от 28.12.2011 N 11АП-14775/11).
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2008 N Ф04-1995/2008(2365-А27-42) судом отмечено, что НК РФ не ставит в зависимость право налогоплательщика на применение налогового вычета от того обстоятельства, на каком счете должны быть учтены приобретенные товары (работы, услуги). Довод налогового органа о возможности принятия спорных объектов на бухгалтерский учет лишь после государственной регистрации в уполномоченных органах судом также правомерно отклонен как несостоятельный, поскольку факт государственной регистрации транспортного средства в органах ГИБДД или Гостехнадзора не имеет значения для целей налогообложения и не влияет на предоставление вычета налогоплательщику.
Таким образом, если приобретенное ТС организация использует в деятельности, облагаемой НДС, то она имеет право принять НДС к вычету в месяце принятия его на учет при наличии счета-фактуры от продавца.

Транспортный налог

В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Из приведенных норм, а также норм ст. 362 НК РФ следует, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации ТС, а не от фактического использования ТС налогоплательщиком (смотрите также письмо Минфина России от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050).
Таким образом, представление налоговой декларации и уплата транспортного налога осуществляются по месту государственной регистрации транспортных средств (письма УФНС России по г. Москве от 17.01.2011 N 16-15/003091, Минфина России от 12.10.2006 N 03-06-04-04/43, смотрите также письма Минфина России от 11.03.2020 N 03-02-07/2/18031, ФНС России от 19.03.2020 N БС-4-21/4732@).
Уклонение юридического лица от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от представления налоговой декларации по транспортному налогу и уплаты транспортного налога (авансовых платежей) (письма ФНС России от 03.04.2015 N БС-4-11/5478@, Управления ФНС по Московской области от 23.01.2013 N 18-21/02953@ со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11).
Следуют такой правовой позиции и нижестоящие судебные инстанции:
- постановление Первого ААС от 10.06.2020 N 01АП-1236/20 по делу N А43-11238/2019,
- постановление АС Северо-Западного округа от 17.07.2017 N Ф07-6500/17 по делу N А26-6491/2016,
- постановление Двадцатого ААС от 13.10.2016 N 20АП-5475/16 и др. (смотрите также Комментарий к постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.10.2020 по делу N А29-17854/2018 (М.А. Липина, журнал "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 12, декабрь 2020 г.)).
При этом обращаем внимание на постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.07.2014 N Ф01-2082/14 по делу N А29-6687/2013 (определением ВС РФ от 29.10.2014 N 301-КГ14-2926 отказано в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию ВС РФ), в котором суды приняли во внимание то обстоятельство, что Общество не имело возможности осуществить регистрационные действия в установленные сроки, поскольку спорные транспортные средства находились в районах отсутствия автомобильных дорог, что, в свою очередь, требует временных затрат для перегона приобретенного количества автотехники.
В рассматриваемой ситуации учитывая, что транспортное средство уже эксплуатируется, полагаем возможным риск спора с налоговым органом, исход которого будет зависеть от наличия объективных причин несвоевременной постановки на регистрационный учет, периода от приобретения до регистрации и других обстоятельств.
Итак, действующие в настоящее время нормативные документы в области бухгалтерского и налогового учета не ставят возможность учета ТС в составе ОС (амортизируемого имущества), оформления путевых листов, а также списания ГСМ, запчастей и других эксплуатационных затрат в зависимость от наличия регистрации транспортного средства.
Регистрация транспортного средства в соответствующих уполномоченных органах имеет значение только для целей исчисления и уплаты транспортного налога.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Регистрация приобретенных транспортных средств;
Энциклопедия решений. Транспортный налог. Регистрация транспортных средств;
- Энциклопедия судебной практики. Транспортный налог. Налогоплательщики (Ст. 357 НК);
Энциклопедия решений. Объект обложения транспортным налогом (в частности, раздел "Условие о регистрации транспортного средства");
Вопрос: Уплата авансовых платежей по транспортному налогу в случае, если транспортное средство используется не по месту регистрации (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

В октябре 2021 года организация (розничная торговля), находящаяся на УСНО (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"), теряет право на применение УСНО и переходит на ОСНО по причине превышения торговой выручки. Организация, занимающаяся торговлей, в случае перехода на ОСНО имеет право в дальнейшем принять к вычету НДС с товара, который не продан на 1 октября 2021 года.
На какую дату (на 30 сентября или 1 октября 2021 года) определяется остаток непроданного товара? Как определить остаток непроданного товара? Какими первичными документами в целях бухгалтерского и налогового учета оформить процедуру определения остатка непроданного товара? Нужно ли после перехода на ОСНО представлять данные документы в налоговую инспекцию? Как рассчитать НДС с остатка непроданного товара? Какими документами этот расчет должен быть оформлен? Какими бухгалтерскими проводками отразить НДС с остатка непроданного товара? Должен ли НДС с остатка непроданного товара быть подтвержден счетом-фактурой по конкретной номенклатуре непроданного товара и, соответственно, поставщику, у которого этот товар был приобретен? Должен ли счет-фактура по конкретной номенклатуре непроданного товара и, соответственно, поставщику, у которого этот товар был приобретен, попадать в книгу покупок? Как НДС с остатка непроданного товара должен попасть в декларацию по НДС? Как считается срок три года для принятия НДС к вычету, если организация начинает применять ОСНО с 4 квартала 2021 года?
Организация занимается розничной торговлей и находится на ОСНО. Оплата товара производится за наличный и безналичный расчет.
Можно ли формировать счет-фактуру на реализацию раз в неделю, раз в месяц, раз в квартал?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Право на вычет НДС у организации, утратившей право на УСН в октябре 2021 года, возникает в том налоговом периоде, в котором организация перешла на общий режим, т.е. в данном случае - в IV квартале 2021 года. Правом на вычет организация может воспользоваться не позднее трех лет после окончания IV квартала 2021 года (т.е. срок, предусмотренный пунктом 2 ст. 173 НК РФ, применительно к налоговой декларации за IV квартал 2021 года истечет 31.12.2024).
Организация при переходе с УСН на общий режим налогообложения вправе принять к вычету суммы НДС по товарам, приобретенным, но не использованным в период применения УСН. Поэтому остаток товара определяется на начало 01.10.2021. (Полагаем, что в программе, в которой ведется бухгалтерский учет, при формировании документа, отражающего остатки товаров, задается период на 30.09.2021. В таком случае, по нашему мнению, в формируемый отчет попадут операции, совершенные в течение 30.09.2021, и не попадут операции с товаром, совершенные в течение 01.10.2021.)
Остаток нереализованного на начало 01.10.2021 товара определяется по данным бухгалтерского учета (если данные о списании реализованного товара вносятся автоматически при формировании фискальных документов или ежедневно иным способом) и подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 41 за сентябрь, или документом "Остатки товаров на 30.09.2021" (исходим из того, что программа формирует остатки на конец заданного дня).
Если определить остаток на 01.10.2021 по данным учета невозможно, то остаток подтверждается справкой-расчетом, в которой указывается остаток товара, подтвержденный результатами инвентаризации, скорректированный на стоимость товара, списанного (реализованного) и оприходованного за период с 01.10.2021 по дату инвентаризации.
Разъяснений, как практически определять сумму НДС, которую налогоплательщик вправе принять к вычету на основании п. 6 ст. 346.25 НК РФ и как подбирать счета-фактуры, нет. Организация самостоятельно определяет порядок определения суммы НДС, принимаемой к вычету на основании п. 6 ст. 346.25 НК РФ.
По нашему мнению, для реализации права, установленного п. 6 ст. 346.25 НК РФ в отношении товара организации необходимо:
I. Закрыть период (III квартал 2021 года) для определения налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, и отражения в Книге доходов и расходов счетов-фактур, относящихся к товару, стоимость которого может быть учтена в расходах.
II. Определить сумму расходов на приобретение товаров, не учтенных при применении УСН:
1) определить остаток нереализованных товаров по состоянию на начало 01.10.2021;
2) определить стоимость реализованных, но не оплаченных товаров по 01.10.2021, НДС по которым учитывается в расходах по налогу на прибыль в составе себестоимости товаров. Полагаем, что отчет по задолженности перед поставщиками формируется в программе по 30.09.2021, в противном случае, как мы понимаем, в отчет могут попасть операции за 01.10.2021;
3) подобрать документы (счета-фактуры, накладные), относящиеся:
- к реализованному в период применения товару, но неоплаченному на 01.10.2021;
- к остаткам нереализованного товара.
III. Зарегистрировать подобранные счета-фактуры в книге покупок на ту сумму, на которую организация получила право на вычет. На практике может быть ситуация, когда часть товара, указанная в счете-фактуре, была реализована до 01.10.2021, поэтому частично сумма НДС, указанная в графе 8 счета-фактуры, была учтена в расходах при УСН, или будет учтена в расходах при налогообложении прибыли. Поэтому сумма НДС, которую организация вправе принять к вычету, может быть меньше суммы НДС, указанной в счете-фактуре.
Сумма, указанная в графе 15 книги покупок, в которой подводится итог (сумма НДС, принимаемая к вычету), отражается в строке 120 раздела 3 налоговой декларации по НДС. Особенностей заполнения книги покупок и декларации по НДС налогоплательщиками, перешедшими на ОСН при утрате права на УСН, не установлено.
Положения НК РФ не позволяют сформировать один сводный документ для регистрации его в книге покупок вместо счетов-фактур в целях реализации п. 6 ст. 346.25 НК РФ, т.е. право на вычет должно подтверждаться конкретными счетами-фактурами. Полагаем, что невозможно на практике соотнести товар с конкретным счетом-фактурой в условиях множественности поставщиков и поставок и отсутствия партионного учета товара. Поэтому, по нашему мнению, допустимо подбирать под остаток товара счета-фактуры, в которых указан товар с таким наименованием и которые не учтены (или учтены только на часть суммы НДС) в книге доходов и расходов.
При этом в НК РФ нет требования о составлении налогоплательщиком каких-либо подтверждающих документов, содержащих расчет суммы расходов, не учтенных при применении УСН. Рекомендации по примерному оформлению таких документов приведены далее.
Отметим, что не обнаружено примеров судебной практики, в которых налоговый орган оспаривал бы сумму НДС, принятую к вычету, и/или требовал бы предоставить подтверждающие документы (помимо книги покупок с зарегистрированными в ней счетами-фактурами и регистрами бухгалтерского учета, подтверждающими остаток товара). В основном споры связаны с правомерностью применения в принципе п. 6 ст. 346.25 НК РФ для вычета НДС налогоплательщиками, применявшими УСН с объектом налогообложения доходы.

Обоснование позиции:
Налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 200 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подп. 1-111314 и 16-21 п. 3 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек*(1).
Налогоплательщик, утративший право на применение УСН, переходит на общий режим налогообложения и становится плательщиком, в частности, НДС и налога на прибыль организаций. При этом переход на общую систему налогообложения (ОСН) происходит с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям (исходя из п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
В рассматриваемом случае у организации возникают обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС и налога на прибыль с начала IV квартала 2021 года - с 01.10.2021 (п. 4 ст. 6.1 НК РФ). Операции, совершенные 30.09.2021 (например, реализация товара), еще осуществляются в рамках УСН.
На дату перехода на ОСН следует списать в расходы стоимость неоплаченных и потому не учтенных при УСН товаров, работ, услуг (п. 2 ст. 346.25 НК РФ).
Кроме этого, при переходе на ОСН суммы НДС, предъявленные в период применения УСН налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, определенном главой 21 НК РФ для налогоплательщиков НДС (п. 6 ст. 346.25 НК РФ).
А для налогоплательщиков НДС главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 171 НК РФ) установлено общее правило: право предъявить к вычету НДС возникает, если одновременно выполнены следующие условия:
- приобретенные товары предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (п. 2 ст. 169 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Иных условий для использования вычетов по НДС не установлено. Отметим, что главой 21 НК РФ не установлен какой-либо особый порядок применения вычетов, о которых говорится в п. 6 ст. 346.25 НК РФ. Следовательно, принять НДС к вычету необходимо в общем порядке, в частности, подтвердить его счетами-фактурами.
Право на вычет НДС возникает в том налоговом периоде, в котором организация перешла на общий режим, т.е. в данном случае - в IV квартале 2021 года, при выполнении вышеуказанных условий (письма Минфина России от 20.03.2014 N 03-11-11/12249, от 04.04.2013 N 03-11-06/2/10983, от 29.12.2012 N 03-07-11/563, от 15.03.2011 N 03-07-11/53, от 13.03.2009 N 03-11-09/103, ФНС России от 16.03.2015 N ГД-4-3/4136@, от 27.02.2015 N ГД-3-3/743).
При этом указанным правом организация может воспользоваться в течение трех лет после окончания IV квартала 2021 года (п. 2 ст. 173 НК РФ, письма Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-11/264, ФНС России от 16.03.2015 N ГД-4-3/4136@)*(2).

Как определить сумму НДС, принимаемого к вычету на основании п. 6 ст. 346.25 НК РФ

Разъяснений, как практически определять сумму НДС, которую налогоплательщик вправе принять к вычету на основании п. 6 ст. 346.25 НК РФ и выделять счета-фактуры, нет. Организация самостоятельно определяет порядок определения суммы НДС, принимаемой к вычету.
Основой такого порядка должно стать выполнение условия (помимо общих условий для плательщиков НДС, указанных выше), вытекающего из п. 6 ст. 346.25 НК РФ: счета-фактуры, по которым НДС принимается к вычету, не должны быть зарегистрированы в Книге учета доходов и расходов (или могут быть зарегистрированы, но не на всю сумму НДС).
Напомним, что согласно подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ суммы НДС, уплачиваемые при приобретении товаров, включаются в расходы по отдельному основанию. Минфин России разъясняет, что суммы НДС списывают на расходы в том же порядке, что и стоимость товаров, к которым он относится. То есть НДС по приобретенным товарам может быть учтен в расходах пропорционально стоимости оплаченных поставщику и проданных товаров (исходя из подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ)*(3). Такой метод учета указанных расходов налогоплательщики вправе установить самостоятельно (письма Минфина России от 07.07.2006 N 03-11-04/2/140, от 28.04.2006 N 03-11-04/2/94.).
Соответственно, остаток нереализованного в период применения УСН товара определяется на начало дня 01.10.2021. Стоимость товара, реализованного до конца 30.09.2021, вместе с НДС, предъявленным поставщиками этого товара:
- учитывается в расходах при применении УСН и отражается в Книге учета доходов и расходов и Декларации по УСН за III квартал 2021 года - если товар был оплачен до 01.10.2021;
- учитывается в расходах при налогообложении прибыли - если товар не был оплачен до 01.10.2021. Сумма НДС, относящегося к таким товарам, реализованным в периоде применения УСН, не принимается к вычету НДС, но включается в их стоимость на основании п. 2 ст. 170 НК РФ (письмо Минфина России от 16.04.2007 N 03-11-04/2/104)*(4).
Документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, является счет-фактура (п. 1 ст. 169 НК РФ).
Налоговым законодательством не предусмотрено составление единого сводного документа, содержащего общую сумму НДС, которую организация вправе принять к вычету на основании п. 6 ст. 346.25 НК РФ. В любом случае придется подбирать счета-фактуры, относящиеся к остатку товара, и отражать в графе 15 книги покупок по каждому счету-фактуре сумму НДС, принимаемую к вычету (в т.ч. частично). Все остальные данные переносятся из счета-фактуры в книгу покупок без изменений*(5).
За каждый налоговый период (квартал) по графе 15 книги покупок подводится итог (сумма НДС, принимаемая к вычету), который используется при составлении налоговой декларации по НДС (третий абзац п. 7 Правил ведения книги покупок).

Бухгалтерский учет НДС

Сумма НДС, которую организация вправе принять к вычету, отражается проводкой:
Дебет 19.3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" Кредит 41
- из стоимости остатка товара выделен НДС, подлежащий вычету (основание - справка-расчет).
На дату принятия налоговым органом Декларации по НДС отражается принятие НДС к вычету:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19.3
- принят к вычету НДС (основание - книга покупок, декларация по НДС).

Подтверждающие размер вычета НДС документы

В НК РФ нет требования о составлении налогоплательщиком каких-либо подтверждающих документов, содержащих расчет суммы расходов, не учтенных при применении УСН. Также не установлена необходимость представления таких документов налоговому органу вместе с первой декларацией по НДС или позже. Однако налоговый орган в рамках камеральной проверки декларации по НДС может запросить документы, подтверждающие сумму вычета НДС.
Поэтому целесообразно сформировать справку-расчет по несписанным расходам при УСН*(6), в которой отразить на 01.10.2021 стоимость нереализованных товаров и стоимость реализованных, но неоплаченных товаров; справку-расчет кредиторской задолженности, содержащую расшифровку задолженности перед поставщиками - плательщиками НДС; реестр накладных и счетов-фактур, относящихся к товарам, указанным в таких справках-расчетах. Счета-фактуры из данного реестра должны быть внесены в книгу покупок (сумма НДС при этом может быть указана в меньшем размере).

Оформление сводного счета-фактуры при реализации товара в розницу

Организации розничной торговли вправе не выставлять счета-фактуры физическим лицам в случае выдачи им кассового чека, поскольку тот содержит информацию и о ставке НДС, и о сумме налога.
ФНС России в п. 1 письма от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565@ сообщила, что при оплате в безналичном порядке физическим лицам счета-фактуры также возможно не составлять (учитывая, что в таком случае также должны оформляться кассовые чеки).
В книге продаж может быть зарегистрирован сводный счет-фактура, содержащий суммарные (сводные) данные по розничным продажам, совершенным в течение определенного периода (недели, месяца, квартала), или фискальный документ - Отчет о закрытии смены (по нашему мнению, такой документ подпадает под понятие "контрольная лента контрольно-кассовой техники"), содержащий данные о продажах за смену (пп. 1, 3 Правил ведения книги продаж, письмо Минфин России от 19.10.2015 N 03-07-09/59679, письмо ФНС России от 29.01.2015 N ЕД-4-15/1066).
Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Порядок составления счета-фактуры при продаже товаров физическим лицам в розницу (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.)
При регистрации такого сводного документа в графе 2 Книги продаж указывается код вида операции КВО 26. Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Учет при розничной продаже товаров физическим лицам (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет при добровольном переходе с УСН на общий режим налогообложения;
Энциклопедия решений. НДС при переходе с УСН на общий режим налогообложения;
Энциклопедия решений. Налогообложение прибыли при переходе с УСН на общий режим налогообложения;
Энциклопедия решений. Как заполнить книгу покупок?
- Вопрос: Каким образом оформить возврат покупателем - физическим лицом товара, чтобы продавец смог принять к вычету сумму НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

ЕСХН

 

Основной вид деятельности организации (ООО) - переработка и консервирование фруктов и овощей (ОКВЭД 10.39). Годовая выручка от основного вида деятельности - 40 млн. руб., что составляет 95% общей годовой выручки. Среднегодовая численность работников - 15 человек. Перечень выпускаемой продукции: морсы, кисели, компоты, сироп, варенье, джемы, мармелад. Основное сырье для продукции - ягоды (дикоросы), сахар. Ягоды закупаются у местного населения и поставщиков. Земли на балансе организации нет. Организация сама не выращивает и не собирает ягоды.
Вправе ли организация применять ЕСХН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в данном случае не вправе применять ЕСХН, поскольку она не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Обоснование вывода:
Перейти на уплату ЕСХН могут организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 НК РФ (п. 2 ст. 346.1 НК РФ).
Лица, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, поименованы в пп. 22.1 ст. 346.2 НК РФ. К ним на основании подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, составляет не менее 70 процентов.
Как видим, на основании подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть признаны организации и предприниматели, реализующие сельскохозяйственную продукцию собственного производства (в том числе переработанную).
Следовательно, налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)), не вправе применять ЕСХН. Аналогичный вывод представлен, например, в письмах Минфина России от 04.12.2012 N 03-03-06/1/620, от 07.07.2011 N 03-11-06/1/11, от 29.01.2009 N 03-11-06/1/05, определении ВС РФ от 14.08.2018 N 307-КГ18-11239, постановлениях Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 N 16377/09, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2012 N Ф08-4342/12, ФАС Поволжского округа от 20.06.2011 N А65-24782/2008, ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2006 N А42-1500/2006, Третьего ААС от 12.12.2012 N 03АП-4975/12, Шестого ААС от 26.01.2011 N 06АП-5781/2010.
В рассматриваемой ситуации организация реализует продукцию, изготовленную из приобретенных у третьих лиц ягод, то есть ягод, не являющихся результатом собственного производства, что, по нашему мнению, препятствует квалификации организации в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ (письма Минфина России от 16.11.2017 N 03-11-11/75709, от 01.08.2017 N 03-11-06/1/48830, от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12715).
Кроме того, нужно учитывать, что произведенные из дикорастущих ягод морсы, кисели, компоты, сиропы, варенье, джемы, мармелады не относятся к сельскохозяйственной продукции, равно как и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства (пп. 34 ст. 346.2 НК РФ, постановление Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства").
Иных оснований для признания организации в данном случае сельскохозяйственным товаропроизводителем мы также не видим, Так:
подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ не применяется, поскольку организация не оказывает поименованные в приведенной норме услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям;
подп. 3 п. 2 ст. 346.2 НК РФ не применяется, поскольку организация не является сельскохозяйственным потребительским кооперативом;
подп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ не применяется, поскольку организация не является градо- или поселкообразующей российской рыбохозяйственной организацией;
подп. 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ не применяется, поскольку организация не является сельскохозяйственным производственным кооперативом;
подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ не применяется, поскольку организация не является рыбохозяйственной.
Таким образом, считаем, что организация в анализируемой ситуации не вправе перейти на уплату ЕСХН.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Налогоплательщики ЕСХН. Сельскохозяйственные товаропроизводители;
Энциклопедия решений. Сельскохозяйственная продукция для целей ЕСХН;
Энциклопедия решений. Ограничение при ЕСХН по размеру доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения