Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 10 по 16 августа 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменения в пункт 6 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции"

До 15 сентября 2020 года предлагается продлить срок приема заявлений от субъектов МСП и СОНКО на получение субсидий для проведения мероприятий по профилактике COVID-19

Субсидию могут получить СОНКО в сфере образования и соцуслуг, а также МСП, включенные в единый перечень классифицированных горнолыжных трасс, пляжей и гостиниц (номерной фонд которых не превышает 100 номеров) или осуществляющие деятельность в следующих отраслях (поддержка доступна только по основному ОКВЭД): в сфере физкультуры и спорта, гостиничного хозяйства, общепита, бытовых услуг, допобразования.

Размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6500 рублей на количество работников в мае 2020 г. Количество работников получателя субсидии определяется ФНС России на основании данных, полученных от Пенсионного фонда РФ.

Для ИП, не имеющих работников, размер субсидии равен сумме первоначальных расходов и составляет 15000 рублей.

 

Приказ ФНС России от 05.08.2020 N ЕД-7-19/543@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 12.03.2012 N ММВ-7-12/147@"

Обновлены требования к ведению информационного ресурса "База данных "Вопрос-Ответ"

Новая редакция порядка ведения информационного ресурса "База данных "Вопрос-Ответ" утверждена в целях улучшения качества предоставления государственной услуги по бесплатному информированию по телефону через единый телефонный номер.

Уточнения предусматривают, в частности, определение функций участников взаимодействия при ведении ИР.

Так, например, установлено, что Центральный аппарат ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России анализирует обращения налогоплательщиков на предмет появления массовых вопросов, отсутствующих в ИР, в случае необходимости формирует заявки в управления ЦА ФНС России, осуществляет актуализацию ИР "База знаний".

Массовые вопросы (в целях настоящего Порядка) определяются по истечении рабочего дня как поступление более 10 обращений налогоплательщиков по одному вопросу в среднем на одного оператора на всех площадках ЕКЦ.

 

Приказ Росстата от 05.08.2020 N 431
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере общего образования"

Обновлена форма ФСН для организации Минпросвещения России федерального статистического наблюдения в сфере общего образования

Утверждена годовая форма ФСН N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Минпросвещения России.

Форма вводится в действие на период проведения сплошного наблюдения для отчета на начало 2020/2021 учебного года по состоянию на 20 сентября 2020 года.

Форма предоставляется юридическими лицами (включая субъекты малого и среднего предпринимательства), осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования 15 октября 2020 года.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 12 августа 2019 г. N 441.

 

Положение Банка России от 29.06.2020 N 727-П
"О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2020 N 59136.

Установлен перечень отчетных форм, в которых раскрываются годовая и промежуточная бухгалтерские (финансовые) отчетности НПФ

С 1 января 2023 года вступает в силу настоящее Положение Банка России, содержащее:

перечень и формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

порядок группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности (примерные группировки счетов приведены в приложениях к документу).

При применении настоящего Положения НПФ должны руководствоваться МСФО, Разъяснениями МСФО, введенными в действие в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 года N 107, а также частью 12 статьи 21 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

 

Положение Банка России от 06.07.2020 N 728-П
"О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.08.2020 N 59191.

Для страховых организаций установлены формы и порядок раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Положение содержит перечень, формы раскрытия информации в годовой и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования, а также порядок группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями отчетности (приведены в приложениях к документу).

Положение вступает в силу с 1 января 2023 года.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

Указание Банка России от 06.07.2020 N 5494-У
"О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России по вопросам ведения некредитными финансовыми организациями бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.08.2020 N 59190.

С 1 января 2023 года утратят силу некоторые акты Банка России по вопросам бухгалтерского учета НФО, НПФ и страховых организаций

Нормативные акты утрачивают силу в связи с тем, что с указанной даты вступят в силу новые нормативные акты Банка России, принятые для регулирования аналогичных вопросов.

В числе отмененных актов поименованы, в частности:

Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 487-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций;

Положение Банка России от 4 сентября 2015 года N 491-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации";

Положение Банка России от 5 ноября 2015 года N 502-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению".

 

<Письмо> ФНС России от 04.08.2020 N ВД-4-19/12435@
<Об основаниях для отказа в предоставлении государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах, сборах и страховых взносах, утв. Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@, в части приема налоговых деклараций (расчетов)>

В соответствии с новым Административным регламентом основания для отказа в приеме налоговых деклараций (расчетов) отсутствуют

Соответствующее положение закреплено в пункте 22 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@.

В этой связи ФНС поручает обеспечить достоверность заполнения в электронном виде форм статнаблюдения N 1-ГМУ "Сведения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг" и формы N 2-ГМУ "Сведения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг" в государственной автоматизированной информационной системе "Управление" с учетом требований Административного регламента.

 

<Письмо> ФНС России от 27.07.2020 N БС-4-11/12050
<О заполнении формы расчета по страховым взносам плательщиками страховых взносов, признаваемыми субъектами малого или среднего предпринимательства>

ФНС России сообщила, как заполнить расчет по страховым взносам субъектам МСП, применяющим пониженные тарифы страховых взносов по разным основаниям

Речь идет о применении пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ, и пониженных тарифов, применяемых в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу определенных категорий работников.

Форма расчета и порядок заполнения расчета утверждены приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@.

Сообщается, что в случае, если в течение расчетного (отчетного) периода применялось более одного тарифа, то в расчет включается столько приложений 1 к разделу 1 (либо только отдельных подразделов приложения 1 к разделу 1) и приложений 2 к разделу 1, сколько тарифов применялось в течение расчетного (отчетного) периода (пункты 5.4, 10.1 Порядка заполнения расчета).

В связи с этим субъектами МСП, применяющими пониженные тарифы, установленные подпунктами 2, 5, 7 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в состав расчета включаются подразделы приложения 1 к разделу 1 и приложения 2 к разделу 1 по коду тарифа плательщика "01", "20", а также подразделы приложения 1 к разделу 1 и приложения 2 к разделу 1 по соответствующим кодам тарифа в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в соответствии со статьей 427 НК РФ.

 

Письмо ФНС России от 06.08.2020 N ЕА-4-15/12656@
"О реестрах, предусмотренных п. 15 ст. 165 НК РФ"

ФНС разработаны форматы реестров документов для целей подтверждения ставки НДС 0%

В целях обеспечения возможности представления налогоплательщиками реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 НК РФ, в электронной форме, ФНС России приведены рекомендуемые форматы таких реестров в дополнение к ранее направленным письмами от 15.05.2020 N ЕА-4-15/8011@, от 24.03.2020 N ЕА-4-15/5039@.

Форматы реестров, предусмотренные настоящим письмом, применяются с 01.09.2020.

 

<Письмо> ФСС РФ от 05.08.2020 N 02-09-11/12-05-19094
"О финансовом обеспечении предупредительных мер"

ФСС РФ разъяснил некоторые вопросы, касающиеся реализации мероприятий по предупреждению распространения COVID-19 за счет сумм страховых взносов

На 2020 год расширен перечень предупредительных мер путем включения в него мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Реализация мероприятий применяется для всех работников независимо от условий труда на их рабочих местах.

Проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 осуществляется только в рамках тестирования работников на COVID-19. Лабораторные работы могут проводиться исключительно в лабораториях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных II степени потенциальной опасности (патогенности) (письмо Роспотребнадзора от 06.03.2020 N 02/3739-2020-32).

Объем средств, направляемых на указанные цели, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Для обоснования расходов страхователь представляет перечень мероприятий, разработанный с учетом рекомендаций Роспотребнадзора.

При приобретении средств индивидуальной защиты страхователь представляет их перечень с указанием количества, стоимости и количества работников, обеспеченных указанными средствами в соответствии с нормами выдачи, рекомендованными Роспотребнадзором.

В приложении к письму доведена рекомендуемая форма отчета об использовании сумм страховых взносов на финансовое обеспечение в 2020 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Страхователь вправе обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 01.10.2020.

Срок представления информации о результатах рассмотрения заявлений страхователей и принятых решениях о направлении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер продлевается до 1 ноября 2020 года.

 

<Информация> Минфина России
"В Минфине России прошли переговоры между Россией и Кипром об изменении налогового соглашения"

Кипр согласился на увеличение налога до 15% в отношении дивидендов и процентов

Существующее налоговое соглашение с Кипром предусматривает льготные условия налогообложения (налоговые ставки, предусмотренные соглашением при выплате дивидендов и процентов, значительно ниже внутрироссийских ставок, в связи с чем российские компании широко используют офшорную кипрскую юрисдикцию для вывода капитала).

Минфин сообщил о состоявшихся переговорах между Россией и Кипром о внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.

Ратификация протокола должна состояться до конца 2020 года, и он вступит в силу с 1 января 2021 года.

Сообщается также о планируемых переговорах по аналогичному вопросу с Люксембургом, Мальтой и Нидерландами.

 

<Информация> ФНС России от 07.08.2020
"Подать жалобу по ТКС теперь можно из любой точки России"

Теперь в любом регионе страны можно по ТКС направить жалобу в налоговый орган

На всю страну распространен запущенный 1 мая 2020 года пилотный проект, в рамках которого реализована возможность направить жалобу по ТКС при наличии программного обеспечения, предоставляемого операторами ЭДО.

По ТКС можно обжаловать решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки, налоговое уведомление, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов и иные документы, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Необходимые формы документов, а также порядок направления таких жалоб и ответных решений по ним установлены приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@.

 

<Информация> ФНС России
"Разработана новая форма декларации по налогу на имущество организаций"

С отчета за налоговый период 2020 года будет применяться обновленная форма декларации по налогу на имущество

Приказ ФНС России от 28.07.2020 N ЕД-7-21/475@, которым утверждена новая форма декларации, передан на регистрацию в Минюст России.

Обновления связаны с выделением категорий налогоплательщиков, для которых перенесены сроки уплаты налога (авансовых платежей по нему) в течение 2020 года в рамках мер по поддержке экономики из-за распространения COVID-19.

В связи с тем что некоторые организации были освобождены от уплаты налога за II квартал 2020 года, расширился перечень кодов налоговых льгот, отражаемых в декларации.

Кроме того, в декларацию добавлен признак исчисления суммы налога лицом, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений.


<Информация> Минэкономразвития России от 12.08.2020 "Минэкономразвития предлагает продлить срок приема заявлений на субсидии на дезинфекцию для бизнеса и СОНКО"

До 15 сентября 2020 г. предлагается продлить срок приема заявлений на субсидии на дезинфекцию для бизнеса и СОНКО

В настоящее время для получения субсидии необходимо до 15 августа 2020 г. (включительно) направить заявление в налоговый орган, заполнив его на сайте ФНС России либо через личный кабинет налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Субсидию могут получить НКО в сфере образования и соцуслуг, а также МСП, включенные в единый перечень классифицированных горнолыжных трасс, пляжей и гостиниц (номерной фонд которых не превышает 100 номеров) или осуществляющие деятельность в следующих отраслях (поддержка доступна только по основному ОКВЭД): в сфере физкультуры и спорта, гостиничного хозяйства, общепита, бытовых услуг, допобразования.

В заявлении необходимо указать счет, на который будут перечислены средства субсидии. Заявление будет рассмотрено в течение 3 рабочих дней. Если все условия соблюдены, ФНС России рассчитает субсидию, а Федеральное казначейство произведет выплату.

С подробными условиями можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития России или на портале Мойбизнес.рф.

 

<Информация> Роструда
"Роструд: ликвидировать организацию, не рассчитавшись с работниками, теперь нельзя"

С 13 августа 2020 г. работодатель не сможет завершить процесс ликвидации организации, не рассчитавшись с работниками

Вступили в силу соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Теперь для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица работодатель должен представить в регистрирующий орган заявление, в котором в том числе подтверждает, что расчеты с работниками завершены.

Так, работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации, при увольнении выплачивается выходное пособие в размере месячного среднего заработка. В случае если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня его увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства. В исключительных случаях по решению органов службы занятости, если период трудоустройства превышает два месяца, работнику выплачивается средний заработок за третий месяц трудоустройства. При этом работодатель может выплатить все положенные работнику суммы сразу в момент увольнения.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

10.08.2020 При исчислении НДС при реализации машиномест их рыночная цена должна быть уменьшена на их остаточную стоимость по результатам переоценки, а не на первоначальную стоимость

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2020 № Ф05-7275/20 по делу N А40-137033/2019 

УФНС отказала налогоплательщику в возмещении НДС в связи с неверным формированием налоговой базы при реализации машиномест. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. При расчете налоговой базы налогоплательщик фактически использовал не остаточную стоимость по результатам проведенной переоценки (что подтверждается инвентарными карточками, где указана остаточная стоимость), а первоначальную стоимость машиномест. Представленные налогоплательщиком расчеты НДС проверены судом и признаны методологически неверными, поскольку в данные алгоритмы расчета не включена остаточная стоимость машиномест с учетом НДС, которая определена при переоценке имущества.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

10.08.2020 О неправомерности вычетов по НДС по договору подряда свидетельствует отсутствие у подрядчика необходимого допуска к выполнению определенных видов работ, выданного СРО, а также исключение его из СРО

Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2020 № 302-ЭС20-5566 по делу N А58-7212/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно применил вычеты по НДС по подрядным работам, т. к. представлены все необходимые документы. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Предметом договоров подряда являлось выполнение работ по строительству, а также иных работ. Вместе с тем, разрешение на строительство объекта капитального строительства в органах Ростехнадзора налогоплательщиком не было получено. У контрагента отсутствовало свидетельство о допуске к выполнению определенных видов работ, выданное саморегулируемой организацией, кроме того, он был исключен из реестра членов саморегулируемой организации. Суд принял во внимание неполноту и противоречивость информации, содержащейся в представленных документах, указав, что часть работ была выполнена для налогоплательщика другой организацией.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

11.08.2020 Сумма кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в периоде исключения кредитора из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица

Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2020 № 310-ЭС20-6589 по делу N А62-11130/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что ему неправомерно доначислен налог на прибыль, поскольку не оплаченный им товар возвращен продавцу, и кредиторская задолженность не должна учитываться в составе доходов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. С момента исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (продавца) у налогоплательщика прекращается обязательство перед ним в связи с отсутствием стороны в обязательстве. Соответственно, сумма кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в периоде исключения кредитора из ЕГРЮЛ. Ссылка на возврат товара кредитору отклонена, т. к. это не подтверждено документально, и в указанном налогоплательщиком периоде продавец уже был исключен из ЕГРЮЛ.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

11.08.2020 Срок для возврата излишне перечисленного обществом НДФЛ исчисляется с момента уплаты налога

Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 № 309-ЭС20-5076 по делу N А60-19386/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что ему должен быть возвращен излишне уплаченный НДФЛ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. О факте излишней уплаты НДФЛ обществу было известно в момент перечисления налога, однако предусмотренный порядок зачета излишне перечисленного налога обществом не реализован. При этом срок для обращения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога обществом пропущен. Обстоятельств, не позволивших обществу обратиться с заявлением о возврате излишне перечисленных спорных сумм НДФЛ до истечения трехлетнего срока, не установлено.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

12.08.2020 Денежные средства, перечисленные налогоплательщиком в счет уплаты налога, но не поступившие в бюджет из-за неплатежеспособности банка, зачету либо возврату не подлежат

Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2020 № 307-ЭС20-4940 по делу N А05-6101/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что излишне уплаченный им налог должен быть зачтен в счет погашения недоимки по этому налогу. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Денежные средства в счет уплаты налогов были перечислены налогоплательщиком через "проблемный" банк и в бюджет не поступили из-за неплатежеспособности банка. Поскольку денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, в бюджет фактически не поступили, они не могут быть признаны излишне уплаченными или уплаченными дважды, в связи с чем зачету либо возврату не подлежат.

Источник: http://www.pravovest.ru

13.08.2020 Налогоплательщик не вправе учесть расходы на выплату вознаграждения предпринимателю, если он оказывал услуги, аналогичные трудовым функциям работников налогоплательщика, и заключение договора не имело разумной деловой цели

Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2020 № 306-ЭС20-6941 по делу N А57-25982/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком завышены расходы по налогу на прибыль вследствие выплаты предпринимателю вознаграждения по договору оказания услуг. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Предприниматель фактически оказывал услуги, аналогичные трудовым функциям работников налогоплательщика. Документальное оформление по данной сделке исполнено с существенными нарушениями и не отражает подлинное экономическое содержание соответствующих хозяйственных операций. Суд пришел к выводу о том, что заключение спорного договора с предпринимателем не имело разумной деловой цели и намерений создать предусмотренные договором правовые последствия с целью получения определенного экономического эффекта, а было направлено на минимизацию налоговых обязательств налогоплательщика.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

14.08.2020 Если в результате ремонтных работ произошло техническое перевооружение объектов ОС и увеличение их стоимости в целом, то соответствующие расходы списываются через амортизацию

Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2020 № 302-ЭС20-6276 по делу N А74-8144/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно включил в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, затраты, связанные с реконструкцией объектов основных средств. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Налоговым органом доказан факт технического перевооружения налогоплательщиком объектов основных средств, что повлекло увеличение их стоимости в целом. Соответственно, спорные расходы не относятся к затратам на капитальный ремонт и должны списываться посредством амортизации.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

14.08.2020 Общество прекращает уплачивать земельный налог с момента принятия судом решения о признании его права на земельный участок отсутствующим

Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 № 304-ЭС20-4987 по делу N А27-22018/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что не должно уплачивать земельный налог за спорный период, поскольку фактически не использовало земельный участок. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Принадлежащее обществу право постоянного (бессрочного) пользования участком признано отсутствующим после окончания спорного налогового периода. При этом законность распоряжения администрации муниципального района о предоставлении земельного участка не являлась предметом рассмотрения по данному делу. Суд пришел к выводу о том, что общество перестало быть плательщиком земельного налога с момента принятия решения о признании его права на земельный участок отсутствующим. Кроме того, общество уплачивало земельный налог в предыдущие периоды. Общество знало о наличии у него спорного земельного участка, однако мер по отказу от права на него не предприняло, а, напротив, обратилось к фактическому пользователю участка с иском о взыскании неосновательного обогащения в сумме, превышающей размер земельного налога, предполагая получить имущественную выгоду.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

10.08.2020 ФНС объяснила, как заполнять расчет по страховым взносам при нескольких пониженных тарифах

Федеральная налоговая служба в письме от 27.07.2020 № БС-4-11/12050 пояснила, как заполнять расчет по страховым взносам субъектам МСП, применяющим пониженные тарифы.

В случае, если в течение расчетного (отчетного) периода применялось более одного тарифа, то в расчет включается столько приложений 1 к разделу 1 (либо только отдельных подразделов приложения 1 к разделу 1) и приложений 2 к разделу 1, сколько тарифов применялось в течение расчетного (отчетного) периода (пункты 5.4, 10.1 порядка заполнения расчета).

В связи с этим, плательщиками страховых взносов-субъектами МСП, применяющими одновременно пониженные тарифы, установленные подпунктами 2, 5, 7 пункта 2 статьи 427 Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу определенных категорий работников, в состав расчета включаются подразделы приложения 1 к разделу 1 и приложения 2 к разделу 1 по коду тарифа плательщика «01», «20», а также подразделы приложения 1 к разделу 1 и приложения 2 к разделу 1 по соответствующим кодам тарифа в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в соответствии со статьей 427 НК РФ.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.08.2020 Количество налоговых проверок после карантина выросло в 4 раза

Банки не успевают обрабатывать их в полном объеме

После отмены ограничений, которые были введены из-за пандемии коронавируса, налоговики начали массово проверять счета граждан РФ в банках, отмечается в письме Ассоциации банков России (АБР) в ФНС.

Налоговую службу интересует информация «о наличии счетов, о наличии денежных средств на счетах всех категорий клиентов», в частности, физлиц. Проверки налоговиков были приостановлены с 1 апреля до 30 июня, но теперь число запросов из ФНС выросло более чем в 4 раза и кредитные организации не успевают их обрабатывать, сообщили в АБР.

Банкиры просят налоговое ведомство продлить сроки по предоставлению сведений налоговым органам. При этом налоговая служба рост количества запросов считает нормальным и объясняют его возобновлением налоговых проверок после большого перерыва.

Эксперты согласны, что за время карантина у ФНС мог накопиться большой объем данных, которые требуют проверки. Однако активность инспекторов связана не только с этим, поскольку у налоговиков несколько месяцев были связаны руки, а плановые показатели для них никто не отменял.

Источник: Российский налоговый портал

 

11.08.2020 Применять пониженные взносы можно не ранее месяца попадания в реестр МСП

Плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом № 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр МСП, с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.

С запросом в ФНС обратилось некое акционерное общество, сведения о котором в реестре МСП не содержатся.

Но они могут быть внесены по состоянию на 10 августа 2020.

В связи с этим, в случае внесения АО в реестр МСП 10 августа 2020 года, АО вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начисленных выплат и иных вознаграждений, превышающих МРОТ, начиная с 1 августа 2020 года.

Об этом сообщается в письме ФНС № БС-4-11/11451@ от 15.07.2020.

Таким образом уплаченные страховые взносы, правомерно исчисленные с выплат за апрель — июль 2020 года по общеустановленным тарифам, не могут быть признаны переплатой и, следовательно, не подлежат возврату.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.08.2020 Кадастровые споры переходят в МФЦ

Теперь кадастровая оценка не может превышать рыночную

Кадастровую оценку недвижимости теперь можно оспорить в МФЦ. Поправки в законодательство вступили в силу 11 августа. До этого момента собственникам приходилось обращаться либо в суд, либо в специальную госкомиссию. Теперь кадастровая оценка не может превышать рыночную. А любые ошибки трактуются в пользу владельца недвижимости, передает газета «Коммерсантъ».

В случае, если будет выявлена какая-то ошибка, во время подготовки ответа на обращение она будет исправлена.

Даже если по одному обращению будет понимание того, что эта ошибка повторяется и у других правообладателей, соседей — например, СНТ, дачное хозяйство — по обращению одного гражданина кадастровая стоимость будет пересчитана для всех правообладателей без их обращения.

Согласно новому закону, вносить изменения в результаты кадастровой оценки без публичного обсуждения запрещено. Следить за этим обязан Росреестр. А чиновники теперь несут персональную ответственность за необоснованное завышение стоимости недвижимости. Вплоть до увольнения.

Источник: Российский налоговый портал

 

12.08.2020 Правила госрегистрации ИП изменят

В правила регистрации индивидуальных предпринимателей внесут изменения. Проект с поправками в закон 129-ФЗ о госрегистрацииопубликован на портале проектов нормативных актов.

После принятия поправок будет узаконена регистрация ИП через личный кабинет налогоплательщика. В проекте указано, как это будет оформляться.

Еще одно важное изменение — гражданам не нужно будет представлять при регистрации копию паспорта. И действительно, такое требование давно устарело, ведь ФНС получает все данные о паспортах из МВД. Исключение — если у человека нет постоянного места жительства, штамп о котором стоит в паспорте.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.08.2020 Заявление на стандартный детский вычет не надо писать каждый год

Для предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ на ребенка от сотрудника требуется письменное заявление и документы, подтверждающие его право на вычет.

Налоговый кодекс не содержит требований о ежегодном представлении заявления для получения стандартного налогового вычета на ребенка.

В случае если у налогоплательщика право на получение стандартного налогового вычета на ребенка не прекратилось, то независимо от окончания налогового периода повторного представления заявления налоговому агенту не требуется.

Такой вывод содержится в письме Минфина № 03-04-05/63596 от 21.07.2020.

При этом если в заявлении указано, что работник организации просит предоставить налоговый вычет на ребенка только в определенном налоговом периоде, то для получения такого вычета в следующем налоговом периоде ему необходимо представить новое заявление.

Что касается документов, подтверждающих право на вычет, то следует обратить внимание на справку из учебного заведения (если ребенок старше 18 лет).

В ней должны быть указаны период и форма обучения ребенка.

Соответственно, при решении вопроса о периодичности представления справки следует исходить из того, что налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка, поясняет Минфин.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.08.2020 МРОТ в 2021 году повысят на 262 рубля

Как известно, МРОТ на следующий календарный год устанавливается в размере, равном прожиточному минимуму трудоспособного населения во 2 квартале текущего года.

Сейчас МРОТ составляет 12 130 руб.

Накануне Минтруд разместил проект приказа «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2020 года».

Согласно документу, ПМ трудоспособного населения за 2 квартал 2020 года составил 12 392 руб.

Таким образом, в 2021 году МРОТ станет 12 392 руб.

Год

ПМ за 2 квартал предыдущего года

МРОТ

Увеличение МРОТ

2019

11 280

11 280

117

2020

12 130

12 130

850

2021

12 392

12 392

262

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.08.2020 В каких случаях ИП должен зарегистрироваться в ФСС

Федеральными законами от 29.12.2006 № 255-ФЗ и от 24.07.1998 № 125- установлена обязанность физлица по регистрации в качестве страхователя в территориальных органах ФСС в двух случаях:

— в случае заключения трудового договора с работником,

— в случае заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, в котором установлена обязанность уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с выплат в пользу физического лица, с которым заключен указанный договор.

У ИП, не применяющего наемный труд, отсутствует обязанность регистрироваться в качестве страхователя в ФСС.

При этом ИП вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.08.2020 Форму 6-НДФЛ радикально изменят

На портале проектов нормативных актов опубликовали будущий приказ ФНСс новой формой 6-НДФЛ. Применяться она будет, начиная с отчетности 2021 года.

Изменения глобальные и связаны в первую очередь с отменой справок 2-НДФЛ. Теперь данные о доходах каждого физлица надо будет указывать в приложении 1 к расчету 6-НДФЛ. Но делать это надо будет только один раз в год, так же как сдавались справки 2-НДФЛ.

Не будет дат фактического получения дохода и удержания налога.Но вводятся строки для указания даты и суммы НДФЛ, возвращенного физлицам.

Из новых строк отметим данные об излишне удержанном налоге (сейчас такой нет). Кроме того, появятся строки для информации за прошлые налоговые периоды.

Посмотреть планируемую форму декларации вы можете посмотретьво вложенном файле.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.08.2020 Временный перевод не отражается в трудовой книжке, но отражается в карточке Т-2

Как известно, информация о временном переводе в трудовую книжку не вносится. А как быть с личной карточкой по форме Т-2?

На этот вопрос ответил Роструд на портале «Онлайнинспекция.рф».

Трудинспекторы пояснили, что в личной карточке по форме Т-2 следует отражать информацию о временных переводах работника на другую работ

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

По согласованию сторон арендодатель уменьшил сумму (объем) оказанных услуг.
Как правильно отразить корректировку суммы реализации по согласованию сторон в сторону уменьшения? Каков бухгалтерский учет данной операции? Каким образом следует отразить данную операцию в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Корректировка суммы реализации по согласованию сторон в сторону уменьшения отражается как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в периоде, когда произведены изменения. Причину несоответствия показателей объема реализации в налоговых декларациях по налогу на прибыль и по НДС целесообразно отразить в пояснительной записке к декларациям.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее -ПБУ 22/2010) неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности, ошибками не являются.
По нашему мнению, если условия договора аренды (объем оказанных услуг) были изменены по согласованию сторон, то такой факт хозяйственной жизни не может быть признан ошибкой. Следовательно, в рассматриваемой ситуации правила ПБУ 22/2010 не применяются*(1).
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Следовательно, при изменении объема (следовательно, и стоимости) оказанных услуг отражение операций по счетам бухгалтерского учета осуществляется на дату произведенных изменений.
В ситуации, когда услуга оказана в 1-м квартале, а изменения внесены во 2-м квартале (то есть в одном отчетном периоде*(2)), проводки могут быть следующими (прочие операции, осуществляемые при реализации, не рассматриваем):
На дату оказания услуг:
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- определена выручка;
Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС.
На дату согласования изменения (уменьшения) объема оказанных услуг:
Сторно Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- отражена сумма корректировки выручки;
Сторно Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- отражена сумма корректировки налога на добавленную стоимость с реализации (сумма будет соответствовать отраженной в корректировочном счете-фактуре и подлежащей вычету).

Налог на прибыль организаций

Глава 25 НК РФ не предусматривает специального порядка перерасчета налоговой базы по налогу на прибыль в случае изменения размера выручки от реализации при изменении стоимости товаров (работ, услуг).
На основании п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Одновременно абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что в случае, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.
Отметим также, что когда обнаруженные налогоплательщиком ошибки никак не влияют на указанную в налоговой декларации сумму налога или их исправление приведет к возврату (возмещению) налога из бюджета, он вправе не представлять уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ,письмо ФНС России от 29.03.2016 N ЕД-19-15/52).
В данной ситуации в целях исчисления налога на прибыль арендодателем ранее была учтена выручка в большем размере, следовательно, организация вправе отразить факт перерасчета при подаче налоговой декларации за полугодие.

НДС

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).
Согласно п. 13 ст. 171 НК РФ при изменении стоимости оказанных услуг в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения количества (объема) оказанных услуг, вычетам у продавца этих услуг подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости оказанных услуг до и после такого уменьшения.
В силу абзаца 3 п. 3 ст. 168 НК РФ при изменении стоимости оказанных услуг, в том числе в случае изменения и (или) уточнения объема оказанных услуг, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п. 10 ст. 172 НК РФ (договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости оказанных услуг)*(3). Указанный вычет применяется не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.
При возникновении права на налоговые вычеты в порядке, установленном абзацем 1 п. 13 ст. 171 и п. 10 ст. 172 НК РФ, налогоплательщик регистрирует корректировочный счет-фактуру в книге покупок (п. 12 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). Дополнительный лист при этом не составляется.
То есть корректировка суммы НДС, исчисленной в прошлом налоговом периоде (1-м квартале), со стоимости оказанных услуг исходя из объемов, указанных в акте выполненных работ (оказанных услуг) при его оформлении (до внесения в него исправлений), производится в текущем налоговом периоде, поэтому обязанности представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за прошлый налоговый период не возникает.
Таким образом, арендодатель в рассматриваемой ситуации имеет право применить вычет сумм НДС в периоде уменьшения объема оказанных услуг и выставить арендатору корректировочный счет-фактуру, отразив уменьшение в декларации по НДС за 2-й квартал при наличии документов, указанных в п. 10 ст. 172 НК РФ.

Расхождения в сумме выручки от реализации в декларациях по НДС и по налогу на прибыль

В письме УФНС по Московской области от 22.09.2017 N 21-27/091121 разъясняется, что сравнение объемов реализации в налоговых декларациях по налогу на прибыль и по НДС проводится с целью исключения занижения налоговой базы по одному из налогов. Следовательно, в случае выявления противоречий (несоответствия) между данными декларации по налогу на прибыль и декларации по НДС налоговая инспекция вправе и обязана потребовать необходимые пояснения, подтверждающие причины расхождения показателей декларации, или внести соответствующие исправления.
Расхождение показателей (выручка по НДС больше выручки по налогу на прибыль) можно объяснить следующим.
При отражении дохода от реализации в строке 010 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утверждена приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@) выручка указывается с учетом корректировки (уменьшения), а по строке 010 Раздела 3 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) отражается реализация в полном объеме, без учета ее уменьшения (на основании книги продаж, которую данные корректировки не затронули). Следовательно, при наличии корректировочных счетов-фактур суммы выручки в декларациях по НДС и налогу на прибыль чаще всего не совпадают.
Одновременно с представлением в общеустановленном порядке налоговых деклараций, в которых отражены самостоятельные корректировки, можно направить в налоговый орган пояснительную записку с информацией об осуществлении самостоятельной корректировки (в какие разделы, строки декларации были внесены изменения и чем это было вызвано). Информация, отражаемая в пояснительной записке, позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами (письмо ФНС России от 11.03.2015 N ЕД-4-13/3833@).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. В каких случаях продавец выставляет корректировочный счет-фактуру?
Вопрос: Налоговые последствия в части начисления НДС в случае отмены или существенного снижения арендной платы в условиях эпидемии (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.);
- Вопрос: Организация оказывает услуги по передаче электроэнергии. Организацией корректируется в сторону уменьшения выручка по оказанным услугам. Формируются и направляются контрагенту корректировочный акт, счет-фактура. Корректировочные счета-фактуры выставляются заказчикам в случае изменения тарифов, уточнения объемов поставленной энергии. От контрагента корректировочный акт не возвращается. Сумма корректировок существенна. По налогу на прибыль организация подает уточненные декларации. Существуют ли налоговые риски уменьшения налога на прибыль и НДС при отражении корректировок без подписанного со стороны контрагента акта оказанных услуг? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Организация при выполнении работ для заказчика обращается в санитарно-эпидемиологическую станцию (далее - СЭС) для проведения определенных экспертиз (например, анализ почвы). Проведение таких экспертиз необходимо для выполнения работ для заказчика и в некоторых договорах выделяется отдельно. К какой группе расходов для целей налогообложения прибыли отнести данные затраты?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В данном случае затраты на проведение экспертиз для целей налогообложения прибыли следует квалифицировать в качестве прямых расходов, связанных с производством и реализацией (материальных или прочих).

Обоснование позиции:
Для целей налогообложения прибыли расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в частности, расходы, связанные с изготовлением (производством) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Поскольку расходы на проведение экспертиз в данном случае обусловлены необходимостью выполнения организацией работ для заказчика, то, на наш взгляд, их следует квалифицировать в качестве расходов, связанных с производством и реализацией.
Согласно п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.
К материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. К ним относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Полагаем, что затраты на проведение экспертиз силами СЭС, являющихся составляющими работ по договору с заказчиком, могут относиться к материальным расходам на основании приведенной нормы. В противном случае мы не исключаем и возможности отнесения указанных затрат к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 318 НК РФ предусмотрено, что при применении метода начисления в налоговом учете расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных. Наряду с этим в указанном пункте приведен примерный (открытый) перечень прямых расходов, который не включает в себя ни материальные расходы, поименованные в пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, ни прочие расходы, связанные с производством и реализацией (смотрите также определение ВС РФ от 13.09.2016 N 304-КГ16-11024, постановления АС Северо-Западного округа от 09.09.2019 N Ф07-9238/19 по делу N А05-7615/2018, АС Восточно-Сибирского округа от 26.01.2017 N Ф02-7106/16 по делу N А58-4423/2015).
При этом следует учитывать, что порядок распределения расходов на прямые и косвенные с точки зрения закона не рассматривается как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Основным критерием отнесения расходов к прямым является их связь непосредственно с основной производственной деятельностью (несение их в процессе осуществления основной производственной деятельности) налогоплательщика. Так, например, налогоплательщик вправе отнести материальные затраты к косвенным расходам, только если отсутствует реальная возможность включить их в прямые расходы, он должен обосновать правомерность их исключения из состава прямых расходов и включения в состав косвенных. Это следует, например, из определений ВС РФ от 18.12.2018 N 307-КГ18-15605, ВАС РФ от 05.11.2013 N ВАС-14985/13 по делу N А27-12297/2012, от 13.05.2010 N ВАС-5306/10 по делу N А71-8082/2009. Иными словами, в состав прямых предусмотрено включение именно тех расходов, которые связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), то есть механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом (постановление АС Северо-Западного округа от 09.10.2019 N Ф07-11450/19 по делу N А05-13850/2018, смотрите такжеписьмо Минфина России от 06.12.2018 N 03-03-06/1/88527).
Как мы поняли, проводимые в рассматриваемой ситуации экспертизы являются неотъемлемой частью процесса выполнения работ по договорам с заказчиками, что указывает на их непосредственную связь с основной производственной деятельностью налогоплательщика. Поэтому, по нашему мнению, расходы на их проведение целесообразно отнести к прямым.
Вместе с тем заметим, что в судах находила поддержку и позиция, согласно которой расходы на работы и услуги сторонних организаций, учитываемые на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, могут быть отнесены к косвенным (смотрите определение ВАС РФ от 10.03.2011 N ВАС-2005/11 по делу N А05-3810/2010, постановления АС Поволжского округа от 06.12.2016 N Ф06-15355/16 по делу N А55-2527/2016, АС Дальневосточного округа от 08.08.2016 N Ф03-3509/16 по делу N А59-3336/2015). Считаем, что руководство данной точкой зрения сопряжено с налоговыми рисками.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным рассмотренной ситуациям нами не обнаружено.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
Энциклопедия решений. Определение суммы расходов на производство и реализацию. Прямые и косвенные расходы в налоговом учете.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Если организация выплачивает заработную плату и страховые взносы на сотрудников за счет субсидии, полученной от государства в качестве помощи предприятиям, пострадавшим от коронавируса, можно ли уплаченными страховыми взносами уменьшить до 50% налог по ЕНВД?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе уменьшить сумму ЕНВД на сумму уплаченных в налоговом периоде страховых взносов, уплаченных из средств субсидии, полученной на основании Постановления N 576, но не более чем на 50 процентов.

Обоснование позиции:
Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее - Постановление N 576).
Из п. 1 Правил следует, что средства рассматриваемой субсидии получатель имеет право расходовать по своему усмотрению, на любые цели, связанные с осуществлением его деятельности, в том числе на выплату зарплаты, уплату налогов и страховых взносов.
Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ положения НК РФ были дополнены пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 48.26 ст. 270 НК РФ, которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Из пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что рассматриваемые субсидии не учитываются в составе доходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. А с учетом того, что положения глав 26.1 и 26.2 НК РФ содержат отсылочные нормы к ст. 251 НК РФ, доходы в виде средств этих субсидий также не облагаются в рамках УСН и ЕСХН (п. 1.1 ст. 346.15п. 1 ст. 346.5 НК РФ).
Пункт 48.26 ст. 270 НК РФ, в свою очередь, выводит из состава налогооблагаемых затрат расходы, произведенные за счет данных субсидий. Действие этой нормы также распространяется как на плательщиков налога на прибыль, так и на плательщиков УСН и ЕСХН (п. 1 ст. 252п. 3 ст. 346.5п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Что касается ЕНВД, то при расчете единого налога, как известно, объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ), какие-либо доходы и расходы в целях исчисления ЕНВД не определяются и не учитываются.
Вместе с тем на основании п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается, в частности, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ. Указанные страховые платежи (взносы) уменьшают сумму единого налога, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом налогоплательщики вправе уменьшить сумму единого налога на сумму данных расходов не более чем на 50 процентов (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).
Положения главы 26.3 НК РФ, равно как и иные положения НК РФ, не содержат норм, каким-либо образом ограничивающих круг источников, за счет которых должны быть получены средства уплаченных страховых взносов, для того чтобы налогоплательщик мог воспользоваться правом на уменьшение ЕНВД на сумму страховых взносов на основании п. 2 ст. 346.32 НК РФ.
В связи с этим полагаем, что право на такое уменьшение возникает как в случае, когда страховые взносы были уплачены налогоплательщиком за счет средств, имеющихся в его распоряжении в результате осуществления им предпринимательской деятельности, так и в случае, если источником для выплаты страховых взносов послужили иные доходы: финансовая помощь учредителя или иных лиц, государственные субсидии, заемные средства и т.п.
Косвенно этот вывод подтверждает письмо Минфина России от 20.07.2015 N 03-11-06/2/41618, в котором представители финансового ведомства указали, что источник выплаты страховых взносов не имеет значения для применения положений п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ (данная норма предусматривает возможность уменьшения налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, налогоплательщиками УСН с объектом доходы на сумму уплаченных страховых взносов, но не более чем на 50 процентов).
Отметим также, что в НК РФ не вносилось каких-либо поправок, связанных с расчетом ЕНВД получателями субсидий, выданных на основанииПостановления N 576. А с учетом того, что уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом (п. 4 ст. 346.26 НК РФ), оснований для применения к плательщикам ЕНВД пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 48.26 ст. 270 НК РФ не возникает.
В связи с этим мы считаем, что организация вправе уменьшить сумму ЕНВД на сумму уплаченных в налоговом периоде страховых взносов, в том числе страховых взносов, уплаченных из средств субсидии, полученной на основании Постановления N 576, но не более чем на 50 процентов.
Вместе с тем в настоящее время отсутствуют какие-либо официальные разъяснения, подтверждающие либо опровергающие нашу позицию. В связи с этим напоминаем, что во избежание налоговых рисков организация вправе обратиться за письменными разъяснениями по данному вопросу в налоговый орган по месту постановки на учет или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

ИП совмещает два режима налогообложения: ЕНВД и УСН. По основному виду деятельности, включенному в перечень пострадавших от коронавируса отраслей, ИП применяет ЕНВД, в связи с чем налог, начисленный за 2 квартал 2020 года, списан налоговой инспекцией.
Нужно ли платить авансовый платеж по УСН за 2 квартал 2020 года, если вид деятельности, в отношении которого применяется УСН, не включен в перечень пострадавших от коронавируса отраслей?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации индивидуальный предприниматель вправе не платить авансовый платеж по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2 квартал 2020 года.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (далее Закон N 172-ФЗ), индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ, освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги и авансовые платежи по налогам, в том числе по следующим налогам:
- по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, - в части авансового платежа за отчетный период - полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период - первый квартал 2020 года (пп. 6 ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ);
- по ЕНВД для отдельных видов деятельности - в части налога за второй квартал 2020 года (пп. 7 ч. 1 ст. 2Закона N 172-ФЗ).
Согласно ч. 3. ст. 2 Закона N 172-ФЗ ИП признаются осуществляющими деятельность в пострадавшей отрасли и имеющими право на освобождение от уплаты налогов в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с пп.пп. 2 и 3 п. 3 ст. 4 НК РФ, и установленному Правительством РФ.
Порядок продления сроков уплаты налогов приведен в постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (далее - Постановление N 409).
В п. 1 Постановления N 409 закреплено, что продление предоставляется организациям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр СМП.
Согласно п. 2 Постановления N 409 осуществление организациями и ИП деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.*(1).
То есть мера поддержки бизнеса в виде списания налогов за 2 квартал 2020 года, предусмотренная ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ, актуальна в том числе для ИП, деятельность которых осуществляется в отраслях, упомянутых в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Перечень).
На наш взгляд, исходя из буквального прочтения названных норм следует, что организации или ИП, основной вид деятельности которых включен в Перечень, вправе получить освобождение от уплаты всех налогов и авансовых платежей по налогам за 2 квартал 2020 года, поименованных в ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ, независимо от осуществления ими иных видов деятельности.
Требований об осуществлении только одного пострадавшего вида деятельности для получения освобождения от уплаты налогов в Законе N 172-ФЗ и Постановлении N 409 не установлено.
Поэтому осуществление ИП других видов деятельности, по нашему мнению, не лишает его права на применение такого освобождения от уплаты авансового платежа по налогу, уплачиваемого в связи с применением УСН,
Кроме того, положениями Закона N 172-ФЗ, а также НК РФ не предусмотрено ведение раздельного учета в зависимости от видов деятельности налогоплательщика в целях получения освобождения от уплаты налогов и авансовых платежей, приведенных в ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ.
Исходя из изложенного считаем, что в сложившейся ситуации ИП вправе не уплачивать авансовый платеж за 2 квартал 2020 года по УСН, несмотря на то, что по основному виду деятельности, включенному в Перечень, он осуществляет деятельность, переведенную на уплату ЕНВД, а по дополнительному виду деятельности (не включенному в Перечень) применяет УСН.
Отметим, что разъяснения контролирующих ведомств по ситуациям, когда кроме основного вида деятельности, вошедшего в Перечень, налогоплательщик продолжает осуществлять дополнительную деятельность, не входящую в Перечень, в том числе при совмещении режимов налогообложения, обнаружить не удалось.
Для устранения сомнений и исключения налоговых рисков рекомендуем обратиться за разъяснениями в ФНС или Минфин России (пп.пп. 12 п. 1 ст. 21п. 2 ст. 24 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- статья: Кому спишут налоги из-за пандемии? Освобождение от уплаты налогов и страховых взносов, подлежащих уплате во II квартале 2020 года;
- статья: Налогообложение индивидуальных предпринимателей - 2020: что изменилось?
- статья: Меры государственной поддержки бизнеса и граждан в период пандемии COVID-19;
Вопрос: Мера поддержки бизнеса в виде списания налогов за II квартал 2020 года, за исключением НДС, а также страховых взносов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.);
- Вопрос: Право на меры поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим от пандемии коронавируса (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения