Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 10 по 16 февраля 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

"Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за IV квартал 2019 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований"
(утв. Рострудом)

Рострудом даны разъяснения по вопросам, связанным с установлением ненормированного рабочего дня и выполнением сверхурочной работы

В Докладе содержатся в том числе следующие положения:

работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой);

если должность работника не включена в перечень должностей с ненормированным рабочим днем, привлечение работника к работе за пределами установленной ему продолжительности рабочего времени должна оплачиваться как сверхурочная работа;

работник вправе требовать вместо повышенной платы предоставления дополнительного времени отдыха, продолжительность которого не может быть меньше времени, отработанного сверхурочно.

 

Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-02-08/1322

По мнению Минфина России, истребование налоговым органом пояснений при выявлении несоответствий в представленной декларации является не только его правом, но и обязанностью

В письме Минфина России сообщается, что направление требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам (противоречиям) в налоговой декларации, до составления акта налоговой проверки, не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Установление налоговым органом факта совершения налогового правонарушения осуществляется на основании оценки представляемых налогоплательщиком пояснений и документов.

В этой связи истребование пояснений и документов при выявлении несоответствий является не только правом налогового органа, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки.

Направленность и смысл такой процедуры состоят в том, что она является одним из механизмов урегулирования потенциально возникающего или могущего возникнуть налогового спора.

 

<Письмо> ФНС России от 05.02.2020 N СД-4-3/1828@
"О доведении разъяснения Минфина России"

На лесохозяйственные работы, осуществляемые арендатором, не распространяются нормы НК РФ о налогообложении НДС

Выполненные арендатором лесохозяйственные и лесовосстановительные работы являются его обязанностью, вытекающей из требований Лесного кодекса РФ и типового договора аренды лесного участка, утвержденного приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693.

В этой связи данные работы не признаются реализацией в смысле, придаваемом статьями 39 и 146 Налогового кодекса РФ, и, следовательно, не подпадают под действие норм о начислении НДС.

При этом необходимо учитывать, что арендатор вправе применить вычеты сумм НДС только в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных для работ, которые относятся к деятельности, подлежащей налогообложению НДС, то есть к операциям по реализации арендатором товаров (древесины, полуфабрикатов и т.д.), облагаемых этим налогом.

 

<Письмо> ФНС России от 07.02.2020 N СД-4-3/1984@
"Об акцизах"

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция: зачем производителям необходимо свидетельство на производство такой продукции

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 179.2 НК РФ свидетельство выдается налогоплательщикам, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости. Выдача свидетельства производится не в обязательном, а в заявительном порядке.

В этой связи необходимо учитывать следующее:

этиловый спирт, реализуемый организациям, имеющим свидетельство, облагается у продавца по налоговой ставке акциза 0 рублей за 1 литр, а при реализации покупателям, не имеющим свидетельство, - 544 рубля за 1 литр;

операция по получению (оприходованию) этилового спирта признается объектом налогообложения акцизами у организации, имеющей свидетельство. В этом случае полученный (оприходованный) этиловый спирт облагается по налоговой ставке акциза 544 рубля за 1 литр. У организации, не имеющей свидетельство, такие операции не являются объектом налогообложения акцизами;

суммы акциза, начисленные при совершении операций по получению (оприходованию) этилового спирта, вправе принять к вычету организация, имеющая свидетельство.

Выводы:

организация, имеющая свидетельство, уплачивает акциз при его получении (оприходовании) и вправе принять начисленные суммы акциза к вычету;

для организации, не имеющей свидетельства, сумма акциза включена в стоимость приобретаемого этилового спирта. При этом права на вычет она не имеет.

 

Письмо ФНС России от 07.02.2020 N БС-4-11/2002@
"О контрольных соотношениях формы расчета по страховым взносам, утвержденной Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@"

К новой форме расчета по страховым взносам разработаны контрольные соотношения

Приказом от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ ФНС России утвердила новую форму расчета по страховым взносам (в расчете значительно сокращено общее количество показателей). По новой форме расчета необходимо отчитаться за I квартал 2020 года.

Данным письмом доведены контрольные соотношения для проверки корректности формирования показателей в расчете.

 

<Письмо> ФНС России от 23.12.2019 N СД-4-3/26472@
"О заявлении о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов"

В настоящее время осуществляется доработка ПО АИС "Налог-3" по обработке заявлений о применении налоговых льгот организациями - участниками РИП, для которых не требуется включение в реестр

Указанным участникам региональных инвестиционных проектов (РИП), обратившимся в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы, будет направляться информация о приеме поданного им заявления.

Информация о начале обработки в АИС "Налог-3" указанных заявлений будет доведена дополнительно.

 

<Письмо> ФНС России от 28.01.2020 N КЧ-4-18/1198@
"О направлении для использования в работе Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 N 41-П"

Конституционный Суд РФ определил временный порядок применения подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ

При проверке конституционности подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ были выявлены противоречия в практике по применению данной нормы, служащей основанием для отказа в предоставлении вычетов по НДС покупателям продукции предприятий в стадии банкротства.

Внимание налоговых органов обращено, в частности, на следующее. Основанием для принятия к вычету сумм НДС является счет-фактура, правомерно выставляемый продавцом. При этом, исходя из принципа диспозитивности, допустимым считается выставление счета-фактуры в тех случаях, когда: продавец не является плательщиком НДС на основании статьи 145 НК РФ; операции относятся к освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 НК РФ. Если операции не признаются объектами налогообложения НДС (пункт 2 статьи 146 НК РФ), выставление продавцом счета-фактуры недопустимо.

Сообщается, что до внесения необходимых изменений в НК РФ и законодательство о банкротстве налоговым органам следует учитывать правовые позиции КС РФ, сформулированные в Постановлении от 19.12.2019 N 41-П:

покупатели продукции организации-банкрота, реализованной с выставлением счета-фактуры и суммой НДС, имеют право на вычет, если не будет установлено, что предъявленная сумма налога заведомо для ее конкурсного управляющего и для покупателя не могла быть уплачена в бюджет (основные признаки этого, например, - наличие текущей задолженности по НДС, убыток от реализационной деятельности, работа на давальческом сырье и признаки иных схем, описанных в письме ФНС России от 06.04.2018 N КЧ-5-18/735дсп@, и пр.);

решение о начислении (доначислении) принятого к вычету НДС налоговые органы принять не вправе, если в ходе производства по делу о банкротстве ими не были приняты меры к прекращению организацией-банкротом текущей хозяйственной деятельности, в процессе которой производится указанная продукция.

 

<Письмо> ФНС России от 05.02.2020 N БС-4-11/1800@
"О направлении письма Минфина России"

Минфин России разъяснил условия предоставления социального налогового вычета по расходам на добровольное страхование жизни

Налогоплательщик вправе претендовать на получение социального вычета по НДФЛ, если одновременно соблюдаются следующие условия:

договор добровольного страхования жизни заключен застрахованным лицом (если выгодоприобретатель в договоре не указан) со страховой организацией на срок не менее пяти лет,

выгодоприобретателем по договору является сам налогоплательщик и (или) члены его семьи и близкие родственники,

страховые взносы по договору уплачены налогоплательщиком за счет собственных средств.

Вычет предоставляется при наличии документов, подтверждающих фактические расходы по добровольному страхованию жизни.

 

<Письмо> ФНС России от 06.02.2020 N СД-4-3/1866@
"О подтверждении постановки на учет в качестве налогоплательщиков НПД"

Сведения в ПФР о налогоплательщиках НПД могут представляться по форме КНД 1122035

Налоговые органы обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков НПД.

До ввода в эксплуатацию программного обеспечения по передаче таких сведений предлагается учитывать представленные налогоплательщиками справки о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах в качестве налогоплательщиков НПД по форме КНД 1122035, которые формируются в мобильном приложении "Мой налог" и в веб-кабинете "Мой налог", размещенном на сайте www.npd.nalog.ru. Данные справки подписываются электронной подписью ФНС России.

 

Письмо ФНС России от 06.02.2020 N БС-4-21/1909@

ФНС России разъяснила, как правильно отразить сведения о налоговом периоде в уведомлении о применении нового порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество

С 1 января 2020 года налогоплательщик, при соблюдении ряда условий, вправе представлять единую налоговую декларацию в отношении объектов недвижимости на территории субъекта РФ, облагаемых по среднегодовой стоимости, в одну, выбранную им налоговую инспекцию.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется данный порядок.

Отмечено, что данный порядок может применяться в течение 2020 года для представления налоговой декларации по итогам налогового периода 2019 года (абзац первый пункта 3 статьи 386 НК РФ), а также при прекращении организации путем ликвидации или реорганизации (пункт 3 статьи 55 НК РФ).

В этой связи сообщается:

в графе уведомления "Налоговый период, в котором применяется предусмотренный пунктом 1.1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации порядок представления налоговой декларации" не должен указываться налоговый период 2019 года;

уведомление, представленное в 2020 году с указанием в вышеотмеченной графе налогового периода 2020 года, не будет являться надлежащим основанием для представления единой налоговой декларации в 2021 году.

 

<Письмо> ФНС России от 07.02.2020 N БС-4-21/2026
"О налогообложении легковых автомобилей: марки "Land Rover" коммерческих наименований "Discovery Sport", "Range Rover", "Range Rover Evoque", "Range Rover Sport", марки "Porsche" коммерческих наименований "911 Carrera S", "Panamera 4S", "Cayenne S", марки "Audi" коммерческих наименований "A6", "A8L", "S8 PLUS", марки "Bentley" коммерческого наименования "Continental GTC", марки "Mercedes-Benz" коммерческих наименований "V 220 D 4 Matic", "GLA200" транспортным налогом с учетом повышающего коэффициента"

По ряду дорогостоящих автомобилей приведена информация о возможности применения повышающих коэффициентов к ставке транспортного налога

В письме содержится информация о соответствии легковых автомобилей марки "Land Rover" коммерческих наименований "Discovery Sport", "Range Rover", "Range Rover Evoque", "Range Rover Sport", марки "Porsche" коммерческих наименований "911 Carrera S", "Panamera 4S", "Cayenne S", марки "Audi" коммерческих наименований "A6", "A8L", "S8 PLUS", марки "Bentley" коммерческого наименования "Continental GTC", марки "Mercedes-Benz" коммерческих наименований "V 220 D 4 Matic", "GLA200" Перечням легковых автомобилей, утверждаемым Минпромторгом России для целей налогообложения.

 

<Письмо> ФНС России от 07.02.2020 N БС-4-21/2028
"О применении пункта 23 (раздела "средней стоимостью от 3 миллионов рублей до 5 миллионов рублей") Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащего применению в очередном налоговом периоде (2019 год)"

Audi "Q7 quattro 3.0 TDI V6 183 кВт tiptronic" содержатся в перечнях дорогостоящих автомобилей для налоговых периодов 2018 и 2019 годов

В указанных перечнях данные автомобили отражены с типом двигателя "бензин". Вместе с тем такие автомобили, как правило, оснащены дизельным двигателем.

Учитывая изложенное, ФНС России полагает возможным применять указанные перечни без учета графы "Тип двигателя".

Дополнительно сообщено, что данная неточность будет устранена при подготовке перечня для налогового периода 2020 года.

 

<Письмо> ФНС России от 12.02.2020 N КВ-3-14/1063@
<Об обязанности уведомления налоговых органов о счетах (вкладах), открытых не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации>

На сайте ФНС России размещены рекомендуемые формы уведомлений о счетах (вкладах), открытых в иных, помимо банков, организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ

Федеральным законом от 02.08.2019 N 265-ФЗ установлена обязанность резидентов уведомлять налоговые органы о таких счетах (вкладах).

В целях исполнения резидентами возложенных на них обязанностей на сайте ФНС России размещены рекомендуемые формы уведомлений об открытии, закрытии, изменении реквизитов указанных счетов.

 

Письмо ФНС России от 12.02.2020 N БС-4-21/2240@
"О рекомендациях по типовым вопросам применения упрощенного порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, предусмотренного п. 1.1 ст. 386 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС России обобщила информацию по вопросам представления с 2020 года единой налоговой декларации по налогу на имущество

В письме приведены типовые вопросы о применении упрощенного порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ (в отношении объектов недвижимости на территории субъекта РФ, облагаемых по среднегодовой стоимости).

По каждому типовому вопросу приведены письма ФНС России, содержащие соответствующие разъяснения (в том числе, касающиеся условий применения упрощенного порядка и уведомления налогового органа о его применении).

 

<Информация> ФНС России
"Представлять формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ стало проще"

Организации с несколькими обособленными подразделениями могут представлять единый расчет по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ

Если организация планирует централизованно уплачивать НДФЛ и представлять отчетность, то о выбранном ответственном подразделении она должна уведомить налоговые органы.

Отчетность может представляться:

по месту нахождения головной организации либо выбранного ею ответственного обособленного подразделения, если они находятся в одном муниципальном образовании;

по месту нахождения выбранного ответственного обособленного подразделения, если подразделения расположены в одном муниципальном образовании, а головная организация - в другом.

 

<Информация> ФНС России
"Компании и ИП смогут подавать жалобы по телекоммуникационным каналам связи"

С 30 апреля 2020 года жалобу в вышестоящий налоговый орган можно направить в электронном виде с использованием утвержденных форматов

Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@ утверждена форма, форматы, порядок заполнения и представления в электронном виде жалоб на ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.

Представленная жалоба должна быть подписана УКЭП лица, подающего жалобу, и направлена через оператора электронного документооборота.

В электронном виде налоговый орган сможет сообщить время и место ее рассмотрения, информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

10.02.2020 Термин «кабинет» не аналогичен термину «офис» для целей включения помещений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ  от 13.11.2019 № 44-АПА19-43 
Суд оставил без изменения решение суда первой инстанции, которым удовлетворено требование об оспаривании отдельных положений Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость

Министерство государственного имущества субъекта РФ полагает, что принадлежащие обществу помещения правомерно включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку находятся в офисном здании. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Министерства необоснованной. Вид разрешенного использования участка под спорным объектом размещение офисных зданий не предусматривает. Наименование здания - "административное здание", согласно экспликации к поэтажному плану здание состоит из помещений с назначением "кабинет", "гараж" и помещений подсобного назначения. Однако термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является. Фактическое использование принадлежащих административному истцу зданий не устанавливалось. Наименование здания, а не помещений в нем, не является основанием для включения объектов в Перечень.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

11.02.2020 Вознаграждение членам совета директоров облагается страховыми взносами в ПФР

Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2019 № 304-ЭС19-23290 по делу N А45-45994/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Управление ПФР считает, что страхователь неправомерно не начислял страховые взносы на выплаты членам совета директоров. Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами Управления ПФР. Выплата вознаграждения членам совета директоров связана с выполнением ими управленческих функций, что позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых отношений. В связи с этим на выплаченные суммы подлежат начислению страховые взносы. Правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты не может ставиться в зависимость от формального критерия (источника выплаты).

Источник: http://www.pravovest.ru

 

12.02.2020 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС, если заранее знал, что приобретенное им имущество, переданное в аренду взаимозависимому лицу, будет использоваться в не облагаемых НДС операциях

Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2019 № 306-ЭС19-21237 по делу N А55-22224/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно применил вычеты по НДС при приобретении транспортных средств, впоследствии переданных в аренду. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Заключение налогоплательщиком договоров купли-продажи и аренды не имеет для него разумной деловой цели, поскольку он и арендатор являются взаимозависимыми лицами; транспортные средства используются на территории иностранного государстве, что исключает для взаимозависимого лица возможность применения налоговых вычетов в случае покупки транспортных средств напрямую. Кроме того, налогоплательщик создан незадолго до совершения указанных сделок, арендуемый товар закупался на заемные средства, полученные по цепочке взаимозависимых лиц. Поскольку установлено, что налогоплательщик заранее знал, что транспортные средства будут использоваться в необлагаемой деятельности, он не вправе принять к вычету НДС.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

12.02.2020 КС: обзор практики за IV квартал 2019 года

Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2019 года

Конституционный Суд РФ утвердил обзор наиболее важных постановлений и определений, принятых им в четвертом квартале 2019 г. Представлены решения, в которых оценивалась конституционность либо выявлялся смысл отдельных норм публичного права, трудового законодательства, частного права, уголовной юстиции.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

12.02.2020 Ставка НДС 10% не применяется при ввозе кормовых добавок, являющихся не готовым кормом для животных, а химическим продуктом

Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2019 № 307-ЭС19-16984 по делу N А66-2310/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что правомерно применило ставку НДС 10% при ввозе на территорию РФ товара "кормовые добавки". Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Спорный товар не является готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, предназначен для дополнения кормов для животных, по своему составу является химическим продуктом. Следовательно, он не может быть отнесен к продовольственным товарам, облагаемым НДС по ставке 10%.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

13.02.2020 При исчислении налога на прибыль по контролируемым сделкам метод сопоставимой рентабельности, а не метод сопоставимых рыночных цен может быть применен только по объективным экономическим причинам

Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2019 № 305-ЭС19-20791 по делу N А40-29025/2017 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что при исчислении налога на прибыль по контролируемым сделкам с взаимозависимым иностранным контрагентом правомерно применил метод сопоставимой рентабельности. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Применение метода сопоставимой рентабельности не было обусловлено объективными экономическими причинами, а имело цель получения налоговой экономии при налогообложении в РФ. В рассматриваемом случае подлежит применению метод сопоставимых рыночных цен. Кроме того, ни одна из компаний представленной налогоплательщиком выборки не соответствовала критериям, установленным НК РФ; рассчитанный на основе данных финансовой отчетности этих компаний интервал рентабельности продаж не может использоваться для сопоставления с рентабельностью продаж контрагента. Суд также отметил, что расхождение результатов налогообложения при применении различных методов связано с непредставлением налогоплательщиком для проверки необходимых сведений и документов.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

14.02.2020 Трехлетний срок на возврат налога исчисляется с момента, когда налогоплательщику стало известно о наличии переплаты, а не о нарушении его права на ее возврат

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2019 № Ф05-17713/19 по делу N А41-9238/2019 
Налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченного налога на имущество в связи с истечением трехлетнего срока, установленного НК РФ. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа. Как правило, об излишней уплате налога налогоплательщик должен узнать при подаче первоначальной налоговой декларации или в день уплаты налога. На момент подачи декларации с уменьшением налоговых обязательств обществу была достоверно известна сумма переплаты, тогда как в арбитражный суд с имущественными требованиями оно обратилось за пределами трехлетнего срока с даты образования переплаты и момента, когда стало о ней известно. Доводы общества о том, что срок на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога должен исчисляться с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный возврат суммы налога, ошибочны.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

14.02.2020 Налогоплательщик не вправе учесть расходы по ЕСХН на строительство объекта, если в заявленный период строительства на территории уже имелась постройка; документы о построенном объекте не соответствуют проектно-сметной документации и актам выполненных работ

Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2019 № 309-ЭС19-22451 по делу N А71-18004/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно учел расходы по ЕСХН, т. к. представленные документы по строительству объекта не подтверждают затраты, поскольку не соответствуют действительности, составлены между взаимозависимыми лицами формально в целях необоснованного завышения расходов и получения субсидии из бюджета. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. В периоды, когда по документам налогоплательщика производилось строительство объекта, на территории уже имелась постройка. Тип здания, а также материалы, использованные при строительстве, не соответствуют типу здания, проектно-сметной документации, актам приемки выполненных работ, выставленным контрагентом. Само возведение постройки осуществлено до получения соответствующего разрешения на строительство. Кроме того, поскольку объект введен в эксплуатацию в следующем налоговом периоде, налогоплательщик не вправе учитывать указанные расходы при определении налоговой базы по ЕСХН в предшествующем году.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

14.02.2020 Суд признал, что налогоплательщик неправомерно применял УСН, т. к. формальное осуществление взаимозависимыми лицами предпринимательской деятельности позволило ему контролировать размер поступающей выручки

Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2019 № 301-ЭС19-21588 по делу N А29-11858/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно применял УСН ввиду формального соблюдения действующего законодательства посредством дробления бизнеса между несколькими взаимозависимыми лицами с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. В проверяемом периоде хозяйственная деятельность налогоплательщика и взаимозависимых с ним лиц не носила самостоятельный характер; возобновление и прекращение деятельности того или иного лица было сопряжено с предоставлением общих помещений, в том числе складских, движимого имущества и трудовых ресурсов. Вместе с тем формальное осуществление указанными лицами предпринимательской деятельности позволило налогоплательщику контролировать поступление выручки от реализации товара путем вывода части своих доходов под УСН, используемую взаимозависимыми лицами. Налоговым органом доказана совокупность обстоятельств, свидетельствующих об искусственном распределении выручки от осуществляемой деятельности на взаимозависимых лиц.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Правительство снова думает о резком снижении страховых взносов

Но чиновникам нужно найти, чем компенсировать потери бюджета

Правительство Михаила Мишустина возобновило дискуссию, которая была начата правительством Дмитрия Медведева, об уменьшении социальных взносов. Об этом поведали три федеральных чиновника, пишет газета «Ведомости».

В кабмине рассматриваются разные варианты снижения общей ставки – с 30 до 23–25%, но пониженная ставка для относительно высоких зарплат может быть при этом отменена. Вопрос о компенсации потерь внебюджетных фондов еще обсуждается.

Напомним, что в 2017–2018 гг. власти уже обсуждали налоговый маневр — снижение страховых взносов до 22% взамен на рост НДС с 18 до 22%. Однако в результате была проведена лишь половина маневра — увеличен НДС до 20%, чтобы оплатить национальные проекты главы государства Владимира Путина, а вот снижения нагрузки на труд предприниматели так и не дождались. И сейчас нагрузка остается высокой, а реформа может привести к обелению рынка труда, росту доходов россиян и экономики, повышению ее конкурентоспособности, говорит один из чиновников.

Источник: Российский налоговый портал

 

Депутаты смягчают наказание за уклонение от уплаты налогов

Соответствующий законопроект принят в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении проект закона, который смягчает уголовное наказание за уклонение налогов и сборов, передает корреспондент «Росбалта».

Изменениями предлагается подвергать наказанию за неуплату налогов в зависимости от размера сокрытых доходов. Так, крупным размером будет считаться сумма недоимки в 2,7 млн руб., а особо крупной — 13,5 млн руб. Для предприятий планка устанавливается в размере более 15 млн и 45 млн руб. соответственно (в данный момент — 5 млн и 15 млн руб.).

Проектом закона также предлагается смягчить наказание за нарушение сроков репатриации валютной выручки. Таким образом, нарушителя предлагается привлекать к уголовной ответственности за совершение соответствующего преступления в крупном размере только в том случае, если он уже подвергался административному наказанию.

Стоит отметить, что по действующему законодательству также учитывается временной период в 3 года, в течение которого не производилась уплата налогов.

Источник: Российский налоговый портал

 

Чек с онлайн-кассы теперь можно получить через мессенджер

Получить кассовый чек или бланк строгой отчетности можно не только на бумаге, по SMS и электронной почте, но и через мессенджер

Как сообщает ФНС России, продавец может направить кассовый чек на абонентский номер с помощью сервиса обмена сообщениями, если покупатель/клиент предоставил данную информацию.

Направленный таким образом чек может отображаться в виде картинки, pdf-документа, ссылки с указанием даты, времени и суммы покупки. Покупателю достаточно нажать на ссылку и перейти на страницу с электронной версией чека. Такой чек можно сохранить в памяти телефона или облачном хранилище и при необходимости, например, при возврате товара предоставить электронное подтверждение покупки.

Источник: Российский налоговый портал

 

Пока при переходе с ЕНВД на УСН нельзя учесть расходы на остатки товара. Но скоро все изменится

С 1 января 2020 года к розничной торговле в целях применения ЕНВД и ПСН не относится реализация следующих товаров, подлежащих обязательной маркировке:

лекарственных препаратов;

обувных товаров;

предметов одежды из натурального меха.

При этом по обуви запрет на ЕНВД не распространяется до 1 марта 2020 года.

Об этом в очередной раз сообщает Минфин в письме от 16.01.2020 № 03-11-10/1410.

При реализации этих товаров можно применять УСН или ОСНО, а остальные товары продолжать продавать в рамках ЕНВД. При этом необходимо вести раздельный учет.

А как быть с расходами на товар  после перехода с ЕНВД на УСН «доходы минус расходы»?

Минфин напомнил, что сейчас НК не предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы по УСН, на расходы, фактически произведенные в период применения ЕНВД.

Однако в Госдуме находится на рассмотрении законопроект № 862653-7, которым статья 346.25 НК дополняется новым пунктом 2.2, предусматривающим право организаций и ИП, которые до перехода на УСН применяли ЕНВД, при определении налоговой базы по налогу на УСН учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров.

Это правило должно вступить в силу задним числом, с 1 января 2020 года.

Напомним, об этом законопроекте мы рассказывали в материале «Внимание уходящим с ЕНВД! Для вас хорошая новость: на УСН разрешат учитывать старые расходы».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

Как получить социальный вычет по расходам на лечение родителей

Социальный вычет по расходам на лечение своих родителей можно получить у работодателя либо в налоговом органе. Для этого работодателю представляется уведомление о подтверждении права на вычеты, а в налоговый орган — налоговая декларация по форме 3-НДФЛ.

Налоговый вычет можно получить за следующие расходы:

оплата оказанных медицинских услуг, входящих в установленные законодательством перечни;

оплата лекарств, назначенных врачом (при наличии рецепта).

уплата страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования, предусматривающему оплату страховой организацией исключительно медицинских услуг.

Для получения налогового вычета в связи с оплатой медицинских услуг, оказанных вашим родителям, или покупкой для них лекарств понадобятся следующие документы:

1. копия договора с медицинской организацией или ИП на оказание медицинских услуг;

2. копия лицензии медицинской организации или ИП на осуществление медицинской деятельности, если в договоре отсутствуют ее реквизиты;

3. оригинал справки об оплате медицинских услуг. В ней дорогостоящие медицинские услуги указываются под кодом 2, недорогостоящие — под кодом 1;

4. рецептурный бланк на лекарственные препараты;

5. копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) вами денежных средств в оплату лечения, оплату лекарственных средств (кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, банковские выписки о безналичном перечислении денег);

6. копия вашего свидетельства о рождении, в котором указан родитель, за которого оплачено лечение.

Пользователи Личного кабинета налогоплательщика могут заполнить декларацию в режиме онлайн через Сервис, прикрепив сканы подтверждающих документов и подписав весь комплект усиленной неквалифицированной подписью (УНП).

УНП формируется в профиле Сервиса и является бесплатной, пояснили в УФНС по Республике Мордовия.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

Как считать НДФЛ при продаже подаренной квартиры

Сын получил в подарок квартиру, затем подарил ее отцу, после чего отец решил ее продать. Как считать НДФЛ с дохода от продажи? Ответ на этот вопрос дал Минфин в письме от 15.01.2020 № 03-04-05/1344.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже квартиры в размере 1 000 000 рублей.

Вместо получения этого вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Начиная с доходов, полученных в 2019 году действует новое правило в отношении доходов от продажи имущества, подученного в дар или по наследству.

В составе расходов учитываются также документально подтвержденные расходы наследодателя (дарителя) на приобретение этого имущества, если такие расходы не учитывались наследодателем (дарителем) в целях налогообложения.

Учитывая изложенное, облагаемый налогом доход от продажи имущества, полученного в дар и проданного после 1 января 2019 года, может быть уменьшен на документально подтвержденные расходы дарителя на приобретение этого имущества.

Вместе с тем из текста обращения следует, что квартира дарителем (сыном) ранее получена в дар, в этой связи расходы дарителя (сына) на приобретение квартиры отсутствуют.

Таким образом, доход налогоплательщика, полученный от продажи квартиры, может быть уменьшен на сумму имущественного налогового вычета, не превышающую в целом 1 000 000 рублей.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

Выиграли в азартной игре менее 15000 рублей? Сдайте 3-НДФЛ и заплатите налог

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и пунктом 2 статьи 228 НК физлица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, исчисляют и уплачивают НДФЛсамостоятельно, исходя из сумм таких выигрышей,не превышающих 15 000 рублей.

При этом не подлежат обложению НДФЛ доходы,не превышающие 4 000 рублей, в виде стоимости выигрышей, полученных участниками азартных игр, проводимых в том числе в букмекерской конторе и тотализаторе, за налоговый период.

При этом уменьшение суммы выигрыша в указанных целях на сумму ставки или интерактивной ставки, в случае когда сумма выигрыша, полученного от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, не превышает 15 000 рублей, НК не предусмотрено.

Налогоплательщик должен сдать декларацию за прошлый год до 30 апреля, а уплатить налог — до 15 июля.

Таким образом, физлица, получившие выигрыши, не превышающие 15 000 рублей, от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, обязаны самостоятельно исчислить сумму налога исходя из всех полученных в налоговом периоде выигрышей, а также представить в налоговый орган по месту своего жительства декларацию 3-НДФЛ.

Такие разъяснения дает Минфин в письмеот 23.01.2020 № 03-04-05/3748.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

Как формировать резерв по сомнительным долгам

Согласно пункту 4 статьи 266 НК сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 % от выручки за указанный налоговый период.

При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 % от выручки за предыдущий налоговый период или 10 % от выручки за текущий отчетный период.

Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты.

В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, исчисление суммы резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода осуществляется налогоплательщиком в следующем порядке:

1) рассчитанная по результатам инвентаризации сумма резерва по сомнительным долгам корректируется с учетом установленных предельных величин резерва — 10 % от выручки за предыдущий налоговый период или 10 % от выручки за текущий отчетный период (в зависимости от того, какая величина больше);

2) сумма скорректированного резерва по сомнительным долгам сравнивается с суммой остатка резерва, исчисляемого как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты;

3) если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде, если больше — разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Такие разъяснения дает Минфин в письмеот 29.01.2020 г. № 03-03-06/1/5267.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ИП на УСН тоже может учесть в расходах компенсацию за использование авто сотрудника

ИП на УСН выплачивает работнику компенсацию за использование для служебных поездок личного автомобиля.

Минфин в письме от 15.01.2020 № 03-11-11/1198 разъяснил, можно ли такие траты учесть в расходах по УСН.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 346.16 НК при УСН можно участь расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством.

Нормы расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников установлены постановлением Правительства от 08.02.2002 № 92.

Указанные в постановлении нормы применяются для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов при применении УСН как организациями, так и ИП.

Таким образом, ИП вправе учесть в расходах при УСН сумму выплаченной работнику компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в пределах норм, установленных постановлением.

При этом в размерах указанной компенсации учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей, в том числе на их ремонт.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

Проверьте РСВ. Контрольные соотношения нового расчета по страховым взносам

ФНС России письмом от 07.02.2020 № БС-4-11/2002направила контрольные соотношения формырасчета по страховым взносам, утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470.

Расчет по новой форме надо будет сдавать уже за 1 квартал 2020 года. Контрольные соотношения используются для проверки заполнения расчета. Ими же пользуются налоговые инспекторы при камеральной проверке РСВ.

Новая форма РСВ незначительно отличается от прежней. Поправки носят в основном технический характер, хотя их и много. Подробности о новой форме ы можете узнать в статье Будем сдавать новый РСВ.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

В расходно-кассовом ордере неверно указан номер бухгалтерского счета и указано неверное назначение платежа. 
Можно ли их зачеркнуть, написать правильный вариант и заверить подписью кассира "исправленному верить"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В расходные кассовые ордера не допускается внесение изменений.
На наш взгляд, в данном случае можно оформить бухгалтерскую справку, на основании которой вносятся исправления в бухгалтерский учет.
Конкретная ответственность за внесение исправлений в кассовые документы законодательством не предусмотрена. При этом, учитывая запрет на внесение изменений в такие документы, исправленный документ может считаться недействительным.

Обоснование вывода:
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ)). В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В частности, не допускается внесение изменений в кассовые документы (п. 4.7 Указания Банка России 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание), п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
К кассовым документам относятся приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера (п. 4.1 Указания).
При этом действующими на сегодняшний день нормативными актами не установлен порядок исправления ошибок для случаев, указанных в вопросе.
На наш взгляд, при обнаружении ошибки в расходном кассовом ордере в части неверного указания корреспондирующего счета и основания платежа можно составить бухгалтерскую справку, в которой следует указать, по какой причине была допущена ошибка, при возможности представить доказательства того, что основание платежа указано неверно.
Например, если в основании платежа указано: выплата заработной платы, а фактически выдана сумма под отчет (на командировочные расходы), доказательством может служить авансовый отчет, приказ на командировку и т.п.
С кассира (бухгалтера), допустившего ошибку, следует взять объяснительную записку.
Бухгалтерскую справку с объяснением кассира (бухгалтера) целесообразно приложить к расходному кассовому ордеру.
Напомним, что в бухгалтерской справке должны присутствовать обязательные реквизиты, приведенные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Бухгалтерская справка будет являться первичным документом, на основании которого вносятся исправления в бухгалтерский учет (смотритеЭнциклопедию решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности).
Заметим, что возможен и иной вариант исправления ошибки в данной ситуации, когда к неверно заполненному документу прикладывается новый с верными записями. На неверном документе ставится надпись "ошибочно", дата, подписи, а также ссылка на правильный документ (смотритеЭнциклопедию решений. Исправление первичных документов; Вопрос: Допускается ли внесение исправлений в кассовые и банковские документы? ("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.)).
Выбранный порядок внесения исправлений для аналогичных случаев следует закрепить в учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.
Например, если организация примет решение исправлять рассматриваемые ошибки на основании бухгалтерской справки, в учетной политике можно указать, что исправление ошибок в части применения корреспондирующего счета и основания платежа, допущенных при осуществлении кассовых операций, отражается в учете на основании бухгалтерской справки.
В части ответственности за внесение исправлений в расходный кассовый ордер отметим следующее.
Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов установлена ст. 15.1. КоАП РФ.
Так, ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ установлено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в:
- осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
- а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Ответственность за внесение исправлений в кассовые документы (в частности, в расходный кассовый ордер) ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ не предусмотрена.
Поэтому полагаем, что привлекать к ответственности по названной норме за внесение исправлений в данной ситуации оснований нет.
Однако учитывая, что согласно п. 4.7 Указания не допускается внесение изменений в кассовые документы, не исключаем того, что документ, в который внесены изменения, может быть рассмотрен контролирующими ведомствами как недействительный.
В этом случае существует вероятность привлечения к ответственности за отсутствие первичного документа (ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 120 НК РФ,Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) (ст. 120 НК РФ)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

 

Организация выдает своим сотрудникам спецодежду (далее - СИЗ) со сроком носки более 12 месяцев. При увольнении спецодежда сдается на склад и числится на счете 10.95 по остаточной стоимости. Организация применяет общую систему налогообложения. Амортизация прекращает начисляться со следующего после сдачи СИЗ на склад месяца. По прошествии времени (даже если спецодежда прошла чистку и т.д.) комиссия признает данные СИЗ непригодными к выдаче.
Какими документами и бухгалтерскими проводками необходимо оформить списание? Правомерно ли это? Как отразить списание в налоговом учете? Как обезопасить себя перед налоговым органом?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При выбытии (за исключением продажи) спецодежды, не являющейся по правилам главы 25 НК РФ амортизируемым имуществом, ранее истечения срока ее эксплуатации доходов и расходов в налоговом учете не возникает, не нужно и восстанавливать ранее принятый к вычету НДС.
В бухгалтерском учете на основании утвержденного руководителем составленного комиссией акта об утилизации спецодежды делается запись о признании прочих расходов на сумму ее остаточной стоимости.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Согласно п. 30 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (далее - Методические указания) стоимость специальной одежды, которая выбывает или не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие специальной одежды имеет место в т.ч. при продаже, списании в случае морального и физического износа.
Списание специальной одежды с бухгалтерского учета в качестве отдельного объекта учета осуществляется только при его фактическом физическом выбытии, т.е. по завершении списания одежда будет утилизирована.
Конкретных примеров случаев, когда может быть списана именно спецодежда, Методические указания не содержат (п.п. 28 и 31 Методических указаний для спецоснастки).
В то же время для рассматриваемых активов решение вопроса об их списании возложено на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, в функции которой входят, в частности (п.п. 34, 35 Методических указаний):
- непосредственный осмотр специальной одежды и установление ее непригодности к дальнейшему использованию или возможности (невозможности) и целесообразности ее восстановления;
- определение причин выхода из строя (нормальный износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария, пожар, стихийное бедствие и т.д.);
- выявление лиц, по вине которых объект - специальная одежда преждевременно вышел из строя, внесение руководству организации предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
- составление акта на списание специальной одежды и представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу.
На наш взгляд, списание бывшей в употреблении спецодежды, негодной для дальнейшей эксплуатации по решению комиссии, возможно после утверждения руководителем составленного комиссией акта (смотрите также Вопрос: Правомерно ли списание спецодежды со сроком полезного использования (СПИ) более 12 месяцев и с оставшимся сроком эксплуатации, стоимость которой списывается в расходы линейным способом, на счет 91.02.1 "Прочие расходы"? Какими нормативными актами при этом можно руководствоваться, если спецодежда пришла в негодность до истечения СПИ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)).
Специальных требований к такому акту Методические указания не предъявляют.
По п.п. 31, 33, 39-41 Методических указаний и с учетом п. 30 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов списание специальной одежды отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится. Остаточная стоимость сданной на склад выбывающей специальной одежды при отсутствии виновных в ее преждевременной утрате необходимых свойств относится на финансовые результаты (без транзита через счет "Недостачи и потери от порчи ценностей") записью:
Дебет 91 Кредит 10, субсчет "Специальная одежда на складе"
В части обоснованности такого списания напомним о п. 6.3.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, предусматривающим, что при формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются намеренное занижение активов и намеренное завышение расходов, что, на наш взгляд, обуславливает необходимость указания в акте сведений об обеспечении условий возвращения спецодежды в эксплуатацию (п. 29 Методический указаний), но не достижения такового в силу объективных причин.

Налог на прибыль организаций

При исчислении налоговой базы в составе материальных расходов признаются затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, не являющихся амортизируемым имуществом (пп. 1 п. 2 ст. 253пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, письма Минфина России от 06.03.2019 N 03-03-07/14527, от 17.12.2018 N 03-03-06/1/91556 и постановлениеДевятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 N 19АП-3545/11). Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Нормы главы 25 НК РФ не предусматривают корректировку расходов, которые были ранее учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании вышеприведенных норм.
Поэтому, на наш взгляд, при выбытии (за исключением продажи) спецодежды, не являющейся по правилам главы 25 НК РФ амортизируемым имуществом, ранее истечения срока ее эксплуатации доходов и расходов в налоговом учете не возникает (решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2011 N А40-65585/11).
И еще раз подчеркнем о необходимости наличия документального подтверждения величины признанных расходов и их связи с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ, постановление Восемнадцатого ААС от 05.03.2019 N 18АП-685/19).

НДС

Применительно к рассматриваемой ситуации нормами главы 21 НК РФ установлено, что принятие к вычету сумм НДС обусловлено одновременным выполнением трех основных требований:
- спецодежда приобретена для осуществления операций, облагаемых НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);
- спецодежда оприходована на основании соответствующих первичных учетных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- у организации имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура, выставленный продавцом спецодежды (п.п. 12 ст. 169п. 1 ст. 172НК РФ).
Каких-либо дополнительных условий для применения вычетов по НДС в отношении приобретенной спецодежды главой 21 НК РФ не установлено.
Полагаем, что в момент приобретения спецодежды все необходимые условия для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных ее поставщиком, были соблюдены.
Исчерпывающий перечень случаев, когда обоснованно принятые ранее к вычету суммы НДС подлежат восстановлению, приведен в п. 3 ст. 170НК РФ (смотрите также решение ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06). Списание спецодежды в связи с ее досрочным износом или порчей само по себе (напрямую) не названо в качестве основания для восстановления НДС.
Таким образом, при досрочном списании спецодежды в связи с ее преждевременным износом НДС, предъявленный ее поставщиком и ранее правомерно принятый к вычету, восстанавливать не требуется, поскольку такой обязанности не устанавливает п. 3 ст. 170 НК РФ. Кроме того, в рассматриваемой ситуации преждевременный износ спецодежды произошел при выполнении работниками своих трудовых обязанностей, то есть указанная спецодежда использовалась полностью в деятельности, облагаемой НДС, хотя сроки ее использования и оказались сокращенными.
Достаточно детально, опираясь на судебную практику, данный аспект также изложен в следующих ответах на:
Вопрос: Нужно ли восстанавливать НДС по спецодежде, которая списана ранее нормативного срока эксплуатации в связи с изношенностью и невозможностью дальнейшей эксплуатации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.)
Вопрос: В организации локальным актом установлены нормы выдачи спецодежды. В организации проведена аттестация рабочих мест. Может ли организация в целях налогообложения прибыли учесть в составе материальных расходов расходы на приобретение летней обуви кладовщикам, так как типовыми нормами выдача такой обуви не предусмотрена? Можно ли учесть в составе расходов расходы на приобретение спецодежды, выданной сотрудникам в связи с преждевременным износом ранее выданной спецодежды? Возникает ли объект обложения НДФЛ при сверхнормативной выдаче спецодежды? Нужно ли восстанавливать НДС со стоимости преждевременно изношенной спецодежды? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2012 г.)

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
Энциклопедия решений. Учет расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (неамортизируемого имущества);
Энциклопедия решений. Учет передачи в эксплуатацию спецодежды;
Вопрос: Правомерно ли списание спецодежды со сроком полезного использования (СПИ) более 12 месяцев и с оставшимся сроком эксплуатации, стоимость которой списывается в расходы линейным способом, на счет 91.02.1 "Прочие расходы"? Какими нормативными актами при этом можно руководствоваться, если спецодежда пришла в негодность до истечения СПИ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
Вопрос: На склад была оприходована бывшая в употреблении спецодежда, принятая от уволенного работника. Первоначальная стоимость составила: костюм - 25 тыс. руб., куртка - 20 тыс. руб. Срок носки при первой выдаче: для костюма - 24 мес., для куртки - 12 мес. Остаточный срок носки: для костюма - 21 мес., для куртки - 9 мес. Остаточная стоимость костюма - 21,8 тыс. руб. При оприходовании на склад инвентаризационная комиссия определила годность спецодежды к дальнейшей эксплуатации. Какие проводки в бухгалтерском и налоговом учете необходимо сформировать при повторной передаче в эксплуатацию и дальнейшем списании стоимости бывшей в употреблении спецодежды? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
Вопрос: При увольнении работники предприятия сдают на склад специальную одежду, пригодную для дальнейшего использования (срок носки которой не вышел), так как специальная одежда является собственностью предприятия. Спецодежда учитывается в составе материально-производственных запасов. Стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой не превышает 12 месяцев, списывается в бухгалтерском учете на расходы единовременно. Имеет ли право предприятие не приходовать на склад и списать в бухгалтерском и налоговом учете спецодежду, бывшую в эксплуатации, но пригодную для дальнейшего использования, сданную работником при увольнении? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.)
Вопрос: Каков бухгалтерский учет спецодежды со сроком носки более 12 месяцев и стоимостью менее 40 000 руб.? Можно ли предусмотреть в учетной политике для целей бухгалтерского учета единовременное списание в расходы стоимости спецодежды со сроком носки более одного года? Если это возможно, как это отразится на учете списанной стоимости недоношенной спецодежды, приходящейся на оставшийся срок носки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

 

НДС

 

Предприятие собственными силами и за счет собственных материалов смонтировало пожарную сигнализацию в офисе. В стоимость основного средства включили только стоимость материалов. Заработную плату работников, монтировавших указанное основное средство, в его стоимость не включили.
Обязано ли предприятие начислить НДС на стоимость строительно-монтажных работ, если в указанную стоимость включены только материалы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вопрос о включении стоимости работ по монтажу пожарной сигнализации в налоговую базу по НДС является спорным. Окончательное решение вопроса непосредственно зависит от квалификации работ.
Если данные работы будут отнесены к строительно-монтажным работам, то со стоимости выполненных работ следует начислить НДС. В противном случае объекта налогообложения по НДС не возникает.

Обоснование позиции:
Строительно-монтажные работы (далее также - СМР), выполненные для собственного потребления, признаются объектом обложения НДС в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ*(1).
Для ответа на вопрос по существу необходимо определить, относится ли монтаж системы пожарной сигнализации к СМР.
Определение строительно-монтажных работ для собственного потребления (выполненных собственными силами, хозяйственным способом) отсутствует в налоговом и гражданском законодательстве. Сотрудники налогового ведомства неоднократно подчеркивали, что при определении этого понятия в силу п. 1 ст. 11НК РФ следует руководствоваться определениями, содержащимися в нормативных актах Росстата (смотрите, например, письма МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15, от 24.03.2004 N 03-1-08/819/16, УФНС по г. Москве от 31.01.2007 N 19-11/8073 и от 25.02.2005 N 19-11/11713). Арбитры по данному вопросу солидарны с мнением налоговых органов (постановления ФАС Центрального округа от 09.11.2007 N А14-16375-2006/581/28, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2007 N А56-18441/2006, постановление ФАС Поволжского округа от 17.04.2008 N А06-5184/07 и др.).
В соответствии с п. 18 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", утвержденных приказом Росстата от 30.01.2018 N 39 (далее - Указания), к СМР (включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий, например, установка и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения), выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства.
Из раздела 3.1 Официальной статистической методологии по разработке показателей по виду деятельности "Строительство" на региональном и федеральном уровне, утвержденной приказом Росстата от 25.12.2015 N 654, следует, что к СМР относятся, в частности, строительные работы по возведению, реконструкции, расширению, техническому перевооружению постоянных и временных зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций.
Из приведенных выше норм можно сделать вывод, что основным критерием для отнесения произведенных собственными силами работ к СМР является их включение в смету строительства и т.п., т.е. деятельности, регулируемой Градостроительным кодексом РФ (далее ГрК РФ, смотрите также постановления ФАС Поволжского округа от 25.04.2007 N А57-11919/06-6, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2007 N Ф04-3601/2007(34912-А27-42)). Исходя из этого, можно предположить, что при отнесении произведенных работ к СМР должны выполняться, в частности, следующие условия:
- работы регулируются ГрК РФ;
- работы выполняются для нужд организации;
- для работ организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности, то есть заключивших с данной организацией трудовые договоры;
- работникам организации, занятым на строительстве, выплачивается заработная плата по нарядам строительства.
Пункт 13 ст. 1 ГрК РФ определяет строительство как создание зданий, строений, сооружений. Из содержания данной нормы следует, что к СМР относятся, в частности, монтажные работы, проводимые при создании зданий, сооружений, строений. То есть основным признаком, позволяющим определить работы в качестве строительно-монтажных, является выполнение строительства, частью которого являются работы по монтажу. В некоторых решениях судьи придерживаются точки зрения, согласно которой основным признаком, позволяющим определить работы в качестве СМР, является выполнение строительства (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 28.03.2012 N Ф05-1857/12 по делу N А40-10464/2011, Четырнадцатого ААС от 22.03.2013 N 14АП-601/13 (оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2013 N Ф07-4011/13 по делу N А13-3556/2011, Пятнадцатого ААС от 07.07.2011 N 15АП-6012/11).
Так как в рассматриваемой ситуации признаки строительства при монтаже пожарной сигнализации отсутствуют, то можно предположить, что оснований для применения пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ нет.
Аргументом в пользу такого решения может служить и ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой монтаж средств противопожарной защиты относится к работам и услугам в области пожарной безопасности. В решении Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 16.09.2009 по делу N А79-5837/2009 сказано: "Согласно ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем и средств противопожарной защиты являются услугами в области пожарной безопасности. Таким образом, работы по монтажу охранно-тревожной и пожарной сигнализации не относятся к ремонтно-строительным работам и не должны присутствовать в представленном для согласования проекте".
В то же время в письме Минфина России от 05.11.2003 N 04-03-11/91 отмечается, что СМР для целей применения НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т.п.), или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям. Такой подход также находит поддержку в судах (смотрите, например, постановления Девятого ААС от 01.11.2016 N 09АП-48039/16, Пятнадцатого ААС от 26.12.2012 N 15АП-14683/12, N 15АП-14971/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2011 N А53-23525/2010).
Также нельзя не учитывать, что согласно нормам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) работы по установке систем пожарной сигнализации относятся к Специальной строительной деятельности, которая включена в раздел 43 "Работы строительные специализированные" (в частности, группировка 43.21 "Производство электромонтажных работ" включает монтаж пожарной сигнализации). (Смотрите решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.02.2010 по делу N А27-25685/09, решениеАрбитражного суда Сахалинской области от 04.06.2009 по делу N А59-1392/2009, решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 06.04.2016 по делу N 12-83/2016, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.12.2019 по делу N А73-18111/2019).
Основываясь на этих документах, можно сказать, что существуют предпосылки для квалификации монтажа сигнализации как СМР для собственного потребления и, соответственно, для признания факта возникновения у организации объекта обложения НДС, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ.
При этом в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2013 N Ф02-5243/13 по делу N А19-3291/2013 (со ссылкой на указанное вышеписьмо Минфина России от 05.11.2003 N 04-03-11/91) судьи не нашли оснований для признания возникновения у организации объекта налогообложения по НДС, в частности, в связи с выполнением работ по монтажу системы пожарной сигнализации. При рассмотрении дела предметом спора явилось доначисление НДС на основании пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ в результате квалификации налоговым органом работ по капитальному ремонту помещений как СМР для собственного потребления. В достаточно широком перечне работ значились: проведение системы водопровода и канализации; монтаж пожарной сигнализации; установка системы кондиционирования; проведение диспетчерской связи, акустической системы. Учитывая невозможность квалификации произведенных обществом работ в качестве СМР, суды пришли к выводу об отсутствии у налоговой инспекции оснований для включения стоимости спорных работ в состав налоговой базы по НДС.
Учитывая неоднозначность арбитражной практики и отсутствие четких критериев для отнесения тех или иных видов работ к строительно-монтажным для целей пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, налогоплательщик должен сам решить, будет ли он включать стоимость произведенных работ в налоговую базу по НДС или нет. Если предприятие не хочет вступать в спор с налоговыми органами, ему следует начислять НДС при выполнении монтажа пожарной сигнализации. Иную позицию предприятию, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.
Относительно включения в стоимость строительно-монтажных работ только стоимости материалов, отметим следующее.
При выполнении СМР для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ).
Данная норма не содержит исключений относительно видов расходов налогоплательщика, понесенных в связи с выполнением работ. Поэтому мы считаем, что невключение в стоимость СМР, а следовательно, и в налоговую базу по НДС заработной платы работников, непосредственно выполняющих СМР, а также начисленных на нее страховых взносов, а также других возможных расходов, неправомерно (письма Минфина России от 14.11.2019 N 03-03-06/1/88011, от 16.01.2006 N 03-04-05/01, от 17.03.2011 N 03-07-10/05постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.07.2014 N Ф03-2676/14 по делу N А51-21000/2013, Девятого ААС от 04.10.2016 N 09АП-44597/16).

К сведению:
При квалификации монтажа системы сигнализации в качестве СМР налогоплательщик также имеет право на вычет исчисленного НДС по СМР для собственного потребления (абзац 3 п. 6 ст. 171 НК РФ). Вычеты сумм НДС, указанных в абзаце 3 п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы, установленный п. 10 ст. 167 НК РФ (абзац 2 п. 5 ст. 172 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. НДС при выполнении СМР для собственного потребления;
Энциклопедия решений. Учет основного средства, построенного хозяйственным способом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

 

УСН

 

ИП совмещает ЕНВД и УСНО (по ставке 6%) и имеет наемных работников (только в деятельности на ЕНВД). Нужно ли включать в расчет налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, комиссионное вознаграждение от поставщиков (бонусы) и проценты по открытым ИП банковским депозитам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Из материалов правоприменительной практики следует, что ИП в данном случае должен включать проценты по депозитам в расчет налоговой базы по налогу (далее - Налог), уплачиваемому в связи с применением УСН, если:
- они получены в рамках осуществляемой физическим лицом предпринимательской деятельности и
- процентные ставки по договору банковского вклада не превысили предел, установленный в ст. 214.2 НК РФ.
Если выплачиваемые поставщиками бонусы связаны исключительно с закупками товаров, реализуемых в рамках ЕНВД, то доход в виде бонусов при расчете налоговой базы по Налогу ИП признавать не должен. Если выплачиваемые поставщиками бонусы связаны исключительно с закупками товаров, реализуемых за рамками розничной торговли, облагаемой в рамках ЕНВД, то доход в виде бонусов учитывается при расчете налоговой базы по Налогу в полном объеме. Если же прямо определить, к закупкам каких товаров относятся выплачиваемые поставщиками бонусы, нельзя, их возможно распределить между видами деятельности согласно самостоятельно разработанной методике, например - пропорционально доходам от соответствующих видов деятельности. Соответственно, при расчете Налога будет учитываться лишь часть доходов в виде бонусов, относящаяся к предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках УСН.

Обоснование позиции:
В случае, если объектом налогообложения по Налогу являются доходы ИП, налоговой базой признается денежное выражение доходов ИП (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
При определении налоговой базы по Налогу учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном соответственно ст.ст. 249250 НК РФ (п. 1 ст. 248п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам банковского вклада (депозита) (п. 6 ст. 250 НК РФ, п. 1 ст. 834 ГК РФ).
При этом следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН ИП предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением НДФЛ, уплачиваемого, в частности, с доходов, облагаемых по налоговой ставке, предусмотренной п. 2 ст. 224 НК РФ (смотрите также пп. 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). На основании п. 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 35 процентов в отношении в том числе процентных доходов по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2 НК РФ (то есть как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых).
Согласно разъяснениям, представленным в письмах Минфина России от 22.06.2017 N 03-11-11/39337, от 25.04.2017 N 03-11-11/24735, от 06.04.2017 N 03-11-11/20549, доходы в виде процентов по договору банковского вклада (депозита), полученные ИП, применяющим УСН, в рамках УСН не облагаются независимо от того, заключен ли данный договор с указанием на регистрацию в качестве ИП или без нее.
Однако в письме от 01.04.2019 N 03-11-11/22199 финансовое ведомство уточнило, что согласно правовой позиции ВС РФ, выраженной в определении от 16.04.2018 N 301-КГ18-3007, в случае, если процентные ставки по договору банковского вклада не превысили предел, установленный в ст. 214.2 НК РФ, проценты по банковским вкладам, полученные ИП в рамках осуществляемой им предпринимательской деятельности, являются внереализационными доходами и подлежат учету в составе доходов при определении объекта налогообложения по УСН.
Отсюда следует, что ИП в данном случае должен включать проценты по депозитам в расчет налоговой базы по Налогу, если:
- они получены в рамках осуществляемой физическим лицом предпринимательской деятельности и
- процентные ставки по договору банковского вклада не превысили предел, установленный в ст. 214.2 НК РФ.
На наш взгляд, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ ИП в рассматриваемой ситуации не лишен права не признавать доход в виде процентов по депозитам при расчете налоговой базы по Налогу независимо от выполнения указанных критериев, однако правомерность такой точки зрения он должен быть готов отстаивать в споре с налоговым органом.
Заметим, что доход в виде процентов по депозиту не может быть отнесен к доходам от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД (п. 2 ст. 346.26ст. 346.29 НК РФ). Из официальных разъяснений следует, что такой доход нельзя рассматривать как доход от осуществления деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, поэтому он должен облагаться в рамках иного режима налогообложения - в данном случае в рамках УСН (смотрите, например, письма ФНС России от 24.03.2011 N КЕ-4-3/4649@, Минфина России от 18.07.2016 N 03-11-11/42008, от 24.03.2009 N 03-11-06/3/74, от 18.12.2008 N 03-11-05/306).
Кроме того, к внереализационным доходам, перечень которых является открытым, относятся и полученные налогоплательщиком от поставщиков бонусы (п. 1 ст. 41 НК РФ, дополнительно смотрите, например, письма Минфина России от 19.02.2015 N 03-03-06/1/8096, от 30.09.2013 N 03-11-06/2/40319, от 28.12.2012 N 03-01-18/10-200). Поскольку данные доходы не подпадают под действие норм п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, в обще случае они должны принимать участие в расчете налоговой базы по Налогу.
При этом в рассматриваемой ситуации нужно учитывать, что ИП совмещает УСН и ЕНВД. То есть приведенный вывод для него справедлив, если доходы в виде выплачиваемых поставщиками бонусов не относятся к доходам от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).
Из письма Минфина России от 19.12.2014 N 03-11-06/2/65762 следует, что такого рода доходы могут являться частью доходов от деятельности, облагаемой в рамках ЕНВД, если закупки товаров осуществлялись для их последующей розничной продажи в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.
Соответственно, если выплачиваемые поставщиками бонусы связаны исключительно с закупками товаров, реализуемых в рамках ЕНВД, то доход в виде бонусов при расчете налоговой базы по Налогу ИП признавать не должен. Если выплачиваемые поставщиками бонусы связаны исключительно с закупками товаров, реализуемых за рамками розничной торговли, облагаемой в рамках ЕНВД, то доход в виде бонусов учитывается при расчете налоговой базы по Налогу в полном объеме.
Если же прямо определить, к закупкам каких товаров относятся выплачиваемые поставщиками бонусы, нельзя, полагаем, что их возможно распределить между видами деятельности согласно самостоятельно разработанной методике, например - пропорционально доходам от соответствующих видов деятельности (по аналогии с методикой распределения расходов, предусмотренной п. 8 ст. 346.18 НК РФ). Соответственно, при расчете Налога будет учитываться лишь часть доходов в виде бонусов, относящаяся к предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках УСН (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2012 N Ф04-3051/12 по делу N А45-16711/2011). При этом мы не можем исключить, что налоговый орган сочтет такой подход неправомерным (более подробно с данным вопросом можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Учет доходов при совмещении ЕНВД и УСН).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения