Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 9 по 15 мая 2016 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 06.05.2016 N 393
"Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации"

Федеральным органам исполнительной власти - главным администраторам доходов бюджетов предписано в 2-месячный срок утвердить акты, предусматривающие порядок принятия решений о признании задолженности безнадежной

В такой же срок рекомендовано разработать и утвердить акты, содержащие указанный порядок, федеральным государственным органам, государственным органам субъектов РФ, органам местного самоуправления, Центральному банку РФ, органам управления государственными внебюджетными фондами, иным организациям, осуществляющим бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Порядок должен содержать:

случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ;

перечень документов, подтверждающих наличие соответствующих оснований (в числе таких документов - судебный акт, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства);

порядок действий комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной администратором доходов бюджета на постоянной основе, в целях подготовки решений, а также сроки их подготовки.

 

Постановление Правительства РФ от 30.04.2016 N 380
"О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг"

Для компенсации за счет средств материнского капитала расходов на приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов необходимо представить документы, подтверждающие соответствующие затраты

К заявлению о распоряжении средствами материнского капитала необходимо приложить ряд документов, в том числе:

документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат;

индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида;

акт проверки наличия приобретенного товара, соответствующего перечню товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, составленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере соцобслуживания;

реквизиты счета владельца сертификата.

В случае удовлетворения заявления средства направляются на счет владельца сертификата не позднее чем через 2 месяца со дня принятия заявления о распоряжении средствами.

 

Постановление Правительства РФ от 27.04.2016 N 365
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов"

Продлены на 2016 год Правила предоставления государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, на реализацию инвестиционных проектов

Теперь обязательным условием оказания государственной гарантийной поддержки будет проведение анализа или оценки финансового состояния юридического лица, претендующего на оказание такой поддержки. Указанные Правила дополнены методикой проведения анализа финансового состояния принципала, которая будет применяться агентом Правительства РФ (Внешэкономбанком) при проверке финансового состояния принципала на этапе рассмотрения документов, представленных для получения государственной гарантии.

В Правила включены положения, направленные на защиту интересов РФ как гаранта от недобросовестного поведения принципалов, которым оказывается государственная гарантийная поддержка. В частности, государственная гарантия будет отозвана в случае выявления после ее предоставления факта корректировки принципалом данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которой агентом Правительства РФ сделан вывод об удовлетворительном финансовом состоянии принципала, до значений, при которых анализ отчетности привел бы к выводу о его неудовлетворительном финансовом состоянии. Также предусмотрено обязательство принципала уведомлять агента Правительства РФ о корректировке по любым основаниям данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, перечень документов, представляемых для подготовки проекта акта о предоставлении гарантии, дополнен анкетой принципала, в которой должны быть указаны сведения о финансовом состоянии принципала и соблюдении им других условий предоставления государственных гарантий.

 

Приказ Минфина России от 28.03.2016 N 34н
"Об утверждении формы и порядка ведения журнала постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2016 N 41990.

Утверждены форма и порядок ведения журнала постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней

Ведение журнала осуществляется уполномоченными должностными лицами государственных инспекций пробирного надзора ФКУ "Пробирная палата России", непосредственно осуществляющими постоянный государственный надзор на производственных объектах аффинажных организаций, и уполномоченными должностными лицами Гохрана России, непосредственно осуществляющими постоянный государственный надзор на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней.

Перед внесением первой записи Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Гохрана России или ФКУ "Пробирная палата России", должны быть проставлены дата начала ведения Журнала и подпись ответственного за ведение журнала уполномоченного должностного лица.

Журнал содержит следующую информацию: порядковый номер записи; дата проведения проверки (мероприятия по контролю); ФИО и должность лица, проводившего проверку (мероприятие по контролю); цель проверки или вид мероприятия по контролю; выявленные нарушения; сроки устранения выявленных нарушений; отметка (запись) об устранении выявленных нарушений; отметка запись) о направлении руководителю организации выписки из Журнала; подпись лица, проводившего проверку (мероприятие по контролю); дополнительная информация, связанная с проведенной проверкой (мероприятием по контролю).

По окончании ведения Журнала должны быть проставлены дата окончания ведения Журнала и подпись ответственного за ведение Журнала лица. Журнал хранится у ответственного за ведение Журнала уполномоченного должностного лица до окончания его ведения, после чего заводится новый журнал.

 

Приказ ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@
"Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию в электронной форме и порядка ее заполнения, а также формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы в электронной форме и порядка ее заполнения"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2016 N 42021.

Утверждены новые формы (форматы) налоговых деклараций по акцизам

В связи с изменениями в порядке налогообложения акцизами, утверждены:

- форма, формат и порядок заполнения налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию;

- форма, формат и порядок заполнения налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@, которым утверждена действующая в настоящее время форма налоговой декларации по акцизам.

 

<Письмо> ФНС России от 29.04.2016 N ГД-4-14/7818
"О представлении взыскателю сведений о банковских счетах должника"

Налоговые органы не вправе отказать взыскателю в предоставлении сведений о банковских счетах должника

Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в любой территориальный налоговый орган с заявлением о представлении таких сведений.

При обращении взыскателя в специализированную инспекцию, осуществляющую функции единого регистрационного центра, на которую не возлагаются обязанности по предоставлению сведений о банковских счетах должника, его запрос пересылается на рассмотрение в УФНС России по субъекту РФ.

Обращено внимание на то, что возврат запроса заявителю недопустим.

 

Проект Приказа Минтруда России
"О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н"

Минтруд России предлагает расширить перечень предупредительных мероприятий, подлежащих финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов

С этой целью Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, предусматривается дополнить следующими мероприятиями:

приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и/или комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности технологических процессов и/или контроля за безопасным проведением работ, в том числе подземных горных работ;

приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и/или комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер указанных мероприятий страхователь вместе с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер представляет копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующих приборов, устройств, оборудования и/или комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования.

 

Приказ Минтруда России от 11.03.2016 N 100н
"Об утверждении Правил отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2016 N 42000.

Отказаться от направления средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии можно, подав в органы ПФР заявление с приложением необходимых документов

До дня назначения накопительной пенсии женщины вправе отказаться от использования средств материнского капитала и дохода от их инвестирования на формирование накопительной пенсии при условии их использования по предусмотренным законодательством направлениям.

Утвержденными правилами установлен перечень сведений, отражаемых в заявлении, а также перечень прилагаемых документов и требования к ним.

Правилами определены основания для возврата заявления обратившемуся лицу, процедура рассмотрения представленных документов и порядок отзыва средств материнского капитала.

 

Проект Постановления ФСС РФ "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2017 год"

На 2017 год предлагаются значения основных показателей по видам экономической деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование

Согласно пункту 6 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все установленные показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.

Такими показателями являются:

- отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

- количество страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих;

- количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

Постановлением предлагается установить актуальные на 2017 год значения указанных показателей.

 

<Письмо> ФНС России от 04.05.2016 N СД-4-3/7998
"О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 26.02.2016) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ"

По состоянию на 26 февраля 2016 года подготовлен реестр аккредитованных IT-организаций, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/.

 

<Информация> ФНС России от 05.05.2016 <С помощью сервиса "Решения по жалобам" налогоплательщики могут уточнить позицию налогового органа по своему обращению>

С апреля 2016 года сервис ФНС России "Решения по жалобам" предоставляет налогоплательщикам информацию о рассмотрении налоговым органом обращений или жалоб в новом формате

Сообщается, что для удобства пользователей решение налогового органа выкладывается в виде краткой правовой позиции, а также полного текста решения.

Решения по жалобам теперь содержат номер документа и наименование налогового органа, вынесшего решение.

Кроме того, усовершенствованный сервис предоставляет возможность отправлять в ФНС России сообщения о несовпадении позиции, содержащейся в ненормативных актах налоговых органов (решение по проверке, решение по жалобе, требование об уплате налога и т.д.), с позицией, изложенной в решениях по жалобам, размещенных на сайте.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

10.05.2016 Налоговым агентам рассрочка не положена

Предоставление организации – налоговому агенту рассрочки (отсрочки) по перечислению налогов (в частности, НДФЛ) в бюджетную систему РФ законодательством не предусмотрено. По этой причине АС Центрального округа в Постановлении № Ф10-480/2016 от 25.04.2016 г. отказал организации, пытавшейся обязать налоговую предоставить такую рассрочку.

Пунктами 2 и 3 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой.

Срок уплаты налога и (или) сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В силу пункта 9 статьи 61 НК РФ действие указанной главы не распространяется на налоговых агентов. По этой же причине доводы организации о тяжелом материальном положении не были приняты во внимание судом.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

11.05.2016 "Закрытие" ИП не помогло уйти от восстановления НДС с непроданного товара

АС Северо-Западного округа  постановлением от 21.04.2016 по делу N А42-5187/2015 отменил решения нижестоящих судов и отправил на новое рассмотрение дело о неправомерном применении налоговых вычетов по НДС  в отношении операций по приобретению товаров, которые  не использовались ИП в предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель в 3 квартале 2012 года представил декларацию по НДС к возмещению из бюджета 910 592 рублей, при этом облагаемых доходов в этом квартале у ИП не было. После проведенной камеральной проверки декларации, ИФНС налог предпринимателю возместила. При выездной проверке ИП за 2012-2014 год налоговая инспекция выяснила, что ИП не осуществлял розничную торговлю, в период с 29.05.2012 по 11.06.2014, а с 11.06.2014 статус индивидуального предпринимателя был прекращен, однако 23.06.2014 вновь получен, при этом было подано уведомление о применении УСН. Посчитав, что товар был приобретен не для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, налоговый орган пришел к выводу о неправомерном предъявлении предпринимателем к вычету 910 529 руб.

Суды первых двух инстанций встали на сторону индивидуального предпринимателя, однако Арбитражный суд Северо-Западного округа с ними не согласился. По мнению АС, суды уклонились от проверки довода инспекции об учете предпринимателем для целей налогообложения хозяйственных операций, которые направлены на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения налога из бюджета в отсутствие фактического использования товара для операций, подлежащих налогообложению.

Кассационная инстанция посчитала, что суды при рассмотрении дела дали преимущественное доказательственное значение пояснениям предпринимателя и представленным им документам, не исследовав и не оценив доводы и возражения налогового органа и отправила дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

12.05.2016 В решении о взыскании налогов с индивидуального предпринимателя указание статуса "ИП" не обязательно

Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении № Ф03-1422/2016 от 20.04.2016 г. отказался удовлетворить кассационную жалобу индивидуального предпринимателя (главы КФХ), пытавшегося признать незаконными 16 решений и постановлений о взыскании налогов, вынесенных ИФНС после выездной проверки.

Индивидуальный предприниматель пытался оспорить решение налоговой иснпекции о взыскании налогов по причине того, что в этих документах не был указан статус "индивидуальный предприниматель". По мнению заявителя, постановления и решения, в которых взыскание производится не с индивидуального предпринимателя, а с физического лица не подлежат исполнению, поскольку отсутствует решение суда о взыскании налоговых санкций с физического лица (статья 48 НК РФ)

Суд не согласился с доводами предпринимателя.

Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ утверждены формы документов, используемых налоговыми органами, в том числе, при применении мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ (решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств; решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента); постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента и др.).

Формами не предусмотрено специального обязательного указания "ИП" перед Ф.И.О. налогоплательщика. При вынесении обжалуемых заявителем решений и постановлений Инспекцией применялись положения статей 45, 46 НК РФ в части соблюдения порядка взыскания налога, сбора пеней, штрафов с заявителя, как индивидуального предпринимателя.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

13.05.2016 ФНС рассказала, как сделать скриншот для суда

ФНС РФ в письме № СА-4-7/5589 от 31.03.2016 г. рассказала о том, какой скриншот могут принять в суде в качестве доказательства.

 

Использование снимков с экранов в качестве доказательств регулируется частью 3 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в которой указано, что документы, полученные в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены АПК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Верховным Судом РФ.

Судебная практика позволяет сделать вывод, что суды принимают "скриншоты" в качестве надлежащих доказательств, если они содержат определенные данные:

 должен быть виден адрес сайта;

 на снимке экрана должны быть видны время и дата получения информации;

 скриншот должен содержать данные о лице, которое произвело его выведение на экран и дальнейшую распечатку;

 должен содержать данные о программном обеспечении и использованной компьютерной технике;

 скриншлот надо заверить печатью и подписью руководителя предприятия, либо уполномоченного лица.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

10.05.2016 ИНН в форме СЗВ-М можно не указывать

ИНН сообщается тогда, когда страхователю он известен

С 1 мая 2016 г. вступили в силу поправки, которые были внесены Федеральным законом от 01.05.2016 № 136-ФЗ, в закон о персонифицированном учёте. В соответствии с этим документом, ИНН в форме СЗВ-М можно не указывать, даже несмотря на то, что в разделе 4 бланка СЗВ-М есть поле для отражения ИНН застрахованного лица, пишет Buhday.ru.

В пояснениях к самой форме отмечается, что ИНН сообщается тогда, когда страхователю он известен. При этом в законе этой оговорки не было. Согласно поправкам, ИНН застрахованного лица указывается только при его наличии у страхователя. Однако, когда работодатель не располагает данными об ИНН работника, графа остаётся незаполненной.

Источник: Российский налоговый портал

 

10.05.2016 Минфин напомнил ФНС, что у неё нет прав давать разъяснения по некоторым вопросам

Минфин РФ письмом № 03-08-РЗ/23009 от 21.04.2016 г. отозвал письма ФНС РФ, касающиеся налогового резиденства физлиц, имеющих недвижимость или зарегистрированных по месту жительства в России.

По утверждению ФНС, изложенному неоднократно в письмах, если физическое лицо находится за рубежом более 183 календарных дней, но при этом имеет в собственности недвижимость в РФ или зарегистрировано по месту жительства в РФ, такое физическое лицо может признаваться налоговым резидентом Российской Федерации. Данное утверждение по сути вводило дополнительный критерий налогового резидентства.

Минфин напомнил ФНС, что именно он является компетентным органом по применению межправительственных соглашений (договоров, конвенций) об избежании двойного налогообложения и сообщил о том, что письма ФНС России от 29.01.2016 N ОА-4-17/1265@, от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@ (и другие письма, в которых изложена аналогичная позиция) не подлежат применению.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

10.05.2016 Минфин: в случае утраты права на ПСН, за период применения патента придется платить налоги по ОСНО

Индивидуальный предприниматель совмещающий применение патентной системы налогообложения с упрощенной системой налогообложения и утративший право на применение ПСН, обязан за период ее применения уплатить налоги в рамках общего режима налогообложения, от которых был освобожден в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 346.43 НК РФ. Об этом в очередной раз сообщил Минфин в письме № 03-11-12/21180 от 13 апреля 2016 г.

В то же время с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика ПСН, произведенного в порядке, установленном пунктом 8 статьи 346.45 и пунктом 3 статьи 346.46 НК РФ, указанный индивидуальный предприниматель вправе по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применялась ранее патентная система налогообложения, применять УСН при соблюдении ограничений, установленных главой 26.2 Кодекса.

Отметим, что позиция Минфина об уплате налогов в рамках ОСНО не всегда поддерживается судами. Благоприятная для ИП судебная практика складывается в Центральном и Северо-Западном округе (постановление АС Северо-Западного округа № А21-3997/2015 от 10.02.2016 и постановление АС Центрального округа № Ф10-5048/2015 от 08.02.2016 г.). Не в пользу налогоплательщика выносят решения судьи Волго-Вятского и Уральского округов.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

10.05.2016 Безвозмездность медицинских услуг не лишает организацию права применять освобождение от НДС

Если организация оказывает на безвозмездной основе медицинские услуги населению, включенные в Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых не подлежит обложению НДС, данные услуги освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Об этом сообщает Минфин в письме № 03-07-11/21224 от 13.04.2016 г.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

10.05.2016 ФНС подготовила поправки в декларацию по налогу на прибыль

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов сегодня размещено уведомление о начале разработки поправок в приказ Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2014 года № ММВ-7-3/600@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка его заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме".

Внесение изменений в декларацию обосновывается тем, что с момента издания приказа ФНС России об утверждении действующей формы в налоговое законодательство были внесены изменения, затрагивающие отражение в налоговой декларации указанных данных.

Планируемый срок вступленив в силу обновленной формы - 1 января 2017 года.

Напомним, что со 2 июня 2016 года вступит в силу Федеральный закон № 130-ФЗ от 01.02.2016 г., согласно которому больше не будет вопросов со вступлением в силу новых форм, форматов и изменений деклараций и расчетов по налогам и сборам – они будут применяться не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

11.05.2016 Минфин разъснил, как уплачивать госпошлину за госрегистрацию договора аренды земельного участка

 

Минфин в письме № 03-05-04-03/20998 от 13.04.2016 г. разъяснил вопросы уплаты госпошлины за госрегистрацию договора аренды земельного участка, в случае представления заявления и необходимых документов в орган Росреестра непосредственно органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления.

По мнению Министерства, в случае обращения органа государственной власти или органа местного самоуправления с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, плательщиком государственной пошлины должен выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления, который на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение указанного действия.

В случае одновременного обращения при совершении указанного юридически значимого действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, освобожденного от уплаты государственной пошлины, и арендаторов на основании пункта 2 статьи 333.18 Кодекса размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК РФ.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

11.05.2016 Российская организация, разместившая средства в иностранном банке под отрицательную процентную ставку, не признается налоговым агентом

Российская организация, разместившая средства в иностранном банке под отрицательную процентную ставку, не признается налоговым агентом в соответствии с нормами статьи 24 Налогового кодекса, такая российская организация не обязана представлять в налоговый орган налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Такой вывод содержится в письме Минфин РФ № 03-08-05/23173 от 21.04.2016 г.

Доходы иностранных банков Люксембурга, Бельгии, Германии и США, получаемые в результате размещения российскими организациями средств в таких иностранных банках под отрицательные процентные ставки, не признаются процентами в соответствии с положениями соглашений об избежании двойного налогообложения с этими странами и нормами российского законодательства о налогах и сборах.

Соответственно, при налогообложении указанных доходов иностранных банков, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, следует руководствоваться положениями статей "Другие доходы" рассматриваемых соглашений об избежании двойного налогообложения, предусматривающих налогообложение таких доходов в стране, резидентом которой является получатель дохода.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

11.05.2016 Минфин рассказал, как считать налогооблагаемый доход акционеру при ликвидации организации

В случае ликвидации организации налогооблагаемый доход налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) определяется как разница между рыночной стоимостью получаемого имущества на момент его получения и стоимостью оплаченной доли в уставном капитале общества. Об этом сообщает Минфин в письме № 03-03-06/2/21409 от 14.04.2016 г.

В случае ликвидации организации и распределения имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев) (пункт 2 статьи 277 НК РФ).

При этом подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником), при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

11.05.2016 По сделке уступки права требования по договору займы имущественный вычет не положен

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина рассмотрел в письме № 03-04-05/23580 от 22.04.2016 г. вопрос исчисления НДФЛ при заключении физлицом договора цессии с юридическим лицом, по которому физлицо приобрело права требования у организации по договору займа.

Минфин отметил, что сумма полученных налогоплательщиком - новым кредитором от заемщика денежных средств подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом возможность учета физическими лицами расходов по сделке уступки права требования по договору займа при определении налоговой базы по НДФЛ статьями 218 - 220 НК РФ не предусмотрена.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

12.05.2016 Доход от продажи валюты на валютных биржах облагается НДФЛ

Минфин в письме № 03-04-05/24391 от 27.04.2016 г. рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц при совершении операций с иностранной валютой на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж (ЕТС) и сообщил следущее:

При совершении операций (сделок) с иностранной валютой объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком в результате их осуществления.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 НК РФ под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Поскольку иностранная валюта признается имуществом, налогообложение доходов при совершении операций с иностранной валютой производится исходя из положений Кодекса, предусмотренных для налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи имущества, включая положения статей 220, 228 и 229  НК РФ.

Налоговая база определяется налогоплательщиком в общем порядке нарастающим итогом по совокупности всех операций по покупке и продаже иностранной валюты на ЕТС, совершенных за налоговый период.

Поскольку порядок учета расходов по приобретению иностранной валюты в главе 23 Кодекса не установлен, налогоплательщик вправе самостоятельно определять соответствие между доходом, полученным в налоговом периоде по совокупности всех операций, и произведенными расходами, исходя из информации, полученной от организации, посредством которой осуществляет сделки на ЕТС межбанковских валютных бирж.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

13.05.2016 Роструду могут дать право блокировать счета работодателей

Минтруд России предлагает наделить госинспекцию труда правом принудительно взыскивать задолженность по зарплате напрямую с банковских счетов работодателя и временно замораживать операции по ним, сообщил "Интерфаксу" в четверг источник, знакомый с законопроектом.

По словам собеседника агентства, Минтруд предлагает внести соответствующие изменения в ряд законов, в том числе в Трудовой кодекс РФ, ФЗ "О банках и банковской деятельности" и ФЗ "Об исполнительном производстве" и для ускорения процедуры принятия оформить их поправками в законопроект о повышении ответственности работодателей за нарушения норм оплаты труда, уже прошедший 23 марта I чтение в Госдуме.

В частности, отмечает источник, предлагаемые Минтрудом поправки обязывают работодателей сообщать в Роструд об открытых банковских счетах - как в рублях, так и в валюте. В случае, если задолженность по зарплате превысит два месяца, госинспекция труда может направить поручение в Федеральную службу судебных приставов о взыскании задолженности напрямую с банковских счетов, причем если средств на рублевом счете будет недостаточно, будут использоваться валютные счета с конвертацией средств в рубли по курсу ЦБ.

При этом, по словам источника, инспекция труда может параллельно направить в банк поручение о приостановке операций по счетам работодателя, которое банк будет обязан исполнить в течение одного операционного дня со дня получения.

По сведениям собеседника агентства, поправки находятся на согласовании в государственно-правовом управлении президента РФ, они были подготовлены Минтрудом по следам "горячей линии" с главой государства 14 апреля этого года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

13.05.2016 Услуги аутстаффинга в расходы по УСН не включаются

Российская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, приобретающая у иностранной организации услуги аутстаффинга признается налоговым агентом по НДС и обязана исчислить и уплатить в бюджет сумму этого налога. Кроме того, расходы на оплату услуг по предоставлению персонала сторонними организациями по договору аутстаффинга не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по УСН. Такие разъяснения приведены в письме Минфина РФ № 03-11-06/2/23984 от 26.04.2016 г.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

ООО "А" планирует приобретать подарочные сертификаты, выпущенные другими организациями, после чего передавать их физическим лицам (продавать, передавать в качестве подарка работникам, распространять в рекламных целях на рекламных мероприятиях и т.д.).
Какими документами необходимо оформлять передачу подарочных сертификатов у организации, выпустившей сертификат, и у ООО "А"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации организация, выпустившая подарочный сертификат, равно как и организация "А", вправе самостоятельно определить состав (например акт приема-передачи подарочных сертификатов) и форму первичных учетных документов, оформляемых при передаче подарочных сертификатов с учетом требований ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Обоснование вывода:
Действующее законодательство не раскрывает понятия "подарочный сертификат". На практике под подарочным сертификатом понимается документ, удостоверяющий право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы или услуги на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата. Сам подарочный сертификат товаром не является. При этом денежные средства, уплаченные покупателем сертификатов, фактически являются авансами, уплаченными за товары (работы, услуги). Это следует, например, из определения СК по экономическим спорам ВС РФ от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498, писем Минфина России от 28.07.2014 N 03-04-06/36994, от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268, от 04.04.2011 N 03-03-06/1/207, УФНС России по г. Москве от 17.09.2010 N 17-15-098018, от 22.10.2009 N 17-15/110609, от 04.08.2009 N 17-15/080428.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ч.ч. 13 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).
С 01.01.2013 формы первичных учетных документов и, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами, их состав определяют руководители организаций (за исключением организаций государственного сектора) по представлению должностных лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, смотрите также письмо ФНС России от 10.11.2015 N ЕД-4-15/19671, информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). При этом ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать любой первичный учетный документ.
Таким образом, принимая во внимание, что нормативно-правовые акты не определяют состава первичных учетных документов, подлежащих оформлению при передаче подарочных сертификатов от выпустившего их лица к иным лицам и далее, считаем, что в рассматриваемой ситуации организация, выпустившая подарочный сертификат, равно как и организация "А", вправе самостоятельно определить состав (например акт приема-передачи подарочных сертификатов) и форму первичных учетных документов, оформляемых при передаче подарочных сертификатов с учетом требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Калашников Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий


Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", производит оплату поставщику векселем (вексель передан в оплату строительных материалов). При этом не известно, каким путём банковский вексель был приобретен организацией (получен от банка или же от покупателя (заказчика) в качестве оплаты за ранее отпущенные ей товарно-материальные ценности).
Какие документы нужны для оформления этой операции?
Каков порядок бухгалтерского учёта и налогообложения указанной операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача векселя фиксируется сторонами в акте приемки-передачи векселей.
На дату передачи банковского векселя организации-поставщику у передающей стороны возникает доход в сумме, равной стоимости сырья, указанной в договоре поставки, учитываемый в бухгалтерском учёте и при определении налоговой базы по УСН. Одновременно с этим отражается расход в размере балансовой стоимости векселя и начисленных по векселю процентов.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые отношения

В соответствии со ст. 409 ГК РФ обязательство по оплате сырья денежными средствами может быть заменено на обязательство по передаче векселя банка.
Согласно ст. 142 и ст. 143 ГК РФ вексель является ценной бумагой, то есть документом, удостоверяющим с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Согласно ст. 815 ГК РФ вексель представляет собой ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить при наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.
Отношения сторон по векселю регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе", Положением о переводном и простом векселе, введенным в действие постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341 (далее - Положение), Конвенцией, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселях от 07.06.1930.

Бухгалтерский учёт

В бухгалтерском учете приобретенное сырье учитывается в составе материально-производственных запасов п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01), п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденныхприказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Порядок определения фактической себестоимости, по которой сырье принимается к бухгалтерскому учёту, зависит от способа поступления актива в организацию (п.п. 5, 6, 7, 8 ПБУ 5/01). Фактическая себестоимость материалов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ (п. 12 ПБУ 5/01).
Согласно п. 6 ПБУ 5/01 в случае приобретения сырья за плату фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Однако с учётом пп. 3 п. 2 ст. 170п. 2 ст. 346.11 НК РФ сумма НДС, предъявленная поставщиком организации на УСН, также учитывается в себестоимости приобретённого сырья.
Так, к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) (абзац третий п. 6 ПБУ 5/01).
Суммы, подлежащие уплате в соответствии с договором поставщику (продавцу), составляют величину кредиторской задолженности перед ним (абзац третий п. 6 ПБУ 5/01, п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказомМинфина России от 29.07.1998 N 34н).
Обязательство по оплате приобретённого сырья в соответствии с договором с поставщиком в рассматриваемой ситуации заменено на обязательство по передаче векселя банка.
Банковский вексель в общем случае согласно п.п. 238921 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее - План счетов и Инструкция) учитывается по дебету счёта 58 "Финансовые вложения", субсчет 58-2 "Долговые ценные бумаги" в составе финансовых вложений и кредиту счёта расчётов с продавцом векселя по первоначальной стоимости, равной сумме, уплаченной при покупке векселя*(1).
В случае же получения организацией банковского векселя не от банка, а от покупателя (заказчика) в качестве оплаты за ранее отпущенные ей товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги), такой вексель предварительно отражается в бухгалтерском учете по дебету балансового счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на отдельном субсчете "Векселя полученные" в корреспонденции с кредитом этого счёта (на сумму погашения задолженности). Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счёта расчётов с продавцом векселя (на сумму погашения задолженности), а также дебету счёта расчётов с продавцом векселя и кредиту счёта 91 "Прочие доходы и расходы" равномерно на конец каждого отчетного периода (п. 7, п. 12, п. 16 ПБУ 9/99, План счетов и Инструкция).
При передаче векселя банка поставщику в обмен на обязательство по оплате сырья возникает доход в сумме, равной стоимости сырья, указанной в договоре поставки (п.п. 7, 6.3, 10.1 ПБУ 9/99 "Расходы организации").
Одновременно с этим отражается расход в размере балансовой стоимости векселя и начисленных по векселю процентов (п.п. 7, 6.3, 10.1 ПБУ 9/99 "Доходы организации", п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
В соответствии с Планом счетов и Инструкцией для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Учитывая изложенное, в бухгалтерском учете организации могут быть произведены следующие записи:
Дебет 10 Кредит 60
- отражена стоимость поступившего сырья;
Дебет 60 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражена выручка от реализации векселя и зачёт задолженности перед поставщиком;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 58, субсчет "Долговые ценные бумаги" (62, субсчет "Векселя полученные")
- списана первоначальная стоимость векселя.

Документирование передачи векселя

Передача векселя фиксируется сторонами в акте приемки-передачи векселей (смотрите Примерную форму акта приема-передачи векселей, предъявленных к платежу (подготовлено экспертами компании "Гарант")).
Удостоверенное векселем право передается путем совершения на его оборотной стороне передаточной надписи (индоссамента), если только векселедатель не поместил в переводном векселе слова "не приказу" или какое-либо равнозначащее выражение (ст. 11, ст. 77 Положения).

Налог, уплачиваемый при применении УСН

В том случае, если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).
При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. В частности, в составе доходов в пп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ поименованы доходы от реализации, в том числе, имущественных прав.
На основании ст. 38 и ст. 39 НК РФ, ст. 128 и ст. 142 ГК РФ передача ценных бумаг (в частности векселей) признается реализацией имущественных прав. Следовательно, при передаче векселя банка другому лицу возникает доход от реализации векселя, подлежащий налогообложению.
Указанный доход возникает на дату передачи векселя поставщику. Аналогичная точка зрения нашла отражение в письме Минфина России от 10.10.2006 N 03-11-04/2/202.
В данном случае переданный вексель не является средством платежа, а представляет собой свидетельство передачи покупателем поставщику имущественного права. Схожий вывод сделан в определении ВАС РФ от 31.08.2011 N BAC-11157/11 (применительно к услугам по договору аренды).
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что на дату передачи векселя банка организации-поставщику у передающей организации возникает доход от передачи имущественного права, учитываемый при определении налоговой базы по УСН.
При этом из других разъяснений финансового ведомства следует, что при передаче векселя по индоссаменту третьему лицу в оплату стоимости полученных товаров стоимость указанной ценной бумаги в состав расходов не включается. Данная точка зрения нашла отражение в письмах от 17.05.2006 N 03-11-04/2/109 и от 06.03.2006 N 03-11-04/2/55.
В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав. При этом пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ установлено, что материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов) учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.
То есть стоимость полученных и оприходованных налогоплательщиком сырья и материалов учитывается при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на дату их оплаты поставщику независимо от факта их списания в производство (смотрите письма Минфина России от 07.12.2012 N 03-11-11/366, от 06.12.2011 N 03-11-11/305).
В свою очередь, подпунктом пятым п. 2 ст. 346.17 НК РФ установлено, что при передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) и (или) имущественные права. Указанные в настоящем подпункте расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе.
С учётом изложенного в рассматриваемой ситуации организация вправе учесть затраты на приобретение сырья в расходах, учитываемых в связи с применением УСН, на дату передачи векселя банка поставщику исходя из стоимости приобретения сырья в размере, не превышающем величину долгового обязательства по векселю банка.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
Энциклопедия решений. Расчеты векселями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

 

НДС

 

Владелец дороги за свой счет осуществляет расходы, связанные с ее содержанием. Затем на основании соглашения, заключенного с другими пользователями дороги, часть истраченных средств возмещается владельцу.
Облагаются ли НДС средства, полученные владельцем дороги от других её пользователей по соглашению о совместном содержании этой автодороги?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Возмещение владельцу дороги части средств по фактически понесенным затратам на ее содержание не создает объекта обложения НДС.
В то же время мы не исключаем, что контролирующие органы могут посчитать, что в рассматриваемой ситуации соглашение о возмещении затрат на содержание дороги фактически "маскирует" услуги по пользованию данной дорогой.
Нам не удалось найти официальных разъяснений и материалов арбитража, прямо касающихся вопроса обложения НДС сумм, получаемых владельцем автодороги от других пользователей данной дороги в счет возмещения его затрат на ее содержание, но обе точки зрения можно подкрепить косвенными примерами судебной практики.

Обоснование позиции:
Все виды операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, перечислены в п. 1 ст. 146 НК РФ. В частности, там упомянуты операции по реализации услуг (работ) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС подлежит увеличению на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Понятие "реализация", применяемое для целей НК РФ, расшифровано в ст. 39 НК РФ, где установлено, что реализацией товаров признается, в частности, передача на возмездной основе права собственности на товары, работы или услуги.
При этом товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п.п. 345 ст. 38 НК РФ).
В данном случае, как мы поняли, владелец автодороги с другими ее пользователями в каких-либо договорных отношениях не состоит (товары не поставляет, работы не выполняет, услуги не оказывает), т.е. помимо взимания средств за совместное содержание дороги никаких иных средств от пользователей не получает.
В связи с этим, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации говорить о реализации не приходится. Возмещение контрагентами части средств, истраченных на содержание дороги, производится без создания добавленной стоимости со стороны организации-владельца (исключительно по фактически понесенным затратам), что дает основания полагать, что объекта обложения НДС в данном случае не возникает.
В то же время мы не исключаем, что налоговые органы, учитывая их фискальный характер, могут посчитать, что в такой ситуации владелец дороги соглашением о возмещении затрат на содержание фактически "маскирует" услуги по реализации услуг по проезду по данной дороге. Дело в том, что факт уплаты средств в счет возмещения расходов на содержание дороги, по свое экономической сути, влечет возникновение прав пользования данной дорогой (не будет расходов на содержание, не будет и права проезда). При таком подходе поступающие средства являются не чем иным, нежели платой за оказание услуг по проезду (плата за проезд по чужой дороге).
Отметим, что нам не удалось обнаружить каких-либо официальных разъяснений и материалов судебной практики, прямо касающихся вопроса обложения НДС сумм, получаемых владельцем автодороги от других пользователей данной дороги в счет возмещения его затрат на содержание этой дороги.
В то же время в письме от 18.04.2013 N 03-07-11/13330 в отношении субсидий, предоставляемых из бюджета города на возмещение затрат на содержание дорог, Минфин России сделал вывод, что данные денежные средства, получаемые из бюджета города на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).
В ситуации, когда речь идет о возмещении расходов на коммунальные платежи арендатором арендодателю, официальные органы приходят к выводу, что в такой ситуации объекта обложения НДС не возникает, поскольку в данном случае реализация коммунальных услуг арендодателем не производится. Смотрите письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895, от 24.03.2007 N 03-07-15/39п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@.
А по вопросу обложения НДС компенсации расходов по оплате штрафов за нарушение арендатором правил дорожного движения Минфин России в письме от 11.10.2012 N 03-07-11/408 указал, что такая компенсация не связана с оплатой услуг по предоставлению автомобиля в аренду. Поэтому такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.
Суды, рассматривая, к примеру, споры о возникновении объекта налогообложения по НДС в случае возмещения арендодателю расходов по содержанию арендуемого имущества и прилегающей к зданию территории, приходят к выводу, что суммы такого возмещения не являются доходом истца от реализации услуг и не облагаются НДС (смотритепостановления АС Северо-Западного округа от 18.08.2015 N Ф07-4667/15 по делу N А13-8872/2014, ФАС Московского округа от 04.12.2013 N Ф05-15366/13 по делу N А40-171250/2012).
Кроме того, говоря о получении от контрагентов средств в счет возмещения расходов, суды исходят из того, что объекта по НДС не возникает в тех случаях, когда имеют место отношения сторон из причинения вреда (возмещения убытков). Например, по мнению судей, не являются выручкой от реализации суммы денежных средств, полученные налогоплательщиком (кооперативом) от субарендатора в качестве возмещения затрат на биологическую рекультивацию земель. Такие денежные средства следует рассматривать в качестве возмещения понесенных убытков в связи с необходимостью восстановления нарушенных земель (биологической рекультивации) (смотрите постановлениеФАС Волго-Вятского округа от 23.12.2013 N Ф01-12407/13 по делу N А82-2302/2013).
В решении Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2015 по делу N А40-158373/2014 (оставлено в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 N 09АП-7374/16) судьи приходят к выводу, что не подлежит налогообложению НДС компенсация, выплачиваемая собственнику в связи с установлением сервитута на принадлежащий ему земельный участок, т.к. такая компенсация не является реализацией товаров (работ, услуг).
С другой стороны, говоря, например, о правомерности применения субабонентами вычетов НДС по счетам-фактурам, полученным от абонентов, судебные органы приходят к выводу о том, что операции по передаче энергии являются объектом обложения НДС, и принимают решения в пользу налогоплательщиков-субабонентов. Так, вопределении ВАС РФ от 21.08.2008 N 10600/08 указано на то, что отпуск электроэнергии субабоненту является реализацией и подлежит обложению НДС по ставке 18%, а субабонент имеет право на применение налогового вычета по НДС. Смотрите также постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08, от 10.03.2009 N 6219/08, ФАС Московского округа от 11.07.2014 N Ф05-7100/14 по делу N А40-17937/2013, от 15.02.2011 N КА-А40/11-11 по делу N А40-88545/09-114-539, от 05.06.2009 N КА-А40/4954-09, ФАС Поволжского округа от 14.07.2011 N Ф06-5841/11 по делу N А65-23561/2010, от 06.05.2010 по делу N А72-15872/2009, ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2010 N Ф07-9614/2010 по делу N А56-91641/2009, Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 N 05АП-7815/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 N 09АП-2755/2009.
Также нам встретились материалы правоприменительной практики, из которых следует, что налогоплательщик вправе не учитывать суммы субсидий при определении налоговой базы по НДС только в случае, если эти субсидии выделяются в связи с применением государственных регулируемых цен либо в связи с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей. Если данное условие отсутствует, то с сумм субсидий, полученных налогоплательщиком, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), исчисляется НДС (смотрите, например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 09.10.2015 N Ф02-5301/15 по делу N А33-22313/2014 (определением ВС РФ от 17.03.2016 N 302-КГ15-19230 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ), постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 N 03АП-2932/15).
Как видим, обе точки зрения на обложение НДС сумм возмещения владельцу дороги затрат, связанных с совместным использованием данной дороги, можно подкрепить косвенными примерами судебной практики.
Во избежание негативных налоговых последствий рекомендуем владельцу дороги воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или в налоговый орган по месту учета (пп.пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ). Наличие подобных разъяснений позволит организации максимально обезопасить себя от возможных претензий налоговых органов, так как эти разъяснения учитываются в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

 

Разное

 

При нахождении в командировке в свой выходной день перед выездом в командировку сотрудник пишет заявление - согласие на работу в выходной день и оплату в двойном размере. Таким образом, при оформлении командировки работодателю уже известны конкретные выходные дни, в которые работнику предстоит работать в период командировки.
Как оформлять выходные дни, если все выходные дни месяца приходятся на командировку?
Сколько выходных дней в месяц сотрудник может работать в командировке?
Можно ли в локальном документе прописать, что за работу в выходной день в командировке полагаются одинарная оплата и неоплачиваемый отгул?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В рассматриваемом случае в приказе о направлении на работу работодатель вправе перечислить выходные дни, в которые работник будет работать в период командировки; согласие работника на работу в выходные может быть выражено в этом же приказе.
2. Нормативными правовыми актами не ограничено общее количество времени для работы в выходные дни в пределах какого-либо временного промежутка времени.
3. Указанное в вопросе положение локального нормативного акта противоречит законодательству.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с частью первой ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Какого-либо запрета на выполнение такого поручения в выходные и нерабочие праздничные дни законодатель не установил. Более того, из п. 5 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749), явно следует, что в период командировки работник может привлекаться к работе в такие дни.
Законодатель не установил и какого-либо специального порядка привлечения работника к работе в выходные и праздники в период командировки. Следовательно, к таким случаям применим общий порядок осуществления данной процедуры, предусмотренный ст. 113 ТК РФ.
Исходя из положений части восьмой ст. 113 ТК РФ и ст. 166 ТК РФ работать в выходные и нерабочие праздничные дни в месте командировки работник может только по письменному распоряжению работодателя. За исключением случаев, поименованных в частях третьей и четвертой ст. 113 ТК РФ, привлечение работника к работе в выходной или нерабочий праздничный день допускается только с его письменного согласия (часть вторая, часть пятая ст. 113 ТК РФ).
Таким образом, для соблюдения всех требований, предъявляемых законом к рассматриваемой процедуре, работодателю необходимо иметь согласие работника на работу в выходной день. Иных требований к указанному документу, кроме письменной формы, закон не содержит. Такое согласие может быть оформлено как в виде соответствующей визы работника на распоряжении работодателя о привлечении к работе в выходной день, так и в виде отдельного документа, в котором работнику следует указать, когда и на каких условиях он согласен быть привлеченным к работе в выходной день. В данной ситуации, как это следует из вопроса, работодателю заранее известно, в какие конкретные выходные дни ему необходимо привлекать работника к работе. Мы считаем, что в такой ситуации работодатель может указать в приказе о направлении в командировку, что поручаемая работа будет выполняться работником в том числе и в конкретные выходные дни. Виза работника, оформленная на распоряжении работодателя, будет свидетельствовать о согласии работника на работу во все выходные дни, перечисленные в приказе.
2. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (часть первая ст. 113 ТК РФ). В частях второй, третьей, четвертой и шестой ст. 113 ТК РФ перечислены случаи, когда работодатель имеет право привлечь работников к работе в выходные дни, а также установлен порядок их привлечения в этих случаях. Согласно части пятой ст. 113 ТК РФ в других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Из содержания ст. 113 ТК РФ следует, что "к другим случаям" относятся все иные случаи, прямо не перечисленные в этой статье. Очевидно, что предусмотреть все случаи, когда работодателю требуется, чтобы работа была выполнена в выходной день, в Трудовом кодексе РФ невозможно, однако само наименование статьи позволяет сделать вывод о том, что при отсутствии обстоятельств, указанных в частях второй и третьей ст. 113 ТК РФ, речь о привлечении работников к работе в выходной день может идти только в исключительных случаях, при этом исключительность каждого отдельного случая определяется самим работодателем. Из смысла названных норм следует, что положения ст. 110 ТК РФ о минимальной продолжительности еженедельного непрерывного отдыха должны соблюдаться работодателем при установлении работнику режима рабочего времени и составлении графиков работы. По нашему мнению, ст. 113 ТК РФ является специальной по отношению к ст. 110 ТК РФ и работодатель вправе привлекать работника к работе в выходные дни, несмотря на то, что при этом требования о продолжительности еженедельного непрерывного отдыха им не выполняются.
Трудовое законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по поводу частоты или периодичности привлечения работников к работе в выходные дни. Не ограничено нормативными правовыми актами и общее количество часов работы в выходные дни в год для каждого работника. При этом законодательство гарантирует повышенную оплату за работу в выходные и праздничные дни (ст. 153 ТК РФ).
3. Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (часть третья ст. 153 ТК РФ). Обращаем Ваше внимание, что право выбора варианта компенсации за работу в выходной или праздник - в двойном размере либо в одинарном размере с предоставлением другого дня отдыха - принадлежит работнику (смотрите, например, решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 21.12.2010 N 2-1040/2010).
Обращаем Ваше внимание, что в силу ст. 8 ТК РФ работодатели принимают локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Поскольку ст. 153 ТК РФ устанавливает, что право выбора варианта компенсации за работу в выходной принадлежит работнику, положение, ограничивающее это право выбора, не будет соответствовать норме ТК РФ.
Даже если работодатель установит в локальном нормативном акте правило, согласно которому работа в выходной или праздничный день компенсируется только в виде предоставления другого дня отдыха, и оплата работы в выходной или праздник производится в одинарном размере, то в случае, если работник решит воспользоваться правом на двойную оплату работы в выходной или праздник, эта норма локального нормативного акта применяться не может, поскольку ухудшает положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством. В данном случае ухудшение положения работников, по нашему мнению, состоит в том, что работник лишается возможности выбрать наиболее подходящий для себя вариант компенсации за работу в выходной день.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения