Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 6 по 12 июля 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона N 582426-7
"О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля" (текст ко второму чтению)

Ко второму чтению подготовлены поправки в "антиотмывочный" закон

Проектом в том числе:

корректируются операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю;

устанавливается обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения, необходимые для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, совершающей операцию с денежными средствами или иным имуществом;

увеличивается со 100000 до 200000 рублей сумма покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу с использованием персонифицированного электронного средства платежа, при которой идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится.

 

Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 N 976
"Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции"

Определены порядок и условия предоставления в 2020 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции

Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат ее получателей, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Для получения субсидии получатель должен направить заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 г. (включительно).

В перечне условий для получения субсидии - отсутствие по состоянию на 1 июня 2020 г. недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающей 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

Размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6500 рублей на количество работников в мае 2020 г.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен сумме первоначальных расходов и составляет 15000 рублей.

Количество работников получателя субсидии определяется ФНС России на основании полученных от ПФ РФ данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 1 февраля 2016 г. N 83п, представленной получателем субсидии.

Ответственность за достоверность указанной информации несет получатель субсидии.

 

"Перечень поручений по итогам обращения Президента к гражданам России"
(утв. Президентом РФ 08.07.2020)

Правительству РФ дан ряд поручений социальной направленности

В частности:

- продлить на два месяца осуществление ранее установленных федеральных доплат к заработной плате за особые условия труда медицинским, социальным и иным работникам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

- обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, касающихся:

установления на постоянной основе для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в совокупности не превышающих 7,6 процента, а также налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в размере 0 процентов, предусмотрев при этом предоставление субъектам РФ соответствующей компенсации недополученных доходов;

предоставления физическим лицам - налоговым резидентам РФ права уплачивать налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от источников за пределами РФ, в фиксированном размере 5 млн рублей без декларирования таких доходов;

установления налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 15 процентов в отношении превышающей 5 млн рублей в год части дохода физического лица, определив при этом виды доходов, к которым применяется указанная налоговая ставка, и предусмотрев механизм учета и целевого использования средств, поступивших в виде суммы налога, исчисленной по налоговой ставке в размере, превышающем размер базовой налоговой ставки (13 процентов), а также механизм принятия совместно с благотворительными, иными некоммерческими организациями и представителями медицинского сообщества решений об использовании этих средств в целях финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за рубежом) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, включая приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации;

- обеспечить предоставление физическим лицам в возрасте от 16 до 18 лет, получившим статус налогоплательщика налога на профессиональный доход, дополнительного "налогового капитала" в размере одного минимального размера оплаты труда на уплату налога на профессиональный доход в соответствующем налоговом периоде;

- принять меры, направленные на увеличение предельных размеров предоставляемых по льготной ипотечной программе гражданам Российской Федерации до 1 ноября 2020 г. ипотечных кредитов на покупку жилья на первичном рынке (по ставке 6,5 процента годовых на весь срок кредита) до 6 млн рублей, в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях - до 12 млн рублей.

 

Приказ Минфина России от 07.04.2020 N 55н
"О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности "Реформа базовой процентной ставки (Поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39 и МСФО (IFRS) 7)" в действие на территории Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 58832.

На территории РФ вводится в действие документ МСФО о реформе базовой процентной ставки

Документом вносятся поправки в международные стандарты финансовой отчетности: МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39 и МСФО (IFRS) 7)".

Документ вступает в силу на территории России в сроки, определенные в этом документе.

Установлена обязанность применять поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2020 года или после этой даты. В случае досрочного применения организация обязана раскрыть этот факт.

 

Приказ ФНС России от 28.05.2020 N ЕД-7-14/354@
"Об утверждении форм и формата сообщений банка налоговому органу, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 58831.

Актуализирован перечень форм сообщений банков в налоговые органы

Обновление форм сообщений обусловлено, в том числе вступлением в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, дополняющих перечень сведений, направляемых банками в налоговые органы.

С 1 апреля 2020 банки обязаны помимо сведений о счетах (депозитах) и изменении реквизитов счетов и т.д. сообщать также сведения о предоставлении или прекращении права физлица использовать персонифицированные электронные средства платежа; использовать физлицом, в отношении которого в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ проведена упрощенная идентификация, неперсонифицированные электронные средства платежа.

Настоящий приказ содержит 9 форм сообщений и формат передачи сообщений в электронном виде.

Признан утратившим силу ранее действовавший аналогичный приказ ФНС России от 23.05.2014 N ММВ-7-14/292@.

 

Приказ ФНС России от 01.06.2020 N ЕД-7-21/363@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 27.06.2018 N ММВ-7-21/419@"
Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2020 N 58862.

С 1 января 2021 года применяется обновленная форма представления сведений о морском, речном судне и их владельцах

Внесены дополнения в форму и формат представления сведений о морском, речном судне, в том числе смешанного (река-море) плавания (за исключением маломерных судов), и об их владельцах, утвержденные Приказом ФНС России от 27.06.2018 N ММВ-7-21/419@.

Обновление связано с необходимостью получения налоговыми органами верифицированных сведений о транспортных средствах, с учетом их регистрации в Российском международном реестре судов или в Российском открытом реестре судов, а также сведений о праве на использование судна по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).


Проект Приказа ФНС России "О внесении изменений в Приложение N 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме"

ФНС подготовлены изменения в Порядок заполнения налоговой декларации по НДС, уточняющие коды операций

Проектом вносятся изменения в приложение N 1 "Коды операций" к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Скорректированы наименования некоторых кодов операций, в том числе: по коду 1010802 (операции, касающиеся безвозмездной передачи), по коду 1010820 (операции, связанные с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в России чемпионатов по футболу), по коду 1010445 "Реализация выполняемых (оказываемых) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг)..." и пр.

Включены также новые коды операций, в частности:

1010831 "Передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции...";

1011451 "Передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике";

1011209 "Безвозмездное оказание услуг по предоставлению эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".

Предполагается, что изменения будут применяться начиная с представления налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2021 года.

 

<Письмо> ФНС России от 25.06.2020 N ЕА-4-15/10335@
"Об аннулировании свидетельств, выданных в соответствии со статьями 179.3 - 179.7 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС сообщила, в каких случаях изменение юридического адреса плательщика акциза является основанием для аннулирования свидетельства

Речь идет об основаниях для аннулирования свидетельств, выданных налоговыми органами в соответствии со статьями 179.3 - 179.7 НК РФ (свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом).

Сообщается, в частности, что в случае внесения изменений в юридический адрес в связи с переименованием (переподчинением) адресных объектов, не зависящих от решения налогоплательщика, не приводящих к его территориальному перемещению, отсутствуют основания для аннулирования соответствующих свидетельств по пункту 5 статьи 179.3 НК, подпункту 4 пункта 6 статьи 179.4 НК РФ, подпункту 4 пункта 11 статьи 179.6 НК РФ, подпункту 4 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ.

Также указано, что изменение юридического адреса не является основанием для аннулирования свидетельства, выданного в соответствии со статьей 179.5 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 30.06.2020 N БС-4-19/10549@
"Об организации работы с налогоплательщиками с 06.07.2020"

ФНС определен график приема налогоплательщиков в налоговых инспекциях с 6 июля 2020 года

График устанавливает часы приема в будние дни (суббота и воскресенье - выходные дни) территориальными налоговыми органами и Межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Исключение составляют территориальные налоговые органы (ТНО), на территории деятельности которых введен режим карантина в связи с выявленными случаями заболевания COVID-19.

Решение о возобновлении личного приема граждан должностными лицами принимается руководителем ТНО, исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации. Прием должностными лицами осуществляется только по предварительной записи.

ФНС напоминает также о необходимости обеспечения сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков, средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки, санитайзеры).

При возникновении новых подтвержденных случаев заражения среди сотрудников ТНО и введения режима карантина руководитель налогового органа обязан обеспечить незамедлительное исполнение предписаний Роспотребнадзора.

 

<Информация> ФНС России
"Новые льготы при налогообложении недвижимости применены для 1,8 млн предпенсионеров"

С налогового периода 2019 года действуют налоговые льготы для лиц предпенсионного возраста

При исчислении налогов за истекший налоговый период предпенсионеры имеют право:

на вычет по земельному налогу, освобождающий от налогообложения 6 соток по одному земельному участку;

на льготу по налогу на имущество, полностью освобождающую от этого налога один объект налогообложения определенного вида.

Предпенсионер может обратиться в налоговые органы с заявлением о предоставлении налоговой льготы начиная с месяца получения им соответствующего статуса. При этом не требуется прикладывать документ, подтверждающий право на льготу, - налоговый орган сам направит запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.

 

<Информация> ФНС России
"С 1 июля меняются правила получения и использования электронной подписи"

С 2021 года использование электронной подписи станет доступнее и безопаснее

В частности, с 2021 года появится новый вид организаций - доверенная третья сторона. В ее задачи будет входить проверка действительности ЭП, сертификатов и полномочий участников электронного взаимодействия.

Кроме того, удостоверяющие центры получат право хранить и использовать по поручению клиента ключ электронной подписи (дистанционная электронная подпись). Таким образом, владельцы смогут подписывать электронные документы с любого электронного устройства без установки специальных программ.

С 1 января 2022 года меняется порядок получения электронной подписи:

руководители кредитных организаций смогут сделать это только в Центральном банке РФ;

руководители государственных органов - в Федеральном казначействе;

руководители коммерческих предприятий и индивидуальные предприниматели - в Федеральной налоговой службе. Сотрудники юрлица или ИП вправе получать ЭП в коммерческих удостоверяющих центрах.

 

<Информация> ФНС России
"Верховный Суд РФ подтвердил неправомерность освобождения от НДФЛ доходов несостоятельного ИП от сдачи в аренду имущества"

Организация неправомерно исключила из расчета НДФЛ платежи за аренду, причитающиеся ИП, признанному банкротом

По итогам камеральной проверки инспекция пришла к выводу, что организация - налоговый агент неправомерно уменьшила НДФЛ с доходов, выплаченных ИП по договору аренды помещения.

Общество посчитало, что средства за сдачу в аренду имущества, поступавшие на счет ИП после признания его банкротом, не могут быть отнесены к доходам физлица и признаны объектом обложения НДФЛ.

Не согласившись с решением инспекции общество обратилось в суд.

Суды отказали обществу в удовлетворении заявленного требования, а Верховный Суд РФ отказал в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.


<Информация> ФНС России
"Сведения о выдаче свидетельств о праве на наследство и удостоверении договоров дарения подаются по обновленным формам"

С 20 июля 2020 года сведения о выдаче свидетельств о праве на наследство и нотариальном удостоверении договоров дарения представляются в налоговые органы по обновленным формам

В новых формах расширен перечень передаваемых нотариусами сведений. Теперь они позволяют представлять информацию о ценных бумагах и долях в уставных капиталах хозяйственных обществ, переданных в наследство или указанных в договоре дарения, а также представлять сведения об иностранных организациях, являющихся наследниками или одаряемыми.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

06.07.2020КС запретил взыскивать с граждан безнадежные налоговые долги, если ущерб не связан с их противоправным поведением

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 № 32-П 
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.С. Машукова"

Налоговый орган доначислил предпринимателю НДС, а позднее признал недоимку безнадежной к взысканию. По иску прокурора суд взыскал ее как ущерб от преступления, посчитав, что прекращение уголовного дела не свидетельствует об отсутствии убытков, причиненных бюджетной системе России. Гражданин просил проверить нормы, которые допускают взыскивать с него вред в такой ситуации. Конституционный Суд РФ отметил, что налоговые органы вправе взыскивать безнадежные долги в общегражданском порядке. Поэтому он признал спорные нормы не противоречащими Конституции РФ. Они не предполагают взыскания безнадежной налоговой недоимки в порядке возмещения вреда государству, если она не вызвана противоправными действиями гражданина. Однако кроме преступного поведения налогоплательщика невозможность взыскать налоги может быть вызвана упущениями налогового органа при оформлении процессуальных документов и при обращении в суд с иском. Причинение такого вреда нельзя вменить налогоплательщику. Суд должен был это учесть, поэтому КС обязал пересмотреть дело заявителя.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

06.07.2020 Поскольку страхователь самостоятельно устранил выявленные Управлением ПФР несоответствия в формах СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения штрафных санкций

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.04.2020 № Ф10-1232/20 по делу N А14-14162/2019 

Управление ПФР посчитало, что страхователь представил дополняющие формы к СЗВ-М на двух застрахованных лиц с нарушением установленного срока, в связи с чем он правомерно привлечен к ответственности в виде штрафа. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами Управления ПФР не согласился. В данном случае сведения по форме СЗВ-М были представлены в срок и приняты без указания на несвоевременность их представления либо выявленные ошибки. После получения уведомления о несоответствии информации в отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ страхователь направил дополняющую форму на застрахованных лиц, не включенных в исходную форму. Суд пришел к выводу, что в данном случае страхователем не был нарушен срок устранения несоответствий со дня получения уведомления, более того, он самостоятельно исправил ошибку, что допускает не применять к нему финансовые санкции.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

07.07.2020 Расходы ИП, не отраженные в декларациях по НДФЛ, в книгах учета и в бухгалтерской отчетности, не могут быть учтены в ходе выездной налоговой проверки

Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2020 № 310-ЭС20-2190 по делу N А64-9215/2017 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что налоговый орган неправомерно не принял его расходы при исчислении НДФЛ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Нарушений процедуры проведения выездной налоговой проверки и принятия оспариваемого решения, носящих существенный характер, не выявлено. Кроме того, спорные расходы в первичных налоговых декларациях по НДФЛ не заявлялись (уточненные декларации поданы после проверки), в книгах учета и в бухгалтерской отчетности не отражались. Соответственно, такие расходы не могли участвовать в формировании налоговых обязательств, установленных по НДФЛ, в ходе выездной налоговой проверки.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

07.07.2020 Для целей учета налога на прибыль и расчета курсовых разниц кредиторская задолженность по оплате оборудования возникает у налогоплательщика только после полного зачета ранее выданного аванса

Определение Верховного Суда РФ  от 18.03.2020 № 309-ЭС20-1736 по делу N А71-15867/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что налоговый орган неправомерно исключил из расходов суммы отрицательной курсовой разницы, поскольку полученные им авансы необходимо отражать не по хронологии поставок оборудования, а пропорционально стоимости каждой партии поставки. Такой порядок равномерного отнесения стоимости поставок оборудования на авансы и кредиторской задолженности соответствовал экономическому смыслу его деятельности, он заинтересован в приобретении оборудования как единого производственного комплекса, а не отдельных его компонентов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Для целей учета налога на прибыль и расчета курсовых разниц кредиторская задолженность по оплате оборудования перед компанией могла возникнуть у налогоплательщика только после полного зачета ранее выданного аванса. Примененный же им метод распределения валютного аванса на все партии поставки товара привел к возникновению в его бухгалтерском и налоговом учете несуществующего обязательства по приобретению валюты для расчета с поставщиком за уже оплаченный (авансом) товар. Указанное обстоятельство привело к искусственному завышению кредиторской задолженности, в результате чего налогоплательщиком были излишне начислены и отражены во внереализационных расходах курсовые разницы на фактически несуществующую (уже оплаченную) задолженность перед иностранным поставщиком.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

07.07.2020 Общество является плательщиком земельного налога, если не отказывалось от зарегистрированного за ним права постоянного (бессрочного) пользования, даже если это право признано отсутствующим по решению суда

Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2020 № 304-ЭС20-3546 по делу N А27-22021/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что не должно платить земельный налог, поскольку решением арбитражного суда его право на земельный участок признано отсутствующим. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Доказательств отказа общества от принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорного участка не представлено. Поэтому в спорном налоговом периоде общество являлось землепользователем в отношении участка и обязано было исчислить и уплатить земельный налог. Признание решением арбитражного суда права общества на земельный участок отсутствующим не отменяет факт регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

07.07.2020 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС при приобретении объектов недвижимости и работ по их сносу, если целью этого является реализация соответствующего земельного участка

Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2020 № 306-ЭС20-3072 по делу N А57-23075/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно принял к вычету НДС при приобретении объектов недвижимости и работ по их сносу. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Приобретение данных объектов (строений) и работ по их сносу произведено налогоплательщиком с целью реализации соответствующего земельного участка. Однако не признаются объектом обложения НДС операции по реализации земельных участков (долей в них), а потому суммы НДС с указанных операций к вычету не принимаются. Суды пришли к выводу о необоснованном принятии к вычету НДС по операции, которая не признается объектом налогообложения.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

10.07.2020 До подтверждения страхователем основного вида экономической деятельности на текущий год тариф страховых взносов устанавливается исходя из основного вида деятельности, подтвержденного на предыдущий год

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2020 № Ф05-2616/20 по делу N А40-206938/2019

По мнению Отделения ФСС, обществу правомерно изменен класс профессионального риска на текущий год в связи с непредставлением подтверждающих документов. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами Отделения ФСС. До подтверждения основного вида экономической деятельности на текущий год тариф страховых взносов устанавливается исходя из основного вида деятельности, подтвержденного на предыдущий год. Поэтому Отделение ФСС безосновательно определило основной вид экономической деятельности общества по виду деятельности, указанному в ЕРГЮЛ и соответствующему наиболее высокому классу профессионального риска.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

06.07.2020 Перерасчет налога на имущество ИП может быть сделан не более чем за 3 года

В соответствии с пунктом 21 статьи 52 НК перерасчет ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Причем перерасчет может быть лишь в сторону уменьшения.

Согласно пункту 6 статьи 408 НК, в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

Об этом напоминает ФНС в письме № БС-4-21/10580@ от 30.06.2020.

В документе делается вывод, что при отсутствии установленных НК условий, ограничивающих период для перерасчета налога (когда перерасчет налога проводится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, или не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога), такой перерасчёт может проводиться при наличии оснований, относящихся к любому налоговому периоду.

Например, основанием для такого перерасчета налога может рассматриваться исключение по решению органа власти или суда объекта налогообложения из «кадастрового» перечня.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

07.07.2020 Безработные будут получать увеличенные пособия до конца лета

Выплаты пособий по безработице в повышенном размере продлены до 31 августа 2020.

Соответствующее Постановление Правительства № 986 от 04.07.2020опубликовано на сайте кабмина.

Напомним, граждане, которые потеряли работу и обратились в службу занятости с 1 марта, получают пособие по верхней планке — 12 130 рублей. Исключение составляют сотрудники, уволенные за нарушение трудовой дисциплины

Этим же постановлением продлевается период действия увеличенного минимального пособия по безработице. С 1 мая его размер вырос в три раза — до 4,5 тыс. рублей. Такое пособие получают те, кто проработал меньше 26 недель за последние 12 месяцев или был уволен за нарушение дисциплины

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

08.07.2020 На работе по совместительству неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком маркируется в табеле как «ОЖ»

Пo оснoвнoму месту рaбoты сoтрyдницa нaxoдитcя в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с выплатой пособия. Как дoлжeн быть oфoрмлeн дaнный oтпуcк по второму месту работы, где женщина работает внешним совместителем, — как нeoплaчивaeмый oтпуск или как oтпуск пo yxoду за ребенком?

Ответ на этот вопрос дали в отделении ФСС по Липецкой области.

Нa пeриoд yxoда за ребенком до трех лет работница нe oбязaнa oфoрмлять пo мecтy рaбoты по совместительству отпуск без сохранения заработной платы. Кaк и любoй дрyгoй coтрyдник, coвмecтитель вправе оформить отпуск по уходу за ребенком. Это установлено частями 1 и 2 статьи 256 ТК.

На основании заявления сотрудницы работодатель оформляет приказ о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком без назначения соответствующего пособия.

В табеле учета рабочего времени и на основной работе, и на работе по совместительству отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет обозначают либо буквенным кодом ОЖ, либо цифровым — 15.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

08.07.2020 Власти смягчают условия возврата к УСН

Бизнесу предлагается дать «возможность начать следующий календарный год с чистого листа»

Правительство России собирается смягчить для малого бизнеса условия вводимого переходного периода между УСН и общей системами налогообложения. В данный момент субъекты МСБ, у которых доходы не превышают 150 млн руб. в год, а численность работников — 100 человек, имеют право применять УСН: вместо многих налогов платить один — по ставке 6% с дохода или 15% — с доходов минус расходы.

В феврале Госдума приняла в первом чтении проект закона о переходном периоде, который призван смягчить тяжесть этого перехода. При годовой выручке до 200 млн руб. и средней численности работников до 130 человек у этих организаций будет особая «упрощенка» с более высокими ставками: 8% — на доходы или 20% — на прибыль. При этом по редакции первого чтения было не вполне понятно, что ждет такие фирмы дальше.

В данный момент правительство предложило изменения ко второму чтению законопроекта. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что эти поправки должны «усилить эффект» от применения новой меры.

По словам главы правительства, предлагается дать МСБ «возможность начать следующий календарный год с чистого листа» и продолжить платить 6% или 15% соответственно.

Источник: Российский налоговый портал

 

09.07.2020 Надо ли удерживать НДФЛ из зарплаты за счет субсидии? Ответ ФНС

ФНС в письме № БС-4-11/10271@ от 23.06.2020 объяснила, в каком случае не надо платить НДФЛ при получении субсидии субъектом МСП в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Вопрос задал индивидуальный предприниматель, получивший такую субсидию и выплативший зарплату работникам за счет неё.

Налоговики пояснили, что полученная субсидия не облагается  у ИП НДФЛ на основании пункта 82 статьи 217 Налогового кодекса.

При этом заработная плата, выплаченная работникам организации (индивидуального предпринимателя) из сумм предоставленной субсидии, облагается НДФЛ и страховыми взносами в общеустановленном порядке в соответствии с главами 23 и 34 Кодекса.

Обратите внимание, что для субъектов МСП, получивших субсидию, общеустановленный порядок обложения страховыми взносами состоит в том, что в апреле-июне 2020 года тарифы взносов равны нулю. Т.е. по сути взносы не уплачиваются, если выплачена зарплата за этот период.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

10.07.2020 ФНС объяснила, как отчитываться по страховым взносам пострадавшему бизнесу

Малый и средний бизнес, а также социально ориентированные некоммерческие организации, пострадавшие от распространения COVID-19, освобождены от уплаты страховых взносов с выплат физлицам за апрель, май и июнь 2020 года. По всем видам социального страхования за этот период установлен тариф в размере 0 %. Об этом напоминает ФНС на своем сайте.

Заявить право на применение пониженного тарифа следует при представлении расчета по страховым взносам за полугодие 2020 года с нулевыми начислениями страховых взносов за апрель, май, июнь. Если плательщик соответствует условиям получения этой меры поддержки, но первоначально представил расчет с суммовыми значениями этих взносов, ему необходимо пересчитать их по тарифу 0 % и направить в налоговый орган уточненный расчет.

Проверить, относитесь ли вы к лицам, на которых распространяется указанная норма, можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

10.07.2020 15 июля — крайний срок уплаты НДФЛ за 2019 г.

При этом до 30 июля можно подать «нулевую» декларацию

Меньше недели осталось до 15 июля — крайнего срока уплаты НДФЛ за прошлый год. При этом до 30 июля можно подать так называемую «нулевую» декларацию, в которой отражены не только доходы, но и вычеты, например, в размере расходов. Те, кому нужно направить декларацию только для получения налогового вычета могут сделать это в любое время года, сообщает пресс-служба ФНС РФ.

Кто обязан отчитаться о доходах за 2019 г., можно узнать в специальном разделе на сайте ФНС РФ. Заполнить и отправить декларацию можно онлайн как в Личном кабинете налогоплательщика, так и в мобильном приложении «Налоги ФЛ». Большая часть сведений уже будет предзаполнена.

Если налогоплательщик не представит декларацию до 30 июля или не уплатит налог вовремя, то за это предусмотрено наказание.

Штраф за непредставление декларации в срок — 5% не уплаченной в срок суммы налога за каждый месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. Штраф за неуплату НДФЛ — 20% от суммы неуплаченного налога.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация получила субсидию согласно постановлению Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 на возобновление деятельности в банке по программе "Кредит с господдержкой 2%". По окончании срока 13 месяцев сумма основного долга и проценты будут списаны, если организация выполнит условия предоставления кредита.
Не нарушит ли условия предоставления субсидии предприятие, если потратит эти средства на уплату налога на прибыль и НДС за 1 квартал 2020 года? Как отразить расходы на счетах бухгалтерского и налогового учета за счет полученного кредита в период до одобрения Минэкономразвития заявки кредитора на получение субсидии по списанию задолженности (2020 год) и после одобрения (2021 год)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При уплате Организацией за счет кредитных средств налога на прибыль и НДС за 1 квартал 2020 года, установленные Правилами условия организация не нарушит.
Расходы, произведенные организацией за счет средств кредита, отражаются в бухгалтерском учете и учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Подробнее смотрите ниже.

Обоснование позиции:
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 4, 5, 9 Правил субсидии предоставляются кредитным организациям (в частности, банкам) при заключении ими с юридическими лицами или ИП (за исключением ИП, не имеющих наемных работников) в период с 1 июня по 1 ноября 2020 года на срок до 30 июня 2021 года кредитного договора (соглашения) на возобновление деятельности.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат кредитной организации:
- предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере не более 2% годовых на базовый период кредитного договора при соблюдении условий, определенных в п. 9 Правил;
- списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены Правилами.
Таким образом, кредитной организации предоставляется субсидия на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным, в частности, организациям на возобновление деятельности. В свою очередь кредитная организация за счет данной субсидии списывает долг заемщика по предоставленному кредиту.
Как мы поняли, организация (далее - Организация) является заемщиком по льготному кредиту на возобновление деятельности, полученному от банка.
Можно ли потратить кредитные средства на уплату налога на прибыль и НДС за 1 квартал 2020 года?
Согласно Правилам, целью выдачи льготного кредита является возобновление деятельности заемщика.
Понятие "возобновление деятельности" раскрыто в п. 5 Правил. Это документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика, к которым в том числе относятся расходы на:
- выплату заработной платы работникам в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором;
- погашение кредитов (процентов по ним), ранее полученных по договорам (соглашениям), заключенным в рамках Правил предоставления субсидий по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 N 1764, либо в рамках Правил предоставления субсидий для поддержки и сохранения занятости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 422.
Кроме того, в п. 5 Правил обозначены расходы, не относящиеся к "возобновлению деятельности":
- выплата дивидендов;
- выкуп собственных акций или долей в уставном капитале;
- благотворительность.
По нашему мнению, при прямом прочтении п. 5 Правил можно сделать вывод о том, что за счет льготного кредита можно производить любые документально подтвержденные расходы, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельностью заемщика, за исключением тех, которые прямо указаны в данном пункте как не относящиеся к "возобновлению деятельности" (Вопрос: На какие цели может быть предоставлен кредит? (ответ Банка России о мерах поддержки в условиях пандемии коронавируса. Кредит на возобновление деятельности, июнь 2020 г.).
Полагаем, что расходы Организации на уплату налогов можно квалифицировать как расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика в целях использования кредитных средств.
Суммы налога на прибыль и НДС не признаются в целях налогообложения прибыли расходами (п.п. 4 и 19 ст. 270 НК РФ). Однако в п. 5 Правил не говорится о расходах, учитываемых в целях налогообложения, хотя и установлен запрет на осуществление за счет льготного кредита именно тех затрат, которые при исчислении налога на прибыль не учитываются.
К расходам, которые будут осуществляться за счет полученного кредита, Правилами установлено два основных требования:
- расходы должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика;
- расходы должны быть документально подтверждены.
В этой связи, с нашей точки зрения, при уплате Организацией за счет кредитных средств налога на прибыль и НДС за 1 квартал 2020 года, установленные Правилами условия организация не нарушит.
Отметим также, что п. 32 Правил определено, что в целях осуществления контроля за целевым использованием кредитов получатель субсидии направляет ежемесячно, не позднее 10 рабочих дней со дня окончания отчетного месяца, в Министерство экономического развития РФ отчет о целевом использовании кредитов, полученных заемщиками.
Как видим, получатель субсидии (банк) отчитывается перед Минэкономразвития России о целевом использовании заемщиком (Организацией) предоставленных средств. Мы не исключаем, что поскольку банку предписано контролировать целевое использование заемщиком кредита, соответствующие условия могут быть прописаны в кредитном договоре. На наш взгляд, вопрос о том, является ли целевым использованием уплата налога на прибыль и НДС, может быть адресован банку. Но еще раз повторим, что из формулировки п. 5 Правил следует, что расходы на возобновление деятельности не ограничены именно расходами на выплату заработной платы (поскольку в п. 5 Правил указано "включая..."). Однако каких-либо разъяснений и комментариев этой нормы мы в настоящий момент не обнаружили.
Также полагаем, что для получения официальных разъяснений по данному вопросу организация может обратиться в Банк России, задав вопрос на сайте (www.cbr.ru).

Налоговый учет

Прежде всего напомним, что сама сумма кредита не признается доходом при ее получении заемщиком и расходом при возврате банку (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ).
При выполнении всех необходимых условий кредитная организация осуществляет списание задолженности заемщика по кредитному договору (включая проценты) (п.п. 12, 28 Правил), в результате чего у заемщика возникает доход (п. 1 ст. 41 НК РФ).
На основании п. 18 ст. 250 НК РФ доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям признаются внереализационными доходами налогоплательщика, но за исключением ряда случаев, в частности, случая, предусмотренного пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В свою очередь, согласно пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ (введенному с 8 июня 2020 года*(1)) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде сумм прекращенных обязательств по уплате задолженности по кредиту и (или) начисленным процентам по заключенному налогоплательщиком кредитному договору при выполнении следующих условий:
- кредит предоставлен налогоплательщику в период с 1 января по 31 декабря 2020 года на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;
- в отношении кредитного договора кредитной организации предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Кредитная организация представляет налогоплательщику информацию о предоставлении в отношении кредита субсидии по процентной ставке в порядке, согласованном между кредитной организацией и налогоплательщиком.
Таким образом, при списании задолженности по кредиту, выданному на возобновление деятельности, налогооблагаемого дохода у заемщика не возникает.
При этом полагаем, что расходы, произведенные организацией за счет средств кредита, учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Нормы ст. 270 НК РФ не запрещают учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы (соответствующие критериям ст. 252 НК РФ), понесенные за счет средств кредита, предоставленного на возобновление деятельности. Однако если какой-либо вид расходов, понесенный за счет кредитных средств, отдельно поименован в ст. 270 НК РФ, он, соответственно, не учитывается в целях налогообложения.
Заметим, что если бы, например, организации была предоставлена субсидия из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, то картина была бы иная.
Так, в силу пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде субсидий, полученных определенными налогоплательщиками из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
При этом п. 48.26 ст. 270 НК РФ установлено, что расходы, осуществленные за счет таких субсидий, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В рассматриваемом случае субсидия предоставляется банку, а не Организации. Соответственно, мы полагаем, что нормы пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 48.26 ст. 270 НК РФ в данной ситуации не применяются.
Официальных разъяснений по вопросу налогового учета расходов, произведенных за счет кредита, выданного на возобновление деятельности, нами не найдено.
Вместе с тем напомним, что Организации вправе обратиться за письменными разъяснениями по заданному вопросу в налоговый орган по месту учета или Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 34.2 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Для целей бухгалтерского учета сумма кредита не признается доходом организации-заемщика при ее получении и расходом при ее возврате заимодавцу (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99), п. 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)).
Обязательство по полученному кредиту отражается заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями кредитного договора в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам").
При списании задолженности по кредиту заемщик признает прочий доход в сумме прощенного долга (п.п. 8, 10.6 и 16 ПБУ 9/99).
Что касается расходов, произведенных за счет кредитных средств, каких-либо особенностей для их учета ПБУ 10/99 не устанавливает. Поэтому считаем, что отражать такие расходы в бухгалтерском учете следует в общем порядке:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 60 (76, 70, 69, 10)
- учтены расходы по обычным видам деятельности;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60 (76, 51, 70, 69)
- учтены прочие расходы.

К сведению:
В настоящее время отсутствуют официальные разъяснения также и по вопросу о порядке учета процентов по кредиту, предоставленному на возобновление деятельности.
В Правилах (пп.пп. "в", "д" п. 9) говорится о том, что в базовом периоде и периоде наблюдения проценты начисляются, но уплата их не производится (проценты прибавляются к основному долгу).
На наш взгляд, в периодах, когда кредитором (в данном случае банком) еще не принято решение о списании суммы долга по льготному кредиту, в целях налогообложения прибыли начисляемые банком проценты в расходах учитывать не следует, поскольку существует неопределенность в том, возникнет ли у заемщика обязанность уплатить данные проценты (т.е. будут ли такие расходы произведены (п. 1 ст. 252 НК РФ)), или же будет принято решение о списании.
Кроме того, из норм п. 4 ст. 328 НК РФ следует, что при методе начисления налогоплательщик определяет сумму расхода в виде процентов по долговому обязательству только в отношении выплаченных либо подлежащих выплате в отчетном периоде сумм процентов исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде. В силу наличия неопределенности в отношении судьбы кредита в базовом периоде и в периоде наблюдения, проценты, на наш взгляд, не следует в этих периодах признавать "подлежащими выплате".
В отношении бухгалтерского учета отметим, что если существует неопределенность в том, придется ли Организации все же уплатить проценты (будут ли выполнены (или нарушены) установленные Правилами условия для списания кредитных обязательств), суммы начисляемых банком процентов признавать в расходах не нужно, т.к. не выполняется одно из условий п. 16 ПБУ 10/99.
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Жизнь после займа. Условия, учет и налоговые последствия кредитов пострадавшему бизнесу (Л. Фомина, газета "Финансовая газета", N 20, июнь 2020 г.);
- Примерная форма регистра учета расходов, осуществленных за счет кредита, полученного на возобновление деятельности (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Как получить кредит на возобновление деятельности? Поддержка бизнеса в период пандемии (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

 

НДС

 

Предприятие применяет общую систему налогообложения. Планирует строить подрядным способом дорогостоящий производственный объект в течение шести месяцев. Оплата подрядчику в два этапа: 50% аванс и 50% по завершении работ. Сумма НДС к возмещению с аванса значительно выше начисленного НДС с продаж.
Как правомерно возместить НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вычет НДС с аванса перенести на последующие налоговые периоды нельзя, его можно заявить только в том квартале, в котором выполнены все условия для вычета. Решение о возмещении (отказе возмещения), частичном возмещении (частичном отказе возмещения) НДС принимается налоговым органом по итогам камеральной налоговой проверки декларации по НДС в порядке, изложенном ниже.

Обоснование вывода:
На основании абзаца 1 п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, а также суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Вычеты сумм налога, указанных в п. 12 ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).
Вычет НДС с аванса перенести на последующие налоговые периоды нельзя, его можно заявить только в том квартале, в котором выполнены все условия для вычета (смотрите письма Минфина России от 17.10.2017 N 03-07-11/67480, от 09.04.2015 N 03-07-11/20290). Также из писем Минфина России от 13.09.2018 N 03-07-05/65648, от 04.09.2018 N 03-07-11/63070, от 09.11.2017 N 03-07-11/73708 можно сделать вывод, что это правило о частичном переносе вычета по НДС не применяется к НМА, оборудованию к установке, основным средствам (в т.ч. недвижимости, а также имуществу, передаваемому в лизинг, если оно относится к основным средствам).
В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в целом по деятельности налогоплательщиков за налоговый период, полученная разница подлежит возмещению путем возврата (зачета) налогоплательщику на основании решения налогового органа (п. 1 ст. 176 НК РФ).
Воспользоваться правом на возмещение НДС по декларации можно в течение трех лет после окончания квартала, в котором сумма вычетов по НДС превысила исчисленный налог (п. 2 ст. 173 НК РФ).
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, в течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Если до окончания проверки первичной декларации будет подана уточненная, то проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается камеральная проверка уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (то есть еще на месяц). Форма решения утверждена приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ и предусматривает ее вручение проверяемому налогоплательщику, при этом Минфин России считает, что в НК РФ не предусмотрена обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки по НДС до трех месяцев (письмо Минфина России от 02.10.2018 N 03-02-07/1/70615) несмотря на то, что налогоплательщик имеет право получать, в частности, копии решений налоговых органов, в свою очередь, налоговые органы эти копии обязаны ему направлять (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ).
В указанный двухмесячный срок налоговый орган осуществляет контроль за правильностью применения налога на добавленную стоимость по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за квартал и проводит соответствующие мероприятия налогового контроля, в том числе в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ, истребует у налогоплательщика документы, подтверждающие отсутствие факта занижения суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, либо завышения суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, а также документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. При необходимости истребует у контрагента документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ), и необходимые сведения (документы) у банков (ст. 86 НК РФ) и т.д., а затем проводит анализ полученных сведений (документов).
В ходе камеральной проверки налоговая вправе истребовать документы, подтверждающие применение налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, письма ФНС России от 16.09.2015 N СД-4-15/16337, от 10.08.2015 N СД-4-15/13914@, от 22.08.2014 N СА-4-7/16692). В случае выявления противоречий или каких-либо несоответствий, налоговая имеет право запросить и иные документы, относящиеся к сведениям, содержащимся в декларации (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия, налоговая потребует представить пояснения или внести исправления в отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Должностное лицо налогового органа, производящее камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в случаях, предусмотренных пп. 8, 8.1 ст. 88 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ). Осмотр производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа (п. 1 ст. 92 НК РФ).
Так, если в ходе камеральной налоговой проверки нарушений не будет выявлено, налоговая инспекция будет обязана принять решение о возмещении НДС в течение семи рабочих дней по окончании камеральной проверки декларации (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 176 НК РФ).
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 176 НК РФ).
Поручение на возмещение суммы НДС, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения поручения перечисляет налогоплательщику суммы НДС и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возмещения и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 8 ст. 176 НК РФ, письма Минфина России от 27.04.2020 N 03-07-08/34184, от 03.04.2018 N 03-07-14/21255).
Рекомендуем подать заявление о возврате или зачете НДС, подлежащего возмещению до дня вынесения решения о возмещении, так как тогда оно будет удовлетворено быстрее, не позднее чем на 12-й рабочий день с момента завершения камеральной налоговой проверки (п.п. 1, 6, 11.1 ст. 176 НК РФ).
При нарушении сроков возмещения суммы НДС считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возмещения (п. 10 ст. 176 НК РФ).
В случае выявления нарушений законодательства в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ). Его должны вручить лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти рабочих дней с даты составления (п. 5 ст. 100, п. 3 ст. 176 НК РФ). Налогоплательщик представляет письменные возражения по выявленным нарушениям (абзац 2 п. 3 ст. 176, п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение месяца со дня его получения.
Решение по результатам проверки должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на подачу возражений по акту. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101, п. 3 ст. 176 НК РФ). Решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти рабочих дней после его вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (абзац 2, 3 п. 3 ст. 176 НК РФ).
Одновременно с этим решением принимается:
- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Для определенных категорий налогоплательщиков возможно возмещение НДС в заявительном порядке еще до завершения проводимой камеральной налоговой проверки декларации (п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Порядок возмещения НДС;
- Энциклопедия решений. Период получения налогового вычета по НДС (вычет в более позднем периоде, перенос вычета);
- Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом пояснений в ходе камеральной налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок;
- Энциклопедия решений. Период получения налогового вычета по НДС (вычет в более позднем периоде, перенос вычета);
- Примеры заполнения Заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, август 2019 г.);
- "Камералка" декларации с НДС к возмещению (Е.В. Карпова, журнал "НДС: проблемы и решения", N 4, апрель 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Организация работает на УСН (объект налогообложения "доходы минус расходы"). Вид деятельности - розничная продажей автозапчастей. Торговое помещение арендуется у физического лица. Договором аренды предусмотрено, что расходы на текущий ремонт несет арендатор, на капитальный - арендодатель. В марте сделан ремонт помещения (замена пола, настил линолеума, обшивка стен пластиком и установка подвесного потолка). Услуги по ремонту оказывала ремонтная организация. Арендодатель стоимость работ не возмещает.
Возможно ли учесть в затратах по УСН вышеуказанные ремонтные работы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Произведенные арендатором виды работ относятся к ремонтным работам. Расходы на их проведение могут быть учтены в целях налогообложения при условии, что договором аренды обязанность по проведению ремонта (как текущего, так и капитального) возложена на арендатора.

Обоснование позиции:
Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", может учесть в целях налогообложения, в частности:
- расходы на приобретение, сооружение и изготовление ОС, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС (с учетом положений п.п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ) (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). К указанным расходам относятся в том числе капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендуемых ОС, произведенные арендатором с согласия арендодателя (п. 4 ст. 346.16, абзац 5 п. 1 ст. 256 НК РФ, письма Минфина России от 02.04.2008 N 03-11-04/3/168, от 25.06.2009 N 03-11-06/2/108);
- расходы на ремонт ОС (в том числе арендованных) (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Данные расходы признаются в налоговом учете после их фактической оплаты и при условии соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть если они обоснованы (экономически оправданы), документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Как видим, для правильного учета затрат на ремонт помещения необходимо их правильно классифицировать.
НК РФ не содержит определения понятий "капитальные вложения" и "неотделимые улучшения". Поэтому для раскрытия этих понятий необходимо обратиться к нормам иных отраслей законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).
В ГК РФ вопросам улучшения арендованного имущества посвящена ст. 623 ГК РФ, согласно которой улучшения делятся на отделимые и неотделимые. При этом четкого определения данных понятий ГК РФ также не содержит. Из п. 2 ст. 623 ГК РФ можно сделать вывод, что под неотделимыми улучшениями понимаются улучшения, которые нельзя отделить от арендованного имущества без вреда для этого имущества. Однако данная норма не разъясняет, какие конкретно работы ведут к образованию улучшений, которые нельзя отделить от арендованного имущества, равно как и не содержит каких-либо запретов на отнесение тех или иных работ к работам, ведущим к созданию объекта неотделимых улучшений.
Что касается понятия "капитальные вложения", то оно определено в ст. 1 Федерального закона РФ от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", в соответствии с которой капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Из приведенного определения можно сделать вывод, что капитальными вложениями являются вложения, связанные с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества. Смотрите также письма Минфина России от 09.09.2013 N 03-11-06/2/36986, от 19.07.2012 N 03-03-06/1/345, от 12.10.2011 N 03-03-06/1/663, от 19.01.2009 N 03-03-07/1 и др.
Пунктом 2 ст. 257 НК РФ определено, что в целях главы 25 НК РФ:
- к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;
- к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;
- к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Судебные органы факт создания неотделимых улучшений имущества связывают с изменением его состояния, целевой или функциональной принадлежности и (или) внешнего вида, в результате чего создаются улучшения, не отделимые от арендованной вещи без вреда для последней, и одновременно происходит повышение или поддержание эксплуатационных, потребительских, эстетических и прочих качеств арендованного имущества (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012 N 20АП-2685/12). В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 10АП-2459/11 сделан вывод, что из системного толкования норм ГК РФ (ст. 616, ст. 623) следует, что к неотделимым улучшениям относятся любые преобразования объекта, которые нельзя отнести к текущему или капитальному ремонту (работы по реконструкции, достройке, дооборудованию, модернизации), которые не могут быть изъяты без причинения вреда арендованному имуществу.
Для определения терминов "ремонт" и "реконструкция" Минфин России в письме от 24.03.2010 N 03-11-06/2/41 рекомендует использовать:
- Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (далее - Положение);
- Ведомственные строительные нормативы (ВСН) N 58-88(Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - ВСН N 58-88(Р));
- письмо Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".
Из этих документов следует, что основное отличие капитального ремонта от производимых арендатором капитальных вложений в форме отделимых и неотделимых улучшений в арендованное имущество (реконструкции, модернизации, технического перевооружения) заключается в том, что в последнем случае меняются технико-экономические показатели основного средства. При капитальном же ремонте ОС производится лишь смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и современные.
Согласно п. 5.1. ВСН N 58-88(Р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
В Приложениях 3 и 8 к Положению N 279 перечислены работы, которые могут быть отнесены, соответственно, к текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений. Так, в частности, к ремонту относятся работы:
- по смене облицовки стен и потолков (разделы VIII Приложений 3 и 8 к Положению N 279, смотрите также Приложение 7 к ВСН N 58-88(Р));
- по смене всех видов полов и их оснований, переустройству полов при ремонте с заменой на более прочные и долговечные материалы (раздел V Приложения 8 к Положению N 279).
На основании приведенных положений суды рассматривают монтаж подвесных потолков, отделку стен и замену полов как элементы капитального ремонта (постановления Пятнадцатого ААС от 17.10.2018 N 15АП-11563/18, Девятого ААС от 21.03.2017 N 09АП-3051/17, Тринадцатого ААС от 14.06.2016 N 13АП-6899/16, Четвертого ААС от 03.08.2015 N 04АП-3467/15).
Отметим также, что при разграничении реконструкции (модернизации) и ремонта ОС следует учитывать весь комплекс проведенных работ в помещении, а не отдельных частей (например, монтаж потолков, замена полов). Если в результате комплекса работ помещение изменяет технико-экономические показатели, меняется служебное и технологическое назначение (например, из овощехранилища в магазин обоев), то рассматриваемые расходы формируют стоимость неотделимых улучшений (п. 4 ст. 346.16, абзац 2 п. 2 ст. 257 НК РФ, письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29, от 18.04.2006 N 03-03-04/1/358, смотрите постановления АС Уральского округа от 05.03.2019 N Ф09-129/19 по делу N А71-22407/2017, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2014 N Ф04-2589/14 по делу N А27-7811/2013 (определением ВАС РФ от 14.07.2014 N ВАС-8889/14 оставлено без изменения)).
В рассматриваемой ситуации, как мы поняли, комплекс ремонтных работ не привел к изменению служебного назначения помещения. В связи с этим полагаем, что все виды работ, произведенных организацией в арендованном помещении, можно рассматривать в качестве ремонта.
Отметим, что пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, равно как и иные нормы главы 26.2 НК РФ, не ставит возможность признания расходов на ремонт арендованных основных средств в зависимость, в частности, от его вида (текущий или капитальный), а также способа его осуществления (хозяйственный или с привлечением подрядчика).
Вместе с тем расходы на ремонт у арендатора могут признаваться обоснованными только в том случае, если договором аренды именно на арендатора возложена обязанность по проведению ремонта (ст. 616 ГК РФ, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ, смотрите также определение ВС РФ от 19.06.2018 N 304-КГ18-7289). Как указано в определении ВС РФ от 26.09.2019 N 304-ЭС19-16859, арендатор вправе включить в состав расходов затраты по ремонту арендованных ОС, если договором аренды предусмотрено возложение на него обязанностей по проведению такого ремонта и арендодателем эти расходы не возмещаются. Тот же вывод содержится в определении ВС РФ от 19.06.2018 N 304-КГ18-7289. Несмотря на то, что в данных судебных решениях рассматривался порядок налогообложения затрат на ремонт в целях налогообложения прибыли, мы не можем исключить возможности распространения такого подхода на налогоплательщиков, применяющих УСН.
В данном случае договором аренды обязанность по проведению текущего ремонта возложена на арендатора, а обязанность по проведению капитального ремонта - на арендодателя. При этом проведенные работы по замене полов и установке подвесных потолков носят характер капитальных (относятся к капитальному ремонту). В связи с этим мы не исключаем рисков, связанных с учетом этих затрат, в случае, если в договор аренды не будут внесены соответствующие изменения.
Отметим, что изложенная в данном ответе позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением проверяющих. С целью снижения налоговых рисков рекомендуем организации воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за письменными разъяснениями по вопросу учета расходов на дизайн-проект (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения