Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 6 по 12 апреля 2015 г.

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 06.04.2015 N 83-ФЗ
"О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"

Услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа будут облагаться НДС по льготной налоговой ставке 10 процентов

Действие данной льготы распространено на период с 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость до 31 декабря 2017 года.

Уточнен также порядок налогообложения НДС услуг по перевозке пассажиров пригородными электричками.

Вместо освобождения от обложения НДС предусматривается обложение данных услуг НДС по ставке 0 процентов. Данная мера позволит железнодорожным компаниям предъявлять к вычету суммы НДС, предъявленные им поставщиками и подрядчиками. Это в свою очередь снизит убытки перевозчиков и позволит сократить бюджетное субсидирование.

Соответствующие положения Закона применяются в отношении услуг по перевозкам, оказанным в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года.

 

Федеральный закон от 06.04.2015 N 84-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Суммы НДС, полученные плательщиками ЕСХН и УСН в связи с выставлением покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, не подлежат включению в налоговую базу

Законом вносятся изменения в порядок определения доходов и расходов при определении налоговой базы по налогам, уплачиваемым в связи с применением ЕСХН и УСН, с целью устранения двойного налогообложения.

До внесения поправок сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выставленном лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, уплачивалась в бюджет, и эта же сумма включалась в доходы от реализации и облагалась единым сельскохозяйственным налогом (налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН).

Теперь такие суммы НДС не учитываются при формировании налоговой базы указанными налогоплательщиками.

Кроме того, отменяется запрет на применение УСН для организаций, имеющих представительства.

 

Федеральный закон от 06.04.2015 N 85-ФЗ
"О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

Об участии в иностранных организациях по состоянию на 15 мая 2015 года необходимо уведомить налоговые органы в срок не позднее 15 июня 2015 года

Если участие в иностранной организации прекращено (учрежденная иностранная структура ликвидирована) в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года, уведомлять налоговые органы не требуется.

Кроме того, переносится с 1 апреля 2015 года на 15 июня 2015 года срок начала применения абзаца первого пункта 3 статьи 25.14 Налогового кодекса РФ, устанавливающего общий порядок уведомления налоговых органов об участии в иностранных организациях, - не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной организации.

Закон также уточняет порядок предоставления социальных налоговых вычетов по расходам на обучение и оплату медицинских услуг (предусматривается возможность получения вычетов у работодателей при условии подтверждения такого права налоговым органом).

 

Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н
"Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Вводятся единые правила применения и заполнения форм первичных учетных документов и формирования регистров бухгалтерского учета в госсекторе

Для применения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями утверждены:

формы первичных учетных документов и перечень унифицированных форм таких документов;

формы и перечень регистров бухгалтерского учета;

методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета.

Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных настоящим приказом, не допускается.

Форматы регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и, при необходимости, могут быть изменены.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

Приказ ФНС России от 17.03.2015 N ММВ-7-11/109@
"Об утверждении формы уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2015 N 36699.

Утверждена форма уведомления, на основании которого сумма НДФЛ с доходов иностранного работника уменьшается на уплаченные авансовые платежи

Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается иностранным работником на основании выданного ему патента.

Общая сумма налога с доходов указанных налогоплательщиков исчисляется с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей.

Уменьшение исчисленной суммы налога производится при условии получения работодателем от налогового органа соответствующего уведомления.

Утверждена форма такого уведомления.

 

Приказ ФНС России от 20.03.2015 N ММВ-7-8/117@
"Об утверждении Порядка информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2015 N 36723.

Информирование банков о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков осуществляется через интернет-сервис "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов"

Посредством указанного сервиса, размещенного на официальном сайте ФНС России, налоговые органы обеспечивают информирование банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам и переводов электронных денежных средств налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов, участников КГН, лиц, занимающихся частной практикой и др.).

В интернет-сервисе размещается информация из решения налогового органа в соответствии с установленным перечнем сведений.

Актуализация информации в интернет-сервисе производится в режиме реального времени в течение рабочего дня.

 

Приказ ФНС России от 14.01.2015 N ММВ-7-11/3@
"Об утверждении формы уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2015 N 36625.

Вводится в действие новая форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный вычет по расходам на приобретение (строительство) жилья

Имущественный вычет по расходам на новое строительство (приобретение) жилья и погашение процентов по целевому займу может быть предоставлен не только в налоговой инспекции по истечении налогового периода, но и при обращении налогоплательщика с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения данного права налоговым органом.

Новая форма уведомления, подтверждающего право налогоплательщика на имущественный вычет, заменит собой ранее действовавшую, утвержденную приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@.

 

Приказ ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@
"Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2015 N 36641.

Обновлены форматы документов, применяемых при расчетах по НДС

Взамен форматов, утвержденных Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@, вводятся форматы следующих документов в электронной форме: счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры; журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур; книги покупок; дополнительного листа книги покупок; книги продаж; дополнительного листа книги продаж.

Утверждение новых форматов обусловлено внесением изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", а также необходимостью доработки действующих форматов.

 

Приказ ФНС России от 11.03.2015 N ММВ-7-2/99@
"О внесении изменений и дополнений в Приказ ФНС России от 23.05.2012 N ММВ-7-2/348@"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2015 N 36642.

Заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) представляется в налоговый орган в соответствии с утвержденной формой

Новой формой дополнен перечень форм заявлений для предоставления лицензии на производство полиграфической продукции и проведение азартных игр.

Кроме того, в некоторые формы заявлений включены поля для отражения реквизитов документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии (дубликата лицензии).

 

Приказ Минфина России от 03.04.2015 N 56н
"О порядке введения в действие Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 36н"

Приказ Минфина России от 12 марта 2015 г. N 36н, которым вносятся изменения в порядок применения бюджетной классификации РФ, вводится в действие со дня его подписания

Минюст России признал данный документ не нуждающимся в государственной регистрации, в связи с чем датой введения его в действие является дата подписания - 12 марта 2015 года.

Указанием внесены уточнения в порядок применения бюджетной классификации, обусловленные сокращением государственных расходов.

 

Письмо ФНС России от 06.04.2015 N ЕД-4-15/5629@
"О порядке представления журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур"

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронном виде может направляться в налоговые органы в соответствии с прежней и обновленной версией формата

Обновление версии формата обусловлено внесением изменений в форму указанного журнала Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 N 1279.

Поскольку приказ ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@, которым утвержден новый формат, еще не прошел регистрацию в Минюсте России, разрешено осуществлять передачу сведений журнала:

в соответствии с действующей версией формата, утвержденной Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@;

либо в соответствии с новой версией формата, утвержденной Приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@.

Перечень категорий налогоплательщиков, на которых распространяется обязанность представлять журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, предусмотрен пунктом 5.2 статьи 174 НК РФ.

 

Письмо ФНС России от 06.04.2015 N ГД-4-3/5473@
"О направлении разъяснений по вопросу налогообложения доходов резидентов Украины и Республики Казахстан в виде премий за выполнение условий договора поставки товаров"

Разъяснен порядок налогообложения расходов в виде бонусов (премий) за выполнение условий договора поставки товаров, выплачиваемых резидентам Украины и Республики Казахстан

Сообщается, что налогообложение таких платежей должно осуществляться в соответствии с положениями статей 7 российско-украинского Соглашения об избежании двойного налогообложения и Конвенции между Правительствами России и Казахстана об избежании двойного налогообложения.

В случаях, когда у резидентов Украины и Республики Казахстан отсутствует постоянное представительство на территории Российской Федерации, налогообложение этих платежей на территории Российской Федерации не осуществляется.

Аналогичный порядок налогообложения доходов в виде премий за выполнение условий договора применяется в отношении любого другого иностранного государства.

 

<Письмо> ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@
<О реализации положений Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей">

Процедура проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, закреплена в законодательстве

ФНС России анонсировала изменения, предлагаемые к внесению в законодательство. Речь идет о Федеральном законе, одобренном Советом Федерации (закон подписан 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Сообщается, в частности, о следующих нововведениях:

закреплены положения о проверке достоверности данных, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ в случае возникновения у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности;

установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице (в том числе об адресе, руководителе, учредителе (участнике)) регистрирующим органом без заявления юридического лица и вынесения судебных актов;

дополнен перечень оснований для отказа в государственной регистрации ЮЛ (включено несоблюдение установленного порядка ликвидации или реорганизации юрлица);

исключены пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юридического лица при его ликвидации;

введена процедура предварительного уведомления об изменении места нахождения юридического лица;

усилена административная ответственность за представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

уточнены положения об уголовной ответственности за регистрацию юридических лиц через подставных лиц (скорректировано понятие подставного лица, преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах).

 

<Информация> ПФ РФ
<О приеме отчетности от плательщиков страховых взносов за I квартал 2015 года>

При заполнении формы РСВ-1 за I квартал 2015 года необходимо учитывать изменения порядка уплаты страховых взносов с 1 января 2015 года

ПФР напоминает, что с 2015 года, в частности:

отменены пониженные тарифы для некоторых категорий плательщиков страховых взносов;

отменена предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

введена обязанность уплаты страховых взносов с вознаграждений иностранным работникам независимо от срока заключения договора;

увеличен срок представления отчетности в электронном виде (последними датами сдачи отчетности в бумажном виде в 2015 году являются 15 мая, 17 августа, 16 ноября, а при подаче отчетности в электронном виде - 20 мая, 20 августа, 20 ноября).

Программы для подготовки и проверки отчетности размещены в свободном доступе на сайте Пенсионного фонда www.pfrf.ru в разделе "Электронные сервисы".

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

06.04.2015 Москва укоротила перечень зданий, чьи владельцы будут платить налог по кадастру

Потенциальные «кадастровые» налоговые поступления в бюджет города сократились на 900 млн руб.

На минувшей неделе столичное правительство уменьшило перечень из 5,5 тыс. зданий — торговых и офисных центров площадью свыше 3 тыс. кв. м, налог на которые повысится в этом году. Владельцы данных сооружений будут платить налог на имущество исходя из кадастровой (близкой к рыночной) стоимости объектов. В среднем налог для них увеличится в шесть раз, посчитали в РБК.

Стало известно, что 42 здания ошибочно попали в этот список. Таких «счастливчиков» 42, в их числе знаменитые объекты. Это ГУМ, который находится в аренде у Bosco Михаила Куснировича, гостиница «Националь» группы БИН, «Гостиный Двор» Михаила Хубутия, здание гостиницы «Будапешт», принадлежащее компании MCG Павла Фукса, здание группы ГУТА, где расположен отель «Савой» и бар «Эрмитаж», а также здание ресторана «Балчуг, 5», на 50% принадлежащее Millhouse Романа Абрамовича и здание структур Василия Бойко-Великого.

Стоит отметить, что «кадастровые» налоговые сборы в бюджет Москвы должны были составить 62 млрд руб., а с учетом уточнений данная сумма уменьшилась примерно на 900 млн руб.

парламентарий.

Источник: Российский налоговый портал

 

06.04.2015 Имущественный вычет при покупке квартиры «в долю»: особенности возврата налога

НК РФ не ограничивает право супругов определять сумму расходов на приобретение квартиры

В адрес Минфина Росси поступил такой вопрос: имеет ли право супруга на возврат НДФЛ по сумме уплаченных процентов по кредиту (на покупку жилья), если ипотечный кредит и документы, подтверждающие расходы на приобретение квартиры, оформлены на супруга?

Как правильно определить – какие расходы были понесены каждым из супругов? Финансовое ведомство разъяснило, что для подтверждения права на имущественный вычет супруга представляет договор о приобретении квартиры или доли в ней, документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю в ней, а также документы, подтверждающие произведенные ею расходы.

При этом положения ст. 220 НК РФ не ограничивают право супругов на основании заявления в целях получения имущественного вычета определять сумму расходов на приобретение квартиры, приходящихся на каждого из супругов.

Таким образом, в случае представления заявления, документов, подтверждающих произведенные расходы на покупку квартиры, оформленных на супруга, супруга имеет право на получение вычета по НДФЛ при приобретении доли в квартире.   

Письмо Минфина России от 10.03.2015 г. № 03-04-05/12335

Источник: Российский налоговый портал

 

06.04.2015 Вправе ли предприниматель применять ЕНВД в случае перевозки пассажиров?

Определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в НК РФ отсутствует

Вправе ли индивидуальный предприниматель, который оказывает автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, применять систему налогообложения ЕНВД?

Как рассказал Минфин России, в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по перевозке пассажиров и грузов организация и ИП должны оказывать данные услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле (то есть, в соответствии с нормами главы 40 ГК РФ).

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель может применять систему ЕНВД в отношении деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров.

Следует напомнить, что договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются нормами главы 40 «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из главы 40 ГК РФ под предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов на основе соответствующих договоров перевозки.

Письмо Минфина России от 13.03.2015 г. № 03-11-11/13669

Источник: Российский налоговый портал

 

06.04.2015 Правительство против обнуления НДС на авиаперевозки

Это приведет к дополнительным потерям доходов федерального бюджета

Российский налоговый портал

Российское правительство дало отрицательное заключение на проект закона, который предлагает обнулить ставки НДС на услуги по перевозке пассажиров на внутренних авиарейсах, пишет РБК.

«Применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении вышеназванных операций создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов налогоплательщиками, оказывающими услуги по внутренним перевозкам пассажиров и багажа другими видами транспорта, а также осуществляющими туристическую деятельность, предусматривающую внутренние перевозки иными видами транспорта, что приведет к дополнительным потерям доходов федерального бюджета. Учитывая изложенное, правительство Российской Федерации указанный законопроект не поддерживает», — отмечается в заключении правительства.

Источник: Российский налоговый портал

 

06.04.2015 Путин подписал закон об обнулении НДС для электричек

Документ будет действовать до конца 2016 г.

Президент России Владимир Путин подписал закон, который предусматривает обнуление НДС на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки. Нулевой НДС будет установлен установить до 31 декабря 2016 г. в качестве антикризисной меры. 

Источник: Российский налоговый портал

 

07.04.2015 В Санкт-Петербурге хотят отменить НДФЛ на материальную помощь студентам

Заксобрание города поддержало соответствующий законопроект

Бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания Петербурга поддержал подготовленный Российским студенческим союзом проект закона, который предусматривает освобождение выплат материальной помощи учащимся от налогообложения, пишет ИА REGNUM.

Документ предусматривает освобождение выплат единовременной материальной помощи студентам из стипендиального фонда от НДФЛ. Законодательную инициативу студентов внесли депутаты всех пяти фракций.

Сейчас в соответствии со ст. 217 Налогового кодекса России материальная помощь, выплачиваемая нуждающимся студентам из стипендиального фонда, облагается подоходным налогом.

Источник: Российский налоговый портал

 

07.04.2015 Обжаловать акт налоговой проверки до вынесения решения нецелесообразно

Акт не содержит обязательных предписаний или распоряжений для налогоплательщика, влекущих для него юридические последствия

Налоговая служба разъяснила, почему обжаловать акт до вынесения решения по налоговой проверке нецелесообразно. Как сообщает УФНС по Краснодарскому краю, аАкт налоговой проверки не является актом налогового органа ненормативного характера и не имеет самостоятельного юридического значения до вынесения решения по налоговой проверке. Так как акт не содержит обязательных предписаний или распоряжений для налогоплательщика, влекущих для него юридические последствия, то обжаловать его в вышестоящем налоговом органе до вынесения решения нецелесообразно.

Данная позиция ФНС России согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в определении от 31.07.2008 г. № 9730/08, и определением Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 г. № 766-О-О. Невозможность обжалования акта налоговой проверки также подтверждается судебно-арбитражной практикой — постановлениями ФАС Северо-Кавказского округа от 30.08.2012 г. по делу № А61-1950/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.2010 г. по делу № А81-5962/2009, ФАС Московского округа от 06.09.2013 г. по делу № А40-127722/12-140-844.

Источник: Российский налоговый портал

 

07.04.2015 В России ужесточат правила налоговой «миграции» для юридических лиц

Компании откажут в регистрации нового адреса, если у нее есть налоговая задолженность

В Государственную думу России в скором будущем поступит проект закона, который ужесточает правила «миграции» для юрлиц. Документ подготовило правительство Вологодской области, которое отмечает, что в большинстве случае организации, переезжающие в другой регион, стремятся таким образом уклонится от уплаты налогов, сообщает газета «Известия».

Согласно проекту, налоговики смогут отказать юрлицу в регистрации его нового адреса, если у него «есть недоимки по налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам по налогам и сборам».

Кроме того, фирма получит отказ, если налоговый орган по ее прежнему месту нахождения принял «решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении данного юридического лица».

В Госдуме отметили, что проблема, возможно, требует правки законодательства. Эксперты считают, что объем «миграции» — десятки тысяч компаний в год, сумма задолженности, при которой юрлица начинают «убегать», — от 50 млн руб.  

Источник: Российский налоговый портал

 

08.04.2015 Смена критериев отнесения компаний к числу малых приведет к дроблению крупных

Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов

Российский налоговый портал

Глава Минфина Антон Силуанов на заседании Госсовета заявил, что изменение критериев отнесения компаний к числу малых — неправильно и приведет к дроблению крупных и средних предприятий, пишет ТАСС.

На заседании было озвучено предложение повысить с 60 до 120 млн руб. объем годового оборота фирм, которые могут считаться малыми. «Если мы будем расширять до 120 млн, то в условиях рекордного налогообложения... это будет стимулировать к преобразованию среднего и крупного бизнеса, дроблению его в малые предприятия», — отмечает он.

Кроме того, министр не поддержал и предложение направлять в региональные бюджеты по 2% от сумм налогов на прибыль, поступающих в федеральный бюджет. По его словам, речь идет примерно о 230 млрд руб. «Сейчас принимать решение о передаче каких-то налогов с одного уровня на другой мне казалось бы преждевременным. Особенно в нынешних условиях», — заявил глава Минфина. Силуанов объяснил это тем, что как на региональном, так и на федеральном уровне много важных задач, решение которых в равной степени нуждаются в финансовом обеспечении.

Источник: Российский налоговый портал

 

08.04.2015 Операции исламского банкинга хотят освободить от НДС

Депутаты подготавливают соответствующий законопроект

В Государственной думе России разрабатываются изменения в законодательство, освобождающие ряд операций исламского банкинга от обложения НДС. Документ уравнивает условия работы исламских банков с классическими, заявил автор законопроекта — зампред думского комитета по финансовому рынку Дмитрий Савельев в рамках прошедшей в парламенте рабочей встречи по внедрению исламского банкинга в РФ, пишет газета«Известия».

Проектом закона вносятся поправки в Налоговый кодекс России, расширив список операций, который освобождают от НДС. Документ направлен на избежание двойного налогообложения, возникающего в силу специфики исламских финансовых продуктов. Суть в том, что ислам запрещает предоставление денег в долг под проценты, в связи с этим исламские банки не кредитуют клиента, а продают ему напрямую нужный товар в рассрочку. Таким образом, операция кредитования заменяется куплей-продажей и по действующему налоговому законодательству НДС необходимо будет уплатить как при покупке кредитной организацией необходимого товара, так и при продаже его клиенту, что приведет к повышению стоимости банковского продукта.

По словам Дмитрия Савельева, проект направлен на продвижение одного из самых распространенных продуктов в исламском банкинге — «мурабаха» — сделка по продаже товара, который приобретен банком по заявке клиента.

«Законопроект отменяет налог на добавленную стоимость в случае продажи банками товара в рассрочку. Нужно, чтобы разница между стоимостью покупки и продажи в этом случае не облагалась 18-процентным налогом. Иначе банки, которые хотели бы работать с этим продуктом, автоматически становятся неконкурентоспособными», — заявил парламентарий.

Источник: Российский налоговый портал

 

 

 

 

09.04.2015 Расширен перечень попадающих под налог на роскошь машин

Этот список увеличился в полтора раза

Министерство промышленности и торговли в полтора раза расширило перечень авто, которые попадают под налог на роскошь. Из-за снижения курса рубля в список министерства попали новые машины, стоивших в прошлом году 3 млн руб., сообщает РБК.

Минопромторг обнародовал список машин на своем сайте. В прошлом году в него попали 187 машин, в обновленный перечень вошли 279 авто.

Стоит отметить, более всего увеличилась категория машин стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. В 2014 г. в нее было включено 100 наименований, теперь она выросла до 165 автомобилей.

Источник: Российский налоговый портал

                                 

09.04.2015 Заявления властей о поддержке бизнеса на деле остаются лишь пустыми декларациями

Об этом заявил депутат Вячеслав Тетекин

Депутат Госдумы от фракции КПРФ Вячеслав Тетекин заявил, что обещания властей о поддержке малого и среднего бизнеса на деле остаются лишь пустыми декларациями. Сегодня предпринимателей обложили непосильной данью в виде разнообразных налогов, взносов, сборов, его замучили проверками и постоянно меняющимися формами отчетности, отметил он, пишет Росбалт.

«Вместе с тем нужно иметь в виду, что малый и средний бизнес – это то надежное ядро, которое позволяет экономике страны устойчиво развиваться и справляться с кризисными ситуациями», — сообщается на сайте КПРФ.

Поэтому, по его словам, сейчас в непростое время было решено собрать заседание Госсовета по развитию малого и среднего бизнеса. Но он считает, что никаких судьбоносных решений на нем не будет принято. 

Источник: Российский налоговый портал

 

09.04.2015 10% от суммы НДФЛ могут начать перечислять по месту рождения налогоплательщика

Соответствующий проект закона скоро поступит в Госдуму

Заксобрание Республики Карелия в скором будущем направит в Госдуму законопроект, который предлагает перечислять 10% от суммы подоходного налога по месту рождения налогоплательщика, сообщает газета «Известия».

Парламентарии считают, что налоговые поступления сборы «играть важную роль в формировании доходной части местных бюджетов, особенно бюджетов поселений».

В данный момент НДФЛ идет в бюджеты по месту учета компании, где работает налогоплательщик.

В Госдуме отмечают, что если вести речь об изменении налогового законодательства, то целесообразнее перераспределить подоходный налог по месту прописки гражданина. 

Источник: Российский налоговый портал

 

09.04.2015 Двойное налогообложение с получающих иностранные деньги НКО фактически признали законным

Суд поддержал налоговиков в споре с НКО «Голос-Поволжье»

11-й арбитражный апелляционный суд оставил в силе решения налоговых инспекторов и суда первой инстанции, которые требовали уплатить 2,26 млн руб. с пожертвований в адрес НКО «Голос-Поволжье», признанной иностранным агентом. В мае 2014 г. самарские налоговик после проверки вынесли решение о неуплате этим фондом налогов с пожертвований, НКО оспорила выводы налоговиков в суде, пишет газета «Ведомости».

Против директора фонда Людмилы Кузьминой было возбуждено уголовное дело об уклонении от уплаты налогов. Срок давности по делу истек 28 марта этого года, о чем было подано соответствующее заявление, но в закрытии дела против нее было отказано. Налоговая проверка началась в апреле 2013 г. и продлилась свыше года. Налоговая служба признала пожертвования от фонда (11,9 млн руб. за 2010–2012 гг.) доходом и отметила, что программа «Прозрачные выборы» выполнялась в интересах США.

В свое время «Голос» заплатил налоги с пожертвований от Агентства США по международному развитию (USAID), деятельность которого МИД РФ оценивал как направленную на оказание политического влияния. Таким образом, организация понесли ответственность за третьих лиц.

Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц считает, что под угрозой находятся все НКО, которые получили иностранное финансирование, так как ФНС может интерпретировать договор пожертвования по собственному усмотрению. 

Источник: Российский налоговый портал

 

10.04.2015 Банкротство контрагента: можно ли избежать налоговых споров?

Сам по себе факт подачи контрагентом заявления о банкротстве не является свидетельством непроявления должной осмотрительности

Компания получила товар от поставщика на значительную сумму. Недавно предприятие узнало, что поставщик подал заявление на добровольное банкротство. Могут ли в подобной ситуации налоговые органы предъявить претензии о непроявлении должной осмотрительности при заключении сделки с данным контрагентом?

Как рассказал Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики Аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз», на прошедшей 9 апреля онлайн-конференции «Документальное оформление сделок с поставщиками: налоговая осмотрительность», претензии к сделкам с впоследствии ликвидированным или обанкротившимся контрагентом нечасто, но встречаются.

Но при наличии всех необходимых документов, собранных при заключении договора и начале процедуры банкротства уже впоследствии, исход для налогоплательщика будет, скорее всего, положительным.  Признаки оснований для добровольного банкротства не всегда возможно отследить заранее. При банкротстве по инициативе кредиторов (в отличие от добровольной по инициативе должника) в базе «Картотека арбитражных дел» сначала появятся решения о взыскании с контрагента задолженности. Но задолженность перед налоговыми органами по неоспоренным решениям по итогам проверок отследить невозможно.

Более того, заявление о признании банкротом самой себя подает как раз реально функционирующая организация, и это может быть дополнительным признаком ее добросовестности.

Источник: Российский налоговый портал

 

10.04.2015 В Москве крупные химчистки могут получит налоговые льготы

Московское правительство уже готово предоставить льготы гостиницам 

Столичные власти рассматривают возможность предоставления льгот по аренде земли отдельно стоящим предприятиям химчисток, заявила на заседании антикризисной комиссии заммэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, пишет газета«Ведомости» со ссылкой на «РИА Новости».

В ходе заседания президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов поведал, что отрасль в данный момент находится в непростом положении: спрос населения на услуги химчисток снизился на 10-13%, а расходная часть увеличилась. «Серьезно выросли платежи, связанные с кадастровой оценкой», — отметил он. По его словам, предприниматели просят правительство предоставить отраслевые понижающие коэффициенты по стоимости аренды земли хотя бы на время.

«Давайте рассмотрим этот вопрос, ведь у нас уже имеется определенный опыт по предоставлению налоговых льгот для предприятий гостиничного комплекса», — сказала Сергунина.

Напомним, что в начале апреля Московская городская дума приняла в первом чтении проект закона, который предусматривает преференции по налогообложению для организаций гостиничной отрасли. Согласно проекту, крупные московские гостиницы с 1 января 2015 г. получат льготу в 65% при уплате налогов. 

Источник: Российский налоговый портал

 

10.04.2015 Налоговики практически отказались от проверок малого бизнеса

Об этом сообщил глава ФНС на встрече с президентом России

Федеральная налоговая служба России благодаря развитию электронных сервисов практически отказалась от проверок малого бизнеса, заявил глава ведомства Михаил Мишустин на рабочей встрече с главой государства Владимиром Путиным, пишет ПРАЙМ.

«Сейчас мы практически не проводим проверок по малому бизнесу, и индивидуальный предприниматель сегодня может, сделав себе «личный кабинет» (на сайте ФНС), очень просто посчитать, сколько он может или должен заплатить в случае выбора одного или другого режима налогообложения», — заявил главный налоговик.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

НДФЛ

 

Облагаются ли НДФЛ выплаты за разъездной характер работы (водители грузового транспорта)? Если нет, то под каким кодом они отражаются в справке 2-НДФЛ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для решения вопроса о начислении (неначислении) НДФЛ с выплаты за разъездной характер работы необходимо определить, являются ли данные суммы компенсацией фактических расходов водителей, или они являются надбавкой к заработной плате. В первом случае обязанности по начислению НДФЛ не возникает, в справках 2-НДФЛ такие доходы не отражаются. Во втором случае рассматриваемые выплаты облагаются НДФЛ и могут быть отражены в справках 2-НДФЛ по коду 2000 или коду 4800.

Обоснование вывода:
На основании п. 1 ст. 210 НК РФ при исчислении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 217 НК РФ, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством и связанных с исполнением сотрудником трудовых обязанностей, НДФЛ не облагаются.
Таким образом, для принятия решения об исчислении (неисчислении) НДФЛ с выплаты за разъездной характер работы необходимо определить, являются ли данные суммы компенсационными выплатами, связанными с исполнением сотрудником трудовых обязанностей.
В соответствии с ТК РФ компенсация расходов работников, связанных с исполнением трудовых обязанностей, может быть осуществлена путем выплаты:
- надбавок (доплат) к заработной плате (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера), которые являются элементами оплаты труда (ст.ст. 129135 ТК РФ);
- компенсаций по возмещению расходов, связанных с исполнением трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, они являются компенсацией затрат работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
В связи с этим возможны два варианта оформления выплат сотруднику, работа которого носит разъездной характер:
1. Путем компенсации им фактических расходов, понесенных в течение месяца;
2. Путем выплаты фиксированной суммы надбавки к заработной плате за разъездной характер работы.
Здесь нужно отметить, что возмещение организацией расходов работников, работа которых имеет разъездной характер, предполагает наличие документов, подтверждающих понесенные сотрудником расходы. При выплате же фиксированной суммы каких-либо документов требовать от сотрудника не нужно.
Рассмотрим данные варианты.

Компенсация фактически понесенных расходов водителя

Действующее трудовое законодательство не раскрывает содержание понятия "разъездная работа". Минздравсоцразвития России в письме от 18.09.2009 N 22-2-3644 разъяснило, что поскольку в действующем законодательстве понятие "разъездной характер работы" отсутствует, то решение вопроса об отнесении той или иной работы к работе разъездного характера принимается в организации самостоятельно (письма ФНС России от 06.08.2010 N ШС-37-3/8488, УФНС России по г. Москве от 28.04.2012 N 16-12/038372@).
Из положений ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ следует, что перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Кроме того, если работа имеет разъездной характер, то соответствующее условие в обязательном порядке вносится в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
При этом размеры и порядок возмещения таких расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).
Важно отметить, что положения ст. 168.1 ТК РФ императивны, то есть работодатель обязан возмещать расходы работника, постоянная работа которого имеет разъездной характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 N 12АП-10268/11).
Если в рассматриваемом случае сотрудник (водитель) несет какие-либо расходы, связанные с исполнением им трудовых обязанностей (например, расходы на проживание в гостинице (в случае, если в процессе поездки он не имеет возможности вернуться домой), суточные, расходы на питание (если такие выплаты поименованы в трудовом (коллективном) договоре и т.д.)), то возмещение таких расходов можно рассматривать в качестве компенсации затрат, связанных с исполнением работником трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ). При этом в трудовом (коллективном) договоре, заключенном с сотрудником, должно быть закреплено условие о том, что его работа носит разъездной характер.
В такой ситуации выплаты, производимые сотруднику, относятся к вышеуказанным выплатам, поименованным в п. 3 ст. 217 НК РФ, то есть НДФЛ они не облагаются. Данный вывод подтверждается и официальными разъяснениями.
Так, например, Минфин России в письме от 05.07.2013 N 03-04-06/25956 разъяснил, что если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежат обложению НДФЛ в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором (смотрите также письма Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-06/2/1482, от 25.10.2013 N 03-04-06/45182, от 07.06.2011 N 03-04-06/6-131, от 19.07.2010 N 03-04-06/6-154, от 27.08.2007 N 03-03-06/3/14письмо ФНС России от 10.11.2011 N ЕД-4-3/18794@).
Важно учитывать, что если возмещение сотрудникам расходов, связанных с разъездным характером работы, оформлять именно путем выплаты компенсации по ст. 168.1 ТК РФ, то при составлении локальных актов, иной внутренней документации необходимо избегать таких словосочетаний, как "надбавка к заработной плате", "доплата к заработной плате" и т.п. Дело в том, что, как было указано, в целях ТК РФ компенсации и надбавки (доплаты) являются разными видами выплат. Первые не относятся к элементам оплаты труда, а вторые считаются частью заработной платы. В ст. 217 НК РФ названы именно компенсационные выплаты. Надбавки и доплаты подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях (письмо Минфина России от 26.03.2012 N 03-04-06/9-76).
Еще раз акцентируем Ваше внимание, что возмещение затрат на основаниях, предусмотренных ст. 168.1 ТК РФ, должно быть обусловлено реальными расходами работников (определения КС РФ от 05.03.2004 N 76-О и 75-О). Иными словами, компенсация, в отличие от доплаты (надбавки), выплачивается по факту несения затрат работником. То есть если в каком-то месяце сотрудник с разъездным характером работы никуда не ездил (по тем или иным причинам), то и компенсировать ему ничего не нужно. Установление компенсации в фиксированном размере влечет за собой риски признания выплаченных сотруднику сумм надбавкой или доплатой к заработной плате и, как следствие, доначисление НДФЛ.
Доказательствами реальных расходов работников должны, соответственно, служить документы, подтверждающие факт служебных поездок. Четкий состав таких документов нормативно не закреплен, поэтому использовать можно любые документы: маршрутный лист, разъездную ведомость, журнал учета поездок, БСО, чеки ККТ и пр. Выплату компенсации целесообразно осуществлять на основании заявлений работников, на имя руководителя с просьбой возместить расходы, произведенные им за счет собственных средств. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие понесенные расходы. На основании заявления издается приказ о возмещении сотруднику истраченных средств. Также можно разработать различные схемы или планы посещения водителем конкретных организаций (клиентов), схемы расположения участков, закрепленных за работниками (письмо Управления МНС по Московской области от 25.03.2004 N 08-03/б-н) и т.д.

Надбавка (доплата) к заработной плате за разъездной характер работы

Как было сказано, надбавка к заработной плате может быть установлена коллективным договором, соглашением, трудовыми договорами, локальными нормативными актами организации. Такая надбавка входит в систему оплаты труда и является составной частью заработной платы.
Указанные суммы подлежат обложению НДФЛ, так как на них не распространяется действие п. 3 ст. 217 НК РФ (письма Минфина РФ от 26.03.2012 N 03-04-06/9-76, от 07.06.2011 N 03-04-06/6-131, от 17.07.2007 N 03-04-06-01/248, от 03.10.2007 N 03-04-06-02/196, от 26.03.2012 N 03-04-06/9-76постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.11.2013 N Ф04-5924/13, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 N 12АП-10268/11).
В качестве документального оформления таких выплат могут использоваться соответствующие распоряжения (приказы) об установлении надбавок сотрудникам с указанием их размера, локальные акты, устанавливающие перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, и иные подобные документы.

Отражение выплат за разъездной характер работы в справках 2-НДФЛ

Сведения о доходах физических лиц представляются по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год", утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. В случае получения налогоплательщиками доходов, освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ, эти доходы в форме 2-НДФЛ не отражаются. Соответственно, если водителю возмещаются (компенсируются) его расходы, связанные с разъездным характером работы (1 вариант), то данные компенсации в справках по форме 2-НДФЛ не отражаются.
Если водителю выплачивается надбавка за разъездной характер работы, которая, как указано выше, облагается НДФЛ (2 вариант), то при заполнении справок по форме 2-НДФЛ нужно учитывать следующее.
Согласно Справочнику "Коды доходов" (приложение N 3 к приказу ФНС России N ММВ-7-3/611@) в форме 2-НДФЛ:
- по коду дохода 2000 отражается вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей;
- по коду дохода 4800 отражаются иные доходы.
С учетом того, что рассматриваемая надбавка является частью оплаты труда, на наш взгляд, она может отражаться по коду 2000, в то же время считаем, что не будет ошибкой и отражение этой выплаты по коду 4800 "Иные доходы".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

ИП применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Вынесено решение суда, по которому ИП должен выплатить компенсацию за неправомерное использование товарного знака.
Можно ли отразить выплату этой компенсации в расходах по налогам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
ИП не вправе уменьшить налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на сумму выплаченной им по решению суда компенсации за незаконное использование товарного знака.

Обоснование вывода:
По общему правилу в целях применения ГК РФ под ущербом понимается причиненный лицу вред. ГК РФ предусматривает различные способы возмещения ущерба, к которым относятся как возмещение убытков, так и другие меры, носящие компенсационный характер. В частности, правообладатель в целях возмещения вреда может потребовать от нарушителя (который неправомерного использовал товарный знак) возмещения убытков (пп. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ) либо выплаты компенсации за нарушение исключительного права (п. 3 ст. 1252п. 4 ст. 1515 ГК РФ).
В связи с этим, на наш взгляд, компенсация за незаконное использование товарного знака, выплачиваемая нарушителем на основании решения суда, по своей правовой природе носит характер выплаты, направленной на возмещение причиненного ущерба.
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Причем перечень указанных расходов является исчерпывающим. Включить в расходы затраты, не поименованные в данном перечне, налогоплательщик не имеет права (смотрите, например, письма Минфина России от 04.06.2012 N 03-11-11/175, от 29.12.2009 N 03-11-06/2/269, УФНС России по г. Москве от 15.11.2010 N 16-15/119850).
Статьей 346.16 НК РФ, в отличие от главы 25 НК РФ (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ), не предусмотрены расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Поэтому ИП не вправе уменьшить налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на сумму выплаченной им по решению суда компенсации за незаконное использование товарного знака. Смотрите дополнительно разъяснения Минфина России (письмо от 09.12.2013 N 03-11-06/2/53634) и судебную практику (например,постановления ФАС Поволжского округа от 07.05.2010 по делу N А65-27157/2008, от 14.09.2009 N А65-27157/2008).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Трудовое право. Выплаты работникам.

 

В связи с тем, что на производстве в организации не сезон, все работники пишут заявления на административные отпуска.
Имеются ли ограничения продолжительности отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого гражданам Украины, имеющим статус беженцев?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы, который работодатель вправе предоставить иностранным работникам на основании их письменного заявления, законодательством не ограничена и определяется по соглашению сторон.

Обоснование вывода:
Предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы регулируется ст. 128 ТК РФ. Согласно части первой ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Отметим, что в части второй ст. 128 ТК РФ установлены максимальные количества дней отпуска без сохранения заработной платы, предоставления которых в указанных в этой норме случаях работник вправе требовать от работодателя и в предоставлении которых работодатель отказать не может. Однако, как следует из части первой ст. 128 ТК РФ, это не исключает предоставления в тех же случаях отпуска без сохранения заработной платы большей продолжительности при наличии взаимного согласия сторон.
Следовательно, законодательством продолжительность отпуска без сохранения заработной платы никакими минимальными и максимальными сроками не ограничена. Она определяется лишь соглашением сторон. Поэтому работодатель вправе по просьбе работника предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы любой продолжительности. Каких-либо исключений, устанавливающих иной порядок определения продолжительности отпуска без сохранения заработной платы иностранным работникам, в том числе имеющим статус беженцев, законодательство не предусматривает.
Отметим, что в соответствии с п. 18 ст. 13.4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель, в частности, обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и орган службы занятости о предоставлении иностранным гражданам, обучающимся в РФ по очной форме, отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, однако в любом случае не ограничивает продолжительность такого отпуска.
Таким образом, продолжительность отпуска без сохранения заработной платы, который работодатель вправе предоставить гражданам Украины, имеющим статус беженцев, на основании их письменного заявления законом не ограничена и определяется по соглашению сторон.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

 

Сотрудник ходил на работу в период болезни, поэтому он не представил первичный больничный лист.
Как оплатить продолжение больничного листа без представления первичного больничного листа нетрудоспособности? Какой расчетный период для исчисления пособия по временной нетрудоспособности необходимо взять, если начало болезни по первичному больничному листу приходится на декабрь 2014 года, а продолжение больничного листа - на январь 2015 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Пособие по временной нетрудоспособности должно быть выплачено сотруднику за период нетрудоспособности, когда он не работал и за который им был утрачен заработок. Расчетным периодом для исчисления пособия по временной нетрудоспособности являются 2012 и 2013 годы (при условии, что по заявлению работника они не были заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами).

Обоснование вывода:
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности определяются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1.2п. 1 ч. 2 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ выплата пособия по временной нетрудоспособности обусловлена наступлением страхового случая: в рассматриваемом случае - временной нетрудоспособности застрахованного лица вследствие заболевания или травмы.
Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н (ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее - Порядок) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н.
Согласно п. 6 Порядка в случае длительного лечения медицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно оформляет предыдущий листок нетрудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. При этом случай временной нетрудоспособности, завершенный одним законченным периодом нетрудоспособности, удостоверенный листком нетрудоспособности, с учетом всех листков нетрудоспособности, выданных в продолжение первичного листка нетрудоспособности, следует считать одним страховым случаем временной нетрудоспособности (письмо ФСС России от 18.08.2004 N 02-18/11-5676).
В силу ч. 1 ст. 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, по общему правилу, выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).
В рассматриваемой ситуации первичный и последующий листок нетрудоспособности, выданный в его продолжение, подтверждают один случай нетрудоспособности, начавшийся в декабре 2014 года. Однако в период нетрудоспособности, подтвержденный первым листком, сотрудник продолжал работать.
В соответствии с частью четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и за выполнение трудовых обязанностей по трудовому договору он обязан выплачивать работнику заработную плату (ст. 15ст. 129 ТК РФ).
Право на получение пособия по временной нетрудоспособности является гарантией, защищающей работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения (ст. 1ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Пособие по временной нетрудоспособности как разновидность страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию призвано компенсировать гражданам утраченный заработок в связи с наступлением временной нетрудоспособности (п. 1 ч. 1 ст. 1.2п. 1 ч. 2 ст. 1.3п. 1 ч. 1 ст. 1.4 Закона N 255-ФЗ). Поэтому его выплата за период, в течение которого заработок утрачен не был, невозможна и противоречит законодательству (смотрите, например, определение ВАС РФ от 24.03.2010 N ВАС-2812/10, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2010 N А12-3156/2010, а также ответ на вопрос "Выплачивается ли пособие по временной нетрудоспособности, если застрахованное лицо в период нетрудоспособности продолжает работать?", размещенный на сайте регионального отделения ФСС РФ по Чукотскому автономному округу - http://r87.fss.ru/answers/20497/91495/index.shtml).
Вместе с тем очевидно, что, если работник в период болезни вышел на работу, это не означает, что он является трудоспособным. Работник не теряет право на освобождение от работы на период нетрудоспособности и не лишается права на выплату пособия за остальные дни нетрудоспособности, когда он не работал.
Такой вывод подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 04.09.2012 по делу N 33-8548/2012). Аналогичной позиции придерживаются и другие специалисты (смотрите ответ Л.М. Новицкой (ФСС России) на вопрос: "Сотруднице выдали больничный лист в связи с беременностью. Однако она не поставила в известность администрацию нашей компании, а продолжала работать. Листок нетрудоспособности работница сдала в бухгалтерию только 1 декабря, несмотря на то что выписан он был 1 октября. Как оплачивать такой больничный лист?" ("Зарплата", N 2, февраль 2008 г.)).
Таким образом, за период, подтвержденный листком нетрудоспособности (в том числе и в случаях, когда он выдан в продолжение первичного листка), когда работник не работал и за который им был утрачен заработок, пособие по временной нетрудоспособности должно быть выплачено.
Отметим, что выход на работу без выписки, иными словами - выполнение работником трудовых обязанностей в период временной нетрудоспособности, является нарушением больничного режима (п. 58 Порядка), что, в свою очередь, в силу ст. 8 Закона N 255-ФЗ является основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. Со дня, когда было допущено такое нарушение, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работнику в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Однако, по нашему мнению, без отметки в листке нетрудоспособности выход сотрудника на работу в период болезни нарушением режима считать нельзя, поскольку режим лечения устанавливает лечащий врач и только он (а не работодатель) может определять, выходит ли поведение сотрудника за рамки выданных ему предписаний, или же режим нельзя считать нарушенным. То есть формально у работодателя нет оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности*(1).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Соответственно, для определения размера пособия важна дата наступления временной нетрудоспособности. В качестве даты наступления временной нетрудоспособности выступает дата, указанная в первичном листке нетрудоспособности в графе "С какого числа" первой строки таблицы "Освобождение от работы".
В приведенной ситуации, как мы уже говорили, оба листка нетрудоспособности подтверждают один случай временной нетрудоспособности, завершенный одним законченным периодом нетрудоспособности. Как следует из вопроса, временная нетрудоспособность работника наступила в 2014 году, поэтому для него расчетным периодом являются 2012 и 2013 годы (при условии, что по заявлению работника они не были в силу ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами).
При этом полагаем, что в приведенной ситуации для оплаты листка нетрудоспособности, выданного в продолжение первичного, работник должен представить работодателю также и первичный листок. Аналогичные разъяснения дают и представители ФСС РФ (смотрите, например, ответ на вопрос "Сотрудник предоставил к оплате два листка нетрудоспособности, причем второй является продолжением первого. Но из-за бледных чернил на первом листке не читается печать выдавшей поликлиники, а также фамилия, имя, отчество и место работы сотрудника. Вправе ли бухгалтерия оплатить только второй "больничный", вернув первый для уточнения?" на сайте Омского регионального отделения ФСС РФ - http://r55.fss.ru/35626/35636/69348/69450.shtml).
В заключение отметим, что выплачивается назначенное пособие за первые 3 оплачиваемых дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период - начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности - за счет средств бюджета ФСС России (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ). Такой же позиции придерживаются и представители ФСС России (смотрите, например, ответ представителя ФСС России Ильюхиной Т.М. на вопрос: Как оплачивается пособие по временной нетрудоспособности, если болезнь наступила во время административного отпуска? // "Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2011 г.; а также ответы на аналогичные вопросы, размещенные на официальных сайтах Ярославского регионального отделения ФСС России, Московского областного регионального отделения ФСС России по ссылкам: http://fss.yaroslavl.ru/fl/vn/consultation01.php,
http://r50.fss.ru/131058/131059/131064.shtml).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

 

Сотрудник направлен в заграничную командировку.
Каким образом сотруднику выплачивать суточные, если в течение суток он передвигается между тремя и более странами?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выплату суточных следует производить по нормам "последней" страны, которую посещает работник в течение этих суток.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Особенности направления работников в командировки установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение).
В соответствии с абзацем третьим п. 18 Положения при направлении работника в командировку на территории двух или более иностранных государств суточные за день пересечения границы между государствами выплачиваются в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направляется работник (то есть местность прибытия) (смотрите также письмо Минтруда России и Минфина России от 17.05.1996 N 1037-ИХ).
Поэтому полагаем, что в случае, когда работник в течение одних суток в период командировки находился в нескольких странах, выплату суточных следует производить по нормам "последнего" государства, которое посещает работник в течение этих суток. Например, если работник в течение дня выезжает из России в Бельгию, а затем прибывает во Францию, суточные следует выплачивать ему по нормам, установленным для Франции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

 

Работники направлены на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя (в той же местности). Применяется форма табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда N 0504421.
Курсы повышения квалификации специалистов образовательных учреждений являются командировкой или учебным отпуском?
Каким буквенным кодом отражать это в табеле?
Как рассчитывать средний заработок - по правилам расчета командировки, где за отработанное время принимаются отработанные календарные дни, или же по правилам расчета отпуска, где берется коэффициент 29,3?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Повышение квалификации не является ни командировкой, ни учебным отпуском.
Средний дневной заработок при повышении квалификации исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Для обозначения времени отсутствия работника в период повышения квалификации рекомендуем внести в табель дополнительный буквенный код (например "ПК").

Обоснование вывода:
В случаях, предусмотренных ст.ст. 173-176 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения; осваивающим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения; осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения; осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Условия, при которых у работника возникает право на учебный отпуск, а также порядок его предоставления установлены главой 26 ТК РФ. Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) указанные программы относятся к основным образовательным программам.
Статьей 196 ТК РФ предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
При этом согласно пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ к дополнительным образовательным программам относятся дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Таким образом, при направлении работника на курсы повышения квалификации гарантии и компенсации, предусмотренные главой 26 ТК РФ, работнику не предоставляются, а следовательно, не положен и ученический отпуск.
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). В командировке работник выполняет какую-либо порученную ему работу, связанную с его должностными обязанностями по месту постоянной работы.
Повышение квалификации, по смыслу п. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, обеспечивает развитие способностей человека и получение квалификации, во время которого работник никакой работы (служебного поручения) не выполняет, а занят обновлением своих профессиональных знаний. Следовательно, повышение квалификации не является командировкой.
Кроме того, обращаем Ваше внимание, что Трудовой кодекс РФ сам признает все вышеупомянутые понятия нетождественными, устанавливая гарантии и компенсации в связи с командировкой в главе 24, в связи с получением образования по основным образовательным программам - в главе 26, а в связи с повышением квалификации - в главе 28.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы*(1).
Для всех случаев определения среднего заработка, предусмотренных ТК РФ, а значит, и для оплаты периода повышения квалификации единый порядок его исчисления установлен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение).
Пункт 9 Положения предусматривает, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
При этом средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Средний заработок работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени (кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска), определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате. Средний часовой заработок исчисляется при этом путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период (п. 13 Положения).
Пункт 10 Положения, предусматривающий исчисление среднего дневного заработка исходя из среднемесячного числа календарных дней (29,3), применяется только при исчислении среднего заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Период повышения квалификации таковым не является.
В силу части четвертой ст. 91 ТК РФ работодатели обязаны вести учет фактически отработанного каждым сотрудников времени. Форма N 0504421 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда" утверждена приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н (далее - Приказ N 173н). Эта форма не предусматривает условного обозначения, соответствующего времени повышения квалификации. Вместе с тем общими положениями Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (приложение N 5 к Приказу N 173н) предусмотрено право субъекта учета вводить в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели. Поэтому, на наш взгляд, в данной ситуации будет наиболее правильно внести в табель дополнительный буквенный код для обозначения времени отсутствия работника в период повышения квалификации (например "ПК").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Разное

 

Предприятие является филиалом организации - крупнейшего налогоплательщика. Филиал создает обособленное подразделение в другом регионе. Кто должен сообщить о создании обособленного подразделения (филиал или головное предприятие) и в какую налоговую инспекцию (филиала, головной организации или в инспекцию по месту создания нового обособленного подразделения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сообщение о создании обособленного подразделения направляется самой организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Обоснование вывода:
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическим лицом. Он наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом и действует на основании утвержденного этим юридическом лицом положения (ст. 55 ГК РФ).
Законодательство позволяет юридическим лицам создавать обособленные подразделения, которые не являются филиалами или представительствами в смысле ст. 55 ГК РФ. Согласно ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение.
Как следует из приведенных норм, обособленное подразделение может быть создано только юридическим лицом. Филиал же, не являясь юридическим лицом и осуществляя деятельность от имени создавшего его юридического лица, создавать другие филиалы или обособленные подразделения не может.
Разумеется, органы управления юридического лица самостоятельно определяют его структуру, формируя подразделения и определяя их местонахождение, исходя из потребностей организации. Возможность создания структурных подразделений филиала, расположенных как по месту нахождения филиала, так и вне места его нахождения, но организационно относящиеся именно к филиалу, законодательство не ограничивает. Однако в любом случае, как бы ни было оформлено такое подразделение (как филиал или как не являющееся филиалом обособленное подразделение организации), для третьих лиц оно является подразделением самого юридического лица, а не филиала. Поэтому и постановке на учет в налоговом органе в связи с созданием указанного в вопросе обособленного подразделения подлежит именно "головная организация" (ст. 11пп. 3 п. 2 ст. 23ст. 83 НК РФ), а не ее филиал, к которому организационно относится создаваемое подразделение.
В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Если обособленное подразделение не является филиалом или представительством, постановка организации на учет в связи с созданием такого подразделения осуществляется на основании сообщения, представляемого организацией в налоговый орган по месту своего нахождения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п.п. 14 ст. 83 НК РФ). Сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@, должно быть направлено (представлено) организацией в налоговый орган по месту ее нахождения в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Этот порядок распространяется и на крупнейших налогоплательщиков (п. 7 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 85н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычУправляющая компания "КМ/Ч"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотажUz-Daewoo"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения