Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 5 по 11 октября 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1587
"О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников"

Начиная с 7 октября 2020 г. на 3 месяца продлевается срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве в отношении отдельных должников, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики

Правительством РФ принято решение продлить срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с ОКВЭД указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434, включая гостиничный бизнес, предприятия общепита, негосударственные образовательные учреждения, сферу бытовых услуг, непродовольственную розницу.

ФНС России будет размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет":

перечень кодов ОКВЭД, указанных в перечне пострадавших отраслей российской экономики (с обеспечением его актуализации в соответствии с изменениями, вносимыми в перечень пострадавших отраслей российской экономики);

изменения, внесенные в перечень пострадавших отраслей российской экономики, - в день вступления в силу акта, которым внесены изменения в перечень пострадавших отраслей российской экономики.

Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности по соответствующему виду экономической деятельности определяется по коду основного вида деятельности, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.

Настоящее Постановление вступает в силу 7 октября 2020 г. и действует в течение 3 месяцев.

 

Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1574
"О внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость"

Расширен перечень кодов медицинских товаров, реализация которых на территории РФ, а также их ввоз в РФ освобождены от НДС

Постановление направлено на добавление отсутствующих кодов по ОКПД 2 и кодов ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующих наименованию товара, указанному в перечне.

Настоящее Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

 

Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2020 N 2570-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28 июня 1993 года"

В Соглашение об избежании двойного налогообложения с Люксембургом могут быть внесены изменения, касающиеся обложения доходов в виде процентов и дивидендов по ставкам, действующим в России, то есть 15%

При этом определен перечень исключений, в соответствии с которыми в отношении доходов в виде дивидендов и процентов будет применяться льготный режим, устанавливающий ставку налога у источника в размере 5%.

Они будут действовать в отношении институциональных инвестиций, а также для публичных компаний, не менее 15% акций которых находятся в свободном обращении и владеющих не менее 15% капитала компании, выплачивающей указанные доходы, в течение года. Кроме того, исключения распространяются на процентные доходы таких компаний, выплачиваемые по банковским кредитам, по обращающимся еврооблигационным займам, а также по долговым обязательствам перед правительствами, центральными банками, пенсионными фондами и страховыми компаниями стран - участников соглашения.

Отмечается, что исключения обусловлены отсутствием рисков использования такими налогоплательщиками иностранных юрисдикций для уклонения от уплаты налогов.

 

Приказ Минэкономразвития России от 07.09.2020 N 573
"О внесении изменений в приказы Минэкономразвития России от 28 ноября 2016 г. N 763 и от 14 марта 2019 г. N 125 в части поддержки физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2020 N 60244.

Физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", будут оказаны меры поддержки, предусмотренные для субъектов МСП

В перечне таких мер - обеспечение доступа к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие системы поручительств и независимых гарантий по основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах обязательствам.

Соответствующие изменения внесены в Приказ Минэкономразвития России от 28 ноября 2016 г. N 763 "Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности" и в Приказ Минэкономразвития России от 14 марта 2019 г. N 125 "Об утверждении Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".

При этом предусматривается, что внесенные изменения, касающиеся оказания поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

 

Приказ Росстата от 05.10.2020 N 616
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций культурно-досугового типа, общедоступных (публичных) библиотек и театров"

Обновлены формы ФСН с указаниями по их заполнению для организации Минкультуры России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций культурно-досугового типа, общедоступных (публичных) библиотек и театров

Утверждены годовые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для сбора и обработки первичных статистических данных в системе Минкультуры России и введены в действие с отчета за 2020 год:

N 6-НК "Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке";

N 7-НК "Сведения об организации культурно-досугового типа";

N 9-НК "Сведения о деятельности театра".

В частности, форму N 6-НК предоставляют юридические лица - общедоступные библиотеки, организации, осуществляющие библиотечную деятельность, Министерству культуры Российской Федерации. Срок предоставления - 15 февраля.

С введением указанных форм признаны утратившими силу Приказ Росстата от 07.08.2019 N 438 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством культуры Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью общедоступных (публичных) библиотек и театров", а также приложение N 1 "Форма федерального статистического наблюдения N 7-НК "Сведения об организации культурно-досугового типа", утвержденное Приказом Росстата от 04.10.2019 N 577.

 

Постановление ПФ РФ от 02.09.2020 N 612п
"О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 507п"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2020 N 60177.

Для отражения сведений о периоде работы с COVID-19 в форме СЗВ-СТАЖ будет применяться новый код "ВИРУС"

Вносятся изменения в порядок заполнения форм, предусмотренных для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых в органы ПФР.

Так, в частности, установлено, что новый код "ВИРУС" заполняется в отношении медработников, занятых в медицинских организациях и их структурных подразделениях оказанием соответствующих видов медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на данную инфекцию.

Напомним, на основании Постановления Правительства РФ от 06.08.2020 N 1191 периоды работы с пациентами, у которых подтверждена новая коронавирусная инфекция или есть подозрение на COVID-19, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как "день за два

 

<Письмо> ФНС России от 24.09.2020 N СД-4-3/15637
<По вопросу применения налоговых вычетов исчисленных сумм акциза на бензол, параксилол, ортоксилол, в отношении нормативных и сверхнормативных технологических потерь, возникающих при их использовании в производстве продукции нефтехимии>

Даны разъяснения по вопросу применения налоговых вычетов исчисленных сумм акциза на бензол, параксилол, ортоксилол, в отношении нормативных и сверхнормативных технологических потерь, возникающих при их использовании в производстве продукции нефтехимии

Сообщается, в частности, что согласно пункту 20 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, указанных в подпунктах 25 - 27 пункта 1 статьи 182 НК РФ, при представлении в налоговые органы документов, установленных пунктом 20 статьи 201 НК РФ.

При использовании полученного (оприходованного) бензола, параксилола, ортоксилола для производства продукции нефтехимии коэффициент применяется в размере 3,4. В иных случаях выбытия (использования) полученного (оприходованного) бензола, параксилола или ортоксилола коэффициент принимается равным 1.

Что касается учета технологических потерь, возникающих в процессе производства продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется бензол, параксилол или ортоксилол, при применении вычета сумм акциза, исчисленных при получении такого сырья, то необходимо отметить, что согласно пункту 7 статьи 254 НК РФ технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

В соответствии со СП 157.1328500.2014. Свод правил. Правила технологического проектирования нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, утвержденный приказом Минэнерго России от 23 июня 2014 г. N 360, технологические потери - это безвозвратные потери (уменьшение массы) нефти или нефтепродуктов, обусловленные особенностями технологических процессов переработки нефти, а также их физико-химическими свойствами. Товарный материальный баланс технологической установки или нефтехимического комплекса составляется на их балансовую производительность с учетом технологических потерь.

Технологические потери, рассчитанные при составлении товарных материальных балансов технологической установки, используемой для получения из бензола, параксилола, ортоксилола продукции нефтехимии, являются неотъемлемой частью производства и фактически входят в соответствующие балансы выхода продукции (являются частью продукции).

Указанные нормируемые объемы потерь могут быть приняты к вычету на основании пункта 20 статьи 200 НК РФ с коэффициентом 3,4 при использовании полученного (оприходованного) бензола, параксилола, ортоксилола для производства продукции нефтехимии. При этом потери, превышающие нормативы, не являются неотъемлемой частью производства, и, соответственно, не входят в расчетный товарный материальный баланс технологической установки.

В то же время, исходя из положений подпункта 18 пункта 1 статьи 183 НК РФ и подпунктов 25 - 27 пункта 182 НК РФ исчисление сумм акциза в отношении бензола, параксилола, ортоксилола производится исключительно в случаях совершения операций по их получению или оприходованию лицом, имеющим свидетельство.

Таким образом, в части сверхнормативных потерь, а также нормативных потерь при производстве из указанного сырья иной продукции, отличной от продукции нефтехимии, может применяться вычет в соответствии с пунктом 20 статьи 200 НК РФ, равный 1.

 

<Письмо> ФНС России от 25.09.2020 N БС-4-11/15699
"О направлении информации"

ФНС России сообщает, что Приказом от 28.08.2020 N ЕД-7-11/615@ утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)

В этой связи управлениям ФНС России по субъектам РФ при изготовлении бланков налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2020 год необходимо учитывать положения указанного приказа ФНС России.

Бланк налоговой декларации прилагается.

 

Письмо ФНС России от 30.09.2020 N БС-4-21/15947@
"О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций"

ФНС России направляет для использования в практической работе контрольные соотношения показателей формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций

Обновленная форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций утверждена Приказом ФНС России от 28.07.2020 N ЕД-7-21/475@.

Обновления связаны с выделением категорий налогоплательщиков, для которых перенесены сроки уплаты налога (авансовых платежей по нему) в течение 2020 года в рамках мер по поддержке экономики из-за распространения COVID-19.

В связи с тем что некоторые организации были освобождены от уплаты налога за II квартал 2020 года, расширился перечень кодов налоговых льгот, отражаемых в декларации.

Кроме того, в декларацию добавлен признак исчисления суммы налога лицом, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений.

 

<Письмо> ФНС России от 06.10.2020 N ЕД-20-15/129@
"О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС"

В отношении налоговых деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение сумм налога из бюджета, камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления декларации

Днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 НК РФ для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС (но не ранее истечения предельного срока, установленного для представления налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период, за который представляется уточненная налоговая декларация) (далее - День представления).

Приведены условия, которым должен соответствовать налогоплательщик, представивший налоговую декларацию по НДС не позднее 10 календарных дней со дня ее представления и по истечении одного месяца.

Предусматривается, что при проведении камеральной налоговой проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС, определяется с учетом информации (сведений), имеющихся в распоряжении налогового органа.

Установлено, что, в случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета РФ, выявлены обстоятельства, свидетельствующие:

о наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов),

о выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 НК РФ),

о несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в пункте 2 статьи 54.1 НК РФ в рамках заключенных налогоплательщиком сделок (операций),

о наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ,

налоговым органам надлежит незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

 

<Письмо> ФНС России от 06.10.2020 N БС-4-21/16267@
"О порядке применения ст. 385.3 и 386.1 Налогового кодекса Российской Федерации"

Разъяснены особенности налогообложения расположенного на территории иностранного государства имущества ОАО "РЖД"

Сообщается, в частности, что перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2017 N 1421 (далее - Постановление N 1421).

Кроме того, статьей 385.3 НК РФ установлено, что в отношении вышеназванных объектов, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ, впервые принятых на учет в качестве объектов основных средств начиная с 1 января 2017 года, сумма налога исчисляется с применением коэффициента Кжд, значение которого определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 385.3 НК РФ.

Требования, которым должны соответствовать железнодорожные пути общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, особенности исчисления налога на имущество организаций в отношении которых предусмотрены статьей 385.3 НК РФ, установлены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2017 N 1056 (далее - Постановление N 1056).

Объекты железнодорожных путей общего пользования, указанные в постановлении N 1421, должны соответствовать следующим требованиям:

- объекты построены (приобретены) в рамках инвестиционных программ хозяйственных обществ, федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года";

- объекты внесены в уставный капитал хозяйственных обществ в порядке оплаты размещаемых этими обществами дополнительных акций в связи с увеличением их уставного капитала;

- объекты переданы хозяйственным обществам Российской Федерацией по гражданско-правовым договорам.

Пунктом 1 статьи 386.1 НК РФ установлено, что фактически уплаченные российской организацией за пределами территории РФ в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в РФ в отношении указанного имущества.

С учетом вышеизложенного предусмотренные пунктом 2 статьи 385.3 НК РФ коэффициенты применяются при исчислении налога на имущество организаций в отношении расположенного на территории иностранного государства имущества ОАО "РЖД" при условии, если такое имущество относится к железнодорожным путям общего пользования, поименованным в Постановлении N 1421, принято на учет в качестве объектов основных средств начиная с 1 января 2017 года и соответствует требованиям, указанным в Постановлении N 1056.

 

<Письмо> ФНС России от 06.10.2020 N БС-4-21/16270@
"О применении пп. 1 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении водоприемников, мелиоративных каналов и мелиоративных систем"

В целях применения подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ водоприемники, мелиоративные системы, магистральные каналы мелиоративных систем не попадают под определение природно-антропогенного объекта, так как не обладают свойствами природного объекта и не имеют рекреационного и защитного значения

Мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.

Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. На мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему, составляется паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения. Приемка в эксплуатацию мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности и законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

В этой связи перечисленные в приложении объекты должны стоять на балансе организации, эксплуатирующей данные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения.

В то же время водохранилища, каналы, входящие в состав мелиоративных систем, могут быть отнесены к поверхностным водным объектам, мероприятия по охране которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 N 1391 "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов" возложены на Минсельхоз России. В этом случае информация о таких поверхностных водных объектах содержится в государственном водном реестре.

 

<Письмо> ФНС России от 06.10.2020 N СД-4-3/16344@
"О применении ставки 0 процентов по налогу на прибыль организациями, осуществляющими медицинскую деятельность"

В перечне условий для применения медицинскими организациями налоговой ставки 0 процентов - наличие в штате организации в том числе медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста

Сообщается, что согласно статье 284.1 НК РФ организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять по налогу на прибыль организаций налоговую ставку 0 процентов при соблюдении установленных Налоговым кодексом условий. В частности, в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50 процентов. Федеральным законом от 18.03.2020 N 62-ФЗ предусмотрено учитывать в численности медицинского персонала персонал, имеющий сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста.

По окончании налогового периода в сроки, установленные для представления налоговой декларации, организации представляют в налоговые органы сведения о соблюдении ими условий для применения налоговой ставки 0 процентов.

Форма сведений (КНД 1150022) утверждена Приказом ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-3/892@. Начиная с представления сведений за 2020 год в разделе "Сведения о численности работников в штате организации на 1 число каждого месяца отчетного года" по графе 4 надлежит указывать численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в штате организации.

 

Письмо ФНС России от 07.10.2020 N БС-4-21/16390@
"О реализации абзаца девятого пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации"

Даны разъяснения о порядке предоставления налогоплательщикам - физическим лицам налоговых льгот по транспортному налогу

Согласно абзацу девятому пункта 3 статьи 361.1 НК РФ, в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами.

К федеральным законам, в соответствии с которыми налоговые органы вправе получать сведения, подтверждающие право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу, относятся в том числе Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (часть восьмая статьи 5.1), Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (пункт 2 части 1 статьи 10), Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 8 статьи 1), Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (подпункт "г" пункта 76 статьи 2).

На основании сведений, полученных в рамках вышеуказанного межведомственного взаимодействия и подтверждающих право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу по налогу, налоговый орган вносит сведения в автоматизированную информационную систему ФНС России и при наличии оснований в соответствии с положениями статьи 52 НК РФ проводит перерасчет налога.

При этом, если перерасчет сумм ранее исчисленного налога не влечет направление налогового уведомления в связи с перерасчетом (в случае когда подлежащая уплате сумма налога отсутствует в связи с предоставлением налоговой льготы), перерасчет налога проводится начиная с периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

 

<Информация> ФНС России
"Стартовал пилотный проект по сокращению камеральных проверок по НДС до одного месяца"

ФНС России сообщает о запуске пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки по НДС до одного месяца

Отмечается, что налоговый разрыв по НДС сейчас составляет 0,43%. Добиться таких результатов удалось благодаря автоматизированной системе контроля АСК НДС-2.

Современные технологии Big Data, которые использует ФНС России, обеспечивают комфортные условия налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам. Сокращение срока камеральных проверок по НДС позволит бизнесу эффективнее распоряжаться оборотными капиталами и улучшит деловой климат.

Подробнее обо всех особенностях проведения проверки в сокращенный срок каждый налогоплательщик может ознакомиться в письме от 06.10.2020 N ЕД-20-15/129@.

 

<Информация> ФНС России
"Физлица могут дополнительно получить налоговые уведомления в любой районной (городской) налоговой инспекции или МФЦ"

Налоговое уведомление, направленное по почте заказным письмом, по желанию налогоплательщика дополнительно можно получить в любой налоговой инспекции, обслуживающей физических лиц, а также в МФЦ

Для этого заинтересованное лицо может подать заявление, в котором следует выбрать способ информирования о результатах рассмотрения: в налоговом органе либо через МФЦ.

ФНС России напоминает, что налоговые уведомления не направляются на бумажном носителе по почте в следующих случаях:

- у налогоплательщика есть налоговая льгота, вычет или иные установленные законодательством основания, полностью освобождающие его от уплаты налога;

- если общая сумма налогов, отражаемых в уведомлении, составляет менее 100 рублей. Исключение - направление налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность взыскания задолженности по направленному налоговому уведомлению;

- физлицо является пользователем личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС России и при этом не направило в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

В иных случаях, если налоговое уведомление за период владения налогооблагаемыми объектами недвижимости или транспортными средствами в течение 2019 года не пришло до 1 ноября, налогоплательщику следует обратиться в инспекцию либо направить информацию через личный кабинет налогоплательщика или сервис "Обратиться в ФНС России".

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

05.10.2020 Налоговому агенту может быть возвращен излишне уплаченный НДФЛ, если налоговым органом не доказано соответствие сумм налога суммам, выплаченным работникам

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.08.2020 № Ф03-3053/20 по делу N А16-4116/2019 
Налоговый орган полагает, что нет оснований для возврата предпринимателю уплаченного им НДФЛ, поскольку он является налоговым агентом, данные суммы не являются его собственными денежными средствами, в связи с чем не образуют у него переплату по данному налогу. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Налоговым органом не доказана принадлежность спорных сумм НДФЛ работникам предпринимателя. Из представленных предпринимателем справок по форме 2-НДФЛ установлено несоответствие сумм платежей по НДФЛ работников и суммы излишней уплаты НДФЛ, указанной в выписке операций по расчету с бюджетом.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

05.10.2020 Компенсация работникам затрат на питание и стоимости санаторно-курортных путевок взносами не облагается

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.07.2020 № Ф09-3442/20 по делу N А60-28500/2019 
Управление ПФР считает, что страхователь неправомерно не включил в базу для начисления страховых взносов компенсации работникам на питание и стоимость санаторно-курортных путевок. Суд, исследовав материалы дела, с доводами Управления ПФР не согласился. Спорные выплаты производились обществом на основании коллективного договора. Дотация на питание предоставляется с целью социальной защищенности и для обеспечения работников качественным питанием, устанавливается в одинаковом размере для всех работников общества независимо от их квалификации, занимаемой должности, а также результатов работы. Работодатель предоставляет льготные путевки санаторно-курортного лечения для обеспечения возможности полноценного отдыха и оздоровления работников и их детей согласно бюджету социальной программы и выделенным средствам в фонде социального страхования. Спорные выплаты не являлись частью системы оплаты труда, не носили стимулирующий характер, не зависели от должности работников, качества и количества выполненной работы, условий ее выполнения, в связи с чем не подлежали обложению взносами.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

05.10.2020 Страхователь, самостоятельно выявивший ошибку в представленных сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и устранивший ее до направления соответствующего уведомления Управлением ПФР, не подлежит ответственности

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.07.2020 № Ф09-3735/20 по делу N А60-57082/2019 
Управление ПФР считает, что страхователь правомерно привлечен к ответственности за представление после установленного срока сведений по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ с типом формы "доп" в отношении застрахованных лиц, сведения о которых ранее за соответствующий отчетный период календарного года не представлялись. Суд, исследовав материалы дела, с доводами Управления ПФР не согласился. Страхователем исходные сведения были представлены своевременно, а дополняющие (уточненные, исправленные) сведения о застрахованных лицах были представлены самостоятельно. При этом Управление ПФР, выявив расхождения между представленной отчетностью по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, не направляло страхователю уведомление с предложением устранить выявленные в ходе проверки расхождения. Страхователь, самостоятельно выявив ошибку, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, что допускает возможность не применять к нему финансовые санкции.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

07.10.2020 Денежные средства, поступившие физическому лицу в качестве оплаты услуг конкурсного управляющего, облагаются НДФЛ

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.08.2020 № Ф10-2515/20 по делу N А54-7730/2018 
Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик неправомерно не включил в базу по НДФЛ денежные средства, полученные им в качестве вознаграждения за выполнение функций конкурсного управляющего. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Спорные денежные средства были зачислены на счет налогоплательщика с назначением платежа "вознаграждение конкурсного управляющего" и поступили от организаций и ИП, в отношении которых осуществлялась процедура конкурсного производства. Суд пришел к выводу, что полученные денежные средства должны были быть включены налогоплательщиком в налоговую базу по НДФЛ. При этом суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что данные денежные средства ему перечислены ошибочно, поскольку установлен искусственный (фиктивный) документооборот по возврату денежных средств в наличной форме.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

08.10.2020 Поскольку представленные налогоплательщиком, в том числе в суд, первичные документы позволяют установить стоимость амортизируемого имущества и расчет амортизации, суд признал неправомерным решение налогового органа, которым часть амортизации исключена из состава расходов

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.08.2020 № Ф10-2096/20 по делу N А54-9878/2018 
Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик занизил налоговую базу по налогу на прибыль путем неправомерного завышения суммы амортизационных начислений. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился. Налогоплательщиком в ответ на требования налогового органа были представлены регистры налогового учета, в том числе регистры учета стоимости продукции, списанной в отчетном периоде, в которых приведена стоимость реализованной продукции, а не затраты по статьям расходов. Вместе с тем регистры расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, с расшифровками прямых расходов, в том числе с целью исключения задвоения, представлены только в ходе судебного разбирательства. Реестры неамортизируемого имущества стоимостью менее 100 000 руб., а также частично первичные документы на приобретение ТМЦ налогоплательщиком представлены тоже в суд первой инстанции. Исходя из представленных документов, суд пришел к выводу об отсутствии завышения амортизационных начислений, в связи с чем решение налогового органа признано неправомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

08.10.2020 Денежные средства, перечисленные медицинской организации по договору страхования работников, заключенному на срок менее года, не подлежат обложению страховыми взносами

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.08.2020 № Ф10-2856/20 по делу N А83-309/2019 
Управление ПФР посчитало, что страхователь занизил базу по страховым взносам, исключив из неё денежные средства, уплаченные за проведенные медицинские осмотры своих работников. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами Управления ПФР не согласился. Из положений закона не следует, что суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок менее одного года, формируют объект обложения страховыми взносами. Более того, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат. Принимая во внимание, что персонал страхователя должен проходить обязательный медицинский осмотр, суд пришел к выводу об отсутствии у Управления ПФР оснований для включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

08.10.2020 Поскольку проданные ИП объекты недвижимости изначально предназначались для использования в предпринимательской деятельности, суд признал правомерным доначисление налога по применяемой налогоплательщиком УСН

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.08.2020 № Ф10-1898/20 по делу N А35-5/2019 
Налоговый орган посчитал, что предприниматель неправомерно не учел при исчислении базы по УСН доход от продажи принадлежащего ему нежилого помещения, используемого в предпринимательской деятельности. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Положения об имущественном налоговом вычете по НДФЛ не распространяются на доходы, получаемые ИП от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу, что спорное помещение по своим функциональным характеристикам изначально не предназначено для использования в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, приобретено налогоплательщиком не для личных целей. В связи с этим полученный доход от продажи нежилого помещения непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, а поэтому подлежит обложению налогом по УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

09.10.2020 При доначислении налогов по ОСН в связи с утратой налогоплательщиком права на применение УСН налоговый орган должен учесть самостоятельно исчисленный и уплаченный налогоплательщиком налог по УСН

Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2020 № 309-ЭС19-9296 по делу N А50-18794/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что ему неправомерно доначислены налоги по ОСН, поскольку он не утратил право на применение УСН; доходы в спорной сумме он не получил. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщик использовал взаимозависимое лицо, уплачивающее ЕНВД, для перераспределения на него получаемых доходов. С учетом суммы фактически полученных налогоплательщиком доходов суд пришел к выводу, что он утратил право на использование УСН. Однако при доначислении налогов по ОСН налоговым органом не были учтены суммы налога по УСН, самостоятельно исчисленные и уплаченные налогоплательщиком за соответствующие налоговые периоды. Поэтому суд указал, что доначисленные суммы налогов должны быть уменьшены на суммы налога по УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

09.10.2020 Затраты на подрядные работы включаются в первоначальную стоимость ОС, если они представляют собой этапы благоустройства, целью которого являлось создание объекта ОС, необходимого для основной деятельности налогоплательщика

Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2020 № 304-ЭС20-11123 по делу N А46-10453/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно учел затраты на подрядные работы в составе текущих расходов по налогу на прибыль. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что спорные работы представляют собой этапы благоустройства, целью которого являлось создание объекта, необходимого для основной деятельности налогоплательщика. Данный объект отвечает критериям признания в качестве основного средства, в том числе такому критерию, как способность приносить организации экономические выгоды (доход). Соответственно, спорные расходы образуют первоначальную стоимость основного средства и списываются через амортизацию.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

06.10.2020 Зачесть переплату по налогам стало легче

Например, переплату по НДФЛ можно зачесть в счет уплаты транспортного налога, налога на имущество или начисленных пеней

С 1 октября зачесть переплату по налогам стало проще. Раньше это было возможно только если переплата идет в счет уплаты налога того же вида, то есть если по федеральному — в счет федерального, по региональному — в счет регионального и т.д. Теперь переплату, например, по НДФЛ можно зачесть в счет уплаты транспортного налога, налога на имущество или начисленных пеней. Налоговики могут провести зачет самостоятельно или по заявлению налогоплательщика, сообщает пресс-служба ФНС России.

Учитывая, что уплатить имущественные налоги нужно до 1 декабря 2020 года, нововведением можно воспользоваться уже в данный момент. Соответствующие поправки в налоговое законодательство внесены федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

При этом такой зачет не распространяется на излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы.

Источник: Российский налоговый портал

 

06.10.2020 После отмены ЕНВД не надо будет сниматься с учета

С 01 января 2021 года в России отменяется популярный специальный налоговый режим — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Налоговики напоминают налогоплательщикам о необходимости подачи заявления о переходе на иной режим налогообложения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощённую систему налогообложения, индивидуальные предприниматели могут также выбрать патент или уплату налога на профессиональный доход. В случае, если налогоплательщик не выберет альтернативный режим налогообложения, то его переведут на общий режим.

Для перехода с 1 января 2021 года на иные специальные налоговые режимы необходимо подать следующие документы:

при переходе на УСН — уведомление по форме № 26.2-1 в срок не позднее 31 декабря 2020 года;

при переходе на ПСН — заявление на получение патента по форме № 26.5-1 в срок не позднее, чем за 10 дней до начала применения ПСН;

при переходе на ЕСХН — уведомление по форме № 26.1-1 в срок не позднее 31 декабря 2020 года.

Уведомление (заявление) о применении выбранного режима налогообложения можно подать через Личные кабинеты ИП и ЮЛ, по телекоммуникационным каналам связи, почтовым отправлением с описью вложения или лично при посещении налоговой инспекции.

Если у вас уже есть УСН или ЕСХН, повторные уведомления о переходе на эти системы писать не нужно

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

07.10.2020 Сенаторы одобрили закон о повышении фиксированных взносов ИП в 2022-2023 году

Сенаторы на заседании Совета Федерации одобрили закон о фиксированных взносах для ИП на 2021-2023 годы.

Размер фиксированных взносов в 2021 году останется на прежнем уровне: на ОПС — 32 448 руб.; на ОМС — 8 426 руб.

В 2022 году взносы вырастут и составят: на ОПС —  34 445 руб.; на ОМС — 8 766 руб.

В 2023 году они станут еще больше: на ОПС —  36 723 руб.; на ОМС — 9 119 руб.

Закон касается индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательстве РФ порядке частной практикой.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

07.10.2020 Учет расходов на проезд сотрудников с разъездной работой

Разъяснения ФНС России

Сотрудникам, чья постоянная работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также тем, кто работает в полевых условиях или участвует в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает расходы, которые связаны со служебными поездками:

расходы на проезд;

расходы на аренду жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы работника, произведенные с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок их возмещения, а также список работ, профессий, должностей этих работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Они могут регламентироваться и трудовыми договорами, говорится в Информации ФНС от 29 сентября 2020 года.

Возмещение сотрудникам расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ относится к компенсации затрат, которые связаны с выполнением трудовых обязанностей. При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль такие затраты учитываются в составе прочих расходов, которые связаны с производством и реализацией на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Источник: Российский налоговый портал

 

08.10.2020 За белорусского ИП не надо платить страховые взносы, если он работает удаленно из своей страны

Физлицо в качестве ИП в Республике Беларусь заключило с ООО на УСН 6% в РФ договор по оказанию услуг по программированию для ООО. Что с НДФЛ и страховыми взносами? Ответ на этот вопрос дал Минфин в письме № 03-04-05/80095 от 11.09.2020,

В ведомстве пояснили, что физлицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь, индивидуальным предпринимателем для целей законодательства РФ о налогах и сборах не признается.

Если данный белорус является постоянно или временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ, то он относится к застрахованным лицам в системе ОПС и ОМС и с выплат по гражданско-правовому договору уплачиваются страховые взносы на ОПС и ОМС независимо от наличия у него статуса ИП по законодательству Республики Беларусь.

Если он живет у себя в стране, то взносы за него не платятся.

Что касается НДФЛ, то при оказании физлицом организации услуг по договору ГПХ на территории РФ получаемое им вознаграждение относится к доходам от источников в РФ и налог должен удержать налоговый агент.

Если физлицо в соответствии с договором ГПХ выполняет работы, оказывает услуги на территории иностранного государства, то получаемое им вознаграждение относится к доходам от источников за пределами РФ.

Если он является резидентом РФ, то должен отчитаться и уплатить НДФЛ самостоятельно. Если он нерезидент, то доход от источников за пределами РФ налогом облагаться не будет.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

08.10.2020 Новый работник принес СТД-ПФР. Что с этой бумажкой делать работодателю?

Работник, ранее отказавшийся от бумажной трудовой книжки, при трудоустройстве предоставил новому работодателю оригинал справки СТД-ПФР.

Оригинал данной справки остается у работодателя или возвращается работнику? Разъяснение по этому вопросу дал Роструд в своем ежемесячномобзоре.

Трудовые специалисты пояснили, что данный вопрос не урегулирован законодательством, поэтому, работодатель вправе выбрать любой вариант действий, в том числе вернуть оригинал справки работнику.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

09.10.2020 Заявление о выдаче справок о расчетах по налогам надо подавать по новой форме

ФНС утвердила новую форму заявления о представлении справок о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам. Приказ от 03.09.2020 № ЕД-7-19/631@ начнет действовать с 19 октября 2020 г.

Налоговые органы обязаны представлять налогоплательщикам по запросам справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов. Такой запрос и надо направлять по утвержденной форме

Новая форма предназначена для физических и юридических лиц. Заявление можно подать в налоговые органы лично, через МФЦ или отправить по почте.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация получила безвозвратный кредит по постановлению Правительства РФ от 16.05.2020 N 696. 
Какие проводки должна сделать организация к закрытию кредита?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае, если будет принято решение о списании кредита, в бухгалтерском учете на дату этого решения сумма задолженности списывается с дебета счета 66, субсчет "Расчеты по кредиту" в кредит счета 91, субсчет "Прочие доходы".

Обоснование вывода:
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила) утвержденыПостановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696.
При соблюдении всех условий, установленных этими Правилами, кредит вместе с процентами может быть полностью списан. При этом действие кредитного договора предусматривает три периода, для каждого из которых предусмотрены соответствующие условия (базовый период, период наблюдения и период погашения).
В базовый период (с даты заключения договора до 01.12.2020) и период наблюдения (с 01.12.2020 по 01.04.2021) конечная ставка для заемщика составляет не более 2% годовых.
Данная льготная ставка не пересчитывается по их окончании. Стандартная (рыночная) процентная ставка применяется только в периоде погашения, срок которого составляет 3 месяца (п.п. 5, 8, пп. "в" п. 9 Правил).
Согласно пп. "д" п. 9 Правил начисляемые проценты по кредитному договору (соглашению) переносятся в основной долг по кредитному договору (соглашению) на дату окончания базового периода кредитного договора (соглашения), а также на дату окончания периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), за исключением процентов, начисляемых в период погашения по кредитному договору (соглашению).
Оплата заемщиком основного долга, включая перенесенные платежи процентов по кредитному договору (соглашению), осуществляется ежемесячно равными долями в течение периода погашения по кредитному договору (соглашению) (пп. "е" п. 9 Правил).
При этом кредитный договор переводится на период погашения по окончании базового периода (без периода наблюдения) в любом из случаев, поименованных в п. 11 Правил.
Таким образом, в силу пп.пп. "в", "д" п. 9 Правил в базовом периоде и периоде наблюдения проценты начисляются, но уплата их не производится (проценты прибавляются к основному долгу по окончании каждого периода).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете сумма кредита не признается доходом организации-заемщика при ее получении и расходом при ее возврате заимодавцу (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99), п. 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)).
Обязательство по полученному кредиту отражается в бухгалтерском учете заемщика как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", далее - ПБУ 15/2008).
Проценты, причитающиеся к оплате кредитору (банку), в общем случае признаются прочими расходами того отчетного периода, в котором они произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п.п. 367 ПБУ 15/2008, п.п. 11, 17 ПБУ 10/99).
При этом расходы признаются в бухгалтерском учете только при выполнении условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99, а именно:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если на момент получения кредитных средств (и далее) у организации в большей степени существует уверенность в том, что долг будет списан (п. 1 ст. 415 ГК РФ), полагаем, что обязательство по кредиту следует отразить в общем порядке:
Дебет 51 Кредит 66, субсчет "Расчеты по кредиту"
- поступили на расчетный счет кредитные средства.
При этом, поскольку неопределенность в списании кредита на этапе его поступления в организацию все же сохраняется, использовать счет 91 для отражения доходов, на наш взгляд, не следует. Тем не менее такое отражение возможно, если организация оценивает вероятность списания как близкую к стопроцентной.
При этом в отношении бухгалтерского учета процентов по кредиту отметим, что если существует неопределенность в том, придется ли организации все же уплатить проценты (будут ли выполнены (или нарушены) установленные Правилами условия для списания кредитных обязательств), суммы начисляемых банком процентов признавать в расходах не нужно, т.к. не выполняется одно из условий п. 16 ПБУ 10/99 (нет уверенности в уменьшении экономических выгод организации).
В дальнейшем, если, как и ожидает организация, решение о списании кредита все-таки будет принято, задолженность по кредиту на дату такого решения списывается на прочие доходы:
Дебет 66, субсчет "Расчеты по кредиту" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- кредитные средства учтены в составе доходов.
Вместе с тем если установленные Правилами условия для списания кредита организация не выполнит, на дату окончания базового периода или периода наблюдения в бухгалтерском учете следует отразить следующие проводки:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит Дебет 66, субсчет "Расчеты по процентам"
- начислены проценты за базовый период и период наблюдения кредитного договора;
Дебет 66, субсчет "Расчеты по процентам" Кредит 66, субсчет "Расчеты по кредиту"
- сумма данных процентов причислена к сумме кредита.
Дальнейшее погашение задолженности по кредиту, а также начисление процентов производятся в общем порядке:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 66, субсчет "Расчеты по процентам"
- начислены проценты за пользование кредитом в периоде погашения (по стандартной ставке);
Дебет 66, субсчет "Расчеты по кредиту" Кредит 51
- возвращен кредит (включая причисленные к нему проценты по льготной ставке);
Дебет 66, субсчет "Расчеты по процентам" Кредит 51
- уплачены проценты, начисленные в период погашения.

К сведению:
В налоговом учете средства, полученные и возвращенные по кредитному договору, в состав доходов и расходов не включаются (пп. 10 п. 1 ст. 251п. 12 ст. 270 НК РФ).
Если сумма кредита и проценты по нему будут списаны, то признавать их в доходах также не следует (пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Беспроцентные кредиты и субсидии на выплату зарплаты: налоговые последствия и бухгалтерский учет;
Энциклопедия решений. Налоговый учет процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги);
Вопрос: Налоговый и бухгалтерский учет кредита на возобновление деятельности согласно постановлению N 696 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.);
- Вопрос: Организация оформила льготный кредит 2.0 в банке на восстановление бизнеса, данный кредит в апреле 2021 года, возможно, будет "прощен". Кредитными деньгами организация воспользовалась для погашения текущих долгов перед поставщиками. Данные оплаты за счет кредитных денег можно ли учитывать в расходах при расчете налога на прибыль? Можно ли принимать к вычету НДС по закупленному товару за счет кредитных денег? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, июль 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

ООО имело задолженность пред другой организацией, затем этот долг был уступлен физическому лицу (единственному учредителю ООО). В настоящий момент учредитель планирует простить долг обществу. ООО применяет общую систему налогообложения. 
Какие налоговые последствия могут быть для ООО и участника?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
У ООО доходы в виде суммы прощенной задолженности подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль.
Для учредителя сделка по прощению долга налоговых последствий не влечет.

Обоснование позиции:
Кредитор может освободить должника от его обязанностей (в том числе по денежному обязательству) путем прощения долга (п. 1 ст. 415 ГК РФ).

Последствия для ООО

1. Налог на прибыль

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ при расчете налоговой базы по налогу на прибыль подлежат признанию внереализационные доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям (за рядом предусмотренных указанным пунктом исключений, не актуальных для ООО). Данная норма применяется и при списании кредиторской задолженности в результате прощения долга, что следует, например, из писем Минфина России от 07.03.2019 N 03-03-06/1/14970, от 12.09.2017 N 03-03-06/1/58668, от 11.09.2015 N 03-03-06/2/52381.
Статья 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения.
Так, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации или от физического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада передающей стороны. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
Как видим, основания для применения приведенной нормы возникают в том числе при получении российской организацией имущества от учредителя. Смотрите дополнительно письмо Минфина России от 20.02.2020 N 03-03-06/2/12114. При этом под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (смотрите ст. 128 ГК РФ). Имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг, имуществом не признаются (п. 2 ст. 38 НК РФ).
В случае приобретения учредителем долга по договору уступки права требования и его последующего прощения отсутствует фактическая передача имущества между учредителем и ООО. Поэтому в подобных ситуациях финансовое ведомство приходит к выводу о невозможности применения пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ в отношении прощенной задолженности (смотрите, например, письма Минфина России от 14.06.2018 N 03-03-06/1/40792, от 09.06.2018 N 03-03-06/1/39792, от 08.02.2013 N 03-03-06/1/3094, от 20.06.2012 N 03-03-06/1/315, от 07.02.2011 N 03-03-06/1/76)*(1).
Вместе с тем очевидно, что в результате прощения долга учредителем у организации-заказчика останутся в распоряжении денежные средства.
В свою очередь, в письме Минфина России от 21.10.2010 N 03-03-06/1/656 указывается, что возможность применения пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не обусловлена проведением прямой сделки наделения дочерней организации имуществом. Если вследствие прощения долга дочерняя организация получает безвозмездно имущество, то есть имеет место реальное увеличение стоимости имущества дочерней организации, доходы дочерней организации в виде данного имущества не учитываются в целях налогообложения прибыли на основании пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Если придерживаться данной логики, то можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае имеются предпосылки для применения пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Однако с большой долей вероятности такую позицию организации придется отстаивать в суде.
Арбитражную практику нельзя назвать обширной. Но вместе с тем в постановлении ФАС Московского округа от 17.08.2012 N Ф05-8913/12 по делу N А41-43249/2011 судьи в ситуации, близкой к рассматриваемой (учредителем был приобретен долг по договору поставки), пришли к выводу о возможности применения должником пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Что касается иных норм ст. 251 НК РФ (например, пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ*(2)), то оснований для их применения мы однозначно не видим.

2. НДС

Ни в связи с приобретением учредителем долга, ни в связи с его последующим прощением у организации-должника не возникает объекта налогообложения по НДС, а потому и обязанности по начислению и уплате данного налога (п. 1 ст. 38п. 1 ст. 146 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Возможна ли добровольная ликвидация ООО с наличием кредиторской задолженности (кредитором является участник ликвидируемого ООО, который не планирует взыскивать долги)? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, март 2020 г.).

Последствия для учредителя

В случае прощения долга по приобретенному требованию у физического лица (дарителя) не образуется экономической выгоды - дохода (ст. 41НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 31.10.2019 N 03-04-05/83943). Соответственно, не приходится говорить и об обязанности по уплате НДФЛ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Какие обязательные условия должен содержать договор об оказании услуг с самозанятым (самозанятый оказывает услуги организации), чтобы исключить налоговые риски?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не устанавливает никаких специальных требований к договору на оказание услуг, заключаемому с самозанятым лицом. При этом могут быть даны определенные рекомендации по оформлению такого договора: указание на статус самозанятого, обязательство контрагента незамедлительно сообщить об изменении этого статуса, обязательство контрагента выдавать чеки при получении оплаты.

Обоснование вывода:
Налог на профессиональный доход относится к специальным налоговым режимам, введенным в порядке эксперимента (пп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ). Профессиональный доход - это доход физических лиц (в том числе ИП) от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
Существуют определенные ограничения для применения режима НПД исходя из видов осуществляемой деятельности, а также из некоторых других критериев (подробнее смотрите в ч. 2 ст. 4ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ). Однако деятельность, связанная с возмездным оказанием услуг, к запретным видам деятельности не отнесена. Соответственно, формальных препятствий для заключения гражданско-правового договора с самозанятым лицом в рассматриваемой ситуации нет. При этом должны соблюдаться следующие условия, предусмотренные Законом N 422-ФЗ:
- доход самозанятого от предоставления соответствующих услуг в текущем году не должен превышать 2,4 млн. руб.*(1);
- заказчик услуг не является работодателем самозанятого лица в настоящий момент и не являлся таковым в течение двух предшествующих лет.
Физические лица, изъявившие желание перейти на НПД, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика (ч. 1 ст. 5Закона N 422-ФЗ). Взаимодействие между налоговым органом и плательщиком НПД осуществляется с помощью мобильного приложения "Мой налог", устанавливаемого на компьютерное устройство (мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшет) (ч. 1 ст. 3 Закона N 422-ФЗ).
Оказание организации услуг лицом, являющимся плательщиком НПД, следует оформить гражданско-правовым договором с соблюдением простой письменной формы (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято путем совершения лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий (абзац 2 п. 1 ст. 160п.п. 23 ст. 434п. 3 ст. 438 ГК РФ). В таком договоре целесообразно указать, что исполнитель применяет режим НПД, и обязать последнего незамедлительно уведомлять заказчика об изменении данного статуса.
Следует подчеркнуть, что действующее законодательство не устанавливает никаких специальных требований к договору на оказание услуг, заключаемому с самозанятым лицом, и не предписывает включать в него какие-либо определенные условия. Более того, гражданско-правовой договор в принципе не может регулировать налоговые взаимоотношения сторон, хотя воспроизведение в нем соответствующих положений налогового законодательства не возбраняется. Такой договор, даже не содержащий прямого указания на то, что контрагент является плательщиком НПД, не влечет для организации-заказчика налоговых рисков, при условии, что контрагент реально обладает этим статусом, а все выплаты в его пользу сопровождаются оформлением чека.
Таким образом, оформляя соответствующий договор, требуется убедиться в том, что исполнитель имеет право на применение спецрежима НПД. Для этого:
- с одной стороны, сами плательщики НПД могут сформировать мобильном приложение "Мой налог", а также в веб-кабинете "Мой налог", размещенном на официальном сайте ФСН России (https://npd.nalog.ru/web-app/), справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим НПД*(2);
- с другой стороны, информацию о постановке на учет в качестве плательщика НПД можно также получить на сайте ФНС в сервисе "Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)" (https://npd.nalog.ru/check-status/) (письмо ФНС России от 19.04.2019 N СД-4-3/7496@). Данную операцию рекомендуется осуществлять при каждой выплате самозанятому в рамках заключенного сторонами договора.
В рассматриваемой ситуации заключается договор возмездного оказания услуг. ГК РФ не требует оформления сторонами такого договора акта либо иного документа, удостоверяющего приемку оказанных услуг (постановление Восемнадцатого ААС от 21.12.2016 N 18АП-14643/16). Тем не менее в силу ст. 783 ГК РФ к такому договору могут применяться общие положения ГК РФ о подряде и бытовом подряде. По смыслу п. 2 ст. 720ГК РФ приемка работ по договору подряда удостоверяется актом либо иным документом. Результат исполнения договора возмездного оказания услуг, как правило, характеризуется отсутствием овеществленного результата, подлежащего передаче заказчику. Услуги потребляются в процессе их оказания, в связи с чем их результат, в отличие от результата работ, не требует приемки. Тем не менее принципиально оформление документа о приемке не противоречит существу договора возмездного оказания услуг и применяется на практике, поскольку подписанный сторонами без возражений документ о приемке, являясь надлежащим подтверждением факта оказания услуг, минимизирует риски возникновения спора между контрагентами (постановления Восьмого ААС от 09.07.2015 N 08АП-6415/15, АС Дальневосточного округа от 28.04.2015 N Ф03-1420/15, АС Северо-Кавказского округа от 27.01.2017 N Ф08-10343/16, АС Московского округа от 19.04.2016 N Ф05-3265/16). Акт составляется в свободной форме. При его разработке можно воспользоваться общими рекомендациями по составлению документа, подтверждающего приемку исполнения.
Самозанятое лицо является самостоятельным плательщиком НПД и не признается плательщиком НДФЛ (ч. 8 ст. 2 Закона N 422-ФЗ). Следовательно, на организацию, заключившую договор с указанным лицом, не возлагаются обязанности налогового агента: исчисление, удержание и уплата НДФЛ, а также представление отчетности по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ. Не начисляются на сумму вознаграждения самозанятого лица и страховые взносы при условии, что у организации будет в наличии чек, выданный таким лицом (второй абзац ч. 1 ст. 15Закона N 422-ФЗ, письма Минфина России от 11.03.2019 N 03-11-11/15357, от 17.04.2019 N 03-11-11/27454): законодательством предусмотрено, что при проведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), плательщик НПД обязан через мобильное приложение "Мой налог" передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу заказчику*(3). При безналичном расчете это необходимо сделать не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты, в случае выплаты наличных денег чек формируется в момент проведения расчетов (ч. 1,ч. 3 ст. 14 Закона N 422-ФЗ). В чеке должны быть указаны наименование оказанных услуг и ИНН заказчика. Таким образом, информация о том, что услуги оказаны физическим лицом, являющимся плательщиком НПД, удостоверяется путем передачи организации-заказчику чека из приложения "Мой налог", подтверждающего расчеты и являющегося документальным основанием для учета указанных расходов*(4). Только в этом случае организации не нужно уплачивать страховые взносы с вознаграждения исполнителю. При отсутствии чека при произведении расчетов выплачиваемая самозанятому лицу сумма подлежит обложению страховыми взносами. Отсутствие обязанности по исчислению НДФЛ и взносов (при наличии чека) при выплате в виде вознаграждения физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим НПД, по договору гражданско-правового характера подтверждается письмом Минфина России от 13.08.2019 N 03-11-11/61078.
Если плательщик НПД утратил свой статус, а организация продолжает работать с ним в прежнем режиме, то есть не исполняет функций налогового агента, она может быть привлечена к налоговой ответственности, с соответствующим перерасчетом налоговых обязательств.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
письмо ФНС России от 20 февраля 2019 г. N СД-4-3/2899@ "О применении налога на профессиональный доход".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

 

Организация - микропредприятие, включенное в Единый реестр СМП с основным кодом вида деятельности ОКВЭД 93.13 "Деятельность в области спорта прочая", не работало с 23 марта по 13 июля. 
1. За какой период страхователь полностью освобожден от страховых взносов?
2. За какой период и по каким тарифам уже надо эти взносы уплатить (в разбивке по фондам)?
3. Каковы сроки уплаты страховых взносов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, включенная 01.08.2016 в Единый реестр субъектов МСП и осуществляющая деятельность в отрасли, отнесенной к пострадавшей от пандемии, имеет право на использование нулевых тарифов страховых взносов в отношении выплат за апрель, май и июнь 2020 года.
Начиная с июля она вправе использовать 15-процентный пониженный тариф, установленный для "малого бизнеса".
Уплата взносов производится ею на условиях продления сроков за март-май 2020 года на 6 месяцев; за июнь-июль 2020 года - на 4 месяца и с учетом права дробной оплаты.
Сроки уплаты взносов, начисленных за последующие месяцы 2020 года, не переносились. Сделать это нужно не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Обоснование вывода:
1. Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (далее - Закон N 172-ФЗ) для указанных вст. 2 Закона N 172-ФЗ организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование - в размере 0,0 процента;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0 процента.
Тем самым организация, включенная 01.08.2016 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и осуществляющая деятельность в отрасли, отнесенной к пострадавшей от пандемии, имеет право на использование указанных "обнуленных" тарифов в отношении выплат за апрель, май и июнь 2020 года.
2. На выплаты за последующие месяцы страховые взносы следует начислять с применением веденных Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ пониженных ставок страховых взносов для субъектов МСП:
1) если размер выплаты в месяц не превышает МРОТ (в пределах величины базы для исчисления страховых взносов):
- 22% - на ОПС;
- 2,9% - на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (1,8% - в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением ВКС));
- 5,1% - на ОМС.
2) если размер выплаты в месяц не превышает МРОТ (свыше предельной величины для исчисления страховых взносов):
- 10% - на ОПС;
- 0,0% - на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 5,1% - на ОМС.
3) если размер выплат в месяц превышает МРОТ (как в пределах величины для исчисления страховых взносов, так и свыше):
- 10% - на ОПС;
- 0,0% - на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 5,0% - на ОМС.
Более наглядно (в табличной форме) эта информация представлена в материале: Таблица тарифов страховых взносов для субъектов МСП.
3. Теперь о сроках уплаты страховых взносов (включая взносы "на травматизм"): они продлены пп.пп. "б" и "в" п. 1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 для субъектов МСП:
- с исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за март-май 2020 г. - на 6 месяцев;
- с исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за июнь-июль 2020 г. - на 4 месяца.
Помимо этого, предусмотрена их дробная уплата - равными частями в размере 1/12 суммы ежемесячно, не позднее последнего числа месяца начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает продленный срок уплаты соответствующих платежей (п. 1.1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Тогда дата уплаты страховых взносов за март 2020 года - до 15 октября 2020 г., а уплатить их можно равными траншами по 1/12 причитающейся суммы с 30.11.2020 по 31.10.2021.
Взносы за июль 2020 года могут быть уплачены до 15 декабря 2020 г., но в случае использования права на постепенную уплату - с 31.01.2021 по 31.12.2021 (смотрите также Таблицы переноса сроков представления отчетности и уплаты налогов в 2020 году в связи с пандемией COVID-19 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.).
Сроки уплаты взносов, начисленных за последующие месяцы 2020 года, не переносились и установлены п. 3 ст. 431 НК РФ. То есть взносы за август 2020 года перечисляются не позднее 15.09.2020.

К сведению:
Тарифы взносов в ФСС на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с 01.04.2020 не поменялись, не упоминает их и Закон N 172-ФЗ. Поэтому взносы "на травматизм" исчисляются со всей суммы выплаты (без учета МРОТ) и не "обнуляются" за апрель-июнь 2020 года, но уплачиваются с учетом переноса срока (смотрите информацию на сайте территориального отделения ФСС РФ: http://r69.fss.ru/157714/158844/495546.shtml) и возможностью дробной оплаты (пп. "в" п. 1п. 1.1 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году;
Энциклопедия решений. Сроки уплаты взносов на страхование от НС и ПЗ. Обеспечение исполнения обязанности по уплате взносов;
Энциклопедия решений. Противокоронавирусные меры и выплаты физлицам: НДФЛ и страховые взносы;
Вопрос: Применение пониженных тарифов страховых взносов с 01.07.2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.);
Вопрос: Тариф страховых взносов для пострадавших субъектов МСП в 3 квартале 2020 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения