Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 4 по 10 апреля 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497
"О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"

До 1 октября 2022 г. вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов

Данное решение распространяется на граждан, индивидуальных предпринимателей, а также на все организации, за исключением должников-застройщиков (если многоквартирные дома и другая недвижимость уже внесены в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления.).

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.

 

Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 586
"О некоторых особенностях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с отдельными законодательными актами Российской Федерации"

Правительством РФ установлены особенности раскрытия и предоставления информации финансовыми организациями

В частности, документом закреплен перечень информации, которую кредитные организации, некредитные финансовые организации и находящиеся под их контролем лица вправе не раскрывать и не предоставлять в случае введения в отношении них мер ограничительного характера. К таковой отнесены в том числе информация о крупных сделках и (или) сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, инсайдерская информация, сведения о клиринговой организации, сведения о структуре и составе акционеров (участников) микрофинансовой организации и др.

Доступ к информации подлежит ограничению ФНС России по заявлению таких лиц.

Центральный депозитарий, организатор торговли также вправе осуществлять в ограниченных составе и (или) объеме раскрытие информации в отношении указанных лиц при поступлении от них уведомления с указанием информации, которая не подлежит раскрытию.

 

Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 590
"О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году"

Правительством установлены особые условия предоставления в 2022 году субсидий, в том числе грантов, юрлицам, ИП и физлицам - производителям товаров, работ, услуг

Согласно постановлению при предоставлении субсидий применяются следующие условия, в частности:

срок окончания приема заявок участников отбора может быть сокращен до 10 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении отбора;

у участника отбора может быть неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, не превышающая 300 тыс. рублей;

участник отбора не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения контрактов по причине введения санкций или мер ограничительного характера;

главный распорядитель вправе принять решение о продлении сроков достижения значений результатов предоставления субсидии (но не более чем на 24 месяца) без изменения размера субсидии либо решение об уменьшении значения результата предоставления субсидии;

снижено требование в части объема привлекаемых участником отбора средств внебюджетных источников с 50 до 30 процентов общей стоимости работ по проведению прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок.

 

Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 N 523
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 602"

Утвержден перечень НКО, гранты, премии, призы и подарки которых, вручаемые за участие в соревнованиях и конкурсах, не подлежат налогообложению

Соответствующим перечнем дополнено Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 602.

В перечень включены 4 организации: "Россия - страна возможностей"; "Большая Перемена", а также детско-юношеские организации "Российское движение школьников" и "Российское общество "Знание".

 

Приказ Минфина России от 01.04.2022 N 49н
"О внесении изменения в типовую форму договора залога имущества, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 101н"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2022 N 68072)

Актуализирована типовая форма договора залога имущества

Реализованы положения Федерального закона от 26.03.2022 N 74-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 02.03.2022 N ЕД-7-8/179@
"Об утверждении формы заявления о применении особого порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя, а также формата его представления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2022 N 68026.

Утверждена форма заявления о применении особого порядка перечисления в бюджетную систему обязательных платежей с использованием единого налогового платежа

Организации и ИП вправе с 1 июля по 31 декабря 2022 года (включительно) применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, посредством перечисления в бюджетную систему РФ единого налогового платежа (статья 45.2 НК РФ).

Утверждены форма и формат такого заявления.

Приказ вступает в силу не ранее 1 апреля 2022 года и действует по 30 апреля 2022 года (включительно).

 

Решение Совета директоров Банка России от 01.04.2022
"Об установлении размера суммы отдельных операций резидентов и нерезидентов"

Расширен перечень видов контрактов, на которые не распространяется установленное Банком России ограничение на сумму предоплаты (аванса) в пользу нерезидентов

Банком России установлено ограничение суммы, в пределах которых резиденты могут осуществлять предоплату (авансовый платеж) в пользу нерезидентов по определенным видам контрактов (30% от суммы обязательств по контракту).

Одновременно предусмотрен ряд исключений из этого правила.

Ранее Решением Совета директоров Банка России от 25.03.2022 было установлено исключение для двух видов контрактов, теперь их четыре.

Отменено решение Совета директоров Банка России от 25 марта 2022 года об установлении размера суммы отдельных операций резидентов и нерезидентов.

 

Официальное разъяснение Банка России от 04.04.2022 N 3-ОР
"О применении положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"

Банком России даны разъяснения по вопросам обязательной продажи части валютной выручки и исполнения обязательств перед иностранными кредиторами

Сообщено, в частности, о следующем:

запрет на зачисление резидентами иностранной валюты на счета (вклады), открытые за пределами территории РФ, распространяется на все внешнеторговые экспортные контракты и не содержит исключений в отношении контрактов, требование о репатриации по которым с 1 июля 2021 года отменено;

обязательной продаже подлежат все виды иностранных валют без исключения. Продажа может осуществляться как уполномоченному банку, в котором участник ВЭД находится на обслуживании, так и иному уполномоченному банку либо на организованных торгах;

исполнение обязательств перед иностранными кредиторами, подпадающих под регулирование Указа N 95, не может рассматриваться в качестве ненадлежащего и, как следствие, признаваться событием дефолта.

 

Письмо ФНС России от 28.03.2022 N БС-4-11/3695@
"В отношении обложения налогом на доходы физических лиц доходов налогоплательщиков, полученных в виде материальной выгоды"

ФНС разъяснены некоторые вопросы, касающиеся возврата излишне удержанной налоговым агентом суммы НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды, полученной в 2021 - 2022 годах

Сообщается, что для возврата излишне удержанной суммы НДФЛ налоговым агентам необходимо представить в налоговый орган:

уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2021 года, полугодие 2021 года, девять месяцев 2021 года и 2021 год;

корректирующие (аннулирующие) справки о доходах и суммах налога физлиц (приложения N 1 к расчету по форме 6-НДФЛ за 2021 год) только в отношении физлиц, данные которых уточняются (корректировке подлежат доходы в виде материальной выгоды по кодам доходов 2610, 2630, 2640 и 2641).

 

<Письмо> ФНС России от 31.03.2022 N ЕА-4-26/3910@
"О направлении порядка и формата Уведомления о получателе документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (КНД 1167008)"

Направить уведомление в налоговый орган об адресе, на который следует направлять документы в электронной форме, необходимо по новому формату

Такое уведомление направляется в налоговый орган в случае, если у налогоплательщика используются несколько адресов, либо при смене налогоплательщиком оператора электронного документооборота.

 

<Письмо> ФНС России от 01.04.2022 N СД-4-3/3993@
"О порядке заполнения раздела 1 декларации по НДС"

ФНС сообщен код для нового основания применения заявительного порядка возмещения НДС

Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ расширен перечень оснований для применения заявительного порядка возмещения НДС (подпункт 8 пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ).

В случае применения за первый квартал 2022 года заявительного порядка возмещения НДС на основании указанной нормы, налогоплательщикам при заполнении налоговой декларации рекомендуется указывать по строке 055 код 07.


<Информация> Банка России от 01.04.2022
"Банк России смягчает ограничения на переводы средств за рубеж для физических лиц"

Банк России: в течение календарного месяца физические лица имеют право перевести за пределы РФ со своего счета в российском банке на свой счет или другому физическому лицу за рубежом не более 10 тыс. долларов США или в эквиваленте в другой валюте

Через компании, оказывающие услуги по переводу денежных средств без открытия счета, можно перевести в месяц не более 5 тыс. долларов США или в эквиваленте в другой валюте.

Указанные нормы распространяются на резидентов и нерезидентов из стран, не поддерживающих санкции. Такую же возможность получили нерезиденты из всех других государств, работающих в России по трудовым или гражданско-правовым договорам.

В то же время переводы за рубеж с банковских счетов нерезидентов - физических лиц из стран, поддерживающих санкции, и не работающих в России, а также юридических лиц из этих государств приостановлены на 6 месяцев. На такой же срок приостановлены переводы за рубеж средств физических и юридических лиц - нерезидентов из стран, поддерживающих санкции, со счетов российских брокеров.

Суммы переводов рассчитываются по официальному курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату поручения на осуществление перевода.


<Информация> ФНС России
"Как проверить правильность заполнения расчета по страховым взносам"

ФНС обращает внимание на необходимость соблюдения контрольных соотношений при заполнении расчета по страховым взносам

В письме приведены соотношения ряда показателей, невыполнение которых может свидетельствовать об ошибках и искажениях, допущенных плательщиком взносов.


Информационное письмо Банка России от 06.04.2022 N ИН-018-53/49
"О мерах по поддержке страхового рынка"

Банк России сообщает о принятии мер по снижению регуляторной и надзорной нагрузки на субъекты страхового дела

Банк России планирует увеличивать срок исполнения предписаний и запросов надзорного характера; приостанавливает реализацию контактных мероприятий превентивного поведенческого надзора на период до 01.01.2023; а также до 01.01.2023 будет воздерживаться от применения мер воздействия за нарушение ряда требований, согласно приведенному перечню.

Кроме того, Банк России рекомендует специализированным депозитариям до 01.01.2023 не применять последствия, предусмотренные договором об оказании услуг специализированного депозитария, в отношении страховщиков, не обеспечивающих своевременное предоставление документов.

 

Информационное письмо Банка России от 07.04.2022 N ИН-018-44/51
"О мерах поддержки микрофинансовых организаций"

Банк России информирует о неприменении мер воздействия в отношении микрофинансовых организаций

В частности, до 31 декабря 2022 года включительно не будут применяться меры за нарушение микрофинансовыми организациями порядка формирования резервов на возможные потери по займам в части неотнесения к реструктурированной для целей формирования резервов задолженности, в том числе по договорам займа, условия которых изменены после 23 февраля 2022 года по собственным программам реструктуризации микрофинансовых организаций в связи с ухудшением финансового положения заемщика в результате действия мер ограничительного характера, введенных в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц.

В случае допущения микрофинансовыми организациями таких нарушений Банк России рекомендует указывать информацию об этом в составе сопроводительного письма, представляемого с отчетностью, установленной Указанием Банка России от 3 августа 2020 года N 5523-У.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

04.04.2022 ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ ОБЩЕСТВА О ВЫПЛАТЕ ДИВИДЕНДОВ УЧАСТНИКУ - ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВОЗВРАТА ОБЩЕСТВУ УПЛАЧЕННОГО НДФЛ, ЕСЛИ НЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗВРАТА ЕМУ УЧАСТНИКОМ ВЫПЛАЧЕННЫХ ДИВИДЕНДОВ

Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2022 № 309-ЭС21-26067 по делу N А76-52222/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что ему должен быть возвращен НДФЛ, излишне уплаченный как налоговым агентом, т. к. решение учредителя общества о выплате дивидендов участнику - физическому лицу признано недействительной сделкой. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые во исполнение этих сделок финансово-хозяйственные операции, а потому признание гражданско-правовой сделки недействительной без проведения реституции (приведения сторон сделки в первоначальное состояние) не может являться основанием для внесения изменений в налоговые декларации, расчеты. Поскольку нет доказательств возврата участником обществу полученных от него дивидендов, оснований для возврата обществу заявленной суммы налога не имеется.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

04.04.2022 ПОСКОЛЬКУ СТРАХОВАТЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫЯВИЛ И УСТРАНИЛ НЕСООТВЕТСТВИЯ СВЕДЕНИЙ ПО ФОРМЕ СЗВ-М, СУД ПРИЗНАЛ НЕПРАВОМЕРНЫМ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЕГО К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2022 № Ф10-6609/21 по делу N А36-5217/2021

Управление ПФР посчитало, что страхователь правомерно привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений о застрахованном лице. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами Управления ПФР не согласился. Установлено, что исходные формы сведений о застрахованных лицах СЗВ-М за спорный отчетный период были представлены в ПФР в установленные сроки. Данные отчеты были приняты без замечаний. Самостоятельно обнаружив несоответствия (неполноту) в представленных сведениях, страхователь направил ПФР дополняющие формы отчета СЗВ-М, указав верные сведения о застрахованных лицах. Суд пришел к выводу, что допущенные страхователем несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-М были самостоятельно устранены им до выявления указанных нарушений ПФР, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей, и может являться основанием для неприменения санкций.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

04.04.2022 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЧИСЛЕН ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ, СНЕСЕННЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ДО НАЧАЛА ПРОВЕРЯЕМОГО ПЕРИОДА

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2022 № Ф10-6840/21 по делу N А08-355/2021

Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик занизил налоговую базу по налогу на имущество, поскольку сведения о новой кадастровой стоимости объекта были внесены в ЕГРН после начала проверяемого периода. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился. Установлено, что налогоплательщиком первоначально существующие объекты недвижимости были полностью снесены и возведен новый в несколько этапов реконструкции. Первый этап реконструкции был окончен до начала проверяемого периода, при этом первоначальные объекты были сняты налогоплательщиком с учета. Как следствие, объектов, площадь которых для расчета использовал налоговый орган, в проверяемый период не существовало. Поэтому основания для расчета налога на имущество исходя из данных по снесенному объекту отсутствовали. Суд признал правомерным исчисление налогоплательщиком налога исходя из площади фактически существующего нового объекта, сведения о кадастровой стоимости которого были внесены в ЕГРН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

04.04.2022 ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНА НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ У ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЗАИМОЗАВИСИМОЙ С ПРОВЕРЯЕМЫМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2022 № 306-ЭС21-26327 по делу N А06-14570/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что является незаконной выемка налоговым органом предметов и документов из кабинета генерального директора общества. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества обоснованной. В рамках проведения выездных проверок налоговыми органами на основании постановлений была произведена выемка документов, предметов, о чем составлены протоколы. При этом из протоколов следует, что должностными лицами налоговых органов также произведены принудительное вскрытие, осмотр и выемка документов общества, находящихся в кабинете, который являлся рабочим местом его директора. Однако в отношении общества решение о проведении выездной налоговой проверки не принималось, постановление о производстве выемки не выносилось, требование о добровольной выдаче документов и предметов до принудительного их изъятия не предъявлялось. Суд пришел к выводу о нарушении налоговыми органами требований действующего законодательства при производстве выемки. Предположение о наличии между обществом и проверяемыми лицами признаков взаимозависимости само по себе не является основанием для производства выемки. Выемка документов не может быть произвольной и возможна только у лица, в отношении которого проводится налоговая проверка.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.04.2022 СУД ПРИЗНАЛ АКТ О ВЫЯВЛЕНИИ НОВОГО ОБЪЕКТА ОБЛОЖЕНИЯ ТОРГОВЫМ СБОРОМ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, Т. К. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПО УКАЗАННОМУ В АКТЕ АДРЕСУ ОСУЩЕСТВЛЯЛ НЕ ТОРГОВЛЮ, А ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БЫТОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ

Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2022 № 305-ЭС21-26471 по делу N А40-23655/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Департамент экономической политики и развития города считает, что правомерно составил акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Департамента необоснованной. Установлено, что предприниматель по указанному Департаментом адресу осуществлял не торговлю, а деятельность по бытовому обслуживанию населения в виде пошива и ремонта изделий с использованием материалов заказчиков. Поскольку Департаментом не доказано осуществление предпринимателем торговой деятельности, суд признал акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором недействительным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.04.2022 ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА ПО УСН НЕ МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ РАСХОДЫ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ КОМАНДИРОВОЧНЫХ ЗАТРАТ, ЕСЛИ ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОБОСНОВАННОСТЬ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ МЕЖДУ СЧЕТАМИ С ЦЕЛЬЮ ВЫПЛАТЫ КОМАНДИРОВОЧНЫХ И ОПЛАТЫ АВИАБИЛЕТОВ, А ТАКЖЕ АВАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ

Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2022 № 306-ЭС21-26664 по делу N А55-18526/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно учел спорные расходы при исчислении налога по УСН. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено необоснованное принятие налогоплательщиком в качестве расходов различных спорных затрат (в т.ч. денежные средства, перечисленные контрагентам, которые не подтвердили договорные отношения с обществом, перечисление денежных средств по операциям, плательщиком которых выступает иное лицо, сумма расходов на возмещение командировочных затрат и оплату труда). Суд пришел к выводу об отсутствии документального подтверждения заявленных налогоплательщиком расходов и занижении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. В частности, первичные документы, по которым можно было бы квалифицировать правомерность включения в состав затрат перевода денежных средств между счетами с целью выплаты командировочных и оплаты авиабилетов, не представлены. Авансовые отчеты, связанные с командировкой, налогоплательщиком ни в инспекцию, ни в суд также не представлены.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.04.2022СУД ПРИЗНАЛ ПРАВОМЕРНЫМ ДОНАЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ С НЕУЧТЕННОГО ДОХОДА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, ФОРМАЛЬНО ПРОДАННОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ КАК КОМИССИОНЕРОМ, НО ПРОИЗВЕДЕННОЙ ИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2022 № Ф10-5168/21 по делу N А54-603/2017

Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик занизил налоговую базу по налогу на прибыль, не отразив в составе доходов реализацию продукции, создав формальный документооборот по взаимоотношениям в рамках договоров комиссии. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Из анализа представленных договоров комиссии следует, что налогоплательщик обязался реализовывать продукцию от своего имени, но за счет комитентов за вознаграждение. Вместе с тем установлено, что финансово-хозяйственные отношения между налогоплательщиком и покупателями возникли до заключения договоров комиссии. Факт производства продукции самим налогоплательщиком подтверждается данными бухгалтерского баланса. Более того, установлено, что был произведен пуск нового цеха с современным оборудованием, при этом производительность цеха увеличилась в несколько раз. Перечисленные налогоплательщиком в адрес комиссионеров денежные средства возвращались практически в том же размере на его счета напрямую либо через фирмы-посредники. С учетом данных обстоятельств суд признал правомерным решение налогового органа о доначислении налога на прибыль.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.04.2022 СУД НЕ ВПРАВЕ УДОВЛЕТВОРИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА О ВОЗВРАТЕ НДС, ЕСЛИ НА МОМЕНТ ОБРАЩЕНИЯ В СУД НЕ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ПО ИТОГАМ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ, В РАМКАХ КОТОРОЙ ПРОВЕРЯЕТСЯ ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПОРНЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ

Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2022 № 307-ЭС21-26688 по делу N А56-3913/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что налоговый орган должен вернуть ему НДС, возмещение которого производится в заявительном порядке. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что на момент обращения в арбитражный суд материалы налоговой проверки, в рамках которой проверяется обоснованность применения спорных налоговых вычетов, не были рассмотрены, решение по итогам проверки не было принято. Поскольку суд не может подменять деятельность налоговых органов по проведению налоговых проверок, в удовлетворении заявления налогоплательщика отказано.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

06.04.2022 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПО ИСТЕЧЕНИИ УСТАНОВЛЕННОГО СРОКА ИСПРАВЛЕННОГО РАСЧЕТА ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ, ПЕРВОНАЧАЛЬНО НЕ ПРИНЯТОГО НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ИЗ-ЗА ОШИБОК В НЕМ, ВЛЕЧЕТ НАЛОГОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.01.2022 № Ф05-34213/21 по делу N А40-129299/2021

Налоговый орган считает, что страхователь правомерно привлечен к ответственности за нарушение срока представления расчета по страховым взносам. Назначенное наказание соответствует тяжести совершенного нарушения. Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами налогового органа. Налоговый орган не принял направленный страхователем расчет по причине наличия в нем ошибок. Исправленный расчет был представлен страхователем по истечении установленного законом срока. При назначении штрафа налоговый орган учел и отягчающие, и смягчающие обстоятельства. Довод общества о том, что в уведомлениях об отказе в приеме расчета в качестве основания для отказа была сделана ссылка на отмененный Административный регламент ФНС России, отклонен, поскольку перечень оснований, указанных в уведомлениях об отказе в приеме соответствующего расчёта, соответствует действующему Административному регламенту.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

07.04.2022 ЕСЛИ ПОСТУПИВШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ В КАЧЕСТВЕ ВКЛАДА В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ФАКТИЧЕСКИ ЯВЛЯЮТСЯ БЮДЖЕТНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ, ТО ОН НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА ВЫЧЕТ НДС ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЗА СЧЕТ НИХ ИМУЩЕСТВА

Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2022 № 301-ЭС21-26684 по делу N А82-9973/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно принял к вычету НДС, т. к. ОС были приобретены за счет собственных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал, а не за счет бюджетных инвестиций. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Увеличение уставного капитала налогоплательщика производилось в порядке, установленном постановлением Правительства области; источник денежных средств - бюджетная система РФ. Денежные средства предоставлены конкретному получателю - налогоплательщику, носят целевой характер и повлекли увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества на эквивалентную часть уставного капитала налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что поступившие налогоплательщику в качестве вклада в уставный капитал денежные средства являются бюджетными инвестициями, поэтому он не имеет права на вычет НДС при приобретении за счет них имущества.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

04.04.2022 Бухгалтерам надо пересдавать расчеты 6-НДФЛ за 2021 год, если там был доход с кодом 2610

Всем, у кого в приложении к форме 6-НДФЛ за 2021 год были показаны доходы в виде материальной выгоды, надо сдавать уточненки и возвращать сотрудникам НДФЛ.

Речь идет о доходах с кодами: 2610, 2630, 2640, 2641.

Дело в том, что материальную выгоду освободили от НДФЛ задним числом — с 2021 года. Об этом мы рассказывали здесь.

Комментируя эту новость, наши читатели предположили, что придется сдавать уточненки за прошлый год, и были правы. Бухгалтеры решили подождать разъяснений от ФНС, и вот эти разъяснения вышли.

В письме ФНС № БС-4-11/3695@ от 28.03.2022 говорится, что надо вернуть людям удержанный НДФЛ за 2021 год и тот, который успели удержать в 2022 году.

Поэтому бухгалтеры должны сдать уточненные расчеты 6-НДФЛ за:

1 квартал 2021 года;

полугодие 2021 года;

9 месяцев 2021 года;

2021 год.

Причем в расчет за 2021 года надо включить только те справки (приложение № 1), в которых есть доход с кодами матвыгоды. Справки по остальным сотрудникам пересдавать не надо.

Возврат налога сотрудникам надо произвести из тех сумм, которые причитаются к перечислению сейчас. Для этого у компании есть 3 месяца с момента поступления заявления от сотрудника.

Если вдруг НДФЛ к возврату больше, чем тот, который причитается к уплате, надо подать в ИФНС заявление на возврат. На это у фирмы есть 10 дней со дня получения заявления от сотрудника.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

04.04.2022 ПСН всегда идет в комплекте с ОСНО или УСН

Если ИП на патенте думает, что у него только ПСН, то он просто не знает, что на самом деле у него ОСНО + ПСН.

Если ИП на патенте думает, что у него только ПСН, то он просто не знает, что на самом деле у него ОСНО ПСН.

Обсуждение на эту тему затеяли наши читатели.

ИП утверждает, что раз он при регистрации не выбрал ни УСН, ни ОСНО, а сразу купил патент, то у него чистая ПСН, «без всяких примесей».

Но клерки предостерегают: знание о том, что ПСН никогда не бывает одна сама по себе, может прийти слишком поздно. Это чревато денежными потерями.

ПСН — это режим по отдельным видам деятельности. А основной режим (по налогоплательщику в принципе) — это ОСНО, УСН, ЕСХН.

Вот как наш читатель описал совмещение режимов при ПСН:

«ПСН сама по себе существовать не может — у нее обязательно имеется „подстилка“ — запасной аэродром, тип которого ИП выбирает сам».

Если для применения УСН надо подать уведомление, то ОСНО достается по умолчанию.

Основной режим будет применяться, если:

ИП нарушает ограничения для применения ПСН;

ИП совершает сделки, не относящиеся к ПСН (например, оптовые продажи при патенте на розницу);

патент получен не на полный календарный год.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

04.04.2022 Белоруссия и РФ к середине года примут проект договора о косвенных налогах

В основном речь идет о НДС

Белоруссия и РФ к середине 2022 года примут проект договора о едином порядке взимания косвенных налогов, сообщил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко, передает ТАСС.

«Сейчас ведется активная работа по интеграции систем взимания косвенных налогов. Это была наша принципиальная позиция: не переход на российскую систему, а именно интеграция. К середине года должны выйти на проект договора о едином порядке взимания косвенных налогов. В основном речь идет о налоге на добавленную стоимость. Именно с ним происходит большое количество злоупотреблений и мошенничеств со стороны недобросовестных представителей бизнеса. Особенно это распространено, когда проходят трансграничные торговые операции, в частности между Россией и Беларусью и другими странами», — рассказал глава белорусского правительства.

Источник: Российский налоговый портал

 

04.04.2022 Детали непубличной системы выявления налоговых уклонистов

На решение о целесообразности проверки влияют размер и платежеспособность бизнеса

17.01.2022

Автор: Ольга Агеева

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров на одной из сессий Гайдаровского форума 14 января раскритиковал ФНС за непрозрачность процедуры предпроверочного анализа бизнеса. Он обратил внимание на отсутствие их описания в Налоговом кодексе (НК) и других публичных документах, регламентирующих деятельность службы. Руководитель ФНС Даниил Егоров с ним отчасти согласился, заверив, что институт предваряющих проверку мероприятий предназначен как раз для снижения нагрузки на бизнес. «Ведомости» выяснили, чем руководствуется служба, отбирая претендентов на проведение налоговой проверки.

У ФНС есть специальная внутренняя система критериев, с помощью которой инспектора определяют, целесообразно ли анализировать риски уклонения той или иной компании от налогов, а именно непубличный регламент и рекомендации («Ведомости» изучили документы). «Методичка» предписывает инспекторам оценивать налогоплательщиков по баллам – их количество зависит прежде всего от размера бизнеса и его платежеспособности. Чем больше компания набрала баллов, тем выше вероятность, что она попадет в поле зрения налоговиков. То есть инспектора оценивают целесообразность проведения проверки, исходя из шансов получить с плательщика дополнительную сумму в бюджет.

Как именно определяют «подозреваемых»?

«Лонглист» из претендентов на предпроверочную оценку формируют с помощью контрольно-аналитических систем ФНС, в частности таких, как АСК НДС. Она позволяет в онлайн-режиме определить разрывы между счетами-фактурами компании (по сути, продажами и закупками) и ее налоговыми декларациями. То есть фактически АСК НДС выявляет разрывы по всей цепочке контрагентов бизнеса. Нестыковка между счетами-фактурами и суммой уплаченных налогов означает, что какое-то звено – организация или кто-либо из ее контрагентов – может уклоняться от обязательных платежей в бюджет.

Закрытый регламент ФНС нацелен на выявление сущностных компаний, а не однодневок – балльная система предписывает определять именно реальный бизнес. Документ разграничивает организации на три вида. Первый и второй – это фактические и потенциальные «выгодоприобретатели», т. е. конечные бенефициары уклонения от налогов.

Третий – «технические компании», которые являются, по сути, лишь инструментом занижения налоговой базы. Организации по всей цепочке ранжируют в зависимости от суммы активов, платежеспособности, численности штата и уровня зарплат, доли вычетов по НДС, подозрительности адреса регистрации, правдоподобности сведений о реальных учредителях и ряда других критериев.

К фактическим «выгодоприобретателям» от занижения налоговой базы относятся компании, набравшие от 50 баллов, с реальным имуществом, госконтрактами, уведомлениями о контролируемых сделках. Потенциальными «выгодоприобретателями» считаются организации с 20–49 баллами. К «техническим звеньям» относят компании с 19 баллами и ниже – при условии, что они отвечают таким критериям: отразили в декларации по НДС значительные обороты по операциям, в бюджет уплатили минимальные суммы, доля вычетов по НДС выше 98%, штат менее 10 человек.

Размер имеет значение?

При сумме внеоборотных активов за два года до проведения проверки свыше 5 млн руб. организации присваивается 10 баллов, от 100 000 до 1 млн руб. – 5 баллов, менее 100 000 руб. – 0 баллов. При доле вычетов по НДС менее 90% – 10 баллов, 90–95% – 5 баллов, более 95% – 0 баллов. При среднесписочной численности сотрудников более 30 человек – 10 баллов, 10–30 – 5 баллов, менее 10 человек – 0 баллов. При оплате труда от 35 000 руб. в месяц – 10 баллов, 15 000–35 000 руб. – 5 баллов, менее 15 000 руб. – 0 баллов. При наличии имущества присваивается 15 баллов, при отсутствии – 0 баллов. При отсутствии подозрений в отношении регистрационных данных компании ей присваивается 0 баллов. В случае если сведения о «прописке» юрлица недостоверны – вычитается 5 баллов, в отношении учредителя-юрлица – вычитается 10 баллов, учредителя-физлица – вычитается 10 баллов, гендиректора – минус 20 баллов. Иными словами, если у компании фейковые регистрационные данные, то она с высокой долей вероятности является «технической организацией», однодневкой или оболочкой и попытки изъять у нее не доплаченные в бюджет платежи обречены на неудачу.

Описанная методика – часть предпроверочного анализа. В регламенте подчеркивается, что «определение каждой роли на основе анализа данных и присвоения баллов неокончательное и требует подтверждения мероприятиями налогового контроля». Документ был утвержден службой в конце 2019 г.

«[Кроме изменения законодательства] есть вопросы чистой практики. Например, предпроверочные мероприятия, которых мы не найдем в НК, где их в принципе вообще нет» – с такой репликой модератор сессии Гайдаровского форума «Налоговые приоритеты» Макаров обратился к Егорову. Депутат отметил, что ст. 54.1 НК (направлена на противодействие налоговым злоупотреблениям) дает службе право проводить оценку добросовестности тех или иных действий налогоплательщика, что само по себе может использоваться инспекторами как инструмент давления на бизнес. «[Ст. 54.1 НК дает возможность] проводить оценочные мероприятия, мы провели их и начинаем торговаться с налогоплательщиком», – отметил Макаров. Он уточнил, что порой налоговики в таких случаях фактически выдвигают бизнесу ультиматум: либо он перечисляет недостающие, по мнению ФНС, платежи в бюджет, либо служба инициирует в отношении него выездную проверку.

Егоров с ним отчасти согласился: «[В НК] описания системы предпроверочного анализа нет <...> можно было бы более четко определить наши процессы». При этом сам институт предпроверочного анализа, по его словам, направлен на минимизацию негативных последствий для налогоплательщиков. Его главная цель – дать бизнесу возможность ответить на вопросы ФНС до старта контрольного мероприятия. Для налогоплательщика гораздо проще объяснить инспекторам суть своих операций предварительно, до начала непосредственно проверки. Так или иначе все действия ФНС не выходят за рамки ее законных полномочий, подчеркнул Егоров.

Не одно и то же?

Балльная система позволяет более чем адекватно выявить «технические звенья», не ведущие реальной деятельности, считает руководитель налоговой службы Siemens Russia Владимир Зайцев. «Многие организации оценивают надежность поставщиков по самостоятельно разработанным, но очень схожим по сути критериям с использованием балльной системы», – добавил он. По его словам, вызывает некоторые опасения лишь используемая терминология: с помощью такой балльной системы формально разграничиваются «технические компании» и «выгодоприобретатели». Крупные организации почти автоматически попадают в список «выгодоприобретателей», хотя далеко не всегда размер бизнеса свидетельствует о его недобросовестности, подчеркнул Зайцев.

Под описание «выгодоприобретателя» чаще всего подпадает средний бизнес, полагает партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович. Малые и микрокомпании почти автоматически признаются «техническими звеньями», поскольку с них «нечего взять», добавил эксперт. Крупнейшие организации действительно редко попадают в поле зрения ФНС, согласился источник «Ведомостей» в одной из крупных консалтинговых компаний. У них большой штат корпоративных юристов, которые максимально тщательно следят за тем, чтобы у налоговой не возникало повода сомневаться в добросовестности бизнеса. А средние организации в отличие от крупнейших, с одной стороны, не рискнут пойти на конфликт с налоговой, а с другой – в состоянии заплатить недоимку за своего поставщика.

Настоящие выгодоприобретатели – это создатели фирм-однодневок и схем ухода от налогов, добавил руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Далеко не всегда организаторы уклонения и бизнес, поставщики которого участвуют в недобросовестных схемах, – это одна и та же сущность, отметил он. Поэтому подход ФНС открывает возможности для перекладывания ответственности за «грехи» контрагентов на добросовестный бизнес, тогда как реальные выгодоприобретатели фактически освобождаются и от налогов, и от наказания, указал Зарипов.

Представитель ФНС не ответил на запрос «Ведомостей». 26% судебных споров по ст. 54.1 НК частично или полностью разрешаются в пользу бизнеса, сообщал ранее замглавы службы Виктор Бациев. По последним данным налоговой, за девять месяцев 2021 г. в России прошло 5203 выездные проверки, недоимки подтвердились в 96% случаев. 

Ведомости

Источник: Российский налоговый портал

 

06.04.2022 При АУСН банк будет считать НДФЛ отдельно за каждый месяц, а не нарастающим итогом

При АУСН исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с зарплат сотрудников будет не сама компании или ИП, а банк. Сейчас при исчислении НДФЛ имеет значение доход нарастающим итогом. При АУСН банк будет учитывать только текущий доход за месяц.

Разъяснения дала ФНС в письме № АБ-4-20/3688@ от 28.03.2022.

С НДФЛ при АУСН процесс будет проходить так:

компания передает в банк информацию по каждому сотруднику о доходе и стандартном вычете;

на следующий день банк на основании платежки клиента переводит деньги сотрудникам, удержав НДФЛ;

на следующий день после выплаты зарплаты банк перечисляет в бюджет НДФЛ.

Бизнес на АУСН будет передавать в банк информацию только о доходах, подлежащих выплате, и налоговых вычетах, на которые может быть уменьшена эта сумма дохода.

По этой информации банк считает НДФЛ по ставке 13 % с учетом вычетов, и без учета ранее выплаченных сумм дохода.

У банка нет обязанности добывать информацию о ранее выплаченных доходах или доходах, подлежащих выплате (выплаченных) через другой банк.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

08.04.2022 С 2022 года лизинговые ОС не учитывают для лимита по УСН у лизингополучателя

Применять УСН можно, если стоимость основных средств менее 150 млн. рублей. При расчете этого лимита не учитывают ОС по договора лизинга, заключенным после 01.01.2022. По старым договорам учет ОС идет так, как это прописано в договоре.

Разъяснение дает Минфин в письме № 03-11-06/2/20994 от 18.03.2022.

Дело в том, что с 2022 года поменялись нормы главы 25 НК по амортизируемому имуществу.

Теперь объекты основных средств, находящиеся в лизинге, являются амортизируемым имуществом у лизингодателя.

Поэтому по договорам с 2022 года лизинговое ОС идет в расчет лимита для УСН у лизингодателя.

По договорам до 2022 года для целей лимита по УСН лизинговые ОС учитывается той стороной, у которой они должны учитываться по условиям договора лизинга.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Общество занимается выращиванием винограда.
Какими бухгалтерскими проводками начислять ежемесячные членские взносы в Ассоциацию "Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России": как расходы по обычным видам деятельности (счет 26) или как прочие расходы (счет 91)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Когда перечисление взноса СРО является обязательным условием для осуществления деятельности (при получении лицензии на производство, хранение и поставки вина, игристого вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), понесенные в связи с этим расходы осуществляется в рамках обычного для организации вида деятельности и их корректно отражать с использованием счета 26 "Общехозяйственные расходы".
В ином случае (когда организация не планирует получение соответствующей лицензии) расходы в виде взноса СРО могут учитываться как на счете 91 "Прочие доходы и расходы", так и на счете 26 "Общехозяйственные расходы" (но без их включения в фактическую стоимость НЗП и готовой продукции).

Обоснование позиции:
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрено отнесение счета 26 "Общехозяйственные расходы" к счетам Раздела III "Затраты на производство" (предназначенных для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу)).
Так, непосредственно этот счет предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы. Эти косвенные расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются, в частности, в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону). Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 "Продажи".
В свою очередь, счет 91 "Прочие доходы и расходы" включен в Раздел VIII "Финансовые результаты" и предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода. Аналитический учет по счету 91 "Прочие доходы и расходы" ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.
Согласно п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Для целей данного стандарта учета расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
В силу п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Участвующие в их формировании коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (пп. 7-9 ПБУ 10/99).
Одновременно с этим, принимая во внимание п. 10 ПБУ 10/99, непосредственно формирование фактической себестоимости незавершенного производства и готовой продукции осуществляется по правилам ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019). И уже им предусмотрено, что в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции не включаются, в частности, управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, а также иные затраты, осуществление которых не является необходимым для осуществления производства продукции. Иными словами, если деятельность организации связана с выпуском готовой продукции или с возможностью возникновения на конец отчетного периода НЗП, то с 2021 г. расходы, поименованные в п. 26 ФСБУ 5/2019, включать в себестоимость продукции, работ, услуг нельзя, и накопленные суммы со счета 26 списываются сразу на счет 90. Но при этом сам счет 26 не выбывает из рабочего плана счетов.
На наш взгляд, в ситуации, когда перечисление взноса СРО является обязательным условием для осуществления деятельности (при получении лицензии на производство, хранение и поставки вина, игристого вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), понесенные в связи с этим расходы осуществляется в рамках обычного для организации вида деятельности и их корректно отражать с использованием счета 26.
В ином случае (если организация не планирует получение лицензии на производство, хранение и поставки вина, игристого вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения) оплата взноса СРО может учитываться как на счете 91, так и на счете 26 (без включения в фактическую стоимость НЗП и готовой продукции).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Вопрос: Отражение управленческих расходов филиалом в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2022 г.);
Вопрос: Бухгалтерский учет общехозяйственных расходов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
Вопрос: Учет коммерческих и управленческих расходов в себестоимости в 2021 году (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

НДФЛ

 

Физическое лицо планирует продать нежилое помещение - склад, который находится у него в собственности 1,5 года (с 2020 года), за 200 000 рублей. Склад получен по суду как бывшим колхозником. Помещение не использовалось в предпринимательской деятельности.
Какие налоговые обязательства возникают в данном случае? Как физическое лицо должно уплатить НДФЛ? Есть ли взаимосвязь между кадастровой стоимостью с ценой продажи?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае у физического лица возникает обязанность по уплате НДФЛ. При этом для расчета налога будет учитываться показатель кадастровой стоимости нежилого помещения; если эта величина, умноженная на 0,7, окажется больше цены продажи, то доход будет считаться именно от нее. В любом случае доход может быть уменьшен на имущественный вычет 250 000 рублей.

Обоснование вывода:
Доходы от реализации недвижимого и иного имущества, которое находится на территории РФ и принадлежит физическому лицу на праве собственности, являются объектом обложения НДФЛ (подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ, ст. 209 НК РФ, п. 1 ст. 210 НК РФ). На основании п. 1.1 ст. 224 НК РФ доход от реализации имущества, полученный физическим лицом - налоговым резидентом РФ, облагается НДФЛ по ставке 13%.
При этом ст. 217 НК РФ установлен перечень доходов от реализации собственного имущества налогоплательщика, освобождаемых от налогообложения НДФЛ. К ним, в частности, относятся доходы от продажи объектов недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (п. 17.1 ст. 217п. 2 ст. 217.1 НК РФ).
В общем случае минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ).
Следует учитывать, что положения п. 17.1 ст. 217 НК РФ не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности. Исключение из этого правила сделано только для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств (письмо Минфина России от 17.03.2020 N 03-04-07/20343). То есть если нежилое помещение каким-то образом использовалось физическим лицом в предпринимательской деятельности, доход от его реализации облагается НДФЛ вне зависимости от срока нахождения участка в собственности.
В рассматриваемом случае недвижимость в предпринимательской деятельности не использовалась, но находилась в собственности менее трех лет (с 2020 года), соответственно, доход от ее продажи облагается НДФЛ.
Обращаем внимание, что налоговая база по НДФЛ по доходам от продажи любого недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 214.10 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Иными словами, если доход от продажи склада окажется меньше кадастровой стоимости этого помещения, то для целей НДФЛ доход будет определяться с учетом требования о необходимости исчисления налоговых обязательств исходя из 70 процентов кадастровой стоимости.
Например. Склад продается за 200 000 рублей, а его кадастровая стоимость составляет 300 000 рублей. 250 000 рублей х 0,7 = 175 000 рублей.
175 000 рублей < 200 000 рублей, соответственно, доход для целей налогообложения составляет 200 000 рублей.
Изменим условия примера. Предположим, что склад продается за 200 000 рублей, а его кадастровая стоимость составляет 1 млн рублей.
1 млн рублей х 0,7 = 700 000 рублей. Соответственно, для целей налогообложения размер дохода будет составлять 700 000 рублей.
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ основная налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, указанных в подп. 2.3 и 6 ст. 210 НК РФ), с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.
На основании подп. 1 п. 1подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на имущественный вычет в размере доходов, полученных в налоговом периоде от продажи нежилой недвижимости, находившейся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 250 000 рублей.
То есть если для целей налогообложения доход составляет, например, 700 000 рублей (смотрите пример выше), то этот доход в любом случае можно уменьшить на 250 000 рублей:
700 000 рублей - 250 000 рублей = 450 000 рублей. Тогда налог к уплате составит:
450 000 рублей х 13% = 58 500 рублей.
Кроме того, вместо получения указанного вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Под такими расходами обычно понимаются непосредственно расходы на покупку, т.е. цена, по которой недвижимость была когда-то приобретена, но могут быть и другие расходы, например, на погашение процентов по кредиту, взятому на ее покупку (письма Минфина России от 26.11.2019 N 03-04-05/91743, от 22.03.2018 N 03-04-05/18155, от 24.10.2017 N 03-04-05/69469). Однако, как мы поняли, в рассматриваемой ситуации подобных расходов у физического лица нет. Склад получен по суду, как бывшим колхозником.
Таким образом, в рассматриваемом случае у физического лица возникает обязанность по уплате НДФЛ. При этом для расчета налога будет учитываться показатель кадастровой стоимости нежилого помещения; если эта величина, умноженная на 0,7, окажется больше цены продажи, то доход будет считаться именно от нее. В любом случае доход может быть уменьшен на имущественный вычет 250 000 рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Сотрудник при приобретении билета в командировку ошибся рейсом. Он обменял билет с доплатой в 1000 руб. (сервисный сбор за обмен). Руководитель принял решение возместить сотруднику сумму данного сбора.
Может ли организация данную сумму взять в расходы? Должна ли эта сумма облагаться НДФЛ и страховыми взносами?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации расходы на сервисный сбор при расчете налога на прибыль не учитываются. Денежные средства, возмещенных сотруднику в связи с уплатой им сервисного сбора, должны облагаться НДФЛ и страховыми взносами.

Обоснование позиции:
На основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности, расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
При этом общие принципы признания расходов для целей налогообложения прибыли тех или иных расходов установлены п. 1 ст. 252 НК РФ. В соответствии с данной нормой расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно п. 49 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Для оценки выполнения предусмотренных п. 1 ст. 252 НК РФ критериев целесообразно учитывать позиции, выраженные судьями в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, о чем свидетельствуют, например, письма Минфина России от 26.05.2015 N 03-03-06/1/30165, от 06.02.2015 N 03-03-06/1/4993, от 10.02.2010 N 03-03-05/23, от 02.02.2010 N 03-03-05/14. В частности, из них следует, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
В связи с этим порядок налогового учета затрат на неиспользованные невозвратные билеты, а также сервисные сборы за обмен билета и иные подобные расходы будет зависеть от обстоятельств, ставших причиной их неиспользования.
ФНС России в письме от 29.01.2020 N СД-4-3/1352@ разъяснила, что в случае, если сотрудник не воспользовался билетом по своей вине, учесть расходы на покупку этого билета в целях налогообложения прибыли не получится. В этом случае не соблюдаются основные критерии, установленные ст. 252 НК РФ для признания затрат в налоговом учете: расходы должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода. По нашему мнению, аналогичный подход следует применять и в отношении сервисного сбора за обмен билета: если обмен осуществляется по вине сотрудника, то оснований для учета в целях налогообложения расходов на сервисный сбор нет.
Если же причиной обмена билета послужили обстоятельства непреодолимой силы, т.е. билет на другие даты пришлось приобретать по уважительным, независящим от работника причинам, то при соблюдении требований, предусмотренных в п. 1 ст. 252 НК РФ, расходы на приобретение билета могут быть учтены для цели налога на прибыль.
Смотрите, например, письмо Минфина России от 14.04.2006 N 03-03-04/1/338. Налогоплательщик задал следующий вопрос: В связи со смертью отца обратный вылет был перенесен на более ранние сроки. Сдать уже имеющийся авиабилет не было возможности, так как он был оплачен в обе стороны без права возврата. В связи с вышеизложенными обстоятельствами возможно ли отнесение затрат по неиспользованному авиабилету на внереализационные расходы?. Ответ финансового ведомства был таков: Исходя из информации, приведенной в вашем письме, и учитывая изложенное, считаем, что организация вправе учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы по неиспользованному авиабилету. Смотрите также письмо Минфина от 02.05.2007 N 03-03-06/1/252: здесь был дан ответ на вопрос о том, можно ли учесть при расчете налога на прибыль стоимость невозвратных билетов в случае, если после проезда командированным сотрудником определенной части пути организация в связи с производственной необходимостью меняет место командирования, в связи с чем сотрудником приобретается новый билет. Минфин России разъяснил, что, по его мнению, в данном случае можно отнести к расходам для целей налогообложения как стоимость первоначально приобретенного, так и нового билета.
К сожалению, более близких к рассматриваемой теме официальных разъяснений нам обнаружить не удалось, возможно, их отсутствие связано с отсутствием налоговых споров по данному вопросу.
С учетом всего сказанного выше считаем, что в рассматриваемой ситуации расходы на сервисный сбор при расчете налога на прибыль учитывать не нужно.

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
При этом на основании ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
При этом абзацем 12 п. 1 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения.
В рассматриваемом случае сотрудником по ошибке приобретен билет на другой рейс, в связи с чем ему пришлось уплатить дополнительный сервисный сбор за замену билета на нужный рейс, впоследствии работодатель сумму этого сбора сотруднику возместил. На наш взгляд, при таких обстоятельствах есть все основания говорить о возникновении у сотрудника экономической выгоды в сумме денежных средств, полученных им в счет компенсации затрат на уплату сервисного сбора. При этом мы полагаем, что уплату этих средств за сотрудника в данном случае нельзя относить к предусмотренным абзацем 12 п. 1 ст. 217 НК РФ расходам на командировки, т.к. фактически данные расходы сотрудника к самой командировке отношения не имеют, а понесены им вследствие невнимательности.
Вместе с тем обращаем внимание, что сказанное является исключительно экспертной точкой зрения, официальных разъяснений подтверждающих или опровергающих ее, нам обнаружить не удалось.

Страховые взносы

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ для плательщиков страховых взносов объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с п. 2 ст. 422 НК РФ при оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа.
Мы полагаем, что в рассматриваемом случае суммы денежных средств, возмещенных сотруднику в связи с уплатой им сервисного сбора за обмен билета, относить к видам расходов, упомянутых в п. 2 ст. 422 НК РФ, крайне рискованно. По аналогии с НДФЛ можно сказать, что в данном случае уплата такого сбора никак не связана с командировкой, а вызвана иными обстоятельствами (ошибкой сотрудника). В связи с этим считаем, что суммы данного возмещения должны облагаться страховыми взносами на общих основаниях.
В заключение отметим, что и по данному вопросу нам не удалось обнаружить официальных разъяснений контролирующих органов. В этой связи напоминаем о праве обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за соответствующими письменными разъяснениями (подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения