Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 3 по 9 августа 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Подписан закон о налоговом маневре для IT-отрасли

В целях развития IT-индустрии для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, соответствующих установленным условиям, предусматривается:

снижение с 2021 года действующего тарифа страховых взносов с 14% до 7,6% (на ОПС - 6,0%, на ОСС на ВНиМ - 1,5%, на ОМС - 0,1%),

снижение ставки налога на прибыль с 20% до 3% (в федеральный бюджет 3%, в бюджет субъекта РФ - 0%).

Аналогичные условия налогообложения установлены также для организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Пересмотрен порядок освобождения от НДС операций по реализации исключительных прав на программы, включенные в Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Кроме того, законом вносится уточнение, согласно которому физические лица, находившиеся на территории РФ в 2020 году от 90 до 182 дней включительно, получают право признать себя российскими налоговыми резидентами. Для этого необходимо подать в налоговые органы заявление в произвольной форме вместе с налоговой декларацией по НДФЛ.

 

Федеральный закон от 31.07.2020 N 266-ФЗ
"О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Подписан закон, устанавливающий переходный период для налогоплательщиков, превысивших показатели, позволяющие применять УСН

Переходным периодом смогут воспользоваться налогоплательщики, у которых по итогам отчетного (налогового) периода не соблюдены условия применения данного налогового режима:

- доходы превысили 150 млн рублей, но не более чем на 50 млн рублей

- и (или) средняя численность работников превысила 100 человек, но не более чем на 30 человек.

В течение переходного периода налогоплательщик применяет УСН с учетом установленных особенностей.

В частности, налоговая ставка для налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов, увеличивается с 6 до 8 процентов, а для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения являются "доходы минус расходы", - с 15 до 20 процентов.

Налогоплательщик утратит право на применение УСН, если его доходы превысят 200 млн рублей или средняя численность работников превысит установленное ограничение более чем на 30 человек.

 

Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1129
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438"

Расширен перечень проверок, проводимых в 2020 году в отношении субъектов МСП, а также НКО

К таким проверкам отнесены плановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Также определено, что при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении неуказанных лиц проводятся плановые и внеплановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

 

Приказ ФНС России от 30.06.2020 N ЕД-7-21/409@
"Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формата представления и порядка направления указанных сведений в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и о признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2020 N 59102.

Обновлен состав сведений об объектах недвижимости, облагаемых налогом исходя из кадастровой стоимости, направляемых в налоговые органы

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ определяет на перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

ФНС России определяет состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ.

Новым приказом не только обновлен состав сведений, включаемых в такой перечень, но и определен порядок их направления в налоговый орган по субъекту РФ

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@, изданный для регламентации аналогичных правоотношений.

 

Приказ Росстата от 24.07.2020 N 410
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики"

Обновлены формы ФСН для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики

В частности, утверждены в том числе следующие годовые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и введены в действие с отчета за 2020 год:

N 14 МЕТ (лом) "Сведения об образовании и использовании лома черных и цветных металлов";

N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения";

N 1-ТР (автотранспорт) "Сведения о грузовом автотранспорте и протяженности автодорог необщего пользования";

N 65-автотранс "Сведения о деятельности пассажирского автомобильного транспорта".

В частности, форма N 14 МЕТ (лом) предоставляется юридическими лицами (кроме микропредприятий), осуществляющими заготовку, хранение, переработку и реализацию лома и отходов черных и цветных металлов, имеющими соответствующую лицензию.

Признаны утратившими силу аналогичные формы, утвержденные ранее.

 

Приказ Росстата от 24.07.2020 N 411
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий"

Обновлены формы ФСН для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий

В числе прочего, утверждены годовые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и введены в действие с отчета за 2020 год:

N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации";

N 1-кооператив "Сведения о деятельности перерабатывающего сельскохозяйственного потребительского кооператива";

N 1-натура-БМ "Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей";

N МП (микро)-натура "Сведения о производстве продукции микропредприятием".

В частности, форма N 1-предприятие предоставляется 1 апреля юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных, муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций).

Признаны утратившими силу аналогичные формы, утвержденные ранее.

 

Приказ Росстата от 24.07.2020 N 412
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам"

Обновлены формы ФСН для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам

Утверждены, в числе прочего, следующие годовые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и введены в действие с отчета за 2020 год:

N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";

N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников".

В частности, форма N 1-Т (условия труда) предоставляется 21 января юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), основной вид деятельности которых относится к сельскому, лесному хозяйству, охоте, рыболовству и рыбоводству; добыче полезных ископаемых; обрабатывающим производствам; обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха; водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений; строительству; транспортировке и хранению; деятельности в области информации и связи.

Признаны утратившими силу аналогичные формы, утвержденные ранее.

 

Постановление ФСС РФ от 25.06.2020 N 107
"Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2021 год"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2020 N 59112.

На 2021 год определены показатели по видам деятельности для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на "травматизм и профзаболевания"

Значения основных показателей на очередной финансовый год утверждаются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524.

Такими показателями являются:

- отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

- количество страховых случаев на 1 тысячу работающих;

- количество дней временной нетрудоспособности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

 

<Письмо> ФНС России от 29.07.2020 N СД-4-21/12194@
"Об изменении формы налогового уведомления"

ФНС России информирует об изменении формы налогового уведомления

Сообщается о том, что на официальном интернет-портале правовой информации 28.07.2020 опубликован Приказ ФНС России от 17.06.2020 N ЕД-7-21/386@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@".

В соответствии с Приказом в форме налогового уведомления указывается срок уплаты налогов посредством перечисления норм НК РФ, которые устанавливают, что такие налоги подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 228, пункт 1 статьи 363, пункт 1 статьи 397, пункт 1 статьи 409 НК РФ).

В связи с изданием Приказа указание в форме налогового уведомления иных сроков уплаты налогов, в т.ч. в случае перерасчета сумм ранее исчисленных налогов, не допускается.

 

<Письмо> ФНС России от 23.06.2020 N БС-4-11/10252@
<О дополнении письма ФНС России от 29.05.2020 N БС-4-11/8821@>

Уточнены контрольные соотношения 1.197 - 1.199 формы расчета по страховым взносам

Форма расчета утверждена приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@.

В дополнение к ранее направленному письму от 29.05.2020 N БС-4-11/8821@, настоящим письмом уточнены контрольные соотношения 1.197 - 1.199 формы расчета по страховым взносам.

 

<Письмо> Минэкономразвития России от 14.05.2020 N 15340-ПК/Д03и
"Разъяснение по применению Перечня наиболее пострадавших отраслей"

Разъяснены особенности определения отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения COVID-19

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года N 434.

Каждая отрасль (сфера деятельности) в указанном Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД-2.

В ОКВЭД-2 используется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение для идентификации группировок видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков. Отражены отдельные классы (ХХ), подклассы (ХХ.Х), группы (ХХ.ХХ), подгруппы (ХХ.ХХ.Х) и виды (ХХ.ХХ.ХХ).

В случае, если в Перечне наиболее пострадавших отраслей указан целиком класс или подкласс для одной из отраслей, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.

Для наглядности изложенного приводится пример применения Перечня.

 

<Информация> ФНС России
"С 1 августа стать самозанятым можно будет еще в трех регионах"

С 1 августа 2020 года к эксперименту по введению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" присоединяются Вологодская и Магаданская области и Республика Калмыкия

Также эксперимент продолжится в 76 регионах России.

Стать самозанятыми могут любые физические лица и индивидуальные предприниматели, которые продают товары собственного производства, выполняют работы и оказывают услуги без наемных работников в регионе эксперимента. Суммарный доход, который получает самозанятый, не должен превышать 2,4 млн рублей в год.

Все самозанятые, вставшие на учет в этом году, получат дополнительный налоговый бонус в размере 12 130 рублей плюс к существующему налоговому вычету в размере 10 000 рублей.

 

<Информация> ФНС России
"Чек для компенсации НДС теперь может быть электронным"

С 1 января 2021 года розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме

Кроме того, документооборот между магазинами розничной торговли, операторами, оказывающими услуги по компенсации сумм НДС, таможенными и налоговыми органами, в том числе обмен сведениями о вывозе товаров за пределы территории ЕАЭС и компенсированных покупателям суммах НДС, также будет осуществляться в электронной форме.

 

<Информация> ФНС России
"Об актуальных новациях в порядке налогообложения прибыли организаций"

Разъяснен порядок учета расходов на профилактику COVID-19, возникших с 1 января 2020 года

Сообщается, что законодателем расширен перечень прочих расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Теперь к ним относятся расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований по профилактике новой коронавирусной инфекции. При этом указанные объекты не являются амортизируемым имуществом, а их стоимость включается в состав расходов по мере ввода в эксплуатацию.

При налогообложении прибыли организаций теперь учитываются и их расходы на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников COVID-19 и иммунитета к нему, если они обусловлены выполнением требований действующего законодательства. Они входят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Кроме того, расходы на приобретение, изготовление, доставку и подготовку к эксплуатации медицинских изделий для диагностики новой коронавирусной инфекции учитываются в полном объеме в составе прочих расходов, даже если они относятся к амортизируемому имуществу. Их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 714. В него вошли термометры электронные, пульсоксиметры, аппараты для измерения артериального давления, аппараты искусственной вентиляции легких, монитор пациента, аспираторы электрические и др. Если указанные объекты относятся к амортизируемому имуществу, то они не подлежат амортизации на основании подп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ.

Все вышеуказанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

 

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

04.08.2020 Амортизационная группа объектов ОС может быть определена исходя из данных технической и учетной документации и результатов экспертизы, проведенной в рамках мероприятия налогового контроля

Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2020 № 305-КГ18-25374 по делу N А40-108764/2018 
(ключевые темы: группа со сроком полезного использования - основные средства - проверяемый период - консолидированные группы - необоснованная налоговая выгода)

Налогоплательщик полагает, что правильно исчислил амортизацию по зданиям производственного и бытового назначения, отнеся их к восьмой амортизационной группе. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Из технической и учетной документации, результатов экспертизы, проведенной в рамках мероприятия налогового контроля, следует, что спорные здания подлежат отнесению к десятой амортизационной группе со сроком полезного использования более 30 лет. Следовательно, размер ежегодных амортизационных отчислений в отношении спорных зданий был занижен, перерасчет, произведенный налоговым органом, признан правильным.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

06.08.2020 Поскольку здание торгового центра соответствует определенным НК РФ критериям для включения в Перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, оно должно было быть включено в него независимо от наличия заявления владельца

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.05.2020 № Ф05-2036/20 по делу N А41-27899/2019 
По мнению общества, принадлежащее ему здание торгового центра неправомерно не включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией общества. Спорный объект является зданием торгового центра, которое на дату утверждения Перечня соответствовало определенным НК РФ критериям для включения в Перечень, в связи с чем подлежало включению в него. То обстоятельство, что общество не обращалось с заявлением о включении объектов недвижимости в Перечень, не имеет правового значения, поскольку уполномоченный орган обязан самостоятельно выявить все соответствующие объекты. Невключение в Перечень спорного объекта влечет завышение налоговой базы по налогу на имущество организаций, что нарушает права и законные интересы общества.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

06.08.2020 Если налоговая задолженность предпринимателя образовалась до 01.01.2015 и была выявлена до 28.12.2017, то она не подлежит взысканию в судебном порядке после этой даты

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.06.2020 № Ф09-2226/20 по делу N А60-11438/2019 

По мнению налогового органа, с предпринимателя подлежит взысканию задолженность по налогу. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогового органа. Налоговая задолженность ИП образовалась до 01.01.2015, поэтому она признается безнадежной к взысканию в особом порядке и подлежит списанию налоговым органом, как выявленная до 28.12.2017, но не взысканная до момента обращения в суд.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

06.08.2020 Если на момент наступления страхового случая средний заработок работников был ниже МРОТ, то не имеет значения довод Отделения ФСС о том, что страхователь искусственно перевел сотрудников, работающих на условиях неполного рабочего дня, на полную ставку

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.05.2020 № Ф01-10185/20 по делу N А17-1622/2019 

Отделение ФСС полагает, что с целью получения пособия по беременности и родам в завышенном размере общество искусственно перевело своих сотрудников, работающих на условиях неполного рабочего дня, на полную ставку, что повлекло увеличение должностного оклада перед наступлением страхового случая. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Отделения ФСС необоснованной. На момент наступления страхового случая средний заработок работников общества был ниже МРОТ, следовательно, расчет пособия по беременности и родам необходимо производить исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени. Поэтому довод Отделения ФСС о создании обществом искусственной ситуации по изменению застрахованным лицам режима рабочего времени не имеет правового значения.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

07.08.2020 Действия страхователя по двукратному направлению отчетов по форме СЗВ-М в установленный срок, несмотря на получение отрицательного протокола из отделения ПФР, свидетельствуют о его добросовестности, что исключает привлечение его к ответственности

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2020 № Ф05-3911/20 по делу N А40-196505/2019 

Отделение ПФР привлекло организацию к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СВЗ-М. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал действия Управления ПФР незаконными. Организация направила отчет по форме СВЗ-М в срок, однако из Управления ПФР пришел отрицательный протокол. Организация повторно направила сведения. Уведомление о принятии/непринятии отчета до 15 числа так и не пришло. Не получив на отчетную дату информацию о принятии отчета, организация еще раз направила отчетность в ПФР, которая Управлением была принята. Таким образом, двукратным (до предусмотренного законом срока предоставления отчетности) направлением отчета подтверждено отсутствие умышленных действий по ненаправлению (несвоевременному направлению) отчетности. Действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т. п.) в представленных сведениях в установленный срок могут быть отнесены к обстоятельствам, исключающим вину правонарушителя, поэтому привлечение организации к ответственности является незаконным.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

07.08.2020 Затраты на приобретение топлива и электроэнергии, связанные с основной производственной деятельностью налогоплательщика и формирующие стоимость выпускаемой готовой продукции, относятся к прямым расходам

Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2020 № 307-ЭС20-5919 по делу N А13-2437/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что затраты на приобретение топлива и электроэнергии являются сопутствующими производству продукции и изъяты из закрытого перечня прямых расходов, в связи с чем правомерно включены в состав косвенных расходов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Спорные затраты являются неотъемлемой частью расходов, связанных с основной производственной деятельностью налогоплательщика, и формируют стоимость выпускаемой готовой продукции. При этом экономическое либо иное рациональное обоснование отнесения данных затрат к косвенным расходам налогоплательщиком не приведено и невозможность их отнесения к прямым расходам не доказана. Принимая во внимание учетную политику налогоплательщика и специфику технологического процесса производства, суд пришел к выводу о том, что затраты на приобретение топлива и электроэнергии относятся к прямым расходам.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

07.08.2020 Начисленный организации штраф за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж может быть снижен при наличии таких смягчающих обстоятельств, как отсутствие умысла и негативных последствий для застрахованных лиц

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2020 № Ф05-4197/20 по делу N А40-175777/2019 

Орган ПФР привлек организацию к ответственности в виде штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж. Суд, исследовав обстоятельства дела, частично согласился с позицией органа. Факт правонарушения, выраженного в несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж, доказан. Вместе с тем, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие умысла в нарушении, негативных последствий для застрахованных лиц, учитывая, что нарушение срока представления отчетности не привело к возникновению негативных последствий, суд счел возможным снизить размер штрафа по правилам НК РФ.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

03.08.2020 Заявление на предупредительные меры за счет ФСС можно подать до 1 октября

С 4 августа 2020 вступают в силу изменения в "Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.

1) Срок подачи заявления продлен до 1 октября 2020 года.

2) Добавились дополнительные мероприятия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, в части возможности приобретения: соответствующих СИЗ, дезинфицирующих средств и дозирующих их устройств, рециркуляторов воздуха, оборудования для бесконтактного контроля температуры, а также проведения лабораторного обследования работников на COVID-19.

3) Определен перечень документов для финансового обеспечения вышеуказанных дополнительных мероприятий.

Поправки внесены Приказом Минтруда от 23.06.2020.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.08.2020 Какие документы при трудоустройстве должен предоставить гражданин Армении

Работодатель при пребывании в РФ гражданина Армении более 30 дней должен поставить его на миграционный учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган МВД России.

Такое разъяснение дает Роструд на портале «Онлайнинспекция.рф».

Работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД России о заключении и прекращении (расторжении) с гражданином Армении трудового договора не позднее трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).

Оформление приема на работу граждан Армении осуществляется в том же порядке, что и оформление граждан РФ.

При приеме на работу гражданин Армении также должен предъявить работодателю договор (полис) добровольного медицинского страхования, за исключением случаев, когда между работодателем и медицинской организацией заключен договор об оказании данному гражданину платных медицинских услуг.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

06.08.2020 ФНС напомнила о сроках представления налоговой отчетности

Сроки представления налоговой отчетности были продлены правительством РФ

ФНС России напомнила о сроках представления налоговой отчетности, продленной правительством, пишет пресс-служба налогового ведомства.

Не позднее 17 августа нынешнего года предоставляется налоговая отчетность:

по акцизам на нефтяное сырье за апрель 2020 года.

Не позднее 20 августа:

по налогу на игорный бизнес за апрель 2020 года.

Не позднее 25 августа:

по акцизам на алкоголь за апрель 2020 года;

по акцизам на табак за апрель 2020 года;

по акцизам на автомобили и мотоциклы за апрель 2020 года;

по акцизам на нефтепродукты за апрель 2020 года, а также за ноябрь 2019 года и февраль 2020 года – для отдельных категорий плательщиков акциза, которые имеют соответствующие свидетельства.

Не позднее 28 августа 2020 года:

по налогу на прибыль за январь-апрель 2020 года.

Не позднее 31 августа 2020 года:

по НДПИ за апрель 2020 года.

Источник: Российский налоговый портал

 

06.08.2020 Может ли плательщик ЕСХН учесть в расходах имущество, переданное на борьбу с коронавирусом

Вправе ли плательщики ЕСНХ уменьшить полученный доход на расходы, связанные с приобретением имущества, предназначенного для использования в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции безвозмездно переданного медицинским организациям? Ответ на этот вопрос дала ФНС на своем сайте.

С 01.01.2020 при определении объекта налогообложения плательщики ЕСХН вправе уменьшить полученные ими доходы на расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, а так же органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Основание:

Подпункт 24.1 пункт 2 статья 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

07.08.2020 Подать жалобу в налоговый орган по ТКС можно из любой точки России

Проект по подаче жалоб и получения решений по ним с помощью ТКС распространен на всю страну

Как отмечает ФНС России, запущенный 1 мая 2020 года пилотный проект успешно прошел тестирование в Москве, Санкт-Петербурге, Волгоградской и Нижегородской областях, Республике Алтай, а также на базе межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 и по Сибирскому федеральному округу.

Направить такую жалобу по ТКС могут юридические лица, ИП и иные физические лица, у которых есть программное обеспечение, предоставляемое операторами ЭДО.

Так, можно обжаловать решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки, налоговое уведомление, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов и иные документы, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Источник: Российский налоговый портал

 

07.08.2020 С 1 сентября не ведущих деятельность ИП будут исключать из реестра

С 1 сентября 2020 года налоговые органы вправе исключать недействующих индивидуальных предпринимателей из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Такие изменения в правила регистрации внесены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для принятия решения регистрирующим органом о признании индивидуального предпринимателя недействующим должны одновременно соблюдаться следующие условия:

истекло пятнадцать месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних пятнадцати месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством;

индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность.

Решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Одновременно с решением публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим индивидуальным предпринимателем, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРИП, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

 

 

Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены в срок не позднее чем один месяц со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Если заявления не направлены или не представлены, регистрирующий орган исключает недействующего индивидуального предпринимателя путем внесения соответствующей записи.

Источник: Российский налоговый портал

 

07.08.2020 Как вернуть переплату по налогам ИП, если он уже прекратил свой статус?

ИП закрылся, но осталась переплата по налогам. Как ее можно вернуть? Какие есть варианты?

Спрашивают в «Красном уголке бухгалтера».

«Поделитесь опытом, пожалуйста. Как по ИП, который уже закрылся, подать заявление о возврате налога с УСН удаленно».

Вот что посоветовали в комментариях:

«Я возврат налога оформляла, заявление в pdf. И прикладывала письмо-обоснование. Вернули. Все делала через личный кабинет физлица».

Вот еще вариант:

«ИП закрылся, но у нас ещё действовал ключ 1С отчётность, запросили сверку после ликвидации и потом по сверке заявлениями часть переплат попросили вернуть, счёт ипешный был закрыт уже, потому указали карточный счёт, вернули быстро и без проблем».

А если нет действующего ключа, то можно вот так:

«Мне пришлось в СБИСе заказать ЭЦП. Этот ключ можно использовать и в Личном кабинете физ.лица. И оттуда написать о возврате в форме письма. Но при закрытом ИП у меня аккаут СБИС по ИП все равно работал и я оттуда тоже в налоговую писала. Если р/с ИП уже закрыли, то укажите реквизиты физлица для перечисления — переведут».

В общем, особых проблем вернуть переплату нет.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

07.08.2020 Совместителей не надо оповещать об электронных трудовых книжках

До 31 октября 2020 все работодатели должны письменно проинформировать каждого своего работника о праве сделать выбор между электронной и бумажной трудовой книжкой.

Между тем при оформлении трудовых отношений по совместительству работник трудовую книжку не представляет.

В связи с тем, что работодатель не ведет трудовые книжки работников-совместителей, уведомлять их о переходе на электронные трудовые книжки и получать заявления на ведение бумажных трудовых книжек нет необходимости.

Об этом сообщает Роструд, отвечая на вопросы пользователей портала «Онлайнинспекция.рф».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

После ввода в эксплуатацию в 2019 г. приобретенного транспортного средства организация-покупатель подписала в апреле 2020 года с организацией-продавцом дополнительное соглашение о доплате в 2020 г. суммы утилизационного сбора.
Может ли организация-покупатель изменить первоначальную стоимость основного средства? Каким образом изменить начисленную амортизацию: пропорционально с момента ввода основного средства в эксплуатацию (доначислив сумму за предыдущий период) или только начиная с момента корректировки первоначальной стоимости в 2020 году (разделив сумму утилизационного сбора на оставшийся срок))?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Есть основания полагать, что обязанности по изменению первоначальной стоимости принятого к учету транспортного средства в данном случае не возникает, поскольку изначально определенная стоимость основного средства не является ошибкой в целях бухгалтерского учета, а такого основания, как последующее согласованное сторонами увеличение стоимости основного средства на основании допсоглашения, нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат. В налоговом учете также отсутствует такое основание для увеличения первоначальной стоимости основного средства, как последующее изменение его цены.
Придерживаясь данной позиции, расходы по уплате дополнительной суммы поставщику основного средства организация вправе отразить в бухгалтерском и налоговом учете в составе расходов без корректировки ранее признанной первоначальной стоимости и сумм амортизации. Такие расходы возможно распределить равномерно в периоде последующей эксплуатации основного средства.
Вместе с тем в силу неоднозначности ситуации, учитывая, что по сути происходит увеличение цены договора, причем в документах поставщика может быть указана новая, увеличенная стоимость основного средства, организация вправе принять решение о корректировке первоначальной стоимости. Если будет принято такое решение, то пересчет сумм амортизации следует осуществить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место увеличение стоимости основного средства.
При этом ранее признанные в расходах суммы амортизации не пересчитываются.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Прежде всего отметим, что однозначного порядка действий в подобной ситуации нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат.
Из п.п. 7, 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) следует, что организации принимают к бухгалтерскому учету приобретенные за плату основные средства по первоначальной стоимости, которой по общему правилу признается сумма фактических затрат на их приобретение, включая суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу).
При этом п. 14 ПБУ 6/01 определено, что стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных этим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Указанным пунктом предусмотрено, что изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Аналогичная норма прописана в п. 41 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее - Методические указания).
Как видим, ни п. 14 ПБУ 6/01, ни п. 41 Методических указаний прямо не содержат такого основания для изменения первоначальной стоимости, как заключение с поставщиком дополнительного соглашения об увеличении стоимости основного средства.
Вместе с тем возможность изменения первоначальной стоимости основного средства установлена в ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010) (постановление Девятого ААС от 24.08.2016 N 09АП-39530/16).
Так, п. 4 ПБУ 22/2010 указывает, что выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению*(1).
В свою очередь, в соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.
В анализируемом случае информация об уплате утилизационного сбора не была доступна организации при приобретении транспортного средства и вводе его в эксплуатацию в 2019 году. Дополнительное соглашение на увеличение договорной стоимости было подписано сторонами уже после приема актива к учету в качестве основного средства и начала его эксплуатации.
Учитывая данные обстоятельства, есть основания полагать, что обязанности по изменению первоначальной стоимости принятого к учету транспортного средства в данном случае не возникает, поскольку определенная в 2019 году первоначальная стоимость основного средства не является ошибкой в понимании ПБУ 22/2010, а такого основания, как последующее увеличение стоимости основного средства на основании заключенного с поставщиком допсоглашения, нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат. В результате, по нашему мнению, организации не требуется корректировать (увеличивать) первоначальную стоимость основного средства. Соответственно, оснований и для пересчета сумм амортизации мы также не видим.
В таком случае при отражении в учете расходов, связанных с доплатой поставщику, организации следует руководствоваться п.п. 4, 5, 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Мы полагаем, что расходы на доплату сбора поставщику могут быть признаны единовременно в составе расходов по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов, в зависимости от того, в каком порядке признается расход в виде амортизации основного средства.
В то же время, по нашему мнению, не будет являться ошибочным и применение универсальной нормы п. 19 ПБУ 10/99, который предусматривает признание расходов путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
Принимая во внимание данную норму, указанную доплату, на наш взгляд, возможно признавать в расходах равномерно в течение срока, определенного организацией самостоятельно.
Вместе с тем в силу неоднозначности ситуации, учитывая что по сути происходит увеличение цены договора, причем в документах поставщика может быть указана новая, увеличенная стоимость основного средства, организация вправе принять решение о корректировке первоначальной стоимости.
Если организация примет решение о пересчете первоначальной стоимости основного средства, то, учитывая отсутствие такой обязанности в нормативных актах по бухгалтерскому, можно утверждать, что и порядок пересчета сумм амортизации для такого случая также не определен. Поэтому он должен быть закреплен в учетной политике организации (п. 7.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Мы придерживаемся позиции, что по аналогии с порядком учета расходов на модернизацию (реконструкцию) на сумму утилизационного сбора фактически увеличивается остаточная стоимость транспортного средства. В учете же при этом оформляется запись:
Дебет 01 Кредит 08.
Признание новых (пересчитанных) сумм амортизации будет осуществляться с месяца, следующего за месяцем увеличения стоимости основного средства, т.е. с мая 2020 года (п.п. 21, 22 ПБУ 6/01). Соответственно, на наш взгляд, оснований для пересчета сумм уже начисленной амортизации пропорционально с момента ввода основного средства в эксплуатацию (посредством доначисления сумм за предыдущий период) не имеется.
Разъяснений уполномоченных органов применительно к данному случаю нам обнаружить не удалось.

Налог на прибыль

Финансовое ведомство (письмо Минфина России от 14.08.2019 N 03-03-06/1/61449) разъясняло (применительно к товарам), что возмещаемая сумма утилизационного сбора поставщику продукции (плательщику утилизационного сбора) не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций у покупателя такой продукции. При этом обращено внимание, что покупатель включает в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, стоимость приобретенного товара, размер которой определяется ценой договора, в порядке, предусмотренном ст. 268 НК РФ.
Из этого разъяснения следует, что покупатель вправе учесть возмещенную поставщику сумму утилизационного сбора, если он уплачен в составе цены приобретения. На наш взгляд, этот вывод можно распространить и на ситуацию с приобретением основного средства.
Первоначальная стоимость основного средства для целей налогообложения определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Утилизационный сбор, по мнению официальных органов, включается в первоначальную стоимость основного средства. Соответственно, налогоплательщики признают расходы по уплате сбора по мере начисления амортизации автомобиля (письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 12.03.2014 N 03-03-10/10650, ФНС России от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347).
В п. 2 ст. 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость основных средств может быть увеличена только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения и по иным аналогичным основаниям.
В общем случае договорная цена (ее часть) должна была быть учтена в первоначальной стоимости транспортного средства. Однако в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства также может изменяться только в определенных, перечисленных в п. 2 ст. 257 НК РФ случаях. Так как рассматриваемый нами случай в п. 2 ст. 257 НК РФ не поименован, то есть основания полагать, что произведенные затраты не будут изменять первоначальную стоимость уже эксплуатируемого, т.е. пригодного к использованию, амортизируемого имущества.
Согласно же п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества. Они признаются в расходах посредством начисления амортизации (ст. 259 НК РФ).
Положениями НК РФ вопрос учета расходов, понесенных организацией после введения в эксплуатацию объекта основных средств, прямо не урегулирован.
Позиция официальных органов сводится к тому, что, когда подтверждающие первоначальную стоимость основного средства первичные документы получены налогоплательщиком после ввода объекта в эксплуатацию, имеет место неполное отражение данных о первоначальной стоимости объекта основных средств по данным налогового учета организации. Это, в свою очередь, влечет за собой неполный учет сумм начисленной амортизации в целях налогообложения прибыли организаций. По мнению финансистов, полученная налогоплательщиком после ввода объекта в эксплуатацию информация о фактической стоимости объекта основных средств, затраты по формированию которой подтверждены документально, должна быть учтена исходя из положений ст.ст. 257-259.3 и 54 НК РФ (письма Минфина России от 29.06.2016 N 03-03-06/3/37780, от 12.11.2012 N 03-03-10/126).
На наш взгляд, такой порядок во взаимосвязи с п. 1 ст. 54 НК РФ применим в тех ситуациях, когда документы, составленные до ввода объекта в эксплуатацию, фактически не были своевременно учтены налогоплательщиком.
Из разъяснений финансового ведомства следует, что для определения понятия "ошибка" возможно руководствоваться соответствующими нормами ПБУ 22/2010 (письма Минфина России от 04.11.2014 N 03-03-06/1/62348, от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299).
Учитывая формулировки п. 2 ПБУ 22/2010, мы полагаем, что в анализируемом случае затраты, имеющие некапитальный характер, организация может учесть, например, в порядке пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ - единовременно в текущем периоде в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии соблюдения всех требований, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ, поскольку их неотражение в 2019 году ошибкой в понимании ст. 54 НК РФ не признается.
Такая возможность косвенно усматривается, в частности, из писем Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 24.07.2018 N 03-03-06/3/51800, а также постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2010 N А05-2930/2010. Так, судьи посчитали, что общество правомерно включило расходы по таможенному оформлению основного средства, осуществленные после принятия объекта к учету, в состав прочих расходов, поскольку уплата таможенных платежей после принятия к учету основного средства не указана в перечне оснований для изменения его первоначальной стоимости (письма Минфина России от 26.08.2016 N 03-11-06/2/49861, от 04.06.2013 N 03-03-06/1/20327).
Вместе с тем, принимая во внимание приведенную выше позицию чиновников, мы не исключаем, что единовременное признание расхода в 2020 году может привести к налоговым спорам.
При этом по аналогии с бухгалтерским учетом в главе 25 НК РФ имеется схожая норма п. 1 ст. 272 НК РФ: расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Арбитражной практикой применительно к данному случаю мы не располагаем.
Вместе с тем мы полагаем, что по факту возмещения поставщику сумм утилизационного сбора, который квалифицирован сторонами в допсоглашении как изменение цены договора, покупателю будут предоставлены закрывающие оплату документы, из которых может следовать, что стоимость реализованного автомобиля скорректирована. В таком случае, на наш взгляд, при проверке налоговый орган будет ожидать, что и в учете покупателя стоимость основного средства также будет скорректирована. Поэтому мы считаем, что несмотря на отсутствие обязывающих норм в НК РФ, а также тот факт, что корректировка происходит не в результате ошибки, организация может ее сделать.
В ситуации, когда организацией будет принято решение об увеличении стоимости транспортного средства на сумму доплаты, встает вопрос об определении новой суммы амортизации. Поскольку оснований для пересмотра срока полезного использования в рассматриваемом случае не имеется, то, по нашему мнению, амортизация по этому основному средству продолжает начисляться в прежнем порядке (тем же методом и с применением прежней нормы амортизации) до полного списания остаточной стоимости объекта. В результате пересчет ранее начисленных сумм не производится.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Уплата транспортными организациями утилизационного сбора (А.Г. Снегирев, "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2015 г.);
- Утилизационный сбор: кому платить и как учитывать (Н. Шишкоедова, "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 11, ноябрь 2012 г.);
Вопрос: Несколько лет назад в организации были построены и введены в эксплуатацию в качестве объектов основных средств волоконно-оптические линии связи (далее - ВОЛС) и телефонная канализация. На момент ввода объектов в эксплуатацию по ним не была изготовлена исполнительная и техническая документация. В настоящее время было принято решение об изготовлении технической документации по уже действующим ВОЛС и исполнительной документации на строительство телефонной канализации. В каком порядке следует признать возникшие в связи с этим расходы? Можно ли их учесть при расчете налога на прибыль (учесть их в стоимости основных средств уже нельзя)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
Энциклопедия решений. Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств, самоходных машин, прицепов к ним;
- Об исправлении первоначальной стоимости основного средства при изменении цены договора (Выпуск 7, апрель 1997 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

 

НДФЛ

 

В организации работает иностранный высококвалифицированный специалист. По условиям трудового договора работодатель обязан за свой счет оплачивать взносы за социальное, медицинское и пенсионное страхование в зарубежные страховые компании за работника и членов его семьи. Договоры страхования заключены работником самостоятельно.
Подлежат ли включению в налоговую базу по НДФЛ суммы страховых взносов, вносимых работодателем за работника и членов его семьи?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Страховые взносы, уплачиваемые организаций за работника и членов его семьи по договорам медицинского и пенсионного страхования, не облагаются НДФЛ. Суммы взносов, уплачиваемые организацией по договорам социального страхования, не облагаются НДФЛ при условии, что объектами страхования по договору являются объекты, поименованные в п.п. 12 ст. 4 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-I).

Обоснование позиции:
Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (п. 1 ст. 207 НК РФ).
Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:
- от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
- от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
При этом для целей исчисления НДФЛ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Это справедливо в отношении всех полученных налогоплательщиком доходов, признаваемых объектом налогообложения, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в силу норм главы 23 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или ИП, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
Таким образом, не облагаются НДФЛ страховые взносы, уплачиваемые организацией за физических лиц по договорам:
- обязательного страхования;
- добровольного личного страхования;
- добровольного пенсионного страхования.
Необходимо учитывать, что исключения, предусмотренные п. 3 ст. 213 НК РФ, распространяются на всех застрахованных лиц вне зависимости от наличия трудовых связей со страхователем (постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2011 по делу N А56-55221/2010).
Из письма Минфина России от 02.09.2019 N 03-04-06/67405 также следует, что суммы страховых взносов, уплаченные по договорам добровольного личного страхования, из средств организаций или ИП, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, не включаются в налоговую базу по НДФЛ.
Пункт 3 ст. 213 НК РФ также не содержит ограничений в отношении страховщиков. Соответственно, суммы страховых взносов, вносимых за физических лиц из средств организаций по договорам добровольного личного страхования, заключенным с иностранной страховой компанией, не включаются в налоговую базу по НДФЛ (письмо Минфина России от 05.06.2015 N 03-04-06/32641).
Таким образом, суммы страховых взносов, уплачиваемые организацией из своих средств за работников и членов их семей, не включаются в налоговую базу по НДФЛ, если взносы уплачиваются по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного или добровольного пенсионного страхования. При этом не имеет значения, что страховщиком является иностранная страховая компания.
В рассматриваемой ситуации организация уплачивает за работника и членов его семьи страховые взносы на пенсионное страхование, медицинское и социальное страхование.
В силу п. 7 ст. 4 Закона N 4015-I к личному страхованию относятся объекты страхования, указанные в п.п. 1-3 ст. 4 названного закона.
Исходя из положений п. 3 ст. 4 Закона N 4015-I добровольное медицинское страхование относится к личному страхованию. Поэтому суммы страховых взносов, уплаченные по договорам добровольного медицинского страхования из средств организации за работников и членов их семей, не включаются в налоговую базу по НДФЛ (письмо Минфина России от 04.06.2020 N 03-04-06/47977).
Если в рассматриваемой ситуации объектами социального страхования являются объекты, указанные в п.п. 12 ст. 4 Закона N 4015-I, то такое социальное страхование также относится к личному страхованию. Соответственно, взносы, уплачиваемые организацией по данному виду добровольного личного страхования, также не облагаются НДФЛ (письмо Минфина России от 17.12.2010 N 03-04-06/6-311).
Отметим, что в ряде разъяснений Минфина России (письма от 15.07.2008 N 03-04-06-02/205, от 05.06.2008 N 03-04-06-01/158) встречается позиция, согласно которой страховые взносы, уплаченные работодателем за работника и членов его семьи, не облагаются НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ в случае, если договор добровольного личного страхования заключен работодателем в пользу своего работника и членов его семьи.
По нашему мнению, данное толкование положений п. 3 ст. 213 НК РФ является расширительным и неправомерным, так как данная норма не ставит возможность освобождения сумм страховых взносов от налогообложения в зависимость от того, кем заключен договор.
Подтверждает нашу позицию и постановление Пятого ААС от 17.02.2009 N 05АП-2249/2008 (п. 2.5), где было указано, что для целей п. 3 ст. 213 НК РФ не имеет правового значения то обстоятельство, кем именно были заключены договоры, поскольку фактически они были заключены в интересах организации, так как страхование было предусмотрено трудовым договором.
Иных судебных споров по данному вопросу нами не обнаружено, возможно, ввиду отсутствия самих споров.
Учитывая изложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации страховые взносы, уплачиваемые организаций за работника и членов его семьи по договорам медицинского и пенсионного страхования, не облагаются НДФЛ. Суммы взносов, уплачиваемые организацией по договорам социального страхования, не облагаются НДФЛ при условии, что объектами страхования по договору являются объекты, поименованные в п.п. 1,2 ст. 4 Закона N 4015-I.
В целях снижения налоговых рисков рекомендуем организации воспользоваться правом налогового агента и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений по данному вопросу (пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 21п. 2 ст. 24 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

ИП с основным кодом деятельности 49.42 "Предоставление услуг по перевозкам" во 2 квартале 2020 года осуществлял перевозку жизненно необходимых товаров. 
Имеет ли ИП право на освобождение от уплаты налогов по Федеральному закону от 08.06.2020 N 172-ФЗ, если он не приостанавливал свою предпринимательскую деятельность?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если на 1 марта 2020 года пострадавший код ОКВЭД указан основным в ЕГРИП и предприниматель на эту дату включен в единый реестр МСП, то он освобождается от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ. При этом не имеет значения, приостановил или нет ИП свою предпринимательскую деятельность.

Обоснование вывода:
Освобождение от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года установлено Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ (далее - Закон N 172-ФЗ).
В ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ, освобождаются от исполнения обязанности уплатить следующие налоги, авансовые платежи по налогам, сборам:
- по акцизам за апрель, май, июнь 2020 года;
- по водному налогу за 2 квартал 2020 года;
- по налогу на добычу полезных ископаемых за апрель, май, июнь 2020 года;
- по единому сельскохозяйственному налогу за полугодие 2020 года;
- по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за 1 квартал 2020 года;
- по ЕНВД за 2 квартал 2020 года;
- по транспортному налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности;
- по земельному налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности;
- по налогу на имущество физических лиц за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности;
- по НДФЛ, исчисляемому и уплачиваемому в соответствии с п. 1 ст. 227 НК РФ за полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа, исчисленного за 1 квартал 2020 года;
- по торговому сбору за 2 квартал 2020 года.
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона N 172-ФЗ, указанные выше предприниматели при исчислении (перерасчете) суммы налога, подлежащего уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в 2020 году, из количества дней срока, на который выдается патент, исключают календарные дни, приходящиеся на апрель, май и июнь 2020 года.
При этом в ч. 3 ст. 2 Закона N 172-ФЗ закреплено, что индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подп. 23 п. 3 ст. 4 НК РФ, и установленному Правительством Российской Федерации.
Указанный выше порядок определения лиц, имеющих право на продление сроков уплаты налогов и страховых взносов в связи с коронавирусом, описан в постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (далее - Постановление N 409).
В п. 1 Постановления N 409 закреплено, что продление предоставляется индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП). Проверить включение ИП в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства можно по ссылке https://rmsp.nalog.ru, введя ИНН предпринимателя.
При этом осуществление ИП в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, согласно п. 2 Постановления N 409, определяется по коду основного ОКВЭД предпринимателя, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - Постановление N 434). Одним из пострадавших видов деятельности в этом перечне значится Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам с кодом ОКВЭД 49.4.
Основным видом деятельности ИП является Предоставление услуг по перевозкам код ОКВЭД 49.42. Этот вид деятельности входит в более общий ОКВЭД 49.4, в связи с чем также относится к пострадавшим от коронавируса. Смотрите Информационное письмо Банка России от 08.06.2020 N ИН-06-59/98.
Если на 1 марта 2020 года этот код ОКВЭД указан основным в ЕГРИП и предприниматель на эту дату включен в единый реестр МСП, то он освобождается от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам, перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ. При этом, по нашему мнению, не имеет значения, приостановил или нет ИП свою предпринимательскую деятельность по перевозке жизненно необходимых товаров.
Удостовериться в том, что ИП имеет право на освобождение от уплаты налогов, взносов в связи с COVID-19, можно на https://service.nalog.ru/covid4/, введя ИНН предпринимателя.
Доказательством необязательности прекращения деятельности для целей применения освобождения, на наш взгляд, может служить тот факт, что в Перечне наиболее пострадавших отраслей (утвержденном Постановлением N 434), о котором идет речь в ч. 1 ст. 2 Закона N 172-ФЗ, указаны такие виды деятельности (имеющие право на освобождение от уплаты налогов), приостановление которых вряд ли возможно в принципе (например, Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в междугородном сообщении, Деятельность пассажирского воздушного транспорта, Деятельность автовокзалов и автостанций и пр.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Статья. Кому спишут налоги из-за пандемии? Освобождение от уплаты налогов и страховых взносов, подлежащих уплате во II квартале 2020 года (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, июнь 2020 г.);
- Информация Федеральной налоговой службы от 8 июня 2020 г. "Пострадавшие лица освобождаются от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года";
- Статья. Меры государственной поддержки бизнеса и граждан в период пандемии COVID-19 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения