Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 1 по 7 июня 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации"

В Трудовом кодексе РФ предлагается закрепить порядок взаимоотношений работодателя и работника в случае временного или частичного выполнения работником своей работы в дистанционной форме

Проектом предусматривается включение в трудовой договор (приложение к нему либо отдельное соглашение сторон, заключаемое в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора) нормы о возможности временного или частичного выполнения работником своей работы в дистанционной форме.

В таком договоре (приложении к нему либо отдельном соглашении сторон) должны быть определены:

срок, в течение которого работник временно выполняет работу в дистанционной форме, или график, согласно которому работник частично выполняет работу в дистанционной форме;

условия выполнения работы в дистанционной форме, в том числе режим рабочего времени, способы и средства связи работника и работодателя, порядок обеспечения работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами и предметами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, или предоставления соответствующей компенсации;

порядок представления работником результатов выполненной работы и их приема работодателем.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды"

Хозяйствующих субъектов предлагается освободить от платы за негативное воздействие на окружающую среду в течение отчетного периода 2020 года

Законопроект дополняет статью 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" пунктом 5.1, согласно которому лица, обязанные вносить плату, вправе не вносить квартальные авансовые платежи в течение отчетного периода 2020 года. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода 2020 года с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта 2021 г.

В случае принятия решения о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период 2020 года без внесения в 2020 году квартальных авансовых платежей лица, обязанные вносить плату в срок до 1 июля 2020 года направляют в федеральный орган исполнительной власти в произвольной письменной форме или форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", уведомление о намерении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период 2020 года не позднее 1-го марта 2021 г.

Также предусматривается, что несвоевременное или неполное внесение, равно как и невнесение в течение 2020 года квартальных авансовых платежей по плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными их вносить, не влечет за собой уплату пеней.


Постановление Правительства РФ от 29.05.2020 N 783
"Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"

Физлицам, применявшим в 2019 году налоговый режим "Налог на профессиональный доход", включенным в реестр, будут предоставлены субсидии

Субсидия предоставляется в целях возмещения расходов, понесенных на уплату налога на профессиональный доход за налоговые периоды 2019 года.

Направление заявления для включения в реестр не требуется.

Условием включения получателя субсидии в реестр является наличие в мобильном приложении "Мой налог", сведений о действующей банковской карте получателя субсидии.

Субсидия перечисляется в размере уплаченной суммы налога за налоговые периоды 2019 года по состоянию на 30 апреля 2020 г.

 

Постановление Правительства РФ от 30.05.2020 N 791
"О внесении изменения во Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше"

Продолжающим трудиться лицам 65 лет и старше оплатят больничный на период с 1 по 11 июня 2020 года

Соответствующее дополнение внесено в пункт 8 Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2020 года N 402.

 

Постановление Правительства РФ от 30.05.2020 N 792
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409"

До 30 июня 2020 года приостановлены мероприятия налогового контроля

Правительством внесены изменения в Постановление от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление).

Так, в частности, по 30 июня (включительно) продляется запрет на инициирование и проведение налоговых проверок, проверок соблюдения валютного законодательства РФ и иных мероприятий, предусмотренных пунктом 4 Постановления.

Также по 30 июня 2020 года (включительно) продлен срок получения требований налогового органа, в отношении которых Постановлением установлены сроки представления документов (информации) и пояснений.

Кроме того, до 1 декабря 2020 года продлен срок представления отчетов физлиц о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках (организациях финансового рынка).

Право в упрощенном порядке получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов (взносов) предоставлено организациям и ИП, получающим доход преимущественно от деятельности в сфере туризма и гостиничного бизнеса, сведения о которых включены в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, при соблюдении установленных условий.


Приказ ФНС России от 25.12.2019 N ММВ-7-8/659@
"Об утверждении Порядка контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2020 N 58477.

Урегулирован порядок осуществления контроля за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ

Налоговые органы вправе осуществлять контроль за исполнением банками обязанностей, установленных статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ.

Порядком предусматривается проведение мероприятий налогового контроля за исполнением обязанностей, установленных:

в отношении неопределенного круга налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, ответственных участников КГН, налоговых агентов;

в отношении конкретного лица.

В первом случае период проверки не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение. Срок такой проверки не может превышать двух месяцев, с возможностью продления до четырех месяцев в установленных случаях.

Второй вид проверки проводится при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении банком требований законодательства.

В приложениях приведены формы необходимых документов, в том числе решения об осуществлении мероприятий налогового контроля, решения о продлении срока осуществления мероприятий налогового контроля и др.

 

Приказ ФНС России от 27.05.2020 N ЕД-7-21/352@
"Об утверждении рекомендуемых форматов представления в электронной форме уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, и уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, а также о признании утратившими силу приказов ФНС России от 15.11.2017 N ММВ-7-21/930@, от 23.05.2018 N ММВ-7-21/329@"

ФНС рекомендованы новые форматы представления уведомлений о выбранных объектах налогообложения по налогу на имущество физлиц и земельном участке, в отношении которых предоставляется налоговая льгота

Одновременно признаны утратившими силу приказы ФНС России от 15.11.2017 N ММВ-7-21/930@ и от 23.05.2018 N ММВ-7-21/329@, которыми были предусмотрены ранее применяемые форматы указанных уведомлений.


<Письмо> ФНС России от 15.05.2020 N СД-4-3/8085
"О предоставлении мер поддержки для видов деятельности по ОКВЭД 47.19"

ФНС сообщила о применении мер господдержки в отношении субъектов МСП, осуществляющих розничную торговлю

В Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434, которым утвержден перечень наиболее пострадавших отраслей экономики от распространения COVID-19, внесено уточнение, согласно которому позиции, обозначенные кодами по ОКВЭД 47.19.1 и 47.19.2, заменены позицией "Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах 47.19".

Разъяснено, что в случае, если в перечне приведен целиком класс (XX) или подкласс (XX.X), это означает, что все входящие в него группировки (группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) и виды (XX.XX.XX)) также включены в Перечень.

Следовательно, предусмотренные в настоящее время меры господдержки, в том числе Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, распространяются на субъектов МСП с кодами основного вида деятельности 47.19, а также 47.19.1, 47.19.2.

 

<Письмо> ФНС России от 29.05.2020 N БС-4-11/8821@
"О контрольных соотношениях формы расчета по страховым взносам, утвержденной Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@"

ФНС России обновила контрольные соотношения формы расчета по страховым взносам

Форма расчета утверждена Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@.

В дополнение к ранее направленному письму от 07.02.2020 N БС-4-11/2002@ настоящим письмом уточнены контрольные соотношения 1.84, 1.138, 1.140, а также направлены дополнительные контрольные соотношения 1.193 - 1.199, 2.8 - 2.10.

 

Письмо ФНС России от 15.05.2020 N ВД-4-17/8044@

Отчеты по зарубежным счетам за I квартал 2020 года могут быть представлены в течение 30 дней с момента прекращения мер ограничительного характера

Указами Президента РФ период с 30.03.2020 по 11.05.2020 объявлен нерабочими днями.

Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (Постановление N 819), установлен срок представления резидентами отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) - 30 дней с момента окончания отчетного периода (квартала).

На основании указанных положений и в условиях сложившейся ситуации сообщается о возможности представления отчетов за I квартал 2020 года в течение 30 дней с момента прекращения мер ограничительного характера.

Обращено внимание на то, что отчеты за 2 квартал 2020 года представляются по новым правилам, с учетом изменений, внесенных в Постановление N 819 (в частности, отменяется требование об обязательном нотариальном заверении подтверждающих документов).

При этом отмечено, что отчеты за I квартал 2020 года и предыдущие периоды, в том числе уточненные, могут быть представлены как в соответствии с ранее действовавшими правилами, так и по новым правилам.


<Информация> ФНС России
"С 15 июня ФНС России открывает налоговые инспекции для личного приема по предварительной записи"

С 15 июня 2020 года налоговые инспекции начнут прием граждан по предварительной записи

Записаться можно с 1 июня с помощью сервиса "Онлайн-запись на прием в инспекцию" или через Единый Контакт-центр ФНС России по номеру телефона 8 (800) 222-22-22.

При этом ФНС России напоминает, что на сайте ведомства доступно более 50 сервисов для решения самых разных вопросов: можно уплатить налоги, уточнить информацию по своему имуществу, отправить декларацию 3-НДФЛ и документы для получения налогового вычета за лечение, обучение или покупку недвижимости, провести сверку с бюджетом, уточнить невыясненные платежи и др.

 

<Информация> ФНС России
"ФНС России расширила возможности цифровой платформы для выдачи льготных кредитов бизнесу"

С 1 июня расширены возможности цифровой платформы для выдачи льготных кредитов по ставке 2% бизнесу и социально ориентированным НКО

Новый функционал обеспечивает контроль рисков снижения численности работников заемщика, контроль уровня заработной платы и наличия процедуры банкротства на период наблюдения по кредитному договору (соглашению).

Сообщается, что предприятиям, которые в том числе сохранят не менее 90% сотрудников, кредит будет списан вместе с процентами - всю сумму выплатит государство.

Если в штате останется не менее 80% работников, предприниматель должен будет вернуть только половину ссуды и процентов по ней.


<Информация> ФНС России от 02.06.2020 "Одобрен закон об освобождении ИП и пострадавших организаций от имущественных налогов за II квартал"

На подпись Президенту РФ передан закон, освобождающий от уплаты имущественных налогов за 2 квартал 2020 года

В информации ФНС России приведены категории налогоплательщиков, на которых распространяется освобождение от уплаты налога на имущество организаций, налога на имущество ФЛ, используемого в предпринимательской деятельности, земельного и транспортного налогов.

Это, в частности: все ИП; субъекты МСП, включенные в реестр на основании налоговой отчетности за 2018 год; организации, работающие в наиболее пострадавших отраслях экономики; социально ориентированные НКО, которые с 2017 года являются получателями грантов и субсидий; централизованные религиозные организации.


<Информация> ФСС РФ от 04.06.2020 "О продлении сроков уплаты страховых взносов с учетом сложившейся ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации"

ФСС РФ сообщил новые сроки уплаты страховых взносов

Правительством РФ продлены установленные законодательством сроки уплаты страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, в отношении которых соблюдаются следующие условия:

- страхователь на 01.03.2020 включен в реестр МСП;

- основной вид экономической деятельности страхователя включен в перечень наиболее пострадавших отраслей российской экономики, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.

Также продлены сроки уплаты страховых взносов организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры господдержки.

Для указанных плательщиков устанавливаются следующие сроки уплаты страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: за март - до 15.10.2020; за апрель - до 15.11.2020; за май - до 15.12.2020; за июнь - до 15.11.2020; за июль - до 15.12.2020.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

01.06.2020 Пока налогоплательщиком не доказано обратное, поданная по ТКС и подписанная УКЭП налоговая декларация признается поданной самим налогоплательщиком, и он должен заплатить указанную в ней сумму налога

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2020 № Ф05-22585/19 по делу N А40-243961/2018 
Налоговым органом приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в связи с неуплатой налога, отраженного в уточненных налоговых декларациях. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа. Из позиции общества следует, что оно не направляло в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС с суммой налога к доплате. Однако налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. Квалифицированная подпись признается действительной вплоть до установления иного судом. Суд указал, что доказательств ненаправления деклараций в налоговый орган через оператора связи обществом не представлено. Поэтому в удовлетворении требований о признании незаконными решений о приостановлении операций по счетам отказано.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

02.06.2020 Доход от повторной реализации сельскохозяйственной продукции налогоплательщика, выкупленной им у первого покупателя (без обратной реализации), не учитывается при определении размера дохода для целей применения ЕСХН

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.02.2020 № Ф04-7344/19 по делу N А03-7370/2018 
Предприниматель полагает, что не утратил право на применение ЕСХН, поскольку доход от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции превысил 70%. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщик утверждает, что он реализовал зерно, ранее проданное другой организации в рамках осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и впоследствии выкупленное обратно. Однако выкуп зерна в данном случае не является обратной реализацией, поскольку в договоре отсутствуют ссылки на то, что сделка совершена в отношении зерна, ранее закупленного у налогоплательщика. При этом первый покупатель от принятия товара не отказывался, товар был принят и оприходован. Кроме того, не подтверждена повторная реализация налогоплательщиком зерна, которое хранилось в рамках определенного договора, поскольку представленные документы не соотносятся между собой и не подтверждают осуществление хранения зерна по данному договору.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

04.06.2020 Супруга предпринимателя не вправе обжаловать судебные акты по делу о признании недействительным решения налогового органа, вынесенного в отношении ИП в рамках ведения им предпринимательской деятельности

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.02.2020 № Ф09-71/19 по делу N А76-2299/2018 
Предпринимателю отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа по итогам выездной проверки. Супруга предпринимателя полагает, что вправе обжаловать судебные акты по данному делу, поскольку они приняты в отношении ее прав владения и распоряжения имуществом; не было получено ее согласие на использование общего совместно нажитого имущества в предпринимательской деятельности налогоплательщика. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию заявителя необоснованной. Решение суда не затрагивает права и законные интересы заявителя, поскольку оспариваемое решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности вынесено в отношении предпринимателя, являющегося участником налоговых правоотношений, к которым заявитель отношения не имеет. Кроме того, решение суда принято по спору, касающемуся осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности по реализации недвижимого имущества, а не в отношении совместной собственности супругов.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

04.06.2020 Трехлетний срок давности привлечения страхователя к ответственности не влияет на исчисление срока на обращение органа ПФР в суд с заявлением о взыскании штрафа

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.02.2020 № Ф09-8622/19 по делу N А34-5130/2019 
Управление ПФР полагает, что со страхователя подлежит взысканию штраф за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Управления ПФР необоснованной. Сведения СЗВ-М действительно были представлены страхователем несвоевременно. Однако, учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд, Управление ПФР пропустило срок обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании. Уважительных причин пропуска срока подачи заявления не приведено. Суд отметил, что трехлетний срок давности привлечения страхователя к ответственности не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

05.06.2020 Ошибочное неотражение в книге покупок верных счетов-фактур само по себе не свидетельствует о пропуске срока на вычет НДС по этим счетам-фактурам

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.02.2020 № Ф09-9331/19 по делу N А07-34366/2018 
Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком пропущен трехлетний срок на предъявление к вычету НДС. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. При сопоставлении данных, отраженных в первичной налоговой декларации по НДС, с данными налогового учета (книги покупок и продаж) и бухгалтерского учета установлено несоответствие итогов книги покупок данным бухгалтерского учета в связи с допущенной ошибкой. Налогоплательщиком в книгу покупок был включен счет-фактура другой организации. Данная ошибка была исправлена налогоплательщиком путем подачи уточненной декларации, где размер налоговой базы остался прежним, размер налоговых вычетов по НДС уменьшен. Претензий к реальности хозяйственных операций налоговым органом не предъявлено. Ошибочное неотражение в книге покупок верных счетов-фактур само по себе не указывает на реализацию права на вычет по НДС по этим счетам-фактурам по истечении установленного трехлетнего срока.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

05.06.2020 Довод налогоплательщика о повреждении первичных документов при пожаре должен быть подтвержден приказом о назначении комиссии по расследованию причин утраты документов, актом комиссии и актом инвентаризации имущества

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.02.2020 № Ф09-9040/19 по делу N А07-34197/2018 
Предприниматель полагает, что правомерно учел расходы на приобретение упаковки при исчислении НДФЛ, т. к. реализация расфасованного товара подтверждена. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Документы, подтверждающие принятие на учет упаковки и ее использование, не представлены со ссылкой на наличие справки о пожаре в здании цеха, в результате которого повреждены готовая продукция и документы. Однако соответствующие документы, в том числе приказ о назначении комиссии по расследованию причин утраты документов, акт комиссии и акт инвентаризации имущества, а также иные документы инспекции не предъявлены. Также достоверно не подтверждено, что спорная упаковка использовалась для фасовки продукции именно в сгоревшем цехе.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

01.06.2020 Срок информирования работника о выборе трудовой книжки продлят до 1 октября

Минтруд хочет продлить срок информирования работников о возможности выбора между электронной и бумажной трудовой до 1 октября, заявил глава Минтруда Антон Котяков.

На заседании комитета Совета Федерации по социальной политике сенаторы обратили внимание на то, что 30 июня истекает срок, когда работодатели должны ознакомить работников с возможностью выбрать, в какой форме продолжить вести трудовую книжку — в электронной или бумажной.

Ранее глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин обратился к министру труда с просьбой дать работодателям возможность обеспечить уведомление работников в срок до 30 сентября.

«В связи с противоэпидемическими мероприятиями и работой в условиях самоизоляции уведомление работников становится затруднительным либо невозможным», — указывалось в письме Катырина.

Когда именно будет принят документ, переносящий срок, пока неизвестно.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

02.06.2020 Сроки сдачи отчетности НКО в Минюст перенесены. Приказ уже опубликован

Минюст установил новые сроки представления отчетности некоммерческих организаций. Приказ от 26.05.2020 № 122 официально опубликован.

Некоммерческие организации, общественные объединения, религиозные объединения и структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций сдают в Минюст годовые отчеты в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако в приказе установлено, что отчетность за 2019 год представляется перечисленными организациями не позднее 1 июля 2020 года. А структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций вправе до 1 июля сдать отчет за I квартал 2020 года о полученных денежных средствах и имуществе.

Еще одним приказом, от 26.05.2020 № 123 перенесен на 1 июля 2020 года срок представления некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, отчетности и аудиторского заключения по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Также на 1 июля 2020 г. перенесен срок представления казачьими обществами сведений, предусмотренных Федеральным законом «О государственной службе российского казачества».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

03.06.2020 Текучка кадров играет злую шутку с получателями льготных кредитов

Правительство внедрило такую меру поддержки бизнеса, как льготное кредитование по ставке 2% с возможностью списания кредитной задолженности.

На кредиты смогут рассчитывать компании из отраслей, пострадавших от последствий COVID-19, а также социально ориентированные НКО. Помимо льготной ставки им будут доступны особые условия погашения.

Кредит с опцией прощения с 1 июня. Что это и кому подойдет

Тем предприятиям, которые сохранят не менее 90% сотрудников, кредит будет списан вместе с процентами — всю сумму выплатит государство. Если в штате останется не менее 80% работников, предприниматель должен будет вернуть только половину ссуды и процентов по ней.

Однако вопрос сохранения численности имеет свои нюансы, рассказывают наши читатели.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

04.06.2020 В законодательство о нотариате готовят поправки. Другое название тарифов и обязательные действия в услугах

Нотариусам хотят изменить порядок взимания платы за услуги, а также включит ряд нотариальных действий в обязательные. В Госдуму внесенпроект закона.

Кстати, текст поправок можно скачать из вложения.

Вместо существующей платы за оказание услуг правового и технического характера (УПиТХ) предлагается установление «регионального» тарифа.  Региональный тариф будет строиться, в том числе, на основе прожиточного минимума на душу населения в конкретном регионе.

В свою очередь, предлагаемый «федеральный» тариф призван заместить существующий нотариальный тариф, взимаемый в порядке части 2 и 3 статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Предусматривается, что за совершение нотариальных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает Единый нотариальный тариф, включающий федеральный и региональный тарифы.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

03.06.2020 Аренда в 2020 году – можно ли сократить сумму арендных платежей?

Более подробную информацию о мерах государственной поддержки по обеспечению устойчивого развития экономики можно получить на официальном интернет-сайте Правительства в разделе «COVID-19. Меры поддержки граждан и экономики»

В последнее время многих арендаторов волнует вопрос уплаты арендных платежей, отсрочка их уплаты или уменьшение размера.

Как объяснил Минфин, требования к условиям и срокам такой отсрочки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества».

Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений.

При этом размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.

Кроме того, арендатор вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества в связи с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Письмо Минфина России от 8.05.2020 г. № 03-01-11/37684

Источник: Российский налоговый портал

 

03.06.2020 Для каких ИП страховые взносы будут снижены?

В статью 430 НК РФ были внесены изменения

Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей.

22 мая 2020 года Госдумой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который направлен на снижение налоговых издержек организаций и ИП, осуществляющих безвозмездную передачу имущества, используемого (предназначенного для использования) для предупреждения  и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции.

Источник: Российский налоговый портал

 

05.06.2020 Бухгалтерская отчетность доступна онлайн на сайте ФНС

ФНС запустила государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

ФНС РФ запустила государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. В нем размещена представленная в ФНС РФ бухгалтерская отчетность организаций за 2019 г., пишет пресс-служба налогового ведомства.

Стоит отметить, что ресурс является общедоступным. Вся размещенная в нем бухгалтерская отчетность, а также аудиторские заключения и пояснения доступны для просмотра и скачивания всем заинтересованным пользователям.

Для удобства пользователей бухгалтерская (финансовая) отчетность компаний впервые доступна для скачивания с электронной подписью ФНС РФ с той же юридической значимостью, что и заверенная печатью ФНС.

Для организаций, которые используют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для масштабной аналитики, и для тех, кому нужен сразу весь массив данных, предусмотрена возможность получения абонентского обслуживания. Для них доступна ежемесячно обновляемая база бухгалтерской отчетности организаций в том формате, в котором она поступила в налоговое ведомство.

Подать запрос на получение абонентского обслуживания можно на сайте ресурса.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

В организации есть остатки просроченной продукции, а именно фруктовой мякоти для приготовления коктейлей.
Какие требуется оформить проводки в бухгалтерском учете? Какие необходимо составить документы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок бухгалтерского учета приведен ниже.
В целях отражения в учете утилизации (списания) фруктовой мякоти необходимы документы, составленные при проведении инвентаризации, а также акт уничтожения (утилизации) фруктовой мякоти.
Если услуги по утилизации оказываются сторонней организацией, то дополнительно следует иметь документ, подтверждающий факт оказания услуги и ее стоимость.

Обоснование вывода:
На основании ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли или которые имеют явные признаки недоброкачественности, признаются некачественными и опасными, подлежат утилизации или уничтожению (ст.ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).
Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, при выявлении фактов порчи имущества (в том числе материально-производственных запасов, далее - МПЗ) в организации должна быть проведена инвентаризация. Аналогичное требование содержится в п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Таким образом, просроченные (испорченные) МПЗ выявляются по результатам инвентаризации, пошаговый алгоритм порядка проведения которой приведен в рекомендованных нами материалах.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 06.11.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что каждый факт хозяйственной жизни организации должен быть документально оформлен. Не исключение и списание МПЗ с истекшим сроком годности.
В настоящее время у организации нет обязанности составлять унифицированные формы первичных документов (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Вместе с тем организация вправе использовать утвержденные ранее унифицированные формы. Например, в рассматриваемом случае для оформления результатов инвентаризации МПЗ можно оформить инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3) и сличительную ведомость результатов инвентаризации (форма N ИНВ-19) (утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88).
О том, какие документы должна иметь организация в случае списания МПЗ с истекшим сроком годности, разъясняется в письме Минфина России от 24.12.2014 N 03-03-06/1/66948. При этом свои выводы представители финансового ведомства делают с учетом позиции, изложенной в постановлении ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2.
Так, по мнению чиновников, в перечень необходимых документов вошли, в частности:
- акты о проведении инвентаризации;
- акты уничтожения (утилизации) некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных (утилизированных) товаров, дате уничтожения (утилизации).
Учитывая изложенное, считаем, что, помимо документов, составленных для оформления результатов инвентаризации МПЗ (формы NN ИНВ-3, ИНВ-19), организации целесообразно иметь акт уничтожения (утилизации) фруктовой мякоти, в котором содержится информация в том числе о количестве уничтоженной мякоти и дате уничтожения (утилизации). Кроме того, если услуги по утилизации оказываются сторонней организацией, то дополнительно, на наш взгляд, следует иметь документ, подтверждающий факт оказания услуги и ее стоимость.
В силу положений п.п. 4, 5, 12 ПБУ 10/99 стоимость списываемой фруктовой мякоти учитывается в составе прочих расходов.
В бухгалтерском учете списание фруктовой мякоти с истекшим сроком годности отражается:
Дебет 94 Кредит 10
- списана стоимость просроченной мякоти;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 94
- указанная сумма учтена в составе прочих расходов.
В случае принятия решения о восстановлении НДС оформляются записи*(1):
Дебет 19 Кредит 68
- восстановлен НДС, ранее принятый к вычету в части фруктовой мякоти;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 19
- отражен в составе прочих расходов восстановленный НДС.
При осуществлении расходов по утилизации собственными силами в учете может быть сделана запись:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 70 (69).
Если утилизацию будет осуществлять специализированная организация, то в учете будут сделаны записи:
Дебет 91 Кредит 60
- учтены услуги, оказанные третьей стороной по утилизации фруктовой мякоти;
Дебет 19 Кредит 60
- выделен НДС*(2);
Дебет 68 Кредит 19 НДС
- принят к вычету
или
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 19 НДС
- учтен в прочих расходах.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедии решений. Порядок проведения инвентаризации: пошаговый алгоритм;
- Пример заполнения Акта о списании товаров (Форма N ТОРГ-16) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2019 г.);
- Пример заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (Форма N ИНВ-3) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2019 г.);
- Вопрос: Организация (общая система налогообложения) импортировала товар (косметическую продукцию). В запланированные сроки реализовать товар не удалось. На данный момент имеются значительные остатки товара (косметики) с истекшим сроком годности. Можно ли списать косметику с истекшим сроком годности и учесть ее стоимость при формировании налоговой базы по налогу на прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2017 г.)
- Вопрос: Организация занимается розничной продажей продуктов питания. Согласно условиям договора право собственности на товар переходит в момент подписания товарной накладной. Товар с истекшим сроком реализации не возвращается поставщику и подлежит утилизации. У молока истек срок годности, организация уничтожила его своими силами. Можно ли для целей исчисления налога на прибыль списать на расходы стоимость продуктов с истекшим сроком годности и стоимость их утилизации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2012 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Руководитель организации решил оплатить расходы работнику за использование личного автомобиля в служебных целях. При этом он готов выплачивать компенсацию в размере 10 тыс. руб. плюс все расходы, связанные с использованием транспорта (бензин, парковку, плановые и внеплановые техосмотры, мойку). Суммы превышают норму, которая может учитываться по налогу на прибыль, и большая часть расходов будет за счет прибыли.
Является ли правомочным одновременное установление компенсации 10 тыс. руб. и возмещение всех расходов по чекам и квитанциям? Не возникнет ли у налоговой инспекции в случае проверки вопроса о правомочности компенсации 10 тыс. руб., если все расходы возмещаются?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель имеет полное право выплачивать сотруднику компенсацию за использование автомобиля в размере 10 тысяч рублей и все расходы, связанные с его использованием, при условии закрепления данных выплат соответствующим локальным нормативно-правовым актом. При этом в целях налогообложения такие выплаты учитываются только в пределах норм, установленных Постановлением Правительства N 92. Эксплуатационные расходы на содержание таких транспортных средств при расчете налога на прибыль не учитываются.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
Таким образом, как прямо следует из процитированной нормы, при использовании личного имущества работник может получать от работодателя два вида выплат:
- компенсацию за использование, износ (амортизацию) личного имущества;
- возмещение расходов, связанных с использованием имущества.
Размер, данных выплат определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).
В ТК РФ компенсации за использование личных транспортных средств отдельно не выделены, поэтому никаких специальных норм для таких компенсаций не предусмотрено. По сути, стороны трудового договора вправе установить любой размер компенсации или определить порядок ее расчета (например, предусмотрев, что компенсация выплачивается ежемесячно в твердой денежной сумме независимо от количества календарных дней в месяце).
Поэтому в данном случае работодатель имеет полное право выплачивать сотруднику компенсацию за использование автомобиля в размере 10 тысяч рублей и все расходы, связанные с его использованием, при условии закрепления данных выплат соответствующим локальным нормативно-правовым актом.
Что касается налога на прибыль, то согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей учитываются только в пределах норм, установленных Правительством РФ. На основании постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (далее - Постановление N 92) в состав расходов включаются компенсации в следующих размерах:
- по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно сумма компенсации составляет 1200 руб. в месяц;
- по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см сумма компенсации составляет 1500 рублей в месяц.
Суммы компенсаций сверх этих лимитов не могут уменьшать облагаемую прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ).
Обращаем внимание, что на протяжении многих лет контролирующие органы придерживаются позиции, что в установленных законодательством размерах компенсаций за использование легковых автомобилей уже учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей (износ, горюче-смазочные материалы, ремонт и др.). Поэтому эксплуатационные расходы на содержание таких транспортных средств при расчете налога на прибыль не учитываются. Смотрите также письма Минфина России от 26.12.2018 N 03-03-06/1/94971, от 23.03.2018 N 03-03-06/1/18366, от 14.12.2017 N 03-04-06/83831, от 14.08.2017 N 03-03-06/1/52036. Поддерживают такую позицию и суды, смотрите, например, определение ВАС РФ от 29.01.2009 N 495/09, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.02.2020 N Ф07-17382/19 по делу N А13-2437/2018, от 17.12.2019 N Ф04-5799/19 по делу N А81-9588/2018, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019 N 16АП-2203/19 и др.
Любые расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны отвечать условиям статьи 252 НК РФ, то есть должны быть обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому, выплата работнику компенсации не снимает с работодателя и работника обязанности по оформлению и сбору документов, подтверждающих использование транспортного средства в служебных целях и фактическое осуществление соответствующих расходов (письма Минфина России от 21.10.2019 N 03-04-05/80658, от 27.11.2019 N 03-03-07/92049).
Отметим, что конкретный перечень документов и мероприятий, подтверждающих производственный характер затрат на компенсацию за использование автомобиля, не установлен (письмо Минфина России от 13.08.2019 N 03-03-07/61075). В качестве документального подтверждения, прежде всего, применяются соглашения с работниками, определяющие размер и порядок выплаты компенсации. Такими документами также являются путевые листы (письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@). Кроме того, по мнению контролирующих органов, организация должна располагать документами (или их заверенными в установленном порядке копиями), подтверждающими право собственности работника на используемое имущество (письма Минфина России от 14.12.2017 N 03-04-06/83831, от 05.12.2012 N 03-03-06/1/629, от 03.05.2012 N 03-03-06/2/49).

К сведению:
Следует учитывать, что за время, когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается (письма УФНС России по г. Москве от 22.02.2007 N 20-12/016776, от 31.03.2006 N 18-11/3/25186).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Организация, относящаяся к пострадавшим от коронавируса отраслям, получила субсидию в размере по 12 130 рублей на каждого работника и планирует направить эти денежные средства на выплату заработной платы и иные цели для поддержания бизнеса.
Возникает ли обязанность по уплате НДФЛ и страховых взносов в случае расходования средств субсидии на выплату зарплаты? На какие конкретно ещё цели можно использовать полученные средства поддержки? В каком порядке подлежат списанию налоги и страховые взносы за 2 квартал 2020 года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Средства полученной субсидии организация имеет право расходовать по своему усмотрению на любые цели, связанные с осуществлением ее деятельности: выплата зарплаты, уплата налогов, закупка материалов, оплата аренды и т.д.
Заработная плата, выплаченная за счет субсидии, подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами на общих основаниях.

Обоснование позиции:

Субсидия субъектам МСП

Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576.
Пунктом 1 Правил прямо установлено, что рассматриваемая субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.
Таким образом, как прямо следует из процитированной нормы, средства полученной субсидии организация имеет право расходовать по своему усмотрению, на любые цели, связанные с осуществлением ее деятельности: выплата зарплаты, уплата налогов, закупка материалов, оплата аренды и т.д.
При этом Правила не содержат указаний на необходимость подтверждения получателем факта целевого использования средств субсидий, а также не устанавливают мероприятий, связанных с контролем за использованием этих средств. Исключение - п. 11 Правил, который обязывает вернуть эти средства в федеральный бюджет в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-М).
В том случае, если организация примет решение расходовать средства полученной субсидии на выплату заработной платы, необходимо понимать, что источник, за счет которого производится оплата труда, не меняет правовую природу этих выплат. Заработная плата, выплаченная за счет субсидии, равно как и заработная плата, выплаченная за счет собственных средств организации, является личным доходом сотрудников и подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, ст. 209 НК РФ). То же самое касается и страховых взносов, вознаграждение за труд, вне зависимости от того, за счет каких средств оно произведено, является выплатой в рамках трудовых отношений и, как следствие, должно облагаться страховыми взносами на общих основаниях (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
Напомним, что к начислениям, произведенным после 01.04.2020, страхователь, являющийся субъектом МСП, вправе применить пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода (ст.ст. 5-6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ"). Смотрите дополнительно письма ФНС России от 07.04.2020 N БС-4-11/5850@, от 15.04.2020 N БС-4-11/6330@, от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@ и др.

К сведению:
Отметим, что на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ рассматриваемые субсидии не учитываются в составе доходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. При этом расходы, произведенные за счет таких субсидий, также не учитываются при налогообложении прибыли на основании п. 48.26 ст. 270 НК РФ.
Поэтому при направлении средств субсидий на выплату заработной платы необходимо учитывать, что часть зарплаты, выплаченной за счет такого источника, в расходы на оплату труда в налоговом учете включать не следует. В этой связи считаем, что полученные средства субсидии организации целесообразно расходовать на затраты, которые изначально не подлежат учету при расчете налога на прибыль (ст. 270 НК РФ). Например, на оплату налогов или пеней и штрафов по ним (п.п. 2, 19 ст. 270 НК РФ), на выплату материальной помощи сотрудникам (п. 23 ст. 270 НК РФ) и др.

Списание налогов за 2 квартал 2020 года

Президент РФ на прошедшем 11.05.2020 совещании о санитарно-эпидемиологической обстановке сообщил, что ИП, субъектам малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях, социально ориентированным НКО полностью спишут налоги (за исключением НДС) и страховые взносы за второй квартал 2020 года (смотрите Стенограмму совещания Президента России о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержкеграждан и экономики страны от 11 мая 2020 г.).
В настоящее время не существует нормативно-правовых актов, устанавливающих условия и порядок такого списания. Однако на рассмотрении в Госдуме находится Проект федерального закона N 959325-7, предусматривающий внесение в НК РФ различных поправок, в том числе связанных со снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков в связи с распространением COVID-19. В частности, предлагается, что организации, занятые в наиболее пострадавших отраслях, которым были продлены сроки уплаты налогов в 2020 году:
- будут освобождены от уплаты налогов, авансовых платежей, сборов за II квартал: по налогу на прибыль, акцизам, водному налогу, НДПИ, ЕСХН, УСН, ЕНВД, транспортному и земельному налогам, налогам на имущество организаций и физлиц, НДФЛ (в части авансового платежа ИП);
- применять нулевые тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, начисленных за апрель-июнь (включительно) 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Как организациям и ИП, пострадавшим из-за пандемии COVID-19, получить от государства деньги на выплату заработной платы работникам? (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, апрель 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества


Может ли индивидуальный предприниматель со своего расчетного счета производить личные расчеты: оплату коммунальных платежей за квартиру, которая принадлежит супругу, оплату учебы детей, оплату расходов на проезд (авиа и железнодорожные билеты) супруга и (или) детей? Необходимо ли указывать данные расходы в налоговой отчетности и каким образом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Денежные средства, оставшиеся в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов, могут расходоваться им (в том числе и с расчетного счета) по своему усмотрению, в том числе на оплату коммунальных платежей за квартиру, принадлежащую супругу, оплату учебы детей, оплату расходов на проезд супруга и (или) детей. Данные расходы в налоговом учете ИП не отражаются.

Обоснование вывода:
ГК РФ не разделяет имущество (в том числе денежные средства) физического лица на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как ИП. Регистрация физического лица в качестве предпринимателя не влечет обособления части имущества этого лица, поскольку факт государственной регистрации в качестве предпринимателя не означает возникновения нового субъекта с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина является деятельностью самого гражданина (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 26.08.2011 N 20-14/2/083177@).
В определении от 15.05.2001 N 88-О КС РФ, основываясь на п. 1 ст. 23, ст. 24, ст. 25 ГК РФ, выразил следующую правовую позицию: поскольку юридически имущество ИП, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, он отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (письмо Минфина России от 03.10.2019 N 03-02-07/1/75974).
Иными словами, обязательства ИП, связанные с его предпринимательской деятельностью, не обособляются от его прочих обязательств как физического лица. Поэтому гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя, продолжает под своим именем осуществлять права и исполнять обязанности, возникшие у него до такой регистрации, он также отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, приобретенным как до, так и после такой регистрации.
Гражданин, имея статус ИП, использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод (п. 4 постановления КС РФ от 17.12.1996 N 20-П, постановления ФАС Центрального округа от 17.03.2010 N А62-7448/2009, ФАС Уральского округа от 27.02.2010 N Ф09-972/10-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2008 N А38-407/2008-4-53, письмо МНС России от 06.07.2004 N 04-3-01/398). И наоборот, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не имеют обособленного имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2011 N А15-1197/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.09.2010 N А74-1370/2010). Это касается любого имущества, принадлежащего лицу, зарегистрированному в качестве ИП (постановления ФАС Уральского округа от 29.03.2012 N Ф09-981/12 по делу N А76-11260/2011, от 10.06.2009 N Ф09-3754/09-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2012 N Ф02-18/12 по делу N А33-9549/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.11.2010 по делу N А70-13094/2005, Восемнадцатого ААС от 17.07.2012 N 18АП-5812/12 и другие).
Таким образом, денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности, принадлежат ИП как гражданину, и он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (ст.ст. 128, 209 ГК РФ). Аналогично ИП может использовать в предпринимательской деятельности денежные средства, принадлежащие ему как физическому лицу, при этом не имеет значения, за счет каких источников получены данные денежные средства.
Сказанное подтверждается и официальными разъяснениями представителей Минфина России и налоговых органов. Так, в письме УФНС по г. Москве от 17.10.2005 N 18-12/3/74603 отмечается, что обязанность налоговых органов по осуществлению контроля над направлениями расходования доходов, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя после налогообложения, действующим законодательством не предусмотрена. А в письме УФНС России по г. Москве от 28.05.2009 N 20-14/2/054094 также разъяснено, что денежные средства, которые остались на расчетном счете индивидуального предпринимателя после уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, могут быть использованы им на личные нужды. При этом уплачивать НДФЛ с указанных средств не следует, так как налогообложение сумм денежных средств, снятых с расчетного счета индивидуального предпринимателя для использования их в личных нуждах, в НК РФ не предусмотрено. Вывод о том, что денежные средства, которые остались на расчетном счете индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, могут быть использованы им на личные нужды и при этом обязанности по уплате НДФЛ у предпринимателя не возникает, представлен в письмах Минфина России и от 22.04.2016 N 03-11-11/23843, от 19.04.2016 N 03-11-11/24221, от 21.08.2013 N 03-11-11/34286, от 03.02.2009 N 03-11-09/35, от 25.11.2008 N 03-04-05-01/441, от 11.12.2006 N 03-11-05/270, УФНС России по г. Москве от 24.09.2012 N 20-14/089723@.
Таким образом, расходовать денежные средства, полученные в результате осуществления предпринимательской деятельности, ИП может по своему усмотрению. Что касается расходования средств именно с расчетного счета, то необходимо учитывать следующее.
В силу п. 2.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов" (далее - Инструкция) расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, физическим лицам открываются текущие счета (п. 2.2 Инструкции).
Таким образом, расчетный счет предназначен именно для целей осуществления расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью. Вместе с тем учитывая, что имущество физического лица, имеющего статус ИП, юридически не разграничено, можно сделать вывод, что ИП может использовать для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, как расчетный счет, так и текущий счет. При этом само назначение расчетного счета (для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью) не меняет характера перечисленных на него денежных средств. Например, в письме ФНС России от 05.09.2018 N БС-3-11/6210@ сообщено, что ИП обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию, отразив в ней всю сумму полученного в рамках предпринимательской деятельности дохода, независимо от того, на какой счет произошло поступление денежных средств (текущий либо расчетный счет).
Прямого запрета на перечисление с расчетного счета денежных средств на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью, законодательство РФ не содержит. Таким образом, ИП вправе перевести со своего расчетного счета деньги в оплату налогов, обязанность по уплате которых возникает у него как у физического лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения