Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Представление оборотно-сальдовой ведомости по счету 62 в ходе выездной налоговой проверки

Необходимо ли по требованию налогового органа в ходе выездной налоговой проверки представлять оборотно-сальдовые ведомости по счету 62?

В соответствии с пунктом статьи 89 НК РФ «налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов».

В соответствии с подпунктами 6, 8 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

-  представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Понятие «документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов» в НК РФ не определено. В статье 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» определено, что «документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения». Сам же вышеназванный федеральный закон «определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование».

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» «регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях».

В соответствии со статьей 313 НК РФ «налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета».

Таким образом, запрашиваемая оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 по нашему мнению, относится к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории «документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов» но только в том случае, если налогоплательщик налога на прибыль ведет регистры налогового учета. Если же Ваше предприятие не является плательщиком налога на прибыль, то представление регистров бухгалтерского учета не является обязательным при осуществлении налогового контроля.

Суды же высказывают различную точку зрения по данному вопросу.

Так ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.11.2007 N Ф09-9427/07-С2 по делу N А60-9968/07указал следующее: признавая незаконным привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, суд указал, что затребованные оборотно-сальдовые ведомости не являются документами бухгалтерской отчетности и на правильность исчисления налога не влияют.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19.11.2008 N А33-9732/07-Ф02-5626/08 признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию налоговой инспекции карточек бухгалтерского счета, оборотно-сальдовых ведомостей по бухгалтерскому счету, анализа бухгалтерского счета, поскольку законодательством о налогах и сборах и иными актами не предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять и вести указанные документы. Законодательство о бухгалтерском учете в части применения организациями счетов и регистров бухгалтерского учета носит рекомендательный характер, применяемые организациями счета и регистры бухгалтерского учета устанавливаются ими в учетной политике на соответствующий год.

ФАС Московского округа в Постановлении от 19.04.2010 N КА-А40/3427-10 указал, что оборотно-сальдовые ведомости в силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ относятся к регистрам бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах, поэтому сама по себе оборотно-сальдовая ведомость, являющаяся внутренним документом организации, при отсутствии соответствующих первичных документов не может являться безусловным доказательством, подтверждающим факт совершения хозяйственных операций и возникновения договорных обязательств.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 16.06.2009 по делу N А48-5011/07-2-17 занял несколько иную позицию. Так судом было указано следующее: «исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции признал обоснованным привлечение Общества к налоговой ответственности по требованию от 11.07.2007 N 2801 в отношении счетов-фактур, журнала учета полученных счетов-фактур, книги покупок за октябрь 2006 года, оборотно-сальдовых ведомостей по счету N 41, 10, анализа счета N 41 в количестве.

По требованию от 11.07.2007 N 2808 признано обоснованным привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в отношении полученных счетов-фактур., журнала учета полученных счетов-фактур, книги покупок за июль 2006 года, оборотно-сальдовых ведомостей по счету N 41, 10, анализа счета N 41.

При этом полученные счета-фактуры, книги покупок и журналы учета полученных счетов-фактур обоснованно отнесены судом апелляционной инстанции к числу документов, подтверждающими правомерность применения налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС, а оборотно - сальдовые ведомости по счетам N N 41, 10 и анализ счета N 41 признаны документами, свидетельствующими о принятии товаров, работ, услуг к учету.

Вместе с тем, иные документы, запрошенные в требованиях о представлении документов N N 2801, 2808 книги продаж за соответствующие периоды, счета-фактуры выставленные, оборотно-сальдовые ведомости по счетам N N 60, 62, 76, 08, 07, 03 не относится к документам, подтверждающим правомерность применения налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ.

В то же время налоговые органы придерживаются точки зрения, что представление обортно-сальдовых ведомостей является обязательным, и с их стороны может последовать попытка привлечения вашего предприятия к налоговой ответственности в соответствии со статьей 126 НК РФ.

 

Тюнин И.А.

Примечание:

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения