Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Двойной штраф за непредставление формы-4 ФСС РФ

С момента вступления в силу Федерального закона N 212-ФЗ*(1) многие компании столкнулись с противоречиями по взысканию штрафных санкций за нарушение срока сдачи формы-4 ФСС РФ. В статье рассмотрим последнее письмо фонда*(2) в отношении двойного штрафа и алгоритм его расчета.

ФСС России в 2010 году уже издавал письмо *(3), которое должно было урегулировать спорный вопрос начисления штрафов. Ведомство выработало однозначную позицию, которая гласит, что размер санкции по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по соцстрахованию от несчастных случаев и профзаболеваний определяется отдельно. Позиция о расчете двойного штрафа основана на том, что форма-4 ФСС РФ состоит из нескольких разделов, в отношении которых применяются нормы Закона N 212-ФЗ и Федерального закона N 125-ФЗ*(4).
В свою очередь, каждый из этих нормативных актов предусматривает штрафные санкции за несдачу расчета. Так, Законом N 212-ФЗ*(5) определен штраф в размере 5 процентов от суммы взносов, подлежащих уплате (доплате) при опоздании с отчетностью не более чем на 180 календарных дней. Минимальный размер штрафа в таком случае составит 100 рублей. Пунктом 2 статьи 46 Закона N 212-ФЗ установлен штраф за опоздание с отчетом на период свыше 180 дней. Он рассчитывается как 30 процентов от суммы взносов, подлежащих уплате (доплате) и 10 процентов за каждый следующий просроченный полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Данный штраф не может быть меньше 1000 рублей.
Закон N 125-ФЗ*(6) предусматривает аналогичную ответственность за непредставление расчета по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний. Следовательно, минимальный штраф, который грозит компании при подаче "нулевой" формы-4 ФСС РФ, составит в зависимости от пропущенного срока 200 или 2000 рублей.
ФСС России в письме обращает внимание, что штраф рассчитывают только исходя из сумм страховых взносов за последний квартал отчетного периода. Например, если фирма вовремя не представила годовую отчетность за 2010 год, то размер санкции определяют исходя из суммы страховых взносов за IV квартал. Это связано с тем, что отчет по взносам в фонд составляют ежеквартально нарастающим итогом.
Специалисты фонда также пояснили, что расчет штрафных санкций на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством производят исходя из суммы начисленных взносов, но без учета расходов по выплате страхового обеспечения сотрудникам фирмы. Такая позиция основана на положениях статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ*(7). В отношении штрафа по "травме" ФСС России рекомендует применять аналогичный порядок расчета санкций, предусмотренных Законом N 125-ФЗ*(8).
Однако Законы N 212-ФЗ и N 125-ФЗ говорят о том, что штраф определяется исходя из сумм взносов, подлежащих уплате (доплате) на основании расчета, который сдан с опозданием. На сегодняшний день арбитражная практика по этому вопросу еще не сформировалась. Следовательно, компания при несогласии с фондом в отношении расчета штрафных санкций вправе отстаивать свою позицию в суде.

Форма одна - законов два

До сих пор не урегулирован вопрос, до какого числа компания должна представить в территориальное отделение фонда отчет по форме-4 ФСС РФ. Законом N 212-ФЗ установлено, что расчет по временной нетрудоспособности и в связи с материнством нужно подать до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом*(9). Следовательно, последний день направления расчета приходится на 14-е число месяца с учетом того, что оно не выпадет на выходной день. Однако Законом N 125-ФЗ срок представления расчета по "травме" установлен не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом*(10). Проблема бы отсутствовала, если бы эти два расчета подавались на разных формах, но страховые взносы по нетрудоспособности и по "травме" компании обязаны представить по единой утвержденной форме-4 ФСС РФ*(11), на титульном листе которой утвержден срок подачи расчета не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Эти противоречия разъяснили специалисты Минздравсоцразвития России*(12). Ведомство полагает, что расчет по форме-4 ФСС РФ компании должны представлять до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Расчет за 2010 год в ФСС России фирме следует подать до 14 января 2011 года включительно. В любом случае чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, расчет по форме-4 ФСС РФ следует представлять не позднее 14-го числа.

Пример
Компания ведет оптовую торговлю автотранспортными средствами. Профессиональный риск этого вида деятельности относится к 3-му классу *(13). Страховой тариф составит 0,4%*(14).
В IV кв. 2010 г. фирма начислила и выплатила в пользу работников 1 350 000 руб., в т.ч.:
- за октябрь - 425 000 руб.;
- за ноябрь - 415 000 руб.;
- за декабрь - 510 000 руб.
Необлагаемых выплат в отчетном квартале нет. Сумма начисленных взносов в фонд на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила:
- за октябрь-12 325 руб. (425 000 руб. х 2,9%);
- за ноябрь - 12 035 руб. (415 000 руб. х 2,9%);
- за декабрь - 14 790 руб. (510 000 руб. х 2,9%).
Итого за отчетный квартал 2010 г.:
12 325 + 12 035 + 14 790 = 39 150 руб.
Сумму в размере 39 150 руб. бухгалтер отразит в таблице 1 раздела 1 по коду строки 2 формы-4 ФСС РФ.
Сумма начисленных взносов в ФСС России от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составит:
- за октябрь - 1700 руб. (425 000 руб. х 0,4%);
- за ноябрь - 1660 руб. (415 000 руб. х 0,4%);
- за декабрь - 2040 руб. (510 000 руб. х 0,4%).
Итого за отчетный квартал 2010 г.:
1700 + 1660 + 2040 = 5400 руб.
Сумму в размере 5400 руб. бухгалтер отразит в таблице 10 раздела 3 по коду строки 2 формы-4 ФСС РФ.
Компания должна представить годовой расчет за 2010 г. по форме-4 ФСС РФ до 15.01.2011, т.е. последний день представления отчета -14.01.2011 (пятница).
Вариант 1
Фирма представила расчет в органы ФСС России 25.01.2011. Просрочка составила 10 календарных дней начиная с 15.01.2011. В этом случае размер штрафа составит 5% от уплаченных сумм взносов. Сотрудник фонда отдельно по каждому виду правонарушения составит акт проверки и рассчитает следующие штрафные санкции:
- по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
39 150 руб. х 5% =1957,50 руб.;
- по взносам на "травму":
5400 руб. х 5% = 270 руб.
Вариант 2
Фирма представила расчет в органы ФСС России 18.072011. Просрочка составила 184 календарных дня начиная с 15.01.2011. Следовательно, штраф за 180 дней просрочки будет рассчитан в размере 30% от уплаченных взносов по каждому виду страхования. А начиная со 181-го дня штраф дополнительно увеличивается на 10% за каждый полный или неполный месяц. В нашем случае 4 дня просрочки после 180 дней являются основанием для увеличения штрафа на 10%:
- по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
39 150 руб. х 30% х 10% = 15 660 руб.;
- по взносам на "травму":
5400 руб. х 30% х 10% = 2160 руб.

Примечание
В.А. Едлин, частный юрист, член Комитета по правовым и судебным вопросам Международного общественного правозащитного движения "Единство"
Федеральные законы от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ и от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ ставят в зависимость размер штрафа от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате), а не от суммы начисленных страховых взносов, как указывает ФСС России в письме от 15 июля 2010 года N 02-03-10/05-5910. В этом случае плательщикам взносов следует руководствоваться законом, а не выраженным в письме мнением. Можно не вступать в спор и уплатить штраф, как того хочет ФСС России, но помимо дополнительных финансовых потерь плательщик сформирует негативную практику по данному вопросу.
Однако, если дело дойдет до суда, больше шансов убедить суд в позиции, основанной на законе, а не на логике, особенно когда последняя спорна. Если законодатель связал размер суммы штрафа с суммой взноса, подлежащей уплате, то произвольно менять данное предельно четко выраженное правило не может никто, в том числе ФСС России.

*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
*(2) письмо ФСС России от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910
*(3) письмо ФСС России от 22.03.2010 N 02-03-10/08-2328
*(4) Федеральный закон от 24.071998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ)
*(5) п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ
*(6) п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ
*(7) ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ
*(8) п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ
*(9) подп. 2 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ
*(10) п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ
*(11) утв. приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н
*(12) письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 422-19
*(13) приказ Минздравсоцразвития России от 18.12.2006 N 857
*(14) Федеральный закон от 28.11.2009 N 297-ФЗ

И.С. Гривцова
Материал предоставлен журналом "Актуальная бухгалтерия"

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения